Материальные и трансцендентные аспекты боли

Сочи - 09 January 2019
Путь осознания Бога — страдание, имперсонализм, осознание. Закон: «Каждому типу счастья соответствует определённый тип страдания». Два типа материалистов —идеалисты и карма-кандисты. Уровни осознания Бога — Брахман, Параматма, Бхагаван. Боль — инструмент понимания Бога. Юкта-вайрагья — не отречение, а видение всего в связи с Богом. Материальный способ решения проблем не приводит к успеху. Аспекты боли — материальный и трансцендентный. Молитвы преданных за нас поддерживают гуну благости. Важность личной духовной практики. Состояние истинного бытия — отношения с Верховной Личностью Бога. Природа боли — увеличиваться до определённого момента. Уровни трансформации эго под влиянием боли. 1. Страх, волнение, предвкушение — позволяет определить, на каком уровне находится эго перед началом испытания. 2. Борьба — сопротивление, противостояние, возбуждение, адреналин. 3. Поглощённость состоянием — «Я есть боль». •. отождествление с болью. •. поиск быстрых решений. •. острое желание освобождения от боли материальными методами, энтузиазм в этом. •. пик обусловленности — приоритет цели, всё остальное вторично. •. тотальная паника. 4. Первая ломка — осознание происходящего, выражающееся в потере надежды. 5. Гнев, ярость, обвинение других, желание мести. 6. Вторая ломка — принятие в себе дурных качеств. 7. Разочарование в личной духовной практике. 8. Апатия — парализация деятельности чувств.
семинар для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:11:24 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 464 | скачано: 320 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ом намо Бхагавате Васудевая
Ом намо Бхагавате Васудевая
Ом намо Бхагавате Васудевая
Нараянам намаскритья
нарам чайва нароттамам
дэвим сарасватим вьясам
тато джаям удирайет
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики

Путь осознания Бога — страдание, имперсонализм, осознание

00:01:02 [Михаил Юрьевич]: Итак, у нас сегодня вторая лекция. Тема: «Слон Гаджендра попадает в беду». Песнь 8, глава 2, текст 32.
на мам име джнатайа атурам гаджах
кутах каринйах прабхаванти мочитум грахена пашена видхатур аврто
пй ахам ча там йами парам парайанам

00:05:01 Пословный перевод:
на — не; мам — меня; име — эти; джнатайах — друзья и родственники (другие слоны); атурам — попавшего в беду; гаджах — слоны; кутах — как; каринйах — жены (слонихи); прабхаванти — могут; мочитум — спасти (от опасности); грахена — крокодилом; пашена — путами; видхатух — провидения; авртах — схваченный; апи — хотя (я в таком положении); ахам — я; ча — и; там — Ему (Верховной Личности Бога); йами — предаюсь; парам — трансцендентному; парайанам — тому, кто является прибежищем для таких возвышенных полубогов, как Брахма и Шива.

00:06:33 [Михаил Юрьевич]: Перевод и комментарий Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады.
[Михаил Юрьевич читает текст]: Другие слоны, мои друзья и близкие, не смогли спасти меня. Что же тогда говорить о моих жёнах? Они ничего не могут поделать. Этот крокодил напал на меня по воле судьбы, и потому я буду искать защиты у Верховной Личности Бога, вечного прибежища всех, даже самых великих душ.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Про материальный мир говорят, что это место, где на каждом шагу нам грозит опасность: падам падам йад випадам. Глупцы наивно считают себя счастливыми в материальном мире, но на самом деле это не так: они просто пребывают в иллюзии. На каждом шагу, в любую минуту нас подстерегают опасности. В современном обществе принято считать, что, если у человека есть хороший дом и хорошая машина, то его жизнь удалась.

00:07:39 В странах Запада, особенно в Америке, люди очень любят ездить в хороших автомобилях, но, как только человек выезжает на дорогу, он подвергает себя опасности, потому что в любой момент может произойти авария и он погибнет. Как показывает статистика, в авариях гибнет очень много людей. Так что, если материальный мир кажется нам подходящим местом для счастливой жизни, то это только в силу нашего невежества. На самом деле материальный мир полон опасностей. В своей борьбе за существование мы можем полагаться на собственный разум и пытаться заботиться сами о себе, но, в конечном счёте, без вмешательства Верховной Личности Бога никто нас не сможет спасти от опасностей.

00:08:32 Поэтому Махараджа Прахлада говорит:
баласйа неха шаранам питарау нрсимха
нартасйа чагадам уданвати маджджато наух
таптасйа тат-пративидхир йа иханджасештас
тавад вибхо тану-бхртам твад-упекшитанам

Бхаг., 7.9.19
Мы можем придумывать множество способов обретения счастья и пытаться противостоять опасностям материального мира, но, если наши попытки не получат одобрения свыше, они не сделают нас счастливыми. Тех, кто пытается стать счастливым, не ища покровительства Верховной Личности Бога, называют мудхами, глупцами. На мам душкртино мудхах прападйанте нарадхамах. Низшие из людей отказываются встать на путь сознания Кришны, ибо думают, что могут обойтись без помощи Кришны. Это их ошибка. Гаджендра, царь слонов, принял верное решение. Оказавшись в опасном положении, он стал искать помощи у Верховной Личности Бога.

00:09:54 [Михаил Юрьевич]:
ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-мано бхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Закон: «Каждому типу счастья соответствует определённый тип страдания»

00:10:52 Мы немного обратим внимание на комментарии. Нас подстерегают опасности. Хороший дом, хорошая машина — это счастье, жизнь удалась. В Америке любят ездить на хороших автомобилях, и в чём проблема, что вам жалко? Проблема заключается в том, что мы не можем принимать одну часть материального мира. Одни законы отрицают другие. В конце шестидесятых годов появились знаменитые Muscle cars, мощные машины, с 5-литровыми, 7-литровыми двигателями, развивающие очень большую скорость, с приятным рыком двигатели. В восьмидесятых годах в той же Америке [они] стали запрещены. Вводились большие налоги. Для чего? Потому что людям на практике пришлось осознать двойственность этого мира.

