Не надо учиться отдыхать, надо учиться быть счастливым!

Санкт-Петербург - 24 сентября 2017
Надо учить человека быть счастливым. Отдых – один из симптомов счастья. Истинное счастье может принести только духовная практика. Законы вед не ограничены. Лечить не болезни, а человека. Человек представляет собой комплекс ума и тела. Уборка в тонком и грубом теле. Йога для победы над пороками. Любой односторонний подход – это временный подход. Нет смысла жизни – нет отдыха. Аллопатическая медицина – яд. Правильный отдых противодействует старость. Суть аюрведы - индивидуальный подход. Конституция человека. Общих методик не существует. Дневной сон. Проблема общественных систем. Умереть в состоянии здоровья. Защита от дурака. Аюрведа говорит – начни сначала просто хорошо пережевывать пищу. Употребление специй. Диетическая пища. Мир изначально заточен на отдых. Вопросы из зала. Будет ли специальная лекция про специи?
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:52:49 | качество: mp3 64kB/s 24 Mb | прослушано: 108 | скачано: 51 | избрано: 3
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Надо учить человека быть счастливым.

00:01:48 Мы продолжаем семинар об отдыхе. В этот раз мы говорим о том, что, в принципе, по определению, отдых то и возможен только в состоянии счастья, никак иначе. Не может быть отдыха в состоянии горя. В этом и суть науки об отдыхе. Фактически не надо учить человека отдыхать, надо учить человека быть счастливым. А счастливый человек и работает правильно и правильно отдыхает. То есть всё само собой естественно налаживается.

00:02:47 Вообще очень странно учить страдающего человека отдыхать, это какой-то такой пир во время чумы. Очень странно это всё выглядит. Так, наоборот, ещё больше можно разрушить и так неустойчивое сознание. Что получается в этом случае? Получается, что одна половинка сознания будет напряжена, и ничего с этим не сделаешь, а другую половинку сознания мы будем заставлять расслабляться. Как такое вообще, в принципе, возможно? Понятно, что никак. Только разорвёт человека на кусочки. Как можно одну половину тела напрячь, а другую половину тела расслабить? Будет разрыв, будет проблема, всё только разрушится.

00:03:45 Так, если в холодный стакан налить горячую воду, то все знают, что будет. Он лопнет. Вот точно так же и может лопнуть сознание человека, которого не учат быть счастливым, а учат отдыхать. Счастью не учат, а отдыху учат. То есть только наоборот, только хуже происходит, только хуже всё становится.

Отдых – один из симптомов счастья.

00:04:13 Одним словом отдых – это, в принципе, один из симптомов счастья и он естественно появляется у каждого, кто становится счастливым, кто прикоснулся к счастью. Так что учиться отдыху без счастья это не просто нелогично, это ещё может быть довольно таки опасно.

00:04:35 Собственно говоря, мы это можем найти как одну из основных рекомендаций аюрведы. Аюрведа прямо объявляет эту великую формулу, говорит: «Пусть все будут счастливы!». Практикующему аюрведическому врачу даже советуют каждое утро повторять эту фразу, как заклинание. Он должен настраивать себя на счастье. Он должен напоминать себе о том, ради чего он занимается медициной.

Истинное счастье может принести только духовная практика.

00:05:11 Интересно, что Шрила Прабхупада довольно часто тоже цитировал эту строчку и потом он объяснял, что наша цель та же самая. [Непонятно]. Это желание, чтобы все были счастливы. Мы тоже этого хотим. Мы тоже хотим, чтобы все были счастливыми. И мы ещё и знаем о том, как дать людям истинное счастье. В этом есть некоторое, может быть, наше преимущество. Ведь истинное счастье может принести только духовная практика – это понятно, потому что только практика, основанная на вечности, может дать вечные плоды.

00:06:03 А счастье, по определению, вечно. Не может быть временного счастья. Это тоже аксиома, потому что это уже не счастье, это уже страдание.

00:06:20 Соответственно и знание счастья, оно тоже должно быть вечным, поэтому веды не имеют ни начала, ни конца. Нельзя сказать, что веды возникли в какой-то момент в истории. Веды – это вечная наука. Это знание, которое было, непосредственно, дано Богом. И это знание неизменно. Оно не имеет ни начала, ни конца. Потому что только вечное знание может быть применимо в любых условиях. Раз оно вечное, значит, оно может быть всегда применимо.

Законы вед не ограничены.

00:06:58 Нельзя считать, что законы вед ограничены. Например, только в одной Индии, а на Западе надо искать какие-то другие западные трактаты. Может тогда там Фрейда объявить святым? Конечно, мы учитываем место и обстоятельство и время, но принципы то остаются неизменными. Принципы то те же самые. Можно ложиться спать чуть позже или чуть раньше, но спать всё равно лучше ночью, а днём лучше бодрствовать. Нет такой страны, где лучше спать днём, а бодрствовать ночью. Везде этот принцип действует.

Лечить не болезни, а человека.

