Жизнь Рамы, Ситы и Лакшманы в лесу Дандаки

Аюрведа радио - 29 April 2007
Рама, Сита и Лакшмана входят в лес Дандаки. Рама освобождает гандхарву от проклятья. Мудрец Шарабанге получает благословения от Рамы. Мудрецы умоляют Раму защитить их от ракшасов и он соглашается им помочь. Будничные дни Рамы, Ситы и Лакшмана в лесу. Великий мудрец Агастья дарит божественное оружие Раме и Лакшмане. Встреча с огромным орлом Джатаю. Лакшмана строит замечательный дом. Счастливая и беззаботная жизнь в Панчавати.
запись эфира для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:51:28 | качество: mp3 24kB/s 8 Mb | прослушано: 3072 | скачано: 1788 | избрано: 53
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Я хочу напомнить, что Рамаяна — это удивительное произведение, особенно для тех людей, для которых слово «дхарма» не является пустым звуком, это произведение может дать очень многое, на нашем духовном пути... Духовный путь, конечно же, связан с исполнением дхармы, следованием дхарме. Всегда возникает много препятствий, и не всё у нас как бы гладко, и не все у нас сразу какие-то духовные плоды приходят на блюдечке с голубой каемочкой. И, естественно, вот это произведение, Рамаяна — волшебное произведение, как я уже сказала. Оно даёт людям, которые хотят всё-таки следовать путём дхармы, очень большие силы.

00:00:56 Дело в том, что в благости есть такая пословица, что то, что сначала кажется ядом, а потом — нектар, это благость. А то, что кажется сначала нектаром, а потом — яд, это страсть. И в данном случае, человек, когда он идёт по пути добра, когда он идёт по пути дхармы, естественно, на его пути сначала могут быть какие-то препятствия. И вот в частности, у главного героя Рамаяны, Рамачандры, у него так в жизни и произошло.

00:01:29 Сначала была задержка с его коронацией. То есть он не всё сразу получил. Сначала он прошел очень тяжелые испытания, и только после этого, как вы потом уже увидите, будет и триумф, и победы, и какие-то плоды. Но он терпеливо сносил все эти тяготы, и так же с ним эти тяготы делили его жена и его любимый брат. Это произведение даёт необычайные силы тем людям, которые следуют путём дхармы, но тем не менее в жизни их происходят какие-то трудности. Поскольку мы понимаем, что трудности и препятствия — это необходимая часть процесса, и рано или поздно они будут устранены. Но тем не менее мы должны знать, что всё хорошее, оно может проходить через вот такие вот этапы. И вот эти главы особенно полезно читать тем людям, которые находятся в состоянии какого-то стресса или трудности, идут правильным путем, но возможно, что у них не всё происходит гладко. Эти главы, они дают очень сильную закалку, я бы так сказала.

Рама, Сита и Лакшмана входят в лес Дандаки

00:03:00 Итак, мы остановились на том, что Раме, Лакшмане и Сите мудрец Атрия посоветовал пойти в лес Дандаки. И когда они приблизились к границам этого леса, сначала он им показался таким тёмным и унылым, но когда они немножечко прошли внутрь, то они увидели, что там полно ашрамов и этот лес заполнен мудрецами, которые делают какие-то жертвоприношения и проводят ягьи. До их ноздрей донесся очень приятный аромат благовоний, которые жгли эти мудрецы. Также они увидели, что здесь очень много и озер, и цветов, и деревьев с фруктами и орехами. А духовная энергия наполняла всё это пространство.

00:04:13 И они даже удивились, почему же этот лес считается проклятым. И они ещё сомневались, правильно ли их послал Атрия именно в это место, что именно здесь нужна их помощь. Но на следующее утро, когда они пошли более глубоко, они тогда поняли, что они идут в правильном направлении. Чем глубже они шли, тем более страшным становился лес. Они увидели какие-то страшные лианы, переплетающиеся с деревьями, увидели змей, диких животных: тигров, волков, медведей. Птицы, уже казалось, их чириканье, превратилось в какие-то жалобные звуки. И всё это делало картину этого леса такой страшной и не слишком уж привлекательной. Озёра, которые раньше казались такими безопасными, сейчас уже представлялись такими с тёмной водой, здесь было больше болот. Ну, в общем, страшновато уже так становилось.

