Глава 18. Песнь обитателей острова Джамбу

Москва - 26 февраля 2011
Молитва государя Бхадришрава. Молитва блаженного Прахлады. Молитва богини Удачи. Молитва ману Вайвасваты. Молитва Всевышнему Черепахи в краю Хиранмая. Молитва Всевышнему Вепрю в стране Джамбу.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:28:45 | качество: mp3 128kB/s 26 Mb | прослушано: 1216 | скачано: 598 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Молитва государя Бхадришрава

00:00:14 1. Мудрый Шука сказал: Землей Бхадрашвою правит государь Бхадрашрава, сын вселенского судьи Дхармы. В отличие от владыки земель Илавриты, всеблагого Шивы, что молится на Господа Санкаршану, Бхадрашрава и его народ поклоняется Всевышнему в облике вечно блаженного Хаяширши, освящая уста свои такою молитвою.

00:00:46 2. Мы в глубоком почтении склоняемся к стопам Всевышнего, олицетворяющего Собою непорочную чистоту и незыблемый закон.

00:00:59 3. Чудно, что зная о скоротечности бытия, смертный уповает на счастье в призрачном мире. Смерть забирает его родных и близких, но человек надеется, что его дверь она обойдет стороною. Когда умирает отец, человек завладевает его имуществом; если же умирает сын, он прибирает к рукам и то, что принадлежало сыну. Чем дольше человек наслаждается, тем больше наживает он себе завистников. И даже осаждаемый врагами, он обреченно пытается продлить время своей земной жизни.

00:01:47 4. Господи Блаженный, отрешенные мудрецы, осознавшие призрачность зримого мира, и те бывают сбиты с толку Твоею ворожащею силою. Ты обманешь даже постигшего Истину. Мы дивимся этому чуду и в почтении склоняемся пред Tобою.

00:02:13 5. Господи Всемогущий, Tы лично не участвуешь в созидании, сохранении и разрушении вещественного мира. Все, творящееся здесь, не касается Тебя прямо, однако ничто не происходит без Твоего соизволения, ибо Ты есть причина всех причин. Ты не творишь действия: все за Тебя делают Твои силы. Качества Твои всюду и все качества бытия принадлежат Тебе, не имеющему определённых качеств. Воистину чудесный, Ты не связан делами и свойствами, ибо существуешь отдельно от всего. Мы в почтении склоняемся пред Тобою.

00:03:11 6. В конце великого века невежество в облике злобного демона похитило священное Знание и увлекло его прочь в низшую область бытия Расаталу. Приняв облик человкека-коня Хаягривы, Ты вызвалил Веду из тьмы и вернул её творцу Брахме. Воистину, никто не способен противостоять Твоей воле. Мы в глубоком почтении склоняемся к Твоим стопам.

Молитва блаженного Прахлады

00:03:51 7. Благословенный Шука продолжал: В земле Хариварше находится обитель Нрисимхи, - Человека-льва. Позднее я поведаю тебе о Его чудесном явлении. Сейчас лишь скажу, что ради спасения раба Своего верного, царевича Прахлады, Всевышний низошел на землю в обличии Человека-льва. Даровав избавление Прахладе, Господь облагодетельствовал и всех его родичей демонического племени. Человеку-льву молится народ Хариварши, верный своему правителю Прахладе.

00:04:40 8. Досточтимый Прахлада поет: я в глубоком почтении склоняюсь пред Нрисимхой, источником всякой власти. Господи, ногти и зубы Твои – суть молнии, коими Ты сокрушаешь злодеев. Я открываю Тебе своё сердце, дабы Ты уничтожил в нем корысть, как уничтожаешь нечестивых демонов. Вырви из сердца моего лживость и страх, дабы узрел я Твой прекрасный лик.

00:05:23 9. Пусть во вселенной царит благоденствие, пусть зависть и зло обретут покой. Пусть чада Твои любят друг друга братскою любовью. И пусть во служении Тебе, Непознанному и Непостижимому, все живое обретет счастье.

00:05:48 10. Пусть всякая вещь в бренном мире потеряет для меня очарование – дом, жены, друзья, родичи и богатства. Кто познал свою истинную суть, тот довольствуется лишь самым необходимым. Я хочу, чтобы в сердце моем жила лишь одна привязанность – к Твоим слугам, для коих Ты, Господи, дороже самое жизни.

