Условия для отвержения Гуру. Три критерия прогресса и три симптома отклонения

Навадвип-дхам - 08 октября 1981
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:35:10 | качество: mp3 128kB/s 32 Mb | прослушано: 2 | скачано: 8 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Шрила Шридхар Махарадж: Теперь мы можем начать. Мы обсуждали «Харинама-чинтамани».
Сагар Махарадж: Здесь есть подзаголовок.
[Записано на слух]
табе йади эи рупа гхатана кабу хайа
асат-санге гурур йогьйата хайа кшайа
пратхаме чхилена тини садгуру-прадхана
паре нама-апарадхе хайа хата джнана
ваишнава видвеша кари чхади нама-раса
краме краме хана артха-каманира васа
сеи гуру чхади шишйа шри кришна крипайа
садгуру лабхийа пунах шуддха-нама гайа

00:01:22 Шрила Шридхар Махарадж: Вы можете объяснить это утверждение им.
Сагар Махарадж: Да, вчера вечером мы об этом говорили.
Шрила Шридхар Махарадж: Есть какие-то вопросы в этой связи?
Сагар Махарадж: Да, вот это выражение примечательно:
ваишнава видвеша кари чхади нама-раса
краме краме хана артха-каманира васа

00:01:49 Шрила Шридхар Махарадж: Постепенное развитие в низшем направлении [буквально]. Как звучит самое начало?
Сагар Махарадж:
табе йади эи рупа гхатана кабу хайа
асат-санге гурур йогьйата хайа кшайа

Шрила Шридхар Махарадж: Если мадхьяма-адхикари, Гуру среднего уровня, сталкивается с дурным обществом — с обществом атеистов, или ученых-майявадинов, или стри-санги [наслаждающиеся женщинами], — то он падает. В нем можно постепенно распознать различные признаки, симптомы того, что он падает. В этом случае, конечно, шишья (ученик), у которого есть достаточное сукрити (духовная удача, заслуга), способен спасти себя. Крайне редко вышеописанное происходит, и это крайне прискорбная ситуация.

00:03:18 Все же мы можем считать, что в конечном счете это удача, когда человек избавляется от этой нежелательной связи и соприкасается с подлинным источником вновь, забывает свою прошлую историю и начинает новую жизнь дабы спасти себя. «Потребность — мать изобретения» — говорит пословица. В ситуации крайней нужды он изобретает средство. Мы можем быть сбиты с толку также и в мирском смысле. Во многих отношениях мы можем свернуть с истинного пути, но мы можем проснуться, очнуться, понять, в каком обществе мы оказались и попросить о помощи.

00:04:13 Конечно, такая возможность отклониться существует на каждой стадии. Мы наделены свободой воли, поэтому свободное волеизъявление, свободное действие необходимо на каждой стадии, но нет гарантии, уверенности, определенности. Нет гарантии, что шаг, который я совершу, поведет меня в верном направлении, приведет к цели. Поэтому необходимо избирать руководителя, и временами, когда речь идет о выборе этого руководителя, то он также может оказаться ошибочным, и это — невезение, неудача. Но, опять же, наша внутренняя, врожденная, глубинная удача вновь поможет нам проснуться, осознать положение вещей и выбрать подлинного руководителя, который поведет нас в некую тиртху, священное место.

00:05:37 На руководителя на моем пути может оказать влияние дурной мотив [буквально]. В таком случае я должен предпринять соответствующие шаги. Конечно, это рискованно, но все же совершенно необходимо защитить, спасти себя, и мы это сделаем. Я в прошлом возложил все мои упования, чаяния на эту личность, и оказалось, что я ошибся. В этом случае я отвергну этого ложного руководителя. Если возникнет такая потребность, подобная нужда, то мы непременно это сделаем.

