Гирирадж Говардхан

Навадвип-дхам - 15 ноября 1982
Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 15 ноября 1982 года.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:35:07 | качество: mp3 64kB/s 16 Mb | прослушано: 13 | скачано: 21 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Шридхар Махарадж: Это критерий, если Чайтанья — твой бхакта, то у меня нет возражений против того, чтобы обезглавить тебя. Если ты утверждаешь, что Чайтанья — твой бхакта, а ты — Бог, Чайтанья есть Высочайшая концепция Бога, а ты утверждаешь, что Он твой преданый, этого достаточно, чтобы причислить тебя к низменным преступникам.

00:00:32 Ты говоришь, что ты йоги, ты всемогущ, приходите ко мне, я дам вам политическую независимость Индии и тому подобный бред. Поскольку он пытался организовать заговор против британских властей, англичане послали Бхактивинода Тхакура с тем, чтобы тот его арестовал и судил. Этот человек был помещен в тюрьму, где постился и умер, в знак протеста против своего заключения он стал поститься и умер.

00:01:24 Он был йогинoм, никто не осмеливался отрезать ему джату, копну волос, в тюрьме, поскольку искры и огонь выходили из волос. В конце концов один врач-европеец отрезал ему волосы, джату, копну спутанных волос, и когда волосы были отрезаны, он стал обычным человеком. Так или иначе он постился, протестуя против своего заключения, и в результате этого поста умер.

00:02:17 Не каждый громкий вопль есть плач о Боге. Божественное воспевание обладает специфическими качествами. Без вручения себя Высшему Hачалу ничто не может быть Преданностью до тех пор, пока отсутствует пранипад, парипрашна, сева. Человек не может быть принят в школу подлинной Преданности, школу теизма; если он хочет получить такой доступ, он должен обладать этими качествами. Он должен прийти к истинному учителю, и этот учитель должен обладать определенными качествами, и ученик должен обладать определенными качествами.

00:03:00 Тотальное вручение себя, искренние расспросы и поиск такого рода: «Я хочу быть использованным Высшим Hачалом». Вовсе не так, что я хочу использовать Высшее Hачало подобно джинну из лампы Алладина, использовать Высшее Hачало с целью удовлетворения моих низких наклонностей, вовсе нет. Но тотальное самоотрицание: «Я хочу быть использованным, высшее не может служить низшему началу». Это представление, основанное на здравом смысле, должно присутствовать, тогда поиск будет успешным. В противном случае то будет ложное взаимодействие, и учитель и ученик будут преступниками и должны будут понести соответствующее наказание с точки зрения истины. На этом мы остановимся сегодня.

00:00:00 Сама суть истории лилы выражена в этой шлоке. Шукадева Госвами начинает рассказ о Говардхана-лиле, Гопале. Предыстория такова: цари пастухов, главы пастушьего племени, имели обыкновение совершать жертвоприношение ради удовлетворения бога облаков. Каждый бог контролируeт тонкие природные силы, считается, что они посылают необходимый дождь, и с помощью этого дождя растeт лес, трава и коровы могут пастись на этих лугах. Существовала подобная традиция: пастухи имели обыкновение поклоняться Индре, Махендре, который считается управителем облакoв, и время от времени идет необходимый дождь, и благодаря этому в больших количествах растет трава и коровы, буйволы и т. д. получают пищу в виде этой травы. Собственностью этих пастухов являются коровы, так или иначе, торгуя молоком, творогом, они живут в лесу, но главная их собственность — коровы. Различные главы этого пастушьего клана, владельцы многочисленных коров, с помощью которых они зарабатывали на жизнь и получали все необходимое. Нанда Махарадж также принадлежал к их числу, он был царем пастухов, и у этих пастухов не было постоянного места жительства, но, в зависимости от своих потребностей в пастбищах, они постоянно мигрировали.