00:07:43 И сутью вообще всего ведического знания, если мы так затронули немножко аюрведу, мы можем использовать пару терминов из этой области. Сутью вообще всего ведического знания является такой холистический подход, который, в отличии от симптоматического подхода, смотрит на нас, смотрит на человека, как на нечто целое. Ведический подход - это такой действительно холистический, целостный подход. Мы смотрим вообще не то чтобы даже на человека, а на весь этот мир смотрим, как на нечто целое, и в то же время единое.

00:08:25 Так же и аюрведа. Она не лечит непосредственно сами болезни. Когда западный человек начинает изучать аюрведу, у него возникает некоторое внутреннее удивление. Он привык, что медицина – это список болезней. В аюрведе нет такого списка болезней. Такой принцип божественной медицины. Нужно не болезнь лечить, нужно человека лечить.

00:08:53 Есть человек, есть его выход из гармонии, есть система как его вернуть в эту гармонию. И уже разные варианты выходы из гармонии уже как то называются. Но это не просто названия болезней.

Человек представляет собой комплекс ума и тела.

00:09:11 Что мы видим? Человек представляет собой этот комплекс. Человек представляет собой комплекс ума и тела – это самое простейшее деление. Поэтому аюрведа и лечит всё вместе, подход единый. И мы берём ту же самую систему, мы ничего не меняем. Мы точно так же для того, чтобы отдохнуть, надо понять не только, что сбилось в нашем физическом теле, а самое главное надо понять, что сбилось в нашем теле тонком. В тонком теле, что сбилось то? Надо это понять, иначе человек просто будет свершать ошибку за ошибкой. Он будет пытаться менять одну половинку, а вторую половинку менять не будет.

Уборка в тонком и грубом теле.

00:10:05 Всё равно что в доме, в квартире помыть половину полов. И вроде бы половину помыли – это же целая половина, 50 процентов! Но что будет в результате через некоторое время? Опять все полы будут грязные. Почему они будут грязные? Потому что на половину помыты, будет грязь переноситься. Это проблема уборки. То есть убираться надо всегда везде. Невозможно частично убраться, нужно всегда убираться везде.

00:10:38 То же самое и тело. Если мы хотим в теле что-то исправить, то нужно во всём теле убраться. И в грубом теле и в тонком теле. Если мы в грубом теле порядок навели, а в тонком нет, то ничего не произойдёт. И такое даже в ведическом знании, такая ошибка может происходить. Она может рассказать про эти проблемы в йоге, когда телу всё даётся, про тело всё рассказывается, про каждую мышцу. Сейчас так готовят специалистов по йоге, они всё про каждую мышцу знают. Какая должна быть напряжена, какая должна быть расслаблена. Строжайшая технология, сертификаты выдают. Человек должен знать очень хорошо анатомию. А тонкое тело то кто настроит? А про тонкое тело ничего, музыку поставят и всё, ом с тобой повторяют.

00:11:36 А где эта наладка тонкого тела? Тонкое тело то сложнее наладить, чем грубое. Посмотрите, как тонкое трудно наладить, как грубое сложно наладить. Попробуйте взять человека и научить его всем настройкам тела. 64 асана. Например, взять Владимира, да, Владимир? Если взять Вас и научить делать правильно 64 асана, чтобы они более менее, чтобы получалось, сколько у Вас времени уйдёт? [Непонятно из зала]. Примерно 10 лет. 10 лет. И это просто грубое тело, оно видно. То есть мышцы видны, их можно потрогать, какая напряжена, какая расслаблена. Представьте, как сложно настроить тонкое тело. А мы думаем, просто человеку музыку включил, ом сказал, картинку на стену повесил и всё, клуб йоги!

Йога для победы над пороками.

00:12:35 Да нет! Опять - таки, половина настраивается, а половина не настраивается. Человек позанимался йогой, вернулся домой и ничего. Ничего не изменилось, ничего не произошло. Та же гордыня, та же зависть, та же жадность, то же вожделение, тот же гнев, только может быть даже ещё больше, потому что йога же силы даёт. Шакти в нём есть, то есть открываются потоки. Собственно говоря, йога – это наука о жизненных потоках. И эти потоки, в принципе, должны открываться в результате на занятиях йогой, то есть должны сниматься все эти блоки, зажимы и потоки должны открываться. То есть человек должен сильным становиться, у него шакти должно появляться. То есть в результате даже сиддхи должны появиться.

00:13:31 Но когда мы говорим о сиддхах, то первые сиддхи, которые должны появиться в результате открытия всех потоков, должна появиться сила, чтобы победить вожделение, гнев, жадность, зависть и так далее все остальные пороки. Вот для этого силы то открываются. Но если человек этого не знает, если ему вторую половину не налаживают на занятиях по йоге, то он эту силу, на то же самое, чем он и занимался, до этого направляет. На вожделение, на гнев, на зависть, на жадность, на борьбу со своими врагами, на свои глупости. Он же сильный становится, то есть получается всё равно с ним ничего не произошло. Толку никакого, потому что глупому лучше быть слабым. Потому что глупый если ещё и сильный, то это вообще проблема. Оно просто берёт и себя же убивает. Твоя сила тебя же убивает.

Любой односторонний подход – это временный подход.

