Описание духовного мира - часть 2

02 мая 2011
семинар для практикующих из раздела «Космология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:01:00 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 95 | скачано: 255 | избрано: -3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Айравата дас] Сегодня мы продолжим обсуждать Махавишну-локу. Мы уже дали объяснение Вайкунтхе, которая проявляется в Причинном океане. Махавишну Он не просто висит где-то в каком-то пространстве. У Него есть красивый дворец, и Он возлежит на Ананташеши окружённый Лакшми и своими последователями, и помощниками. И олицетворённые 24 элемента, так же полубоги, Веды находятся там на Махавишну-локе.

00:00:45 Итак действия Махавишну и всё, что происходит в Причинном океане, всё это описывается в Упанишадах. На самом деле это начало материального творения. Всё материальное творение начинается из Причинного океана, из Махавишну. Махавишну является экспансией Санкаршаны для материального творения. Он так же называется Карандакашайя-Вишну, потому что Он возлежит на Карандасамудре в Причинном океане. И в «Чхандогья Упанишаде», 6.2.3 говорится: «Когда Верховный Господь желает стать многими, материально-космическое проявление возбуждается, так сказать, приводится в движение, просто с помощью взгляда, когда Он бросает взгляд на материальную энергию».

00:01:46 Итак, Верховный Господь существовал один, и потом Он пожелал стать многими, и Он стал многими. И это бесконечное количество живых существ в материальном творении, в соответствии с материальным творением. Это относится к материальному творению. Итак, Он взглянул на материальную энергию и Санкаршана Он дал экспансию, как Махавишну, чтобы создать материальную энергию. Он является причиной всех этих материальных вселенных. Это объясняется, что Его функция – это материальное творение. Он проявляется из Санкаршаны, из второй чатур-вьюхи, второй четверичной экспансии Вишну. Итак, Санкаршана второй чатур-вьюхи это Мула-Санкаршана. Из Него появляются другие чатур-вьюхи так же Махавишну. Он, так же объясняется, что Он является источником всей материальной энергии.

00:03:17 Перед творением или проявлением материального мира Махавишну существует как совокупность всей энергии Махасмурти. И когда Он желает размножиться во много частей, Он размножается с помощью этой энергии самашти. И далее Он экспансирует Себя в индивидуальности: Адхьятмика, Адхидайвика и Адхибаутика. Итак, всё творение и энергии творения не отличны от Махавишну, потому что всё, что происходит в материальном мире это всё эманации Махавишну. Поэтому все космические энергии не отличны от Него.

00:04:12 Но все эти энергии они имеют особенные функции, и они исполняют эти функции, как пожелает Махавишну. Итак, Махавишну расширяется, и многие различные энергии расширяются из Него, исходят из Него. И так же много различных индивидуальностей, личностей исходят из Него. Различные личности. Так в трёх измерениях, это Вишну-таттвы исходят из Него. Они безгранично расширяются и входят в каждую вселенную, как второй Вишну. Потом из второго Вишну, третий Вишну выходит, из Него так же появляются полубоги. Так сказать прототипы полубогов, изначальные полубоги, которые стоят в Причинном океане. Так же дживы исходят из Него.

00:05:18 Итак, три вида живых существ или живые существа в трёх измерениях исходят из Него. Махавишну с помощью Своего дыхания сознаёт миллионы и миллионы вселенных. И Он является частичной экспансией Кришны. Он является частичной экспансией Санкаршаны, который является экспансией Нараяны. И Нараяна эта экспансия первой чатур-вьюхи и первые чатур-вьюхи исходят из Нараяны, из Баларамы, который является частью Кришны. Шри Баларама – это как бы это Кришна, форма Кришны. Первая экспансия Баларамы называется Санкаршана или Маха-санкаршана.

00:06:14 И его [неразборчиво] часть – Пуруша, называется Кала. Эта Кала-Махавишну и есть Махавишну, Махапуруша. Причина всех остальных Пуруш и Он всепрониикающ. Объясняется, что Махавишну называется так же Калавишеша. Кала - означает «часть части части». Объясняется, что сначала Баларама проявляется, потом Санкаршана, потом Нараяна, потом второй Санкаршана, из этого второго Санкаршаны – Махавишну исходит. Поэтому Он «часть части части части». Поэтому Он называется Калавишеша Кришна. У нас очень много споров: например кто-то использует аргументы из Упанишадов, что Махавишну источник всех энергий и все аватары исходят из Махавишну. Да это правда. Когда Кришна экспансирует Себя и приходит в этот материальный мир, чтоб прийти в этот материальный мир все эти экспансии действуют как канал Бханава.

