Позитивная самооценка

Аюрведа радио - 08 April 2008
Что такое позитивное мышление? Как наше мышление проявляется в самооценке? Почему осознание своей духовной природы необходимо для правильной самооценки? Материальный мир - мир ложных самооценок. Почему мы страдаем в этом мире? Как духовная практика делает жизнь позитивной? Для духовного прогресса необходимо время. Милость Бога - решающий фактор духовного прогресса. Как справляться с неудачами в жизни? Почему бессмысленно пытаться угодить всем? Почему причиной самоубийств становится низкая самооценка? Внутренние ресурсы счастья. Вопросы-ответы. Как успокоить свой ум в случае неудач? Как позитивное мышление связано с мировоззрением? Как и когда знание переходит в понимание? В чем смысл жизни Бога? Что такое Пралая? Злой ли Бог?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:05:27 | качество: mp3 24kB/s 11 Mb | прослушано: 4698 | скачано: 3101 | избрано: 108
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 - Каждый вторник. В одиннадцать утра. Прямой эфир. Из Владивостока. Тушкин Василий Рюрикович. Самое сокровенное знание. Только на аюрведа-радио. И только для вас. Доброе, доброе утро, дорогие радиослушатели! Рада поприветствовать всех тех, у кого утро, и рада поприветствовать всех тех, у кого день и вечер уже. Давайте же, давайте приступим сегодня к нашим интересным прямым эфирам. Тушкин Василий Рюрикович. Филолог, востоковед, специалист в области ведической культуры. Мы продолжаем семинар « Позитивное мышление», и тема сегодня – «Самооценка». Это вторая тема. Итак, прямой эфир из Владивостока. Здравствуйте, Василий Рюрикович!

00:00:50 - Здравствуйте!
- Очень рада Вас приветствовать и слышать на волнах аюрведа-радио. С удовольствием напомню, правда, ещё нашим радиослушателям о том, что они могут присылать вопросы в чат по скайпу, а так же на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, и на этих словах я прекращаю свой монолог и передаю слово Вам.

Что такое позитивное мышление?

00:01:10- Спасибо. Итак, мы вернемся к начатой в прошлый раз теме «Позитивное мышление», а также я напомню, что мы говорим об этом с позиции именно ведической философии и культуры. И коротко я напомню тем, кто был или послушает тот, кто не был, о содержании нашей первой лекции, что само по себе мышление рождается не из клеток мозга, как мы привыкли думать, а мышление рождается из природы души. Но согласно Ведам, сознание души имеет три аспекта: это аспект вечности, аспект знания, аспект счастья или блаженства. Именно поэтому мы и стремимся к вечности, знанию, блаженству.

00:01:55 И вот второй аспект, аспект знания, или его называют «чит», вот, в этом аспекте «чит» знание, как раз из него, из этого аспекта и рождается наша способность мыслить, понимать, строить мысли и т.д. Вот, и в прошлый раз мы говорили о том, что эта вот, скажем, наша природа духовная, счастливая природа проявляется тогда, когда мы воспринимаем себя в связи с духовными перспективами, в связи со своей именно этой вот родной духовной природой вечности, знания и счастья. Когда же душа, сознание о душе отождествляет себя с материальными ситуациями, с материальным телом, то это рано или поздно приводит к негативному мышлению, потому что мы видим, что все, даже хорошее, что есть в этом материальном мире, рано или поздно разрушается неумолимым временем, вот.

00:02:52 Поэтому в конце концов у людей здесь развивается такой как бы пессимизм, чувство такой какой-то безнадежности и, в-принципе, так и должно быть. И на волне вот этого разочарования, по идее, у человека должна развиваться вот какая-то идея или вера во что-то другое, в альтернативу, духовный процесс, т.е. разочарование – это основа веры будущей. И потом эта вера обогащается знанием и превращается уже в духовный опыт. Итак, в прошлый раз мы коротко говорили о том, как мышление (позитивное или негативное) может проявляться в разных отношениях. Мы говорили, что обычно все люди имеют три типа отношений: отношения с младшими, отношения с равными, отношения со старшими, вот.

00:03:40 И когда наше сознание поражено вот этим вирусом такого эгоизма, эгоистичного чувства наслаждения, то вследствие этого люди, как правило, имеют тенденцию угнетать младших, завидовать (или конкурировать точнее) с равными, и завидовать старшим, или критиковать их, вот. Когда же сознание выправляется у человека под влиянием духовной энергии, тогда человек начинает проявлять милость или сострадание по отношению к младшим вместо эксплуатации и угнетения. Начинает дружить, уважительно относится к равным, вот, и начинает с почтением, в духе служения общаться со старшими. И мы говорили также о том, что идеальный способ исправлять своё сознание – это принять в свою жизнь одно из главных божественных качеств, которое называются на санскрите (на древнем языке Вед) словом «дадати».

00:04:37 «Дадати» обозначает принцип давания или самоотдачи. Бог – это тот, кто нам все дает. И когда мы учимся давать, то мы развиваем в себе вот это главное первое божественное качество, вот. Когда мы именно учимся давать младшим, и равным, и старшим, то это вот в конце концов наше бескорыстие и дух самоотверженности, жертвенности, он соответствующим образом пробуждает и природу других людей, и отношения выравниваются. Итак, это ключ, ключ к позитивным отношениям – принцип жертвенности, принцип бескорыстия, принцип «дадати», желание отдать. И сегодня мы поговорим о том, как мышление (позитивное или негативное) проявляется по отношению к себе в нашей самооценке, вот. Потому что наше индивидуальное сознание находится как бы так в потоке информации определённой.

Как наше мышление проявляется в самооценке?

00:05:37 Т.е. если представить себе поплавок, который плавает на воде, то половина поплавка будет под водой, половина поплавка – над водой. И если, допустим, рыба клюнула, то поплавок ушел полностью под воду, а если рыбак дернул (наоборот), то поплавок поднялся. Поплавок – это такая вот штука, которая может опускаться, может подниматься. Точно так же наше сознание может опускаться в материальную энергию, может подниматься в духовную энергию, и само живое существо, вот это наше истинное я, носитель сознания, оно как поплавок, т.е. обладает такой вот ограниченной природой. Мы, как правило, погружены и в материальное, и в духовное одновременно, как вот поплавок: он и часть его над водой, и часть его под водой, вот. Все зависит от того, куда ветер подует, кто дунет и кто дернет сильнее.

00:06:28 Иногда материальная природа действует так сильно, что мы полностью погружаемся в неё, иногда мы вдруг чувствуем, что, так сказать, какая-то божественная сила вытягивает нас, выдергивает нас наверх и мы как бы спим над материей, не способны контролировать свой ум, свои чувства, всякие разные ситуации. Потом опять можем погрузиться. Т.е. вот это пограничное положение и состоит, собственно говоря, наша природа, природа, которая позволяет нам делать какой-то выбор: туда или сюда. Вот, и соответственно наша оценка себя тоже будет разниться в соответствии с тем, как мы себя, как мы себя оцениваем, в связи с чем, т.е. с материей или в связи с духом.

00:07:10 Допустим, если человек попал в какую-то трудную материальную ситуацию, он думает: «Вот, неудачник, неудачник, у других «все как у людей», а у меня все, так сказать, криво, косо, все не так, ничего не получается, здоровья нет, денег нет, там какие-то проблемы в семье, что-то еще…» Вот, т.е. материальная природа довольно-таки часто ставит нам такой как бы мат, загоняет нас в такую сложную ситуацию, и поэтому у людей очень часто развивается такое как бы раздражение по отношению к самому себе, вот такая вот самооценка заниженная как к какому-то неудачнику и т.д. Хотя бывает, что в этой же материальной природе люди действуют наоборот. Если человек в гуне невежества себя оценивает, то, как правило, там будет самооценка негативная. Мы недооцениваем себя, вот.

00:07:58 А когда человек под воздействием гуны страсти (это тоже материальные качества), когда под воздействием гуны страсти себя оценивает, то, как правило, он себя переоценивает, считает себя слишком великим, что ему вообще там любое дело по плечу, хотя может быть это и не так, вот. И, для того, чтобы у нас была реальная самооценка, не заниженная, не завышенная, для этого мы должны находиться в гуне благости. Об этом чуть более подробно скажем позже.

