Наука об отдыхе — это материальная наука или духовная?

Санкт-Петербург - 24 сентября 2017
Вихара помогает человеку задавать вопросы об абсолютной истине. Отсутствие разума приводит к депрессии. Какие дела можно отложить, а какие нет. Кадровая работа: каждый мастер должен иметь подмастерье.
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:12:05 | качество: mp3 64kB/s 33 Mb | прослушано: 765 | скачано: 54 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-маноЯбхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам
ванде ахам шри-гурох шри юта-пада
камалам шри-гурун вайшнавамш ча
шри-рупам саграджатам саха-гана-
ругхкнатханвитам там са-дживам
садвайтам савадхутам париджана-
сахитам кришна-чайтанья-девам
шри-радха-кришна-падан саха-гана-
лалита-шри-вишакханвитамш ча

00:00:45 хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намасту те
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прие
ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.
Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине

00:01:45 Так, мы продолжаем. Вихара. На этой лекции мы попробуем разобраться в таком серьёзном аспекте науки о работе и отдыхе… потому что может показаться, что это наука материальная, а в действительности, она имеет вполне духовные уровни, духовные цели, духовные методики и духовные задачи. Мудрецы утверждают, что любой человек должен желать здоровой жизни, потому что. в конце концов. это поможет ему задавать вопросы об абсолютной истине.

00:02:41 Ведь если мы не умеем отдыхать, то никаких сил на такие тонкие возвышенные рассуждения как: о цели жизни, о саморазвитии, о духовном предназначении, нам просто не хватит, никаких сил на это не хватит. Это очень такие энергозатратные действия. Это только кажется, что что-то такое оно развлекательное. Нет. Как человек, не очень понимающий о чём идёт речь, когда он видит людей, которые рассуждают, философствуют, думают, занимаются самосознанием, они начинаются как-то волноваться, говорить «работать вам надо, лбам здоровым». То есть им кажется, что это такое праздное времяпровождение.

00:03:33 В действительности, интеллектуальный труд — это очень тяжёлый труд… тяжелый труд, настоящий пот, серьёзная работа. Устаёшь. И получается тогда в чём польза вообще от нашей работы, после которой мы просто валяемся с ног и погружаемся в невежество? Будучи неспособными ни подумать, ни поразмышлять, ни поговорить, ни разобраться, ни покопаться ни в чем? Поэтому сейчас и всё такое вот… так сказать, всё для человека, который не имеет сил: лёгкие развлекательные передачи, лёгкие развлекательные книги, там нет никакого посылала, нет никакой задачи, нет никакой работы. Просто развлекайся, смотри как кто-то там буквы угадывает, цифры угадывают, что угадывает… то есть такая развлекательная картинка… развлекательная картинка.

00:4:37 Почему? Потому что человек не умеет отдыхать. То есть он не умеет отдыхать, поэтому, собственно говоря, никакой он уже после работы, не человек, просто такое приложение к дивану. Там есть подушка, одеяло и человек там ещё лежит. В принципе, от них результат примерно одинаковый. Ну и чтобы он не ругался весь вечер, ему нужно какую-то вот развлекательную включить, увеселительную программу. Но попробуй его на что-то вот такое серьёзное выведи. Так просто не выведешь. Попробуй о чём-то серьёзном, попробуй поговори, так просто не поговоришь. А ведь, в конце концов, всё должно приводить к счастью. И работа нас тоже приведет к счастью, только если мы умеем правильно работать, то есть, соответственно, правильно отдыхать, когда у нас сохраняются силы на понимание смысла жизни, когда сохраняются силы на самосознание.

00:05:37 Одним словом, мы не изучаем отдых. Вихара - это не наука как здорово отдыхать, как весело отдыхать, как расслабляться изо всех сил. Нет, это не так немножко. Мы не изучаем отдых для того, чтобы научится отдыхать. Мы изучаем отдых для того, чтобы научиться работать, и в первую очередь, работать над собой. Мы не тунеядцы. Мы скорее работоголики, но мы разумные работоголики, мы сбалансированные работоголики, мы не можем не работать, потому что это наше призвание, это наше служение Богу, миру, детям. Работа для мудреца - это не способ получить деньги, это его способ служить миру, способ исполнить свое предназначение.

00:06:35 Ну а зарплата — это приятный бонус, который всегда соответствует нашему реальному положению в этом мире. Зарплата не работе соответствует, зарплата карме соответствует. Поэтому видите, что иногда очень странно всё это распределяется, кажется, за эту работу должны больше платить, а за эту меньше, а платят непонятно как, кто и где, и за что. Зарплата карме соответствует. Поэтому, если у человека есть хорошая карма из прошлой жизни, он на абсолютно странный работе будет получать абсолютно странные деньги. И все будут вокруг удивляться, где их берёшь? То есть все будут спрашивать: ты где берёшь вообще? где их вообще берёшь? Откуда у тебя это всё? Да оно непонятно откуда, то есть оно не из работы… деньги не из работы происходят вообще. Деньги из кармы происходят.

00:07:36 Это удивительная вещь, немножко другая, это не механический процесс. Поэтому люди опытные, они, скажем так, не над профессией работают, опытные люди над кармой работают. Потому что дело то не в профессии. Потому что если мы на профессии зациклились, то нужно все время профессию менять, потому что с профессией всё время что-то происходит. То на этой профессии платят, то на той платят, то здесь, то там… Непонятно что вообще… всё время какие-то проблемы. Но если у тебя действительно с судьбой всё в порядке, то где бы ты не работал, всё будет хорошо. Твои желания исполнятся. И одна из проблем счастливой работы, работы по призванию, работы как служению Богу, работы как духовному процессу, является то, что эта работа происходит в материальной среде.

00:08:36 А значит, каков бы ни был одухотворенным работник, и какая бы ни была одухотворенная работа, и как бы ты там тонко не мыслил, и тонко не видел, ну ничего не поделаешь, мы работаем в материальной среде. Поэтому усталость приходит, усталость реально приходит, а вместе с усталостью приходят и болезни, которые останавливают нашу работу. Они разрушают наши планы, запросто приводят к деградации. И вот это самое знание, которое мы с вами изучаем, ведическое знание о Вихаре – это, в принципе, то самое совершенное знание, которое способно избавить человека от перегрузок, а значит и избавить даже от болезней.

00:09:36 Дело в том, что иногда искатели истины неправильно списывают причину своей болезни на свою карму. Тоже тут путаница происходит. Они наивно думают, что всё предопределено и тут уже ничего не поделаешь, буду болеть пока моя карма не выйдет. И да, в этом есть часть правды, многие из наших болезней действительно карма, но карма то разная бывает, карма — это не единое понятие, карма - это многоуровневое понятие. К слову «карма» есть очень много приставок. Бывает карма, очень глубокая, карма, которая дана нам вместе с этим материальным телом, так сказать, приданное, от которого не откажешься.

