Глава 7. Учители блаженного

Москва - 21 December 2016
Всевышний раскрывает свой замысел Уддхаве. Наставления Кришны для века Кали. Уддхава принимает совет Кришны об отречении от мира. Всевышний наставляет Уддхаву в отречении. Притча о встрече царя Яду с нищим странником. Притча о голубе с голубкой.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:23:54 | качество: mp3 128kB/s 21 Mb | прослушано: 2033 | скачано: 980 | избрано: 25
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Всевышний раскрывает свой замысел Уддхаве

00:00:11 1. Всевышний сказал: - О добрая душа! Ты верно определил Мой замысел - прежде чем вернуться в Мою надмирную Обитель, я должен избавить Землю от племени Ядавов. Об этом Меня нынче просили Брахма с Шивою и небесными владыками.

00:00:34 2. Некогда, вняв молитвам Брахмы, Я низошел в зримый мир вместе с Моей неотъемлемой Ипостасью, Господом Баладевою, и вершил справедливость в угоду богам. Ныне путь Мой земной окончен.

00:00:55 3. Очень скоро брахманским проклятием будет истреблен род Ядавов. Родичи Мои изобьют друг друга в жестокой брани; а на седьмой день, начиная с сегодняшнего, Океан выйдет из берегов и затопит Двараку.

Наставления Кришны для века Кали

00:01:16 4. О Уддхава, добрая душа! Когда Я покину Землю, она погрузится во тьму злого века Кали и лишится благодати.

00:01:30 5. Тебе, любезный Мой друг, тоже следует покинуть земную юдоль, ибо в сей порочный век на Земле не останется места праведникам. Люди злого века развратят свои души грехом. Зло заполонит Землю.

00:01:56 6. Отврати ум твой от друзей, родных и близких, погрузись мыслями в Меня. Сделайся для мира неприкаянным странником. Будь равнодушен к зримым вещам. Ни о чем не грусти и ничем не восторгайся.

00:02:20 7. Друг мой, всё, что осязаешь ты умом, глазами, ушами и прочими чувствами, есть лишь наваждение. Предметы лишь являются в твоём воображении и исчезают – им нет места в вечности.

00:02:45 8. Оказавшись в плену наваждений, сознание придает осязаемым предметам ценность и делит их по значимости на добро и зло. В этой двойственности мнящий себя деятелем разделяет своё существование на действие, бездействие и злодейство.

00:02:13 9. Обуздав чувства, ты подчинишь себе ум и узришь, что зримый мир пребывает внутри тебя, а сам ты – внутри Меня, Всеобщего Я.

00:03:30 10. Стяжав знание о вечной и недвижимой Истине, ты осознаешь подлинного себя, и тогда обретешь конечный покой, который не смогут поколебать никакие существа.

00:03:49 11. Только тот, кто возвысился над двойственностью, знает, как должно действовать и как не творить зло. Познавший свою подлинную суть действует в Истине непроизвольно. Он безгрешен всегда, как дитя, неведущее добра и зла.

00:04:16 12. Кто добр ко всем живым существам, умиротворён и сознает вечное, тот видит Меня во всём. Такая душа не ввергнется более в круговерть перерождений.

Уддхава принимает совет Кришны об отречении от мира

00:04:36 13-14. Блаженный Шука сказал: - Так, государь, учил Кришна Своего слугу и преданного друга. Выслушав Господа, Уддхава поклонился и молвил: - Господин мой! В Твоих руках плоды усилий всех, кто ищет соития с Тобой! Ты милостиво вручаешь сей плод каждому, кто верен Тебе. Ты открываешь Себя в соитии с Тобою, и Ты даруешь силы на пути к Тебе. Потому я почту высшим благом для себя отрешение от мира, к коему Ты призываешь меня.

00:05:27 15. Но, Господи милосердный, нелегко отрешиться от мира человеку, тянущемуся к чувственным удовольствиям, человеку, не вкусившему сладкий плод преданности Тебе. Таково моё мнение.

00:05:46 16. Я - тот самый глупец, кто более всех нуждается в Твоих наставлениях, ибо живу понятиями «я» и «мое». Плененный игрой света и тени, что устраиваешь Ты, я плоть свою принимаю за самое себя, а родичей своей плоти полагаю своими близкими. Научи меня, как отречься от сего наваждения.

00:06:20 17. Господин мой! Ты - незыблемая Истина, открывающая Себя Твоим преданным слугам. Лишь Ты способен просветлить душу подлинным знанием. Боги и даже творец вселенной бессильны пред Твоим чарующим обманом. Даже владыки здешнего мира дорожат плотью своею и полагают зримые предметы значимой для себя ценностью.

00:06:55 18. Потому, Господи, я молю Тебя даровать мне убежище подле Твоих стоп. Изнуренный томлением, я предаю Тебе свою душу. Ты мне Владыка и Наставник. Вездесущий Всеведущий Господь непорочного царства. Имя Тебе – Нараяна, Благодетель живущих.