00:11:52 Большие скорости, быстрый разгон — соответственно, много аварий. Было очень много крушений, гибель большого количества людей и причинение беспокойства окружающим. Определённый тип счастья, наслаждения сопровождается обязательно определённым типом страданий. И это закон. Никто его не может избежать, потому что одно происходит за счёт другого. В материальном мире всё происходит за счёт эксплуатации. Кто-то кого-то эксплуатирует. Соответственно, ему уже возвращается это теми страданиями, которые мы причиняем, когда мы наслаждаемся.

Два типа материалистов —идеалисты и карма-кандисты

00:12:46 Есть два типа материалистов. Одни говорят: «Я хочу наслаждаться, но не за счёт других». И они придумывают всякие темы, идеи, как это осуществить. Идеалисты такие. У них это не получается, они сами себя обманывают. Другие говорят: «Да, такой закон есть. Я его признаю. Поэтому кто сильнее, тот и эксплуатирует». И те, и те этот закон не понимают. Потому что те, кто эксплуатируют, должны помнить, что по закону сохранения энергии, по закону их кармы, сколько бы они не пытались эксплуатировать, их обязательно потом эксплуатнут в таком же количестве. В этой жизни или в другой [они] всё равно проиграют. Те, кто находится в иллюзии, в идеализме приходят к разочарованию и скорби. Потому что всё равно ничего не получится, так устроен мир. Чтобы нам наслаждаться, нам нужно обязательно кого-нибудь эксплуатнуть, даже против нашей воли.

00:13:58 Это ведёт к четвёртому уровню религии. Когда происходит разочарование в отношениях, и люди становятся имперсоналистами, они говорят: «Как тут не желай, как не строй отношения, они обязательно заканчиваются разочарованием». Уровень имперсонализма в религиях относится к трансцендентному уровню. Тогда как карма-канда, поклонение полубогам ради высшей цели на райских планетах относится к материалистичным религиям. И спрашивается: «Ну, как-то странно, карма-канды хотя бы строят отношения, а эти обо всех уже забыли, пофигисты такие. А как же у них сознание выше?» Это немного другая тема. Что-то меня понесло, мы должны были о боли говорить. Но идея очень проста. Карма-канды персоналисты настолько, насколько это выгодно. Люди строят отношения, но в основе лежит эго: «Я в центре, я – наслаждающийся». Остальные всё, что вокруг этого, – это некая мишура, некая игра, некий театр, чтобы всё выглядело красиво.

00:15:33 На самом деле, если оголить это: «Ну, что ж ты так всё прямо?!» Если всё это оголить, убрать всю эту историю внешнюю, культурную, то в основе лежит эксплуатация. Поэтому имперсоналисты в этом плане честны. Они практически говорят, что материальные отношения приводят только к скорби и к страданиям. Они не знают, существуют ли возвышенные, духовные отношения. Но материальные отношения точно абсурдная и бесполезная трата времени, поэтому они отказываются от материальных отношений. Соответственно, они считают себя выше, потому что у них хотя бы на одну иллюзию меньше, чем у предыдущих. Хотя формально выглядит, что те строят отношения, стараются найти какое-то равенство, братство, то тут с равенством, братством покончено. Таким образом, успокаивается ум, который у предыдущих уровней раздирается желаниями, чувством несправедливости, боли.

Уровни осознания Бога — Брахман, Параматма, Бхагаван

00:17:01 Ум успокаивается — это первый уровень медитации, позволяет человеку сконцентрироваться на вечном. Если это имперсоналисты, — на вечном Брахмане. Спокойный ум позволяет, в конечном счёте, услышать голос параматмы. Люди, [которые занимаются] гьяной, изучением, приходят к выводу, что внутри кто-то есть, и что-то такое говорит по делу часто. Это осознание локализованного аспекта Бога в сердце. Появляется понимание трансцендентного смысла существования. Если имперсоналист в чистом виде не видит смысла: «В конечном счёте, всё пустота, некое сотрясание эфира, воздуха», то на уровне параматмы появляется новый смысл, некая новая справедливость: «Зачем она? Во имя чего?» Если человек продолжает это изучать, то приходит к абсолютной справедливости. Он приходит к начальному пониманию Абсолютной Личности Бога, на чистое сознание – невозбуждённое, не ищущее справедливости в этом мире, ибо она давно создана. Человек приходит к Абсолютной Личности Бога. Вот такой путь.

Боль — инструмент понимания Бога

Юкта-вайрагья — не отречение, а видение всего в связи с Богом

00:18:33 В тот раз мне очень понравилось, как мы прошлись по предыдущим текстам, обсуждая такую негативную сторону, такой, с нашей обусловленной точки зрения, странный инструмент понимания Бога, как боль. Мы говорили, что согласно чатуршлоке Шримад-Бхагаватам, не существует вещей, не связанных с Богом. Отрекаться от музыки, от красоты, отрекаться от чего угодно, от энергии Бога – бессмысленно. Это равняется отречению от самого Бога, потому что эти энергии — представители Бога. Поэтому мы не отрекаемся от энергий, а учимся видеть всё связанным с Богом. И в этом есть истинная Юкта-вайрагья:
ана̄сактасйа вишайа̄н
йатха̄рхам-упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе
йуктам̇ ваира̄гйам учйате

Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255

00:19:49 Мы видим, как применять эти энергии, данные Богом, и мы учимся их соединять с Верховной Личностью Бога на благо наших отношений с Богом. Мы ж не будем говорить: «На благо Кришне». Его благо состоится в любом случае, соединяем мы или не соединяем. Но добавить Ему толику удовольствия мы можем. Это не двойственная субстанция. Понятие Бога — не двойственная субстанция, поэтому не можем навредить. Мы можем немного добавить толику каких-то приятных ощущений Богу за счёт того, что мы будем соединять Его энергию со служением Ему. Очень важный аспект.

