Научное свидетельство о дживах, проглоченных майей

Москва - 29 марта 2017
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:40:52 | качество: mp3 128kB/s 37 Mb | прослушано: 2 | скачано: 13 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Выслушав объяснение Даша мулы о природе вечной души, Враджанатха вернулся к себе домой. Лежа на постели, он размышлял над услышанным.

00:00:00 «Меня всегда волновал вопрос: «Кто есть Я?» Сегодня, наконец, я получил ответ: «Я - вечная частица духа, искра в лучах трансцендентного солнца (Шри Кришны). Хотя у меня ничтожно крохотные размеры, я обладаю духовной тождественностью, знанием и возможностью наслаждаться. У меня есть вечное духовное тело (сварупа), подобное телу Кришны, и состоящее из чистой природы духа (чит-кана). К моему великому несчастью, я не могу видеть эту трансцендентную форму; однако, сегодня, во мне проснулось такое желание, и это вселяет надежду в мое сердце. Сейчас мне необходимо понять причину, того, что я попал в это ужасное положение. Завтра я обязательно обращусь с этим вопросом к моему духовному учителю».

00:00:00 Пока Враджанатх размышлял подобным образом, нидра-деви (богиня сна) незаметно подкралась к нему и похитила его взволнованный ум. Во сне ему привиделось, будто он принимает одежды отреченного вайшнава. Проснувшись, Враджанатх подумал о том, что Господь очень милости к нему, и похоже на то, что очень скоро освободит его тюрьмы материального существования.

00:00:00 Утром следующего дня, когда Враджанатх сидел на веранде своего дома, к нему подошли несколько учеников, и, поклонившись, сказали: «О учитель, в течение долгого времени ты учил нас логике. Под твоим руководством мы освоили многие разделы ньяи; теперь, пожалуйста, объясни нам книгу Ньяя-кусуманджали».

00:00:00 Враджанатх с чувством глубокого смирения ответил ученикам: «Простите меня, но я не смогу вас больше ничему обучать. Подобно Нимай Пандиту, я больше не притронусь к этим книгам. Пожалуйста, найдите себе другого учителя».

00:00:00 Расстроенные ученики один за одним ушли. Примерно в то же самое время, как произошел этот разговор с учениками, дом Враджанатха посетил гхатак (сват) Шри Чатурбхуджа Мишра, который обратился к бабушке Враджанатха с предложением об устройстве брака Враджанатха с дочерью Виджаянатхи Бхаттачарьи.

00:00:00 Шри Чатурбхуджа Мишра сказал: «Виджаянатха Бхаттачарья происходит из очень благородного рода. Его семья богата и пользуется всеобщим уважением. Но самое большое сокровище Виджаянатха Бхаттачарьи - это его необычайно прекрасная, наделенная всеми достоинствами, дочь. Она могла бы составить подходящую пару твоему внуку, ибо я знаю совершенно точно, что Бхаттачарья еще никому не обещал отдать ее руку».

00:00:00 Это известие обрадовало бабушку, но вместе с тем опечалило до глубины души самого Враджанатха. «Что же это такое? – размышлял он, – бабушка решила устроить мою свадьбу в тот самый момент, когда в я принял решение оставить семью и отречься от мира. Ах! Как это не соответствует моим намерениям!»

00:00:00 В доме разгорелись жаркие споры: Враджанатх в одиночестве отстаивал свою позицию, но его мать, бабушка и другие старшие женщины убеждали его в обратном. Женщины пытались самыми разными способами уговорить Враджанатха принять брачное предложение, но Враджанатх упорно не соглашался.

00:00:00 Так прошел целый день. К вечеру начал лить дождь, который продолжался до поздней ночи, и Враджанатх не смог, как это было у него заведено, отправиться в Майяпур на встречу с Бабаджи Махараджем.

00:00:00 Прошла ночь, и наступило утро. За завтраком споры о женитьбе разгорелись с новой силой; Враджанатх не смог даже спокойно закончить трапезу и в течение всего дня ему трудно было найти спокойное место, поскольку его родственники вели борьбу до победного.

00:00:00 Вечером, на заходе солнца, Враджанатх отправился в Шривасангам и, увидев, наконец, святого Бабаджи, в отчаянии обхватил его стопы.

00:00:00 Бабаджи Махарадж радостно приветствовал Враджанатха: «Вчера вечером был сильный дождь и мы не смогли встретиться. Я очень счастлив видеть тебя сегодня».

00:00:00 Враджанатх ответил: «О мой господин, я попал в беду; позволь пока мне не говорить об этом; позже я опишу тебе свою ситуацию.

00:00:00 А сейчас, пожалуйста, ответь мне на следующий вопрос: каким образом джива, обладающая чистой духовной природой, могла запутаться в материальном мире, полном страданий и боли? Каким образом она оказалась в таком незавидном положении?»

00:00:00 Бабаджи улыбнулся и сказал: «Это объясняет шестой стих Даша-мулы, который звучит следующим образом:

00:00:00 сварупартхаир-хинан ниджа-сукха-паран кришна-вимукхан харер майа дандйан гунанигадхаджалайх калайати татха стхулаир лингай вивидха-варанаих клеша-никараи-иммахармаланаир-найати патитан-сварга-нирайау
(Даша-мула, шлока 6)

00:00:00 «Вечная природа дживы (сварупа-дхарма) – служение Кришне. Иллюзорная энергия Бхагавана (майя) наказывает те дживы, которые восстают против воли Кришны и, оставив свое вечное предназначение, погружаются в мир материальных наслаждений. Майя связывает их тремя веревками-гунами (саттва, раджас и тамас), покрывает их чистое сознание тонким и грубым материальными телами и помещает в круговорот рождения и смерти (самсара-чакра), заставляя их вновь и вновь наслаждаться и страдать, то, возносясь в рай, то, опускаясь в темнейшие районы ада».

