Как создать коллектив, в котором можно не только работать, но и отдыхать?

Санкт-Петербург - 24 September 2017
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:04:50 | качество: mp3 64kB/s 29 Mb | прослушано: 339 | скачано: 263 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-манобхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам
ванде ахам шри-гурох шри юта-пада
камалам шри-гурун вайшнавамш ча
шри-рупам саграджатам саха-гана-
ругхкнатханвитам там са-дживам
садвайтам савадхутам париджана-
сахитам кришна-чайтанья-девам
шри-радха-кришна-падан саха-гана-
лалита-шри-вишакханвитамш ча

00:00:45 хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намасту те
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прие

00:01:04 ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда

00:01:21 харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

00:01:30 нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.

00:01:37 Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине

00:01:47 Итак, мы продолжаем с вами наш семинар. В нём есть определённая задача, определённая логика. Называется он, как вы помните, Вихара. Вихара – наука об отдыхе или система выживания в состоянии полной загруженности. Потому что, как мы выясняли, необходимо разобраться с этой важной идеей, которая состоит в том, что если человек не умеет отдыхать, то он и жить-то не умеет. Потому что в мире времени, всё требует некоторого восстановления.

00:02:42 Если мы не умеем восстанавливаться, если мы, например, не подзарядим свой телефон, то мы просто никому не позвоним. На следующий день, то же самое примерно и с жизнью происходит – если мы не подзарядили телефон, то уже не звонится. Уже свои функции механизм не осуществляет. А тело это механизм, определённая, банальная механика – не подзарядил, то всё, ничего не работает. Всё очень просто. Поэтому, как мы за подзарядкой следим, как в автомобиле водитель следит за уровнем бензина, точно так же и жизнь требует этого, некоторого постоянного контроля того, есть ли у нас баланс между отдыхом и работой. Что, в принципе и требуется от нас в Бхагават Гите.

00:03:42 Иначе приходит разочарование. Иначе приходит слабость. Иначе всё разрушается. И, как следствие, страдает ответственность, а когда страдает ответственность, то возникают серьёзные проблемы, т.к. если мы безответственны, то тут уже простой болезнью или слабостью уже не отвертишься. Нарушение ответственности – это уже более серьёзные проблемы вызываются в нашей жизни, поэтому тут уже надо быть крайне осторожным.

00:04:27 И сегодня речь пойдёт об очень интересном аспекте отдыха, об отдыхе во время взаимоотношений. Почему вообще одни отношения напрягают, а другие расслабляют? Почему после одних отношений мы чувствуем себя легко, а после других как выжитые лимоны? Если уж нет тяжелее работы, чем работа с людьми, то тогда, может быть, и нет легче отдыха, чем отдых в общении. Поэтому с этим необходимо разобраться – какое вообще общение является лёгким, а какое общение по определению тяжёлое.

00:05:19 Если мы общаемся с другим человеком и при этом у нас с ним нет ничего общего…Если он ценит одни идеи, а мы ценим абсолютно другие идеи, то как ни старайся быть культурным, как ни старайся быть воспитанным, такое общение долго продолжаться не будет. Это как на двух разных языках. Ну да, что-то там попытались на пальцах объяснить, ну а дальше что? Таких людей просто ничего друг с другом не связывает. И это значит, что общение между ними будет по определению очень тяжёлым. И уж отдыхом такое общение точно назвать нельзя.

00:06:21 Поэтому в ведической культуре, делался вот этот очень важный акцент на том, чтобы люди, вступающие в брак, находились в одном социальном слое. Что такое один социальный слой? Это одни и те же ценности, одни и те же интересы, один и тот же уровень образования. И тогда им было легко общаться, и соответственно, семейные отношения были для них как отдых. У нас сегодня не про семейную жизнь лекция, но так вот грубо если говорить, то профилактика разводов очень проста – муж и жена должны быть из одного социального уровня, из одной касты.

00:07:15 Пока в обществе существует предубеждение к уровням и кастам. Сейчас же все должны быть равны, у нас же сейчас демократия. То получается, что все не равны, а все как раз не знают кто они. И не понимают кто они. От этого непонимания создаются отношения без вот этого культурного единства, и они становятся очень тяжёлыми. Не то что люди плохие, а у них очень тяжёлые отношения. Они тяжёлые по определению. Не отдыхаешь. Отношения, в которых отдохнуть невозможно. Ну и что это за жизнь? Конечно, на долго не хватит. Поэтому, вот эта фраза «не сошлись характерами», в ней половина правды. Действительно не сошлись. Но просто не характерами, а кастами. Социальными уровнями. Уровнями интересов. Касты – это просто уровни интересов. Не сошлись уровнями интересов – и реально тяжело, вместе тяжело, общение тяжёлое. И понятно оно, день-два, но семь лет подряд – уже тяжеловато.

00:08:37 На работе по определению тяжёлое общение. Куда денешься? Мы же вынуждены с этими людьми общаться. Никто же нас не спрашивает. Клиент приходит, он по определению тяжёлый человек. Что делать-то? Поэтому хочешь не хочешь, с ним надо общаться. Поэтому работа это по определению тяжёлое состояние. Но домой-то хочется прийти отдохнуть. Есть такая лёгкая надежда, что дома-то мы должны отдохнуть. Но человек домой приходит, дома отдыха нет. Почему такое напрягающее общение? И оно вроде бы незаметно, что такого?! Но оно постоянно напрягает. Постоянно тяжело. Нет этой лёгкости. Когда отдыхать-то?

