Вечная религия есть вайшнава-дхарма

Новомосковск - 16 February 2017
Страхи и беспокойства о временных вещах. Вайшнава-дхарма. Карма-видха-вайшнава-дхарма. Гьяна-видха-вайшнава-дхарма. Шуддха-вайшнава-дхарма. Три фундаментальных истины шуддха-вайшнава-дхармы. Самбханда таттва. Пара-шакти. Необходимость сабандха-гьяны. Природа Джива-таттвы. Природа Майа-таттвы. Природа Абхидея-таттвы. Садхана Бхава и Према. Адхикар. Према - высшая духовная цель.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Васту» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:41:37 | качество: mp3 128kB/s 38 Mb | прослушано: 1294 | скачано: 738 | избрано: 32
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:19 Скромное жилище Лахири Махашая и хижина Шри Вайшнава даса находились рядом. Неподалеку росли деревья манго и кантхала. Территорию огораживали кусты бетеля. Во дворике была большая круглая терраса, сооруженная ещё в те времена, когда здесь жил Прадьюмна Брахмачари. Много лет назад вайшнавы назвали её «терраса Сурабхи». Они всегда обходили вокруг нее, выражая почтение, и полные веры, приносили свои поклоны.

Страхи и беспокойства о временных вещах

00:00:46 Однажды, на заходе солнца, сидя в своей хижине на циновке из сухих листьев, Шри Вайшнава дас повторял на четках святые имена Хари. Это было время двух недель убывающей луны. Постепенно смеркалось. В хижине Лахири Махашая мерцал свет масляной лампы.

00:01:01 Неожиданно, на пороге хижины, Лахири Махашая увидел змею. Он быстро схватил лампу и, взяв в другую руку палку, приготовился убить змею. Однако змея исчезла. Выбежав из хижины, Лахири Махашайи крикнул Вайшнава дасу, сидевшему в своей хижине: «Будь осторожен, во дворе змея! Она может заползти и в твою хижину!»
Вайшнава дас ответил: «Не беспокойся о змее, заходи в мою хижину, садись и ничего не бойся!»

00:01:26 Лахири Махашая зашел в хижину и сел на циновку, однако, помня о змее, в уме он продолжал испытывать беспокойство. Неспособный совладать с волнением, он сказал: «О великодушный, я думаю, что наш город Шантипур намного более спокойное место. Там можно не бояться змей, скорпионов и подобных тварей. А в Надии никогда нельзя почувствовать себя в безопасности. В особенности, это касается таких лесных районов, как Годрума. Цивилизованному человеку непросто жить в таких местах».

00:01:54 Шри Вайшнава дас Бабаджи ответил: «О Лахири Махашая, нет нужды беспокоиться о подобных вещах. Вероятно, ты слышал историю о Махарадже Парикшите из Шримад-Бхагаватам. Хотя этому великому преданному было предсказано умереть от укуса летучего змея Такшаки, он, несмотря на это, оставил все свои тревоги и сомнения, и бесстрашно погрузив свой ум в прохладные волны океана хари-катхамриты, описаний божественных игр Господа Хари, которые сродни живительному нектару «эликсира бессмертия».

00:02:25 Превзойдя в себе страх смерти, он внимал словам, исходящим из лотосных уст Шри Шукадевы и каждое мгновение наслаждался сладостным вкусом этих трансцендентных повествований, переживая неземное блаженство общения с Господом.

00:02:39 Он знал о том, что ещё не родилась та змея, которая своим ядом могла бы принести вред его духовному телу. Духовное тело вайшнава может лишь ужалить «змея разлуки» с нектаром повествований о Господе.

00:02:51 Дорогой друг, всегда помни о том, что материальное тело не вечно и рано или поздно тебе придется его оставить. Что бы мы ни делали, чтобы сберечь своё тело, однажды наступит тот день, когда истечет отмеренный ему срок, и никто тогда не сможет его защитить. Такова божественная воля Господа Кришны. Пока не наступил предписанный час смерти, человек может даже спать на одном ложе со змеей, но она не посмеет причинить ему вред. Поэтому, знай, что истинным вайшнавом может считаться лишь тот, кто превзошел в себе страх перед змеями и подобными мирскими напастями.

00:03:25 Если твой ум полон разнообразных страхов, он постоянно будет пребывать в беспокойстве. Кто же, имея такой беспокойный ум, сможет сосредоточиться на служении лотосным стопам Господа Хари? Поэтому оставь весь свой страх перед змеями, и не занимай свой ум мыслями о том, как защитить себя от них».

00:03:42 Обретя веру в слова Вайшнава даса, Лахири Махашая сказал: «О великая душа, твои мудрые слова изгнали страх из моего сердца! Я знаю, что лишь всегда сохраняя умиротворение, можно достичь цели жизни. Махатмы (великие души) живут в горных пещерах и, не боясь диких животных, в полном одиночестве поклоняются Всевышнему Господу. Более того, ведь именно из страха перед общением с материалистичными людьми, они оставили человеческое общество, поселившись в окружении диких лесных хищников».

00:04:13 Бабаджи Махашая сказал: «Когда Бхакти-деви, богиня преданного служения, являет себя в душе преданного, его сердце чудесным образом преображается. Такой человек становится бесконечно дорог всему живому в этом мире. Все любят преданного Господа — и обычные люди и праведники и грешники. Поэтому каждому надлежит стать чистым преданным — шуддха-вайшнавом».

00:04:34 Как только Лахири Махашайи услышал это, он сказал: «О великая душа, ты пробудил мою веру в вечную религию (нитья-дхарму)! Похоже, что нитйа-дхарма и вайшнава-дхарма тесно связанны между собой. Я склонен верить в это. Однако я не убежден до конца в том, что вайшнава-дхарма и нитйа-дхарма полностью идентичны, поэтому я смиренно прошу тебя прояснить эту тему».

