Удивительная форма Джаганнатхи
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:21 Сегодня и, может быть, ещё одно или пару воскресений мы будем говорить на одну очень интересную тему, связанную с Божествами. Причем не с простыми Божествами, а с Божествами Господа Джаганнатхи. Это в связи с тем, что через неделю у нас будет такое мероприятие, как двенадцатая уже ежегодная Ратха-ятра. Это – церемония, когда Господь совершает прогулку по улицам города и благословляет всех, кто Ему в этот день, так или иначе, попадется на глаза, Своей милостью.
00:01:08 Это очень необычная церемония, у нас она уже двенадцатый раз будет проходить. И почему-то я почувствовал такое вдохновение на эту тему поговорить, про Божества Господа Джаганнатхи. Это очень необычная форма. И сегодня мы начнем эту тему. Потом в субботу, после самого шествия, продолжим. Потом ещё в следующее воскресенье, наверное, продолжим. Если что-нибудь останется, то ещё продолжим. Потому что у меня достаточно много материала на эту тему…
00:01:44 Один журнал есть такой, называется «Шри Кришна-катхамритам-бинду», который полностью, от корки до корки посвящен Господу Джаганнатхе. И ещё одна книга у меня есть про Господа Джаганнатху, написана непосредственно пандой, то есть одним из жрецов Джаганнатхи, там много разных тоже очень интересных сведений об этой форме, о служении, об этом храме. Поэтому, эти несколько недель у нас будет пища для размышлений.
Милость Господа Джаганнатхи
00:02:14 Итак, форма Джаганнатхи очень необычная. Эту форму даже среди вайшнавов не все правильно могут оценить и понять. Стиль поклонения Ему очень уникальный, у Него такая необычная широкая улыбка, большие глаза, руки немного втянутые в тело и ноги тоже. И это вызывает массу вопросов у людей, особенно у тех, кто совсем не знаком с вайшнавизмом, с поклонением Вишну. Мы будем говорить о Нем, о Его очень необычных нарядах, о процедуре смены тела. Господь меняет тело, мы сегодня на эту тему будем говорить. О сокровенном смысле Ратха-ятры и так далее… Естественно, что это не за один раз, в течение нескольких занятий.
00:03:04 В мае 1934 года, находясь в Джаганнатха Пури, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал одни пророческие слова. Он сказал: «Мы должны взять Господа Джаганнатху и на самолете отвезти Его в западный мир, в Лондон и другие страны, и там обязательно провести Ратха-ятру». И также он сказал, что мы должны по всему миру установить Божества Господа Чайтаньи. Иначе, без этих двух форм в Кали-югу людям мало будет удачи. Практически, люди будут безнадежны в Кали-югу.
00:03:37 Эти пророческие слова, которые были сказаны в тридцатых годах прошлого века, осуществил наиболее прославленный ученик Бхактисиддханты Сарасвати – Шрила Прабхупада. В шестьдесят пятом году он приехал в Америку и через два года уже, в шестьдесят седьмом году в Сан-Франциско, он установил эти Божества. Причем очень просто. Преданные были совершенно ещё неквалифицированны поклоняться Им.
00:04:05 Так получилось, что одна преданная, кажется, это была Малати Деви даси, пошла куда-то на рынок, где продавали всякие эзотерические безделушки. То, что у нас только выходит наружу, это все было тридцать с лишним лет назад на западе: эзотерика, бижутерия из Индии, всякие цепочки, фенечки, сувениры и прочие вещи…магические кристаллы, картинки, всё это было тогда там в моде. Очень увлекались Востоком.
00:04:48 И она на этой ярмарке купила маленькую куколку, которая ей очень понравилась. Она принеслаеё Прабхупаде и сказала: «Шрила Прабхупада, что это такое?» Прабхупада с изумлением посмотрел и сказал: «Джай Джаганнатх!» Она купила Господа Джаганнатху. То есть, каким-то образом Джаганнатха уже проник в Америку, минуя все миграционные и таможенные барьеры, попал туда. Так Он пришел – сначала Прабхупада, потом Джаганнатха появился.
00:05:19 И он спросил: «А там не было никаких других похожих?» Она говорит: «Было ещё два таких. Но этот показался симпатичнее других, поэтому я его купила». Он говорит: «Беги быстро, покупай двух остальных!» Она побежала и купила Баладева и Субхадру. Прабхупада был в восторге от такого явления Господа Джаганнатхи и потом он сказал мужу Малати Шьямасундаре, который был высококлассным столяром: «Вырежи такие Божества большие».
00:05:54 И тот за несколько дней из больших кусков дерева сделал копии Джаганнатхи, Баладева и Субхадры. Конечно, понимания особого о том, что это такое у него не было. Он к тому времени ещё даже не всем следовал принципам. И даже была такая сцена смешная, когда Прабхупада зашел в то место, где Шьямасундара вырезал эти Божества Джаганнатхи, на Божестве, ещё не доделанном, лежала открытая пачка «Мальборо». Он ещё покуривал тогда, Шьямасундара. Прабхупада аккуратно её снял, ничего не стал говорить ему, он сказал: «Молодец, очень красиво у тебя и похоже получается. Все нормально». А потом с этой привычкой он очень просто объяснил, что нужно делать: «Ты просто каждый день – минус одна сигарета. Кури на одну сигарету меньше. И, в конце концов, ни одной не останется, и все будет хорошо». Так, по милости Джаганнатхи, Шьямасундара бросил курить.
Первая Ратха-ятра в Америке
00:06:57 Когда эти Божества были готовы, Прабхупада сказал: «Мы проведем праздник Ратха-Ятра». Конечно, колесницы какой-то не было, поэтому они наняли какой-то грузовик вообще. Прабхупада сказал, что нужно его задрапировать тканью определённой, что-то такое они сделали типа башенки, собора, установили эти Божества. И прошла, действительно, Ратха-Ятра. Причем она прошла по всем правилам. Один из важных, обязательно присутствующих факторов в Ратха-Ятре это то, что колесница должна остановиться хотя бы раз. Либо когда сами преданные останавливаются, либо, если они полны энтузиазма двигаться дальше, то Кришна что-нибудь такое сделает, что обязательно она остановится.
00:07:42 И получилось так, что Шрила Прабхупада в тот день плохо себя чувствовал. Он просто объяснил преданным, что нужно делать. Сказал: «Пускай эта машина потихонечку едет». Тогда ещё не было каких-то канатов, за которые… Просто машина очень медленно ехала, ехали Божества Джаганнатхи, и преданные шли и пели киртан.
00:07:59 И в одном месте, ни с того ни с сего, почему-то мотор заглох. Машина остановилась, и никак шофер не мог её завести. Он крутил, вертел, чертыхался, но ничего не происходило. Потом, преданные от отчаяния стали ещё громче петь киртан, минут через десять, ни с того ни с сего… вдруг, почему-то, она завелась и поехала дальше. И потом, поскольку Прабхупады не было на этой процессии, он спросил: «Как прошла Ратха-Ятра?» Ему сказали: «Знаете, Прабхупада, все было хорошо. Только вот, одна была загвоздка, почему-то, ни с того ни с сего, мотор заглох, и машина остановилась. Это единственный был сбой. А все остальное было нормально». Прабхупада кивнул, улыбнулся и сказал: «Значит Ратха-Ятра была авторитетной».
00:08:36 Потому что всегда обязательно Ратха-Ятра останавливается в какой-то момент. Джаганнатха не хочет ехать дальше. Его невозможно сдвинуть никакими силами. В Джаганнатха Пури Его колесницу тянут несколько тысяч человек. И она обязательно останавливается и в каком-то месте её не может сдвинуть никто, как бы ни тянули, ни толкали – бесполезно. Это просто невозможно сделать.
00:08:58 Так однажды произошло, когда Бхактисиддханта Сарасвати был совсем ещё маленьким, шестимесячным младенцем. И, как раз, они жили на главной улице Джаганнатха Пури, по которой проходит Ратха-Ятра. И так случилось, что напротив их дома колесница остановилась – и ни в какую! Она сутки там стояла, не могли её сдвинуть никакими силами.
