Волшебная тайна утренних часов!

Санкт-Петербург - 24 сентября 2017
Преимущества утреннего подъема. Брахма Мухурта. Разница духовного и атеистического мышлений. Разум и фанатизм. Ритм жизни. Эффективность. Баланс в жизни. Подготовка к Брахме Мухурте. Духовная и механическая настройки на день. Выход из страсти.
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:03:24 | качество: mp3 64kB/s 29 Mb | прослушано: 78 | скачано: 66 | избрано: 4
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Добрый магазин представляет добрые аудиозаписи для добрых слушателей – www.dobro-shop.com.

00:00:24 И так сегодня у нас завершающая лекция летнего цикла. Потом мы все разъезжаемся. И сегодня мы завершаем фактически определенный раздел Вихары – науке об отдыхе. И поговорим о том, что вроде бы знакомо, но может быть с немножечко другой стороны – о преимуществах утреннего подъема. Вообще утреннего времени суток, которое имеет такое особое какое-то магическое значение. Для всех тех, кто хочет научиться эффективно работать и не менее активно отдыхать. Вроде бы знакомые вещи. Все мы знаем о том, что примерно за полтора часа до восхода солнца начинается то самое время под названием Брахма Мухурта. И преимущества этого периода времени подробно описаны в различных произведениях. Ни о каком времени суток не говорят так много, как о времени перед восходом солнца.

00:01:43 И нам, как людям желающим добиться успеха, надо тоже как следует разобраться в этой концепции, вот этих волшебных утренних часов. Ведь тот, кто эффективен в своей духовной жизни, тот эффективен во всем. Духовная жизнь это девяносто процентов успеха. Если девяносто процентов в порядке, то сознание будет удовлетворенным, отдых будет полноценным. В общем-то, даже если полностью все остальные десять процентов раздрая можно будет как-то пережить. Оно тут всегда, вот эти десять процентов материальных, с ними всегда какая-то проблема. Куда ни посмотри, все кривится, все валится. Оно – материя. Материя такая – она разваливается. Если же мы только в этих десяти процентах успешны, в материальных процентах, а в девяноста процентах у нас завал, то ни о каком спокойном отдыхе и речи быть не может. Несомненно, девяносто процентов важнее, чем десять процентов. Как раз в этом и разница атеистического мышления, духовного мышления. Всё время каждый свои девяносто и десять процентов от этого деления проводит, где девяносто, а где десять. Где девяносто, а где десять.

00:03:15 В этом, в принципе, такая вот проблема жизни. То есть эта процентность она как-то меняется с возрастом. Если до пятидесяти лет семья занимает девяносто процентов внимания человека, а все остальное десять процентов, то после пятидесяти лет должно быть наоборот уже. Уже семья должна занимать десять процентов, а все остальное девяносто. Если человек не способен понимать, где, когда, какая процентность, где какие акценты, где какое соотношение, то он все время не удовлетворен. У нас со второй половиной жизни вообще большая проблема. О ней фактически ничего не написано. Хотя трактаты есть. [Вонопраска] шастра – это время после пятидесяти лет. Оно, в принципе очень подробно описано, но как-то не популярно. Все молодятся, поэтому никто не хочет размышлять о старости. Видимо надо будет следующую книгу об этом написать.

00:04:39 Вообще сама проблема городского жителя состоит в том, что в трактатах очень решительно настаивается на том, что утреннее время человек должен бодрствовать, занимаясь медитацией или какой-то другой духовной практикой. Что это значит для нас-то? Чтобы взять основную такую идею, то это значит, что простое бодрствование без духовной практики ни к какому положительному результату не приведет. То есть бестолковое бодрствование приведет к бестолковому результату. Рыбаки тоже встают рано утром. У них очень четкая Брахма Мухурта. Всё, встал, пошел червяков копать. Потому что клюет только на восходе. Больше не клюет. Если восход пропустил, всё – клева нет. Самое время. Вроде бы должны быть очень благостные люди, но как-то не очень они благостные. Прости, Господи. Рыбаки. С благостью есть определенные проблемы.

00:05:56 Так что речь идёт не о раннем подъеме, как таковом. Речь идёт о духовной практике, которая должна быть правильной, которая должна быть продуманной. Потому что основа духовной практики – это разум. Духовная практика без разума – это фанатизм. А фанатизм разрушителен по своей природе. Что бы мы ни делали с фанатизмом, оно будет разрушено. Всегда надо очень хорошо так просматривать. И понимать, что если я начинаю действовать фанатично, экспрессивно, то можно потерять весь результат. Просто потерять весь результат. Сделал быстро, так здорово быстро сделал, а потом все переделываешь. Есть очень хороший признак фанатизма – все три раза делается. Все три раза делается. (Чих в аудитории) Да вот что ж такое. Подтверждаете-то все.

00:06:58 То есть тамас – это когда вообще ничего не делается. Человек просто не успевает все время. «Я не успеваю» – это тамас. Раджас – это когда три раза подряд все переделывается. А вот благость – это когда и успевается и не переделывается потом. Поэтому надо все время находить середину такую. В принципе, как ни странно, но вроде бы благость стоит над страстью и невежеством. А если посмотреть на реальную жизнь – о, чудо, то благость стоит между страстью и невежеством. Потому что если человек вообще ничего не делает – это плохо. Если очень много и быстро делает, то тоже плохо. А между ними как раз надо и быстро, и подумав. И эффективно, и подумав. Поэтому оно вроде бы по лестнице стоит вот так вот – тамас, страсть, благость. А в реальной жизни благость-то она посередине стоит. Об этом можно будет как-то отдельно подумать. Я еще не думал долго на эту тему. Но это интересный эффект.

