Как избавиться от хронической усталости

Санкт-Петербург - 24 September 2017
Вихара наука об отдыхе или система выживания в состоянии полной загруженности.
семинар для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:23:41 | качество: mp3 64kB/s 38 Mb | прослушано: 1956 | скачано: 451 | избрано: 47
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Итак, мы начнем разбирать одну и интересную тему и возможно она займет достаточно много времени у нас. Тема отдыха под общим названием Вихара. Вихара наука об отдыхе или система выживания в состоянии полной загруженности. Хотелось, в принципе, ограничиться одной лекцией, но посмотрев на то, о чем надо поговорить, стало понятно, что, видимо, одной лекции тут не обойтись, поэтому, скорее всего, получится эдакий цикл на эту тему Вихара.

00:00:58 Потому что, с одной стороны, нам эта концепция Вихары известна. Все знают этот стих «юктахара вихарасья юкта чештасья кармасу юкта свапнавабодхасья його бхавати дукха ха» - известный стих, известное слово мы все его много раз слышали. «Тот, кто соблюдает режим еды, сна и отдыха и работа может облегчить и все свои страдания, занимаясь йогой». В общем-то, известная вполне нам концепция и мы слышали это много раз, говорили об этом много раз, обсуждали это много раз. Но видимо, как-то не доходит.

00:01:44 Есть такая специфика вообще - привыкание. И вот, есть какие-то привычные концепции и в науке, и в культуре, и в Ведах, и в духовности, к которым человек привыкает. Оно вроде бы на слуху, любой может этот стих произнести, все знают, все слышали, а чего-то смотришь, не работает оно ничего, то есть как-то с практикой какие-то проблемы, большие проблемы. Вообще между теорией и практикой есть большая разница. Огромная разница между звуком и реальным воплощением этого звука существует иногда очень долгая дорога. Да? То есть, например, что-то очень простое, звук какой-нибудь простой например « миллион рублей».

00:02:33 Простой же звук? Звучит быстро, но между звуком «миллион рублей» и миллионом рублей иногда очень длинный путь, и не все его проходят или по дороге заходят не туда. Поэтому, нужно разобраться, что вроде бы вещь понятная - Вихара, сто раз слышали, но что-то вот, где-то что-то не работает. И мы подготовили ряд важных концепций, с которыми, вот, попробуем разобраться. Может быть, за какое-то количество лекции, семинаров. Сегодня саму идею я попробую донести. Концепцию, от которой мы будем отталкиваться. Она в принципе, скажем так, в какой-то мере даже спасительная.

00:03:19 Э ту идею, хотя она опять-таки известная, и ничего такого нового прямо-таки не скажу. Но вот как она, вот, в голове не всегда усваивается. Поэтому сегодня попробуем закрутить очередной винтик в голову, так сказать, в нашу « тонкую» голову, в наше «тонкое» тело. То есть, что происходит: мудрецы, доносят до нас очень важную, простую идею, которая состоит в том, что человек умеет жить, только если он умеет отдыхать. Да? В принципе, этот стих об этом говорит. Эти основные слова об этом говорят. И судя по тому, как отдыхает современный человек, жить-то он не очень-то и умеет, а в наше время неумение правильно отдыхать, это просто смерти подобно.

00:04:11 В результате человек разочаровывается во всём, во всём, что он делает. Ведь на нас с только ответственности. Огромное количество ответственности сейчас на человеке. От усталости он разочаровывается в работе, от усталости он разочаровывался в семье, в хобби. От усталости он разочаровывался в своем предназначении. В конце концов, духовностью он разочаровывается, и это звучит немножко странно, но от усталости он разочаровывается даже в самом отдыхе. Сейчас мало кто верит в отдых. Сейчас уже все понимают, что сколько ни отдыхайте, толку никакого.

00:04:55 Как-то не отдыхается почему-то. Поэтому отдых какой-то такой бешеный. Да, мы настолько неправильно отдыхаем, что даже если пытаемся отдохнуть, то у нас уже просто нет сил на то, чтобы отдыхать правильно. Потому что для правильного отдыха тоже нужны силы, а сил как раз... от усталости не хватает сил на правильный отдых. В результате мы не можем отдохнуть. И так вот все.. и вот оно в какой-то замкнутый круг все скручивается и человек просто ходит убитый. Такое состояние современного человека, такая вечная раздавленность. Он просто раздавлен все время, он даже этого не замечает, как эта раздавленность происходит.

00:05:40 Просто в какой-то момент он превращается в человека, которому кто-то на плечи положил мешок картошки, он ходит с ним и как-то не может его никак снять, этот мешок с картошкой. Поэтому у всех нас со спиной с шеей проблемы. Потому что карма она на спинно-плечевой вот этот, собственно говоря, давит. Карма же давит, а куда ещё давить? Сюда, сюда вот, на горб она и давит. Поэтому тут у всех и проблема все эти хандрозы, спины, шеи. Кого ни возьми, у всех там чего-нибудь болит. Можно любого сразу брать, и массировать ему эту область, потому что у всех проблема тут, карма.... карма она тут. Д а... Н у почему, тут ещё можно много говорить.

00:06:26 Просто это сегодня не наша тема. А тут ещё у нас и голосовой центр. А говорим мы плохо, некультурно, некрасиво, оскорбительно, недружелюбно, зло, завистливо. Поэтому всё это вот – карма, она тут. Карма же она через речь вся и появляется, и приходит. Человека действиям трудно обидеть, а вот словом очень легко. Если нам на ногу наступили, кто обидится? Да никто. Но вот когда на душу наступают, а наступают-то словом, сразу же обидно становится.

00:07:01 Отдыхая неправильно, мы фактически просто ещё больше устаем. Поэтому это уже отдыхом назвать нельзя, потому что просто ещё большая усталость возникает. Человек ещё больше запутывается в этой... в этом мнимом отдыхе, который только ещё больше усталости создает. Также мы столько много говорим про успех в деятельности, написаны тысячи книг по этой теме, но почему так мало говорится про успех в отдыхе? То есть. очень мало о б этом говорится. Фактически, никаких таких четких, понятных рекомендаций мы так просто не найдем. Ведь без успеха в отдыхе, как мы выяснили, невозможен и успех в деятельности.

00:07:50 И мудрость Вед учит нас тому, что мы можем существенно влиять на нашу жизнь, через свободу, через разумный выбор, через понимание ситуации, понимание времени, места, обстоятельств. Мы не должны себя считать пассивным жертвами такой тяжелой, как нам кажется, жизни. М ы действительно в состоянии реально меняться, менять своё состояние сознания, состояние даже тела, состояние наших дел. А иначе, зачем тогда все эти правила, предписания? Несомненно, у нас есть определенная свобода. У нас есть свобода менять свою жизнь, но для осуществления этой свободы, нам нужны силы. Свобода — это тоже не просто так. Свободу нужно проявлять. И вот, чтобы проявлять свободу, нужны силы.

00:08:46 Но этих сил у нас не будет, если мы не умеем отдыхать. Поэтому человек начинает чувствовать свою скованность, свою зажатость, как в тиски его скручивает... Так что человек, который не умеет отдыхать, фактически просто лишается свободы, становится рабом, причем рабом своей собственной слабости. Раб своей собственной слабости. Очень интересное явление. Вы знаете, вот дверь на улицу открыта, но он не может её открыть. Она не заперта, но у него не хватает сил, чтобы выйти в эту дверь. Как, знаете, в бане дверь обязательно делают наружу в парилке? Это не просто так. Потому что, если человек теряет сознание, слабость, от жары происходит... он начинает пытаться выйти из парилки. Если дверь внутрь, то у него уже нет сил её открыть и выбраться.

00:09:42 Поэтому ему просто главное падать в нужном направлении. Он падает в сторону двери и дверь открывается. Поэтому в саунах дверь должна быть... наружу делаться. Иначе, просто сил не хватит, чтобы выбраться. Это мы только на вид такие сильные, а стоит чуть-чуть прихватить, уже дверь не откроешь, не хватит сил, чтобы дверь открыть. Есть у материальной жизньи такой один очень сильный побочный эффект: на лице человека перестает отражаться его внутреннее счастье. Просто потому, что у него этого внутреннего счастья больше нет. Оно задавлено перегрузом, задавлено усталостью, задавлено раздражением, вот этими накопленными обидами.

