Чем отличается отдых от работы и как их не перепутать?

Санкт-Петербург - 24 September 2017
Сначала меняется ум, потом тело. Проблема материалистичного изучения Аюрведы. Размеренность – главное правило здорового образа жизни и любой гармонии. Почему возникает отвращение к регулируемой жизни. 6 периодов дня с точки зрения дош. Жесткие рамки размеренности делают нас свободными. Как восстановиться если сбился ритм.
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:25:37 | качество: mp3 64kB/s 39 Mb | прослушано: 1571 | скачано: 235 | избрано: -1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-маноЯбхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам
ванде ахам шри-гурох шри юта-пада
камалам шри-гурун вайшнавамш ча
шри-рупам саграджатам саха-гана-
ругхкнатханвитам там са-дживам
садвайтам савадхутам париджана-
сахитам кришна-чайтанья-девам
шри-радха-кришна-падан саха-гана-
лалита-шри-вишакханвитамш ча

00:00:45 хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намасту те
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прие
ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.
Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине

00:01:40 И так мы продолжаем говорить о Вихаре, наука об отдыхе и работе. В принципе, такая вещь, требующая некоторого постоянного приложения усилий, потому что нам свойственно выходить из баланса, это наша такая специфика, такое некоторое идёт постоянное противодействие: тело, скажем так, созданное Богом, всё время стремится к балансу, а мы всё время его пытаемся вывести из этого баланса. И идет такое вот такое противоборство, противостояние.

00:02:37 Хотя оно так вроде на вид незаметное, но в результате приводит к тому, что человек сокращает свою жизнь наполовину, потом удивляется: что же такое-то? почему так произошло? Почему такие результаты? То есть сейчас абсолютно не удивительно, когда мужчина уходит в 46 лет, в 55 лет. То есть это уже считается [неразборчиво]. Все провожают, некролог читают, рассказывают о достижениях. Какие достижения в 50 лет? В 50 лет только жизнь должна начинаться, жизнь достижений. Поэтому сейчас все стараются как-то очень быстро какие-то достижения получить. Предчувствуют, что оно все не к добру.

00:03:31 Потому уже появляются такие молодёжные виды усталости. Вроде бы ещё человек молодой, а он уже устал, уже, так сказать, пожил, у него уже лицо старика, уже сознание старика. То есть такое невидимое, но в результате практически… в результате, вот такое получается противостояние, фактически, материи и Духа. Хотя вроде бы материя с материей на вид противостоит, мы материальными способами разрушаем своё материальное тело. Но в действительности тело-то - это не наше произведение, это же божественное произведение, поэтому в этом теле заложена некоторая вот эта божественная защита, защита от дурака.

00:04:30 И эта защита вот она вот пытается как-то с нами справиться, но мы, видим, упорные дураки, стараемся. Стараемся, поэтому даже божественная защита она, в какой-то мере, не срабатывает, потому что если даже мы живем по простым таким принципам здорового образа жизни, то, в принципе, тело оно должно само как-то бороться с проблемами. В нём заложена эта очистительная система, чтобы в тело грязное не попадало, всё равно оно выводится. Чтоб мы такого плохого не делали, тело способно лечь, поспать дня три, потом прийти в себя. То есть в теле заложены эти автоматические механизмы. Помню в детстве заболел и неделю проспал. То есть неделю…. я не мог поверить, что я неделю проспал.

00:05:26 Реально, вот, неделю спал. Видимо тело оно вот как-то само борется, само знает, что ему надо. И поэтому в нём есть эти механизмы, они заложены. Мы их даже не понимаем, да и не пытаемся понять. Просто довольные едим, что попало, живём, как попало, нарушаем все существующие и не существующие принципы. И в результате, конечно же, это сказывается. Это сказывается, потому что хочешь - не хочешь, а разрушить можно всё что угодно. Как бы что-то божественно не было создано, а разрушить это легко. Ну, в этом есть даже вот какое-то даже такое стремление, да? Всё время найдётся какой-то псих, который придёт там в музей и порежет картину там, или ещё что-нибудь. Кислотой её обольёт. То есть тут психи все время как-то где-то присутствуют. Где есть какая-то божественность, присутствует псих.

00:06:25 Также вот это божественное тело, в нем, собственно говоря. есть божественная душа, ещё присутствует психованное эго: «Это моё тело, что хочу то и делаю, живу как хочу, буду делать что решил». То есть нашего эго оно психованное немножко. Поэтому, в принципе, лечиться от психа можно постоянно. И если уж посмотреть на вот эту традицию принимать омовения регулярно, то это не столько борьба с грязью, сколько борьба с психом. Потому что вода - это естественное успокоительное. Поэтому всё время надо что-то пить, всё время надо поливать себя водой, всё время нужно в какой-то вот такой контакт входить. Чтобы все всё время как-то вот с водичкой поливалось. И сам этот мир всё время водой поливается. Если вы заметили, интересно устроено, то есть всё время дожди, дожди, дожди, все все время поливается, поливается, поливается, поливается, а где не поливается, там такие проблемы.

00:07:24 Поэтому, не буду называть города в этом мире, но там где вот постоянно солнце и нету дождей, там обычно вот такие извращения начинаются социальные. Поэтому не будем людей обижать, но обычно где вот там 250 дней солнца или 300, и все всё время хвастаются: «Как у нас здорово, приезжайте к нам», - туда, обычно, тоже точно лучше не ехать. Это обычно какие-то вот исчадия ада- города, ну не будем о них. Не буду их всуе поминать. Но это вот заметно. Там, где водички много обычно поливается, там очень много интеллигенции. Там, взять, ну, допустим, вот Санкт-Петербург: там очень много интеллигенции , там «отнюдь», «поребрик», «парадное», «приходите к нам в парадное», «не наступите на поребрик» «отнюдь», «отнюдь», ну то есть разные… ну то есть интеллигенция, да?

00:08:28 Сразу люди все культурные, все женщины в шляпах. То есть ,ну, в Москве шляп нет, да? Если заметите, не шляпный город. Там все в шляпах, все… банты, шляпы, такое вот все, видно что воды много, реально много воды. Сразу все такие спокойные. Тут такие все бешенные, какая шляпа? Ее тут же сорвет, пока добежишь до маршрутки. Тут шляпа не пойдет, тут так просто не получится. Ну, я просто, что вот оно так реально действует, видно, что вот вода она дана в этом плане, больше не от грязи, потому что от грязи нас не защитишь. Мы ребята такие, сразу в грязь, если что. А вот на ум - очень хорошо действует. Дождик пошёл, как-то сразу все успокоились. Нам это необходимо иногда, поэтому человек сам омовение принимает, водичку всё время пьет. Обязательно нужно все время водичку попивать.

00:09:26 Почему? Потому что это естественное природное успокоительное? Поэтому чего мы так все… и вот, чаек всё время вечером попиваем, то-се, потому что не попьешь и всё, и война начнётся, поэтому всё время надо в каком-то таком водном режиме находиться. Да и само наше тело, оно такое водянистое, да? Если на него посмотреть, в общем-то, одна вода сплошная, сплошная вода и причём оно только воду хорошо потребляет. Сейчас такое арбузное время, поэтому очень, так сказать, полезно немножко водичкой насытиться. Оно для нервов хорошо подойдёт, осень - это же не просто так, осень, то же время обострение эгоизма человеческого, поэтому психованность осенью повышается, весной. Поэтому и появляются соответствующие овощи, фрукты, ягоды.

00:10:23 Поэтому осень началась, психованность повысилась, арбузики сразу на каждом углу, заметьте. Спокойненько арбузика съеште. Не надо так волноваться, всё сразу же такое водянистое пошло. Даже летом, тогда, когда человек вроде бы на солнце, но он всё равно к воде всё время куда-то едет отдыхать. Хочется на воды, чтобы хоть как-то в себя приходить. Попробуй, в чистом поле поотдыхай, и всё очень плохо всё закончится. Знаете так немножко отвлечься. Сама идея состоит в том, что вот мы никак не можем этот баланс какой-то почувствовать. Поэтому и сам подход к отдыху, подход к работе, как мы уже выясняли, он должен быть индивидуальный. Это некоторые условия, условия жизнедеятельности. Любые правила, они, несмотря на то, что общеупотребительны, но в них всё равно заложена индивидуальность.

