Глава 17. Сословия и духовные чины

Москва - 03 May 2017
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:21:53 | качество: mp3 128kB/s 20 Mb | прослушано: 1637 | скачано: 925 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 1–2. Уддхава сказал: - О лотосоокий мой Господин! Ты сказывал, что всякий, кто чтит закон своего сословия и духовного чина, непременно делается предан Тебе. Мне все же не ясно, как, исполняя мирской долг, можно обрести преданность Надмирному?

00:00:36 3–4. О, могучерукий Господь! Некогда в облике Лебедя Ты поведал Брахме о том, как исполнение долга и закона может нести человеку радость. С тех пор прошло много времени, и учение Твое сделалось почти забыто.

00:00:57 5–6. О Негрешимый! Ты единственный Создатель, Хранитель и Глашатай высшего закона и долга. Ни на Земле, ни в обители богов, ни на страницах Священного Слова не сыскать того, кто равно Тебе возвестил бы смертным долг во их благо и наделил их надмирным знанием. Потому в канун Твоего исхода из здешнего мира я прошу Тебя наделить нас, чад Твоих, непреходящей мудростью, что дарует душе свободу.

00:01:35 7. Потому как Ты, Господин мой, – непревзойденный знаток Закона, поведай мне, каким способом надлежит человеку исполнять долг в миру, дабы обнаружить в сердце своем преданность Тебе.

00:01:54 8. Шука сказал: - Так вопрошал Всевышнего благочестивый Уддхава. В ответ Господь поведал своему слуге о вечном долге души, неизменном при всех временах и обстоятельствах.

00:02:13 9. Всевышний сказал: - О друг Мой! Вопрос твой о долге человека существен и для обывателя, живущего сиюминутными потребностями, и для приверженца чинно-сословного уклада общества, ставившего своею целью освобождение от рабства земного бытия.

00:02:40 10. В начале, в добродетельный век, Крийя, род людской не делился на сословия. Все люди звались лебедями. В ту пору человек от рождения был верен Богу. Время то величалось веком благодеяния, ибо человек от рождения до смерти творил свой долг пред Всевышним.

00:03:08 11. Единая Веда была выражена одним слогом Ом. Человек ограждал себя от излишеств, был безгрешен и поклонялся мысленно Моему образу Лебедя.

00:03:24 12. О достойнейший друг Мой! В начале последующего века - Треты, Знание, Веда, явилось из Моего сердца тройственным потоком жизненного воздуха – Риг, Самою и Яджур. И Я появился из этого Знания в образе тройственного жертвоприношения.

00:03:52 13. В ту пору из Вселенского образа Бога проявились четыре сословия. Жрецы (брахманы) - из лица Господнего, вершители закона (кшатрии) - из Его рук, ремесленники (ваишьи) – из Его бедер, рабочий люд (шудры) – из Его ног. Сословия сии различимы видом деятельности.

00:04:21 14. Чин семьянина появился из поясницы вселенского Божьего образа, целомудренное послушничество - из Моего сердца. Отшельничество - из Моей груди, старчество – из Моей головы.

00:04:38 15. Высшие и низшие чины и сословия определяются таковыми по тому месту, кое занимают они во вселенском облике Бога и имеют соответствующую природу.

00:04:53 16. Умиротворенность, воздержанность, неприятие излишеств, чистота, довольство, терпение, простота и прямота, преданность Мне, милосердие и правдивость — вот природные качества жреческого, ученого сословия (брахманов).

00:05:15 17. Распорядительность, телесная сила, решимость, отвага, терпение, великодушие, находчивость, стойкость, почитание духовенства и умение вести за собою – вот природные качества кшатриев, вершителей закона.

00:05:35 18. Вера в Веду, щедрость, прямодушие, служение духовному сословию и накопительство – вот природные качества торговцев и ремесленников, вайшьев.

00:05:50 19. Служение дважды рожденным, коровам, богам, иным достойным существам и довольство вознаграждением – вот природные качества работних людей, шудр.

00:06:04 20. Нечистота, нечестность, воровство, неверие, бесполезные споры, похоть, гнев и ненасытность составляют природу неприкасаемых – живущих не по законам человеческих сословий и чинов - варн и ашрамов.

00:06:25 21. Ненасилие, правдивость, честность, доброжелательность и свобода от похоти, гнева и жадности – вот качества, кои должно иметь всем членам общества, независимо от их сословия и духовного чина.

00:06:45 22. Рожденные в трех высших сословиях рождаются во второй раз, когда проходят очистительный обряд и получают очистительную молитву Гаятри. Дваждырожденный должен некоторое время прожить послушником в доме учителя и смиренно внимать священной Веде.

