Энергии Господа
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Форма Господа – это очень важный аспект Ведической космологии в отличие от материальной космологии. Чтобы понять космическое проявление мы должны обсудить экспансии и абсолютную истину. Абсолют, в конечном счёте, является личностью и у него есть трансцендентная форма, и он так же экспансирует в свои безграничные формы. И каждая экспансия его формы так же расширяет себя в различной области существования, так сказать, создаёт обитель, в которой она живёт.
Внутренняя, пограничная и внешняя энергии Бога
00:00:46 Так же очень важно понять экспансии Его энергий. Эти энергии Господа управляют всем космическим творением. Сам Кришна Он ничего не делает, Он просто наслаждается. Его энергии они выполняют всю работу. Как мы уже обсуждали, эти энергии можно их подразделить на три группы: Антаранга-шакти – внутренняя энергия; Татастха-шакти – пограничная энергия; и Бахиранга-шакти – внешняя энергия.
Антаранга шакти
00:01:26 Итак, мы уже обсудили внутреннюю энергию, Антаранга-шакти. Очень важный момент – это то, что существует одно очень интересное подразделение энергий Кришны, т.е. Его внутренней энергии. Внутренняя энергия разделяется на 3 части: энергия размышления, энергия чувствования и энергия действия. Кришна проявляет эти энергии и действует с помощью этих энергий.
00:02:15 Его энергия размышления находится под его непосредственным контролем. Объясняется, что всё космическое проявление – это результат, результат действия Его энергии размышления. Потому что всё происходит из мыслей Господа. Это очень важный момент. Кришна думает, Его мысли проявляются и проявляют весь космос, все духовные и материальные планеты, всё является причиной Его размышления, думания, Его мыслей.
00:02:56 И как Васудева Он проявляет энергию чувствования. И как Баларама (его экспансия Виласа, как мы уже объясняли), Он проявляет энергию действия, Он контролирует энергию действия. Так же в «Бхагават Сандарбхе» (2-я часть «Шат сандарбхи») Шрилы Дживы Госвами в 117 стихе объясняется, что существует 20 духовных энергии.
20 духовных энергий
00:03:39 В духовном мире существует двадцать духовных энергий. Существует, конечно, больше, но он даёт самые важные. Давайте рассмотрим. Первая это Шри, Пушти, Гиди, Канти, Кирти, Тушти, Лила, Джая, Витья-видья, Майя, Самвит, Сандини, Хладини, Бхакти, Мурти, Вимала, Йога, Пракри, Ишана, Ануграха. Итак, это 20 важных духовных энергий, которые действуют в духовном мире.
1. Хладини-шакти
00:04:28 Итак, Хладини. Так как мы обсуждали уже, Антаранга-шакти разделена на 3 части: Хладини, Сандини и Самвит. Итак, мы будем изучать Хладини, как самую важную. Хладини – означает «энергия наслаждения Господа». И олицетворение этой энергии – Радхарани – это прекрасная женская форма, имя которой Радхарани. Радхарани – это женская форма, это вторая форма Кришны. Говорится, что Верховный Господь проявляется в двух формах. Он один, но у Него есть две формы: Кришна и Радха.
00:05:28 Итак, сущность энергии наслаждения – это любовь к Богу. Сущность любви к Богу – это эмоции - бхава. И конечно развитие эмоций – это махабхава – это самые высшие эмоции, которые может проявлять существо. Максимум привязанности, максимальная привязанность к Господу.
00:05:58 Итак, продуктом Хладини-шакти является любовь к Богу и эта любовь подразделяется на две части: чистая любовь к Богу и искажённая любовь к Богу – это очень интересное разъяснение. Только тогда когда Хладини-шакти происходит из Шри Кришны и даруется живым существам, чтобы привлечь их, тогда живое существо становится чистым, любящим Господа. Это чистая любовь.