00:10:32 Это называется прорабха кармой или кармой, которые уже приносит плоды, уже не отвертишься. В прошлой жизни мы там понаделали что-то и, в соответствии с этим, получаем это тело. В этом теле уже находятся вот такие бомбы замедленного действия, которые в определенный момент взрываются и приводят к разного рода проблемам. Это да. Но большая часть проблем, большая часть болезней, недомоганий, с которыми мы сталкиваемся, имеют не такое далёкое эзотерическое происхождение. Например, наше никому неизвестное прошлое, это же эзотерическое происхождение. Кто там знает, что там было? Да никто не знает, поэтому туда можно в принципе всё списать, на это прошлое.

00:11:27 Нет, большинство наших проблем имеют реальное… реальную причину в настоящем, причём эта причина, вот именно невежество. Мы банально неправильно живём, банально неправильно работаем, банально неправильно отдыхаем и всё ломается. Когда какой-то механизм неправильно работает, он ломается. Это и так понятно. Всё, что неправильно работает , все сломается. У всего есть какие-то вот такие, скажем так, свои условия, по которым оно должно работать, не ломаясь. Техусловия. Значит всё, ничего не произойдёт. Мужчины меня поймут, то есть большинство техники требует времени прогрева.

00:12:17 То есть техника она такая, её нельзя просто включить, она заработала и всё. Если что-то включить, сразу начать этим пользоваться, скорее всего оно сломается. Ресурс моментально выработается. То есть нужно включить и дать этой штуке прогреться. Дать ей поработать, чтобы она нагрелась, чтобы там всё притёрлось, чтобы всё маслом смазалось. Время прогрева называется. Поэтому, в принципе, если вы что-то включаете, дайте ему хотя бы минут 10 погреться, постоять, пусть оно придёт в себя. Это вот материя. Она такая. Тоже самое и со всем другим. То есть если мы неправильно пользуемся своим телом, если неправильно работаем. Как современный человек: вскочил и побежал.

00:13:07 То есть у него же нет времени на прогрев, он же вскочил и побежал, а нужно время на прогрев, то есть сколько даётся на прогрев телу, чтобы начать работать? Да часа 3-4 даётся, а у нас 5 минут дается - все, вскочил, зубы почистил, вперёд. Поэтому прогрева нет, тело ломается, человек уже до обеда устал, он уже после обеда только ждёт, когда домой пойдёт. Он уже после обеда не работает. Кто сейчас уже после обеда чувствует в себе силы, чтобы работать? Почему? Прогрева не было. Человека не прогревался. Ну как в спорте тоже, да? Попробуй сразу то сделай упражнения, сломаю что сразу же. То есть нужно разогреться. Прогрев… прогрев … механика… механика прогрева требует. То есть мы ещё не в духовном мире, у нас ещё не духовные тела, у нас реальные материальные тела из кожи и меха.

00:14:03 Их надо реально прогревать там, кости, все, мышцы. Попробуй, не прогрей, всё… всё сломается. То есть это очень практичные и понятные вещи. Реальное невежество, реальное непонимание, как использовать то, что нам дается. Мы так вот неправильно живем просто потому, что не знаем как жить правильно. Нас этому банально не обучили. И вот результатом такого невежества, естественно будут разного рода страдания. Поэтому знания о, казалось бы, каких-то элементарных вещах: об отдыхе, о работе, они могут избавить нас от очень многих страданий. Потому что эти страдания-то они никому не нужны, они лишние, они не должны были к нам приходить. Мы их сами позвали. Позвали их в гости, они не смогли отказать нашей настойчивости.

00:15:02 Они не были предопределены судьбой. Они не были посланы Богом. Бог не хочет, чтобы мы страдали, поэтому она даёт нам знания, избавляя нас от невежества. Значит избавляя нас от страданий тоже. И духовная культура — это не только культура служения Богу, это также умение гармонично жить в материальном мире. Это тоже часть духовной культуры. Все люди, воспитанные на основе вот такой полноценной культуры, знают основные правила отдыха и работы, живут в соответствии с ними, и потому избегают многих неприятностей, которые вот мы, люди, родившиеся в культуре телевизора, просто мы о них не знаем.

00:16:04 Примером может служить сам Шрила Прабхупада. Те свидетели, которые с ним тесно общались, рассказывают, что Шрила Прабхупада всегда очень точно знал, как надо себя вести. Он очень точно знал, как следует работать, как следует отдыхать. Очень четкое расписание. По минутам всё выполнялось. Причём это расписание менялось в соответствии с условиями, в соответствии с климатом. Вот и может как бы показаться, что разговоры об отдыхе работе какие-то приземленные, и надо говорить только о духовности. Но дело-то в том, что мы не достигли уровня, когда мы перестаем зависеть от своего тела. Мы зависим от своего тела, а поэтому с телом надо разобраться.

00:17:02 Мы должны понимать, что находимся ещё на том уровне, когда по рукам и ногам связаны со своим телом. Таким образом тело влияют на наше духовное развитие, влияет на наше сознание, влияет на наше самосознание, а значит оно может либо мешать, либо помогать. Это зависит от наших познаний: понимаем мы как это устроить или не понимаем. Грубо говоря, если наше тело здоровое, то мы можем сделать гораздо больше, то есть эффективность нашей жизни увеличивается. Поэтому нужно четко понимать, что мы зависим от материальных обстоятельств, нужно разбираться в этих материальных обстоятельствах. Не зря в Бхагават Гите так подробно гуны материальной природы описываются, чтобы мы в этом разобрались.

00:18:02 Причём, для человека, который превзошел материальный уровень, зависимость действительно получается обратная. Для него… скажем так, его материальное тело зависит от его духовного состояния, но это не наш уровень, поэтому его разбирать не будем. Мы вот разбираем Вихару, пытаемся понять, что это такое. Вихара, режим дня, вот все вот эти концепции труда и отдыха, дают человеку возможность взять под контроль тело. Взять под контроль его физическое и психологическое состояние. Ведь наш успех, в конце концов, в духовной жизни — это успех контроля ума. А контроль ума – это, собственно говоря, и первичная задача Вихары.

00:18:57 Например, вожделение. Что такое вожделение? Это тоже одно из проявлений, которые относятся к телу, телесная вещь, телесная функция. Что даёт Вихара? Контроль работы и отдыха дает возможность взять вожделение под контроль. Ведь если 24 часа под нашим контролем всё наше тело, под контролем работа отдых, мы себя контролируем все сутки от начала до конца, то и вожделению некуда деваться. Оно тоже начинает контролироваться и так всё также гнев, зависть, жадность, всё остальное. Если тело под контролем, а все эти пороки, собственно говоря, части нашего тела грубого и тонкого, то они тоже вынуждены контролироваться, они вынуждены жить по этому ритму. Они тоже берутся под контроль им тоже некуда деваться.

00:19:58 Шрила Прабхупада говорит, что по идее любой авторитетный духовный путь ведет к оздоровлению тел. И он объясняет: потому что духовная практика влияет на душу, а тело связано с душой. Поэтому если душа оздоравливается, то и тело тоже оздоравливается. Но из-за нашего личного несовершенства, иногда эта духовная практика не приносит нам оздоровления, здоровья. Это опять-таки происходят вследствие нашего незнания и непонимания как вся эта система работает. Поэтому не секрет, что поначалу люди привлекаются духовным развитием, потому что хотят иметь какие-то материальные результаты. Это нормально.