00:06:36 Мы посоветуемся, чтобы быть абсолютно уверенными, мы обратимся за советом, потому что я уязвим, я несовершенен. Шишья, ученик, считает себя погрешным, уязвимым, поэтому он станет советоваться с другим знатоком, руководителем, обратит к нему вопрос: «Что мне делать? Я в растерянности: я считаю, что не в состоянии верить в моего прошлого руководителя, поскольку он, возможно, отклонился от истинного пути. Его ментальность изменилась, и, так или иначе, я вижу многочисленные симптомы, которые указывают на то, что я не должен и не в состоянии доверять более этому руководителю. Пожалуйста, посоветуйте мне, что делать».

00:07:43 Таким образом, следует обратиться за советом к близким, друзьям. Мы не должны чрезмерно доверять себе, и, посоветовавшись с многочисленными близкими, друзьями, которым мы можем доверять, получив от них заверение правильности нашего выбора и также услышав голос нашей собственной совести, со всей нашей искренностью молясь Господу: «Пожалуйста, спаси меня! Спаси меня и дай мне другого руководителя!», с помощью наших друзей мы вновь попытаемся встать на истинный путь.

00:08:40 Необходимо доверие, необходима шраддха, необходим руководитель — это совершенно неизбежная потребность. Если я лишен веры, доверия, если я чувствую, что меня предали, это не означает, что остаток моих дней я буду страдать от этого предательства. Где-то должен быть здравый смысл, где-то должна быть Высшая Центральная Сила, Мощь, и эта Центральная Сила всегда готова прийти к нам на помощь. И со всей искренностью, насколько это в наших силах разуметь, что есть что, мы должны принять нового руководителя и продолжать идти вперед.

00:09:40 Прогресс не может быть сдержан, остановлен, это нежелательно также, поэтому мы должны идти вперед. Если необходимо, в процессе пути, по дороге мы можем поменять руководителя. И это наш практический опыт также, на основании которого мы это говорим. Харе Кришна.
Кто, Нимай?
[Харе Кришна, Харе Кришна]
Есть ли другие вопросы у вас, связанные с этим вопросом?
Преданный: Некоторые преданные в Америки скажут в этой связи: если Гуру — са̄кша̄д-дхари, как он может перестать быть им, как Гуру может отклониться и перестать быть подлинным руководителем, если это Сам Господь?
Шрила Шридхар Махарадж: Мы можем расставить все на свои места следующим образом. Гуру есть также и внутри нас, нашей личности, души, чайтья-гуру. Есть Гуру вовне — маханта-гуру. Даже в расхожем смысле, в обычной жизни мы нуждаемся в [Гуру]. В «Бхагаватам» звучит предостережение:

00:11:23 гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т
пита̄ на са сйа̄дж джананӣ на са̄ сйа̄т
даивам̇ на тат сйа̄н на патиш́ ча са сйа̄н
на мочайед йах̣ самупета-мр̣тйум

Те, кто не способен спасти меня от величайшей опасности, а величайшая опасность есть соприкосновение с реалиями бренного, смертного мира, могут занимать положение, крайне почитаемое для нас в своих соответствующих ведомствах, категориях. Тем не менее моя вечная жизнь и интерес, относящийся к этой вечной жизни, — здесь возможны многочисленные опасности, угрозы.
Что там происходит?
[Говорит на бенгали]
[Обрыв записи]

00:13:01 Гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т — мы видим, таким образом, на основании этих фактов: существует возможность перемены Гуру. Мы можем рассматривать это так: в силу своих изъянов, слабостей я связался с ложным, искаженным идеалом. Так или иначе, благодаря моей сукрити, духовной удаче… Это тест, испытание. Мы должны рассматривать подобное событие — необходимость перемены Гуру — как проверку, тест, испытание того, насколько искренен мой прогресс, мое движение в сторону Божественного.

00:14:09 Мы должны, скорее, укорять свою злую судьбу, слабость, свое невезение и рассматривать происходящее как испытание Господа. Гурур на са сйа̄т — в «Бхагаватам» и во многих местах сказано, что подобные эпизоды в практическом смысле возможны. Наша вера в Гуру не должна быть слепой. Шраддха — это вера внутренняя, не слепая, глубинная по природе своей, пробужденная. Вера всегда пробуждена [буквально] по отношению к интересу этой личности, которая питает веру.

