Правильное общение

26 April 2010
Сутра 43-я: «Оставить всякое общение, ведущее к деградации». Жизнеспособна ли «религия универсальных принципов»? Сутра 44-я: «Материальное общение есть причина вожделения, гнева, иллюзии, забвения, потери разума и потери всего». Сутра 45-я: «Как разбушевавшиеся волны океана, так и эти пороки, вследствие общения с материалистами разрушают жизнь человека». Зачем нужна проповедь на уровне универсальных принципов? Как сохранять преданность, если невозможно избежать общения с материалистами?
лекция для глубокого изучения из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:14:40 | качество: mp3 56kB/s 30 Mb | прослушано: 1136 | скачано: 835 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Введение: обзор предыдущих лекций

00:00:00 Ом намо бхагавате васудевая.
Ом намо бхагавате васудевая.
Ом намо бхагавате васудевая.

00:00:21 Сегодня мы продолжим читать книгу, которая называется «Нарада Бхакти Сутра». Я напомню (у нас были некоторые перерывы, из-за разных разъездов и других причин), что это произведение, в котором Нарада Муни в 82-х афоризмах, кратких изречениях рассказывает о ценности преданного служения, пути обретения преданного служения, о том, что такое преданное служение, как достичь в нём совершенства. И мы сейчас рассматриваем третью главу. Первая была «Ценность бхакти». Вторая была «Определение бхакти». И третья называется «Как обрести преданное служение», как обрести эту ценность.

00:01:14 И закончили в позапрошлый раз, когда я был, словами, где Нарада Муни сказал: стремись, стремись — два раза сказал, — стремись, стремись только к общению с чистыми душами. Почему он сделал такой вывод в том разделе? Вспомним: потому что, он сказал, главной причиной, почему в нашем сердце может начать развиваться бхакти, то есть самое ценное, что может быть только на свете, то есть то, что даёт нам Бога. Что может быть более ценным? Бог это высшая Личность, Бог это высшая ценность, и то, что связывает нас с Ним это и есть наиболее ценная вещь. И бхакти и есть тот самый дух служения, который привлекает даже Кришну. Поэтому это высшая ценность.

00:01:58 И он говорил о разных причинах, как в нашем сердце может появиться бхакти. Вследствие, с одной стороны, накопления какого-то благочестия, вследствие слушания, того, и другого, и третьего. Вследствие всяких разных правильных действий. Но в конце он заключает: большей частью, по милости великих душ и по милости Самого Господа. И поэтому он говорит, поэтому (два раза) стремись, стремись только к общению с чистыми преданными душами.

Сутра 43-я: «Оставить всякое общение, ведущее к деградации»

00:02:23 И теперь, сегодня мы прочитаем следующий фрагмент этой же главы, «Как обрести чистое преданное служение», где он будет говорить о том, чего нужно избегать. Это, может быть, не так нектарно, как общаться с преданными. А чего нужно избегать. Итак, сутра сорок три, он говорит: duḥsaṅgaṁ sarvathaiva tyājyaḥ. Это обозначает: «нужно оставить всякое общение, ведущее к деградации». Итак, это известная песня о том, что очень опасно общаться с материальным миром.

00:03:04 Господь Чайтанья объясняет, что такое duḥsaṅgaṁ: duḥ или dur обозначает «дурной», а saṅgaṁ обозначает «общение». И он говорит, что в целом это дурное общение разделяется на две категории. Первая это стрисанга, а второе это называется Кришна-абхакта санга. Стрисанга это всё понятно, стри это обозначает «женщина». Что ж плохого в женщинах? В женщинах нет ничего плохого. Мы очень любим, особенно первую женщину нашу, Шримати Радхарани. Проблема не в женщинах, а проблема в мужчинах, которые привязаны к женщинам.

00:03:44 Женщины выполняют и естественные обязанности. Она ведёт себя, как ей диктует материальная природа. Но проблема в том, что люди, как правило, не умеют этого делать. И, в принципе, на эту тему мы не будем так много говорить, потому что это вещи понятные. Проблема не в женщине, а в том, что человек, мужчина, в частности, недостаточно духовно [неразборчиво], видя женщину, забывает о Кришне. Вот в этом проблема. То есть суть не в женщине, а в том, что забываешь Кришну, вот в чём проблема. А когда человек забывает Кришну, тогда начинаются действительно уже реальные проблемы.

00:04:19 И, поскольку, как правило, в Кали югу женщины себя не очень-то умеют вести, и мужчины не умеют себя вести, как правило, их союз рождает множество проблем. И поэтому Шрила Прабхупада говорит, что единственный способ решить эту проблему, это поставить между ними Третьего, но не лишнего. И этот Третий, но не лишний, это Кришна. Если этот Третий, но не лишний, есть между мужчиной и женщиной, это единственное спасение.

00:04:44 И в противном случае, Капила Дева говорит, можно думать, что да, бхакти йога это какая-то религия для мужчин, а женщины вообще, женщины плохие, от них нужно в разные стороны бежать. На самом деле Капила Муни в Третьей песне Шримад Бхагаватам говорит, что (он рассказывает своей матери, женщине, Девахути), он говорит: для женщин то же самое. Всё то же самое. Какая разница, женщина, мужчина? Все живые существа — души, просто в разных телах, сейчас такой расклад. Но точно так же и для женщины, муж, семья, всё это хозяйство, дети — это такой же источник иллюзии, как для мужчины женщина, по сути дела. Никакой разницы.

00:05:18 А почему делается акцент всё-таки на том, что мужчина больше должен избегать женщин, почему? Потому что предполагается, что мужчина должен быть лидером. Если лидер деградирует, тогда все деградируют, вот в этом проблема. В этом проблема. А женщина должна, на самом деле, в идеале, быть замужем. Но отношения должны быть правильные. Итак, когда говорится стрисанги, имеется в виду не общение с женщинами, а неправильное общение с женщинами. Или общение с теми мужчинами, которые с женщинами неправильно общаются, потому что разговоры о чувственном наслаждении, это вызывает много беспокойств.

00:05:57 Итак, первый аспект нежелательного общения это стрисанги, то есть вещи, которые, по-простому говоря, стимулируют просто-напросто вожделение. А там, где возникает вожделение, там не может быть духа служения. Потому что дух служения это от себя, а наслаждение — на себя. Конечно, можно до какой-то степени эти вещи комбинировать, но просто сложно двигаться, это будет шаг вперёд, шаг назад, два шага вперёд, три шага назад. Ещё шаг туда, шаг сюда. То есть проблематично. Для разгона, на начальном этапе это так может и быть. Но в идеале человек должен стремиться к тому, чтобы его общение всё-таки было всё больше и больше с Кришной.

00:06:36 И это обозначает, что в семье самый лучший вариант это когда муж, жена, дети и всё хозяйство это одна команда, которая двигается к Богу. Если нет, то это значит перетягивание каната. Одна половина говорит одно, другая половина говорит другое, и никто никуда не идёт. То есть все тянут в разные стороны.

00:07:00 Нас больше сегодня будет интересовать другой аспект вот этого асат санги, это то, что называется Кришна-абхакта. Абхакта это обозначает «непреданный Бога». И в чём состоит опасность этого общения? Господь Чайтанья говорил, что в особенности к этим людям относятся, как это ни странно, не карми, а майявади. Это наиболее страшная категория людей. Причём, опасность их состоит в том, что они в целом… Ведь майявади, которые нам грозят, это же не те, которые в Индии. Там видно, понимаете, майявади. Вот идёт человек с лысой головой, экаданда, одна палка, и по определённым признакам можно понять, что это санньяси майявади. Вайшнавы, чтобы отличаться от майявади, шикху носят, хвостик. Все эти майявади, они лысые ходят. А вайшнавы, чтобы отличаться от всего этого моря майявади, они шикху, хвостик на затылке. И всё понятно, это свой человек.

00:07:58 И опасность этих майявади — у нас тут другие, правильно, у нас же без данд ходят, и не лысые. Не разберёшь. И даже многие из них похожи на трансценденталистов, то есть кажется, что это люди, которые стремятся к духовному. И опасность как раз состоит в том, что она скрыта. Она не очевидна, эта опасность. Удивительно, Бхактивинод Тхакур говорит, что вот эти вот имперсоналисты, которые на самом деле вроде бы знающие люди, гьяни, понимаете. Он говорит, они хуже карми. Иногда мы говорим: «Карми, э!». То есть это такой человек как бы, опустившийся. Хотя на самом деле человек, согласно ведам, карми, тот, кто следует карма-канде. Это человек, который поклоняется полубогам. Это достаточно возвышенная личность, карми, с ведической позиции. Но он привязан к деятельности, к материальному миру.

00:08:45 Гьяни это человек, который стоит выше, и его этот материальный мир уже не интересует. Кажется, что он встал на путь духовного прогресса, он уже продвинулся, он отречённый, он столько всего читал, он знает, мы думаем: «Вот, вообще, кандидат отличный, преданное служение». Но начинаешь общаться, и выясняется, что процентов на девяносто, если не больше, вот эти люди оказываются, не по внешнему виду, а по своему внутреннему содержанию, майявади. То есть людьми с определёнными внутренними духовными проблемами. И их философия на самом деле страшна. Она страшна, именно потому что они могут заразить нас своей философией, именно поэтому Господь Чайтанья говорит, что лучше пойти в ад, чем общаться с ними.

Жизнеспособна ли «религия универсальных принципов»?

