Ценность вайшнавского образования

Бомбей - 03 November 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:31:22 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 205 | скачано: 114 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад Бхагаватам» третья песня двадцать пятая глава текст третий. Прочитана Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Пробхупада. 3 ноября 1974 года в Бомбее.

00:00:12 Прошу тебя, подробно опиши все деяния и игры личности Бога, Господа, независимого в своих желаниях, который вершит все свои дела с помощью внутренней энергии.

00:00:43 Итак, рассказчик и аудитория. Существует 9 разных методов преданного служения духовной жизни. Начало – это Шраванам и Киртанам. Шраддхаданасья. Нужно быть очень искренним и горячо стремиться слушать. Шраддхаданасья (исполненный веры). Шраддха (вера). Тогда будет успех. В Бхагават-гите также сказано:

00:01:31 (шлока)

00:01:44 Итак, мы должны говорить о святых деяниях Верховной личности Бога, восхвалять его. Если мы слушаем.... Бхагаватам был рассказан Шукадева Госвами и услышан Парикшитом Махараджем. Хотя есть 9 методов слушать о Кришне, о Вишну - это тоже самое. Кришна источник Вишну-татвы, а Вишну – экспансия Кришны. Поэтому, когда мы говорим о Вишну, источником Вишну является Кришна.

00:02:58 В Бхагават-гите Кришна говорит:
aham ādir hi devānāṁ
(Бхагавад-гита 10.2)

00:03:01 Ахам а̄дир хи дева̄на̄м̇. Я – источник даже Девов. Самыми важными Девами являются Брахма, Вишну и Шива (Махешвара). В начале творения существовали Брахма, Вишну, Махешвара, из Вишну рождается Брахма, из Брахмы Господь Шива. И они ответственны за три гуны материальной природы. Вишну ответственен за сатва гуну. Господь Брахма ответственен за раджа гуну, а господь Шива за тама гуну. Но до творения, когда ещё не было Брахмы, Шивы, был Кришна.

00:04:02 Поэтому Кришна говорит: Ахам а̄дир хи дева̄на̄м̇. Все девы (полубоги), живые существа создаются уже после возникновения космического мироздания. Поэтому в Ведах говорится: в начале не было Брахмы, не было Шивы, только Нараяна. Этот Нараяна также частичная экспансия Кришны. Поэтому Кришна говорит в Бхагават-гите:

00:04:41 mattaḥ parataraṁ nānyat
kiñcid asti dhanañ-jaya

(Бхагавад Гита 7.7)

Причина всех причин

00:04:45 Итак, мы должны узнавать из шастры о том, что Кришна является источником.

00:04:52 ete cāṁśa-kalāḥ puṁsaḥ
kṛṣṇas tu bhagavān svayam

(Шримад Бхагаватам 1.3.28)

00:04:58 Все Вишну-татвы, все воплощения являются полными экспансиями Кришны. Или экспансиями экспансий. Их тысячи, миллионы. Как, например, есть волны в океане, в реке, точно также есть воплощения, многие тысячи воплощений: шакти-аватара, гуна-аватара, сваям-аватара, много аватаров. Они описаны в Шримад Бхагаватам.

00:05:37 Все эти аватары являются свачан датомой, у них нет озабоченности, беспокойства. Например, если мы организуем какой-то бизнес, какое-то предприятие, у нас будет столько беспокойств по этому поводу. Человек является управляющим, директором или владельцем, то есть высшей фигурой в каком-то предприятии, у него столько беспокойств. Он не очень счастлив, хотя он сидит у себя в кабинете, его вроде бы ничто не беспокоит, но поскольку ему приходится управлять, его мозг трудится. Он думает, как сделать это, как сделать то, как это решить. Он исполнен тревог.