00:10:35 И, фактически, вот эта внешняя и внутренняя усталость превращается в какую-то норму жизни. И надо срочно что-то с этим делать, потому что, это не норма жизни, это неправильная вещь. Если брать глубокую философскую концепцию, то, несомненно, основа всех этих проблем, конечно же, материалистичное мышление. Потому что материалистичное мышление основано на двойственном мировоззрении. Мы думаем, что болезнь сама по себе, а здоровье само по себе. Мы думаем, что бедность сама по себе, а богатство само по себе. Мы думаем, что окружающие нас люди сами по себе, а мы сами по себе. В конце концов, мы думаем, что наша душа сама по себе, наше тело само по себе. В результате мы думаем, что и деятельность сама по себе, и отдых сам по себе.

00:11:31 Такая очень двойственная концепция, двойственное мышление всё разделяется на крайности, мышление в духе крайности. Но для того, чтобы решать проблемы, чтобы жить... действительно жить, надо увидеть это единство противоположностей. Надо увидеть их связь, надо увидеть их гармонию. То есть, грубо говоря, вот так же, как мужчина, который сам по себе, и женщина, которая сама по себе, они никак не могут испытать успокоения. Им необходимо для начала семью создать, гармоничную систему из взаимодополняющих противоположностей. Потому что в нашем гармоничном мире просто ничто не существует само по себе. В этом главная идея.

00:12:23 И, следовательно, ничто не может рассматриваться в отрыве от остальной жизни. Поэтому и деятельность не может рассматриваться в отрыве от отдыха, а отдых не может рассматриваться в отрыве от деятельности. Но о деятельности говорится очень много, а об отдыхе ничего. И получается фанатизм, перекос... вот этот вот перегрев. Мы просто не можем отделить работу от отдыха, а отдых от работы. Мы должны понять, какое место, в конце концов, занимает отдых в нашей жизни, чтобы уравновесить этим свою активность.

00:13:03 И так как активности в современной жизни отдается очень важное место, то и отдыху должно даваться не менее серьезное внимание. Иначе не будет баланс, не будет равновесие, иначе грустных последствий не миновать, что мы сейчас и наблюдаем, вот эти грустные последствия. Если мы пойдем в более тонкие материи, то сочетание отдыха и работы, правильное сочетание отдыха и работы, собственно, говоря в Ведах и называется жизнью. Жизнь — это сочетание отдыха и работы. И конкретно вот это сочетание отдыха и работы под нашим русским названием «жизнь» на санскрите называется «аю». «Аю»... То есть, от этого происходит всем нам знакомое слово Аюрведа. Да. Не «аист» - «аюрведа»... Да...

00:14:00 А жизнь считается мудрецами, вот таким именно разумным целостным сочетанием... то есть, если мы пойдем чуть глубже, сочетанием четырех аспектов, То есть, сначала два сочетания: отдыха и работы, потом чуть раскрываются на четыре. Мы их также знаем, хорошо понимаем: это душа - « атма», это ум - «манос», это чувство - «индри», и тело - «шарира». Все здесь, все здесь: душа, ум, чувство, тело. Понятно, что каждый из этих четырех аспектов выполняет собственные функции, вносит свой важный вклад в общее дело, которое мы с вами называем жизнью.

00:14:53 Это уже разделение на четыре аспекта, тоже вот это вот «аю». И наш разум, вот тут включается разум, потому что тут вроде разума нет, д а? в этом перечислении, но он тут есть, потому что разум должен наладить взаимоотношение между этими четырьмя аспектами, баланс между этими четырьмя аспектами, связь между этими четырьмя аспектами. То есть сбалансировать их, с гармонизировать, превратить их в единую гармоничную систему. Это функция разума. Если мы пойдем ещё чуть-чуть дальше, то система поддержания жизни #«аю»# основана на 3х столпах. Они очень простые, вы тоже знаете, это «ахара», «вихара» и «аушатхи» - тоже известные, их очень легко понять.

00:15:48 Два первых принципа: «ахара»/»вихара» имеют профилактическую природу. Если просто, то эта диета и образ жизни. «Ахара»/»вихара» это диета и образ жизни. И мудрецы буквально нам говорят, что если следовать этим двум принципам, то семена кармы не будут посеяны. То есть, если человек следует правильной диете и правильному образу жизни, семена кармы не.... не прорастают... они не прорастают, и это делает нас свободными. То есть карма вроде бы есть, но она не прорастает, потому что она ж тоже через что-то должна прорастать. Если человек правильно питается, ведет правильный образ жизни, то карма она как бы есть, но не прорастает.

00:16:37 Поэтому она вроде бы да вокруг, мы её чувствуем, понимаем, что её много и в принципе, может прижать в любой момент, но она вот не прорастает, поэтому человек чувствует себя свободным. Есть у него эта легкость такая, он вроде бы в мире кармы находится, но как-то вот ему попроще, полегче, то есть он свободен, освобождение получает, естественное освобождение. Этот принцип «ахары» и «вихары» учит тому, как жить в гармонии с природой. То есть. это вот практичные, какие-то несложные указания, которые помогают открыть для себя жизнь во всей её полноте, именно свободную жизнь. Вернуться буквально к своей истинной природе. То есть, когда человек правильно питается, ведет правильный образ жизни, он к своей природе возвращается.

00:17:30 Пракрити #природа#, у него природа раскрывается. Люди часто спрашивают «какая моя природа?», « какая моя природа?» Никогда... то есть бесполезно с ним разговаривать о его природе, если он не следует принципам «ахары и «вихары». Если он питается неправильно и ведет себя неправильно. бесполезно с ним об этом разговаривать. Поэтому сейчас такая проблема со всеми этими профориентациями: где учиться?... куда отдать ребенка?... к то я такой?... Мне мыть полы или летчиком пойти работать?... кто я?, где я?.... может, я врач или юрист?... Может мне поехать на войну воевать?... то есть, все люди просто сбиты с толку и помочь им невозможно. Бедные несчастные консультанты ничего сделать не могут, чтобы они не говорили, на человека это не действует. Почему? Потому что он свою природу должен сам почувствовать. Она должна в нём раскрыться. А это всего два принципа.: ахара/вихара - диета и поведение.

00:18:26 В йоге так все просто объясняется. Все этого нет. Ну, а питание вы сами знаете какое, поведение сами знаете какое. Все пракрити бесполезно. Никакая профориентация, никакое понимание, кем я должен быть... ничего не происходит. Т о есть, очень трудно помочь человеку, потому что ахара/вихара не выполняются... не выполняются. А что такое, в конце концов, пракрити? Моя природа — это природа счастливого человека. Моя природа — это природа счастливого человека, который свободен, который благодарен и уважителен. То есть моя природа быть свободным, благодарным и уважительным. Очень простая природа быть свободным благодарным и уважительным.

00:19:08 То есть. это удивительное сочетание, вроде бы свобода, но свобода с благодарностью и уважением. Вот обычно.... потому что обычно, когда человек чувствует свободу, то он как раз наоборот, проявляет неблагодарность и неуважение. А свобода эта как раз в том, чтобы проявлять благодарность и уважение. Потому что если ты проявишь неблагодарность и неуважение, твоя свобода, что?... тут же закончится… тут же закончится. То есть ты свободен, пока проявляешь благодарность и уважение. Перестал проявлять уже не свободен, уже наручники кармы наделись, начала прорастать карма. Поэтому люди сразу чувствуют, да?... не то съел: чувствуете, как сразу тяжело становится?... Реально, уже утром встать невозможно. Вот я по себе очень легко замечаю.... возраст, конечно... но очень легко замечается: что-то не то съел, все, уже утром чувствуешь, тебя мешком прямо кармы придавило.

00:20:01 Зачем я это ел?.. К то меня угощал?.... всё время угощают, знаете, вот путешественник - человек, которого все время угощают . И как… ты не будешь же все время спрашивать, что там конкретно.... дайте список... Все говорят « да вкусненькое, с любовью все. Мы же вас знаем, любим. Мы знаем вашу диету. Вкусненькое, вот, все с любовью готовили» и утром чувствую, да, что-то я съел. То есть вот оно... просто.... вот любое нарушение... а причем, чем возраст так сказать эффективнее, тем всё это вот начинает очень легко чувствоваться... как это все моментально... Или... или поступки... ну попробуй на улице к человеку подойди и оскорби его, сразу карма.. . Примерно туда же.... в ту же область и придет. Вот она, очень простая концепция.