00:14:31 Поэтому этот холистический подход, он во всём должен быть, веды это требуют. Чем бы мы ни занимались, полная гармония должна быть обязательно. Мы должны обязательно достичь именно полной гармонии, целостности системы. Если хоть что-то останется не настроенным, если хоть что-то останется грязным - толк нулевой, всё равно это всё разнесётся опять по всей системе. Через какое-то время опять вся система разрушится. Всё равно опять всё будет таким, каким оно было до этого. Ничего не произойдёт. Это очень важная вещь. Любой односторонний подход – это временный подход. Ничего не помогает в этом случае. Почему, надо понять, почему же наше тонкое тело не испытывает счастье?

00:15:23 Человек наивно думает, если он своё грубое тело наладит, то и тонкое тело начнёт счастье испытывать. Да не начнёт. Оно может ещё только более злым стать, ещё более грубым стать. Ведь кажется, что, вообще по идее, счастье - это естественное состояние души и, получается, мы его где-то потеряли. И пока мы не найдём своё счастье, мы то и не отдохнём, не получится. Потому что и не будет этого правильного, естественного состояния.

00:16:00 Допустим, представьте, что вы потеряли все свои документы. Все документы, все кредитные карты, все паспорта. Всё сейчас потеряли по дороге сюда. Разве человек сможет в этом состоянии спокойно сидеть или лечь, уснуть: «А что это я, всё потерял, пойду, посплю». Да нет, у него пропадёт вообще сон. В принципе, пропадёт, бессонница начнётся, не сможет отдохнуть. Пока мы не найдём, не вернём утерянное, мы будем ужасно беспокоиться

Нет смысла жизни – нет отдыха.

00:16:38 И вот точно так же, пока не находим свой смысл жизни, пока мы не находим своё предназначение, мы никак не можем успокоиться, мы никак не можем отдохнуть. Ничего не помогает, никакие системы не помогают. Сколько не смотри телевизор, сколько не читай газеты, сколько чего не ешь – не успокаиваешься. Нет успокоения, спокойствия нет. Его нет.

00:17:02 Это так всё время удивляет. Если человек более менее так благочестиво живёт, честно живёт, разумно живёт, спокойно, он с возрастом должен успокаиваться, у него такое умиротворение должно наступать. Сейчас жизнь такая атеистическая и смотришь на людей в возрасте, у них вообще умиротворения нет, они бешенные. Такое чувство, что бешенность только увеличивается. Бешенность. Бешенность.

Аллопатическая медицина – яд.

00:17:34 Интересно, что если уж мы говорим про аюрведу чуть – чуть сегодня, то оздоровление отдыхом - это тот самый способ, который не даёт практически никаких побочных эффектов. Все аллопатические лекарства дают те или иные эффекты, иногда эти побочные эффекты пишутся на этикеты, иногда не пишутся. Человек лечится от одной болезни, потом он лечится от того, чем он лечился – это стандартная процедура.

00:18:16 Сейчас у меня жена месяц лечилась от одного. То есть ей прописали прямо схему - месяц пьёшь эти таблетки от этой болезни, а потом месяц пьёшь таблетки от тех таблеток, которые тебе прописали. Это аллопатическая медицина, она такая. То есть кроме ядов ничего почему-то люди другого придумать не могут. С морковкой никак не подходит, чем угодно, только не морковкой, бесполезно. Кажется, вот – вот всё есть, давай, изучай, делай, всё уже есть. Целый мир вокруг, мир. Всё такое интересное, всё такое разнообразное, всё оно такое. Кажется, бери, изучай, разрабатывай, лечи, перетирай, суши, настаивай. Столько всего должно быть интересного!

00:19:08 Нет! Яды, яды, яды, яды от которых надо потом лечиться, причем, похоже, что этими же ядами надо и лечиться. Какой-то замкнутый круг.

00:19:19 Как-то помните, я статистику говорил, что 40% больных людей это те, кто заболели в результате лечения. Да, то есть это так, навскидку.

Правильный отдых противодействует старость.

00:19:38 А как утверждает аюрведа: «Любое хорошее лекарство оно должно не просто лечить, оно ещё должно и тонизировать». Вот то, о чём я говорил, силу должно давать. Силу. И что мы наблюдаем при правильном отдыхе? Да как раз и оздоровление, и тонизирующий эффект, к нам силы возвращаются. Иначе говоря, при правильном отдыхе человек может избавиться от многих неприятностей, которые доставляются ему потерей силы, то есть старость. Фактически это противодействие старости. Если человек правильно отдыхает, то он противостоит старость. Потому что старость – это потеря сил. Потеря сил.

00:20:28 А если мы правильно отдыхаем, силы возвращаются. Поэтому, если человек правильно отдохнул, то он молодость себе вернул, чувствует себя как молодой. А правильный отдых, если уж мы вернёмся к отдыху, то правильный отдых, значит, индивидуальный отдых. В соответствии отдых, в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями.

Суть аюрведы - индивидуальный подход.

00:21:01 Мне недавно попался один человек. Я с ним разговаривал про фитнес, были разные с ним, так сказать, моменты я обсуждал. То есть всякие проблемы фитнеса, что немножко путают вообще сейчас многие термины.