00:09:36 По этой же причине столько сложностей начинается и в смешанной семье. Есть разного типа смешанные семьи. Например, русская женщина выходит замуж за индуса. И в какой-то момент становится очень сложно, потому что нет никакого отдыха в таких взаимоотношениях. Не отдыхается. Семейная жизнь во что превращается? В ещё одну тяжёлую работу. На работе – работа, дома – работа, ещё более тяжелая. Везде работа. Получается такое перерабатывание.

00:10:11 Т.е. как мы из Бхагават Гиты взяли цитату, что нужен режим отдыха и работы. Но если дома нет вот этого культурного единства, нет одного уровня у родных и близких, то получается, что вообще эта идея баланса между отдыхом и работой разрушается. Потому что отдыха там нет никакого, работа продолжается. Между работой и работой баланса быть не может. Баланс может быть между работой и отдыхом. А если человек с одной работы идет на другую работу, то это просто работа во вторую смену. Или в третью или в какую там… Поэтому всё нарушено. Из этой же цитаты: йогом стать не получится. Он не будет йогом.

00:11:07 Т.е. семейная жизнь превращается в тяжёлую работу потому, что ценности другие, порядки другие, обычаи другие, культура другая. Для долгой жизни с одним и тем же человеком просто необходимо, чтобы было пересечение ценностей. Ценности должны пересекаться, иначе можно сгореть на работе. Что это значит? Это значит, что я со своей стороны не пытаюсь навязать человеку свои ценности, но в то же время пытаюсь понять в чём его ценности состоят. Если я пытаюсь понять в чём его ценности состоят, то мы начинаем слышать друг друга. Если мы хоть чуть-чуть пытаемся понять ценности другого человека – мы начинаем слышать, у нас слух прорезается.

00:12:03 Если такого понимания нет, то всё, мы глухонемые. И надо прилагать огромные усилия, чтобы услышать друг друга, просто огромные. Слушание превращается в тяжкий труд. И человек просто перестаёт отдыхать во время общения. А где ещё отдыхать, если не в общении с близкими нам людьми, больше-то и негде. Вот он весь социальный закон, социальный секрет, что в отношениях легко, а что в отношениях тяжело. Где мы в отношениях напрягаемся, а где мы в отношениях расслабляемся. И в принципе, ничего нового, всё это давно забытое старое. Просто все эти псевдосовременные социальные системы сбили это, человек боится быть из другой касты.

00:13:16 Касты, мы так, в кавычках говорим. Например, как сейчас все родители хотят, чтобы ребёнок обязательно высшее образование получил. Если он не получил, и он пошел в рабочую специальность, то это позор для семьи, все так страдают – ты нашу семью позоришь. Никто не хочет подумать о том, что есть разные природы, разное прошлое давит на нас. Не обязательно всем быть одинаковыми, но вот существует такая сейчас концепция псевдоединства. Но это не единство, это уравниловка.

00:14:05 Единство как раз в другом. Единство появляется только тогда, когда мы, зная отличия друг друга, выстраиваем отношения так, чтобы они были лёгкими. Тогда появляется единство, а сейчас уравниловка. Это всё равно, что сделать цвета на светофоре одного цвета - что это они разные горят? То красный, то жёлтый, то зелёный, раздражает. Если уж мы такие демократичные, давайте светофор сделаем все цвета зелёного цвета. У нас же демократия. Мы же хотим, чтобы все были равными.

00:14:47 Почему мы разные цвета используем на перекрёстке? Почему бы нам не быть последовательными в своей логике, что всё должно быть равное и одинаковое? Все машины должны быть равными. Нет, придумали, главная дорога, второстепенная. Столько правил. Посмотрите сколько правил, которые объясняют кто прав, кто не прав. Столько правил! И попробуй их нарушить. Что происходит тут же? Дорожно-транспортное происшествие происходит.

00:15:26 Тоже самое и во взаимоотношениях. Мы пытаемся быть равными: «Подумаешь, у меня красный. Я что не на машине? Я на машине, и она у меня ещё и дороже. Подумаешь, там кто-то на велосипеде едет, а у меня красный, как это так? Тоже имею право ехать». Но если он едет, то что делают? То у него забирают права, он нарушает правила. Тоже самое сейчас в социуме происходит, только сама жизнь забирает права. Просто забирает семью. Поэтому сейчас столько разводов. Что такое развод? ДТП с нарушением правил семейной жизни. Нарушены правила совместимости. Никто не хочет об этом подумать. Всем всё равно. Все думают, что они на одном уровне. Не на одном, мы разные. Мы же не говорим, что это выше или ниже? Эго всё время нам говорит, что если уровни разные, то значит одни ниже, а другие выше. Нет, не ниже и не выше, разные.