Временный материальный мир

00:06:30 Такова материальная природа. В материальном мире вы не можете обойтись без беспокойств. Это невозможно. Асат-грахат (восприятие временного тела или временных отношений за реальность). Поэтому Прахлада Махарадж, когда отец спросил у него: Мой дорогой мальчик, расскажи мне о самом лучшем, чему тебя научили в школе твои учителя. И Прахлада Махарадж сразу же ответил:

00:07:00 tat sādhu manye ’sura-varya dehināṁ
sadā samudvigna-dhiyām asad-grahāt

(Шримад Бхагаватам 7.5.5)

00:07:07 Да, я научился. Самое лучшее, это то, что эти материалисты, которые приняли асато васту. («не оставайтесь в асат (во временном), идите к «сат» (к вечному). Так предписывают Веды). Материальный мир это асат васту (временное пристанище), это нечто нехорошее, это то, что не будет существовать всегда, Сат это то, что существует, а-сат то, что не существует. В материальном мире всё временно, всё когда-нибудь прекратит своё существование, оно существует лишь на некоторое время.

00:08:05 Мы, вайшнавы, не говорим «митхья», поскольку Бог или высший брахман есть Истина. Так что в Истине не может быть ничего не истинного. Это невозможно. Например, если вы изготавливаете что-то из золота, серьги - это тоже золото, вы не можете сказать, что это не золото или ещё что-то ещё. Веды говорят, что высшая Абсолютная Истина это из чего или из кого всё исходит.

00:09:00 Если всё низошло из Абсолютной Истины, то она не может быть не истиной. Как она может быть не истиной? Она может быть временной. Поэтому мы, философы – вайшнавы, не признаем джагат. Как говорят джагат митхьи, нет, мы так не говорим, мы не говорим «митхья». Мы говорим джагат тоже сатьям. Поскольку джагат изошёл из Всевышнего, поэтому он не митхья. Но он лишь временен.

00:09:40 Это также объясняется в Бхагават-гите: материальная природа временна. Она возникает, какое-то время существует и затем снова уничтожается. Но она не митхья. Мы не говорим митхья. И материальную природу можно использовать для достижения высшей истины. Такая философия вайшнава. Наша философия такова, что мы не признаем ничего, как митхья. Это истина. Мы не используем это для цели, которая не является истиной.

00:10:29 Материальные цели не есть истина. Истиной является духовная цель. Поэтому всё нужно использовать для высшей истины, Абсолютной Истины. Вот, что значит постижение истины. Такова философия вайшнавов. Это наставление дал Шиварупи Госвами. С другой стороны, мумук шубхи, те кто стремятся к мукти. Потому что, когда человек пресытился материальными занятиями и в этом разочаровался, он хочет уничтожить их, митхья.

00:11:38 Но вайшнав говорит: Всё связано с вышей личностью или абсолютной истиной. Как например, микрофон сделан из метала. Но что такое метал? Это производное земли. Кришна говорит, это его энергия. Так он - источник энергии. Как энергия может быть не истинной?

00:12:29 Мы не говорим, что метал не связан с Кришной, он связан, потому что это производное его собственной энергии. Например, материальный мир, космическое мироздание – это производное солнечного света. Вы не можете сказать, что Солнце – истина, а солнечный свет – нет. Это не хорошая философия. Если Солнце – истина, тогда солнечный свет тоже истина. Так что мы не говорим, что этот мир ложный митья. Нет, он может быть временен, но не митья. Поэтому наши госвами дают наставления, Кришна также дает наставления. Всё принадлежит ему, поэтому всё необходимо использовать ради его целей.

00:13:30 Это творение возникло из бхагавана, но он, умиротворён, не беспокоится. Если вы хотите, что-то создать, построить здание, что угодно, завод, машину, нам приходится проходить через массу беспокойств как достичь успеха в своем предприятии. Но творение Кришны, творение Бога - это не так, как у нас. Посмотрите, Кришна стоит перед вами, он не о чем не беспокоится. Он удовлетворен, со своей спутницей Шримати Радхарани он наслаждается игрой на своей флейте, у него нет беспокойства. Это бог. Если бог беспокоится о чём-то, то что это за бог? Нет. Вот этого бога, безмятежного бога вы найдете в Кришне.

