Глава 14. Притча про Лес Наслаждений

Москва - 01 января 2011
Рахугана ублажает слух Бхараты мудрыми речами. Иерархия ценностей. Узы семейных отношений. Чувство обладания или собственности. Враги и друзья. Осуждение и оценка. Безбожники и лжеучения. Вещи, которые лишают человека разума. Бездна стяжательства. Три вида страданий. Двойственные понятия. Неумолимое колесо времени. Самопровозглашенные боги. Тело живого существа. Потери и победы на жизненном пути. Величие блаженного Бхараты.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:33:18 | качество: mp3 128kB/s 30 Mb | прослушано: 2319 | скачано: 836 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Рахугана ублажает слух Бхараты мудрыми речами

00:00:14 1. Шука сказал: Охотник, отправляющийся в лес за добычей, - это сознательное существо, сошедшее в вещественный мир за наслаждениями, - душа, ступившая в мир стяжательства. В поисках новых ощущений, она забирается в самую чащобу и потом не знает, как выбраться из мрака. Душа, зачаровывается ворожащей Божьей силою, что ввергает её в состояния просветления, возбуждения и помрачения. Душа засыпает и пробуждается в разных телесных оболочках, не помня, что было с ней прошлым днем. В муках она рождается и в муках умирает, а в промежутке меж этими мгновениями старается забыться в самообмане. Так прыгает душа, точно буйная обезьяна, с ветки на ветку в лесу соблазнов, пытаясь добраться до самой верхушки, и если усилия её венчаются успехом, верхняя ветвь ломается и чадо Божье вновь падает на самое дно перерождений. Ум – наш злейший враг. Он столь плотно облекает нас, что мы порою принимаем его за самое себя. Ум зовет душу к высотам наслаждений, а потом предательски низвергает в бездну страданий. В уме рождаются ощущения, главное из которых – ощущение собственности. Оно не позволяет душе вырваться на свободу из объятий заколдованного леса. Полагая, что ищет удовольствий, душа на самом деле ведет борьбу за существование. В туманных грезах, скованная страхом смерти, заблудшая, душа не способна обратить взор свой к Всевышнему Спасителю.

Иерархия ценностей

00:02:45 2. Ученые мужи толкуют, что честь ценнее богатства, свобода ценнее чести. Менее ценное правильнее обменивать на более ценное. Потому заработанные средства следует тратить на осуществление долга. Долг же следует исполнять, дабы обрести свободу. Вместо того человек отдает заработанные средства шести мошенникам – носу, языку, глазам, ушам, коже и уму. Заработанное тяжким трудом он тратит на то, чтобы прикасаться к предмету вожделения, смотреть на него, нюхать, пробовать на вкус, слушать и мыслить его своей собственностью. Tак жертва чувств-мошенников обменивает свои усилия, - драгоценности, кои могли бы привести к свободе, - на безделушки, вроде запахов, звуков, прикосновений и мечтаний об имуществе.

Узы семейных отношений

00:04:04 3. Жена и дети, коих воплощенная душа полагает своими близкими, в действительности ведут себя, как тигры и шакалы, что растаскивают овец, стоит пастуху на мгновение смежить глаза. Как бы зорко человек не охранял свои богатства, он не убережет их от своего семейства. Ненасытные родичи коварнее самого проворного воришки, ибо отбирают у тебя время и еще пуще заставляют трудиться ради них.

00:04:49 4. Каждый год земледельцу приходится уничтожать сорную траву, и каждый год она дает новые всходы. Дабы избавиться от сорняков, нужно уничтожить их семена все до единого. Так и в поле семейных отношений: покуда не уничтожишь желание обладать кем-либо, ты будешь связан узами рабства и, оставив однажды один предмет вожделения, будешь искать иной. Даже тщательно вымытый горшок долго хранит запах камфоры. Невозможно перестать действовать, если не сжечь семена желаний.

