Наука задавать вопросы

Бомбей - 04 November 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:32:22 | качество: mp3 128kB/s 30 Mb | прослушано: 148 | скачано: 108 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Шримад Бхагаватам» третья песня двадцать пятая глава текст четвертый. Прочитана Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Пробхупада 4 ноября 1974 года в Бомбее.

00:00:17 Шри Сута Госвами сказал: Могущественный мудрец Майтрея был другом Васудевы. Довольный и воодушевленный вопросами Видуры, касавшимися трансцендентной науки, Майтрейа стал отвечать на них.

00:00:30 dvaipāyana-sakhas tv evaṁ
maitreyo bhagavāṁs tathā
prāhedaṁ viduraṁ prīta
ānvīkṣikyāṁ pracoditaḥ

(Шримад Бхагаватам 3.25.4)

Метод обретения знания

00:00:44 Итак, таков метод обретения знаний: нужно обратиться к нужной личности, к гуру, и смиренно слушать от него о трансцендентном знании. Не пытайтесь получать духовные знания или трансцендентное знание дёшево. Хотя это очень легко. В этом нет ничего трудного.

00:01:28 Но нужно знать метод. Например, у нас есть опыт, печатная машинка или диктофон. Порой они не работают. Если мы обратимся к нужной личности, которая знает, как их отремонтировать, он тотчас же подкручивает какой-то винтик, что-то меняет, и работает. Мы должны знать метод. Как если я пойду к панвале, чтобы отремонтировать своё устройство, то ничего не получится. Он не знает процесса. Он умеет крутить пан, сигареты, но не умеет ремонтировать механизмы.

00:02:20 Поэтому шастры предписывают, Веды предписывают, если вы хотите постичь трансцендентное знание, тхаг вигьяна. В действительности человеческая жизнь предназначена для понимания тхаг вигьяны. Тхаг вигьяна это трансцендентное знание, не материальное знание, касающееся тела. Даже врач не знает, у него нет знания о вечной душе. Он лишь изучает механическое устройство тела. Тело – это большой механизм, созданный природой, его называют янтрой. На самом деле это машина.

00:03:18 В Бхагават-гите сказано: Янтра рудхани маяя. Тело - это машина. И тот, кто слишком привязан к этой машине, вот для них рекомендуется система йоги. Тех, кто слишком сильно отождествляет себя с телом, учат сосредотачивать ум при помощи практики гимнастики, сосредотачиваться на Господе Вишну. В чем истинная цель? Постичь Вишну? Всевышнего? Поэтому система йоги – это механическая система. Но система Бхакти выше машины, выше механики. Поэтому это называется тхад вигьяна.

00:04:30 Механический подход материален, но тхад вигьяна над ним. Итак, тхад вигьяна атхам, если вы хотите постичь духовное знание, вам необходимо обратиться к гуру. Гуру означает тяжелый. Тот, кто обладает лучшим знанием, тяжелый знанием. Знанием о чём? У меня много знания. Нет, именно трансцендентное знание. Тхаг вигьяна. Вот эта тяжесть есть брахма ништхам. Насколько человек привязан к брахману, к парабрахману, бхагавану - это квалификация гуру. Брахмани пашамаша ям. Эта мантра из Катху Упанишад. Точно также в Бхагаватам сказано: тасмат поэтому необходимо обратиться к гуру.

00:05:55 В Упанишадах даётся определение гуру также. Гуру это шротриям брахма ништхам - тот, кто получил знание, слушая Веды, шротриям. Поскольку Веды называются шрути. Итак, те, кто находятся в традиции слушания, в преемственности, где знание передаётся на слух. В Бхагават-гите сказано: Это не знание какого-то выскочки, это традиционное знание. И оно получается по системе парампары, по системе ученической преемственности. Поэтому говорится шротриям. Шроториям означает тот, кто слышал в системе парампары. Шротриям и в результате брахма ништхам.

00:06:54 Он утверждается в служении Верховной личности Бога. Брахма ништхам – у него нет другой функции. У него две квалификации: он должен услышать ведическое знание по цепи ученической преемственности. И совсем не обязательно быть образованным ученым, нет. Нужно просто слушать от авторитетного источника. Шротриям. Бог дал вам уши. Такова наша система, просто. Они просто слушают и становятся серьёзными проповедниками. Совсем не обязательно получать научные степени, сдавать экзамены. Слушания достаточно. Оставайтесь в своём положении, на своём месте, совсем не нужно это менять.