Вайшнава-дхарма

00:04:58 Вайшнава дас Бабаджи стал отвечать: «В этом мире две различные религии носят имя вайшнава-дхармы. Одна – это чистая шуддха-вайшнава-дхарма, а вторая оскверненная виддха-вайшнава-дхарма. Хотя шуддха-вайшнава-дхарма по сути едина, она делится на четыре категории, которые синонимичны понятию раса.

00:05:18 Раса — это характерное устойчивое, трансцендентное настроение чистого преданного в его любовном служении Господу. Существует вайшнава-дхарма в настроении служения – дасйа-вайшнава-дхарма; в настроении дружбы – сакхйа-вайшнава-дхарма; в настроении родительских чувств – ватсалйа-вайшнава-дхарма; и мадхурйа-вайшнава-дхарма, служение в настроении супружеской любви. Но, несмотря на существование вышеперечисленных категорий, вайшнава-дхарма неделима. Она одна и только одна. Нитйа-дхарма (вечная религия) и парама-дхарма (трансцендентная религия) — два других её имени.

00:05:52 В шрути-шастре мы находим следующее утверждение: йад вигйате сарвам идам вигйатам бхавати — «Осознав Верховную Абсолютную Истину, человек познает все сущее» (Мундака-упанишад 1.1.3). Это утверждение касается шуддха-вайшнава-дхармы. Будь уверен в том, что полное понимание истины о вайшнавской религии в свой срок раскроется перед тобой.

00:06:12 Видха-вайшнава-дхарма — оскверненная религия вайшнавов, делится на две категории: карма-видха — религия, оскверненная деятельностью ради плодов (кармой) и гьяна-видха — религия, оскверненная имперсональным знанием (гьяной).

Карма-видха-вайшнава-дхарма

00:06:25 Религиозная традиция, выдаваемая смарта-пандитами и ортодоксальными брахманами за вайшнава-дхарму относится к первой категории - карма-видха. Хотя она включает в себя посвящение в вишну-манту, тем не менее, в ней приуменьшается, значение Самого Вишну, Всепроникающего Господа Вселенной. Они лишь предоставляют Ему почетное место в «технологии» процесса кармы, признавая Его то ли составной частью процесса, то ли его подчиненным звеном.

00:06:52 Согласно представлениям таких людей, Вишну становится зависимым от механизмов кармы, которыми могущественные полубоги управляют от Его имени. Они заключают, что не карма зависима от Господа Вишну, а Вишну вынужден подчиняться её власти. Им представляется, что все виды поклонения и духовной практики, такие как упасана, бхаджана и садхана — есть только составные части процесса кармы, поскольку нет ничего превыше кармы.

00:07:17 Такой вид вайшнава-дхармы, отражающей взгляды философов карма-мимамсы, существует в мире с незапамятных времен. Многие люди в Индии, придерживающиеся данной доктрины, считают себя вайшнавами и в своей гордости не признают таковыми истинных преданных. Последователи карма-мимамсы поистине неудачливы.

Гьяна-видха-вайшнава-дхарма

00:07:35 Точно также широкое распространение получила в Индии гьяна-видха-вайшнава-дхарма, религия, оскверненная гьяной. Согласно взглядам представителей этой школы, Абсолютная Истина есть Брахман, непостижимый, всепроникающий, лишенный какой-либо формы и качеств. Для достижения этой бесформенной цели они рекомендуют последовательно поклоняться Сурье, Ганеше, Шакти, Шиве и Вишну, которые все имеют формы.

00:08:00 Согласно их пониманию, достигнув вершины знания, человек может оставить такое поклонение, для того, чтобы стать единым с Брахманом, лишенным каких-либо личностных характеристик, безграничным и непостижимым для разума.

00:08:13 Принимая подобные взгляды за истину, многие люди неуважительно относятся к чистой вайшнавской религии. Поклонение пяти вышеперечисленным божествам носит название панчопасана. Хотя вишну-арчана предписана в этом ряду божеств, что предусматривает принятие дикша-инициации (духовного посвящения), совершение пуджи (ритуала поклонения), как и других аспектов проявления преданности Господу Вишну, и, более того, иногда даже рекомендует совершение поклонения формам Шри Шри Радха-Кришны, тем не менее она не может считаться чистой религией вайшнавов.

Шуддха-вайшнава-дхарма

00:08:45 Шуддха-вайшнава-дхарма стоит в стороне от этих оскверненных форм религии. Находясь под влиянием века Кали, люди в большинстве своем не способны понять, что есть чистая религия вайшнавов и ошибочно принимают за таковую всевозможные оскверненные или искаженные её проявления.

00:09:03 Шримад-Бхагаватам говорит о том, что есть три вида людей, которые, каждый по-своему, воспринимают Абсолютную Истину: первые, это брахма-правритти – те, кто склоняются к принятию всепроникающего Имперсонального Брахмана как своей высшей цели; другие, это парматма-правритти, те, кто устремляет свои усилия к постижению Параматмы — Господа, пребывающего в сердце; и наконец, бхагавата-правритти, преданные Вишну, питающие бескорыстную любовь к Верховной Личности, Бхагавану, исполненному трансцендентных качеств.

00:09:34 Так, первые из них принимают метод панчопасаны, вставая тем самым, на путь брахма-правритти. Это есть карма-видха-вайшнава-дхарма – религия, оскверненная кармой.