00:11:21 Это очень важно учитывать. Индивидуальный подход. Поэтому и к отдыху тоже должен быть индивидуальный подход. Мы все разные, значит и отдыхать надо тоже по-разному. То, что для одного человека отдых, для другого будет тяжелейшей работой. Так что, позвав кого-то отдохнуть, нужно подумать: мы вообще отдыхать зовем, может работать зовем? То есть иногда такое как бы появляется желание, дать человеку, как нам кажется, отдохнуть, а потом он что-то грустит и говорит: «Может не надо? Может как-то по-другому отдохнём?» То есть, чтобы точно понять, что мы даем человеку возможность отдохнуть, нужно его спросить, а будет ли это для него отдыхом или нет.

00:12:20 Например, вот мне всё время приходится сталкиваться с тем, что когда я куда-то приезжаю, мне находят какие-то дополнительные способы где-то лекцию прочитать, и почему-то людям кажется, что это для меня отдых. Что я прямо всё время мечтаю об этом, хожу и думаю: где бы ещё дополнительно лекцию прочитать. И со мной не договариваются, а мне как подарок: а мы вот договорились завтра в 5 утра на радио. Я говорю: «Спасибо, а зачем?» «Ну, вы же лекции читаете, на радио вам лекцию прочитать для людей». Я говорю: «Спасибо, не хочу. Можно я отдохну?» То есть у людей иногда возникает вот это некоторое непонимание друг друга. И мы должны точно понимать, что если мы кому-то предлагаем отдых, то точно ли это для него отдых? Потому что только сам человек может сказать: отдых это для него или нет.

00:13:16 Потому что может быть всё, наоборот, вообще наоборот, полностью причём наоборот. Индивидуальный подход, всегда должен быть индивидуальный подход. Иначе можно попасть впросак серьёзно. То есть ведический подход - это всегда сугубо индивидуальный подход. Скажем так, нет отдельно взятой вот такой проблемы какой-то, универсальной. Каждая проблема всегда должна рассматриваться, как проблема, которая проявляется в жизни конкретного индивидуума. В этом, собственно говоря, и специфика.

00:14:06 Специфика, что мы не находим в трактатах каких-то очень четких рекомендаций, потому что четкие рекомендации возлагаются на плечи специалистов, которые должны их применять. Люди иногда это не понимают, то есть это неправильное изучение ведических трактатов. Вообще во всех духовных трактатах, во всех духовных трактатах есть этот эффект: в них не заложена индивидуальность. Она перекладывается на плечи специалистов. На плечи тех, кто изучает этот трактат. И когда человек сам читает духовный трактат, то он думает: «Ну вот же написано, я это и буду делать». Делают, получают противоположный результат. Почему? Потому что он не получил индивидуальный совет.

00:14:54 Он взял общую рекомендацию, но не посоветовался по поводу индивидуального применения. Поэтому духовные трактаты никогда не приходят сами, они всегда приходят с кем-то, всегда есть какой-то носитель, то есть специалист, который способен их применить во времени, месте, обстоятельствах, в ситуации, для конкретной личности, который способен в них добавить индивидуальность. Поэтому так много разочарованных. Обычно разочарования приходят именно от желания самостоятельно что-то применить в своей жизни. Так не получится. Как говорится, электрик рождается после первого удара током, как только вот его по-настоящему ударило, что он пришел в себя через 10 минут, это родился электрик. То есть он понял, что ну в книжке одно написано, да? А в жизни всё совсем по-другому и лучше спрашивать всегда.

00:15:55 Лучше спрашивать, потому что также и в жизни, то есть жизнь это буквально то, что все время током бьется, жизнь насыщена током. Ток если вот так вот… напряжение, то это реальное состояние материи. Материя напряжена. То есть дух это, в принципе, такая вот расслабленность, счастье. Счастье - это состояние расслабленности: «мне ничто не угрожает». А материя - это состояние постоянного напряжения, а там где напряжение, там прорыв происходит. Молния. Всё бьётся током, поэтому тут, в принципе, это прямо вот как электричество описывается. Если посмотреть на вот такое, на метафизическое описание материального мира, то вот именно материальный мир, как мир вот электричества описывается, тут всё напряжено. Поэтому тут между людьми напряжение возникает, между материей и духом напряжение возникает, всё время какие-то вот такие короткие замыкания происходят. Люди все время ругаются, странно, все время ругаются, то есть тут трения возникают.

00:16:58 Трения, ну и потом всё это так сказать, если что-то трется, оно вот набирает этот электрический разряд. В конце концов… то есть, вся вот эта психология отношений её можно, в принципе, с точки зрения электричества объяснить. В этом есть некоторая связь, просто мы её так не всегда проводим, это может быть и не надо. Но идея вот она понятна. И в соответствии уже с особенностями конкретного человека, ему подбирается уже и индивидуальное решения этой проблемы. К сожалению, у нас в западном мире не так просто встретить какой-то индивидуальный подход к решению проблемы, зачастую он даже запрещён. Зачастую мы, наоборот, встречаемся с каким-то усреднением, все должно быть усредненное.

00:17:35 Единый экзамен, единое обучение, единое лечение, единое питание, столовая, все в одну столовую, все на один завод, все к одному врачу, у всех одна и та же таблетка. Все вот так вот усредняется. Это такой вот западный подход. Вот такой вот усреднённый подход. Поэтому есть определенный вот этот результат усредненного подхода: все немножко средненько, все средненько получается, мы все немножко средненькие. А в действительности нужно учитывать вот эту особенность конкретного человека. Поэтому если вот ты работаешь как все и отдыхаешь как все , то в результате вот такой уравниловки, все плохо работают и все плохо отдыхают. Такой западный эффект. Вроде бы все работают и все отдыхают, но на поверку плохо работают и все плохо отдыхают.

00:18:51 Не качественно. И ничего сделать невозможно. Как не пытаются, ничего не подкрутишь, потому что вот это усреднение оно имеет вот такой эффект. Немножко вот так вот всё рассыпается. Ещё интереснее становится в плане отдыха и работы в области духовного развития. Тут всё ещё тоньше. В духовном развитии что происходит? Вообще в духовном развитии всё становится единым, нету двойственности. Материя это мир двойственности. Как мы говорили, напряжение только между какими-то противоположными частями может возникать. А духовный мир, нет этого напряжения, поэтому нету этой двойственности, появляется некоторое единство. Напряжение не возникает.

00:19:46 И фактически получается, что в духовной жизни отдых и работа ничем между собой не отличаются. То есть между ними нет отличия то большого. В духовной жизни, кто уже заметил, нет выходных. То есть для духовно развитого человека слова суббота-воскресенье не вызывает ничего. То есть внутри никакой эмоции не возникает, то есть ничем суббота и воскресенье от вторника и среды не отличается, у него внутри нет этой двойственности. Нет выходных, нет отпусков, нет викэндов каких-то. И даже болеют люди в духовной жизни не обязательно потому, что они нарушили режим работы и отдыха. Нет. В трактатах объясняется, что причина болезни человека достигшего освобождения, носит совершенно иной характер.

00:20:44 Болезни таких людей имеют другую духовную природу, природу лил. Так, например, Шрила Прабхупада болел, да. Но при этом, он не зависел от своей болезни. Несмотря на то, что вот он был так раздираем этими болезнями, испытывал боль, он продолжал выполнять свою работу, он продолжал диктовать комментарии. Фактически, вот в самое такое… самый пик его болезни, самый пик боли, которую он испытывал, пришелся на комментарии к 10 песне Шримад Бхагаватам. 10 песнь… А что такое 10 песнь Шримад Бхагаватам? Это самая вершина того, что было написано Шрилой Прабхупадой. Там, фактически самая сложная философия, которую он предоставил.

00:21:37 В этой песне очень сложные комментарии, простому человеку даже присниться не может такая ситуация. Потому что обычно, как только простой человек начинает болеть, он тут же с работы уходит, бежит домой, ему дают там больничный лист, всё, он ничего не делает, лежит «я больной», всё… «поднимите мне веки»… У него это полностью разрыв происходит: болезнь, так болезнь, работа так работа. Пока не вылечусь, на работу не пойду, и ему даже не разрешают идти на работу. Но в духовной жизни такого нет. Болеешь - не болеешь , всё это никакого отношения не имеет. То есть всё идёт параллельно друг другу. То есть обычно мозг от боли затуманивается, а у Шрилы Прабхупады, посмотрите, его сознание было кристально чистым, он написал одну из самых сложных книг, которые только есть на этой земле.

00:22:31 10 песнь Шримад Бхагаватам , одно из самых сложных философских произведений планеты. Оно было написано в состоянии максимальной болезни. Попробуйте что-нибудь в состоянии болезни напишите. Хотя бы свой телефон вспомните. Сразу же всё отключается. Вообще, мы сразу же ещё при рождении обладаем вот такой определённой индивидуальностью, но по мере нашего развития, она ещё и претерпевает вполне такие серьезные изменения. То есть мы изначально индивидуальны и ещё эта индивидуальность корректируется в процессе жизни. Если, например, посмотреть на это с другой точки зрения, допустим, с точки зрения здоровья, то детство это вот такая индивидуальность, пора, когда на нас действует капха. Капха — это вот такая природа детская.