00:09:24 Я тут рассказывал, как я был на днях в клубе, выступал, «Антропос» называется. Это каждый, каждую последнюю среду месяца, при ДВГТУ существует такой клуб, «Антропос», где [неразборчиво] изучать человека. И там было выступление из двух частей, в первой части выступал один религиовед, рассказывал о религиозной ситуации в регионе, а во второй части был я. И до этого показывали видео и аудиоряд, всякие разные традиции, храмы, музыка, в том числе и прозвучала Харе Кришна мантра, фрагмент из наших фильмов тоже, храмы всякие были показаны.

00:10:01 И потом меня попросили рассказать о природе духовного звука, на полчаса. Я рассказывал про мантру, про все эти вещи. И в целом все слушали с большим интересом, всё было хорошо. Но потом ко мне подошёл один человек, он задавал мне в конце лекции много вопросов, очень неглупых. Очень, такой, человек, знаете, ну, прямо сказать, выделить его можно из сотни, и, может быть, даже и не одной, по своему интеллекту, по своей развитости, по пониманию таких тонких вещей. В общем, довольно глубоко копает человек, можно сказать. Но, я не сразу его, конечно, раскусил. Ну как, просто такой интересный. Но разговор у нас в таком ключе продолжался.

00:10:40 Поскольку показывали на этом видеоряде разные: вот христианский храм, вот православный, вот какие-то католические были, потом показали эти, мусульманские, потом что-то показывали бахаи дали свою какую-то информацию, тоже там разные храмы. Потом мы, больше никого не было. И потом пошёл разговор у нас на эти темы. И вот он говорит. Я сначала рассмотрел общие принципы, я говорил, что мантры, или духовный звук, духовная музыка. Вот видит, говорю, независимо от того, какая у вас конфессия, или что у вас там было…

00:11:15 А, ещё буддистов показывали. Какую-то они там делают мандалу, они создают эту мандалу, целый месяц такая, как матрица вселенной, а потом проводят обряд, и тут же её всю разрушают, чтобы не привязываться к этому, такая традиция. Показывают видео, картинку такую. И всё это сопровождалось там мантрами, они поют «Ом», что-то ещё такое. Везде какие-то были песнопения.

00:11:36 Я говорю, смотрите, независимо от того, кто к какой конфессии принадлежит, или не принадлежит, не имеет значения, когда вот эти вот песнопения были, или какие-то образы, храмы, все испытывали, я уверен, какое-то возвышенное состояние сознания. Потому что, когда смотришь на храм, слышишь эти звуки, хочешь, не хочешь, будь это какие-то христианские псалмы, мусульманские молитвы, или пение Харе Кришна, или буддистские какие-то мантры, поскольку это, так или иначе, связь с какой-то более высокой сферой, то ты испытываешь возвышение сознания. Никто с этим спорил. Все это испытывали.

00:12:06 И когда я слышал всякие христианские песнопения, это тоже возвышает сознание. Это так, потому что люди, искренне стремящиеся к Богу, так или иначе, они с таким сознанием к этому подходят, и это их сознание, с которым они устремляются к Богу, через звук передаётся другим. Это общий закон. Я говорю, а теперь я просто расскажу вам на основе этого общего закона о специфических чертах. То есть, в частности, о мантрах, Харе Кришна мантре, все эти вещи, это мне более близкая тема. И рассказал.

00:12:35 И потом, после этого выступления пошли вопросы, и этот парень, как выяснилось, он строитель, такой, неглупый очень человек, архитектор даже где-то там, в чём-то. Он говорит, вот послушай, говорит, замечательные идеи, замечательные идеи. Он меня спросил: «А вот скажите, вы вроде производите впечатление человека широкого мышления, вы в своём храме поёте, допустим, какие-то гимны или молитвы других традиций?» Я говорю: «Нет, мы не поём. У нас есть своё, мы уважаем других, но мы практикуем своё».

00:13:12 Он говорит: «Вот смотри, говорит, в чём проблема. Проблема, говорит, в твоей специфичности. Хотя ты сюда пришёл хорошо, красиво, в костюме. Ты не пришёл сюда в своей этой одежде, дхоти. И поэтому тебя нормально принимают. Тебя нормально принимают. И мне, в принципе, нравится. Я тоже иногда «Харе Кришна» подпеваю. Но когда я вижу харинаму, харинаму вашу, говорит, мне плохо становится». Я говорю: «Почему тебе плохо становится?» А он говорит: «Слишком специфично». Это слишком специфично, понимаете? И одежды, и такие причёски. Это какой-то вызов обществу, понимаете? Вызов обществу, то есть вот все такие, а мы такие!

00:13:50 Ну, как, в своё время хиппи, панки бросали вызов обществу. Точно так же, вроде как, преданные, вот все люди в штанах, а они в этих, каких-то тряпках, юбках, там, непонятных. Ну, женщины, матаджи, им проще. Сари-то смотрится универсально. Не вызывает никаких возражений. Но дхоти, конечно, специфика мужской [одежды]. Причёски тоже такие… Причём, некоторые воспринимают это как такая специфика, что вот за этим как бы закрывается философия.

00:14:16 И смотрите: с одной стороны, кажется, что он прав. Ведь что-то есть в этом, да? Что-то в этом есть. В своё время рассказывал один из первых учеников Прабхупады, Киртанананда, пытался провести эксперимент. Он сам был сыном баптистского священника. Баптисты это, как известно, протестанты. А протестанты, они против чего протестуют? Они протестуют против специфичности. Они выглядят, протестанты, более универсальными. Например, те же ортодоксы, православные, они специфичны. Церковь, иконы, рясы, кресты — это очень специфично. И протестанты решили от этой специфики отказаться. Они более универсальные. Не надо церквей, у нас будут просто кинотеатры или залы. Не нужно ряс, просто костюмы. Не нужно крестов, просто там какая-то баночка или что-то ещё. Не нужно образов, не нужно никаких имён, ничего. Давайте универсализм. То есть это кажется менее сектантским, более универсальным, более привлекательным.

00:15:07 Так вот, он, будучи сыном баптистского священника, решил ввести протестантскую ветвь в движении Сознания Кришны. При жизни Прабхупады он не решился на эти эксперименты. Но после ухода Прабхупады он провёл такой эксперимент. Он заведовал большой общиной в Новом Вриндаване, это в Америке. И что они там сделали? Постепенно он стал вводить песнопения, мантры, не на санскрите, а на английском языке, переводы они сделали всех этих молитв. Не дхоти, а что-то у них было типа ряс таких вот, христианских. И что-то ещё там такое делали они.

00:15:42 Одним словом, они попытались слишком такой, экзотичной, вайшнавской специфики избежать. Хотя они сменили её на другую специфику — все эти рясы и всё остальное было не менее специфично. Но более близко, допустим, к условиям страны, где христианство более-менее развито. Вот, и всё это, конечно, плохо закончилось, в конце концов, сначала одни отклонения, потом вторые, потом третьи, и, в конце концов, сам он сел в тюрьму. И много было разных проблем с этим всем делом.

00:16:07 То есть, к чему я это говорю? К тому, что, с одной стороны, универсализм это хорошо. Универсализм. И он мне говорит, этот парень (дальше продолжаю), он говорит, смотри… Он мне потом, после лекции рассказывал, показал карту. Вот здесь холм, где мы сейчас находимся. Это всё было в ДВГТУ, на фуникулёре. Ниже, там, где эти львы, там, возле этой часовенки, там, где институт [неразборчиво], у подножия фуникулёра. А вот этот вот холм, там наверху тоже здание ДВГТУ, а здесь внизу тоже ДВГТУ, с одной стороны, ВГУЭС, два таких храма науки. И так они, как бы, кверху поднимаются, поднимаются. А вот здесь, говорит, вот, наверху, самая вершина, тут, говорит, неплохо бы поставить Храм объединённых религий. И вот от этого места (тоже там холм, чуть пониже), как раз, говорит, мост на Чуркин перекинуть.

00:16:52 И он философию закручивает: смотри, говорит, мы объединяем науку с религией. Эту половину с этой половинной, Чуркин с той половиной города, мостом. Там, на той стороне моста, на Чуркине, торговый центр устраиваем, экономика. И, короче говоря, наше сознание растёт — наука, религия, и так далее. Причём, не сектантская религия, не просто, вот, скажем, Харе Кришна, а общие универсальные принципы. И благодаря этому создаётся такой, как бы, мост между материальным познанием мира, религией и наукой и духовным, между этим берегом и таким. Наступает благоденствие, и наш замечательный Золотой Рог, залив такой, превращается в рог изобилия. В этом символизм, понимаете?

00:17:32 И он так, довольно красиво говорил. В принципе, идеи-то неплохие, никто ж не против идеи-то неплохие. Но в чём проблема? Меня не это смутило. Это хорошая идея, она не такая плохая. Меня смутило другое. Он говорит: вот смотри, он мне говорит, — ты, вроде производишь впечатление человека, такого, широко мыслящего, универсально мыслящего. Он говорит, но почему ты, говорит, так привязан к своей специфике? Вот эта вот специфика у вас, вашей одежды, у вас там что-то на носу, именно вот это, у этих своё, у этих своё, у этих своё. Ведь принципы-то общие. Для чего вам эта специфика нужна? Ведь она же как раз всё дело и портит.

00:18:09 Смотрите, говорит, кто сейчас придёт строить универсальный храм? Я говорю: никто. Были такие, группа такая, которые решили построить универсальную религию, бахаи, да? Все заходите, все, пожалуйста, что хотите, то и делайте. И что? Ещё одна религия получилась. Не получилось универсальной религии. Не приходят к ним христиане петь свои псалмы, а кришнаиты не приходят устраивать свои киртаны. И мусульмане тем более, тоже не приходят. Никто не приходит! Хотя они пытались создать универсальную религию, устранить специфику и оставить только универсальное.

