Изгнание вместо царского трона

Аюрведа радио - 15 апреля 2007
Жизнь Рамы и Ситы в Айодхье. Дашаратха решает возвести Раму на престол Айодхьи. Служанка Мантхара убеждает Кайкейи помешать коронации Рамы. Обещание Дашаратхи. Кайкейи требует от Дашаратхи короновать Бхарату, а Раму отправить в изгнание. Рама спокойно принимает судьбу и добровольно отправляется в изгнание. Рама прощается с матерью Каушальей и братом Лакшманой. Рама прощается с Ситой. Рама с Ситой и Лакшманой собираются покинуть Айодхью.
запись эфира для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:41:55 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 1751 | скачано: 1240 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 – Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Сейчас вашему вниманию будет представлено чтение Марианны Полонски древнего ведического эпоса «Рамаяны».
– Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем с вами слушать Рамаяну. И, как я уже говорила на нашей прошлой встрече, что Рамаяна – это очень удивительная книга, она необычная, очень мистическая, и она помогает не только решать многочисленные проблемы, она помогает прорабатывать практически все планеты, которые есть у вас в карте. И она помогает отвечать на все неразрешимые вопросы, которые у вас только есть. Слушая внимательно Рамаяну, очень много противоречий в жизни вы можете устранить. Только нужно слушать её с вниманием и любовью, потому что это послание Бога, на самом деле.

Жизнь Рамы и Ситы в Айодхье

00:01:11 Итак, мы закончили прошлый рассказ на том, как Рама завоевал право жениться на Сите, и они вернулись домой в город Айодхью. Итак, следующая книга – это «книга Айодхьи». И она рассказывает о том, как Рама и его братья вели очень счастливую и беззаботную жизнь. И все жители Айодхьи очень любили всех четырех принцев. Но больше всех, конечно же, любили Раму. Его качества были просто непревзойденными, он обладал самыми лучшими качествами, которые только могут быть у человека. Он был и добрый, и мягкий, но в то же время, если дело касалось нарушителей Дхармы, то он был достаточно строгий и несгибаемый. И, кстати, нужно отметить, что стоит этому поучиться всем нам! Допустим, если человек добрый, он может быть добрый и к хорошему, и к плохому. И наоборот. Если человек непримиримый, то он непримиримый также и бескомпромиссный – и к хорошему, и к плохому. И вот это качество Рамы быть добрым к хорошему и в то же время иметь строгость и непримиримость к нарушениям Дхармы – это как раз показано, это очень божественное качество. И, конечно, жители его и уважали очень, и любили.

00:03:05 Я уже на прошлой нашей встрече рассказывала, что он воспринял учение, которое дал ему мудрец Васиштха, лучше всех других учеников. Поскольку он был воплощением Бога, то, естественно, это знание о Божественном законе он, конечно же, воспринял лучше всех. И все эти качества, и любовь жителей, а особенно его любил его отец Дашаратха, просто в нем души не чаял, он вообще не мог долго быть без Рамы. И, естественно, у царя Дашаратхи было желание короновать своего наследника. Он решил посоветоваться со всеми советниками и с мудрецами – и, конечно же, все восприняли с радостью такое решение.

Дашаратха решает возвести Раму на престол Айодхьи

00:04:05 Тогда Дашаратха решил не откладывать в долгий ящик и послать всем приглашение и созвать всех царей. И огласил, что благоприятный день – это день, когда должны была быть Пушья на асценденте – это такая накшатра. Кстати, тоже отмечайте: интересно, что в Рамаяне очень много всяких таких полезных показаний. Например, вот говорится – самый благоприятный день – это Пушья, это так и есть. Когда Луна находится в накшатре Пушья, практически этот день хорош для всего, для всего благоприятного, кроме, может быть, женитьбы.