00:08:22 Итак, самооценка. Самооценка в связи с тем, что мы идем по определённому пути. Потому что, жизнь – это путь, любая жизнь – это путь. Материальная жизнь – это путь, духовная жизнь – это путь… И путь все время нас ведет: откуда-то и куда-то, есть какое-то положение, в котором мы находились, и положение, в которое мы хотели бы прийти, вот. И существуют разные стандарты духовной жизни в соответствии с уровнем человека. Нужно найти себя, какую-то свою ступень, вот. Если, предположим, мы возьмем на себя какой-то слишком завышенный стандарт духовной жизни, т.е. под воздействием гуны страсти переоценим себя и скажем: «Ну, все! Мы там способны на многое!», и начинаем так действовать, и через какое-то время мы чувствуем, что мы не можем этому уровню следовать, вот, мы начинаем разочаровываться, у нас появляется… Сначала была завышенная самооценка, что я слишком много могу, а потом оказывается – пониженная самооценка, что вот, оказывается, и ничего не могу, вот.

00:09:20 А выясняется, что человеку просто не хватало гуны благости, поэтому он как обычно в страсти дергается вверх-вниз, вверх-вниз, то он недооценивает себя, то он переоценивает себя, вот. Нет необходимости всем принимать какой-то один, так сказать, стандарт духовный жизни. Ну что мы видим, допустим, в природе: есть и гепард, а есть улитка. Улитка еле ползет, а гепард – чемпион мира по бегу, вот. И тот, и другой двигается, но каждый согласно своей природе. Улитка не может бегать, так сказать, как гепард, вот. Но, а надо сказать, медленно, но верно тоже ползет в каком-то своем направлении. Поэтому, человеку нужно очень правильно оценивать себя, оценивать своё настоящее, вот. И не особенно, собственно говоря, равняться-то на других, потому что у всех людей разная обусловленность.

Почему осознание своей духовной природы необходимо для правильной самооценки?

00:10:10 И также для правильной оценки своего настоящего и своего будущего очень важно на самом деле знать своё прошлое. Очень важно знать своё прошлое. Не просто какое-то вот чисто историческое прошлое вот своей семьи, что-то ещё материальное, а именно свои первоистоки. Здесь очень важно понять, что мы движемся по духовному пути. И это не какая-то случайность, а это – закономерность, потому что мы все внутри в глубине являемся духовными существами, поэтому наше возвращение на духовный путь вполне закономерно, это нормальное состояние, вот. Другое дело, как мы по этому пути идем, насколько строго или не очень строго. Это уже детали. Как есть такая хорошая поговорка, что у каждого святого есть своё прошлое, а у каждого грешника есть своё будущее. Т.е. невозможно смотреть на человека вот в каком-то таком застывшем состоянии, потому что мы все находимся в динамике. Святой не всегда был святым, и грешник не всегда останется грешником. Т.е. все возможно, возможны изменения, вот.

00:11:14 Итак, очень важно для правильной оценки себя в настоящем и в будущем понимать своё духовное прошлое, что мы из духовной реальности, мы духовные существа, вот. Если же человек, забыв своё духовное прошлое, не помнит о нем, то он не может правильно оценить себя сейчас, вот. И, допустим, если мы думаем, что человек возник как-то там случайно, и нет никакого духовного прошлого, что мы не частицы Бога, не дети Бога, вот, то у нас неправильная будет оценка себя, нам может казаться, что нас вообще не было, и мы там были ни кем, а теперь мы стали всем, вот. Т.е. мы будем себя ставить на такой очень высокий уровень, в то время как если мы узнаем, что мы были когда-то в духовной реальности, а теперь оказались здесь - а эта реальность совсем другая, поэтому наша оценка себя в настоящем во многом зависит от того, как мы понимаем своё прошлое.

00:12:11 Итак, при самооценке мы видим в себе что-то позитивное, видим что-то в себе негативное, часто много негативного. Например, один святой в ведической традиции его звали Бхактивинод Тхакур сказал однажды, что: «Заглянув внутрь себя, я не нашел там ничего ценного», вот. Действительно, если человек с позиции такого вот идеального духовного положения посмотрит на себя, он увидит: «Господи! Обусловленное существо, состоящее из каких-то комплексов, недостатков» и т.д. И вот такое открытие может нас угнетать, вот. Человек может подумать: «Ну что, какие у меня шансы? Я не смогу достичь никакого успеха», вот. И иногда бывает, что новички в духовной жизни, они находятся в состоянии такого, знаете, как бы немножко ложного смирения, что они такие ни на что негодные и т.д. И они погружаются во все свои какие-то недостатки, какие-то материальные желания, вот. И начинают заниматься таким самобичеванием, что они вот совершенно бестолковые. И, это на самом деле, от неправильной самооценки, потому что в таком состоянии у людей развивается не осознание Бога, у них развивается комплекс неполноценности, вот. Поэтому, нужно понять, что, да, недостатки у нас без сомнения, конечно, есть и какие-то сложности есть, вот, но нет нужды делать на них акцента. Акцент необходимо делать на своей позитивной духовной природе.

Материальный мир - мир ложных самооценок

00:13:39 Итак, если мы находимся под влиянием гуны невежества, то мы, как правило, недооцениваем себя. Под влиянием гуны страсти, как правило, переоцениваем себя. И под влиянием гуны благости мы даем реальную оценку себе, кто мы такие, вот. Оценивать себя можно на разных уровнях: на уровне физического тела оценивать: свою силу или здоровье, или красоту, что-то еще, можно оценивать себя на уровне тонкого тела: свой разум, свои какие-то внутренние способности или ещё что-то, вот, и оценивать себя на уровне души. Как правило, люди сравнивают себя с другими на уровне физического тонкого тела. Они говорят там: «Я большой, ты – маленький» или наоборот: «Кто-то старый, кто-то молодой», «Я глупый, ты – умный» или наоборот, вот. Т.е. физическое тонкое тело, вот. Но на уровне души человек редко себя может с чем-то сравнить. Потому что, во-первых, конечно, души все равны, вот, хотя в разной степени сейчас открыта их природа, вот. И может так получиться, что люди настолько привыкли к своим оценкам, самооценкам на уровне физического тонкого тела, что когда к ним приходит духовное знание, это их немного обескураживает.

00:14:50 Ну, допустим, представьте себе, что человек на уровне физической вот такой вот самооценки – большой, красивый, молодой, такой видный, замечательный, вот, и тонкое тело, в принципе, нормально – высшее образование, может быть несколько высших образований, и в общем-то он слывет умным человеком, а не глупым, вот, и тут вдруг он узнает, что он является духовным существом, которое отлично и от тонкого тела и физического тела. Это обозначает, что сразу же, мгновенно, все вот эти его достоинства на внешнем уровне, физическом, они почти ничего не стоят – всё. Потому что, мы говорим: «Я не тело. Я не тело, я не… у меня личная душа». А перед Богом все вот эти вот мои достоинства на физическом и тонком уровне могут просто смешными, вот, потому что они как бы не много чего стоят в самой духовной жизни, вот.

00:15:39 Итак, душа мала и она не имеет прямого отношения к нашему физическому тонкому телу, вот, поэтому когда мы вдруг, допустим, прозрели и поняли, что мы являемся не физическим телом или тонким телом, а душами, то это может несколько обескуражить. Обескуражить того, кто находится в гуне страсти или гуне невежества, а того, кто находится в гуне благости – эта как раз самооценка отрезвит, она сделает его смиренным, и человек поймет, что, в принципе, да, нечем, так сказать, особенно гордиться. Это будет правильная оценка, но это не превратится в комплекс неполноценности, он поймет, что просто я развивал не те структуры, я развивал вместо духовности, развивал своё тонкое тело и физическое тело, а теперь это как бы такие вот гири на мне висят.