00:07:42 Когда Кришна проявляется в различных инкарнациях, в этот материальный мир Он приходит через Махавишну, поэтому Махавишну называется источник всех аватар. Но изначально, это установлено философией Вайшнава Веданты, и это наша сиддханта, потому что существуют другие сампрадайи, Шри сампрадайя, и другие сампрадайи, которые говорят, что Вишну – это Верховная личность и Кришна Его экспансия. Но так как мы изучаем очень глубоко, мы видим всю картину. Они не могут видеть эту супер структуру, что выше Махавишну есть другие экспансии. Но с другой точки зрения Он является источником аватар, потому что все которые аватары осуществляются, они происходят через Него. Он действует как канал. Здесь в Бхагавата Пуране устанавливается, в Шримад Бхагаватам, что Махавишну – это Кала-Вишеша – он часть части части части Кришны. В Бхагаватам 1.2.3; 1.3.1 объясняется, что Махавишну спускается, как первая инкарнация Пуруши в материальном творении.

00:09:17 Он проявляет 16 элементарных энергий. Он возлежит в Причинном океане, и Он изначальная экспансия, из которого исходит материальные миры. И от Него исходит 5 элементов, ложное эго, ум и эго. И так же вселенские формы исходят из Него, и Он является господином всех энергий и из Него всё происходит, и материальную энергию не затрагивает это. Есть так же очень важный момент, что Махавишну проявляется в Причинном океане и из него исходит 16 главных материальных энергий. И Причинный океан также исходит из Него. Причинный океан объясняется, что это пот или испарина, которая исходит из тела Махавишну. Причинный океан образовывается, так сказать, создаётся Махавишну в Вирадже.

00:10:43 [Аудитория] Вопрос: говорится, что Махавишну контролирует 16 энергий и так же контролирует 3 гуны материальной природы?
[Айравата дас] Он непосредственно не контролирует. Из него исходит Гарбходакашайя-Вишну и Кширодакашайя-Вишну, и они контролируют непосредственно. То есть Вишну, который контролирует саттву – гуну благости, Он является экспансией Махавишну. Но мы видим, что из Махавишну исходит очень много других личностей, в непосредственности тоже мы будем обсуждать Маха-таттва и мы увидим разные удивительные вещи, что Шива изначальный Шива исходит из Махавишну. Но Шива, которого мы упомянули, как Три-мурти, этот Шива является экспансией Шамбху. Но иногда он может быть так же экспансией Гарбходакашайя-Вишну. Поэтому Махавишну называется источником всего, потому что Он начинает всё, что находится в материальном творении, исходит из Него.

00:12:15 Ему велено, поручено заниматься всем материальным творением, Он источник всего материального творения. Всех энергий, которые исходят из Него, многочисленных энергий которые исходят для творения, эти энергии называются самашти и исходят из Него. Итак, далее, когда Махавишну бросает взгляд на материальную энергию, материальная энергия приводится в движение. Таким образом Он вводит все эти живые существа в материю. Просто благодаря взгляду Махавишну слетаются сознания, сознания известные как Маха-таттва. В Пуранах даётся очень важное объяснение, что с помощью взгляда, благодаря взгляду Вишну, не только живые существа дживы проявляются, которые позже входят в материальную энергию, но так же сознание проявляется. Это сознание называется Маха-таттва. Действительно Маха-таттва становится сознающей из-за того, что Махавишну бросает взгляд. Этот стих трудно понять на самом деле.

00:13:42 Материальная энергия становится сознающей с помощью взгляда Махавишну. Иногда Маха-таттва объясняется как сознание. В конце, позже я объясню.
[Аудитория] Объясните, пожалуйста, это как? Материальная энергия объясняется что отделённая, она не сознающая. Как же это она становится сознающей? Объясните этот момент, пожалуйста.
[Айравата дас] Итак, итак взгляд Махавишну сделал Маха-таттву сознающей и из-за того, что Он бросает взгляд, все разные элементы, материальные элементы проявляются. Итак, позже мы будем рассматривать Маха-таттву. Это очень интересно на самом деле. Всё это очень научно, научное описание. Маха-таттва сама по себе ничего не может сделать и только из-за того что Вишну бросает взгляд, Маха-таттва становится сознающей, проявляется сознание. Говорится, что когда Он бросает взгляд на материальную энергию, проявляется сознание и это сознание называется Маха-таттва. Но с другой точки зрения, Маха-таттва – это так же одна из Его энергий. Все эти энергии, 16 материальных энергий проявляются из Него.

