Особая милость не для всех

Навадвип-дхам - 13 November 1982
Истории альваров о великодушии Господа. История о Шалаграма-шиле, которую охотник использовал как гирю для весов. «Особая милость не предназначена для широких масс». «Птицы одного пера летают вместе». Каким было достижение Мирабхаи? Недостаток идей христианства и мусульманства. В чем Мадхвачарья не прав?
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:40:37 | качество: mp3 64kB/s 18 Mb | прослушано: 51 | скачано: 90 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Истории альваров о великодушии Господа

00:00:07 Шридхар Махарадж: Эти альвары и другие представители линии Рамануджи, мы расходимся с ними во взглядах. Кришна не есть воплощение Нараяны, но есть источник всех воплощений. Альвары были бхактами, не настолько философами, по большей части они были Преданными. Так или иначе они поклонники Нараяны, две c половиной расы, они нитья-сиддха альвары.

00:01:00 Преданный: Они нитья-сиддха?
Шридхар Махарадж: Может быть, они нитья-сиддха, но их связь с Вайкунтхой, две c половиной расы, низшее полушарие духовного мира.
Преданный: Эти истории об альварах столь прекрасны, я наслаждаюсь, слушая их.

00:01:47 Шридхар Махарадж: А что вас тронуло в этих историях в нaибольшей степени?
Преданный: История випры Нараяны.
Шридхар Махарадж: Что именно в этой истории вас тронуло?
Преданный: Даже бхакта, который покинул Кришну в поисках майи, Кришна пришел и заплатил ему за проститутку, демонстрируя ему любовь к своему бхакте. Даже тогда, когда бхакта отвернулся от него, Кришна служил своему бхакте.

00:03:23 Шридхар Махарадж: Вишну Читта взял блюдо и отдал его проститутке, та не сумела его сохранить, и стало известно, что блюдо было похищено. В конце концов Вишну Читта раскаялся и вернулся к своему былому служению в храме, но хотя он паршада, но подобные события случились, чтобы научить нас, преподать нам урок в отношении благородства Господа. Вишну Читта – паршада, вечный слуга, эти события продемонстрировали миру милость Господа, великодушие.

00:04:33 Господь поступил подобным образом, чтобы возвысить Преданного, это пример великодушия Господа, Его великодушного отношения к слуге. Но в действительности эти изъяны не затрагивают его, это лишь спектакль. Паршада, они не осквернены, они лишь играют роль, чтобы вдохновить людей принять Господа. Даже в низшем состоянии рука милости Господа протягивается к ним, подобный пример милости Бога был нам показан. Но в действительности он не осквернен.

00:05:45 Преданный: Говорится, что альвары – параферналии Вишну?
Шридхар Махарадж: Да, паршады Вишну, и они пришли, чтобы играть здесь роль, чтобы вдохновлять людей в целом. Мой Господь столь щедр, столь великодушен, что Он приходит, чтобы возвысить даже Преданных, находящихся в подобных обстоятельствах, заблудших Преданных. Настолько, что если Преданный хочет идти к проститутке, то Он дает ему средства, подобный друг. Мы не должны ошибочно трактовать этот эпизод, мы должны понять его правильно, Он может сделать все ради своего Преданного.

История о Шалаграма-шиле, которую охотник использовал как гирю для весов

00:07:14 Шридхар Махарадж: Нимай говорит, что другой эпизод, брахман, священник, отправился на охоту с принцем, и хотя он был брахманом, убил оленя на охоте, в наказание стал охотником в следующей жизни и зарабатывал себе на жизнь охотой, однако он был Преданным в сердце.
Преданный: Он использовал Шалаграм в качестве гири на весах?

00:08:38 Шридхар Махарадж: Да, нечто в этом роде, гири, с одной стороны фунт мяса, а с другой – Шалаграм. Шалаграма-шила использовалась в качестве гири. Неожиданно пришел некий брахман и спросил:
– Что ты делаешь? Ты охотник, а это Шалаграма-шила, ты используешь её в качестве гири?
– Что же делать? Я был невежественен.
– Отдай камень мне, я буду совершать ему пуджу.
– Да, пожалуйста.

00:09:55 Брахман забрал Шалаграм, стал поклоняться Ему, и ему стали сниться сны, в которых ему являлся Господь и говорил: «Ты глупец, зачем ты забрал Меня, чтобы поклоняться? Я был очень счастлив там, катаясь на весах моего Преданного. Я наслаждался этим, а ты забрал Меня, движимый своей гордостью. Поскольку ты брахман, ты забрал Меня».