00:06:22 11. Кто избрал своей семьею слуг Высшего Спасителя, тот обретает высшую свободу и черпает в ней бесконечное счастье. Кто слушает о деяниях Дарователя свободы, тот созерцает сердцем Его лик и навеки остается подле Его благодатных стоп. Даже тысячекратное омовение в священных реках не приносит душе и крупицу того блага, что обретает она, единожды услышав имя Спасителя.

00:07:05 12. В сердце человека, беззаветно преданного Единому Владыке, обнаруживаются все добродетели святых. Tого же, кто воспитал в себе добрые качества - честность, скромность, милосердие и трудолюбие – но не предался Всевышнему, следует считать последним негодяем. Даже если в семье и обществе человек пользуется доброй славой, даже если почитается он мудрым из мудрых, он, все одно, как и глупцы вокруг него – несчастный раб самообмана, а стало быть, жизнь его протекает в пороке.

00:07:56 13. Желать служить Тебе в Твоем царстве столь же естественно для души, как для рыбы стремиться жить в большом водоеме. Если человек не сдался в рабы Вечной Красоте, - каким бы ученым и знающим он ни был, он подобен тому наивному юноше, что не видит в своей прелестной избраннице черты будущей дряхлой старухи. Кто живет ради памяти обреченных на смерть потомков, тот последний глупец, даже если все вокруг величают его мудрейшим из мудрых.

00:08:42 14. О братья мои, демоны, мой вам совет – оставьте семейные радости и найдите убежище у стоп всесильного Господа Нрисимхи, - под их блаженной сенью вы обретете истинное бесстрашие. Желание самоутвердиться, к чему неизбежно подталкивает семейная жизнь, приведет вас лишь к новым страхам и разочарованиям и ввергнет в новый виток перерождений. В обществе мирян вы укрепите лишь своё тщеславие, а удел тщеславных – гнев и безумие.

Молитва богини Удачи

00:09:34 15. Блаженный Шука продолжал: обитатели Кетумалы, под водительством патриарха Самватсары и его сыновья, - боги дня, поклоняются Всевышнему в Его облике Камадевы, Бога любви, отрады богини Удачи, Лакшми. В конце каждого года, дочери Самватсары, ночные богини, при виде ослепительного сияния огненного колеса, приходят в крайнее возбуждение, от чего они прежде срока разрешаются от бремени.

00:10:18 16. Необычайно величественны движения бога любви Камы в краю Кету. Лик Его отмечен едва уловимою улыбкою, и когда Он, приподнимая брови, бросает игривый взгляд на Своих возлюбленных слуг, это доставляет богине удачи - Лакшми великую радость.

00:10:44 17. В стране Кету, где правит патриарх Самватсара, богиня Удача поклоняется верховному Владыке в Его милостивом облике Бога любви. Днем вместе с нею Всевышнему возносят молитвы боги дня, сыновья Самватсары, ночью - его дочери.

00:11:12 18. Вот их молитва: Мы преклоняемся пред Источником всего сущего и Владыкою чувств - Хришикешею. Он повелевает деятельностью всех живых существ - телесною, чувственною и умственною, и Он наслаждается плодами сих деяний. Пять предметов чувств и одиннадцать чувств – суть части Его бесконечного существа. Он обеспечивает Своих чад всем, что потребно для их жизни, ибо окружающий мир – тоже Он. Он дает душам волю к деятельности, и Сам Он – эта воля. Он воля к жизни и Он – сама жизнь. Он – вечный супруг всех живых существ, ибо вечно оберегает их от небытия. Преклоняться пред Ним – наш единственный долг и наше естество. Да склонимся пред Господом Богом, - нашим вечным и добрым супругом. Да будет Он благосклонен к нам - в жизни этой, жизни и будущей.

00:12:41 19. Господи, знание делает нас сильными, неведение – счастливыми. Ты, несомненно, самодостаточен и свободен. В отличии от нас Твое счастье не зависит от прочих существ. Женщины в молитвах просят Тебя даровать им достойного мужа, что удовлетворял бы их чувства и защищал их и детей их от невзгод. Неразумные, они просят самого лучшего и могущественного Мужчину даровать им заступников, кои сами находятся во власти времени. Никто, кроме Тебя, не способен защитить душу от смерти и скорби, ибо владычица мира, Смерть, находится у Тебя в услужении.