00:06:39 Хладини шакти проявляется как чистая любовь к Богу, когда она происходит из Кришны, живые существа привлекаются, т.е. они чувствуют, что это эманация любви к Богу исходит от Господа и они привлекаются к нему. И живое существо общается с Кришной с чистой любовью. Но если любовь к Богу искажается, покрывается внешней энергией, тогда живое существо не привлекается к Кришне, тогда живое существо привлекается блеском материального мира. Когда Хладини шакти искажается и смешивается с внешней энергией.
00:07:36 Итак, живое существо – Сат Чит Ананда, любовь уже есть, любовь уже существует в сердце живого существа, но когда эта Према в сердце она смешивается с внешней энергией, она искажается внешней энергией, она становится камой, становится Камой – вожделением. И когда эта кама исходит из живого существа, живое существо не привлекается к Кришне. Это эгоистическая любовь, так сказать, искажённая любовь к Богу, она является эгоистической любовью. И Кришна не привлекается. И вместо того чтобы сойти с ума по Кришне, живое существо сходит с ума по материальной энергии.
00:08:30 И Радхарани – это воплощение Махабхавы. Кстати Кришна не может наслаждаться ничем, что отлично от Него, поэтому Радха и Кришна они идентичны, не отличны друг от друга. И внутренняя энергия проявляет форму Кришны, и так же она проявила Шримати Радхарани, которая является самой привлекательной из всех привлекательных. Это очень интересное объяснение. Радха и Кришна, не смотря на то что они два в одном, они проявление разных энергий. Сандини, энергия Сандини проявляет форму Кришны; Хладини проявляет Радхарани, форму Радхарани.
2. Сандини-шакти
00:09:27 Итак, сейчас мы будем обсуждать Сандини, энергию Сандини. Сущностью Сандини, энергии Сандини – это Шудха-саттва. Существование Господа Кришны находится в Шудха-саттве и все обители Господа находятся, покоятся на потенции Сандини. Всё, что существует в духовном мире, это всё трансформация Шудха-саттвы.
00:09:59 Эта Шудха-саттва является как раз частью энергии Сандини. Шудха-саттва проявляет всё разнообразие в духовном мире. Итак, Сандини шакти – внутренняя энергия проявляет всё разнообразие духовного мира и так же поддерживают его.
00:10:26 Итак, царство Бога Кришны и Его слуги и спутники – это проявление духовного существования Сандини шакти. Всё происходит и поддерживается Сандини шакти. Планеты, леса, океаны, реки, моря, все спутники Кришны, всё это трансформация Сандини шакти. И так же внешняя энергия она расширяется и проявляет всё разнообразие материального мира. Сандини шакти так же проникает и в материальное творение.
00:11:20 Итак трансформация Сандини шакти здесь в материальном мире проявляет всё материальное творение. Но, итак в будущем мы видим, что всё что существует здесь, оно всё эгоистично: эгоистическая вода, эгоистические леса, моря и т.д., потому что всё это происходит из ложного эго.
3. Самвит-шакти
00:12:05 Итак, сейчас мы рассмотрим энергию Самвит. Самвит – это потенция, энергия знания. Энергия знания – это знание, которым является Верховная личность Бога, Господь Кришна. Итак, сущностью всего знания, сущностью всего знания является то, что Господь, Верховный Господь – это Кришна. Всё остальное знание это компонент этого знания, часть этого знания.
00:12:40 Итак, Сандини – это знание, так сказать, даётся, Господом Кришной. Господь Кришна и живые существа они всезнающие, благодаря этой потенции Сандини, потенции знания. Кришна обладает совершенным знанием.
00:13:37 Итак, Кришна знает всё и поэтому Его всезнанию нет препятствий. Он может сознать объект, просто взглянув на него, а в понимании обычного живого существа существует столько препятствий. У нас столько много проблем, чтобы знать всё и понять всё.
00:14:08 Итак, знание живого существа подразделяется на 3 части: прямое знание, косвенное знание и искажённое знание. Наше чувственное восприятие – это мирские чувства, материальные чувства. Материальные чувства дают нам искажённое знание. Итак, это в результате восприятия нашими искажёнными чувствами, мы получаем искажённые знания. Это иллюзия, это презентация так сказать проявление материальной энергии, которая воздействует с энергией Cамвит в искажённом виде.