00:15:15 бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир,
анйатра чаиш̣а трика эка-ка̄лах̣
прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус,
туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апа̄йо ’ну-гха̄сам

В другом месте «Бхагаватам» говорится, как мы можем измерять степень прогресса в направлении божественного мира. Бхактих̣ пареш́а̄нубхаво анйатра вирактир — три явления всегда должны во мне сохраняться, чтобы я мог решать, совершаю ли я реальный прогресс. Каковы эти три симптома? Бхактих̣ пареш́а̄нубхаво анйатра вирактир.

00:16:03 И пример этого, относящийся к бренному миру, дан: когда мы испытываем голод, то мы едим, и, когда мы едим, то одновременно происходят три вещи. Что происходит? Прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус, туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апа̄йо. Когда мы голодны, то чувствуем дискомфорт, и с каждым проглоченным куском этот дискомфорт уходит, туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣. Когда мы голодны, то чувствуем слабость, и с каждым куском проглоченной пищи слабость уходит, кш̣уд-апа̄йо. Мы голодны, мы чувствуем боль, мы стремимся есть больше и больше. Постепенно это желание есть больше и больше уходит, с каждым кусочком съеденной пищи.

00:17:25 Также когда мы совершаем прогресс в нашей духовной жизни, то на пути мы будем испытывать с каждым шагом третий симптом. Мы будем рассудительно, осторожно оценивать прогресс, чувствовать, совершаем мы прогресс или нет. Каков критерий? Наше влечение — бхакти — будет возрастать, скорость этого процесса будет увеличиваться. К нам будет приходить представление о том мире, к которому мы приближаемся, постепенно: это будет туманная картинка, абстрактная, затем — все более ясная и отчетливая, определенная идея, представление, определение, все более утонченная и детальная концепция того явления, той реальности, к которой мы приближаемся, пареш́а̄нубхаво.

00:18:35 Третье: мы будем все больше и больше отстраняться от той среды, которая когда-то представлялась нам крайне привлекательной, анйатра вирактир. Мое влечение к тому, что не имеет отношения к Богу — к бренному миру — будет уменьшаться. Если я буду слышать разговоры на мирские темы, я буду испытывать дискомфорт и буду отвергать их.
Бхактих̣, пареш́а̄нубхаво, анйатра вирактир — таким образом, три симптома должны присутствовать, когда мы совершаем путешествие. И мы должны сознавать са̄кша̄д-дхаритвена — присутствие или отсутствие, степень этих явлений, симптомов, черт. Но все же такая возможность есть — возможность ошибки, отклонения. Мы не должны чрезмерно доверять нашему опыту, полученному нами в бренном мире. Мы должны быть бдительны, сознавать этот факт.

00:19:41 Когда я шокирован, когда неожиданно я сталкиваюсь с затруднением, то я должен пробудиться по отношению к моему вечному внутреннему интересу, я должен сознавать его. И затем мы посоветуемся со столь многими другими: другие пассажиры [буквально] едут на том поезде, или мы идем в обществе многочисленных спутников. Я говорю этим спутникам, попутчикам: «Я чувствую, что теряю доверие к лидеру. Я заблуждаюсь, или я прав? Посмотрите на него, рассмотрите эту ситуацию».

00:20:29 Таким образом, мы должны совершить самоанализ и предпринять необходимые шаги. Гуру внутри, чайтья-гуру — им также невозможно пренебречь, и, если человек искренен, то чайтья-гуру непременно со временем придет к нему на помощь и предостережет его. Это возможно, потому что транзакция, взаимодействие многочисленных начал, личностей свободно. Кришна говорит: «Я везде, повсюду, и Меня нигде нет. Все пребывает во Мне, и ничто не пребывает во Мне. Пожалуйста, обрати внимание, — говорит Он, — на Мое непостижимое, мистическое положение в этом мире. Я могу быть где угодно, и в то же время Я могу не быть где бы то ни было». Таково Его положение: Он везде, и Он нигде.