00:09:45 Вставшие на путь параматма-правритти, принимают принципы карма-йоги и аштанга-йоги, стремясь достичь состояния транса (самадхи), в котором они смогут созерцать тонкую форму Кширодакашайи Вишну, Параматму. Согласно их представлениям, инициация в вишну-мантру, вишну-арчана, гаятри-дхьяна и другие подобные элементы садханы — есть составные части кармы. Такова гьяна-видха-вайшнава-дхарма – религия, оскверненная гьяной.

00:10:13 Наиболее же удачливые дживы, привлеченые идеей чистого преданного служения Верховной Личности Бога, обладающего вечной трансцендентной формой и духовными качествами, встают на путь бхагавата-правритти. Эти возвышенные души поклоняются шри-виграхе (божеству) и выполняют другие элементы бхакти-садханы, которые, несмотря на внешнее сходство, нельзя причислить ни к составляющим процесса кармы, ни к составляющим процесса гьяны, ибо в них заключена сама суть чистой трансцендентной религии – шуддха-бхакти, которая всегда полностью свободна от примеси кармы и гьяны. Вайшнава-дхарма, находящая своё выражение в этой чистой доктрине, есть шуддха-вайшнава-дхарма.

00:10:54 Шримад-Бхагаватам говорит об этом следующее:

00:10:55 vadanti tat tattva-vidas
tattvaṁ yaj jñānam advayam
brahmeti paramātmeti
bhagavān iti śabdyate

[Шримад-Бхагаватам 1.2.11]

00:10:56 «Ученые-трансценденталисты, постигшие Абсолютную Истину, знают эту свободную от двойственности реальность как Брахман, Параматму и Бхагаван».

Бхагават-таттва - знание о Бхагаване

00:11:05 Бхагават-таттва – знание о Верховной Личности Бога, как высшем проявлении Абсолютной Истины, гласит, что Бхагаван отличен от двух предыдущих Своих аспектов, поскольку является наиболее чистым, совершенным и полным проявления бытия Бога.

00:11:19 Бхагаван — это Господь Вишну, абсолютно чистая и совершенная концепция бхагават-таттвы. Дживы, принимающие Его таковым, также абсолютно чисты и совершенны. Их чистая и совершенная приверженность к бескорыстному служению Господу Кришне называется бхакти (преданным служением).

00:11:36 Бхакти (преданность Господу Вишну) также известна под именами шуддха-вайшнава-дхарма (чистая религия вайшнавов), нитйа-дхарма (вечная религия), джайва-дхарма (изначальная религия всех живых существ), бхагавата-дхарма (религия поклонения Верховной Личности Бога), парамартха-дхарма (религия, ведущая к обретению высшей цели жизни) и пара-дхарма (высшая религия).

Наймитика дхарма

00:11:59 Все виды религии, которые направляют человека к постижению Брахмана и Параматмы, относятся к числу наймитика (временных форм религии, вызванных к жизни определенными обстоятельствами). Материальный мотив, нимитта, побуждает человека стремиться к безличному Брахману. Поэтому такой вид дхармы — наимитика, а не нитйа.

00:12:19 Обусловленная джива стремится обрести освобождение и, в этих своих попытках вырваться из материального заточения, она обращается к безличному, лишенному индивидуальных черт, аспекту Бога — Брахману. Эти устремления дживы следует считать материально-мотивированными, наймитика, ибо их побудительная причина материальна, а именно — желание избавиться от материального рабства.

00:12:42 Те дживы, которые стремясь обрести блаженство самадхи, обращаются к постижению Параматмы, точно так же принимают прибежище наймитика-дхармы, поскольку ими управляет желание тонких материальных наслаждений. Поэтому параматма-дхарма также временна. Вечна лишь религия служения Верховной Личности Бога».

Шуддха-вайшнава-дхарма

00:13:02 Выслушав это, Лахири Махашая сказал: «О великая душа, пожалуйста, наставь меня в чистой религии вайшнавов (шуддха-вайшнава-дхарма) . Несмотря на то, что мне уже много лет, я прошу тебя быть великодушным ко мне и даровать прибежище у своих лотосных стоп. Пожалуйста, не отвергай меня! Я слышал, что даже, если кто-то ранее принял дикшу (духовное посвящение) и шикшу (духовное наставление) от недостойного гуру, встретив истинного духовного наставника, он должен вновь просить посвящение и наставлений. В течение нескольких дней я слушал твои возвышенные объяснения и теперь, благодаря им, я полон веры в религию вайшнавов. Будь милосерден, наставь меня в тайны вайшнава-дхармы и, обучив всему, дай мне посвящение, чтобы я стал абсолютно чист».

00:13:48 Немного смущенный, Бабаджи Махашая сказал: «Мой дорогой святой брат, хотя я не имею права становиться твоим дикша-гуру, я несомненно стану обучать тебя, насколько это в моих силах. Теперь, пусть же исполнится твоё желание — слушай о чистой религии вайшнавов.

Три фундаментальных истины шуддха-вайшнава-дхармы

00:14:05 Шри Кришна-Чайтанья Махапрабху, изначальный духовный учитель всего мира, учит тому, что существуют три фундаментальные истины шуддха-вайшнава-дхармы: самбандха-таттва (знание о взаимоотношениях дживы с Верховным Господом), абхидхейа-таттва (средство достижения конечной цели) и прайоджана-таттва (конечная цель — кришна-према). Тот, кто ясно понимает эти три истины (таттва) может действовать соответствующим образом. Он — чистый преданный Господа — шуддха-вайшнав.

Самбханда таттва

00:14:34 Самбандха-таттва также имеет три раздела: 1) Джада-джагат (майика-таттва), материальный мир (или понимание фундаментальной сути энергии, создающей иллюзорную реальность), 2) Джива (адхина-таттва) , живые существа (или понимание фундаментальной природы подвластных ничтожно-малых частиц духа), 3) Бхагаван (прабху-таттва), Всевышний Господь (или понимание фундаментальной природы, повелевающего Верховного существа).