00:04:49 Так вот, он решил короновать своего сына именно в этот день, созвал всех мудрецов и разослал всем приглашения. И по какой-то иронии судьбы, он забыл послать приглашение своему тестю Ашвапати – отцу Кайкеи, его любимой жены, и он забыл послать приглашение Джанаке - отцу Ситы. Или это было просто стечение обстоятельств, или он сделал это намеренно – сейчас очень тяжело в этом разобраться, но, во всяком случае, не забудь он этого сделать, может быть, весь ход событий пошел бы по-другому. Дело в том, что его младший сын Бхарата и Шатругна, они в это время гостили у дедушки в его царстве. И, конечно, узнав они об этом, они, конечно, вернулись бы и все было бы по-другому. Но как произошло, так и произошло...

00:05:55 Раму вызвали во дворец, и ему при всей, так сказать, ассамблее сказали, что он будет провозглашен царем. И Рама воспринял это очень спокойно, точно так же, как он воспринимал всегда все спокойно. Это качество Божественной личности, когда и горе, и радость он воспринимает одинаково спокойно, и такой личностью был Рама. И, естественно, было ликование всего города, радость всех окружающих, но сам Рама отнесся к этому спокойно, просто с чувством долга. И Дашаратха, тем не менее, он немножечко волновался. Его какая-то съедала лихорадка. Дело в том, что он от своего астролога незадолго услышал предсказание, что у него сейчас очень тяжелое время, и возможно даже, предстоит смерть. И, конечно же, он хотел, как можно быстрее короновать Раму, чтобы спокойно уйти в мир иной. Он вызвал Раму опять к себе, обнял его, когда тот пришел, и сказал ему, чтоб тот постился и всю ночь не спал, и сидел на траве куша, и таким образом подготовился к завтрашней коронации.

00:07:37 Еще такое мое отступление. Посмотрите, в ведические времена всегда перед какими-то важными событиями люди совершали всегда какие-то важные аскезы. Для того, чтобы была определённая шакти (сила), для того, чтобы была определённая милость, нужно совершить обязательно какую-то аскезу. И как раз царь Дашаратха сказал Раме, чтобы он постился вместе с женой, потому что участие жены также очень важно. И Рама тогда сказал: «Хорошо», и пошел сообщить новости своим матерям и своей жене. Когда он пришел к своей матери, рассказал новости, конечно, радости её не было предела. И тут же была мать его брата Лакшманы, Сумитра, и она, конечно, тоже обняла, расцеловала, поздравила. Тут же были Сита и Лакшмана, и все, конечно, узнав о том, что предстоит Раме быть царем, радости их, конечно, не было предела.

00:09:06 И город неизвестно каким образом тоже узнал о том, что завтра предстоит коронация, уже созваны гости со всего мира. И город за одну, буквально, ночь, он просто преобразился. Все украсилось, поставили везде флаги, все было украшено цветами, люди ликовали, просто было какое-то невообразимое веселье, потому что, так, как любили жители Раму, трудно было найти другую личность, которую так любили. И в тот момент, когда город весь ликовал, служанка младшей и самой любимой царицы Кайкеи, она высунулась из окна и увидела, что город весь ликует. И тогда она спросила – там была рядышком няня Рамы – она спросила, что все посходили с ума, что произошло. И тогда няня ответила: «Разве ты не знаешь, это же Раму завтра на царство будут короновать?». И, может быть, единственный человек, который не слишком обрадовался этой новости, - была как раз эта служанка, Мантхара.

Служанка Мантхара убеждает Кайкейи помешать коронации Рамы

00:10:41 Манхара была горбатая, служанка Кайкеи. Когда Кайкея вышла замуж за царя Дашаратху, то как раз взяла её с собой. И когда Манхара услышала эту новость, она поспешила к своей госпоже. Кайкея лежала вся в шелках и уже готовилась отходить ко сну, и тогда Манхара сказала «Как ты можешь лежать, когда происходят такие события?». Она говорит: «А что случилось?». А она говорит: «Как, что случилось? Раму завтра Дашаратха будет короновать на царство». Кайкея очень обрадовалась, она обожала просто Раму, она его считала тоже своим сыном. И говорит: «Боже мой, какое счастье! Ты мне такие новости прекрасные принесла. За такую прекрасную новость я сейчас тебе подарю лучшее своё ожерелье». И она принесла драгоценности, чтобы подарить служанке за эту чудесную новость, но Манхара скривила гневно лицо, кинула драгоценность и говорит: «Да ты что, белены объелась? Какая радостная новость, о чем ты говоришь? Ты что, не понимаешь, что происходит? Это же сына Каушальи будут короновать на царство, ты это понимаешь?».