00:21:39 Стало быть, свобода выбора. Возможность свободного выбора никогда не покидает нас. Хотя мы покоряемся Гурудеву, вручаем себя ему, но это вручение себя должно быть здоровым, целостным, а иначе… Существуют многочисленные сбитые с толку, заблудшие души, они являются лидерами в своих соответствующих департаментах. И мы видим, как люди вокруг верят в этих лидеров — политических, социальных… Повсюду, о какой бы сфере деятельности или жизни ни шла речь, есть лидеры. Подобное широкое представление мы должны питать.

00:22:37 Кроме того, есть многочисленные утверждения в священных писаниях. Писания предостерегают нас, внушая нам идею, представление, согласно которому наш прогресс не должен быть слепым. Нам говорят: в конечном счете есть всеведущий, всезнающий Господь. На хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати. Мы должны обращаться к Нему, прося Его о помощи и участии. Таким образом, консультация, совет друзей и других вайшнавов необходим, благодаря этому мы сумеем добиться того, что путь нашего прогресса будет гладким и ровным.
[Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол]
[Обрыв записи]

00:23:57 Есть ли дополнительный вопросы в связи с обсуждаемой темой?
Преданный: Я заметил вот что, слушая записи ваших речей на кассетах: вы сказали однажды, что восприятие устройства материальной вселенной Шукадевы отличается от того, как ее воспринимают материалисты…
Сагар Махарадж: Нет, пожалуйста, задавайте по одному вопросу, а не несколько вопросов сразу.
Преданный: Хорошо. [Не переведено]
Шрила Шридхар Махарадж: Что он говорит?
Сагар Махарадж: Не совсем понятен вопрос. [Переводит на бенгали.] Нечто в том роде, что восприятие вайшнава субъективно, и разные люди видят вайшнава по-разному: его достоинства или, предположительно, недостатки.

00:25:37 Шрила Шридхар Махарадж: В целом симптомы отклонения от истинного пути тройственны. Если я вижу, что мой Гуру, Гурудев теряет влечение к своему собственному Гуру и шастра-упадеше, наставлениям священных писаний… В прошлом мой Гуру цитировал священные писания, советы, слова своего собственного Гуру, и постепенно, я вижу, он перестал это делать, он перестал испытывать влечение к этим советам и речам в силу своей пратиштхи.

00:26:29 Канак, камини и пратиштха — это три критерия, три явления, судя по которым можно понять, является ли человек садху, и какой степени, какого рода садху он является. Три явления — канак, камини, пратиштха. Первое: человек может отклониться от своего собственного Гуру — это можно видеть в нем. Это пратиштха. Второе: в нем возникает склонность накапливать деньги и не тратить их. Деньги можно накапливать, но эти деньги должны использоваться ради служения сампрадайе, Господу, для пропаганды, проповеди. Но если мы видим, что так называемый Гуру перестает тратить средства на служение Гуру, вайшнавам и сампрадайе, но накапливает деньги… И третье: влечение к противоположному полу.

00:27:58 Конечно, Гуру может соприкасаться и с деньгами, и с противоположным полом, так же и с пратишхой. Пратиштха в данном случае означает, что ему оказывается почтение, почет. Он может принимать выражение почтения со стороны своих учеников, это необходимо. Но он делает это исключительно с божественными целями, не ради себя. Но если мы способны видеть, что он делает это ради себя, корыстно, а не ради служения, дела сампрадайи этот Гуру использует эти три явления, тогда мы должны быть осторожны.

