Махапрасад Господа Джаганнатхи

28 May 2010
лекция для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:16:31 | качество: mp3 56kB/s 30 Mb | прослушано: 1935 | скачано: 1365 | избрано: 49
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:22 Сегодня мы продолжим обсуждать Господа Джаганнатху в Его разнообразных проявлениях. Я напомню, что в прошлое воскресенье мы немного говорили о Его происхождении, как Он появился, довольно подробно говорили о том, как Господь Джаганнатха меняет Свое тело. Раз в двенадцать лет Нава-Калевара и все связанные с этим вещи интересные. А вчера мы говорили о сокровенном смысле Ратха-Ятры и о том, как она проходит в Пури. Как она раньше проходила, и как она проходит у нас сейчас, что это означает для разных людей, что это для Господа Чайтаньи, что это для нас, что это для людей, которые вообще впервые видят Господа Джаганнатху.

00:01:19 И сегодня третья лекция, которая будет посвящена более камерным вещам. Это махапрасад Господа Джаганнатхи и Его различные костюмы, одеяния. Четвертая лекция будет посвящена Его слугам и различному служению: что там с Ним делают, что Ему предлагают. И также различным паранормальным явлениям, которые постоянно происходят в этом храме Господа Джаганнатхи, что они все означают. Потому что в этот храм слетаются иногда существа со всей Вселенной на даршан, на поклонение. И как их можно видеть, как их можно почувствовать, что это все означает, и так далее. Это будет тема следующей лекции.

00:02:09 Итак, сегодня мы будем говорить о махапрасаде и о костюмах. Мы знаем, что одной из неотъемлемых форм поклонения Господу является предложение Ему пищи и предложение Ему различных костюмов, одежды. Часто люди задают такие вопросы, они говорят: «Что это такое? Это не игра в куклы, случайно?» У меня, во всяком случае, такое было первое впечатление, когда я услышал о том, что Божества нужно одевать, переодевать, укладывать спать.

00:02:48 Я, конечно, внешне ничего не сказал, но внутренне так саркастически хмыкнул: «Что за глупости? Такая великая философия и такие странные какие-то детские игры в куклы! Божества куда-то там укладывать, одевать. Бог о Себе позаботиться не может?» То есть я был в концепции величия Бога: Он нас всех одевает и кормит, и мы ещё Его тут одеваем и кормим. Не смешно ли это? С таким сознанием я воспринял все эти вещи. Но с течением времени я стал немного понимать, что это все означает на самом деле.

00:03:24 Люди некоторые говорят: «Какой смысл в этом ритуале, что вы одеваете, переодеваете Божества, кормите их и так далее?» И они совершенно не замечают того, что каждый день они это же самое делают с собой. Они пробуждаются, совершают омовение. Потом они одеваются, одежды себе предлагают определённые. Причем не какие-нибудь драные, занюханные, а получше что. Украшают себя, особенно женщины любят это дело. Мужчины тоже, по меньшей мере – причесываются. Если есть, что причесывать. Какая-то парфюмерия или что-то еще.

00:04:04 Потом они предлагают себе пищу. Себе, божеству. Что-нибудь тоже включают, какую-нибудь музыку для удовлетворения своего собственного. И, делая эти вещи каждый день для себя, люди не считают это ритуалом. Они считают это необходимостью. Ну как же так? Что же я должен немытый что ли весь день ходить? Или неодетый, или голодный? Нет, конечно. Поэтому я и одеваюсь, и моюсь, и кормлю себя. Это все нормально.

00:04:32 Но люди не знают того, что все эти функции: питание, одевание, омовение – это все происходит из духовного мира. Хотя там это, конечно, не такая необходимость, как здесь. Здесь мы всё это делаем по нужде, потому что мы не можем находиться под воздействием тама-гуны, если мы не помоемся или будем в грязной одежде ходить. Или что это будет за праздник, если мы на праздник придем в будней одежде какой-то? Праздник значит праздничная одежда. Или что будет, если мы себя не покормим? Здесь это просто необходимость. Там это все обладает немножко другим статусом. Там через эти все вещи происходит обмен любовью, потому что основа жизни – это любовь.

00:05:18 И, вообще говоря, сама жизнь – любовь. День, проведенный без проявления любви по отношению к кому-то – это день, прожитый впустую. Потому что жизни, как таковой не было. Потому что жизнь – это поток любви. И когда мы не проявляем любовь в форме служения какого-то, это означает, что мы не жили сегодня. То есть жизни, как таковой не было, потому что не было никакого акта любви, какого-то посвящения кому-то чего-то.

00:05:40 И, поскольку вся духовная жизнь в духовном мире – это обмен расами, то есть духовными взаимоотношениями, преданные свою любовь посылают Господу, Господь посылает им Свою любовь. Эти все расы - это не просто какие-то абстракции. Эти расы и обмен расами носят совершенно конкретные формы. Такие, как предложение пищи с любовью, предложение какой-то одежды, что-то еще.

00:06:02 Но люди, которые не понимают этого внутреннего смысла ритуалов, что сама эта деятельность является проявлением любви, это потребность так любви выразиться, они говорят: «Это просто какой-то мертвый ритуал, это какая-то игра в куклы и все прочее». Но, тем не менее, себя они кормят и одевают с любовью и преданностью. То есть к себе они очень благоговейно относятся. Но, поскольку они смотрят на Божество, как на идол, на какое-то проявление дерева, металла, чего угодно, то они не воспринимают всё это серьезно.

00:06:31 Люди же, чьи глаза увлажнены бальзамом любви, они видят Господа воочию, как сказано в Брахма-Самхите: «Те, чьи глаза покрыты как бы такой линзой… «Анджана» буквально означает «покров», это термин аюрведический. Анджана. То есть, когда у людей болят глаза, специальные такие мази дают, которые, как своего рода контактные линзы, тонким слоем покрывают этим вот бальзамом. Он анджана называется. Глаза им смазываются, и воспаление проходит.

00:07:06 Есть разные формы анджаны. Есть гьяна-анджана. Мы говорим: «Ом агьяна тимирандхасья, гьянанджана шалакая..», «Я рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель дал мне глаза знания, то есть он покрыл мои глаза этой анджаной, дал такое знание, через которое я стал иначе видеть мир». Есть гьянанджана, а есть преманджана. «Преманджана» означает «покрытие любви». И человек смотрит на Бога глазами любви. И поэтому ему хочется все отдать Богу, посвятить.

00:07:37 Поэтому люди, которые обладают духовным видением, духовными чувствами, или, по меньшей мере, у них есть хотя бы гьяна, знание, «гьянанджана» - они хотя бы глазами знания воспринимаю все эти вещи, у них возникает потребность как-то свои чувства выразить, как-то своё знание практически реализовать. И это все происходит как раз через такое любовное подношение, которое носит конкретные формы: либо пища, либо одежда, либо что-то еще.

00:08:03 Итак, сегодня мы будем говорить о двух формах проявления такой любви – это поднесение Божеству особенных блюд и предложение Ему различных одежд. Мы знаем, что пища, которая предложена Божеству называется после этого прасадом. «Прасад» означает «милость Господа». И ещё значение прасада – это буквально «то, что удовлетворяет». То есть мы знаем такое слово «прасидати», то есть живое существо чувствует удовлетворение. Живое существо полностью счастливо, когда оно служит Господу бескорыстно и непрерывно, оно испытывает удовлетворение. И в строгом смысле, это ощущение прасидати, удовлетворенности возможно для дживы лишь тогда, когда она получает что-то напрямую от Господа, прасад.

00:08:47 Итак, прасад – это милость Господа и это то, что может по-настоящему удовлетворить душу. Но панды, служители Господа Джаганнатхи в этом храме говорят, что вокруг вы можете получить только прасад. Но в храме Джаганнатхи вы получаете махапрасад. Мы знаем, обычно махапрасадом называют тарелочку или те блюда, которые предлагались Божествам непосредственно. Предположим, вы готовите кастрюлю риса и предлагаете Божеству немножко в маленькой чашечке. Вот то, что было на алтаре в маленькой чашечке, называется махапрасад. А это – просто прасад. Так считается. И за махапрасад особая идет борьба, потому что это было непосредственно там.