00:15:01 То есть сами мы не можем приобрести никакого знания, мы приобретаем знание с помощью энергии Cамвит. Но когда Cамвит действует здесь, в пределах материальной энергии, то результат таков, что мы получаем искажённое знание.
00:15:26 И далее непрямое, косвенное знание. На самом деле косвенное знание – это понимание того, что духовная реальность это что-то негативное, отрицательное – нейти-нейти – это означает то, что у Верховного Духа нет формы, нет чувств, нет качеств, Он не действует, т.е. это отрицание. Отрицание материальных качеств – это непрямое знание, косвенное знание, потому что с помощью этого знания мы знаем, что Господь существует, но Он имперсонален. Это имперсональная духовная реализация или монизм.
00:16:28 Но когда Самвит знание просвещается энергией Хладини, той же самой внутренней энергией, они работают вместе. И только таким образом человек может обрести знания о Верховном Господе. Это очень важный момент. Когда энергия Самвит кооперируется с энергией Хладини вместе, это происходит в преданном служении, мы понимаем Верховного Господа, и мы служим Ему чтобы проявить свою любовь. И хладини, энергия хладини просвещает нас.
00:17:23 Когда энергия Самвит просвещается энергией Хладини и они работают вместе, мы знаем Кришну, мы служим для Его наслаждения и таким образом мы обретаем прямое знание, совершенное знание. Говорится, что энергия Самвит должна поддерживаться в таком состоянии, когда хладини просвещает её.
00:18:04 Материальное знание значит искажённое знание. Или косвенное, духовное знание, имперсонализм, все являются побочными продуктами энергии Самвит.
00:18:22 [Аудитория] Вопрос: говорится, что, вы объясняли как хладини и самвит работают вместе. Объясните, пожалуйста, как сандини и хладини работают вместе или сандини и самвит работают вместе и каков результат этого?
00:18:44 [Айравата дас] Да. В духовном мире они все кооперируют друг друга и работают вместе, потому что они составляют одну Вишудху-саттву – энергию Господа. Но здесь они разделены в материальном мире, потому что всё становится эгоистичным здесь. Любовь искажается и становится вожделением, знание искажается и превращается, так сказать, в понимание, иллюзионное понимание, искажённое понимание, что мы продукт материи. И Cандини так же действует искажённым образом, так как все планеты и объекты здесь они временны.
00:19:33 Но когда мы используем это тело, которое является проявлением Сандини, с надлежащим знанием, с правильным знанием Самвит и проявлением энергии Хладини, потому что мы пытаемся насладить Кришну, то это материальное тело одухотворяется. Таков эффект Сандини. Материальное тело, которое является проявлением Сандини, но искажённым образом проявленное, посредством преданного служения одухотворяется.
Татастха-шакти
00:20:15 Итак следующее это Татастха-шакти. Татасха значит пограничная. Пограничная, потому что она находится между внутренней и внешней энергией. Татастха-шакти – означает «бесконечное количество джив, живых существ». Отличительной характеристикой Татастха-шакти то, что эта шакти имеет такую тенденцию покрываться внешней энергией Господа. И когда она покрывается внешней энергией, она забывает своё Истинное «Я».
00:21:10 Характеристика Татастха-шакти такова, что она должна быть под контролем либо внутренней, либо внешней энергии. Она не может быть независимой. Поэтому либо она находится под контролем Господа и внешней энергии либо материальной энергии. Конечно же у Татастха-шакти есть независимость, но независимость заключается в том, что она решает под какие, находится под влиянием какой энергии – внешней или внутренней.
00:21:46 Все эти дживы предназначены для наслаждения чувств Верховного Господа. И когда дживы хотят имитировать верховенство Господа, они приходят в этот материальный мир. Но, когда это происходит? И почему это происходит? Почему вдруг возникает эта склонность понукать и руководить? Это нельзя объяснить, очень трудно объяснить. Это непостижимое понятие - как же живое существо обрело это желание и прийти в это материальное космическое проявление?