00:21:15 И потом зашла речь о том, что, сказал что, «Есть хорошие из йоги упражнения, которые я могу Вам посоветовать». Я думаю: «Ой, интересно. Разговор зашёл в интересную, в понятную для меня тему». Я говорю: «Ну - ка, что вы мне посоветуете, у меня…» То есть он себя представляет себя как инструктор, реальный инструктор по фитнесу, который лет 30 этим занимается. Такой серьёзный, дорогой, московский инструктор фитнеса, то есть к нему очередь стоит похудеть. Я с ним разговариваю, думаю, может, что подскажет. Говорит: «Вот йогу вам могу подсказать». Думаю: «Послание от Господа».

00:21:57 Я ему всё рассказал, вот такие то проблемы, то сё пятое десятое, давление, возраст, спина, пятое, то есть всю ему картину нарисовал. Говорит: «Знаю одно, чётко всё Вам поможет, однозначно, вот всё, вариантов нет и всё, месяц и всё, всё решено. У меня целая группа этим занимается». Я говорю: «Ну, хорошо, какое упражнение?» Он говорит: «Сурья намаскар».

00:22:27 Я говорю: «Так, давайте начнём с чего – то простого? Вы же в курсе, что сурья намаскар давление поднимает? Это солнечное действие. Это наклоны, то есть это физическое упражнение, оно реально давление поднимает. Вы понимаете, что в моём возрасте и с моим давлением, брать мне и рекомендовать 40 кругов сурьи намаскар - это мне тромб сорвать, и я просто помру от кровоизлияния в мозг. Вы мне инсульт сейчас посоветовали».

00:22:58 Говорит: «Ты что? Ты ничего не понимаешь в йоге. Сурья намаскар - это самое безобидное в мире упражнение. У меня его делают все и 70 летние старики. Просто набирается зал в 200 человек, и мы все вместе делаем 100 кругов сурьи намаскар. У нас каждое воскресенье, мы специально собираемся, чтобы сделать 108 кругов вместе сурьи намаскар и это наша практика и всё будет замечательно и здорово».

00:23:22 Я не мог даже про простейшую вещь объяснить, про давление. Что у всех разное давление, что это серьёзная физическая нагрузка, что это уже не йога, а уже какое-то силовое многоборство. Это же просто неправильная рекомендация.

00:23:43 Говорю: «Как вы вообще людям это рекомендуете? Он же потом домой придёт, от сердечного приступа помрёт. Если я сейчас приду и сделаю 108 кругов сурьи намаскар, завра вы уже меня не увидите».

00:23:57 [Непонятно из зала] Да какой? До 50-сятого вряд ли я доживу, потому что тут ключи поднять иногда голова кружится. Я понимаю, что есть люди здоровые, но если ты, как бы, людям помогаешь, то ты хотя бы должен понимать людей, у которых есть какие- то проблемы.

00:24:20 То есть суть аюрведы, то есть йога – это в принципе инструмент аюрведы. То есть как лечебный инструмент – это может быть инструмент аюрведы. Но суть аюрведы – индивидуальный подход.

00:24:33 И сколько бы я ему не говорил, что индивидуально мне это не подходит, что по каким-то по таким-то, ну нельзя мне делать много, тем более сурью намаскар. Потому что это для меня точно не подходит, это только мне ухудшит моё здоровье, что мне нужны другие асаны. Бесполезно, я ничего не смог сделать.

00:24:53 Нет, нет, нет. Человек абсолютно в этом плане не образован, не образованный человек. То есть нет даже минимального понимания, что такое индивидуальный подход, что все люди разные. Абсолютно западная система. Если что- то помогает – всем должно помогать. Потому то ему помогает, он здоровый, у него с солнцем хорошие отношения, то есть тело у него кшатрийское, планеты Солнца хорошо у него стоят. А у меня плохое Солнце, нет Солнца никого. Вместо Солнца одно сплошное солнечное затмение.

00:25:28 Поэтому Солнца я не люблю, в Индию летом не езжу, езжу только зимой, потому что жарко. Жару не люблю, под кондиционером всё время сижу. Люблю, когда снег в лицо. Мне не надо этого. Можно мне что – то другое? Можно что-то лунное? Хотя бы чандру намаскар? 3 круга. И не перед сном, а где-нибудь, так сказать, в 10 утра.

Конституция человека.

00:25:57 Хотя бы чуть-чуть узнать, чем вообще ты занимаешься? Сейчас этого нет. Сейчас этот холистический подход, вот его вырвали. Что ты должен, во-первых, цельно понять человека. Во-вторых, ты должен его индивидуально понять. Индивидуально.

00:26:16 То есть просто посмотри хотя бы на человека, сразу будет понятно. Нельзя ему это, помрёт он сразу же от этого, то есть всё очень просто. Очень просто.

00:26:27 То есть можно хоть чуть-чуть какие-то первичные, индивидуальные вещи изучить. Хоть по языку научиться определять конституцию человека. По языку можно всё понять.

