Деви Дхама

02 May 2011
семинар для практикующих из раздела «Космология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:00:29 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 122 | скачано: 711 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Айравата дас] Итак, сегодня мы в нашем путешествии в космическом проявлении мы подходим к Деви-дхаме. Мы уже прошли через Голока-дхаму и Айодхья-дхаму, Хари-дхаму, Махеш-дхаму и сейчас мы приближаемся к Деви-дхаме. Мы конечно же всё это время находились в Деви-дхаме, путешествуя по милости великих ачарьев. Мы путешествуем таким образом, сидя в одном месте, тем не менее мы путешествуем через разные Дхамы.

00:00:58 Конечно же это главная тема нашего обсуждения – это Деви-дхама. Итак, почему же проявилась Деви-дхама? Один из важных философских вопросов. Деви – означает «олицетворение материальной энергии», в основном энергии Господа – они личностные. Все энергии Господа имеют своё олицетворение. Как мы уже знаем, потенция наслаждения Господа, которая называется Хладини-шакти также у неё также есть олицетворение – это прекрасная женская форма Шримати Радхарани и когда Верховный Господь рушает Свои игры, даёт экспансии, это наслаждение Его частичек.

00:02:26 Он расширяется и когда Он расширяется, Его энергия наслаждения также расширяется. Когда он даёт экспансию Рамачандры, она даёт экспансию как Сита, когда Он становится Нараяна, она становится Лакшми. Итак, и в конечном итоге для наслаждения обусловленных душ, которые хотят наслаждаться с помощью Его энергии, Рама Деви даёт экспансию, как Маха-майя, другое имя Маха-майи – это Деви. И в этой Маха-майе есть своя собственная обитель – Деви-дхама, которая содержит бесчисленное количество материальных вселенных. Это бесчисленное количество вселенных они покоятся на Причинном океане и она хозяйка Деви-дхамы, она также защитница обусловловленных душ. Она на самом деле снабжает их этим иллюзорным чувственным наслаждением по приказу Господа, потому что Кришна, так как Кришна хочет выполнить желания обусловленных душ, она служит Господу, она является служанкой Господа и снабжает обусловленные души наслаждением.

00:03:57 И почему же появилась Деви-дхама? Почему мы здесь находимся? Очень много людей спрашивает и люди даже спрашивают: почему же столько много страданий здесь? Почему зло существует? Почему Господь мучает нас таким образом? Сейчас мы рассмотрим с точки зрения вайшнавской веданты, что есть несколько причин для проявления материального мира или Деви-дхамы. Они объясняются в ведической литературе. Одно из объяснений таково, что космическое проявление в начале не существовало. Мы уже обсуждали, что существуют разные циклы материальная вселенная проявляется, потом разрушается, она отсутствует, только Господь присутствует, потом снова создаётся.

00:05:00 Итак, из-за предыдущего разрушения, это настоящее космическое проявление не было, не существовало. И материальная энергия находилась в спящем состоянии вначале и потом она начала проявляться. Итак, когда материальная вселенная разрушилась, то Господь почувствовал неполноту потому что Его внешняя энергия не была проявлена. Но причина, почему Он отделяет Свою отделённую энергию – это желание джив – живых существ. Это одна из причин. Для того, чтобы удовлетворить желания джив, которые хотят наслаждаться независимо, Он проявляет материальное творение. Конечно эта энергия она вечна, материальная энергия в вечном проявлении невечна. И когда она разрушается Господь чувствует неполноту, поэтому Он начинает новое творение – это вторая причина.

00:06:18 [Аудитория] Вопрос: вы сказали, когда материальный мир был разрушен, Господь почувствовал нехватку этой материальной энергии, что её нехватает Ему?
[Айравата дас] Нет, Он почувствовал какое-то несовершенство, потому что она не существовала эта. Господь существовал, как Махавишну, а материальное проявление не существовало и Он почувствовал какое-то несовершенство, потому что Его частички и полное проявление как бы не существовали, уничтожились, то есть творение было уничтожено и Он почувствовал неполноту. Даётся один пример: отношения между мужем и женой. Господь чувствовал Себя неудобно в отсутствии космического проявления, также как муж чувствует себя неудобно в отсутствии жены. Махамайя – Его потенция не была полностью проявлена.