00:22:52 Так же объясняется, что живое существо иногда под влиянием, находится под влиянием внутренней энергии, иногда под влиянием внешней энергии. И это так же даёт дживе разные впечатления, разные восприятия чувств, восприятия окружающей среды. Например, здесь джива забывает то, что Кришна является Богом и действует независимо, для его собственного наслаждения, для его собственного чувственного наслаждения. И результатом этого является страдание.
00:23:39 Но когда джива находится в духовном мире, она попадает под влияние внутренней энергии и так же многие игры Господа, такие как в Гокуле, например, она так же забывает о том, что Кришна Верховный Господь. Так же сбита с толку, введена в заблуждение. Но когда в Гокуле она забывает об этом, тем не менее, она служит и работает для наслаждения Кришны и поэтому она полна экстаза и счастья и поэтому эта забывчивость не приводит её к страданиям.
00:24:26 Однако, эта сбитость с толку, это заблуждение постоянно присутствует. Маха-майя или йога-майя – майя всегда присутствует. Майя – «ма» значит «нет», «йя» означает «объект» или что-то. Майя – то чего нет. «Вы в майе, Прабху» – это значит, вы думаете о том, что не существует, что не есть, чего, нет. Йога-майя или маха-майя.
00:25:29 Здесь мы забываем что Кришна – Бог и мы думаем: «Я – Бог» и, поэтому, мы страдаем из-за этого. Но в духовном мире живое существо забывает, что Кришна – Бог, но оно думает, что «Кришна мой самый дорогой друг», и оно хочет отдать ему всё. Всё отдаёт Кришне, поэтому находится на высочайшем уровне наслаждения. Это означает пограничная энергия – она постоянно в заблуждении находится, либо в духовной потенции, либо в материальной.
Бахиранга-шакти
00:26:11 Следующая это Бахиранга-шакти – внешняя энергия. Мы обсудим только самые важные моменты. Внешняя энергия называется Бахиранга-шакти – причина всех этих бесконечных вселенных в материальном мире. Внешнее проявление Господа это искажённое отражение внутренней энергии. Итак, объясняется, что в действительности Бахиранга-шакти – это искажённое отражение Антаранга-шакти. Это энергия Кришны, но отражение искажённое. Она так же называется отделённая энергия, потому что эта энергия отделена от Господа и от сознания.
00:27:19 Все энергии Господа обладают сознанием, но эта отделённая энергия Бахиранга шакти бессознательна, поэтому называется мёртвой материей. Это так же отражение. Если мы видим отражение нашего тела где-то в реке – это отражение на самом деле мертво, оно не живое, в нём нет жизни.
00:27:54 Итак, та же самая энергия действует как внешняя и внутренняя, и пограничная энергия Господа. Итак, эта энергия, одна энергия действует в соответствии с желаниями Господа. Одна и та же самая энергия действует как внешняя, внутренняя или пограничная энергия. И с помощью Его энергии Господь может совершить всё, что угодно с любой из этих трёх упомянутых выше энергий. Он может руководить этими энергиями с помощью Своей воли, как Он пожелает.
00:28:50 И даётся пример электрического тока, этот пример очень подходящий. Например: электрик может использовать электрическую энергию для нагревания и так же для охлаждения. Так же и внешняя энергия, которая сейчас вводит в заблуждение живое существо, может обратиться во внутреннюю энергию по воле Господа, чтобы вести живое существо к вечной жизни.
00:29:35 Это очень важное понимание, то что одна и та же самая энергия даётся, как пример, что мы можем использовать электричество для нагревания и так же в холодильнике мы можем использовать его для охлаждения. Энергия Кришны действует таким образом, и это потому что это та же самая энергия Господа, которая действует по-разному.
00:30:04 Когда мы используем эту энергию правильным образом, когда мы используем этот микрофон, чтобы говорить о Кришне, этот микрофон становится внутренней энергией, потому что мы используем это для наслаждения Кришны. Когда мы используем тот же самый микрофон для нашего наслаждения, он превращается в материальную энергию.