00:09:17 И его мать вынесла его, ну раз колесница остановлась прямо напротив дома, она его вынесла тоже посмотреть на Джаганнатху. И поднесла его к этим Божествам, к колеснице. И с Джаганнатхи соскользнула гирлянда и упала на голову Бхактисиддханте Сарасвати. После этого колесница двинулась дальше. То есть, Джаганнатха сделал своё дело, Он благословил своего великого представителя, и она поехала дальше. Господь Чайтанья во времена, когда Он был, и проходили Ратха-Ятры, один сдвигал колесницу с места, головой причем. Он подходил, как знаете, сейчас силачи такие бывают, какой-нибудь танкер зубами тянут, или самолёт какой-нибудь…Господь Чайтанья один головой толкал эту колесницу, и она сдвигалась. А до этого десятки силачей тянули, потом обливались, не могли ничего сделать. Потому что Господь Чайтанья и Джаганнатха – это одна и та же личность, собственно говоря.
00:10:15 Итак, Ратха-Ятра это очень необычная такая процедура. О её значении мы больше будем говорить как раз после самого шествия, в следующую субботу. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хотел, чтобы это произошло, и это произошло в западном мире. Теперь мы знаем, что Ратха-Ятра проводится во многих крупных городах мира, там, где есть преданные. В том числе и у нас в городе.
00:10:40 Поклонение Господу Джаганнатхе является очень древним. В Сканда Пуране сказано, что первый храм Господа Джаганнатхи в Пури был построен ещё в Сатья Югу, то есть несколько миллионов лет назад. Это был первый храм Джаганнатхи. Также Господа Джаганнатху упоминает в Рамаяне Валмики. Когда Господь Рамачандра завершал уже Свои земные лилы, Он пригласил Вибхишану. Кто такой Вибхишана, помните? Это младший брат Раваны. После смерти Раваны Господь Рамачандра назначил его царем Ланки, царем всех ракшасов. И, перед тем, как уходить с этой Земли, Он позвал к себе Вибхишану и сказал: «Мой дорогой могучий правитель ракшасов, перед уходом Я тебя прошу, начни поклоняться Господу Джаганнатхе. Потому что без этого ракшасы не смогут прогрессировать».
Связь Чайтаньи Махапрабху и Господа Джаганнатхи
00:11:36 Видимо, Он имел в виду, что в западном мире, который есть цивилизация ракшасов, люди любят попить кровь, им нравится запах и вкус крови. Это качество ракшаса. Что для ракшаса нет никакого шанса без Господа Джаганнатхи. Интересно, что Господь Джаганнатха и Господь Чайтанья очень тесно связаны между собой. Потому что Господь Чайтанья, появившись на свете в Навадвипе в Майяпуре, мы знаем, что после принятия санньясы, в возрасте двадцати четырех лет Он куда ушел? В Джаганнатха Пури. Почему Он не ушел во Вриндаван, ведь Он тосковал о Кришне? Кришна прямо во Вриндаване, почему Он ушел в Джаганнатха Пури, а не во Вриндаван? Можно сказать: «Мама просила далеко не ходить». Пури значительно ближе к Навадвипе, чем Вриндаван. Даже сейчас всего ночь пути на скоростном поезде. «Пури экспресс», «Джаганнатх экспресс» там ходит.
00:12:30 Тем не менее, я думаю, что есть другая причина. Шастры объясняют, что на самом деле, Господь Чайтанья пошел в Джаганнатха Пури, а не во Вриндаван именно потому, что там больше проявлено это чувство разлуки с Господом. Потому что это проявление, сама по себе форма Господа Джаганнатхи обозначает… одно из её названий Махабхава Пракаш, означает «проявление высочайшей формы любви. Махабхава – это «большая бхава», «много любви», а пракаш означает «форма, проявление».
00:13:10 И эта форма проявилась в видимой для нас более или менее истории тогда, когда Господь Кришна находился в Двараке. После завершения Своих вриндаванских игр Он ушел в Двараку через Матхуру. И в Двараке Он часто скучал по Шримати Радхарани. И потом, когда во время солнечного затмения собрались все жители Вриндавана на Курукшетре, и жители Двараки собрались на Курукшетре, Кришна, гопи и Радхарани опять все встретились, у Кришны это чувство разлуки с Вриндаваном и с Радхарани очень сильно возросло. И там как раз Он и проявил эту форму Джаганнатхи, когда увеличились глаза, а руки и ноги втянулись в тело, то есть это – проявление Его махабхавы.
00:13:54 В таком же состоянии пребывал Господь Чайтанья. Его чувство разлуки с Кришной было очень сильным, поэтому Джаганнатха плачет от разлуки со Шримати Радхарани, Чайтанья плачет от разлуки с Кришной. Эти два чувства очень хорошо дополняют друг друга. И поэтому, для того, чтобы найти питательную среду для Своего чувства, Господь Чайтанья пришел именно в Джаганнатха Пури, а не во Вриндаван.
Различные восприятия Господа Джаганнатхи
00:14:20 Итак, разные вайшнавы воспринимают Господа Джаганнатху совершенно по-разному. Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху воспринимают Его, как Шьямасундару, Кришну, темноликого красавчика, возлюбленного Шримати Радхарани. Те, кто поклоняются Господу Рамачандре, видят в Нем Господа Раму. Те, кто поклоняются Ганеше, видят Господа Ганешу в Нём.
00:14:47 Однажды один поклонник Ганеши услышал, что Господь Джаганнатха является верховным. И, раз Он верховный, Он содержит в Себе все абсолютно формы, все до одной. Он поклонялся Ганеше, этот человек. И он подумал: «Если в Нем есть все формы, в том числе и форма Ганеши, то Он как-то должен её проявить». Он пришел в Джаганнатха Пури специально, чтобы увидеть свою форму Джаганнатхи, ту форму, которой он поклонялся. Но увидел только форму Джаганнатхи, никакой другой не увидел. Он был очень разочарован. Он подумал, что, наверное, это было какое-то преувеличение, что Господь Джаганнатха содержит в Себе абсолютно все.
00:15:22 Он пробыл там несколько дней и уже собирался идти обратно, но в это самое время, он уже собирался выходить из Пури, он вдруг услышал необычную весть, что сегодня Господь Джаганнатха проявил какую-то очень необычную форму. И чтобы попрощаться с Ним, он зашел в храм, и там увидел Господа Джаганнатху со слоновьим хоботом. Это особенный день, когда Джаганнатха надевает такие одежды. У всех Джаганнатха, Баладева и Субхадра, им такие маски одевают на лица, и их нижняя часть лица имеет такое продолжение, как хобот. Есть даже фотография Господа. Это называется Хатьявеша. «Хатья» означает «слон», а «веша» означает «одежда, то, что навешали».
00:16:13 Итак, Господь Джаганнатха одел на себя эту форму. И этот преданный Ганеши был полностью счастлив. Он понял, что это для него специально. Он так молился, чтобы эта форма проявилась. Для него это было доказательством того, что Джаганнатха как раз является верховным, то есть содержит в себе все остальные формы.
00:16:30 Поклонники Будды воспринимают Его, как Будду. Поклонники Шивы воспринимают Его, как Шиву. То есть, каждому Он проявляется по-разному. Интересно также и восприятие христианами Господа Джаганнатхи. Когда один из первых христианских миссионеров прибыл в Джаганнатха Пури и увидел эту необычную форму Джаганнатхи во время Ратха-ятры, он назвал Его Молох Индостана. Это божество, которому в Карфагене, в Финикии и в Палестине предлагали человеческие жертвы. То есть это языческое какое-то божество.
00:17:14 И этот английский миссионер, увидев, что рот Господа Джаганнатхи такой красный, подумал, что, наверное, он красный от крови человеческих жертв. У них все с некоторым сдвигом воспринимается в голове. Он увидел в этом прекрасном Божестве какого-то страшного идола, который поедает людей, наверное. Такие у него были представления. Это было ещё одним доказательством для него полного варварства этих индусов, которых нужно скорее, срочно крестить, чтобы со всем этим было покончено.
