Боль как инструмент трансформации ложного эго

Сочи - 09 January 2019
Шримад Бхагаватам 8.2.26-31. Боль – инструмент трансформации сознания, созданный Кришной. История царя Гаджендры — как боль позволила ему вернуться к Богу. Первое наставление Бхагавад-гиты — терпеливо переносить счастье и горе, видя это в связи с Верховной Личностью Бога. История царя Гаджендры — история об уровнях трансформации ложного эго под влиянием материальной боли. Отчёт наставнику — это молитва Кришне. Первая реализация в беде — никто не в силах спастись сам, за всем стоит Верховная Личность Бога. Урок истории Гаджендры: важен результат — правильное решение, а не потраченное время. Грешник — тот, кто имеет вкус поддерживать ложное эго в состоянии независимости от Бога. Первая цель ИСККОН — понижение греховного вкуса в обществе за счёт использования духовных технологий. Проповедник на этапе бхаджана-крия — много шума. Способность сражаться — собственная практика каждого. Ломка — если боль не отступает, она набирает силу. Отделение от ситуации — необходимо для размышления. Увидеть суть проблемы может только тот, кто не привязан. Страх в гуне благости — разумное понимание положения. Ответы на вопросы. Отчёт – это молитва, а не прославление своего эго. Баланс общения и духовная практика. Что значит сломаться.
семинар для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:11:45 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 732 | скачано: 462 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Шримад Бхагаватам 8.2.26-31

00:00:00 Ом намо Бхагавате Васудевая
нараянам намаскритья
нарам чайва нароттамам
дэвим сарасватим вьясам
тато джаям удирайет
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики

Боль – инструмент трансформации сознания, созданный Кришной

00:01:00 [Михаил Юрьевич]: Итак, сегодня мы читаем восьмую Песнь Шримад Бхагаватам, глава вторая. Глава называется «Слон Гаджендра попадает в беду», текст 31.
У нас сегодня тема: Трансформация сознания под таким инструментом, созданным Кришной, как боль. Очень важный аспект. Боль бывает физическая, бывает душевная — в уме. Мы называем её душевной, но она происходит на самом деле в уме и правильней, может быть, даже не трансформация или развитие сознания, а трансформация эго. В принципе, суть сознания Кришны — это трансформация ложного эго в истинное. Есть разные инструменты, такие как медитация, воспевание Святого имени, общение с преданными, которые позволяют нам идти по этому пути. Всё это относится к категории абхидхея

00:02:14 Боль тоже один из инструментов, хотя на первый взгляд, это тема кажется очень негативной. Все стараются избегать боли. Это связано с тем, что мы отрицаем ту энергию, которая так или иначе связана с Кришной. И Господь Нараяны говорит Брахме в чатур-шлоке Шримад Бхагаватам во второй песне в девятой главе: «Если мы что-то видим ценное или наоборот не ценное, не видим, что это связано с Богом, если мы что-то боимся, принимаем или отвергаем и не можем это связать с Богом, то это — иллюзия». Типа: «Любовь, нежность — от Бога; боль – от сатаны».

История царя Гаджендры — как боль позволила ему вернуться к Богу

00:03:07 Мы будем сегодня читать историю про слона Гаджендру, которая случилась на высших планетах с царём слонов. В предыдущих своих воплощениях слон Гаджендра был высокоразвитым, с духовной точки зрения, благочестивым царь Индрадьюмна. Он попадает в беду. Мы посмотрим, как эта беда, эта боль, которую он испытывал на протяжении тысячи райских лет, в их исчислении, принесла ему благо и позволила ему вернуться назад к Богу. Это для нас очень важно, чтобы парализовать негативную составляющую жизни. Негативной составляющей жизни нет — это некая условность, связанная с восприятием чувств.

Первое наставление Бхагавад-гиты — терпеливо переносить счастье и горе, видя это в связи с Верховной Личностью Бога

00:04:05 Первое наставление Бхагавад гиты:
матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино 'нитйастамс
титикшасва бхарата.

«Счастье и горе сменяют друг друга, как зима и лето, и нужно научиться терпеливо переносить…» Кажется, это относится к негативу, но на самом деле, это относится и к позитиву. Иногда что-то случается очень приятное для чувств и нужно тоже не перевозбуждаться, а научиться терпеливо сносить.

00:04:45 То же богатство нам может вскружить голову. Опьянение происходит каким-то хорошим удачливым рождением, каким-то удачным поступком, что-то нам поручают, что-то мы делаем и вдруг у нас получается так, что слава к нам приходит. Нужно терпеливо это переносить, а не возбуждаться и не подпрыгивать от этого. Таков этот мир двойственности. Мы сегодня пройдём стадии трансформации сознания под страданиями. Тоже, в конечном счёте, нужно терпеть и терпеливо переносить, видя это как связь с Верховной Личностью Бога. Трудно? Да. Тем не менее, Шримад Бхагаватам отвечает, как это делать, даёт нам здесь помощь.

История царя Гаджендры — история об уровнях трансформации ложного эго под влиянием материальной боли

00:05:43 Шримад Бхагаватам 8 песнь 2 глава 31 текст:
иттхам гаджендрах са йадапа санкатам
пранасйа дехи вивашо йадрччхайа
апарайанн атма-вимокшане чирам
дадхйав имам буддхим атхабхйападйата

00:08:21 [Михаил Юрьевич]: Матаджи! У кого нет тетрадей, идите за тетрадями. Лекция будет по пунктам, иначе бессмысленно.
Пословный перевод: иттхам — так; гаджа-индрах — царь слонов; сах — тот; йада — когда; апа — попал; санкатам — в опасности; пранасйа — жизни; дехи — обладатель тела; вивашах — беспомощный; йадрччхайа — волей провидения; апарайан — неспособный; атма-вимокшане — в спасении себя самого; чирам — долго; дадхйау — задумался серьёзно; имам — к такому; буддхим — выводу; атха — тогда; абхйападйата — пришёл. То есть он пришёл к определённому выводу, получил определённую милость, то есть разум что-то там услышал.

