Мудрый совет человечеству

Даллас - 21 мая 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:20:12 | качество: mp3 96kB/s 14 Mb | прослушано: 111 | скачано: 39 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад Бхагаватам» третья песня первая глава текст десятый. Прочитана Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Пробхупада. 21 мая 1973 года в Далласе, Техас.

00:02:05 Перевод: Когда старший брат Видуры Дхритараштра пригласил его к себе, чтобы спросить у него совета, Видура, придя в его дом, дал ему весьма уместное наставление. Его поучения хорошо известны, их высоко ценят мудрые государственные мужи. Итак, Видура был великим преданным, но также и великим политиком. Не подумайте, что преданный не должен принимать участие в политике. Они всё знали, но они не принимали участия. Например, старший брат Видуры Дхритараштра был великим политиком, вся его жизнь состояла из дипломатии и политики, но тем не менее в трудном положении он обращался к Видуре за советом.

00:03:07 Чего ради политику давать советы преданному? Если я хочу что-либо сделать, я должен получить лучший совет у лучшего человека. Такой принцип. Итак, Видура был настолько опытным советником, консультантом, что о нем говорится следующее в Чанакьи шлоке. Это принципы мирской нравственности. И Чанакьи шлок является подтверждением тому. Чанакьи Пандит говорит: Я думаю вы можете учить студентов читать шлоки. Чанакьи Пандит сказал: Ученый человек и богатый человек. Как следует их сравнивать? И Чанакьи Пандит говорит: их нельзя сравнивать. Сравнение имеет место только в том случае, когда есть сходные черты. Например, мы говорим, твое лицо подобно луне. Если лицо, действительно, подобно луне, мы можем так сказать. Есть некие точки подобия, аналогия должна содержать вот эти сходные черты.

00:05:01 Если аналогия содержит максимальное число сходств, то это совершенная аналогия. Таковы правила логики. Итак, Чанакьи Пандит говорит: нельзя сравнивать богатого и ученого человека. Это разные категории. Почему? Богатый человек – царь, может быть, очень уважаемый, почитаем среди своих людей в своей стране, но «видват», ученый пользуется уважением по всему миру. Если человека уважают по всему миру, и если его уважают только в своей деревне, как их можно сравнивать? Таковы поучения Чанакьи Пандита. Очень ценные советы. Их много. Есть другое высказывание: кого следует считать ученым? Кто-то скажет, я получил степень от университета, я доктор философии, я ученый. Чанакьи Пандит сказал: Нет, не в этом критерий. Не научными степенями от университетов определяется образованность человека.

00:07:07 Нет. Так как же проверить насколько человек ученый? Три критерия. Он относится ко всем остальным женщинам, кроме своей жены, как к матерям. Вот такой человек по-настоящему ученый. Он относится к чужой собственности как к мусору, лежащему на улице. Образование должно приносить какой-то результат. И это критерий, свидетельствующий о глубине образованности, о глубине знаний человека. Он должен относиться ко всем женщинам, кроме своей жены, как к своим матерям. До сих пор в Индии, особенно в ашрамах, к любой женщине, посещающей ашрам, обращаются как к матери. Она может быть юной девушкой, но к ней обращаются как к матери. Таков этикет. Мать, чем я тебе могу помочь? Таковы отношения брахмачари идет в дом семейных людей, чтобы попросить у них пожертвования. Здесь эту систему нельзя вводить, очень трудно.

00:09:03 Но дети ходили от двери к двери, стучали и просили подаяния. Пожалуйста, подайте! В Индии у жителей достаточно большие запасы риса, муки, дала, по крайней мере они запасаются продуктами на месяц, в каждом доме, даже в доме бедняков. Как только у человека появляются деньги, он покупает себе продуктов на целый месяц, риса, дала, муки, ги и хранит их. Когда брахмачари идет в дома семейных людей и просит немного риса, немного дала, люди жертвуют ему. Таким образом, собирая эту милостыню по соседним домам, они практически решают проблему питания ашрама. Брахмачари должен жить в гурукуле вместе со своим гуру и быть смиренным слугой. Даже Кришна жил в доме учителя, не гнушаясь даже самым тяжелым неблагодарным трудом. Учитель попросил Кришну принести хвороста из джунглей, и он отправился туда. Собирая сухие ветки, они вместе с Судама Випра попали в бурю, полил сильный дождь, и они потерялись в джунглях, Кришна и Судама Випра. Тогда его учитель Сандипани Муни при помощи других мальчиков вызволили их из джунглей. Таково положение брахмачари.