00:05:42 5. Тому, кто обзавелся семьею и имением, непрестанно досаждают окружающие живые существа – воры и завистники, слепни и прочие кровопийцы, саранча, хищные птицы и крысы. Но вместо того, чтобы отречься от предметов чужого вожделения, он обзаводится средствами защиты, кое тоже приходится защищать. Желание обладать вынуждает действовать. Действие приносит плоды, от которых нужно либо избавляться, либо оберегать, что приводит к новому витку деятельности. Этому порочному кругу нет конца. Хотя в зримом мире нет ничего вечного, душа, потерявшая от вожделения разум, пытается найти здесь убежище, как порою спящий силится обустроиться в приснившемся ему доме.

Чувство обладания или собственности

00:06:54 6. Во сне он огораживает дом высоким забором, устраивается удобно в опочивальне, вкушает изысканные яства и предается любовным утехам. Вместо того чтобы бежать прочь из долины смерти, душа гонится за предметами вожделения как путник за миражем, и уходит все дальше и дальше от обители жизни.

00:07:29 7. Порой скиталица-душа пленится желтым цветом испражнений, кои обыватели именуют золотом и, дабы завладеть вожделенными кусочками, она пускается в тяжкие труды. В обществе глупцов уважают обладателей желтого металла. Имея золото, человек вызывает уважение и восторг окружающих. Оно же источник зависти и тревог. Золото можно обменять на удовольствия, из-за него можно и расстаться с жизнью. Подобно отчаявшемуся путнику, что с надеждой устремляется на огонек светлячка и тонет в болотной зыби, глупцы тянутся к блеску золота и оказываются в окружении злых завистников.

00:08:33 8. У души, плененной путами вожделения, вся жизнь уходит на поиски пищи воды и жилья. Человек полагает, что будет счастливее под другою крышею и более сыт другою пищею, и это заблуждение заставляет его трудиться, отбирая последние силы и, наконец, самое жизнь.

00:09:03 9. Точно путник, ослепленный пылью, поднятой смерчем, вожделеющая к обладанию душа видит мир в искаженном свете и соблазняется очертаниями чужой плоти. Непорочная от природы душа вдруг оказывается в страстных объятиях особ противоположного пола. Забыв о том, что боги - невидимые свидетели всех наших дел, человек отдается пороку во мраке безумия, за что потом несет тяжкую кару.

00:09:48 10. Временами душа сознает, что за удовольствия нужно платить страданиями и что радость в бренном мире непременно сменяется печалью, но стоит вожделенному видению вновь появиться в туманной мгле, как душа забывает о своем открытии и устремляется к новым страстям. Миг прозрения длится недолго, как вспышка молнии - после озарения мир снова погружается во мрак.

Враги и друзья. Осуждение и оценка

00:10:25 11. Человек печалится, заслышав о себе недоброе мнение. Того, кто судит о нем плохо, человек именует врагом, не сознавая, что чужое осуждение, хотя и несносно для слуха, - не более, чем стрекот сверчка. А грубые окрики государевых сановников, хотя и заставляют сердце сжиматься от страха, - не более чем крики слепой совы.

00:10:59 12. Когда иссякают плоды добрых дел - богатства и удовольствия - душа, алчная до них, обращает свой взор к сильным мира сего, - живым мертвецам - и просит у них прибежище. Но богатые и власть имущие подобны бесплодным деревьям и отравленным колодцам: они не утолят голода и жажды.

Безбожники и лжеучения

00:11:31 13. И тогда, дабы спастись от жизненных невзгод, горемыка ищет благословения безбожников, ряженных в одежды святых и присягает их вероучениям. А потом, обманутый, он испытывает мучения еще большие, чем прежде. Так изнуренный зноем путник бросается в обмелевшую реку, где не находит желанной прохлады, и причиняет себе увечия.

00:12:06 14. Неспособный самостоятельно обеспечить себе существование, человек принуждает к работе своих детей и родичей. Если же близкие отказываются добровольно делиться своими благами, он отбирает их силою или обманом.

00:12:27 15. Семейная жизнь - что лесной пожар: начинается с приятного тепла, заканчивается пепелищем. И погорелец клянет в своих несчастьях окружающих и злую судьбу.

