Глава 25. Свойства природы и отсутствие таковых

Новомосковск - 27 июня 2017
Признаки несмешанных гун. Сочетания гун. Преобладание гун. Влияние гун материальной природы. Выход из под воздействия гун.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:13:50 | качество: mp3 128kB/s 12 Mb | прослушано: 1169 | скачано: 335 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:12 1. Всевышний сказал: - О, лучший из людей! Теперь Я расскажу тебе, как живое существо в соприкосновении с тремя свойствами вещества обретает ту или иную природу.

Признаки несмешанных гун

Качества пробуждённого сознания

00:00:30 2–5. Самообладание, владение чувствами, терпение, рассудительность, умеренность в быту, правдивость, милосердие, благоразумие относительно прошлого и будущего, удовлетворенность тем, что посылает судьба, отрешенность, непосягание на чужое, вера, раскаяние в совершенном зле, помощь нуждающимся, простота, смирение и способность черпать радость в себе – вот качества пробужденного сознания.

Качества возбуждённого сознания

00:01:12 Желание обладать, неуемность в усилиях, дерзость, недовольство даже при выгоде, тщеславие, стремление к земному благополучию, сознавание собственной исключительности, жажда чувственных удовольствий, борьба за превосходство, самовлюбленность, насмешливость, выставление напоказ собственной добродетели, оправдание своих поступков — таковы свойства возбужденного сознания.

Качества помрачённого сознания

00:01:48 Гнев, жадность, лживость, склонность к насилию, праздность, показная набожность, лицемерие, уныние, склочность, скорбь, самообольщение, грусть, подавленность, сонливость, мечтательность, страх и леность - таковы признаки помраченного сознания.

00:02:15 То есть признаки трех несмешанных состояний природы.

Сочетания гун

00:02:22 6. О Уддхава! Такие явления как «я» и «мое» содержат в себе смешанные свойства природы. Смешение трёх свойств также воспринимается наблюдателем как взаимодействие мысли, понятий, предметов ощущения, чувств и жизненного воздуха.

00:02:47 7. Вера, рожденная от приверженности долгу, или богатство, рожденное от стремления к благополучию, или радость, рожденная от чувственных удовольствий, – все это смешение трёх свойств природы.

00:03:07 8. Счастливый мирянин, верный своему сословному и семейному долгу, - вот образцовое сочетание трёх свойств природы.

00:03:20 9. Пробужденному сознанию свойственно умиротворение; возбужденному - похоть; помраченному - гнев.

00:03:30 10. Всякое существо, будь то мужчина или женщина, кто исполняет свой земной долг бескорыстно, в качестве жертвования Мне, пребывает в состоянии пробужденности.

00:03:46 11. Кто исполняет свой долг пред Богом ради стяжания земных благ, тот пребывает в возбужденности. Кто творит насилие над живыми тварями, разум того помрачен.

Преобладание гун

00:04:03 12. Трём состояниям природы – пробужденности, возбужденности и помрачению – подвержены все живые твари, но не Я. Проявляясь в уме, три свойства природы побуждают существо обвязать себя телесными узами и сделаться рабом своей плоти.

00:04:28 13. Когда, вытеснив возбужденность и помрачение, в сознании господствует светлое, чистое и благодатное свойство природы – пробужденность, человек преисполняется радостью, добродетелями и знанием.

00:04:49 14. Когда в сознании, вытеснив пробуждение и помрачение, упрочается возбужденность, коей свойственны привязанность к земному, чувство собственной исключительности и деятельность, человек пристращается к славе и удаче, много творит и много страдает.

00:05:14 15. Когда помраченность со свойственными ей безрассудством, рассеяностью и леностью, одолевает сознание, человек делается сонлив и мечтателен, склоняется к насилию и лживости.

00:05:31 16. Ясное мышление, равнодушие к земным благам, бесстрашие и отрешенность от суеты свидетельствуют о пробужденности сознания. В таком состоянии возможно искать и достичь Меня.

00:05:52 17. Отличать состояние возбужденности следует по таким признакам как: умственное беспокойство, жажда накопления, расстройство чувств и путанность мыслей.

00:06:06 18. Бессознательное действие, невнимательность, нерешительность, невежество и уныние свидетельствуют о преобладающем помрачении сознания.

Влияние гун материальной природы

00:06:19 19. В состоянии пробужденности человек преимущественно подвержен влиянию богов. В состоянии возбуждения – влиянию демонов. В состоянии помрачения он оказывается во власти кровожадных оборотней и злых духов.