00:10:20 Перевод текста и комментарий Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады.
[Михаил Юрьевич читает]: Когда царь слонов понял, что оказавшись по воле проведения в пасти крокодила, ему, беспомощному, самому не спастись, он сильно испугался смерти. После долгих размышлений, он, наконец, принял решение.
[Михаил Юрьевич]: Я созвонился с Бхакти Вигьяна Госвами Махараджем, и, рассказывая ему эти реализации по поводу боли, говорю: «Где в Шримад Бхагаватам [сказано о боли] и что взять за основу? В Бхагаватам же должно быть, не может не быть». И он мне посоветовал эту историю. Чем больше я читаю, уже несколько раз эту главу перечитывал, тем мне [больше] открывается, что как раз эта история об этих уровнях трансформации ложного эго под влиянием материальной боли.

00:11:31 Как действует крокодил? Я посмотрел несколько видео, поработал над этим делом. Он хватает за ногу, и суть борьбы, которая состоялась между крокодилом и слоном в том, что он просто не выпускал ногу. Этот крокодил олицетворяет боль, непрерывную, постоянную, поглощающую. Он схватил его и просто тысячу лет не выпускал. Царь слонов был нереально мощным по силе, по могуществу живым существам. Всякие дикие хищники разбегались, когда он шёл по лесу в окружении слоних, слонят и всего своего рода. Говорится, что они подходили к озеру, в котором они омывались, и царь Гаджендра набирал в хобот воду, купал всех своих родственников, обливал их водой. Это было довольно серьёзное усилие с его стороны.

00:12:45 Когда есть такая мощь, мы применяем какие-то усилия, нам даже это нравится — потягать, перенести тяжёлое. Когда мы в расцвете сил, это доставляет определённое наслаждение — преодолевать физические препятствия. Я помню, у меня был такой период, когда было много сил. Это формирует эго успеха — мы начинаем наслаждаться ситуацией, на которой можем утвердиться. Если это затягивается, то мы входим в некое состояние эйфории. Нам кажется всё по колено и создаётся впечатление, что мы бесстрашны. Жёны смотрят на такого мужа, дети на такого отца, родственники на такого главу семьи и думают: «Вот это да!». У нас есть в Нама-хатте в Пензе Миша. Он боксёр высокого уровня, кандидат в мастера, если не выше. Мы с Гаури были в Пензе и гуляли, я говорю: «Вот так с Мишей идёшь, кто пристанет, Миша всем «люлей» надаёт».

00:14:27 Когда мы встречаем такую личность, то всё окружение такой личности начинает подпитывать его эго. Допустим, мы успешно даём лекции. Всё окружение восхищается – подпитывает эго. Нам записываются все умные вещи, которые мы говорим. И духовный учитель даёт благословение: «Пожалуйста, давай! Всё, что ты говоришь, будет тобой реализовано». А кто-то готовит хорошо — и все восхищаются. Духовный учитель говорит: «Давай!» И человек говорит: «Да, я вот ради Кришны, всё по милости Кришны». И духовный учитель говорит: «Ну, хорошо, хотелось бы, чтобы ты тоже реализовала всё, что это по милости Кришны». Или кто-то физически мощный делает какие-то упражнения, и все говорят: «Вау, вот это у нас инструктор по йоге!».

Отчёт наставнику — это молитва Кришне

00:15:28 А Кришна или духовный учитель говорит: «Давай, реализуем, что это на самом деле по милости Кришны». В этом принцип сознания Кришны. Кто-то гордится быть целомудренной женой, кто-то гордится быть духовным мужем, кто-то гордится богатством. Сознание Кришны — это не только воспевание Святых имён, — это сдача экзаменов внутри себя. Это понимание на практике, что на самом деле всё происходит по милости Кришны. Я вряд ли за одну лекцию умещусь, тогда завтра закончим. Отчёт важно писать, потому что в отчёте видно ваше эго. Иногда мне пишут: «Делаю то, делаю это, делаю то. Я вообще с детства забочусь о людях, даю лекции…там да-да-дам…», — мне такие отчёты пишут. — Я так понимаю, что это всё по милости Кришны…»

00:16:37 Человек пишет такой отчёт и по отчёту понимаешь: «Ну, Ганджендра, минимум… человек». Мы говорили с вами, что любой отчёт гуру, наставнику — это молитва Кришне, запрос Кришне. И если первый отчёт: «Какая же я святая или святой! Как жалко, что я умру. Мантра, встаю в пять, джапу читаю шестнадцать кругов сразу, дальше текут слёзы из глаз, не могу остановиться. Потом иду на работу, даже если нет электричества — помещение надо освещать». Вот такие письма приходят. Так тонко-тонко. Вы же понимаете, я подшучиваю. Вот этим всё сквозит — там столько успеха! Через два месяца читаешь отчёт: «Не понимаю, почему всё закончилось? Встать утром не могу. Боюсь потерять работу. Если работы не будет, как же я выживу?» Хочется прямо первый отчёт этому человеку послать — там же всё по милости Кришны, так как был запрос.

00:17:54 Самое интересное, в конце в отчёте есть реализации. В конце концов, реализация очень хорошая у человека: «Я ничего собой не представляю». Супер реализация! И вопрос: «А с чего это со мной случилось?» Ответ: «Читай отчёт номер один». Но если человек не пишет этот отчёт, если он даже не проявляет своё эго, то Кришна не трогает. Очень интересный момент, потому что наша практика должна быть осознанная. Что мы часто видим? Мы видим, что мы придумываем себе какие мы. И всё кругом, под это видение своё подгоняем и охраняем. Мы охраняем своё эго. Если мы открываем это эго в таком виде духовному учителю — это не страшно, что мы в иллюзии, важно, что мы этим делимся, то происходит вот эта бхакти-йога.

Первая реализация в беде — никто не в силах спастись сам, за всем стоит Верховная Личность Бога

00:18:58 Происходит то, что Кришна говорит: «Хорошо, я тебе помогу, раз ты так искренне придумал о себе нечто, посмотрим, как ты реально этому соответствуешь». И происходит испытание, которое, понижает, как Шрила Прабхупада говорил, температуру тела. В результате, человек пишет: «Откуда эти проклятья?». А на самом деле, как же тебе повезло, какая милость. За два месяца такие реализации, такое понижение эго. У людей годы уходят, а у материалистов жизни. А тут два месяца прошло, и ты уже понимаешь реальное своё положение. [Гаджендра] молится-то, сейчас пойдёт. Он, наконец, принял решение, что пора предаваться. Не в начале, когда его схватил крокодил, а в конце. Очень интересный момент.