Материальный способ решения проблем не приводит к успеху

00:20:37 Итак, Гаджендра попадает, будучи преданным Кришны, сначала в красивую иллюзию, как мы говорили. Можете почитать предыдущие тексты, фильм «Аватар» отдыхает. Может быть, они даже отсюда всё это и взяли. Там описывается эта гора, описывается это озеро, куда все приходят. Описываются леса и красота неписаная, высшие планеты, райские, по идее. Но, что там делают дикие животные — непонятно, если это рай. И тем более крокодилы. Эта тема у нас пока открыта. Тем не менее, всё безоблачно, красиво. Тем более для такого могущественного царя, который в той жизни был Индрадьюмна Махараджем. И продолжил своё существование на райской планете, получается.

00:21:35 Всё так безоблачно. Говорится, что, когда он шёл, земля содрогалась, и все дикие животные разбегались. Он давал защиту различным другим животным, которые спокойно могли, находясь в его видимости, чувствовать себя в безопасности. Такое могущество приводит нас к увеличению ложного эго, к такой иллюзии, что мы тут можем как-то устроиться. И проливается милость, которую так не любят преданные. В четвёртой песне Шримад Бхагаватам объясняется, что одна из милости Бога — это представать в потрясающе красивой форме перед вечно страдающими преданными. Там прямо так и написано. Потому что преданные не хотят – они начинают ощущать этот высший вкус.

00:22:32 А тут всё… бывает: «Всё так плохо, всё время плохо всё». Придут в алтарную комнату, на Божества посмотрят – вроде ничего, отпускает. И так как, мы такие все «религиозные», то мы очень похожи на Гаджендру — пытаемся за счёт Кришны устроить официально своё счастье. Особенно мне нравятся матаджи, которые проходят Виваха-ягью. Суть Виваха-ягьи — это получить благословение у всех родственников, вайшнавов, чтобы брак был духовным. И, как мы понимаем, в том же примере с Гаджендрой, что духовное счастье в семье автоматически означает отказ от чувственных удовольствий. Вот Ингрид наслаждались, только Виваху провели и замуж. Только пытаемся наслаждаться, сразу плохо. [Спрашивают]: «Да за что ж такое проклятье?» — «За Виваху!»

00:23:30 А зачем проходили? В Вивахе же написано: «Все преданные благословили, руки вытянули, ладошки раскрыли. Прямо им туда, в карму! Чтобы ты [жена] через мужа увидела, что он — посланник Бога. И ты не привязался никогда. И благодаря своей жене, как инструменту, осознал, как Гаджендра, что единственный, кто тебя может спасти — это Верховная Личность Бога». Но тогда жена должна постараться максимально «навредить» с материальной точки зрения. Поэтому я говорю: «Дорогие вайшнави, вайшнавы, хотите счастливой материальной семьи, идите к своим материалистам-родственникам, которые, не смотря на все свои страдания, почему-то думают, что они счастливы. Вот у них и надо просить благословения».

00:24:28 А у преданных просить благословения надо в том случае, когда с головой дружите, и, понимаете, что всё-таки ваша цель — это вернуться назад к Богу. Поэтому Прабхупада перестал давать благословения, потому что его превратно понимали. Имеется в виду, что в грихастха-ашраме он перестал давать благословения, потому что ему выставляли счета его ученики. Они говорили: «И где наше «духовное» счастье?» В кавычках «духовное». Он говорит: «Всё, больше вам не даю благословения. Вы не то ждёте. Вот я вам и дал, чтобы его не было, чтобы вы наконец-таки поняли, где искать прибежище».

00:25:12 [Михаил Юрьевич читает]: [Шримад-Бхагаватам 8.2.31]: Когда царь слонов понял, что, оказавшись по воле провидения в пасти крокодила, ему беспомощному самому не спастись, он сильно испугался смерти.
[Михаил Юрьевич]: Мы позавчера на этом заканчивали лекцию. Говорили о том, что у него ушёл целый процесс на осознание своего положения. В каком-то исчислении, наверное, полубогов – тысячу лет он сражался, пытаясь материальными способами решить проблему. И дальше он говорит.
[Михаил Юрьевич читает]: [ШБ 8.2.32] Другие слоны, мои друзья и близкие не смогли спасти меня.
[Михаил Юрьевич]: Об этом я говорил перед операцией. Очень глубокая реализация [пришла].

Аспекты боли — материальный и трансцендентный

00:25:57 Почему нам нужны молитвы преданных? Я говорил, что, несмотря на то, что преданные молятся, духовный учитель молится, все молятся, нужно собственное отношение с Богом. В чём тут идея? Идея в том, что у боли три аспекта в материальном мире: в невежестве, в благости и в страсти. Это все знают. Но есть четвёртый аспект — трансцендентный. И боль на материальном уровне, если она отделена от трансцендентного аспекта, от Верховной Личности Бога, ведёт к невежеству. Автоматически боль — это тамас. Даже, если она началась в гуне благости, если нет определённой милости и понимания, она приведёт к погружению в невежество. В этом опасность.

Молитвы преданных за нас поддерживают гуну благости. Важность личной духовной практики

00:26:55 И что делают преданные, что делает духовный учитель, когда он молится? Он позволяет вам держать сознание и не опускаться под влиянием боли в гуну невежества. Но что, если у вас нет личных отношений с Богом? Здесь, в следующей главе говорится, что царь Гаджендра вспомнил мантру, которую он ещё выучил, будучи царём. Так же, как и Аджамила, когда страх смерти стал реальностью, он опирается, в конце концов, на свою практику. Очень важный аспект. Потому что мы часто просим помолиться за родственников. Это хорошо. Это позволит, может быть, их сознанию не погрузиться в невежество. Потому что в этой больнице на меня начало накатывать именно невежество: грязь, больные люди, которые неделями не моются. Ни днями, ни часами — неделями. Все порезанные, изрезанные, пол черепа нет, этого нет, лица нет.

00:27:58 [Они] в очень тяжёлых, повреждённых состояниях: стоны, крики, рвота, хрипы. Кармическая музыка. Всё это в такой замес, винегрет. И ещё, через три часа тебя сейчас тут быстро [превратят] примерно в такого же овоща. И тут утром вот эти молитвы преданных… Я прямо почувствовал каскады прилива гуна благости. Я не могу сказать, что это сразу дало трансцендентный уровень, но оно позволяло держаться выше того, что происходило. Такое было ощущение, что я лежу в алтарной комнате. Благодаря этой энергии, посыла преданных, она [энергия] позволяла держать сознание в чистоте, то есть она позволяла концентрироваться. Потенция на концентрацию сохранялась. А вот на чём концентрироваться, зависит от вашей практики.