00:26:38 Вообще, аюрведа такая наука, что по любой части тела можно всё понять. Любую часть тела можно взять, то есть дошу можно понять по любой части тела. Кожу потрогай, поймёшь какая доша. Сухая кожа – вата. Жирная кожа – питта. Горячая кожа, красная, простите, жирная – капха. Если кожа горячая, красная, то она питта. Просто же? Всё просто же?

00:27:05 На волосы посмотри, то всё поймёшь. То есть любую дошу, если ты её хоть чуть-чуть понимаешь, по любой части тела можно понять. А если ты ещё, не дай Бог, в это углубился и начал этим заниматься, если ты пульсовую диагностику стал изучать, так это вообще можно понять, насколько может быть, так сказать, интересна индивидуальность.

Общих методик не существует.

00:27:30 В этом то и идея. А так появляется что-то и его как знамя берут, какую-то методику. И давай бегать всем по кругу. Все делаем сурью намаскар.

00:27:40 Это бизнес технология. Бизнес технология. То есть всем доказать, что это супер методика, всем делать. Нет, в этом то и проблема, что фактически нет никаких вот таких общих методик. Все методики индивидуальны, всегда нужно подбирать. Так же и отдых. Отдых нужно подбирать.

Дневной сон.

00:28:05 Кстати, последнюю лекцию, которую мы читали про дневной сон, помните, я рассказывал? Сегодня в новостях передали, что в Москве, в некоторых департаментах, так сказать, в офисах, разрешили дневной сон. [Смех лектора]. Что-то в космосе резонирует. То есть официально можно поспать.

00:28:30 [Голос из зала]. Что-то там, какие-то резонансы произошли. Прямо вот-вот сегодня [непонятно] с женой подпрыгнули, что вот только это обсуждали и прямо вот, прямо чудеса. Чудеса. Ну и ладно. Хорошо. Пусть так. Главное, чтобы они просыпались [смех лектора] после дневного сна.

00:28:59 Вот нашему человеку что-нибудь позволю, у нас же зимняя страна? И тут очень сильный тамас. Поэтому, если наш человек лёг спать, то он может проспать до 11 вечера. Дневной сон в холодной стране – это опасная вещь. Нужно чтобы обязательно хоть кто-то разбудил. Потому что если хорошо в тамас войти, то уже не проснёшься. Опасность дневного сна - можно и не проснуться. Можно и до ночи проваляться, немножко, знаете, что-то от мишек.

00:29:37 У нас всё время, знаете, в России медведи, балалайка. Что – то в этом есть. То есть нам нравятся такие простые какие-то слова, простые песни, то есть вот эта балалайка. И если мы в тамас впадаем, то все могут разбегаться. Потому уж, если наш человек уснул, то его уж ничем не разбудишь.

00:29:59 Или если он драться пошёл, то он буде драться, пока он всех не побьёт. [голос из зала непонятно]. Да, если он сам не помрёт. Тамас такой очень сильный.

Проблема общественных систем.

00:30:09 Поэтому, например, нельзя всем спать одинаковое количество времени, так как одни будут пересыпать, а другие будут не досыпать. Вот это проблема всех этих, так сказать, общественных систем.

00:30:24 Детский садик, да? Почему так многие страдают, то есть им это адом кажется? Армия адом, кажется, многим. Потому что нужно как все делать всё. Вроде бы ребёнок, вроде бы к нему как раз надо как можно более индивидуально. А его всё - лёг, встал, не кричи, спи. И вот он не понимает, как это так: «Я же индивидуальность!» - а его сразу заставляют.

00:30:50 Так же в армии тяжело. Если человек не военный, нет у него этого солнца, то ему очень тяжело, когда ко всем всё одинаково. Одна еда для всех, один режим дня для всех. Так, достаточно тяжеловато в этом плане, то есть не всем это подходит. Потому что одни наоборот высыпаются, другие не досыпают. Одни переедают, другие не доедают. Потому что все разные.

Умереть в состоянии здоровья.

00:31:25 В конце концов мы можем даже умереть во время отдыха. Потому что умирают не только во время работы, умирают также во время отдыха тоже. И правильный отдых позволяет, в конце концов, и правильно умереть, то есть умереть счастливым. Как царь [непонятно] говорил в своё время, что, «Кришна, дай мне возможность умереть в здравом уме и здоровом, когда мои доши не приведены в беспорядок. Потому что только в состоянии нормальных дош, спокойных дош, я в состоянии помнить о тебе. Только в состоянии здоровья я могу быть сосредоточенным на тебе. А если все мои доши выйдут из равновесия, как же я могу помнить о тебе в момент смерти?». То есть так, [непонятно], он волновался по этому поводу и всю жизнь молился, чтобы умереть здоровым.

00:32:21 В этом и принцип то аюрведы. То есть умирают все, но аюрведа позволяет умереть здоровым. То есть умереть в состоянии не полностью вышедших из равновесия дош, то есть умереть в более менее спокойном уме. Просто время пришло, часы остановились. Знаете, дома настенные часы шли, шли, раз - остановились. А что это с ними? Да померли, надо менять батарейку. То есть, то в принципе они не сломались то часы, просто в них батарейка села.