00:16:30 Как светофор, если боком его повесить, он же тоже светофор. Просто цвета разные. Нужно чтобы они сочетались. Потому что, если он вдруг перестаёт работать, уже всё, не разъедутся. Сразу все упираются и перекрёсток встает. Сейчас примерно тоже самое и в социальной сфере происходит. Все социальные отношения встали в вечную перекрёстную пробку и ничего сделать невозможно. А когда на перекрёстке – вообще не разъедешься, нужно вызывать регулировщика, который всё это как-то разгребёт. Тоже самое сейчас и в социуме.

00:17:23 Поэтому вот в этом плане надо следить за тем, чтобы на наше поведение никто не обижался. Мы должны понять, что если мы немножечко не сочетаемся, не соответствуем друг другу, то у нас происходит такая естественная обидчивость. Хочешь не хочешь – мы задеваем друг друга. Потому что, если мы разные, мы начинаем друг друга обижать. И требуется некоторый опыт для того, чтобы понять, обиделся на нас человек или нет. И как это увидеть? В первую очередь, надо обратить внимание на то, что по отношению к нам, поведение у этого человека поменялось. Мы видим, что он нас избегает, что не смотрит на нас. Или, когда смотрит, то опускает глаза или как-то скупо с нами общается. Причём обычно мы не понимаем, что мы такого сделали неправильно. Вроде бы старались как могли. Всё делали от чистого сердца.

00:18:53 Но, если появились признаки обиды, надо предпринимать срочные методы лечения. И в принципе-то лекарство только одно. Надо подойти и очень искренне спросить: «Я чем-то тебя обидел?». Потому что, как правило, мы не обращаем внимание на мелкие проблемы в отношениях, и думаем: «Ну это у него какие-то проблемы просто, ну ничего, пройдут». Но секрет в том, что если человек находится в нашем круге общения, то его проблемы – это и мои проблемы тоже. Это же один круг общения. Как, например, сосед сверху. Если у него трубу прорвало, то это и мои проблемы тоже. Потому что я вхожу в его круг общения, я снизу.

00:19:56 Я сейчас дома делаю ремонт и все, кто входит в мой круг общения, они на меня так поглядывают в коридоре, с подозрением. Но так как я следую всем правилам, пока ещё больших проблем нет. Там трудно развестись. Но не бывает сугубо чьих-то проблем. Всегда есть круги общения. Поэтому, если человек рядом со мной, и у него проблема, то само это мышление, что у него проблема – неправильное по определению. Если я думаю о человеке, если я буквально знаю о его проблема, значит, он уже в круге моего общения, а значит, это моя проблема.

00:20:55 И вот это очень важно – есть такое социальное мышление «это моя проблема, не его проблема». В конце концов это моя проблема. Помните, как Рупа Госвами пытался понять, кого он там ненарочно обидел, и ему пришлось потратить огромное количество сил, для того чтобы понять, кого он там задел, огорчил. И пришлось устроить целый пир, пригласить всех знакомых, пересчитать всех, догадаться что тот, кто не пришел, тот и обиделся. И всё это для того, чтобы понять: кого мы задели, с кем начались эти проблемы?

00:21:44 Понятно, что, конечно же, кроме того, чтобы выискивать обиженных, надо стараться никого не обижать. Для этого существует определённый вид социального поведения, который тоже можно сегодня затронуть. Он называется – нелицемерное прославление. Это тоже такая уходящая в историю технология, которую надо срочно восстанавливать. И самый лучший способ вот так нелицемерно прославлять близкого нам человека – это буквально прославлять его за его спиной, так, чтобы он не услышал. У нас меньше причин делать это лицемерно, когда он рядом с нами. Но если его нет, то лицемерие не нужно, можно быть честным.

00:22:54 А если мы делаем это в глаза, прямо в лицо, то тогда нужно стараться делать это максимально искренне. Делать это от всей души. Потому что иногда люди так прославляют друг друга с подтекстом. В этом, конечно, тоже иногда есть свой смысл. Например, мы хотим сделать человеку замечание и облекаем это в форму прославления. Такое тоже возможно. Но суть не в этом. Суть в том, что нужно учиться вот этой социальной культуре. Чтобы люди на нас не обижались, нужно учиться их хвалить. А правильно хвалить – хвалить тогда, когда их нет.

00:23:46 Это в принципе и есть такая грамотная социальная культура, общественная культура, корпоративная культура. Но если чуть-чуть затронуть позитивное влияние на человека через прямое прославление, то тут надо чуть-чуть надо ещё пару слов сказать, чтобы разобраться окончательно. У нас не всегда получается справиться с этой задачей. Зачастую такое прямое прославление становится просто пищей для ложного эго, и только всем хуже становится.

00:24:24 Но если мы хотим по-настоящему своими прямыми прославлениями помочь человеку, то тогда уж нужно прославлять его за то, что действительно в нём ценно. Чтобы подчеркнуть эти особые ценности. Мы можем и должны прославлять человека за какие-то качества, которые он, может быть, сам в себе по-настоящему не замечает. Вот оно искусство. Не те качества, по поводу которых у него эго раздуто, а те, которые он в себе не замечает, которые находятся в зачаточном состоянии. Но именно это может быть особенно эффективным. Мы так показываем ему, что это очень ценно для нас и человек начинает развиваться. Человек начинает прогрессировать. Такое очень тонкое влияние. Тонкое, полезное воздействие. Чтобы он сам яснее понял, к развитию каких качеств ему нужно приложить максимальное количество усилий.