00:29:04 Если бы у Гаджендры не было отношений с Богом, на чём бы он концентрировался? Он просто бы понял: «Ну да, сейчас умру». О чём думать-то? И он бы стал вспоминать самые сокровенные вещи, которые были в его жизни. Он бы на них сконцентрировался, потому что будущего уже не было бы. Будущее — это ты – приятный обед для крокодила и для остальных животных, после того, как крокодил расслабится, остальные подберут. Вот и всё. Поэтому будущего не было. И ему пришлось бы концентрироваться на прошлом. На том состоянии бытия, которое соответствовало осознанию его вкуса. Поэтому, очень важный момент, и я об этом тогда в послании сказал, что как бы за нас ни молились, очень важна история нашей практики, наше состояние бытия.

Состояние истинного бытия — отношения с Верховной Личностью Бога

00:30:02 Поэтому, Шрила Прабхупада, нет, не Шрила Прабхупада, это прямо в Бхагавад-гите, что любое продвижение по этому пути трансцендентному, имеется в виду путь преданного служения, спасает душу от величайшей опасности. Шачинандана Махараджа, когда даёт тренинги по воспеванию святого имени, очень хорошо говорит о главной идее: то, что у нас были, есть и будут отношения с Радхой и Кришной. Я раньше не понимал, что значит, были, если мы упали из пограничного состояния. Что значит: «Они были»? А вот сейчас мы чувствуем, что есть с Богом отношения. И я чувствовал их в два года и в десять.

00:30:58 На тонком плане мы реально чувствуем, что кто-то за нами присматривает. Это тоже отношения. За нами присматривает Верховная Личность Бога. Это отдельная тема, не будем углубляться. Но с этого всё начинается, что мы возрождаем своё изначальное духовное сознание. У нас, так или иначе, есть изначальная форма, соответствующая нашей сварупе, нашему состоянию истинного бытия. В том виде, в каком мы можем служить Кришне, у нас соответствующая форма и существует. Поэтому, положительные ли вещи с нами происходят или отрицательные, если мы находимся под духовным руководством, они должны вести к восстановлению этих отношений тем или иным способом.

Природа боли — увеличиваться до определённого момента

00:31:54 То есть сначала близкие друзья…
[Михаил Юрьевич читает]: [Шримад-Бхагаватам 8.2.32]: …не смогли спасти меня, что же тогда говорить о моих жёнах?
[Михаил Юрьевич]: То есть жёны и мужья рассматривают друг друга как самую близкую, сокровенную часть своего тонкого тела. И тут, ему приходится отрываться от этого состояния, понимая: «Что они могут?» Все молитвы продолжаются, но что-то ничего конкретно не меняется: нога в пасти, силы теряются. Мы говорили, что это очень важный аспект страданий: по мере того, как мы боремся с ними, они увеличиваются. По мере того, как мы держим плиту пудовую на плечах, вначале она не кажется очень тяжёлой, но с каждой минутой она утяжеляется, хотя вес её не увеличивается, уменьшаются наши силы. Такова природа боли: она будет увеличиваться до определённого момента. А до какого [момента]? Это уже тема сегодняшней лекции.

00:33:20 Ослабеют чувства, ум и тело, а у боли, которую отождествляет крокодил, бодрость и силы прибывали. Происходит определённая обусловленность, погружение живого существа в невежество. Можно сказать, что мы должны получить благословение у какого-нибудь садху. «У какого-нибудь» — некрасивое слово по-русски, неправильное слово использую, у возвышенной личности получить милость на боль, я вспоминаю Вишвамитра прабху, он уже покинул этот мир ровно шестьдесят лет. Он как-то мне позвонил, ещё я в Москве жил, что-то нужно было, и я говорю: «Да, я болею, что-то у меня температура, тут вот лежу». И он тогда говорит: «Не буду тебя отвлекать, самое время мантру повторять, это особая милость. Сильный грипп-то хоть?» — «Тридцать восемь». — «Вот-вот-вот, ты же сидишь, наверное, воспеваешь? Я всегда, чем сильнее боль, тем больше воспеваю. Хорошая практика, чтобы понять свой уровень и потренироваться перед смертью».

00:34:40 Я, так понимаю, это благословения были, которые, определённым образом, милостью духовного учителя реализуются. Так как для материалистов или религиозного преданного, к сожалению, мы часто относимся именно к этой категории, это очень странная вещь. Она спокойно, легко ум обманывает. И мы подведём под эту философию: «Ну, что могу, то и делаю, с болью бы выжить, тут бы вообще не двинуться, какое тут воспевание серьёзное». Мы видим, что Гаджендра пошёл по этому пути эго. Он начал сражаться. Мы сейчас пройдём все ступени. Но вопрос заключается в том, что он стал защищать своё эго. Стимулом для сражения было эго: «Да, я – мощный. Сейчас разберёмся, спокойно, сейчас всё произойдёт. Кто такой напал?» Он был полон сил, полон энергии. Вот это, можно сказать, мы уже всё обсудили.

Уровни трансформации эго под влиянием боли

1. Страх, волнение, предвкушение — позволяет определить, на каком уровне находится эго перед началом испытания

00:36:56 А теперь пройдёмся в соответствии с этим по уровням трансформации эго под влиянием боли. На самом деле, Гаджендра начал со второго уровня, а первый – это страх, волнение, предвкушение, когда вам говорят: «Будет больно». У него этой стадии не было. Он наслаждался – не наслаждался, «бах!»: «Это что такое?» Сразу накатило, так скажем. Часто есть ещё такая милость, когда вам сообщают: «Сейчас будет больно». Можете неделю походить, подумать на эту тему: «А как будет больно?» — «Очень будет больно». Это очень важный момент. Он [этот этап] позволяет нам определиться, на каком уровне находится наше эго перед началом испытания.