00:16:25 Если из тонкого тела у меня развилась гордость, что я такой умный, что я такой известный, такой знающий и т.д. и т.д., ну и физическое тело с его достоинствами тоже – мы привыкли себя выставлять напоказ, как говорится «других посмотреть, себя показать», вот. Т.е. мы живем в таком вот мире ложных самооценок, когда люди демонстрируют другим своё либо физическое тело (на конкурсах красоты или где-то там на пляже, или ещё где-то), либо они демонстрируют своё тонкое тело, свои способности в каких-то там конкурсах, не знаю на чем, так сказать, на рынке, в интернете и в-общем, на всяких разных других форумах, где люди, так сказать, меряются своим разумом, своей эрудицией, вот, но как души практически мало кто во всех этих действиях участвует, вот. И духовное прозрение, как оказалось, дает совершенно другое представление о себе и, естественно, что самооценка живого существа также может поменяться.

00:17:23 И вот, поскольку мы живем в мире ложных самооценок, то, в-основном, люди оценивают себя на двух внешних уровнях: физическое тело, тонкое тело, вот. Допустим, есть какой-нибудь журнал («Forbes»), где описывается жизнь самых богатых людей, сколько у них там денег, чем они занимаются и т.д., или ещё там какие-нибудь, так сказать, такие элитные журналы, вот где там всякие разные звезды и т.д. Обычный человек смотрит на всё это и думает: «Ну да, насколько мне далеко, так сказать, до всего этого», и у него может развиться, так сказать, с материальной точки зрения комплекс неполноценности. Но когда, если он искренне и как бы узнает о духовном знании, то тогда он поймет, что в действительности все материальные достоинства они может быть хороши в какой-то определённой сфере, но они, к сожалению, все находятся под воздействием времени, и лучше всего развивать своё вечное духовное тело, вот.

Почему мы страдаем в этом мире?

00:18:19 Но большинство людей, как здесь, живут на таком внешнем уровне, и здесь нас вдохновляют на внешние достижения – «Стань звездой!», «Стань суперменом!»… И людям регулярно показывают этих звезд, чтобы они тоже вдохновлялись и пытались такими же стать, вот. Т.е. может показаться, вот с такой обычной материальной позиции, что духовная самооценка унижает человека, потому что святых людей мало, вот, люди, в-основном, не знают, как духовно развиваться, святые имеют такую небольшую духовную веру. Кто-то может подумать, что вот, мы такие безнадежные, так много у нас грехов, материальных желаний. А чувствовать себя грешниками – это очень болезненно. Люди говорят: «Да, грехи – это просто все выдумки церкви и т.д., чтобы получить денежки там за какую-нибудь индульгенцию, за исповедь и прочие, прочие разные вещи, типа пожертвования. Они говорят: «Те грехи – это ерунда», потому что чувствовать себя грешником очень болезненно, вот.

00:19:16 Но правильная оценка – это то, что действительно у нас могут быть грехи, слабости и т.д., однако нет необходимости так уж сильно по этому поводу сокрушаться. Т.е. грех сам по себе – это одно, а вот то излишнее самобичевание себя в связи со своей слабостью – это совсем уже другое, этого быть не должно. Человек внутренне, конечно, должен, так сказать, раскаяться в своих недостатках, но он должен смотреть на своё будущее с оптимизмом, потому что он должен понять, что, так сказать, мы, в-принципе, можем избавиться от всего это при помощи духовной практики, при помощи милости Бога, вот. Много всего. Т.е. все реально. Мы видим, что не так уж много людей достигают уж такого прям большого успеха в материальной сфере, тем более ещё меньше людей, которые достигают успеха в духовной сфере. Но! Это – не повод ничего не делать, это – не повод не стараться. Поэтому оценка должна быть трезвой, здраво й, а не то, что: «А, ничего не выйдет!» Максимализм – либо всё, либо ничего. Это, как правило, гуна страсти, гуна невежества.

00:20:21 Итак, сейчас в мире очень много разных, так сказать, интеллектуалов, людей видных, так сказать, умничают весьма активно, их самооценка очень высока или какие-то люди известные, внешне богатые, красивые, сильные, какие-то спортсмены, которые у всех на виду, на слуху, вот. Но с духовной точки зрения все их достижения внутренние и внешние мало чего стоят, вот, потому что время, так сказать, унесет все это, и их разочарование будет очень и очень сильно, вот. И, поэтому люди, которые оценивают себя с позиции физического тела, тонкого тела в гунах невежества, страсти, рано или поздно всё равно придут к какому-то определённому негативному мышлению, какому-то разочарованию, вот. И мы видим, что в материальном мире наше вот это вот ложное эго, ложная самооценка и так уже велика, а современная культура ещё больше раздувает наше ложное эго. И поэтому у людей возрастают страдания из-за неспособности конкурировать с другими, и из-за неспособности соответствовать каким-то завышенным критериям.

Как духовная практика делает жизнь позитивной?

00:21:35 Поэтому, так сказать, вот этот материальный голод, борьба она постоянно рано или поздно загоняет человека вот в это негативное мышление, к негативной самооценке приводит, вот. Но как только мы узнаем первый афоризм духовной жизни «я – не тело, я – не тело [?амбра масми], я – священное духовное существо», то для искреннего человека вот это вот начало является началом позитивной духовной самооценки. Он это открытие, что «я – не тело», воспринимает с большим энтузиазмом, это большое открытие, большое облегчение на самом деле для человека, вот. И хотя, конечно, так сказать, как души мы ещё пока что, так сказать, не совсем развиты, вот, тем не менее, мы не совсем ноль, надо сказать. Уже есть, что развивать, уже есть какая-то позитивная величина. И в этом начало, так сказать, нашего позитивного понимания и мышления.

00:22:26 Успех постепенно в духовной жизни рождается из этой вот позитивной внутренней самооценки, вот, потому что как бы не было, так сказать, [неразборчиво] плохо или тяжело, можно всегда что-то сделать. Допустим, основатель общества Cознания Кришны - Свами Прабхупада однажды сказал, что можно подобрать пустую тыкву, приделать к ней какую-то палку, натянуть струну, сделать музыкальный инструмент и петь имена Бога – всё, всё в порядке. Т.е. какие-то ненужные вещи мы подобрали (ненужная пустая тыква, ненужная палка, ненужная какая-то там струна), вот, и всё это вместе соединили, вот, и получилась какая-то, так сказать, не Бог весть какая балалайка, на которой можно тринкать и петь святое имя Бога. И вот уже, так сказать, всему нашлось место.

00:23:11 Прабхупада говорил, что многие мои ученики, они тоже такие были хиппи, наркоманы, никому не нужные, просто отбросы общества валялись. Но я их, говорит, объединил всех вместе, вот, дал им достойную духовную цель – всё, и они стали святое имя Бога… стали петь Харе Кришна мантру… Вот вам, пожалуйста, у них хоть появился какой-то энтузиазм, раньше они были такими поблекшими, полными какого-то пессимизма, опустившимися, мрачными, вот. А когда у них стала развиваться духовная природа – они по-другому стали на это смотреть. Всё, эти люди стали, так сказать, радостными и счастливыми, потому что другая природа в них пробудилась – духовная, вот. И, конечно же, очень важно в своем духовном прогрессе быть именно реалистичными, т.е. невозможно быстро ожидать какого-то очень значительного прогресса, вот.

Для духовного прогресса необходимо время

00:23:04 Т.е. нужно понимать, что на все требуется время. Как вот в идеальной ситуации, если женщина только вышла замуж, она не может завтра… значит, у нее родится ребенок. Ребенок родится через какое-то время: зачатие, потом – развитие плода и т.д., вот. Точно также мы стали, допустим, на духовный путь, но не стоит думать, что за какое-то очень короткое время мы сразу же достигнем больших успехов. Нет. Наше духовное тело, духовное сознание растет годами, десятками лет на самом деле, вот. Но, не смотря на то, что процесс может быть таким медленным, все-таки мы можем изменить, потому что Господь не дает каких-то непосильных процессов, вот, нужно просто сосредоточиться на духовной жизни и… Но при этом оценивать себя правильно, не думать, что вот сейчас раз-два пришел, увидел, победил, вот.