00:14:39 Возьмите любого полубога, даже господа Брахму, он тоже испытывает беспокойство, он медитирует. Господь Шива танцует со своей тришулой. У него есть какие-то занятия, он должен уничтожать свои беспокойства. Богиня Кали тоже стоит со своим мечом, разным оружием.
Они заняты различной деятельностью, Дурга занят, но Кришна всегда умиротворён. Когда Кришна, убивающий каких-то демонов, отличается от изначального Кришны. Это Васудева Кришна. Это Васудева. Кришна лично не ходит никуда, Он не делает даже шагу за пределы Вриндавана. Это изначальный Кришна.

00:15:41 Всю остальную деятельность, которую совершает Кришна, осуществляет Васудева Кришна. Из Кришны исходит васудева, санкаршана, ниродха, прадьюмна, затем снова санкаршана, нараяана, затем из нараяаны исходит двитечервьюха, затем Вишну, маха Вишну, карбадави Вишну, шердакашайа. Итак, есть целая система каким образом Кришна распространяет себя в разные формы. Кришна распространяет себя во множество форм. Он Ади-Пуруша. Брахма говорит, Брахма не Ади-Пуруша. Брахма говорит: Кришна Ади-Пуруша, у него множество экспансий. У него нет начала, но он начало всего. Это называется анадир адир.

00:17:00 Он распространил себя во множествах форм. Мы - также форма Кришны. Но мы- вибиннамши, свамши и вибиннамши, Мы - экспансии его энергии. Мы также энергия. Итак, мы экспансия. Кришна всегда умиротворён, он не беспокоится. Даже если он убивает какого-то демона, он не испытывает беспокойства. Это Кришна. Даже если он убивает, он не испытывает беспокойства. Это также подтверждается в Ведах.

00:18:34 Сам он не должен ничего делать, действуют его энергии. Попытайтесь понять, почему бхагавана называют словом умиротворение. Как, например, великий человек хочет что-то делать, он говорит своему секретарю: это нужно сделать, и секретарь выполняет работу. И он не беспокоится: я поручил своему секретарю, значит дело будет сделано. Секретарь это шхакти, начальник, энергия. Аналогично, если даже обычный человек в этом мире обладает столькими энергиями, у него много секретарей, которые действуют за него. Представьте себе, хотя Кришна управляет всей вселенной, он управляет, это -мозг. Глупые люди говорят, что нет мозга, нет. За всем этим находится разум. Но мы не знаем, что это за разум, чей это разум. В этом наша глупость. Но, если мы подчерпнём знания из шастры, то мы сможем понять, что это за разум.

00:19:35 Этот разум описан в Бхагават-гите. Так, за пределами материальной энергии, например, мы видим, что есть облака, гром, дождь, потом благодаря дождю появляются растения, злаки, зерно. Когда мы едим эти злаки, об этом уже говорилось. Верховная личность бога является источником всего. Что это значит, что мы должны удовлетворить Верховную личность? Это называется ягьи. Этот процесс можно осуществить, когда человеческое общество очень отрегулировано.

00:20:44 Это предполагает деление на ашрамы и варны. 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры и также 4 ашрама: брамачарьи, грихастры, манапраста, саньяси. У них есть соответствующие обязанности. Пока в человеческом обществе не будет деления на эти 8 категорий, научных категорий, пока все не будут действовать в согласии со своим положением, никого мира в мире быть не может. Это называется варнашама. Высшая цель - удовлетворить Верховного Господа Вишну. Но глупые люди не знают, их высший интерес состоит в том как удовлетворить Вишну. Когда происходит дармасия гвани, когда господь Вишну или Кришна в своем воплощении или лично приходит в этот мир, поэтому говорится, поскольку он приходит, чтобы осуществить, он не испытывает беспокойства, он делает это посредством своей внутренней энергии. Он не пользуется ничьей помощью. Это Кришна, это Бхагаван. Ему служит такое многообразие энергий, что всё осуществляется идеальным образом. Всё делается совершенно. Итак, имперсоналисты не могут понять этого. Они не могут понять, кто Верховная личность Бога.