00:08:05 Это интересный эффект, поэтому все когда попадают якобы в благость, то есть сначала из тамаса все выбираются. Потом начинают бешено бегать, а потом думают – надо просто успокоиться, махнуть на все рукой и просто медитировать. То они выходят из этой страсти опять в тамас. Потому что там благости нет. Благость как раз она между страстью и тамасом. То есть нужно эту страсть успокоить и вернуться чуть-чуть как бы назад, как кажется. Добавить вдумчивости, планирования, спокойствия, разума. И между активной деятельностью и такой, медитативным таким состоянием, где-то там, найти себя. Быть таким практичным, эффективным.

00:08:50 А если так куда-то пойти в какое-то такое супер – спокойствие, то это никакая не благость будет. Это будет другой вариант невежества – такой обоснованный вариант невежества. Этим славятся все философские традиции – обосновывают свое невежество. Кого не спроси – почему он это не успел сделать? У него столько философских доказательств с цитатами, с логическими выводами. Никто не соглашается, что это тамас. Все говорят, что это у них такая очень правильная благость. Поэтому фанатизм всегда разрушителен. Он как бы так приводит к такому разрушению. Так что, грубо говоря, если вы легли после работы в час ночи, а встали в четыре, то это самый что ни есть фанатизм. А значит, результатом такого действия будет разрушение. Будет разрушение.

00:09:44 Я обычно, так как у меня ритм жизни такой вечерний, да. У нас все лекции вечерние. Поэтому домой поздно возвращаемся. Поэтому, когда меня в Москве просят утреннюю лекцию прочитать, я обычно отказываюсь. Редко соглашаюсь. Потому что потом целый день это просто уже никакой, не выспавшийся. В этом проблема. Проблема. То есть важно понимать, что утренний подъем – это именно разумный утренний подъем. Если разума не будет – это будет фанатичный утренний подъем. Или тамасичный. Но это не будет благостный. Благостный, значит разумный. Благостный, значит продуманный. Благостный, значит рассчитанный. Насколько мы его продумываем и рассчитываем в семейной жизни – это всегда вопрос. Потому что каждый день по-разному проходит. То трубу прорвало, то родственники приехали, то день рождение у ребенка, то зарплата, то командировка. То есть семейная жизнь она такая вот. Как через пороги. Такое плавание через пороги. Плавали если через пороги, то это такое, вроде немножко как-то в себя пришел и опять порог. Очередной порог и опять. Гребите изо всех сил, а вших. Залило всего и опять немножко отдыхаешь до следующего порога. Вот она такая жизнь. Поэтому все время нужен максимальный разум. Иначе всё начнет разрушаться. И здоровье, и сама семейная жизнь, и разум.

00:11:14 Причём, стоит учесть, что когда мы говорим, например, сейчас посчитаем, да давайте немножко. Расчеты произведем. Стоит учесть, что когда говориться про полтора часа до восхода солнца, то строго говоря, это применимо, как бы, к Индии, к тропическим странам. Потому что в северных странах Мухурта уже немножко другая. Она начинается в разное время. В зависимости от длины светового дня всё это рассчитывается. Зимой Мухурта короче, летом длиннее. Так что если ваш восход солнца, например в девять утра, то Брахма Мухурта начинается, собственно говоря, в семь тридцать. В семь тридцать.

00:11:55 И получать полное благо от этого предрассветного времени можно вполне спокойно, даже если человек поздно ложится и встаёт перед работой. То есть этот период Мухурты до восхода солнца, вся эта атмосфера, она вполне доступна. Если к ней очень разумно относиться. Она нужна, конечно же, она насыщает нас особой утренней энергией. Проще говоря, если семейному человеку надо каждое утро на работу, например, к девяти часам утра, то ему достаточно вставать, скажем, так не в спешке, а просто заранее. Встать немного заранее, чтобы было время позаниматься духовной практикой. И он будет и выспавшийся, и как раз попадет на этот период Брахма Мухурты. Специально пока готовился, посмотрел во сколько, собственно говоря, восход солнца в Москве в декабре. Кто помнит, во сколько восход солнца в Москве в декабре? В шесть утра? В восемь тридцать. Да? Специально посмотрел, восемь тридцать. То есть это буквально Брахма Мухурта начинается в семь часов. В семь утра.

00:13:15 Получается человек приходит домой поздно вечером. Пока там всех уложит, детей уложит. Сам спать ляжет в двенадцать. В час уснет, если получиться. В семь часов просыпается, как раз попадает в Брахма Мухурту. То есть, ему просто осталось это время как-то, более менее с пользой провести. Полтора часа до работы. Ну, я просто говорю, что если даже разумно рассчитывать, то не все так страшно как кажется. Потому что если он встанет в три часа по нашему времени, то он и не застанет никакую Брахма Мухурту. Он будет как раз в самое время раху находиться, поэтому у него ничего не получиться. То есть он будет пытаться медитировать в эти ночные часы, ему будет очень тяжело. Мне, кстати, очень часто замечают этот эффект, люди устают в [ашанах] от этого. То есть наше зимнее время, когда встает, когда свет появляется в девять утра, а человек просыпается очень рано. Он уже до девяти утра полностью вымотанный. Потому что он попадает в это время раху. Ему очень тяжело все это переживается.

00:14:20 Поэтому так только великие герои живут в [ашанах]. Потому что такая, как бы, реальная, скажем так, реальные расчеты они показывают, что это очень трудно совмещать-то. То есть это нужно как-то очень разумно продумывать. Поэтому для большинства людей намного спокойней в семейном [ашане]. В таком, в более или менее домашних условиях все это переживать. Потому что не всегда это подходит для человека, который не очень может быть силен в своей физической форме, все это, так сказать, переносить. Но сама по себе эта энергия Брахма Мухурты нам несомненно очень нужна. Она нам дает возможность настроиться на целый рабочий день.