00:15:02 Бхагаван один, Он не имеет Себе равных. Он всепривлекательный; Он — источник всех богатств, всей сладости; Он единственное прибежище как для бесчисленных индивидуальных душ, так и для майи — иллюзорной энергии. Он всегда независим. Его вечное тело необычайно прекрасно.

00:15:20 В тоже время, лишенный личностных черт Брахман, всепроникающий и безграничный, всего лишь отражение сияния, исходящего от Его трансцендентного тела. Посредством своей энергии божественного могущества (айши-шакти), Он создает бесчисленные материальные вселенные и помещает в них бесчисленные дживы. Затем Он Сам входит в материальное космическое проявление, принимая форму Своей частичной экспансии – Кширодакашайи Вишну, Параматмы.

00:15:46 Таково понимание фундаментальной природы Ишвары — Верховного повелителя, Владыки и Сверхдуши. Проявляя Свои верховные богатство и власть, Он — Вайкунтха-пати-Нарайана, Всевышний Господь, вечно прибывающий в своем духовном царстве, находящимся за пределами материальных вселенных.

00:16:04 Однако в Своем божественно-сладостном облике Гопала, мальчика-пастушка, Он — Господь Кришначандра на Голоке-Вриндаване, находящейся даже выше сферы Вайкунтхи. Там на Голоке, Он не верховный повелитель; Он Гопиджанаваллабха — возлюбленный трансцендентных пастушек, гопи, покоренный силой их бескорыстной любви..

00:16:25 Все Его разнообразные экспансии, такие как пракаша (тождественная форма) и виласа (форма, принимаемая для проведения игр) — безграничны и вечны. Никто не равен Ему, не говоря уже о том, чтобы быть выше Его.

Пара-шакти

00:16:39 Он проявляет Свои формы пракаша и виласа посредством Своей высшей энергии — пара-шакти. Пара-шакти проявляет Его могущество (викрама) в самых разных формах, три из которых известны дживам.

00:16:51 Первая носит название чит-викрама – внутренняя энергия, посредством которой Господь проводит свои трансцендентные игры.

00:16:59 Следующий вид энергии носит имя джива или татастха-викрама. Это пограничная энергия, посредством которой проявляются бесчисленные живые существа, и с помощью которой обеспечивается их автономное существование.

00:17:12 Третья энергия называется майа-викрама – энергия, создающая иллюзию. Благодаря её силе создаются: материальное время, материальная деятельность и материальные объекты.

00:17:23 Дживы связаны с Верховной Личностью Бога; материальная энергия и дживы связаны с Верховной Личностью Бога. Верховная Личность Бога и дживы связаны с материальной энергией. Все эти различные группы отношений составляют понятие самбандха-таттва. Имеющий полное понимание самбандха-таттвы, считается обладающим полным знанием об всей совокупности этих видов отношений (самбандха-гьяна). Не имея самбандха-гьяны, никто не может считаться чистым вайшнавом».

Необходимость сабандха-гьяны

00:17:50 Лахири Махашая сказал: «Я слышал от некоторых преданных, что вайшнавы не нуждаются в знании, поскольку они постигают тайны преданности Господу, посредством углубления своих трансцендентных эмоций, становясь тем самым бхавука-бхактами. Правильное ли это утверждение? Что касается меня, то должен тебе признаться, что, то до сегодняшнего дня, я всегда стремился пробудить в себе такие эмоции, с помощью пения святых имён Господа Хари. Я отнюдь не стремился обрести какое-либо знание».

00:18:19 Бабаджи сказал: «Бхава – это росток божественной любви и источник трансцендентных эмоций. Она – высший плод духовных устремлений вайшнава в его практике преданного служения. Тем не менее, бхава должна быть кристально чистой.

00:18:35 Некоторые люди считают, что цель духовной практики – прекратить личностное существование, растворив свою индивидуальность в безличном Брахмане. Для достижения этого, они искусственно стимулируют свои эмоции. Однако, поскольку сам путь их рассуждений неверен, то и усилия их нечисты, а их эмоции материальны. Всё это не более, чем имитация шуддха-бхавы.

00:18:56 Шуддха-бхава настолько прекрасна, что даже мельчайшая её капля мгновенно исполнит все желания дживы. В тоже время, спектакль из мирских эмоций, в исполнении тех, кто ставит своей целью безличное освобождение, не принесет им ничего, кроме бесконечных страданий.

00:19:11 Как бы человек ни пытался доказать окружающим свою преданность Господу, демонстрируя на показ свои чувства, если при этом он считает себя Брахманом, то следует понимать, что все его театральные эмоции не более чем ловкий трюк, призванный обмануть невинную публику. Поэтому самбандха-гьяна абсолютно необходима шуддха-вайшнавам».

00:19:34 Лахири Махашая с верой спросил: «Скажи мне, существует ли истина выше Брахмана? Почему ученые философы испокон веков пытаются достичь этого непостижимого состояния безличного единения, если Брахман всего лишь вторичное проявление Абсолютной Истины? Почему они не оставляют эти свои усилия, для того, чтобы поклоняться Кришне, Верховной Личности Бога – если Тот есть Сам источник и основа безличного Брахмана».

00:19:58 Бабаджи Махашая улыбнулся и сказал: «Все истинно-великие философы, такие как Брахма, четверо Кумаров, Шукадева Госвами, Нарада, Шива и другие, не имея никаких иллюзий в отношении имперсонального знания, ещё в давние времена приняли прибежище у стоп Верховной Личности Бога».