00:37:09 Потому, что начинается определённая смарана, памятование. Очень интересный аспект. Кто проходил через испытания, тот знает, что до того, как было объявлено, что будет боль, человек, мог иметь определённое представление о себе, когда начинается боль. А это влияет на качество воспевания, на качество преданного служения, на отношения с другими – у человека [всё] это отходит на второй план. Его же представление о том, что он с этим будет делать, выходит на первый план. [Идёт] очень интересная борьба ума с разумом, в результате которой, вы пока не понимаете, что происходит. Вы не можете в этот момент оценить своё эго.

00:37:59 В этом и проблема. Нам очень трудно совершенствоваться в чём-либо, пока мы не понимаем, где мы находимся. Ну, это же нормально: в первом классе, в третьем, в десятом. Человек, который прошёл анартха-нивритти, – это совершенно другой уровень. Но мы понимаем, что мы его не прошли ещё, и для нас это вызов. Мы можем настроить иллюзорных планов очень много. Мы можем бороться с этим страхом – мы используем все инструменты, которые есть. Но на вас начинает накатывать страх. И вы начинаете говорить: «Ну, ладно, и это пройдёт, все страдают». И всякие мысли, доводы. Но, так или иначе, это первый уровень. Итак, первый уровень: страх, волнение, то есть возбуждение ума, страх и предвкушение.

2. Борьба — сопротивление, противостояние, возбуждение, адреналин

00:38:52 Второй уровень – появляется боль. Как только появляется боль, начинается сопротивление организма очень сильное, вызванное возбуждением нервной системы. Появляется адреналин, он выделяется. Даже современные хирурги добавляют это вещество для сворачивания крови, делают искусственное возбуждение. Которое, кстати, преданным не подходит. Я очень сильно возмущался, когда я [это] выяснил. Я говорю: «Вы что делаете? Я пытаюсь сконцентрироваться, успокоить себя, а вы мне адреналин туда даёте, что очень сильно мешает медитации». Происходит такое волнение, которое не свойственно: «Аааа!» – прямо дрожь такая в теле. Им это важно, потому что сворачиваемость крови улучшается.

00:39:56 Но, с точки зрения сознания, это очень вредно, потому что очень сильное возбуждение нервной системы, начинается борьба, противостояние. Это то, что случилось, когда Гаджендра попал в пасть крокодила. Он рванул ногу, это было очевидно, любой сделает то же. Сразу противостояние, мгновенное возбуждение, сразу идёт адреналин. Мы в этот момент даже сильной боли можем не почувствовать, начинается сопротивление, и начинается третья стадия. Мы помним, что сначала идёт погружение в невежество, вот что интересно. О каком-то воспевании и памятовании о Боге на этих стадиях невозможно [думать].

3. Поглощённость состоянием — «Я есть боль»

Отождествление с болью

00:40:43 Происходит третье – поглощённость состоянием. Мы же боремся, боремся в грубом теле и в тонком. Тонкое тело управляет грубым. Нам нужно шаг вправо, шаг влево, вдохнуть и выдохнуть. А может подавить? Может лечь, может встать? Может задышать? Может помолиться? В любом случае очень интересная стадия: когда забываете, кто вы, но помните, что вы – боль. Происходит отождествление себя с болью – «Я есть боль». Это и есть невежество, так действует боль. Если немножко, то мы: «Харе Кришна! Харе Кришна! Кришна Кришна Харе, Харе…» – это не боль, это пока детский сад. Настоящая боль забирает у вас сознание полностью. Пальчик порезал, по ноге стукнули и преданные по этой боли думают: «Вот же, ничего, я мантру повторяю». Когда приходит та боль, о которой я говорю, происходит поглощённость. Такова природа, таков закон. Происходит отождествление себя с болью.

Поиск быстрых решений

00:42:10 Дальше происходит паника в уме и одновременно поиск быстрых решений. Мы говорили, что человеку можно сколько угодно давать теорию, в трудной ситуации он говорит: «Моя мама так делала». В этот момент вся теория заканчивается. Происходит быстрый поиск решений. Быстрый, стандартный, к которому мы привыкли в повседневной жизни. Мы даже не знали, что мы привыкли. Это происходит на уровне каких-то врождённых привычек, инстинктов. Эта паника заставляет нас принимать быстрые решения, которые принимаются на основе образа в уме.

00:43:10 Кто знает, чем разум отличается от ума, тот знает, что и там, и там есть память. Но она разных категорий и разных функций, в уме память и память в разуме. Здесь-то [в уме] быстро происходит мгновенное восприятие образов и поиск положительных образов. Разум в панике от боли, а быстрые решения ищет ум. Очень интересный аспект – через определённые образы: «Что приятно чувствам?» Он запомнил, он знает: «Может, по голове кто погладит. Может, подуют…» Эти все способы отвлечения ума. Разум отключён. Человек не может сконцентрироваться, память отсекается, остаётся только паника.

Острое желание освобождения от боли материальными методами, энтузиазм в этом

00:44:07 Этот поиск быстрых решений связан с возникновением острого желания освобождения от материальной боли. И нам надо отдавать отчёт, что будут материальные способы решения, острое желание освобождения от боли материальными методами. И в этом очень сильный энтузиазм, потом, когда вы уже пройдёте эти стадии, вы будете видеть, что этот момент решения материальными методами даже закрепляется с помощью разума. Разум говорит: «Сейчас надо быстро просто решить. Сосредоточься». Разум, не предлагает духовных методов, он говорит: «Не надо у Бога ничего просить. Хорошо, Бог знает об этом». Но на самом деле, это потому что разум не знает, что делать.

00:45:11 Поэтому потом, это не сразу выяснится. «Надо терпеть, надо терпеть, – говорит разум, – а я пока посижу тут в панике. Надо терпеть». Это такой интересный диалог в голове, в разуме: «Надо терпеть». Ничего, конечно, разум не может придумать, тупой. Потому что, как терпеть такой ад? Поэтому ум начинает решать те проблемы, которые не может решить разум. Потому что разум просто [говорит]: «Надо терпеть!» – с понтом. [Ум]: «Чего терпеть? Куда? Сам понимаешь, что говоришь-то?» Разум говорит: «Не знаю. Давай, ты там что-то делай». Так как мы нечистые преданные, мы не можем сконцентрироваться на нектаре лотосных стоп Господа, мы концентрируемся на нектаре боли, автоматом.