00:15:13 Поэтому если человек встречает это время бодрствуя, то могущество этой энергии дает ему эти особые силы. Дает ему этот заряд. Соответственно, если же он просыпает это благоприятное время, то весь день у него идет кувырком. Человек не получив заряд этой благоприятной тонкой утренней энергии, не чувствует этого позитивного духовного настроения. Не чувствует этой радости такой внутренней. Вообще духовная энергия она по своей природе всегда универсальна. А значит, она благоприятно сказывается на всех аспектах человеческой жизни. То есть, хотя мы говорим, что это девяносто процентов, материальное десять процентов. Но эти девяносто процентов, они хочешь, не хочешь, довлеют и над этими десятью процентами. То есть у человека большая часть позитивной жизни. То этот позитив он сказывается и на всю остальную его жизнь. Поэтому на материальное это тоже оказывает позитивное влияние, несомненно.

00:16:26 На этом и история была основана. История культуры. Люди в древности всегда просыпались до восхода солнца. Просыпайтесь – там знаменитый князь Владимир наставлял своих сыновей. Просыпайтесь до восхода солнца, иначе родину потеряете. Ну, в действительности это только последние несколько десятилетий люди стали так жить по городскому ритму. По такому какому-то не очень может быть здоровому. До этого у людей были здоровые привычки. Каждый знал, что нужно вставать пораньше. За полчаса, за полтора часа. Вообще перед восходом. Особенно последние минуты перед восходом, мы знаем, солнце посылает особые лучи, которые пронизывают всю атмосферу и полностью меняют материю. Меняют настрой материи. Скажем так, одухотворяют, возвышают материю. Происходит такая вот настройка материи. Поэтому мудрецы очень точно давали нам эту идею, что перед восходом солнца мы настраиваемся. Происходит настройка. И тонко настраиваемся, и грубо настраиваемся, и духовно настраиваемся.
#00:17:53# Поэтому и рекомендуется, чтобы в это время человек находился в здоровом таком, в проснувшемся, в бодрствующем состоянии, в чистом. Он должен быть уже очистившимся. Должен совершить омовение. Вывести из тела все токсины, которые накопились в течение сна. И тогда он правильно настраивается, и ничего не скрипит. Входит в его полный баланс и ему легко жить. День проходит совершенно иначе. Он живет сбалансировано, он живет настроено.

00:18:30 Собственно говоря, некоторая концепция утренних упражнений – это такая скорее концепция, именно для нашего времени. Когда человек все проспал, встал слишком поздно. И ему надо каким-то образом себя включать. Поэтому он пытается включиться какой-то системой сурья-намаскар или еще что-то поделать, какие-то комплексы ведические. Но в действительности, это просто попытка восполнить это время, которое он пропустил. Время настройки. И попытаться настроиться как-то механически. То есть сурья-намаскар – это уже механическая настройка. Это уже реально телом надо все вкручивать. Баланс вдалбливать в себя телом. Если человек утром вовремя встает и находится в этом медитативном состоянии, занимается чем-то медитатывным, то он вполне сам входит в это сбалансированное состояние. То есть, скажем так, йога – это необязательное условие для того чтобы быть сбалансированным. Йога это скорее, скажем так, дополнительное условие для того кто не может жить в балансе. Поэтому его дополнительно балансируют каким-то образом.

00:19:49 То есть самое главное это время, его воспринимать чистым. Чистым. Тогда хватает этого баланса. Мы сильные, когда мы в балансе. Поэтому если человек чистым встречает солнце, то он наполняется этим балансом, и этого баланса хватает на целый день. Он чувствует себя вдохновленным, сильным, радостным. Таким действительно способным свершать дела. Способным вершить чудеса. Это не только восточные традиции, не только бхакти-йога, но и другие религии также. Утверждают ту же самую концепцию важности утреннего подъема. Тут в чем секрет-то? Почему об этом говорят именно духовные традиции, а не какие-то системы здорового образа жизни? Системы здорового образа жизни так с сомнением смотрят на утренние подъемы. Очень так, сомневаются в этой эффективности, поэтому это, так сказать, не напрямую связано с именно физической системой. Больше это все-таки духовная система.

00:21:05 И большинство таких серьезных духовных традиций фактически говорят об одном и том же. Они говорят о том, что если он встает до восхода солнца, то он будет более склонен к духовной жизни, чем тот, кто встает поздно. То есть если человек встаёт поздно, то у него проявляется естественная склонность к атеизму. А если человек встаёт рано, у него проявляется естественная склонность к духовности. Вот это самый главный эффект, который собственно говоря, всех и интересует. Потому что, опять так и, он относится к тем девяносто процентам, которые нам так важны. А физические вещи они вторичны. Как мы говорили, они тоже есть, но они скорее вторичные.

00:21:53 Поэтому Шива Прабхупада тоже отмечал то, что нужно обязательно вставать до восхода солнца. Вставать как можно раньше. И он говорил – тогда вы, по крайней мере, будете находиться в гунне благости, и у вас будет гораздо меньше проблем в духовной жизни. То есть они будут, конечно, они всегда есть. Но если человек переключает свое сознание в сторону ориентации в духовность, то у него будет гораздо меньше проблем в духовности. У него будет меньше критицизма, меньше такого сплетничества, меньше зависти, жадности, вожделения, гнева. Он будет легче, ему будет легче все это переживать. Будет легче все это переносить.

00:22:41 Помимо всего прочего в этот период действует вата доша. А вата, как известно, отвечает за вывод из тела продуктов распада. Поэтому если человек будет вставать пораньше, то вата доша сможет полегче очистить тело от токсинов. Вате доше будет легче с этим справиться и тело легче очищается. А значит, опять-таки, будет легче жить. Во всяком случае, на протяжении всего этого дня. Потому что если продукты распада утром не вывели, то мы целый день ходим как будто с помойным ведром в руках и с ним тяжеловато ходить. Да и странно это. Поэтому утреннее время оно в этом плане, как мы говорим, дает девяносто процентов духовного влияния, десять процентов материальное. Но и то и другое взаимосвязано. И то и другое очень важно.