00:00:00 Бесчисленные дживы появляются на свет тремя различными способами:

00:00:00 1) на Голоке-Вриндаване от Шри Баладевы Прабху; предназначение этих джив - служить Вриндаван-Бихари Шри Кришне в качестве Его вечных спутников;

00:00:00 2) другие дживы на планетах Вайкунтхи, проявляет Шри Санкаршана; эти дживы вечно служат повелителю духовного неба Вайкунтхапати Нараяне.

00:00:00 Обе эти категории душ, находясь в непосредственной близости от Господа наслаждаются трансцендентной расой позитивного преданного служения Ему, и потому не могут утратить своего статуса свободной личности ни при каких обстоятельствах. Поскольку такие дживы вечно пребывают в духовном мире под защитой духовной энергии, майя не может ни подчинить их своему влиянию, ни даже коснуться их. Находясь под покровительством духовной энергии (сварупа-шакти), они никогда не привлекаются низшей материальной энергией (майя-шакти), и сила их преданности никогда не ослабевает. Эти возвышенные души настолько далеки от материальной энергии, что даже не подозревают о ее существовании; всегда поглощенные служением своему повелителю, они испытывают ни с чем не сравнимое блаженство и им не ведомы удовольствия и страдания материального мира. Вся их жизнь наполнена сладостными переживаниями трансцендентной любви, и им не известны такие понятия, как скорбь, смерть или страх.

00:00:00 Кроме того существуют:

00:00:00 3) бесчисленные атомарные дживы, которые проявляет Каранадокашаи Вишну бросая взгляд на материальную энергию.

00:00:00 Хотя такие души имеют все качества джив, описанные мной ранее, они, тем не менее, очень слабы. Рожденные на границе между материей и духом (татастха), эти дживы получают возможность лицезреть майю, а также все ее удивительные творения. Они оказываются перед выбором, который будет определен тем, в какую сторону (в направлении материального или же духовного мира) будет устремлен их взгляд. Слабость татастха-дживы состоит в том, что она не обладает духовной силой (чид-бала), которую можно обрести в процессе преданного служения. Эта духовная сила есть милость Всевышнего. Дживы, пожелавшие наслаждаться майей и пользоваться теми благами, которые она сулит, входят в материальный мир и становятся узниками майи. Однако, стоит им обратиться к Всевышнему Господу и посвятить себя чистому преданному служению Его лотосным стопам (чид-анушиланам), они мгновенно обретут Его безграничную милость и, наделенные духовной силой, войдут в вечный духовный мир. О Баба, как же мы неудачливы: оставив возможность вечного служения Шри Кришне, мы отдали себя во власть майе, позволив ей связать себя по рукам и ногам. Отвергнув положение слуги Кришны, мы оказались в темнице материального мира ».

00:00:00 Враджанатх: «Прабху, ты сказал, что татастха-дживы рождаются на границе между материальным и духовным мирами. Пожалуйста, объясни мне, почему одни дживы выбирают мир майи, а другие отправляются в духовный мир?»

00:00:00 Бабаджи: «Качества Кришны присутствуют в дживах, но в незначительной степени. Поскольку Кришна абсолютно независим, дживы также в незначительной степени обладают этим качеством. Джива, которая использует независимость должным образом, всегда позитивна в своем отношении к Кришне; однако, злоупотребив свою независимостью, джива становится враждебной Ему. Враждебность к Кришне рождает в сердце дживы желание наслаждаться майей. В гордости своей джива думает: «Я наслаждаюсь материей». Так формируется ложное эго (аханкара) дживы и ее вечная чистая духовная форма покрывается пятью видами невежества: 1) тамишра (самообман, причиной которого являются гнев или зависть, побуждающие дживу, забыть свое изначальное положение); 2) андха-тамишра (страх смерти, вызванный осознанием дживой конечности своего материального существования); 3) тамас (отсутствие знания о природе чистой души); 4) моха (иллюзорное представление о себе, как о материальном теле); и 5) маха-моха (безумие, вызванное ложным чувством собственности).

00:00:00 Итак, наше рабство или свобода зависят от того, правильно или неправильно мы воспользовались дарованной нам независимостью».

00:00:00 Враджанатх: «Почему милосердный Господь Кришна позволяет дживе быть настолько слабой, что она, беспомощная, запутывается в материальном мире?»