00:32:54 Так же и аюрведа. Аюрведа позволяет умереть в таком стиле часов, у которых сели батарейки. Жил, жил, жил. Там болело немножко, там что-то прихрамывало, то, сё. Раз, раз батарейка села. И всё, умер спокойно.

00:33:10 В этом, в принципе, задача аюрведы. То есть умереть так, чтобы доши полностью не вышли из равновесия. Чтобы ум оставался спокойным, чтобы можно было помнить о боге.

00:33:21 Так что это очень серьёзное знание. Говорится, когда Кришна вложил знание в сердце Брамы, то вместе со всем ведическим знанием, он так же дал знание и про оздоровление.

00:33:37 А Брама уже передал разные части ведического знания своим потомкам. К сожалению, как мы знаем, все древние тексты, которые нам оставили эти мудрецы, до нас практически не дошли.

00:33:52 Фактически сохранилось про оздоровление только два больших трактата. Всем известных [непонятно], всего два произведения. Да, толстые немного. Поэтому большинству приходится восстанавливать знания по крупинкам, как-то немножко догадывать, понимать.

Защита от дурака.

00:34:14 Слава Богу, слава Богу, тело само стремится к равновесию. [чих из зала]. Да! То есть телу не надо говорить: «Чихай!». То есть тело оно само регулируется. Надо чихнуть? Оно само чихает. То есть это не так, что тело посылает в разум сигнал, что там что-то не то и я должен принять решение: «Ладно, в этом случае надо чихнуть, в этом случае не надо». Телу всё равно до нас вообще.

00:34:49 Оно само регулируется. Это защита от дурака. Защита от дурака, есть такая схема, защита от дурака. Предохранитель такой. И в теле, тоже Господь понял, кто мы, и сделал защиту, на всякий случай. То есть оно само всё работает. Если бы сами решали, когда чихнуть, когда не чихнуть, когда кашлянуть, когда не кашлянуть, то мы бы давно уже все померли. Просто бы все померли.

00:35:19 Поэтому оно само, когда надо подымает температуру. Йога, она позволяет поднять температуру то. Йога позволяет поднять температуру, опустить температуру. Йога позволяет, так сказать, сделать с телом любые процедуры. Очистить кишечник, нос промыть. Что угодно можно сделать.

00:35:37 Но если б мы сами это делали и сами бы решали, когда это надо делать, например, промывать кишечник. Мы бы все давно померли, никого бы не осталось.

00:35:46 Поэтому само себе тело кишечник промывает, никого не спрашивает. Само когда надо чихает, когда надо поднимает температуру и убивает там всё ненужное. Само регулирующая вещь, само восстанавливающая вещь

00:36:05 То есть если мы просто не будем мешать своему собственному организму, то уже нормально. Уже хорошо, оно постепенно само придёт в равновесие, а в основном так и происходит. А в основном телу ставится диагноз до тех пор, пока оно либо не вылечится само, либо само не помрёт. Причём за это же платятся огромные деньги. И потом оказывается, что вообще всё было не то. Поэтому обычно за это время оно либо выздоравливает, либо помирает.

Аюрведа говорит – начни сначала просто хорошо пережевывать пищу.

00:36:41 В сущности, в этом величие духовного знания. Духовное знание не пользуется никакими сложными методиками. Мы просто говорим, что человек должен оставить свои глупости и дать организму самому прийти в равновесие. Просто не совершай глупости, живи спокойно. Тело само восстановится. Иногда нам нужно чуть-чуть, совсем чуть-чуть подправить этот баланс.

00:37:07 По этой причине, например, что человеку рекомендует аюрведа? Она же не 64 асана то рекомендует. Аюрведа говорит: «Начни сначала просто хорошо пережевывать пищу». Начни с этого, зачем тебе эти асаны? Пока ты не пережёвываешь пищу – асаны не нужны. Нельзя делать асаны, если ты не переживал пищу. Вообще перед асанами есть не надо. Но если уж ешь, то хотя бы пережёвывай пищу. Потому что иначе толку никакого не будет. 64 асаны не помогут, если ты не пережёвываешь пищу. Причём не просто пережёвываем пищу, а хорошо чувствуй её вкус. Потому что, в действительности, это банальное уважение к пищи. Если мы её просто запихиваем в себя на ходу, то это очень некрасиво, это неуважительно.

00:37:59 Но если мы едим спокойно, то, во-первых, мы сами понимаем, какая пища полезна, а какая вредная - это естественно становится понятым. В спокойствии сразу же понятно, какая пища полезная, какая вредная. А, во-вторых, мы сами начинаем понимать, какая пища нам подходит, а какая не подходит. Прямо это видно, какая она тяжёлая, прямо это видно становится. Что вот это вот моё, а это вот не моё. Прямо видно становится. В спокойствии это всё видно. Никакого врача не надо, никакого диетолога не надо. Это прямо видно становится.