Пик обусловленности — приоритет цели, всё остальное вторично

00:46:05 Следующий аспект, который затрудняет ситуацию – это постепенное погружение вниз. Видите, материальные методы решения проблем. Разум отступил – в нём паника. Мы ищем быстрые решения, хотя быстрые решения не всегда хорошие, не всегда оптимальные. Наступает очень интересный момент. Если мы охвачены этой болью – приоритет этой цели, всё остальное становится вторичным – это пик обусловленности. Всё остальное вторично: молитвы преданных, как ты выглядишь. Ты до этого сдерживаешься: некультурно же орать на всю палату. Есть социальная обусловленность, культура. Всё уходит. Приоритет этой цели настолько велик, что всё остальное вторично. Человек может истерить, биться, орать матом. Вся его культура куда-то вдруг исчезает. Сразу видно, где я есть, что в нас генетически заложено. Очень хороший момент для оценки генетического состояния. Потому что в противном случае, мы сейчас все такие культурные, интеллигентные.

00:47:29 Когда, общаясь с Джагадатмой прабху, мы выяснили, что девяносто процентов из нас рождены асурами, мы – демоны, думаешь: «Какой же демон, почему демон?» Давай, тебе сейчас по пальцу врежем, посмотрим. Эти демонические гены вдруг проявляются. А когда, человек по-настоящему девата, он очень сильный. У него нет этого, и как приоритет этой цели не выходит на первый план. А у демонов генетически так заложено – это натура. Потому что мы буквально… Я устал уже: мне преданные говорят: «Я тут не чувствую…Я хожу на мангала-арати – не чувствую экстаза. Я пою киртан – не чувствую экстаза. Я не делаю преданное служение... Я не чувствую экстаза... Я помыл пол – не чувствую экстаза». Я на всё всем одну придумал мантру: «Попу моешь – экстаз испытываешь?»

00:48:38 Понятна идея? А люди удивляются: «Почему, когда моешь попу, надо испытывать экстаз?» Это – просто некая функция. Вот так мыслят деваты: «Я обязан служить Богу! При чём тут мой экстаз? Почему я должен всё измерять: нравится мне или нет?» Массово преданные измеряют преданное служение материальными чувствами: должно быть приятное чувство. Это [происходит] просто массово. Это массовый довод. [Говорим]: «А что ты не поехал туда?» — «Я не чувствую, мне как-то… не знаю…» — «Давайте, поживём в храме или на территории?» — «Нет». Потому что страшно — [неизвестно] будет ли приятно чувствам. Чем вообще измеряете? Поэтому я гарантирую вам во время боли приоритет этой материальной цели и полную деградацию. Все преданные, которые измеряют свою жизнь чувствами, скатятся до животной формы жизни. Вот на этом уровне – «Welcome». Все там будем.

Тотальная паника

00:49:53 Появляется тотальная паника. Это уже следующий уровень. Острое желание освобождения от боли материальными методами. Отсюда приоритет этой цели. Всё остальное вторично. Полная потеря человеческого облика, человеческих качеств. Истерия, вопли, сопли, нюни. Если мы без боли, сопли, нюни… Есть люди, что им скажешь: «Ну-ка давай зарядку!» — «Зачем?» То, когда боль будет, там будут сопли, нюни. Животная просто форма жизни. Если мы не держим удар, даже, когда ещё ничего сильно не болит, а уже нам больно. [Говорят]: «Медини-пати, мне так больно, что вы сказали». Что же будет, когда будет больно? Там всё тонкое тело начинает содрогаться, человек теряет все эти ориентиры. Тут-то всё равно какой-то контроль ещё над собой.

00:50:54 Если человек не привык к контролю над собой в бытовых ситуациях, кое-кто истерит, бывает, орёт по любому поводу. Когда будет боль, это просто будет животное [поведение]. Люди некоторые, если даже он асур, но не научился контролировать себя во время бытовой жизни, сходят с ума. Повреждения такого масштаба, что даже, если их выведут [из состояния боли], они уже неадекватные, они черту переходят психическую.
[Из зала]: А почему так? [Неразборчиво]. Ради Кришны мы живём. Разве нет?
[Михаил Юрьевич]: Это потом. У нас ещё четырнадцать пунктов. А мы с вами пока на третьем. Это там подпункты. Третье было: «Поглощённость состоянием». В неё входит отождествление с болью, поиск быстрых решений, острое желание освобождения, приоритеты. Да какая разница, ребята, третий это пункт, пятый?

00:52:02 Это всё поглощённость состоянием: отождествление с болью; поиск быстрых решений; острое желание освобождения материальными методами; приоритет этой цели; паника, страх. Потому что не получается, боль продолжается. Вы, понимаете, в чём сила ситуации? Вы ищите быстрые решения, а всё оттягивается. Вы думаете: «Сейчас, сейчас». Не сейчас. Ни через час, ни через два. Мы обычно, даже когда что-то ремонтируем, сосредоточился: «Где он этот винт?» Сосредоточился и упёрся часа на три. Сделал, вышел и очнулся, кушать захотел. Но три часа он был поглощён. Я такой же был. Ничего не понимаю в компьютерах, в этих программах, я просто, как врубался. Я с десяти утра сидел до сколько-то там.

00:52:56 В камче, пока у меня не пошли синхронно три компьютера. А потом оказалось, что сейчас мочевой разорвётся. Я даже забыл, что в туалет надо идти. Нога вообще посинела, потому что я на ней сидел. Такая была поглощённость. Но компьютеры заработали, и я вернулся к нормальной жизни. А тут, прошло восемь часов, а они не синхронизируются, ничего не происходит. То есть там полная «шанти» у боли, она, как была... ей всё до «фени». Отсюда страх и паника. Эти страх и паника – пик невежества. Это третий уровень: поглощённость этим состоянием, боль и беспомощность. Все материальные средства использованы. «А нам всё равно! – боль говорит, – Хоть ты тут умри, будет как всегда!»