00:21:00 И, соответственно, вот эти первые два принципа - профилактические. А то, что уже нельзя исправить с помощью «ахары» и «вихары»... есть и такой «апаратха», да?... она не справляется.. то оно как то по подкручивается уже, подвинчивается с помощью третьего аспекта - «аушатхи». «Аушатхи» - это, буквально, лечение, принципы лечения, правила лечения, как лечиться. В дословном переводу «Аушатха», буквально, означает лекарство, таблетка. То есть, если человек, ест неправильно и ведет себя неправильно, то что у него должно быть?.... таблетки. И поэтому сейчас, что на каждом подъезде?... Аптека. Посмотрите, некуда деться от аптек. Откуда это все появилось? Да... От того, что человек неправильно питается, неправильно себя ведет.

00:21:54 Знаете, вот я иногда поражаюсь в некоторых местах этого мира. Если есть, например, какая-то большая деревня... достаточно большая, там несколько... там может быть, тысяч человек, и туда врач приезжает один раз в неделю. То есть такая традиция. То есть, они даже, так сказать, себе местную аптеку не заводят... никакого местного врача. Просто раз в неделю, в субботу утром, приезжает врач в эту деревню. Все, кого прижало, они его ждут спокойно. Он там всем, что надо подкрутил и уехал опять на неделю. Сейчас попробуй какому-то человеку скажи, что врач раз в неделю приезжает, столько будет страху сразу: «как же я выживу вообще?», «что со мной произойдет?». То есть, аптека должна быть в каждом подъезде и так далее.

00:22:45 То есть вот оно, давление, реальное давление кармы вот такое.... кажется, что не может быть... Да вот реально до сих пор так. И это не значит, что врачей нет. Врачей сколько хочешь и лекарств тем более сколько хочешь. Мы просто... вот люди уже так реально привыкли жить в этом некотором состояние свободы, и карма, она может быть не так сильно давит. Люди реально питаются хорошей пищей, простой рис, простое гхи, простые овощи - больше ничего нет. Мясо вообще не принято в таких местах. И они всю жизнь едят: сами, вырастили хороший рис, сами едят. Сами молока надоили, сами масло сделали. Рис с маслом -все, ничего больше лучше быть не может: легкая, прекрасная вкусная пища . Овощей пожарили и все.... И можно, чтобы раз в неделю врач приезжал. Глядел там на всю деревню и у него особый маленький чемоданчик и там все. Такой волшебный врач. Чудеса такие вот... интересно.

00:23:42 То есть сам принцип то, что он вот такой. И этот раздел в Ведах описывает вот эти различные процедуры, методы лечения, которые помогают человеку вновь вернуться к своему такому физическому и тонкому здоровью, психическому здоровью. И поэтому мы так вот сегодня попытаемся об этом быстренько поговорить. Немножко раскроем вот эти понятия, потому что на них жизнь и основана. Если сказать просто про Ахару ... Ахара... то, как мы говорили, это диета и, буквально, диета, которая поддерживает нашу жизнь. О диете я много рассказывать не буду, у нас целый курс этому посвящен. Много, много лекции, все есть, поэтому слушайте в свободное время. Я идеи некоторые сейчас просто донесу, а курс уже самостоятельно прослушайте, кому нужно.

00:24:34 С помощью питания, говорится, невозможно полностью излечить хронические болезни. Но мы, буквально.... говорят специалисты, шестьдесят процентов болезней можно взять под контроль, причем, кроме питания, ничего при этом в своей жизни не меняя. То есть большая часть всех наших умственных и физических проблем спокойно поддаются контролю только через питание. Больше ничего вообще не нужно менять своей жизнь. И вот тут надо понять, что такое основа правильного питания, поэтому, не затевая целый семинар огромный, я концепцию объясню.

00:25:17 Основа правильного питания — это достижение состояния благости в сознании человека. То есть питание это более тонкая вещь, чем нам кажется. То есть это не просто бензин в машину залить в бензобак. Суть питания, в достижении благости в сознании, достижения благости в сознании человека. Если опять-таки в двух словах говорить о благости, то закон очень простой. Надо есть, только свежеприготовленную пищу. Старая или замороженная пища не способна усиливать сатву, не способна усиливать благость. Очень простой закон. Старое и замороженное сатву # благость# не усиливает, да и просто даже полноценного питания дать не может.

00:26:06 Очень простая вещь. Нас... нас же только сатва интересует. Всё, что не сатва понятно, что это вред. А чтобы сатву усилить, пища должна быть свежая... свежая.... Любая приготовленная пища, которую оставили на ночь в Ведах имеет специальное название. Вам оно понравится. Парушит.... парушит , если перевести буквально « безжизненна пища»..... безжизненная.... парушит. Очень похоже на парашют. Да? Да. То есть с помощью этого парашюта мы спускаемся с небес на землю. С сатвы на тамас ..... спустились вниз. Легко, легко запомнить. Чего-то я сегодня парашютов объелся. И все. И сверху вниз. С небес на землю.

00:27:05 Есть в этот термине, конечно, и другие знакомые звуки, но мы не будем их тут разбирать. Суть в том, что в такой пище банально нет гармонии. Когда мы едим свежую пищу , что происходит? Мы принимаем на себя и усваиваем в себя её и именно упорядоченную структуру. Она упорядоченная... свежая упорядоченная…. в этом порядок есть. Свежее — это то, что в порядке находится. Ты в порядке.? Я в порядке. Чтобы быть в порядке, надо быть свежим. Поэтому свежая пища в порядке. Она структурирована. упорядочена. И что это делает? Это увеличивает наш собственный внутренний порядок. Это дает нам порядок... порядок дает, структуру дает, питает наш организм чистая энергия, но это уже, фактически, вторичная вещь.

00:27:58 Соответственно в этом благо благости. Благость все структурирует, благость порядок дает. Человек начинает мыслить логично, структурировано, все понимают. Когда же мы видим старую или размороженную пищу, мы принимаем в себя вроде бы те же самые на вид вещества, но они подверглись вот этому дезорганизующему влиянию энтропии... то есть она разрушается. То есть там порядка уже нет. Она же разрушается, поэтому в ней порядка нет. И мы, что, едим? Беспорядок! И в голове, что? Беспорядок! Хаос! Мы хаос едим. То есть, в этом благости нет. Мы же все порядка хотим, а его нет в этой пище. Вот очень простое философское объяснение.

00:28:53 Вот такая пища приносит беспорядок в наш организм. Наше сознание наполняется хаосом, а когда человек в хаосе - всё! Он несчастный, он не знает, что делать, он принимает неправильные решения, он страдает. Нет ничего хуже хаоса. Нет ничего хуже хаоса. Мы то, что мы едим. Если мы едим порядок, мы становимся упорядоченными, спокойными, благостными. Если мы едим хаос, вся наша жизнь в хаос превращается. Видите, как глубоко питание объясняется в Ведах. Очень глубокое объяснение. Это вот я коротко рассказал про тридцать лекций, которые мы прочитали. В конце концов, свежая пища способствует производству оджаса. Оджас это энергия, которая и позволяет нам почувствовать себя отдохнувшими. А старая пища этот оджас разрушает и человек постоянно чувствует себя уставшим ... ну по-русски иногда там иммунитет называют... ещё как-то.

00:29:56 Вот это сама концепция оджеса это именно вот это вот чувство отдохнувшего человека. А если оджаса не хватает, человек все время уставший. Так если вот коротко. Но, конечно же, нас сегодня интересует вторая часть. Второй термин вихара. Да? Вот собственно, ради чего у нас семинар то и затеян. Тут, видите, сколько тем, куда можно немножко отойти. И это очень важные темы, поэтому все равно придется весь большой семинар читать, чтобы всё это потом разобрать. Но сегодня вот, вихара очень важна для нас. Вихара... деятельность... деятельность по поддержанию жизни. Вихара, буквально, это усилия по поддержанию собственной жизни. И принципы вихары проливают свет на то, какой конкретно образ жизни должен вести человек для поддержания своего оптимального здоровья, для гармонии всех аспектов своей жизни.