Сознание

00:06:39 20. Бодрствование проистекает из состояния пробужденности, сон со сновидениями – из состояния возбуждения, беспамятный сон – из помрачения. Есть и четвертое состояние – просветленность, кое превосходит три вышеназванных.

Перерождение

00:07:04 21. Пробужденность возвышает душу до небес. Помраченность низвергает до растительных видов жизни. В состоянии возбужденности душа перерождается в человеческих телах.

00:07:21 22. Кто покидает здешний мир в возбужденном состоянии, тот возносится в небесные ярусы вселенной. Кто умирает в состоянии возбужденности, тот рождается человеком на Земле. Умерший в состоянии помрачения низвергается в адские миры. Свободный же от влияния природных свойств ступает в Мою нетленную Обитель.

Деятельность

00:07:53 23. Деятельность, посвященная Мне без расчета на выгоду, есть деятельность в пробуждении. Всякая корыстная деятельность есть таковая в состоянии возбуждения. В помрачении совершается любая работа, сопряженная с насилием, завистью и ненавистью.

Знание

00:08:18 24. Различение сознания и тела есть знание в состоянии пробужденности. Знание, полное сомнений, есть таковое в состоянии возбужденности. Знание о вещественном мире есть знание в помрачении. Знание обо Мне превосходит все три свойства природы.

Обитание

00:08:46 25. Жизнь в лесу имеет свойство пробуждения, в городе – возбуждения, пребыванию в игорных домах и местах блуда свойственно помрачение. Мой храм превосходит три свойства зримой природы.

Корысть и бескорыстие

00:09:07 26. Кто действует бескорыстно, тот живет в состоянии пробужденности. Кто вожделеет к вещам зримого мира, тот действует в состоянии возбуждения. Творящий в унынии пребудет в состоянии помрачения. Кто уповает на Меня, тот превосходит все три состояния природы.

Вера

00:09:32 27. Вера в сознательную сущность бытия есть вера в пробуждении. Вера в предписанное действие – это вера в возбуждении. Вера в нечестивые деяния есть вера в помрачении. Вера в преданное служение Мне превосходит вещественную природу.

Пища

00:09:57 28. Пища свежая, чистая и добытая без усилий, имеет свойство пробужденности; пища, приносящая мгновенное наслаждение чувствам, имеет свойство возбуждения; пища нечистая и нездоровая принадлежит свойству помрачения.

Счастье

00:10:21 29. Счастье, рожденное от сознания себя, имеет свойство пробужденности; рожденное от связи с предметами ощущения – свойство возбуждения; рожденное в мечтах и самообмане – таковое есть счастье в помрачении. Счастье от соприкосновения со Мною - не от мира сего.

00:10:50 30. Потому еда, место, плоды трудов, время, знание, деятельность, деятель, вера, состояние сознания, виды жизни и посмертная судьба – все это имеет свойства природы.

00:11:11 31. О лучший из людей! Все явления, порожденные от взаимодействия природы и сознания, видимые, слышимые или существующие как понятия, - все без исключения имеют в себе свойства природы.

Выход из под воздействия гун

00:11:32 32. Три свойства зримой природы в совокупности с действием приковывают вечную душу к колесу перерождений. Разорвать его постылые узы можно, лишь всецело предавшись Мне. Поручив себя во служение Мне, душа обязует себя узами Любви.

00:11:59 33. Потому всякое существо, воплощенное в мыслящем, человеческом облике, должно искать спасения от трех цепей зримой природы, предавшись Мне и целиком на Меня уповая.

00:12:18 34. Мудр всяк, кто отвращает сознание свое от суеты мира, смиряет побуждения чувств и непрестанно творит Мне молитву. Долг мудреца – избавиться от помрачения и возбуждения и наполнить существо свое пробужденностью.

00:12:43 35. Но отдавшись во служение Мне, мудрец должен безразличием к зримому миру истребить в себе пробужденность – последнюю прядь, что удерживает душу в круговороте перерождений. Умиротворив ум безразличием, душа отлетает от тонкого, понятийного тела и обретает Меня.

00:13:12 36. Душа, свободная от умственных образов и тройственной связи с наблюдаемой природою, обретает благодатное умиротворение в единстве с нетленным Бытием. Она более не ищет радости от связи с вещами и не носит в себе скорби.