00:25:37 При чем тут же есть и другая сторона – прославляя позитивные качества другого человека, мы подаём всем окружающим сигнал, что́ в нашем коллективе, для нас действительно важно и ценно. И вот в этом смысле да, прославление на людях может иметь очень могущественный эффект. Мы учим тем самым разбираться каждого члена команды, что в нашем коллективе заслуживает истинного поощрения, каковы ценности нашего коллектива. Причем, как вы уже догадались, прославлять не обязательно за что-то великое. Особенно важно уметь прославлять за мелочи. В этом настоящее искусство прославления. В этом социальная культура, которая сейчас уходит.

00:26:38 За мелочи никого не прославляют. Поэтому человек в депрессии находится. Мы конечно же не сентиментальны, поэтому обсуждаем и какие-то негативные проявления характера. Но когда мы обсуждаем негативные качества, это нельзя делать в приложении к конкретному человеку. А давай-ка мы сейчас при всех поговорим о твоей зависти! Нет. Мы можем и должны говорить об этом, но говорить об этом, как о принципе. О плохом надо говорить, как о принципе. Например, зависть и любовь, это противоположные понятия, антонимы. И обсуждение этого очень важно в любом развивающемся обществе. Как зависть проявляется, как зависть мешает любви, как это разрушает наш коллектив, как это разрушает наши отношения. Как мы все от этого страдаем. Несомненно, зависть надо разбирать. Но не в приложении к конкретному человеку, а как о принципе.

00:27:55 Это всё равно что сейчас лекцию будем читать про зависть и скажу так: «Ты, ты и ты выйдите сюда. Посмотрите все какие они завистливые. Сейчас у нас лекция будет именно о них. Стойте тут в углу, мы будем о вас сейчас лекцию читать». Как вам, понравится такой подход? Интересно, но как-то не хочется. Вообще нам всем не нравится, когда нас к доске взывают. Какая-то жуть школьная ещё с тех времен. И так понятно, что ты весь кривой, а тебя ещё к доске. Как-то грустновато.

00:28:38 Почему у человека такой комплекс перед публикой работать? Потому что нет системы, как бороться со своим дурным характером, со своими дурными привычками. И т.к. этой системы нет, то банально стыдно быть на свету. Можно быть непричёсанным, а можно быть именно умом непричёсанным. И когда ум не причёсан, тоже вид такой, так себе. Поэтому человеку стыдно, когда у него ум не причёсан, а его на публику: «Ну ка говори». Потому что через речь ум проявляется. И сразу всем понятно, что-то он непричёсанный какой-то, лохматый.

00:29:30 Так что когда речь идет о конкретных вещах, то тут не следует торопиться ставить конкретный диагноз человеку. Мы уж больно легки на диагноз. Лечить по фотографиям. Просто кошмар какой-то. Я иногда жалею, что средневековье ушло, потому что то мракобесие и чернокнижье, которое сейчас творится… Кого не спроси – все лечат по фотографии. Вы бы хоть градусник человеку поставили. Причём по фотографии, когда он ещё был здоров. Вы бы его хоть в постели сфотографировали. Чтобы хоть логика какая-то была во всём этом.

00:30:36 Это очень опасная вещь. Поэтому что говорится в ведической культуре на эту тему. Говорится: судить поспешно не стоит никого, даже если мы очень хорошо поняли в чём болезнь человека. Всё равно не стоит торопиться ставить диагноз. У нас человек этим хвастается, что он диагноз ставит. Кому что не скажи – сразу все диагноз говорят. А откуда они все такие взялись?

00:31:28 Тут что происходит-то? Мало того, что не нужно ставить диагноз, не нужно спешить обсуждать этот диагноз. Т.е. диагноз ставится и сразу обсуждается. Всё это противоречит культуре. Потому, что диагноз – это очень личная информация. Это до сих пор по закону так. Это не публичная информация. Каждый специалист знает, что поставить диагноз, это, прости Господи, лучше не торопиться, лучше его 100 раз перепроверить. Потому что именно в этом потом и проблема. Это очень личная информация, которая может дать нам направление помощи этому человеку. Поэтому один из важных принципов аюрведы – не говорить диагноз пациенту.

00:32:35 Хороший аюрведический врач понимает главное правило: диагноз – только для врача, не для пациента. Для того, чтобы именно врачу понять, что́ он должен делать и каким образом он должен помогать. Если пациенту дать диагноз, то всё, он себя убьет. Потому что он что сделает? Он тут же пойдет себя сам лечить. Тут же полезет в интернет и начнет сам себя лечить. Спасибо, дорогой врач. Сейчас пациент думает, что задача врача – поставить ему диагноз, а лечиться пациент будет сам, потому что у меня же есть вай-фай. Сейчас вай-фай всех лечит, да. Википедия всех лечит.