00:20:03 Поэтому можно сказать, что крокодил, со всеми вытекающими последствиями — это милость. Хотя выглядит: «Господи, так всё было хорошо. Да, что же это там, откуда он? За что?»
Комментарий Шрилы Прабхупада.
[Михаил Юрьевич читает]: В материальном мире все борются за существование. Всякий стремится избежать опасности, но никто не в силах спастись сам,
[Михаил Юрьевич]: Краеугольная фраза. Поэтому любые страдания приводят нас к пониманию закона: что за всем стоит Верховная Личность Бога. Это первая реализация, которую человек испытывает, когда приходит настоящая беда. Не так: «Фу, мы тебя!» А настоящая, как этот огромный крокодил. Никто не в силах спастись сам, происходит понижение эго.

Урок истории Гаджендры: важен результат — правильное решение, а не потраченное время

00:21:15 [Михаил Юрьевич читает]: …поэтому, если человек благочестив, он обращается за помощью к Верховному Господу, находя прибежище у лотосных стоп. Это подтверждается в Бхагавад-гите 7.16:
чатур-видха бхаджанте мам
джанах сукритино 'рджуна
арто джиджнасур артхартхи
джнани ча бхаратаршабха

Четыре типа благочестивых людей, а именно, те, кто попал в беду, кто нуждается в деньгах, кто стремится познать истину и любознательные, чтобы спастись или достичь желаемого, ищут прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога. Царь слонов, оказавшись в опасности, после долгих размышлений, тоже решил искать прибежище у лотосных стоп Господа. Он оказался достаточно разумен, чтобы принять верное решение.

00:22:24 [Михаил Юрьевич]: Мы иногда спешим. Мы иногда видим, как люди или преданные подтупливают, что-то делают и явно во вред. И мы говорим: «Какие же глупые». А здесь «после долгих размышлений», то есть не так быстро он сообразил, хоть был великим царём в предыдущей жизни, благочестивым, религиозным. Но всё-таки понадобилось много времени. Несмотря на много времени, Шрила Прабхупада говорит, что он оказался достаточно разумен. В конце концов, он совершил правильный поступок. Итак, отсюда урок: независимо от того сколько времени у нас уходит на принятие истинного решения, самое ценное — чем заканчивается. Приняли удачное решение — значит разумны. Сто лет, пять лет, вся жизнь — важен результат.

00:23:22 Это снимает с нас определённый комплекс: «Надо же, этот инициацию уже через три года получил, а я так и не понял, зачем гуру». — «Пока не понял. Жди. Крокодил придёт». Нормально. Если ты достаточно разумен, наступит и твой час принятия духовного учителя, и твой час предания. Потому что в противном случае начинается то, о чём мы вчера говорили, — принятие гуру по моде. По моде — туда входит некое социальное обязательство, некое социальное представление, ярлык: «Идут эти ботинки тебе, не идут — они сейчас модны, покупай». И люди сейчас несуразно так выглядят некоторые. Потому что мода сейчас в основном для тех, по кому проехался каток асфальтный.

00:24:14 Нарушение вата-конституции, чандалы. Такая вата-конституция: худые, вены торчат, ноги, как спички, руки, как кости, глаза, как у мумии. Это описание чандалов: низкорождённых, болезненных, туберкулёзных. На них всё смотрится: смотрятся для вешалок одежды. Какой-нибудь капха человек с достойной конституцией одевает на себя, натягивает это всё, смотришь на него: отовсюду же лезет всё. И этот человек с достойной конституцией ещё переживает, что у него тут что-то, оказывается, есть, кроме костей. Но ярлык делает своё дело. Люди как бы подчиняются некому социальному давлению. Очень опасная история. Подобно этому происходит с гуру. Люди боятся быть самими собой. Есть некое представление, каким нужно быть. И мы навешиваем это и пытаемся этому соответствовать. Навешиваем этот ярлык.

Грешник — тот, кто имеет вкус поддерживать ложное эго в состоянии независимости от Бога

00:25:33 Но вот это как раз в комментарии то, что говорит Шрила Прабхупада: «После долгих размышлений» решил искать прибежище. Не нашёл, а решил искать. Ещё сколько он будет искать. Ничего, нормально, оказался достаточно разумным. Поэтому вместо того, чтобы критиковать преданных, мы должны понять, что каждый преданный — достаточно разумное живое существо, потому что решил искать. Может быть, пока не в том месте, не в той компании, но ищет. И найдёт, сто процентов.
[Михаил Юрьевич читает]: Он оказался достаточно разумен, чтобы принять благоразумное решение. Грешник не в состоянии так поступить.
[Михаил Юрьевич]: Грешник — это человек, который занимается деятельностью, которая уводит нас от Бога. И эта деятельность, уводящая от Бога, называется грех. А грешник — это тот, кто имеет к этому вкус, кто имеет вкус забыть о Боге, кто имеет вкус поддерживать своё ложного эго в состоянии независимости от Бога.

00:26:45 Материальный мир пропитан этим вкусом, поэтому мы должны научиться правильно общаться, потому что вкус влияет. Вот именно чужой вкус, отражённый, на нас влияет. Если мы находимся в обществе грешников, это значит мы находимся под влиянием этого вкуса. Вот что страшно. Мы можем не поступать как они, но их вкус стимулирует, уменьшает наш вкус духовный. Может быть, мы не начнём такие страшные вещи делать, но мы становимся апатичными, блокируется энтузиазм.
[Михаил Юрьевич читает]: Поэтому в Бхагавад-гите говорится, что только благочестивые души, сукрити, оказавшись в опасном или трудном положении, будут искать защиту у лотосных стоп Кришны.