00:11:04 Они ходят, собирают милостыню для гурукулы. Итак, сознание Кришны включает в себя разнообразную деятельность. Представители издательства спросили у меня, участвуют ли ваши ученики в политике, разрешено им это или нет? А почему нет? Наша Бхагават-гита была рассказана на поле битвы во время войны. Почему я должен критиковать военные действия? Если есть необходимость в военных действиях, то они и должны иметь место. Так устроен этот мир. В противном случае нет необходимости в войне. Но есть определенные категории людей, которые будут сражаться, до сих пор они есть. Когда начинается сражение, те, чьё призвание – военное дело, будут сражаться. Гражданские не пойдут, нет. Точно также в обществе должно быть разделение на сословия. Не всех нужно призывать на войну. Иди и сражайся. Но, если у него качества для этого. Не такой была традиция. Прежде всего, эти дети, в соответствии со строгими ведическими принципами, в соответствии с практической психологией, они должны тестироваться.

00:13:03 Каковы наклонности этого мальчика? Есть четыре наклонности – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Какой-то ребенок должен стать брахманом, какой-то ребенок должен стать кшатрием, какому-то ребенку предопределено стать вайшьей, кому-то шудрой. Шудрам не нужно обучение. Шудры это те, которые не проходят никакого обучения. Это представители обычного рабочего класса. Остальные три сословия, особенно два – брахманы и кшатрии должны тщательно обучаться, потому что они будут управлять всеми делами общества. Брахманы должны давать советы кшатриям. Кшатрии должны править поддаными согласно советам брахманов. Такова была традиция. По качествам и роду деятельности брахман должен быть квалифицированным и в тоже время он должен действовать как брахман. Итак, мы обучаем наших учеников стать достойными и квалифицированными брахманами. Мы не можем взяться за все остальные сословия. Точно также могут обучаться другие люди, военные люди. Есть школы. Возможно, в какой-то торговой фирме вы можете получить обучение. И так был определенно организованный метод, позволявший обучать торговцев, администраторов, брахманов.

00:15:05 Итак, Видура, хотя он был сыном от матери шудры, его мать была шудрой, служанкой. В былые времена, когда царевич женился, вместе с принцессой к нему переходили несколько десятков служанок. Если человек становился царем, то следует понимать, что он был способен содержать больше, чем одну жену. И это царь. Даже в мусульманском царстве аль Навави был Аридальшах после монгольского периода, если вы отправитесь туда, вы увидите у него было 164 жены, у них у всех были дети. Когда пришли британцы, они должны были выплачивать им пенсии, соответствующие их положению. Итак, полигамия разрешалась среди мусульман также. Особенно индусам в высших сословиях, брахманам, кшатриям позволялось многоженство. Сейчас существует закон, но это вполне естественно, если каждая женщина должна выйти замуж, то должна быть полигамия. В противном случае, каким образом женщина обретёт себе мужа, ведь мужчин всегда меньше, чем женщин на земле.

00:017:0 6 Итак, Видура родился у служанки, его отцом был царь. У него был тот же отец, что и у махараджи Дхритараштра. Но мать у него была другой. Итак, поскольку Видура не родился у царицы, он не имел права на трон. Но Дхритараштра его очень любил. Хотя он был сыном мачехи, он очень его любил, потому что тот был очень разумным. Всякий раз он обращался к нему за советом. Его советы были настолько ценными, что позднее появилось устоявшееся изречение «вайдурикам» - совет, не уступающий в мудрости совету Видуры. Итак, он был приглашен. Был заговор, была попытка обмануть Пандавов, эту политику вел Дхритараштра. Дхритараштра родился слепым, он был старшим сыном у своего отца, он родился незрячим. Поэтому он не имел права занять трон. Его младший брат Панду, отец Пандавов, сел на трон, он стал царем. Но поскольку сейчас, когда Панду умер в раннем возрасте, и сыновья были маленькими детьми, Дхритараштра взял на себя ответственность за сыновей своего брата и он заботился о них.

00:19:13 Но его политика была такова: я не смог заполучить трон, потому что слеп, но на самом деле царство принадлежит мне. Так или иначе мой брат занял трон, сейчас он умер. Почему же его сыновья должны быть царями? Мой сын должен быть царем! Такова была его политика. И он пытался убить Пандавов с самого начала. Видура сдерживал его, он пытался образумить его. И такова тема этой главы. Он призвал Видуру, что следует делать? Он всё раскрыл Видуре. И Видура сказал : Нет, ты не можешь так поступать. Об этом мы будем говорить следующим утром. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 16 декабря 2019