00:07:51 И также третья причина – Господь хотел создать материальное творение чтобы дать другой, ещё один шанс обусловленным душам, которые были погружены в невежество. Космическое проявление даёт живым существам шанс пойти домой обратно к Богу. И это главная цель творения. Господь так добр, что в отсутствие этого проявления он чувствует, что что-то недостаёт. И таким образом творение снова начинается. И когда эта внешняя энергия, внутренняя была проявлена, другие энергии они казались спящими и Господь хотел разбудить эту энергию так же как муж хочет пробудить свою жену от сна для наслаждения.

00:08:59 Господь хочет видеть эту энергию проснувшейся для наслаждения, так же как и другие энергии, которые уже пробуждены. Такова четвёртая причина. Третья причина – это то что Верховный Господь очень сострадательный и поэтому Он хочет дать ещё один шанс обусловленным душам пойти домой обратно к Богу, в особенности этот земной уровень и в особенности это Земля даёт шанс вернуться домой обратно к Богу. Обрести своё изначальное положение. И 4 – также опять из-за сострадания Он хочет Свою внешнюю энергию, как одну из Своих жён, чтобы она также присутствовала, чтобы она также проснулась для наслаждения. Потому что внутренняя энергия существовала, постоянно существует и он хотел также пробудить внешнюю энергию для своих игр. Итак существуют такие четыре причины для проявления Деви-дхамы. Обитель внешней энергии называется Деви-дхамой и населяют её обусловленные души.

00:10:34 Эта материальная энергия – Дурга живёт там со своими последователями, служанками.
[Аудитория] Вопрос: когда душа, дживы, когда материальная вселенная разрушается, они идут в Махавишну снова, они находятся в каком-то таком спящем состоянии? Они не сознают о том, что происходит? Когда материальные вселенные разрушаются, дживы, души опять идут в Махавишну возвращаются. Они находятся в бессознательном состоянии?
[Айравата дас] Они там находятся 1000 лет, не говорится, сколько они там находятся, но они там находятся до следующего творения, до следующего выдоха. Для Махавишну – это просто пол секунды. Итак, сейчас мы приведём соотнесение вайшнавской Веданты. Говорится, что так как Он хочет наслаждаться материальной вселенной, обусловленными душами, им позволяется жить, потому что Он хочет наслаждаться, им позволяется жить в Деви-дхаме. И Дурга исполняет приказы Верховного Господа, как Его служанка.

00:12:21 Материальная энергия вселенной называется Джагал-Лакшми, так как она освещает. Деви, Деви называется Джагал-Лакшми, то есть она, она защитница обусловленных душ. Она описывается, как та, кто наказывает их, но на самом деле, наказывая их, она защищает их от большей деградации. Так же как мать защищает своего ребёнка, оберегает своего ребёнка, наказывая его, она на самом деле наказывает его для его же собственного блага. Так же и Деви, чтобы защитить живых существ, оградить их от дальнейшей деградации, она их наказывает. Из-за того, что живые существа хотят наслаждаться материальной энергией, им позволяется жить в Деви-дхаме.

00:13:29 И таково утверждение Шрилы Прабхупады. Поэтому не понимаю концепцию, что живые существа находятся здесь из-за лилы Кришны. Некоторые говорят, что это из-за Кришна-лилы живые существа находятся здесь. Естественно мы раз, так сказать, расстроимся: «А почему же это я здесь в этой лиле нахожусь? Почему кто-то наслаждается в духовном мире, а я нахожусь в этой мешке с испражнениями? Что это за лила такая? Я пытаюсь пойти обратно к Богу, а потом опять я упаду сюда снова? Почему Господь осудил меня, и заставил меня находиться здесь?».