00:00:00 Бабаджи: «Кришна необычайно милостив. Однако, Господь являет свою природу посредством Своих трансцендентных развлечений. Божественные игры (лилы) Кришны разнообразны и неповторимы, и ради их полноты и завершенности, Он помещает дживы (не прямо, а косвенным образом, т.е. создавая для этого соответствующие условия) в различные состояниях бытия, начиная от пограничного (татастха) и кончая высшей стадией духовного совершенства (маха-бхава). Кроме того, с помощью Своей низшей энергии, Кришна создал все уровни материального существования, начиная с платформы пассивной материи и завершая концепцией аханкары (ложного эго), которое закрывает дживе доступ к обретению высшего трансцендентного блаженства в служении Кришне (парамананда). Дживы, забывшие свое изначальное положение, интересуются только собственным меркантильным счастьем (преяс), которое они находят в удовлетворении материальных чувств. Они не знают, что является для них истинным благом (шреяс), и потому, становясь все более враждебными Богу и служению Ему, опускаются в самые темные районы материального бытия. Однако Господь Кришна, будучи безгранично милостивым, несмотря на их падшее состояние и откровенную враждебность, заботится о том, чтобы каждая джива, сделавшая выбор в пользу материального существования, могла преодолеть последствия своей роковой ошибки и достичь высшего духовного предназначения в служении Господу. Господь Кришна посылает в материальный мир Своих вечных спутников или же приходит Сам вместе со Своей обителью (дхамой) и вечными слугами (нитья-парикары). Благодаря этому некоторые падшие дживы, воспользовавшись беспричинной милостью Бхагавана, встают на путь преданного служения и в свое время достигают духовного мира, где обретают вечное служение Всевышнему».

00:00:00 Враджанатх: «Мне не понятно, почему дживы должны страдать ради того, чтобы Бхагаван мог наслаждаться играми. Пожалуйста, помоги мне разрешить это сомнение».

00:00:00 Бабаджи: «Независимость, которой обладают дживы, это знак особой милости Бхагавана по отношению к ним. Любые неодушевленные предметы незначительны и бесполезны, ибо они лишены подобной независимости (свободной воли). Только благодаря независимости, которая предоставляет индивидууму право выбора и является характеристикой личности, джива смогла стать «повелителем» материального мира.

00:00:00 Боль и наслаждение – это два состояния материального ума. Тот же самый предмет, который приносит боль одному человеку, для другого, человека, привязанного к данному объекту чувств, будет источником наслаждения. Нужно понимать, что страдание является оборотной стороной любых материальных удовольствий. Боль и разочарование – это то, что обретает джива как итог всех своих попыток наслаждаться материей. Поняв двойственность материального счастья, всегда сопровождаемого страданиями, джива начинает стремиться к чистому счастью. Это стремление формирует духовный разум, который в свою очередь побуждает человека искать ответы на насущные вопросы жизни. Любознательность приводит его в общество садху; в результате такого общения в сердце человека возникает трансцендентная вера (шраддха); благодаря которой он решительно вступает на путь, ведущий к высшему совершенству, путь преданности. Таким образом, то, что приносило страдания в начале, становится источником высшего счастья в конце. Золото очищают, растапливая его на огне и затем обрабатывая его молотом; подобно этому, джива, оскверненная враждебностью к Кришне и своим неугасаемым стремлением к чувственным удовольствиям, может очиститься под ударами молота страданий на наковальне материальной природы.

00:00:00 Итак, страдания живых существ, которые отвернулись от Кришны, в конечном итоге оборачиваются для них безграничным счастьем, и потому являются знаком особой милости Бхагавана.

00:00:00 Понимая это, разумные люди приходят к такому заключению: страдания обусловленных душ в материальном мире есть благо, ибо они находятся в гармонии с божественным замыслом Господа Шри Кришны как часть Его трансцендентной лилы. Однако недалекие люди не видят этого и считают страдания дживы в материальном мире неблагоприятными и бессмысленными».

00:00:00 Враджанатх: «Пусть страдания в конечном итоге и оборачиваются благом для дживы, тем не менее, в настоящий момент баддха-джива испытывает боль. Почему всемогущий и всемилостивый Господь Кришна не открыл иной, не столь болезненный для обусловленной души, путь?»

00:00:00 Бабаджи: «О баба! Господь Шри Кришна всегда занят разнообразными трансцендентными играми, каждая из которых наполнена глубоким смыслом. Подумай сам, зачем всемогущему и независимому Господу избегать какой-либо одной из них? Полное разнообразие игр Кришны подразумевает, что и эта игра также имеет право на существование.

00:00:00 Кроме того, участники других развлечений Господа также испытывают то, что можно было бы назвать страданиями. Таковы условия божественной лилы, в которой Господь Шри Кришна является наслаждающимся (пуруша) и действующим (карта), тогда как все участники, ингредиенты и инструменты Его развлечений, всецело повинуются Его воле; они подчинены Его желаниям, на них направлены или с их помощью осуществляются все Его действия.

00:00:00 В материальном мире, в отношениях между людьми, тот человек, который подчиняется воле другого более могущественного человека, лишенный свободы и независимости, будет испытывать страдания.

00:00:00 Однако, если страдания ведут к наслаждению, то они не могут быть названы страданиями в полном смысле этого слова. Именно такие, так называемые, страдания, даны дживе для того, чтобы она могла принять участие в играх Кришны. Если, стремясь к Господу, джива проходит через страдания и боль, то все выпавшие на ее долю испытания становятся для нее источником особого трансцендентного блаженства.

00:00:00 Если обладающая независимостью джива, совершив сознательный выбор, отвергает полные наслаждения игры Кришны и входит в мир майи, разве есть в этом вина Господа? Только джива является причиной всех своих страданий, и никто другой».

00:00:00 Враджанатх: «С какой целью Господь Кришна наделил дживу независимостью и правом выбора? Разве не было бы более справедливым уберечь дживу от возможности совершить роковую ошибку?

00:00:00 Если всезнающему Господу Кришне известно наверняка, какая именно джива злоупотребит своей независимостью, почему Он позволяет ей совершить этот шаг, и разве Он Сам при этом не несет ответственности за ее страдания?»