00:18:40 Хорошо. Хорошо! Давайте не будем говорит о Кришне, а будем говорить о Боге. Бог это универсально, а Кришна это специфично, понимаете? Кажется, очень разумные вещи он говорил. Но опасность имперсонализма-то состоит в чём? Что мы низводим всё до общих принципов. Действительно: вот Бог, вот душа, вот законы материального мира, закон ответственности. Мы называем его кармой, они называют его возмездие или воздаяние. Ну, разберёмся. В основах мы разберёмся, в принципе. Это можно понять: что там то, там сё. Это общие вещи, универсальные, которые воспринимают все люди, все воспринимают.

00:19:15 Но как только возникает специфика — христианская, или мусульманская, или буддистская, или кришнаитская — специфика, как только от общих законов пошла уже специализация в какие-то конкретные сферы, всё, узко! У одних одно, у других другое. Он говорит, вот это бы устранить, и всё было бы хорошо. Я говорю, ну о чём ты говоришь? Я говорю, представь себе, что тебе дать пищу — пищу — полезную, но невкусную. Ты будешь её есть? Просто довольствуясь тем, что там калорий много? Белков, жиров, углеводов — но вкуса нет. Он говорит, нет. Вот для этого специи нужны, специфика, понимаешь?

00:19:51 С одной стороны, все, да, довольны универсальными принципами, что везде одни законы. Вот, мы живём в едином мире, с едиными законами, с единым Богом. Но ты, говорю, пойми, что, как люди все едят — но у всех разная кухня, понимаешь? Эти любят русскую кухню, а эти любят китайскую кухню. А эти любят бенгальскую кухню, а эти любят грузинскую кухню. У каждого своя кухня. Но все едят. Но они предпочитают разные вкусы. Разные вкусы. И ты говоришь, давайте вкусы устраним. Христианские псалмы такие печальные, кришнаитские киртаны такие весёлые. Мы не можем сделать наоборот.

00:20:28 Ну, в принципе, можно. У нас тоже есть и такие, задумчивые. Но, как правило, они начинаются задумчиво, а заканчиваются очень весело. Такова специфика вайшнавская. Одним словом, я говорю, понимаешь, ты хочешь убрать вот эту вот настройку, то есть саму суть, оставить только общее. Но эти разговоры для первого класса. Сначала, когда люди ни петь, ни рисовать, вообще ничего не знают о духовном, мы, конечно же, им говорим об общих вещах. Об общих законах, об общем Боге. Мы не давим на специфику с самого начала. Но потом, когда человек из животного стал человеком…

00:21:05 Животное это существо, которое живёт, но не понимает, ни где живёт, никаких законов, вот это животное. Если человек живёт в мире, но не знает его законов до конца, не понимает. Ну, как вот, мы живём в стране, и мы знаем, в какой стране мы живём. Мы знаем, кто здесь президент, понимаете? А животное тоже в этой стране живёт, но не знает, ни кто здесь президент, ничего. Оно радом с нами: прыгает птичка, клюёт воробышек. Он в нашей стране живёт, он наш, русский. Но он ни знает ни русского языка, он не знает президента Путина, он не знает никаких законов. Но он живёт, здесь живёт, но у него сознание такое, он не понимает, где он находится.

00:21:38 Так вот, если человек и не понимает, что он в мире Бога живёт, что законы Божьи, то это не человек, ещё пока не человек, это животное. Так вот, для того чтобы животное в человека превратить, ему необходимо проповедовать общие, универсальные законы. Но теперь, когда человек стал человеком, теперь уже спецификация наступает. И поэтому люди разделяются уже и говорят: вот мне это, мне то. Один в прошлой жизни был христианином, и он продолжает как христианин. Другой почему-то смотрит индийские фильмы и оторваться не может. Ну, понятно, жил человек в Индии, знакомый для него менталитет, все эти песни и пляски и вообще вся эта психология ему знакома, и поэтому ему это страшно всё нравится. Вот, нравится ему Кришна больше всех. Ну, имеет человек право на эти вещи, на такую спецификацию.

00:22:21 Итак, получается такая вещь, что ради вот ради вот этой объединённой религии, чтобы были мир, дружба, чтобы было всё общее, единое и одинаковое, нужно убрать специфику. Нужно убрать. И теперь представьте себе: нет божеств, нет Имени, нет игр Радхи и Кришны. Нет ничего, есть только общие вещи. Общие вещи: общий закон, и, пожалуй, всё. Какой-то абстрактный общий Бог, и всё. Скучно. Скучно. Может быть, это и полезно, но невкусно, понимаете?

00:22:54 Так вот мы теперь должны в угоду вот этому вот универсализму выкинуть всю специфику. Но её не выкинешь, и мы не хотим этого делать. Открываем «Нектар наставлений», великая книга. Текст 10-й, прочитаем, интересная вещь: «В шастрах сказано, что из всех, занимающихся кармической деятельностью Верховный Господь Хари предпочитает того, кому известны высшие ценности жизни. Из множества людей, постигших высшую мудрость, гьяни, тот, кому его знания помогли обрести освобождение, обращается к преданному служению. Он стоит выше всех остальных. Однако его превосходит тот, кто действительно обрёл прему, чистую любовь к Кришне. А самыми возвышенными из всех великих преданных являются гопи, которые всегда и во всём зависят от Кришны, трансцендентного пастушка».

00:23:45 «Из всех гопи наиболее дорога Кришне Шримати Радхарани. Её озеро, Кунда, так же бесконечно дорого Кришне, как и эта самая любимая им гопи. Кто же откажется поселиться у Радха-кунды? И в духовном теле, исполненном экстатических эмоций, с любовью служить Божественной чете, Шри Шри Радхе Говинде, ежедневно являющей свои аштака лилы, восемь видов вечных игр. Те, кто занимается преданным служением на берегах Радха-кунды, поистине счастливейшие люди во вселенной».

00:24:15 Для чего я вам этот текст прочитал? Начинается текст с универсализма. Смотрите: «Среди множества людей, занимающихся кармической деятельностью, Господь Хари предпочитает тех, кому известны высшие принципы жизни, гьяни». То есть, смотрите, когда человек уже оторвал свой нос от мотыги, от земли, от чисто материальной деятельности и немножечко посмотрел наверх и подумал: вот мир, вот вселенная, вот какие-то единые законы, он уже стал гьяни, потихонечку, да? И теперь начинает, ещё без специфики, без специфики, осознавать какие-то общие вещи.

00:24:46 Он говорит дальше, ценнее, чем вот этот вот человек, который знает высшие ценности жизни, это тот гьяни, кому его знание помогло приобрести освобождение. Смотрите, ещё выше уровень. А ещё выше это тот, кто в освобождённом состоянии, кого освобождение привело к преданному служению, ещё выше. Но преданное служение тоже, люди могут сказать: «Я служу Христу, я служу Аллаху» — идея преданного служения сохраняется. То есть пока ещё общий принцип. А потом спецификация наступает, смотрите, Он говорит: «Среди всех преданных лучшими являются пастушки Вриндавана, гопи. А среди гопи самая лучшая Шримати Радхарани». И так же дорога Кришне её Кунда, озеро Радха-кунда. Это специфика, понимаете?

00:25:28 То есть первую половину этого текста можно прочитать всем. И сказать, что, видите, лучше, чем просто какая-то тупая деятельность, знание о мире. А выше, чем знание о мире, освобождение от этого мира. А лучше, чем освобождение — преданное служение. До этого момента можно понять ещё. Но дальше — стоп! И наступает спецификация. Самые лучшие из всех преданных — гопи. Кто такие гопи? Индийское слово какое-то. А! Это те, которые живут во Вриндаване, они с коровами занимаются, всё прочее. А лучшая из гопи Шримати Радхарани. Люди скажут: «Ну, всё, Индия покатила, пошла Индия, ваша индийская спецификация». Специфика пошла.

00:26:04 Да. И мы должны этим всем пожертвовать, ради универсализма. Мы не должны поклоняться Радха-кунде. Мы не должны поклоняться Кришне. Мы не должны считать гопи и Шримати Радхарани лучшими из всех. Ради универсализма мы должны этим пожертвовать. Это называется имперсонализм. Вот в этом опасность, что они производят впечатление очень продвинутых людей.

00:26:26 Преданные производят впечатление иногда узколобых. Ну что вы так на этом Кришне сосредоточились? Вот только Кришна, Кришна, Кришна, больше ничего. Харе Кришна, Харе Кришна. Почему вы, если такие широко мыслящие, не поёте славу Иисусу Христу? Или слава Аллаху, если вы такие широко мыслящие? Если вы понимаете, что Бог во всём? Почему вы такие узколобые, спрашивают. То есть, преданные производят впечатление человека, сконцентрированного на чём-то таком, очень узком.

00:26:50 Но, поскольку Кришна шире всех, он охватывает всё, это лишь впечатление, что преданные узко мыслят. Поскольку Кришна источник всего. Но люди, не знающие Кришну как источник всего, воспринимающие Кришну как главу одной из конфессий… Как я читал недавно одну книжку любопытную, мне дали почитать, попросили рецензию. Великий Махатма Виссарион. Живёт в Красноярском крае. И очень умно пишет, какое-то у него «последнее послание человечеству», что-то такое. Почти как у Пабло Пикассо, не разделяя слов, сплошное. У него тоже там, без точек и запятых, сплошным текстом, вот так почти всё идёт.

00:27:31 И он очень умно, очень тонко пишет, любопытно. И он говорит, да, существует много разных традиций. Есть как бы такое вот международное правительство, или, как он пишет, вселенское, типа вселенское правительство, где есть как бы эти, как он называет, владыки. Среди них Христос, Будда, Кришна, конечно же, там, кто-то ещё, он называет. Мухаммед. Это владыки мира, владыки вселенной. И Кришна воспринимается как один из владык.

