Смерть царя Дашаратхи и горе жителей Айодхьи

Аюрведа радио - 22 апреля 2007
Рама, Сита и Лакшмана собираются в путь. Дашаратха уговаривает Раму остаться. Кайкеи настаивает, чтобы все, даже прекрасная Сита, оделись как отшельники. Каушалья и Сумитра дают детям свои благословения. Жители Айодхьи со слезами на глазах провожают Раму, Ситу и Лакшману. Сумитра пытается утешить разбитого горем Дашаратху. Царь Дашаратха скоропостижно умирает. Сита наслаждается обществом Рамы в изгнании. Бхарата с Шатругной прибывают в Айодхью и узнают ужасные новости. Бхарата просит Раму вернуться в Айодхью и принять царство. Бхарата становится отшельником ради своего брата. Рама, Лакшмана и Сита отправляются в ашрам мудреца Атри и его жены Анасуи. Анасуя одаривает Ситу подарками и благословениями. Мудрец Атри просит Раму освободить лес Дандака от ракшасов.
запись эфира для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:44:55 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 2522 | скачано: 1643 | избрано: 42
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Рама, Сита и Лакшмана собираются в путь

00:00:00 Рама, Сита и Лакшмана, когда они отдали все свои ценности, драгоценности, раздали пожертвования брахманам и своим слугам, они пошли к отцу во дворец, чтобы с ним проститься. И когда все трое шли по городу, по улицам, без колесниц, без слуг, то все жители города сочувствовали им. И восклицали следующее, они говорили так: «Как такое могло произойти, что за ужасное несчастье свалилось на голову нашего милого принца, что он идет вот так, как простой смертный, по улицам без охраны, без слуг, без колесниц? И что это за ужасная судьба постигла нашего царя?»

00:01:07 И они между собой начали решать следующее: «Может быть, нам вообще бросить эту Айодхью? И уйти вместе с ним, раздать все наши ценности и уйти в лес вместе с ним? Пусть тогда Кайкея со своим сыном правит в абсолютно пустынной земле». И хотя Рама слышал все эти возгласы, все равно он был непоколебим в своем решении следовать дхарме, следовать воле своего отца. И он шёл, чтобы попрощаться со своим отцом и своими тремя матерьми.

Дашаратха уговаривает Раму остаться

00:01:57 Царь приказал министру привести всех трёх матерей. И когда Рама пришел к нему, то царь бросился к нему, обнял его и начал просить: «Сыночек, я тебя очень прошу. То, что я сказал тебе, чтобы ты ушел в лес — это Кайкея хитростью и обманом вырвала у меня это обещание. На самом деле я тебя умоляю: просто возьми царство в свои руки, я сдамся тебе в плен, взойди на трон и правь этим государством. Не слушай то, что я тебе говорил».

00:02:42 И Рама улыбнулся и сказал: «Отец, я пришел попросить твоё разрешение идти в лес. Не волнуйся, я приду ровно через четырнадцать лет, как было сказано. Я хочу, чтобы ты выполнил обещание перед царицей, которое ты ей дал. И тебе не стоит волноваться. Пожалуйста, не отговаривай меня: ни царства, ни комфорт, не дают мне столько радости, сколько исполнение твоего желания и желание, чтобы ты мог выполнить свое слово».

00:03:22 Дело в том, что настоящим кшатрием считался тот, кто держит свое слово. И в частности, даже несмотря на то, что воля царя была — обратно вернуть Раму и чтоб он никуда не уходил в лес, но то, что он дал обещание и его бы не сдержал — это бы бросило очень большую тень на его честь. И Рама в данном случае понимает, что он выполняет не просто, там, каприз отца: выполнять или не выполнять каприз отца — там не об этом шла речь. А там шла речь о том, чтоб сохранить честь отца. Потому что в такой ситуации он как бы не поддержал бы честь отца, и для него это было невыносимо.

00:04:05 Таким образом, царь нехотя дал разрешение идти ему. И Рама сказал на прощание: «Пожалуйста, пусть будет так, как ты обещал матери, дай царство Бхарате. И у меня ни на кого нет зла, просто разреши мне, я буду жить в лесу счастливо, так же, как я и жил в городе».