00:23:31 Поэтому все дети в это время болеют, вот такое болезненное состояние, детские болезни. У них там постоянный насморк, простудные заболевания, такие… Естественное такое состояние как проявляется эта индивидуальность. Затем приходит юность, зрелый возраст приходит Пита доша , приходит вот она вот такая Огненная ,поэтому все становятся очень активными: орут, кричат, дерутся, спорят, ни с кем не согласны, обжигаются. Реально, об такого ребенка можно обжечься. Вот это вот переходный возраст, то есть об него обжечься можно. Лучше к нему близко не подходить. Это Пита, очень активная деятельность. А в старости начинает вата проявляться… вата, то есть вот какая-то нервозность некоторая, сухость, это вот приближение к смерти, когда вата начинает проявляться. Смерть приближается.

00:24:29 Поэтому смерть с косой, да? Она всегда худой изображается. Никому в голову не приходит смерть такую толстенькую, упитанную изобразить. Она всегда худая. Это вот вата. Вата пришла. Поэтому никогда прямо какая-то бабка там с косой придёт, а именно когда вата приходит и начинается вот эта такая нервность, вот эта дрожь начинается, сухость, суставы сохнут, кожа сохнет, тело сохнет, сон пропадает – вата. Это значит вот уже веет ветерком ваты оттуда, из следующей жизни. Так что говорить о… если говорить вот целой жизни, то мы видим доши постоянно меняются, и они меняются не только вот в течение всей жизни, они могут прямо в течение дня меняться.

00:25:29 Прямо вот в течение дня они меняются, и поэтому индивидуальность тоже меняется от этого. Мы можем быть абсолютно разными утром, днём и вечером ,это могут быть три разных человека. Почему? Потому что индивидуальность способна меняться. Утром может преобладать одна доша, днём другая. То есть наша индивидуальность она-то, в принципе, остается той же самой, но фоном проходят вот такие изменения. Постоянные изменения. А вот когда сознание человека всё-таки поднимается на трансцендентный уровень, то он уже выходит из-под влияния дош, вот такой какой-то временной изменчивости. Уже становится более с такой стабильный. Но это конечно высокий уровень.

00:26:25 Нам нужно больше понимать, что вот эти индивидуальные изменения, вот эти временные изменения, допустим доши, как мы сейчас разбираем, с точки зрения тела, они воздействуют не только на тело, но самое интересное, что они и на ум тоже воздействуют. Ум - это же тоже тело, тонкое тело. Например, у человека может быть конституция ваты, а ум может быть конституции Питы. Это очень интересно, поэтому зачастую когда сейчас изучается вот какая-то такая вот ведическая наука, например, Аюрведа, то она тоже материалистично изучается. Она изучается, как некоторая концепция телесная. Как доши, привязанные к телу.

00:27:16 А на самом деле есть некоторое очень чёткое разделение, то есть тело может находиться под влиянием одной доши, а ум может находиться под влиянием другой доши. И это очень интересно, поэтому не так просто вылечить человека, если мы не учитываем все вот эти факторы. Потому что ум, он первичен, собственно говоря, от ума всё зависит. Если мы тело полностью определили: на язык там смотрели, пульс пощупали, а с умом не разобрались - лечение будет не эффективным. Поэтому у Аюрведы есть одна большая проблема: сейчас нет хороших врачей-аюрведистов. Просто нет. Потому что зачастую лечится тело, именно вот грубое, пусть и аюрведическими способами, а вот тонкая как раз концепция очень редко учитывается. Почему? Потому что таблетки аюрведические можно прописать за 45 минут - не проблема.

00:28:16 А вот изменить ум, это надо 45 лет, чтобы ум изменить. И для этого нужно жить рядом с этим человеком, постоянно с ним общаться, так сказать, попадать под его влияние. Такого нет, сейчас аюрведа атеистическая. То есть человек приехал, таблетки прописал, и уехал. То есть обычно такой приход к аюрведисту: пришёл, тебе пульс померяли, таблетки прописали, сказали огурцы не ешь… молоко пей, а огурцы не ешь. Ну, в принципе, и так понятно, всё и живёшь. А с умом кто будет работать? С умом-то нужно постоянно работать. И получается опять-таки материалистический подход, то есть телу таблетку дали, пусть и аюрведическую, а аюревидического подхода-то не было. Аюрведический подход, когда ум лечится. Потому что ум - корень проблемы. Вся зараза-то она из ума идет. Тело-то — это последствия, изменения в теле – это стадия изменения ума.

00:29:15 Сначала ум меняется, а когда ум уже изменился, тело начинает меняться вслед за умом. Это естественно. Это хочешь-не хочешь. Тело начинает меняться, но тело оно опаздывает на несколько лет. То есть вот как сейчас примерно наше тело, наше лицо выглядит, выражение нашего лица - это примерно тот ум, который был там 5 лет назад. Поэтому мы иногда говорим одни вещи, а смотрим и нам не верят. Говорит: вы конечно умные вещи говорите, но чего-то лицо у вас подозрительное. Потому что ещё надо пять лет подождать, пока лицо догонит тело …ум догонит. Потому что мы вот услышали что-то умное, начинаем своим знакомым это повторять, мы же умные вещи повторяем, а лицо-то ещё то же. Поэтому и говорят: нет пророка в своем Отечестве.

00:30:09 Вот именно по этой причине, потому что мы же для людей те же самые, мы же выглядим такими, какие мы есть. А ум уже поменялся и мы говорим: «да ум-то поменялся, я уже другой. Братья, сёстры, я другой. Давайте любить друг друга» Они говорят : « Мы же видим твоё лицо. Чего ты нам рассказываешь? На твоём лице печать сегодняшнего дня. То есть нам никто не верит, поэтому в этом проблема. Человеку нужно немножко состариться, чтобы ему начали верить. Чтобы его тело догнало его ум. И когда примерно уже выражение лица соответствует тому, что человек говорит, ему начинают доверять: «Ну да, вроде бы, да. Вроде бы не очень бандитское лицо. Вроде бы он уже действительно то, что говорит, то и думает».

00:31:02 Это вот особенность тела, поэтому вот так вот по-настоящему помочь человеку не так уж и просто. Поэтому то, что мы сейчас называем Аюрведой, это зачастую не Аюрведа . Это зачастую просто такое щадящее лечение. Просто человеку вместо ядов прописывают диету, там травки-муравки, режим дня. Но это не сама Аюрведа в её полном понимании. Потому что Аюрведа, это всё-таки вот такой подход действительно целостный, когда корень… корень видится в уме, и с умом работа производится. С умом приличная работа. Ну это я так, опять таки, чтобы было понятно, к чему я всё это рассказываю. Поэтому вот эти доши, они пронизывают всё, как тонкое, так и грубое тело.

00:31:53 И поскольку наше сознание окрашивается вот этими внешними воздействиями, дошами например, то мы по-разному себя отождествляем, так или иначе всё время отождествляем себя то с телом, то с умом. Иначе говоря, наше сознание всё время по-разному проявляется, то через тело, то через ум. Оно вот просвечивает, то через тело, то через ум разными способами, в зависимости от внешней вот ситуации. В этом вот тонкость, но когда мы возвышаемся над всем этим, когда мы действительно прогрессируем, развиваемся, то сознание перестаёт от всего этого зависеть. То есть тело живёт как она и жило, у него там своя программатика. То есть тело - это сам по себе инструмент, который живёт, как он должен жить. А в сознании начинает уже жить по-своему.

00:32:49 Начинает жить по-своему, так, что нам нужно с одной стороны разобраться вот в некотором таком едином правиле для всех индивидуальностей, а потом уже каждый сам для себя решает, как он будет этим пользоваться уже в своей собственной жизни. Это вот некоторая ведическая концепция. Мы разбираем общие правила, но каждый потом сам подбирает под себя тот вариант применения, который к нему больше всего подходит. А правило-то основное состоит в том, если мы возьмем самое главное правило вот такого здорового… здорового образа жизни, то есть когда есть баланс между работой и отдыхом, это правило состоит в том, что мы должны вести именно размеренный образ жизни. Вот эта вот размеренность.