00:20:53 Если мы сразу начнём рассказывать о духовных результатах, то им это будет трудно воспринимать, как нечто полезное, как нечто своевременное. Но если будет понятно, что с помощью этой духовной практики, человек может реально улучшить своё состояние, решить свои проблемы, то это найдёт у них первичный отклик. И Шрила Прабхупада подтверждает эту идею, он пишет в третьей песне Шримат Бхагаватам, где рассказывает про Кардама Муни. Где описывается Кардама Муни, великий мудрец, который выглядел здоровым, цветущим и объясняется: он был таким здоровым, цветущим, потому что он слушал нектарные звуки Святого Имени Бога. И он пишет там: подобно этому, тот кто слушает прецедентный звук Святого имени Господа, тоже становится крепким и здоровым.

00:21:56 То есть это связанные вещи. Пока тело и душа связаны (они несомненно связаны), можно через одно влиять на другое. Через контроль тела можно влиять на какие-то душевные состояния, а через воздействие на душу, можно влиять на тело, то есть это связанные вещи. Поэтому и существуют вот эти разные направления, разные знания, которые сбалансированно позволяют всё время держать себя под контролем, все время развиваться. Во время духовной практики мы влияем на душу и душа потом, косвенно, воздействует на тело. Во время работы-отдыха мы влияем на тело, которое косвенно воздействует на душу. И, так получается, мы постоянно, постоянно, находимся в этом прогрессе, постоянно развиваемся, постоянно идёт движение вперёд.

00:22:59 То есть это очень подозрительно, когда мы-то развиваемся, то не развиваемся: А ты куда пошел? Я пошёл развиваться на развивающие занятия… А остальные занятия какие? Меня всё время так это удивляет - «развивающие занятия». Остальные тогда какие занятия? Зачем тогда на все остальные ходить? Да всё должно быть развивающим и вот Вихара это позволяет. Вихара это позволяет. Вихара позволяет все 24 часа задействовать в развитии, действовать разумно, действовать грамотно. Точно понимаешь, что делать, как делать. Потому что, когда я действую с разумом, разумно, то есть понимаю, что я делаю, чем это закончится, какую функцию это развивает? Конечно же тот же самый разум.

00:23:51 Потому что разум надо тренировать. Разум — это не теоретическая функция. Нам кажется, что разум это кроссворды разгадывать. Нет, разум — это не теоретическая вещь. Разум - это практическая вещь, то есть я должен учиться именно действовать. То ест разум - это понимать, чем всё закончится, и соответственно, это должно быть к действию привязано. Поэтому разумный – значит действующий разумно, не думающий разумно, а действующие разумно. Если человек думает разумно, этого мало, это ещё не разум, это теоретизирование, это мечты, витания в облаках. Разум - это всегда деятельность. Поэтому если вы видите разумных людей, вы всегда можете увидеть, что они очень активны. Замечали, что если человек реально разумен, он просто пышет активностью? К нему только подойди, он тебя загрузить работой вообще, лет на 100 вперед, и никогда вообще потом не выберешься из этой работы. То есть активности хватает, потому что разум — это деятельная функция.

00:24:49 Потому что посмотрите, если мы понимаем, чем всё закончится, то мы можем реально планировать свои дела. Если мы не понимаем, чем всё закончится, то что планировать-то? Потому что всё к одному и тому же приводит: к депрессии. Всё же плохо заканчиваются, всё заканчивается не тем, что мы ожидали. То есть разума нет, мы что-то делаем, о чём-то мечтаем, а всё по-другому заканчивается, всё не тем заканчивается. Поэтому у человека очень быстро вот эта вот депрессия проявляется. Невежество всегда приводит к депрессии. Всегда к апатии приводит, хочется просто лечь и лежать, и ничего не делать. Почему? Потому что всё не так заканчивается. А разум — это четкое понимание законов кармы. То есть к чему приводит тот или иной поступок, и поэтому можно реально планировать и получать реальный результат. Да они не совершенны, потому что мы не совершенны по своей природе.

00:25:46 Но оно пусть и не совершенно, но заканчивается как надо. Потому что законы кармы не врут, то есть они очень четко описывают систему деятельности. Как, что делать, чтобы получить определенные плоды. То есть это определённое такое земледелие, да? То есть мы научились высаживать там помидоры и несомненно будут расти помидоры. Понятно, что мы несовершенны, поэтому бывает, что забыли полить или там, погода испортилась — это факторы несовершенств, но там точно помидоры растут. Они могут не дорасти конечно, бывает неурожай, но там хотя бы точно помидор. А что такое материальная жизнь? Знаний нет, садишь помидоры, а вырастает непонятно что… капуста. Мы её не заказывали, мы помидоры заказывали.

00:26:42 То есть всё время что-то не то происходит, что-то не то, не то, не то, не то, не то, не то, и все время человек удручен. Потому что хотела, так сказать, одну семью создать, а получилась другая семья. Хотел одних детей родить, получились другие дети. Хотел одно от работы, работа вообще полностью замучала до смерти. Подумал, ну, ладно, стану директором, всем покажу… Стал директором вообще съели с костями, ничего не осталось. То есть постоянно другой результат, постоянно что-то не то, разума нет. Поэтому разум — это несомненно деятельность, деятельность активная, и когда вдруг смотришь, что система работает, что законы работают, что действительно: что посеешь то и пожнёшь. Да, вот это вот как бы формула очень простая. Конечно, энтузиазмом наполняешься, конечно, хочешь блага приносить, конечно, хочешь действовать, потому что оно работает, действительно вырастает.

00:27:39 Несомненно, это наполняет человека энтузиазмом, о какой депрессии вообще может идти речь? Никакой депрессии нет, но тут нужна Вихара, потому что вот это вдохновение приводит к фанатичной переработке. И когда человек фанатично перерабатывает, то он ломается. Просто механизм, сам механизм ломается. Реально ломается механизм. И вроде бы человек вдохновлённый, вроде бы он уже умеет, вроде бы разум есть, но он просто берёт физически ломается, потому что он так вдохновлён, что ломается. Не может никак режим найти. Поэтому Вихара – это, собственно говоря, наука для вдохновленных, это учебник для вдохновленных, когда человек вдохновлен и он уже видит, то есть у него есть эти первичные знания, и он уже видит, что результаты действительно те, о которых ему говорят, что все законы работают, и он может быть успешным.

00:28:42 То, чтобы этот успех его не сломал, ему нужна Вихара, ему нужна вот это размеренность… размеренность. Нужно дышать спокойнее, потому что вдохновение приводит к такому излишнему энтузиазму, а нужно успокоиться. Вихара успокаивает. Вихара — это успокоительное для вдохновленных. Сейчас с вдохновением проблемы, поэтому Вихара никому не интересна, потому что человек не чувствует вот этого вот вдохновения. Потому что он приходит домой, дома просто валяется на диване и какая тут Вихара? Зачем она нужна? Всё понятно: на работе сидишь, дома лежишь, вот и всё. Между работой и домом идёшь - вот всё. Три формы жизнедеятельности - всё просто: домой пришёл – ложись, на работу пришёл – садись, между ними ходи.