00:07:57 4 варны и 4 ашрама. 4 варны: брахман, кшатрия, вайшья, шудра. 4 ашрама: брахмачарий, грихастха, ванапрастила, саньяси. Итак, это цивилизация. Пока общество не разделилось на эти восемь сословий, восемь делений, оно остаётся цивилизацией животных, а не цивилизацией людей. Общество должно быть систематизировано, отрегулировано. Как, например, в теле есть разные отделы: отдел головы, отдел рук, отдел живота, ноги. Точно также без этих четырёх делений никакое общество не может должным образом функционировать. Будет хаос. Станес тхита означает оставаться в этих регулирующих принципах варнашамы. Станес схита. Оставайтесь в своем положении. Не нужно менять.

00:08:57 Не нужно думать, что шудра не стал брахманом. Конечно, шудра становится брахманом, благодаря слушанию. Если он слушает, даже шудра может понять, и тогда он становится брахманом. Вот, что необходимо. С великим вниманием нужно слушать, занимая этим тело, ум, слова, разум. Итак, здесь мы видим видурам прита. Видура слушал Майтрейя риши. И Майтрейя риши был очень доволен. Пока вы не удовлетворите вашего учителя, гуру, должным образом, вы не сможете обрести истинное знание. Это естественно.

00:10:02 Если вы принимаете своего гуру, предоставляете ему хорошее место, он может сесть удобно, и он доволен вашим поведением, тогда он будет говорить откровенно, свободно. И это принесёт вам большое благо. Поэтому он говорил, он проповедовал, он давал наставление Видуре, будучи довольным прити Майтрейа риши. Был очень довольным. Это также рекомендуется в Шримад Бхагават-гите. Если мы просто идём и спрашиваем духовного учителя или гуру, но не принимаем его наставления, то не нужно впустую тратить своё время.

00:11:01 Не тратье впустую ваше время, идя в духе вызова. Если вы идёте к духовному учителю, не совершая никакого служения ему. Прани пати. Трансцендентное знание основано на этом прани пати (падать ниц). Поэтому Кришна говорит: Просто придайся мне. Точно также мы должны придаваться Кришне или его представителю. Итак, гуру представитель, внешний представитель. Гуру внутри – это сам Кришна.

00:12:02 Не стоит думать, что Ишвара Кришна находится на Вайнтхоне, на Вриндаване. Он повсюду, он даже в атоме. Это параматма. Атма: Я -атма, вы-атма. Мы все локальны. Вы в своём теле, я в своём теле. Но параматма пребывает повсюду. В этом отличие между атмой и параматмой. Некоторые путают, они говорят, что нет разницы между атмой и параматмой. Но разница есть. В каком-то смысле они суть одно. Оба они сознают, они живые существа. Читанаш читанам. Но они отличаются.

00:13:03 В Бхагават-гите Кришна говорит: кшетра -тело, кшетрагия – это собственник кшатрия, тела, постоялец, это как в доме есть владелец здания и есть постоялец. Точно также мы, атмы, мы лишь постояльцы в теле. Мы не собственники. Собственником является параматма. Если собственник говорит: выезжай из этого дома. Или по закону нам приходится покинуть его. Точно также, когда параматма говорит тебе сейчас покинуть тело, нам приходится покидать его.

00:14:07 Итак, это ведическое знание. Необходимо обратиться к правильному гуру. Квалификация гуру описана в каждой шастри. К примеру, в Шримад Бхагаватам сказано: не нужно принимать гуру пока у человека не появится интерес знать о высшей цели и о благе жизни. Обычный человек, которого интересуют лишь удобства тела, ему гуру не нужен. Но как правило в настоящий момент гуру – это тот, кто может дать вам какое-то лекарство для тела. Человек обращается к какому-то святому: «Махатмаджи. я страдаю от такой-то болезни». «Да, у меня есть мантры, возьми».

00:15:10 Вот таких гуру принимают. Всё это касается тела. Или богатства. Нет. Нужно обращаться к гуру, чтобы постичь татву абсолютную истину. Это необходимо. Не ради материального блага. Не нужно искать гуру ради того, чтобы излечить себя от какой-то материальной болезни. Для этого есть врач. Зачем искать гуру? Но люди ищут. У меня какая-та материальная болезнь. Если кто-то сможет её вылечить, какой-нибудь святой человек, тогда он гуру или он бхаваган. Я – бедный, если он даст мне какие-то деньги, то тогда он гуру. Нет, шастры так не говорят.