00:30:55 И основная цель этих методик опять- таки - очищение ума, облагораживание ума, донесение благости до ума. Вообще, в этом разница между материалистом и трансцеденталистом. Материалист все делает для очищения материи тела, а трансцеденталист все делает для очищения духа, ума. Разные приложения усилий, усилия на разное направлено. И самым эффективным способом усиления благости как в уме, так и в теле, тут я ничего нового не скажу, но кое-какие моменты и будут интересны, является, конечно же, медитация. Вихара, принципы вихары говорят сразу же. То есть максимальный эффект благости в теле даёт медитация, то есть, ежедневная медитация это первая и самая важная рекомендация вихары.

00:31:51 Очень кстати, интересная тема для разговоров с родственниками, с ближними, чтобы они поняли вообще, чем мы занимаемся, почему, и насколько это все глубоко, что это глобальное вещь - медитация. То есть это первый принцип вихары, поддержание жизни. Чем ты занимаешься? Жизнь поддерживаю. Совсем другое объяснение это здесь, видите? Да, медитация нам уже хорошо знакома. Единственная, скажем так, новость на сегодня это то, что вихара относит медитацию к отдыху. То есть медитация, относится к области отдыха. Главное понимать, при какой медитаций наступает тот самый отдых. Потому что вот тут-то вот и проблемка то. А наступает он, объясняет вихара, если медитация бескорыстна и постоянна.

00:32:51 В этом случае человек отдыхает. Если он медитирует бескорыстно и постоянно, ну, имеется ввиду ежедневно, то в этом случае медитация входит в категорию отдыха. Очень важный момент. Его многие не понимают. А соответственно, что? Теперь-то мы понимаем, что если медитаций непостоянная и корыстная, то есть человек что-то там просит у Бога, или ждет чего-.то на что - то надеется, то это уже не отдых, а работа. Вихара это относит к тяжелому труду. То есть человек устает от этой медитации как на работе. Два часа просил, толку нет. Реально устал. Надо отдыхать... Нет, медитаций это отдых. это категория отдыха, но при этих условиях.

00:33:48 Так что, грубо говоря, медитирующий каждое утро, искатель истины, медитирующий непрерывно, то есть ежедневно и бескорыстно, уже с утра получает заряд хорошего отдыха. Смотрите, какая интересная жизнь у трансцеденталиста. Проснулся и отдыхаем, причем прилично отдыхаем. Где вы такое видели в материальной жизни? Что проснулся и как давай отдыхать. Чему вас там учат в Сознании Кришны? С самого утра 2 часа отдыхать. Хорошее движение. Но почему-то мы не отдыхаем. Почему? Потому что мы не понимаем, в чем отдых. Отдых в правильном качестве того, что мы делаем. А мы это работу превращаем.... в работу превращаем. Какая вот интересная вихара.

00:34:42 Юктахара вихарасья юкта чештасья кармасу . Нужно понять о чем речь? Многие окружающие это начинают, кстати, подозревать. Их раздражает такой искатель истины, который начинает свой рабочий день с отдыха. Это кажется таким... наглостью немножко.... материальной наглостью. Поэтому они думаю, что что-то слишком довольные какие-то, не уставшие. Вы должны усталыми быть с утра. А мы, отдохнувшие с утра. Видели, как люди едут, вот посмотрите, в метро в автобусах это ж страшная картина: смертники... смертники едут на войну. А посмотрите на трансцеденталиста, какое утро? Нее... Встал главное и отдыхает изо всех сил и уже к обеду отдохнувший. Понимаете? Это очень интересная вещь. Очень интересная вещь, очень интересное объяснение.

00:35:36 Но давайте, естественно, перейдем ко второму аспекту вихары - самому хорошему отдыху. То есть, что это такое? Обратите внимание, что они обязательно идут вместе. Хочешь научиться правильно медитировать, научись правильно отдыхать. Хочет научиться правильно отдыхать, научить правильно медетировать. Вихара сразу с этого начинает объяснения. Медитация в напряженном, в неотдохнувшем состоянии просто невозможна. Это уже не медитация, это уже релаксация, попытка снять напряжение.

00:36:09 И такое отношение к медитации оно, скажем так, корыстно: я же хочу отдохнуть, а значит, медитация теряет свои основные благостные функции. То есть, скажем так, корыстная медитация, это медитация в страсти, а страсть всегда приводит к страданиям, так что даже медитация может привести к страданиям, если медитировать неправильно. А ведь хороший отдых, это очень важный аспект вихары, который усиливает благость. Обратите внимание на то, что именно правильный отдых усиливает благость, а неправильный отдых запросто вызывает страсть и невежество.

00:37:01 Вот это слово, но всегда очень важно в Ведах - «правильный». И отдых тоже может быть правильный и неправильный. Поэтому, если мы хотим вот этого правильного результата - благости, счастья, успокоения, прозрачного ума, то отдых должен быть именно правильным. Так что вот эти слова - поеду, отдохну, ещё не означают, что человек действительно отдохнет. Скорее всего, он получит ещё большее напряжение, ещё больше проблем. Вот эта вот усталость является главным фактором, который приводит к потере ясности мышления, к потере благости. Ну как, например, мы все знаем, что если не выспимся, то наши действия становятся не эффективными. Ум вялый, действия неэффективны.

00:37:53 Вялость ума, возможно, самое распространенное состояние у современного человека... вялость ума.... вялость ума. На то, что обычно делается за десять минут, в таком состоянии вялого ума можно потратить целый час, а то и два, а то и три. Но если мы оставляем телу и уму достаточное время, время на полноценный отдых, то мы даем шанс отпустить это напряжение телу и уму даем шанс выпустить из себя вот это напряжение, эти отходы жизнедеятельности.

00:38:40 И, фактически, сейчас мы должны понять самое главное заблуждение нашей цивилизации. А самое главное заблуждение нашей цивилизации состоит в том, что вот эта идея отдыхать раз в год в виде ежегодного отпуска или идея отдыхать раз в неделю в виде викэнда... Все это заблуждение. Это очень серьезное заблуждение. Именно это заблуждение приводит к перенапряжению. Причем к перенапряжению не просто отдельного человека, а перенапряжению всей цивилизации в целом. Нет, или одна из причин всех разводов, даже воин.

00:39:40 Несомненно, такой отдых это, это конечно же, тоже в какой-то мере отдых, но это отдых не гармоничный, это отдых экстремальный. Это отдых, приводящих к страсти и невежеству, но никак не к благости. Отдых вызывающей страдания. Поэтому вихара нам рекомендуют запомнить самое главное правило отдыха, которое взывает благость. То есть главный закон отдыха, который вызывает благость: отдыхать надо каждый день, каждый день. Любая другая концепция отдыха неправильна. Любая другая концепция отдыха ошибочная, и по своей природе либо страстная, либо невежественная.

00:40:28 И в этом основная проблема целой цивилизации современной. Только ежедневный отдых приводит к установлению благости во всех аспектах жизни человека. А значит, если мы хотим научиться жить, нужно научиться отдыхать каждый день. И тут уже начинаются всевозможные рекомендации Вихары. Один из предложенных мудрецами вариантов, это 3х разовая медитаций. То есть три раза в день человек медитирует, три раза за день отдыхает. Утром отдыхает, днем отдыхает, вечером отдыхает. То есть, отрегулированные 3х разовые ежедневные медитации утром, днем и вечером. Говорили, что с этого Вихара и начинается.

00:41:26 Так что медитаций это не просто религиозный ритуал, это ещё и способ гармоничной жизни. Это основа здорового образа жизни человека. Причем для материалиста вихара предписывает активную прогулку, которая является вот такой физической заменой медитации, которую проводит трансцеденталист. Но ничто не мешает эти две рекомендации совмещать. Вихара не против. Такое совмещение даже усиливает их эффект, и прогулка становится сконцентрированной, а значит, более полезной и медитация становится более активной, а значит, не приводит к лености, ко сну.

00:42:13 К сожалению, леность и сон в наше время, Кали-югу, могут быть такими очень нежелательными побочными явлениями медитации, в которой медитирующий просто не может справиться со своим умом и телом. Как мы говорили, у него просто сил на это не хватает. Он ещё эти силы не накопил, неправильно отдыхает, поэтому, когда приходят эти леность и сон, он не может справиться. Для того, чтобы медитировать в полном спокойствии, буквально, в йоге говорится, надо стать Гудакешей, тем, кто победил свой сон. Ну, таким именем звали Арджуну, мы явно не дотягиваем до качеств Арджуны, поэтому одним из способов стать Гудакешей, это активная прогулка с совмещенная с медитацией.