00:11:01 Тогда брахман со сложенными ладонями обратился к охотнику и заявил: «Я не смог понять, кто ты, я возвращаю тебе Шалаграм, используй Его. Oн хочет совершать лилу с тобой в таких обстоятельствах, я недостоин, я столь низок». Это также возможно для Него, ради Cвоего Преданного Он может опуститься настолько низко. Майа не может коснуться Его, Он может наслаждаться где угодно.

00:11:52 Как я уже говорил, куда бы Он ни пришел, майа уходит оттуда, и Йогамайа окружает Его со всех сторон, Он не оскверняется. Сита не была осквернена. В «Бхагавад-гите» говорится: «Моя собственная майа, Йогамайа, сварупа-шакти, окружает Меня, куда бы Я ни отправился, и Махамайа отступает».

00:12:43 Йогамайа окружает Меня куда бы Я ни отправился. Где бы ни оказалось солнце, там отступает тьма, нечто в этом роде. Где бы ни воссиял свет, тьма отступает, заблуждение. Он способен творить чудеса, Он не подчинен неким условиям, хотя иногда Он демонстрирует свою приверженность шастрическим законам. Он выше этого закона, Его присутствие – это высочайшая чистота, и она не зависит от любой Его деятельности, Он источник чистоты.

«Особая милость не предназначена для широких масс»

00:13:42 Преданный: Книга, которую я пытаюсь написать, я пытаюсь передать в ней силу любви к Кришне, представить её людям, которые не знакомы с правилами и предписаниями.
Шридхар Махарадж: Он вдохновляет их занять такое же положение, что и эти охотники, чтобы снискать милость Господа, нет?

00:15:09 Преданный: Он говорит, что если он покажет людям любовь Господа к Его преданным, но люди, которые находятся в этом низшем положении и не следуют принципам Преданности…

00:15:24 Шридхар Махарадж: Это не предназначено для масс, здесь показана интенсивность Его милости, но это показано не с целью воодушевить людей грешить. Милость – особое отношение не для всех. Прежде чем обрести подобную удачу, необходимо сделать многое, лишь тогда можно обрести эту особую милость. Особая милость не предназначена для широких масс, но для Преданных высочайшего типа, это их удел. Mилость не для всех, справедливость для масс в целом, но милость – это нечто особое, но она есть. Если кто-то имитирует это, имитаторов ждет гибель, тот, кто станет имитировать, тот обречен.

00:17:04 Преданный: То есть я должен провести это различие?
Шридхар Махарадж: Если по своей глупости кто-то будет имитировать, он несомненно погибнет. Нам поможет правильный, уместный подход ко всему; неправильная позиция приведет нас к гибели.
Преданный: Поэтому я пришел к вам.

«Птицы одного пера летают вместе»

00:17:44 Шридхар Махарадж: Уместный подход (цитирует санскрит), эти три качества необходимы для приближения к Нему, Высшему Hачалу, шрадха и слушание об этом явлении из подлинного источника, и третье – необходим самоконтроль, дхира. Человек не должен быть рабом своих чувств, тогда подобное обращение принесет плод, нектар. В противном случае подобно тому как Шива выпил яд, а обычный человек попробует последовать его примеру, если кто-то выпьет яд, он несомненно умрет.

00:18:46 Кришна-лилы и все эти явления подобны этому, нектар для кого-то, для честных, искренних, а для имитатора – погибель, проклятье. Один и тот же закон защищает добропорядочных и наказывает злодеев, правильное, уместное обращение, и тогда все будет нектаром, но если обращение неправильное, то конечным результатом будет оскорбление, и мы деградируем.

00:19:36 Искренне обращающегося ждет успех, но люди нечестные, неискренние обречены, дипломатия совершенно неэффективна там, скорее, будучи простыми, мы сумеем покорить Его. Кто брахман? Тот, кто прост, лишен искусственности. Искусственность, лицемерие – это нечто самоубийственное. Прямодушный, простой и имеющий сердце, все эти качества. Птицы одного пера летают вместе, благое притягивается к благому, а люди дурные будут обмануты.

00:21:03 Преданный: Пури Махарадж хочет попрощаться с вами.
Шридхар Махарадж: Oн уезжает один?
Пури Махарадж: Я встречу Ачьюта Чайтанью в Хауре.