00:15:16 Но ничего материального не происходит из Вишну. Они являются духовным на самом деле. В этом смысле они являются отражением, позже мы увидим, они – это отражение. Все энергии, которые исходят от Него, они духовны, но они уже как бы являются отражением реальности. Потому что ничего не движется само по себе здесь, в материальном мире. Маха-таттва – это совокупность воды, земли, огня, воздуха и эфира. Но те же самые элементы существуют и в духовном мире так же: вода, земля, огонь, воздух и эфир, так же в духовном мире, но они безграничны. Духовные энергии безграничны. Но эти пять они происходят из духовного мира, но это отражение. Они не происходят, так сказать из непосредственно из духовного мира, они происходят из Махавишну. Это уже как бы отражение изначальных энергий.

00:16:25 [Аудитория] Итак, вопрос: когда Вишну бросает взгляд, Маха-таттва становится сознающей. И какое значение играет экспансия Махавишну, которая входит в материальное творение?
[Айравата дас] Не-не, здесь имеется в виду взгляд. Взгляд это не экспансия. Взгляд это взгляд.
[Аудитория] Потому что я слышал, что эти дживы они исходят через взгляд, они проходят в материальную энергию, элементарные частички. Есть ли какое-нибудь общее, что-нибудь общее между взглядом и Им, входящим в материальную энергию?
[Айравата дас] Когда Он входит во вселенную, Он находится внутри вселенной, а взгляд Он бросает, когда находится за пределами вселенной и в другой, это другой совершенно другой процесс. Когда мы говорим о параману и как параману образуется, так сказать получает форму, это всё происходит внутри вселенной. Это всё более грубые вещи.

00:17:46 Но когда Он бросает взгляд, эти вещи, что происходят за пределами вселенной, они более тонкие, и все эти процессы очень трудно понять, потому что они духовны практически, т.е. они даже не духовны, но они в промежутке. Они не материальны и не духовны. Потому что Причинный океан находится между материальным и духовным миром. Все энергии исходят от Него, и они позже проявляются как материальный мир, но они, изначально, когда исходят, они духовны на самом деле. И существуют специальные технологии происходят, чтобы их отделить и сделать материальными. На самом деле это сознание живого существа делает их материальными. Ты понял, что я имел ввиду? Это два разных процесса. Что вы хотите понять?
[Аудитория] Когда Махавишну бросает взгляд на Маха-таттву, она становится сознающей?
[Айравата дас] Да. Его взгляд обладает определённой потенцией.

00:19:20 Его взгляд активизирует её – движение материальной энергии. Если привести другой пример, то есть такой феномен как телекинез. Некоторые люди с помощью взгляда просто взглядом могут двигать какие-то предметы. Это материя, предметы – это материя, и они с помощью энергии, с помощью взгляда, двигают; они обладают потенцией, энергией. И взгляд Махавишну так же активизирует, так же обладает энергией, потенцией.

00:20:16 [Аудитория] Вопрос: я помню, Прабхупада даёт такой пример, аналогию, что когда мы чувствуем запах цветка, я не помню точно эту аналогию. Я не помню точно эту аналогию. Забыл.
[Айравата дас] Определитесь с вопросом сначала и потом спрашивайте.
[Аудитория] Когда Маха-таттва становится сознающей с помощью взгляда Вишну, то происходит вот это, появляется облачко внутри этой реки Вед?
[Айравата дас] Это внешняя энергия сама по себе. Маха-таттва – часть этой внешней энергии. Как она выглядит невозможно представить себе, как она выглядит. Это такие вещи, которые вы не можете представить себе, потому что это вне вашего опыта, за пределами вашего опыта. То есть вы не можете представить себе, потому что нет таких вещей, здесь в материальном мире не существует. Вы можете представить себе только то, что вы уже видели, можете это представить. Но когда что-то никогда не видели, вы не можете представить это.