00:12:16 Кайкея, недоумевая, говорила: «Это прекрасно! Рама это же самая подходящая для этого кандидатура. Кто может быть лучше, чем Рама, быть императором, о чем ты говоришь? Ты просто мне бальзам на раны пролила, я счастлива, я безумно счастлива». И тогда Манхара начала ей как бы объяснять. Она говорит: «Ты не понимаешь, ты не понимаешь, что если он будет царем, то Каушалья станет фавориткой, и ты будешь просто её служанкой. И тогда они все подогнут вас под себя, и так далее, и тому подобное. Ты просто наивная, глупая женщина, а твой муж, он хитрый змей, который все так устроил, чтобы втихаря короновать Раму на царство». И через какое-то время Манхаре удалось так накрутить наивную женщину, что, естественно, через какое-то время, ум Кайкейи был полностью отравлен ядом зависти, ядом недовольства поступком своего мужа.

00:13:33 И это небольшое отступление от меня, я буду делать иногда отступления, поскольку всегда, когда я рассказываю Рамаяну своей группе, они очень любят отступления, я буду, наверное, практиковать это и здесь. Очень важно для человека всегда быть в компании благородных людей. Это называется на санскрите «сат санга». И, в частности, этот эпизод показывает это. Кайкейи всего лишь час поговорила с Мантхарой, с человеком, у которого был злой и нехороший ум, и это передалось всё ей, хотя изначально она была настроена очень хорошо. И это как раз показывает, насколько важно держаться компании благородных людей и избегать компании людей с нехорошим умом. И еще один такой момент, обратите внимание. Неслучайно служанка была горбатая! Рамаяна через какие-то маленькие детали, заставляет внимательно относиться к таким вот мелочам. Если у человека искривлен позвоночник, то чаще всего его ум не будет работать хорошо. И это известно во всех системах йоги, что нужно держать свою спину прямо, тогда есть возможность, что наш ум будет работать прямо. И в то же время, когда мы, допустим, сутулимся, то мы искривляем наше сознание. Так что держите всегда свои спины прямо – и в медитации, и в жизни. Это такое небольшое отступление.

00:15:28 И, значит, продолжается между ними перепалка, и, в конце концов, Кайкея уже через час полностью уверена, что её муж – подлец и негодяй, что они решили обманом короновать на царство Раму, хотя никакого обмана там и близко не было, но тем не менее. Тогда Кайкея уже беспомощно спрашивает Манхару: «Что же мне делать, я в такой ситуации, мой муж со мной так поступил, как же мне быть?» И тогда Манхара берет бразды правления в свои руки и говорит: «Ты помнишь, когда вы только поженились, ты спасла своего мужа во время военных действий?» И Кайкея действительно вспомнила такой эпизод, когда там были военные действия, и в сражении он упал без сознания, то Кайкея взяла и перенесла его в колесницу и такими искусными маневрами она вывезла его с поля боя, тем самым спасла ему жизнь.

Обещание Дашаратхи

00:16:42 И когда он очнулся, он был очень благодарен своей жене, это была его любимая жена. И он спросил: «Проси меня все, что ты хочешь, любые два благодеяния». И она его очень любила, и она говорит: «Ну ладно, потом как-нибудь. Спасибо, потом». И тогда Манхара припомнила и говорит: «Ну вот помнишь? Он должен тебе два благодеяния, поэтому ты можешь сейчас просить!». Она говорит: «Ну а что мне его просить?». Она говорит: «Как что? Нужно его просить, пусть он изгонит Раму в лес на 14. А Бхарату коронует императором!». И Кайкея, уже полностью накрученная, решила, что это отличный совет. И она пошла – такая была в ведические времена комната для дующихся жен – это когда у женщины не очень хорошее настроение, а в ведические времена знали, очень важно, чтобы ум жены, ум женщины всегда был в мирном, хорошем состоянии. Потому что от настроения женщины зависит настроение в доме. Когда я только начинала свою практику, я удивилась: почему всегда отсчитывается от астрологической карты женщины. Я спросила у своего учителя, он мне сказал, потому что настроение женщины и ум женщины, он всегда преобладает, он главный. Какое настроение у женщины, такое настроение будет и у семьи. Видимо, в ведические времена это очень хорошо знали, поэтому настроению женщины придавалось большое значение.