Кайкеи настаивает, чтобы все, даже прекрасная Сита, оделись как отшельники

00:04:37 Царь обнял его, и конечно, все плакали, но кроме Кайкеи. Когда царь Дашаратха, понял, что настает час разлуки, он решил своему сыну хоть как-то помочь, и он сказал: «Я велю, чтобы принесли всю казну, все драгоценности, всё самое лучшее, и пусть это сопровождает тебя в твоем походе в лес». Но Кайкея, когда услышала это, она очень разозлилась, говорит: «Как?! Что ж это, какой же смысл этого царства, что ты забираешь всю казну? Это несправедливо, я так не хочу!». И Рама, чтобы успокоить и мать свою, и чтобы разрешить эту ситуацию, он спокойно сказал: «Ты знаешь, отец, мне ведь в лесу ничего не надо. Зачем это? Мне ни к чему там богатства. Зачем мне в лесу драгоценности и так далее. Поэтому, мать, можешь быть спокойна, я иду в лес без ничего. Я оставляю здесь абсолютно всё».

00:05:54 Затем Кайкея приказала, чтобы принесли одежду для отшельников и чтобы они сняли все драгоценности. Они одевались в одежду для отшельников, и Сита, которая никогда не знала, что такое серьёзное отшельничество или серьёзные аскезы, она беспомощно смотрела на своего мужа, не зная даже, как примерить эту одежду. И тогда Рама подбодрил её, помог надеть ей эту одежду отшельника, и тогда женщины начали просто плакать. Они говорили: «Почему, Кайкея, ты такая бессердечная? Зачем требовать, чтобы Сита уходила? Ведь все жители города проклянут тебя и твоего сына за то, что ты сделала. Тем более, твой сын так любит Раму! Зачем ты это делаешь? Ты просто рубишь сук, на котором ты сидишь. Ты же на всю жизнь покроешь себя позором!».

00:06:59 Но Сита, которая слышала это, она абсолютно нисколько не переживала, потому что она предвкушала радость лесной жизни, её душа просто рвалась уже вперёд к приключениям, как ей казалось. И Дашаратха, он умолял Кайкею не настаивать, чтобы Сита носила одежду отшельника, потому что Сита в одежде отшельника выглядела очень не... Сита была очень красивая, Сита была очень милая, и суровая одежда отшельника совершенно не шла ей. Тогда он сказал: «Пожалуйста, не заставляй Ситу хотя бы одеваться в эти одежды!» и приказал принести самые дорогие украшения из казны и собственноручно одел свою невестку в прекрасные драгоценности.

Каушалья и Сумитра дают детям свои благословения

00:07:58 И он приказал своему возничему Сумантре снарядить колесницу и повезти Раму на этой колеснице. Каушалья обняла свою невестку, прижала её к своей груди и дала ей последнее наставление. Рама также попросил своего отца уделить как можно больше внимания своей матери Каушалье, потому что больше всего, скорей всего, она переживала — потерять своего единственного сына. А Сумитра, в ней больше всего присутствовал Дух, обняв Лакшману, сказала: «Я тебя благословляю сопровождать твоего брата в лес, мой сын, пусть всё с вами будет хорошо, и, пожалуйста, пусть Рама тебе будет отцом, а Ситу почитай как свою мать. И пусть лес будет для вас как царство. Отправляйтесь с Богом, и я буду всегда молиться за тебя».

00:09:24 К счастью, жена Лакшманы Урмила не так уж слишком переживала о предстоящей разлуке. И также она не настаивала, чтобы сопровождать его. Но у неё были сомнения, что поход в лес на четырнадцать лет, естественно, это такое, немножко устрашающее приключение для хорошо воспитанной и светской девушки, какой она была... А так как Сита была экстраординарная женщина, то для неё, вне всякого сомнения, было очень естественным поступком следовать за своим мужем, и поэтому все мудрецы всегда воспевали её верность, воспевали её самоотверженность. Потому что только экстраординарная женщина могла променять удобства, спокойствие и безопасность дворца на такое опасное приключение. И тем более, она это не воспринимала как наказание, она воспринимала за честь то, что она могла следовать за своим мужем.