00:16:11 Гуру значит шротриям брама-ништхам. Гуру это тот, кто знает ведическую шастру, Веды. Он знает выводы Вед. Вывод Вед это постижение Кришны, это ведические выводы. Поэтому те, кто пытается постичь Кришну частично, мы не можем полностью досконально постичь Кришну, это невозможно, у нас нет такой способности, Кришна огромен. Итак, своим ограниченным знанием мы не сможем понять. Даже Кришна не может понять. Кришна огромен. Сам Кришна не знает, почему он настолько привлекателен. Поэтому, чтобы постичь это знание – почему Кришна столь привлекателен– он сам стал Господом Чайтанья, приняв экстатические эмоции Шимадхи Радхарани.

00:17:32 Это великая наука. Конечно, это с нашей точки зрения Кришна себя не может постичь. Итак, постичь Кришну полностью невозможно. Но насколько это возможно, насколько позволяют нам наши ограниченные способности. Все мы поймём Кришну настолько, насколько мы его можем понять. Это наше совершенство. Поэтому Кришна говорит: если мы в Кришне видим человека, как мы, подобного нам, то мы – мутхи. Если мы считаем, что тело Кришны создано из этих элементов маяя, как и наше материальное тело, если мы думаем, что Кришна тоже из таких материальных элементов состоит, то мы ошибаемся.

00:18:38 В предыдущем стихе говорилось: атмамаяя. Конечно, материальная энергия это тоже атмамаяя. Нот энергия Кришны – это не наша энергия. Кришна говорит: мамамаяя. Материальный мир – это мир Кришны. Мы не можем говорить мамамаяя, мой мир. Нет, мы находимся во власти материальной природы, но Кришна повелевает материальной природой. В этом разница. Материальная природа повелевает нами, но Кришна не подчиняется нам. Он контролирует. Тот, кто это понимает, что материальная природа действует по указанию Кришны, знает по-настоящему.

00:19:41 Невозможно понять всё по-настоящему, как действует реальность, но, если мы просто понимаем, что всё исходит из абсолютной высшей истины, Кришны, то этого знания достаточно. Тогда вы можете уже увеличивать какэто действует, как материальная энергия Кришны действует под его надзором. Это уже продвинутое знание. Но в целом, как сказано в Бхагават-гите, материальная энергия действует под моим надзором, говорит Господь. Это уже совершенное знание. Если мы думаем, что материя действует независимо, как думают современные ученые, говоря о химической эволюции. Нет никакой химической эволюции! Жизнь не возникает в результате химической эволюции. Жизнь происходит из жизни.

00:20:42 Например, Кришна говорит в Бхагават-гите: там в веданте сутре задаётся вопрос что такое брахман? И даётся косвенный ответ: брахман это то, из чего всё исходит. Что подразумевается под всем? Это живые существа и неживая материя. Под всем подразумевается и то и другое. Материя тоже исходит из Кришны. И также живые существа, они тоже исходят из Кришны. Весь мир представляет собой это сочетание. Ваше тело, моё тело.

00:21:52 Материальная энергия - низшая, а духовная энергия – высшая. Почему высшая? Потому что высшая энергия – живые существа. Мы высокоразвитые живые существа, люди, мы создали современную цивилизацию, пользуясь материей. И в этом наше превосходящее положение. Но мы тоже прокрити, мы – парапрокрити, духовная энергия. Так мы должны понимать тхаг вигьяну. Человеческая жизнь предназначена для понимания татвы. В Веданте сутре сказано. Объяснение веданты сутры дается в Шримад Бхагаватам.

00:23:02 Шримад Бхагаватам начинается с чего? С татвы. Это из чего всё исходит. Или это Всевышний, который является источником всего.Так какова же природа этого источника? Это объяснено в Шримад Бхагаватам. Этот источник есть авигья, он сознающий. Это не материя. Материя не сознаёт. Эта теория современных ученых, гласящая, что жизнь происходит из материи, ошибочна. Жизнь происходит из жизни. В Шримад Бхагаватам объясняется, что Я, из которого всё исходит, Он авигья, сознёт, Он может понимать, а сознание подразумевает жизнь. Мало того, он вложил знания в Господа Брахму. Он передал ему ведическое знание.