Первая цель ИСККОН — понижение греховного вкуса в обществе за счёт использования духовных технологий

00:27:42 [Михаил Юрьевич]: Я обещал ещё говорить всё в связи с первыми целями ИСККОН, которые дал Шрила Прабхупада. Мы с Анандини Чампакалатой пришли к такому заключению, что сейчас нужно делать на этом акцент и научиться видеть в каждом тексте, что об этом говорит Прабхупада. Итак, Прабхупада в первой цели говорит, что мы даём духовные техники людям для физического и психического улучшения состояния. Мы делаем их благочестивыми, тем самым понижая греховный вкус в обществе. И здесь об этом говорится, что только благочестивые души, оказавшись в опасном или трудном положении, будут искать защиту у лотосных стоп Господа. Поэтому мы проповедуем и говорим: «Будете это делать, будете вегетарианцами, будете терпеть холод-жару, так далее и так далее будете исполнять свой долг — вам будет благо».

00:28:43 Мы переводим их греховный вкус в благочестивый вкус. Таким образом, когда они окажутся в трудном положении, у них будет шанс обратиться к Кришне. Поэтому, кажется, иногда преданным, которые не понимают миссию Прабхупады: «Да что там…, надо сразу, чтобы все воспевали, все становились Харе Кришна!» Но если у человека нет благочестия, а у нас нет парамахамтности: то есть так, чтобы как сказал, так и человек просто сжёг все грехи, только увидев нас, то, мы им говорим: «Посади деревце, яблоньку. Яблочки сюда принеси. Я тебе их отдам через пять минут». Или мы учим, даже можем просто внимательное слово или комплимент сказать человеку.

00:29:44 Или как Мадана-мохан любит отзывы писать при полётах, потому что он в дхоти летает, как монах, и потом берёт и положительный отзыв пишет, но не лицемерит. Он замечает то, что хорошее делают стюардессы. Стимулирует их на хорошие поступки своим поведением. У него [всегда с собой] маленький мешочек с прасадом. Когда я с ним летал, у него был серьёзный мешочек. Сейчас может он уже совсем аскет. Себе пирожок, мне пирожок и остальное стюардессам, стюардам, всем кому можно. Он стимулирует их на определённое достойное поведение, а потом их же за это хвалит. Поэтому никакого лицемерия нет, но происходит трансформация из греховности в благочестие.

00:30:37 И постепенно, если преданные понимают миссию Прабхупады, то мы можем задействовать в нашем движении любого человека, потому что это не наше движение, это движение к Богу. Просто стимулируя благочестие. Видите с кем-то так, с кем-то так. Поэтому очень насущно нам изучать духовные техники, как их дал Кришна в Бхагавад-гите, под руководством духовного учителя, Шрилы Прабхупады, слушая его лекции. Потому что совсем по-другому вы научитесь слушать лекции Прабхупады. Прабхупада очень много уделял первым целям, которые он дал нам, как преданным.

00:31:25 Ом аджнана-тимирандхасйа
джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-'бхиштам
стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам
дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
Джай шри-кришна-чаитанйа
Прабху-нитйананда
шри адваита гададхара
шривасади-гаура-Бхакта-вринда
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

00:32:11 Господь Нитьянанда принял аскезу, терпел, чтобы быть с нами солидарным. Сейчас мы будем читать стихи, а потом я вам дам выводы. Это с двадцать шестого текста идёт.
[Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.26]: Словно человек, который из-за недостатка духовного знания слишком привязывается к родным и близким, царь слонов, введённый в заблуждение внешней энергией Кришны, стал поить и купать своих жён и детей. Он набирал хоботом воду и поливал их ею, не обращая внимание на то, что это стоило ему немалых трудов.
[Михаил Юрьевич]: То есть — вкус. К чему здесь Шукадева Госвами говорит о том, что вот «немалых трудов, несмотря на то…»? Он говорит о том, что Гаджендра испытывал вкус, несмотря на тапасью. Он совершал эту тапасью, это нелегко было, наверное. Я не знаю, что там трудного. Наверное, было трудно.

Проповедник на этапе бхаджана-крия — много шума

00:33:22 Тем не менее, ведомый материальным вкусом — эго, человек был способен, подобно как какой-нибудь бизнесмен, тяжело трудится, чтобы добиться уважения в семье, чтобы жена им восхищалась. Он много делает, ведомый этим эго. Так ученик может под влиянием ложного эго много делать, чтобы удовлетворить гуру. И гуру определённым образом принимает это служение, очищает. Это третий уровень — бхаджана-крия. Наконец-таки приходят плоды бхаджана-крии. Эти плоды начинают влиять на нас: «А может я чистый преданный? Надо предаваться». Этот человек начинает давать очень вдохновенные лекции о Cознании Кришны. Любая глупость других преданных боль в сердце: «Да что же вы все? Предаться надо, предаться!» Кое-кого вы узнаете? И вот такой человек, и все у него лекции такие. Все уходят загруженные с них, потому что все должны предаться.

00:34:43 И Кришна говорит: «Ну, давай, начнём. Ты же у нас самый энтузиастичный, ты первый в очереди. Поехали!» И тут просто бомба!
[Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.27]: Но тут, о, царь, по воле провидения сильный крокодил, рассердившись на слона, схватил его под водой за ногу.
[Михаил Юрьевич]: Крокодил рассердился из-за шума слона: шума-то от него сколько! Так и проповедник в конце бхаджана-крии — от него много шума становится. Он просто уже всё знает, он — мисси́я, пришли плоды бхаджана-крии. Духовный учитель довольный. Преданные пишут в инстанции: «А не дать ли ему статус гуру?» Такой шум вокруг! И тогда материальная энергия рассерживается. Она как бы говорит: «Так, пора немножко с эго поработать». И вот этот рассерженный крокодил хватил его за ногу.

Способность сражаться — собственная практика каждого

00:36:00 [Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.27]: Слон был тоже не слаб и делал всё возможное, чтобы избавиться от беды, посланной ему провидением.
[Михаил Юрьевич]: Если вспоминать мою историю…. Три года, не слабо, сейчас то сделаем, сейчас тут подправим. Надя со мной ездила, потом ещё Галя присоединилась, молитвы преданных. [Думали]: «Сейчас справимся!» А крокодил держит — понижает эго. [Мы]: «Справимся. Сейчас съездим в Ценис, в Мутанис, на панчакарму». Каких только мы решений не искали. И пошла битва. Три года — это девятьсот с чем-то дней, почти тысячу лет. У нас тысячу дней – у них тысячу лет.
[Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.28]: Увидев, в каком тяжёлом положении оказался Гаджендра, его жены пришли в отчаяние и стали плакать.
[Михаил Юрьевич]: И нама-хатта начала молиться. Экстаз, да?