00:24:55 Как говорится, если гусеница смогла превратиться в бабочку, то почему же мы не сможем превратиться в жителей духовного мира? Жителей Вайкунтхи? Потому что мы уже духовные существа, мы уже связаны с Богом, дистанция пока нелегка, но ничего, так сказать. У нас здесь не спорт, что там кто быстрее, мы просто действуем согласно своим возможностям. Важно ни на каком уровне мы находимся, а в каком направлении мы движемся, вот. И если человек даже находится в низменном положении, но он движется в позитивном направлении – всё, вот это – самое главное. Значит, постепенно, если он движется к Богу, значит, он придёт туда, вот.

00:25:31 И здесь очень важно, конечно, для достижения какого-то успеха понять, что время жизни вот в этом конкретном теле, конечно, ограничено, и время течет даже тогда, когда мы стоим или сидим. Всего успеть, конечно же, невозможно, поэтому нужно выбрать самое главное. Самое главное в нас – это душа, и поэтому самое ценное для души – это духовный прогресс. Если мы пытаемся тут за двумя зайцами погнаться, то, как известно, ни одного не поймаешь, вот. Если вы заходите в магазин, вы не можете купить там все – денег не хватит, поэтому вы можете купить только то, что нужно, самое главное. Поэтому на жизнь нужно смотреть как на просто спектр возможностей и не обольщаться всем подряд, а просто на основе знаний, своей внутренней системы ценностей выбирать то, что соответствует нашей цели, т.е. то, что целесообразно (сообразуется с нашей целью). Тогда мы будем прогрессировать (медленно-быстро – не имеет значения), главное, что в верном направлении.

Милость Бога - решающий фактор духовного прогресса

00:26:31 Бывает так в духовной жизни, что человек вроде бы все делает, всему следует, все уже испробовал, но он чувствует, что он попал в какой-то такой вот как бы ступор, забуксовал, как вот бег на месте. Вроде бы он что-то делает, но какого-то ощутимого прогресса он не ощущает. Что делать в такой ситуации? Хотя вроде бы он всему следует. Эта ситуация, которая, как правило, так сказать, нужна для того, чтобы мы поняли, что наши усилия – это одно, а все-таки решающий фактор – это милость Бога, которая приходит свыше. Это ситуация, когда нужно ждать божественного вмешательства. И на самом деле это – божественное качество, божественное свойство – помогать слабым, т.е. мы говорили, что главное божественное качество – давать, давать, вот. И давать – это значит оказывать помощь какую-то. Мы видим, что родители помогают детям, государство в идеале должно помогать бедным, вот. Точно также, вполне естественно для Бога помогать душам. Это нормально, вот.

00:27:31 Поэтому, когда человек совершает какие-то свои действия, свои усилия, но он чувствует, что как бы он немножко забуксовал, он должен понять, что это как раз ситуация, которая уже переводит нас на другой уровень понимания, что мы должны понять не только наши усилия, но и милость Бога. Когда человек начинает уже с внутренней такой вот молитвой, с желанием совершать свою, так сказать, духовную практику, тогда эта помощь рано или поздно приходит. Есть такая история в « Шримад Бхагаватам» - древне-ведическом писании, в 10-й песне, где рассказывается о деяниях Бога в этом мире - и там есть такая история, называется «Похищение Рукмини».

00:28:15 Рукмини была одной, так сказать, из потенциальных жен Кришны, вот, и существовало разное… существовали разные виды брака: браки, так сказать, по любви, по договоренности, всякие разные. И в том числе был такой вид брака – похищение невесты - жених похищал невесту. И, значит, была такая царица Рукмини, вот, и она услышала о Кришне, вот, и очень, так сказать, заочно полюбила его, вот. Но её хотели выдать -отец, её брат - хотели выдать её замуж за другого человека, вот. И она написала Кришне письмо: «Пожалуйста, так сказать, забери меня, не хочу», вот. И Кришна уже готовился, так сказать, к этому всему. И Рукмини была неуверена до последнего момента, она, так сказать, ожидала этого всего, но уже наступил день свадьбы, и все шло к тому, что её выдадут замуж за того, кого она совсем не любила, вот.

00:29:11 Но она внутренне ждала Кришну. И когда уже всё, так сказать, она уже в наряде, перед тем, как вот уже проводить церемонию, последний раз зашла в храм Дурги-Деви, который является, так сказать, воплощением… воплощением матери, материальной природы… Она говорит: «О, Богиня, где же этот, так сказать, мой любимый?» И как только она вышла из этого храма, увидела, как Кришна на своей колеснице подкатил, вот, тут же, так сказать, она забралась на колесницу, и они из-под носа у всей этой свадебной процессии уехали, вот.

00:29:44 Т.е. вот это как бы такой момент божественного вмешательства, когда кажется, что всё, мы безнадежны, мы сделали всё, что угодно, но получается не так, как мы хотим. Т.е. в какой-то момент все-таки Господь, видя нашу искренность, вмешивается, и мы можем совершить качественный скачок в своей духовной жизни, перейти на другой уровень. Поэтому очень важно понять, что мы не живем в вакууме, что Бог находится повсюду вокруг, и он ждет, чего мы хотим. Он реагирует согласно нашим желаниям. Если мы действительно ждем божественной поддержки – он даст её без всяких проблем, вот. Для этого мы должны хотеть, должно быть… должен человек быть искренним. Он должен понимать, что его усилия – это одно, но божественное вмешательство, божественная милость – это главный решающий фактор.

00:30:31 Итак, он уже обеспечил нам поддержание здесь, все материальные элементы есть, вот. И себя он сделает доступным только тогда, когда убедится в нашей последовательности, в нашей искренности. Он дает нам все, чего нам не хватает, охраняет то, что мы уже имеем. И, несмотря на то, что мы можем какие-то…, проходить через какие-то трудности, взлеты и падения, на фоне вечности всё это – мелочи, вот. Такие ситуации, они, может быть, сделают нас даже более смиренными, если мы искренни. Бывает, люди встают на духовный путь, очень искренне стараются, потом бывает так, что человек вообще на многие годы бросает, что разочаровывается, а потом опять возвращается, и как ни в чем ни бывало восстанавливается и, вообщем - то, хорошо прогрессирует, потому что духовный опыт – это то, что кристаллизуется в сердце, никуда не девается, такие случаи так же есть.

Как справляться с неудачами в жизни?

00:31:25 Конечно же нас очень часто в этом мире выводит из себя, сбивает с толку двойственность этого мира, потому что здесь наряду с нашими победами, какими-то достижениями, присутствуют и потери, и неудачи, взлеты и падения, то энтузиазм есть, то энтузиазма нет, вот. Поэтому это так же все связано с нашей самооценкой, вот. Поэтому человек должен смотреть не на внешние проявления жизни и не внешнюю судьбу, а надо смотреть на свою духовную природу и на Бога. Как вот в « Бхагавад-гите» (есть такой вот старый ещё перевод «Бхагавад-гиты»70-х или даже 60-х годов, в стихотворной форме), вот, где Кришна, обращаясь к Арджуне, говорит: «Признав, что удача подобна потере, что горе и счастье равны в полной мере, признав, что победе равно пораженье, – в сраженье вступи, чтоб не впасть в прегрешенье! Но, если бы даже ты жил с убежденьем, что Дух подлежит и смертям и рожденьям, – тебе и тогда горевать не годится: рожденный умрет, а мертвец возродится».

00:32:32 Т.е. много разных таких интересных утверждений в «Бхагавад-гите», которые показывают нам, что мы должны быть выше материальной двойственности, потому что материальная природа иногда, как бы так сказать, вдохновляет нас, дает нам какую-то надежду, и мы такие окрыленные, что-то такое делаем. Потом в какой-то момент мы чувствуем, что какая-то сила ставит нам подножку, и все планы у нас рушатся, и мы падаем носом вниз, так сказать, – полный позор, полная неудача, вот. Такова материальная природа. Здесь всегда так: те, кто были первыми, станут последними и наоборот, вот. Поэтому нет необходимости так сильно обескураживаться и подписывать себе какие-то такие приговоры, делать негативные выводы о себе, самооценки, если мы, допустим, испытываем какое-то, так сказать, временное… временные трудности или какие-то сложности, вот.