00:10:44 И как раз это качество показывает экстраординарность женщины – способность следовать за своим мужем. Это муж, который был воплощением Дхармы до конца. И поэтому недаром, когда было состязание за её руку и сердце, то право быть мужем такой женщины смог доказать только Рама. В то же время Сита была единственной женщиной, которая могла соответствовать величию этого человека. Также преданность Лакшманы всегда воспевалась всеми мудрецами, кстати как и Бхараты, потому что преданность его была просто безгранична: он оставлял свою жену, он оставлял тоже свое положение при дворце и следовал полностью за братом. И, кстати, Рама тоже показывает, насколько личность Рамы была притягательна, насколько этот человек мог привлекать любовь окружающих его людей, включая обезьян и медведей, о которых будет речь позже. Такая была необыкновенная сила его характера, сила его любви, которая привлекала абсолютно всех, начиная от братьев, родственников, и заканчивая абсолютно незнакомых людей. Это была на самом деле божественная личность.

00:12:34 И, кстати, точно также можно сказать, что Рама — это олицетворение Дхармы. И Дхарма — она, по большому счёту, всепревлекающа. Всегда она искренне привлекает сердца всех благородных и хороших людей. Точно так же и Рама был воплощением Дхармы, и, естественно, сопротивляться этому было просто невозможно.

Жители Айодхьи со слезами на глазах провожают Раму, Ситу и Лакшману

00:13:06 Таким образом, они сели на золотую повозку, взяли свои оружия, и жители города последовали за ними, в том числе его отец, его престарелые отец и мать тоже шли за ним. Но он видел, как они горевали, как они плакали, Рама, его сердце сжалось просто от боли, и он приказал возничему ехать быстрее, чтобы поскорей закончить с этим тяжелым зрелищем.

00:13:50 И он оставил город — город, в котором он родился и вырос, город, который его просто обожал. А город просто превратился в печальное зрелище. Все очаги в нем погасли. Никто в этот день вообще не готовил кушать, а считается, что когда вы разводите огонь — это как бы огненное жертвоприношение, это знак очень благоприятный. В этот день никто не мог кусочка съесть — настолько горе просто заморозило всех. И коров никто не доил, они не могли также покормить своих телят. Все магазины были закрыты, никто вообще не думал ни о какой еде, ни о развлечениях. Даже Солнце в этот день, оно было закрыто облаками, и такое было впечатление, что прямо темнота шла на город, когда его покинул Рама.

00:14:54 И город, который был ещё такой весёлый и жизнерадостный вчера, он казался просто средоточием уныния. И все флаги были приспущены и очень грустно качались на ветру, гирлянды были растоптаны, цветы — разбросаны. Жители города печальные, с несчастливыми лицами, бродили туда-сюда и причитали, что же это за злой рок, почему удача покинула их город. И все проклинали царицу Кайкею, которая была причиной проблемы.

Сумитра пытается утешить разбитого горем Дашаратху

00:15:46 Когда Дашаратха вернулся домой во дворец, он даже не хотел смотреть на свою царицу Кайкею, некогда очень любимую, самую любимую из трёх цариц. Он прошёл мимо неё, даже не глядя ей в глаза. Всю ночь он провёл с матерью Рамы Каушальей и Сумитрой, причитая и плача. И он пытался найти утешение в глазах Каушальи. Сумитра была очень бодрая Духом, такая несгибаемая женщина, и она пришла и сказала им: «Почему вы причитаете? Вы должны гордиться, что у вас сын — Дхарматма» (праведная душа). Это значит в переводе «душа праведности», то есть «дхарма» - это следование закону Бога, и человек, который следует этому, называется Дхарматма. «И тот, кто следует Дхарме, тот должен быть готов покинуть своё царство, лишь бы выполнить слово своего отца. И вы должны радоваться, что у вас такой сын, а вы причитаете, что он покинул царство!».

