Глава 4. Царствие Ришабхи

Москва - 01 January 2011
Рождение Всевышнего в облике Ришабхи. Покаяние Набхи. Древние сказители прославляют Набхи. История жизни Ришабхи. Добродетельные сыновья Ришабхи. Божественное правление Ришабхи. Подлинные и мнимые ценности. Ришабха перед отречением от престола учит сыновей государственному устройству.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:14:14 | качество: mp3 128kB/s 13 Mb | прослушано: 2492 | скачано: 1657 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Рождение Всевышнего в облике Ришабхи

00:00:13 1. Блаженный Шука продолжал: На стопах Новорожденного значились божественные отметины: стяг, молния, лотос, стрекало. Хотя и окруженный роскошью, ребенок всегда оставался равнодушным к вожделенным дарам богини Удачи. Мальчик был благолепен и силен волею. С самого появления Младенца на свет жрецы, боги, царские сановники и простые обыватели видели в Нем будущего правителя Земли.

00:00:57 2. Выслушав мудрых книжников, что умеют по внешним чертам читать нрав и судьбу человека, Набхи нарек своего Отпрыска Ришабхою – лучшим из людей. Мудрые жрецы предрекли новорожденному дитя,что всю жизнь обладать в полной мере силою, благолепием, отвагой и ясным рассудком.

00:01:31 3. Однажды, ещё в бытность Ришабхи отроком небесный царь Индра, позавидовав богатству и благочестию правителя Земли, перестал проливать дожди на земную твердь. Тогда, прибегнув к тайным силам, царевич принудил небесную влагу орошать отеческие владения без участия громовержца.

Покаяние Набхи

00:02:02 4. Итак, Всевышний сдержал, слово данное в жертвенном собрании, – явился в свет в облике Сына царственной четы Набхи и Мерудеви. Но природа Божьего очарования такова, что государь, - верный раб Господен видел в Ришабхе не Старейшего из существ, но любимое дитя свое, призывая Его с дрожью в голосе: "Сынок мой, радость моя". Дабы доставить радость рабу своему верному Неотразимый Господь принимает облик особенно милый последнему.

00:03:00 5. Удостоверившись в любви и преданности своих подданных к его Сыну, всех от сановника до обывателя, Набхи объявил, что по окончании срока послушания Ришабха будет помазан на царский престол, и что сам он удалится на покой в обитель древних мудрецов Бадарику, что расположена в горах Гималаи. Там спустя годы, поклоняясь Всевышнему в образе Нары и Нараяны, он оставил бренное своё тело и вместе с верной супругою вознесся в нетленное царство Вседержителя.

Древние сказители прославляют Набхи. История жизни Ришабхи

00:03:50 6. Во славу государя Набхи древние сказители сложили такие стихи. "Какие подвиги должен совершить смертный, чтобы Господь Бог низошел к нему в облике его сына?"

00:04:13 7. "Верно Набхи сумел столь явственно угодить служителям духа, что в награду они властью своею открыли государеву взору облик Царя царствующих – непорочного Нараяну".

00:04:33 8. С уходом Набхи в святую обитель Бадарику царевич Ришабха, доселе обучавшийся послушником в доме учителя, взошел на престол земного царства, дабы примером Своим указать обывателю, как должно жить в миру. Вознаградив воспитателя Своего богатыми дарами, юный государь выбрал Себе в жены деву по имени Джаянти, кою с небес на Землю ниспослал предводитель богов Индра. От прекрасной небожительницы у Ришабхи народилось сто сыновей, столь же благолепных и добродетельных, как и их отец. Царственная чета жила в любви и согласии, почитая Слово и закон Божий являя миру образец жертвенности.

Добродетельные сыновья Ришабхи

00:05:42 9. Старший сын Ришабхи, Бхарата, прославился верностью сословному долгу и стяжал доброе имя многими делами во благо подданых. Со времени его царствия Землю величают Бхаратою в честь сего добродетельного государя.

00:06:08 10. Следующих девятерых сыновей Ришабхи и Джаянти звали: Кушаварта, Илаварта, Брахмаварта, Mалая, Кету, Бхадрасена, Индрасприк, Видарбха и Киката.