00:43:13 Когда нет физической возможности уснуть, получается Гудакеша, победа над сном. Причем желательно именно при восходящих лучах солнца, потому что восходящее солнце придает силу человеку - оджас. А вот взошедшее уже солнце эту силу, к сожалению, забирает. Это вот принципы вихары очень простые. Поэтому разумные мудрецы с утреца идут пешочком, прогуливаются и медитируют одновременно. Как раз решая все эти проблемы Вихары, одновременно их решаем одним фактически способом.

00:43:54 И ещё одна рекомендация Вихары состоит в немножко в противоположном, но также гармоничном связанном действии: в ограничении самой работы. Буквально формула очень простая, формула Вихары: работать надо умеренно... умеренно... умеренно не значит, мало или лениво... Умеренно значит, без желания покорить этот мир. Ну или без желания покорить Москву там... без желания свернуть горы, без желания развернуть реки вспять. Так вот, если, следуя модным мечтам о карьере, мы постоянно истощаем свой ум и тело, то мы просто не сможем насладиться результатом этого труда. Не придет удовлетворение от труда.

00:44:51 Нам все время будет казаться, что результата нет. Почему? Потому что мы ждем слишком высокого результата, поэтому все время кажется, что его нет. То есть нет умеренности. В этом проблема страсти. Так, если грубо... какой-то грубый мы возьмем концепцию... то, допустим, человек может, там, реально заработать тысячу рублей в день... там, наш почтальон на районе получают девять тысяч рублей у него зарплата. Такая зарплата у почтальона у нашего. Но так как, допустим, он мечтает о дорогой машине, ему надо... то он думает, что ему надо зарабатывать пять тысяч в день. И в результате что? В результате он каждый день испытывают разочарование и неудовлетворение. Он недоволен своей работой, он недоволен своей жизнью, своими успехами.

00:45:47 Поэтому, чтобы реально отдыхать после работы, надо уметь жить по средствам, быть довольным тем, что приходит в результате честного труда, труда без сверх усилий. Кажется, что в Ведах, вроде бы, мало говорится об отдыхе, но именно эта идея в Ведах и преподносится как формула жизни. Именно эта формула является вот таким залогом отдыха. Отдыха после тяжелого трудового дня. В любом случае легче исполняются те желания, которые возникли при ясном, чистом, благостном состоянии ума.

00:46:32 Вот он, посмотрите, заколдованный круг жизни: не умеешь отдыхать загрязняется ум, в грязном уме возникают нереальные желания, приходится перенапрягаться на работе, не получается отдохнуть после работы. И опять, загрязняется ум, в грязном уме возникают материальные желания, приходится перенапрягаться на работе. От этого вечером невозможно отдохнуть, от этого загрязняется ум, в грязном уме возникают нереальные желания и приходится перенапрягаться на работе... чувствуете вот этот вот бесконечный круговорот.

00:47:19 И, соответственно, теперь мы можем составить правильный круговорот вещей в природе. Умеешь отдыхать, очищается ум. В чистом уме возникают естественные здоровые желания, они легко осуществляются без перенапряжения на работе, поэтому после работы возникает... наступает реально хороший отдых, этот хороший отдых очищает ум и в хорошем уме возникают естественные, практичные желания, ради которых не надо умирать на работе, и поэтому вечером можно спокойно отдохнуть. Понятен, да, вот этот круг? Четкий и ясный, понятный круг.

00:48:01 Затем, что мы ещё можем для себя отметить, умение контролировать чувственные впечатления также являются важной частью Вихары. Буквально говорится: нельзя переедать чувственных ощущений. Так, наругавшись в течение дня, мы просто не сможем отдохнуть вечером. У нас не хватит на это ни времени, ни сил. Именно поэтому Веды рекомендуют в случае услышанных оскорблений, сплетен или ругательств либо заткнуть уши, либо просто уйти. Потому что если объект, к которому обращено все наше внимание, содержит слишком мало или слишком большое количество вот этих стимулов, то это все просто становится токсичным для нашего организма, это нарушает равновесие нашего ум, тело.

00:48:57 Нарушает, прямо или косвенно, просто разрушает нас. Так что, кормить свои чувства надо так, чтобы у этих чувств не заболел животик. Кормить хорошей и полезной пищей. И это тоже вот такой важнейший аспект Вихары. важнейший аспект здорового образа жизни - научиться кормить свои чувства, чтобы они и питались, но не передали, чтоб пища была хорошей. И этот самый контроль чувств играет ключевую роль в поддержании гармоничного состояния ума, в поддержании гармонии тела. Поэтому мы не зря сравниваем действия чувств с действиями пищи. Если мы употребляемым недостаточно пищи, то тело испытывает слабость.

00:49:54 Если эта слабость длительная, то фактически мы истощаемся. Истощение происходит. А если же мы наоборот, едим слишком много, то пищеварительный огонь перенапрягается, образуется ама, избыток токсинов, и всё это тоже нарушает деятельность тела. И вот похожие процессы происходят и в уме, если чувства получают неправильную пищу. Возникает такая ментальная, эмоциональная токсичность, неправильная пища. Какой-нибудь фильм человек посмотрел перед сном, после фильма ужасов, какого-то боевика жестокого, человек просто не может заснуть. Ему трудно заснуть, не переваривается, как бы кто-то вот он на ночь наелся. Не переваривается.

00:50:47 Так вот иногда мне приходится… прочитает вечером какое-то письмо с описание какой- то жизненной ситуации... Кто-то мне пишет письмо, и мне потом трудно уснуть. Такое тяжелое впечатление производит чья-то карма на наше сознание. Д маю, Господи, как он там вообще живет. И когда же мы наконец- то засыпаем, то после таких впечатлений зачастую сняться какие-то тяжелые сны, кошмары. После такого сна мы встаем вялые, голова не работает или, наоборот, перевозбуждены. Нет отдыха. Это все говорит о том, что отдыха не было. Неправильно руководим своими чувствами и отдых исчезает.

00:51:29 Одним словом, невозможно отдохнут.... отдохнуть во сне, если перед сном чувства были возбуждены. Это правило Вихары. Во сне человек не отдыхает, если перед сном он возбуждает свои чувства. Поэтому, 2 часа до сна это время не просто вечернего отдыха, это время всего ночного отдыха, потому что если мы смогли перед сном отдохнуть, то мы и во сне сможем отдохнуть. Так что, грубо говоря, по Вихаре либо музыка, либо книга, что- то очень простое для чувств, понятное, не сложное, качественное. Всем понятно, что книга должна быть хорошая. Точно так же, музыка должна быть хорошая. Наушники тоже должна быть хорошие. Хотите хорошего отдыха? Купить себе хорошую книгу или хорошие наушники для хорошей музыки.

00:52:24 Вот эти два часа перед сном, это важнейшее правило Вихары. Иначе сон не будет отдыхом... не будет отдых. Вот это пример влияния чувства на ментальное, физическое равновесие. Поэтому Вихара очень серьезно советует нам использовать чувства правильно. Использовать чувства правильно во имя жизни, во имя жизни и здоровья, чтобы у нас была в уме вот эта ясность, способность совершать правильные поступки, способность совершать правильный выбор. Одним словом, чувствам надо давать ежедневную культурную пищу, но не перекармливать. Поэтому хорошо отлаженное культурное общение с окружающими, вот залог быстрого и приятного отдыха после работы.

00:53:20 И уж точно после работы не надо ругаться. Поэтому ужинайте хорошей пищей для желудка и ужинайте хорошей пищей для ума. Не ешьте на ночь, грубо говоря, жареного и не ругайтесь на ночь с окружающими, с близкими. Как мы видим, Вихара очень щедро снабжает нас рекомендациями по распорядку дня. Все они объединяются под тоже известным нам термином диначарья. Диначарья это часть Вихары, то есть ежедневная обязанность. Это, в принципе, простые указания, которым может следовать каждый. Абсолютно все равно, какое время года, какая природа тела, Диначарья это то, что может делать каждый, вот эти вот ежедневные правильные действия, которые делают нас свободными, дают нам эту возможность отдыхать.