00:14:24 И вы начнёте осуждать Бога: «За что Ты меня сюда направил?». Поэтому все эти концепции неприемлимы. Единственная концепция, которую Прабхупада подчёркивал – это то, что обусловленная душа хотела наслаждаться независимо от Кришны, поэтому мы ответственны. В «Бхагавад Гите» Кришна ясно говорит: «Всё что происходит в материальном мире, всё что бы они не делали, живые существа, Я не ответственен за это, Я не отвечаю за это». Живое существо отвечает за это. Все согласны? Кто-нибудь не согласен? Другой важный момент, что внешняя энергия разделяется на две части. Это очень важное знание которое многие люди не знают. Энергия махамайя разделяется на две части – майя и прадхана. Майя – это прямая причина космического проявления и прадхана – относится к элементам материального проявления. Прадхана снабжает элементами материальное творение, материальными элементами.

00:15:59 И так как причина космического проявления – внешняя энергия известна как майя и как агент, так сказать, который снабжает ингредиентами космическое проявление она известна как прадхана. Итак, махамайя – как прямая причина, можно так привести пример, непосредственной причины. Мы рассмотрим, что же это означает. Но также, она также и снабжает различными элементами сами творения. И она известна, как прадхана в этом случае. Когда мы, когда мы пролетаем Махат-таттвы, была путаница, где вселенная, где дживы находятся? Потому что существует две порции, две части – майя и прадхана. Дживы входят в майю, а вселенные в прадхану. Есть две части и две энергии – внешние энергии.

00:17:27 Шримад Бхагаватам объясняет более детально этот момент. 10 песня, глава 6, текст 63, глава 26: «Ингредиенты и причины материального проявления объясняются следующим образом: объясняется кто же есть кто. Время, деятельность, провидение, судьба и природа». Четыре части этого причинного аспекта космического проявления. Это четыре части этого аспекта, причинного аспекта – время, деятельность, судьба и природа. Что же это наша судьба или провидение? Мы можем понять это как карма. Есть деятельность и провидение или судьба. Деятельность также является кармой, но судьба – это тоже карма, но и реакции. Действия и реакции, судьба или провидение – это каково ваше будущее, судьба. Но это, судьба включает в себя также волю Бога. Воля Бога также присутствует.

00:19:18 Эти два подразделения, итак, эта судьба подразделяется на две части – потому что живое существо создаёт реакции, но тем не менее воля Бога там также присутствует, чтобы давать вам эти реакции. Иногда это провидение относится к Богу, это одно из названий Бога. «Воли провидения» - говорят. Провидение таким образом – синоним Бога. Потому что люди не хотят говорить: «Бог», они говорят – «Провидение» или «Судьба», «Фортуна». То же самое, как философия кармы-мимамса, они так же говорят: «Провидение – это то же самое, что и судьба», «Да это то же самое». Но когда люди говорят провидение, они более близко к Богу, чем когда мы говорим судьба. Итак, аспекты, ингредиенты: обусловленная жизненная сила – означает джива, и часто Прабхупада переводит: «Джива – как жизненная сила», но также есть другой термин, который использует Прабхупада жизненной энергии. Жизненная энергия означает Прана.

00:21:03 Прана – Шрила Прабхупада переводит как «жизненная энергия» и душу он переводит, как «жизненная сила». Мы не должны перепутать эти два, спутать эти два понятия. Тонкие материальные ингредиенты называются гарабья(может прагья). Материальная природа, которая является полем деятельности Кшетры, когда ложное эго действует как душа. Материальная природа – это поле, где ложное эго действует как душа, потому что душа на самом деле неактивна, настоящее истинное иго – оно не бездействует и ложное эго действует как вы, заменяя вас. И конечно живое существо сбито с толку и думает – «Это я».

00:22:16 Итак, 11 чувств и пять элементов, которые являются 16 ингредиентами тела – это как раз аспект ингредиентов в теле и в космическом проявлении. Тело проявляется из деятельности. Деятельность проявляется из тела. Таким образом, как дерево происходит из семечки, а семечко происходит из дерева, таким образом это причина и следствие. Называется иллюзия. Как раз, да это как раз также как [неразборчиво] или загадка, что же было раньше яйцо или циплёнок, или курица? [смеётся]. Итак, курица.
[Аудитория] Яйца!