00:00:00 Бабаджи: «Независимость подобна драгоценному камню. Неодушевленные и неподвижные предметы материального мира, лишенные этого дара, весьма незначительны и бесполезны. Независимость - это то качество, которое выделяет дживу из мира мертвой материи.

00:00:00 Джива представляет из себя крохотную частицу духа и потому она обладает качествами, присущими всем духовным объектам. Однако, Верховный Господь, будучи совершенным духовным целым, обладает всеми духовными качествами во всей их полноте, тогда как джива наделена ими в незначительной степени. Являясь одним из духовных качеств, независимость не может существовать отделено от своего носителя, и потому крохотная частица духа, джива, на правах трансцендентной субстанции (васту), обладает независимостью, хотя эта независимость весьма ограничена из-за ее ничтожно малых размеров. Только благодаря этому качеству, дживы возвышаются над мертвой материей и способны пользоваться материальными объектами.

00:00:00 Все дживы очень дороги Кришне, ибо они - Его вечные слуги. Переживая как собственную, боль несчастных существ, которые злоупотребив дарованной им независимостью, погрузились в иллюзию майи, Господь Кришна, Чье сердце всегда полно сострадания, проливает слезы милосердия и решает Сам низойти в материальный мир, чтобы даровать им освобождение. Из трансцендентной реальности вслед за Верховным Господом нисходят Его непостижимо-прекрасные игры (ачинтья-лилы). Господь дарует возможность живым существам созерцать Его божественные развлечения и, обретя необходимую квалификацию, самим принять в них участие.

00:00:00 Однако невежественная дживы не понимают величия деяний Кришны и не стремятся воспользоваться выпавшей на их долю удачей. Видя это, Господь Кришна является в Шри Навадвипа дхаме в золотом образе Шри Гаурахари. Олицетворение божественной милости, Он приносит в мир харинама-санкиртану (воспевание святых имен, качеств, форм и развлечений Бхагавана) и собственным примером учит падшие души о высшей Абсолютной Истине. Скрывая Свою природу Всевышнего Господа, великодушный Гаурахари в облике преданного проповедует славу кришна-бхакти. Баба, как ты можешь винить Кришну, который столь милостив? Его милость непостижима и безгранична, а несчастная джива слаба и беспомощна».

00:00:00 Враджанатх: «Из твоих слов можно заключить, что причиной страданий дживы является майя-шакти, и потому стоит всемогущему Господу Кришне прогнать майю, как дживы освободятся от всех своих страданий».

00:00:00 Бабаджи: «Майя-шакти представляет из себя искаженное отражение сварупа-шакти (внутренней энергии) Кришны. Майа деви - покорная служанка Кришны; ее цель состоит в том, чтобы очистить падшие души и сделать их достойными слугами Бхагавана. Заблудшие дживы, которые отвернулись от Кришны и забыли о своем божественном предназначении, помещаются в тюрьму материального мира, а надзирательница «тюрьмы», Майя деви, берется за их исправление.

00:00:00 Точно также, как царь строит тюрьму для блага своих подданных, Бхагаван Шри Кришна по Своей беспричинной милости к дживам создает материальный мир, который подобен тюрьме, и назначает Майю надзирательницей в ней».

00:00:00 Враджанатх: «Если материальный мир является тюрьмой для джив, тогда что из себя представляют кандалы, в которые закованы дживы?»

00:00:00 Бабаджи: «Майя имеет в своем распоряжении три вида кандалов: 1) кандалы, сделанные из благости (саттва-гуна); 2) кандалы, сделанные из страсти (раджа-гуна); и 3) кандалы, сделанные из невежества (тамо-гуна).

00:00:00 Каждая баддха-джива скована этими тремя кандалами; в зависимости от степени своей материальной обусловленности, одни дживы скованы невежеством, другие – страстью, а третьи – благостью. Хотя можно видеть некоторую разницу в положении различных обусловленных душ, тем-не-менее, все три вида кандалов символизируют материальное рабство, будь они сделаны из золота, серебра или железа».

00:00:00 Враджанатх: «Мне не совсем понятно то, каким образом низшая (материальная) энергия, майя может заковать в кандалы дживу - крошечную частицу духа. Будь добр, разреши это мое сомнение».

00:00:00 Бабаджи: «Материальные объекты не способны прикоснуться к духовным сущностям, не говоря уже о том, чтобы подчинить их своей воле. Однако, как только джива начать думать о себе: «Я – наслаждающаяся майей», – ее атомарное духовное тело мгновенно покрывается тонким материальным телом, воплощающим в себе идею ложного самоотождествления (аханкара); майя обретает власть над дживой и связывает ее по рукам и ногам.

00:00:00 Дживы, имеющие эго в благости, обитают на райских планетах, и известны как деваты (полубоги). Они закованы в золотые кандалы, олицетворяющие собой гуну благости. Дживы, имеющие эго в страсти, обладают природой, которая сочетает в себе склонности полубогов и людей; такие живые существа закованы в серебряные кандалы гуны страсти. Дживы, имеющие эго в невежестве, всегда погружены в поиски мирских удовольствий. Они закованы в железные кандалы гуны невежества.

00:00:00 Все эти дживы, закованные в золотые, серебряные или железные кандалы, не способны покинуть тюрьмы материального мира; они вынуждены бесконечно долго оставаться в заточении и переносить бесчисленные страдания».