00:30:31 В Уттара Кханде, в «Брихад Бхагаватамрите» говорится: «Духовная энергия, которая составляет 75 процентов, намного более великая, чем материальная энергия Господа». Этот термин трипада-вибхути и экапада-вибхути используется снова. То есть из одной потенции, верховной потенции Господа объясняется трипада-вибхути, т.е. три четвёртых, как внутренняя энергия, и экапада – одна четвёртая внешней энергии. Она подразделяется таким образом: 75 процентов внутренняя энергия и 25 процентов внешняя.
Действие иллюзорной энергии
00:31:37 Итак последний важный момент о бахиранга-шакти: внешняя энергия действует двумя путями, существует 2 фазы действия: пракшапада-патМика, аваранатмика. Аваранатмика означает «покрытие», пракшапатмика означает «стягивание вниз». В любом состоянии жизни, в каком состоянии мы бы не находились, животные или живое существо, не будет удовлетворено, потому что знание покрыто внешней энергией. Таким образом, показывается, как действует внешняя энергия. Если мы понимаем этот момент, нам очень легко реализовать(понять), как майя действует.
00:32:47 Майя действует двумя путями: покрывает нас и потом стаскивает нас вниз. Итак, наше настоящее истинное знание покрыто иллюзией, и когда оно покрыто этой энергией аваранатмика, аспект аваранатмика, мы можем очень легко попасть под влияние энергии пракшапатмика. То есть аспект майи, который стягивает нас вниз, в материальную жизнь. Пракшапатмика швыряет живое существо в океан материального существования.
00:33:48 Когда человек решителен выбраться, он очень решителен на пути, чтобы выбраться из материальной энергии, пракшапатмика заставляет человека оставаться в материальной жизни полностью удовлетворённым чувственным наслаждением. Пракшапатмика швыряет живое существо в океан материального существования и благодаря действию аваранатмики обусловленная душа чувствует удовлетворение, даже если она гниёт в теле свиньи или червя в испражнениях. Таков механизм как действует майя.
00:34:43 Майя покрывает нас с помощью аспекта аваранатмики, и под чарами этого аспекта мы чувствуем удовлетворение, даже если мы живём в теле свиньи, живое существо оно чувствует какое-то удовлетворение. И так как живое существо покрывается и чувствует: «О, я так чувствую себя хорошо здесь!», то пракшапатмика энергия бросает живое существо в материальное существование стягивает его вниз. Таким образом действует майя.
00:35:29 Вопрос: пракшапатмика означает «стягивание вниз», т.е. стягивание вниз по удовлетворению чувств? А живое существо думает: «Та это нормально, я всегда буду продолжать жить таким образом». Живое существо удовлетворено, в каком бы материальном теле оно не находилось?
00:35:50 [Айравата дас] Аваранатмика даёт такое впечатление, что мы удовлетворены с помощью наслаждения чувств, когда мы наслаждаем чувства. Аваранатмика покрывает нас и даёт небольшое чувство счастья. И потом когда мы чувствует такое небольшое чувство счастья и удовлетворяемся, то пракшапатмика стягивает нас опять в океан страданий материального мира. Аваранатмика покрывает и пракшапатмика держит нас в материальном мире, потому что эта материальная жизнь настолько отвратительна, что майя не может держать нас здесь, если мы не покрыты, не удовлетворены каким-то образом.
00:36:36 Поэтому даётся пример иногда, как, например, женщина подходит к мужчине и что она делает сначала? Сначала говорит с ним очень сладкие слова, похлопывает его по плечу, т.е. она покрывает, покрывает его своими чарами, даёт ему какое-то чувство удовлетворения. И когда он чувствует: «О, очень комфортабельно», чувствует себя счастливо, она ему даёт пощёчину.