4. Первая ломка — осознание происходящего, выражающееся в потере надежды

00:53:57 И четвёртое – осознание практики. Название четвёртого уровня: «Осознание происходящего, выражающееся в потере надежды». То есть, человек говорит: «Это же не просто». Была поглощённость состоянием, а теперь к этому вдруг появляется некая философия. Ты вдруг начинаешь понимать — надежды нет. То есть, там паника. А теперь, происходит осознание. Почему ты паникуешь? Потому что надежды нет. Негативное видение ситуации: «Всё кончено, я обречён!» Это где паника: «Всё кончено, нет надежды!» – в уме или в разуме? В разуме, вот в чём узость. Паника начинается с ума, это поглощённое состояние. Поглотилось, паника состоялась, ум сошёл с ума, и ум выключается. И тут добивает нас невежество, начинает проникать в разум. Это уже тотально.

00:55:13 Поэтому люди просят покончить жизнь самоубийством. Откуда это состояние? Потому что разум видит единственный серьёзный выход. Вот это первая ломка, о которой я писал Гаури. Я не понимал, только чувствовал, что во мне что-то генетически ломается. Генетически, то есть, присущее мне какое-то состояние ломается. Я написал тогда Гаури: «Гаури, я ломаюсь». Я не мог понять, что происходит. Уверенная потеря надежды, негативное видение – это первая ломка, она добивает этот тамас, который внутри, до идеала. Ты становишься идеально тамасичным, такое олицетворённое невежество. Потому что всё! Ещё в уме и в разуме надежды какие-то были, тут они умирают, это и есть ломка. Первое переходное состояние.

5. Гнев, ярость, обвинение других, желание мести

00:56:31 Пятое. Кто поддерживает надежду в материальном сознании? Вожделение. Все это знают. Родственники: «Не надо говорить негативно! Всё хорошо закончится!» Это вожделение, которое каким-то образом всегда в уме намекает, что как-то выкрутишься. А тут уже потеря надежды, негативное видение и ситуация ломки. Происходит классика Бхагавад-гиты – неудовлетворённое вожделение порождает гнев. Это бомба Бхагавад-гиты, ки джай! Это пятый уровень – гнев, ярость. Это серьёзный гнев: «Дай кого-нибудь убить». В этой ярости, если бы Олег Станиславович был, я бы его пытал. Сразу думал бы куда, что ему засунуть, и пострашнее. Картины адские. То есть, потеря надежды, негативное видение ситуации, ломка и вожделение. Вожделение не находит прибежище ни в разуме, ни в уме, ни в будущем. Всё! «Кто же это меня довёл? Дайте его сюда!» гнев, ярость, обвинение других, желание мести – пятый уровень.

6. Вторая ломка — принятие в себе дурных качеств

00:58:29 Шестое, очень интересно. Начинается вторая ломка, а всё продолжается. Олега Станиславовича не привели в палату, дубину не дали, ты никому ничего не переломал. На тебя смотрят все, как на идиота, со стороны, ты же орёшь, истеришь. Начинается вторая ломка. Это круто. Оказывается, я такое дерьмо! Оно так перемежается, кого-нибудь убить, убить, убить. А боль? Ей по барабану, она продолжает, своё дело делает. Ты пока кого-то убиваешь в уме, она ослабевает. Адреналин, наверное, идёт, чисто психологически. Ты режешь, берёшь биту, как я видел, бьёшь ему по зубам, ломаешь нос, ногой его вдавливаешь туда, и в этот момент тебе не больно. Есть занятие более важное. И вот сидишь, мнёшь его битый нос в череп. В это время боль говорит: «Я тут». – «Как ты тут? А-а-а!!! Опять!..»

00:59:52 А она говорит: «Я тут! Я не ушла…» Начинается вторая ломка, в тот момент, когда боль. Ей по барабану обвинения других, она не даёт сконцентрироваться на месте. Вот она сила. Начинается вторая ломка. В момент, когда она не даёт сконцентрироваться на боли, ты начинаешь концентрироваться на себе: «Ты сейчас о чём думал?» Это так интересно. Вдруг начинается такое… Любое представление, что ты святой, что ты что-то можешь, можешь что-то контролировать, растворяется в полном уничтожении себя. Происходит чёткая понятная картина своего уровня.
Почему ломка? Почему нельзя боли уйти на этом уровне? Кто скажет?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Михаил Юрьевич]: Да. И оно связано. Очень точно сказано: «Я такой!» Вот что происходит, где вторая ломка.

01:01:03 Ты начинаешь видеть плохие качества и говоришь: «Да, я такой. А по барабану». Поэтому боль не может уйти. Если ты в сознании Кришны, Кришна не уберёт её на этой стадии. Нельзя. Представьте: «Да я такой, я сволочь, я хочу всем мстить, я всех ненавижу, это всё моё вожделение…» И боль ушла. Всё, закрепится, что я – гад.
[Из зала]: Снова я пройду.
[Михаил Юрьевич]: Да, всё!
[Из зала]: [неразборчиво]. Страх.
[Михаил Юрьевич]: Да. С этого момента, [что бы] вам не говорили, какие бы вам доводы не давали, назад к Богу вы не пойдёте. Вы знаете, кто вы. А боль идёт дальше. У вас происходит ломка, вы соглашаетесь: «Да, я такой монстр. Да, я такой мститель. И мне наплевать, что об этом думают».

7. Разочарование в личной духовной практике

01:02:06 Отсюда седьмой пункт: разочарования в духовной практике. Происходит переосознание духовных ценностей и отрыв от них. Они становятся отдельны из-за поглощённости невежеством, происходит разочарование в духовной практике. Даже не в духовной практике, а в своей практике, так называемой «духовной». В личной духовной практике. Но, скорее, всего, если тут боль прекращается… Я рассказал это одному серьёзному психологу. У меня был долгий диалог. Человек просто вынул из меня эту информацию. Он говорит: «Мне очень надо знать. Потому что люди неосознанно проходят такие испытания. Раз у вас осознано, дайте, во имя науки». А результатом он мне интересную вещь сказал. Когда всё закончилось, я говорю: «Эй, на проводе, мы живы?» Он говорит: «Нет, я не жив. У меня ни разу боли не было». У человека пришло осознание, что девяносто процентов людей пройдут это только в момент смерти.