00:17:30 На следующий день колесничий Сумантра вернулся в Айодхью. Царь Дашаратха ждал какую-то информацию о Раме, и он ему сказал, что все хорошо и что Рама последовал в лес Чатракуты. И Дашаратха был очень расстроен, слыша это, потому что это напомнило ему историю, которую он все эти годы пытался забыть. Но в эту ночь он поведал Каушалье одну историю, которая с ним произошла много-много лет назад, когда он ещё в молодости случайно убил одного брамина, который пошёл набрать воду в реке. Царь в этот момент охотился, и он по ошибке принял этот звук за звук какого-то животного, думая, что это был слон. И таким образом он случайно убил этого юношу своей стрелой.

00:19:02 А его родители были слепые и, естественно, они ждали своего сына, потому что никто не мог их накормить или напоить, и когда они узнали, что произошло, как царь ни пытался смягчить свою вину, просил прощенья, они прокляли его и сказали ему, что он свою смерть встретит тоже в разлуке со своим сыном. И они были просто вынуждены покончить с жизнью, потому что никто не мог за ними заботиться.

Царь Дашаратха скоропостижно умирает

00:19:46 И когда царь рассказал этот эпизод и вспомнил это проклятье, из-за которого у него, кстати, долго не было детей, и частично это проклятье было снято вот этой ягьей, которую проводили, но, видимо, проклятье этих родителей, сбывается, и рука кармы — она всемогущая... И после того, как он им рассказал, он впал просто в беспамятство, и уже на утро его нашли безжизненным. И тогда целый город был в трауре. И тогда мудрецы срочно вызвали мудреца Васиштху, чтобы послать за Бхаратой и Шатругной немедленно, потому что царство без царя — это просто невозможно, и нужно было срочно что-то решать.

00:20:45 И тогда послали за Бхаратой, чтоб короновать его на царство. В это самое время жители города следовали за повозкой Рамы и не хотели, конечно же, отставать от него ни на шаг. И сколько их Рама не уговаривал, что им нужно вернуться, они не хотели покидать своего возлюбленного принца. Они решили заночевать на реке Тамасье, и очень рано утром Сита, Лакшмана и Рама, проснулись и попросили Сумантру очень быстро везти их, чтобы оставить жителей города, чтобы те не следовали за ними. Потому что Дхарма жителей — жить всё-таки в царстве.

00:21:49 Конечно, когда они проснулись, жители были очень расстроены, что их любимый Рама уехал уже без них, и они грустно вернулись домой. В то же самое время повозка с нашими героями пересекла царство Кошалы, и они отправились на берега реки Ганга. Там о них позаботился предводитель одного племени, его звали Нишада. Он встретил принцев и Ситу. Рама попросил Сумантру, чтобы тот, когда их отвез, возвращался тоже обратно. Он сказал: «С этого момента мы пойдем пешком, поэтому, пожалуйста, возвращайся. Позаботься о моем отце, позаботься о моих матерях». И как Сумантра ни уговаривал его, чтобы остаться, но Рама был непреклонен.

Сита наслаждается обществом Рамы в изгнании

00:23:11 И в это время они достигли, как я уже сказала, священной реки Ганги, и здесь они уже пошли пешком, к великой радости Ситы. Они очень прекрасно проводили время. Поскольку Сита была олицетворением богини Лакшми, и она просто обожала природу, любила красивые цветы, то при каждом красивом зрелище она восклицала: «Рама, посмотри сюда! Рама, посмотри, какая красота!». И Рама был счастлив, что его жена, несмотря на то, что у них такая как бы тяжёлая ситуация, тем не менее она не теряет свой дух, она смотрит, любуется и наслаждается жизнью так же, как это было бы, допустим, во дворце.

00:24:20 И он сказал: «Лакшмана, если ты увидишь какие-то красивые цветы, фрукты, тащи их все сюда, потому что Сита радуется просто как ребёнок. И Лакшмана, конечно, тоже был рад служить, и вскоре Сита была украшена цветами, какими только можно, и фруктами, и она вообще выглядела, как лесная нимфа.

00:24:46 Когда они все пришли в район Читракуты, Рама сказал: «Посмотри, Сита, какая перед нами шикарная жизнь будет! Посмотри, сколько деревьев, сколько фруктов, орехов, меда здесь! И мы никогда не будем голодны, и здесь нам будет не хуже, чем во дворце. А посмотри на этих птиц. Разве эти птицы поют хуже, чем наши музыканты в Айодхье?». И он рассказывал ей очень много историй, и они втроем были намного счастливее, чем те люди, которые остались во дворце и в городе.