00:23:35 Кстати, вообще утреннее время, такое время пробуждения сравнивают с просветлением. Поэтому утром все действия так важны. Как ну даже, если мы возьмем какие-то тонкости. Они тоже очень подробно описываются в трактатах. Подробно разбираются там. Люди говорят – я встал не с той ноги, да. Поэтому современный человек не знает, с какой ноги надо вставать. Ему в принципе все равно вообще, с какой ноги вставать. Но этим самым он теряет эту драгоценную утреннюю энергетику. Поэтому так все подробно расписывается. Чем более ценное время, тем более подробно оно расписывается. Кто-то говорит, что с левой ноги плохо вставать. Такие какие-то народные приметы появляются. Но все это не правильно. В трактатах очень точно описывается, с какой ноги надо вставать. Да. Только йоги об этом знают. Кто у нас йог? Кто знает, с какой ноги надо вставать?

00:24:42 (Из зала) С двух. С двух? Анна? [ответ из зала не слышно] Близко да. Вот йог правильно мыслит. [ответ из зала не слышно] Вот йог правильно мыслит. А от чего зависит левая или правая. Ну-ка догадаетесь. Вы же йог. Что у нас левое, правое по разному работает. [ответ из зала не слышно] Да, а как оно определяется? (Из зала) По ноздре. По ноздре! Какая ноздря работает, с той ноги надо и вставать. Тогда человек встает в ритме. Он встает в ритме и правильно, потом идет. (Из зала) А если две ноздри работают? Две ноздри не работают, это значит надо полечиться. Обычно одна ноздря работает. Ночью она переключается. Поэтому, кстати, тело переворачивается тоже. При переворачивании ноздря переключается.

00:25:45 Да, то есть йог может объяснить почему и всю эту логику объяснить. То есть сама идея, что очень индивидуально всё да, правильно. Поэтому не слева и не справа, а с той ноги какая ноздря функционирует в этот момент. То есть, какая энергетика в теле работает. Если работает правая ноздря, мы должны вставать с правой ноги. Если левая – то с левой. Правда, утром, честно говоря, сколько я об этом, об этом я знаю уже, не знаю сколько – лет тридцать, ни разу ни одно утро я не смог об этом вспомнить. То есть если бы каждый раз, когда я об этом вспоминаю, и думаю, завтра попробую вспомнить, и встать с правильной ноги, и проверить на практике как это работает. Ни разу это не получилось. То есть это что-то точно не для меня. Я точно не йог. Вот у Анны, наверное, завтра получится. Да? Я точно не могу утром вспомнить. (Из зала) Надо на будильнике написать «Встать с правильной ноги». Знаете, что я делаю с будильником?

00:26:51 То есть надо быть реально йогом, чтобы встать, вспомнить о ноздре, потом как это связано с ногой и так далее. То есть это чисто йогическая практика. На меня это все не действует, то есть. Не моя природа за всеми этими тонкостями следить. Но сама идея она такая. Она такая интересная. Это правило тому и нашло отражение даже в народной поговорке. Если человек встал не с той ноги, то всё. На самом деле наши первые шаги, первые действия после подъема – они играют очень важную роль. Потому что тело разбалансировано. И как мы войдем в баланс, собственно говоря, так мы и будем целый день жить. Если мы сразу в баланс не войдем, то и всю жизнь будем немножко бороться с этой разбалансированностью.

00:27:45 Но, к сожалению, человек во сне он забывает обо всех этих правилах, об обязанностях. За ночь у нас накапливается тамо-гуна, грязь. Поэтому утром мы просто перестаем соображать. Утром трудно так соображается, потому что мы не просыпаемся в благости, мы просыпаемся в тамасе. А когда токсины, то мозги не работают. Соображалка очень трудно включается, поэтому нужно идти мыться, приходить в себя. Только потом вспоминаешь обо всём этом. Обо всех правилах. И опять начинаешь свою жизнедеятельность. Поэтому так важно знать, как правильно проснуться, что правильно сделать. Хотя бы чуть-чуть. Чтобы когда мозги начинают включаться, то хотя бы хоть что-то сделать правильно. Чтоб поскорее сбросить с себя эту тамо-гуну.

00:28:45 Вот такие на первый взгляд, вроде бы, не значительные правила, типа с какой ноги встать, они предназначены именно как раз и для того, чтобы человек как можно быстрее в себя пришёл. Чтобы он как можно быстрее понял, кто он здесь, что он здесь, каково его предназначение, смысл его жизни. Чтобы как можно быстрее пришли в себя. Потому что так современный человек, если ему на работу не надо, он может к обеду только раскачиваться, приходить в себя. И то не всегда. То есть иногда, я вот уже точно знаю, что если нужно что-то серьезное кому-то там объяснить. Ну, по делам, то есть какие-то технические задачи. Я обычно в районе одиннадцати только звоню. Раньше одиннадцати, я всем там мастерам, специалистам, я им не звоню раньше одиннадцати. Потому что сразу чувствуется, что они еще не проснулись. Они вроде бы на работе, но просыпалка у них не сработала. Поэтому я, где то в районе одиннадцати – двенадцати звоню и тогда они уже белее или менее соображающие. То есть намного быстрее им все объяснить. Если им позвонить в восемь утра, то они «что?», «кто?», «ааа?», «где?» – ничего не понимают. То есть такое какое-то очень странное состояние у человека может быть до обеда.

00:30:09 Поэтому правила вроде бы маленькие, но на самом деле позволяют проснуться. Есть какие-то другие тоже важные правила. Например, говориться, когда человек моет руки, он обязательно должен помыть лицо. Руки и лицо всегда моются вместе. То есть такое очень важное. (Из зала) Всегда? Да. [вопрос из зала не слышно] Обычно всегда моется. Руки, лицо. Также говориться, если полощется рот, то нужно промыть глаза. То есть, руки – лицо, рот – глаза – это обязательно связанные вещи. Если что-то одно не помыть из этой связки, то грязь возвращается. (Из зала) Просто, когда готовишь, все время руки моешь. Но это не моете. Это рабочий процесс. Это вы не моете руки. Это как бы часть рабочего процесса. А когда вы именно моете руки, а потом ничего не делаете –это уже окончательное действие, тогда нужно обязательно и лицо тоже. То есть пока вы готовите – вы просто готовите. А когда вы уже после готовки уходите с кухни, тогда вы окончательно моете руки и нужно помыть лицо, прополоскать рот и глаза. Тогда все будет чисто. Если сделать только часть, то грязь будет возвращаться.