00:18:37 И вот для таких случаев, когда женщина была не в духе, у нее была специальная комната, видимо, тоже, чтобы энергия не оскверняла какие-то другие помещения, это, видимо, было какое-то ограниченное пространство, где она могла дуться и высказать. То есть, видите, тоже очень умно было продумано. Женщина, с одной стороны, не должна была это очень уж сильно держать в себе свои эмоции, потому что это не совсем благоприятно, когда женщина полностью молчит, и просто, как бессловесная рабыня, это не хорошо. В то же время какие-то ограничения: она могла показать в определённом месте и в определённое время. То есть очень хорошо было продумано.

Кайкейи требует от Дашаратхи короновать Бхарату, а Раму отправить в изгнание

00:19:24 И Кайкея, конечно, воспользовалась этой комнатой для дующихся жен. И там она устроилась и ждала царя. Когда царь возвращался с ассамблеи, он, естественно, первым делом поспешил к своей любимой жене Кайкейи. Надо сказать, что это действительно была его любимая жена, и это была его небольшая слабость. И он всегда приходил после дел вечером к ней в её апартаменты, всегда делился с ней и уделял ей, конечно, больше всего внимания. И, естественно, душа его всегда была рядом с ней. И он поспешил как обычно к ней, и увидел, что её нет. Тогда он очень удивился, немножко расстроился, а когда узнал, что она находится в комнате для дующихся жен, он совсем приуныл. Потому что у него была такая радостная новость. Как сообщать её жене в таком настроении? Но он поспешил туда. И когда он увидел её, сидящую на полу, полностью в таком разобранном состоянии, очень в нехорошем настроении, он так испугался и начал спрашивать: «Моя дорогая, моя любимая, что с тобой? Я тебя чем-то обидел, что-то произошло? Как я могу исправить твоё настроение?» И Кайкея сказала: «Нет, меня никто не обидел, но я хочу, чтоб ты исполнил два моих желания, пообещай, что ты их исполнишь. И царь, не задумываясь, пообещал своей любимой жене, что он исполнит любые её желания. Если бы он только знал, что ему придется исполнить. Видимо, это тоже хороший урок! Надо сначала спрашивать, какие желания, особенно в таких ситуациях!

00:21:29 И Кайкея тогда ему сказала: «Ты помнишь, как мы только поженились и я тебя спасла с поля боя, и ты мне пообещал два благодеяния?» – Да, конечно, помню. «Вот я хочу, чтобы ты их исполнил». Он говорит: «Да, слушаю тебя, конечно. У меня такая радостная новость для тебя…» Она говорит: «Нет, постой. Сначала два моих желания. Первое благодеяние – это то, что Бхарата будет назначен царем. И второе – то, что Рама будет сослан на 14 лет в дремучий, непроходимый лес, и он не может возвратиться раньше этого срока».

00:22:20 Когда царь услышал с уст его возлюбленной жены такие слова, он просто потерял сознание. Его подкосило горе. Когда он пришел в себя, он не мог поверить, что любимый близкий человек мог такое произнести. Он спросил: «Что ты такое говоришь? Я не ослышался? Может быть, я тебя просто неправильно понял? Ты просишь, чтобы я вместо Рамы сделал царем Бхарату и моего самого любимого сына Раму сослал в лес?». Она говорит: «Да, ты не ослышался. Именно это я и хочу!». Он говорит: «Ты понимаешь, что ты меня сейчас этим убиваешь? Я уж не говорю, что ты опозоришь меня перед всеми людьми, потому что уже все знают, что Рама должен быть коронован. И Рама самый подходящий для этого человек. И сейчас, отменяя это решение, я просто предстану в глазах всех царей сумасшедшим. Но это даже не самое страшное! Самое страшное – ты меня разлучаешь с моим любимым сыном на 14 лет! Скажи, ты просто хочешь моей смерти? Ты хочешь вместе со своим сыном править одна, чтобы я умер? Хочешь наслаждаться единолично царством?»