00:09:29 Но в храме Джаганнатхи нет каких-то особенных мисочек. Там нет вообще таких вопросов, как мытье посуды и прочего. Там все предлагается Ему непосредственно в глиняных горшках таких. Вернее, готовится в глиняных горшках и тут же в этих глиняных горшках предлагается. И потом в них же это все распространяется. Поэтому там не существует вопроса мытья посуды. Это очень интересная тактика. Может быть, кто-то возьмет её на вооружение.

00:09:57 Благодаря тому, что перед алтарем ставится абсолютно все, то теперь это не какие-то маленькие чашечки махапрасада, а теперь все является махапрасадом, включая горшки. Некоторые даже горшки эти съедают, серьезно. Они в таком состоянии, что готовы даже эти горшки смести там. Они из глины, причём из незакаленной глины, поэтому они достаточно мягкие. В общем, у кого хорошие желудки, вполне возможно переварить, было бы желание, даже горшок.

00:10:28 В храме Джаганнатхи находится самая большая кухня в мире. Там располагается семьсот печей. Эти семьсот печей обслуживают четыреста брахманов. И каждый день для Господа Джаганнатхи готовится пятьдесят шесть различных блюд. Позже я расскажу, из чего они состоят. Все зачитывать, естественно, не буду. Ежедневно распространяется пять тысяч порций прасада. А в дни праздников, таких, как Ратха-Ятра, особенно в дни, когда меняют тело Джаганнатхи, Нава-Калевара, распространение идет на миллионы. От одного до десяти миллионов блюд в день.

00:11:12 Как это им удается, я не знаю. Но вообще, всё, что связано с Господом Джаганнатхой – это фантастика. Потому что обычно в дни Ратха-ятры в Пури где-то от одного до трех миллионов людей проходит. А каждые двенадцать лет, когда меняют тело, Нава-Калевара, до десяти миллионов человек паломников. Ну, конечно, транзитом. То есть Джаганнатха Пури, достаточно небольшой город, превращается в такой мегаполис. Где там спят вообще непонятно. Где они там живут, на пляже что ли? В общем, в огромных количествах распространяется прасад.

00:11:47 В писаниях, которые описывают служение Господу Джаганнатхе, говорится, что начались подношения пищи Джаганнатхе очень давно, ещё в те времена, когда Он был в другой форме, в форме Нила-Мадхавы. Это смотрите историю из прошлого воскресенья. Когда Он был ещё в другой форме, в лесу. И там Ему предлагали все очень простое. Эти шабары, которые жили в лесу, не имели никаких рисовых полей, не имели даже огородов, где бы росли какие-то овощи. Поэтому всё, что они предлагали Джаганнатхе, это были лесные фрукты и цветы. То есть всё, что они могли в лесу собрать. Это были очень скромные подношения.

00:12:26 Но однажды утром главный жрец Нила-Мадхавы, ещё тогда Вишвавасу, утром пришел поклоняться Божеству и перед этими… в алтаре обычно ставят такие дверцы двустворчатые… И когда он подошел к алтарю, он увидел перед этим закрытым алтарем огромное количество разных блюд приготовленных, которые удивительно пахли. Это были различные виды риса, различные виды дала, сабджи, сладости какие-то. И он был поражен: откуда всё это взялось в лесу? Потому что вокруг, рядом ничего такого нет. Не растут никакие овощи, никакое зерно. И он был в таком изумлении, погрузился в медитацию, с таким вопросительным взглядом смотрел на Божество Нила-Мадхавы.

00:13:19 И Нила-Мадхава ему сказал: «Ну, дорогой друг, ты не единственный, кто поклоняется Мне. И то, чего не можешь ты, могут некоторые другие. И эти подношения принесли различные полубоги. Поэтому, они будут приносить это каждый день, а ты просто предлагай. Я тебя еле дождался, на самом деле, уже изголодался. На одних фруктах долго не протянешь». И с тех пор Вишвавасу стал предлагать этому Божеству Нила-Мадхавы по полной программе различные блюда.

00:13:52 Это снабжение было регулярное. И сейчас Господу Джаганнатхе предлагают очень большое количество блюд. И говорится, что этот вкус, которым обладает Джаганнатха-махапрасад, он совершенно особенный, и его невозможно имитировать, если человек готовит вне храма. То есть то, что делается в храме, это все окружено особенным ореолом святости, чистоты и легкого мистицизма даже. Пуджари говорят в храме Джаганнатхи, что когда они вытаскивают уже горшки из печей, готовый прасад, естественно, они чувствуют какой-то запах пищи свежей.

00:14:32 Они говорят: «Это одно. Но когда мы ставим всё это на алтарь, предлагаем…», потом эти горшки с прасадом снимают и выносят на базар. Базар на этой площади в Джаганнатха Пури называется Ананда-базар. «Ананда» означает «блаженство». То есть всё, что вы получаете на этом базаре, дарует вам блаженство, потому что там распространяется прасад Господа Джаганнатхи. Они говорят: «Когда мы снимаем этот прасад Господа Джаганнатхи, он пахнет совершенно иначе. То есть то, что мы несем с кухни на алтарь – это одно, но с алтаря уже на базар – это совсем другое. Потому что это попробовал уже непосредственно Господь Джаганнатха, и также попробовали все полубоги». Они являются главными снабженцами, поэтому они тоже получают долю своих даров после Господа Джаганнатхи.

00:15:18 Как же Господь Джаганнатха и вообще Божества принимают пищу? Однажды в начале девятнадцатого века один любопытный англичанин, который приехал в Пури, некий мистер Армстронг познакомился с одним пуджари, служителем храма Джаганнатхи, и стал расспрашивать его: «А как вы тут предлагаете пищу? Как это Он принимает? Я не могу понять этого». Пуджари говорит: «Ну, ты принеси что-нибудь. Давай предложим, и ты посмотришь, как Он принимает». И этот англичанин зашел в какую-то кондитерскую лавку и купил у них ладду, сладости. Сто восемь ладду он купил. Здоровый мешок полный.

00:15:58 Это делается из нутовой муки. Он принес этому пуджари и сказал: «Давай, предложи Господу Джаганнатхе, а потом мне вернешь. Я хочу понять, какая разница». Этот пуджари отнес эти сто восемь ладду, их предложили Господу Джаганнатхе, и потом он принес их обратно. Этот Армстронг посмотрел на них и говорит: «И что? Какая разница, не пойму. Вот они были - сто восемь и осталось сто восемь. Что же Он съел? Как я вообще пойму, съел Он или не съел? Что же это такое?»

00:16:29 Этот пуджари почесал голову, подумал: «Да, это тяжелый случай. Товарищ не понимает, явно. Он считает штуками». И он говорит: «Ну, представь себе, что например, вернул бы я тебе не сто восемь, а сто. Как ты узнаешь, что это именно Джаганнатха съел? Может, это я съел? Как это определить?» Пуджари почесал голову и сказал: «Давай в следующий раз вот что сделаем: ты ещё раз что-нибудь принеси, и ты увидишь, какая будет разница. Мы эту разницу определим по весу. Ты взвесь это подношение до предложения и после предложения. А по количеству мы не будем считать. Потому что мало ли, по количеству, кто мог забрать эти ладду».

00:17:08 Они так и сделали. Он ещё раз принес целый мешок ладду, сто восемь штук. Предложили Господу Джаганнатхе. Завесили этот объем, сколько он там весит. Потом, когда после предложения эти ладду принесли, они весили на пять килограмм меньше. Это очень сильно подействовало на этого материалистичного англичанина, и он стал преданным Господа Джаганнатхи. Потому что, поскольку он материалистичный человек был, то Господь Джаганнатха предоставил ему и доказательство материалистичное. Обычно преданный не нуждается в таких вещах. Он прекрасно понимает, как это все происходит. Но человеку с другим менталитетом нужно что-то такое ощутимое. И четыре-пять килограммов веса – это весьма ощутимые вещи. Так Он убедил этого человека в том, что Он действительно принимает подношение.