00:31:24 [вопрос из зала не слышно] Стопы это когда человек приходит с какого-то другого места. Ну, про стопы да. Ну, скажем так. С этим тоже можно провести связь. Обычно это действие такое по приходу домой. Сейчас я чуть-чуть скажу, да. То есть сама вот это идея. Правильно смывать эту грязь – это идея состоит в том, что человек обычно сам скапливает грязь в своем теле, у него начинаются потом проблемы. Причём глаза нужно именно прохладной водой промыть.

00:32:18 Потому что в них именно собирается капха. Глаза это такое место выхода капхи. И именно капха, она разрушает человеку зрение. Разрушает человеку зрение. Особенно это касается тех, у кого слабое зрение, портится зрение. Они должны достаточно часто промывать свои глаза. Охлаждает питту. То есть, глаза, собственно говоря, в них есть этот свой огонь, через который мы видим реальность. И продукты распада скапливаются в виде капхи. И нужно остудить питту и увести, убрать капху. И тогда глаза всё время очищаются, и человек начинает восстанавливать, ну хотя бы поддерживать, своё зрение. Поэтому рекомендуется если человек работает глазами, то рекомендуется ему постоянно промывать свои глаза. Пять раз в день рекомендуется промывать глаза. То есть люди, которые за компьютером работают, им нужно пять раз регулярно промывать свои глаза.

00:33:30 В аюрведе есть такой народный рецепт. Он может современному человеку не понравится. Но в аюрведе говорится, что нужно с помощью своей слюны промывать глаза. Что это лучше всего убирает капху и питту. [вопрос из зала не слышно] Не, с добавлением слюны. Помните вот это вот – плюнуть на ячмень. Это в действительности ведическое. (Из зала) Налить воды, туда плюнуть? Человек когда промывает глаза, он брызгает на глаза и с этим можно слюну использовать. Но это говорю для современного человека немножко эзотерично. Поэтому лучше и не надо современного человека этим пугать. Пусть это будет наш секрет. А то еще начнут друг в друга плевать, в глаза. Поэтому у нас обычно всем таким эзотерическим неправильно пользуются. Поэтому достаточно просто водичкой.

00:34:26 И эта усталость от городской техники, от городского такого неправильного времяпровождения, от неправильного света, от постоянного напряжения будет немножечко снижена. Но отдых будет намного эффективнее. То есть, собственно говоря, информация попадает в нас через глаза. Мы видим в основном мир, мы пожираем мир глазами. И через глаза приходит очень много впечатлений. Поэтому если глаза грязные и впечатления тоже попадают грязные в результате. То есть сон такой очень нервный, человек никак не может отдохнуть. Ему все время это снится. Там что-то мерещится, кажется. Какие-то там вспышки яркие. Человек не может уснуть. У него слишком много грязных впечатлений. Поэтому глаза должны быть чистые. И как в физическом плане, так и в тонком плане. И смотреть надо на чистое. И сами глаза держать в чистом таком виде. И тогда сон будет намного легче. То есть, чтобы проснуться, нужно чтобы были чистые глаза – нужно помыть глаза, да. Лицо, глаза. И так же и чтобы уснуть нужно тоже, чтобы глаза были чистые. Иначе будут всякие кошмары сниться. Будут всякие воспоминания мучить. Какие-то другие явления.

00:35:46 Время уже половина. Давайте на какие-то вопросы я по этой части отвечу. (Из зала) Глаза промывать – брызгать или мыть? Вообще глаза обычно открываются, в них брызгается, да. Не надо прямо под струю глаз подставлять. Обычно они брызгаются. Потом уже все лицо моется, как говорится. (Из зала) А уши? Уши это немножко другая часть. С ушами другая проблема. Уши требуют масло. Поэтому промывание – это промывание, так сказать. Но это немножечко другая задача. Понятно, что уши должны быть чистые. Но сама чистота слуха достигается через масло. У нас маслом не умеют пользоваться. Поэтому я бы тоже побоялся так сейчас. Потому что все сразу начнут масло лить из бутылки в ухо. А на самом деле нужно масло подбирать и капельку. Очень точно чувствовать. Обычно капельку закапывают. Потому что ухо оно, как бы слух он высыхает к старости. И есть вот это постоянное снижение спектра восприятия. То есть всё меньше и меньше спектра воспринимает ухо.

00:37:14 В принципе для человека такого рядового – это не очень актуально. Но если со слухом много чего связано, то нужно заботиться. И масло, использовать масло, закапывать масло. Масло оно тоже имеет очищающий эффект. Поэтому ухо в принципе маслом правильно очищается. Но, а так оно естественно промывается, как мы все делаем все эти процедуры. Просто тут именно задача немножко другая. Так как там больше ваты, туда же воздух попадает, то вату нужно снимать маслом. Да. А иначе все это подсыхает. Вата высушивает постепенно слух и мембрана скукоживается. Грубо говоря, высыхает. И мы уже не воспринимаем тот спектр, который нам необходим. Хотя большинство людей это даже не заметит. Не заметит. Просто два человека, которые рядом сидят. Там молодой человек и старый человек. Они будут по-разному слышать то, что перед ними происходит. Ну, в принципе легко понять, что слух садится. Когда человек начинает переспрашивать. Ась? Это значит, что слух уже очень сильно садиться и надо заниматься своим слухом. Но обычно никто никогда в молодости этим не занимается. Никакое масло не закапывает. Это уже опять йоги. То есть это те же, кто встает с правильной ноги. Они тут идут и закапывают нужное масло в ухо.