00:25:32 Лакшмана сделал очень симпатичное жилище для них, и три месяца они жили очень счастливо в этом прекрасном месте. Они каждый день ходили в горы и собирали цветы. Однажды, когда они были на реке Мандакини и отдыхали, там произошла история, которую она потом, еще через какое-то время будет рассказывать Хануману. Они сидели, и Рама заснул у неё на руках. И там одна ворона увидела Ситу и начала клевать её прямо в грудь. Она приняла её грудь за какие-то ягоды, наверное. Сита испугалась, отогнала её, и Рама проснулся, но он не знал в чём дело, потому что она оберегала его сон. И он сказал ей, чтобы она не нервничала и чтобы она тоже спала, и опять заснул. Но ворона не угомонилась и опять начала клевать её. И тогда Рама проснулся от того, что кровь капала ему на лицо, он разозлился, и понял, что это необычная ворона, это Джианта – сын Индры. Он разгневался, когда увидел, что Сита его — перепуганная и скрывает свою боль. Тогда он прочитал очень серьезную мантру, и нацелил свою стрелу на эту ворону. И когда Джианта, вообще как-то понял, с кем он связался, тогда он начал просить прощения, но уже было поздно, мантра обрела свою силу, и конечно, должно было что-то произойти.

00:27:51 Но поскольку Рама никогда не отказывает человеку, который просит прощения или просит защиту, то он сказал: «Хорошо, я сделаю так, что она тебе не полностью повредит. То есть, она тебя не убьет, но она должна всё равно какое-то действие произвести». И тогда она, эта стрела, попала ей в правый глаз, и ворона ослепла на правый глаз. Потом Рама успокоил свою жену, и далее они продолжали жить счастливо.

Бхарата с Шатругной прибывают в Айодхью и узнают ужасные новости

00:28:37 Тем временем все в царстве, конечно ожидали известия о том, что же теперь будет с царством? Кто-то ведь должен принять бразды правления. И Васиштха, послал за двумя принцами за Бхаратой и Шатругной, которые тогда гостили у своего дедушки. И когда они зашли в город, они удивились, они просто не узнали свой город. Он был полностью в печали, полностью грустный, полностью безжизненный. И когда они спросили, в чем дело, в первую очередь им доложили, что их отец умер. И первым делом Бхарата пошел к матери разузнать, что случилось, и мать рассказала ему всю историю, какая она очень умная, и какую она проделала операцию, чтобы её дорогой сын стал царем, а этого Раму сослали в лес.

00:29:52 И конечно же она ожидала, что Бхарата поддержит её и будет радоваться вместе с ней, и похвалять за её предприимчивость, но вместо этого Бхарата оцепенел от ужаса, и сказал: «Ты порочная женщина, я не могу тебя после этого вообще называть матерью! Как ты могла это сделать? Ты думаешь, я буду править царством после того, что ты сделала? Я немедленно пойду в лес и верну Раму, чтобы он был царем и чтобы он правил царством». И Бхарата пошёл просить прощения у Каушальи, а Каушалья сначала не очень поверила в его искренность, она думала, что Бхарата на стороне своей матери Кайкеи, но Бхарата убедил её. Попросив прощенья и благословения, он потребовал, чтобы собрали всё войско и всё, что было необходимо для того, чтобы они пошли в лес просить Раму, чтобы он вернулся.

Бхарата просит Раму вернуться в Айодхью и принять царство

00:31:09 И на следующее утро вся эта процессия как раз и достигла Читракуты. Лакшмана сначала подумал, что Бхарата собирается убить Раму. Когда Лакшмана увидел Бхарата, то решил, что это какие-то враждебные происки. И решил, что сейчас... он нацелил уже было стрелу, но Рама сказал... он успокоил его и сказал: «Подожди, подожди. Я знаю Бхарату, Бхарата никогда такое не сделает».

00:31:48 Когда Бхарата увидел своего возлюбленного брата Раму, в виде отшельника, его глаза были полны слез. И Рама мягко спросил о том, как поживает его отец и другие. Конечно, он был очень расстроен, когда узнал, что его отец умер. И затем Бхарата встал на колени и начал просить Раму, чтобы он вернулся и принял бразды правления. На что Рама мягко ответил, что теперь обязанность Бхараты править государством, а он должен держать слово, данное отцом.