00:17:59 Готовят в этом храме Джаганнатхи не люди. Люди там просто помогают. То есть люди у нас здесь выполняют функции помощника повара. Это те, кто моет рис, чистит овощи, режет все это, закладывает в горшки и ставит в печи. После этого они уходят. Они говорят, что готовит на самом деле Лакшмидеви – супруга Господа Джаганнатхи, которая командует всей этой кухней.

00:18:30 Когда Господь Джаганнатха болеет определённый период… мы знаем, что совершается церемония Снана-ятра, это омовение каждый год после Его явления. И потом, перед Ратха-Ятрой некоторое время Он закрывается, Он болеет. То есть, Он простыл после омовения. И в эти дни, когда Господь Джаганнатха болеет, в это время Лакшмидеви очень сильно беспокоится. И когда Она готовит, Она не может полностью сконцентрироваться на приготовлении. И говорится, что в эти дни прасад значительно менее вкусный.

00:19:04 А в те дни, когда Господь Джаганнатха уходит на Ратха-Ятру в храм Гундича, и семь дней Его нет, Она по-прежнему продолжает готовить, как полагается жене. И эту пищу посылают в храм Гундича, и там предлагают. Говорится, что в течение этих семи дней она полностью безвкусная. Потому что Лакшмидеви пребывает в дурном расположении духа, поскольку Ее муж покинул Ее, ушел на семь дней, и Она не в том состоянии. Наши повара, наверное, вообще бы выгнали с кухни, сказав, что не в том настроении готовишь. И в эти дни говорится, что пища совершенно безвкусная.

00:19:36 Огонь на кухне Господа Джаганнатхи называется Вайшнава-Агни. Его не разводят, я не знаю, откуда он взялся, этот огонь. Этот огонь представляет непосредственно различных полубогов и самого Вишну. И этот огонь никогда не гаснет. То есть его поддерживают всегда. Какие-то горящие угли все время сохраняются. И когда кто-то из служителей этого храма умирает, то родственники берут огонь с этой кухни, какую-то зажигают головню, и с этим огнем они идут на крематорий, который находится неподалеку. Это место называется Сварга Двар. Большие врата и написано «Сварга Двар». «Сварга» означает «райские планеты», а «двар» означает «двери» или «ворота». И тело проносят через эти врата и там кремируют. И как раз этот вот огонь, на котором будет кремироваться тело, берут с этой кухни Джаганнатхи. И когда сжигают это тело, считается, что этот человек становится вечным спутником, членом семьи Джаганнатхи.

00:20:48 На самом деле, у них очень интересные представления о том, кто такие эти панды или слуги Господа Джаганнатхи, севаиты. Говорится, что в Сатья-югу они были мудрецами, в Трета-югу они стали обезьянами Господа Рамачандры, в Двапара-югу они стали гопами и гопи Господа Кришны, а в Кали-югу они стали слугами Господа Джаганнатхи. То есть такая у них концепция, что из жизни в жизнь, из эпохи в эпоху они следуют за своим Господом, какую бы форму Он не принимал, и продолжают своё вечное служение. Поэтому, когда меняют какое-то тело, он остается в вечной семье Господа, куда бы Он его ни поставил.

00:21:35 Распространение прасада и принятие прасада в Джаганнатха Пури является повседневной нормой жизни. И, поскольку жизнь религиозных людей естественно протекает от ритуала до ритуала, от праздника до праздника, от самскары до самскары, то все эти церемонии сопровождаются раздачей прасада и приемом прасада.

00:21:55 Когда ребенок рождается, семья, где родился ребенок, всем друзьям, всем знакомым, всем брахманам, которых знает, раздает прасад для того, чтобы они благословили. Когда проводятся другие церемонии – свадьбы и так далее, раздается огромное количество прасада. И также когда человек умирает, в его честь, ради его блага члены его семьи тоже раздают большое количество прасада и собирают благословения, чтобы люди благословили этого усопшего.

00:22:28 Есть одна молитва известного в штате Орисса поэта Ванамали даса, где он говорит: «О Джаганнатха! Пожалуйста пообещай мне, что когда я буду умирать, Твоя гирлянда будет на мне, во рту будет листик туласи, махапрасад, а на языке будет имя Ниландари-Васи». Ниландари Васи – это «Тот, Кто живёт на голубом холме», одно из имен Господа Джаганнатхи.

00:22:53 То есть мы должны понять, что махапрасад – это не только пища. Пища – только одно из проявлений махапрасада. К махапрасаду относится одежда, которую носил Господь Джаганнатха, то есть то, что касалось Его тела, вода, которой омывалось Его тело или предлагалась Ему, цветы, гирлянды, какие-то украшения. То есть всё, что как-то связано было с телом Господа Джаганнатхи – это все считается махапрасад.

00:23:18 Жители Джаганнатха Пури говорят, что если человек с самого рождения ест только прасад и ничего кроме прасада, он никогда в жизни не заболеет. Все болезни, они говорят, происходят только из-за того, что люди какую-нибудь бхогу съедают. То есть то, что не предложено Господу. И с этим проникает какая-то инфекция, грязь, как наказание человеку за то, что он питается не только милостью Господа, не только прасадом.

00:23:42 Еще Джаганнатха-махапрасад называют термином «кайвалья», то есть «то, что дает освобождение». Также есть интересный такой обычай: люди, которые заключают какое-нибудь соглашение, договор или контракт какой-то, для того, чтобы это все обладало реальной силой, они покупают горшок этого махапрасада и вместе из одного горшка едят. Они съедают пищу из одного горшка, это называется абхада. Абхада – это «то, что невозможно отнять». То есть, если они дали какой-то обет, слово, какое-то обещание и поели вместе этого махапрасада из одного горшка, то считается, что теперь их клятва или обет уже не может быть нарушен. Потому что Господь скрепил это в форме махапрасада.

00:24:34 В Пури есть такой обычай: в январе женщины, жены, которые готовят в основном, на несколько дней покидают дом, где они живут и идут в дом своей матери повидать ее. И в эти дни мужьям и всем остальным готовят матери, бабушки, старшие женщины в доме. То же самое происходит и с Лакшмидеви. В январе месяце на несколько дней Она в отпуск уходит, и в это время для Господа Джаганнатхи готовит Его мать Яшода. И в это время необычный прасад, который называется […]

00:25:12 Это особое подношение, которое состоит из шариков, которые скатывают из густого дала. Дал – это такой горох разваренный, загустевший, из него катают шарики. И какой-то очень нежный рис. Немного, может быть, аскетично, потому что каждый день. Но поскольку это от самой матери Яшоды приходит, то Господь Джаганнатха это подношение особенно любит.

00:25:39 Далее говорится о том, какие стандарты для приготовления Господу Джаганнатхе. Это потрясающая чистота, конечно. Чистота внешняя и чистота внутренняя. В этих шастрах, которые посвящены служению Господу Джаганнатхе, написано, что человек должен быть в чистом и смиренном состоянии. Иначе, говорится, есть очень хороший способ понять, что человек совершает какое-то оскорбление, какая-то нечистота в нём проявляется. Они говорят: «Это происходит элементарно. Если, например, человек в нечистом сознании закладывал пищу в горшки перед тем, как это все должно быть поставлено в печи, то этот горшок обязательно лопнет. Если какая-то грязь была, то или уже в печке треснет этот горшок, или когда его из печки вытащат и понесут уже на алтарь».

00:26:28 То есть Господь Джаганнатха прекрасно понимает, где что находится. И там, где какая-то мысль, какое-то желание, какая-то нечистота проникла; там, где человек касался, допустим, руками этих овощей, или этого риса, или чего-то еще, и в этот момент он думал Бог знает о чем, то вот эта вся материальная скверна, которая из него исходила, как некий отрицательный заряд, она передалась. И Господь Джаганнатха не хочет этого. И поэтому этот горшок треснет, развалится, что-нибудь такое произойдет. И они это все выкидывают, этот конкретный горшок. Очень быстро вычисляют, кто закладывал, готовил, и проводят разъяснительную работу с этими брахманами о правилах чистоты, о духовных стандартах, как надо джапу читать ему рассказывают, про садхану и про всякие эти вещи.