00:13:43 20. Лишь тот, кто не ведает страха достоин быть супругом всякой жены. Потому у женщины нет иного покровителя, кроме Тебя. Ведь Ты внушаешь страх самому страху, а смерть молит Тебя о пощаде. Мудрые величают Тебя единственным Мужчиною в мире. А я, Удача, чьей благосклонности добивается всякая живая тварь, вечно ищу Твоего расположения.

00:14:23 21. Tы удовлетворяешь чаяния всякой женщины, что беззаветно предана Тебе. Даже те из женщин, кто жаждут выгоды от союза с Тобою, получают все, о чем мечтают. Правда, овладев желанным, они пожинают лишь скорбь и разочарование. Ты Сам по Себе – суть Высшее Благо, и несчастны те, кто молит Тебя о благах иных.

00:14:57 22. Творец Брахма, владыка жизни Шива, боги и демоны подвергают себя суровым воздержаниям, дабы заслужить мое, Лакшми, расположение. Без моего участия нельзя познать радости жизни. Однако я бываю благосклонна лишь к тем из живущих, кто хранит Твои стопы в своем сердце, ибо испокон века служу Твоим стопам, но не мольбам смертных. Я же, Удача, остаюсь безучастна даже к просьбам богов, если те забывают о том, что все они призваны служить Тебе.

00:15:48 23. О Непорочный Владыка, знаком удачи отмечена лотосная ладонь Tвоя. Стоит Тебе коснуться чела рабов Твоих, как они тот час обретают все желанное. Я горда тем, что мне, самой Удаче, выпала удача быть подле Тебя, хотя гордость моя и отдаляет меня от Твоей Милости. Я чувствую, как мысленно Ты сторонишься меня и устремляешься к тем Своим слугам, что беззаветно преданы Тебе, но не сознают своей преданности.

Молитва ману Вайвасваты

00:16:34 24. Блаженный Шука продолжал: В конце прошлой великой эпохи Всевышний явился в мир в облике Рыбы в краю Рамьяке, где поныне правит сын Солнца ману Вайвасвата, что поклоняется Всевышнему с такою молитвою на устах.

00:16:58 25. Я в почтении склоняюсь пред Господом Богом, сошедшим в зримый мир в облике исполинской Рыбы - пред Господом, Кто есть средоточие чистого света и источник жизненной силы. Он один дает живым существам силы телесные и силы умственные. Он один наполняет их чувства способностью восприятия.

00:17:32 26. Точно кукла на нитях, точно жена в доме строгого мужа, Тебе послушна всякая тварь в свете – слабая и власть имущая. Tы – вне и внутри всякого существа, оставаясь неузнан для них. Но Ты открываешься взору того, кто внемлет священному Преданию, ибо жилище Твое – суть молитва святых, что не от мира сего.

00:18:08 27. Всякий имеющий власть, - бог на небесах, царь земной или вожак животной стаи – все черпают власть свою от Тебя. Без Твоего дозволения ни какой правитель не способен уберечь подданных своих от невзгод и недругов. Но всякий власть имущий завидует Твоей власти и алчет занять Твой престол. Ты – государь и охранитель жизни. Твоей воле покорны боги, люди, звери, травы и горы.

00:18:52 28. Когда Земля, родительница дерев – погрузилась в воды всемирного потопа, Ты спас её, и меня вместе с нею, подняв на поверхность из бездонной пучины. Неудержимо носился Ты в водах потопа, рассекая гребни великанских волн. Подлинный хранитель Земли, Ты опора всего мироздания. Ты - Душа одушевленных, Ты - Жизнь жизни. Я склоняюсь пред Tобою в смиренном почтении.

Молитва Всевышнему Черепахи в краю Хиранмая

00:19:42 29. Благословенный Шука продолжал: В краю Хиранмая Всевышнему поклоняются в Его образе Черепахи, в образе, в коем явил Он Себя обитателям той дивной страны, которой правит главный пращур Арьяма. Владыка предков и его верноподданные возносят божественной Черепахе такие молитвы.

00:20:14 30. Господи Благословенный, неведомы пути Твои. Мы в глубоком почтении склоняемся пред Тобою, сошедшем в зримый мир в облике Черепахи. Недоступный чувственному опыту, Tы присутствуешь всюду и все покоится на Тебе - в прошлом, настоящем и будущем.