00:28:52 Вначале эпизодами такого рода мы можем пренебречь, но если мы видим, что эти эпизоду множатся и усугубляются, то мы должны обратить пристальное внимание на случай этого человека. Мы должны посоветоваться с людьми, которые занимают положение, аналогичное моему, и, посоветовавшись, мы можем обратить на этот случай внимание более высоких ачарьев, которые заслуживают нашего доверия. Если мы видим, в конечном счете — «да, то, что мне вначале показалось чем-то незначительным, оказалось чем-то действительно серьезным и пагубным, все это происходит в широких масштабах, случай серьезный и опасный, я вижу, что Гуру падает (упал)», — тогда я должен постараться принять соответствующие меры, совершить шаги, необходимые для того, чтобы спасти себя от этого осквернения, от этой заразной болезни, эпидемии.

00:30:01 Я должен спасти себя, и также я могу постараться спасти других, которые становятся жертвами подобной эксплуатации со стороны псевдо-гуру. Я должен делать это с абсолютной степенью искренности. Но такая опасность есть, и об этой возможности, опасности говорит шастра, и также это наш практический опыт. Поэтому мы не должны совершать прогресс в состоянии сна, спячки, но мы должны идти вперед с широко открытыми глазами всегда, потому что мы должны быть убеждены в том, что наши глаза будут все более и более способны видеть реалии высшего мира.

00:31:01 Наше зрение, глаза, которыми мы смотрим, воспринимаем вайшнава и Гуру, даны нам не только для того, чтобы видеть в нем изъяны, но видеть в нем новые черты духовной природы, которые будут изумлять нас. Это будет: много новых черт, новые оттенки этой природы будут открываться нам.

00:31:23 а̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам
а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣
а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти
ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит

Новый восторг, удивление, всегда новое, — написано в Гите, и речь идет всего лишь о человеческой душе. Ты глубоко погружен в опыт материальных реалий. Но если речь будет идти о малейшем проблеске природы твоей собственной души, ты будешь изумлен: «О, подобное сладостное, чудесное явление может существовать! Я таков! Моя природа, моя душа, мое „я“ — творение столь высокого уровня!» Что же говорить о Параматме, о Бхагаване Кришне и Его параферналиях? Харе Кришна.

00:32:34 Таким образом, мы должны с широко открытыми глазами совершать прогресс. Мы не позволим себе с закрытыми глазами пытаться совершать прогресс — не об этом идет речь, потому что куда я иду, к чему или к Кому я приближаюсь? Это Начало вне всех сомнений не доступно любым тестам. На днях я вспоминал слова Гуру Махараджа, его образ.

00:33:10 Он рассказывал о мальчике, который был рожден в темнице, в тюрьме. К нему приходит человек с воли, из мира свободы и предлагает ему: «Давай выйдем наружу и увидим солнце». И этот мальчик берет в руки светильник. Ему говорят: «Ты хочешь видеть солнце?» — «Да, я хочу взять светильник, чтобы с его помощью увидеть солнце». — «Нет, в светильнике нет нужды, для того чтобы видеть солнце». — «Ты пытаешься меня одурачить? Почему я должен тебе доверять? Невозможно видеть что бы то ни было без помощи светильника, свечи!» И тогда этот друг хватает его за рукава, насильно вытаскивает его наружу и говорит: «Увидь солнце!» И тот, кто жил в темнице долгие годы, прозревает.

00:33:56 Мы совершаем прогресс в этом направлении. Мы не должны совершать прогресс с закрытыми глазами, слепо. Мы соприкасаемся со столь великим чудом, природу которого мы не можем даже предположить, помыслить, Явление, которое превосходит любые наши предположения, Оно поражает нас чувством изумления, адбхута-раса — диво, восторг. Это не только одна из Его характеристик, не только это, но другая характеристика — сладость. Абсолютная величина могущества сладости, дивности. С открытыми глазами мы будем идти вперед, не в качестве слепцов.
[Гаура-Харибол, Харе Кришна]
Что-то еще? Другие вопросы? Я ясно выразился?
Преданный: Да.
Шрила Шридхар Махарадж: Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.