00:27:22 Говорится, что даже если человек следует всему идеально, но при этом он гордится тем, что он такой чистый и праведный, горшок тоже треснет. Поэтому, кроме внешних принципов чистоты должно быть также состояние смирения. Чтобы он не гордился тем, что он такой великий, иначе всё, что из его не совсем чистых рук изошло, до Господа Джаганнатхи не дойдет никак.

00:27:49 Еще бывают такие ситуации, что в целом повара затамогунили или чего-нибудь. Люди в разном настроении бывают. В материальном мире действуют гуны материальной природы, сознание то поднимается, то опускается. И Лакшмидеви очень недовольна этим. Она всегда находится на трансцендентном уровне. И в какие-то дни, когда что-то не очень чистое происходит, Лакшми недовольна, и это проявляется в том, что во дворе храма откуда ни возьмись появляется собака.

00:28:19 Там не то, что собаке, там человеку приличного вида, если ты не из той готры, пройти невозможно, не только собаке. То есть там вообще комар не пролетит, ничего не проскочит. Там такие стоят охранники у храма Джаганнатхи, там такого в принципе быть не может. И вдруг, откуда ни возьмись, во внутреннем дворе храма Джаганнатхи появляется собака. Эта собака символизирует воплощение Уттама-Чанди. Это тантрическая богиня, которая отвечает за очищение пищи. Пуджари перед тем, как ставить пищу на алтарь, тоже определённые мантры произносят, во всех направлениях брызгают водичкой, со всех сторон всякие ньясы, мудры делают, различные жесты, очищающие пространство. И эта богиня является одной из тех, что отвечают за очищение параферналий, за очищение пищи.

00:29:15 И вот эта собака, во дворе которая появляется, этот образ тантрической богини начинает лаять. И все понимают, что это какая-то грязь вкралась, Лакшмидеви очень недовольна. И тогда вообще всё это подношение, то есть всю партию просто закапывают в землю и готовят снова. То есть стандарты чистоты очень и очень высокие. Причем именно внутренней. И там никого невозможно обмануть, потому что там Господь Джаганнатха конкретно присутствует и там такой уровень контроля, сама Богиня Удачи все контролирует, что здесь не может вкрасться никакая вообще грязь.

00:29:53 Пока служители храма, эти брахманы готовят в храме, предлагают, распространяют, жены этих служителей готовят дома. И они там следуют тоже очень строгому стандарту чистоты. Перед приготовлением пищи они моются. Причем мы знаем, что в Индии люди моются в одежде – мужчины в гамчах, женщины тоже в таких покороче гамчах, как сари их заматывают. И они совершают омовение, и в этих мокрых сари после этого они совершат пуджу домашним Божествам, потом читают священные писания некоторое время, потом надевают специальную одежду, сари специальные для кухни, то есть только то, в котором готовят, никуда больше в нём не ходят. И в этом состоянии они готовят.

00:30:40 То есть они помылись, они провели пуджу, они почитали священные писания, мы видим, что это внешнее очищение произошло, внутреннее очищение произошло. Теперь в чистой одежде, с чистым сознанием они заходят на кухню. Потому что они будут готовить для Бога. Это такое сознание: «Я готовлю для Бога». И в этом состоянии все делают. Если во время приготовления пищи им нужно куда-то, допустим, в туалет или куда ещё отлучиться, они снимают эту одежду, одевают специальную одежду, сделали свои дела – опять омовение, опять чистую одежду.

00:31:09 Фанатичный стандарт чистоты. Но это не фанатизм. Это знание. Потому что фанатизм – это непонимание. Когда человек тупо следует какому-то ритуалу, не понимая, чему он следует. Это знание. Почему? Потому что если ты сделаешь это все иначе, Господь Джаганнатха просто не примет. Такой высокий стандарт там. Там есть для этого возможности. Естественно, для людей, в чьих жилах течет кровь, пропитанная другими гунами, другой культурой, к ним Господь, естественно более милостив. И мы не можем в полной мере имитировать все эти стандарты. Но те люди, которые могут им следовать, с них Господь Джаганнатха требует этого.

00:31:50 То есть мы должны понимать, что все эти вещи, о которых я говорю, это не значит, что мы должны сейчас все тут застрелиться вообще и начать голодать. Потому что мы не способны на такие стандарты. Это говорит о том, какой вообще есть уровень культуры. И он не так далеко, всего лишь несколько тысяч километров, можно поехать посмотреть и попробовать, что это такое. И потом вернуться сюда и попробовать повторить. Довольно-таки сложно будет.

00:32:14 Также при приготовлении пищи для Божеств Джаганнатхи они не используют всякие-разные заморские овощи. В частности, они не используют помидоры, они не используют картошку. Когда готовят, они специи, как правило…ну, они используют некоторые, но некоторые специи они добавляют после предложения, то есть когда пища уже предложена и снята с алтаря. Тогда они гвоздику добавляют, кардамон по необходимости и различные масалы. То есть эти специи они не предлагают, они их сыпят уже после того, как блюдо полностью принято, предложено Господу.

00:32:52 И далее перечисляется пятьдесят шесть тех самых блюд, которые Господу Джаганнатхе предлагают. Но я, естественно, все пятьдесят шесть их не буду зачитывать. Я просто опишу, сколько каких и, примера ради, рисовые блюда. Их здесь всего девять. Девять рисовых блюд. Причем говорится в этих писаниях о Господе Джаганнатхе, что у Него разные имена. Он Шабда-Брахман, то есть Он приходит в форме очищенного звука, Он Ахам-Брахма, Он душа внутри живого существа, Он Дару-Брахман, Он освящает материю Своим присутствием.

00:33:39 И также говорится, что Он Анна-Брахман. «Анна» означает «рис» или «зерно». И там написано, что в Кали-югу рис является основой жизни. То есть без риса в Кали-югу очень тяжело человеку поддерживать здоровье. И в Кали-югу Господь Джаганнатха Сам присутствует в этом рисе, и поэтому Его называют Анна-Брахма. Это практически основное блюдо.

00:34:04 И вот девять видов рисовых блюд, которые предлагают Господу Джаганнатхе ежедневно. Первое называется сабха-анна. Это просто рис, сваренный на воде. Второй – гхи-анна, рис с топленым маслом гхи. Третий называется каника. Это рис, гхи, топленое масло и сахар. Четвертый тип блюда называется кечхеди, рис с чечевицей смешивают. Пятый – дахи-пакхал. Это творог, рис и вода. А шестое это митха-пакхал, рис, на сладкой воде приготовленный. Седьмой - [..] это рис, имбирь и вода. Восьмой – орья-пакхал, рис, гхи, лимон и соль. И девятый – тхали-кечхеди. Это чечевица, рис, сахар и гхи.

00:35:01 Итак, это я просто одну категорию взял, эти блюда назвал. Значит, девять видов риса, десять видов сладостей, двенадцать видов – различные блины, лепешки, пироги мучные, девять видов молочных блюд, пять видов дала и остальные – сабджи. То есть это все пятьдесят шесть повседневных подношений, которые обязательно делаются. Эти блюда готовят. Кроме этого существуют ещё различные праздничные блюда и добавляются какие-то там фрукты отдельно. Это то, что не готовится. Фрукты, их так предлагают. Сухофрукты, какие-то орехи, что-то ещё такое. А это были блюда, которые именно готовятся пятьдесят шесть.

00:35:44 Это то, что происходит в плане приготовления и предложения прасада. Это огромная индустрия и ни один, пожалуй, человек не может приехать в Пури и уехать из Пури, не попробовав Джаганнатха-махапрасада. Потому что любая гостиница, где бы вы ни поселились, куда бы вы ни пришли, через несколько минут, максимум через час там появится какой-нибудь Панда из храма Джаганнатхи и скажет: «Не желаете ли махапрасада?» У них есть три группы брахманов: одни, которые чисто на кухне готовят, все чистят, закладывают. Другие, которые предлагают, в алтаре работают. И третьи – распространители, которые распространяют прасад.