00:24:01 Она говорит: «Я тебе сказала два моих желания, и всё». Хладнокровно, спокойно… И, конечно, царь Дашаратха, он впал в агонию. Конечно, он пообещал: слова кшатрия, как известно, - закон. Дилемма для него была очень страшная. И тогда должен был придти Рама, Кайкея послала за Рамой. И их министр и возничий Сумитра, он привел Раму. Рама, когда шел, уже весь город знал о том, что он будет царем, и он шел под ликующие возгласы, на него сыпали лепестки роз, и он спокойно вошел в апартаменты отца. Когда он увидел, что отец в таком ужасном состоянии, он спросил: «Отец, с тобой все в порядке? Я тебя ничем не обидел? Чем ты расстроен?». И отец не мог говорить, он был в таком состоянии, что даже не мог говорить. И тогда Кайкея сказала за него: «Твой отец в полном порядке, и никто его не обидел, просто он расстроен тем, что не хочет держать своё слово. Вот такой вот он, кшатрий. Не хочет держать слово, которое он дал мне. А это слово связано с тобой. Он хочет избежать своего обещания».

Рама спокойно принимает судьбу и добровольно отправляется в изгнание

00:25:56 Рама поинтересовался: «А какое это обещание?». И тогда Кайкея сказала, не моргнув глазом: «То, что Бхарата должен быть коронован на царство, а ты, Рама, должен уйти в лес на 14 лет. В Дандака лес, и там жить отшельником! Вот и всё. Такое простенькое обещание, а он вот упрямится, какие-то там непонятные аргументы выдвигает. Ну вот он и расстроился». Надо отдать должное Раме, на его лице не шелохнулась и ресница. Точно так же, как он воспринял известие о своей коронации – спокойно, у него не дрогнул ни один мускул – точно так же он воспринял известие о своем изгнании. Это опять же качество Божественной натуры: когда и горе, и радость человек воспринимает одинаково. И, естественно, он шел сюда, зная, что здесь его будут лелеять и любить. В момент, когда Кайкея это ему сказала, это было похоже на укус змеи. Тем не менее, он остался таким же спокойным и невозмутимым и в этот момент. Он спокойно сказал Кайкее: «Я исполню обещание, которое дал тебе отец! Тебе не стоит волноваться. Конечно, Бхарата будет императором, а я уйду в лес, даже не беспокойся!».

00:27:44 И в его голосе не виделось ни злобы, ни гнева, ни обиды, ни сожаления. Еще одно качество Божественной натуры: все воспринимать как подарок судьбы. И все воспринимать как должное. У него не было раздражения на Кайкею, и он прекрасно понимал, что она всего лишь инструмент Провидения, рука Провидения, и раз такое произошло, раз отец дал обещание, значит, нужно выполнять. Царь Дашаратха попробовал протестовать, но силы у него не было. И он говорил: «Рама, я не хочу исполнять это обещание, поскольку оно вырвано у меня просто силой». Рама его успокоил, сказал: «Отец, не беспокойся, для меня всё равно – жизнь во дворце или жизнь в лесу, для меня жизнь в лесу может быть даже и лучше, поскольку я смогу сделать так, чтобы твоё имя не было опорочено тем, что ты не сдержал своё обещание». И Рама обошел вокруг них три раза – это как бы знак почета, и удалился. И сказал: «Разреши мне только перед отходом в лес, отбытием в лес попрощаться с моей матерью Каушальей и с моей женой Ситой».