00:33:40 Это главное правило. Размерность. Это вообще главное правило любой системы йоги, любой системы гармонии. К сожалению… к сожалению, в чём происходит нарушение этого главного правила размеренности? Оно происходит потому что наш ум… почему мы говорим, что от ума все проблемы начинаются, потому что наш ум, к сожалению, склонен к постоянным переменам и он находится под влиянием дурных привычек. Ум как раз вот не принимает эту размеренность. Ум … Наш ум раздражается этой размеренностью.

00:34:29 Вот эти дурные привычки… Что такое дурная привычка, в чём может быть самое… самое плохое, самое коварное проявление всех дурных привычек? Это в том, что они заставляют нас чувствовать отвращение к регулируемой жизни. Нам начинает казаться, что регулируемая жизнь - это какое-то вот… попытка отобрать у меня свободу. Вот от этого вся эта уже демократия пошла. Что кто-то у нас пытается свободу отобрать. На самом деле, это просто дурные привычки. Только дурные привычки приводят к тому, что человеку кажется, что размеренная жизнь - это попытка отобрать у него свободу, но это не так. Именно поэтому нам кажется, что если человек каждый день занят одним и тем же , то превращается в робота и не может нормально проявлять свою индивидуальность. Как это каждый день одно и то же делать, я же не робот?

00:35:28 Но на чём основана жизнь, посмотрите, даже работа на чём основана? Да, на династиях основана… на династиях. Это не то, что человек делает одно и тоже в течение жизни, а из поколения в поколение вся его семья делает одно и тоже в течение всех своих жизней. Вот это называется династия. И в династии, как ни странно, все счастливы. А когда работа меняется каждые 3 года, все страдают и никто себя найти не может: «не могу себя найти». А зачем вы себя ищете? Сначала надо вот на этот вопрос ответить. Ты зачем себя ищешь-то? В чём проблема-то? Живи спокойно. Но у меня ум волнуется, не могу на одном месте сидеть, мне скучно. Как это у меня на работе один и тот же вид из окна, я же с ума сойду. Почему ты сходишь с ума, когда у тебя один и тот же вид из окна? Что плохого в том, что один и тот же вид из окна?

00:36:25 Это значит в уме проблема, ум больной. То есть когда ум пропитался дурными привычками, то его раздраженность, воспаленность проявляется в том, что нас бесит одно и то же. Нас бесит одно и то же. Поэтому мы всё время ищем какого-то разнообразия, но это болезненное состояние, от этого все и проблемы, от этого все разводы, от этого все переезды, от этого все смены работы, на этом мода основана, да? Это ж целые так сказать… целая экономика основана на поиске разнообразия. В здоровом обществе экономика сразу современная развалится. Ей просто делать будет нечего этой экономике, потому что все люди спокойны. А когда люди беспокойны, это просто подарок для экономики. Это просто вот, вообще просто продавай – не хочу.

00:37:25 Просто говори «Новое» и все. «Новинка», да, вот эта вот . Главное – «Новинка», надо все время просто «новинку» делать. Каждый год выпускать «новинку». Чего там «новинка» никто объяснить не может, но просто «новинка» и всё - ум доволен : «У меня новинка, а у вас старое, фу. А у меня новое, хе». То есть это абсолютно вот такое вот болезненное состояние ума. Но в действительности человек сможет максимально раскрыться, максимально проявить себя, только лишь тогда, когда справиться вот с этими помехами, которые исходят из его ума и тела. Только тогда, он сможет максимально использовать свои возможности. Поэтому мудрецы делают и делают упор на том, что человек должен вести очень регулируемый образ жизни, размеренный образ жизни. Быть очень стойким в своих хороших привычках.

00:38:26 Регулируемость, размеренность и отсутствие дурных привычек - вот решение. Это вот главный принцип: как можно меньше других привычек, как можно больше размеренности. Сегодня человек то так живёт, то эдак живёт, ложиться спать то в одно время, то в другое время, встает то в одно время, то в другое время. То до 12:00 дня спит, то рано утром подскочил. Поэтому современному человеку очень трудно свыкнуться с какими-то вот этими правилами. Это вот дурная привычка, она просто проявляется у нас может быть по-разному, но суть остаётся та же. Наша главная дурная привычка – мы не стабильны. Мы не стабильны, мне с этим постоянно приходится сталкиваться. Чтобы я не начал делать в этом мире, то есть мы организовываем какие-то проекты, все проекты начинают страдать.

00:39:21 Когда какое время этот проект продолжается и личности, которые вдохновились с этим проектом, начинают проявлять нестабильность. И всё начинает сыпаться из рук, начинает разваливаться. То есть в этом мире найти стабильного человека это все, его надо тут же хватать и всё. И всё, что только можно, как только можно с ним входить в любые доступные взаимоотношений. То есть если это доступно, человек может быть работником, все ему можно любые деньги платить, только чтобы он работал. Потому что найти стабильного человека, это просто какой-то волшебство. Также в семье. То есть если ты нашёл стабильного представителя противоположного пола, абсолютно всё равно как он выглядит и кто он. То есть он стабилен, то просто это бриллиант, надо его хватать и тут же под венец, пока не поздно.

00:40:19 Потому что это основная проблема этого мира - нестабильность. Как только что-то стабильное нашёл, все, хватай и беги. Потому что это страшно повезло. Страшно повезло. Все в этом мире как бы прикидывается стабильными. А стабильности нет, потому что так как были дурные привычки, хочешь-не хочешь, ты будешь не стабильным. Поэтому только когда дурные привычки выветриваются из сознания, из тела, но это прилично, это лет 25, только все дурные привычки выйдут, только тогда человек становится стабильным. Поэтому в духовной практики есть эти два периода: ка-ништха и ништха. Ка-нищтха это уровень нестабильности это вот лет 25, а потом начинается ништха – уровень стабильности, это вот после 25 лет, примерно, духовного развития.

00:41:10 Поэтому, фактически вот так вот всё в этом мире идёт, то есть так как мы ка-ништхи, мы не стабильны, так на нас действуют наши прошлые дурные привычки, нам нужно хочешь-не хочешь, не важно где и как найти ништху, схватится за него и держаться. Потому что если наш ум волнующийся будет рядом с умом не волнующимся, то он будет заряжаться вот этой стабильностью. Он будет видеть, как оно должно быть. Он будет успокаиваться. Вы это замечали, когда со спокойным человеком рядом находишься, то тоже начинаешь успокаиваться, думаешь, чего я так волнуюсь. Подумаешь, чего.. ещё одна осень неправильно пройдёт. Следующую нормально справим. Поэтому у нас есть эта дурная привычка, мы нестабильны, но знания…

00:42:04 Знания конечно же могут нам дать правильные решения. Например вот там, допустим, самое простое, если мы говорим о физическом теле так много, режим дня, например, или ещё что-то, режим жизни, который, скажем так, уже мы можем подогнать под наш естественный режим нашего тела. Если мы способны нащупать вот этот баланс между внешней стабильностью и внутренней стабильностью, то мы можем очень много всего совершать в этой жизни, можем добиваться очень больших результатов. То есть в основном мы так устаем от того, что тот внешний режим, который мы пытаемся… по которому мы пытаемся жить, не соответствует нашему внутреннему состоянию.

00:42:58 Поэтому мы устаем, от этого вот дисбаланса мы устаем. Ну то есть, грубо говоря, человек по своей природе может физически работать там только 6 часов, ну это я грубо говорю, а ему приходится работать 12 часов. И вот эти 12 часов, ну которые не совпадают с его внешними и внутренними графиками, между ними шестичасовой дисбаланс, эти 6 часов он дико устает, то есть он полностью ломается эти 6 часов. Такое даже на лекции может быть. То есть, например, мы сегодня очень сильно устали и мы можем слушать только 30 минут, и вот 30 минут слушать интересно, а потом эти 30 минут проходят, и ты начинаешь страдать. И всё, мозги отключаются, ты уже ничего не понимаешь, логику не понимаешь, все отключилось. И просто сидишь и страдаешь, напрягаешься. Это вот грубо.

00:43:59 Ну также, например, вот, аюрведа тоже говорит, да? То есть нельзя есть, если ты не чувствуешь сильный голод. Почему? Потому что оно вот ты во вне уже, тебе тарелку поставили перед тобой, а внутри ещё тарелка-то не пустая. Вообще если страшную тайну открыть физического тела , то пища переваривается только ночью. То есть она днем-то, фактически, не переваривается, то есть ночью, она скажем так, там болтается. А вот настоящая полноценное переваривание, когда пища становится нашим телом и насыщается наша тонкая природа, наш ум, наше сознание, наша прана, это всё вот в ночное время происходит. Поэтому в это время сон положен. Почему сон положен? Тело должно быть полностью занято только одним: усваиванием пищи, больше нечем.