00:36:31 Вот у них три таких основных бригады, которые работают. И у них у всех, естественно, связи со всеми администраторами гостиниц. Как только появляются новые люди, эти администраторы сразу им звонят: «Появились новые клиенты». И у этих Панда, у них за каждым определённый район закреплен, где какие гостиницы, где кто. И они свои районы курируют и спрашивают, не нужен ли прасад. Естественно, что мало кто отказывается от этого всего. Если не так, значит эдак – вы просто проходите по главной улице, по площади, потому что приехать в Джаганнатха Пури и не побывать возле главного храма – это нонсенс полный.

00:37:14 И там, естественно, к вам неоднократно подойдут и предложат услуги этого махапрасада. У них там тоже есть деск такой, где можно заказать. Просто подходите, говорите, в какой гостинице вы живете, что вы хотите – сладости или…Сладости, как правило, продают почти всегда. Тростниковые такие коробочки, сухие сладости там продаются. А если вы хотите по полной программе: рис, дал, всевозможные сабджи, какие-то малпуры – большие лепешки сладкие, что-то еще, то это записывают в вашу гостиницу, в вашу комнату, и вы сразу же даете деньги. Они никогда не обманывают, можно смело совершенно. Вы отдаете деньги и уходите. И вы можете совершенно точно быть уверены, что в назначенное время этот прасад придет. Потому что там работают брахманы. Эти люди не обманывают никогда.

00:38:06 Причем интересно то, что они работают совершенно бескорыстно. То есть они не получают никакой зарплаты в храме. Вообще никакой. Это их пожизненное служение, это совершенно бесплатная бескорыстная деятельность. Как они себя поддерживают – это полная тайна, никому не известная. К ним просто все приходит само, поскольку они живут в непосредственной близости с Господом. Как правило, все знают, что когда эти Панды приносят прасад по заказу вашему, вы оплачиваете доставку, естественно, вы оплачиваете сам прасад, и потом они совершенно скромно, смиренно обращаются к вам и говорят: «Мы бескорыстные слуги Господа Джаганнатхи, но у нас есть семьи. Поэтому мы просим вас, вы можете что-то пожертвовать лично нам для поддержания наших семей».

00:38:57 Они просят это совершенно без всякого ложного эго, без всякого надрыва там: «Подайте что-нибудь!» То есть они не стараются как-то разжалобить, они просто говорят: «Мы занимаемся таким служением, мы ничего тут не получаем. Если вы что-то можете нам пожертвовать, пожалуйста». И все без разговоров сразу же все понимают и очень щедро вознаграждают этих Панд. Причем они сами все раздают. Неоднократно мы заказывали этот прасад. И когда они приносят, они сами все разворачивают, всех рассаживают и раздают этот прасад.

00:39:40 Раздается все руками, они чистые полностью. И рис, дал, сабджи – они все раздают руками на банановых листьях. Они смотрят в сторонке, пока вы это все принимаете, кому надо дают добавку. Они от самого начала и до самого конца присутствуют, потом спрашивают: «Нужны ли вам горшки или забрать все?» То есть такой сервис у них нормальный. И после этого они уезжают. Это их обязанность. Таково их служение Господу Джаганнатхе.

00:40:09 Итак, это был аспект, связанный с махапрасадом. Теперь мы поговорим об одежде. Одежда и украшения. Есть такая глава в этом журнале, он посвящен специально Господу Джаганнатхе, «Кришна-Катхамритам» называется, называется «Лалита-Джаганнатх». Я говорил в прошлое воскресенье, что «лалита» означает «модник». То есть тот, кто любит менять наряды постоянно. И Господь Джаганнатха в этом плане весьма преуспел. Очень много у Него разных нарядов. Говорится, что у Него есть два вида одеяний. Из ткани одежда называется шрингари. И из цветов украшение одежды называется пушпалика.

00:40:57 Когда Господь Джаганнатха ещё жил в лесу, в Своей форме Нила-Мадхавы много-много миллионов лет назад, то Его одежда в основном состояла из цветов, из гирлянд. А потом, когда Он уже переехал в храм, в эти Голубые Холмы, Нилачала, то там, естественно, очень много людей стало жертвовать Ему всевозможные ткани, украшения, золото. И там Его гардероб весьма и весьма расширился, очень много разных предлагать Ему стали одежд.

00:41:28 Поскольку Господь Джаганнатха является источником всех аватар, всех воплощений, то частенько в определённые даты Он одевает одежды Своих разных воплощений Вишну. И поэтому Джаганнатха Пури ещё называют Даша-Аватара-Кшетра, то есть место, где живут десять воплощений. Мы знаем, что воплощений Господа, аватар гораздо больше. Но эти Даша-аватары – это считается Лила-аватары, то есть воплощения, которые связаны с наиболее яркими, известными играми Господа в этом мире.

00:42:02 В Уткала-Кханде, в этой части Сканда Пураны есть такая фраза, где говорится, что увидеть Господа Джаганнатху один раз – это то же самое, что увидеть десять Его аватар. И Господь Джаганнатха демонстрирует время от времени все эти костюмы.

00:42:16 Из чего состоит Его повседневная одежда? Повседневная одежда начинается с Мангала-арати, это утренняя церемония. Это так называемая [чамедья веша]. Просто такие хлопчатобумажные одежды, как в таких длинных сари Он замотан. Мангала-арати делается до омовения. Потом, через некоторое время омовение Божеств совершают. Это называется [тадапа веша], то есть одежды, в которых совершают омовение. Бело-оранжевые одежды. Потом идет [утари веша]. Это после утреннего даршана, по-нашему после приветствия Божеств. Одевают на Него такой длинный шелковый чадар, то есть все тело заматывается в один кусок, в шелковый чадар. И самая красивая одежда, в которой гости храма Его практически никогда не видят – эта одежда надевается поздно-поздно вечером, в десять часов вечера. Называется [бада шрингара веша].

00:43:22 И возникает вопрос: «Почему самые красивые одежды надевают на Господа тогда, когда Его практически никто не видит?» И эти Панды, служители Господа Джаганнатхи отвечают: потому что перед тем, как укладывать Божества спать, они прекрасно знают, что в скором времени, ночью придут гопи, и придёт Радхарани, и Кришна всё равно убежит в лес. Поэтому, чтобы Ему быть одетым соответствующим образом для этих ночных любовных игр, Ему нужны соответствующие одежды.

00:43:51 И вот эта вот [бада шрингара веша] состоит из такой одежды: красные шелковые тюрбаны и на них написаны стихи из Гита-Говинды. Гита-Говинда – это произведение, которое написал известный вайшнавский поэт Джаядева Госвами. Это произведение такое, не для начинающих преданных. Это, можно так сказать, эротическая вайшнавская поэзия, где описываются эти очень сокровенные ночные игры Кришны и гопи, Кришны и Радхи. И поэтому, как правило, большинство людей весьма далеки в своем сознании от уровня правильного понимания этих вещей. Поэтому эти одежды надеваются тогда, когда их практически никто не видит. Их видят только эти пуджари.

00:44:42 И когда эти одежды надеваются на Них, пуджари читают это произведение Гита-Говинда, которое очень любит Господь Джаганнатх. И на Него надевают эти одежды. И кроме того, что это красный такой чадар с этими шлоками, стихами из Гита-Говинды, надевается ещё восемь цветочных украшений. Сопровождают вот этот самый красивый ночной наряд.

00:45:06 Первая называется алака – цветочное украшение на лбу. Потом идет пушпа-тилака, из цветов тилака делается. Потом идет [карапа лабха], руки и пальцы из цветов для Господа приделываются специальные. Потом идет [макара кундала], цветочные сережки в форме акул. [Падака] – круглое такое, или в форме круга, или в форме сердца из цветов украшение на груди у Господа делается. Потом идет [гуна] и [джумпа] – это украшение в носу. И пушпа-мала, многочисленные гирлянды на Его теле. И последнее – туласи-мала из листьев и туласи манджари делается такая для Него гирлянда.