00:05:44 И Сита, поближе прижалась к своему мужу, он повернулся, подбадривающе посмотрел на неё, она взяла его крепко за руку, и он понял, что это не тот тип леса, который она в принципе любит. Она любила путешествовать с ним по лесам, но те дороги были намного приятнее. Здесь уже становилось просто страшно. Они прошли уже очень много миль, и на пути им попадались остатки костей, это были кости мудрецов, которые ели здесь людоеды. Конечно же, Сита не отходила ни на секунду от своего мужа.

Рама освобождает гандхарву от проклятья

00:06:46 И неожиданно перед ними возникла очень страшная, огромная фигура, которая преградила им путь. У этого существа был огромный трезубец в руке, у него была длинная красная рука, и он этой рукой схватил Ситу за талию и поднял её высоко, прямо к верхушкам деревьев. И, конечно, она закричала, и это существо таким страшным голосом сказало: «Кто вы такие? Нагло пришли, явились сюда, в этот лес. Но вы одеты, как риши, как мудрецы, и ходите вы с оружием, а также среди вас находится женщина. Меня зовут Виратха, и я, между прочим, живу здесь и кушаю ришей. И это всё очень хорошо, я скушаю вас, как раз я сегодня проголодался, я вас скушаю на свой обед, а вот эту женщину сделаю своей женой».

00:08:04 И Раму на минуту оставила его смелость, когда он увидел свою жену в руках этого страшного монстра, дрожащую как лист от страха. И просто слезы подступили к его глазам, поскольку он понял, как несправедливо, что Сита должна выдерживать все эти страшные испытания, совершенно для неё неподходящие. Но Лакшмана был непоколебим. В нём было, конечно, сильнейшее присутствие духа, и он поднял тут же саблю свою, меч, но Виратха улыбнулся и так саркастически сказал: «Оставьте ваши дурацкие шутки. Знаете, что у меня есть благословение, что я не могу быть убитым никаким оружием? Поэтому оставьте эту женщину со мной, и я вас тогда отпущу на все четыре стороны»

00:09:06 Рама разгневался и запустил в него семь стрел. Но они отскочили от него как горох от стенки. Тогда этот монстр бросил Ситу, и поспешил взять Раму, чтобы наколоть его на трезубец, но Рама расколол этот трезубец, и Виратха тогда поднял обоих братьев на свои плечи и пошел в лес, оставив Ситу одну. Сита начала плакать, просто рыдать, умоляла монстра, чтобы он взял её и освободил её возлюбленного мужа.

00:09:56 И тогда Рама с Лакшманом отрубили ему руки, и он тут же свалился на землю, но они не были способны убить его, поскольку у него было благословение, что он не может умереть от любого оружия. Тогда Рама сказал: «Лакшмана, давай его просто сожжём? Это — по-моему, единственный способ, чтобы его убить». И, услышав эти слова, Виратха сказал: «О, слава Богу, теперь я знаю, кто вы! Ты Рама, и у меня есть тебе предсказание, что только ты можешь меня спасти от моего проклятья. Дело в том, что на самом деле я гандхарва...». Гандхарва — это божественный музыкант или певец. «И я был проклят Кубирой (это Бог богатства), умоляю, побыстрее, как только можно быстрее, сожгите меня, только потом я смогу оставить это тело и вернуться к своей обычной форме. После того как вы меня сожжёте, пожалуйста, поспешите к мудрецу Шарабанге и возьмите его благословения». И Рама и Лакшмана конечно же сделали так, как он им сказал, и этот гандхарва был освобождён от проклятья, и вернулся в свою небесную обитель.