00:23:00 В Бхагават-гите сказано, поскольку они покрыты влиянием трех материальных гун, они не способны понять Верховную личность бога. Но Он открывает себя преданным. Как наше дело – постичь Кришну, воистину, не поверхностно, и тогда наша жизнь успешна. Постарайтесь постичь Кришну не поверхностно, воистину.

00:24:10 Поэтому здесь сказано: не нужно выдумывать, нужно следовать. Поэтому Бхагаван может быть постижим при помощи системы парампары. В былые времена цари были раджами и в тоже время они были великими святыми. они не были обычными царями. Они не пили, не танцевали, нет. Они все были риши, они так воспитывались вплоть до Махараджи Парикшит. Хотя была монархия и власть была в руках одного человека. Но он не был обычным человеком.

00:25:00 Их называли нарадевами. Нарадева это бхагаван в образе человека. Поэтому царю поклонялись, потому что цари были раджшарши. Бхагаван, Кришна говорит: если цари, если глава государства не знает в чём состоит цель жизни, в чём состоит цель материального мира, как они могут управлять должным образом? Невозможно. У него нет цели. Он не знает в чем цель жизни. Есть, спать, заниматься сексом, а затем умереть. Они ведут жизнь животных. Это не человеческая жизнь. Человеческая жизнь предполагает знание цели, но они её не знают. Эти глупые люди пытаются быть счастливыми, их надежда никогда не будет исполнена. Это называется дураши. Здесь употребляется слово атма майа. Но есть другая майа, это внешняя майа, внешняя энергия, это материальный мир. Они пытаются быть счастливыми в материальном мире, приспосабливаясь. Это называется дураша. Но этого никогда не случится.

00:26:40 Поэтому в истории мы видим, было столько материальных лидеров, но они все умерли в тяжелом труде. Но так и не смогли должным образом приспособиться. Был Наполеон, Гитлер, был Ганди, был Неру. Масса лидеров, но никто не смог приспособиться. Это невозможно. Это дураша. Поскольку они не знают в чем высшая цель жизни. Она состоит в том, чтобы постичь Вишну. Антха, значит слепой человек. Если один слепой пытается вести других слепых, то какую пользу это принесет? Лидер слеп, и последователь слеп. Никакого результата не будет.

00:27:50 Они не знают, они связаны по рукам и ногам регулирующими принципами природы. Необходимо узнавать это из шастры. Это начало бхакти йоги. Поэтому он говорит: получение знаний следует в системе парампура. Прежде всего вы должны узнать из авторитетного источника об истине, что такое истина. Тогда вы можете говорить.

00:29:02 Не нужно нести чушь. Это не поможет ни вам, ни вашим последователям. Так, необходимо узнать, как описывать абсолютную истину, бхагаван, как он действует, насколько он милостив, как он добр. Он настолько добр к живым существам, что приходит сам, и он больше стремится дать нам знания о том, что такое цель жизни, он оставляет за собой писания, он оставляет своих преданных, своих последователей, систему парампары. Воспользуйтесь всем этим. Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы дать всему человеческому обществу это преимущество понять эту истину.

00:30:00 Это не что-то фальшивое, это анукирта, мы не придумываем свою философию. Зачем мне без толку тратить свою энергию чтобы выдумывать что-то? Нужно столько всего узнать! Это уже содержится в ведических текстах. Постарайтесь научиться этому и распространять это. Такова наша миссия. Таковы наши попытки. Каждый, кто родился на этой земле, обязан достичь успехов в своей жизни, воспользовавшись этими ведическими текстами. Но мы не пользуемся этим. Мы изучаем технологию. В этом наше несчастье. Технология это шилпа карма. Например, человек искусств. Это не настоящее образование. Настоящее образование позволяет решить проблемы жизни. Вот это образование. Так этот трансцендентное образование, цель его просветить людей, помочь им узнать как избавиться от пут материальной жизни.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 20 December 2019