00:33:27 Как вот я говорил до этого: «горе и счастье равны в полной мере». В каком смысле они равны? Они равны в том смысле, что и то, и другое пройдет. Что же останется? Останется духовное состояние. Горе и счастье с материальной точки зрения: всё хорошо – значит, счастье; всё плохо – значит, горе, вот. Но, и то, и другое, имеет… имеет отношение к материи, имеет отношение ко времени. И они равны или вечны временем – и то, и другое проходит, вот. Т.е. смысл в том, что независимо от того, что происходит вокруг, я должен выполнять свой долг перед Богом, перед, так сказать, духовным учителем, я должен выполнять свою духовную практику, я должен идти по пути, независимо от того, что справа и слева. И даже если человек действует вообще идеальным образом, нельзя ожидать, что все так же будут к нему добры.

00:34:15 Например, в древнем эпосе « Махабхарате» описывается жизнь такой личности, как Махараджа Юдхиштхира. Он был идеалом поведения: вообще никогда никого не обижал, был честнейшим из людей, вот. И, тем не менее, несмотря на то, что он вел себя идеально по отношению ко всем, его и обманывали, и оскорбляли, и какую-то политику против него делали, вот. Т.е. нужно просто понять, что это – часть материальной жизни. Если мы попали в материальный мир, значит, нужно быть готовым к тому, что есть такие вот особенности. Если вы, допустим, пришли на пляж, вот, и решили, так сказать, там пикничок устроить (расстелили скатерку, вытащили свои, так сказать, продукты)… Тут ветер подул, и все песком засыпало, вот. И вы не можете обижаться на то, что здесь вот песок. Потому что на пляже – естественно, песок. Такова его природа, вот.

00:34:05 Точно также, если мы пришли в материальный мир, есть какие-то такие вот неприятности, то не нужно удивляться, потому что это – природа материального мира. Так оно и есть. Вы не можете отмыть кусок угля. Сколько бы вы его ни мыли, ни мыли, он все время черный. Такова его природа. Точно так же как бы мы ни пытались совершенствовать материальную жизнь, она все время будет приносить нам беспокойство, потому что такова её природа. Три гуны, качество, невежество, страсть, благость, материальная природа, карма наша, карма других живых существ… Столько всего, вот. Т.е. это всегда будет в какой-то степени отравлять наше материальное существование, но… и нашу собственную самооценку (насколько я удачлив или неудачлив), вот. Но мы должны понимать – такова природа этого материального мира. Мы не можем её отменить, но мы можем правильно её оценивать и относится к ней соответствующим образом, вот.

Почему бессмысленно пытаться угодить всем?

00:35:54 Также в плане самооценки очень важно не особенно как бы стараться угождать другим, потому что всем не угодишь. Всегда будет кто-то, кто недоволен. Как вот есть такая история про осла, отца и сына. Как, значит, отец ехал на осле, а сын рядом с ним шел.Едут через какую-то они деревню и люди говорят: «О, старый дурак, значит, на осла взгромоздился, а сын там маленький еле идет за ним. Надо было наоборот все». Всё, посадил он, послушал и посадил сына на осла, а сам пошел пешком. Мимо другой деревни проходят, говорят: «Вот, молодой наглец, сам сидит на осле, а отец старый за ним еле ноги волочит», вот. Т.е. и так плохо, и так плохо. В конце концов, они оба слезли с осла, осел… осел пошел впереди, значит, они идут за ним сзади. Через другую деревню проходят, люди говорят: «Вот глупцы, у них тут осел, так сказать, порожняком идет, а они сами пешком. Могли бы на осла сесть», вот.

00:36:57 Ну, сели они вдвоем на осла. Через следующую деревню едут: «Вот негодяи, какие! Осла бедного, так сказать, сейчас вообще просто раздавят, спину ему сломают». И уже в последний раз они решили, так сказать, осла, так сказать, на руки взять и нести. Тут уж их соседи обсмеяли, говорят: «Вообще, дураки конченные! Вместо того чтобы осел их вез, так сказать, они его несут». Т.е. смысл в том, что – что ни сделай, как ни поведи себя в этой материальной жизни, всё равно найдется кто-то, кто будет критиковать, кто-то будет недоволен. Всем не угодишь. Это… это однозначно, вот. Поэтому нужно стараться, так сказать, ставить целью своего удовлетворения Бога. Бог – это высшая степень удовлетворения. Вот он, так сказать, адекватно оценит все наши действия. Он самый, так сказать, благодарный. Лучше всех отвечает на наше служение, вот.

00:37:45 Все остальные с субъективной точки зрения нас оценивают, поэтому всегда даже хоть идеально будем действовать, найдется кто-то, кто будет недоволен, это будет... А если мы такие очень, знаете, мнительные или обидчивые, то это будет обязательно влиять негативно на нашу собственную самооценку. Конечно же, так сказать, нас могут критиковать, но это обозначает, что нас ценят ниже, чем мы себя. Допустим, я считаю себя, допустим, приличным человеком. А кто-то берет и критикует меня. Это обозначает, что он ценит меня ниже, чем я сам себя ценю, вот. И здесь как я могу себя повести? Я могу начать обороняться, отстаивать свою честь, говорить: «Да нет, нет, Вы просто всего не знаете, на самом деле я не такой», а можно не обороняться. Можно просто взять и признать: «Да, действительно, я несовершенен». Ну, что… во-первых, это – правда, я действительно несовершенен, вот, и во-вторых, такая… такое утверждение, оно устраняет необходимость бороться, мстить, обезоружить… и это совершенно обезоруживает оппонента.

00:38:39 Как вот, как это… уже не помню сколько лет назад, лет 10 назад наверное где-то было… Президент Америки Билл Клинтон, который, так сказать, ну там… потерял лицо несколько в связи со своим немного аморальным поведением, вот… И была такая критика в его адрес… там какая-то измена, в-общем то, так сказать, чуть ли там не в Белом доме, супружеская… И, вообщем то, весь мир обсуждал это всё. Он мог повести себя по-разному. Это была правда, он был разоблачен. Он просто сказал: «Извините, действительно вот, так оно всё и было. Простите меня, я больше не буду». Вот и всё. Т.е. он не стал оправдываться, он не стал вообще как бы ничего такого, как-то защищать свою честь, и самое странное, что его мгновенно простили. Сказали: «Ну конечно, с кем не бывает? Жизнь такая сложная штука». Всё, мгновенно, вот.

00:39:21 Т.е. когда нас как-то критикуют или что-то такое, оценивают нас ниже, чем мы считаем, нас должны, вот, это необходимо принимать, так сказать, как голос, который на самом деле может быть показывает нашу более реальную оценку, чем мы себе даем, вот. И поэтому нет нужды с этим спорить. Люди в гуне страсти начнут оспаривать: «Нет, нет, нет, вы не правильно сказали, там, оцениваете меня», вот. На самом деле, откуда мы знаем? Вот. И с точки зрения дипломатии и с точки зрения реальной самооценки это можно признать, это сразу же загасит конфликт. Нет нужды бороться, вот. Если тем более особенно нечего сказать. Если просто гуна страсти в нас говорит и не более того, вот.

Почему причиной самоубийств становится низкая самооценка?

00:39:04 Итак, мы можем по-разному себя оценивать - высоко или низко, но лучше всего оценивать себя реально. К сожалению, мы сейчас живем в такое время, когда редко кто себя может реально оценить, вот. Кто-то переоценивает, кто-то недооценивает. Очень многие люди находятся в невежестве. Так вот кульминацией негативной самооценки, кульминацией негативного мышления, вот, как бы такой кульминацией гнева, направленного на самого себя, является такая вещь как самоубийство. И мы живем в стране, где по статистике 55 тысяч человек в год накладывают на себя руки. 55 тысяч! Вернее, не просто накладывают, а умирают от самоубийства. Потому что я читал статистику, что на самом деле далеко не всякое самоубийство, не всякая попытка удается, вот. Часто… это ж очень серьезное дело, может не всякий… не у каждого получится, не у каждого, так сказать, нервы выдержат. Поэтому у многих не получается это всё.