00:38:38 Замечали, как иногда сразу понимаешь: «Я столько не съем, о, мне это не надо». Но если человек спокойно всё это ест, он начинает это всё понимать. В-третьих, это пища, в действительности, переваривается и становится нашим телом, а не выходит сразу после еды. И в конце концов, в-четвёртых, наш ум успокаивается и мы отдыхаем. Отдыхаем и перед едой, и во время еды, и после еды. И это происходит только в том случае, если есть неторопливо. Отдых будет и перед едой, и во время еды, и после еды.

00:39:19 А если есть торопливо, если есть на ходу, то всё время на еду просто вычёркивается из нашего отдыха. А это совсем не мало, потому что отдыха тут не наступает. Это просто ещё одна работа – есть. [Непонятно] за едой, быстро ем, бегу после еды, отдых то где?

Употребление специй.

00:39:45 Ну вот ещё одна маленькая, буквально, важная вещь, которая вызывает много недоумений, много неправильных толкований – это употребление специй.

00:39:57 Вся индийская, или так скажем, аюрведическая кухня целиком построена на специях. И специи не только придают пище вкус, но они являются теми добавками, которые облегчают наше пищеварение и дают человеку энергию, дают ему силу. Чтобы он мог, как следует, переварить эту пищу, которую он есть, и, как в следствии, отдохнуть.

00:40:28 Потому что если человек может переварить пищу, которую он есть, он может отдохнуть. А для этого ему нужна сила, для этого переваривания. И силы дают именно специи.

00:40:40 Специи дают силы перевариванию пищи. А если мы способны переварить пищу – мы отдыхаем.

00:40:47 Если же к пищи не подобраны специи, то тело не отдыхает после еды. А что делает? Продолжает работать. Продолжает изо всех сил перерабатывать полученную пищу ещё несколько часов. И вот по этой же причине бесполезно есть перед сном. Потому что тело, конечно же, отключится, но спать не будет. Человек будет продолжать, тело будет продолжать бодрствовать, то есть будет работать. Поэтому отдыха не будет.

00:41:19 В этом важность специи. Собственно говоря, правильное употребление специй – это путь к здоровому отдыху. Путь к настоящему отдыху. Потому что мы едим довольно часто сейчас. Там перекусил, тут перекусил. Так три раза поел, между ними три раза перекусил.

00:41:37 И если пища не отрегулирована, то тело всё время работает. Всё время работает. И отдыха вообще нет. Хотя человеку кажется, что он спит, как-то отключается, но отдыха нет. Потому что тело продолжает напряжённо трудиться, как-то всё это перерабатывает. То есть домна работает. Завод работает. Хотя мозги отключены, но сна нет такового нормального.

Диетическая пища.

00:42:06 Кто-то может считать, что диетическая пища – это пища без специй, но это не так. Диетическая пища – это пища, с правильно подобранными специями, то есть она должна перевариться. Диетическая пища должна перевариться. Если диетическая пища не переваривается – это не диетическая пища. Какая же в ней диета то? Это уже не диета, это - очередной яд. На сегодня думаю достаточно.

Мир изначально заточен на отдых.

00:42:35 Какие-то вопросики, может? Чем дальше в отдых погружаешься, тем интересней становится. Потому что, открою маленький секрет, весь этот мир, весь этот мир, это, собственно говоря, продукт отдыха Маха-Вишны. Поэтому в этом мире все так любят отдыхать, потому что это мир изначально на отдых заточен. То есть он из отдыха выходит. Поэтому если отдыхать правильно, если человек чувствует, что такое божественное есть. Поэтому целый культ отдыха.

00:43:14 Поэтому все думают как пятницу, субботу, воскресенье, викенд, отпуск. Как я там отдохну? Как я отдохну? Всё это фотографируют, как я буду отдыхать. Всё это подушки, простыни, диваны, стулья, мир диванов, это же всё. Всё вокруг диванов заточено.

00:43:33 Первое, что дома покупают? Кровать. Что такое без кроватей? Всё в кроватях, то есть мир исходит из этого сна Вишну. Это я буду в субботу рассказывать. Чтобы было понятно, почему мы так много про отдых разговариваем. Потому что если в отдыхе не разобраться, в этом мире не разберёмся, он исходит из отдыха. Господь на нас отдохнул. [Смех лектора]. И это заметно. Но это в субботу я поподробнее расскажу. [Смех лектора]. Это так мы, не надо это в широкую публику, это слишком, так сказать, нервно для размышлений простого человека.

Вопросы из зала. Будет ли специальная лекция про специи?

00:44:30 [Вопрос из зала]. Спасибо за лекцию. Такой вопрос. [Непонятно]. Будет ли специальная лекция про специи?

00:44:40 [Ответ лектора]. Да. У нас целый курс на диетологию заточен. Это курс «Астрологическая диетология». Там мы со временем должны всё разобрать. Да, у нас есть астрологические ретриты по астрологической диетологи. Вы знаете, мы это всё потихоньку капаем, изучаем. Поэтому, несомненно, да. Несомненно, да. И я не думаю, что прямо уж нет материалов по специям. По специям материалы есть, но они, как правило, не очень переложены на русскую реальность, нашу российскую. Тут надо немножечко бы коррекцию провести, но это уже отдельный вопрос.