00:24:25 И только живое существо может передавать знание. Итак, в действительности в Шримад Бхагаватам изложена абсолютная истина. Шримад Бхагаватам это естественный комментарий к веданта сутре. Шримад Бхагаватам был записан Ясадева. Ясадева составил брахма сутру и объяснил её в форме Шримад Бхагаватам. Если мы читаем какие-то искусственные комментарии к брахма сутре, мы только неправильно её поймём. Как правило, мои вади подчёркивают комментарии Шанкарачари на брахма сутру. Но это не естественно. Естественный комментарий дан самим автором Ясадевой.

00:25:26 Итак, мы должны понять. Ясадева написал брахма сутру. И мы должны понимать значение брахма сутры. Брахма сутра это краткие афоризмы, которые может объяснить сам автор. Наш процесс - это принимать брахма сутру. Кришна говорит в Бхагават-гите: брахма сутра это очень логическая шастра, в которой излагается трансцендентное знание. Поэтому согласно нашей ведической традиции ачарья должен постичь брахма сутру и объяснять её. И тогда его будут принимать как ачарию. Поэтому две сампродаи дали объяснение к брахма сутре. В противном случае они не являются авторитетом. Потому что, не понимая брахма сутры, никто не может сказать, что тако брахман.

00:26:43 Поэтому здесь сказано, что Видура постиг трансцендентное знание от Майтрейи. Кто такой Майтрейя? Он друг, то есть он общался с Васадевой. Друзья общаются, один друг знает о другом друге, он знает о его положении, о том, что тот знает сам. Итак, Майтрейя был другом Васадевы. Это означает, что он знает то, о чем знает Васадева. И мы должны обращаться к такому духовному учителю или наставнику, который принадлежит к ученической преемственности Васадевы. Каждый заявляет, что мы тоже следуем Васадеве. Но это не должно быть поверхностно. Люди действительно должны следовать Васадеве. Например, Васадева признал Кришну Верховной личностью бога.

00:27:48 Когда Арджуна сказал, он признал Кришну, как парабрахман, как высшую личность. И кто-то может сказать, что Арджуна был другом Кришны. Наверно, поэтому он признал его таковым. Нет, Арджуна привёл свидетельство, он сослался на то, что Васудева также принимает тебя, господь. Васадева также принимает тебя, ты парабрахман, сказал Арджуна. Весадева начинает комментарии в веданте сутре с таких слов: Итак, если мы действительно заинтересованы постичь духовную науку, мы должны обратиться к представителю ачарьи. Ачарий значит тот, кто следует Васадеве, как, например, Майатрейя, дваяпьяня сак.

00:28:55 Его называют бхагаван. Конечно, верховный бхагаван, это Кришна. Но других могущественных личностей таких как Брахма, Господь Шива, Васадева – великие души. Их порой также называют бхагаваном. Они бхагаван. На самом деле бхагаван это Кришна. Но они в силу своих возможностей также достигли этого положения. Невозможно обрести стопроцентное знание о Кришне, даже Нараяна не может, даже Бишма не может. Но преданные или последователи наставления Кришны также иногда именуются бхагаваном. Но это не просто какой-нибудь искусственный бхагаван. Бхагаван это тот, кто знает, чему учил Кришна. Такого человека также называют бхагаваном.

00:30:00 Он был доволен Видурой. Это не был просто дружеский разговор. Он был прита, он также горел желанием. И он был оченьдоволен. Видура горел желанием обрести трансцендентное зание, а Майтрейя был доволен им. Как можно удовлетворить человека? Метод такой. Вы можете удовлетворить человека, придавшись ему и служа ему. Господин, я твой покорный слуга, пожалуйста, прими меня и дай мне наставления. Арджуна был очень близким другом Кришны, тем не менее, постсигая Бхагават-Гиту, он предался Кришне и сказал: Я больше не твой друг.

00:30:11 Конечно, друг Кришны также предан. Но он, в частности, сказал: ты можешь распоряжаться мной как хочешь, я теперь нахожусь в полной твоей власти, можешь использовать меня, как пожелаешь. Таким образом, таков метод задавания вопросов. Вопрошания. Шиши обязан задавать вопросы, но вопросы задаются не с вызовом, а чтобы понять. Не для того, чтобы победить духовного учителя. Нужно задавать вопросы, проявляя любознательность, чтобы постичь духовную науку, а не для того, чтобы показать, что я знаю лучше вас.

00:32:12 Давайте поговорим, нет. Так с гуру нельзя поступать. Нужно найти гуру, которому можно придаться. Если вы не можете найти такого человека, которому можете предаться, не тратьте его время и своё время зря. Прежде всего предание.Таков метод постижения трансцендентной науки. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 23 December 2019