00:21:16 Шридхар Махарадж: Хорошо. Bы приняли прасадам?
Пури Махарадж: Да.
Шридхар Махарадж: Мы ожидаем, что Bы напишете нам, когда доберетесь до места, пожалуйста, позаботьтесь о себе и о Преданных.

Каким было достижение Мирабхаи?

00:21:40 Преданный: Я хотел бы знать, каким было достижение Мирабхаи?
Шридхар Махарадж: Если она сумеет оценить по достоинству истинных Преданных Господа, садху-сангу, то она будет очищена. Ее амбиции, может быть, где-то были чисты, но она признавала лишь Кришну, не Его последователей, Его вечных слуг, но это нереально, это нечто воображаемое. Переступая многочисленных вечных слуг, она пытается установить напрямую связь с Кришной.

00:22:37 Кришна, который лишь воображаемый Кришна, не Кришна с Его параферналиями, истинная концепция Кришны была ей неведома. Вера в Кришну, сияние Кришны, нет восприятия как такового подлинного Кришны. Подлинный Кришна окружен различными вечными слугами, и не видеть, не почитать их, в таком случае восприятие Кришны не может быть подлинным. Кришна означает Его вечная семья, они также Кришна, и, переступая через них, невозможно прыгнуть к самому Кришне.

00:23:57 Преданный: А Кунжа, Кунжа перепрыгнула?
Шридхар Махарадж: Кунжа – это случайное совпадение, не вечное положение, её вечное положение тоже таково. Ее достижение невозможно сравнить с достижением гопи и других, скорее она занимает косвенное положение.

00:24:35 Преданный: А концепция Васудевы? Васудева означает Кришна один.
Шридхар Махарадж: Да, просто Васудева, экала Васудева, не сын Васудевы, но Васудева в том смысле, что все в Нем и Он повсюду, этот Васудева. Ее вкус не к этому Васудеве, a Васудева Нанда-Нандан, Кришна, её вкус связан с Ним, но она не сознает в полной мере природу Нанда-Нандана. «Вриндаван Чандра», – говорит она, но Вриндаван Чандра не достижим в подлинном смысле слова, речь идет о некоем туманном поклонении.

00:25:53 На огромном расстоянии, нечто смутное, такова природа её связи, она не вошла в параферналии, в лилу. Имя, образ, цвет и парикар, спутники, затем лила, постепенное приближение к Нему. Сначала звук-Бог, затем Бог красоты, затем многочисленные слуги Бога и затем игры Бога, глубже и глубже, но она, находясь на окраине, соприкасается с Кришной. Она не касается солнца как такового, она находится на некоем расстоянии, далекая звезда, но как много она знает об этом положении, о солнце, находясь так далеко? Это тоже что-то.

00:27:28 Преданный: Каково положение Сурдаса?
Шридхар Махарадж: Сурдас, я не изучал много, меня привлекли наставления Махапрабху главным образом и других четырех ачарий: Мадхвачарья, Вишну Свами, Нимбарки и признанных Преданных. А те, кто вне, они питают некую любовь и преданность не слишком систематическим образом. Mы не изучали в деталях, но везде, где прославляется Кришна, Нараяна, всё это в большей или меньшей степени приемлемо. Но насколько, как далеко, если мы проанализируем такого рода произведение, то мы сможем судить.

00:28:37 Я не изучал произведения, советы Сурдаса, но это преданность общего характера, отсутствуют детали. Джива Госвами написал: «Существуют многочисленные категории Преданных, даже среди Преданных Кришны, но то, что Рупа и Санатана дали, подобных Преданных мы никогда не видели в истории Преданности». Это нечто беспрецедентное, то, что не было дано миру в прошлом, подобная степень Преданности была неведома миру, никогда не была ведома.

00:29:45 Если вы процитируете мне Сурдаса, какие-то его наставления, то я смогу судить в свете дара Рупы и Санатаны, какой будет оценка Сурдаса, я попытаюсь дать заключение, но я не изучал его. Если я увижу, то я смогу высказаться: его положение такое-то и такое. Я знаю границы, природу моей собственной группы до известной степени, но я не знаю, чем обладают столь многие другие, какова их собственность.

00:30:38 Я знаком с собственностью моих отцов, у меня есть некоторые представления об этом, нечто в этом роде, но я не обозревал всю собственность в этом мире. Но в то же время я горжусь достоинством и ценностью собственности моих отцов. Mы можем считать, что это самое действенное и продуктивное явление. Я не могу делать утверждения в отношении Сурдаса.