00:40:05 Так вот, 55 тысяч – это обозначает, что те, у кого получилось. Значит, старались наложить на себя руки большее количество людей. Так вот теперь просто возьмите и умножьте, что при 55 тысячах смертей в год от самоубийства за 10 лет – это 550 тысяч, это больше полумиллиона, полумиллиона человек за 10 лет так накладывают на себя руки. Что это такое? Это и есть кульминация негативного мышления, эта вот кульминация негативной самооценки. Гнев, направленный на себя, вот. Т.е., это следствие того, что живые существа находятся в полном невежестве. Т.е. они не могут себя правильно оценить. Они думают, что: «Всё, жизнь не удалась, и всё, так сказать, бесполезно» и т.д., вот. Т.е. они совершенно не ведают о своей духовной природе. Более того, эти люди, достигшие такой вот кульминации негативной самооценки, они должны знать, что как только они совершают такое действие, уже через, так сказать, секунду, когда они выходят из тела, они оказываются в куда худшей ситуации, чем только что они были, вот.

00:42:15 Потому что, когда… они-то думают, что всё, сейчас руки на себя наложу и страдать больше не нужно, а страдания, так сказать, только увеличиваются. Потому что теперь ещё этот человек видит страдания его родственников, других живых существ, вот. И душа оказывается в таком состоянии без тела, как вот может быть человек с ампутированной рукой. По привычке хочется воспользоваться рукой, но он не может ей воспользоваться, потому что её нету. Он ещё не привык к тому, что её нету, он страдает от этого. Точно также самоубийца хочет воспользоваться своим телом, которое он только что убил, но уже не может. И это очень болезненное состояние. Его страдания только возрастают, вот. Поэтому негативная самооценка очень дорого обходится живому существу, вот. Эта вот недооценка себя или негативная самооценка также как и переоценка себя в гуне страсти, когда человек слишком много о себе думает, вот, но мы знаем, что жизнь расставит всех людей на место, вот.

Внутренние ресурсы счастья

00:43:17 Итак, нужно всегда оценивать себя в благости, т.е. в связи со своей вечной позитивной природой, не обращая особого внимания на колебания материи, что иногда, так сказать, что-то такое позитивное происходит или негативное. Дело не в этом. Дело в том, что у нас всегда есть внутренний ресурс. Даже когда какие-то внешние ресурсы у нас, так сказать, заканчиваются, какие-то сложности возникают, человек, который обладает духовным знанием, он всегда может, так сказать, перейти на внутренние ресурсы счастья. И это, на самом деле ресурс, который есть у каждого. И именно там, в этом ресурсе и находится потенциал этой вот позитивной самооценки – что да, может быть, я немного чего стою в глазах материалистов, может быть мой какой-то внешний успех не велик, вот, но перед Богом я уже что-то из себя представляю, вот. Я стараюсь ему служить, я стараюсь что-то делать для него, я стараюсь изучать, так сказать, познать свою природу, природу Бога, вот. Я стараюсь жить уже по другим принципам, по другим параметрам, не так, как принято в материальном мире. Поэтому оценка уже совсем другая, вот.

00:44:31 И значительно важнее, на самом деле, не то, как ценят нас другие люди, и не важно, как ценим мы себя, а важно понять, что Господь нас очень ценит, он очень любит нас. Потому что мы – его дети, и он любит нас безусловной любовью, как родители безусловно любят своих детей, вот. И он смотрит на нас с любовью и надеждой… и надеждой, что мы будем двигаться к нему, и он всегда готов оказать поддержку тем, кто искренне совершает свои усилия по направлению к нему, вот. И это понимание может дать очень, так сказать, позитивную и при этом реалистичную, это не переоценка себя. Это вполне реалистичная оценка своих возможностей, своего потенциала, вот. Эти вещи нельзя игнорировать. Когда же мы не знаем никакого Бога, не знаем, как он относится к нам, то тогда, что нам остается? Просто в одиночку, в одиночку бороться с какими-то своими проблемами. И часто проблемы сворачивают нас в бараний рог. Тогда что? Тогда, так сказать, какая-то негативная самооценка, вот. Поэтому, для того, чтобы оценка была позитивная, но при этом, не переоценили себя, а именно реально… для этого нужно всегда оценивать себя в связи со своей духовной природой, в связи со своей духовной перспективой.

Вопросы-ответы

Как успокоить свой ум в случае неудач?

00:45:49 Всё, на этом сегодня я закончу. Значит, теперь какие есть у нас вопросы по этой теме? Пожалуйста, есть 15 минут, мы можем говорить на эту тему.
- У нас остались вопросы ещё с прошлого эфира, но я думаю, что мы начнем как бы вот с сегодняшнего…
- Как скажете.
- … и двинемся в обратном направлении. Вопрос: Как успокоить свой ум в случае неудач (и удач) в каких-то стрессовых ситуациях и т.д.? Знания – это все очень хорошо, но они никак не влияют на моё состояние ума, даже если логически себе доказать, что плохая ситуация на самом деле – благо. Знание даже в каком-то случае усугубляет ситуацию, т.к. понимаешь, что ничего хорошего от материальной жизни ждать нечего, вокруг одни несчастные люди, какие-то проблемы. Вопрос прислал Дмитрий из Риги.

00:46:46 - Понимаете… Здесь нужно определиться, чего мы хотим. Если человек уже обладает духовным знанием, но при этом продолжает играть в материальные игры с какой-то там надеждой – вот такая вот сама по себе установка, она и порождает проблемы, понимаете? Вот. Если… если Вы знаете, что где угодно (в казино или в какой-то другой азартной игре) все проигрывают, то возникает вопрос: «Зачем туда ходить вообще?», вот. Т.е., конечно, казино – это казино, а материальная жизнь – это дело другое. Без казино можно прожить, но в материальной жизни… Мы не можем без нее прожить. Поэтому смысл не в том, чтобы в ней не участвовать, а смысл в том, чтобы участвовать в ней и, ну сказать, по мере своей необходимости (у каждого своё положение, своя ответственность, свои обязанности), но не связывать с этим слишком больших ожиданий. Вот в этом смысл, понимаете? Т.е. когда человек смотрит на эту материальность с большими ожиданиями, тогда будет действительно много разочарований.

00:47:41 А что касается знания… Вы говорите, что знание усугубляет… Не совсем так. Когда оно теоретическое это знание, тогда – да, вот. Но это ещё не знание, это – просто информация. Знанием это становится тогда, когда это входит уже в Ваше сознание и становится частью Вашей природы. Тогда это – знание. И знание не может мешать, оно только помогает, понимаете? Вот. А так, это – просто информация, которая ещё не переварена и не усвоена. И она может нас как бы смущать, потому что получается так, что если человек ещё на духовный путь не стал, но уже какую-то информацию об этом имеет, и вот с позиции этой не переваренной информации он свою может материальную жизнь оценивать. Это не совсем корректно, вот. Т.е., да, какой-то переходный момент должен быть, так сказать, переход с материального на духовный или попытки совмещения, вот. Но смысл в том, что духовное знание не может нам помешать в материальной …, оно только помогает. И оно как раз помогает легче пережить какие-то срывы.

00:48:37 Т.е. духовное знание на самом деле можно сравнить с такими, знаете, амортизаторами или рессорами, которые помогают по ухабистой дороге материальной жизни ехать, вот. По меньшей мере, в моей жизни, я знаю в жизни других людей, так сказать, моих близких, я вижу, как, проходя через разные трудности, люди именно благодаря духовному знанию нормально всё, так сказать, проходят. Но когда мы пытаемся совместить две несовместимые системы ценностей, вот и то, и другое, тогда получается, что духовное знание мешает материальному миру, вот. Поэтому, нужно не ставить эти вещи на как бы разные стороны весов либо то, либо это. И вот это вот духовное знание мешает научиться какой-то материальной борьбе – это неправильная постановка вопроса. А правильная постановка вопроса такова, что я участвую в материальной жизни, у меня есть свои обязанности, вот, я их выполняю, что-то получается, что-то не очень получается, вот. Но оценивать всё это необходимо с позиции вечности, духовности. Не так уже сильно загружаться по этому поводу, вот.