Непостижимая Форма Бхагавана

00:20:16 Лахири Махашая сказал: «Если Бхагаван обладает формой, тогда Его форма занимает определенное пространство и, следовательно, ограниченна определёнными размерами. Каким же образом, в таком случае, ограниченная форма Бхагавана, может быть источником безграничного, всепроникающего Брахмана?»

00:20:33 Бабаджи ответил: «Эфир (Акаш), материальный элемент материального мира, тоже всепроникающ и безграничен. Разве величие Брахмана состоит в том, что Ему присущи те же самые два качества, что и материальному элементу? Верховная Личность Бога так прекрасна, что всего лишь своим сиянием порождает безграничный, всепроникающий Брахман, и в то же самое время, сохраняет свою неизменную, полностью духовную форму, которая, казалось бы, обладает размерами и занимает определённое пространство. Разве это не удивительно?

00:21:04 Благодаря своей непостижимой природе, Бхагаван превосходит безличный Брахман. Его трансцендентное тело бесконечно прекрасно и необычайно привлекательно для всех обладающих сознанием живых существ. В Нём вечно пребывают такие качества, как вездесущность, всеведение, всемогущество, безграничное милосердие, неописуемое блаженство, в их полном и наиболее концентрированном состоянии. А потому, посуди сам, что же выше – трансцендентная форма, обладающая всеми божественными достояниями, наделённая всеми божественными энергиями и совершенствами или непонятное, аморфное, всепроникающее, не имеющее никаких качеств, нечто, которое невозможно даже описать словами?»

00:21:47 В действительности Брахман есть безличный аспект Бхагавана. Безличный и личностный аспекты одновременно присутствуют в Бхагаване в своей полной гармонии. Безличный Брахман, который обращает на себя внимание людей ограниченных, заключает в себе неполное знание о Верховной Личности Бога, отражающее лишь один из аспектов Его бытия. Однако, такое ограниченное знание неспособно привлечь людей знающих (сарвадарши). Их цель – это Полное Целое, Верховная Личность Бога в Его вечной трансцендентной форме, воплощающией в себе все трансцендентные энергии.

00:22:19 Вайшнавы не отдают свою веру безличному, бесформенному Брахману, ибо это встало бы на пути их естественного чувства преданности и лишило бы их возможности обрести чистую любовь к Кришне.

00:22:30 Верховная Личность Бога Шри Кришначандра – основа обеих ипостасей Бога – лишённого качеств Брахмана и обладающей качествами всепривлекающей Личности. Он – океан трансцендентного блаженства, притягивающий к себе бесчисленные живые существа».

Тело Кришны сат-чит-ананда

00:22:45 Лахири Махашая спросил: «Кришна родился, совершал разнообразные действия, и в конце оставил своё тело. Каким же образом Его тело можно считать вечным?»

00:22:57 Бабаджи: «Тело Кришны сат-чит-ананда. Оно вечное, исполнено знания и блаженства. Его рождение, деяния и так называемая смерть – нематериальны».

00:23:07 «Почему, в таком случае, Махабхарата и другие грантхи приводят описания, которые казалось бы говорят об обратном?» спросил Лахири.

00:23:14 Бабаджи: «Слова бессильны описать Абсолютную Истину, ибо Она находится за пределами материальных чувств. Чистые души, святые садху, в духовном трансе самоосознания, воочию созерцают образ Кришны и Его вечные игры. Когда же своё трансцендентное видение они передают в форме описаний, запечатлённых в словах, может показаться, что это всего-на-всего изложение произошедших когда-то исторических событий, участниками которых являются мирские герои. Тем не менее, удачливые читатели и слушатели, способные извлекать трансцендентную суть этих описаний, воспринимают их совершенно иначе, чем неразумные материалисты, чьё видение ограничено их мирским опытом».

Духовное видение (чид-анубхава)

00:23:54 Лахири: «Медитируя на образ Господа Кришны, человек видит в своём сердце форму, ограниченную пространством и временем. Каким же образом можно превзойти эти ограниченные представления чтобы сосредоточить своё сознание на истинном образе Всевышнего».

00:24:09 Бабаджи: «Сосредоточение и медитация – это функции ума. Пока ум не очищен и не одухотворён, любые совершаемые им действия, будь то сосредоточение, медитация, или философские размышления, будут оставаться материальными. Если, отбросив все мирские сомнения и мирскую логику, человек посвящает себя воспеванию святых имён Господа, тогда его ум постепенно одухотворяется, обретает духовную природу(чинмая) и пробуждает заложенные в нём духовные наклонности.

00:24:37 Когда в сердце человека начинает струиться родник нама-расы, материальные оковы мгновенно спадают и материальный мир теряет свою власть над таким преданным. Само бытиё преданного полностью одухотворяется. Он открывает для себя духовное измерение, благодаря которому, даже находясь в материальном мире, он может созерцать ежедневные игры Господа Кришны (ашта-калиа-лила). Таким образом, очень скоро, он обретает сокровенное служение Господу».

Повторение Святых Имен

00:25:03 Лахири: «Пожалуйста, будь милостив, открой для меня подобное духовное понимание и духовное видение (чид-анубхава)».

00:25:11 Бабаджи: «Бесполезно пытаться постичь это знание посредством мирской логики и материальных слов. Высшая Истина открывается в ощущениях нисходящего блаженства божественного откровения. Оставь свои бесплодные рассуждения и в течение нескольких дней просто повторяй Святое Имя, не отвлекаясь ни на что другое. Силой Святого Имени, ты освободишься от всех сомнений, и тебе не придётся более обращаться с подобными просьбами, ибо духовный мир сам проявится в твоём сердце».