Всевышний наставляет Уддхаву в отречении

00:07:27 19. Всевышний отвечал: - Кто видит суть вещей, тот равнодушен к чувственным наслаждениям.

00:07:38 20. Кто взирает на мир рассудком, тот стяжает подлинное богатство. Внемлющий голосу разума делается учителем и поводырем сам себе.

00:07:54 21. Умеющий разложить мир на считаемые стихии способен ясно видеть Мое присутствие во всём и Мои силы повсюду.

00:08:09 22. Здешний мир населен множеством видов жизни - одноногих, двуногих, с тремя ногами и четырьмя. Есть многоногие, а есть вовсе без ног. Более всех Я ценю двуногих существ.

00:08:30 23. Хотя Меня, Высшую Причину, невозможно осязать чувствами, человек способен разумом по множеству признаков осознать Моё существование.

00:08:47 24. В этой связи ученые мужи приводят беседу, что состоялась в древние времена между юродивым странником и могущественным царем из рода Ядавов.

Притча о встрече царя Яду с нищим странником

00:09:04 25. Однажды царь Яду повстречал нищего странника, шедшего по дороге с бесстрашным взглядом. Незнакомец был юн и производил впечатление образованного человека. Будучи сам знаток закона, государь обратился к юноше с вопросом.

00:09:28 26. - О достойнейший, в глазах твоих читается ученость, но, судя по внешности, ты не занимаешь себя даже умственным трудом. Как удалось тебе вернуться к детской непосредственности?

00:09:48 27. Обыкновенно смертные заняты тем, что приумножают свои богатства и знания, стяжают набожность и чувственный опыт, – и всё ради того, чтобы пожить дольше, прославиться среди себе подобных и насладиться властью.

00:10:10 28. У тебя, как погляжу, уже есть всё, что нужно смертному для счастья, – сила, молодость, ум и знания, но вместо того, чтобы пользоваться этими дарами судьбы, ты бредёшь по миру неприкаянный и никому ненужный.

00:10:32 29. Люди сгорают в пожаре страстей - похоти и алчности, ты же спокоен, как слон, укрывшийся от огненной стихии в благодатных водах Ганги.

00:10:48 30. Ты сторонишься плотских удовольствий, чуждаешься родных, не заводишь друзей, грядешь по дороге без попутчиков. Скажи, божий человек, кто научил тебя спокойствию и бесстрастию, и в чем находишь ты радость жизни?

00:11:14 31. Всевышний продолжал: - Окончив речь, царь смиренно склонился к ногам юного странника.

00:11:24 32. Брахман отвечал: - О государь, я стяжал знание от своих учителей, коих у меня две дюжины. После того, как их милостью я обрел свободу, я странствую по земле, никем не обижен и ничем не стеснен.

00:11:48 33–35. Учители мои – это Земля, воздух, небо, вода, огонь, Луна, Солнце, голубь, удав, Океан, мотылек, пчела, слон, сборщик меда, олень, рыба, блудница, коршун, ребёнок, дева на выданье, оружейник, змея, паук и оса. Наблюдая за ними, я постиг мир и себя.

00:12:22 36. Изволь, о тигр среди людей, я рассказу тебе, чему научился у моих наставников.

00:12:32 37. У Земли я научился постоянству. Что бы со мною ни творили иные создания Божьи, я должен оставаться неколебим, как Земля, ибо живые твари воздействуют на нас, подчиняясь высшим силам.

00:12:54 38. Жить во благо иных существ – вот чему я научился у горы - дочери Земли. У дерева я научился терпению и самопожертвованию во имя чужого благополучия.

00:13:14 39. Мудрому человеку должно довольствоваться движением своего жизненного воздуха, не искать удовлетворения для чувств. О плоти своей следует заботиться лишь в той мере, чтобы плоть не отвлекала от самопознания.

00:13:37 40. Ищущий убежище в духе - йогин - должен быть равнодушен к хорошим и дурным качествам вещей – как воздух, который не меняет своих свойств, прикасаясь к предметам.

00:13:55 41. Подобно воздуху, что переносит запахи, но не смешивается с ними, познавшая себя душа соприкасается со свойствами своего тела и окружающих предметов, но не перенимает оные.

00:14:14 42. Просветленный мудрец мыслит себя частицей сознания, облеченной в глазах окружающих в вещественную плоть. Сквозь движимые и неподвижные образы он видит единое сознание, присущее всему. Сознание подобно небу, что пребудет всюду и вмещает в себя всё, но не смешивается ни с чем и неделимо.

00:14:50 43. Как неба не касаются облака, так сознания не касается вещество, состоящее из огня, воды и земли. Как ветер не может поколебать небо, так перемены состояний природы не могут поколебать чистое сознание.

00:15:14 44. Подобно воде, мудрец чист и мягок, и речь его благозвучна, как журчание воды. От соприкосновения со славящим Господа мудрецом душа делается чиста, как тело от омовения водою.