00:00:00 Сначала Нанда Махарадж жил в одном месте, он переехал в Нандаграм впоследствии, и по дороге он останавливался в других местах, говорят. Кришна, Гопал, когда Ему было всего лишь 7 лет, заявил лидерам пастушьего клана… У этих вождей пастухов был один глава, царь — Нанда Махарадж, и Кришна предложил следующее: «Мы живем здесь, в Нандаграме, и главным образом мы получаем все необходимое, пищу и прочее, от Гирираджа Говардхана. Трава, лес, растения, пища коров, источником всего этого служит Говардхан». Так Кришна привел подобные уловки дипломатии, Он сказал: «Нет необходимости льстить этому полубогу Индре. Кто он такой? Лучше позаботьтесь о том, чтобы поклоняться Гирираджу Говардхану», и пастухи прекратили поклонение Индре с целью получить дождь, благодаря которому растет трава, давая пищу коровам. Кришна посоветовал им отказаться от этого жертвоприношения, и кто-то из них неохотно, а кто-то охотно, но так или иначе они приняли предложение этого мальчика, поскольку с их точки зрения этот мальчик не был заурядным ребенком, за ним стояла некая мистическая сила. Когда мальчику было всего 6 месяцев Гарга Риши пришел к ним для того, чтобы дать мальчику имя, и он заявил это Нанде Махараджу: «Твой ребенок не простой ребенок, у Него есть некая предыстория».

00:00:00 Великий мудрец Гарга заметил в то время, когда проходила церемония наречения именем: «Нанда, твой сын не простой ребенок. В Сатья-югу Он был белого цвета, в Трета-югу — красного цвета, и также Он становится желтого цвета. Теперь Он явился в теле тёмно-синего цвета». Пита означает «цвет Кали-юги», и это указание на аватар, приходящий инкогнито, Махапрабху, чхана, скрытый аватар. Четыре аватара для четыреx Юг, четырехрукий — белого цвета, такое воплощение приходило в Сатья-югу, в первую эпоху, также говорится в «Бхагаватам» и во многих других местах, «Махабхарате» и т. д. В Трета-югу Он приходит красного цвета, приходит для того, чтобы установить юга-дхарму, особый религиозный долг, адресованный широким массам, чтобы наставить массы. А в Кали-югу Он приходит для того, чтобы распространять юга-дхарму, желтого цвета. А теперь эта сверхъестественная личность явилась вновь темно-синего цвета, так Гарга Муни сказал Нанде, когда пришел для того, чтобы провести церемонию наречения Кришны именем. Об этом стало известно в обществе, и имели место другие происшествия, поэтому пастухи судили так: «Этот мальчик — таинственная фигура, Он отличается от нас». Аргументы мальчика, Его влияние заставили их принять Его предложение. Они прекратили совершать жертвоприношение, которое совершалось традиционно на протяжении жизни многих поколений. Вместо этого была совершена пуджа Говардхану, пастухи все свои подношения поднесли Говардхану, и Кришна в это время явил чудо. Из вершины Говардхана высунулась рука, которая стала брать эти подношения, Говардхан стал их есть, и они были удовлетворены.

00:00:00 Когда Индра узнал о том, что некий мальчик, люди говорят, что он обладает сверхъестественным могуществом, и этот мальчик остановил регулярное благоговейное поклонение со стороны пастухов. То поклонение, которое пастухи совершали на протяжении очень долгого времени. С точки зрения Индры это было нестерпимо, и он решил, что должен преподнести этим людям урок, чтобы они не осмеливались делать подобное. И все тонкие природные стихии, олицетворенные в качестве личностей, были призваны, и Индра приказал им: «Ступайте и разрушьте всю Враджа-мандалу». Боги разгневаны, когда прекращаются жертвоприношения, проводимые ради их удовлетворения. Этот революционный шаг был совершен, на протяжении очень долгого времени они совершали это поклонение и неожиданно отказались от этого поклонения. Это очень дерзкий поступок, и они должны пожать соответствующие плоды. И начался дождь. Индра отдал приказ затопить всю эту область, и одновременно ваджра, молния, и ураган, ливень, гром, им был отдан приказ разрушить Вриндаван.