00:17:49 Однажды один из учеников Шрилы Прабхупады спросил: «Шрила Прабхупада, а почему форма Господа Джаганнатхи отличается от формы Кришны?» Прабхупада спросил: «Разве она отличается от формы Кришны?» Для него не было никакого отличия, потому что он знал таттву, он знал истину, кто такой Господь Джаганнатха. Человек, который не понимает внутренние связи Кришны и Джаганнатхи, видит отличия, что форма Кришны такая, а форма Джаганнатхи другая. Прабхупада спросил: «А разве между Ними есть какое-то отличие?» И стал рассказывать, что никакого отличия на самом деле нет.
История Махараджи Индрадьюмны
00:18:24 Есть разные версии появления этой формы. Внешняя версия изложена в Сканда Пуране. Это известная история о том, как Махарадж Индрадьюмна прослышал о том, что в одном племени шабаров, которое жило в лесу, как раз в том штате Орисса, где находится Джаганнатха Пури, поклоняется какой-то очень необычной форме Божества - Нила Мадхаве. И он хотел это Божество обязательно, каким-то образом заиметь. Но в это племя невозможно было никак пробиться. Божеству поклонялись в лесу, там не было даже какого-то храма, в особом каком-то месте в лесу хранили и никто не знал, как туда пройти. Это место было тщательно замаскировано.
00:19:11 И тогда определённым образом… там долгая очень история… один из посланников Махараджа Индрадьюмны попал в это племя и там разыграл определённый роман с дочерью царя этого племени шабаров и попросил, чтобы эта дочь отвела его в то место, где поклоняются этому Божеству. Она сказала: «Это страшная тайна, не дай Бог кто-нибудь узнает. Единственный способ – это если тебе завязать глаза».
00:19:48 И таким образом, тайному посланнику Махараджа Индрадьюмны завязали глаза. Но он, как во всех сказках, хитростью, кидал семена горчицы по мере того, как они туда шли. И потом эта горчица зацвела. У нее такие очень яркие желтые цветочки, у горчицы. По этим цветам, позже он нашел это место. Но когда он туда пришел, Божество, которому там поклонялись, Нила-Мадхава, исчезло. Он был полностью разочарован. Была такая сложная партия разыграна, такая интрига, столько разных сил было для этого приложено и, в конце концов, Божество исчезло.
00:20:30 Он полностью был разочарован, вернулся к царю, к Махараджу Индрадьюмне, и сказал: «Вот так, дорогой царь. Видимо, Господь решил не являться нам никак». И тогда Махарадж Индрадьюмна в полном разочаровании решил как-то хотя бы воспроизвести эту форму Нила-Мадхава по некоторым описаниям, которые даются в шастрах, раз уж не удалось увидеть её воочию. Он вызвал небесного плотника Вишвакарму, который очень искусен во всех этих вещах, зодчестве, скульптуре. И он сказал, чтобы тот сделал это Божество.
00:21:15 И мастер начал делать эти Божества для Махараджа Индрадьюмны, но у него было одно условие: пока он работает в мастерской, никто не должен заходить туда. Двадцать один день он работал, стучал, какой-то стук из этой мастерской раздавался, и потом вдруг настала полная тишина. Махарадж Индрадьюмна заволновался: «Что такое?» Ему так страшно было любопытно, что там такое происходит, тем более такая интригующая тишина. Но обет есть обет, он не должен был входить. В конце концов любопытство возобладало над Индрадьюмной. Цари означает гунна страсти, цари означает любопытство. Кшатрии страшно любопытны. Он не смог со своей природой совладать.
00:21:50 Он приоткрыл дверь, заглянул туда и увидел недоделанные формы Божеств. Они ещё не были даже покрашены, и ему показалось, что это какие-то полуфабрикаты, обрубки недоделанные какие-то. Вишвакарма посмотрел на него и говорит: «Царь! Мы же с тобой договаривались, что ты не должен сюда вмешиваться и смотреть, пока я не закончу Божества!» И тут же Вишвакарма исчез, вернулся в своё небесное царство, на Сваргу локу.
00:22:19 Махарадж Индрадьюмна подумал: «Господи! Сплошные неудачи! Сначала затеяли эту эпопею с лесом, выследили это Божество, оно там исчезло. Теперь здесь вот такие вот вещи… Да что такое?» И он стал молиться Господу. Вдруг перед ним появился великий мудрец Нарада Муни, который сказал: «Дорогой царь! Не о чем сокрушаться! На самом деле это – замысел Господа. Эти формы просто нужно определённым образом расписать», описал, как нужно их расписать – «приставить руки и все! Это форма, в которой Господь проявляется сейчас. Брахма живёт сто лет. Первые пятьдесят лет Брахмы это Божество было проявлено, как Нила Мадхава, а теперь, вторую половину жизни Брахмы, пятьдесят первый год Брахмы пошел, Он будет проявлен, как эта форма Джаганнатхи».Махарадж Индрадьюмна успокоился на этом. Расписали, все сделали, как советовал Нарада Муни. И установили эти Божества, стали поклоняться. Так был первый храм в Джаганнатха Пури открыт с этими Божествами Джаганнатхи.
00:23:32 Внутреннее объяснение этой формы, как я сказал, это проявление махабхавы, то есть внутреннее чувство разлуки. Внешне эта форма проявилась так, как я рассказал, с этим царем, Махараджем Индрадьюмной. А внутренняя суть этой формы как раз состоит в этом чувстве махабхавы, в этом чувстве великой разлуки с Шримати Радхарани, которое Господь чувствовал на Курукшетре. Поэтому Джаганнатха Пури ещё называют Пурушоттама Кшетра, то есть «место, где проявлена высшая форма, которая пребывает в состоянии концентрированной любви». И это как раз чувство привлекло Господа Чайтанью именно в Джаганнатха Пури. Он там находился последние восемнадцать лет Своей жизни. С этим более или менее понятно, да?
Необычный стандарт поклонения Джаганнатхе
00:24:24 У Господа Джаганнатхи очень необычный стандарт поклонения, который отличается от тех правил поклонения Божествам, которые описаны в стандартных ведических текстах Панча-ратры. Однажды, великий вайшнав Рамануджачарья, который жил в десятом или даже девятом веке, пришел в Джаганнатха Пури и вступил в спор с местными пандами, жрецами Господа Джаганнатхи – почему они поклоняются Господу не так, как написано в шастрах, не по Ведам не по панчаратрике? И поскольку Рамануджа в совершенстве знал писания и блестяще владел логикой, он этих жрецов полностью разбил своими аргументами.
00:25:10 Они были очень смущены, были совершенно сбиты с толку. Они пришли в тот вечер к Господу Джаганнатхе и стали ему молиться: «Что же такое? Мы поклонялись Тебе столько лет! Множество поколений поклонялось Тебе. А теперь пришла какая-то великая, конечно, личность, но он говорит, что мы неправильно Тебе поклоняемся! Что нам делать?» И Господь Джаганнатха сказал: «Как поклонялись, так и поклоняйтесь. Всё будет хорошо».
00:25:34 На следующее утро Рамануджачарья проснулся в двухстах километрах к югу от того места, где он лег спать. В Курма Кшетре. Господь Джаганнатха просто выкинул его оттуда. И хотя Рамануджа убедил всех, как нужно правильно делать, у Господа Джаганнатхи Свои взгляды, Свои правила. Он является очень необычной формой и немножко в стороне от всех этих правил и предписаний. В действительности, этой форме поклонялись, как я сказал с самого начала, эти племена, шабары, хотя назывались они несколько по-другому.
00:26:13 «Шабары» буквально означает «свинопасы». Мы знаем, что никакие свинопасы Божествам поклоняться не могут, потому что это люди очень низкой культуры. Тем не менее, Господь Джаганнатха это такая милостивая форма, которая отдает Себя даже в руки ракшасов и свинопасов. Рама сказал Вибхишане: «Поклоняйся Джаганнатхе!» И шабары тоже поклонялись Ему. То есть эта форма, в которой Господь настолько поглощен Своим чувством махабхавы, что Он не обращает никакого внимания на правила и предписания.