00:25:38 Лахири: «Из твоих слов я понял, что высшей цели может достичь человек, с верой и постоянством воспевающий святые имена Кришны. Благодаря тебе, я осознал смысл взаимоотношений души и Верховного Господа (самбандха-гьяна). Теперь я полон решимости всецело отдать себя шри-харинама-бхаджану, методу воспевания святых имён».

00:25:57 Бабаджи: «Превосходно! Очень скоро, обретя ясное понимание своих отношений с Господом, ты сможешь увидеть Абсолютную Истину такой, как она есть».

Джива-таттва

00:26:07 Лахири: «Для меня стало очевидным, что Абсолютная Истина – это Кришна, Верховная Личность Бога, бхагават-таттва. Бхагаван – это Его высшая форма, тогда как Брахман и Параматма – Его подчинённые аспекты. Хотя Он всепроникающий и вездесущий, в своей вечной духовной форме, Он вечно живёт в своей трансцендентной обители в духовном мире. Будучи Личностью, Он вечно полон блаженства и знания. Хотя Он господин всех энергий, Он постоянно пребывает в обществе своей хладини-шакти (энергии наслаждения), которая служит для Него неисчерпаемым источником блаженства. Теперь, прошу тебя, объясни мне природу джива-таттвы».

00:26:43 Бабаджи: «Одна из бесчисленных энергий Шри Кришны называется татастха-шакти. Рождённые этой пограничной энергией живые существа, находятся между духовной и материальной сферами бытия, и тем самым имеют доступ, как в те, так и в другие миры. Поэтому данная энергия зовется также джива-таттва.

00:27:02 Дживы – ничтожные частицы чистого духа – чит-параману. Благодаря своим ничтожно малым размерам, дживы склонны попадать в рабство материального мира. Однако, будучи чистым духом, они имеют право вечно жить в полном блаженства духовном мире.

00:27:15 Есть два типа индивидуальных душ-джив: 1) мукта, свободные дживы, обитатели духовного мира; 2) баддха, дживы обусловленные, обитающие в материальном мире. Баддха-дживы также делятся на две категории: 1) удита-вивека, разумные; 2) анудита-вивека, неразумные. Птицы, животные и люди, которые не стремятся достичь высшей духовной цели – неразумные. Люди, принявшие путь вайшнава-дхармы – разумные. Никого другого нельзя причислить к этой категории. Поэтому писания провозглашают, что служение вайшнавам и общение с ними – лучшие из всех видов деятельности.

00:27:53 Разумные люди, имеющие веру в шастры, обретают вкус к Кришна-наме, (повторению Святых Имён). Таких людей естественным образом начинают привлекать вайшнавы, служение им и общение с ними. Неразумные, не имеющие веры в священные писания, не встают на путь харинама-бхаджана. Даже если они поклоняются Божеству Кришны, соблюдая все правила арчана, они не проявляют почтения вайшнавам и не стремятся служить им».

Майа-таттва

00:28:18 Лахири: «Кришна-таттва и джива-таттва теперь стали понятны для меня. Будь добр, объясни майа-таттву».

00:28:24 Бабаджи: «Майа – суть материя (ачит-вйапара). Она – одна из энергий Кришны. Она также известна как апара-шакти, низшая энергия или бахиранга-шакти, внешняя энергия. Подобно тому, как тень находится далеко от света, также майа никогда не приближается к Кришне и Его преданным.

00:28:42 Майа проявляет 14 материальных миров, землю, воду, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго, побуждающее человека отождествлять себя с материальным телом. Майа производит на свет грубое и тонкое тело, служащие одеждой для обусловленной дживы. Обретая мукти, джива получает духовное тело, абсолютно свободное от влияния майи.

00:29:05 Чем в большей степени джива опутана майей, тем дальше она находится от Кришны, и чем более она свободна от майи, тем ближе она к Кришне. Материальная вселенная создаётся по воле Кришны, чтобы предоставить баддха-дживам место для исполнения их материальных желаний. Материальный мир не создан для вечного обитания в нём живых существ. Скорее это место для исправления их греховных наклонностей».

00:29:30 Лахири: «О, господин, теперь, пожалуйста, расскажи о вечных отношениях, которые связывают майю, дживы и Господа Кришну».

00:29:38 Бабаджи: «Джива есть ану-чит, ничтожно малая частичка сознания, а Кришна – пурна-чит – полное сознание; поскольку часть призвана служить целому, джива, согласно самой своей природе, есть вечный слуга Кришны. Мир, созданный майей – это тюрьма для дживы. Благодаря общению с преданными, джива начинает повторять святые имена Хари и тем самым обретает милость Кришны.

00:30:01 Обретя свою вечную духовную форму, джива наслаждается вкусом сокровенного служения Господу Кришне в Его духовной обители. Таковы отношения между этими тремя таттвами. Никто не может заниматься чистым преданным служением, не имея этого знания».

00:30:18 Лахири: «Если знание настолько необходимо, чтобы стать вайшнавом, означает ли это, что человек должен стать великим пандитом (учёным)?».

00:30:27 Бабаджи: «Для того чтобы стать вайшнавом, нет необходимости изучать какие-либо языки или становиться великим учёным. Для того чтобы сбросить покров майи, человек должен принять убежище у стоп истинного духовного учителя. Следуя его наставлениям и его примеру, ученик обретет самбандха-гьяну. Принятие духовного учителя называется дикша, а передача трансцендентного знания – шикша».

00:30:49 Лахири: «Что надлежит делать человеку, получившему дикшу и шикшу?»

00:30:54 Бабаджи: «Ведя благочестивый образ жизни, человек должен с любовью служить Кришне. Это называется абхидхейа – метод, ведущий к достижению конечной цели, кришна-преме. Поскольку этот метод ясным образом объяснён в священных писаниях (абхидха), Господь Чайтанья Махапрабху назвал его абхидхейа».

