Глава 19. Цель познания

Новомосковск - 16 мая 2017
Постижение своей истинной сути. Постижение природы окружающих вещей. Пути сближения с Богом. 24 заповеди. Определения фундаментальных понятий.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:18:04 | качество: mp3 128kB/s 16 Mb | прослушано: 1548 | скачано: 449 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Постижение своей истинной сути

00:00:16 1. Всевышний сказал: - Кто, вооружившись мудростью преданий, постиг свою истинную суть и действует сообразно, тот видит окружающий мир как порождение собственной самости, и потому отказывается постигать зримый мир вещей и обращает свой взор ко Мне.

00:00:44 2. Для постигающих суть бытия Я – предмет поклонения, цель, средство достижения цели и конечное заключение их труда. Я – причина счастья и разрушитель несчастий. Соискателю сути бытия Я милее всех.

00:01:10 3. Кто достиг цели познания, посредством ли размышления или созерцания, тот полагает Мои стопы сутью бытия. Такой премудрый муж весьма Мне любезен.

00:01:26 4. Даже крупица знания о своей сущности превосходит по ценности все блага, что обретает человек воздержанием, хождением по местам богомолья, шептанием молитв, щедрыми воздаяниями и иным праведным трудом.

00:01:48 5. Потому, Уддхава, постигнув самое себя как суть зримого мира, ты непременно склонишься предо Мною - твоим Владыкою в любовной преданности.

00:02:03 6. Постигнув суть бытия, древние мудрецы приносили свое знание в жертву Мне как пребудущему в их сердцах Правообладателю всех жертвоприношений и Душе жизни. Обретя Меня, они обретали высшее совершенство.

00:02:26 7. О Уддхава! Бренное тело, кое есть сиюминутный образ трех состояний вещества, покоится внутри тебя, неизменного наблюдателя. Тело порождено помрачением сознания и существует, покуда сознание пребывает в неведении. Обладать свойствами вещественного предмета - не естественное для тебя состояние, ибо ты существуешь вне рождения и смерти. В отличие от предметов наблюдения наблюдатель не претерпевает изменений, не появляется и не исчезает. Неизменное вечно наблюдает перемены.

Постижение природы окружающих вещей

00:03:24 8. Благонравный Уддхава сказал: - Господи Вездесущий! Поведай мне, что есть знание вещей и знание сути, ведущее к отрешению. Знание, кое постигали и коему учили древние мудрецы. Поведай мне о любовной преданности, кою жаждут обрести великие души.

00:03:54 9. Господи Всемогущий! Душе, изнуренной рождением и смертью, терзаемой тройственными страданиями, негде сыскать убежища, кроме как под сенью Твоих лотосных стоп, с коих блаженною влагою струится пьянящий напиток любви.

00:04:17 10. Господи Всемогущий! Смилостивись над несчастным рабом Твоим, что в погоне за мимолетным счастьем канул во мрачную яму тленного бытия и был отравлен беспощадной змеею-временем. Окропи меня, Господи, Твоим благодатным спасительным словом!

00:04:45 11. Всевышний сказал: - Благородный царь Юдхиштхира, для коего не существовало врагов, однажды задал этот вопрос величайшему знатоку закона – деду Бхишме.

00:05:04 12. Когда окончилась смертельная сеча на священном поле Куру, царь, потрясенный гибелью родичей, обратился за утешением к старому Бхишме, который поведал ему о долге души и её спасении.

00:05:24 13. Я был при той беседе, и ныне расскажу тебе о том, что услышал из уст святого воителя – о знании, отрешенности, осмыслении сути вещей и самом осмыслителе, о вере и любовной преданности.

00:05:48 14. Мудрый воин говорил так: Знанием Я называю видение всех живых существ как сочетание девяти, одиннадцати, пяти и трех стихий, объединенных вокруг одного.

00:06:09 15. Знание обращается в видение сути, когда наблюдатель не воспринимает стихии природы, объединенные вокруг него, но видит лишь самое наблюдателя. На этой ступени восхождения к свободе наблюдатель сознает призрачность всех стихий.

00:06:35 16. Кто существует в пору сотворения и разрушения, кто остается неизменен во всех преобразованиях вещества и в промежутках между ними, и кто один существует, когда мироздание исчезло в небытии, тот есть всеобщий Наблюдатель.

00:07:00 17. Всеми четырьмя способами стяжания знаний – приятием мудрости древних, чувственным восприятием, размышлением и рассуждением – можно осознать непостоянство зримого мира, и следом отрешиться от его двойственности.

00:07:25 18. Мудрый видит, что любое счастье, вызванное деятельностью, даже в случае творца вселенной, Брахмы – преходяще, потому приносит душе скорее зло, чем благо.

Пути сближения с Богом

00:07:44 19. Любезный друг! Я уже поведал тебе о благодати любовного единения со Мною. Ныне Я расскажу о способах доверительного сближения со Мною.