00:22:02 [Аудитория] На каком он уровне проявляется Маха-таттва? Когда уже вселенная проявляется?
[Айравата дас] Маха-таттва проявляется, когда творение проявлённое начинает проявляться, то есть творение начинает проявляться. Итак, эта спящая материальная энергия начинает активизироваться и тогда Маха-таттва проявляется.

00:22:32 Так же когда мы говорим, что Его взгляд, так сказать, вводит в живые существа, даже это нам представить очень трудно. На самом деле, он бросает свой взгляд много раз на материальную энергию. Маха-таттва – это вечная энергия.
[Аудитория] Это какая-то субстанция внутри Причинного океана?
[Айравата дас] Да, что-то вроде того. На самом деле Он проявляет Маха-таттву, Махавишну проявляет Маха-таттву. Без Него Маха-таттва не может проявиться. Если вы хотите задавать вопрос, он должен быть чётко сформулирован. Бесчисленные вселенные происходят из пор на теле Махавишну. Они выходят как частички, как будто частички пыли. Когда Он выдыхает, все эти бесчисленные вселенные выходят, и когда Он вдыхает, они разрушаются. Все энергии Махавишну духовны.

00:24:03 Они ничего общего не имеют с материальными энергиями. В Брахма-Самхите говорится, что господствующие полубоги всех вселенных, Брахмы, они живут в течении одного вдоха Махавишну. Итак, Махавишну – изначальная сверхдуша всех вселенных и владыка всех вселенных также.

00:24:28 Итак, здесь упоминается 2 важных момента, несколько важных моментов, что здесь даётся так сказать, измерение жизни, продолжительность жизни материальных вселенных: когда Он выдыхает, вселенская жизнь начинается, и когда Он вдыхает снова, все вселенные опять входят в Него. И позже в главе «Время» мы будем рассматривать, что за период вдох-выдох Махавишну сбывается одна немеша. И одна немеша в нашем измерении это полторы секунды, 1,5 секунды. И для Махавишну это так же 1,5 секунды. Если мы возьмём время Махавишну, то это для Него это 1,5 секунды он вдыхает и выдыхает. И в это время Маха-таттва проявляется, вселенные проявляются, вся вселенская жизнь, всё растёт, Брахма живёт 100 лет и потом умирает.

00:25:41 Этот период из, но так же в промежутке, когда Он вдыхает и потом снова выдыхает – это очень огромный промежуток времени. Потому что тысячи лет вселенные лежат в океане, потом тысячу лет проявляется вселенская форма и потом тысяча лет требуется Брахману медитировать и потом он начинает творить и т.д. то есть таковы разные шкалы времени, которые существуют. Иногда люди путаются. Они думают что вдох и выдох это 100 лет Брахману. На самом деле между его вдохом и выдохом так же есть огромный промежуток времени. Тысячи, Гарбходакашайя-Вишну 1000 лет возлежит в Причинном океане, на океане Гарба и потом эти вселенные они зреют. Потом Брахман выходит из живота, и он так же 1000 лет медитирует, и потом он начинает творение.

00:27:16 [Аудитория] Итак, вопрос: тысячу лет вселенные созревают и потом Брахма появляется и он так же медитирует?
[Айравата дас] Они находятся в животе Махавишну и там происходит, так сказать, приготовление всей этой будущей материальной жизни. И потом они проявляются. Через 1000 лет потом он возлежит на океане Гарбходака 1000 лет, после этого выходит лотос и появляется Брахма. Мы будем обсуждать это позже о Махавишну.
[Аудитория] Вы объясните, что такое Махавишну, как произошла вселенная?
[Айравата дас] Да, я объясню. Махавишну был изначальной Сверхдушой.

00:28:21 [Аудитория] Эти тысячи лет Брахман и тысячи лет Махавишну – это всё разные тысячи лет, т.е. в разных шкалах времени?
[Айравата дас] Да, они все считаются в соответствии с разными шкалами времени. Это не одно и то же. Это не те же тысячи лет. Ведическая литература не даёт точное объяснение, определение. Иногда говорится, что тысяча лет по шкале полубогов, но полубогов тогда ещё не существует в это время. Поэтому это не те тысячи лет, которые здесь у нас на Земле и вселенной. Это не определяется точно. Существуют разные шкалы времени. Махавишну изначальная Сверхдуша, поэтому, уже начиная с Него, мы можем объяснять Параматму – Сверхдушу.