01:03:21 [Из зала]: Это, в принципе, всех коснётся?
[Михаил Юрьевич]: Да. Идея заключается в том, что это всё наше бравирование несерьёзно. Оно связано с тем, что мы не догадываемся, о чём идёт речь. Так как, человек – психолог, он много видел. Он говорит: «Моя практика показывает, что я не видел людей, проходящих такие уровни боли». Все стадии. Значит, практически, уроки закрыты. Вот эти уроки, которые в Шримад-Бхагаватам у Гаджендры, он это проходил. Потом прочтите внимательно Шримад-Бхагаватам. Вы увидите, что у него это всё есть. Меня это как озарило. Подтексты. Он должен был это всё пройти. Потому что там были всё это отождествления и гнев. А он, держится, крокодил, и держится. Ему всё равно. Дальше. Апатия.

8. Апатия — парализация деятельности чувств

01:04:21 [Из зала]: Восьмое?
[Михаил Юрьевич]: Да, восьмое. Мы же разочаровались в духовной практике? [Это] седьмое. Восьмое – наступает апатия. Очень интересное чувство – парализация деятельности чувств. Боль не даёт чувствам действовать, ум проиграл, разум проиграл. Мораль: всё, что совокупное представление в эго, унижено: «Я животное» – духовная практика не работает. Происходит полная апатия. У апатии это негативное чувство — депрессия. Но у неё есть одно положительное – ум замолкает. Очень интересный момент. «Все идут моим путём». — Кришна говорит. У апатии есть преимущество, ты ни в какой, ни в медитации, но ум выключен. Он не знает, о чём думать. Разум выключен. Зеркало ума начинает: чувства [неразборчиво]. Оно осквернено, но при этом, там нет чистоты, но там нет шторма.

01:05:51 Дальше идёт всё позитивное. Лишь бы боль не кончилась. Предыдущие все операции где-то вот здесь заканчивались, поэтому во вред были. Поэтому постепенно человек, кто не проходит дальше… Почему Кришна дал дальше? Что происходило? Я постепенно в тамас погружался. Я начинал не верить, что у меня есть шанс. Помните, я всё говорил: «Не за одну жизнь, это всё нереально». Вот оно. Я уже понимал, о чём речь. Я смотрел на всех энтузиастичных преданных и думал: «О чём они? Они даже не понимают: о чём речь». Вот здесь обычно операции заканчивались, обезболивающие вкалывали. Через три дня это утихало. И ты в этом пограничном состоянии возвращался, как бы к духовной практике, зная про себя: «Какой ты был, такой ты и остался».

01:06:53 Все говорят: «Ну, что Вы, Медини-пати?!» — «Ага, конечно…» Потрясающе. Это восьмой уровень. Смотрите, как интересно: нам-то покажется, что это милость, а это как проклятье может быть, эта остановка на апатии, парализации деятельности чувств. Тебя не тянет в материю, вообще никуда не тянет, если не выходить из этой стадии. Но мы выходим – мы практикуем! У меня начинались ретриты, джапа всегда была. Как-то из неё начинаешь подниматься. Но генетически из этого состояния не выйти – нужны сверх усилия. Тебя уже сломали. Также люди ломаются от моральной боли. Боль любая. Вы можете любую [боль] видеть: чувств, разочарование, всё сюда. Мы под болью понимаем не только физическую боль, но и боль в уме. Хорошо. Давай быстро вопросы.

01:08:20 [Из зала]: Фактически вы на него ответили. У меня вопрос был, что, если ты себе так больно делал в отношениях? Фактически, я это всё понаблюдала, что ты себя так же и ведёшь, если нет определённой культуры.
[Михаил Юрьевич]: А культура не поможет.
[Из зала]: Практики.
[Михаил Юрьевич]: Мы же в ашраме проходили эти стадии болезненности в отношениях, закрытие ашрамов. Вот эта боль там внутри. Главное, Кришна, что сделал? Что у людей интуитивно происходит – отречение. Вот эта стадия отречения. Когда апатия наступает, человек хочет развестись, хочет бросить всё: «Всё достало, вот где всё. Пошёл ты…»
[Из зала]: [неразборчиво] это всё происходит мгновенно буквально.

01:09:02 [Михаил Юрьевич]: Когда наболело, то эти стадии все ужимаются до апатии. Много раз по одному кругу и человек просто переходит к апатии. Он перестаёт хотеть жить, теряет стимул к жизни. И просто убивает себя. Или наркотиками…. Начинается маниакальная депрессия, скрытая или открытая форма. Через неё очень многие проходили, даже в садху. Очень серьёзная тема. Хотя бы теорию мы должны пройти. Поэтому царица Кунти просит, чтобы это никогда не останавливалось. Очень интересные моменты. Все всегда боятся. А бояться надо, чтобы это прекратилось. Это должно прекратиться на определённом уровне. Нельзя раньше времени. Это как накачивание мышц в зале. Нельзя останавливать практику. Мышцы болят, теперь это надо делать. Хватит. Нельзя. Тогда все усилия предыдущих уровней уйдут напрасно.

01:10:14 В любой практике это очень важный аспект. В изучении шлок, писаний, в медитации, в отношениях в семье. Если добавить чакровидью, если с этим соединить, то мы можем ещё больше понять некие цикличности испытаний. Это очень важный аспект. Я потом это тоже прослушаю. Я увидел очень много рационального в том, что Галина давала. Мы это соединим, и получится красивая картина. Всё равно всё начинается со знания. Пока знаний нет, мы не можем построить определённую [систему]. Даже, если я расскажу – это здорово. Это нужно знать, всё, что я расскажу. Но нужно идти ещё дальше.
Грантха-раджа Шримад Бхагаватам — кй! Джайа! Шрила Прабхупада кй! Джайа!