00:26:48 По этому поводу сказал великий вайшнавский поэт Вриндаван дас Тхакур, который является воплощением Вьясадевы. Вьяса записал Шримад Бхагаватам, а Чайтанья Бхагавата была записана Вриндаваном дасом Тхакуром. Говорится, что он является воплощением Вьясы в играх Господа Чайтаньи. Он написал стих, там говорится: [приводится стих на бенгали] «Верховный Господь низошел в этот мир в облике Господа Джаганнатхи, и в этой форме Ему нет дела до правил и запретов». То есть, Он настолько поглощен этим Своим собственным чувством, что не обращает особого внимания на все эти внешние правила и предписания.
Нава Калевара - господь Джаганнатха меняет тело
00:27:31 Итак, это общая предыстория появления Божества. Потом, в следующий раз я уже более подробно расскажу об истории храма, о том, какие там чудеса происходят по сей день. А сегодня мы будем говорить о такой Его необычной игре, которая называется нава калевара. «Нава калевара» буквально означает «новое тело». «Нава» значит «новый», а «калевара» означает «тело». Господь Джаганнатха меняет тело в этом мире. Новое тело Господу Джаганнатхе дают один раз примерно в двенадцать лет.
00:28:07 Последний раз эта церемония проводилась в Джаганнатха Пури в девяносто шестом году. Там не точно двенадцать лет, там определённым образом высчитывается как-то хитро. И до этой церемонии допускаются только самые избранные жрецы из династии Вишвавасу и Видьяпати. Эти два имени – это как раз имена, которые восходят к очень древней истории, когда ещё Махарадж Индрадьюмна пытался это Божество из леса у шабаров изъять.
00:28:39 Вишвавасу это было имя человека, который поклонялся в лесу. Это была династия, которая поклонялась в лесу Нила-Мадхаве. А Видьяпати был тот самый человек, который выследил это Божество, когда его с закрытыми глазами туда привели. Он был представителем этой брахманической семьи Видьяпати. И до сих пор эти династии живы, они продолжают поддерживать свой род, они известны. И поскольку исторически личности этой династии были связаны с историей появления Джаганнатхи, то их последователи в династии также продолжают в этом участвовать. Никто другой не допускается. Поэтому эти династии поддерживают свой род, заботятся о следующем поколении, чтобы было кому эту лилу поддерживать.
Четыре писания, хранящихся в храме Джаганнатхи
00:29:22 В храме Джаганнатхи хранятся четыре священных писания, на пальмовых листах записанных, в которых описываются разные вещи. Первая шастра называется Брахма-Ямала. Там описаны правила поклонения самому Господу Джаганнатхе. Вторая называется Рудра-Ямала, это поклонение Баладеве. Третья называется Тантра-Ямала, там поклонение Субхадре, плюс там находятся все эскизы мандал и янтр, это специальные такие плоскостные схемы Божества, которые используют также при поклонении Божествам. И четвертая шастра называется Ниладари-Махадая, это история храма.
00:30:05 Обычно всегда в авторитетных храмах есть такая книга, которая описывает историю храма, описывает историю установки Божеств, все какие-то изменения: переезды, переходы, какие-то важные события в жизни Божеств, как то установка дополнительных Божеств или какие-то особенные лилы (игры) Божеств, свидетелями которых были преданные-пуджари, это все записывается обязательно. Итак, последняя книга Ниладари-Махадая - это история храма Джаганнатхи, очень интересная вещь.
Почему форму Джаганнатхи делают из дерева Нима?
00:30:39 И как эта форма вообще и из чего изготавливается, как это все происходит? Есть разные материалы для изготовления Божества: камень, металл, глина, краска, песок, ум и драгоценный камень. Люди, которые обладают чистыми умами, способны в своем чистом уме визуализировать форму Божества и удерживать её. И они способны совершать то, что называется манаса-пуджа, то есть поклонение Божеству в уме, в манасе.
00:31:18 Итак, это разные материалы, из которых изготавливается Божество. Но Господа Джаганнатху делают только из дерева. Причем, из необычного дерева, из дерева ним. Ним – это дерево, которое отгоняет духов, во-первых. Под ним родился Господь Чайтанья, поэтому называли Его в детстве Нимай Пандит, «тот, кто родился под деревом ним». Также это дерево чрезвычайно горькое. Страшно горькое. Поэтому его не едят насекомые. Это означает, что Божества, которые сделаны из этого дерева, будут более или менее долго храниться. Чтобы вы были в курсе, вот эти Божества Нитай-Шачисута, деревянные большие, Они сделаны из нима.
00:31:59 Кстати говоря, Они тоже очень интересно пришли в наш храм. Такая лила была удивительная. Изначально эти Божества предназначались для Хабаровска. В девяносто третьем или девяносто четвертом году тогдашний президент хабаровского храма Дханвантари Прабху заказал Их за год до этого и оплатил всё. Но так получилось, что на следующий год, когда он должен был Их забирать, почему-то у него не получилось поехать. Но поехал туда я и кто-то ещё, и несколько хабаровских было преданных, которые попросили помочь эти Божества забрать, оформить, оплату произвести и прочие вещи, доплату какую-то там.
00:32:50 Мы нашли тех людей, которым заказывали, увидели Божества, все нормально. Уложили Их в контейнеры, завернули, всё прочее. И те преданные из Хабаровска, которые должны были эти Божества забирать, они всё это забрали. Я считал, что на этом моя работа выполнена. Но когда мы эти Божества из дома, откуда мы Их забирали, несли в ашрам, где жили эти преданные, у меня было такое очень сильное чувство, что почему-то эти Божества окажутся во Владивостоке. Не знаю, почему у меня было такое чувство, но я так подумал. Мало ли там, чего не бывает? И забыл про это совершенно, своими делами был занят.
00:33:31 Потом, через некоторое время, когда Божества уже приехали в Россию, приехали в Хабаровск, там так получилось, что долгое время переезжали с квартиры на квартиру, всякие были неустройки, всякие разные, и, в конце концов, долги крупные образовались. В слабом положении была ятра тогда. И тогда мы поговорили. Я говорю: «Послушай…» А, сам вернее он предложил: «Может быть, вы возьмете эти Божества во Владивосток, а то Они здесь стоят и неизвестно вообще как оно будет...». Тогда я вспомнил сразу своё ощущение, которое у меня было в Маяпуре несколько лет назад. Я говорю: «Да, конечно».
00:34:05 Мы тут же обговорили все вопросы, связанные с оплатой и через некоторое время Нитай-Шачисута прибыли во Владивосток, где Они в девяносто восьмом году уже, эти большие Божества, были установлены. То есть, мы думаем, что это мы привезли. Но на самом деле, у Господа Свой план. Так необычно Он Себя ведет. Итак, эти Божества тоже сделаны из дерева ним. Это означает, что никакие жучки, никто не будет Их есть. Потому что обычно дерево подтачивают всякие разные насекомые.
00:34:36 Итак, Господа Джаганнатху делают только из дерева. Из необычного дерева. В Махабхарате есть такой раздел «Вишну Сахасранама», тысяча имен Господа Вишну. И это как раз, эти тысяча имен Вишну, поет Бхишмадева. Великий воин, великий мудрец, который лежит на стрелах, он давал наставления Махараджу Юдхишдхире ( Ш.Б.:1.9.), он также пропел Вишну Сахасранам. И среди этих тысячи имен Вишну есть одно из имен, о которое звучит как «Врикша». Что такое Врикша? Врикша означает «дерево». Под деревом имеется в виду как раз деревянная форма Божества Джаганнатхи.