00:33:31 А всё не так. Культура говорит – именно поэтому врач не должен говорить диагноз пациенту, а просто его лечить. Потому что, если ему сказать, уже не вылечишь. Уже шансов не будет, уже точно помрёт. Т.е. сказал диагноз – точно убил. Нельзя говорить. Например, если мы это переносим на социум, то если мы видим, что у человека огромная проблема с завистью, то ему нельзя говорить, что у него зависть, его надо лечить от зависти. Потому что, если ему сказать, что он завистливый негодяй. Что произойдет? У нас уже не будет шансов, чтобы его вылечить. Мы уже не сможем это сделать. Он скажет: «Ну я всё понял, всё понятно… Не подходите больше ко мне». Т.е. мы не сможем больше ему помочь.

00:34:31 Поэтому, даже если мы реально поняли чью-то проблему, то не нужно ему об этом говорить, его нужно просто лечить. Понял? Молодец, хороший врач, лечи. Зачем ты диагноз-то ставишь? И зачем ты его потом обсуждаешь? Не нужно этого делать. Всё, это твоя тайна врачебная – лечи. Так социум устроен, так культура устроена. И это позволяет реально помогать. Если мы ведем себя некультурно, то мы не можем помочь друг другу, ничего не получается. Это наша гордыня так действует: «Я всё знаю, сейчас всё всем скажу». Такая, знаете, соционика, сразу всех посчитать, как-то назвать – Достоевский. Зачем вы меня так называете? Зачем вы меня так оскорбляете? За что? Сейчас все этим страдают. Это мы просто как пример сказали про медицину. Сейчас так всё происходит.

00:35:49 Маленькая притча. О том, как один купец, закупив товары в одном месте вёз продавать их в другое. В принципе, в этом вся торговля состоит. Это очень тяжёлая вещь. Особенно в Москве. Мы сейчас думаем всё время над этим – как вареники из Балашихи перевозить сюда, на Шаболовку. И это серьезная проблема. Потому что они могут растаять пока ты их привезёшь. Поэтому технология определённая, короба закуплены, всё такое, космическое. Это очень сложная вещь. В этом всё искусство торговли – обеспечить доставку. Как «шёлковый путь». Раньше только всё это романтично воспринималось: идёт караван, везут шелка, специи. Он идёт-идёт и не доходит, как правило. Потому что по дороге все их ждут. И в основном не покупатели. Поэтому очень дорого тут стоили специи, потому что их нужно аж из Индии сюда пешком доставлять, поэтому тут они были уже очень дорогие. Если сюда что-то привезли, то это 1% из того, что сюда везли. А всё остальное просто отобрали, причём убили всех этих торговцев.

00:37:54 И вот этот купец однажды остановился отдохнуть. А потом вновь навьючил свои караваны, выдвинулся дальше. Через какое-то время он обнаружил, что забыл свой кошелек там, где останавливался. Вернулся назад и увидел какого-то человека. Человек спросил торговца: - Что ты тут ищешь? - Я кошелек тут потерял. - Да? А сколько в нём было денег? - 100 золотых. Незнакомец обрадовался: «О, да я нашёл твой кошелек. Здорово!» Купец взял кошелёк и решил немножко схитрить, и сказал: «Не-не, я помню, там было 200 золотых. Верни мне остальные 100».

00:38:57 Незнакомец удивился, не может такого быть, и они пошли к царю, чтобы царь их рассудил. Они всё ему рассказали и тогда царь спросил этого купца: - Сколько золотых было в твоём кошельке? - Ну, 200. Тогда царь спросил у того, кто нашёл: - А сколько было в том кошельке, который ты нашёл? - Ну там 100. - Ну видимо это не твой кошелек, – сказал царь. – Поэтому, раз тот нашёл 100 золотых, пусть тот забирает, раз никого нет у кого было 100 золотых в кошельке. Ну, а твой кошелёк не нашли. Там же было 200. Поэтому извини.

00:39:48 Вот оно примерно так всё и происходит. Если мы ведём себя некультурно, ведём себя неблагородно, не по правилам, нарушаем эти правила, пытаемся как-то в отношениях схитрить, то оно в результате всё разрушается. Сами себе только вредим. Только разрушаем ту жизнь, которая у нас и так еле-еле продвигается. Непонятно вообще, она движется куда-то или не движется. Хоть как-то пусть сохраняется. И так нормальных отношений мало, и так их кот наплакал. И те мы как-то пытаемся разрушить, как-то схитрить, как-то обмануть.

00:40:40 Давайте вопросики по этой части разберём. Вопрос из зала: «Большое спасибо за практичную очень лекцию. В начале вы сказали, что если в результате отсутствия отдыха начинает всё разваливаться, то страдает ответственность. А нарушение ответственности ведёт к более серьёзным проблемам. Хотелось бы поподробнее понять, о чём тут идёт речь».

00:41:08 Ответственность — это то, что мы не можем нарушить. Это то, за что буквально наступает угрокарма – тяжёлые последствия. Например, водитель засыпает - это угрокарма. Т.е. он и сам погибает и людей давит, и потом в тюрьме сидит. А почему это происходит? Почему он уснул? В следствии того, что не отдохнул. Он не умеет отдыхать. Поэтому вроде бы кажется, что проблема лёгкая, ну подумаешь не отдохнул, не выспался. Но в результате этого начинает страдать ответственность, а ответственность это уже зона угрокармы. А там, где угрокарма, там уже деньгами не расплатишься. Задавили человека – уже деньгами не расплатишься. Уже все хотят, чтобы ты тоже помер. Так себе ситуация.