00:28:02 Ну, и каждый из них свою популяцию выращивает. Допустим, Мухаммед, он посеял свои семена где-то там, на Ближнем Востоке, и там он взращивает, смотрит, что там растёт интересное. Кришна в Индии посеял свои семена. А Христос там где-то в Палестине. В общем, у каждого своя грядка, и каждый сверху смотрит, что тут происходит, владыки вселенские.

00:28:24 Но никто из них не знает Бога, понимаете? Никто не знает Бога! Это вселенские владыки. Всего лишь вселенские владыки. А Бог это то, что там, где-то за пределами. То есть, смотрите опять, интересно. То есть люди приняли Кришну, но перепрыгнули через Него, дальше пойдём. То есть Бог опять остался там, за горизонтом. Какой хитрый имперсонализм. Он кажется широко мыслящим. Хотя на самом деле узколобый. Но преданного обвиняют в узколобости. Хотя в действительности его понимание мира, в связи с Кришной, таково, что он может объяснить абсолютно всё.

00:29:00 С другой стороны, самая популярная, кого больше всех в мире, знаете, эти самые… Конфессия, самая популярная?
Слушатель: Иегова?
Василий Рюрикович Тушкин: Нет. Нет, больше всех — католики. Больше всего. И знаете что? Католики официально признают доктрину Дарвина о происхождении человека из обезьяны. Вы не знали? Это официально. Это официально. Они признают, и их больше всего на свете, католиков. Это самая богатая и самая популярная церковь. Но, с философской точки зрения, она неспособна объяснить происхождение человека, понимаете? Так кто же узколобый? Самая популярная церковь, с богатыми храмами, в Ватикане, с властью папы Римского. Про которого Джордж Харрисон пел, что он 51% Дженерал Моторс, акций имеет. Это, или что? Кто узколобый? Кто не может объяснить происхождение человека, и принимает доктрину Дарвина? Религиозные люди, самая популярная конфессия в мире. Самая богатая и могущественная, внешне. Таковы факты жизни.

00:30:12 Если где-то сказано: Кали-юга, значит, Кали-юга, эпоха деградации. И те, кто первые, тех считают последними, а последних считают первыми. Разум в невежестве. Люди не понимают, что к чему.

00:30:25 Итак, имперсонализм это такая хитрая штука, которая либо может вообще отвергать личностные формы Бога, либо, как этот господин Виссарион, принимает: да, конечно, Кришна, есть такой, ну кто ж спорит. Смотрите, сколько людей Ему поклоняется, реальная личность. Один из владык вселенной. Но перепрыгивают через Него. Потому что Бог дальше. Это просто одна… Вот этим людям, им вот так объясняют истину. А этим так, а этим — так. Но истину не знает никто (кроме меня, Виссариона, естественно). И он, значит, дальше: «Ибо я — новый Христос», и так далее, в таком ключе.

00:31:00 То есть имперсонализм это очень, такая, тонкая штука. Итак, с одной стороны, эти люди кажутся, имперсоналисты, очень широко мыслящими. Смотрите, они говорят, Бог везде. Смотрите, в вашем храме Бог, в этом храме Бог, в том храме Бог. В каждом атоме Бог. В вашей философии написано: «В каждом атоме Бог». Не так? Так. В Брахма-самхите написано, что все вселенные находятся в Господе, и Господь находится в каждом атоме, которые рассеяны по этой вселенной». Так написано? Так написано. Значит, Бог повсюду.

00:31:31 Итак, эти имперсоналисты производят впечатление маха-бхагаваты, который видит Бога во всём. Но, Шрила Прабхупада говорит, у маха-бхагаваты есть ещё одно качество, на которое они не тянут. И он говорит: «Это одно качество состоит в том, что, кроме того, что маха-бхагавата видит Бога во всём, он также непрерывно думает о Кришне конкретно». Понимаете? О Кришне конкретно. В этом признак маха-бхагаваты. То есть, мало того что он сознаёт универсальность Бога, он также сознаёт Его специфичность. И так он видит, что все вокруг преданные Бога, кроме него, единственного падшего, уттама адхикари, так он думает. Все вокруг служат Богу, даже этот пьяница, который лежит под забором, играет какую-то роль в каком-то вселенском плане Кришны. И только я один глупый какой-то. Так думает маха-бхагавата.

00:32:15 Он видит Кришну во всём, повсюду. Универсально, Бог везде, и всё в Боге. Но также он видит Кришну конкретно. Специфичность, понимаете? И невозможно считаться маха-бхагаватой, приняв одну половину и не приняв другую половину. Если я просто думаю, что Бог повсюду, но при этом не имею понятия о конкретном Боге также, это не есть признак на самом деле духовной продвинутости. И большинство людей не знают этого. Они думают: «О! смотрите, какой широко мыслящий человек, видите, он очень универсально и широко мыслит». Но, поскольку в его сознании отсутствует одна маленькая, но очень важная специфическая черта, то есть он не помнит о Кришне конкретно — дисквалифицирован как маха-бхагавата. Не пойдёт, ложный маха-бхагавата. Ложный белый гриб. Есть нельзя, можно отравиться. Хотя похож на настоящий.

00:32:59 Итак, общение с имперсоналистами это довольно-таки страшная штука. И также они чем ещё грешат, сегодня утром мы во время Шримад Бхагаватам говорили: они грешат очень сильно вот этой вот относительностью. То есть, поскольку нет Абсолютного Бога, Бога конкретно, конкретно как личности, то это позволяет спекулировать на всю ширину, вообще. Гуляй направо, налево, как ветер свободный.

00:33:28 Это о чём говорит? Я приводил пример, что в материальном мире есть жёсткие стандарты. Например, Палата мер и весов. Абсолютный грамм, абсолютный килограмм, абсолютный метр, обмануть невозможно. Если вы пришли в магазин покупать ткани и говорите «мне три метра ткани», а вам меряют два сантиметра, вы скажете: «Пардон», потому что есть метр настоящий. А он скажет: «Ну, это относительно, для тебя это, скажем, один метр, а для муравья это километр, понимаешь?». Поэтому в такой относительной системе ценностей я отрежу тебе столько, сколько я считаю нужным. Невозможно.

00:33:58 Или, скажем, вас обвесили, да? Вы говорите, мне, допустим, два килограмма яблок, а вам половину взвешивают. Вы обеспокоены, потому что есть стандарт. Есть стандарт: вот всё, это килограмм. Я знаю, что не может одно яблоко быть килограммом. На килограмм должно быть, по меньшей мере, штуки четыре-пять. А если вам говорят: «Нет, такого нет, всё относительно в этом мире», — вы будете против относительности возражать, вы будете за конкретность свою бороться и отстаивать.

00:34:23 Итак, в материальном мире есть конкретность. Но что касается духовной сферы, как хочется поспекулировать, как хочется свободы, как хочется выйти из-под всех стандартов! Понимаете? «Почему вы решили, что Бог такой, Он такого цвета, Кришна? Почему решили, что в какой-то Он такой одежде? Почему? Нет стандартов. Нет стандартов! Для меня Бог такой, а для вас Бог такой. Кто решил вообще, что это святой, а это грешник? Всё относительно.

00:34:50 То есть, когда мы ступаем на вот эту вот почву относительности, отсутствия единого стандарта, единого, скажем так, ГОСТа, качества, всё сразу размывается, понимаете? Бог исчезает, всё исчезает. Ведическая философия на самом деле весь вот этот беспредел и волюнтаризм из этой абстрактной духовности устраняет полностью и напрочь. Мы знаем: вот качества преданного каништха, новичок. Вот качества преданного среднего уровня. Вот качества преданного возвышенного уровня. Мы знаем, что стоит между ними. Мы знаем, как оценивать все эти вещи, понимаете? Невозможно обмануть, есть признаки определённые.

00:35:28 И мы знаем: вот это Кришна. Это Брахма, это Шива. Конкретика полная. Конкретика полная. Но эта конкретика смущает мошенников, не поспекулируешь, понимаете? Как однажды Тамал Кришна Госвами встречался в Гонконге с одним индусом, очень образованным индусом. И он спросил его: «Вы читали книги Шрилы Прабхупады?» Тот сказал: «Да, читал». Тамал Кришна Госвами говорит: «Ну, и как вам?» Он говорит: «Вы знаете, двойственное ощущение. С одной стороны, как бы всё понятно, но проблема в том, что Прабхупада не оставляет никакой возможности спекулировать. Нету полёта мысли».

00:36:10 Как в армии: всех построили — так, так, так и вот так. То есть никуда невозможно спекульнуть. Ни вправо, ни влево, всё конкретно. Вот Бог, вот душа. Их не перепутаешь. Сегодня утром мы разбирали отличия атмы от Параматмы. А так хочется порой быть Богом! Так хочется перевести слово «атма» Богом! А Бога душой сделать, или ещё что-нибудь такое. Так хочется! Но Прабхупада в своих комментариях, ну все иллюзии, ну по кускам! Ничего не остаётся, никакой свободы для мышления. Невозможно спекулировать, понимаете? Для тех, кто хочет. Для тех, кто хочет. Для тех, кто хочет развиваться, идеально. Для тех, кто хочет спекулировать — ммм, мало свободы! И поэтому им хочется иметь более расплывчатые трактовочки.

00:36:58 Недавно тоже, месяц назад, или когда? Одиннадцатого апреля я читал лекцию в Горьковской библиотеке. Другой клуб, тот был «Антропос», а этот «Человекознание» называется. Но, похоже, там, я заметил, мигрируют лица, одни и те же, некоторые из одного клуба в другой, перетусовываются. Я читал, у них газета издаётся, называется «Светоград», что-то такое. Хорошая газета в целом, некоторые там полезные моменты есть. [Неразборчиво] из них приводил примеры, да? По поводу причины этой самой, российской деградации. В духовном усмотрении, я приводил пример. Но я другой приведу пример, по поводу этого «махатма Ленина». Махатма Ленин. Последователи Рериха, они почему-то к этой личности неоднозначно относятся. Но суть не в этом.

