Глава 11. Наставление юродивого Бхараты

Москва - 01 January 2011
Бхарата отвечает на вопросы царя Рахуганы. Обстоятельства, время, действие и предметы. Верховный Наблюдатель, наблюдатель и деятель. Самомнение и ум.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:13:00 | качество: mp3 128kB/s 11 Mb | прослушано: 3728 | скачано: 1948 | избрано: 72
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Бхарата отвечает на вопросы царя Рахуганы

00:00:19 1. Юродивый молвил: Изволь, государь, я отвечу на твои вопросы. Кто видит неизменное в переменах, кто отличает вечное от временного, тот не мыслит понятиями слуги и господина, как это делаешь ты. Мудрые смотрят на отношения смертных с другой точки зрения.

00:00:48 2. Во взаимоотношения в бренном мире вступают те, кто хочет благоустроиться в нем. Чтобы добиться высокого положения, нужно совершать жертвенную деятельность, - ту, что описана в Священном Слове. Для того чтобы пользоваться служением других, сперва нужно побывать в роле слуги. Но чем выше твоё положение в призрачном мире, тем дальше ты от Истины.

00:01:21 3. Проснувшись, здравомыслящий человек не придает значения снам, понимая, что события в сновидениях не имеют отношения к жизни наяву. Подобно этому, очнувшаяся в вечности душа воспринимает радости и печали бренного мира как мимолетное наваждение. Для постигшего вечность даже изящная мудрость Вед теряет смысл.

00:01:55 4. Точно дикий слон в лесной чащобе, бодрствующий ум мечется между состояниями просветления, возбуждения и помрачения, заставляя сознание мыслить себя деятелем. В уме ты обзаводишься органами чувств, в уме совершаешь действия, называя их греховными или благочестивыми, и в уме пожинаешь их плоды – горькие и сладкие. Воистину, всё, что происходит вокруг тебя, - происходит внутри твоего ума.

00:02:40 5. Сознание, жаждущее обладать, покрывает себя оболочкой ума, в коей хранятся образы предметов вожделения. Ум – хранилище желаний, удовлетворение которых вызывает пресыщение, неудовлетворение - гнев. Сменяя друг друга, желание, пресыщение и гнев вводят ум в состояния просветления, возбуждения и помрачения. Окружающий душу мир состоит из шестнадцати стихий-оболочек, главная из которых ум. В оболочке ума душа перемещается в разные тела, состоящие из остальных пятнадцати стихий – пяти познающих чувств, пяти деятельных чувств и пяти первостихий: земли, воды, воздуха, огня и пространства.

00:03:50 6. Переселяясь из тела в тело, душа увлекается в круговорот перерождений. Если мысленный образ желанного предмета перемещается в сферу чувственного опыта, душа называет это исполнением желаний и испытывает от этого радость, если же образ вожделенного предмета так и остается в уме, душа считает это крушением надежд и испытывает страдания. Так свободная по природе душа, - наблюдатель,- попадает в зависимость от образов, которые рисует сама себе в мыслях.

00:04:37 7. Пока наблюдатель мнит себя действующим лицом, он будет приписывать себе такие вещественные качества, как худой и толстый, высокий и низкий, бедный и богатый. Mудрые учат, что ум – причина рабства, но он же – и средство освобождения.

00:05:03 8. Пока душа одержима желанием обладать и наслаждаться, ум её будет наполнен образами вожделения, которые порабощают свободную душу. Только тот обретает свободу, кто очистил ум от образов вожделения. Свободен не тот, кто дал волю похоти, а кто избавился от нее. Ум может быть и причиной порабощения, и средством освобождения. Фитиль в лампе может закоптить её и тогда все вокруг погрузится во мрак, но может, если масла достаточно, заставить лампу сиять и освещать пространство. Так и ум, охваченный похотью, погружает душу во мрак, свободный от похоти, позволяет ей сиять первозданным светом.

Обстоятельства, время, действие и предметы

00:06:08 9. В уме возникают пять ощущений и происходят пять действий. Поскольку все предметы состоят из ощущений, а события из действий, ученые мужи говорят, что окружающий мир состоит из десяти стихий, которые наполняют собой одиннадцатую – ум. Обстоятельства места, времени и действия - не более чем состояния сознания, обремененного самомнением. Сбросивший с себя оковы самомнения избавляется от понятий места, времени и действий.

00:06:55 10. К пяти ощущениям относятся: звук, поверхность, запах, вкус и цвет. Все предметы окружающего мира есть не что иное как сочетание пяти ощущений. К пяти видам деятельности относятся речь, прикасание, ходьба, опорожнение и совокупление. События окружающего мира – есть сочетание этих пяти действий. Самомнение порождает понятие "мое". Поэтому некоторые ученые мужи называют самомнение двенадцатой стихией окружающего мира.

00:07:42 11. Из взаимодействия ума с десятью чувствами рождаются тысячи и тысячи вожделенных образов, которые меняются под воздействием окружающей обстановки, поступков, времени и, самое главное, настроения наблюдателя. Образы вожделения, составляющие окружающий мир, существуют не сами собою, но в сознании наблюдателя. Окружающий мир не беспорядочен, ибо наблюдатель осмысливает его.

Верховный Наблюдатель, наблюдатель и деятель

00:08:23 12. Образы вожделения, что возникают в уме, наблюдатель пытается переместить в область чувственного опыта. Так наблюдатель превращается в деятеля. Если образы вожделения стали предметами ощущения, душа полагает, что добилась успеха в жизни. Если же образы вожделения так и остались в области ума, душа полагает, что жизнь её течет неудачно. Кто постиг свою истинную суть, тот может видеть, как в уме появляются и исчезают образы вожделения.

00:09:09 13-14. Существуют как отдельный наблюдатель, душа, так и Верховный Наблюдатель, Мировая Душа, что пронизывает Своим сознанием бытие в целом. Верховный наблюдатель - сущий Сам по себе и для Себя. Он независим и самодостаточен. Он - наблюдает, когда все прочие – предметы Его наблюдения. Вот почему Он непостижим. Он Сам в Себе, но являет Себя обывателю устами тех, к кому Он низошел Своею милостью. От Него исходит вездесущий свет. Он древнейший и вечно юный. Он повелевает всеми силами и повелителями сил. Он побуждает к творчеству. Он выше творца. Имя ему Нараяна, ибо в Нем находят убежище все сознательные существа. Он в полной мере обладает всеми богатствами и достоинствами. В Нем покоятся все существа и все вещество, потому Его ещё величают Васудевою. Он в сердцевине каждого существа, подобно жизненной силе внутри тела. Он - сознание мыслящего и движущая сила действующего.

00:10:52 15. Пока наблюдатель не оторвет взор свой от образов вожделения и не обратится к Верховному наблюдателю, он вынужден будет скитаться в мире наваждений, примеряя на себе, как платья, разные телесные облики.

Самомнение и ум

00:11:13 16. Самомнение и его производная, - ум – вот причина страданий вечной души в бренном мире. В уме хоронятся болезни, скорбь, самообман, жадность, зависть и вражда. Не уничтожив самомнения, нельзя покончить со страданием и вырваться из порочного круга рождения и смерти.

00:11:45 17. Необузданный ум – твой злейший враг, что скрывает себя под личиной преданного слуги. Если дать ему волю, ум подчинит тебя своей власти. Но ты можешь одолеть его, о доблестный воин, если сдашься на милость Высшему Победителю. Кто покорно склонился к стопам своего учителя и Всевышнего, тому не страшен его злейший враг.