00:42:21 Тут не просто проблема отдыха и работы, а проблема, которая, если не решить концептуально и сразу же, может приводить к реально тяжёлым последствиям. И эти последствия уже у каждого в своей области свои, но они всегда тяжёлые. Это реально видно, как ситуация ухудшается и становится неразрешимой. Переходит в хронику. Если в самом начале мы могли просто это сбалансировать и хроники нет, проблема решается, то, когда мы не балансируем отдых и работу, то появляется хроническое состояние, которое уже не решается. Придется его в своей жизни принять и терпеть. Поэтому всё время нужен этот баланс, нужно прилагать какие-то серьезные усилия, нужно понимать, как эта балансировка работает. Поэтому есть определённые рецепты, советы. Любая работающая система основана на балансе. На том, что нужно что-то предпринимать, чтобы разрушить ту ситуацию, которая сложилась, чтобы отдых наступил.

00:43:58 Если про здоровье мы говорили, то существуют очень простые методики, чёткие, понятные, как баланс здоровью установить. Есть 3 способа воздействия на организм – статичный, динамичный и пост. Это известные вещи, их все знают. Все, кто занимается здоровьем, знают. Поэтому, если у человека начинает сковываться тело, деревенеть, т.е. человек не может ни гнуться, ни разгибаться, допустим, просто нагнитесь, если вы пола уже не касаетесь руками, значит тело уже деревенеет. Сейчас это у всех, кто за компьютером сидит. В этом случае нужна статика – это асаны, это йогические позы. Асана статическая.

00:45:04 Асана не бывает динамическая. Нужно очень спокойно всё делать и постепенно возвращать телу гибкость и упругость. Балансировка. А вторая проблема – это силы уходят из организма, обычно с возрастом. Либо возраст, либо неправильная жизнь. Ну с возрастом у всех так. Если силы раньше времени уходят, значит жизнь неправильная. Если силы уходят, нужна динамика. А динамика, это быстрая ходьба. Нужна прана терапия. Поэтому 10000 шагов, надо каждый день наматывать. Если возраст пришел, шаги только могут спасти. Поэтому я всё время смотрю на телефон, сколько я сегодня проходил. Там должно быть 10000 шагов, а иначе всё. Это не какие-то новомодные методики, это отработанные вещи.

00:46:10 Если человек начинает менять свой вес или болеет, это значит, что у него токсины накапливаются и нужен пост. Причём пост очень простой. Пост обычно не 24 часовой на 40 дней - выживу не выживу. А если выживу, то может кого-нибудь прибью пока пощусь. Нет, пост очень простой – нужно мало есть утром и мало есть вечером. Если человек мало ест вечером, то он не создает токсины, а если он мало ест утром, то он не накапливает токсины. А много надо есть в обед. Утром чуть-чуть и вечером чуть-чуть, а много в обед. Вот это пост. Вот я вам грубо рассказал шестилетний курс ведического здоровья.

00:47:10 Потому что он простой-то в принципе, всё остальное уже детали. Что конкретно, как кому поститься и на чем, на манго или на огурцах. Идея сама должна быть понятна. Что если в конце концов баланса не будет, то всё, всё просто развалится и уже потом придут хронические болезни, тяжёлые. А если придёт хроническая болезнь, то всё, уже как-то неудобно жить с хронической болезнью. Уже начинаются серьёзные проблемы – угрокарма. Теперь нужно всё время лечиться, ты все время больной. Стандартное состояние: поболел и вылечился. А когда хроническое состояние – ты всё время болеешь. Это уже тяжелее, это уже изматывает. Так, поболел три дня, полежал, отдохнул. Некоторым даже нравится поболеть. Некоторые даже специально заболевают, чтобы на работу не ходить, отдохнуть. Но когда это постоянно, это уже изматывает. И это уже дорога в никуда.

00:48:25 Поэтому баланс – это возможность остаться на уровне двандвы. Хотя бы двойственность есть. То болеешь, то не болеешь. То хорошо, то плохо. Но если ты эту двойственность не поддерживаешь хоть как-то балансом, то эта двойственность в одну сторону скатывается. Причём сами понимаете в какую, в нехорошую сторону. Если бы можно было двойственность в хорошую сторону скатить, то мы бы уже давно все её туда скатили. Но почему-то двойственность скатывается в нехорошую сторону, не в ту, в которую нам бы хотелось. Поэтому приходится балансировать изо всех сил. Как? Это уже личный подход. Сама идея должна быть понятна.