Поиск четырёх деревьев для Нава Калевары
00:35:18 Дерево Ним часто встречается в Индии, но для изготовления Божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры нужны особые четыре дерева. Три для Божества и одно для Чакры, Сударшана Чакра тоже требует отдельного дерева. Как происходит эта процедура? Брахманы высчитывают время, примерно раз в двенадцать лет, как я уже сказал, когда нужно менять форму Божества, потому что всё равно немножко дерево может рассыхаться, трескаться, поэтому меняют тела…
00:35:52 Когда подходит время, они начинают готовиться. В этой последней четвертой шастре, которая называется Ниладари-Махадая, уже на тысячи лет вперёд описаны и предсказаны все места, где будут находиться деревья, для каждого нового поколения Божеств. То есть, всё это уже там описано определённым образом. Но, кроме этого, определённые конкретные детали должны обязательно присниться главному пуджари во сне. И процедура эта происходит следующим образом. Группа поиска этих новых деревьев, из которых будут вырезать Божества Джаганнатхи, должна состоять из одного брахмана династии Видьяпати, двадцати брахманов династии Вишвавасу, шестнадцати других брахманов, плюс тридцать полицейских, три инспектора полиции, которые повыше рангом, плюс девять представителей из рода Вишвакармы, этого плотника небесного. Он тоже оставил после себя парампару, определённую династию. Это как раз тот самый, кто вырезал первые Божества Джаганнатхи. Вот такая вот сборная команда собирается в определённый день, специально астрологически высчитанный для того, чтобы искать новые деревья для новых форм Джаганнатхи.
00:37:17 Перед выходом эта группа получает благословение Самого Джаганнатхи. Благословение состоит в том, что им передают четырехметровую гирлянду. Со всех трех Божеств связывают гирлянды, получается четырехметровая гирлянда. Её передают главному пуджари, который возглавляет всю эту процессию. Она скручивается определённым образом и он несет её либо на голове, либо на руках впереди этой процессии.
00:37:49 Когда уже главное дерево найдено для Господа Джаганнатхи, эту гирлянду кладут перед ним и проводят определённое жертвоприношение. Перед выходом в это шествие Панды, служители Господа Джаганнатхи, завязывают на голове тюрбаны, которые сделаны из старых одежд Господа Джаганнатхи. Это означает, что Господь идёт вместе с ними, потому что Его атрибутика неотлична от Него Самого, трансцендентной формы.
00:38:18 Поход начинается прямо от алтаря Господа Джаганнатхи, в храме в Пури. Все касаются Его обуви, получают Его благословения. Потом они идут к царю Джаганнатха Пури. Это тоже очень интересная династия, считается, что это очень необычные люди, очень благочестивые личности, которых назначает Сам Господь Джаганнатха. Там нет каких-то глупых голосований, и прочего. Цари по качествам выбираются на самом деле. Итак, потом они идут за разрешением, благословением к этому царю Джаганнатха Пури. Потом они идут в особый сад, который называется Джаганнатха Валабха, и два дня проводят в посте и молитве перед началом выхода. Это ещё в рамках Джаганнатха Пури. Потом они идут в храм, который называется Деули Матха. Там проводят ещё одну ночь.
00:39:08 На следующее утро идут двадцать миль пешком, никакой транспорт не признается. Двадцать миль это где-то тридцать семь – тридцать восемь километров. Они идут пешком в деревню, которая называется [Кокатпур]. И там,в храме Дурги, ещё называют Мангала Деви, проводят несколько дней. И в это время как раз это Божество Дурги должно явиться во сне главному пуджари и должно раскрыть ему окончательные детали того места, где должны находиться нужные деревья. После этого все эти детали записываются, сверяются с этой шастрой Ниладари Махадая, и уже полностью вырисовывается схема, куда нужно идти.
00:39:53 И есть ещё общие рекомендации, где эти священные деревья должны находиться. То есть, интересно то, что это у Кришны игра такая. То есть, эти все вещи, их невозможно выдумать. Столько здесь разных составляющих факторов, что просто невозможно себе это вообразить, что это какая-то там просто вера или суеверие, или что-то ещё такое. Слишком много всего должно совпасть.
00:40:21 Итак, особые черты священных деревьев. Место должно быть окружено тремя горами. Рядом должно расти три особых дерева: билла, варуна и сахадата. Рядом должны быть: большой муравейник, храм Шивы, крематорий неподалеку, соединение трех дорог, озеро и река, где брахманы совершают ритуальное омовение. Дерево для Джаганнатхи должно быть темным, без изъянов. Четыре ветки должно исходить из главного ствола, не должно быть птичьих гнезд. Под деревом змеиная нора, там живёт кобра, которая охраняет это дерево. Есть даже много фотографий, потом, если кому интересно посмотреть, когда они нашли, там такая кобра выползла. «Что пришли? Я охраняю это дерево!» И на коре этого дерева должны быть знаки Вишну: раковина, булава, чакра и лотос. Знаете, на коре бывают как шишки такие, рисунки. Все четыре знака должны быть на этом дереве.
00:41:26 Дерево для Баладевы должно быть наоборот, светлое. Семь веток из ствола должно исходить. Знаки булавы и плуга. Под деревом тоже змея должна находиться. Дерево для Субхадры желтоватое, пять веток растут из ствола. Знаки йони – символ женского органа, и пять лотосов на коре. То есть все эти вещи, мы видим, что это невозможно сделать. Мы говорим, природа проявляет то, другое, третье…Вот знак, похожий на булаву, а вот знак, похожий на чакру. Но когда вы находите на одном дереве знак булавы, чакры, лотоса и раковины, то это уж слишком много для совпадения. И все эти остальные вещи. Очевидно, что здесь что-то другое, Божественный план какой-то присутствует.
00:42:23 Дерево для Сударшана Чакры должно быть красноватым, три ветки растут из ствола, и знаки диска, чакры на нем должны быть. После того, как нашли дерево, перед ним кладут эту гирлянду, проводят агнихотру, огненное жертвоприношение. Потом брахман из династии Видьяпати касается этого дерева золотым топором. Но топор на самом деле размером с зубочистку. Здесь тоже есть фотографии этих топоров, такой маленький символический топорик золотой. И так он делает такой маленький символический надрез сначала этим золотым топором.
00:42:59 Потом брахман из династии Вишвавасу серебряным топором делает свою маленькую насечку. Потом потомок Вишвакармы, главного плотника, бьет железным топором. Железо на самом деле достаточно редкий металл. Железо в чистом виде. И после этого идет уже рубка обычными топорами. Место, где рубят, обматывают, как юбочкой, тканью особенной, поднимают его и начинают это дерево рубить. Пока рубят это дерево, поют сто восемь имен Господа Нрисимхи. После этого срезают все ветви, полностью обматывают дерево тканью, грузят на повозку. Причем для каждого бревна своя повозка. И вручную катят в Джаганнатха Пури. А в городе их уже встречают с киртаном, пением ведических мантр.
Обработка деревьев для божеств
00:43:52 Затем, в течение тридцати одного дня эти деревья обрабатывают у северных ворот храма. То есть храм в Джаганнатха Пури огорожен. Храмы традиционно всегда огорожены, там причём четыре входа, четко сориентированы по Васту Шастре, по сторонам света, Север, Юг, Восток и Запад. И во внутренних уже покоях храма, за забором…там высокий очень такой забор…за этой внутренней стеной у северных ворот храма находится такое место, которое называется Коили-Вайкунтха, означает «кладбище Вайкунтхи». Это место, где вырезают новые формы и там же потом под землю закапывают, хоронят старые формы, которые меняются. Потом я расскажу об этом более подробно. Великая тайна.
00:44:43 Итак, в течение тридцати одного дня эти потомки Вишвакармы, эти плотники обрабатывают дерево, всё готовят. Это особая группа людей, скульпторов. И пока они находятся в этом месте, в течение дня они ни разу не едят и не пьют вообще. Они могут пить воду и вкушать один раз в день после работы, вечером в другом месте. Представьте, какая аскеза – весь день они работают и только вечером они могут один раз поесть, и то в другом месте. Они за это время не выходят из ворот храма. Это достаточно большой храмовый комплекс, не метр на метр. Там очень просторно, конечно же. Там много разных помещений. И никому нельзя смотреть на их работу, пока они эти Божества вырубают, точно так же, как Махарадж Индрадьюмна не должен был смотреть на эти Божества.