00:23:46 [Айравата дас] Здесь даётся пример, семя дерева, это очень интересно, что тело происходит из деятельности, потому что наше тело – это последствия наших предыдущих деятельностей, и потом деятельность происходит из тела, дерево происходит из семени и семя и семя происходит из дерева. И это, это просто водоворот так сказать, причины и следствия. Он вводит нас в иллюзию, что же первое – семя или дерево? Мы не можем сказать, так как яйцо и курица, мы не можем сказать, кто первый появился – яйцо или курица? Если мы говорим, что курица, тогда откуда она взялась, она происходит из яица. А, если мы скажем, что яйцо первое, а мы скажем: «А яйцо происходит из курицы, так что должен быть, должна быть курица». Это создаёт иллюзию. Так люди вводятся в заблуждение, сбиваются с толку, в этом проблема.

00:25:05 В ведической литературе даётся объяснение, что же первично – семя или дерево? Семя первично, потому что вселенные проявляют себя как семена. Семена из тела Махавишну. Эти семена объясняются как отражение духовной реальности. Сначала сильно, потом дерево материального мира вырастает, как бы в Бхагавад Гите говорится – «Баньяновое дерево вырастает в начале творения». И это баньяновое дерево выросло из семени вселенной, а семя выходит из тела Вишну. Сначала отец, потом семя, потом из семя всё происходит. Отец вечен. Задаётся вопрос – «А кто создал отца?». Но это особенный отец, никто его не создавал, он вечен, у него нет начала и конца, он наш вечный отец, он постоянно существует. Материальная энергия также вечна и эти семена также вечны, происходят из него. Полон сам себя. Поэтому материалисты не могут это понять и осознать.

00:26:48 Но объяснение таково, что Верховный Господь и Его энергия, они оба вечны, они постоянно существуют вместе. Как полное целое. Эти энергии исходят из Господа постоянно, поэтому всё существует вечно. Мы также вечны, материальная энергия вечна, Верховный Господь вечен. Все выигрывают, никто не теряет, никто не проигрывает. Такова вселенная, творение, космическое проявление. И только это проявление, космическое проявление, оно временно. Этот стол, планеты, кирпичи, они все временны. В соответствии с философией карма-мимамса, они также вечны. Вы помните этот пример, который даёт карма-мимамса? Пример манго.

00:28:03 Каждое лето имеется урожай манго, зимой у вас нет манго, но на следующее лето опять появляется манго, поэтому манго вечно. Конечно это кажется странной философией, но идея на самом деле правильная, потому что вечное манго существует в духовном мире. Потому что в духовном мире есть вечный манго, поэтому эти манго проявляются здесь время от времени. Но на тонком уровне, так сказать манго постоянно присутствует.

00:28:47 [Аудитория] [Неразборчиво, что-то насчёт собак и кошек и их существования в духовном мире]
[Айравата дас] [Смеётся!] Мы знаем, что собаки в духовном мире существуют. У Кришны есть Свои любимые собаки. Доги там, то есть собаки, собаки там существуют в духовном мире есть, ведь он правильно сказал, что собак нет в духовном мире и кошек тоже. Это описание собаки Кришны даётся в книгах Госвами. Они есть в духовном мире. Там есть прекрасные собаки, которые служат Кришне. Прикишсам также сказал то же самое, но Прикишсам приедет послезавтра и ты у него спроси. Ну можно сказать, что такие отвратительные собаки, которые здесь живут, эти отвратительные собаки, которые живут здесь в материальном мире, они не существуют в духовном мире. Тогда мы правы.

00:30:52 Итак, мы обсудили, что махамайя действует в двух аспектах – майя и прадхана. Причинный аспект – это аспект ингредиентов. Сейчас мы говорим о прадхане – это очень важный момент. Прадхана также у неё есть много других синонимов, иногда называется Абьякт, иногда Пракрити. Хотя нить Прабхупады, Прабхупада иногда использует как синонимы – Пракрити или Прадхана или Абьякта. То есть мы должны прояснить эти определения для себя. Абъякта в основном относится к совокупности материальной энергии. В Бхагавад Гите говорит Кришна: «Бьякта – это проявленная, Абьякта – непроявленная». Абьякта – это не проявленная материальная энергия, Бьякта – это проявленная материальная энергия.