00:44:56 Поэтому если мы ночью бодрствуем, как сегодня, да? Сейчас уже, в принципе, ночь началась? В 9 вечера уже ночь начинается, уже как бы солнце село, да? Поэтому у нас как бы своё солнце. Поэтому так тяжело жить в больших городах, потому что тело уже начало усваивать пищу. То есть это очень сложный процесс, это вот не само пищеварение, а это именно перевод грубой пищи в тонкую силу, то есть в силу сознания, в силу здоровья, в силу жизни, вот эти все пранические потоки, вот в это вот всё вот это тонкое тело, это тонкое состояние, это происходит под действием Луны. Это лунный процесс. Днём солнце действует, поэтому днём грубые вот эти физиологические процессы происходят: там, соки выделяются, туда-сюда там это все, химия, биохимия…

00:45:53 А вот ночью, вот, метафизика происходит. Тонкое тело усваивает то, что мы кушали, то, что мы слышали, все эти сны… Что такое сны? Это тонкое тело усваивает то, что произошло. Поэтому в это время нужно спать. Мы в это время не спим, у нас такая дурная привычка в это время не спать. Поэтому в это время мы устаем. Почему? Потому что тело пытается освободить все силы для того, чтобы заниматься перевариванием, а мы в это время заняты другими делами. То есть человек, там, вечером телевизор смотрит, он ужинать, там, ещё умудряется, он, там, ругается, даже работу какую-то делает. То есть он «сова»… да не «сова» он. Не сова. Он устаёт, поэтому он очень сильно себя потом, на следующий день, чувствует уставшим.

00:46:47 Потому что он одновременно с телом ещё чем-то занимался. Потому что тело нужно было просто положить, и дать ему позаниматься своим божественным трудом, потому что тело только само знает как это делать и ему нужно, чтобы его просто положили и не трогали. Поэтому оно лежит спокойно там всё это усваивает. Как? Никто не знает, даже бесполезно это всё объяснять. То есть как пища превращается в ум, никто не может сказать и не надо, не нашего ума дело. Просто морковка становится нашей способностью быть умственно сильным. Как? Никто не знает и не надо. В этом мире много чего не понятного и это не проблема. То есть, в принципе, если на этот мир посмотреть, то тут вообще ничего не понятно. Просто мы делаем вид, что это понятно, но… ну и Бог с ним, хорошо.

00:47:36 Поэтому дайте ему просто полежать, ему вот дали полежать это вот мы попали в этот ритм, и тело сразу же охотно полностью освобождается, все переваривает. Мы утром просыпаемся, причём именно утро, которое совпадает с солнечным утром, выспавшиеся, всё, есть силы, есть радость. Как часто мы утром не чувствуем радость, замечали, что у тебя встаёт у него такое депрессивное состояние утром : «Чего опять проснулся?» Почему оно депрессивное? Потому что ты усталый проснулся. Ты проснулся, не выспавшись. Как это решить, я не знаю мы живем в этих условиях. Это вот городская жизнь, она такая, ничего не поделаешь. Люди придумали электричество, всё, мучайся как хочешь, то есть ничего не поделаешь, поэтому вот мы уставшие все всё время. То есть городской житель это все время такой уставший жить, потому что он всё время немножко не в ритм живёт.

00:48:31 Поэтому днём пытается поспать. Ну да, мы, конечно, спим днем, но дневной сон уже всё равно не переваривает это все. То есть это просто такое обморочное состояние: шёл-шёл , все сил нет, бах упал в обморок. Но это не тот самый сон под луной. Сон должен быть под луной. А это уже сон под солнцем. Спать под солнцем, сами знаете, что такое. Лучше под солнцем не спать, потому что это только мозги выжигает. Я так вот грубо попытался объяснить как вот эти вот нарушения внешних и внутренних ритмов, как это приводит к такой реальной такой пожизненно усталости. А потом мы спрашиваем : откуда у меня депрессия такая? Откуда такая усталость? А что я такой старый, в таком возрасте? Вроде рано ещё. А оно вот так вот изматывает-изматывает день за днем. День за днем изматывает и непонятно, что делать.

00:49:26 Вот мы вот заложники вот такого нарушения и каждый как хочет, вырывается из этого своими собственными силами. Потому что физически это не решишь. Как это решишь физически? Да никак. Только полностью всё менять, всё менять - это тоже экстремальный вариант. Поэтому кто так начинает придумывать разные выходы. Тут уже каждый может рассказать, что он делает, чтобы как-то прийти в эту ритмичность. Но суть остаётся та же: вот мы не стабильные. Мы нестабильные и боремся с этой нестабильностью как можем. Можно посмотреть, например, если уж мы заговорили о режиме дня, то на чём примерно основан режим дня? Если вспомнить саму теорию, которая описывается трактатах то сутки делятся на шесть периодов, да? То есть 6 периодов по 4 часа. Ну примерно в каждый из этих периодов в теле доминирует какое-то одно состояние, ну грубо говоря, доши.

00:50:25 В теле, как мы говорили, доминирует какое-то одно состояние. Как мы говорили, мы вроде бы индивидуальность, но каждые 4 часа мы немножко другая индивидуальность. Немножко другая. Поэтому если вы к человеку подошли, и с ним разговор не клеится, подойдите к нему через 4 часа, это будет другой человек. Нет, подойдите к нему ещё через 4 часа, то есть 6 периодов. То есть можно 6 раз к человеку подойти это будет 6 разных людей. Такое вот искусство. Женщины примерно владеют этим искусством. К мужу за деньгами подошли …Всё понятно. Надо через 4 часа подойти. «Ты сейчас кто? Зая или не зая?» «Не зая». «Ладно пойду через 4 часа». Через 4 часа так вот раз, нащупали на 4 раз, там на 5: «О, зая».

00:51:23 Всё, попала в заю. Такое вот женское искусство нащупать заю на каком-то там периоде заи. Потому что всё время невозможно быть львом, устаёшь же, это же тяжело быть львом. Поэтому она ждет заю. Он же разный : то зая то лев. В основном, конечно, не понятно кто, но можно там и заю найти. Поэтому вот и получается, давайте вот вспомним, то есть с 2 часов утра до 6:00 утра, соответственно, вата действует , мы помним, такое ватное состояние, пик активности Ваты. Это 4 часа утренних самых таких ярких. Потом идёт с 6 до 10:00 утра, это уже капха действует.

00:52:17 Поэтому уже не встанешь так просто в это время, вату проспал уже всё, тяжело вставать, капха начинает действовать. Потом рабочий день с 10:00 утра до 2 дня – пита действует, поэтому обедать, работать, пик активности питы – огня. Потом с 2 до 6 вечера опять действует вата все бешеные становятся. И с 6 до 10 капха наваливается вечером, когда уже так хочется уже прилечь. А вот потом опять приходит 10 вечера , потому что с 10 вечера до двух ночи действует пита. А поэтому вот в капху спать не лег, с 6 вечера до 10 и всё, опять пита наваливается, опять бешенность.

00:53#11 Поэтому начинают какие-то фильмы ужасные показывать в это время вечернее, потому что пита просыпается и все. На самом деле даже просто если бы о здоровье подумали, можно было бы принципе телевидение центральное настроить так, чтобы программы шли в соответствии с режимом дня и принципе человек бы на это реагировал. Помните, «Спокойной ночи, малыши» правильная же была передача, все спокойно и все засыпали. Хорошие привычки вырабатывалась. В этом есть что-то вот такое позитивное и вот такое вот распределение, вроде бы простое распределение в периодах, уже само по себе показывает, в принципе-то, что нужно делать. Если человек просто понял как этот мир он ритмически устроен, он может почувствовать эти ритмы и начать под них как-то подстраиваться.

00:54:09 Поэтому вот с 2:00 до 6:00 утра, мы говорили, лёгкость вот такая, Вата, вата, лёгкость, и поэтому в это время лучше всего заниматься чем-то духовным, чем-то умственным. Потому что сон в это время - так себе сон, от него толку то никакого нет особенного. Поэтому раньше человек старался лечь спать пораньше и просыпался где-то в этот период лёгкости, чувствовал себя потом легко. С 6 до 10 утра уже вот эта капха приходит, поэтому сонливость. Все в автобусе едут спят, страшно смотреть на эти сонные автобусы, но в любом случае лучше так побороться с этим сном, переселить это влияние капха доши, чтобы вырваться из-под её влияние, иначе потом она будет целый день давить на тебя, давить.