00:00:00 Враджанатх: «Какова деятельность (карма) баддха-джив, находящихся в темнице майи?»

00:00:00 Бабаджи: «Оказавшись в материальном мире, баддха-джива в первую очередь стремится обрести чувственное счастье, и совершает необходимые для этого действия. Во-вторых, джива прилагает все усилия к тому, чтобы избежать страданий, которые причиняют ей сковывающие ее кандалы. Таковы два вида кармы, совершаемой баддха-дживой».

00:00:00 Враджанатх: «Пожалуйста, опиши подробно, что из себя представляет первый из этих двух видов кармы».

00:00:00 Бабаджи: «Грубое материальное тело (стхула-шарира), покрывающее сознание дживы, проходит через шесть видов изменений: рождение, рост, сохранение, порождение себе подобных, увядание и смерть. Кроме того, на всех стадиях материального существования, дживу, облаченную в грубую оболочку, всегда сопровождают голод, жажда и разнообразные желания. Баддха-джива всегда находится во власти так называемых естественных потребностей тела, таких как еда, сон, общение с противоположным полом и т.д. Для того, чтобы исполнить все свои чувственные желания, а так же для того, чтобы иметь возможность наслаждаться материальным комфортом, человек выполняет ритуалы, предписанные религией. В течение жизни человек проходит через десять очистительных обрядов (самскары), начиная с гарбходхана-самскары и завершая погребальной церемонией, а также регулярно совершает восемнадцать видов жертвоприношений, предписанных Ведами. Приверженность человека строгому исполнению всех этих ритуалов объясняется его стремлением к мирскому благочестию (пунья-карма), которое позволит ему в следующем рождении вознестись на высшие планеты материальной вселенной и насладиться удовольствиями, доступными небожителям. Испытав высший стандарт чувственного счастья, и исчерпав, тем самым, запас пунья-кармы, он вновь примет рождение на Земле, в семье брахманов или аристократов, и проведет беззаботную жизнь, наполненную земными удовольствиями. Таков путь благочестивых джив.

00:00:00 Неблагочестивые дживы выбирают другой путь, путь адхармы (безбожия): пренебрегая предписаниями шастр они совершают разнообразные грехи, и не заботясь о следующей жизни, стремятся обрести счастье в данном рождении.

00:00:00 Итак, дживы, принадлежащие к первой категории, достигают Сваргалоки и других высших планет материальной вселенной, где они наслаждаются райскими удовольствиями, дарованными им в качестве награды за их благочестивые заслуги, а когда отмеренное им время для наслаждения подходит к концу, вновь рождаются на Земле, получая тело человека. Однако, дживы, относящиеся ко второй категории, в результате своих греховных действий, отправляются в ад (Паталалока и другие низшие планеты материальной вселенной), где, страдая, расплачиваются за все совершенные ими преступления. Искупив болью свою греховность (папа-карма), они также вновь рождаются в человеческом теле.

00:00:00 Таков путь дживы, запутавшейся в хитросплетениях кармы в бесконечном круговороте материального существования (самсара-чакра). День за днем джива прилагает усилия в своем стремлении к материальным удовольствиям и, одновременно с этим, усиленно пытается избежать страданий. В результате праведных поступков, джива получает возможность наслаждаться временными радостями материального бытия, а в результате греховных действий, обретает боль и страдания».

00:00:00 Враджанатх: «Теперь пожалуйста объясни мне, что из себя представляет второй вид кармы».

00:00:00 Бабаджи: «Джива, облаченная в грубое материальное тело, на пути к чувственному счастью, испытывает бесчисленные страдания, которые она пытается преодолевать ценой разнообразных усилий. Чтобы утолить голод и жажду, человек зарабатывает деньги, с помощью которых можно было бы обеспечить себя необходимыми продуктами питания; чтобы защитить себя от холода, он покупает одежду; чтобы удовлетворить свое желание интимной близости с женщиной, он вступает в законный брак. Человек тяжело трудится, чтобы поддержать свою семью, детей и всех своих родственников; заболев, он прибегает к помощи врачей и лекарств, а стремясь защитить свою собственность от посягательств других, он обращается в судебные инстанции и пользуется услугами адвокатов. Побуждаемый шестью врагами: вожделением, гневом, жадностью, иллюзией, гордостью и завистью (кама, кродха, лобха, моха, мада и матсарья), он вовлекается во множество греховных действий, совершает насилие над другими, вступает в споры и разногласия, преследует и унижает своих врагов, похищает чужую собственность, ведет себя высокомерно и заносчиво, – таким образом, вся жизнь его наполняется грехом. Для того, чтобы быть свободным и независимым, человек строит свой собственный дом, который становится пристанищем греха. Вся жизнь обусловленной души, находящейся во власти майи, превращается в борьбу за существование, в которой она стремится исполнить свои желания и при этом избежать материальных страданий».

00:00:00 Враджанатх: «Если бы майя покрыла дживу только тонким телом (линга-шарира), не было бы это достаточным условием для ее материального рабства?»

00:00:00 Бабаджи: «Нет. Грубое тело (стхула-шарира) также необходимо, поскольку с помощью одного только тонкого тела джива не может действовать в материальном мире. Действия, совершаемые дживой с помощью грубого тела, формируют ее разнообразные материальные желания, которые хранятся в ее тонком теле. Желания являются причиной появления нового грубого тела, которое джива получает в следующем рождении и они же становятся стимулом для ее материальной деятельности в этом новом теле».