00:29:36 А вихара, это что такое? Это человек пришёл с работы, и он не может лежать. Он дальше продолжает работать. То есть он дальше сидит там, прыгает, носится, бегает, у него дальше работа продолжается, он дальше работает. То есть что мы сейчас делаем? Сейчас же время послерабочее, надо дома сидеть, телесериал смотреть, лежать, лежать с семечками и семечки грызть. Мы тут сидим и дальше работаем, думаем, всё, то есть всё это продолжается, то вот … вот тут вихара нужна. Вот тут нужна реальная Вихара чтобы не сломаться, чтобы всё это вот было грамотно, действительно эффективно, качественно, то есть такое успокоительное. Успокоительное - это очень важная вещь. Как когда жара, нужно как-то вот прятаться от этой жары, нужны какие-то методики, и они иногда такие очень интересные, то тебе какое-то шапку очень тёплую дают…

00:30:38 Кажется, как это тёплую шапку в самую жару носить? Или там горячим чаем поят или ещё что-то. Ну а методики есть, они отработанны где-то, чтобы человека успокоить, чтобы этой жары не было. Также вот и жара она тоже бывает вот наступает в нашей жизни, мы от этой жары ломаемся. То есть самое главное, чтобы техника не перегревалась, потому обычно всё от перегрева как раз происходит. То есть нужно за температурным таким балансом следить, нужно чтобы всё было ровненько, чтобы действительно вот, так сказать, не было перекоса. Вот я смотрю на эту камеру – вот она перекошена. Почему всё время камеру криво ставите? Человек в наушниках, почему камеру всё время криво? Вот та камера криво стоит, и вот та криво стоит.

00:31:29 То есть одна из главных задач Вихары, чтобы всё было ровненько, чтобы не было перекосов. Почему перекосы-то? Понятно. Потому что это всё вот оно ломается в конце концов и ничего не происходит. То же самое в жизни. В жизни должно быть перекосов. Нужно очень точно уметь сохранять данный нам Богом энтузиазм, потому что энтузиазм — это не наше достижение. Наши достижения лучше никому не показывать, никому о них не говорить. Энтузиазм — это то, что сверху даётся. Поэтому если оно что-то пришло, что это значит? Это подарок. Подарок. А подарок — это вещь такая не наша, то есть кто-то подарил… Не наша… Мы не можем это считать тем, чтобы сказать от нас пришло, не мы его производили, нам просто это дали.

00:32:29 И в конце концов Вихара, вот как мы выяснили, это вот такое вот лекарство от фанатизма. Да, там левый угол вниз, там правый угол вниз, та камера влево перекошена, а эта вправо перекошена. Ну да, Вихара нарушена. Да, я и говорю, то есть вам не видно, мне видно. И вот это вот проблема с фанатизмом: сам-то по себе фанатизм, как мы выяснили, он неплох. Он в принципе-то приносит много пользы, фанатизм-то, скажем так, для материальной жизни, это самая полезная вещь. Все директора, все там руководители, все мечтают о фанатах. Потому что кто такой фанат? Это тот, кто убьётся и сделает. И, в принципе, это мечта… мечта.

00:33:18 Поэтому в общем-то с материальной точки зрения фанат это просто подарок какой-то, но последствия фанатизма – очень плохи. Сам фанатизм хорош, полезен, но последствия фанатизма очень плохие… очень… Так, если человек, например человек-фанат мало ест, то это на вид не плохо. Он много работает, много успевает, выглядит стройненьким, активнее бегает, то есть такой весь прямо поджаристый аскетичный молодец. Денег на него много не надо. Очень удобный человек, но потом он заболевает и всё просто останавливается. Просто всё останавливается. Если мы с помощью Вихары, вот такой науки о контроле времени, не контролируем время, то что делает время?

00:34:14 Время берёт над нами верх, и тело начинает постепенно разрушаться. Мы живем в мире времени, и время — это разрушающий фактор. Если мы время не контролируем оно всё быстрее разрушает, если время контролируем, оно всё медленнее разрушает. Не разрушиться невозможно, все равно всё разрушится. Но если мы время контролируем, все разрушается спокойно, как надо, медленно. Если контроля времени нет - всё, разрушается все очень быстро, и тогда человеку просто становится страшно. У него страхи появляются. Человек,который не следует Вихаре, его легко узнать - ему всё страшно, его пугает. Ему дома одному страшно, все ушли из дома, он ходит везде свет включает, потому что страшно. Ему везде страшно.

00:35:06 Если мы не научимся с помощью контроля времени, как медитировать на Бога, то тело на заставить медитировать на себя. То есть в чём задачи Вихары-то? Перестать на тело медитировать. Потому что если мы Вихаре не следуем, режиму еды, сна , отдыха, работы, то мы начинаем на тело медитировать. Всё оно заставляет нас медитировать: об этой части подумай, об этой теперь подумай, теперь о той подумай, теперь обо всём не думай, устал думать - иди поспи… думай… думай… думай что я голодная… я голодная.. думай… думай… потом ешь… ешь… теперь думаю, что живот болит, думаю о том почему живот болит и так далее . Все время тело заставляет думать о себе, и задача вихары просто снять вот этот… снять эту внимательность со своего тела, и перенести это внимательность на смысл жизни.

00:36:08 В этом суть этого инструмента: концентрация снимается с тела и переносится на Бога, переносится на смысл жизни. Очень интересная задача! Шрила Прабхупада говорил, что у болезни всего три причины: это беспокойство, это переедание и нечистоплотность. Всего 3 причина болезни: беспокойство, переедание и нечистоплотность. И Вихара борется с первой, самой важной причиной всех заболеваний - беспокойством. Что такое беспокойство? Это непонимание, когда и что делать. Человек просто не понимает, когда и что надо правильно делать. То есть нарушение, банальное нарушение режима дня. Человек просто не понимает когда работать, когда отдыхать, как это всё делать правильно. То есть он в беспокойстве находится.

00:37:05 И также беспокойство — это есть результат нарушения этого режима. Если режим нарушается - беспокойство: ничего не успеваю… ничего не успеваю… ничего не успеваю… не успеваю… режим нарушен – ничего не успеваю.. Чего ничего не успеваешь? Ну успевай, кто тебе мешает-то? И вот когда режим нарушен, всё. Вот это 100% вот вы это знаете, вот вы всё, день себе распределили и вот чётко делаете дела, которые вот распределили на день, все. Начинаешь это всё ломать, сбивать, начинается это неуспевание, и всё, и просто бежишь целый день, просто бежишь, устаешь, всё ломается, всё не так, всё неправильно. Как только мы точно знаем когда и что надо делать, наш ум тут же успокаивается, тело начинает оздоравливаться.