00:00:00 Пастуxи были очень обеспокоены, испытывали сильные страдания, изнуренные они пришли к Кришне и попросили: «Спаси нас, мы повиновались Тебе, но теперь избавь нас от этой опасности. Нам придет конец, вся Враджа погибнет». Они сильно страдали и испытывали скорбь. Палапашу, хранители коров, сами коровы и женщины этого клана, все они испытывали страдания и пришли к Кришне, говоря: «Пожалуйста, защити нас, иначе нам придет конец». Они приняли прибежище в Его стопах, заявив: «Теперь, пожалуйста, избавь нас от этой опасности». Кришна почувствовал сострадание и слегка улыбнулся. Легкая улыбка показалась на Его устах, и немедленно он взял этот Гири Говардхан, подобно тому как мальчик берет в руки мяч. Лишь одной рукой Он вырвал холм Говардхан. Эти санскритские слова означают: «Подобно мальчику, который играет с мячом». Маленький ребенок берет в руки мяч без малейших усилий, в такой манере одной рукой Он взял этот холм и держал его. Все обитатели гоштхи, гоштха — «место, где живут коровы» и соответственно их владельцы, это место известно как гоштха. Обычно это место, подходящее для коров и для их хозяев. Таким образом Он спас их от безумия опьяненного, разгневанного Индры, повелителя сверхъестественных сил, посрамил этого великого небесного царя, Индру. Царь пастухов посрамил этого великого царя небес, известного как Махендра, тот, кто управляет великими природными стихиями, тонкими силами, потенциями этого мира, царь пастухов поставил его на колени. Пусть Он будет милостив к нам, доволен нами.

00:00:00 Это нечто в высшей степени чудесное, семилетний мальчик. Подобным сказкам нельзя верить. Но Тот, Кто является контролирующим все и вся… Также как и в других случаях, Он демонстрировал это могущество Брахме и многим другим представителям оппозиции, Он Владыка чудес. Если возможно аннулировать земную гравитацию, то такая категория, как вес, исчезнет. Если гравитация исчезает, то, соответственно, нет и веса, в таком случае возможно, что огромная гора будет поднята словно детский мяч, это сила воли. Он говорит: «Да будет вода», и возникает вода, Он говорит: «Да будет свет», и возникает свет. Сила Его воли стоит за всем, что Он демонстрирует, за всем, что мы видим и чувствуем. Что стоит за этим? Универсальная воля, у нас также есть наша воля, индивидуальная, независимая и крошечная. Eсли эту волю вычленить, то остается лишь тьма. Волшебник контролирует субъект и демонстрирует этому субъекту любую реалию по своей воле, и мы чувствуем, что этот волшебник обманывает нас, когда мы возвращаемся в нормальное состояние. Но когда мы находимся в этом состоянии гипноза, мы беспомощны. Контроль видения, Он способен показать таким образом все что угодно, «Bидь это», и ты будешь видеть. Иногда Кришна появляется на арене состязаний Камсы, и представители разных групп видят Его по-разному, поскольку Он являет себя по-разному представителям разных групп.

00:00:00 Он является Высшим контролирующим таких субъектов, как мы, субъектов низшего порядка. Субъект высшего порядка способен контролировать низшие частицы. Из тонкого развиваются грубые реалии. Все возможно, если у нас есть представление о высшем контролирующем Начале и Его полной независимости. Он является устроителем и промыслителем всего сущего, источник всех реалий; прошлое, будущее — все это находится в Его сознании. Мы думаем, что нечто невозможно, нечто есть чудо, но все это предполагает следующую истину: источник всего этого всеведущ, всемогущ, Абсолютен. Если мы каждый день будем внимательно обозревать реалии окружающего мира, то мы поймем, что все чудесно. Любое исследование, которое совершают ученые, не может не дарить нам чувство изумления. Но речь идет о Творце этих чудес, о Tом, Kто их творит и сохраняет, Он наделен такими качествами: всеведущ и всемогущ. Но в то же время мы не можем признать Его существование. Мы видим, что природа, окружающая нас, совершенна; куда бы мы ни посмотрели, даже если речь идет о самой крохотной частице этой реальности, мы изумлены. Тем не менее мы не в силах помыслить, что Источник и Хранитель всех этих чудесных реалий совершенен, мы не в силах зайти настолько далеко, чтобы допустить эту вероятность. Мы всегда страдаем. Випралипша означает «самообман», мы всегда страдаем от этой болезни самообмана. Все есть источник удивления, любая реалия, и тем не менее я не в состоянии признать то обстоятельство, что Начало, стоящее за этими изумительными реалиями, есть некое совершенное начало, Бог. Наши наука и знание не позволяют нам признать эту истину, поскольку в этом случае мы лишимся всяких заслуг, наши заслуги будут похоронены. Нам останется лишь роль инструментов в Его руках, поэтому научное познание есть не что иное, как самообман.