00:12:47 16. Государевы слуги – хищные людоеды, алчные до чужого имущества, что подчас дороже человеку самой жизни. Лишившись дорогих сердцу вещей, бедолага превращается в безвольного полумертвеца.

00:13:07 17. Порою мирянин воображает себе, будто отец его и дед воплотились на земле в образах его сыновей и внуков. И он радуется той радостью, что испытывает человек во сне. В преклонном возрасте, когда чувства притуплены, людям остается получать удовольствие, разве что от игры воображения.

00:13:37 18. Чтобы добиться высокого положения в обществе, мирянину должно соблюдать несчетное количество бессмысленных правил, выдуманных людьми. Тщеславный бедолага карабкается всю жизнь в гору, склоны коей усеяны колючками и острыми камнями, что до крови ранят ему ноги. Но он упорно движется вверх, и на самой вершине обнаруживает, что дальше идти некуда.

Вещи, которые лишают человека разума

00:14:13 19. Лишения, голод, жажда и обиды лишают человека разума, и тогда он срывает свой гнев на близких ему существ, ради которых живет и трудится. А опомнившись, он страдает муками совести.

00:14:32 20. Ночной сон словно могучий удав сковывает уставшую от трудов душу. Каждую ночь душа человека проваливается в глубокий, мрачный колодец, позабыв о своих дневных достижениях, победах и даже собственном имени в заколдованном лесу удовольствий.

00:15:01 21. Стоит человеку добиться незначительного успеха, как к нему тут же отовсюду сползаются змеи - завистники. В страхе потерять накопленное человек теряет сон и способность здраво мыслить. Серебром и златом он отгораживается от действительности и катится в бездну безумия.

00:15:31 22. Порою ради мига сладострастия человек овладевает чужой женой, не думая о последствиях. Так за мгновение удовольствия ему приходится терпеть муки и унижение до конца дней своих.

00:15:50 23. Мудрые предостерегают от стяжательства: чем больше имеешь, тем больше страдаешь, в этой жизни, и в следующей.

Бездна стяжательства. Три вида страданий

00:16:04 24. Случается, правда, что укравший чужие богатства или обманом завладевшей ими избегает людского правосудия. Tогда некто по имени Девадатта, агония, отбирает его имущество, а другой по имени Вишнумитра, предсмертный вздох, крадет их у Девадатты. Мирские блага не держатся в одном месте, но переходят из рук в руки. Никому не дано наслаждаться земным богатством постоянно.

00:16:44 25. Всякую тварь в зримом мире преследуют три страдания – причиняемые силами природы, причиняемые иными существами и причиняемые собственным умом. Неспособность избежать земных мук повергает человека в уныние и часто, оставшись наедине с собою, он горько стенает.

Двойственные понятия

00:17:15 26. Золото с серебром имеют такую власть над людьми, что друзья в миг обращаются во врагов, стоит одному из них обмануть другого хотя бы на грош.

00:17:31 27. Со временем человек сознает, что радость в зримом мире неизбежно сменяется печалью, дружба – враждою, привязанность - ненавистью, молодость – старостью, уверенность – страхом, уважение – позором, и это прозрение заставляет человека страдать еще больше. Даруя кому-либо рождение, ты обрекаешь его на смерть. В мире соблазнов бессмысленно искать сердечного покоя, ибо чем более обман рассеивается, тем более видишь жадность, зависть, унижения, горя и безумия.

00:18:27 28. И снова ты ищешь убежища в объятиях женщины. Стараясь забыться в её ласках, ты теряешь разум и не задаешься вопросами, зачем живешь на этом свете. Привязываешься к предмету своей страсти и удовольствия и трудишься, дабы обеспечить её и себя подходящем жилищем, где вы могли бы укрыться от посторонних глаз и предаваться любовным усладам. Женщина чарует тебя своею ласковой речью, восхищенным взглядом и движением тела. И ты, едва высвободившись из её объятий, спешишь прочь из дому, чтобы добыть ей пропитание.