00:37:51 Они там цитаты из Бхагавад-Гиты приводят. Из Бхагавад-Гиты. Я почему привлёкся сразу — Бхагавад-Гита. В одиннадцатой главе Бхагавад-Гиты есть такой стих, где Санджая, секретарь Дхритараштры, описывает слепому царю, как Кришна явил Арджуне вселенскую форму. И, поскольку царь был слеп от рождения, то, для того чтобы произвести на него впечатление, Санджая сказал: «Если бы тысяча солнц взошли на небосводе одновременно, это могло бы напомнить сияние Высшей личности». Но, поскольку царь был слеп и не видел в жизни ни одного солнца, то… Ну, у него была какая-то абстрактная концепция солнца, но, для того чтобы на Дхритараштру произвести сильное впечатление, Санджая сказал: «Если бы тысяча солнц взошли на горизонте одновременно, это могло бы напомнить сияние Высшей личности».

00:38:35 И Высшая личность обозначена в этом тексте каким словом? Махатма. И, поскольку они так любят слово «махатма», последователи Рериха, они в него — ить! Мертвой хваткой вцепились, и как они перевели этот стих? «Если бы тысяча солнц взошли на горизонте одновременно, это могло бы напомнить сияние… махатмы»! Кришну убрали. То есть то, что в данном случае имеется в виду Кришна, — ну, по контексту ясно же, про кого ещё речь? Кришна проявил эту форму, ясно же, что это Он махатма, Он действительно Махатма, действительно самая большая душа, куда ещё больше, чем Кришна?

00:39:09 Но мы вырываем этот стих, 12-й стих одиннадцатой главы Бхагавад-Гиты — раз из контекста! Слово «махатма». И, у нас какие представления о махатмах? Махатмы это люди, которые сидят в пещерах в Тибете, медитируют, спасают мир от Кали-юги, где-то там, в Шамбале. Нам нужно к ним пробраться с фонариком, с какой-то там киркой, залезть и найти эти древние книги, откопать эту Вечную Истину — и там махатмы сидят, какие-то махатмы.

00:39:36 И вот в этой статье пишется: «В XX веке было два махатмы. Ну, один махатма всем известный, конечно же, Ганди, никуда не денешься, великий махатма Ганди. Политик индийский, человек хороший». Как Прабхупада говорит: «Да, он махатма среди политиков. Но среди махатм он политик» (смех). Итак, это был один махатма. А второй махатма кто? Конечно же, наш Ильич. Наш Ильич, наш дорогой Владимир Ильич Ленин. Два всего было в XX веке, согласно этому учению. Ну, Бог с ними, они описывают, какой Ленин был великий аскет, и всё прочее. Действительно, качества были, демоны многие тоже аскеты. Суть не в этом.

00:40:17 Суть в том, что берётся Бхагавад-Гита, прославляющая Кришну, Кришна выкидывается, подтасовывается другой смысл и подаётся миру. Вот это называется имперсонализм. Вот, в чём его опасность. Когда Шрила Прабхупада ещё не перевёл свою Бхагавад-Гиту… У него как-то так получилось интересно, что он перевёл Бхагавад-Гиту, и у него рукопись украли. Представьте себе, что вы только закончили труд… И тогда ещё не было, это не компьютер, нажал там «Save», сохранил, и всё нормально, да? Ага, крадите мою дискетку. Всё — нет, и всё. Нету манускрипта, и опять всё сначала!

00:40:55 И Прабхупада приехал в Америку без Бхагавад-Гиты. И он пользовался на начальном этапе переводом Радхакриншана. Который хороший был переводчик, хороший санскритолог, Радхакриншан, премьер министр Индии, бывший. И Прабхупада говорил: «Смотрите, какие прекрасные переводы», он очень точно переводил. «И посмотрите, какие ужасные комментарии». В тексте переводит, Кришна говорит: «Предайся Мне!». Комментарий Радхакриншана: «Это не Кришне, это некому Нерождённому Кришне мы должны предаться».

00:41:26 То есть, смотрите, Кришна чётко говорит: «Предайся Мне!» И тут же комментатор запутывает всё! Кто такой Кришна, я понимаю. Вот Кришна, вот я, я должен Ему предаться. Комментатор должен разъяснять все эти вещи, а не затуманивать. Но появляется комментатор, который раз, и всё запутал. Я только что собрался Кришне предаться, уже только пригнулся, а читаю комментарий — там написано: нет, не Кришне. Как не Кришна? Это Кришна сказал. Кришна, оказывается, ну, как-то Он не смог выговорить, Он не смог Свою мысль точно выразить. Будучи Богом, Он опьянён Своим совершенством, наверное, не смог точно выразить свою мысль. И поэтому нужен трезвый комментатор, который ясно все эти вещи излагает, он проясняет нам, да?

00:42:04 Я хотел уже предаться Кришне, а выясняется, что не нужно Кришне предаваться. А нужно кому-то нерождённому в Кришне. Я сижу, опять хожу и думаю: кому же я должен предаться, понимаете? Опять прочитал, Кришна говорит: «Предайся Мне», в комментарии — нет, не Мне. Да что такое? И опять я не понимаю!

00:42:17 Итак, он говорит, Прабхупада: «Смотрите, какие потрясающе точные переводы, и такие ужасные комментарии!» Когда Сарвабхаум Бхаттачарья рассказывал Господу Чайтанье Веданта-сутру, Господь Чайтанья слушал его очень долго, и Сарвабхаум Его спросил: «Ты так долго слушаешь, и не задаёшь ни одного вопроса, может, ты не понимаешь, о чём речь?» И Господь Чайтанья сказал: «Веданта сияет, словно солнце, её афоризмы самоочевидные. Но твои комментарии, как туман, затуманивают весь яркий смысл Веданта-сутры». И Он стал ему обратно объяснять всю Веданта-сутру уже в настоящем вайшнавском свете. И Сарвабхаум Бхаттачарья открыл рот, он понял, что объяснить так Веданту может только Кто? Веданта-крит, Тот, составитель Веданты, истинный знаток всех вед. И тогда уже Сарвабхаум Бхаттачарья предался Господу Чайтанье и сказал: «Мой Господь, прости меня, глупца, я тут слыву как великий учёный, а на самом деле последний глупец».

00:43:14 Итак, общение с майявади это самая страшная штука в действительности. И поэтому в этом стихе Нарада Муни, в этой сутре, говорит: duḥsaṅgaṁ sarvathaiva tyājyaḥ. Полностью отбрось всякое это вот оскверняющее общение, ведущее к деградации.

Сутра 44-я: «Материальное общение есть причина вожделения, гнева, иллюзии, забвения, потери разума и потери всего»

00:43:37 Сутра сорок четвертая: «Материальное общение есть причина вожделения, гнева, иллюзии, забвения, потери разума и потери вообще всего». Он говорит sarva-nāśa; nāśa обозначает «нет», а sarva — «всё». То есть человек, вследствие такого материального общения теряет всё. И возникает вопрос: почему Нарада Муни так на этом настаивает сильно? Прямо настаивает, что нужно оставить всякое мирское такое общение.

00:44:06 Открываем цитату из Шримад Бхагаватам. А, Чайтанья-чандродая-натака. Текст. Автор говорит: «Увы! Человеку, который серьёзно встал на путь духовного прогресса, и который желает пересечь океан материального страдания и заняться преданным служением Верховному Господу, от этих материальных мотивов грозит большая опасность. Если он просто увидит материалиста, занятого чувственным наслаждением, или увидит женщину, которая настроена точно так же, для него такое общение является более опасным, чем добровольное принятие яда».

00:44:50 Итак, это касается любого человека. Причём интересно в комментарии там дальше Шрила Прабхупада пишет, что общение с материалистами, или с майявади, что, в принципе, по сути дела, одно и то же. Потому что, если ты не находишь чего-то духовного конкретного, ты опять нисходишь на материальный уровень. Поэтому в каком-то, в определённом смысле, майявада заканчивается материализмом, как правило, всегда. Ты взлетел высоко, твой интерес взлетел туда, но, если эмоции твои и чувства не нашли там ничего привлекательного (ведь формы-то у Бога нет), с кем ты будешь общаться? С кем ты будешь свои чувства и эмоции удовлетворять? С кем?

00:45:28 Интеллектом ты там, а сознанием и душой здесь, внизу. Плюх, опять в материи, понимаете? Я говорил об этом перекосе, что ученые даже многие, они такие сухари в том смысле, что они интеллектом устремляются к вершинам, а их эмоции остаются здесь. Бхакти позволяет не только разумом взлететь туда, но и эмоциями также, понимаете? Реализоваться полностью там, в Боге. А, если у Бога нет формы, то всё, куда мы пойдём? Куда мы пойдём? Интеллектом туда, а этим сюда. Ноги туда, широко шагаем, шагаем — оп, либо туда, либо сюда! А поскольку там нет ничего конкретного, в духовном пока, значит, опять в материальное. Иначе можно штаны порвать, ни туда, ни сюда.

00:46:09 Итак, здесь Нарада Муни говорит, что… [перерыв] то его дух чувственного наслаждения стимулирует в нас дух чувственного наслаждения. Как вот болезни заразные: один здоров, пообщался с больным, тоже стал больным. Он говорит, до тех пор, пока человек не достиг на самом деле в полной мере освобождения, семена разрушения или греховной деятельности остаются в его сердце. И он говорит, что невозможно думать, то есть эти вот все вещи, они активизируют наши греховные желания.