00:49:36 А так получается, что как бы мы спим, видим сон какой-то там, а нам фонариком в глаз светят, и мы говорим: «Ну, какой фонарик? Только раздражает меня». Т.е. смотрите, к чему этот пример? К тому, что когда человек находится ночью во сне, в состоянии сна, он видит там какие-то свои сны (хорошие, плохие)… Когда зажигают свет, вот, и говорят: «Вставай!» – у него такое мученическое выражение на лице: «Ой!» там… «Еще б хотел поспать…», вот. Точно также – люди как бы в материальной… жизнью занимаются, как будто в состоянии сна находятся по отношению к духовности. И когда какие-то первые лучики духовности в глаз светят, т.е. – «Проснись! Ты – есть вечная душа, а не материальное тело!» – человеку кажется, что ему мешают. Вот в этом состоянии духовный свет, кажется, мешает, т.е. – «Не мешайте мне спать! Не мешайте мне находиться в моей иллюзии по поводу моих материальных планов». Нет, невозможно эти вещи совмещать, вот. Человек проснувшийся, он продолжает участвовать в материальной жизни, но он участвует в ней не как бы в состоянии иллюзии, а в состоянии знания, в состоянии реальности. И в этом состоянии духовное знание, помешать не может, оно только помогает. Понимаете, в чем разница?... Дальше.

Как позитивное мышление связано с мировоззрением?

00:50:46 - Как позитивное мышление связано с мировоззрением? Это один вопрос и … Если позитивное мышление более статичным или более динамичным, т.е. позитивно мыслящий человек более-менее постоянно будет позитивно реагировать, или в зависимости от обстоятельств, мышление чаще меняется – то на плюс, то на минус? Трудно сформулировать точнее, вот, просят извинения. Василий Рюрикович, в чате я Вам скинула этот вопрос (номер три).
- Так, сейчас я его посмотрю… где он?... Да, увидел. Да, позитивное мышление наше тоже может подвергаться некоторым, так сказать, влияниям: то оно хорошо себя проявляет, то не очень хорошо себя проявляет… Потому что, такие вот влияния, ситуации материальные то усиливаются, то ослабляются. Действительно, иногда сложнее сохранять это такое позитивное мышление, иногда оно легко, естественно в нас проявляется, вот. Это просто говорит о нашей пока некоторой нестабильности, вот. Что вполне естественно, вот. Но смысл в том, чтобы ухватить, ухватить саму эту идею, и по мере нашего очищения позитивное мышление будет становится для нас более, более естественным, и даже самые сложные обстоятельства не будут нас выбивать из-за этого видения.

00:52:09 Как в «Бхагавад-гите» говорится, что это вот достижение – «состояние духовного видения Саматхи» – это и есть поистине решение, так сказать, всех проблем и состояние, неподвластное страданию, когда человек находится в духовном сознании, независимо от того, в каком бы он материальном состоянии не находился, вот. Но это, естественно, для новичков трудно, вот. Поэтому требуется время, сейчас главное – понять саму идею и просто двигаться по пути духовного очищения, и с течением времени это состояние будет все более и более стабильным… стабильным. Хотя динамичное – не значит, что меняется на плохое. Динамичное можно… динамика может быть вполне позитивная. А может ещё больше, больше углубляться. Не то, что динамика – значит, статика сменилась, там, на статичное на не статичное, вот. Динамизм может быть не только негативным, он может быть позитивным, вполне… Еще?

00:53:00 - Есть вопросы, они немножко не связанные с темой позитивного мышления. Будет ли… Я в прошлый раз зачитывала этот вопрос, но мы не успели ответить – интернет у нас отключили. Будет ли у Вас лекции про подземный мир Акарни, её столицу Шамбалу и царя подземного мира Ригден Джапо? Очень хочется побольше об этом узнать. Александр пишет.
- Я, честно сказать, ни слова не могу сообщить Вам на эту эзотерическую тему, вот, потому что из всех этих, так сказать вот, слов и имен, которые здесь прозвучали, мне только известно имя Шамбала, вот. Но, насколько мне известно, она не очень-то с подземным миром связана, вот. Скорее, с такими позитивными силами, вот. Но тему на такую лекцию я не планирую, потому что такой информацией я не располагаю. Еще что?

00:53:58 - Есть ещё вопрос. Расскажите про Бермудский треугольник. Это портал временной, и если – да, то куда?
- Это у нас передача «Очевидное-невероятное» должна получиться по идее… Поймите, дорогие мои, что я стараюсь делиться с вами знанием, пониманием в связи, так сказать, с духовным прогрессом. Бермудские треугольники, подземные царства – это все страшно, наверное, любопытно, вот, но это не имеет какого-то прямого отношения к духовному развитию. Да, действительно, пространство и время – это очень непростые категории, здесь много загадок, вот, и там что-то... Пространство ведет себя порой как-то необычно, люди в одном месте появляются, в другом – исчезают, что-то ещё с ними происходит… Да, потому что, сама по себе материя, материя по своей природе метафизична.

00:54:50 Она сама по себе из духа происходит, т.е. тонкая сила является первоосновой материи. Поэтому материя порой подвергается таким каким-то необычным и, непривычно с физической точки зрения, влиянию, вот. Поэтому существуют всякие какие-то такие невероятные феномены в нашей жизни, которые получают разные названия Бермудского треугольника или чего-то там еще, вот. Но для меня это, как бы так сказать, не является таким особым первостепенным интересом, поэтому я не ставлю своей целью вот как бы изучение этих тем и популяризацию их вот в нашем курсе. Пусть, может быть, кто-нибудь другой этим займется, а моя тематика – это вот развитие духовного сознания, наши духовные перспективы. Ну и, так сказать, какие-то вопросы, которые с этим напрямую связаны прямо или косвенно. Еще что?

Как и когда знание переходит в понимание?

00:55:43 - Так… следующий вопрос у нас по сегодняшней теме. Как и когда знание переходит в понимание? Например, пообщавшись с отреченным преданным, у меня во время появилось… на время появилось понимание, что оно потом куда-то делось. Но оно потом куда-то делось. Вот. Понимание имеется в виду.
- Это говорит о том, что просто человек попал под чье-то влияние. Это влияние какое-то время находилось с ним, вот. А поскольку это понимание ещё не является как бы частью опыта непосредственно этого человека, то оно быстро улетучилось. Т.е. получилось так, что мы как бы в своем сознании отразили понимание, настроение другого человека. А когда этот человек ушел, то это быстро все улетучилось, как бы глубоко не закрепилось, вот. Это просто говорит о том, что мы пережили чужую эмоцию, чужое какое-то настроение глубоко, вот. Если мы хотим, чтобы действительно вот такие настроения в нас были постоянно, нужно общаться чаще с такими людьми, вот, и это нужно как бы принять на уровне ценности, нужно начать действовать в направлении. Тогда это состояние будет легко уживаться в нашем сознании. А иначе – это просто как… ну вот как человек попал под чье-то влияние на какое-то короткое время, потом этот человек ушел – и это влияние пропало, вот. Если это просто как бы восприимчивость наша – это говорит о том, что наше тонкое тело очень само по себе эластичное, вот, такое вот гибкое, поэтому подвергается разным влияниям. Вот и всё.

00:57:06 - Следующий вопрос. Вы говорили в прошлых лекциях о существах на высших планетах. И отсюда вопрос. Неужели высшие существа как бы вот… один шаг до освобождения нужен. И разве это освобождение идет не через духовный мир? а… Это освобождение не есть духовный мир? И путь к нему не через Землю?
- Не очень, честно говоря, понял вопрос. Я сейчас постараюсь прочитать его сам.
- Шестой.
- Есть разные варианты, т.е. иногда это освобождение бывает через Землю. Вот такой эзотерический немножко вопрос. Я в двух словах скажу, что если человек хочет вернуться в самый центр духовного мира Вриндаван, то, как правило, развивается враджа-бхакти. Или эта вот любовь к Богу через… в таком вриндаванском духе, через земное Вриндаван. Тогда они попадают опять на Землю, во Вриндаван рождаются и через него уходят. Если люди развивают в себе не враджа-бхакти, т.е. преданность Богу не в духе Вриндаван, а что-то другое, в духе Вайкунтхи – они вполне могут сделать это с высших планет, не обязательно приходят через Землю… Дальше что?