00:49:14 Хочешь наладить какую-то проблему – ищи, где нарушена балансировка. Балансируй. Нюансы уже для врачей, кто должен сам для себя поставить диагноз и помочь вылечить. Но это не то, что нужно в плане какого-то человека обсуждать, даже с ним не нужно. У меня был один знакомый врач, настоящий аюрведист. Я его просто замучил, чтобы он мне диагноз сказал. Он так и не сказал. Я его мучил всеми способами. Говорил: «Ну мне-то можно, другим нельзя, я-то понимаю…». Говорит: «Тебе тоже нельзя». Как мне-то нельзя?! [смеётся] Вот настолько человек воспитанный. У него там с самого обучения хорошие учителя вдолбили в голову, как можно вылечить. Он хотел меня вылечить, и он очень твёрдо сказал на этом: «Если я тебе скажу, я уже не смогу тебя вылечить». Культура такова, что мы довольно-таки хорошо понимаем как устроена жизнь и пытаемся следовать этим законам, чтобы принести благо. Ради блага.

00:50:51 Вопрос из зала: «Можно тогда ещё уточнить. Правильно ли я понимаю, что когда мы берем какую-то ответственность за какую-то задачу, обычно нам объясняют саму задачу, но мы, принимая эту ответственность, должны также принять ответственность за свой отдых, чтобы выполнить эту задачу. Потому что об этом обычно не говорят, когда ставят перед тобой эту цель».

00:51:13 Ну о ней бесполезно говорить, потому что это очень индивидуально. Т.е. когда ставится задача, расчёт на то, что разум есть у человека и она сам будет балансировать. Потому что все же взрослые, вещь-то понятная что нужно баланс выстраивать. Новая задача – нужно корректировать свой баланс. Каждый раз нужно корректировать баланс. Т.е. это не так что один раз баланс скорректировал и всё. Как мы ходим? Мы все время корректируем свой баланс ходьбы. Чуть-чуть что-то не так, мы поскользнулись, упали, баланс нарушен. Поэтому каждый раз, делая шаг, мы опять заново балансируем. Это не так, что мы ходить научились и всё, больше никогда не спотыкнемся. Всю жизнь потом ходим спотыкаемся, всё время баланс нарушается. Поэтому за балансом всё время нужно следить.

00:52:07 И как только чуть-чуть силы уходят, первое, что нарушается – баланс. У человека голова кружится, и он падает. Все наши силы уходят на поддержание баланса. Поэтому если человеку плохо становится, что ему говорят? Сядь, а ещё лучше – приляг. Потому что, чтоб сидеть, нужно баланс держать. Причём это пока здоровый кажется, что сидишь, это нормально. Не-а. Это все силы уходят, чтоб баланс держать. Поэтому желательно, чтоб подпёрли чем-нибудь. Я был в этих всех ситуациях, знаю.

00:52:55 Поэтому мы сразу – ляг, ляг. Первое, что говорят, когда человеку плохо стало, когда бледненький стал, сразу – ляг. Потому что тут же силы высвобождает, и он вылечивается. Это не просто так, что нужно полежать, когда плохо себя чувствуешь. Это некоторая возможность первый наплыв болезни остановить, чтобы тело восстановилось, чтобы силы были на восстановление. И потом, когда силы вернулись, хотя бы чуть-чуть, чтобы жить, вот тогда нужно ходить. Почему нужно ходить? Чтобы со слабостью бороться. А почему болеешь-то? Потому что что-то с токсинами. Нужно их искать. Думать, как их выводить. Это уже задача врача, он должен точно сказать, где токсины, что за токсины, как их найти и вывести.

00:54:00 Чтобы начать ходить, нужно сначала полежать. Полежал, силы вернулись, чувствуешь слабость. Но если ты уже в себе – нужно начинать ходить, чтобы сила вернулась. Поэтому всех больных заставляют двигаться, ходить. Им дают такую штуку, чтобы держаться, ходилку, и он с ними ходит. Потому что это силы возвращает. Силы возвращаются – можно как-то дальше бороться. Борешься, борешься, борешься и так жизнь проходит вся. Но всё равно через баланс, никак иначе. Если просто сдаться, всё в одну сторону все равно скатывается. А нужно балансировать, хочешь не хочешь. Всегда очень индивидуально… Общие рекомендации и так всем известны, а вот детали всегда личные. С деталями нужно лично разбираться. Нужно понимать, где ошибка. Потому что мы иногда простейшие ошибки совершаем. Стоит чуть-чуть подкрутить и баланс будет восстановлен. Иначе просто становится неудобоваримой жизнь.

00:55:37 Если соли слишком много положить в еду, то есть уже невозможно. Мало – тоже невозможно, много – тоже невозможно. По чуть-чуть надо, точно сбалансировать. У каждого свой баланс соли. Хотя повар всегда соль чуть-чуть использует. Но солонка должна на столе стоять. Потому что каждый сам себе подсаливает по вкусу. Специи и соль по вкусу. У нас этого не понимают. Мы иногда думаем, что специи – это всегда хорошо. Специи – это вообще всегда плохо. Потому что это очень агрессивный удар по организму. Наши тела для специй не были подготовлены. Мы их не впитали с молоком матери. Наши мамы во время беременности специи не употребляли. Поэтому мы такие неспециальные люди, без специй. Нам лучше как можно меньше специй, а там пожалуйста – за столом подсыпь сам, что хочешь.