00:46:43 Вот мы пришли к духовной жизни, положим. Это обозначает, уже какой-то минимальный контроль. Может быть, мы не всему ещё следуем, но, раз мы обратились к духовной жизни, это уже хотя бы какой-то контроль. Каких-то вещей мы уже избегаем, к чему-то мы стремимся. Но, когда в этом процессе человек продолжает общаться с материалистами, то вот эти вещи, негативные, от низшей природы, которую мы пытаемся контролировать, они опять оживают, понимаете? Он стимулирует. Материализм, дух чувственного наслаждения, он стимулирует вот эти вещи. И их и так-то, эти вещи в Кали-югу трудно контролировать, а когда мы ещё общаемся с этими людьми, то, вместо того чтобы контролировать их, мы ещё больше стимулируем.

00:47:14 И получается так, что это желание чувственного наслаждения, оно начинает распирать человека. И ему практически невозможно контролировать свои чувства. Поэтому Нарада Муни с такой силой говорит, что нет, очень трудно эти вещи контролировать, почти невозможно. Эти дурные желания, они становятся всё сильнее и сильнее. Если, поднявшись в гуну благости, следуя каким-то там принципам духовной жизни, мы контролируем свои греховные тенденции, то в таком же состоянии, пообщавшись с другими людьми, мы от них майя шакти получили, материальную энергию, и опять всплыло то, что, вроде бы, казалось уже закончено.

Сутра 45-я: «Как разбушевавшиеся волны океана, так и эти пороки, вследствие общения с материалистами разрушают жизнь человека»

00:47:48 И поэтому Нарада Муни дальше говорит, сутра сорок пять: «Как разбушевавшиеся волны океана, так и эти пороки, вследствие общения с материалистами разрушают жизнь человека». И там в комментарии говорится, что невозможно думать, что с майей можно как бы так, ну, флиртовать слегка, но серьёзных отношений не завязывать. Знаете, как бывает, люди познакомятся, мужчина и женщина — ну, так они, осторожно, осторожно, флиртуют, но, так, не сильно, боясь каких-то таких последствий. Но особенность состоит в том, что в какой-то момент могут неконтролируемо проявляться какие-то привязанности, и за этот флирт человеку потом, может быть, придётся долго расплачиваться. Может быть, какого-нибудь внебрачного ребёнка воспитывать — последствия, одним словом, пожинать.

00:48:40 То есть, он говорит, опасно думать, что с майей можно так легко флиртовать, и в любой момент выскочить из этого флирта. Он говорит: нет. Нет. С майей этот флирт, как правило, не удаётся так, очень поверхностно, вести. Если ты этого слегка только коснулся, открыл дверь только, чтобы палец сунуть, так человек уже дальше и ногу, и всё остальное уже залезет. То есть майя настолько опасна, что малейшее какое-то послабление в этом плане, оно… Как вот, ну, один микроб, маленький, знаете, один, просто один, влетел — его даже не видно. Вы можете представить себе, какой-нибудь мастер, не знаю, карате, который ломы гнет, кирпичи бьёт, понимаете? И вот этот герой стоит — и такой маленький микроб, его даже не видно, и такой — ить, и в нос залетел, и всё. И вот этот великий герой уже, у него температура сорок, и он уже чихает, кашляет, и он уже никаких сил не имеет, понимаете?

00:49:26 То есть, такая мелочь, в нос залетела, и всё, и он уже побеждён. Его даже невозможно, он бы его, там, разорвал бы, кирпич бы. Его даже не поймаешь, он такой маленький, что в него не попадёшь, не видно, куда бить-то. Как говорится, что мы должны бить ум утром сто раз палкой, вечером сто раз башмаком или наоборот. И, как говорит мой духовный учитель, ну, говорит, берёте, вы допустим, палку или башмак, а ум-то вы где найдёте? Кого бить-то будем? Говорится, что ум надо бить, но а где ум-то найдёте? Вот у вас башмак в руках, вот палка, а ум-то где? По голове что ли себя бить будете? Голова головой, а ум это совсем другое, понимаете?

00:50:11 Иногда голова есть, а ума нет, или наоборот: ум есть, головы нету. Поэтому это не такие вещи равнозначные в действительности. И когда речь заходит о таких вот неуловимых вещах, неуловимых вещах, влияние майи, кажется, что это мелочи, такой лёгкий флирт с материальной природой. Но последствия могут быть такие, что, как говорится, sarva-nāśa, всё уничтожается, полностью. Когда дух чувственного наслаждения возобладал в человеке, всё переворачивается. Дух наслаждения возобладал, это значит что? Дух преданного служения — пиши пропало. Всё, нету, он уходит, в этом проблема.

00:50:47 И Шрила Прабхупада говорит: «Иногда нам кажется…» Он такой смешной пример привёл: «Иногда нам кажется, что всё, с материальными чувственными наслаждениями мы покончили. Мы стали крутыми маха бхагаватами, преданными». И Прабхупада говорит: «Иногда зимой клопы, которые живут в постели, постельные клопы, они замерзают, впадают в состояние анабиоза. И кажется, что их нет, они умерли, клопы». Вот вас клопы кусали, кусали, а потом раз, наступила зима, стало холодно, и они так, и уснули слегка, на зиму. А потом, когда наступила весна, опять благоприятные условия, они зашевелились, параматма тело поддерживает, и они опять поползли, и опять почувствовали знакомые ощущения.

00:51:33 Как Индрадьюмна Свами пишет в одном из дневников, читали? Или он ещё не изданный? Где-то в Омске. Приехал он в Омск, и там достали… Ну, к ним редко кто приезжает, и у них там ашрам на чердаке, у них храм в каком-то таком частном доме. И на чердаке где-то хранится эта Вьяса асана. И эту Вьяса асану сняли, поставили: «Садитесь, гуру Махарадж, пожалуйста». Только, говорит, я сел, так, приосанился, об Абсолютной Истине что-то говорить, вдруг чувствую — что-то ить! Кусает — ой! Это клопы, проснулись там из Вьяса асаны, и я сразу понял, что это какие-то реакции мне пришли. Они ждали его полгода, Махараджа, там, изголодались уже, такой аппетит. И тут он приехал, и они, значит, на него накинулись. Я, говорит, не знаю, как я эту лекцию выдержал.

00:52:21 Одним словом, кажется, что эти материальные желания как клопы на зиму, кажется, что их уже нет. Но как только благоприятная атмосфера для чувственного наслаждения — ну, повстречал какого-нибудь старого друга или подругу или ещё что-нибудь такое, своя компания — оттуда пошло всё, понимаете? И клопы материальных желаний — оп! Как будто вообще и зимы не бывало, такие здоровенькие, и что они делают? Они питаются нашей кровью. Кровью. (Смех.) Они сосут из нас кровь.

00:52:53 Что делают с нами материальные желания? Они обещают нам счастье. Они обещают нам счастье, но к чему они приводят? Всем известно: к разочарованиям и проблемам. Одним словом, это очень серьёзная штука. И Шрила Прабхупада сказал по поводу чего. Один уже инициированный ученик, всё нормально, хорошо, и вдруг он услыхал, что ученик опять марихуану, марихуану начал покуривать.

00:53:18 И Прабхупада сказал: «Ты думал, что просто получив инициацию, начав воспевать Харе Кришна, ты от всего избавился? Но стоило тебе где-то там пойти в какое-то общение старое, смотри, к тебе вернулся прежний вкус». Это обозначает, что желания были, и как эти клопы, они просто на зиму уснули. Они не умерли, но уснули. И когда благоприятная атмосфера опять образовалась для этих всех вещей, видишь, ты опять за этим всем делом потянулся, и опять подсел на эту травку свою».

00:53:54 Или другому он говорил, своему брахмачари. Ну, брахмачари, традиционно они ходят лысые, шикха только, сбривают полностью все волосы. А когда он увидел, что у одного брахмачари уже длинные такие волосы стали отрастать, он говорит, это, говорит, всё, твои прежние [материалистические] тенденции, это всё твоё прежнее. Это, говорит, не волосы растут, волосы это ерунда. Волосы это проявление чего-то более глубокого. Он говорит, это твои материальные желания растут.

00:54:20 Потому что, когда ты лысый, ну какая женщина тобой прельстится? Ну, лысый, уши торчат в разные стороны. Волосы-то в Кали-югу это ж признак красоты, да? «Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява, а бородушка кучерява». Написано в Двенадцатой Песне Шримад Бхагаватам, так и написано: по волосам красота будет. И поэтому, какая у меня причёска, и так далее. И Прабхупада когда приехал, первый ученички-то, у них шевелюры дай Боже. Он сказал: «Ну, ребята, это не есть правильно».

00:54:56 Но когда у этого брахмачари опять стали отрастать волосы, его не волосы смутили. Он по этим волосам увидел кое-что другое. Он сказал: в тебе растут твои материальные желания. И эти материальные желания растут от общения. Если ты общаешься с кем-то там как-то, это растут твои желания.

00:55:16 Но легко сказать, да трудно сделать. Попробуй избавиться от материального общения. Просто всё бросить. А если у большинства людей почти всё общение материальное? Если у них семья половинчатая: один преданный, другой непреданный. На работе одни материалисты? Ну прослушали мы мощную лекцию про то, как плохо общаться с материалистами, ну и что? И поэтому ответ такой, что в действительности, в строгом смысле слова, можно оставить материальное общение лишь тогда, когда у нас появится крепкое духовное общение. Когда у нас будут преданные друзья, преданная семья, преданные какие-то близкие люди. Вот тогда можно в строгом смысле говорить о каком-то оставлении материального общения.