Мудрец Шарабанге получает благословения от Рамы

00:11:30 После этого Рама взял Ситу за руку, чтобы она не боялась, и она, конечно, забыла о своей усталости, после чего они поспешили к ашраму. К ашраму этого мудреца. Когда они подходили, они увидели божественную колесницу, которая ждала снаружи. Они подождали и вскоре увидели Индру — царя Богов, который выходил из жилища и уехал в этой своей золотой колеснице. И оказывается, что старый мудрец, который ждал их, только что попросил Индру, который пришел взять его на райские планеты, он попросил подождать, оставить его пока на Земле, поскольку он хотел увидеть Раму и взять благословения от него, так как жизнь на райских планетах была для него менее желанной или значимой, чем благословение Господа Рамачандры. После чего мудрец Шарабанге встретился с Рамой и попросил у него благословения, тогда Рама с любовью посмотрел на тело этого мудреца, и только тогда этот человек оставил тело, и только тогда он отправился на райские планеты.

Мудрецы умоляют Раму защитить их от ракшасов и он соглашается им помочь

00:13:04 На следующий день все риши, которые жили по соседству, услышали друг от друга о том, что здесь находится Рама, тогда они показали ему кости и останки разных мудрецов, которых съели людоеды и ракшасы. И они сильно умоляли его помочь им избавиться от этой напасти и как-то защитить их. Тогда Рама, конечно, дал им своё обещание, что он убьёт всех ракшасов, и что они смогут делать свои жертвоприношения, что они смогут проводить свои ягьи, аскезы в мирной и спокойной обстановке. Потому что они не могли сосредоточиться на своих ритуалах, поскольку каждый раз дрожали от страха, что какой-то ракшас или людоед подберется к ним близко и разрушит всё, что там было.

00:14:21 И все трое: Лакшмана, Рама и Сита последовали к мудрецу Судьякшне, который ожидал их. И хоть каждый раз их приглашали, все риши приглашали остановиться у них, и то гостеприимство, с которым они предлагали, было очень для них приятно, но, тем не менее, они решили твёрдо следовать и не отходить от своего пути, пока они не придут к этому мудрецу.

00:15:07 После того как они отдохнули ночью, они последовали дальше в лес. И когда они шли, Сита очень мягко, как это и положено ведической жене, спросила своего мужа: «Мой господин, скажи пожалуйста, я очень долгое время думала над значением слова «дхарма». И это не очень легко — разобраться, что такое дхарма. И насколько возможно следовать дхарме, не нанося вред, допустим, никому? И я очень боюсь за тебя, мой господин, за возможные последствия твоего обещания жителям ашрамов, так как ты пообещал защитить их от ракшасов, однако эти ракшасы абсолютно ничего тебе плохого не сделали, но ты готов их убить. Насколько это противоречит законам дхармы и должны ли мы действительно идти дальше в лес? Я просто вижу, когда ты видишь каких-нибудь ракшасов, у тебя руки чешутся их убить, или ты натягиваешь тетиву своего лука... Но это обязанности кшатрия, а сейчас ты принял образ жизни брамана, принял образ жизни аскета. Поэтому как ты думаешь, должны ли мы так жить? И прости, пожалуйста, за то, что я говорю тебе такое, и, может быть, это против твоей воли. Я знаю, что ты — воплощение дхармы, но это только мой страх неизвестного заставляет меня говорить так».

00:17:05 И, как вы видите, в этом маленьком эпизоде Сита себя повела, как настоящая ведическая женщина. С одной стороны, ведической жене предписывалось быть полностью в согласии с её мужем, но тем не менее, очень часто у нас возникают какие-то, может быть, несогласия. И способ, каким она это высказала, может служить примером, как женщина должна обращаться к мужу, если она, допустим, с чем-то не согласна. Она показала не то, что она не согласна с волей или решением своего мужа, но что это страх за него был побуждающим мотивом спросить у него. И, на самом деле, когда у женщины возникают противоречия в уме, она должна их устранить смиренным вопрошением, и, в общем-то, Сита правильно спросила Раму.