00:45:50 Итак, очень обильное и пышное украшение одевается на Господа перед самым сном. Это в целом такое описание одежды в течение дня, как она меняется. Теперь – как одежда меняется, в зависимости от дней недели. В ведическом обществе люди прекрасно понимают, что эти все обозначения: воскресенье, понедельник, вторник, среда, суббота и прочие – это не просто какая-то формальность. Эти дни отличаются друг от друга разным состоянием, потому что эти дни связаны с влиянием разных планет. И каждая планета несет в себе определённую энергию. Эта энергия выражается в определённом цвете, и поэтому каждый день недели, определённым образом будучи связан с определённой планетой, связан с определённым цветом. Поэтому одежды Божеств каждый день меняются по цвету.

00:47:04 Итак, воскресенье. Воскресенье, как известно, это что? Это первый день недели у культурных людей. Только варвары считают, что воскресенье – это последний день недели. Воскресенье – это первый день недели. Возьмите любой английский календарь и первое, что вы увидите – воскресенье. То есть неделя начинается с воскресенья. Самая близкая к нам планета в Бхумандале – это Солнце. Это «sunday», воскресенье, «солнечный день». Самая близкая планета.

00:47:36 И поскольку Солнце связано с таким камнем, как рубин, то в воскресенье на Божества надевают одежды цвета рубина или оранжевые. Ярко-красные или оранжевые одежды – это в воскресенье. В понедельник – «monday», «день Луны», «moon». И Луна – это светлая планета. В этот день, в понедельник Божества одевают в одежды цвета жемчуга. Жемчуг, он не белый, а такого цвета немножко матового. Не то, что желтый, но вы понимаете, о чем идет речь. Это одежда для понедельника.

00:48:11 Вторник – это день Марса. Марс – это боевая такая планета. Тоже красный, но не такой красный, как в воскресенье. Красные или розовые, цвета коралла во вторник надевают на Них одежды. Среда – это день Меркурия. Меркурий – это зеленая планета. И цвета изумруда в этот день одежда на Божествах. Четверг – это день Юпитера. Юпитер цвета медового или цвета желтого сапфира. Желтовато-медовые, в этот день такие одежды.

00:48:45 Пятница – это Шукра, Венера. И в этот день одежды ослепительно белые, как алмаз. Потому что Шукра, Венера белая планета. И суббота – Сатурн. Это черная планета. Но черных одежд полностью не бывает. Ему одевают черный пояс, как мастеру карате. А в целом, одежда в этот день или темно-синяя, или такого лилового, фиолетового цвета. Это день Сатурна, суббота.

00:49:13 Так по дням недели меняется цвет одежды Божеств, что принято, в принципе, во многих храмах Индии. И, в общем, не грех при желании принять такой стандарт всем тем, у кого есть Божества и тем, для кого это представляет определённый интерес.
После того, как Джаганнатха возвращается после Своих ночных игр в этой одежде для гопи и для Радхарани, Его переодевают в белые одежды, чтобы Он отдохнул после Своих ночных прогулок. Называется [маха мала веша]. Таким образом, Он после Своего ночного танца Раса приходит, спит некоторое время. И теперь Мангала-арати. Опять все начинается по этому же кругу, который мы уже перечислили.

00:50:00 Кроме таких повседневных форм одежды есть ещё особые одежды, связанные с какими-то праздниками, с какими-то днями. И коротко я перечислю их. Это по сезонам, так связано. Месяц Вишакха, апрель-май, начало года. И в это время надевают на Господа так называемую чандана-вешу. Как я говорил, слово «веша» означает «одежда». То, что навешали, повесили. Отсюда, кстати, и происходит это «вешать что-то». Чандана веша означает «праздник весны». Чандан – это одно из названий сандала. Как правило, весной преобладает желтый цвет, много цветов белых, желтых, такие светлые радостные тона. И в течение двадцати одного дня проводится Чандана-Ятра, весенние игры Господа, когда Его катают на лодке. Естественно, катают не эти большие Божества, а катают маленькие, так называемые Утсава-Мурти, то есть Божества для праздников. Функциональные такие маленькие Божества, которые используют для разных таких функций. А Божества Джаганнатхи эти гигантские выносят только один раз в году во время праздника Ратха-ятры.

00:51:14 Итак, праздник весны, Чандана-веша – это особые весенние радостные одежды. Потом месяц Джйешта, это май-июнь. И в этот месяц Господь Кришна похитил Рукмини. Поэтому на Него надевают особую одежду, называется Рукмини-харана веша. Это одежда, в которой Господь украл царицу Рукмини. Его одевают в этот день, как могучего царя. Это происходит в день Шукла Экадаши, то есть светлое Экадаши, одиннадцатый день светлой половины месяца Джйешта. И в этот же месяц Он надевает эту Хатья-веша, то есть то, что я сказал в прошлый раз, если вы видели когда-нибудь картинки: Господь Джаганнатха со слоновьими носами.

00:51:56 Это про того самого человека, который прибыл в Джаганнатха Пури, он был поклонником Господа Ганеши. И он услышал о том, что Джаганнатха является воплощением всех форм, всех аватар, всех полубогов. И он пришел на праздник Снана-ятру, когда омывают Божество после дня Его явления. Уже праздник заканчивался, он был разочарован тем, что он так и не увидел своей возлюбленной формы Ганеши.

00:52:22 И когда он уже собирался уходить, Господь Джаганнатха, угадав его желание, и чтобы продемонстрировать ему, что Он действительно источник всех, Он принял этот облик с этими слоновьими носами, Хатья-веша. И этот поклонник Ганеши был полностью удовлетворен, он ушел. И с тех пор эту одежду стали надевать в определённый день, как раз в день Снана-ятры под вечер. И Панды говорят, что есть ещё одно объяснение такой одежде. Однажды Кришна и Баларама, желая рассмешить гопи, одели на Себя такие костюмы со слоновьими носами. С тех пор тоже повелась такая традиция.

00:53:05 Месяц Ашадха, июнь-июль. Это время, когда на Божества Джаганнатхи надевают Суна-вешу. «Суна» означает «золото». То есть это потрясающе богатые одежды. И это происходит как раз тогда, когда после Ратха-ятры Господь Джаганнатха возвращается из храма Гундича в Свой храм. И там на Него надевают все эти золотые доспехи. К Нему приставляются ноги, большие довольно-таки, тяжелые руки делаются золотые. Вот, верхний ряд – Суна-веша.

00:53:47 Короче говоря, все эти украшения вместе весят больше одной тонны. Причем чистое золото, беспримесное. И всё это золото хранится в храме, причём оно хранится необычно. Этот склад, где хранится, он заговорен определёнными мантрами. Мантры – это как ключи такие. И без произнесения этих мантр в этот склад проникнуть просто-напросто невозможно. Знали бы все эти банкиры разных швейцарских банков разные мантры, они были бы полностью защищены от всяких грабителей и прочих вещей. Но поскольку то, что там хранится – это, может быть, не всегда честно заработанное, поэтому всё это не так надежно. Но поскольку все золото принадлежит Господу Джаганнатхе, у Него все надежно защищено. Это Суна-веша, золотые одежды.

00:54:42 Потом месяц Шравана, июль-август. Одежды [Четанга-веша]. Это особое золотое украшение на лбу и в ушах, которое в другое время не надевается, только в это время. Месяц Бхадрапада, август-сентябрь. Одежды, связанные с разными играми во Вриндаване. В этот месяц больше всего разных вот таких вот необычных одежд.

00:55:06 Первое, что надевают в этот месяц на Господа Джаганнатху – это, так называемая, Вана-бходжана-веша. «Вана» означает «лес», а «бходжана» означает «есть» или «кормить кого-то». Итак, это одежда, в которой Господь уходит на пикник. Его одевают, как пастушка. Джаганнатху тоже, как пастушка одевают. На алтарь для создания нужной атмосферы ставят фигурки пастухов маленьких, коров, птиц, павлинов, чтобы создать атмосферу Вриндавана. И в этом состоянии Господь идет в лес на пикник.