Недостаток идей христианства и мусульманства

00:31:27 Преданный: Ислам и индуизм, ислам и Вайшнавизм, меня всегда это беспокоило, они пытаются разрушить Вайшнавизм.
Шридхар Махарадж: Кто?
Преданный: Мусульмане.
Шридхар Махарадж: Мусульмане? Да, они нетерпимы, хотя определенная теистическая концепция присутствует в исламе, но их атаки – это жестокость, это не может быть принятo в качестве составляющей религии.

00:32:05 Преданный: А разве они не оправдывают свои действия тем, что написано в Коране?
Шридхар Махарадж: Я не знаю, оправдывает ли Коран подобные ужасные деяния. Недостаток христианства и мусульманства – это непризнание перевоплощения души, различные рождения души не признаются этими традициями. Они считают, что только человеческие существа имеют душу, но не животные и деревья. Но индуизм, ведическая религия, утверждает, что у деревьев и животных также есть жизнь, это личности, покрытые толстой оболочкой невежества.

00:33:08 В силу дурной кармы живое существо может родиться растением, деревом, камнем, но жизнь присутствует там внутри, и внутри жизни присутствует индивидуальное сознание, оно похоронено. Человеческая жизнь рассматривается как самое ценное состояние для вечной души, страдающей от майи. В этом состоянии, человеческой форме жизни, присутствует свободный выбор, в других видах жизни, высших или низших, они в большей или меньшей степени страдают или наслаждаются плодами своей прошлой кармы.

00:34:04 Джива Госвами говорит, что низшие живые существа окутаны толстой оболочкой невежества, они не способны проявлять инициативу, они лишь страдают от своих прошлых дурных поступков, отсутствует возможность выбора. Это низшие существа, а высшие существа, боги, их удел – наслаждение, те существа похоронены в страданиях, а боги похоронены в наслаждении. Только человеческие существа, не боги и не животные, обладают свободным выбором, поэтому человеческая форма жизни представляет наибольшую ценность.

00:35:02 А если мы убиваем живые существа, мы лишаем их шанса. В «Гите» описаны различные типы дхармы. Если кто-то приближается и пытается атаковать меня, он может быть убит, но это зависит от стадии прогрессирующей души. Бхактивинод Тхакур сказал: «Услышав наставления «Бхагавад-гиты», Арджуна стал сражаться, но если бы Уддхава услышал эти наставления, он не стал бы сражаться, как кшатрия, он отправился бы в Бхадарикашрам». Арджуна должен был сражаться, услышав «Бхагавад-гиту», он вновь стал сражаться, но если бы Уддхава услышал эти истины и советы «Гиты», он отправился бы в джунгли служить Кришне. Соответственно каждый случай индивидуален.

В чем Мадхвачарья не прав?

00:36:53 Преданный: Мы принимаем Мадхвачарью?
Шридхар Махарадж: Да, не в целом, лишь частично, но не тотально. Мадхвачарья говорит, что гопи были апсарами, небесными куртизанками, мы не согласны с ним в этом, нам ненавистно подобное представление, если мы почитаем любовь Махапрабху, любовь Вриндавана, открытую Махапрабху.

00:37:50 Хотя это сказано в Писаниях, но было дано следующее объяснение: «Подобные удачливые вешьи были поглощены существами гопи, подобно тому как Дрона был поглощен Нандой». Но в действительности гопи не являются небесными проститутками. Очень легко обрести благосклонность Кришны, Он был благосклонен даже к проституткам.

00:38:32 Но каково положение Кришны и что говорит Уддхава? «Если я сумею обрести пыль стоп гопи, если она посыплет мою голову…», какова оценка положения гопи? То же самое касается Уддхавы, Cам Кришна непосредственно определяет его положение, говоря: «Ты высочайший из всех Моих Преданных», и этот Уддхава заявляет: «Я буду считать себя удачливым, если обрету пыль стоп гопи». Разве они небесные куртизанки?
Преданный: А почему Мадхвачарья так говорит?

00:39:27 Шридхар Махарадж: Так сказано в Писаниях, в гармонию приводится высшими мыслителями так, как было описано выше. Подобно тому как дух может войти в тело человека, некая тенденция, одержимость, майа сита, была принята. Служение подлинной Сите и служение майа сите, насколько они далеки. В чем состоит различие между реальной и майической Ситой? Майа также совершает служение в целом, в этом смысле я могу выражать благодарность моему учителю.

продолжение →

транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 18 July 2017
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 22 November 2017