00:29:24 Итак, существует три аспекта Параматмы. Итак, первый аспект – это Махавишну, как Сверхдуша. Махавишну – это Сверхдуша всей совокупности всех вселенных. Он Сверхдуша всех вселенных – это первый аспект Махавишну, как Сверхдуши. Итак, второй – это Гарбходакашайя-Вишну, который душа каждой вселенной, внутри каждой вселенной. И третье это Кширодакашайя-Вишну, которая находится в каждом теле. Итак, существует три Сверхдуши.

00:29:58 Гарбходакашайя-Вишну так же является Сверхдушой атомов, проникает в атом. Итак, из пор на теле Махавишну происходит огромное количество вселенных, и они приходят в контакт с Причинным океаном и развиваются. Позже мы увидим, как они развиваются, рассмотрим. И так же очень важный факт: эти вселенные они на самом деле плавают в воздухе. Когда Махавишну выдыхает, они как птички, эти вселенные таким образом создаются, когда Вишну выдыхает. Когда Махавишну вдыхает, они снова входят в Его тело. Потому что вселенные они напоминают как бы пузырьки исходят из его тела, поэтому люди думают, что Он в океане находится там, на глубине на какой-то, где-то под водой.

00:31:07 [Аудитория] Я слышал даже, что этот Причинный океан он везде находится, он покрывает всё творение.
[Айравата дас] Причинный океан, говорится, что это настоящий океан, т.е. это духовный океан, но он настоящий. Когда Арджуна с Кришной вышли за пределы вселенной, они увидели Причинный океан и там были огромные волны. И Махавишну возлежал, возлежал на Ананташеши.

00:31:40 И объясняется, что вселенные они выходят из пор на теле Махавишну и они сначала плавают в воздухе, а потом опускаются на поверхность океана. И когда они опускаются на поверхность океана, они как бы соединяются вместе и образуют такую пену. И они плавают на поверхности океана и развиваются. Так же даётся интересное объяснение из Брахма-Самхиты. В Брахма-Самхите говорится, что духовные семена Санкаршаны проявляются из Махавишну и они похожи как на золотые семена. И потом эти семена покрываются пятью элементами, грубыми элементами. Эти семена вселенных отражённых, искажённое отражение безграничного, бескрайнего трансцендентного, трансцендентных планет.

00:33:00 И они как бы являются отражением духовного бытия, имеют форму золотых яиц. И когда эти золотые семена выходят из Махавишну, они входят в материальную энергию и все эти грубые элементы покрывают их. Что же это означает? Как объяснить Брахма-Самхити? Семена Санкаршаны появляются из пор на теле Махавишну. Все эти экспансии контролирует Сандини, энергия Сандини Господа. Энергия Сандини – это энергия творения или энергия существования. Баларама изначальный контролёр, контролирующий. Он проявляет Голоку и всех живых существ, из него исходит Санкаршана. Мулу-Сункаршана контролирует энергию Сандини, он проявляет все Вайкунтхи. И планеты здесь они являются отражением тех духовных планет в духовных вселенных.

00:34:34 Различие таково, что наши вселенные похожи на шары с бесконечным количеством планет внутри. Но это искусственное, так сказать, образование для материального мира. В духовном мире нет такого. В духовном мире планеты находятся на разном уровне. Они не находятся в замкнутом пространстве, как наши планеты находятся в замкнутом пространстве вселенной. Конечно, объясняется что духовное небо, весь духовный мир он как бы образует форму шара, сферу, сферическую форму, поэтому он объясняется как лотос, описывается, как лотос так же.

00:35:22 Итак, так как эти семена, духовные семена, духовные семена вселенных они являются отражением духовной реальности, они происходят из Санкаршаны. Они являются семенами Санкаршаны, и они исходят из пор тела Махавишну. Они духовны и ничего материального не исходит из Махавишну. Они являются отражением духовной реальности, духовного существования. Они исходят из Него во время выдоха, когда Он выдыхает, выдоха.