00:54:16 Вы все знаете, так, если вспомнить, можно чуть-чуть вставать вовремя с восходом солнца. Как только встали, нужно очиститься: почистить язык, зубы, выпить стакан теплой воды, провести какой-то легкий масленый массаж, принять теплую ванну, помедитировать, совершить прогулку по свежему воздуху. На завтрак, съесть что-то легкое, чуть-чуть фруктов, чаю попить травяного. Одним словом, вот утро, должно быть легкое, легкая пища, легкие процедуры, всё это отдых. Все вот эти утренние легкие процедуры должны быть в стиле отдыха. А иначе получается, что мы ошибочно привыкли отдыхать вечером.

00:55:16 Но главный отдых дня это всё-таки утро. Поэтому это вичара, вот это вот... Вихара, простите, и Диночарья, это именно такое очень подробное описание утренних всех действий. Очень много именно на утро возлагается, потому что как день начнешь, так он не пройдет. Если день начнешь в благостном настроении спокойным, счастливым, отдохнувшим, есть большая вероятность, что день так и пройдет. А если думаешь, что вечером отдохнешь и станешь счастливым, радостным и отдохнувшим, то в результате день пройдет в страданиях несчастье и усталости. В этом вот концептуальная ошибка. Надо правильно начинать, и тогда, может быть, все правильно и закончится. А мы думаем, что мы просто правильно закончим, а целый день проведет неправильно. Это странно очень. Очень странная вещь.

00:56:11 То есть нельзя просто сверху крышу положить на неправильно построенный дом. Дом надо весь правильно построить с самого низа. Самое главное — это фундамент. И вот фундамент всего дня это как раз утро. Поэтому столько правил дается именно на утреннее время, чтобы человек был отдохнувшим в течение дня, чтобы он реально целый день проводил в этом легком свободном состоянии. То есть, если человек научится правильно проводить своё утро, он научится вот этому настоящему отдыху, и будет чувствовать себя каждый день действительно свободным, легким, как не чувствует себя человек даже после месячного отдыха, отпуска.

00:56:57 А вечером все просто. Вечером в принципе отдых состоит из тех же самых аспектов. Опять легкий ужин, опять легкая прогулка, опять теплое омовение, опять почистить зубы, то есть это то же самое, но наоборот. Есть очень простые рекомендации Вихара дает. Легкие действия утром и такие же легкие действия вечером. Утром все начинается, вечером этим заканчивается. Но это уже другая тема для следующей нашей встречи. Такие вот основные киты концепции, которые должны сразу же в голове уложиться. Вот мы их попытались сегодня рассмотреть. Пожалуйста, какие-то вопросики?

00:57:45 (?)-Вячеслав Валерьевич, спасибо большое. Вот я лично сталкиваюсь в жизни, что вот это легкое состояние, полное сил, его девать-то некуда. Вот такое ощущение, что оно.. вот... не знаю, в чем проблема. Куда деть его... применить эту силу, легкость? Такое ощущение, что она избыточна, она не... как бы не отвечает тому миру, в котором живешь. Вот у меня так.

00:58:22 (ВВ)-Ну ничего не понятно, что за легкость? У вас время есть свободное или что? Или у вас просто настроение хорошее? Поконкретнее опишите. То есть у вас есть восемь часов свободного времени каждодневных каких-то или что? Что конкретно вам некуда девать? Уточните, что некуда девать, и тогда я скажу, куда это можно деть. (?)- Ну, куда это.... (ВВ) -Время деньги, настроение? (?)- Нет, понимаете, работа она немножко, такое ощущение, другая. Она требует каких-то других энергии что ли. Она требует туда как раз таки напряжения, какого-то усилия, да? (ВВ)- Нет, это дурная привычка. Если водитель будет напряженным, тут же врежется в первую машину, которая перед ним. Он должен быть расслаблен за рулем. (?) - Ну...

00:59:17 (ВВ)- Он должен быть, отдохнувший расслабленный. Если он напряжен и устал, у него тут же сужается, то есть у него уходит боковое зрение, он... он в руль вцепляется, у него пропадает реакция и он тут же в кого-то въезжает. Поэтому вечером столько аварий, посмотрите. Люди все уставшие, напряженные, столько аварий. Нет, на работе нужно быть как раз легким. отдохнувшим, свежим, а иначе просто убьете кого-нибудь. Реально убьете на работе. Уставший человек на работе — это просто опаснейшая вещь. Уставший учитель… мы знаем уставших учителей - страшное дело. Уставший летчик- страшное дело. Уставший врач вам будет делать операцию - страшное дело.

01:00:10 Как раз работа требует именно легкости, свободы, вот этого отдохнувшего сознания. А так как человек не умеет отдыхать с самого утра, то он уже на работе у ставший с самого утра, поэтому он на работе пытается все время отдохнуть как-то. А физически чай пьет все время, там, сидят все эти люди на работе все время пытаются что-то съесть, попить, покурить. Курение так... то.... откуда взялось? Это же некоторая необходимость человека, хоть как-то расслабиться, он же просто, ну, пытается не помереть. Поэтому он себя находят оправдание: «Пойду покурю». Что такое алкоголь? это тоже самое. Человек просто не умеет расслабляться. Поэтому хотя бы механически... то есть это механические способы, ну хоть как- то почувствовать себя свободным, ну хоть как- то почувствовать эту легкость. Поэтому куда вы что не может деть? Конкретно. То есть легкость на работе никуда не может деть или что? ... (?) – [неразборчиво}... Вот эта концентрация нужна… так, какая-то собранность, а если какой-то...

01:01:14 (ВВ) - Концентрация и собранность никак не противоречит отдохнувшему счастливому состоянию. Как раз только отдохнувший счастливый человек может по- настоящему сконцентрироваться и собраться. Я же говорил, нет концентрации, если человек не отдохнувший, он как раз не может сконцентрироваться. В этом проблема, как мы говорили. А не отдохнувший человек ничего не может понять, реально рядом с ним сидит отдохнувший человек, всё понимает сразу же, не отдохнувший ничего не понимает. То есть одна и та же работа делается в десять раз дольше. Реально так, и это сразу за собой мы замечаем. Мне нужно каждый день сделать одну лекцию. То есть у меня на лекцию уходит примерно два часа.

01:01:57 Если я устал, например, у меня была там в поздняя вечерняя лекция где-то я там ночью читал, меня приглашали (у нас есть ночные лекции зачем-то я не могу понять) то есть вот я... я потом утром встаю, я начинаю лекцию готовить, я прямо чувствую меня сейчас в восемь часов растянется. То есть я ту же самую работу, реальные делаю четыре часа... в четыре раза дольше. Поэтому я тут же все бросаю, тут же ложусь спать и все, или иду гулять куда-нибудь. И потом, когда я чувствую, что я отдохнул, то есть там, доспал, догулял, опять уже я сажусь и делаю эту работу опять за то же самое время, которое я делаю в отдохнувшем настроении. Это простая практичность. Это, в конце концов, директора должны за этим следить, потому что иначе они просто переплачивают в четыре раза.

01:02:47 Отдохнувший человек делает всё в четыре-пять раз быстрее и причем лучше и эффективнее, и качественнее, и с радостью. Мне кажется все наоборот. То есть мне кажется, что всё перепуталось в этой концепции работы. В этом-то идея. Это как общение, то есть если мы хотим о чем-то поговорить, мы должны отдохнувшими поговорить. Потому что тогда, можно за одну минуту поговорить. Но не дай Бог, мы начнем разговаривать уставшими. Это будет разговор на целый день с руганью, с драками, с оскорблениями, с непониманием. Вот этот эффект вечерней руганий семейных.

01:03:37 Поэтому, как мы часто об этом говорим, утро вечера мудренее. Это же не просто так. Это же Вихара: утро вечера мудренее. Не надо с вечера ругаться. С утра ругайтесь. То есть утром встали отдохнувшие, счастливые, радостные, быстренько поговорили, всё за минуту разобрали. Помните, мы это много раз обсуждали, это принцип Вихары. Вечером все уставшие, силы нету. Зачем вечером разбираться? С кем разбираться? Нельзя вечером разбираться, нельзя вечером ругаться. Утро вечера мудренее. Вечером просто отдохните перед сном. Договоритесь завтра поругаться, а сегодня книжку почитать, музыку послушать два часа. То есть у вас должно быть чем заниматься вечером. У меня на каждый вечер на все время лежит толстая книга, которую я читаю вечером и музыка, которую я слушаю вечером. Я так провожу вот эти часы перед. И сон такой хороший всегда.