00:37:16 Когда личность удовлетворяется общением с женщиной, вдруг она начинает кричать на него и требовать, что-то и бить его и т.д. Таким образом действует майя. То есть она сначала умиротворяет нас, даёт какое-то чувство счастья, и потом пинает ногой и заставляет живое существо родиться снова.
Супруги Кришны - проявление Хладини шакти
00:37:54 Итак, мы рассмотрим ещё один аспект духовного мира, потом закончим с Голокой. Мы рассмотрим супруг Кришны, это проявление энергии хладини Господа. Энергии или супруги Всевышнего Господа существует трёх видов: на Вайкунтхе – это Богини процветания; в Двараке – это царицы Господа; и в Гокуле – это пастушки молочницы. Эта энергия хладини проявляется тремя путями: это Лакшми на Вайкунтха-локе; царицы в Двараке; и молочницы или пастушки в Гокуле. И эти пастушки они самые лучшие из всех.
00:39:18 Эти три вида супруг они происходят из Радхарани, все они являются экспансией Шримати Радхарани. Радхарани расширяет Себя таким образом. Кришна причина всех инкарнаций; Радхарани причина всех супруг Господа. Когда Кришна распространяет Себя в различные инкарнации, как мы объясняли: Сваям-пракаша, Вайбхава-пракаша, Прабхава-пракаша и т.д., Виласа, в то же самое время Радхарани так же расширяется. У каждая экспансии Господа есть Своя супруга.
00:40:08 Если Кришна расширяется в новую форму, сразу же Радхарани так же расширяется в ещё одну форму. Госвами объясняет, что Богиня процветания – это частичное проявление Радхарани; царицы – это отражение, отражение образа Радхарани, т.е. царицы они живут в Голоке, они более близки к Радхарани. Они практически как её отражение. Они Богини процветания, форма Вайбхава-виласа. Лакшми – это Вайбхава-виласа Шримати Радхарани. И царицы Господа – они Вайбхава-пракаша, т.е. прямые экспансии Шримати Радхарани. Лакшми – это Вайбхава-виласа, и царицы – Вайбхава-пракаша. Это те важные моменты, которые мы хотели рассмотреть в этой главе.
00:41:44 Итак, ещё важные моменты о Шримати Радхарани: в «Брихадгаутамье Тантре», очень важном Ведическом писании, есть следующий стих: «Трансцендентная богиня Шримати Радхарани, прямая часть Господа Кришны, она является центральной фигурой всех Богинь процветания, она является самой высшей Лакшми – изначальной Лакшми. Она обладает всей привлекательностью, чтобы привлечь всепривлекающего Господа. Она внутренняя энергия Господа, изначальная внутренняя энергия Господа». Имя Радха или Радхарани происходит их корня слова «арадхан, арадхана». Арадхан – означает «поклонение».
00:43:08 Личность, которая постоянно занимается служением Кришне, поклонением Кришне, называется Радхарани, т.е. самая великая, великий слуга, самое величайшее служение. То есть слово радха происходит из слова арадхана – «поклонение». Радха означает «самый высший слуга, самый высший поклоняющийся Господу». Все желания Господа Кришны находятся в Шримати Радхарани, она знает все желания Господа и она исполняет все желания Господа. Шри Радха – это полное законченное могущество энергии и Господь Кришна владелец этой законченной энергии. Они так же не отличны друг от друга. В действительности они составляют одно и то же, так же как огонь и жар не отличны друг от друга.
00:44:43 Таким образом Радха и Кришна – это одно. И в то же самое время они разделяются на две формы, чтобы наслаждаться вкусом трансцендентных игр. Радха Кришна – это абсолютная истина. Она одна. Абсолютная истина проявляется в двух формах, чтобы наслаждаться взаимоотношениями и играми, расами. Таково заключение Вайшнавской Веданты. Итак, мы продвигаемся дальше в следующую область Хари-дхама ки джай. Есть ли какие-нибудь вопросы?