00:37:58 То есть оздоровление — это очень простая вещь. Человек все время думает, что оздоровление — это какое-то питание или там плавание, или какие-то упражнения. Да это все вторичные вещи. Главное оздоровление начинается тогда, когда главный фактор болезни уходит, вот это вот беспокойство. Когда человек точно знает когда и что надо делать. Когда у него жизнь систематизирована. Когда он в знании всё планирует и точно понимает, что за чем должно идти. В этом случае ум становится спокойным. И это главная причина, главный фактор всех остальных проблем ослабевает и человеку становится легче. Он выходит из-под этого давления материи, выходит из-под давления тела. Вот уже мы больше и не успеем ничего. Давайте по этой части какие-то вопросы.

00:39:04 (?)- Вопрос, а что делать если ты вот планируешь день, планируешь дела там по … предполагаешь, что такое это дело займет столько времени, там, такой-то столько-то ну то есть планируешь… вот. А получается в течение дня, что какое-то дело, оно занимает больше времени. То есть по каким-то разным причинам. Вот что менять планы прямо на ходу? Или просто вот откладывать на завтра? Или что? Вот-вот как? (ВО) - Основная такая технология Вихары - это иметь запас по времени, то есть нельзя ничего делать впритык, особенно важные дела. Ну вот, грубо говоря, мне надо в это воскресенье прочитать праздничную коллекцию, на Джанмаштами в храме там… в 4.30 я читаю. Это очень важная лекция, и я ее должен прочитать.

00:40:00 То есть у меня есть завтра, суббота, да? Но в субботу у меня прилетает жена от тёщи, и всё, это займет целый день: поездка в аэропорт, встреча, но, в принципе, время есть, чтобы приготовиться. Но также я понимаю, что ещё будет у нас утренняя планерка, потом дела, потом меня попросят форму одежды доделать, а потом то-се. То есть я чувствую, что вот оно навалится всё - это разум. То есть я понимаю, что хотя и суббота, вроде бы и у меня нет никаких лекций у самого там напрямую, и я должен готовиться к этой воскресной, вроде бы столько времени, но я что сделал? Догадаетесь. Приготовил ее сегодня, хотя, вроде бы сегодня кажется рано, это же будет только в воскресенье. Но я четко понимаю, что это важная вещь и, я не могу себе позволить войти в какой-то цейтнот, и её не приготовить, потому что в воскресенье тогда я буду бледно выглядеть.

00:40:58 Я поэтому заранее отступаю вот этого цейтнота чуть-чуть назад и выполняю это заранее. Это вот основная концепция Вихары. Это вот если мы рассматриваем важные дела. Ну то есть, если нужно делать какое-то важное дело и мы точно знаем, когда оно будет, то нужно отступать заранее всегда. То есть делать его чуть-чуть с запасом, но это не относится к насущным делам, да? То есть заранее в туалет не сходишь, заранее не поешь. То есть я не могу на воскресенье поесть в пятницу. Поэтому вот Вихара она все это разбирает, Вихара делит все дела. Помните, мы это изучали какие есть разные виды дел и как нужно правильно делать. Помните там вот это «давить лягушек», там вот все это там резать сванов, вот эта вот технология.

00:41:53 Ну то есть это вот как бы отработанные вещи и они на чём основываются? Вихара ( разум) - это умение разделять. Поэтому мы разделяем дела и точно понимаем, когда их надо делать. Поэтому если я боюсь, что на меня в субботу навалиться много вот таких мелких дел, но который я буду должен делать, потому что я их не могу не сделать, поэтому я вот это большое дело важное, я его выношу на вот этот промежуток времени, на безопасный промежуток времени. Ну то есть я это делаю безопасно. То есть этот как вы знаете визу, визу надо заранее сделать, потому что потом раз, и оказывается, что ну в той стране праздники двухнедельные, а посольство работает по выходным своей страны а не нашей. Знаете об этом? А там двухнедельный праздник явления Великого там Миклухо-Маклая какого-то.

00:42:48 И ты тут ходишь и говоришь: так ну вас же 3 дня написано делается. - А у нас праздники мы всё, всё у нас праздник, сиеста там, не знаю что… Поэтому вот, например, мы это знаем, мы всё время путешествуем, поэтому мы визу заранее делаем всегда. Потому что начинаешь её делать в последний день… люди иногда вообще про нее забывают. Некоторые умудряются в аэропорт поехать без визы - довольно частое явление. Думают: а что надо было визу? У нас же всё, паспорт есть и загранпаспорт, билеты есть, все езжай… То есть какие-то важные вещи вот Вихара учит отличать: временные, важные, не важные, свои ежедневные обязанности, концептуальные обязанности… то есть разделять, распределять и правильно выполнять. Поэтому каждый человек он может выстроить свою жизнь так, что он не будет попадает в эти ситуации. Поэтому я знаю, что это важная лекция я делаю за 3 дня, если это не очень важная лекция я ее делаю за 2 дня.

00:43:45 Если это выступление, которое не требует подготовки, я к нему готовлюсь в этот день. То есть я просто себе накидываю конспект, по которому я буду говорить, то есть я на него много времени не трачу. Это вот грубо говоря. То есть пользуясь системой Вихары, можно очень четко распределить всё своё время так, что не будет этого цейтнота, не будет вот этой спешки, волнения не будет. Я не волнуюсь. Я вот сижу сегодня у меня пятница, у меня всё готово на воскресенье, и у меня будет спокойная суббота. Я буду спокоен, я буду в Вихаре находиться, у меня будет здоровое состояние. Даже если он у меня заберут всё время в субботу, а скорее всего так и будет, я буду абсолютно спокоен, потому что вот эти ответственные дела, а если это дела на основе ответственности - это Дхарма называется, Дхарма - это вот такие незыблемые обязанности, они выполнены.

00:44:39 А остальные, а мелочи… на мелочи… можно, в принципе, ими уже можно манипулировать. В принципе уже можно там не поесть, что какая проблема? Ну не поел… подумаешь. Ничего страшного. Но следующее Джанмаштами через год, на следующий день лекцию не прочитаешь, оно именно в этот день. То есть если это события, которые раз в год, о нём надо не забыть. Ну, грубо говоря, то есть День рождения жены забыть нельзя, а потом целый год у тебя будет женой проблемы. Целый год будешь есть пищу так себе, пересолёную, да? А какие-то простые вещи… рубашку можно и забыть погладить, ничего страшного, переживешь, то есть всем всё равно в принципе. Сейчас вообще бесполезно вещи гладить, потому что всё время ездишь на машине или там и у тебя этот, ну, ремень безопасности пристёгнут и бесполезно … поэтому сейчас уже все знают и все привыкли .

00:45:47 Вообще сейчас стиль этот кэжуал, вообще, всё же попроще. То есть можно какие-то простые вещи бытовые, то есть их можно очень просто устроить, очень просто. И они могут быть, могут не быть - ничего страшного. Но вот Дхарма… то есть вот Вихара выделяет Дхарму - это обязанности, которые вот никак нельзя избежать, то есть они ответственные, все от тебя это ждут. Вот это должно выполняться заранее. Ну вот примерно если так даже мыслить, то можно вполне всё пораспределять как надо, очень четко понимать, что можно передвинуть, а что нельзя передвинуть. Поэтому то, что можно передвинуть нельзя говорить, что «всё, это передвинуть нельзя, поэтому все от меня отстаньте, я буду это делать». То есть это опять-таки нарушение Вихары. Нужно найти время заранее и сделать это заранее, не нарушая отношения с другими сотрудниками, с которыми у меня завязаны какие-то вот эти мелкие дела.