00:37:08 [Михаил Юрьевич читает]: Другие слоны хотели помочь Гаджендре, но крокодил был так силён, что даже все они вместе не могли вызволить его, ухватившись за него сзади.
[Михаил Юрьевич]: Комментарии излишни, все всё понимают.
[Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.29]: О, царь, слон и крокодил стали сражаться друг с другом, и оба тащили противника в свою сторону.
[Михаил Юрьевич]: Боль тащит нас к материальному сознанию и мы стараемся с ним бороться. И тут очень важен момент, о котором я говорил прямо перед операцией. Я сказал, что утром я проснулся, позавтракал. А нельзя завтракать, даже, по-моему, воду пить нельзя было. Ничего я не делал.

00:38:04 Галина приходит и говорит: «Надо послание преданным послать». Минут за десять до того, как она это сказала, Кришна проявился на зеркале ума потому, что преданные стали молиться. Это такая мощная энергия! Преданные начали молиться. Тамас какой-то — эта жуткая совдеповская 80-ых годов больница. Такое всё мрачное, серое. Кругом все в бинтах, с отрубленными черепами, вынутыми глазами, перерезанными гортанями. Там такое кругом! Кого-то уже везут, кого-то уже привезли, что-то ещё отрезали. Кто-то рыгает, кто-то стонет. Такая ситуация. И вдруг на этом фоне ты можешь помнить о Боге. Очень важный аспект. Родственники, жёны поддерживали Гаджендру, но сражаться Гаджендре пришлось самому.

00:39:19 Милостью преданных, их молитв, мы можем ощутить духовную энергию поддержки, но, если мы не практиковали — [самому не справиться]. У Гаджендры была сила — эта сила была его деятельность в предыдущей жизни. Он родился достойным мощным слоном, он не был хлюпиком. Способность сражаться — это его собственная практика. Мы переносим аллегорию. Даже если мы иногда молимся за родителей. И это надо! Но если они не практиковали? То даже если мы… Вот я не боксёр, меня сейчас выведут и скажут: «Давай сражайся!» И все будут: «Медини-пати! Медини-пати!» На меня так «фуу», дунут, и я умру от этого удара. Но мы [видим], как тяжеловесы [выносят] удар просто не реальный, и они ещё стоят. Иногда падают, и очень часто, но, тем не менее, десятка два могут выдержать, таких адских ударов.

00:40:28 Это говорит о том, что человек натренирован. Зал может аплодировать какой-нибудь футбольной команде, но если команда не тренировалась… Поэтому мы не можем так глупо думать, что дети отмолят, нама-хатта отмолит. Главное, чтобы в момент смерти вокруг были преданные. Поддержка нужна. Мы знаем, что футбольные команды лучше побеждают на своём поле. Если они играть не умеют, если они не тренировались, сколько угодно можно их вдохновлять, хватит пять минут адреналина подпрыгнуть и дальше всё. Благодаря своей практике, в том или ином виде, Гаджендра был очень силён. Но крокодил был также силён. Так, что все вместе, Гаджендра и родственники, не смогли ему помочь.

Ломка — если боль не отступает, она набирает силу

00:41:41 [Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.29]: Поединок этот длился тысячу лет и полубоги, глядя на него, только удивлялись. [Шримад Бхагаватам 8.2.30]: Слон, из-за того, что ему долгие годы пришлось сражаться в воде, начал терять силы…
[Михаил Юрьевич]: Бхагаватам – супер просто!
[Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.30]: ...его чувства, ум и тело становились всё слабее. А у крокодила, обитателя водной стихии, напротив, бодрость и сила только прибывали.
[Михаил Юрьевич]: Потрясающая вещь! Сейчас, когда пойдём по пунктам, пометьте себе: 8.2.30. Это просто нереально! Если боль не отступает — она набирает силу. Она набирает силу — мы начинаем слабеть. И доходим вот до такой фразы, как я описал Гаури, писал Наталье — начинается ломка. Ты начинаешь понимать: ещё минута-две — и ты сломаешься. Я сейчас объясню, что это такое.

00:42:58 Если на нас положить какую-то плиту, [которая] весит, допустим, шестнадцать килограмм. Но через пять минут она для вас — тридцать, а через десять минут — сто. Поэтому крокодил как бы в своей стихии. Плита в своей стихии — под законом Бога — её тянет к земле. Гире придавливать нас к земле абсолютно естественно – она в своей стихии. А нам надо её поднять, чтобы сломать закон тяготения. Так как мы не в своей стихии, мы будем под весом слабеть. Поэтому боль, если мы пытаемся решить материальным способом, — в своей стихии, а мы в неестественной стихии. Тело должно разрушиться, любая болезнь должна занять всё в теле, метастазы и это естественно. Грибы растут, кандиды, им естественно занять всё тело, они для этого сюда пришли. Мы их вытравливаем, они опять появляются.

00:44:24 С материальной точки зрения, материальную энергию олицетворяет крокодил — он находится в своей стихии. «Как бы ни был силён человек, – как Шрила Прабхупада говорит, – эти мощные качки с грудой мышц умирают от маленького вируса». Слабеют и умирают, потому что вирус в своей стихии. А это мощное тело временно существует и разрушается. Итак, тридцать первый текст.
[Михаил Юрьевич читает]: Когда царь слонов понял, что, оказавшись по воле провидения в пасти крокодила, ему беспомощному самому не спастись, он сильно испугался смерти.
[Михаил Юрьевич]: Что значит, он её испугался? Не знал, что смерть будет? Знал, что когда-нибудь она будет, но не сегодня же! Вопрос в том, что он испугался не самой идеи, а реальности этого события. Мы все знаем, что мы умрём, [но говорим]: «Нет, это будет когда-то, не в этой жизни» — «Нет, сейчас!» — «Подождите, как сейчас? Мы не договаривались!» Хотя, кругом все умирают.