00:38:52 [вопрос из зала не слышно] Я вообще про йогов молчу, да. Они еще умудряются и в нос там что-то засовывать. Да. То есть у них очень сложная жизнь в этом плане. То есть, человек такой, простой человек ему всё это ненужно, некогда и незачем. Поэтому я на этом не настаиваю и не концентрирую на этом внимание. То есть, но когда уже явно слух начинает страдать, то мы должны понимать очень просто, как это всё устроено. И понимать, как на это воздействовать, чтобы снять это. Усталость материи.

00:39:34 В этом есть что-то. Мы немножко не замечаем такое. Некоторый мистицизм энергетики, но он реально присутствует. Реально присутствует. Например, сила в разной воде разная сила присутствует. Как знаете, опять-таки, есть винтажная техника. И в винтажной технике есть резиночки, эти все старые резиночки, прокладочки, жгутики, пасеки. Если взять какую-то старую технику винтажную, в них много резиночек. И все эти резиночки они скукоживаются тоже от времени. И их разные люди пробовали восстанавливать разными способами. То есть размачивать, грубо говоря. И представьте, пришли к такому выводу, что лучше всего старое все вещи винтажные, они размачиваются именно в дождевой воде. Да. То есть, как не кажется странным и мистичным, но когда что-то пытаются старое размочить, чтобы оно вернуло былую упругость, резиновость, то именно стараются дождевую воду собрать и в дождевой воде размочить. И это абсолютные материалисты, которые никогда ни слова аюрведа не слышали. Никогда, так сказать, ничего не читали. Но именно механическим путем пришли к тому, что она лучше возвращает упругость. Именно дождевая вода.

00:41:00 [вопрос из зала не слышно] Да. Есть разница между растением, которое растет под дождевой водой, и растением, которое растет где-нибудь там дома на балконе. Дома оно все время болеет и помирает. А на улице оно растет, потому что поливается дождевой водой. То есть я просто говорю о том, что это в принципе всё это рабочее, конечно. Оно всё рабочее, настоящее. Оно действенное. Но просто вопрос в самом ритме жизни. Кто у нас пойдет дождевую воду собирать. То есть это нужно ритм иметь такой. Тут в Москве если дождевую воду насоберешь, то там это будет привет от Сабянина. Да, у нас лучше тут дождевую воду не собирать. Иван чай тоже вокруг МКАДа не надо обрезать. У нас чаи, которые в Подмосковье продаются, они тут везде в Москве насобирают эти чаи, все эти странные люди. Бичей просто посылают московских. Эти московские бичи тут ходят и собирают. Я видел, у нас тут ходят, собирают. Вокруг МКАДа прямо вдоль дороги. А тут потом все эти чаи они продаются. Поэтому большой город он накладывает свои немножечко ограничения. Так уже ни травником, ни знахарем тут лучше не быть. Это все не для городской жизни.

00:42:45 Тут немножко другие секреты жизни. Поэтому мы должны очень четко понимать опять-таки, сегодня я с этого начал. Почему я с этого и начал. Что разум первичен. Поэтому не надо услышав какую-то сказать эзотерическую рекомендацию сразу пытаться ее делать. Просто мы знаем, что так есть. Будет возможность, сделаем. Нет возможности ну и не надо. Ничего страшного, переживём. Потому что всё это в принципе вторичные вещи. Первичная вещь девяносто процентов – это в правильное время, в правильное время посвятить духовной практике. Тогда все остальное оно, как десять процентов, войдет под влияние девяноста процентов. Закон энергетики очень простой – слабое притягивается к сильному. Поэтому десять неправильных процентов притянуться к девяноста правильным процентам. И общее будет, общее состояние будет вполне нормальным. Общее состояние будет вполне позитивное, гармоничное. Можно будет с этим жить спокойно. Но если мы будем изо всех сил стараться наладить десять процентов, и забудем про те девяносто, то уже все будет наоборот.

00:44:09 (нет звука)

00:44:35 Еще вопросики.

00:44:51 (Из зала) Спасибо за лекцию. Хотел спросить, что бывает, не всегда удается встать в спокойное время. Бывает, встаешь впритык. Начинаешь уже заниматься работой. И это настроение, как бы в стрессе оно, его подхватываешь и начинаешь как бы все быстро там делать. И как, можно ли как-то успокоиться, потому что пытаешься как-то успокоиться. Но волну поймал. Как бы вот ну такую страстную. И уже не можешь. Вроде понимаешь, что нужно как поспокойнее. Вот эту волну ловишь и сложно перенастроиться. Есть ли какие-то рекомендации, как в течение дня перенастроиться?

00:45:41 Ну смотря какая страсть. (Из зала) Имеется в виду торопливость. То есть как бы торопливость. Понимаешь, сейчас я тороплюсь. Начинаются какие-то ошибки, еще что-то. И думаешь, надо успокоиться. Иначе опять будут возникать какие-то ошибки. Как вот?

00:46:02 Сама по себе страсть она тоже имеет уровни определенные. И если страсть в самом начале ее остужать, выводить в какую-то более менее такую ритмичность, то ее можно еще как-то поймать. То есть ритмичность она в принципе способна страсть останавливать. Ритмичность. На этом основана вся армия. На ритме. То есть армия это страсть – оружие, порох, огонь, бомбы. И эту страсть успокаивает ритмичность. Всё ритмично, всё по расписанию, левой, левой, правой, правой. Поэтому когда всё делается в ритме, то страсть она в принципе успокаивается.

00:46:51 Проблема всегда в отсутствии ритма. Если ритма нет, то тогда страсть выходит и сжигает. Сжигает. Поэтому если сразу почувствовать, что ритм сбился то можно попытаться ритм опять восстановить, дыхание восстановить. Спокойно подышать. И вернуться к ритму. Потому что, собственно говоря, такое практичное состояние как раз на стыке разных гунн материальной природы, что приводит к хорошему результату – это именно ритмичная такая деятельность. Ну и все должно быть своевременно.