01:04:34 Причем где-нибудь засыпаешь именно на книжке. То есть я иногда один и то.... одну и ту же страницу все время пытаюсь прочитать перед сном несколько дней. Жизнь здоровая. Думаю, сколько же можно читать одну и ту же главу, и на ней же и засыпаю все время. Есть у вас такой эффект? Также на музыке где-то засыпаю. ... [неразборчиво из зала]..У нас будут отдельные лекции. (?) - По музыке? (ВВ)- Да, мы хотим начать и уже аппаратуру тут потихоньку устанавливаем всю. Это будет не просто так, это все готовится. У нас будет цикл лекции по музыкантам, которые внесли свой вклад в духовное развитие Земли, я буду про них рассказывать. То есть как они развивались, как они...

01:05:19 Это у нас в планах. Просто никак мы не можем, так сказать, осуществить эту задачу, но это будет все... уже все уже к этому идет, поэтому у нас будет цикл лекций, примерно так о музыкантах двухста я хочу рас сказать. То есть будет что послушать после этого. Просто мы так иногда, так сказать, боимся этого мира, а мир он не страшный, мир он добрый. В мире очень добрые люди, они тоже хотят, чтобы все были счастливыми, но мы как-то их немножечко побаиваемся. То есть один из признаков ну, фаната, он побаивается этого мира, он побаивается окружающих людей, А мир он не страшный. Просто нужно к этому миру с разумом подходить. Нужно понимать качества этого мира.

01:06:15 А так, бояться слушать музыку, это все равно что бояться в супермаркете еду покупать - там же материалисты работают. Да? Там же материалисты, только одни материалисты. И директор супермаркета тоже материалист. И кто там всё это заворачивает какие-то материалисты, они руки не моют, реально. И человек начинает всего этого боятся: материальный универмаг, материальные люди, материальные продавцы и всё это материально заворачивали, всё это по-материальному - у, гадость. Надо именно поехать куда-то на ферму, чтобы там были только трансцендентные люди, чтобы только была корова, трансцендентная обязательно, чтобы у нее был специальный знак на лбу . Ну, на то, что это трансцендентная корова, чтобы все только вот.... То есть он пытается такой псевдоздоровый образ жизни вести, а на самом деле он просто людей не любит, он просто к людям плохо относится. Да, они живут, как они живут. То есть это для них не считаются проблемой, это хорошие люди.

01:07:09 О ни как умеют жить, так и живут, чего к ним придираться-то . Хорошие добрые люди и звать тебя не хотят. В сыр не плюют, надеюсь, хорошие добрые люди. То есть мы иногда слишком требовательны к этому миру становится. И эта требовательность сужают нам возможность жить. наслаждаться этой жизнью. Нам ни книжку почитать - оказывается, нет книжек, которые можно читать, ни музыку послушать - оказывается, нет музыки, которую можно послушать. Еда тоже вся ограничивается. И вообще бедный человек ходит весь зажатый и несчастный, но потом все же это сказывается в результате. Так как всё это не естественно для него, то он не отдыхают, у него нет отдыха, и он потом срываются и во все тяжкие. Так просто разберись, просто разберись в окружающем мире.

01:08:00 Мир-то не такой уж и страшный. Мир то милостью Бога наполнен. Вокруг нас одна милость Господа. Нас окружает, одна милость Господа. Просто нужно с гунами материальной природы немножко разобраться, понять, что качественно, что не качественно. Где, кто и что. В какой гуне примерно это находится. Но не нужно всё сводить к какому-то... к какой-то концепции греха. То есть грех — это вполне конкретные вещи. И греха не так уж и много. То есть это вполне четкие, ясные, конкретные вещи. Даже материалисты грех пытаются как-то в сторону отвести. Посмотрите, казино отводят из городов, то есть строят специальные для казино какие то Лас Вегасы , там ещё что-то. То есть пытаются всё это отвести. То есть, чтобы открыто, там, алкоголь не рекламировался ... то се… чтобы курили отдельно.

01:08:58 Все понимают, что это нужно отводить. Всем это понятно, что его лучше не смешивать. Поэтому, так сказать не нужно, очень сильно этого греха бояться. Так просто не нагрешишь. Чтобы нагрешить, это нужно специально пойти грешить. Это очень сложно специально нагрешить. Так просто не получится. Попробуйте специально нагрешить, так просто и не нагрешишь. Такие сразу начнутся неприятности с самого начала, что уже легче не грешить. Реально легче. То есть очень многие люди к какому-то возрасту приходят к этой мысли. Легче не грешить. Вот такой средний возраст примерно тридцать пять-сорок лет. Очень многие люди сами своим умом доходят, что грех это очень дорогое сложное, не нужное время затратное, деньго затратное, сило затратное, очень просто ну неудобная для жизни вещь. И начинают вести здоровый образ жизни.

01:09:55 Причем, естественно, к этому приходят. Поэтому мир он, тоже все понимает, старается жить чисто. Просто мы иногда мир так немножечко недооцениваем может быть. Поэтому все нормально, все есть все хорошее, надо просто немножко под себя подобрать то, что нам понятно, свой уровень чистоты в этом найти (?) - Спасибо. за лекцию. Вы сказали, что важным условием отдыха во время медитаций является отсутствие корысти. И что- то еще... Но у меня вопрос по поводу корысти. Как определить, что, ну во время медитации, как бы, ты корысть проявляешь? И именно конкретно во время медитаций или в принципе, если она есть?

01:10:43 (ВВ) – Ну, мы чего-то хотим это этого? То есть мы ожидаем какого-то эффекта. Мы в этом вкладываем какое-то ожидание... ожидание в это вкладываем. Ну то есть вот человек идет например, гулять в парк, и он в это вкладывает ожидание: Я гуляю в парке и мне нужно в нём найти обязательно пятьсот рублей. И он ходит, гуляет, все время ищет 500 рублей. Это отдых или нет? Это не отдых, это вот проблема под ноги смотреть. Да? Когда человек ожидает какую-то... такого вот результата это всего этого. И в результате он теряет все. Поэтому принцип йоги он очень простой. Отдых — это отдых. Работа — это работа. То есть если ты отдыхаешь во время отдыха, то ты сможешь работать во время работы. Очень простая идея.

01:11:36 Если ты работаешь во время работы, то ты сможешь потом и отдыхать во время отдыха.Т о есть во время еды надо что делать? Надо есть. А когда ты ведешь машину, надо что делать? Надо машину вести. Да... А когда ты слушаешь музыку надо что делать? Надо музыку слушать. Даже когда вот мы разбираем, потом буду про Вихару рассказывать. Например, в Вихаре есть такая рекомендация, что если ты слушаешь музыку, то ты должен понять, как... как её слушать так, чтобы это было действительно гармонично. Поэтому есть очень простая рекомендация в Вихаре. На.... что если ты занимаешься какой-то работой, то музыка должна быть без слов. А если ты хочешь отдохнуть, то музыка должна быть обязательно со словами. Поэтому, когда ты работаешь, то музыка должна быть без слов, то есть ставиться музыка без слов. А если потом хочешь между работой отдохнуть, то нужно включить музыку со словами, понимаете?

01:12:34 Ну, я сейчас не буду долго на эту тему говорить. Это вот как раз будет у нас отдельный большой музыкальный семинар. Там я всё это расскажу. Но сама идея очень простая, что нужно немножечко во всём разобраться, потому что гуна есть везде, в любой деятельности, в любой концепции есть благость, страсть и невежество. Поэтому, если я работаю и слушаю музыку со словами, то это понятно, что я буду уставать, потому что нужно одновременно слушать умом какие-то слова музыки, думать о своей работе. Я не отдохну. Но если я слушаю музыку без слов, то структура музыки помогает мне в ритме работать. Поэтому раньше на предприятиях музыку включали всегда, наушники даже выдавали, чтобы ритм был, потому что в ритме лучше работается. Работа — это ритм всегда. Понимаете? Поэтому, если нет слов, но есть ритм человек лучше работает.