Отделение от ситуации — необходимо для размышления

00:45:48 [Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.31]: «…он сильно испугался смерти. После долгих размышлений он, наконец, принял решение.
[Михаил Юрьевич]: Он размышлял о том, что делать — предаться, сдаться, сломаться, молиться, то есть «долгих размышлений». Не сразу: «О, я не могу с ним справиться! О, Кришна помоги!» Нет, долгие размышления! А в это время была борьба. Это очень важный аспект, о котором я [подробно буду говорить]. Борьба происходила, при этом он размышлял, он отделил себя от ситуации. Чтобы размышлять, мы должны отделить себя от ситуации, подняться над ней. И вот мы как бы в ситуации: у нас паника, нас прессует — мы не можем размышлять.

00:46:45 Мы просто действуем тупо, подобно человеку, который тонет. В чём там беда? Даже если плывёт спаситель, человек не способен разумно увидеть, что это помощь, он просто на него лезет и топит ещё. Поэтому ему дают соответствующий удар в торец. И тогда человек как бы отделяется. И это очень важный момент. Размышления говорят, что он должен был автоматически абстрагироваться от ситуации. Если до этого он был пропитан болью, отождествлял себя с ней: «Я есть боль и это часть меня, и всё это страх», а теперь он начинает постепенно от неё отделяться. Я сейчас объясню, как это происходит. Таким образом, он начинает размышлять.

Увидеть суть проблемы может только тот, кто не привязан

00:47:45 Мы говорили о том, что именно привязанности блокируют наш разум. Любой человек по этим двум отчётам, которые я получил, может увидеть, в чём проблема. Почему любой увидит, кроме того кто написал отчёт? Потому что тот, кто написал отчёт, привязан к себе и к своим чувствам, к своей ситуации. А любой другой человек — не привязан. Поэтому его разум не парализован, и ему легко всё увидеть. Поэтому, как минимум, духовный учитель, кто на высоком уровне брахманью пашая шрайям. Такой человек находится в полном отречении. Брахманью — он на уровне Брахмана. Он не попадает под влияние материальных привязанностей. И поэтому он может ученику сказать: «Да это милость!» Но ученик, находясь под привязанностью, не способен включить разум. И мы будем разбирать о том, каким образом боль помогает нам услышать разум.

00:49:14 [Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.32]: Другие слоны, друзья и близкие не смогли спасти меня. Что же тогда говорить о моих жёнах? Они ничего не могут поделать. Этот крокодил напал на меня по воле судьбы, и потому я буду искать защиты у Верховной Личности Бога…
[Михаил Юрьевич]: А вот это очень круто!
[Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.32]: …вечного прибежища всех, даже самых великих душ.
[Михаил Юрьевич]: Происходит переосознание: что великие души… гуру — предался. Мы это понимаем тогда, когда попадаем в ситуацию, из которой нет выхода и надо предаться. Тогда мы понимаем, в чём их величие. Сейчас мы не понимаем в чём величие чистого преданного.

00:50:07 Через два дня [у меня] пошла, как крокодил, боль. Сразу не было: ещё наркоз действовал, наверное. Да, ещё, наверное, адреналин был, и тело ещё было в шоке, а через два дня — боль. И тут же через семь дней этого ада, я вдруг подумал: «А что же гуру испытывал?» Мне отделили надкостницу, вот на такой поверхности, а ему все рёбра выламывали — открывали грудную клетку. Так это не всё. Через три дня этой операции ему сделали вторую на тазобедренный сустав. Первое, когда я стал разумно мыслить, было: «Что же? Кто такой гуру? Как это можно терпеть?»

00:51:09 Поэтому и зашёл сейчас, потому что это теперь реальность: «вечного прибежища всех». Мы говорим это без чувств, потому что мы это не прошли. Но когда с нами это случается, мы начинаем думать: «Ничего себе. А как же он? Это капля в океане, что было у нас. Там, что было, и он выжил, он не сломался!». Вот такая, очень важная вещь. И что происходит дальше?
[Михаил Юрьевич читает]: [Шримад Бхагаватам 8.2.33]: Хотя, всесильный змей вечного времени, готовый поглотить каждого из нас, неустанно охотится за своими жертвами…
[Михаил Юрьевич]: То есть крокодил в своей стихии. Он называет время. Время. Дальше тридцать третий текст.

Страх в гуне благости — разумное понимание положения

00:52:15 [Михаил Юрьевич читает]: Хотя всесильный змей вечного времени…
[Михаил Юрьевич]: То есть вечное время кусает нас, оно нас поглощает.
[Михаил Юрьевич читает]: …неустанно охотится за своими жертвами, любой, кто из страха пред ним ищет покровительства Господа, непременно будет защищён, ибо даже смерть в ужасе бежит прочь от Всевышнего.
[Михаил Юрьевич]: Помните, в социальных лекциях говорил, что страх — дар Бога. Есть разные виды страха. Есть страх в невежестве, страсти, благости и трансцендентный страх. В данном случае, страх означает разумное понимание положения. Этот страх, который испытывает Гаджендра, есть полностью понимание своего положения. И из страха мы предаёмся. И когда на момент предания кто-то скажет: «Ну, это же не свобода выбора?!»

00:53:19 Но вначале, мы уже говорили, что если человек не благочестив, он не сможет из страха выбрать Бога. Вот в чём хитрость. Если нет свободы, если нет благочестия — страх будет в гуне страсти, а гуна страсти приведёт человека из-за страданий к невежеству – всё! И он будет искать любые способы. Мне говорили люди: «Попросите героина». Даже писали. Героина! Есть морфий, а мне предлагали героин. Люди умоляют, чтоб их убили, отключили. Благочестивый человек ищет прибежища у Господа, неблагочестивый — у материальной природы, которая сама же его и истязает. Серьёзно. Всё, на сегодня всё. Гранта-раджа Шримад Бхагаватам ки Джай! Шрила Прабхупада ки! Джай!

Ответы на вопросы

Отчёт – это молитва, а не прославление своего эго

00:54:27 Если есть вопросы, задавайте. Шри Шри Гауранга Нитьянанда ки! Джай! Да, отлично. Поехали.
[Из зала]: Харе Кришна! Я хотела спросить, как на практике применить «не отождествлять себя с болью».
[Михаил Юрьевич]: Это завтра, мы же не закончили.
[Из зала]: Харе Кришна! У меня ещё до боли тут вопрос возник, когда вы говорили об отчётах. Там есть такой момент, что сразу из отчёта видно, что человек показывает свои достижения. Что делать, если ты уже пишешь отчёт гуру и сразу видишь — так нехорошо, он увидит, что я горжусь. Надо как-то сделать так, чтобы он не видел, что я горжусь. Но это же тоже подтасовка.