00:47:32 Обычно страсть становиться непреодолимой, когда что-то не вовремя делается. То есть, например, утро это деятельность для сознания очень хорошая. Если, например, начать как-то умом слишком активно действовать в районе обеда, в двенадцать часов, то это будет очень тяжелая работа для ума. И можно попасть под очень сильное влияние страсти. Поэтому нужно очень хорошо понимать свой внутренний тоже ритм. Как действуют гунны внутри и в этом ритме действовать. Поэтому, то есть планерку лучше утром проводить. А в обед лучше обедать. Если какие-то такие мыслительные процессы их лучше до одиннадцати завершать. Если это какие-то физические дела можно во вторую половину дня.

00:48:28 Тут нужно очень четко свою ритмику понимать. Понятно, что у каждого немножко своя. Но можно понять свою ритмику и тогда сразу будет легче. То есть, собственно говоря, легкость это не значит, что прямо всё делать в ритме. Легкость это значит делать всё вовремя. То есть, а вовремя значит понимать, что у меня, какая моя личная эффективность. Я вот точно знаю свою личную эффективность. Поэтому я в определенный момент уже прекращаю определенный вид деятельности и больше им не занимаюсь. То есть я точно знаю, когда мне сделать одно, когда сделать другое. И стараюсь никогда это не перепутывать. То есть у меня четко, я прямо по часам уже точно знаю, то есть когда мое тело эффективно. Поэтому стараюсь не тратить время зря.

00:49:18 Просто жду, когда следующий ритм придет, чтобы сделать то, что нужно. Поэтому когда дел много, то в принципе можно их так распределять по своим внутренним ритмам и быть очень эффективным. Когда все будет очень эффективно получаться, все будет своевременно. Но обычно именно страсть состоит в том, что мы никак не можем это разложить по эффективному времени и все делаем супротив времени. Это страсть. Но иногда так бывает, ничего не делаешь. Потом приходиться выходить из этой страсти. Но конечно лучше всего чтобы это было таким авралом. Ну был аврал. Ладно, бывает аврал. Ничего не поделаешь. Когда аврал ничего не поделаешь. Но когда аврала нет, лучше все равно эффективно действовать. Лучше по времени суток так распределять, чтобы действительно действие было эффективным. Действие было эффективным. То есть такая немножко внутренняя работа.

00:50:19 То есть мы получаем какие-то задания и должны их сдать к положенному сроку. Но, в принципе, в нашей воле потом эти задания так распределить, чтобы они были более эффективно сделаны. Потому что если мы их неправильно распределяем, то у нас начинается внутреннее ощущение депрессивное, что времени нет. И это значит, что мы неправильно распределяем дела. Потому что есть эффективность. То есть я утром, то есть у меня время с девяти до одиннадцати – я за это время лекцию делаю за сорок пять минут. Если мне нужно лекцию делать с трех часов вечера, то я ее делаю четыре часа. То есть эффективность в пять раз хуже. И, а хотя как бы на вид делаешь также. Даже не заметно. Но по времени я точно знаю, что если я утром буду, что если я лекцию буду утром готовить, у меня уйдет ровно сорок пять минут по секундомеру. Если я вечером буду ее готовить, то у меня уйдет четыре часа. Вопрос, когда надо лекцию готовить. Мне именно? Утром. Поэтому я только утром готовлю. Вечером никогда не готовлю. Вечером я как раз делаю другие дела. Все физические там такие, сякие. То есть это вот четкий ритм.

00:51:44 [вопрос из зала не слышно] Если с утра, то я готовлю в предыдущий день утром. То есть это в любом случае. Особенно если две лекции надо сделать, то я две лекции сделаю за утро за час тридцать. А если я их буду делать вечером, то это восемь часов уйдет. То есть мне нужно прямо по времени смотреть, насколько уходит одно и то же дело. Одно и то же дело. То есть это такой мистицизм времени. Причем самому кажется, что примерно с таким же ритмом действуешь, а времени реально уходит дольше.

00:52:21 То есть обычно если мы что-то не успеваем, то мы все равно неэффективно действуем. Нужно менять эффективность, именно манипулируя временем. Манипулируя временем. Причем с возрастом это усиливается. Если оно в молодости, скажем так, больше возможности в районе ну так в полтора раза, в два раза дольше делать. То есть как бы так приемлемо еще как-то. То есть, например, если утром это делать час, то вечером полтора часа. То к старости разброс усиливается. К старости реально уже нужно следить за каждым действием, что ты делаешь, во сколько делаешь. Потому что иначе начинаешь становиться не эффективным. Поэтому хочешь, не хочешь, человека на пенсию отправляют. Потому что два человека работают – один старик, а другой молодой. И мы вот. Старик уже реально все, ему уже лучше не платить. Ему уже лучше пенсию платить. Потому что он то же самое делает в десять раз медленнее. Хотя он изо всех сил старается. Как бы ему кажется, что все нормально. Ему всегда обидно, что почему, за что. Я бы мог еще работать. Но он уже реально в эти временные сроки не укладывается. То есть уже всё. Уже время по-другому действует на него. Поэтому хочешь, не хочешь, пенсия есть. Хотя сейчас почему то всё время ее пытаются отодвинуть. Но вот по времени это реально начинаешь ощущать. Поэтому эффект такой есть. Так что можно манипулировать, можно временем. Подбирать время под разные дела. Несомненно.

00:54:14 Я помню, как на меня очень даже в детстве влияла эта вторая смена. Очень сильно чувствовалась разница между первой сменой в школе и второй сменой в школе. А уж про институт про вечерний я вообще молчу. Это просто убийство какое-то. Для меня это очень гнетущее впечатление производило. Это вечернее обучение. Очень гнетущее впечатление. Эти три пары вечером – это просто убийство. Три пары утром – это большая разница. Три пары утром и три пары вечером. Лично о себе я помню, что даже вторая смена, это обучение после двух – оно очень тяжело давалось. Как-то не естественно. Немножко не то уже восприятие реальности. То есть от времени очень многое зависит, несомненно. И у каждого все по-разному чуть-чуть. Поэтому кому-то будет полегче, кому-то потяжелее. Когда мы лично распределяем время это стоит учитывать. Лично я это учитываю. И видите, ритм держим до сих пор. То есть все лекции успеваем приготовить, параллельно почитать, книги пишутся. Все делается. То есть в ритме держимся. Хотя ритм достаточно тяжелый.