00:32:08 Но когда мы рассматриваем технические термины, прадхана – это непроявленные элементы материального творения. Материальная энергия, когда она входит в непроявленное состояние, она называется прадхана. И в начале творения из этой прадханы из-за взгляда Господа, желание дживы и времени, 24 материальных элемента проявляются. Абьякта – это философский, общий термин. И пракрити иногда используется как синоним, но это другая ступень стадия внешней энергии. Прадхана, когда она возбуждается взглядом Господа желанием джив и временем, три гуны материальной природы проявляются. Когда они проявляются, появляется пракрити, прадхана становится пракрити. Только на стадии абьякты, непроявлена она называется прадханой. Потом, когда начинается проявление, три гуны проявляются она начинает проявляться, получает имя пракрити.

00:33:24 Прадхана называется пракрити. Итак, мы быстро идём дальше. Энергии Господа подразделяются на три потенции – духовная, пограничная и материальная. Духовная и материальные энергии иногда записываются как одна и та же энергия потому что только духовные вещи исходят из Господа [неразборчиво], и также как электричество, ток, может работать как в холодильнике для охлаждения, и в нагревателе для нагревания, так же и Его потенция иногда действует как духовная и как материальная. Это всё одна и та же энергия Господа. Если мы используем её для собственного наслаждения, она материальна, если для наслаждения Кришны – она духовна. Поэтому высшим смыслом…

00:34:25 Итак, другой важный момент – когда это объяснение даётся Мадхвачарьей, в его комментарии к «Бхагавад Гите» (4.6): Мадхвачарья утверждает: что «Мать, материальной энергии, которая состоит из материальной энергии Дурги, материальная энергия, Дурга подразделяется на три части: шри, бху и нила». И позже в «Бхагават-сандхарме» стих 18 Шрилы Дживы Госвами, мы можем найти также больше объяснения, потому что мы знаем, что в духовном мире есть три Лакшми, которые постоянно окружают Нараяну, шри, бху и нила. Мадхвачарья объясняет, что эти шри, бху и нила они проявляются здесь в материальном, они как Дурга, материальная вселенная, материальная природа.

00:35:47 У Дурги есть три проявления – шри, бху и нила. Это очень редкая информация, Джива Госвами даёт большее объяснение. Дальнейшее объяснение. Итак, Джива Госвами, он объясняет, что шри – это энергия Бога, которая поддерживает космическое проявление. Шри – это энергия, которая поддерживает космическое проявление. Бху – это создающая энергия. И нила – Дурга – энергия, которая разрушает творение. Все эти энергии действуют по отношению к живым существам и они называются – джива-майя. Итак, другое имя махамайи – это джива-майя в её подразделении.

00:36:55 Итак, махамайя разделяется на три подразделения – шри, бху и нила – это отражение шри, бху и нилы, которые находятся в духовном мире. Шри поддерживает материальное творение. Бху – создающая потенция. И нила – разрушающая потенция. И они на самом деле действуют для того, чтобы выполнить желание джив. Все вместе называются джива-майя. Таким образом объясняет Джива Госвами в своей «Бхагават-сандхарме». Вопросы?

00:37:44 [Аудитория] Всё это похоже на три гуны материальной природы, такое сходство есть, всё вот всё это…[неразборчиво]. То есть это, они потом превращаются в материальные гуны? Чистая как будто связь с ними. Дело в том, что …[не переведено].
[Айравата дас] Да, они связаны с этими тремя гунами материальной природы. Все вещи связаны между собой. Шри, бху и нила. Проявлены в этом материальном мире. Они являются энергиями, потенциями и они также личности, которые контролируют наши энергии. Вишну контролирует поддержание. И потенция шри присутствует там. Брахма контролирует создание, творение и потенция бху присутствует для создания. И Шива разрушает творение. Он контролирует невежество и нила или Дурга – разрушительная потенция присутствует. Они совершают это через эти потенции, энергии.