00:18:09 Бедная Сита совершенно интуитивно говорила истину, поскольку как раз таки она и станет жертвой того, что Рама убивал ракшасов. Тем не менее, Рама был очень доволен вопросом своей жены о дхарме, и он с любовью ей отвечал. Он сказал: «Моя дорогая жена, ты (кроме имени Сита он ещё иногда употреблял имя Джанаки; Джанаки — это значит, что дочь царя Джанаки)...». И тогда он сказал: «О, Джанаки! Ты дочка царя Джанаки, и он один из самых мудрейших людей нашего времени. И, естественно, это не удивительно, что тебе интересно знать все нюансы дхармы. Ну, - говорит, - давай рассмотрим все делали. Давай рассмотрим, что происходит с мудрецами. Они оставили все мирские наслаждения только для того, чтобы здесь делать свои аскезы (это «тапас» называется на санскрите), и благодаря этому тапасу вся страна очищается. На самом деле это так и есть, когда мудрецы, может быть, кому-то покажется, что это бездельники, что они в лесах просто медитируют и делают огненные жертвоприношения и т.д., но в действительности, благодаря такому тапасу и небольшому количеству людей, вся страна может процветать. И благополучие других людей достигается именно тем, что вот такая горстка мудрецов живёт в отшельничестве, и, оставив все мирские удовольствия, соблюдая аскезы, они просто дают возможность другим людям, и целым государствам, и целой Земле процветать.

00:20:24 Кроме того, это очень влияет на погодные условия, то есть вовремя идут дожди, вовремя светит солнце и т.д. Люди в древности это знали, поэтому мудрецов почитали и все старались получить их благословения. Поэтому Рама понимал, что эти люди, от них зависит благословение всей страны, царем которой он, в принципе, являлся, хоть он был изгнанным, но он был царем. И он сказал: «На самом деле, я ведь по рождению кшатрий, и это моя священная обязанность, или дхарма, - защищать мудрецов от всяких напастей». Но это действительно, это на самом деле дхарма царя — защищать брахманов. «И поскольку они меня попросили, и несмотря на то, что я действительно одет в одежду отшельника, но моя дхарма — защищать их. И как ты думаешь, моя любовь, справедливо было бы их сейчас оставить без защиты, когда они в таком тяжелом положении? И теперь, когда я им тем более дал слово, я не могу его нарушить, даже если я знаю, что ты как жена очень заботишься о моем благополучии и о моей безопасности... Но я не могу стоять и смотреть, как эти бедные аскеты страдают от людоедов, а эти людоеды их безнаказанно пожирают. Даже если я получу гнев от этих каннибалов, тем не менее я не смогу поступить иначе».

Будничные дни Рамы, Ситы и Лакшмана в лесу

00:22:16 И сказав так, он последовал вперед, Джанаки пошла за ним, а Лакшмана был сзади. Таким образом, они очень много месяцев и лет счастливо странствовали втроем по лесу Дандака. Они шли от ашрама к ашраму, везде, куда бы они ни приходили, их встречали с огромной радостью. И слава Рамы разнеслась по всему лесу, и вообще по всем уголкам страны. Каждый мечтал увидеть хотя бы один раз в жизни этого замечательного человека и предложить своё гостеприимство. В некоторых местах они оставались по шесть месяцев, в некоторых несколько дней, а в некоторых иногда и по году.

00:23:29 К счастью, они не слишком были преследуемы всякими вот этими ракшасами-людоедами, поэтому они спокойно проводили время в духовных практиках, а Сита вообще забыла о своих страхах и очень счастливо шагала со своим мужем, наслаждаясь красотой гор, озер, птиц и зверей. Она постоянно восклицала, когда она видела маленькие прекрасные вещи, которые ускользали от взора Рамы и Лакшманы, она могла там сорвать какую-то веточку, там — листик, себе вколоть цветок в волосы, она могла остановиться и смотреть с любопытством на гнездышко маленькой птички или побежать за оленем... Красота природы всегда вызывала в ней необыкновенный восторг. И, естественно, эта жизнь даже была ей намного приятнее, чем утончённая жизнь царского дворца. Она абсолютно не скучала за дворцом.

00:24:59 Как она и сказала Анасуи, жене мудреца, что всем роскошам жизни она предпочитает компанию своего мужа, и для неё было бы сущим мучением жить во дворце, но без своего любимого мужа. Ничего для неё не было прекрасней, чем просто идти рука об руку с ним, со своим возлюбленным. Лежать на солнышке где-то на вершине горы возле него, и когда он мог на неё надеть гирлянду из цветов или венок на её голову, или просто сидеть рядом с ним, слушая его голос.