00:55:08 Затем пита приходит, да? Вот это обеденное время с 10:00 до 2:00: покушать надо обязательно, чтобы всё переварилось обязательно, вот эта вот пища. Можно много съесть. Если хочешь есть много, вот съешь в это время. Для тех кто легко вес набирает это единственное спасение, как-то свой ум удовлетворить, потому что человек как-то все время себя там в чём-то ужимает, но все равно хочется чего-то наестся, поэтому вот в это время наешься, оно всё переварится. Не страшно. В это время можно, но потом уже всё. Такое вот очень благоприятное время для переваривания – пита, огонь в это время. Максимальный огонь.

00:55:57 Затем опять вата доша , тогда уж опять можно умственную деятельность, заняться, о чем то подумать, что то сделать полезное, иначе потом капха навалится вечерняя, такая вечерняя уже слабость, хорошо бы уснуть, Ну вот не ляжешь опять пита придет , свежесть несвоевременная. Был сонный-сонный, раз, проснулся… вот, эти дети сверху на моем потолке, где я живу , вот они четко доши мне отмечают. С 10 до 2 такое чувство что они там вот какого-то слона таскают по квартире, и слон пытается упираться своими бивнями, но они его всё равно таскают. Вот они ровно в 10 просыпаются, видно родители не могут с ними справиться, их вовремя спать уложить. И вот они ровно с 10 до 2 слона таскают по всей квартире...

00:56:51 Четко вот эта вот доша вот она на детях …. дети вообще на этом плане очень тонко на всё это реагирует, поэтому можно увидеть: всё, не уложил вовремя спать , это всё., ничего не сделаешь потом. Причём ещё вот наши люди, люди западной цивилизации, они очень гордятся тем, что вот рано не ложатся. Как я говорил, там, совами себя называют. На самом деле они просто регулярно переходят эту границу 10 часов и опять попадают под огонь. Такое вот ночное солнце встает. Попадают под этот огонь, под этот прилив энергии, который характерен для питы и фактически не могут отдохнуть. Просто не могут отдохнуть. Нужно быть очень аккуратным.

00:57:49 Если уж ночь, так ночь, нужно чтобы в этот период человек мог спокойно отдыхать, никто ему не мешал. Особенно если у нас такая огненная конституция, если наша индивидуальность огненная, то мы точно ночью проснемся, пойдём картошку жарить. Потому что этот огонь нас разбудит. Пита выходит из равновесия. Человек чувствует очень сильно голод в это время, но это дурная привычка от нее нужно избавляться. То есть вот этот вот режим, который я сейчас написал, да? Вот он… написал… рассказал, вот он, в принципе, подходит для всех, как такой общий режим. Но мы видим, что по нему не получается жить. Потому что мы все индивидуальности, у нас разные ситуации, разная работа, одни живут в городах другие в деревнях. Кто-то вообще там живёт на какой-то работе сутки через трое. То есть странно всё в жизни сейчас. То есть нет такой размеренности.

00:58:48 Поэтому всё это надо подстраивать, насколько это возможно. То есть насколько мы сможем часть этого хотя бы подстроить, настолько нам будет легче жить. Поэтому если что-то одно не смогли подстроить, ну не стоит расстраиваться. Надо всё остальное подстраивать. То есть что можем то и подстраиваем. Все точно не получится. То есть время не здоровое, всё не как надо, всё неправильно, поэтому то, что всё не получается построить, можно абсолютно это близко к сердцу не принимать. Что можем то и подстраиваем. Насколько сможем построить, настолько вот почувствуем эту гармонию. Но вот этот вот так сказать перфекционизм, попытка жить идеально, это только испортит вообще все нервы. Жить идеально, точно не получится, даже не пытайтесь. Не получится жить идеально. Поэтому хочешь - не хочешь, мы не можем читать лекцию в 2 часа дня, потому что на неё никто не придёт.

00:59:50 Поэтому хочешь- не хочешь, лекцию читаем вечером, время, когда надо спать. Я бы, конечно, рад, вас всех уложить, повесить тут гамаки, но тогда лучше сразу домой пойти спать. Поэтому хочешь - не хочешь , это мы не можем сделать ,мы городские жители, тут вечер у нас активный, но остальные периоды можно подстраивать. То есть мы, например, там 2 не можем построить, но остальные-то можем. Их же много периодов-то, мы их подстраиваем, подстраиваем, подстраиваем и всё более-менее гладенько получается. Как знаете, говорится, в блюде, сложном блюде всегда можно заменить один или два ингредиента. И получится примерно то же самое, даже никто не заметит. Знаете, вот, бананы можно картошкой заменить.

01:00:39 Во многих аюрведических блюдах пишут: если вы не нашли зеленые бананы, есть такое блюдо из зеленых бананов делается, у нас тут нет таких, это такие редкие бананы, они тут даже не продаются, потому что их в принципе продавать нельзя, то есть они считаются такие кормовые бананы, они с семечками , их тут нет в продаже. Но из них делаются много очень вкусных блюд. Поэтому вот когда пишут, что зелёные бананы, они такие толстые и короткие, то пишут, «но если у вас нету, то просто положите вместо них картошку. То есть и вот когда блюда готовишь, если вот 2 блюда приготовить, одно из кормовых бананов, а другое из картошки, и вот дать человеку с завязанными глазами попробовать, он не отличит. Он не отличит. То есть примерно качества вот схожие , не отличишь. Я пробовал, невозможно точно сказать что ты ешь, невозможно.

01:01:36 Поэтому вот можно, кулинария позволяет… есть вот заменительная кулинария, поэтому если ты вот часть каких-то ингредиентов меняешь, то, в принципе, блюдо оно точно такое же остается, ни качество не уходит, ни вкус не уходит. Точно также и вот и режим дня. Потому что все обычно расстраиваются: всё я так жить не могу. Ну ты просто вот в это время так жить не можешь, но остальное время-то ты можешь подстроиться. Поэтому ну вот это да, вот это не можем ничего с этим сделать, ну и ладно. И не беспокойся. Не можешь и не надо. Не волнуйся по этому поводу. Волнуйся там, где можешь и не делаешь, вот там волнуйся, вот там. Вот это действительно вот правильный, разумный, спокойный подход. Поэтому не надо менять всю свою жизнь, перфекционизм только до смерти замучает, не надо вот быть таким идеалистом, потому что просто с ума сойдёшь.

01:02:34 А делать то, что можешь, это вполне разумный подход и он вполне получается. Он не получается, потому что в основном люди только разочаровываются от того, что сами, как я сказал, читают книги. То есть вот прочитали сами про режим дня, и просто ходят и грустят целый день. Я так жить не могу, все. Да можешь ты так жить просто не идеально. Так, но не идеально. Как можешь, так и живи. То есть вот такой режим дня он подходит для всех, нам нужно подстроить под свою собственную жизнь. Как-то подобраться к более-менее такой максимальной для нас возможной ситуации, когда человек следует распорядку настолько, что его ум начинает успокаиваться. А когда ум спокоен то тогда все отдыхают, и тело отдыхает, и тонкое и грубое тело отдыхает, и мы отдыхаем. Идёт полное такое успокоение.

01:03:32 Тело гармонизируется, состояние гармонии приводит к тому, что человек отдыхает. Скажем так, вот тот кто пытается, пытается приложить усилия, чтобы найти вот эту гармонию между внешним и внутренним, потихонечку начинает чувствовать эту гармонию, вот это чувство гармонии просыпается и начинает подстраиваться. Потому что в любом случае подстраиваться нужно постоянно, потому что кроме этого же я не стал ещё всё это рассказывать, есть же ещё сезоны года, есть же ещё возраст и так далее. То есть это всё тоже учитывается, тело меняется, природа меняется, но если мы учимся чувствовать гармонию, то мы в конце концов начинаем её вот так воспринимать.

01:04:22 И оно естественным образом уже у нас выстраивается, вот эта гармоничная жизнедеятельность, и мы становимся спокойными, наше сознание успокаивается. А когда мы спокойны, мы перестаем ошибаться. Наша ошибочность становится минимальной. А когда ошибочность минимальна, последствий минимальное количество. Уже всё время не мучает совесть, уже не нужно ничего постоянно исправлять. Так что такое карма? Карма - это когда ты постоянно исправляешь свои ошибки. То есть вот от этой невнимательности от усталости ты постоянно совершаешь ошибки, и ты вынужден постоянно их исправлять, тебя догоняют твои собственные ошибки все время. Поэтому жизнь такая нервная: догонят-не догонят, сегодня вроде не догнали - хороший день. Ну, завтра догонит. Поэтому у человека сон бывает такой нервный, бессонница. Почему? Потому что он чувствует, что завтра его догонит его последствия его ошибки.