00:39:33 Итак, мы идём дальше. Сейчас мы подходим к Джагат вселенной. Существует много описаний, что семена вселенной исходят из пор на теле Махавишну они опускаются на поверхность вселенной, собираются вместе и находятся там, во время дыхания Махавишну. И в каждую вселенную входит Махавишну, как Гарбходакашайи-Вишну, создаёт океан Гарбходака и возложится на него. И потом начинается вся вселенская жизнь. В соответствии с Ведами – вселенная это сфера. Материальные учёные, учёные материалисты они очень много времени, долгое время думали и говорили, что вселенная не ограниченная, это просто безграничное пространство. Потому что, когда мы смотрим в телескоп, мы видим что столько много звёзд повсюду и мы не можем видеть эти границы вселенной.

00:41:05 Поздняя концепция современных учёных – это ведическая концепция, они на самом деле говорят, что вселенная ограниченная и они говорят, что это на самом деле необходимо. И они не вдаются в подробности, что вселенная должна быть ограниченна и что вселенная, что вселенная – она сферической формы. В форме шара существует. Таким образом учёные также подходят близко к этой ведической концепции. Итак, вселенная сферической формы, внутри огромное количество планет, которое организовано на различных уровнях и все эти вселенные собраны вместе как пена. Но не существует связи между разными вселенными. Никто не может пройти из одной вселенной, пройти через оболочку вселенной и войти в другую вселенную. Потому что Дурга – она охраняет, сторожит живых существ. Каждая вселенная как тюрьма. Никто не может выбраться оттуда.

00:42:28 Вопрос?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Айравата дас] Освобождённые души могут выйти. Освобождённые души могут выйти, но они на самом деле уходят в духовный мир, они не входят в другие вселенные. У них есть миссии, функции, например, Нарада Муни, он связан с нашей вселенной и он делает свою миссию здесь, он выходит в духовный мир и потом входит в нашу вселенную опять. И в других вселенных существует другой Нарада Муни. Если он туда пойдёт в другую вселенную, там путаница произойдёт. Почему? Потому что! Потому что Нарада Муни из этой вселенной скажет: «Зачем ты сюда пришёл?». Потому что там уже есть, в другой вселенной уже есть Нарада Муни, зачем наш Нарада Муни пойдёт в другую вселенную, мешать ему? А Нарада Муни – это как пост тоже.

00:43:47 С [неразборчиво] также у них есть своя миссия и определённая задача. Они связаны с этой вселенной, они делают всё здесь в этой вселенной. Они не идут в другие вселенные. Так как у них есть совершенное знание, они приходят опять в эту, в ту же самую вселенную с которой вышли. На самом деле существуют также каналы, когда мы выходим и входим, это не то, что мы можем просто путешествовать где мы захотим, где захотим там и выйдем. Существуют определённые дороги, так сказать каналы, проходы. Всё в порядке. Мы будем это обсуждать. Всё организовано определённым образом. Итак, сначала это было творение вселенных, которое делается Махавишну, и второе – это творение одной какой-то, отдельной вселенной. Творение разделяется на две части. Сначала это создание всей совокупности материальных вселенных, Махавишну, то есть вся эта совокупность материальных вселенных выходит из Махавишну, покрывается материальной энергией. Далее творение в каждой отдельной вселенной. Махавишну входит в внутрь, а Гарбходакашайи-Вишну начинает творение в каждой отдельной вселенной.

00:45:29 [Аудитория] Итак, развитие совокупности вселенных – это происходит внутри Гарбходакашайи-Вишну? Создание совокупности всех вселенных? Это что значит: когда они в причинном океане находятся или внутри Махавишну?
[Айравата дас] Нет, они не развиваются внутри. Они на самом деле не внутри находятся, они в порах, в коже находятся у Махавишну. Когда он выдыхает Махавишну, они выходят из его пор. И таким образом создаётся вся совокупность вселенных, все вселенные. Когда они созревают, Махавишну входит в каждую вселенную и уже творит каждую отдельную вселенную, через Гарбходакашайи-Вишну. Оба процесса делаются Господом, таким образом. Вселенская форма, как мы её наблюдаем творится. Итак, эта вселенная называется Брахманда.