Рама прощается с матерью Каушальей и братом Лакшманой

00:29:24 Когда он вошел в покои Каушальи, Каушалья уже приготовила там ему все знаки царского отличия - белый зонтик, еще какие-то параферналии, специальное место, такое кресло, украшенное каменьями, и говорит: «Ну ты почти что уже царь без пяти минут. Вот, пожалуйста, садись». И Рама поклонился своей матери и говорит: «Боюсь, мать, что я расстрою тебя не очень хорошими вестями, но так складываются обстоятельства, что царем мне не быть». Каушалья не поверила своим ушам, ведь весь город просто уже ликовал, и что могло помешать коронации. И тогда Рама очень спокойно и быстро объяснил, в чем дело, причём он не делал акцент на вине Кайкеи, хотя, конечно, это вызвало огромнейший гнев у Каушальи и у его любимого брат Лакшманы, который был там рядом. Каушалья зарыдала: «Я тебя никуда не пущу. Я не дам своё благословенье!». Ведь Рама пришел просить у нее благословенья перед отбытием в лес.

00:30:51 Кстати, вот еще одно такое отступление. Всегда раньше, в ведические времена, перед какими-то важными делами дети всегда просили благословенья у родителей. Благословенье родителей дает очень мощную поддержку, особенно, если это благочестивые родители, и Каушалья, несомненно, относится к очень благочестивым родителям. И Рама пришел просить у неё, а Каушалья воспротивилась сначала и говорит: «Я никакого благословенья не дам, это полное беззаконие и безобразие со стороны Кайкеи. Все эти годы я была никем для твоего отца, все внимание он уделял ей, Кайкее. И только с рождением тебя моё положение хоть как-то улучшилось, я получила хоть какое-то внимание и уважение. А теперь я буду у него просто служанка! Ты меня просто обрекаешь на очень ужасную судьбу». И Рама сказал: «Мать, я всё равно не могу ослушаться слова отца. Пожалуйста, прими это так, как есть, прими эту судьбу!». А Каушалья запротестовала и сказала: «Я пойду в лес вместе с тобой! Я вместе с тобой буду делить эту судьбу».

00:32:16 Рама сказал: «Согласно дхарме, пока жив муж, ты не можешь оставить мужа, ты должна приглядывать за ним. Он сейчас в очень нехорошем состоянии, и тебе нужно быть с ним. За меня не беспокойся. Я не считаю это уж очень большим наказанием, просто я должен выполнить волю отца». И если Рама был кшатрий, то Лакшмана это был просто супер кшатрий, с настоящим кшатрийским темпераментом, быстрый на гнев, быстрый восстанавливать справедливость. И сказал: «Я сейчас же организую восстание, и мы Бхарату и Кайкею победим. Ты пойдешь на царство любой ценой! Если ты сомневаешься, что люди нас поддержат, я тебе это сейчас докажу!». Но Рама успокоил его: «Лакшмана, я знаю, что у тебя очень болит душа за меня, за мою мать. Но пойми: я должен сдержать это слово, которое дал отцу. И твоя дхарма - одинаково относиться ко всем нашим матерям, и служить Бхарате, потому что это воля нашего отца!». И каким-то образом Раме удалось убедить их. И Каушалья, конечно, с неохотой, все же благословила его на то, что он отбудет в изгнание. И он пообещал ей, что ровно через 14 лет он вернется и прижмется к её груди, обнимет её, и все будет хорошо. И он попросил разрешения пойти сказать Сите о том, что он должен уходить.

Рама прощается с Ситой

00:34:16 Сита с нетерпением ждала своего возлюбленного мужа. И когда увидела Раму, даже не догадывалась, что что-то могло произойти. Когда он вошел, она подбежала к нему, обняла его, и он сказал: «Сита, мне нужно с тобой поговорить. Дело в том, что так получается, что я не буду царем, как это предполагалось». И рассказал ей коротко содержание беседы с Кайкеей у отца и сказал: «Теперь ты должна остаться следить за моей матерью, поскольку это долг жены, а я отбуду в лес». Сита была очень смиренная, очень кроткая жена. И практически никогда она не сопротивлялась воле своего супруга. Но здесь, какая ни была она кроткая, проявился очень сильный темперамент. Недаром же, я рассказывала в прошлой истории, что, когда она была маленькой девочкой, ей удалось поднять лук Шивы, который не могли поднять пять тысяч человек. И если помните, я говорила, что женщине с такой сильной шакти нужен подобающий супруг с не менее сильной шакти. Только так два человека могут создать гармонию.