00:00:00 Враджанатх: «Существует ли непосредственная связь между поступками дживы и их последствиями? Идеологи карма-мимамсы считают, что Бог (Ишвара) не способен награждать человека плодами его кармы, ибо Ишвара есть плод человеческого воображения, и Его существование в рамках философской доктрины оправдано лишь с позиций утилитаризма. Мимамсаки утверждают, что действия (карма) производят таттву, именуемую апурва, а апурва, в свою очередь, рождает карма-пхал (результат совершенных действий). Что ты думаешь о такой философии?»

00:00:00 Бабаджи: «Последователи карма-мимамсы не знают истины священных писаний. Не найдя в Ведах ничего, кроме указания совершать жертвоприношения, и не поняв самой сути ведического мировоззрения, они создали свою поверхностною философскую доктрину, которая приводит их к ложным выводам.

00:00:00 Веды однозначно утверждают, что Ишвара дарует каждому плоды его действий. К примеру, Шветашватара Упанишад (4.6) и Мундака Упанишад (3.1.1) говорят следующее:
два супарна сайуджйа сакхайа
саманам врикшам паришасваджате
тайор анйах пиппалам свадв аттй
анашнанн анйо ’бхичакашет

00:00:00 «Кширодакашайи Вишну (Сверхдуша) и джива (индивидуальная душа) располагаются в одном сердце. Они подобны двум птицам, сидящим на ветке дерева. Одна из птиц (джива) вкушает плоды дерева (наслаждает чувства материального тела и пожинает последствия каждого своего действия), тогда как другая птица (Параматма) не притрагивается к плодам, но лишь наблюдает за первой».

00:00:00 Этот стих говорит о том, что Ишвара, будучи другом и доброжелателем дживы, внимательно наблюдает за тем, чтобы джива всегда получала плоды своей кармы. Джива, подвластная майе, совершая карму, находится в зависимости от последствий своих поступков, тогда как Ишвара, повелитель майи, всегда независим.

00:00:00 В авторитетной ведической доктрине нет места выдуманному принципу апурвы, который так дорог мимамсакам. Учение, которое отвергает Бога, не может быть полным и совершенным».

00:00:00 Враджанатх: «Почему ты говоришь, что карма не имеет начала (анади)?»

00:00:00 Бабаджи: «Корнем кармы является желание совершать материальные действия, а корнем самого материального желания является невежество (авидья), которая представляет из себя забвение дживой своего положения вечного слуги Кришны. Авидья рождается на стыке материального и духовного миров (татастха), и потому, не имеет начала в пределах материального времени. Вследствие этого, карма как производная авидьи, также считается не имеющей начала (анади)».

00:00:00 Враджанатх: «В чем состоит разница между майей и авидьей?»

00:00:00 Бабаджи: «Майя – это энергия Кришны. С помощью майи Шри Кришна создает материальный мир, назначение которого состоит в том, чтобы очистить восставшие против Него дживы. Майя существует в двух аспектах: авидья (невежество) и прадхана (изначальная форма материи). Авидья направляет усилия индивидуальных душ, а прадхана погружает их в безжизненную материю. Весь материальный мир во всем его многообразии произошел из прадханы, тогда как всевозможные индивидуальные желания обусловленных душ возникают благодаря авидье.

00:00:00 Помимо этого, майя имеет еще два других аспекта: видья (знание) и авидья (невежество). Оба они имеют непосредственное отношение к дживам: авидья порабощает дживы, а видья освобождает их. Преступная джива, отвернувшись от Кришны, оказывается в распоряжении авидья-шакти и остается в ее власти до тех пор, пока не изменит своего отношения к Верховному Повелителю. Однако, стоит дживе обратить свой взор к Кришне, как видья-шакти вступает в свои права и помогает дживе обрести окончательное освобождение из темницы материального мира.

00:00:00 Брахма-гьяна (осознание безличного аспекта Абсолюта) – есть лишь один из аспектов видьи. Развитие духовного интеллекта как функции видьи начинается с религиозной праведности, и достигает своей кульминации в полном постижении духовного знания об Абсолютной Истине. Авидья покрывает сознание чистой души, а видья устраняет это покрытие». Враджанатх: «Каковы функции прадханы?»

00:00:00 Бабаджи: «Воля Бхагавана проявляется в форме калы (времени); Бхагаван посредством калы приводит в возбуждение тонкую материальную природу (майя-пракрити), которая принимает форму махат-таттвы (суммарного состояния всех материальных элементов). Вслед за этим, силой прадханы, которая выступает в качестве деятельного аспекта майи, в ходе преобразования махат-таттвы, создается вещественная (т.е. состоящая из отдельных элементов) материя (дравья). Происходит это в следующем порядке: трансформация махат-таттвы рождает аханкару (ложное эго); затем, когда аханкара подвергается влиянию гуны невежества, возникает акаша (пространство); пространство порождает воздух (вайу); из воздуха возникает огонь (анала); из огня – вода (апа). Подвергаясь дальнейшей трансформации, вода порождает землю (бхуми). Таков процесс образования пяти фундаментальных материальных элементов, называемых панча-маха-бхута.

00:00:00 Теперь послушай о том, как создаются пять объектов чувств (панча-танматра).