00:07:10 23. Послушник должен облачаться в оленью шкуру, обвязываться пеньковым поясом, носить в руках посох, горшок для воды и пучек священной осоки, украшать себя четками рудракшии священным шнуром. Он не должен ухаживть за своей внешностью - расчесывать волосы, сидеть на разукрашенных сиденьях, чистить зубы и стирать одежды.

00:07:41 24. Послушник должен молчать - во время омовения, приятия пищи, богослужения, молитвыи испражнения. Он не должен обрезать ногти и волосы, не только на голове, но даже в подмышках и паху.

00:07:59 25. Послушник обязан творить обет безбрачия, что означает никогда не терять семени. Если же это случилось непроизвольно, целомудренный послушник должен совершить омовение, растянуть дыхание и сотворить молитву Гаятри.

00:08:20 26. Послушнику надлежит на рассвете и закате поклоняться богу-огню, Солнцу, своему воспитателю, коровам, брахманам, учителю, достойным личностям, старейшинам и богам, безмолвно шепча им их молитвы.

00:08:42 27. Послушник должен почитать своего воспитателя наравне со Мною и не выказывать ему даже малейшего непочтения. Он не должен взирать на учителя с завистью или полагать его обычным смертным, ибо в учителе средоточены все боги вселенной.

00:09:06 28. Утром и вечером послушник должен просить еду и иное подаяние у мирян, и все собранное отдавать учителю. Для своих же нужд ему дозволено брать себе лишь столько, сколько дает ему учитель.

00:09:25 29. Послушник должен следовать за учителем, когда тот отправляется на прогулку. Быть поблизости, когда учитель отдыхает, и ждать его приказаний со сложенными ладонями, когда тот восседает на своем сидении.

00:09:43 30. Пока послушник не закончит своего образования, он должен жить в семье наставника, воздерживаясь от чувственных удовольствий и храня обет безбрачия.

00:09:57 31. Если послушник желает вознестись в рай или более высокие ярусы вселенной, он должен быть беззаветно предан учителю, чтить обет целомудрия и изучать Слово Божие, Веду.

00:10:14 32. Вооруженный знанием Веды, свободный от порока и двойственности суждений, послушник должен поклоняться Мне, пребудущему в образе Огня, Учителя, его самое и всех живых существ.

00:10:33 33. Кто живёт не семейным чином – старец, отшельник или послушник – тот не должен ни коим способом касаться женщин – ни взглядом, ни телом, не вести с ними бесед и не веселить их. Он обязан прервать всякое общение и с теми, кто дозволяет себе совокупляться с женщинами.

00:11:01 34–35. О Уддхава! Каждый человек, независимо от своего сословия и духовного чина, должен мыслями, словом и делом блюсти правила чистоты - омывать тело, руки и ноги в положенное время; совершать богослужение на рассвете, в полдень и на закате; поклоняться Мне в храме; посещать святые места; творить тихую молитву; не трогать, не есть и не обсуждать запрещенное; и помнить о том, что Я извечно пребываю в нутре всех живых тварей.

00:11:45 36. Если кто из духовного сословия способен хранить обет безбрачия, он входит в очистительный огонь, в котором сгорают плоды былых деяний и желание творить новые.

00:12:03 37. Послушник, завершивший обучение и желающий ступить в семейную жизнь, должен достойно отблагодарить учителя, омыть себя в воде и с дозволения своего благодетеля вернуться домой.

00:12:21 38. Дважды рожденный должен последовательно переходить из одного духовного чина в другой – послушника, семьянина, лесного затворника и странствующего старца. Таков закон для всех, кто не предался Мне беззаветно.

00:12:45 39. Кто желает создать семью, должен сочетаться браком с женщиной своего сословия, коя обладает безупречным нравом и непременно моложе его годами. Если же человек желает иметь не одну жену, то все его избранницы после первого брака должны быть более низкого сословия, нежели первая.

00:13:12 40. Дважды рожденные непременно должны участвовать в жертвенных таинствах, изучать Веду и подавать милостыню от плодов своего труда. Принимать же милостыню, учить и творить жертвенные обряды дозволено лишь высшему сословию - брахманам.

00:13:36 41. Брахман, полагающий, что жизнь на чужое подаяние сулит ему запретные излишества и обесценивает его наставническое слово и позорит, должен содержать себя двумя иными дозволенными духовному сословию способами - учительством и жреческими обрядами. Если и в этих занятиях он видит унижение своего достоинства, ибо по-прежнему зависит от чужого благоволения, он должен содержать себя тем, что подбирать себе в пропитание оставшиеся после полевой жатвы злаки.