00:55:59 И мы знаем, что, для того чтобы были нормальные взаимоотношения с преданными, возможно это сделать только в одном случае: когда мы общаемся с другими в духе служения. Мы знаем из того же «Нектара наставлений» о шести формах любовного обмена между преданными. Он говорит: давать дары, принимать дары, давать прасад, угощать прасадом, спрашивать о сокровенном, доверительно открывать свой ум. Вот прити лакшанам, признаки любви. Прити обозначает «любовь», лакшанам обозначает «признаки». Вот признаки. Как узнать, что преданные уважают друг друга, любят друг друга, общаются друг с другом? По этим признакам.

00:56:41 Спрашивать о сокровенном и открывать свой ум, соответственно, давать прасад и принимать прасад, давать дары и принимать дары. Вот это признаки. И, если мы действуем вот в этих шести отношениях, тогда есть шанс, что у нас с преданными будут какие-то вот эти вот любовные отношения развиваться. И, когда эти отношения сильны, тогда нам есть куда пойти, нам есть, с кем общаться. Есть люди, с которыми во взаимоотношениях действительно какой-то вкус, какая-то реальная субстанция, а не просто какие-то «ну, как дела?», то, сё, ля-ля, какие-то последние сплетни, там, ещё какая-то ерунда. Или вещи, которые заставляют человека деградировать. В этом нет никакого смысла.

00:57:19 Поэтому, с одной стороны, мы говорим, что нужно оставить вот это негативное общение. Но что до этого сказал Нарада Муни? Он сказал: для этого ты должен искать общение с садху, со святыми. Причём, святые это не просто те, кто прямо светятся так, что зажмуриться можно. Святые это люди, которые встали на путь преданного служения. В общем-то, все преданные, даже новички, в них уже есть это вот начало, семя святости, потому что, по меньшей мере, они стараются чему-то следовать, они уже двигаются по этому пути. И это, само по себе, уже их записывает в категорию святых.

00:57:53 Рупа Госвами в «Нектаре преданности» говорит, что чистым преданным считается даже садхак. В строгом смысле слова, чистый преданный это тот, кто испытывает любовь к Богу. Это с уровня бхавы или уже премы, в строгом смысле. Он говорит, но также к чистым преданным относятся люди, которые следуют процессу, садхана означает «процесс». Это он называет практикой пурва крия.

00:58:14 Он говорит, что, вот есть жертвоприношения, огненные жертвоприношения, огонь, мантры и всё такое, пышная церемония. Это уже сама суть. Сама суть. Он говорит, но перед тем, как это совершить, нужно кирпичики собрать, то купить, это купить, масло перетопить. Нарисовать всю эту мандалу, все эти вещи. И вот эти подготовительные работы называются пурва крия. Без неё тоже невозможно. Если ничего нет, какая ягья? Куда я буду лить масло, что я здесь вообще, где здесь север, где здесь юг? Никаких, ничего не сделал, какая может быть ягья? То есть, должна быть предварительная работа.

00:58:46 И он сравнивает садхаку, то есть человека, который ещё находится на предварительном этапе преданного служения с тем, кто собирает кирпичи, засыпает песок, рисует. Готовит всё это. Пурва крия: крия обозначает «деятельность», пурва обозначает «первичная», «первая». Первая, без неё невозможно, никогда. Точно так же невозможно достичь любви к Богу, не следуя процессу. И поэтому Рупа Госвами говорит, что такой преданный, который занимается практикой, он тоже считается чистым преданным. Если у него такие мотивы. То есть, если у него правильная мотивация, правильное стремление, то он тоже относится к категории чистого преданного. Но в процессе, пока в процессе. Однако без этого невозможно стать уже преданным уровня бхава, уровня любви.

00:59:25 Поэтому он сначала дал: стремление, необходимость общения со святыми, с вайшнавами. Потому что по их милости мы можем стать преданными. Это наиболее существенный фактор. А потом уже сказал отказаться от материального общения. На этом мы сегодня остановимся. Харе Кришна! Вопросы какие-то есть? Да.

Вопросы.

Зачем нужна проповедь на уровне универсальных принципов?

00:59:48 Вопрос: [Вы сказали о проповеди общего и специфического. Существуют лекции, которые и вы даёте, и другие, Аударья Дхама Прабху. Благодаря этому привлекается много людей, но потом эти люди в процесс преданного служения не погружаются. Ну, где-то, малый процент, моё такое мнение. Имеет ли смысл продолжать и на этом уровне культивировать, постоянно работать?]
Василий Рюрикович Тушкин: Да, имеет. Потому что это процесс как раз превращения животных в людей. Поэтому они должны понимать хотя бы сначала универсальные принципы. Универсальные принципы.

01:00:33 Мы знаем, что, хотя вроде, Кришна такой простой, вот Он, да? Но, чтобы дойти до Него… Как, есть такой преданный удивительный во Вриндаване, Дина Бандху, он как-то читал лекцию, он говорит: «Вы пришли в храм Кришна Баларам Мандир». Это храм ИСККОНовский во Вриндаване. Заходишь, и там в центре Кришна Баларам стоит, с левой стороны Радха Шьямасундара, с правой стороны Гоура Нитай. Красивый храм. Он говорит: «Куда ещё идти? Куда вы ещё ходите? Ну, сходили вы на экскурсию по тем, по сем храмам, я вам рассказал — этот храм основан таким Госвами, этот таким Госвами. Всё, историю нужно знать, на экскурсии нужно ходить, нет проблем». Он говорит: «Но куда вы отдаёте своё сердце, куда-то ещё? Эта дорога к Кришне Балараме и к Радхе Кришне — вы шли миллионы лет, миллионы лет. И вот последний этап пути — вот они, Кришна Баларам, Радха Шьямасундара, Гоура Нитай — всё! Бог в самых сокровенных Его воплощениях — куда ещё идти?!» Говорит: «Вы на последнем этапе уже. Вот оно, сокровище. Сидите здесь, пойте, поклоняйтесь, всё, вот оно». И нет, говорит, туда, сюда, направо, налево.

01:01:45 То есть, мы видим, что даже среди преданных и то возникают иногда помехи, знаете? Некоторые, что-то там такое у них происходит с Кришной, какие-то несогласовки. А люди, которые просто, ну, скажем, от такого, чисто мирского мышления, начинают постепенно пробуждаться к пониманию каких-то высших принципов, каких-то трансцендентных законов, маловероятно ожидать, что так прямо сразу они Кришну вот так — послушал лекцию и сразу «Джая Радхе», он побежал на Радха Кунду и полностью в экстазе. Это случай один на миллион таких бывает, понимаете?

01:02:19 А большинство людей растут, растут, растут — через годы и через жизни даже. Поэтому эта проповедь должна быть, но естественно, что мы видим, у нас в ИСККОНе есть совершенно разные проповедники. Духовные учителя крайне редко так проповедуют. Крайне редко. Иногда, вот, Бхакти Тиртха Свами. Ну, это специфика также проповеди. Скажем, привык он таким образом подходить к людям. Но тоже кто-то должен это делать.

01:02:42 Предположим, обычно приезжают… Ну, вот мы помним те времена, когда проходили большие публичные программы в городе. Приезжает санньяси, гуру, и он сразу, открытым текстом — бум! Кришна, Харе Кришна, всё, это процесс. Он объясняет: это одежда такая, потому что мы все в духовном мире, мы поклоняемся Богу в такой форме, потому что об этом говорят самые сокровенные разделы вед. Это такая мантра, повторять её нужно так-то и так-то. Вот принципы, вот то, вот сё. Мы всех других уважаем, любим, и так далее. Но наша специфика — вот такая. Харибол, вот вам прасад, давайте попробуем мантру, хотите — книги. Всё, джая. Я пошёл.

01:03:24 Так они проповедуют, понимаете, как правило — в лоб. Бу-бум! И вот три тысячи человек — ах! Слушают, да, что-то такое про Кришну. В первый раз. Из них сразу после лекции с низкого старта, десять человек — вжух! К духовному учителю: мы тоже хотим, давайте! Остальные так, ходят, смотрят, книжечку купил, посмотрел, прасад попробовал. Нюхает все. А чой-то у вас на носу? То есть, люди же очень осторожны; люди же очень осторожны. И поэтому раз, первую стружку сняли, то есть люди только и ждали Кришну, специфики ждали. У них не было проблем с этими всеми вещами, раз — и всё. Они были преданными Кришны в прошлой жизни. Никаких проблем. А почему Кришна? Да, а почему бы и нет? А почему бы и нет, у них вопрос возникает. И всё, раз и всё.

01:04:09 А другие вокруг да около. Потому что они только подымаются в своём понимании к этим всем вещам. Поэтому должна быть проповедь также, которая универсальна. И мы начинаем: вот, сначала то — веды, Гималаи, махатмы, ля-ля-ля, бу-бу-бу, и потом раз-раз-раз-раз — и подымаемся к Кришне.

01:04:31 Есть люди, которые обладают настолько мощной силой духовной, они способны Кришну вот так вот вставить в сердце человека сразу. Так мог сделать Прабхупада, так мог сделать Мригари [Нарада Муни], который взял этого ракшаса, этого Мригари, и сказал: «Всё — поклоняйся Кришне». И не было никаких вопросов философских: а почему Кришне, а почему ещё? Нет вопросов. Потому что такое могущество духовного учителя, такова его милость, что он может что угодно сделать.

01:05:00 Не все люди обладают такой силой. И порой даже такие великие ничего не могут сделать. Прабхупада тоже многим проповедовал — кто-то принял, а кто-то не принял. И поэтому он сказал: «Должна быть и проповедь разумным людям, какие-то общие принципы». Он тоже иногда говорил, допустим, читаешь его какие-то, слушаешь лекции — он иногда говорит Кришна, Кришна. А иногда, какие-то публичные [выступления], он говорит: «Бог», то есть более какие-то такие общие вещи.