00:25:53 Интересно, кстати, что Лакшмана не слишком скучал за своей женой, поскольку он получал огромное счастье и наслаждение служить обоим Сите и Рамачандре. Однажды как-то Рама пошел в лес на охоту, Лакшмана собирал дрова, а Сита осталась одна. Но становилось всё темнее и темнее а Рама всё ещё никак не возвращался, и она уже начала волноваться за него, тогда она решила пойти в лес, чтобы проверить, где же Рама. И впервые в жизни она вошла в тёмный лес сама, и, естественно, когда она зашла немножечко глубже, то испугалась, она запуталась там в кустах и начала плакать: «Рама, Рама, где ты?». И слёзы начали литься с её щёк, и тут она увидела его, он отдыхал под деревом, она побежала к нему и тут же была схвачена в его крепкое объятие. И он спросил её: «Почему ты сюда пришла, моя дорогая?».

00:27:12 И она ответила ему: «Ты знаешь, уже так поздно, и я очень волновалась, что с тобой». Она прошептала ему прямо в его широкую грудь, и хотя он знал, что это очень небезопасно ей идти в лес одной, но тем не менее он просто её обнял, и они пошли обратно домой. Он её взял на руки, как будто ребёнка, она его обняла за шею, и это было очень жарко, и капельки его пота падали на землю. Когда они наконец-то пришли в ашрам, Лакшмана уже очень обеспокоенно ждал их, очень волновался, где они и что с ними. И Рама его так мягко покорил, говорит: «Почему же ты её оставил? Ни в коем случае не оставляй её одну».

00:28:24 На следующей неделе Сита пошла по этому же пути, и какое же её было удивление, когда она увидела, что там, где они шли, сначала там, где она шла и падали её слезы, там выросли кусты и деревья с такими красноватыми и зелёноватыми фруктами. Она никогда в жизни не видела таких фруктов, и она попробовала их, они были очень вкусные. И тогда Рама улыбнулся и сказал: «Ну, вот, там, где шла Сита и плакала, там теперь растут зелёные фрукты. И теперь они будут называться как сита-пал». А затем Сита увидела красные фрукты, и она поняла, что это там, где падали капельки пота её мужа — там эти растения были. И тогда она сказала: «Ну хорошо, вот это растение будет тогда называться рама-пал».

00:29:36 И на самом деле до сих пор в Индии эти два растения есть, и они так и называются: сита-пал и рама-пал. Я даже, кстати, как-то видела их в одном индийском магазине, продается как лечебное средство. Вот сита-пал я точно видела, что продается.

00:29:55 И, таким образом, прошло двенадцать лет, эти двенадцать лет просто промелькнули, как один день, они абсолютно не чувствовали никакого груза изгнания и наслаждались этой жизнью. Тем не менее, конечно, для бедного Бхараты это было очень тяжелое бремя. Он жил поодаль от столицы, и эти двенадцать лет для него были, как двенадцать ионов. Он на своих плечах нёс не только тяжесть управления царством, но также тяжесть разлуки со своим возлюбленным братом.

00:30:49 Потом Рама вспомнил, что он пообещал мудрецу Судьякшне, что он ещё как-то раз вернётся в его ашрам, и они решили вернуться в это место. Мудрец был очень счастлив им, и Рама потом спросил, как пройти к ашраму известнейшего мудреца Агастьи. Судьякшна дал ему направление, как туда идти, на следующее утро они последовали туда, отдав все поклоны и почтения мудрецу Судьякшне, который приютил их.