00:45:39 И пока они делают Божества, круглосуточно поется киртан и поются ведические мантры вот в этом месте, у дверей Койли-Вайкунтхи. То есть туда сами эти поющие преданные не проходят, но рядом находятся у дверей и поют все эти мантры. И после этого должна происходить церемония, которая как раз и называется Нава-Калевара. В это время никто не должен Их видеть, кроме скульпторов. Когда они поставили Их, потом эти скульпторы уходят. Это все происходит примерно за три дня до очередной Ратха-Ятры. Все четко рассчитывается, все распланировано.
Церемония смены Набха-Брахмы
00:46:25 Когда Божества, старые и новые, поставлены, примерно после полуночи четыре самых старших жреца заходят в эту комнату, где находятся Божества Джаганнатхи, с закрытыми, завязанными глазами, и руки их обмотаны тканью. Как в рукавицах они заходят, закрытые глаза и обмотанные руки. Они подходят к этим Божествам и из старых Божеств, у них такие как бы углубления, ниши в Божествах. И там, внутри этих Божеств находится то, что называется Набхи-Брахма. «Набхи» означает буквально «пупок» или «живот», а «брахма» означает «духовный».
00:47:10 Так вот на уровне пупка, живота, в этих Божествах такие как бы ниши сделаны, дверцы открываются и там что-то лежит. Это называется Набхи-брахма. Что это, не знает никто. Это нельзя видеть и это нельзя ощущать голыми руками. То есть, вы не можете представить ни формы, ни цвета, ни что это такое. Это абсолютная загадка Господа Джаганнатхи, этого не знает никто. Этого не знают ни Панды, ни эти жрецы, никто. Причем не дай Бог им это узнать.
00:47:41 Серьезно, в этой шастре Ниладари Махадая говорится, что если вы увидите эту Набха-брахму, вы тут же умрете. И один Панда провел такой эксперимент, действительно. Ему так было любопытно, что он сдернул повязку и тут же упал замертво, его вынесли просто оттуда. То есть это великая тайна, то, чего не знает никто. Есть разные версии. Вайшнавы конечно, а особенно искконовские, они не удовлетворяются такими загадочными вещами. Им нужно обязательно точно знать, что же это такое.
00:48:10 И один исследователь провел расследование. Версии две. Одна версия, что это остаток живота Кришны. Когда Кришна оставил тело в Прабхасе пять тысяч лет назад перед началом наступления Кали-юги. Мы знаем, что в Него попал стрелой охотник Джара, и Кришна ушел в духовный мир. Но также, поскольку не все принимали Верховную Личность Бога, Он оставил некое тело. Для материалистов, чтобы они были уверены.
00:48:45 Поэтому, если вас кто-нибудь спросит: «А вы знаете, что в Индии на самом деле есть могила Кришны?», вы смело говорите: «Знаю». Это и есть та самая могила, где похоронено это так называемое тело Кришны, которое Он оставил для материалистов. Так вот, по одной версии, каким-то образом часть этого тела, в частности именно живот, набхи, оттуда из Прабхасы, поскольку дело это было на берегу, Прабхаса это западная часть Индии, где Персидский Залив. Оттуда, из района Двараки каким-то образом сдрейфовала,и обогнула весь Индийский субконтинент, и приплыла в Пури. Пури на другой стороне находится. Географию представляете себе? Дварака на западной стороне Индии, а Пури – на восточной стороне. И вот, якобы, она туда приплыла, Набхи-брахма. И вот этот вот кусочек живота Кришны и есть как раз то, что…
00:49:39 Но вайшнавы не особенно в эту версию верят. Они, в частности Санатана Госвами говорит, что на самом деле Набхи-брахма это ни что иное, как Шалаграм, камень. Мы знаем, что это тоже проявление Вишну, который они перекладывают из одного Божества в другое. Так вот, после полуночи эти брахманы с завязанными глазами и с завязанными руками перекладывают Набхи-брахму из старых Божеств в новые Божества. Итак, это великая загадка.
Погребение старых божеств
00:50:10 Когда теперь новые Божества установили, старые Божества уносят как раз в это место, Коила-Вайкунтха, кладбище. И в эту ночь, когда совершается погребение старых Божеств, во всём городе выключают свет. Полностью. И полиция тщательно следит за тем, чтобы не было света вообще нигде. Чтобы ни одно живое существо ни с какой крыши, ниоткуда не смогло увидеть, где на территории внутреннего двора храма Джаганнатхи происходит захоронение. Это знают только главные жрецы, пуджари, которые этим занимаются. Причем эти Божества закапывают в очень глубокую длинную яму, ставя одно на другое. Как в пенал такой ставят Божества и закапывают его.
00:51:01 Это происходит ночью, до восхода Солнца. В полной конспирации, совершеннейшей тайне. Брахманы из особенной династии Даитапати не бреются в знак траура до момента начала поиска новых деревьев. Когда начинает эта группа выходить в поисках новых деревьев, это означает, что скоро будет эта церемония, Нава-Калевара, смена тела. И они скорбят о старых Божествах Джаганнатхи, которые будут погребены под землей. И в знак своего траура они не бреются и белят дома.
00:51:39 В Индии побелили дом…у нас как? Освежили, хорошо. Белый цвет, невеста на свадьбу белая…ведическое представление о белом цвете – это траур. Белить дом – значит кто-то умер. Итак, в знак траура они белят свои дома. И, как я сказал, в ту ночь полностью все отключается, в полной темноте всё это делают. Причем тоже такая оговорочка есть, что если кто-нибудь увидит, кроме этих жрецов, как погребают Господа Джаганнатху, эти старые тела, то его тоже в скором времени погребут. Поэтому особенно народ не стремится ко всем этим вещам. Но, тем не менее, дабы не соблазнять особенно любопытных, полностью все огни в городе на эту ночь отключаются и не дай вам Бог зажечь какой-нибудь огонек. Там очень все сурово в этом плане.
00:52:33 Вообще в Индии полиция вызывает очень большое уважение. Если здесь милицонеров называют разными именами всякими, не особо вызывающими уважение, то в Индии полиция это ой-ей-ей! Если вы попробуете в Индии какому-нибудь полицейскому что-нибудь перечить, ваша судьба очень незавидна. Мы сами видели, как в Пури, когда какие-то торговцы на главной площади перед храмом Джаганнатхи…там очень много всяких рядов… выставляют свои какие-то вещи. Видимо предупреждали за какую-то линию там не заходить. Но с этими торговцами бесполезно разговаривать. Как обычно, они своих там понаставили ящиков. Мы сами видели, как шла полиция с железными палками. Они крушили все. Эти торговцы бедные в ужасе на них смотрели, никто из них не мог пальцем вообще его тронуть, или что-нибудь сказать. Не дай Бог что-нибудь вы в Индии полицейскому скажете. И они там били все эти ящики с «кока-колой», «пепси-колой», фрукты, овощи, все летело в разные стороны. Никто им не может перечить.
00:53:40 Однажды нашу машину, мы ехали из Вриндавана в Дели, в аэропорт уже. Вриндаванский наш водитель… что-то он там нарушил, что когда мы уже в Дели въехали, его остановил полицейский и начал что-то ему говорить. Этот Браджабаси стал ему перечить. Тот его прямо при нас схватил за грудки и начал что-то ему говорить очень угрожающе. Он побледнел бедный, этот водитель. Потом тот уже вызвал второго полицейского, подсадил к нам и мне объяснил: «Этот полицейский будет ехать с вами до аэропорта, потом он этого водителя арестует и заберет за серьезное нарушение. Там очень серьезно. Так вот, в Индии полиция если следит за порядком в храме Джаганнатхи или за тем, чтобы нигде не было света…Это здесь вы можете с милиционером поспорить или ещё что-нибудь с ним сделать. Там власть настолько сильна эта вот управленческая, что ни дай Бог.
Церемония Прана-пратиштха
00:54:48 И когда эти все церемонии завершены, когда старые Божества уже погребены, в новые Божества вставлены Набхи-брахма, жизнь, так сказать, в Божестве. То, что у нас называется церемонией Прана-пратиштха. Когда мы устанавливаем Божества, когда Их омывают, поют всякие мантры, касаешься сердца Божества и произносишь определённые мантры Прана-пратиштха. «Прана» означает «жизненная энергия», а «пратиштха» означает «устанавливать», «основополагать». «Прана-пратиштха» это означает «вызов праны», то есть мы приглашаем в это время Кришну войти в это Божество и принимать служение. У нас так это проходит.