01:05:25 И то, и другое должно быть, потому что люди разные. Если мы всех будем кормить одной кашей, то не очень… Сначала, естественно, что мы только ей и кормили, потому что мы сами ничего не знали. Вот, всё, что мы знали, это тоже: Кришна и Харе Кришна. Поэтому это единственные слова, которые мы и говорили, да? И те, кто были готовы к этому, они их и приняли. А другие, они вроде смотрят, чего-то интересное, но слишком специфично, им нужно было чего-то общего такого. Поэтому есть разные программы, которые стимулируют в общем интерес у людей к духовной культуре, к духовному знанию, к законам.

01:05:58 Я последний раз был в Находке вот, в ту субботу, в воскресенье. Там даже приходили последователи этого, Черепкова. Ну, там… Черепков, такой, человек. Нет, он не махатма, он просто Черепков. Он, как бы, за права людей, слышали, да, такую фамилию? Вот они его последователи. То есть они двигают все эти идеи. Они пришли послушать. А у меня лекция была как раз: ведическое устройство общества. И они там, одна там женщина, она, бедная, аж зааплодировала в конце лекции. «Вот, — говорит, — это нам надо, вот это нам надо; вот так нам надо!» Я говорю: «Ну, вперёд, давайте».

01:06:34 То есть, понимаете, я там мало говорил о Кришне, конечно же. В этой конкретной лекции. В основном рассказывал общие принципы: гуны, варны, устройство, высшая мотивация. В общем, все эти вещи. Что будет, если не это. Ну, общие, такие, вещи.

01:06:47 А когда были лекции, допустим, специфические, когда я рассказывал о мантре, преданные были в экстазе, они все пели Харе Кришна, а другие, так [изображает недовольное кряхтенье], тоже, они сидели, но для них это было слишком. Слишком, им нужно другое. Поэтому и то, и другое надо. Люди жизнь за жизнью развиваются. Но, как правило, все эти программы, поскольку они все заканчиваются, как правило, маленькими хитростями: прасадом, то всё это работает, исподволь.

Как сохранять преданность, если невозможно избежать общения с материалистами?

01:07:17 Вопрос: [Насчёт общения. Вот если человек с преданными устроился, в кругу преданных. И кто-либо приходит, либо он там на кармической работе. Преданные хотят с материалистами не общаться, они ищут круга преданных, но в общении с этими людьми они сильно очень оскверняются. Вот, преданному, как ему?]
Василий Рюрикович Тушкин: Ну как? Меры предосторожности. Если человек знает, что вокруг какая-то болезнь, какая-то эпидемия, что он делает? Ну, я, конечно, известный противник прививок. Но пример такой Прабхупада приводит, про прививки. Где человек, зная о какой-то опасности извне, делает прививку, и, в общем-то, у него какой-то иммунитет по отношению к этим вещам.

01:08:16 И вот мы знаем, что есть болезнь: материализм. Самая страшная болезнь! Люди, там, со СПИДом борются, с чем-то ешё, с инфарктом, бегом от инфаркта, ещё куда-то там бегом. Они борются с этим, они не знают, что самая большая болезнь это рак сознания, рак души, дух чувственного наслаждения. Они думают, это нормально. Вот у нас СПИД, нам мешает наслаждаться. Самая большая болезнь — дух чувственного наслаждения. Потому что он полностью выхолащивает дух преданного служения, они не уживаются, они противоположны друг другу.

01:08:46 И преданные знают, что материальный мир это мир, в котором все больны самой страшной болезнью — неизлечимой; неизлечимой — дух чувственного наслаждения. Они вроде как производят впечатление здоровых людей. Здоровые, но как души-то они больные. Они сейчас как души себя не осознают. Душа, существующая душа, себя душой не осознаёт. В этом болезнь. Она, наследница Кришны, всего богатства, знания, славы, красоты, любви — как нищий на улице! Это и есть признак ненормальности, болезни, понимаете?

01:09:23 И причина этой болезни — дух чувственного наслаждения. Так вот, преданные знают об этом: дух чувственного наслаждения распространён здесь, что мне делать? Тот человек, у которого такая картина, он должен, как Шрила Прабхупада говорил, по-английски: «inject his blood with KC drug». Что означает «впрыснуть в свою кровь лекарство Сознания Кришны». Когда человек вводит эту вакцину Сознания Кришны, тогда, несмотря на то, что какое-то внешнее общение есть, оно не может так сильно осквернить человека, потому что внутри у него уже такие, антитела противоборства этому.

01:10:08 То есть это обозначает, что если моя работа или моё какое-то специфическое общение, ну никак невозможно этого избежать, то это обозначает, что какое-то время жизни, дня, я должен уделять на прямую интенсивную практику. Интенсивное чтение, воспевание, поклонение. Это и будет та самая вакцина, которая входит в мою кровь. И теперь, когда я оказываюсь в каком-то таком месте, я осторожен, с одной стороны, и у меня есть какая-то внутренняя сила, которая позволяет сопротивляться. А если ничего этого нет, только я туда нос засунул, меня сразу оп! И всё, моё сознание уплыло.

01:10:43 Или как, предположим… Это в принципе, как это называется? Помните, такой фильм был: «Судьба резидента». Человек, который одной страной, разведкой заброшен в другую какую-то страну, и всё. И он как свой. Как свой — он на их языке разговаривает, то, сё, другое. На самом деле он всё время понимает, откуда он, кто он такой, и на кого он в действительности работает, вот и всё. То есть, мы понимаем, что мы все от Кришны, мы все его дети. Но мы совершили когда-то ошибку, ушли от Него. Теперь мы возвращаемся. Но пока это не так быстро всё происходит, мы пока ещё находимся в материальном мире.

01:11:19 И, общаясь с этими людьми, мы должны помнить о главном. И, для того чтобы помнить о главном: кто мы, откуда мы… Это не повод, сразу, как только я узнал что-то о Кришне, сразу убежать из этого мира. Не получится! Не получится. Карму, все эти вещи необходимо изжить, достойно. То есть принять в свою жизнь Кришну, и постепенно все эти остальные ступоры, которые держат нас, они просто растворятся. Постепенно растворятся. Постепенно, не то что мгновенно. Это мгновенно не происходит. Никто так просто, как пробка из бутылки — бум! — и прилетел к Кришне, понимаете?

01:11:48 Гопа Кумар тоже постепенно тоже, до верха долетел и опять спустился. Постепенно, постепенно. То есть это не такой процесс, мгновенный. И мы должны знать. То есть, в принципе, это каждый должен к такой программе готовиться, что — ну куда ты денешься? Вот я, например, живу, у нас с трёх сторон алкоголики. С трёх, понимаете? И они очень активные.

01:12:10 Один всё время какие-то политические программы выдвигает, в коридоре там чего-то орёт. Что ему ФСБ и КГБ не страшны, и вообще он всё про всех знает, и вообще у него там программа переустройства всего мира. Наверху музыкальные живут. Они врубают на полную катушку всякие там свои ракшасические песни: «Я устал, бу-бу-бу. Я устал, бу-бу-бу. Я устал…» Что-то там такое. Такой хит у него, вот, поёт он такую песню. А с левой стороны тихие алкоголики. Но иногда тоже от них некоторые сюрпризы бывают. И что делать? И вот что делать? Слава Богу, что ещё снизу звуки не проходят. Санкаршана, спасибо ему за это, вниз тянет, там, ничего. И что делать?

01:12:56 Вот, надо как-то запитываться всеми этими вещами. И в такой ситуации живут ну почти все люди. Ну, почти. Ну, 90% живёт. То есть мы должны быть готовы к этой программе, что мы живём в материальном мире, но отношения-то нужно развить с Кришной. И поэтому, если не будет активного питания, активного питания вот этого, духовного, то будет, значит, что? Слабость. А раз будет слабость духовная, значит, будут сильны материальные по-прежнему желания. То есть всё очень просто. Всё.

01:13:23 Слушатель: Вопрос.
Василий Рюрикович Тушкин: Да.
Вопрос: [То есть элемент терпения должен быть интенсивным очень. Следует рассчитывать не на то, что он найдёт благоприятное место, а на то, что он должен терпеть. Но он должен настраивать себя на эту тему. То есть эти вещи нужно терпеть.] [Неразборчиво]
Василий Рюрикович Тушкин: А терпеть долго ещё придётся. Не будешь терпеть трудности в духовной жизни, придётся терпеть в материальной. Что, материальная трудностей что ли лишена? Да ещё больше. И безнадёжно — терпишь, и не поймёшь, зачем терпишь. В духовной жизни хоть терпишь, знаешь, зачем терпишь. А в материальной терпишь, терпишь, и для чего — непонятно, и так всю жизнь. Поэтому терпеть-то в любом случае. Но терпеть легче в гуне благости. Для гуны благости терпение это норма жизни, можно всю жизнь терпение практиковать. А если человек в гуне страсти, он терпит, терпит, терпит, потом взрывается: бум! — говорит: «Терпеть больше невозможно, революция!» То есть в страсти долго не вытерпишь. И поэтому, раз терпение это необходимый признак, то нужно быть в гуне благости. И Рупа Госвами говорит: да, дхарьят, терпение, твёрдость, терпение, энтузиазм это необходимые вещи.

01:14:34 Всё, на этом мы закончим. Шри Нарада Бхакти Сутра, ки джай! Шрила Прабхупада, ки джай! Харе Кришна.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 20 January 2016
обработка текста: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 20 January 2016