00:15:36 45. Подлинно обретает соитие - йогу - со Всевышним тот, кто сияет огнем воздержания, кто непоколебим, кто ест ровно столько, сколько нужно для поддержания тела, и кто не оскверняется ни от какой пищи.

00:15:59 46. Святой мудрец, будто огонь, то скрыт от взоров мира, то проявляет себя вовне. Ради блага смертных он открывается в образе учителя, и подобно огню сжигает дотла грехи почитателей, совершающих ему подношения.

00:16:23 47. Подобно тому, как огонь разным цветом и величиной являет себя в разных породах дерева, Высший Дух являет Себя по-разному в высших и низших видах жизни, сотворенных Его силою.

00:16:42 48. Тело непрерывно изменяет свой вид, от рождения до смертного сгорания, но перемены эти не касаются искры сознания, что пребудет внутри, как не касаются Луны изменения её образов в воде.

00:17:05 49. Живое существо не замечает перемен в его теле, происходящих под влиянием быстрого, как ветер, времени, как не видит языков пламени человек внутри пожара.

00:17:24 50. Душа, обретшая соитие с высшим «Я», принимает чувствами внешние предметы, и в должный срок оставляет их без сожаления – подобно тому, как Солнце забирает лучами воду из земли, а потом дождем отдает обратно.

00:17:48 51. Отражаясь в предметах, Солнце не разделяется и не соединяется со своими отражениями. Лишь глупец полагает, что Солнце обращается в множество. Так и сознание, проявляясь во множестве тел, остается неделимым и неизменным.

00:18:15 52. Не следует отдаваться чему-то душой или тревожиться о чем-либо, иначе попадешь в беду, как незадачливый голубок из старинной притчи.

Притча о голубе с голубкой

00:18:32 53. Однажды голубь с голубкой свили себе уютное лесное гнездо, где прожили вместе несколько беззаботных лет.

00:18:43 54. Голубки не чаяли души друг в друге. Вместе хлопотали о своем общем доме, ворковали о любви, любовались друг другом и не расставались ни на мгновение.

00:19:00 55. Обретя друг в друге конечное убежище, они вместе ели и пили, порхали с ветки на ветку, резвились и предавались общим трудам.

00:19:14 56. Чего бы ни пожелала возлюбленная, голубок тотчас исполнял её волю. Едва услышав её ласковый голос, он терял власть над собою.

00:19:29 57. Вскоре добрая голубка отложила в гнезде яйца, и супруги стали дожидаться появления потомства.

00:19:40 58. Волею Божьей в должный срок из яиц вылупились птенцы, нежные пушистые малютки.

00:19:50 59. Супруги не чаяли души в своих отпрысках. Дни и ночи напролет они проводили в заботе о малышах, наслаждаясь их нескладным щебетанием.

00:20:04 60. Голубь с голубкой чистили детенышам перышки, ворковали над ними, любовались их робкими попытками взлететь.

00:20:15 61. Очарованные великим обманом, любящие создания не ведали горя и печали.

00:20:25 62. Однажды утром, когда родители по обыкновению улетели за пропитанием, малыши выпрыгнули из гнезда и принялись вместе петь и резвиться.

00:20:38 63. На беду мимо проходил лесной охотник. Увидев птенцов, он ловко расставил сеть и пленил их всех.

00:20:49 64-66. Воротившись домой, родители увидали птенцов, беспомощно мечущихся в охотничьих сетях. Обезумев от отчаяния, голубка бросилась к своим чадам, и сама угодила в сети. Так привязанность лишает нас свободы.

00:21:12 67-68. Поняв, что ничем не может помочь той, кто была ему дороже собственной жизни, голубь запричитал жалостно: О горе мне, горе! Судьба отняла у меня моё сокровище! Мою голубку! Я лишился радостей любви, лишился богатства и не исполнил свой земной долг – я потерял в миг всё, ради чего живёт на свете всякая тварь.

00:21:48 69. Вместе с любимой мы были сама добродетель. Она была предана мне и послушна, и боготворила меня. Теперь её нет. Боги отобрали её у меня. Вместе с нашими ангелами она упорхнула в райские кущи.

00:22:14 70. Опустел мой дом! Нет в нём больше моей милой, нет птенцов. Жить без любимых безрадостно и бессмысленно.

00:22:28 71. Пока голубь скорбел о своей несчастной доле, взирая на предсмертные мучения близких, он тоже попался в сеть.

00:22:40 72. А охотник собрал голубиное семейство в кузовок и, довольный уловом, отправился домой.

00:22:51 73. Так человек, обремененный семьёю, вечно снедаем тревогами. Как птаха из притчи, он бьётся в силках двойственности, неспособный осчастливить ни себя, ни своих близких.

00:23:13 74. Душе, воплощенной в человеческом облике, открываются врата освобождения. Но если она растрачивает жизнь на семью и земную суету, она - как тот скалолаз, что споткнулся возле самой вершины и сорвался в пропасть на свою погибель.

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 26 April 2017