00:46:47 Ну так, если коротко. Ну мы это разбирали подробнее, я помню. У нас была лекция на эту тему, подробная лекция, можно её переслушать. Где мы это подробно разбираем, всё это деление на разные дела, на разные категории дел. Разделяй и властвуй. Технология все та же.

00:47:10 (?) Вячеслав Олегович, подскажите, пожалуйста, вот если вы сказали, что у нас душа связана с телом, тело связана с душой, соответственно Вихара - это наука об отдыхе. У нас у всех тела разные и разные души, соответственно, наверное, и по-разному мы должны соблюдать эти технологии? (ВО) – Да, об этом и говорю, что всё индивидуально. Ну да, обыкновенная конституция тела ничего нового. Поэтому всё это описано. Есть наука о конституция тела - Аюрведа, там всё подробно описывается какие особенности. Поэтому одни больше спят, другие меньше спят, одни больше едят, другие меньше едят. Особенности есть, но не основы. Основы одинаковы.

00:48:05 Основы одинаковые поэтому сами основы не меняем, а подход всегда индивидуален, он подбирается. Причём он меняется не просто от тела к телу, а тело, находящееся в разных условиях, оно тоже подбирает для себя разный подход. Поэтому мы говорили во время лекции, что климат меняется, возраст меняется, условия жизни меняются, это также свою коррекцию даёт. Но это не меняет сами основы. Основа всё равно незыблема. Но вот детали, детали меняются. Детали меняются. Несомненно, детали есть, но они, в конце концов, вторичны. То есть над деталями можно бесконечно размышлять, что-то там подбирать, подкручивать. Но если основы правильные, то проблем не будет.

00:48:53 Детали просто, скажем так, увеличивают эффект. Ну скажем так, основа даёт 95% успеха, а детали это 5%... добавляет 5% успешности. То есть, мягко говоря, если,, например общая основа - это вегетарианское питание, да? То это дает 95%. А какой у вас будет процент овощей или фруктов - это уже вторичная категория, которую нужно подбирать в соответствии с временем года. То есть летом больше фруктов, потому что они легче: лето, жаркое, а зимой больше овощей, потому что они тяжелее и нужно больше энергетики, да? Вот и всё. А процент нужно менять. Сейчас такое лето что лучше овощи есть. Понимаете? (?) – Со своего огорода…

00:49:53 (ВО) – Да, очень хорошо едятся овощи. Да, потому что хочется как-то вот овощей. А иногда тут такая зима, что хочется фруктов. Поэтому ну вот оно как вот процентики маленькие, которые просто добавляют эффективность. Но если вы тарелку лягушек съедите, то всё напрасно. Уже всё равно с кем вы их съедите с овощами или с фруктами. Потому что основной принцип будет нарушен, понимаете? Также говорится, главный принцип семейной жизни - это верность, поэтому если муж и жена верны друг другу, всё остальное можно корректировать как угодно, но если они нарушают главный принцип - верность, всё, всё рушится, ничего уже сделать невозможно. Поэтому всегда есть первичное, всегда есть вторичное, и разум - это не путать первичное с вторичным.

00:50:54 Где-то я недавно про это писал… на блоге, да? Мы писали, про то, куда спать головой. Да, там я эту объяснял концепцию. Почитайте последние там мои ответы на вопросы, там тоже про это разговариваем. Вот это есть вот эта вот Вихара - наука о том, что первично, что вторично. Поэтому, когда понимаешь, что первично, то хотя бы за это держишься изо всех сил и всё более-менее нормально, а вторичное уже оно уже какое есть. Поэтому это всё такие вещи… у меня вот сейчас жена уехала она неделю, и я ем просто то, что осталось в холодильнике.

00:51:41 Вот что там осталось, а там на роту солдат осталось, я просто это ем и все. То есть это вторичное вещи, главное, что остался полный холодильник — это первично. Я туда…, что увидел, то и съел. Всё очень просто, такая технология очень простая. То есть как оставить мужчину дома одного? Просто забить ему холодильник, чего-нибудь там найдет. Поэтому у меня что с краю, я то нашёл, то съел. Поэтому портящиеся продукты она разумно положила с краю, не портящиеся подальше. Я заглянул, съел, всё, всё просто. Жизнь она проста. У мужчин всё попроще, у женщин все посложнее, но, в принципе, вот это вот сама идея, что есть первичные и вторичные, вот за это надо держаться.

00:52:35 (?) - Можно еще один вопрос? Вячеслав Олегович, скажите, пожалуйста, вот есть как бы существует принцип гепарда, такое животное, которое видит свою жертву и рассчитывает с точностью до там доли секунды за ней бег, скажем так, охоту. Если жертва, пища, оказывается быстрее, там, сильнее убегает, то он понимает, что он затратил ресурс уже на… определённые ресурсы на погоню за этой жертвой и до бесконечности не продолжает за ней бежать, оставляет эту ситуацию и ждёт следующую. А вот вопрос следующий: Скажите, пожалуйста, если занимаешься каким-то делом, да?.. там, каким-то процессом, проектом, ну не важно, в течении там дня.

00:53:27 Как бы всё-всё прикинул, всё как бы рассчитал, но в середине процесса понимаешь, что уже не успеваешь, уже вот ну просто не заканчиваешь, уже не закончишь, например, сегодня. Стоит ли до конца давить, долбить или же оставить и как бы уходить в отдых, чтобы не перезагрузится, чтобы не перегрузится? (ВО) - Но это тот же самый вопрос. Нужно понимать, какое это дело, то есть оно важно или не важно. То есть если вы там борщ варите, то очень странно будет выключить и уйти , завтра доварю… уж доваривайте. Или вы ребёнка кормите, всё нормально, ну не поел, завтра поешь или, прости Господи, там мыться пошли, то есть голову намылили, что-то не успеваю, ладно, так пойду. Ну как-то ну это же разум.

00:54:18 То есть если вы реально можете на какой-то стадии остановиться, то есть ли у процесса есть стадии, то можно на стадии останавливаться. А если стадии нету процесса, то не надо останавливаться, нужно доделать до конца, надо всё-таки вот ту лекцию будет послушать про разные виды дел. Я не хочу просто сейчас повторять. Просто найдите, как она называется в магазине лекция, где все вот эти вот… идет разделение в школе бизнеса, она есть эта лекция. Да, где прямо вот очень точно технологии у нас разложены какие дела надо заканчивать, какие не надо заканчивать, такая последовательность. Мне кажется, нужно просто ее послушать, потому что мы сейчас пытаемся именно в эту технологию пойти, но лучше отдельно эту лекцию послушать. Поэтому найдите её, пожалуйста, в нашем Доброшопе и послушайте. То есть сама идея в том, что вы должны точно определить, скажем так, характеристику того, что вы делаете.