00:31:34 Это был тринадцатый год их изгнания, и они как раз прошли мимо холма Виндхья и последовали в сторону южного направления. Сначала они пришли в ашрам брата Агастьи, и он им рассказал очень много разных удивительных историй. Например, он рассказывал про своего брата Агастью, он был на самом деле такого хрупкого телосложения, и он совершал аскезы в Гималаях. Как-то раз один холм, Виндхья-холм, стал очень ревнивым, он начал завидовать Гималаям, что они такие высокие. Тогда он начал расти, чтобы никто не мог пройти через него, даже тучам он заблокировал весь проход, которые посылали дождь. После чего Агастья решил пойти, чтобы разобраться с этой ситуацией. Поскольку все знали, что он совершает аскезы и даже холмы преклонялись перед ним, то Виндхья-холм отклонился, позволив ему пройти на юг. И Виндхья-холм поклонился ему и так и стоял в поклоне, и Агастья сказал, чтобы он оставался стоять в таком положении, пока он не вернётся. Но Агастья основал свой ашрам, и, конечно же, никогда не возвращался. И поэтому считается, что этот холм так и стоит в поклоне, и поэтому путь для паломников был уже свободный.

Великий мудрец Агастья дарит божественное оружие Раме и Лакшмане

00:33:21 После того как они пробыли какое-то время у брата Агастьи, они последовали непосредственно к самому мудрецу Агастье. Они все были очень взволнованы увидеть этого необыкновенного мудреца, потому что он славился своим тапасом, славился своими аскезами и он был очень благочестивый. Когда они пришли, Рама сказал Лакшмане, чтобы он объявил об их приходе, Агастья тут же вышел, он очень давно ожидал их, и сказал, чтобы они немедленно приходили. И хотя он был очень, таким, хрупким, но от него исходило необыкновенное сияние, как от человека, который делает такие интенсивные аскезы. И когда они пришли, он принял их, конечно, со всем гостеприимством. И он начал дарить им божественное оружие: лук Господа Нараяны, колчан Индры, который никогда не иссякает, и меч с серебряной рукояткой, который они могут использовать для борьбы с демонами.

00:34:53 И со всем смирением Рама спросил, он принял, конечно, эти чудесные дары, но он спросил: «Просто если не секрет, а зачем нам понадобится это оружие, ведь мы же простые странники, мы же простые аскеты. И Агастья, который знал всё, а дело в том, что люди, которые занимаются такими духовными практиками, они имеют дар предвидения и могут видеть прошлое, настоящее и будущее, и, конечно же, Агастья, он уже видел то, что Раме и Лакшмане предстоит сражаться с демонами, а зная заранее, он решил их снабдить самым необходимым, в частности: луком, стрелами и мечом.

00:35:45 И он сказал: «Рама, знаешь, твоё время для изгнания уже подходит к концу. И твоя жизнь в лесу была просто, можно сказать, малиной. Самые настоящие трудности лежат у тебя как раз впереди. И я тебе дарю всё это оружие, потому что твоя дхарма благословенна — освободить Землю от демонов. И пусть ты вернёшься со славой, и я желаю, чтобы царство опять досталось тебе, потому что более тебя никто не достоин владеть этим царством. Но, пожалуйста, возьми всё это оружие и не противься.

00:36:41 Рама тогда его спросил: «О, святейший из мудрецов, наша жизнь в лесу была очень приятной и очень счастливой. Мы полностью наслаждались такой неформальной счастливой жизнью, которую только может дарить лес. И, прежде всего, общение с мудрецами, что может быть более благословенным, чем сатсанг или общение с мудрецами? И всё, что я хочу тебя попросить — скажи, пожалуйста, какое может быть подходящее место для того, чтобы провести остаток нашего изгнания? Не знаешь ли ты такое красивое место, чтобы там была река, чтобы там было много цветов? Такое место, чтоб моя жена была бы счастлива и чтобы она не была слишком населённая?»

00:37:44 И Агастья сказал: «Рама, ты очень прав, что ты мне задаешь такой вопрос, то что ты думаешь о счастье своей жены. На самом деле, очень мало кто из женщин способен бросить весь этот комфорт и удовольствия и пойти в лес за своими мужьями. И Сита, в самом деле, - это необыкновенная женщина, это образец для подражания, и ты должен о ней очень сильно заботиться. А ты привел её в лес, который полон ракшасов и где очень страшно, и, конечно, это место, тем не менее, в которое я тебя хочу направить — там полно ракшасов, но единственное место, где ты сможешь исполнить свою дхарму. И, на самом деле, там очень красиво. Это место называется Панчавати, оно находится недалеко отсюда, там полно фруктов, полно корней, есть вода, и очень много разных красивых зверей, оленей. Ты сможешь сделать там ашрам и очень счастливо жить, пока не придёт время твоего возвращения. И я тебя прошу, ты можешь, в принципе, остаться и здесь, но я знаю, что очень много должно вещей произойти, и Панчавати — это как раз именно то место, где твоя дхарма может быть исполнена».