01:05:21 А если человек начинает жить спокойно, мало совершает ошибок, ни с кем не ругается, не конфликтует, живёт спокойно, действует обдуманно, то у него и появляется эта свобода. У него вот эти узлы кармы развязываются, и он становится свободным, уже может принимать решения как ему жить, сколько времени посвятить духовной жизни, столько решению материальных проблем. То есть он становится свободным, его освобождение появляется. Кажется… то есть тут в чем парадокс? Кажется, что мы себя вводим в жесткие рамки вот этой размеренностью. Но жесткие рамки размерности как раз нас освобождают, как раз и делают нас свободными. Как раз и дают нам эту внутреннюю свободу, внутреннюю силу, чтобы действительно решать более серьезные задачи. Времечко уже, к вопросикам, пожалуйста.

01:06:19 (?) – Спасибо за лекцию, хотел вас спросить. Так иногда бывает, что… ну, вот, вы говорите, то что, например, нужно по обстоятельствам больше чего-то сделать, вот, и соответственно с ритма сбиваешься, и потом не можешь его… то есть, вроде хочешь отдохнуть… как бы отдыхаешь, но не можешь как бы отдохнуть. То есть даже это может длиться длительное время, что ты не может опять вернуться в ритм. Ну тот, который… в котором был, в котором получалось, например, более эффективно действовать. То как вот, ну, реально восстановиться, если ну может 2 недели, может 3 недели ты не можешь вернуться в ритм. То получается вот как бы время так подстраивать? Стараться раньше ложиться? Или какие-то ещё есть советы?

01:07:18 (ВО). Это как если мы дыхание сбили, то его очень трудно восстановить. Поэтому вся физическая деятельность, например, на дыхании основана. Если мы что-то выполняет физически, там, бежим или трудимся, то нужно за дыханием следить. Чтобы дыхание было размеренным, ритмичным. Если дыхание сбилось – всё. Поэтому как вернуть … как потом второе появляется? Как оно приходит? Опять-таки от того, что человек продолжает в ритме что-то делать. Поэтому мы, собственно говоря, мы восстанавливаемся через ритм. Если мы ритм сбили, то возвращаться нужно опять-таки через ритм. Ну то есть, если мы слишком много будем отдыхать, то это не вернётся нас в ритм. Это скорее наоборот только усугубит.

01:08:15 То есть, например, человек бежит, у него дыхание сбилось, то это не значит, что ему надо остановиться, ему нужно просто ритмичнее бежать. То есть может быть немножко скорость бега снизить, но всё равно продолжать бежать ритмично. Потому что может и второе дыхание открыться, и третье. Ну те кто бегают, спортом занимаются, знают о чем я говорю .Хочешь - не хочешь, тело так в своем живёт в ритме вот. Но если ты остановишь, то всё. Это значит, что уже на трассу не вернёшься, то есть нельзя останавливаться, нужно просто ритм поймать и уже в этом ритме спокойном дальше бежать. Может немножечко спокойнее, восстановиться и уже опять догнать группу, от которой отстал. Но нельзя останавливаться. Поэтому обычно ошибка, которая совершается, это когда человек перенапрягся, выбился из ритма и остановился полностью.

01:09:11 И всё. Буду 3 дня спать, ничего не делать. Нет, нужно просто щадящий ритм принять. В ритме обычно очень быстро человек восстанавливается. В ритме быстро человек восстанавливается. То есть можно какие-то там себе дни давать, которые восстановочные, чтобы в себя прийти, но это не значит, что мы , так сказать, выходим из движения. Нет, просто мы это движение делаем, скажем так, в спокойном, в приближающимся к идеальности, ритме. И тогда всё восстанавливается, ритмика восстанавливается. Обычно тут именно такое должно быть на корень давление, то есть сознание должно быть спокойно. Главное сознание восстановить, чтобы сознание в этом ритме действовало и тогда вернется вот эта вот ясность.

01:10:11 Ну да, вот так вот, в принципе, и для тела, если какой-то серьезный сбой происходит 2 недели иногда, это вот такой вот время восстановления, как джетлаг. Что хочешь делай, 2 недели надо восстанавливаться. И так просто нет никакого приемчика, никакие таблетки не придумали, ничего не поделаешь. Поэтому иногда вот сильно сбиваешься, да? Долго восстанавливаешься, но нет никакого способа, кроме как всё-равно в ритме жить, и живёшь, и живешь, и живешь в ритме. Есть конечно… в каждой деятельности есть какие-то свои тонкости, их можно узнавать.

01:10:57 Например, у тех кто летает я могу посоветовать только днём летать, потому что когда при свете летишь, потом джетлаг легче переносится. Ночной перелёт - это просто потом в 100 раз тяжелее переносить. И надо побольше есть воды и поменьше есть пищи. Это вот такой вот, если например перелёт. В каждом физическом действии есть свои маленькие какие-то особенности, их можно узнавать. То есть, например, если водитель, если как-то навалилось и начинаешь вырубаться, нужно обязательно останавливаться и 15 минут поспать. Никакого другого варианта нет. Если будешь пытаться бороться со сном, то только уснёшь и на встречку выедешь, и от этого большинство ДТП смертельных происходит. Поэтому сейчас везде стараются делать эти разделительные линии.

01:11:52 Потому что это просто, лобовое столкновение - это всегда смерть, обязательно кто-то умирает. А человек просто заснул и всё. А скорости вот большие на трассах, поэтому кроме как разделительные линии ничего не придумаешь. А на самом деле нужно отъехать и поспать, буквально 10 минут поспать, 15 минут, чтобы капху эту дать, накормить капху. И все. И тогда если человек поспал, к нему опять возвращается немножко бодрость. И вот в каждой работе, есть какая-то вот такая вот своя специфика. Каждый может что-то рассказать. Как вот в его работе можно какую-то маленькую тонкость найти. Это всё это можно как бы стараться учитывать в любой деятельности это есть. Вот этот как раз те самые особенности индивидуальные, которые можно… Как подмастерье, да? Мы говорим всё время «подмастерье».

01:12:52 Почему подмастерье так быстро становится мастером ? Потому что его сразу всем этим тонкостям обучают, и он очень быстро понимает все эти секретики профессии. Ии может легко ритм вернуть. Поэтому в зависимости от того, чем мы занимаемся, мы находим какие-то вот такие профессиональные решения, которые чуть-чуть облегчают. Но всё равно суть в том, чтобы в ритме продолжать что-то дальше делать ,не останавливаться, потому что когда остановишься, можно ещё тяжелее выбираться из этой ситуации, уж лучше продолжать.

01:13:33 (?) Вячеслав Олегович, спасибо большое за лекцию. У меня вопрос может быть немножко не совсем по теме сегодняшней лекции, но косвенно тоже касается здоровья, отдыха, здоровья, где-то рядом. Я вот слушаю ваши лекции регулярно, и в одной из лекций очень услышала интересную информацию от вас. Вы говорили, что у человека бывает так, что смещено солнечное сплетение и что есть такая техника, что каждый день человек способен немножечко восстанавливать вот это смещение своими собственными силами. И если можно… можно было бы вас попросить рассказать об этой технике поподробнее..

01:14:25 (ВО) Ну, мы тут не занимаемся медициной. Надо к врачу идти. Я не врач. У нас все смещено, я вам тайну открою, чтобы сразу не волновались. У нас всё внутри смещено. У нас все кости смещены, все внутренние органы смещены, все энергетические центры тоже смещены. Поэтому, когда вы идёте занимаетесь восстановлением здоровья, например, к хорошему мастеру йоги, то он вам все и восстановит как надо, но восстанавливать что-то одно и в домашних условиях это неправильно. (?) То есть никакой такой техники нет? (ВО) Ну, она не может быть одна, сама по себе. То есть вы должны полностью весь курс проходить на протяжении многих лет, это называется хатха-йога. То есть идете к хорошему преподавателю хатха-йоги, и он вам всё вправляет. То есть каждая асана что-то вправляет.

01:15:16 Одна там асана почки вправляет, другая печь вправляет, третья там ставит правильно вам солнечное сплетение, четвертая то, пятое-десятое… каждая рассчитана на то, чтобы нам что-нибудь поправить. Но нельзя что-то одно поправлять. То есть мы когда про что-то одно рассказываем, мы вынуждены про это рассказывать потому, что про всё сразу не расскажешь. Но надо понять, что каждое действие оно становится эффективным, только когда общее воздействие есть. Поэтому если вы будете делать только что-то одно, какую-то одну асану из хатха-йоги, это будет только хуже. То есть надо все делать асаны, причём в правильной последовательности и под наблюдением хорошего специалиста. Нельзя какую-то одну асану выбрать и только её делать. Это вы только ещё хуже всё сделаете. Поэтому должно быть общее гармоничное воздействие.