00:32:33 Как Бхарата ни уговаривал Раму: и так, и так — ничего не помогало. Рама был неприступен. И тогда Бхарата сказал: «Тогда я остаюсь здесь, и тоже буду голодать до смерти». Раме это также не понравилось, и он сказал: «Нет, брат. Знаешь, Дхарма — есть Дхарма. Тебе нужно вернуться и управлять в моё отсутствие. Четырнадцать лет ты должен заменять меня. Когда я вернусь через четырнадцать лет, всё будет хорошо, я опять стану царем, и только тогда я смогу вернуться в любом случае».

Бхарата становится отшельником ради своего брата

00:33:27 И Бхарата сказал: «Хорошо, ладно». И тогда он попросил Раму надеть деревянные сандалии, украшенные золотом. Он попросил Раму надеть эти сандалии, а потом положил их себе на голову, и сказал: «Эти сандалии будут символизировать тебя. Я поставлю их на трон, и я буду только исполнителем твоей воли». И четырнадцать лет так, в принципе, и было до тех пор, пока Рама не вернулся. Рама обнял своего брата, и тогда Бхарата вернулся в Айодхью, но поселился не во дворце, а поселился за городом. И все четырнадцать лет он жил почти как отшельник. Точно так же он носил одежды отшельника, точно так же в день он выпивал чашку воды и съедал горсточку пшеницы. И полностью свою жизнь он вёл так, как будто бы он отшельник, чтобы поддержать... Таким образом, человек выполняет какие-то аскезы ради кого-то, и таким образом он делал это ради Рамы.

00:35:04 Нужно отдать должное Бхарате, поскольку этот человек мог бы наслаждаться царством, мог бы наслаждаться комфортом, а он все четырнадцать лет провёл в таких вот сильнейших аскезах. И у Рамы хотя бы были Сита и Лакшмана, и практически тринадцать лет они жили очень счастливо, пока Сита не была похищена. Но жизнь Бхараты в течение четырнадцати лет была очень и очень трагична. Этот герой заслуживает, кстати, не меньшего восхищения, чем сам Господь Рама.

00:35:47 В принципе, каждый из братьев Рамы олицетворяет какое-то божественное качество. И вообще, во всей этой книге все персонажи олицетворяют какое-либо качество. Почему Рамаяна считается лечебным средством? Когда мы читаем эту книгу и восхищаемся характерами главных героев или настораживаемся характерами негативных героев, то мы тем самым берем эти качества и развиваем их у себя. И вот в частности, например, Рама олицетворяет радость. Он олицетворение нашей души. Бхарата, например, — это наше терпение, это наше смирение, это наше служение. А, например, Лакшмана, олицетворяет собой интеллект, нашу доблесть и интеллект, который способен отличить хорошее от плохого. Шатругна — это, например, олицетворение ума, который может побеждать двойственность, что тоже немаловажно. Сита — считается, как бы олицетворением чистого ума. А Хануман — это наша сила, энергия и так далее.

00:37:11 То есть каждый герой — это олицетворение каких-то лучших качеств, которые присущи нам. И в то же время Равана, о котором мы будем говорить, олицетворение нашего эго... На самом деле, Рамаяна — это не просто внешняя какая-то история, это история внутреннего нашего развития, и все мы проходим эти подобные этапы, у всех нас внутри есть вот эти архетипы: Лакшманы, допустим, Бхараты, Ситы и др. И мы, по идее, мы должны, читая Рамаяну, открыть этих героев внутри себя. И тогда эта книга может просто сделать немыслимое. Она может перевернуть наше сознание, очистить его очень сильно и поменять очень сильно нашу жизнь, сделать её очень радостной и прекрасной.