Неумолимое колесо времени

00:19:27 29. У Всевышнего есть могучее оружие, с которым не справится ни одна живая тварь. То неодолимое колесо времени. Никто не в силах остановить его - ни великий творец Брахма, ни крошечная букашка. Оно крутится с самого сотворения мира и перемалывает в своих спицах слабых и сильных, благородных и подлецов, отважных и малодушных. Оно каждому отмеряет свой век, перетаскивая его из поры младенчества в детство, в юность, зрелость и старость. Расставшись с дряхлым телом, душа получает новое, дабы пройти смертельный круг заново. Порою в страхе пред неизбежной смертью глупцы ищут защиты у самозванных спасителей, не ведая, что те тоже зажаты меж спиц неумолимого колеса. Вместо того чтобы искать милости у Всевышнего - Хозяина времени, недалекие люди молятся жертвам времени – выдуманным богам и самозванным пророкам. Просить у смертного спасения от смерти все равно, что просить стервятника, цаплю и ворону защитить тебя от голодного тигра.

Самопровозглашенные боги

00:21:12 30. Самопровозглашенные боги, пророки и спасители – лжецы, лгущие себе и своей пастве. Не зная выхода из дремучего леса, они ведут за собою доверчивых приверженцев во мрак безумия. Но бывает, что обнаружив ложь, душа предается истинному святому, что учит служению Всевышнему, но неспособная перетерпеть тяготы в начале пути, она теряет благую веру и падает еще глубже, на самое дно, в общество невоздержанных обезьяньих существ, для коих совокупление есть смысл существования. Так, разочаровавшись в идеалах служения Богу, человек скоро превращается в полуживотное существо.

00:22:20 31. Спариваясь тут и там, обезьяны прирастают числом. Им нравится смотреть в лица избранниц: это напоминают им о чувственных удовольствиях. Обезьяны прыгают с ветки на ветку, предлагая своим любимым вкусные плоды, дабы в благодарность те допустили их к себе для совокупления. Умирая во мраке невежества, сластолюбцы рождаются снова в низких отвратительных видах жизни.

00:22:59 32. Влекомая охотником-похотью, душа прыгает из тела в тело, точно обезьяна с дерева на дерево. Надеясь, что потворствуя похоти она обретет свободу, душа напротив оказывается запертой в клетке судьбы. Краткий миг удовольствия делает живое существо, до конца жизни рабом ненавистных ему отношений.

00:23:31 33. И когда в сумраке среди ветвей обезьяна видит вдруг очертания слона-смерти, она в страхе бросается прочь от видения и обреченно летит вниз во тьму горного ущелья.

Тело живого существа

00:23:50 34. Душа полагает, что тело предназначено ей для удовольствий, на деле же тело становится источником тревог. Тело страдает от холода, голода, жажды и болезней. Не в силах противостоять напастям душа клянет в своих бедах судьбу и окружающих, и в обиде на весь свет встречает смерть.

00:24:23 35. Запутавшись в сетях обмана вечные души бранятся меж собою за временные блага. Чтобы добиться превосходства в призрачном мире, они часто обманывают друг друга.

00:24:39 36. Порой, оказавшись в крайней нужде, душа решается добывать себе еду и кров над головою нечестными способами. И если её уличают в воровстве, то подвергают наказанию и унижению.

00:24:58 37. Случается и такое, что ради достижения суетной выгоды ненавистные друг другу люди связывают себя узами брака на всю жизнь. В тайне ненавидя друг друга, люди часто называют себя братьями и сестрами, соратниками и единоплеменниками.