00:55:17 Поэтому, несомненно, если вам характеристика понятна, то вы сможете понять: надо останавливаться - не надо, либо на какой стадии надо остановиться. Самое главное, чтобы не было вот этого эффекта брошенного дела, потому что очень странно всё это… ну когда мы бросаем дела, тогда действительно, вот это какой-то… я не знаю технологию гепарда. Что он такой туповатый, потому что обычно на охоту ходят не по одному, у него просто сотрудничества нет. Надо просто с разных углов загонять, я бы по одному на охоту не ходил, потому что по прямой за кем-то бежать — это очень странная охота. Обычная жертву загоняют в угол. Поэтому у него с сотрудничеством проблемы. Да. Поэтому я бы тут не стал это переносить на мир людей, потому что основа мира людей это всё-таки вместе что-то делать.

00:56:20 Поэтому всегда есть сотрудничество. Вы что-то не доделали, другой может вам помочь, или Вы можете договориться, чтобы это перенести, то есть это решаемые вещи. Действовать в одиночку это вот будет животная такая… да, вот какая-то гепардовая деятельность… что бежал-бежал, устал, ну ладно, завтра поем. Нам это точно не подходит, потому что реальная жизненная ситуация, это не так. То есть если вам нужно 4 раза ключ повернуть , а вы повернули 3 и у вас времени нет, то что брать останавливаться что ли? Ключ ломать и уходить? Или вы на машине ехали-ехали домой и чуть-чуть чувствуете: что-то я на ужин не успеваю, и что? Просто остановиться и лечь спать в этой машине что ли? Ну позже приедете, ну что делать-то? Реальная жизнь она всё-таки немножечко погибче, чем мир животных, тут можно позвонить, договориться, предупредить есть такая возможность предупредить, переиграть.

00:57:16 То есть, когда вы чувствуете, что не успеваете, можете позвонить, сказать «не успеваю, давайте завтра доделаем». Какая проблема-то, в конце концов? Просто это не должно каждый день, чтобы… то есть вы не должны каждый день звонить и говорить: «не успеваю». Это должно быть очень редко, это значит разума нет, что мы всё неправильно планируем. Ну да, бывает там вот какой-то аврал там, что-то не получается, но это точно должно быть дело, которое можно остановить. Потому что большинство таких семейных дел, их нельзя останавливать, их нужно доделывать хочешь-не хочешь. Поэтому если взялся, то доделывай, потому что это так очень странно всё выглядит: пылесосил-пылесосил, пол комнаты пропылесосил, бросил пылесос, ушёл на работу.

00:58:08 То есть это всё разводом закончится, если так будет каждый день продолжаться. Жена жарила-жарила, не дожарила, ушла, стирала-стирала, не постирала. Ну то есть так не бывает. Ну так не бывает, то есть в реальной жизни такого нет. Это либо дела, которые действительно можно отложить, то есть какие-то концептуальные дела, но их тогда и надо так планировать с поступенчатым некоторым… как ремонт, например. Вы же не можете ремонт за день сделать? Поэтому он точно там на месяц затянется и нужно примерно этапы понимать. Но если это реальная жизнь, обычно в жизни надо все дела доделать. Иначе это очень смешно выглядит. Сначала смешно, а потом очень сильно раздражает. Ну это просто странно.

00:59:00 Это всё равно, что я посередине лекции встал, пошёл… чего-то мысль закончилась, я пошёл. Ну вы тут до конца досидите… лекция потому что у нас до 9:00, вы тут до конца сидите, а у меня, в принципе, всё, мысли вышли, я пошёл. То есть это же странно, реально странно. Или музыкант, представьте, играет-играет-играет-играет, «что-то есть хочу», встал, ушёл. «Ну третью часть представьте… Вы же помните третью часть? Без меня сыграйте». Это реально всё очень странно. Это странно. Это нарушает наши обязанности. Поэтому такие вот дела можно откладывать, которые не нарушают наши обязанности реальные такие перед людьми, которые можно договориться, позвонить, ну, это не проблема, это планирование. Планирование… но большинство дел я бы всё-таки рекомендовал закончить сразу же, лучше их закончить от греха подальше. Иначе потом с проблемами не оберешься, будет столько проблем, что лучше уж помучиться сразу и закончить.

01:00:03 (?) - Вот вопрос как раз про сотрудничество. Мы же когда строим свои планы… Ну, если какой-то большой проект, то очень много там задействовано людей, сотрудников. Каждый какой-то свой там болтик, да? То есть вот эта вот схема выполнения вот этой большой задачи она зависит от того, как каждый сотрудник вовремя справляется. Вот если именно происходит не то, что ты там что-то не запланировал, а какие-то внешние… Ну тормоза происходят, да? То есть по не зависящим от тебя причинам, но как бы ты вынуждена эти планы менять. Вот в такой вот большой задаче. То есть там что-то где-то задерживается, ты допустим планировала там что-то сделать, но какой-то элемент, который от другого человека зависит, он задерживается. И ты как бы понимаешь, что ты сейчас не можешь к этому приступить, да?

01:01:01 Что должен это отложить на какое то время, задерживаться непонятно насколько например. Ну то есть вот как вот в этом плане вот эту вот перепланировку проводить? (ВО) В сотрудничестве обычно начинаются вот такие кризисы, когда не организована кадровая работа. Грамотное сотрудничество - это когда есть и взаимозаменяемость, есть достаточное количество человеческих ресурсов, и скажем так возможностей для решения поставленных задач. Как правило такие вещи, к сожалению, происходят, когда ресурсов не хватает. То есть грубо говоря, если человек, которому что-то поручили, да? и у него вот ничего не получается, и его в чём проблема-то? В том, что ему некому передать свою работу.

01:01:59 Поэтому изначально технология сотрудничества, то есть технология коллектива устроено так: у каждого должен быть подмастерье. Каждый должен быть мастером, у него должно быть подмастерье. То есть никто не должен действовать в одиночку. Как только какая-то должность закрыта одиночным человеком, это критическое состояние в коллективе. Это значит, что система очень шаткая, не должно быть незаменимых людей. Как только появляются незаменимые люди, система критична, она развалиться в любую секунду. То есть он просто заболеет этот человек и всё… и всё рухнет… всё рухнет вообще, потому что он незаменимый, всё на нём. Только он один помнил все формулы, где, что лежит, это всё… Это смертельно. Поэтому правильно системы развиваются: это каждый ищет себе подмастерье, то есть каждый взаимозаменяемый.

00:02:54 То есть вот это вот четкое планирование: взаимозаменяемость, обучение новых кадров - это кадровая работа. Кадровая работа. Поэтому, если кадры есть, никогда такого не будет. Если такое происходит, значит надо с кадрами работать, нужно создавать этих подмастерьев, учить, обучать. Поэтому всегда при каждом заводе был всегда набор подмастерьев: «требуются ученики слесаря, ученик фрезеровщика», помните эти объявления везде висели на каждом углу? Потому что если слесарь остался один на заводе, и только он один помнит, как точить деталь для подводной лодки, то на нём подводные лодки и остановятся. Знаете сколько технологий пропало - это кошмар какой-то. Вот мы сейчас не замечаем, потому что раньше технологии были железные, да?