00:31:11 Глаза Лахири Махашая наполнились слезами, и он сказал: «О, мой божественный учитель, я принимаю прибежище у твоих лотосных стоп. Слушая твои слова, более сладкие, чем нектар, я осознал свои взаимоотношения с Кришной. Твоей милостью, глубокие самскары (ментальные, подобные оттиску, впечатления), связанные с моим происхождением, кастой, образованием и духовными достижениями, рассеялись. Теперь же, будь милостив, наставь меня в вопросе абхидхейа-таттвы».

Абхидея-таттва

00:31:39 Бабаджи: «Не беспокойся ни о чем. Видя твоё смирение, Шри Кришна Чайтанья, несомненно, окажет тебе свою милость; на самом деле, твоё неподдельное смирение уже есть знак Его милости. Для души, запутавшейся в материальном мире, есть лишь одно средство освобождения – садху-санга, общение с преданными.

00:31:58 Истинный гуру и истинные садху милостиво учат человека тому, как служить Господу Кришне. Совершая бхаджану, человек постепенно достигает цели жизни – прайоджаны. Таким образом бхагават-бхаджана, преданное служение, совершаемое для удовлетворения Господа называется абхидхейа».

Садхана, Бхава и Према

00:32:15 Лахири: «Пожалуйста, расскажи мне, как совершать бхагават-бхаджану».

00:32:20 Бабаджи: «Под бхагават-бхаджаной понимают бхакти. Существует 3 ступени бхакти: садхана – (стадия практики), бхава – первый луч божественной любви и према – зрелая стадия божественной любви. В самом начале, благодаря совершению садхана-бхакти, приходит бхава. Наполняясь, бхава становится совершенной, достигая стадии премы».

00:32:41 Лахири: «Расскажи, каковы разные виды садханы, и как их совершать».

00:32:45 Бабаджи: «Эта тема очень подобно освящена Шрилой Рупой Госвами в его книге « Шри-бхакти-расамрита-синдху». Я расскажу тебе вкратце её содержание. Существует 9 видов садханы описанные в Шримад-Бхагаватам:

00:32:55 śravaṇaṁ kīrtanaṁ viṣṇoḥ
smaraṇaṁ pāda-sevanam
arcanaṁ vandanaṁ dāsyaṁ
sakhyam ātma-nivedanam

[Шримад Бхагаватам 7.5.23]

00:33:05 Слушание; повторение; памятование святых имён, форм, качеств и игр Господа Шри Кришны; служение Его лотосным стопам; поклонение Ему посредством 16 парафернарий; вознесение Ему молитв; служение Ему в умонастроении слуги; служение Ему в умонастроении близкого друга; принесение в служение Ему самого себя, своего тела и своей души – таковы 9 видов преданного служения – садхана-бхакти.

00:33:30 Анализируя эти 9 видов, а также их составные части и подвиды, Шрила Рупа Госвами, подробно описал шестьдесят четыре вида садхана-бхакти. Необходимо отметить ещё один момент: садхана-бхакти бывает 2 видов: вайдхи-бхакти (садхана, основанная на следовании правилам и ограничениям священных писаний) и рагануга-бхакти (садхана, вызванная чувством спонтанной любви).

00:33:51 Следуя вайдхи-бхакти, преданный совершает вышеперечисленные 9 видов преданного служения. Вставший на путь рагануга садхана-бхакти, выполняет те же действия внешне, однако становится последователем кого-либо из обитателей Враджа и в своём сердце начинает совершать сокровенное служение Кришне, следуя примеру такого враджа-васи бхакты. Преданному надлежит выбрать тот вид садхана-бхакти, который соответствует виду его адхикары».

Адхикар

00:34:16 Лахири: «Как человеку можно узнать, какова его адхикара (квалификация) для того или иного вида садханы?»

00:34:23 Бабаджи: «Адхикарой для совершения садханы является вера. Вначале духовный учитель порекомендует ученику следовать принципам вайдхи садхана-бхакти, обучив его всем правилам и предписаниям этого пути. Затем, посчитав своего ученика достойным этого, он посвятит его в принципы рага-марга, наставив его совершать бхаджану, следуя пути рагануга садхана-бхакти».

00:34:45 Лахири: «Что же делает человека квалифицированным для этого?»

00:34:49 Бабаджи: Человеку надлежит совершать вайдхи-бхакти до тех пор, пока в своём сердце он не испытает спонтанного влечения (рага) к Господу, и пока он склонен совершать служение в соответствии с указаниями священных писаний. Если же в сердце человека уже пробудилось естественное чувство любви к Кришне и спонтанное желание совершать хари-бхаджану, вследствие чего, он не хочет более оставаться слугой предписаний и ограничений шастр, такой преданный достоин того, чтобы встать на путь рагануга-бхакти».

00:35:17 Лахири: «О учитель, твои объяснения принципов адхикары не вполне ясны для меня. Будь добр, вновь объясни, в чём же принципиальная разница между вайдхи и раганугой и какой все таки путь надлежит принять мне.»

00:35:30 Бабаджи: «Ты сможешь определить, на что ты способен, изучив состояние своего сердца. Считаешь ли ты сам, что для тебя возможно совершать преданное служение Господу, не следуя строго указаниям шастр?»

00:35:43 Лахири: «Я чувствую, что в данный момент, преданное служение в соответствии с указаниями писаний – наиболее правильный и безопасный путь для меня. Однако, в последнее время, преданное служение стало приносить мне особую радость. Мне представляется хари-бхаджана подобной океану нектара, и я думаю, что, посвящая себя регулируемому преданному служению, я рано или поздно обрету возможность в полной мере наслаждаться этим нектаром.»