00:45:46 Хари-дхама так же называется Вишну-лока. Это другой термин, который используется и она находится под Голокой, ниже Голоки. Очень важный момент то, что между Голока-дхамой и Хари-дхамой существует Айодхья-дхама, находится Айодхья-дхама. Между Голокой и Вишну-локой есть очень важная планета, которая называется Айодхья-лока. Айодхья-лока – это планета Господа Рамачандры, со всеми Его спутниками. Господь Рамачанда обитает на этой планете. Сита, Рама, Лакшман, Хануман и все обезьяны они так же там присутствуют. Конечно же эта игра постоянно происходит и существует один интересный факт, который Санатана Госвами описывает в «Брихад Бхагаватамрити», что, когда преданный Кришне, Гопкумар он летел на Айодхью, у него была флейта, потому что его сварупа была гопа – пастушёк.
00:47:44 Поэтому у него есть флейта. И когда он приближался к дворцу Господа Рамачандры, вокруг очень много обезьян прыгало на деревьях и они повторяли: «Рама! Рама! Рама!». И когда они увидели Гопкумара, они последовали за ним, пытались вырвать у него флейту, потому что он нарушал умонастроение Айодхьи. Потому что в Айодхье Господь Рамачандра – царь, является царём и они поклоняются в полной айшварье, т.е. пышности. И нет таких дружественных взаимоотношений как в Гокуле. И просто появиться перед Ним как пастушёк с флейтой это было против этого умонастроения, поэтому обезьяны пытались вырвать эту флейту у него из рук. Но Гопкумар был очень уверен в себе и решителен, поэтому он долго на Айодхье не находился.
00:49:11 После того как он получил даршан Господа Рамачандры, он пошёл дальше на Голоку. Мы не будем обсуждать больше Айодхья-локу.
[Аудитория] А в Рамаяне описывается, что когда полубоги спустились, чтобы участвовать в играх Господа Рамачандры, они приняли облик обезьян. И вот эти обезьяны, которые находятся на планете Господа Рамачандры, это что за обезьяны? В играх, которые проходят на Земле это полубоги являются в виде обезьян, а эти обезьяны они так же постоянно находятся на Айодхья-локе? То есть в чём разница между этими обезьянами, которые есть в материальном мире и в духовном мире?
[Айравата дас] Когда Господь Рамачандра появляется здесь, многие из них, из Его вечных спутников пришли сюда, чтобы участвовать в Его играх и многие из них были обезьянами. Конечно, некоторые полубоги из-за их желания общаться с Рамачандрой так же приняли формы обезьян, но это не означает, что все обезьяны были полубогами.
00:50:46 Некоторые из них были обезьяны, некоторые вечные спутники Господа из Айодхьи. Такова ситуация. И когда Рамачанда вернулся в духовный мир, они, эти полубоги вернулись на свои планеты в основном. Но они так же могут вернуться и пойти с Ним в духовный мир так же. Такова главная космография. Сначала Голока, потом Айодхья-лока, потом Вишну-лока.
00:51:35 Вишну-лока, включает в себя бесконечное количество планет Вайкунтх. И высшие планеты Вишну-локи – это Нараяна-лока. И там проявляется первая четырёх-рукая экспансия Кришны-Нараяны. Он обитает на этой планете. Нараяна живёт на планете Нараяна-лока. И потом он экспансирует себя, расширяет себя в разные чатур-вьюхи и каждый из них занимает свою собственную, живёт на своей собственной планете.
00:52:23 Таким образом все эти экспансии они расширяются и экспансии расширяются дальше и так же планеты расширяются, образуются новые и новые планеты. Однажды я упомянул уже, но я снова повторюсь, что из Кришны появляется Баларама. Из Баларамы первая чатур-вьюха: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха. Из этого Санкаршана из первой чатур-вьюхи Нараяна появляется. И у этого Нараяны 4 руки. И когда Нараяна появляется, сразу же появляется и его планета Нараяна-лока – это самая высшая планета Хари-дхамы Вишну-локи. И из этого Нараяны проявляется вторая чатур-вьюха, второй Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха. И этот Санкаршан из второй чатур-вьюхи называется Мула-Санкаршан. Из него все остальные, сотни сотен остальных чатур-вьюхи проявляются. Такова ситуация.