Рама, Лакшмана и Сита отправляются в ашрам мудреца Атри и его жены Анасуи

00:38:08 Это было небольшое отступление и вернемся теперь к Рамаяне, к повествованию о событиях. Конечно, после того как Бхарата покинул их, покинул их ашрам, какое-то время там была грусть, царила над этим ашрамом. Какая-то весточка из дому не столь радостная, и то что отец умер, и то что жители города были печальны, и, конечно, это заставляло сердце Рамы сжиматься от боли, но тем не менее, нужно было жить дальше. И рама жил в лесу, наполненном ракшасами, а эти ракшасы вытворяли кошмарные вещи. Они кушали ришей, мудрецов, они не давали делать им жертвоприношения. Тогда все мудрецы решили покинуть Читракуту, и, услышав всё это, двое братьев и Сита также решили покинуть это место. И тогда они услышали об очень известном ашраме мудреца Атри и его жены Анасуи. Она была очень известна своим благочестием и тапасом.

00:39:47 Тапас — это когда человек очень серьёзно выполняет аскезы, то тогда увеличивается его сила, которая даёт возможность потом давать благословения. И вот эта женщина обладала как раз вот этими качествами. И когда они пришли в ашрам этой Анасуи, то она очень сильно полюбила Ситу всей душой. Она спросила её, как она, принцесса, которая выросла в таких хороших и сладких условиях, как она оставила всё ради своего мужа, и последовала за ним мужественно в лес? И Сита ей ответила: «Мать, Вы знаете... Если бы вы знали, какие качества у моего любимого мужа, Вы бы не удивлялись, что я предпочла обычной жизни во дворце компанию вместе с ним».

Анасуя одаривает Ситу подарками и благословениями

00:41:00 Анасуя очень рада была услышать такой ответ. Она заботилась о Сите и сказала ей: «Проси у меня любое благословение». Это очень, действительно, большое счастье, если встретить такого человека чистого, который может дать любое благословение. Тем не менее, Сита была удивлена, она в первый раз видела женщину, которая выполняла такие аскезы, и она улыбнулась и сказала: «Ну какие мне нужны благословения? Разве я не самая счастливая женщина в мире, если я имею своим мужем самого благородного человека, который только может быть? И это мой муж».

00:41:50 Анасуя была очарована её ответом, она принесла все украшения и наряды, которые обладали магической силой. И она украсила Ситу, как невесту. Она дала ей такие специальные парфюмы, которые она могла втирать в кожу, и они имели такое свойство, что она оставалась всегда очень свежей, и они также давали очень сладкий запах, очень приятный сладкий запах. Потом она попросила Ситу припомнить о событиях её свадебной церемонии, и Сита, конечно, с радостью рассказала, хотя это было уже очень давно, но она рассказала, припомнила эти события, как Рама побелил всех противников и соперников, как завоевал её руку и сердце. Конечно, пожилая женщина благословила её и отпустила к своему мужу. И когда Рама её увидел — такую прекрасную, такую красивую, такую, какой в общем-то и полагается быть принцессе, у него на глазах чуть ли не навернулись слезы. И они ещё провели какое-то время в этом ашраме.

Мудрец Атри просит Раму освободить лес Дандака от ракшасов

00:43:17 А на утро Атри попросил Раму идти в лес Дандака. Этот лес был просто перенаселён ракшасами, и там жило очень много мудрецов, которые страдали от нашествия этих ракшасов и людоедов, и они не могли проводить свои жертвоприношения, свои ритуалы. А жертвоприношения и ритуалы были очень важны, поскольку они поддерживают всю Землю, для того чтоб Земля процветала, чтоб был мир и благодать, то без таких мудрецов, аскетов, это невозможно. Естественно, когда мудрец попросил Раму защитить всех этих жителей леса, то его не пришлось долго упрашивать. И на следующий день они собрались и пошли в лес Дандака...

00:44:31 На сегодня всё, о том, что произойдет в лесу я расскажу на следующей нашей встрече. Я желаю вам всем прекрасного воскресенья... А, в Лос-Анджелесе это ещё воскресенье, а в России уже, конечно, наступает вечер, поэтому я вам всем желаю прекрасной недели. Пусть всю эту неделю Дхарма будет вместе с вами, а вы - вместе с ней, всего доброго, до следующего воскресенья, до свидания.

транскрибирование: Анастасия Романенко | Троицк | Россия | 25 марта 2013
обработка текста: Юрий Светлов | 17 декабря 2020