00:08:01 20–24. Вера в живописание Моих игр, оглашение Моей славы, преклонение предо Мною, стихотворное восхваление Меня, почитание Моего образа в храме, поклонение Мне всем телом, преклонение пред Моими слугами, почтение ко всякому живому существу как к храму, в коем Я пребываю извечно, усердное служение Мне, живописание Моей внешности и нрава, размышление обо Мне, нежелание мирских вещей и успеха, отказ от богатства ради служения Мне, отрешение от чувственных удовольствий, вспоможение нуждающимся, совершение жертвенных обрядов, исполнение обетов, молитв и усмирение плоти во имя Меня – всё это есть долг всякого, кто ищет любви со Мною. Устремившийся сердцем ко Мне теряет из поля внимания все иные цели.

00:09:24 25. Когда умиротворенное сознательное существо в состоянии просветления устремлено к Высшему Наблюдателю, оно обретает знание, отрешенность, все богатства бытия, и завершает свой долг.

00:09:44 26. Когда сознательное существо средотачивается на бренном теле и домашнем очаге и в состоянии возбуждения обращает чувства к осязаемым предметам, оно привязывается к дурным вещам и, следовательно, пожинает дурные плоды, кои есть неведение, рабство, неимение и небрежение долгом.

00:10:17 27. Подлинный долг души есть всякое действие, ведущее к любовной преданности Мне. Подлинное знание – видение всюду Высшего Наблюдателя. Подлинное отрешение – безразличие к чувственным предметам. Подлинное богатство суть сверхъестественные способности.

24 заповеди

00:10:47 28–32. Уддхава сказал: - О Кришна! О Сокрушитель врагов! Скажи мне, сколько есть на свете правил и запретов? Что такое самообладание и уравновешенность, стойкость и терпение, великодушие, воздержание и отвага, правдивость и красноречие, отрешенность и достояние, предмет желаний, жертвоприношение и благодарение?

00:11:23 Господи, Распорядитель Удачи! Расскажи мне, что есть сила, великодушие и выгода для отдельного существа? Что есть ученость, смирение и благолепие? Кого считать мудрым, а кого - глупцом? Что есть истинный путь, и что - ложный? Что такое рай и ад? Кто - подлинный друг, и где подлинный дом? Кто таков богатый, и кто - бедный? Кто - подлец, и кто - благородный? О Владыка праведных, прошу, растолкуй мне о пороке и добродетели.

00:12:17 33–35. Всевышний отвечал: - Ненасилие, правдивость, нежелание завладеть чужим, отрешенность, милосердие, отсутствие чувства собственности, приятие священного предания, воздержание, молчание, стойкость, всепрощение и бесстрашие – вот двенадцать главных правил и запретов.

00:12:50 Чистота тела и мысли, молитва, умеренность в быту, жертвенность, вера, гостеприимство, поклонение Мне, посещение святынь, действия из добрых побуждений, удовлетворенность и служение учителю – вот двенадцать вторичных правил и запретов. Кто следует этим двадцати четырем заповедям, тот обретет все, чего пожелает.

Определения фундаментальных понятий

00:13:26 36–39. Уравновешенность есть погруженность мыслями в Меня. Самообладание – подчинение себе чувств. Терпеливость – это умение пережить страдания. Стойкость – способность не поддаваться побуждениям языка и детородного члена, противляться чревоугодию и похоти.

00:13:57 Великодушие – это непокушение на чужое имущество. Воздержание – отказ от удовольствий. Отвага – это противостояние страсти наслаждений. Правдивость – это восприятие чужих радостей и печалей как своих собственных.

00:14:22 Красноречие – это способность говорить правду в приятном виде, по примеру древних мудрецов. Чистота – воздержание от скверных действий и мыслей. Отрешение есть неприкаянное странствие по свету.

00:14:44 Подлинное богатство – это верность долгу. Жертвенность – подношение себя Мне, Высшему Владыке. Благодарение есть умение дарить ближним блаженство молитвы. Сила – удержание дыхательного круготока в теле.

00:15:10 40–45. Достояние – это Моя власть над всем сущим. Достижение – суть любовная преданность Мне. Ученость – способность отстранить себя от окружающего обмана. Великодушие – отказ от неправедных дел. Благолепие – это обладание такими добродетелями как отрешенность. Счастье – безразличие к земным радостям и горю, несчастье – надежда обрести счастье среди бренных вещей. Мудр тот, кто знает, как освободиться из рабства, глупец - кто мнит себя плотью и кровью.

00:16:03 Истинный путь жизни – тот, что ведет ко Мне, ложный – что вызывает волнение в душе. Рай есть состояние умиротворения. Ад – это помрачение.

00:16:20 Твой истинный друг – это твой учитель. Твой дом в здешнем мире – только твоё тело. Богат тот, кто стяжал благой нрав и добродетели. Беден – кто недоволен судьбою. Подлец – кто не умеет совладать с желаниями. Благороден тот, кто умеет сдержать страсти. Падкий до чувственных удовольствий губит себя и чинит страдания другим.

00:17:00 Итак, Уддхава, Я дал определение предметам, о коих ты вопрошал. Стяжавшему вышеназванные добродетели открываются врата свободы. Более Мне нечего сказать о пороках и добродетелях, ибо самое разделение на добро и зло есть порок, чрезвычайно пагубный для души. А лучшая добродетель – вовсе не различать добра и зла.

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 23 мая 2017