00:55:33 Но у Господа Джаганнатхи это происходит, как смена Набхи-брахма, о которой никто не знает, что это такое. И после того, как Божества новые установлены, в течение двух дней никаких посетителей в храм не пускают. Хотя внутри происходят службы, пуджи, гостей нет. И люди впервые видят новое Божество Джаганнатхи лишь тогда, когда через эти два дня начинается Ратха-ятра. И вот на Ратха-ятру Господь Джаганнатха выходит уже в новом теле. Нава-калевара.
Церемония Ратха Ятра
00:56:14 И когда проходит обычно Ратха-ятра в Пури, говорится, что она собирает порой до миллиона паломников, которые приходят. Хотя Пури город небольшой. Там может быть, население тысяч двадцать, не более. Когда обычная Ратха-ятра проходит, около миллиона паломников приходит на Ратха-ятру. Но когда меняют тело, и в новом теле Господь Джаганнатха выходит, в три-четыре раза возрастает количество паломников. То есть, несколько миллионов человек приходит в этот небольшой город, и они участвуют в этой церемонии Ратха-ятры. На сегодня все. Харе Кришна. Какие будут вопросы? Я немного говорил сегодня о философии, я думаю, эта тема тоже интересна, да?
Ответы на вопросы
00:57:12 Вопрос: «Рассказывали о четырехметровых гирляндах. Их под каждым деревом кладут и мантру поют?»
Ответ: «Я не знаю, перед каждым или не перед каждым. Я так понимаю, что это совокупная гирлянда. Я могу показать, насколько это возможно с расстояния увидеть, некоторые иллюстрации. Вот здесь сначала иллюстрации – брахманы в храме Дурги, куда они приходят, где этот главный брахман должен увидеть сон, где ему должно присниться уже, где именно будет это дерево находиться.
Здесь дальше картинки, вот они нашли уже дерево одно. Вот тут кобра одна, которая охраняла дерево Баладевы. На следующей странице, как они уже рубят это дерево. Как раз фотографии топориков этих маленьких, они действительно с зубочистку, сравнение: рядом кольцо какое-то лежит, серьги. То есть, они совсем маленькие. И как эти разные брахманы рубят, сначала золотым топориком, потом серебряным, потом железным, потом настоящими топорами. И эта телега, на которой транспортируют одно из деревьев, оно обернуто.
00:58:40 Вопрос: «а на Ратха Ятре там маленькие Божества или именно те что в храме стоят?»
Ответ: «Нет, те самые Божества».
Вопрос: «А вот говорится, что в храм не пускают кроме индусов, никого не пускают»…
00:58:56 Ответ: «Да, и они говорят, единственное ваше утешение – раз в год на Ратха-ятру приходите, в храм вы войти не можете, но на Ратха-ятру Джаганнатха Сам выйдет. Это тот самый день… Есть такие Божества в некоторых храмах, называются Утсава-мурти. Утсава-мурти означает праздничные Божества. Когда Их вывозят на паланкине, или вот например во Вриндаване есть фестиваль, когда Божества катают на лодке. Помните, да? Заливают внутреннюю часть храма. Там специальная впадина такая, заливают воду, и там такая лодка, под лебедя очень красиво сделана. Туда ставят паланкин и туда ставят Божества Радхи-Шьямасундары. Но это не большие Божества, которые на алтаре. Это называется Утсава-мурти, то есть маленькие Божества, которые на праздник выносят специально.
00:59:53 Например, я недавно читал… Замечательная книга есть, если где-нибудь она есть в продаже, обязательно её купите. Бхакти Викаша Свами, называется « Взгляд на традиционную Индию». Потрясная книга. Она настолько описывает интересно, как вайшнавская философия проявляется в культуре современной. И там Расарадж Прабху, один из лидеров Института Бхактиведанты, он родился в Южной Индии, вырос в семье вайшнавов. Он из брахманической семьи и он рассказывает, что они жили возле храма Партха-Саратхи. «Партха Саратхи» означает имя Кришны «Колесничий Арджуны». После Курукшетры Кришна ездил в Южную Индию. И как раз в этом месте Он принимал поклонение и оставил Свою форму Партха Саратхи после битвы. Маленькая форма.
01:00:48 Вернее, форма в полный рост, и у нее есть ещё Утсава, Божество маленькое, которое на праздники выносят. Так эта форма, которую Кришна оставил там, на её теле и лице очень много разных шрамов. Это как раз после битвы на Курукшетре, в Кришну неоднократно, много раз попадали стрелы. Он впереди был, колесничий. На Божестве все эти же остались шрамы, все эти остались отметины после битвы. То есть Кришна побывал в этом храме, принял эту форму поклонения. Потом Он ушел, а эта форма осталась, форме там так и поклоняются. Божества, Арча-Виграха – это очень необычные проявления Господа. И к Ним нужно соответственно, очень почтительно относиться. Хотя Он может проявляться, также Он может исчезать.
01:01:44 Не так давно я читал, сейчас уже забыл детали истории, в одном храме где-то на Западе, в Америке какие-то были сева-апарадхи. Пуджари совершал серьезные сева-апарадхи. Такой, немножко мошенник был. И в один прекрасный день что-то такое произошло, никто ничего не понял, как-то там арати какое-то проводилось. Я даже не понял, как все произошло. Короче говоря, там тоже были Божества Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы. Загорелось Божество Субхадры. И ничего не смогли сделать, Оно сгорело. Просто пепел остался, ничего. И это было настолько мистически непонятно, что преданные стали выяснять, в чём дело. И какое-то подозрение у них пало на пуджари. И выяснилось, что пуджари был личностью достаточно греховной, который просто скрывал свои какие-то делишки непонятные. Его естественно выгнали. Они просто поняли, поскольку дело было связано с одной женщиной, с которой этот пуджари состоял в незаконных отношениях, что Субхадра в знак Своего протеста, как женщина, исчезла с алтаря, просто сгорела. Это было достаточно громкое событие в истории ИСККОН.
01:03:10 Про Божества Джаганнатхи в Майапуре рассказывают очень интересную историю. Там тоже Божества Джаганнатхи, искконовский храм есть в Майапуре открытый. Храм такой без стен, Джаганнатхи. Там тепло все время. И это лет десять назад было. Пуджари предлагал пищу для Божеств и забыл положить листья туласи. Можно было уйти и вернуться, но, поскольку храм такой открытый, тогда ещё там не было все огорожено толком, всё в процессе ремонта было. Он боялся. Там очень много бегало детей, причём эти мусульмане там славятся именно тем, что им не то чтобы другая вера, а просто нравится пакостить другим, что-нибудь разрушить, сломать, такая бхава какая-то особенная. Тенденция к такому террору.
01:04:10 И он побоялся отходить, чтобы ни дай Бог дети не осквернили подношение. Потому что такие случаи уже бывали до этого. И он просто, как мог извинился перед Господом Джаганнатхой, попытался визуализировать, представить, что эти листья туласи там лежат, закрыл алтарь. Потом через пятнадцать минут он открыл алтарь и, к своему великому изумлению, на подношении обнаружил свежие зелененькие манджари лежали, срезанные с туласи. То есть много всяких разных чудес происходит. Потом, на других встречах я буду вам рассказывать, как они готовят. Там много разных интересных вещей, потому что готовят не сами эти жрецы, а готовит Лакшми деви. Сама супруга Господа готовит и там всякие разные особенности с этим связаны. Какие одежды у Господа Джаганнатхи, это у нас отдельная тема будет называться Лалита Джаганнатх. «Лалита» означает «модник», любитель одеться. Джаганнатх очень любит переодеваться. У Него разные одежды существуют, об этом потом будем рассказывать. ещё вопросы?