00:55:47 [Михаил Юрьевич]: Так вот это и есть. Тогда это не молитва. Тогда Кришна сделает, что он не видит. Я же уже это объяснял.
[Из зала]: То есть, лучше как написал сразу, так и оставить.
[Михаил Юрьевич]: Да. Нужно понять, что отчёт – это молитва, а не прославление своего эго.
[Из зала]: Ну вот, соответственно, ты пишешь, потом думаешь: «Нет, это явно прославление моего эго. Надо это убрать». И получается, ты…
[Михаил Юрьевич]: И что? Если ты это видишь, ты это убираешь и что ты напишешь? Прославление эго всё равно.
[Из зала]: Но по-другому. Он всё равно увидит, да?
[Михаил Юрьевич]: Никуда не деться. Надо просто писать отчёт, и всё будет видно.

Баланс общения и духовная практика

00:56:27 [Из зала]: У меня ещё вопрос, в связи с последним семинаром, и с тем, что вы сейчас сказали. Это известный факт, что если ты много с материалистами соприкасаешься, так или иначе, вкус переходит, либо слабеет твой духовный вкус. Для меня тогда так и не понятен баланс, всё-таки серьёзно заниматься профессиональной деятельностью для Кришны и соответственно серьёзно быть в духовной практике. Это в моём случае не получилось и то, и другое. Для того, чтобы более серьёзно уйти в духовную практику, надо было дистанцироваться от материальной деятельности.
[Михаил Юрьевич]: Это первый уровень. Я дистанцировался от шоу-бизнеса на десять лет. Это первый уровень.

00:57:10 [Из зала]: То есть это нормально? Мы не можем продолжать заниматься также и при этом серьёзно практиковать, не получится же?
[Михаил Юрьевич]: Нет, не сможем, если нет специальных благословений. Да, Медини тоже пришлось оставить работу на какое-то время. В какой-то момент всё-таки надо было как-то сбить температуру тела. Крокодил надкусил немножко: «Ам». Это нормально. Вначале нам это не выдержать — невозможно.
[Из зала]: Причём, как говорил Махараджа, это не на начальном уровне, это надо возвращаться, потом и серьёзно разбираться.

00:57:56 [Михаил Юрьевич]: Да. И плюс ещё, вспоминаем пример Шрилы Прабхупады. Когда художников, музыкантов, людей искусства, он всё равно заставлял, не заставлял, а рекомендовал им жить в храме, выходить на санкиртану или быть на кухне, следовать строгой садхане для того, чтобы они могли свой талант применить, нужно было какое-то время, чтобы они очистили чувства. Иначе бы это было на мирском уровне. И, соответственно, вело бы к деградации, потому что гордыня разгоралась. И тогда уже ни одного из крокодилов надо посылать. Какая задача у наставничества, у нашего движения? Чем лучше создать базу практикующего, тем меньше крокодил придёт. Не обязательно всем проходить через что, что я прошёл. Всё может быть проще.

00:58:58 Это можно порционно проходить сразу, но для этого человек должен быть под руководством, должен быть на виду. Поэтому гурудев иногда говорил, в принципе анартха нивритти, ничего такого в этом процессе нет. Это как человек, который всю жизнь занимался спортом, а потом операция прошла, потом немного он разминается, и тело вспоминает, и очень быстро набирает форму. Чем когда мы видим людей, так скажем, когда я вижу наших…. Когда Галя последнюю давала презентацию, она начала со всеми делать зарядку, у меня был шок. Стоят восьмидесятилетние старики в алтарной комнате. Вы вообще видели себя со стороны. Это же что-то. Вот поэтому крокодил болезни придёт.

01:00:02 Но если мы начинаем заниматься с возраста Марты, Патраки, с этого возраста мы следим за телом, зачем этот крокодил? Придёт другой, если мы начнём этим гордиться. Но это уже другой крокодил. Если мы доживаем до пятидесяти и ничего не делаем, а потом вдруг начинаются болезни, то этот крокодил просто откусывает нам голову — и на следующую жизнь. Позитив заключается в том, что мы слушаем эти истории, и нормальный разумный человек скажет: «А что мне сделать, чтобы не попасть в положение Гаджендры?» Кришна же не злой. Испытания будут, но они могут порционно [приходить]. Когда мы будем даже в возрасте двадцати трёх что-то делать, заставлять себя, всё равно это [будет] трудно, мы растянем тапасью на всю жизнь. И это легче, чем накопить долги, а потом тебе приносят счета сразу. Жизнь тебе отстёгивает и говорит: «Ничего личного – за тридцать лет».

01:01:22 Меня поражает, когда люди приезжают на панчакарму, у меня глаза Джаганатхи становятся. Приезжает матаджи землянисто-серого цвета, размером соответствующим и говорит: «Что-то я не почувствовала одну панчакарму». Если ты, из ста килограмм токсинов потеряла три, которые ты копила тридцать лет, откуда возникает совершенно идиотская мысль, что за одну панчакарму, за три недели, можно восстановить то, что ломалось пятьдесят лет. Уберите ржавчину с машины, которая десять лет поездила по Москве. Вот так просто [сдувает] всё, забирай. Да там пескоструить надо, и всё равно уже прогнило. Кого-то в «скорую» у нас увозили. Сама Надя писала завещание, вроде ничего, но если вспомнить двадцать лет предыдущих. Поэтому восемь-девять панчакарм, плюс правильное питание, зарядка, усилия. Тогда как-то. Но это крокодил конкретный пришёл. Хорошо, всё?