00:36:03 И шакти Ситы как раз проявилось в тот момент, когда она начала впервые в жизни спорить со своим супругом. И она сказала так: «Ты знаешь, что у родителей своя карма, и только жена разделяет карму мужа и должна следовать за ним до конца! Какая б ни была твоя тяжелая судьба, я хочу последовать за тобой, мой господин. И какие бы тебя не ждали испытания, я хочу их делить с тобой. Я с тобой делила радость, почему же сейчас, когда происходят тяжелые события, ты хочешь меня отстранить? Ты же знаешь, как я люблю тебя, и как невыносима мне мысль о разлуке с тобой! Пожалуйста, возьми меня с собой, иначе я прямо перед твоими глазами выпью яд! Выбирай одно из двух!» Он начал её отговаривать: «Сита, понимаешь, я тоже очень люблю тебя, и разлука с тобой мне просто невыносима. Но ты пойми: я иду в лес, там, где очень много опасностей. И лес совершенно не предназначен для жизни такой нежной и хрупкой принцессы, как ты». А Сита, на самом деле, была очень хрупкая, очень нежная, стройная женщина, и её тело совсем, казалось, не подходило для таких лесных условий.

00:37:39 Сита сказала: «Ты знаешь, Рама, я давно мечтала о жизни в таких вот диких условиях, в лесу! Мне всегда хотелось попробовать такой лесной жизни. Тем более, брахманы мне как-то предсказывали, что я буду жить долгое время вот в таких вот условиях. И буду жить в лесу. Поэтому мне ничего не страшно. В лесу, так в лесу, во дворце, так во дворце. Самое главное, что я должна жить с тобой. Это единственное, что меня волнует. И больше ничего!». И Рама еще попытался её отговаривать, но потом он её обнял и сказал: «Сита, моя любимая и дорогая, конечно, я очень счастлив, что ты пойдешь со мной. Моя дхарма была предупредить тебя об опасностях, о трудностях, но я хотел просто проверить твою решимость. Но если ты готова делить со мной все трудности, то нету счастливей человека для меня. Для меня тоже не важно, во дворце быть или в лесу. Самое важное для меня – это соблюдение дхармы и чтобы ты была рядом со мной».

Рама с Ситой и Лакшманой собираются покинуть Айодхью

00:39:00 И их разговор услышал Лакшмана. И, естественно, мысль о разлуке с Рамой, была для него также невыносима. И он попросил Раму, чтобы и его взяли с собой. На что Рама ответил: «Лакшмана, ну послушай, тебе нужно остаться здесь и смотреть за нашими двумя матерями. Если ты уйдешь, то кто будет следить за нашими матерями?» Но Лакшмана ответил: «Послушай, неужели, ты сомневаешься, что наши братья Бхарата и Шатругна будут плохо следить за нашими родителями? Я умоляю тебя: возьми меня с собой, потому что я буду идти впереди и расчищать дорогу для вас с Ситой. В лесу какие-то могут быть трудности, там же полно ракшасов, тогда вдвоем мы справимся намного лучше и намного быстрее со всеми неприятностями. К тому же, мне мысль о разлуке с тобой просто невыносима». И Рама знал, что это бесполезно - уговаривать Лакшману, и, таким образом, они договорились идти вместе.

00:40:37 Он тогда сказал, чтобы они взяли своё божественное оружие – свои луки и волшебные стрелы и непобедимые у них такие были мечи. И когда он вернулся, он ему сказал, чтобы тот пошел к мудрецу, их учителю Васиштхе, попросили благословения у него, сделали богослужение. Опять же, заметьте, перед началом любого дела и благословение родителей, и аскезы, и обязательно благословение учителя. И сказал, чтобы Рама сказал Лакшмане, чтобы они отдали все своё богатство брахманам, и таким образом получили благословение перед отбытием в лес. Наверное, на сегодня всё. В следующий раз мы продолжим чтение Рамаяны. На этом я с вами сегодня прощаюсь. Хорошей вам недели. Завтра, кстати, амавасья, новолуние, очень благоприятно делать пожертвования. Всего доброго, до свидания!

транскрибирование: Елена Шутова | Троицк | Россия | 04 апреля 2013
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 15 августа 2013