00:54:03 Этот второй Санкаршан из второй чатур-вьюхи так же называется Маха-Санкаршан. С помощью его внутренней энергии Маха-Санкаршана поддерживает трансцендентное существование всех планет в духовном мире, в духовном небе. И из-за этого Маха-Санкаршаны дживы, которые живут на Вайкунтха-локах, проявляются. Из него исходят все дживы, те дживы, которые живут на Голоке, исходят из Баларамы; те, кто живут на Хари-дхаме, они исходят из Маха-Санкаршан. Эти планеты называются Вайкунтха-локи, «вай» значит «без», «кунтха» - «тревог», «беспокойств». Вайкунтха – означает «без беспокойств», «без тревог». Вайкунтха-лока – означает «планета, где не существует беспокойств». «Кунтха» означает так же «пыль», поэтому Вайкунтха значит «место, где нет пыли». На Вайкунтхе нет пыли и грязи, тем не менее, все эти девушки, которые живут на Вайкунтхе, они постоянно протирают стены и колонны очень прекрасного дворца.
00:55:38 Там нету пыли, нету грязи, но тем не менее они хотят совершать служение и они вытирают, протирают. А здесь большое количество пыли и грязи, но никто не хочет служить Кришне, никто не протирает ничего. Такова разница между Вайкунтхой и материальным миром. Все Вайкунтха-локи источают свет, и все эти планеты они светятся. Их сияние во много раз, больше, сильнее, чем сияние солнца, поэтому Вайкунтха-локи считаются третьим источником Брахмаджьоти. Брахмаджьоти происходит из тела Кришны, из планеты Голоки, и из Вайкунтха-лок.
00:57:11 Те, кто населяет планеты Вайкунтхи, они обладают светящимся голубым цветом, т.е. тела их голубого цвета и они источают сияние. И все божества этих планет это четырёх-рукие Вишну, которые обладают разными именами. И все живые существа они получили освобождение сварупи-мукти, они все освобождённые сварупи-мукти, то есть у них та же самая форма, как у Господа, т.е. они все обладают четырёх-рукой формой голубого цвета и жёлтыми гирляндами, они носят жёлтые гирлянды. Поэтому это очень непросто различить, где же Вишну, а где его слуги. Поэтому когда Гопкумар пришёл на Вайкунтху, он увидел прекрасную форму, личность с четырьмя руками, которая подходит к нему и он подумал: «О, это мой Господь!». И он упал и стал приносить поклоны этой личности. И он сказал: «О, мой Господь, пожалуйста, благослови меня! В конечном итоге я обрёл твой даршан!»
00:58:40 Эта личность сказала: «Не-не-не! Что ты говоришь! Я не Верховный Господь! Я слуга!». Таким образом он перепутал, спутал Вишну-дутов и Вишну. И мы можем различить Вишну и Вишну-дутов только с помощью нескольких атрибутов Вишну, которыми обладает только Вишну. И первый атрибут - это камень Каустубха – драгоценный камень Каустубха, которым только Вишну обладает. И так же знак шриватса на Его груди. Если мы попадем на Вайкунтху, мы можем различить таким образом. В противном случае мы так же будем сбиты с толку. И другой атрибут Вайкунтха-локи то, что там существуют прекрасные, сияющие воздушные корабли. И каждый житель этой планеты, этих планет обладает таким кораблём. И все Вишну-дуты, как Нараяны и Лакшми, все эти Вишну-дуты они так же имеют своих супруг, они так же очень красивы.
01:00:14 Мы не можем найти здесь в материальном мире таких красивых женщин. Даже апсары, на райских планетах они ничто по сравнению с этими прекрасными супругами Вишну-дутов [неразборчиво]. Они описываются, как очень красивые в Пуранах. Но тем не менее их мужья не чувствуют вожделения, вожделения когда они общаются с ними. Они не чувствуют сексуального привлечения и они не занимаются сексом. Не смотря на то, что они муж и жена, они очень красивые…