00:46:58 Брахманда означает – сфера или яйцо. Или эллипс, яйцевидной формы. Вселенная она не в точности как шар, она на самом деле эллипсовидной формы.
[Аудитория] Вопрос – говорят что Земля также не является шаром. Тоже немножко сплюснута? Она как бы в полюсах, она немножко сплюснута.
[Айравата дас] Таким образом все вселенные остаются тысячи лет, но на водах причинного океана и Господь живых существ входит в каждую из них для создания вселенных. Таким образом Господь входит в каждую вселенную, как Гарбходакашайи-Вишну или другое, другое его имя – Хиранья-Гарбха – Сверхдуша Хиранья-Гарбха. Хиранья-Гарбха – это имя вселенной, название вселенной. Золотое яйцо. И Гарбходакашайи-Вишну также называется Параматма, Сверхдуша Хиранья-Гарбхи, то есть Сверхдуша вселенной.

00:48:47 Также объясняется, Кришна говорит Брахме, объясняет Брахме: «Твоя вселенная» - Кришна говорит нашему Брахме четырёхголовому – «Твоя вселенная самая маленькая». Среди всех остальных вселенных наша вселенная самая маленькая, поэтому у него у нашего Брахмы только четыре головы. В «Шримад Бхагаватам» объясняется, что есть Брахмы с сотнями, тысячами, десяти тысячами, миллионами, десятью миллионами и так далее голов. В соответствии с размером вселенной, есть огромные вселенные. А наша вселенная самая маленькая. Говорится, что диаметр нашей вселенной четыре миллиарда миль. И длина и ширина одна и та же. И некоторые вселенные один миллиард йоджинов, некоторые вселенные триллионы, некоторые сто триллионов йоджинов диаметром.

00:50:15 В соответствии с размером вселенной, существует разное количество голов у Брахмы. Вопрос?
[Аудитория] Этот диаметр четыре миллиарда миль, это в соответствии с полубогами? С измерением полубогов или как?
[Айравата дас] Да. Конечно это противоречивое число 4 миллиарда потому что современные учёные говорят, что миллиарды световых лет. Вселенная намного больше. Но есть также учёные, которые говорят: «На самом деле звёзды не так далеко, они достаточно близко находятся и если мы изучим «Шримад Бхагаватам» и увидим, что размер Бху-мандалы где-то 4 миллиарда мили, она не вмещается в вселенную». Поэтому эти – есть также и свидетельства, которые мы берём у Прабхупады. Прабхупада говорит в «Бхагавад Гите» в комментарии: «Если мы путешествуем со скоростью ума, даже после миллиардов лет путешествия с такой скоростью мы не можем достичь оболочки вселенной». Скорость ума – это показывает, что вселенная намного-намного больше. Из этого мы можем понять, четыре миллиарда миль – это в соответствии с полубогами, потому наши йоджины и йоджины полубогов различные.

00:52:15 И в заключение мы можем прийти к этому заключению, что на разных, на разных уровнях, планетных уровнях есть разная шкала времени и так как время и пространство очень связаны, то пространство также меняется, так сказать – мера пространства также меняется на разных уровнях.
[Аудитория] Сколько наших йоджинов? Это будет одна йоджина полубогов, сколько наших йоджинов? Это не даётся такого объяснения?
[Айравата дас] Я не нашёл, нигде не встретил такого объяснения. Ещё вопросы?
[Аудитория] Наш Брахма с четырьмя головами: я думаю что четыре головы – это четыре Веды, представляют четыре Веды, но это противоестественно. А как в других вселенных? У Брахмы больше голов, что это значит у них больше Вед?
[Айравата дас] Почему вы думаете, что это только с Ведами, соотносится с Ведами? С четырьмя Ведами?