Вопрос: [неразборчиво]
01:05:28 Ответ: «В Индии это не около рта, насколько я понимаю. Это в носу. Она свисает, как подвеска такая, серьга. В Индии принято прокалывать не только уши, и нос прокалывают. Потом вставляют такую сережку. Насколько я понимаю, это что-то из этой области. Радхарани висара. Джай».
Вопрос: «…Господь Джаганнатха – форма, которая не очень сильно обращает внимание на стандарт поклонения, да?»
Ответ: «Не то чтобы не обращает. Стандарт на самом деле очень высок Ему, но он необычный просто. Нетрадиционный, не по Панча-ратре. И я не договорил, собственно говоря. Когда Шрила Прабхупада устанавливал эти Божества Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы в Сан-Франциско, а преданные там были такие ещё полу-хиппи, мало ещё понимали все эти вопросы, и они его спросили: «Что теперь нам делать? Вот мы поставили Божества, как вообще поклоняться?» Он говорит: «О, очень просто!»
01:06:44 Они установили Его элементарно. Просто поставили эти Божества в сопровождении киртана и всё, что они могли Ему предложить это благовония и был поднос, на подносе поставили свечку, и просто этот поднос со свечей покрутили так перед Божеством. Предложили с благовониями и в сопровождении киртана пуджа закончилась. И они спросили: «А что теперь делать?» Прабхупада говорит: «А вот так и делайте. Благовония предлагайте и свечку покрутите». Даже не было никакой атрибутики, лампад, вообще ничего. Только-только вот начал проповедовать он, откуда там все эти вещи? Так он установил эти Божества Джаганнатхи. В одном месте вообще есть фотография уникальная, в шеститомной Лиламрите Прабхупады, кажется в Лондоне что-ли. Там стоят Божества, по-моему Радха Лондон Ишвара, Радха-Кришна Божества. Потом как бы такая крыша этого алтаря. И прям на ней, на этой крыше Джаганнатх, Субхадра и Баладев. И преданные там такие счастливые поют. Божество Джаганнатхи очень необычное».
01:08:01 Вопрос: «Вы упомянули один момент. Там же кобра была. Она что, сама уползает, или они её»…
Ответ: «Ну, поскольку у нее обязанность стража… вы стража сами выманиваете, или он выходит, когда вы вторгаетесь в его владения? Естественно, он выходит и потрясает дубинкой или чем-нибудь покрепче и говорит: «Чего пришел?» Он же охраняет, страж. Поэтому, она же слышит звуки, кто-то пришел, люди. У змей зрение не очень хорошее, но у змей очень тонкий слух. Поэтому они сразу слышат, что кто-то пришел. И выползают, естественно, охраняют».
Вопрос: «И что с ними делают?»
01:08:52 Ответ: «Со змеями? История умалчивает. Не знаю. Увольняют наверное, функцию выполнили. В запас. Отслужила. Эти змеи наверное какие-то воплощения Ананта Шеши, скорее всего. Кстати говоря, тем, кто боится змей надо повторять особую мантру Ананты, мантру Баладеве. Говорится, что таких людей никакие змеи никогда не коснутся. Изначальному змею если поклоняться, то все остальные змеи скажут: «Есть!»
Вопрос: [неразборчиво]
Ответ: «С чем связано? Все дело в том, что действительно, поскольку форма Вишну является изначальной, то в ней содержатся все остальные формы. И, в зависимости от видения человека, Господь отвечает на его желания. Мы знаем из « Источника вечного наслаждения», когда Кришна на борцовской арене сражался с этими бойцами, то разные люди, которые сидели на трибунах и наблюдали этот поединок, видели Его по-разному. Для гопи Вриндавана Он был возлюбленный пастушок, возлюбленный друг.
01:10:32 Для Деваки и Васудевы Он был любимым сыном. Для йогов, аскетов Он был Параматмой. Для Камсы Он был воплощенной смертью, и так далее там описываются разные формы восприятия. То есть Господь один, но Он открывается каждому человеку в соответствии с его пониманием, с его видением. Поэтому Он содержит в Себе все формы».
01:10:08 Вопрос: «А вот вы рассказывали тот секретный момент, когда перекладывают из старого Божества вот это вот нечто. А нельзя, допустим, поставить скрытую камеру, чтобы Джаганнатха не видел…»
Ответ: «Вы думаете, что что-то можно от Джаганнатхи скрыть, да? От Господина Чувств можно скрыть скрытую камеру, да? Вам нужно глубже изучать науку о том, кто такой Кришна. Можно ли от Кришны что-то скрыть? Само желание от Господа чего-то скрыть тоже не может быть скрыто. Как только у вас желание такое проявится, то можете не волноваться – эта камера не сработает, даже если вы её установите.
01:11:50 Я помню несколько таких случаев смешных. Правда они были связаны не с Господом, а с моим духовным учителем. Почему-то в его присутствии ломались и не срабатывали всякие технические приборы. И кульминацией этого было по-моему в девяносто первом или девяносто втором году на Беговой, когда ещё там был ремонт в большей части храма. В маленькой комнатке было празднование явления Господа Рамачандры. Я там тоже был, переводил эту лекцию как раз. И как-то так случилось, что преданные пригласили какую-то газету и хотели сделать профессиональные снимки. Они понаставили какие-то специальные лампы. Вобщем, целая суета была. Когда все установили, Махараджа ещё не было. Когда он зашел, сел на вьясасану, они зажгли все эти огни. Махарадж сказал: «Харе Кришна», и они оба – бух! – перегорели. На этом съемка была закончена. Почертыхались и убрали свою аппаратуру.
01:13:03 Поэтому, если вы что-то хотите от Господа Джаганнатхи скрыть, то я думаю, что это дело обречено полностью на провал. Мы заранее, ещё на дороге находясь в храм, я взял видеокамеру, завернул её в гамчу… или в сумке была какая-то дырка. Вобщем, закомуфлировали мы её полностью ещё до того, как вошли в храм. И так спокойно мы на территорию храма уже зашли. Я не знаю, может быть я такой плохой конспиратор, но я старался изображать полностью беззаботного человека из себя, и мы шли так. И появился пацан, лет семь или восемь. Он прямо на меня бежал, увидел мою сумку и сразу кричит: «Видео! Видео!» И побежал обратно в храм, тут же рассказал всем пуджари, что там есть какой-то человек с видеокамерой. Все дело было полностью провалено. Поэтому, если Господь чего-то не хочет - ничего не получится…
01:14:18 Ну что? Все? Пожалуйста, помолитесь, чтобы в этот день, двадцать восьмого числа была хорошая погода. Шествие начнется от «Лазо». Я что-то совсем сплоховал, сколько там написано, в три часа? Нет, только не в два. Посмотрите, кажется в три часа оно оттуда пойдет. И потом, в пять часов в театре кукол будет небольшая программа – бхаджаны, лекция, угощение. По такой простой программе, если никто ничего другого не предложит… А в следующее воскресенье мы продолжим эту же самую тему.
Вопрос: «А всегда… Ратха-ятра останавливается?»
01:15:20 Ответ: «Да. Это я могу засвидетельствовать совершенно точно. Либо мы останавливались сами, либо этого не происходило. Один был скандальный случай, когда мы пошли от Лазо. Только сделали новый чехол и там ещё мы не имели опыта, как этот чехол будет сидеть на самой колеснице. И так получилось, что он был закреплен не очень удачно и задняя его часть каким-то образом, когда мы только прошли, буквально прошли метров триста-четыреста, этот чехол каким-то образом намотался на заднюю ось. И я вдруг смотрю – ни с того ни с сего купол стал наклоняться, и как-то что-то такое происходит. А поскольку это цельная такая штука, задняя ось намоталась, и вся структура стала.
01:16:13 Я говорю: «Стоп! Стоп!» И пока мы остановились, всё это дело там распутывали, вытаскивали… Вобщем там была целая эпопея, которая у нас минут десять-пятнадцать заняла. То есть, Господь Джаганнатха находит… Если мы сами не останавливаемся, то Он сам где-нибудь остановится. Так что это обязательный атрибут Ратха-ятры, что колесница должна остановиться на какое-то время.
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 22 July 2015