00:14:21 42. Тело дано брахмануне для низменных, чувственных удовольствий, но для воздержания и усмирения страстей, благодаря чему в грядущей жизни он сможет неограниченно наслаждаться в обители богов.

00:14:40 43. Всякий человек духовного сословия, довольствующийся собранными злаками в поле или на рыночной площади, щедрый и великодушный, истребивший в себе желание личной выгоды, блюдущий обет воздержания и помышляющий во все дни свои лишь обо Мне, может покойно существовать в семейной жизни и тем достичь желанного освобождения.

00:15:12 44. Как потерпевший кораблекрушение находит спасение на корме нового судна, так находит спасение во Мне смертный, что чтит брахманов и всячески хранит их от нужды.

00:15:29 45. Как слоновий вожак оберегает себя и стадо своё от опасностей, так правитель должен оберегать подданных от врагов и тягот жизни, тем самым обеспечивая и себе достойное бытие.

00:15:49 46. Земной царь, что защищает себя и подданных от порока, изживая все грехи в своем царстве, непременно вознесется на сияющем воздушном челне в райские чертоги, где будет блаженствовать в обществе небесного владыки, громовержца Индры.

00:16:14 47. В крайней нужде брахману дозволено заняться торговлей. Если и это не спасает его с семьею от нищеты, он может взять в руки оружие и добывать себе пропитание, верша закон и правый суд. Но ни при каких обстоятельствах человек духовного сословия не может жить псом на хозяйское жалование.

00:16:44 48. Царь или иной вершитель закона, не способный содержать себя естественным для него занятием, может, как брахман, преподавать всякое ремесло, торговать или добывать себе еду охотой. И ни в коем случае он не должен жить на жалование от низших сословий.

00:17:08 49. Торговец, не способный содержать себя предписанным ремеслом, может взяться за занятие работнего сословия. Работник же, не могущий найти хозяина, может зарабатывать себе простым трудом вроде плетения корзин и настилок. Однако всякий, ступивший на чужую стезю, обязан воротиться к своему сословному делу, едва минует пора нужды.

00:17:43 50. Домохозяин, по силам своим, должен поклоняться древним мудрецам изучением Веды; родоначальникам – подношением даров с молитвою сваддха; богам – подношением даров с молитвою сваха; живым тварям – жертвуя им от пищи своей; людям – делясь с ними злаками и водою. Знай, Уддхава, что мудрецы, предки, боги, люди и прочие живые твари суть Мои обличия. Почитая их, ты почитаешь Меня!

00:18:26 51. Домохозяин должен заботиться о слабых ближних своих либо жертвуя им от имущества, либо делясь с ними плодами честного труда. Богу угодна любая посильная жертва.

00:18:45 52. Домохозяину должно заботиться о домочадцах, не привязываясь к ним душою, не обольщаясь и не полагая себя их благодетелем. Счастье не в семье, а в свободе, что будет наградой за исполнение семейного долга.

00:19:07 53. Дети, жена, родня и друзья – мимолетные попутчики в долгом странствии души на пути к свободе. Облачившись в новое тело, душа теряет все приобретения прошлой жизни, как пробудившийся ото сна - всё накопленное во сне имущество.

00:19:34 54. Сознавая сказанное Мною, человек должен жить в доме своем сиюминутным гостем без чувства собственности и собственной значимости. Так его не коснется суета семейного быта.

00:19:53 55. Верный слуга Мой, ведущий жизнь домохозяина, поклоняется Мне тем, что исполняет свой семейный долг. Таковой слуга Мой может жить дома до конца своих дней, может отшельником удалиться в лесную пустошь, а может, при наличии ответственного сына, оставить дела дома и странствующим старцем пустить себя по миру.

00:20:24 56. Тот же, кто привязан к семейному очагу, кто обуреваем желанием обладать богатствами и наслаждаться в кругу потомков, кто вожделеет к женщинам, кто скуп на жертвы, и кто полагает себя обладателем чего бы то ни было и значимым лицом, тот несомненно живёт в ложной действительности.

00:20:53 57. Глупец то и дело сокрушается о немощных стариках своих, о благоверной жене с младенцем на руках, о беспомощных детях и родичах, полагая, что без него они погибнут в мучениях.

00:21:11 58. Чье сердце принадлежит семье, тот никогда не обретет сердечного покоя. Обуреваемый желаниями никогда не будет удовлетворен. Кто умирает с мыслями о родичах, тот отправляется во мрачнейший ад.