00:00:00 Этот Гирирадж Говардхан, Кришна явил это чудо, когда из верхушки Говардхана возникла рука, и он стал принимать все подношения, и таким образом было показано, что Говардхан является другим аспектом самого Кришны подобно Шалаграму. Враджа-раса Вайшнавы испытывают влечение к лиле Вриндавана, эти Вайшнавы берут, казалось бы, кусочки, но часть Безграничного также Безгранична. То, что кажется нам камнем, куском скалы, в действительности есть Говардхан во всей своей полноте, и мы видим это на примере великих, включая самого Махапрабху. Махапрабху дал эту Говардхана-шилу Дасу Госвами и сказал, что эта Говардхана-шила есть сам Кришна. И также дал ему гунджамалу для украшения шилы. Махапрабху вдохновил считать, что это украшение на шее Кришны есть Радхарани, призванная украсить, удовлетворить Его. Источником этого аспекта является Радхарани. Так Дас Госвами начал поклонение Говардхана-шиле и поэтому Гаудия-Вайшнавы в целом поклоняются Говардхана-шиле как тому, кто представляет Кришну и Радхарани, о чем рассказано в «Бхагаватам». Махапрабху открыл нам природу этих реалий тем, что дал Дасу Госвами эту шилу для поклонения. Хотя Дас Госвами был сыном очень богатого человека, но жил подобно уличному нищему и поклонялся исключительно поднося воду и листья Туласи. Он принял Говардхана-шилу и гунджамалу, рассматривая Их как Кришну и Радхарани, и поклонялся, бхава-грахи-джанардана. Субстанции, которыми он поклонялся, были лишь вода и листья Туласи. Средством служит бхава, эти реалии являются передающей средой, через которую бхава, чувство любви, достигали объекта поклонения. Он сам открыл эту истину: «Я являюсь Говардханом».

00:00:00 Когда я вначале пришел сюда, в эти места, после того как оставил Матх Гуру Махараджа, в течении месяца Картика я жил во Вриндаване и обходил Говардхан, соблюдал обеты. Картика означает Киртика. Имя приемной матери Радхарани было Киртика, и отсюда Картика, Картика есть Имя Радхарани, а месяц Картика рассматривается как особо благоприятный, связанный с Именем Радхарани. Сам Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: Mаргаширша, этот месяц представляет Кришну, а месяц, ему предшествующий, есть Картика, и он представляет Радхарани. Этот месяц принимается Преданными как самый чистый, они соблюдают врату. Гопи также соблюдали Катьяяни-врату в течении этого месяца, чтобы обрести Сына Нанды в качестве своего супруга. Я соблюдал Картика-врату в течении месяца, после чего я взял шилу и пришел сюда, это было в конце 1940-го года. С того времени я живу здесь, и это место также есть Гупта Говардхан. В Навадвипе есть Гупта Вриндаван, и здесь есть все реалии, параллельные реалиям Вриндавана. Природа этого места определена как Гупта Говардхан. В свое время это была возвышенность, холм, сейчас из-за того, что русло Ганги перемещалось, это не возвышенность, но в прошлом здесь был холм, Колердхана, поэтому это место так именуется. А Радха-кунда находится на той стороне железнодорожной станции. Там Махаджаны установили места, которые соответствуют реалиям Вриндавана. Этот Навадвип великодушен, тогда как там, во Вриндаване, они находятся в собственном кругу, здесь же происходит раздача этой Враджа-расы. Там же они переживают эту Враджа-расу в своем кругу. Здесь находится Гирирадж, и мы проводим некие церемонии, чтобы мы могли очиститься ради служения Вриндавану, Махапрабху в подлинном измерении.

транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 27 июля 2017