01:16:12 Поэтому в любом случае, я хотя и рассказываю по отдельности про разные вещи, но суть всегда, видите, в том, чтобы было общее воздействие. Поэтому, если, например, вас заинтересовала йога, пожалуйста, хороший специалист по хатха-йоге будет вами заниматься, и вы постепенно всё выпрямите, и все центры вернутся на место и всё. Но это не значит, что болезни пройдут. Потому что болезни бывают те, которые начали только появляться, те, которые уже появились и те, которые с нами останутся навсегда. И, как правило, те болезни от которых мы хотим избавиться, это как раз те болезни, которые уже хронические. То есть их можно… только с ними вот жить надо и всё научиться. То есть как, диета обычно: диета, режим дня, ещё что-то.

01:17:08 У нас неправильные ожидания от оздоровления. Оздоровление - это всегда профилактика. То есть это борьба с теми болезнями, которые должны к нам прийти сейчас. И мы начинаем себя правильно вести, и они не приходят. Это вот те, которые на первой стадии находятся, то есть они невидимые, но уже подошли, Но те, которые пришли и уже давно с нами находятся, одни из них можно как-то подправить, а другие уже нельзя, всё. Поэтому, как правило, именно те, которые нас мучают, это уже те, с которыми нужно именно учиться жить, а не бороться с ними. Потому что если мы с ними боремся, то мы только расстраиваемся. У нас только депрессия начинается: «Ну вот, ничего не помогает, йога не помогает, аюрведа не помогает». Да у них профилактическая задача, они на будущее рассчитаны не на прошлое. Пошлое уже свершилось.

01:18:03 Понимаете? Это как дом, если сгорел уже поздно огнетушителем размахивать. Огнетушитель уже на будущее, на будущие пожары, огнетушитель не может быть на прошедший пожар . Он уже прошёл, уже если дом поливать огнетушителем, он от этого не восстановится. Поэтому очень надо как бы ну тут серьёзно понимать, что есть прошлое, настоящее и будущее. Прошлое невозможно изменить. То есть с ним уже нужно просто правильно жить. Поэтому если мы ведем здоровый образ жизни и следуем наставлениям врача, который нам объяснил, что вредно, что полезно, то всё, этого достаточно. Просто живёшь спокойно, это моё прошлое, с ним как? Никак. А вот будущее вот его можно подправить, потому что если мы дальше будем неправильно жить, а ещё и будущая придёт зараза какая-нибудь. Потому что она в очереди стоит. Тут всё время кто-то приходит, чтобы тебе жизнь испортить. Поэтому мы занимаемся этой профилактикой, чтобы будущее немножечко вот его, так сказать, сгладить.

01:19:05 Ну то есть, что нам прошлого достаточно, куда больше-то? Уже всё, его хватит, зачем нам ещё и будущее? Поэтому мы хотим в это будущее более-менее, ну уже хотя бы вот этим прошлым войти и большего нам уже не надо. Но не стоит слишком многого ожидать. То есть это будет ложные ожидания. Это будет попытка найти чудо, но чуда не бывает. Это если б можно было прийти в больницу и нам бы там новое тело выдали, тогда может быть так. Но нет, тело то же . Поэтому с ним придется носить некоторые вещи всю свою жизнь, ничего не поделаешь. Поэтому нужно спокойно относиться. Ну пусть и будут, всё равно кто-то должен с нами жить, поэтому какие-то болезни пусть с нами живут. То есть мы ведём здоровый образ жизни, четко понимаем, что делать при этой болезни. И спокойно с ней живем, все нервы все… а что… нормально. Что делать-то? Как соседи. У нас есть соседи, что делать? Либо с ними воевать, либо с ними дружить. Поэтому вот болезни, вот такие хронические, это тоже наши соседи.

01:20:05 Поэтому, либо могу с ними воевать насмерть, всё время разочаровываться, и только ухудшать состояние, либо просто с ними подружиться, и вести здоровый образ жизни. Поэтому мы идём… то есть если мы занимаемся какими-то решениями каких-то быстрых болезней, то мы одни способы предпринимаем. А если какие-то хронические вещи, то там другой подход немножечко, но опять-таки, он должен быть полноценным. То есть нельзя просто взять себе и там что-то вправить. Оно тут же выправится назад. Потому что образ жизни-то тот же. Поэтому когда мы идём, например, заниматься йогой, то нам сначала образ жизни вправляют. То есть сначала решают, что вообще можно поправить. Может тут всё легче всё решается, может… но мы готовы ли к этим поправкам? Поэтому это комплексный подход и не стоит что-то делать вот такое точечное. Потому что, если мы начнём что-то точечно менять, только хуже будет.

01:21:04 Нужно именно комплекс улучшить, а комплекс это чтобы нужно именно с кем-то связать свою жизнь, с каким-то, например, инструктором йоги, с каким-то врачом, который будет нами заниматься. То есть это всегда длительная вещь, поэтому нет смысла в какой… в каких-то моих рассказах именно про какие-то частичные вещи. Потому что это сама идея состоит в том, что наша не правильная жизнь приводит к тому, что у нас всё сбивается. Вообще всё. И чтобы это поправить, нужна размеренность. То есть размеренность - это мы получаем какой-то ритм, и под наблюдением в этом ритме находимся. И вот тогда происходит позитивное изменение, но опять-таки нужно понимать какие. То есть не всё прошлое можно изменить, к сожалению, оно прошлое.

01:21:56 В этом его горечь, но есть настоящее, которое вполне в наших руках. Мы можем менять качество настоящего, и уж точно можем на будущее, так сказать, этим самым… меняя качество в своем настоящем поведении, мы можем менять своё будущее. То есть если бы это было невозможно делать, мы тут не собирались. Но мы точно не хотим поменять своё прошлое, потому что это уже магия. Мы магией не занимаемся. Мы практичные люди, мы меняем своё настоящее, чтобы поменять своё будущее. Поэтому тут я бы порекомендовал вот именно к кому-то хорошему специалисту обратиться и в этом плане посмотреть. Он уже сам посмотрит, что надо делать, что не надо, с чего стоит начинать, с чего не стоит. Не всегда нужно точно понимать, что там внутри происходит, зачастую это лишнее. Достаточно просто правильно делать то, что говорят.

01:22:56 Потому что тонкости, это для профессионалов. А нам простым, так сказать, людям, чем больше мы знаем тонкости, тем больше на нас депрессия наваливается. Поэтому нам лучше тонкости не знать зачастую. Нам просто надо знать, так что-то делать правильно. И это правильно и делать. А тонкости, пусть их знают там врачи-специалисты, потому что, когда мы тонкости узнаём, мы не можем с этими тонкостями справиться. Они плохо влияют на нашу психику. То есть стоит как это … человеку начать читать какие-нибудь там журналы медицинские, всё… он тут же у себя всё находит. У него начинаются проблемы. Интересно, если вы посмотрите на эти современные медицинские передачи они проводятся как для пятилетних детей, заметили?

01:23:56 И это вот правильный подход. Просто, вот как пятилетним детям всё объяснили на каких-то там куклах, на смешных… с юмором так немножко. Вот примерно так, оно и должно быть (?) - Чтобы не пугались, верно? (ВО) – Да. Поэтому также и в йоге. В йоге не говорится, что у вас там солнечное сплетение выпрямиться, там, 4 позвонок встанет на место , что там то начнётся… биохимия такая-то… говорится, что в этой позе вы должны быть похожи на льва. Поэтому встаньте как лев, высуньте язык и рычите, да? Правильно? Вот и всё. То есть сделали это похоже, как это делает лев? Всё. Значит там всё и выровняется: и позвоночник, и солнечное сплетение, и биохимия, и всё будет как надо. Как конкретно не надо знать. То есть нужно понять именно сам принцип. Потому что время никакого не хватит на детали. Главное понять, как в принципе.

01:24:58 Поэтому можно по этому поводу особенно не волноваться. Потому что сам по себе такой частичный подход, он по определению неправильный. А полноценной подход его всё равно нужно под чьим-то руководством делать. Поэтому просто делайте по чьим-то руководством полноценный комплекс и они будут все эти задачи решать естественным образом. Потому что при полноценном подходе всё это решается естественным образом. Все да? У нас времечко вышло. Спасибо большое, было очень приятно с вами пообщаться.

транскрибирование: Ирина Боровских | Киров | Россия | 17 August 2021