00:00:00 Когда кала приводит в возбуждение деятельный аспект пракрити, называемый авидья, в маха-таттве проявляется тенденция к карме (корыстной деятельности) и гьяне (имперсональному знанию). Из кармы под влиянием саттва и раджа-гуны возникают знание (гьяна) и деятельность (крия) соответственно; из махат-таттвы также проявляется аханкара, а из аханкары возникает буддхи (интеллект). Шабда (звук), будучи категориальной принадлежностью пространства или эфира, возникает из трансформации интеллекта. Звук рождает чувство осязания (спарша), которое имеет качества воздуха и пространства. Далее возникают: прана (жизненный воздух), оджас (жизненная энергия) и бала (жизненная сила). Форма и цвет (рупа), присущие огню, возникают как трансформация чувства осязания. Таким образом огонь обладает тремя качествами, а именно: формой, осязанием и звуком. Затем возникает вода, которая имеет четыре качества: вкус, форму, осязаемость и звук. Дальнейшая трансформация ведет к появлению элемента земли, в котором присутствуют следующие пять качеств: запах (гандха), вкус (раса), форма (рупа), осязаемость (спарша) и звук (шабда). Следует понимать, что все изменения, которым подвергается прадхана, происходят благодаря присутствию чайтанья-пуруши (высшей сознающей личности).

00:00:00 Существует три вида аханкары: вайкарика (в благости), тайджаса (в страсти) и тамаса (в невежестве). 1) аханкара в гуне благости порождает материальные элементы; 2) аханкара в гуне невежества порождает объекты чувств; 3) а десять чувств рождаются из аханкары в гуне страсти. Чувства обусловленной души делятся на две равные категории: чувства, посредством которых джива обретает материальное знание (гьяна-индрии) и чувства, с помощью которых джива совершает карму (карма-индрии). Глаза, уши, нос, язык и кожа принадлежат к первой категории чувств, а речь, руки, ноги, анус и гениталии принадлежат ко второй.

00:00:00 Даже если все пять грубых материальных элементов (панча маха-бхута) и три тонких элемента (сукшма-бхута) соединены вместе, они не могут создать живое индивидуальное существо. Только после того, как обладающая сознанием джива входит в эти материальные элементы, они обретают форму и образ личностного существования. Верховная Личность Бога Своим трансцендентным взглядом помещает крошечную частицу духа, дживу, в тело, созданное из грубых и тонких материальных элементов, и тем самым вдыхает в него жизнь. Чувства обусловленной души, рожденные из гун благости и страсти, обретают способность функционирования только в контакте с объектами чувств, созданными силой прадханы при участии гуны невежества. На основании приведенного анализа можно понять, каким образом действует авидья и прадхана.

00:00:00 Итак майя включает в себя двадцать четыре элемента: пять грубых элементов (маха-бхуты): земля, вода, огонь, воздух и эфир; пять объектов чувств (танматры): запах (гандха), вкус (раса), форма (рупа), осязание (спарша) и звук (шабда); пять познающих чувств (гьянендрии); пять деятельных чувств (кармендрии); ум (манас); интеллект (буддхи); читта (оскверненное сознание) и ложное эго (аханкара).

00:00:00 Наделенная сознанием крохотная частица духа – джива входит в материальное тело, состоящее из вышеперечисленных двадцати четырех элементов, и потому должна считаться двадцать пятым элементом, а Параматма-Ишвара, сопровождающий дживу в ее обусловленном существовании - это двадцать шестой элемент мироздания».

00:00:00 Враджанатх: «Видимое человеческое тело приблизительно равно семи пядям. Скажи, пожалуйста, каков размер тонкого материального тела (линга-шарира), в сравнении с грубым (стхула-шарира). Кроме того, мне хотелось бы узнать, в какой части тела расположена трансцендентная душа».

00:00:00 Бабаджи: «Панча-махабхута, панча-танматра и даша-индрия (пять грубых элементов, пять объектов чувств и десять чувств) составляют основу грубого тела (стхула-шарира). Тонкое тело (линга-шарира) состоит из таких элементов, как: манас, буддхи, читта и аханкара (ум, интеллект, оскверненное сознание и ложное эго). Обладающая сознанием джива, попав в зависимость от майи, начинает воспринимать материальное тело и связанные с ним объекты чувств в категориях «Я» и «Мое», и в результате этого утрачивает статус трансцендентный сущности, и вместе с ним знание о том, что является для нее истинным благом.

00:00:00 Джива обладает очень тонкой (духовной) природой; она находится за пределами материального пространства и времени, а также не имеет каких-либо материальных качеств. Несмотря на свои ничтожно малые размеры, джива пронизывает своим сознанием все тело. Подобно тому, как крошечная капля харичанданы (сандаловой пасты, смешанной с шафраном и некоторыми другими ингредиентами), помещенная на какую-либо часть кожи, охлаждает все тело, так и крохотная кшетрагья-джива, располагаясь в одной части тела (а именно в сердце), способна осознавать его целиком, испытывая все его боли и наслаждения».

00:00:00 Враджанатх: «Если действия самой дживы являются причиной сладких или горьких плодов кармы, в чем тогда заключается роль Ишвары, и как при этом можно говорить, что именно Ишвара дарует дживе возможность наслаждаться или страдать?»

00:00:00 Бабаджи: «Джива, совершающая карму, является непосредственной (инструментальной) причиной последствий своих действий, тогда как Ишвара является отдаленной (действенной) причиной. Бхагаван выступая в качестве гаранта кармы, следит за тем, чтобы каждая джива обрела плоды, всех своих действий, греховных и праведных. Индивидуальная душа может прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемое, однако, этого недостаточно; только всемогущий и всезнающий Ишвара дарует каждой дживе последствия ее действий, и только Его милостью джива получает то, что ей причитается».