00:55:42 Дальше, в течение этого же месяца на Него надевают Калия-дамана-веша. Потому что в этот месяц Господь убил этого демона Калию. Здесь вот тоже есть картинка, где Джаганнатха держит за хвост этого змея и танцует на его головах. Эти все дополнительные элементы делаются из специального дерева, оно называется [сола]. Это очень легкое дерево. И специально делаются головы этого змея Калии, этот хвост. И они доставляются, как декорации этим основным Божествам. Вот, кстати говоря, Хатья-веша, Джаганнатха со слоновьими носами. И когда надевают эту Калия-дамана-веша, Господь Джаганнатха танцует на головах этого змея.

00:56:38 Следующее – это Праламбасура-веша. Когда Баларама убил демона Праламбу, а Джаганнатха в окружении коров стоит и смотрит со стороны на это дело. То есть ставят разных коров на алтарь возле Господа Джаганнатхи. И Он смотрит, а Господь Баларама убивает этого демона Праламбасуру.

00:56:56 Дальше в этот месяц Кришна-Баларама-веша. То есть Их просто одевают в одежды пастухов, дают флейты, дают палки для того, чтобы пасти коров. В этот же месяц на Них надевают Вамана-веша. Вамана, мы знаем, что это Господь, который пришел в облике карлика-брахмачари и, как это сейчас бы сказали, «развел» этого великого демона Бали, отобрал у него все три мира. Хитростью взял у него все. И в это время Господу Джаганнатхе дают зонтик, как брахмачари этому, и сосуд для воды. Он с ним стоит.
И все, кто видят Господа Джаганнатху в этой одежде, утверждают, что в это время Он становится меньше ростом. Маленький становится. Вроде бы размер Его не меняется, но визуально все сразу видят, что Он стал карликом, принял эту форму Вамана.

00:57:45 В месяц Ашвина, сентябрь-октябрь на Господа Джаганнатху надевают Раджа-веша. «Раджа-веша» означает «царские одежды». Шелк, много золота, дают лук, стрелы Ему. И в таком шикарном царском виде вот, маленькая картинка такая здесь – это Раджа-веша. Господь с таким тюрбаном красивым.

00:58:10 Картика, октябрь-ноябрь. Он надевает костюм Дамодара-веша. Мы знаем все эту Дамодара-лилу, скоро будем отмечать тоже месяц Дамодара. В течение двадцати пяти дней Его одежда одна и та же, в одном и том же стиле. Его какой-то веревкой обвязывают, которой Его мать Яшода пыталась связать. В этот же месяц Картика Господь Кришна убил Хираньякашипу. Поэтому Нрисимха-веша надевается на Него. Вот здесь есть Нрисимха-веша, картинка, как Он убивает этого демона.

00:58:50 Потом опять Раджа-веша на Него одевается, царская одежда. Но в этот раз уже немножко другая, для Раса-лилы. То есть Он, как царь гопи, повелитель. Поэтому вместо лука и стрел Ему дают флейту. Он играет на флейте и очаровывает всех гопи.
В месяц Маргаширша, ноябрь-декабрь, самое холодное время года, на Него надевается [Годалагхи-веша]. Это специальная теплая, белая, зимняя одежда. Тридцать шесть дней, которые считаются самыми холодными днями, Ему надевают зимнюю одежду. В некоторых странах на Западе в храмах ИСККОНа тоже, где холодно зимой, Господу ставят шапки, валенки какие-то, тулупчики всякие вязаные Ему предлагают. Потому что на улице минус много. Для Господа Джаганнатхи это непривычная погода.

00:59:42 Далее идет месяц Пауша, декабрь-январь. Это месяц первой церемонии инсталляции. То есть, когда Божества появились, и Они были инсталлированы, установлены. И в этот месяц проводят Божествам абхишеку, то есть омовение тремя субстанциями: Его осыпают цветами, пушпа-абхишека называется; потом сто восемь горшков воды на Него выливают, потом выливают масло гхи, и потом после этого опять надевают царские одежды Раджа-веша. И в этот же месяц на Него надевают [Макара-веша]. Это большие короны из туласи и серьги из туласи.

01:00:31 И в предпоследний месяц Магха, январь-февраль, на Него надевают Гаджа-удхарана-веша. Гаджа-удхарана-веша – это костюм Вишну, в котором Он убил этого крокодила, история из восьмой песни Шримад-Бхагаватам, когда слон Гаджендра на райских планетах зашел в озеро. Там он резвился, омывался в этой прохладненькой водичке. А в это время крокодил схватил его под водой и стал тянуть в воду. Это очень глубокая философская история, где Прабхупада говорит, что крокодил – это майя, а слон – это запутавшаяся джива. И он говорит, что хотя слон сильнее крокодила, поскольку он находится в неродной среде, этот крокодил постепенно утягивает его. И Прабхупада приводит эту историю.

01:01:22 Он говорит: «Душа по своей природе выше, чем материальная энергия, но поскольку мы здесь находимся в материальном мире в неродной среде, то эта материальная энергия, как крокодил, который хотя и ниже нас, тем не менее магнитит нас, затягивает нас. И пока мы без Кришны, мы слабы. Хотя мы относимся к категории высшей энергии, не будучи через преданное служение связаны с Кришной, мы слабы. И поэтому низшая энергия затягивает нас, как этот крокодил, который слабее, чем слон. Слон мог бы затоптать его и все, без разговоров. Но в неродной среде крокодил оказывается сильнее. И он тянет-тянет. И когда этот слон уже полностью ослабел от борьбы, он своим хоботом сорвал цветок лотоса с поверхности этого озера и вознес молитву, которую он помнил из прошлой жизни, поскольку он был проклят. Он был преданным, совершившим ошибку.

01:02:07 Он вознес молитву Вишну. И в это время появился Вишну, убил этого крокодила. И как раз эту игру воспроизводит этот костюм Гаджа-удхарана-веша. И там из этого же легкого дерева сола доставляются Ему руки, чакры делаются, тут же ставится изображение слона и крокодила на алтарь, и вся эта картина воспроизводится.

01:02:30 И в этот же месяц, январь-февраль – Падма-веша, лотосные одежды. Может быть видели вы изображение Джаганнатхи, вокруг него лотосы, Он как в цветочке таком сидит. Центр цветка и вокруг Него лепестки. Эти цветы делают из больших листьев бумаги, из дерева сола тоже, и живые лотосы предлагают Ему. И в это время особое блюдо, особый сладкий пудинг, когда надевают эти костюмы, Ему тоже предлагают.

01:02:59 И последний месяц Чаитра, февраль-март, как раз перед началом нового года на Него надевают Рагхунатха-веша. Потому что это месяц явления Господа Рамачандры. Рагхунатха – это одно из имен Господа Рамачандры. Ему дают опять лук и стрелы. Тут же ставят Ханумана рядом, обезьян ставят на алтарь. И Господь Джаганнатха в таком виде Рагхунатха-веша на алтаре в этот месяц пребывает.
Итак, очень много разных возможностей служить Богу. Мы видим, что в принципе, для тех людей, которые склонны к таким вещам, огромная пища для размышлений, для служения. И свои какие-то склонности к декоративному искусству, или шитью, или игра в куклы превращается в очень возвышенные формы служения. Однако, всё это требует правильного отношения, правильного сознания, чтобы это доходило до Бога.

01:04:05 Поэтому, когда для Кришны шьются одежды, нужно учитывать не последнюю моду, клеш или дудочки, не этим руководствоваться, создавая новые костюмы для Господа, а ориентироваться на другие вещи. В частности здесь мы узнаем, в какой месяц что происходило, какие могут быть костюмы, какой сегодня день недели, какие цвета соответствуют. И эти вещи могут превратить нашу деятельность такую простую в очень возвышенное преданное служение, личное служение Господу.

01:04:46 Хотя, конечно, для Господа Джаганнатхи чисто специфические формы поклонения. Мы не можем, например, Господу Чайтанье хобот приставить, или ещё что-нибудь такое. То есть эта Хати-веша только для Господа Джаганнатхи применима. Гоура-Нитай, у Него свой стандарт определённый одеяний. Эти вещи нужно знать. Тем не менее, из всего того, что я прочитал вам можно увидеть, насколько разнообразным может быть служение Господу, и насколько это сильно может захватить наш ум и погрузить его в медитацию. И насколько мы можем такой простой деятельностью доставить личное большое удовлетворение Кришне. Если Кришна доволен нашими усилиями, то, фактически, это залог нашего счастья. Харе Кришна. Вопросы?