01:03:50 А потом в какое-то время на пластмассу перешли, думали, что это передовая вещь, так вот все вот эти железные технологии они исчезли. То есть просто специалисты ушли. То есть как правильно сталь там варить, как ее обтачивать, как делать эти железяки, как делать, чтобы они не терлись, чтобы они не грелись. Огромное количество железных технологий за вот 30-40 лет сейчас исчезло. И сейчас все просто в шоке, потому что они все исчезли, этих людей больше нет, надо всё восстанавливать весь процесс производства и вот этой работы с железом сейчас вся земля вынуждена заново восстанавливать. Вы не представляете, сейчас что творится, вообще, какой бардак. Потому что пластмасса-то она не оправдала своих надежд, всё равно все хотят железяку, потому что железяка, есть железяка, понимаете? Пластмасса не заменила железяку, а технологии утеряны. Никто не помнит уже, как это делали. Посмотрите, сейчас ножи надо затачивать.

01:04:54 Да не надо ножи было затачивать никогда, один раз заточил, он всю жизнь режешь этим ножом, а сейчас каждый день его точишь, он всё равно не режет. Понимаете? Все, железа нет. Сейчас всё пластмассовое, железо ушло. Нет нормальных технологий, железную штуку не найдёшь, всё что должно быть железное, всё пластмассовое. Это неправильно, а технологии ушли. Вот она проблема - не сохранили технологию. Сейчас их срочно пытаются восстанавливать, срочно этих дедушек отовсюду вытаскивают, то есть чтобы они обучали заново, чтобы вернули эти технологии как с железом работать. Все вот эти вот сказки про то, что мы все полетим в космос на пластмассовых ракетах… Нет. Железо, есть железо. Железяка — это железяка, она реально железная.

01:05:49 То есть если она правильно сделана, она вечная, вообще ничего никогда не будет. Вот такие вот ловушки. Вот в это нельзя попадать. Поэтому, если это коллектив, коллектив всё время должен об этом думать: о том, чтоб была взаимозаменяемость кадровая, вот эта вот пополняемость. Чтобы всё время тот, кто умеет, обучал тех, кто не умеет. Чтобы всё время были подмастерья, то есть у каждого мастера должен быть подмастерье. Мастер без подмастерья - это враг коллектива. Это враг коллектива, потому что вот у него, что угодно вот, понимаете? Что угодно у него произойдет и всё встанет, потому что он один это помнит. Вот он головой стукнется о дверь, и у него всё из головы вылетит, все технологии и откуда её брать? А он один помнил. Понимаете? Такое бывает иногда дома: забыл что-нибудь и всё, и попробуй найди в жизни.

01:06:51 Я сейчас лаврушку искал дома, я не смог найти, знаете где она оказалась? В холодильнике в морозилке. Я никогда… я её искал целых 3 часа, не хотел жену тревожить вот звонить, она на отдыхе. Потом всё-таки как-то что-то уже без лаврушки неинтересно, позвонил : «где лаврушка?, извиняюсь конечно.» «Как где? В холодильнике на средней полке». Я не стал спрашивать почему, мне всё равно. Но просто вот человек знает всё, вот хоть ты что делаешь, ты не в курсе. Вот я всё обыскал, я везде проверил. Вот это вот специалист как бы и ничего тут не поделаешь бесполезно. Да. Это так как бы вещь такая, к сожалению, даже в семье приходится всё время спрашивать, где что лежит.

01:07:50 Вроде бы два человека всего в одной квартире, а попробуй что-нибудь найди. Всё время ходишь, спрашиваешь: где оно всё. А тут целое производство и у всех какие-то технологии, всё это отлажено, конечно должно быть обязательно вот эта передача. Это было так всегда. Так всегда было, просто сейчас вот оно вот слишком критично всё. Поэтому и разваливаются производства, целые заводы закрываются, потому что иногда вот один человек ушёл, а оказалось, что только он один помнил как и все. А это ж технологии их же из ума-то не возьмёшь технологий. Технологии - это такая вещь, она никак не восстанавливаются, ничего. Точно также поэтому весь научный прогресс, на самом деле, так устроен, знаете? На техническом шпионаже.

01:08:47 Потому что вот создавать рабочую группу, ну, которая будет новый рецепт вот это придумывать, новые разработки делать, это просто вот это бесконечные деньги и никакой гарантии. Легче что сделать? Пойти, украсть, да? То есть технология очень простая, устраивают на нужный завод нужного человека, ему платят деньги и там, и тут, он смотрит как технология работает, приносит ее на нужный завод. Большинство открывающихся новых предприятий действуют таким образом. И есть даже такая профессия - промышленный шпионаж, она причём неподсудная, там не за что судить. Ты же реально устроился на работу и реально работаешь, вот тебе рассказали, как делать, все, я уволился, иду работать на другую работу. Тут даже не подведешь ничего под это дело, всё чисто, понимаете? И вот оно вот так работает.

01:09:44 Потому что вот что-то взять и какую то технологию самому изобрести, это с ума сойдёшь, её не изобретёшь. Это какие-то бесконечные деньги, бесконечные усилия, абсолютное чудо. Поэтому ее легче украсть. А если она пропала, где его взять-то? Не у кого красть даже. Не у кого украсть, понимаете? Ладно, когда есть у кого украсть, прости Господи, надо потом будет вырезать эту часть лекцию. (?) – Понятно. То же самое с духовным знанием. Поэтому Кришна приходит… (ВО) - Так тут то же самое. То есть что такое парампара? Парампара - это больше не у кого спросить, кроме как у своего учителя. Поэтому задача учителя, оставить учеников, а задача учеников у него всё понять всё что он говорит, все технологии у него выспросить. Поэтому и говорится, что смысл духовного знания - всё время задавать вопросы: а это как работает? Это как работает? Это как работает? А задача учителя все время давать ответы: вот так работает, вот так работает, вот так работает.

01:10:44 Потому что вот так вот не пойдёшь, в газете не прочитаешь, по телевизору не скажут. То есть невозможно пройти в библиотеку на Красной площади и узнать, что-нибудь, как работает Вихара, например, не найдёшь там про Вихру ничего. А это знание о том, как правильно работать и отдыхать. Кажется элементарнейшая вещь - не найдёшь. Поэтому лучше спросить, узнать, разобраться и потом другим рассказать - легче будет. Поэтому те, кто знают, должны всё время рассказывать, а те, кто не знают должны всё время спрашивать. Так оно вот распространяется, сохраняется и более-менее живёт, а стоит кому-то замолчать, тихонечко сесть в уголок и никого не учить, всё, оно через поколение уже всё пропадёт.

01:11:37 И никто, и никто потом не вспомнит, а зачем это вообще? К чему это вообще всё, да? Все, времечко вышло, надо следовать Вихаре, режиму труда и отдыха. Хорошо. Спасибо большое. Было очень приятно с вами сегодня пообщаться.

транскрибирование: Ирина Боровских | Киров | Россия | 05 августа 2021