Встреча с огромным орлом Джатаю

00:39:34 Они покинули мудреца, и на пути они встретили огромного орла Джатаю, который сидел на дереве, и как раз это дерево означало границу владений Агастьи. Эта птица была очень сильно рада видеть эту троицу, и она представилась как друг царя Дашаратхи, отца Рамы, и Джатаю сказал, что у него есть также брат Сампати, которого он не видел уже много лет, и он пообещал, что будет жить вместе с ними и охранять их от ракшасов. Вернее, не то что бы охранять, а говорить, когда эти ракшасы подходят, и предупреждать их об этом, или если какие-то дикие животные будут приближаться. Рама, конечно, был в восторге от этого, и Джатаю указал им дорогу к вот этому заветному месту Панчавати.

Лакшмана строит замечательный дом

00:40:48 Панчавати было, действительно, очень красивое место, окружённое всякими красивыми холмами, горами... И они увидели очень много красивых деревьев с фруктами, и цветы, и звук воды, это была река Годавари. Там цвело пять разных деревьев — это чампака, париджата, ашока, кадамба и [санталвут]. И Рама попросил Лакшману построить им маленький домик. Лакшмана сначала собрал несколько цветочков, предложил их Богам, как бы как защиту сделал такую маленькую, пуджу. И попросил благословения построить такой небольшой домик.

00:41:39 Как вы видите, ничего в ведические времена не происходило без благословения Богов. Мы сейчас, когда идём куда-то в поход, то делаем палатку и даже не задумываемся, что это место кому-то принадлежит и что нужно попросить благословения, поставить туда, может, цветочек или благовония зажечь. Тем не менее, раньше это было настолько естественно, что Лакшмана первым делом, прежде чем строить дом, он сделал такое предложение цветов, и только после этого он построил замечательный такой коттеджик, очень очаровательный, очень симпатичный. Он там сделал отдельно комнаты для еды, для сна и для пуджи. И всё настолько выглядело свежим и красивым для глаза, что Рама просто воскликнул, он сказал: «Боже, моё дитя, где ты научился искусству градостроения? Я что-то не могу припомнить, чтобы мы в гурукуле (гурукула — это школа, там где они учились под руководством гуру), я что-то не помню, чтобы ты там изучал васту или какие-то другие принципы строительства!». И Лакшмана тогда ему отвечал: «Когда любовь в твоем сердце, то нет задачи невыполнимой. И магия любви преодолевает все трудности и даёт всё необходимое знание».

00:44:12 И, кстати, эти слова, они на самом деле очень верны, поскольку любовь, истинная любовь, которая в сердце находится, она открывает дорогу любому знанию. И она действительно помогает преодолевать все трудности. И в данном случае Лакшмана с легкостью, с любовью построил очаровательное жилище для них, в котором они достаточно долго жили счастливо.

00:43:42 И глаза Рамы наполнились слезами, он обнял его и сказал: «Боже мой, мой дорогой брат, как и когда я смогу отплатить тебе за твоё служение, которое ты совершал все эти годы? И моё изгнание все эти годы было таким лёгким и счастливым, и моя жизнь была такой приятной, потому что ты был рядом. И Сита, конечно же. Но изгнание было бы просто непереносимым без твоего постоянного внимания и без твоей заботы. И трое из них зашли в этот домик и отпраздновали как бы новоселье.