00:58:21 - Ходит мнение, что в 2012 году Земля повысит свои вибрации, станет более райской. Что говорят об этом Веды?
- Ну, поживем – увидим. Земля повысит свои вибрации… Как она их повысит? На Земле живут существа определённые, все вибрации исходят из нашего сознания, вот. Это немножко, знаете, такие вот наивные идеи о том, что мы будем делать чего угодно, а потом в 2012 году все само по себе улучшится, вот. Само по себе все только ухудшается – это мы наблюдаем. А для того, чтобы улучшения происходили – нужны сознательные усилия. Поэтому не нужно, так сказать, пытаться снять с себя ответственность. Если мы хотим, чтобы что-то стало лучше, вибрации повысились, то это нужно делать практически прямо сейчас, каждый день. Свои собственные вибрации нужно повышать. И чем больше людей будет повышать свои вибрации каждый день, тем больше, так сказать, в совокупности эти вибрации будут повышаться, вот.

00:59:17 Это происходит не само собой, а вследствие сознательных усилий. Если все люди думают о каком-то апокалипсисе 2012 года, вот этим они и приближают это, а если кто-то думает о позитивных изменениях, значит, они произойдут…, так сказать, приглашают коллективные изменения, вот. Поскольку, что думаешь, вот это и начинает расти, вот. Но ничто не происходит само собой. Всегда должно быть какое-то сознательное участие. А что касается, когда Земля станет райской планетой… Она никогда не станет райской планетой, потому что она относится к категории средних планет, вот. Но когда на ней возрастает гуна благости, вот, то тогда она становится похожей немножко на райские планеты. Но опять же, гуна благости возрастает тогда, когда мы её сознательно привносим в эту жизнь. Поэтому, это все плод наших сознательных усилий. Не нужно ждать автоматических изменений. Ведь все в позитивную сторону, все меняется не автоматически, а только сознательно.

В чем смысл жизни Бога? Что такое Пралая?

01:00:13 - Вопрос. Когда Вселенная уничтожается, и души возвращаются к источнику, они несут в себе информацию, полученную в путешествии. В чем смысл жизни Бога?
- Это два вопроса.
- Да, от Александра все.
- Все зависит от того, в каком сознании душа оставляет тело. Если душа оставляет тело в бессознательном состоянии, вот, она возвращается в состояние такого первого истока, который называется «Пралая». Пралая – обозначает глубокий сон, вот. И в состоянии сна вы же еще… вы ж не помните, как вы уснули? Вот вы лежали ещё бодрствующий, потом раз – вы уже ничего не помните. Т.е. этот момент перехода в сон, он не фиксируется нашим сознанием. Точно также, если живое существо умирает в бессознательном состоянии, оно просто погружается в Пролаю следующего циклотворения, он ничего не помнит, вот. Если же существо оставляет тело в сознании, и оно проходит через разный мир, оно может это фиксировать, помнить, да, наблюдать. Поэтому, все зависит от ситуации, вот.

01:01:13 А что касается «В чем смысл жизни Бога?» – в том, чтобы наслаждаться и исполнять желания других. Всё. Т.е. он наслаждается через нас, через бесконечные живые существа, и поскольку все его желания удовлетворены, то смысл его жизни – это дарить любовь, так сказать, наслаждаться любовью и, так сказать, дарить, отдавать, исполнять желания других. Потому что тот, у кого, так сказать, все его желания исполнены, он помогает другим. Богатые люди (называются меценаты)… он помогает [неразборчиво] деятельностью, благотворительным. В этом смысл жизни Бога – благотворительность, давать благо, помогать другим живым существам. И в этом, так сказать, он испытывает большое удовольствие, что увеличивая радость других, он увеличивает и свою собственную радость. Еще?

Злой ли Бог?

01:01:55 - Да, есть ещё вопрос из Риги. Его прислал Павел. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если человек уверен, что Бог есть, но он – злой (эта оценка исходит из окружающих страданий). Как деликатно объяснить ему, что всё, что происходит – это благо? Бог не злой, и наш мир не неправильный. Этот человек не оспаривает знание Вед, но уверен, что это знание для нас, нашего мира. Как правильно дать ему позитивный настрой?
- Понимаете… для того, чтобы человеку дать что-то, мы должны быть уверены, что он хочет это взять. Если человек настроен на прием, на какое-то слушание, восприятие, тогда можем что-то ему дать. Если человек заранее все в штыки воспринимает, через какие-то предубеждения, независимо от того, что Вы хотели ему дать – он не возьмет. Поэтому дать можно, только если он готов взять, вот. Что касается оценок «Бог злой» или «Бог добрый», вот, по наблюдению тут невозможно вывести, вот. А если человек думает, что в этом мире столько страданий, значит, Бог злой, он должен понять, что страдания – это продукт деятельности в невежестве. Когда… Бог создал мир идеальным, и человека создал идеальным. Все создал идеальным. Но когда люди игнорируют слова Бога и его наставления, вот, и так сказать, создают здесь сами какой-то уже беспредел, ад на Земле – то причём здесь Бог?

01:03:21 Бог дает свободу, вот. Т.е. здесь иначе можно сказать так, что кто-то там совершил убийство, убил кого-то ножом, и виновата промышленность, которая выпускает ножи. Промышленность не выпускает ножи для того, чтобы кого-то убивал, оно выпускает ножи для другого: какой-то строительный инструмент или что-то еще, вот. Для того, чтобы хлеб порезать, что-то еще…овощи порезать, вот. Если кто-то неправильно их использовал, то причём здесь эта промышленность? Вот. Т.е. Бог дает нам мир, он дает нам определённые возможности. Если люди злоупотребляют этой свободой, и вместо того, чтобы действовать в знании – действуют в невежестве и создают такие разные ситуации. Причем здесь Бог? Вот, т.е. вот нужно так постараться объяснить, что трудности жизни – это не следствие того, что Бог злой, а следствие того, что люди от Бога отвернулись.

01:04:09 Как вот… история. Я не помню, рассказывал или нет. Про этого… парикмахера. Как человек один пришел, значит, к парикмахеру постричься, побриться, вот, и у них там какой-то спор возник и, значит, этот парикмахер говорит: «Знаешь, вот я не верю в никакого Бога и т.д. Столько вокруг проблем и т.д. А какой же – Бог, куда он смотрит?» А потом, когда этот человек уже постригся, побрился, вышел на улицу, смотрит – идет такой мохнатый, волосатый, бородатый человек. Он зашел обратно в парикмахерскую и говорит: «Знаешь что? Я пришел к выводу, что тебя как парикмахера нет». Он говорит: «Почему нет?» «Потому что есть бородатые и вот такие мохнатые люди». Он говорит: «Так дело в том, что они просто ко мне не заходят. Поэтому вот они такие мохнатые» Он говорит: «Вот точно также ты говоришь, что Бога нет, или Бог злой, потому что страдания». Страдания от того, что люди Бога не слушаются, не обращаются к нему. Поэтому, как вот люди не обращаются к парикмахеру, брадобрею, поэтому они мохнатые, волосатые, бородатые, точно так же мир находится в таком ужасном состоянии, потому что люди не живут по законам Бога. Здесь дело не в Боге, а дело в том, что кто-то не слушает его, так сказать, наставления и советы. Что еще?

01:05:17 - На этот час вопросы закончились, и я думаю, что… ну, пока радиослушатели будут их печатать, всё равно будет очень долго, и я знаю, что у Вас уже достаточно много времени во Владивостоке, и Вам нужно отдыхать. Время – час не ранний. Спасибо большое, Василий Рюрикович, что были сегодня с нами.
- Пожалуйста. До новых встреч.
- До новых встреч. До свидания.
Аюрведа-радио…

транскрибирование: Наталья Чиж | 24 August 2011