00:55:48 Космос. Заканчиваем. Надо ритм держать. (Из зала) Такой вопрос у Юрия Ольхова. Когда Брахма Мухурта наступает в районах за полярным кругом. Когда полярный день, получается Брахма Мухурта наступает раз в полгода? Боюсь, она там вообще не наступает, поэтому там и жить не надо. Поэтому там обычно люди туда приезжают, чтобы жить, так сказать. Как называется? Не посменно. (Из зала) Вахта. Да, на вахту приезжают. Приезжают на вахту. А потом очень долго отдыхают. Потому что это немножко нездоровый образ жизни. И нечего там делать особенно. Зачем жить без солнца. Итак, понятно солнца нет – зачем жить. Сегодня обещали северное сияние. Над Москвой. Я пытался посмотреть, что-то не увидел – тучи. Тучи.

00:56:59 Это очень гнетущая вещь. Даже в Питере, когда находишься, эти долгие все ночи и так далее. Очень гнетущее такое впечатление. То есть, несомненно, незачем жить там, где точно солнца нет. Потому что это не очень здоровый образ жизни. По работе понятно. Приехали на вахте, поработали, но искать там Брахма Мухурту – это очень грустное занятие. Зачем? Поэтому йоги тоже были раньше разумные, поэтому они собирались в теплых странах, под пальмами медитировали, пили кокосовое молоко, собирали травки на гималайских склонах, принимали омовение в Ганге. И так сказать пытались жить в хороших ритмах. В позитивных естественных ритмах. Мы такие йоги экспериментаторы. Нам нужно обязательно съездить, йогой на северном полюсе позаниматься. Не знаю. Есть в этом какой-то смысл. Большого смысла нет. Поэтому можно и не получить никакого эффекта Брахма Мухурты. Поэтому, несомненно, жизнь будет потяжелее.

00:58:21 Так сказать, люди там другими способами получают энергетику. Способы так себе, скажу я вам. Поэтому в принципе лучше долго не задерживаться в тяжелых местах. На то они и тяжелые места. Разум. Разум это находить более приемлемое место для жизни. Где есть хоть какая-то ритмика стабильная, где есть какой-то климат более менее приличный. который подходит для жизнедеятельности. Но забираться в места, где нужно выживать. Это изначально странно. То есть человек должен жить там, где выживать ну не нужно. Где нужно выживать это уже либо там должна быть цель какая-то очень серьезная, либо там можно долг выполнять, либо быстро что-то заработать и уехать, либо кого-то спасти. Но все время выживать это не наша задача. Все время выживать. Это уже не здоровый образ жизни все время выживать. Поэтому там и не надо рассчитывать Брахма Мухурту. Зачем ее там рассчитывать? Ее может там и не быть. Вообще. Есть места, где что-то вообще может не быть. Где-то могут фрукты вообще не расти. То есть там могут, жизнь она такая.

00:59:43 Поэтому если чего-то вообще прямо нет, лучше призадуматься, может и не надо так сильно мучиться. Зачем? Может и не стоит. То есть какие-то аскезы они должны быть продуманы. В них должен быть разум. Йоги иногда уходили в Гималаи, в места какие-то очень снежные, очень холодные. Одна из теорий, так сказать, возникновения всей этой нашей российской жизни, что это йоги именно приходили. Да, чтобы здесь в снегах Алтая и Сибири отсидеться. От того, чтобы к ним никто не приставал. Поэтому Ришия. Страна Риши. Да, Ришия. То есть одна из теорий гласит, что это от слова Риши пошло слово – Россия. Риши.

01:00:47 Ну и тут их видимо очень быстро достали. Поэтому никого не осталось. То есть это может быть запланированная аскеза. И в ней есть определенная цель. И аскеза всегда на время принимается. Поэтому йоги приходили, достигали каких-то мистических сил. До сих пор тут кто-то ищет какие-то мистические места. Находит какие-то развалины, там поселения мистические. Это может быть да. Но это должна быть правильно поставленная йогическая цель. Где ее сейчас возьмешь правильно поставленную йогическую цель? Нигде не возьмешь и не надо. Время не то, время не то. Поэтому в основном нет смысла в излишних аскезах. Как правило, как только сокращается время жизни нужно все время бороться, а когда все время борешься, то уж точно не отдыхаешь. То есть, баланса в жизни нет. Поэтому я думаю лучше с эти не экспериментировать.

01:01:49 (Из зала) Спасибо. Тут еще появились вопросы. Из Тольятти. Если приходится выбирать между [джабой] и служением, которые нужно сделать утром, что правильнее выбрать? И [джабо-служение] и служение-служение. Поэтому между служениями нужно выбирать то, которое актуально. То, которое нельзя заменить. Если нужно покормить ребенка – это служение актуальнее, чем мантра. Потому что мантру можно прочитать после кормления ребенка. А если ребенка не покормить и он уйдет голодный в школу, то у вас могут отобрать ребенка. Тогда будете все время мантру повторять, чтобы ребенка вернули.

01:02:33 Поэтому ест такая вещь, как актуальность. То есть всё – время, место, обстоятельство. Время, место, обстоятельство – диктует актуальность. Поэтому делайте то, что актуально. То, что невозможно передвинуть. Если можно все передвинуть тогда выберите тот результат, который более очевидный. То есть примените разум и решите, что лучше. Раз у нас все закончилось, спасибо большое. И до следующей встречи.

01:03:03 Новые поступления добрых аудиозаписей ждут вас в добром магазине по адресу www.dobro-shop.com.

транскрибирование: Марина Корепанова | Ижевск | Россия | 10 июля 2021