Что значит сломаться

01:02:59 [Из зала]: Можно спросить. Вы сказали сломаться. Это о чём вы имели в виду?
[Михаил Юрьевич]: Вот это завтра. Сломаться — это значит, у нас есть представление о себе. Сначала происходит ломка своего представления о себе и начинаем падать, потому что мы сломались. А боль продолжается. Ты падаешь, а боль продолжается, и в какой-то момент не даёт упасть. Ты чувствуешь, что от того, что ты падаешь, боль не уменьшается и инстинкт срабатывает — надо защитить. Происходит вторая ломка. Сначала раз тебе, и ты понимаешь, что всё. Как Гаджендра, он сломался и начал размышлять. Это первая ломка: «Я беспомощен!» Он ещё не начал молиться, он сломался, то есть он перестал верить в свои силы. Это первая ломка. Но этого мало.

01:04:07 [Из зала]: Но ведь у Вас, наверно, эта ломка уже давно произошла?
[Михаил Юрьевич]: Оказывается — нет. Потом вторая ломка — что всё-таки выход есть. Я завтра расскажу, у меня получилось четырнадцать пунктов, четырнадцать ступеней. Есть о чём поговорить. Надеюсь, за завтра пройдём.
[Из зала]: Спасибо за лекцию. Вопрос уточняющий, про лекцию-семинар Махараджа, про деятельность профессиональную и то, что сначала нужно бросить. Допустим, мы с тобой не сможем бросить, уйти в монастырь…
[Михаил Юрьевич]: Сможете. Для этого ашрам построен. На месяц, на две недели. А ты, кстати, это и делаешь. Ты вырываешься, понижаешь эго, понижаешь температуру и опять в бой.
[Из зала]: То есть такими методами.
[Михаил Юрьевич]: Порционно.

01:05:01 [Из зала]: Вы пример привели свой на десять лет.
[Михаил Юрьевич]: У меня слишком было сильно, и не было ни ашрамов, ничего в то время. Мне пришлось радикально. Мы же все разные. Что такое шоу-бизнес, музыканты? Это всё люди очень привязаны не просто к деньгам, а к положению, к ощущениям. Там наработки титанические. Просто человек, который зарабатывает деньги и не на что особо не претендует в этом мире, там и ломать-то что особо-то. А человек, который решил стать звездой, имитировать Кришну в этом мире? Фу! Прабхупада и говорил про этих людей, художников, музыкантов: «Давайте в храме поживёте» — «А когда же рисовать?» — «Подожди, подожди, пока рисуем на улице».

01:05:56 Харинамы воспеваем, чтобы немножко прийти в себя. Потом эти художники выдавали реальные произведения искусств духовные. Их талант очищался, и это становилось их благословением вместо проклятья. Но потом, из-за того, что мы забыли о первых шести целях ИСККОН. Посмотрите, сейчас много у нас людей искусства, много у нас красивой музыки? Духовной и красивой? Вы представляете, Кришна — законодатель моды! Мы должны быть носителями музыки. Мы должны быть представителями в театрах в кино, в искусстве. Насколько мы сильно проиграли первые шесть целей. Мы неправильно понимали цели Прабхупады. Мы не понимали, что человека надо в первую очередь сбить с греховного вкуса, а не давать ему сразу трансцендентное. Он не справится.

01:07:06 Как не справится человек – не есть помидоры, не есть сыр, пока питта-доша не уравновешена. Поэтому любые детоксы начальные, до тех пор, пока человек не прочистил, они бесполезны. Человек неделю терпит, а там сосёт всё, и так хочется, что он просто потом всё загружает. Ему даже немыслимо, что это можно в принципе годами не есть. По тем людям, кто ездил на одну панчакарму я видел, что одна ничего не даёт. Человека хватает на две недели после панчакармы, на месяц, на два. Потом он быстро-быстро приходит к тем же вкусам, которые были. Сколько у тебя вот панчакарм было? Четыре. Ого. Попробуйте Надю свернуть.
[Из зала]: И раньше не свернёшь, и до панчакармы её не свернёшь.
[Михаил Юрьевич]: Почему? Она всё подряд ела, и в больших количествах. Были развиты тут особые мышцы. Почему у Нади большие глаза?
[Из зала]: Просто ела в темноте.
[Михаил Юрьевич]: Сейчас мы разойдёмся. Всё.

01:08:41 [Из зала]: Есть ли какие-то критерии, по которым можно понять, когда человеку к этой профессиональной деятельности возвращаться именно с тем, чтобы он уже мог её посвящать Кришне. Или это только наставник, духовный учитель могут это делать?
[Михаил Юрьевич]: Да, только наставник, духовный учитель. Потому что мы в начале пути. Нами кто руководит разум или привязанности?
[Из зала]: Привязанности.
[Михаил Юрьевич]: Что делают привязанности? Блокируют разум. Видите, как всё просто? Пока не будут перенаправлены привязанности, мы пользуемся чужим разумом. Поэтому мы и спасаемся, поэтому духовные стихи читаем. Вот духовный человек, заглянув внутрь себя, не нашёл там ничего ценного, кроме своих привязанностей. Кроме эго, которое ценно мне одному.

01:09:34 Если человек не ведом гуру, то можно сказать, что разум будет спать. Люди меняют философию под себя, потому что они предвзяты, потому что нужно выгородить свои привязанности. Когда начинаешь бороться с эго любого человека, не бороться, а помогать, тебе говорят всегда две фразы: «Со мной так не надо! Если вы хотите результат, то мне надо вот так говорить». То есть, приходите к доктору: «Доктор у меня печень болит» — «Вам надо пить касторку». — «Вы не поняли, со мной так не надо. Может, я вместо ста грамм коньячку буду пить пятнадцать? У меня тут своё лечение: белый шум, красный кто-то…». Человек выдумает своё лечение на пятёрку за одну секунду, только бы, чтобы не вылечиться. Привязанность к эго. А если давишь, то: «Вы мою индивидуальность давите».

01:10:52 Потому что человек отождествляет себя со своими привязанностями — это удивительно потому, что разума нет, разума нет потому, что привязанности: замкнутый круг. Духовный учитель разрывает узел: самсара даванала лидха лока – узел материального существования. Он — хряк по нему и рассыпалась вся наша жизнь, все наши доводы, как карточный домик. Больно? Конечно. Пятьдесят лет копил своё представление, а тебе так [дует] и всё развалилось.
До завтра! Гранта-раджа Шримад Бхагаватам ки! Джай! Шрила Прабхупада ки! Джай!