00:36:05 Так же в Пуранах очень интересное даётся объяснение, что позже мы увидим эту цитату, так как эти золотые семена они сияют – хирами означает золото – золото, чьярба – семена, они сияют как миллионы солнц. Когда они исходят из пор на теле Махавишну, они так же, Махавишну выглядит так, как будто из Него исходят лучи, потому что огромное количество этих золотых семян исходят из Него. Конечно, мы знаем картину, когда из Него исходят пузырьки, но это не совершенная картина. На самом деле [неразборчиво], они очень маленькие. Эта картина не совершена, когда из Него исходят какие-то пузыри и кажется, что Он под водой находится. На самом деле эти семена очень маленькие и говорится, что как будто духовное сияние исходит из Него. Это Его сияние на самом деле смешивается с внешней энергией и вселенные развиваются.

00:37:29 Когда вселенная исходит из пор на Его теле, такое впечатление как будто сияние исходит и это сияние оно содержит в себе эти миллиарды-миллиарды сияющих семян. И Его собственное сияние смешивается с сиянием этих вселенных так же. Есть даже в Падма Пуране один стих, который объясняет это. И они являются духовными на самом деле, и когда они входят в материальную внешнюю энергию, эти 5 грубых элементов покрывают их. И они как бы эти элементы, они даже входят в них и постепенно они растут эти вселенные. Они растут, потому что они начинают покрываться восьмью слоями этих материальных элементов.

00:38:47 Есть так же интересные утверждения в Брахма Самхити: 5.48: «Брахма появляется из живота Махавишну и он живёт в течение Его вдоха и выдоха». И как же понять, что Брахман исходит из пор на теле Махавишну – владыки материальных вселенных? Два вида, есть два пути объяснить это. Один – это косвенный, косвенное объяснение, это обобщение. Потому что вселенные появляются позже и во вселенной появляется Брахман, поэтому мы можем сказать, что так как вселенные исходят из пор на коже и поэтому появляется внутри Брахман, то можно сказать, что так же они исходят из пор на теле.

00:39:50 Но есть другое объяснение, что из пор на теле Махавишну исходят изначальные полубоги, которые, когда вселенная исходит, после этого исходят Брахма и Шива и другая экспансия Вишну. Они проявляются из Махавишну и они являются прототипом всех полубогов, которые внутри вселенных находятся. И они действуют в Маха-таттве, они контролируют Маха-таттву, проявление вселенных. Итак, позже мы рассмотрим детали.

00:40:58 В своей форме, как Махавишну или Гарбходакашайя-Вишну, Господь вводит живые существа с помощью Своего взгляда в материальную энергию и эти живые существа, дживы, они являются духовными частичками, атомами. И потом они получают свои тела в соответствии со своей кармой в предыдущем космическом проявлении. Так как все эти живые существа они входят после разрушения, с ними остаётся их сознание из предыдущих действий, их карма.

00:41:41 Когда Махавишну бросает взгляд, материальная энергия, она возбуждается и приводит в движение, и тогда живые существа входят в материальную природу. Махавишну, чтобы ввести живые существа в материальную энергию, не касается материальной энергии непосредственно, он проявляет Шамбху и Шиву – Свою экспансию. И Он, таким образом вводит живые существа с помощью Шамбху и Шивы, в материальную энергию. Ещё один момент: когда Махавишну бросает взгляд на материальную энергию, он не дотрагивается материальной энергии непосредственно, даже Своим взглядом Он не касается материальной энергии.

00:42:30 Когда Он бросает свой взгляд, Он даёт экспансию, потому что Его взгляд объясняется в Брахма-Самхите, как два луча, два луча происходят из Него. И этот взгляд сознаётся Шамбху. В то же самое время он даёт экспансию Шамбху и назначение Шивы. Чтобы перевести дживы из Его тела внутрь материальной энергии, он использует Шамбху, потому что Он не касается материальной энергии даже Своим взглядом, поэтому Шива проявляется и Шива трансформирует дживы из Махавишну в чрево материальной энергии. Даётся один пример для нашего понимания: Вишну можно сравнить с электрической станцией и Шива – это как будто сравнивается с проводом, и дживы они сравниваются и током, с электричеством, и объект, который электрифицируется что ли, если так можно сказать, это…

00:44:07 Вишну – это электростанция; провод – это Шамбху; электричество – это потенция Лакшми; и объект, который получает энергию, например, можно сказать, лампочка – это является материальная энергия. Другой пример даётся в Брахма-Самхите очень знаменитый: 5:45 – «Молоко смешивается и превращается в йогурт, смешивается и превращается, молоко смешивается с кислотой и превращается в йогурт. Поэтому Верховный Господь принимает форму Шивы для определённого, итак форма, с помощью которой Махавишну зачинает живые существа – это Вишну». Это особенная форма, называется Шамбху или Шива. Одно из определений Сварга Вишеша Нашарупи , потому что он в особенности действует, чтобы проявить материальное творение.