00:57:01 Надо по чуть-чуть, буквально капельку. А ты уже сам себе что хочешь можешь сверху домешать. Никто не мешает. Сделай себе гарам масалу, хоть на одном чили. И полей себе что хочешь, все свои блюда личной харам массовой. Знаете, как кто-то делает гарам масалу, то потом в эту комнату даже зайти невозможно. Входишь и сразу падаешь – удушье начинается. Никакого не нужно дихлофоса от комаров. Просто на вечер сделал гарам масалу – все комары в доме померли от такого удара. Т.е. во всём нужен баланс, и он должен быть очень простой. Он должен с малого начинаться, потому что если он нарушен, то всё, тут же начинаются проблемы. Нужно стараться очень простыми способами его сохранять, этот баланс. Нужно просто знать и именно свою специфику и с этой спецификой всё регулировать. Иначе мы будем пытаться к себе примерить чужие рецепты, а они не заработают.

00:58:35 Вопрос из зала: «При общении нужно понимать социальный уровень другого человека или это не обязательно?».

00:58:45 Веды говорят – обязательно. Каждый должен стать гуру, а гуру это тот, кто понимает с кем он разговаривает. Потому что, если он понимает с кем он разговаривает, то он может найти общий язык, а значит может помочь. Если мы не понимаем с кем мы разговариваем, то мы не находим общий язык, а значит мы вредим. Во-первых, это как минимум джива апардха, потому что нельзя вредить другому человеку. А во-вторых, это уже гуру называется. Поэтому сначала всегда есть культурное вступление – это когда мы говорим ни о чём. О погоде, о здоровье, как дела, как вы себя чувствуете. Они нужны не для того, чтобы в реверансе раскланяться, а они нужны чтобы сразу понять к какому классу человек относится. И с ним на этом классе разговаривать, иначе будут проблемы, мы не сможем ни руководить людьми, ни общаться, ни помогать людям, ни выстраивать правильные социальные отношения. Потому что не будет контакта.

00:59:58 Как знаете, вот вилки должны быть. Как мы всё время ездим куда-то и вилки не подходят. Нужен переходник. Нужно понимать, куда едешь, какие вилки. Бежишь за переходником. Всё, нет контакта. Поэтому нужно понять какой касты вилка. А иначе нет контакта и ничего не получается. Невозможно свои обязанности выполнять. Всё разрушается. Хотя на самом деле нужно просто попытаться понять на каком языке с человеком говорить. Что делать? Требуется некоторое переключение на разные языки. И никак иначе не получится. Потому что, если мы ко всем одинаково относимся, значит мы попадаем, грубо говоря, один раз из четырёх.

01:00:58 А три четверти наших дел разрушаются. Что такое некультурный человек. Это не тот, кто не умеет с людьми общаться, а тот, кто со всеми одинаково общается. Поэтому у него с одним получилось и он думает: «Ну получается же». Но у него с одним из четырёх получилось, а с тремя он не смог договориться, поругался, конфликт. И он думает, наверно те трое плохие, с ними же не получается, это их проблема. А на самом деле это моя проблема, я не могу на их волну выйти, не могу настроиться.

01:01:43 Поэтому с кем-то надо подобрее, с кем-то пожёстче. Тактика. Солдатский юмор – утро должно начаться с зуботычины. Древний солдатский юмор. А что делать? Хочешь, чтобы армия существовала, методика отработана – нужно так разговаривать. А с кем-то нельзя идти на одну волну. Или другая формула – капитан не должен пить с матросами. Грубая, но правильная, потому что нельзя идти на контакт, т.к. разная каста и он уже не сможет ими руководить. И это всё должно учитываться, нужно точно понимать, как это работает. Иначе будет либо полный бардак, либо будет одно общее сплошное оскорбление.

01:02:47 И так долго не протянешь. Потому что что будет? Будет жить тяжело. Все отношения будут тяжёлые, а когда все отношения тяжёлые, человек дико устает от жизни. А когда человек дико устает, он как выжатый лимон. У него ни настроения, ни вдохновения. Ни сил, ни желания, ничего, он просто бесполезный. И его все начинают пинать – давай делай больше. И он ещё больше устает. Потому что он вроде бы делает больше, но делает также неправильно. А проблема только в том, что не пытается понять другого человека.

01:03:28 Мы так учились книги распространять. Это была главная технология: сначала поговори, никогда сначала книгу не давай человеку. Пойми кто это, и уже потом книгу давай человеку. И если чуть-чуть его послушать, хотя бы 30 секунда, то ты понял, что это за человек и уже рассказываешь с его позиции и он всегда берет книгу. Поэтому у нас хорошие распространители книг. Они очень много книг распространили. Почему? Они могли понять, что это за человек. И оказывается, что они всем нужны. Шрила Прабхупада же говорит, что наши книги всем нужны. Просто мы не можем это объяснить. Я думаю, что всё-таки нужно всегда над этим работать. Иначе жизнь будет тяжёлой казаться. А когда жизнь кажется тяжёлой, хочется найти способы как бы её облегчить. И в основном способы так себе [смеётся]. Не очень.

01:04:37 Разобрались? Разобрались. Хорошо. Спасибо вам большое, было очень приятно с вами встретиться. Хорошая тема веселая.

транскрибирование: Дмитрий Шнейдер | Москва | Россия | 17 September 2022