00:06:31 11-12. Младшие их братья - Хави, Антарикша, Прабуддха, Пиппалаяна, Авирхотра, Друмила, Чамаса и Карабхаджана – напротив избрали путь отрешенных старцев и прославились своею ученостью и подвигами во имя Всевышнего. Всякий раз, когда я слушаю о смиренном нраве и благих деяниях девятерых мудрецов, сердце моё исполняется восторгом. Позже Я поведаю тебе о девятерых святых, когда буду пересказывать беседу Нарады с Васудевою.

Божественное правление Ришабхи

00:07:21 13. Остальные сыны Ришабхи, числом восемьдесят один, избрали стезю благочестивых мирян. От мудрых учителей они стяжали науки и искусство жертвоприношения. То были мужи праведные и правдивые, скромные и добрые нравом – словом, обладали всеми качествами угодников Божьих.

00:07:51 14. Непорочный Господь, что низошел на Землю в облике государя Ришабхи, исполнял Свой человеческий долг не по принуждению, но произвольно, - в назидание людям. Деяния Того, над Кем нет закона, - всегда игра. Неподвластный рождению, старости, немощи и смерти, Он лицедействовал обычным человеком. Как надлежит доброму правителю Ришабха судил беспристрастно всех подданных. Был суров к намеренным преступникам и снисходителен к оступившимся нечаянно. Несчастные и обездоленные всегда могли найти защиту и утешение у милостивого Государя. Стоящий над всяким законам, Сам Ришабха соблюдал земной закон неукоснительно. Дабы среди людей не возникло зависти и распрей Он размежевал человеческое общество на четыре сословия, указав каждому из них его обязанности и права. Во времена царствия Ришабхи, люди не ведали тревог, ибо каждый занимался делом ему привычным и естественным, каждый имел возможность думать о вечных ценностях и стяжать спасение своей душе. Словом и делом Ришабха внушал подданным: если следовать закону Божьему, то при жизни ни в чем не будешь испытывать нужды, а после смерти обретешь жизнь вечную. Примером Своим государь показал человеку, что даже среди мирской суеты можно быть умиротворенным святым праведником.

00:10:08 15. Известно, что какие бы дела не совершал великий, обыкновенные люди следуют его примеру.

00:10:19 16. И хотя Всевышнему ведомы все тайны в подлунном мире, в назидание грядущим правителям Он соизмерял каждое Свое решение с советами духовных чинов и учился у них терпению, рассудительности и умению сдерживать страсти. Дабы править долго и счастливо государь должен слушать мудрых и заботиться о благополучии обывателей.

00:10:54 17. Ришабха совершил сто жертвоприношений, предписанных царскому сословию. Все дары, утварь и прочие предметы необходимые для таинства были отобраны самого высокого качества. Обряды проводились в священном месте и в благоприятное время, жрецы при священнодействе были юными и исполнены святой веры. Плоды жертвоприношений государь подносил богам и людям.

Подлинные и мнимые ценности

00:11:34 18. Ведомо, что всякий, кто прельстится ложными ценностями, обрекает себя на душевную печаль и томление. Потому Ришабха, как должно истинному благодетелю, учил подданных разделять ценности подлинные и мнимые, дабы в погоне за последними человек не тратил жизнь в трудах тяжких и бесполезных. Государь учил граждан своих тратить силы лишь на самые необходимые нужды, не усердствовать чрезмерно ради бренных благ и не гнаться за излишествами. "Труд по принуждению, - говорил Он, - делает человека несчастным, праздность делает его безумным". Подданные любили своего Государя и были Ему верными слугами.

Ришабха перед отречением от престола учит сыновей государственному устройству

00:12:40 19. Пред тем, как отречься от мира, Ришабха вместе с сынами отправился в одну из своих владетельных вотчин, Брахмаварту, где ученые мужи делились меж собою мудростью и опытом духовных трудов. Государь велел своим отпрыскам внимать слову мудрых, прежде чем приступить к делам царским. Там же по просьбе ученого сословия Ришабха преподал наследникам урок государственного устройства и управления, ибо наряду с беспристрастностью и рассудительностью правителю должно уметь обходиться по разному с теми, кто чином ниже тебя, кто равен тебе и кто старший тебе по чину; государь должен отличать друзей от недругов, людей недоброго нрава и благонравных.