00:36:07 Бабаджи: «Теперь ты видишь, что правила и предписания шастр управляют твоим умом и потому тебе надлежит принять практику вайдхьи-бхакти. Постепенно спонтанное влечение к Господу (рага) сама собой проявится в твоём сердце».

00:36:20 Выслушав эти слова, Лахири Махашая почтительно коснулся стоп Бабаджи. Его глаза наполнились слезами и он сказал: «Пожалуйста, будь милостив, наставь меня в соответствии с моей адхикарой. Сам я не способен определить, на что я годен. Я боюсь совершить ошибку и пойти по ложному пути».

00:36:38 Бабаджи Махашая обнял его и попросил сесть.

00:36:41 Лахири: «Пожалуйста, дай мне ясные наставления, какой вид бхаджаны мне надлежит совершать».

00:36:48 Бабаджи: «Тебе надлежит повторять Святые Имена Господа Хари. Шри Харинама-бхаджан – наиболее могущественный вид преданного служения. Не существует разницы между намой и нами – Святым Именем Господа и Самим Господом. Если ты будешь повторять Шри Харинам, избегая всех 10 оскорблений, ты вскоре обретёшь все мыслимые духовные совершенства.

00:37:05 Повторять Святые Имена нужно с полной верой. Все девять видов преданного служения осуществляются сами собой, если человек повторяет святые имена. Произнося наму, преданный совершает шраванам (слушание) и киртанам (повторение). Произнося святые имена, он естественным образом будет помнить о Господе (смаранам) и в своём сердце служить его лотосным стопам (пада-севанам), поклоняться Ему (арчанам), возносить молитвы Ему (ванданам), служить Ему в настроении слуги (дасьям) или друга (сакхьям), и, в конце концов, полностью отдаст Ему всего себя (атма-ниведанам). Таким образом Шри Харинам позволит преданному занять себя преданным служением в наивысшей степени».

00:37:46 Лахири: «Я горю жаждой получить от тебя святое имя! О мой учитель, будь милостив ко мне. Исполни это желание моего сердца».

00:37:54 Бабаджи: «Хорошо! Ты должен всегда повторять эти святые имена, тщательно избегая оскорблений: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

00:38:09 Вновь и вновь повторяя эти имена, Бабаджи Махашая вложил в руки Лахири чётки, сделанные из дерева Туласи. Слёзы потекли из глаз Лахири Махашая. Бережно прижав к груди чётки, он повторял слоги маха-мантры.

00:38:23 Затем он сказал: «О мой Господин, мне не под силу описать то счастье, которое я испытываю сейчас». Сказав это, он, переполненный радостью, без чувств упал к стопам Бабаджи. Бабаджи осторожно поднял его с земли.

00:38:37 Спустя какое-то время, Лахири пришёл в себя и сказал: «Сегодня я чувствую себя невероятно удачливым. Никогда ранее я не был настолько счастлив».

00:38:46 Бабаджи: «О махатма, ты поистине удачлив, поскольку ты с полной верой принял шри харинаму. Благодаря тебе и я также обрёл великую удачу».

00:38:57 С этого дня Лахири Махашая посвятил всего себя воспеванию святых имен на чётках(нама-бхаджану). Он жил в своей хижине, не испытывая больше никакого страха. Так прошло несколько дней. Ежедневно Лахири Махашая наносил знаки тилака на двенадцать частей своего тела; он не ел ничего, кроме кришна-прасада (пищи, предложенной Господу); ежедневно он повторял на чётках два лакха харинама (200 тысяч святых имён Хари). Увидев чистого вайшнава, он всегда смиренно кланялся ему.

00:39:27 Каждое утро, перед тем как приступить к исполнению своих духовных обязанностей, он выражал своё почтение Парамахамсе Бабаджи, принося дандават-пранамы. Он постоянно с верой служил своему гурудеву. Его более не привлекали мирские разговоры или мирская музыка, он также не стремился более блеснуть своим музыкальным даром. Это был уже не тот Лахири Махашая, которого все знали. Он стал истинным вайшнавом.

Према - высшая духовная цель

00:39:52 В один день, почтительно поклонившись своему учителю, Лахири спросил: «О Господин, какова высшая духовная цель? Что есть прайоджана-таттва?»

00:40:02 Бабаджи: «Числая любовь к Кришне (кришна-према) есть высшая духовная цель дживы, прайоджана-таттва. Благодаря постоянной практике садхана-бхакти, достигается бхава. Когда бхава становится зрелой и полной, она называется према (чистая духовная любовь).

00:40:18 Према – это вечная природа индивидуальной души, её вечное достояние, её вечная цель жизни. Отсутствие премы – величайшая трагедия для дживы. Лишённая этого сокровища, джива испытывает бесчисленные страдания, запутывается в сетях материальной энергии, привязывается к объектам, приносящим временное мирское удовлетворение, и чувствует себя бесконечно несчастной.

00:40:40 Нет ничего выше и чище, чем према. Према управляет даже Самим Господом Кришной. Према полностью духовна. Когда ананда (духовное блаженство) становится наиболее густой и сочной, оно известно под именем према. Глаза Лахири заполнились слезами и он сказал: «Смогу ли я когда-либо достичь премы?»

00:40:59 Бабаджи, обняв Лахири, сказал: «Очень скоро твоя садхана-бхакти преобразится в бхава-бхакти, и тогда Господь Кришна одарит тебя всей своей милостью».

00:41:08 Услышав это, полный радости, Лахири Махашая упал к стопам Бабаджи и сказал: «Разве есть кто-либо более значимый, чем мой духовный учитель! Только силой своей милости, мой гурудев вытащил меня из тёмного колодца материальных чувственных удовольствий».

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 06 March 2017