Счастливая и беззаботная жизнь в Панчавати

00:44:45 Они долго и достаточно счастливо жили там, иногда Джетаю присоединялся к ним, он рассказывал разные истории про его отца, рассказывал про их прошлую жизнь во дворце, и всё это казалось как будто бы сказкой, как будто вообще из другого мира. Джетаю всегда был наготове предупредить их, если там какие-то дикие животные, или какое-то чудище, или ракшас приближалось ближе, чем на пятьдесят ярдов.

00:45:26 Однажды, в осенний прохладный день они принимали омовение в Годавари, и Лакшмана сказал: «Я не знаю почему, но ты знаешь, сегодня мой ум почему-то наполнился очень грустными мыслями о нашем дорогом брате Бхарате. Он, наверное, сейчас так же принимает омовение в реке Сараю и, возможно, думает о нас. Какая же он благородная душа! Вместо того, чтобы наслаждаться дворцовой жизнью, он живёт, как отшельник, в Нандиграме, чтобы показать свою любовь и уважение к тебе. Я боюсь, что ему даже и близко неизвестно то счастье, которое испытываю я в твоей компании. И какая, действительно, он великая душа, и я вот думаю, как такая великая душа могла родиться в чреве такой ужасной порочной женщины, как Кайкея?

00:46:35 И глаза Рамы также наполнились слезами, и он отвечал: «Мое дитя, пожалуйста, говори побольше о брате Бхарате, это услаждает моё сердце. Но, пожалуйста, я не хочу ничего слышать плохого о нашей матери. Кроме всего прочего, она всего лишь инструмент судьбы. Я так же не могу вспоминать о Бхарате без слёз, и передо мной всегда вот это видение, как он тогда поставил сандалии к себе на голову. И до сих пор его слёзы в его глазах стоят просто передо мной. Как я вообще могу забыть ту сцену? Она меня преследует день и ночь. И, ты знаешь, я боюсь, что все, кого я люблю, я им приношу несчастья»,

00:47:35 И действительно, как это ни странно, это были очень пророческие слова. Трое из них очень счастливо жили, проводили такие блаженные дни в Панчавати. Каждый занимался каким-то своим делом, они ежедневно предлагали пуджи и ежедневно предлагали свои молитвы, наслаждались красотой природы. Сита проводила самые счастливые времена в её жизни. Она даже не подозревала, что это были её самые счастливые времена, которые ей предстоит познать. И она постоянно была окружена цветами, она постоянно была окружена какими-то лесными зверями. Она сидела на солнышке, слушала Раму, он мог, допустим, заплетать её длинные тёмные волосы в косу и слушала его истории.

00:48:48 А однажды, когда они гуляли рука об руку, он поднял руку, чтобы что-то показать, и размазал её красную точку на лбу, которую носят обычно замужние женщины, просто чтобы подразнить её. Затем он достал красную краску, которая была сделана из красного камня, чтобы поставить, как бы он хотел показать, что он сейчас поставит ей новую вот эту вот точку, а на самом деле он размазал всё это по щекам, чтобы просто подразнить её. И они так баловались. То есть, духовная жизнь — это не то что люди ходят с постными лицами. На самом деле Рама, Сита и Лакшмана показывают пример того, что духовная жизнь может быть радостной и беззаботной. Иногда он любил баловаться, когда переносил её через какой-то там водопад или поток, когда там было очень глубоко, он её поднимал на руки, и когда она уже на другом берегу не хотела сходить с его рук, он тогда так раскачивал её и пугал, как будто бы сейчас он её бросит в небо. И она смеялась, прижималась к нему ближе, и все эти годы была в каком-то как блаженном сне. И Рама также был безумно счастлив красоте природы, красоте его очаровательной жены и компании его любимого брата.

00:50:46 И насколько мало они осознавали, что время их беззаботного счастья близится к концу и что цель его прихода в эту жизнь — [неразборчиво] Рамы должна исполниться. И это были последние денёчки их беззаботного счастья. О том, что будет дальше, я вам расскажу в следующее воскресенье. Я желаю вам всем чудесной недели, Хари Ом Тат Сат, встретимся в следующее воскресенье в это же время. Всего доброго, до свидания.

транскрибирование: Анастасия Романенко | Троицк | Россия | 11 April 2013
обработка текста: Юрий Светлов | 16 December 2020