00:53:20 [Аудитория] То есть у Брахмы четыре головы потому что четыре Веды?
[Айравата дас] Так говорится потому что во время творения, на одной стадии творения Брахма создаёт Веды из своих ртов, поэтому из четырёх голов исходит четыре Веды: Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Но это совсем не означает, что у него четыре головы из-за четырёх Вед. Кришна объясняет Брахме. Шримад Бхагаватам объясняет, Кришна объясняет, что: «Твоя вселенная самая маленькая, поэтому у тебя четыре головы». Кришна соотносит количество голов с размером вселенной, потому что так как другие вселенные больше, поэтому у них больше голов, поэтому я не знаю почему люди соотносят это, соотносят Веды и головы. Ну конечно, Вед четыре на самом деле, потому что на Вайкунтхе есть четыре Веды. Мы уже объясняли, что в собрании, в собрании Нараяны, четыре Веды там присутствуют, на четырёх сидениях: Риг, Сама, Яджур, Атхарва и советуют Господу.

00:54:39 И так как всё игры конечно, если они объясняют что-то и Нараяна говорит: «О, а что же Веды говорят по этому поводу?». Конечно Веды исходят от Него, но тем не менее, для Своих игр Он проявляет, они Ему там советуют в собрании. Ещё вопрос.
[Аудитория] Есть две части материального творения – совокупность вселенных, вернее совокупность из всех вселенных и творение отдельных вселенных.
[Айравата дас] Это означает что, создание каждой вселенной означает, создание внутренней вселенной. Творение, которое делается внутри вселенной, отдельной вселенной производится Гарбходакашайи-Вишну. На самом деле вселенные развиваются также Махавишну. С помощью Махавишну и Махат-таттвы, но тем не менее они не индивидуальны, как бы в то время, они покрыты и они слеплены, как бы вместе сначала. Они развиваются вместе.

00:56:05 И потом чтобы воодушевить привести в жизнь что ли, Гарбходакашайи-Вишну входит в каждую вселенную. Так мы подходим к планетным системам. Вселенная разделяется на 14 планетных систем. Семь планетных систем называются Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джана, Тапа и Сатья. Бхур – это наш уровень земной для них. Бхувар – это уровень духов, Бхувар – это рай.
[Аудитория] Помедленнее чуть-чуть?
[Айравата дас] Джана-лока – это то где мистики живут. Тапа-лока – это аскеты и Сатья – это освобождённые души – мукты живут на Сатья-локе. И эти семь высших планетных систем. Бхур – это уровень духов. Есть там семь планетных систем внизу – Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала.

00:57:28 Постепенно один за другим вниз идут. Таково подразделение. Итак, одно объяснение, которое мы берём из следствий Прабхупады, он говорит, что «Вселенная называется Брахма-анда». Анда – значит «яйцевидной формы». Это свидетельство, которое даётся Прабхупадой. Это подтверждение того, что вселенная – это Брахма-анда, то есть немножко эллипсовидной формы, яйцевидной формы. Итак, Прабхупада говорит: «Анда – означает «яйцевидная форма» и каждая из вселенных обладает яйцевидной формой». И также даётся очень хорошее объяснение, что это в наше время это называется кибернетика, что вселенная, развитие вселенной сравнимо с развитием эмбриона. Эмбрион развивается в чреве матери. Вселенная, и вселенская форма также развивается во чреве Гарбходакашайи-Вишну. И [разве у нас действительно то что], все материальные вещи – это искажённое отражение.

00:59:04 Весь это Вират – он исходит, исходит из живота Гарбходакашайи-Вишну и Вират выходит как лотос, появляется стебель лотоса и на вершине этого стебля развивается цветок лотоса. Цветок – потом появляется Брахма, но этот лотос – это Вират и Брахма – это часть Вират. Можно сказать, что используя [неразборчиво], что Гарбходакашайи-Вишну создаёт своего сына таким образом. В материальной жизни ребёнок развивается внутри и соединён с матерью с помощью пуповины или то же самое, но только искажённое, искажённым образом. Гарбходакашайи-Вишну рождает своего сына внутрь, а вот наружу и он сидит и связан как бы, связан с Брахмой через стебелёк лотоса. Таким образом всё. То что в материальном мире – здесь всё наоборот. Такая не просто философская идея.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 23 February 2018