00:45:55 Итак идея такова, что Вишну и Шамбху, они можно сказать почти одно и тоже, они похожи друг на друга, как молоко и йогурт. Когда, например, существует кислота или какая-то культура, которая превращает молоко в йогурт – это Дурга. Когда Дурга касается, когда эта культура или кислота касается молока, она превращается в йогурт. Итак, когда Вишну хочет ввести живые существа в материальную энергию то, в Дургу, проявляется Шива. Дурга является объектом, который получает энергию. И с этого момента как раз происходит поклонение Шивалингам, т.е. Шамбху и Дурга – это как бы символ этого вселенского творения, когда Вишну с помощью Шамбху зачинает живые существа.

00:47:35 Шивалингам – это Лингам-Шива и Йони-Дурга и символизирует этот процесс, когда живые существа так сказать ввелись, были введены в материальную энергию.
[Аудитория] Почему люди поклоняются этому?
[Айравата дас] Мы можем видеть, что люди в тама-гуне, материалистические люди поклоняются Шивалингаму. Это показывает, что они привязаны к материальной энергии, они поклоняются этому акту материального творения, т.е. акту зачатия, т.е. изначального зачатия живых существ в материальном творении, потому что эти люди привязаны к материальному творению. Они хотят материального благословения. Они поклоняются Шивалингаму. Такова идея творения, поэтому люди, которые хотят улучшить свою материальную жизнь, поклоняются Шиве. Таким образом, они увеличивают количество [неразборчиво или знаменитость], увеличивают своё богатство и их семья увеличивается и т.д., и т.п. Увеличиваются материальные владения.

00:49:03 Махавишну входит в каждую из вселенных и проявляет Себя во много отдельных форм. И Он, и Его контакт с материальной энергией объясняется в Бхагавад Гите. Это уже когда вселенные увеличиваются с течением тысячи лет, когда они лежат в Причинном океане и потом, когда они увеличиваются, Махавишну входит внутрь каждой вселенной. Тысячи лет в соответствии с временной шкалой Причинного океана. Мы не можем сказать, что это в соответствии с отсчётом полубогов. Конечно, существуют полубоги в Причинном океане, в Маха-таттве. Иногда говорится, что в соответствии со временем полубогов, но тогда полубогов внутри вселенной ещё не существовало.

00:50:24 [Аудитория] Вопрос: иногда говорится, что временная шкала Брахмы больше на столько-то, чем у полубогов и т.д., и т.д. Брахма живёт 100 лет. Для более низких планет это много тысяч лет и т.д.?
[Айравата дас] Это так. Эти тысячи лет, которые упоминаются, о вселенных, они не те тысячи, но, конечно же они не больше, эти тысячи лет они не больше чем жизнь Брахмы. Они не длиннее чем жизнь Брахмы, потому что это время между вдохом, выдохом и вдохом.

00:51:39 Итак, вдох и выдох Махавишну – это 100 лет Брахмы. Время между выдохом и вдохом – это жизнь вселенной. Но если мы изучаем детально, мы можем понять, что так же есть, там существует больше времени. Потому что перед тем как начинать жизнь, вселенная существует тысячи лет, когда вселенная находится в Причинном океане, потом следующая тысяча лет Махавишну находится в океане Гарбходака, потом ещё тысяча лет Брахма медитирует и потом только начинается творение. Но эти тысячи лет они не длинней чем жизнь Брахмы. Они меньше чем жизнь Брахмы.

00:52:35 Потому что все эти, все эти вещи они входят во вдох и выдох. В этот период, вдох и выдох, все эти вещи туда помещаются. В соответствии с Махавишну это 1,5 секунды.
[Аудитория] Где эти секунды описываются? Полторы секунды, тысячи лет и т.д.
[Айравата дас] Это даётся в Пуранах. В Шримад Бхагаватам так же говорится, что тысячу лет вселенные находятся в Причинном океане.
[Аудитория] Мы говорим, мы знаем, что Брахман медитирует на вселенную, что это за тысячу лет такие? Он же живет 100 лет.
[Айравата дас] Шримад Бхагаватам говорят 1000 лет в соответствии с жизнью полубогов, но полубогов тогда не было. Он создал их позже. То есть все эти 1000 лет, как говорится, 1000 лет полубогов они меньше, чем 100 лет, которые Брахма живёт.