01:05:46 [Вопрос] [не слышно]
[Ответ] Одежда? Каждый ли день новая? Не знаю. Там Ему, конечно, очень много жертвуют всего, поэтому не исключено, что часто меняют. Но я думаю, что какое-то время они хранятся. Но поскольку любая одежда с течением времени деформируется, или меняется, или что-то еще, то время от времени они меняют эти одежды и раздают предыдущие, как махапрасад. Потому что к Господу Джаганнатхе постоянно большое паломничество, постоянно большое количество людей. Люди жертвуют, дарят все это. Некоторые приносят свои сари, дхоти, чтобы предложили Господу Джаганнатхе.

01:06:42 Пуджари на Них это не надевают, они касаются лба Господа этой одеждой, а потом это, как махапрасад раздают на праздники, дарят, как подарки разным спонсорам. Я думаю, что какое-то время эта одежда существует, и по мере изнашивания или, если что-то с ней происходит, они меняют.

01:07:06 [Вопрос] То есть те 56 блюд, которые они готовят – это и есть 56 подношений?
[Ответ] Да, это и есть 56 подношений. Не то, что Ему каждую минуту подносят 56 блюд. Если подношения считать, как «раз» - то это одно. Имеется в виду подношение блюда. Сколько раз в день это происходит, я точно не могу сказать. Но здесь говорится о пятидесяти шести подношениях, как о блюдах. Как составная подношения.

01:07:47 [Вопрос] не слышно
[Ответ] Да. Но там, возле храма Джаганнатхи, там много чего. Там флаги меняют и флаги, бывает, продают, какие-то одежды… Потом, в прошлый раз я рассказывал, что когда идет эта церемония, Нава-калевара, когда они в течение месяца предпринимают свой поход, когда ищут новые деревья, из которых эти новые формы Господа вырезаются, они все одеты в махапрасадные одежды Господа Джаганнатхи. То есть, так тоже их используют.

01:08:26 [Вопрос] не слышно
[Ответ] В данном случае, благодаря личному знакомству этого англичанина с пуджари, это было возможно. Может быть, можно, если с кем-то вы договоритесь, если вы знаете какого-нибудь доверенного слугу Господа, почему нет? В Маяпуре сейчас вообще открыт такой сервис: там любой человек, который приехал, в частности, я видел, как из Калькутты приезжают люди и, поскольку сами они неквалифицированы, как пуджари и предлагать не могут, они покупают там какие-то блюда и от их имени это предлагают Божествам Радха-Мадхава и Ашта Сакхи. Всякие гирлянды и блюда.

01:09:22 И после этого, он забирает. Он платит там что-то, оплачивает это служение, брахман от его имени предлагает это Божествам. Я видел одного такого мужичка, который набивал полную сумку здоровую махапрасада – разных блюд, цветов, такой счастливый был! И он увидел, что я с интересом на него смотрю…а там люди очень открытые, простые…и он так кивнул и говорит: «Это меня семья командировала в Маяпур. На всю семью набираю махапрасада». И такая увесистая сумка у него была.

01:09:55 Из Маяпура – это очень престижно. Там люди так относятся к прасаду. Я помню, когда мы с Индрадьюмной Свами лет семь-восемь назад… он хотел сделать себе визу в индийском консульстве. Он хотел какую-то особенную визу многократную. Он говорит: «Здесь есть консульство»? Я говорю: «Есть». Он говорит: «Давай закажем торт». И заказал, и ещё наготовили кучу разных самос.

01:10:21 И он говорит: «Давай пойдем к консулу. Я хочу попытаться получить себе долговременную визу». И мы позвонили в консульство, узнали, когда они принимают. И приехали с ним туда. Несколько мешков этих самос, они ещё горячие были, свежие. Торт был большой, гирлянду он взял махапрасадную.

01:10:42 И пришли к этому консулу. У консула аж зашкалило все в голове. Махарадж на него эту гирлянду повесил. И он говорит: «Я как-то не могу это все один…Давайте раздадим работникам консульства». Махарадж говорит: «Ну, давайте». Много всего там было, а в тот день немного было людей там почему-то. И они все подходят, эти индусы, работники консульства. И так скромно руку подставляют. Махарадж говорит: «Берите больше!»

01:11:10 Они говорят: «Нет. Прасада мало должно быть. Это такая великая ценность, как золото! Только в храме по праздничным дням можно его получить». То есть, у индусов такие представления. В этом плане, Прабхупада благословил нас всех, что каждый день можно горы прасада иметь. А не то, что в храме, несколько раз в год, только по праздникам, по чуть-чуть, по капельке.

01:11:34 Но с другой стороны, такое трепетное, бережное отношение к прасаду тоже имеет значение. Мы знаем эту историю про Рамануджу. Когда он показал своим ученикам эффект правильного отношения к прасаду. Когда он какие-то крошки прасада, бросил их в реку, и рыбки подплыли, стали поедать эти крошки прасада. И ученики увидели, как они обретали четырехрукие формы и уходили на Вайкунтху.

01:12:00 И они спросили: «Почему эти рыбки вкусили крошки прасада и ушли на Вайкунтху, а мы каждый день едим отнюдь не крошки, а несколько больше. И, тем не менее, мы до сих пор здесь, а не на Вайкунтхе?» И Рамануджачарья им сказал: «Потому что эти рыбки не совершили оскорбления по отношению к прасаду. А вы совершаете оскорбления. Вы принимаете прасад, как нечто само-собой разумеющееся. Вы едите его, как пищу. Вы не почитаете его, как прасад. И поэтому, он не имеет такого полного эффекта на вас, какой эти крошки сухие возымели на этих рыбок».

01:12:36 Поэтому, с одной стороны, хорошо, что у нас его много. С другой стороны, мы не должны быть фамильярными с прасадом. Нужно «от и до» все соблюдать. Приготовление, подношение, раздача, вкушение – эти четыре основных этапа нашего взаимодействия с прасадом должны совершаться в максимально духовном сознании. Тогда прасад возымеет максимальное действие.

01:13:08 [Вопрос] не слышно.
[Ответ] В следующий раз я расскажу об этом более подробно. Как это все делается. Один раз в году, когда эта Снана-Ятра проводится, инсталляцию делают натуральным образом. Но это происходит крайне редко, потому что Божества из дерева, и дерево, естественно, деформируется сильнее, чем остальные материалы. Я посмотрю, я ещё до этой темы не дошел. Я параллельно сам читаю.

01:13:52 [Вопрос] А специи почему не предлагаются Джаганнатхе? Ему не нравится?
[Ответ] Во время приготовления пищи специи добавляются. Это перечисляются какие-то определённые специи. Там называлась гвоздика, кардамон и масалы, смеси. Их сыплют потом. А какие-то специи, естественно, добавляются. Может быть, Он всё это не особенно употребляет.

01:14:30 [Вопрос] неразборчиво
[Ответ] Да, эти вещи на самом деле происходят. Потому что змеи часто выступают в качестве хранителей. Я в прошлый раз говорил, что они охраняют деревья, из которых потом делаются Божества. В Индии это довольно частая практика, что особо натренированных змей ставят в качестве защиты. Этих змей могут вызывать определёнными мантрами.

01:15:24 Известна история, Гоур Говинда Свами рассказывал, что Божество ГопалДжиу похитили один раз, кто-то утащил его натуральным образом. И где-то в поле его укусила змея, и он умер. Кришна это дело остановил. Всё, что связано с Божествами, обладает таким мистицизмом. Необычно очень всё это происходит. Но, как правило, такие игры происходят, например, Божества говорят или какие-то демонстрируют чудеса тем людям, которые готовы это все понять, воспринять, которые понимают трансцендентную природу. А для большинства людей это что-то такое, созданное из материальных элементов. Кришна говорит: «В той мере, в какой ты предаешься Мне, в той мере Я вознаграждаю тебя». Насколько мы понимаем Его присутствие, настолько Он взаимодействует.

транскрибирование: Анастасия Тимонина | Москва | Россия | 11 November 2014