00:45:31 Поэтому я думаю, что чисто по ведической кулинарии, по ведическим специям материал есть, но я думаю, что ещё недостаточно проработано переложение на нашу реальность. Потому что тут, конечно, нужно немножечко подкорректировать время, место, обстоятельства. Это очень серьёзная коррекция.

00:45:54 И поэтому те задачи, которые решаются в экваториальной среде, они чуть-чуть по другому решаются в среде зимней такой, холодной. Потому что это экваториальная среда, это что значит? Это значит в полдень, в самое солнце, когда на улице 60 градусов жары, тебе нужно съесть обед. То есть обед, это считается, главный приём пищи, то есть это много. Много еды.

00:46:30 А что значит самая жарища? Это значит, что эта жарища вытягивает силы, вытягивает огонь из организма. И телу очень трудно переваривать этот обильный обед. А есть надо.

00:46:44 Поэтому в такой ведической, классической, такой индийской кулинарии на это заложено очень многое. И все пропорции специй, и их сочетания. На то, чтобы в обед, эту самую массу, в самое неудобное, в самое жаркое время, переварить.

00:47:02 У нас человек к обеду, он гвоздь может переварить, то есть наш человек - это просто дайте ему литр молока и батон хлеба съесть и, так сказать, никакой амы в жизни не будет у него. Потому что он слесарь. Другой немножко часовой пояс, другой температурный режим, нужно немножечко перестроиться.

00:47:38 Если грубо говорить, то я бы всё делил на 20. То есть если вы взяли такой какой-то рецепт индийский и там прочитали сколько надо специй, то я б поделили где-нибудь на 20 и это бы примерно подходило. То есть там 60 градусов. Не 60, допустим, совсем уж самую жару. 40, классическая жарища. Вот у нас 20. И вот надо на каждый градус минус двадцать поделить и получиться то, что нам примерно нужно. Это я так, символически.

00:48:23 Потому что у нас очень сильно удивляются, когда суп из специй получается. И человек ест овощи и у него просто всё скрипит на зубах. Специи скрипят. И поэтому никто потом это из родных есть не хочет, а это же домашняя кулинария, как правило. Поэтому начните делить на 20 и уже будет хорошее, простое начало. То есть никогда не верьте в большое количество специй. Потому что это, как правило, такой южный, солнечный вариант.

00:48:58 То есть это попытка зажечь внутренний огонь пищеварения. И победить им эту внешнюю жару. У нас и так с пищеварением всё хорошо. То есть оно всё нормально в ходе, аппетит и так хорошо.

00:49:18 Я так всё время жду зиму. Потому что летом у меня вообще нет аппетита. Я за всё лето аппетит вообще ни разу не испытываю. То есть я ем просто, потому что просто жена принесла, ем. Жарко. Мне жарко и всё. Аппетита нет вообще. А вот зимой я хоть в нормальный режим возвращаюсь. То есть у меня реальный аппетит появляется. Хочется хлеба с молоком выпить, съесть. Возвращается жизнь, огонь возвращается. А это значит, что тело хоть как-то в норму приходит, то есть в нём процессы нормальные идут.

00:49:55 Это, конечно, как бы не советы прямые, не рецепты, просто чтобы как-то понять, как это работает. Поэтому да, мы это всё можем разобрать. Это бы хорошо, конечно, в виде таких мастер классов. Этим должны женщины заниматься. То есть приходить, приносить плитку, всё это бросать, показывать. Может быть, что-то придумаем такое.

00:50:23 Специи. Специи невозможно теоретически изучать, потому что сама концепция специй очень серьёзно завязана с обонянием, то есть специи обязательно нужно обонять. Обонять. Если специи не обонять, то нет действия, непонятно о чём речь. Только по запаху можно понять, какие специи правильные, когда они правильно сочетаются. Действительно они мои, не мои эти специи?

00:51:00 То у нас, знаете, начинают как иногда делать масалу, да, ядрёную? Так это прям как удар сковородкой по голове. С кухни идёт эта волна и просто всех сбивает на пути. И человек кашляет, стоит. То есть это явно что-то не то. То есть должна быть эта привлекательность, ароматность, сочетаемость. То есть это тонкая наука.

00:51:30 И обоняние очень важно в этом плане. Поэтому такая теоретическая разборка специй, она не очень правильная. Нужно чтобы нос присутствовал во всём этом деле. Там зрение не столько важно, там именно обоняние

00:51:52 То есть кухня – это больше такой обонятельный процесс, чем зрительный. На определённом, так сказать, этапе пища немножко так вся сравнивается, примерно так уравнивается её внешний вид. [Смех лектора]. А вот специя она даёт свой этот запах. Можно гуну почувствовать. Можно понять: много, мало, моё, подходит сейчас, не подходит, чего убрать, чего добавить? Это очень простая вещь, в принципе. Но этому нужно немножко, так сказать, раскрепоститься. Так же как музыку нужно научиться слушать, и мы будем учиться делать это. Так же и специи будем учиться обонять, нюхать.

00:52:45 Спасибо большое! Было очень приятно.

транскрибирование: Валерия Рогова | 06 августа 2021