00:54:02 Мы не должны думать, что все эти 1000 лет, которые он медитировал, они длиннее, чем жизнь Брахмы. Нет. Потому что расстояние между, так сказать, время между выдохом и вдохом Вишну – это как раз и есть 100 лет Брахмы. Потому что говорится, все Брахманы в разных вселенных живут во время выдоха и вдоха Брахмы. Но это время в Причинном океане и в океане Гарбха, они очень, это так сказать тонкий момент. Они отличаются от различных, от других шкал времени.

00:54:53 То есть например 100 лет Брахмы – это так сказать грубая шкала времени. Эйнштейн на самом деле в современной науке открыл это. Время и пространство создают одно постоянное – это так же Ведическая идея, не смотря на то, что это не объясняется, как Эйнштейн объясняет. Но мы можем понять, что это работает так же и в Ведической физике , что время и пространство создают одну постоянную. Время и пространство они очень сильно связаны друг с другом.

00:55:31 Мы увидим в будущем что время и пространство они очень сильно связаны между собой. Поэтому когда мы говорим, пространство, так сказать, более тонкое, это говорится, что так же и означает, что время так сказать тоже более тонкое или отличается от времени, которое в более грубой материи находится. Потому что материя она так же существует более грубая материя и более тонкая материя. И так же время, которое в более грубой материи, оно отличается от того времени, которое живёт в более тонкой материи. Когда мы поднимаемся в Причинный океан, там материя очень тонкая, поэтому эта Маха-таттва она материальная энергия, но она настолько тонка, что она почти как духовная. Поэтому время так же действует определённым образом, потому что время и пространство они взаимосвязаны. Действие времени, оно очень тонкое в соответствии с материей, которая там находится.

00:57:00 На самом деле эти термины, как и пример, очень трудно понять их сразу.
[Аудитория] [не переведено]
[Айравата дас] Все 5 элементов там присутствуют. Но как говорится, что тело создано из разума, это означает что главный элемент это разум. Это не означает, что тело состоит только из разума. Это означает что преобладающий элемент этого тела – разум, но это не значит, что только из разума всё появилось. Но в маленьких пропорциях так же и другие элементы будут присутствовать.

00:58:02 [Аудитория] Мы имеем в виду, что высшие планеты, тела более тонкие и так же время другое, более тонкое так сказать. Я никогда не встречал, чтобы Прабхупада объяснял таким образом, где-то в своих книгах о соответствии пространства и времени. Поэтому в Причинном океане, что элементы более тонкие, то и время так же действует другим образом, течёт по-другому.

00:58:46 [Айравата дас] Время более тонкое, потому что пространство взаимосвязано со временем. Поэтому один год в Причинном океане будет длиннее, чем один год Брахмана, потому что более тонкая материальная вселенная.
[Аудитория] Я этим примером хотел объяснить, что на самом деле эти законы которые, времени в Причинном океане совсем другие, время течёт по-другому, не так как внутри вселенной. Я не хотел сравнивать эти числа. Один год Брахмы более длинный, и менее длинный, чем год в Причинном океане. Я не хотел сравнивать. Я просто думал, что …
[Айравата дас] На самом деле демоны в Патале, в Патале у них более грубые тела, но они живут больше чем полубоги даже. Демоны. Поэтому вы упростили. Такую упрощённую картину представили. На самом деле законы времени они очень сложные. Законы время очень сложно, с этим трудно понять, поэтому мы не можем так упрощённо представлять.

01:00:22 [Аудитория] Я просто пытался понять, как действует это всё.
[Айравата дас] Не проблема.
[Аудитория] Это не то что, это не то, что там если концентрация материи увеличивается, то и время увеличивается?
[Айравата дас] Не-не. Это не так. На самом деле это так же связано с кармой, это так же в соответствии с кармой живых существ, потому что у йогов так же есть грубые тела здесь. Но если мы следуем йоге, если они следуют йоге, они могут увеличить продолжительность своей жизни. Это не означает, что…

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 18 июня 2017