00:00:00 Враджанатх: «В каком состоянии может находиться баддха-джива?»

00:00:00 Бабаджи: «Джива, заключенная в материальное тело, проходит в своем развитии пять ступеней, и потому можно говорить о существовании пяти видов баддха-джив: аччхадита-четана-джива (джива, чье сознание полностью покрыто); санкачита-четана-джива (джива, чье сознание покрыто частично); мукулита-четана-джива (джива, чье сознание подобно начавшему распускаться цветку); викашита-четана-джива (джива, чье сознание подобно распустившемуся цветку) и пурна-викашита-четана (джива, чье сознание полностью пробудилось и пребывает в чистом, изначальном состоянии, подобно благоухающему, полностью распустившемуся цветку)».

00:00:00 Враджанатх: «Что из себя представляет джива, имеющая сознание аччхадита-четана?»

00:00:00 Бабаджи: "К данной категории относятся дживы, находящиеся в телах деревьев, растений, травы, некоторых камней или каких-либо других неподвижных органических объектов. Вследствие своей обусловленности, такие дживы весьма слабо проявляют признаки сознания. Причиной тому является их греховность: пожелав навсегда забыть Кришну, они глубоко погрузились в материю, приобретя с ней почти абсолютное тождество. Единственное, благодаря чему в них можно распознать наличие жизни, это шесть видимых изменений, которые присущи всем живым существам . Аччхадита-четана представляет из себя самый низший уровень материального существования, на который может упасть баддха-джива. Пураны приводят примеры джив, которые получили подобное рождение: Ахилья , Ямаларджуна , Саптатала и другие. Джива может оказаться в таком положении только в результате великих оскорблений, и только милость Кришны может освободить ее от этого проклятия».

00:00:00 Враджанатх: «Что из себя представляет санкачита-четана (частично покрытое сознание)?»

00:00:00 Бабаджи: «Животные, птицы, змеи, рыбы (и другие обитатели вод), черви, насекомые и тому подобные твари, представляют из себя этот вид джив. Такое состояние очень близко к бессознательному, в котором пребывают дживы первой категории, однако, сознание санкачита-четана-джив уже раскрылось пусть и в небольшой степени. К сожалению, их частично пробудившееся сознание направлено исключительно на удовлетворение физиологических нужд, таких как, еда, сон, передвижение, и т. д.; они испытывают страх при виде опасности, сражаются с другими за право обладания объектами чувств, гневаются при несправедливом обращении с ними, но им недоступно знание о духовном мире, находящемся за пределами материальных представлений.

00:00:00 Даже обезьяны имеют определенное «научное» понимание, позволяющее им ориентироваться в окружающей их действительности: они могут предполагать развитие событий, планировать свои действия, определять природу окружающих их объектов, а также проявлять некоторые чувства, такие как благодарность. Однако, в силу своей ограниченности, животные не способны вопрошать о Боге, и по этой причине все они относятся к категории санкачита-четана.

00:00:00 В священных писаниях приводится история великого преданного по имени Бхарата Махарадж , который в результате совершенной им ошибки принял рождение в теле оленя, но даже, находясь в таком состоянии, он осознавал славу воспевания святых имен Бхагавана. Однако, этот пример является редким исключением, - как правило животные лишены духовного знания. Царь Бхарата и царь Нрига вынуждены были родиться в телах животных (оленя и ящерицы, соответственно) в результате совершенных ими оскорблений, однако по милости Верховного Господа они были освобождены из этого состояния и обрели счастье в преданном служении».

00:00:00 Враджанатх: «Что из себя представляет стадия мукулита-четана?»

00:00:00 Бабаджи: «Баддха-джива, находящаяся в человеческом теле, может пребывать в трех состояниях сознания: мукулита-четана, викашита-четана и пурна-авикашита-четана. Всего существует пять видов людей: 1) атеисты, не следующие моральным принципам; 2) атеисты, следующие принципам морали (нравственные атеисты); 3) верующие люди (теисты), которые следуют принципам морали и имеют веру (шраддха) в Бхагавана; 4) люди, занятые практическим преданным служением (садхана-бхакты); и 5) всецело посвятившие себя любовному преданному служению Господу (бхава-бхакты).

00:00:00 Итак, атеисты (ставшие ими сознательно или же из-за невежества) могут следовать принципам морали или не следовать им. Когда «нравственный» атеист, развивает веру в Бхагавана, он превращается в «нравственного» теиста. Те, кто развивают веру в процесс садхана-бхакти и следуют принципам практического преданного служения, называются садхана-бхакты, а имеющие бескорыстную любовь к Ишваре, называются бхава-бхакты. Оба вида атеистов (как следующие принципам морали, так и не следующие им) есть мукулита-четана-дживы; «нравственные» теисты, и садхана-бхакты, - это викашита-четана-дживы; что же касается бхава-бхакт, то они принадлежат к категории пурна-викашита-четана-джив».

00:00:00 Враджанатх: «Как долго души, практикующие бхава-бхакти, вынуждены оставаться в тюрьме майи?»

00:00:00 Бабаджи: «Я отвечу на твой вопрос завтра, когда мы будем рассматривать седьмой стих Даша-мулы. Сейчас уже поздно, поэтому, пожалуйста, отправляйся к себе домой».

00:00:00 По дороге домой, Враджанатх глубоко размышлял над услышанным.