00:20:40 31. Разнообразие зримого мира - суть явление Tвоей созидательной силы. Вселенная – Ты, но Ты – не вселенная. Глядящий оком разума способен узреть Твой истинный облик, очерченный сквозь наваждение вселенского разнообразия. Мы в глубоком почтении склоняемся пред Тобою.

00:21:12 32. Всякое существо, что рождается из утробы матери, яйца или пота; произрастающее из земли; движущиеся и неподвижные; небожители и люди; мудрецы и прародители; пространство и предметы в нем; небеса и Земля с её горами, морями и сушею; звезды и прочие небесные тела – все есть проявление Твоей единой силы. Ты единый – источник разнообразия. Все сущее в Тебе – изменчивое и неизменное. Ты неизменен и неподвижен, потому непостижим и недоступен чувственному восприятию.

00:22:09 33. Бесконечно разнообразие созданного Тобою зримого мира. Мы тонем в море образов и имен, и нет числа этим стихиям наваждения. Но Ты нисходишь в зримый мир в облике ученого спасителя, Капилы, и даешь стихиям обмана точное число и описание. Внемлющий Тебе, Истине в облике мудреца, да спасется из бескрайнего моря наваждений.

Молитва Всевышнему Вепрю в стране Джамбу

00:22:47 34. Блаженный Шука продолжал: В северной стране острова Джамбу, именуемой Куру, Всевышний предстает пред её жителями в облике Вепря, дабы принять от Своих почитателей их жертвенные дары. В том благословенном краю, матушка Земля и её обитатели возносят божественному Вепрю молитвы священных Упанишад.

00:23:22 35. Мы в глубоком почтении склоняемся пред Tобою, о Величайший из великих. Внемля Твоему имени, мы познаем Твою суть. Tы – жертвенное действо, Ты – жертва, Tы – жертвователь и Ты – принимающий жертву. Жертвенное таинство – твоя плоть. И ты правообладатель всякой жертвы. Твоя плоть – чистый свет. Дабы открыть Себя взору смертных Ты. В три эпохи принимаешь облики трех цветов, тем самым открывая себя взору смертных. В четвертую же эпоху Ты ослепляешь смертных Своим сиянием, потому остаешься невидим для них. Тебя величают Три-юга ибо в три из четырех эпох Ты нисходишь узнанным. Воистину Ты в полной мере обладаешь всеми шестью достоинствами.

00:24:39 36. Как искушенный охотник способен трением извлечь огонь, затаившийся в дереве, так проницательный муж способен узреть Тебя, неизменную Истину, в проходящих явлениях и свойствах зримого мира. И все же, если пожелаешь, Ты остаешься скрытым от глаз даже самого мудрого, и никакая власть разума и сила плоти не заставит Тебя открыться ищущему. Tы являешь Себя лишь тому, кому пожелаешь, и лишь тогда, когда пожелаешь. Когда, о Всесильный, Ты не откажешь тому, кто нуждается в Тебе. Я смирено склоняюсь к Твоим стопам.

00:25:38 37. Предметы чувств, - звук, цвет, вкус, поверхность и запах; ощущения, боги - повелители чувств, плоть, время и самость - все это проявление Твоей ворожащей созидательной силы. Кто в созерцании своем способен отличить движимое от неподвижного, тот видит Тебя за летучей дымкою наваждения, коей Ты скрываешь Себя от посторонних глаз. Хотя Ты – Высший наблюдатель, Мировая душа, Ты открываешься взору тех, кто не очарован игрой Твоих лучей. Я в почтении склоняюсь пред источником света, что невидим, но благодаря коему видно все прочее.

00:26:40 38. Ты не приемлешь участия в созидании, поддержании и уничтожении вещественного мира. Все это осуществляют Твои силы, кои Ты побуждаешь к действию одним лишь взглядом. Как магнит силою тяготения приводит железо в движение, так Ты властью Своих чар приводишь в возмущение вещество, поддерживаешь его в движении и затем вводишь в состояние покоя. Всякое движение порождено Тобою, но ни одно из них ни оказывает на тебя воздействия. Ты – бесконечная Неподвижность, вкруг которой вращается всякий предмет, - всякая сущность.

00:27:41 39. В облике исполинского вепря Tы сразился и предал смерти грозного нечестивца Хираньякшу. А затем на кончике лучезарного клыка поднял меня, Землю, из пучины вселенского моря, подобно тому, как резвящийся слон хоботом достает из воды цветок лотоса. Я в великом благоговении склоняюсь пред Tобою.