Потери и победы на жизненном пути

00:25:23 38. Жизненный путь человека сопряжен с потерями и победами. Теряя, человек страдает, приобретая, он обманывается обладанием. Когда же наступает прозрение, когда он сознает, что в этом мире ему ничто не принадлежит, он снова страдает. Он теряет родителей, имущество, уважение, молодость и красоту. И хотя потери неизбежны, он все одно мучается страхами потерять накопленное. Порою дитя Божье вопиет от отчаяния, порою поет на радостях от того, что способно приумножить своё имение и число родичей. Ни в радости, ни в горе заблудшее чадо не вспоминают о своем истинном Отце, - Господе Боге. В неудачах смертные клянут своих ближних, в победах восхваляют себя. Лишь немногие души, осознавшие своё ничтожество пред Всевышнем, ищут Его покровительства, дабы вырваться из порочного круга перерождений.

00:26:50 39. Те редкие счастливцы, что сдались на волю Всевышнего, дружелюбны ко всем существам, умиротворенны и не жаждут обладать чем бы то ни было. Они свободны от похоти и во всем видят присутствие Спасителя. Потому, всякий, кто не враг себе, должен искать общества этих святых непорочных душ.

00:27:21 40. Mногие правители прошлого, прославившие имена свои щедрыми жертвами и воинскою доблестью, вознеслись в райские чертоги, но не сумели связать себя узами безропотной любви ко Всевышнему. Кто чтит священное слово, но не расстался с чувством обладания, тот не способен отдать себя в обладание Всевышнему. Меж тем, лишь это одно способно наполнить душу счастьем и утолить её чаяния. Кто мнит себя обладателем чего бы то ни было, тот останется в мире вражды и обмана, так и не вкусив радости любви.

00:28:15 41. Цепляясь за ростки своих добрых деяний, душа взбирается к высшим ярусам вселенной, где ей не грозят страдания и тревоги. Там в удовольствиях она пожинает плоды своей праведности, а потом снова низвергается на землю или в более низкие круги бытия. И нет конца этим скитаниям. Кто связал себя понятиями добра и зла, тому не выбраться из порочного круга рождения и смерти.

Величие блаженного Бхараты

00:29:02 42. Блаженный Бхарата – словно исполинский орел, что носит на своей златой спине Всевышнего. В сравнении с ним мирские правители – мелкая мошкара. Как муха не может вознестись в небо до высот Гаруды, так государи земные не способны хотя бы и мысленно достичь величия блаженного Бхараты.

00:29:33 43. Дабы прильнуть к стопам своего Господа, Бхарата отказался от всего, что другим видится пределом мечтаний – от молодой жены, любящих детей, злата с серебром, царского престола, верных друзей и послушных подданных.

00:29:57 44. Небожители завидовали земному богатству Бхараты, а он расстался с ним с той же легкостью, с какой человек расстается с испражнениями. Лишь истинный раб Божий способен на такое отречение. Кому Господь явил Свой чудный лик, тот без сожаления оставит семью, друзей, власть, сокровища, славу и ученость. Даже звезда вечной свободы меркнет в сиянии прекрасного лика Господа Бога.

00:30:36 45. Воплотившись оленем, Бхарата ни на миг не прерывал своей молитвы: "Господи Вездесущий, Ты – правообладатель всех жертв. Ты вознаграждаешь жертвующих. Ты воздаешь всякой душе по её заслугам. И я, раб Твой смиренный, принимаю как дар любые лишения и невзгоды. Ты - вершитель закона и источник вдохновения, Ты даруешь силу идущему к Тебе и смирение отчаявшемуся. Ты – повелитель судеб и Душа живых. Я – слуга Твой навеки, прошу принять меня таковым у Твоих стоп". С молитвою этою на устах блаженная душа, и покинула зримый мир.

00:31:47 46. Лишь чистые сердцем способны узреть величие благородного царя. Кто внемлет чудесной повести о блаженном Бхарате, тот стяжает благо для себя и своих близких и жизнь ему уготована долгая и счастливая. Такой человек обретет славу на Земле, и после смерти вознесется на небеса или найдет спасение в Царстве Божьем. Кто хотя бы единожды прославил святого Бхарату, тот добьется всего, к чему лежит душа его. Чего бы ты ни жаждал, - земных благ или небесных, проси в молитве блаженного Бхарату, и он непременно ниспошлет тебе желаемое.