01:13:31 Поэтому я, когда лекцию готовлю, я под музыку без слов работаю, и мне это очень дает возможность очень быстро все приготовить, у меня очень хорошая структура в голове . Но как только я закончил работать, и мне нужно отдохнуть. У меня появляется там полчаса, тогда я тут же - раз - слова и тут же ум расслабляется , потому что ты уже переключаешься на какую-то концепцию, на слова, у тебя идет отдых, твой ум начинает отдыхать. Ты как бы уже возвращаешься в другую культурную реальность, попадаешь в эту другую культурную реальность. В этом проблема. Поэтому у нас иногда вот неправильно тоже используют даже, так сказать, вот, есть этот фанатизм, нужно обязательно, чтобы везде мантры звучали работаешь ты, не работаешь.

01:14:19 Но работаешь включи рагу простую, ну я вот грубо говорю, то есть классическую включи музыку - рагу... рагу. И тогда лучше будет работать. Говорит «нееет только мантры должны все время звучать мантры», на самом деле он начинает плохо работать, и потом его просто выгоняют с работы, говорят: «Ты чего все так долго делаешь?» «Ну, я там заслушался, подпевал». Не надо подпевать во время работы. Во время работы надо работать, а он подпевать начинает, не надо подпевать-то. Очень простые вещи, понимаете? То есть, стоит чуть-чуть Вихару понять, как она работает и можно её вполне использовать в своей жизни и получать в разы лучше езультат. Э то обыкновенный разум. практичность. Шрила Прабхупада это называл практичность, наш принцип практичность. Вот ещё такой короткий заход в музыкальную тему.

01:15:15 Что- то мы сегодня на него заходим. Поэтому, тоже мы видим, что есть вот эта практичность, то есть применение разных качеств, применение разных аспектов одного и того же явления. Последний можно вопросик . Как видите тема большая, поэтому мы тут ещё походим по этой теме достаточно прилично, разберемся. Про музыку это точно... про книги, про музыку я точно ещё лекцию прочитаю. Это так вот чуть- чуть я буквально, чтобы было понятно, как там всего много и интересного. (?)-От Игоря из Калуги. Можно ли к медитации, которые дают отдых, отнести чтения священных писаний?

01:16:05 (ВВ)- Все можно отнести. Почему нет? То есть тут в чем вопрос-то? Тут нет вопроса. Можно? Да, можно. Мы говорили, что вся утренняя программа, которая описывается в Ритучарье, она должна быть отдыхом. Поэтому, если человек не ждет от этого корысти и делает это регулярно, это становится для него отдыхом. Да... мы это говорили... Следующий... (?) - Еще вопрос: От Ишани Васхудхи Давидаси из Краснодара . Когда планируешь свой день нужно соблюдать баланс между четырьмя аспектами жизни. К какому аспекту жизни относится медитация? (ВВ)- О каких аспектах речь? (?)- духовного физического, интеллектуального, социального.

01:16:59 (ВВ) - Духовное, физическое… Любая наша деятельность должна ко всему относиться. Если она что-то разрушает, значит она неправильно сбалансирована. Если мантру слишком громко читать, то социальный аспект нарушится, если... если читать её в кривом положении тела, физический аспект нарушится. Если во время чтения мантры там делать ещё что- нибудь, там я не знаю, слушать лекции одновременно с этим, есть такие люди, которые и лекцию слушают и мантру читают, то у них эти интеллектуальный аспект нарушится, можно сумасшедшим стать.

01:17:39 Слишком много деятельности для одного ума, ну и, соответственно, если быть корыстном и развивать в себе какие- то оскорбительные чувства по отношению к Господу, который не выполняют своих обещаний, которые он дал в Бхагават-гите, или к преданным, которые его представители, они проявляют все божественные свои 26 качеств, э то будет нарушение духовного аспекта. Поэтому ко всем аспект имеет отношение. Все в мире, как вы помните, говорили в начале лекции, ко всему имеет отношение, потому что в этом мире все взаимосвязано. Именно так нужно этот мир воспринимать - как баланс. Баланс всех четырех аспект. Поэтому, ну, в принципе, идея того, что какая-то деятельность относится только к чему-то одному, нарушает эту концепцию того, что мир устроен гармоничную, в нём все связано друг с другом, а точнее, в этом мире все связано Богом.

01:18:37 То есть тут, это мир Бога, и тут все Богом сбалансировано. Поэтому просто мы либо, видим эту связь, либо не видим. Вот видите, сейчас на простом примере мы эту связь можем увидеть. Это реально так и происходит. Следующий. (?)- Еще один вопрос Николая из Запорожья. Если у человека, ночная работа, сможет ли человек соблюдать принципы Вихары: полноценно отдыхать, физически востанавливаться, не довести себя до истощения. (ВВ) - Мы сейчас все перечислили, пожалуйста, делайте, кто мешает? Какая разница? Нет, какой- то такой уж прямо ночи. Что такое ночь? Никто не знает, что такое ночь, поэтому кто- то уже в час ночи встает. В монастырях встают в час ночи. В два часа ночи встают, в час ночи встают.

01:19:33 Что ночь-то такое? Ночь такое, скажем так, индивидуальное явление. Поэтому кто-то днем спит. У него днем ночь. То есть у кого-то в шесть утра ночь, самая ночь. Это такая самая распространенная ночь. Примерно с четырех до шести обычно очень хорошая ночь. Ну, это всё индивидуальные вещи. Нужно понять сами принципы. Поэтому мы именно принципы разбираем. А как вы их будете применять? Это уже ваша жизнь. Применяйте в своей жизни, у всех своя жизнь. Принципы-то простые, не сложные. Поэтому ночь что такое? Ночь это время, когда мы спим. Поэтому, если вы спите с десяти утра до двух дня, то это для вас ночь. Поэтому перед ночью, перед сном, почитайте хорошую книгу, послушайте хорошую музыку ит огда ваша ночь даст вам отдых .

01:20:30 Потому что это ваша ночь. Вот я путешественник. Я вам сразу могу сказать ночь и день — это очень такие расплывчатые вещи. Обычно, когда путешествую, уже все равно ночь или день. Просто, понимаешь, пришло время спать, значит ночь. Поэтому люди придумали шторы, а ещё правильней - ставни. Вообще-то ставни должны быть. Ночь так ночь , ставни закрыли и ночь началась. Нужно быть попроще, такой принцип птички. Накрыли птичку, птичка спит. Вс,ё открыли птичку, птичка.... Знаете, есть иногда Вот эти домашние рыбки, вот, черепашки, вот , и не дай бог, дома есть дети… И они начинают щелкать светом в этом аквариуме, в этом.

01:21:20 И это все, эти бедные рыбки они уже не знают как жить, потому что у них же всё просто , свет дали - день, день, день, день, день. день, надо есть. Свет выключили... взуммм... ночь, все, надо спать. и эти бедные дети бегают мимо аквариума включают-выключают каждый раз, когда пробегают. И все, думаешь, Господи, вот бедная карма рыбки... Вот она вот ... и все. И так несколько лет эта бедная рыбка ... И ещё потом эти родители удивляются, почему рыбки сдохли. Конечно сдохнешь, тебе восемьдесят раз за день свет выключили-включили. Поэтому надо как беречь этих домашних животных, прятать все эти выключатели, чтобы дети не могли достать.

01:22:09 То же самое даже просто вот ребенок рождается, и вот у его семьи заканчивается тоже понятие день/ ночь. Ночь — это тогда, когда ребенок уснул. Все, он уснул - все спать. Все, ребенок проснулся - день. Тоже ... этож тоже... как бы он... как жить-то? Поэтому не нужно сильно привязываться к конкретным часам. Ну вот, у нас есть такая ночью, ночь чего не понятного? Ночь это когда надо спать. Поэтому пришло время спать, просто правильно спите, как говорят, пришло время есть, правильно кушайте. Пришло время общаться, правильно общайтесь. Но не пытайтесь какую-то такую механичную систему построить, тут нет механики, тут все крутится.

01:22:55 Весь этот мир тут все крутится, крутится, тут в принципе нет ничего стабильного, тут все крутится. Все крутится поэтому тоже крутитесь. То есть поймайте какой-то ритм, чтобы включение этого мира немножко с вашим кручением соответствовало, все будет хорошо. Все вопросы? (?)- Да, все. Спасибо большое, было очень приятно сегодня с вами поговорить на такую интересную тему.

транскрибирование: Ирина Боровских | Киров | Россия | 31 May 2021