Качество - Постоянство

Веда Радио - 03 November 2023
Абсолютные критерии знания. Гуны материальной природы и божественные личности, которые за них отвечают. Постоянство, направленное на позитив, - ключ к успеху. Постоянство, основанное на знании, - залог успешности духовной практики. История про Воробьиху и Океан из пуран. Ответы на вопросы: как в максимально непостоянном мире добиться постоянства? Сначала нужно найти психическую стабильность и только потом переходить к духовной практике? Как не допустить стремление к постоянству в духовности в рутину? Стоит ли корить себя за провалы в духовной практике?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:05:55 | качество: mp3 48kB/s 22 Mb | прослушано: 21 | скачано: 35 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:09 Ведущая: Доброго вечера пятницы, вновь приветствуем каждого, кто стремится не просто открыть для себя новые знания, но и, применив их на практике, изменить свою жизнь и качества. Этим мы и займёмся в ближайший час, ведь у нас в гостях снова Гуна Манджари психолог, автор книг для женщин и давний друг нашего проекта. И мы ждём ваши вопросы дорогие слушатели, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. Ну, а я по традиции приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:45 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:49 Ведущая: Спасибо, что Вы сегодня вновь с нами. Мы продолжаем нашу тему «Знания равно качество». И интересно узнать, о чём же сегодня пойдёт наша речь?

Абсолютные критерии знания

00:00:59 Гуна Манджари: Мы продолжаем изучать тему Ведической психологии, потому что сейчас очень большой интерес к психологии, много раз об этом говорила. Веды дают знания обо всех аспектах нашей жизни, и также психология содержится тут в изначальном своём понимании. Поэтому, обращаясь к источникам, мы можем понять критерии, которые важны для того, чтобы увидеть нам психологическое составляющее нашей личности и других людей. Потому что очень много есть в психологии, как и в любой другой подобной науке, направлении, есть такие относительные понятия.

00:02:04 И для того, чтобы здесь разобраться, для того, чтобы иметь какие-то критерии, мы обращаемся к источникам, и мы разбираем на этих эфирах, что же является качествами человека психологически гармоничного, выражаясь таким современным языком, на что нужно ориентироваться. Очень часто можно услышать такое утверждение, что «у каждого своя правда, всё достаточно относительно», что тоже правда. Есть относительные понятия, но есть абсолютные критерии, которые исходят из Абсолюта.

00:02:57 Поэтому мы опять же возвращаемся к «Бхагавад-Гите», она переводится как «Песня Бога», то есть это непосредственно то знание, которое дал Он – Творец всего. Поэтому здесь мы можем разобрать и понять какие-то абсолютные критерии, на основании которых мы можем опираться и иметь этот внутренний фундамент, и понимать какие-то абсолютные истины.

00:03:37 Мы рассматриваем в этой связи «Бхагавад-Гиту» глава 13 текст 8-14 , в котором Верховная Личность Бога объясняет, что же есть знание. И ещё раз напомню, о том, что мы повторяем из передачи в передачу, что знание не является какой-то информационной составляющей, знание равно качество, так как также называются наши эфиры. Когда люди могут рассуждать на тему, что «вот этот человек так много всего изучает, так много всего знает, то он такой сведущий, и ведёт себя так и так, не совсем подобающим образом», то можно понять, что этот человек не обладает знанием. Потому что знание определяет качество, если ты знаешь, значит, ты действуешь соответственным образом. Поэтому мы продолжаем рассматривать критерии знания, критерии качества, которые будут определять то, насколько человек развит.

00:04:56 Мы зачитываем это утверждение из «Бхагавад-Гиты», этот стих, и потом рассматриваем качества более подробно, которые здесь перечислены. Итак, здесь говорится о том, что: «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни – это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединённом месте, отстранённость от мирских людей, признание важности самореализации, самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины – это Я объявляю знанием, а всё прочее называю невежеством».
Вот тут сам Господь - Верховная Личность Бога объясняет своему ученику и воину Арджуне о том, что является знанием, по каким критериям можно определить человека, который находится в знании, в понимании мудрости.

00:06:34 Мы остановились на таком качестве как - чистота, мы рассматривали его на нашем предыдущем эфире. У нас есть также вопросы относительно нашего предыдущего эфира, мы их рассмотрим немножечко позже. Сейчас у нас следующее качество, которое мы рассматриваем сегодня – это постоянство. Это очень важное качество, на мой взгляд. Я очень ценю это качество в людях, это также проявление гуны благости, или природы благости, потому что благость – это то качество, которое помогает нам что-либо поддерживать в нашей жизни.

Гуны материальной природы и божественные личности, которые за них отвечают

00:07:41 Гуна страсти или modus страсти отвечает за то, чтобы что-то начинать, вот этот начальный импульс. И это можно заметить на практике, что люди очень легко что-то начинают, это всегда вдохновляет, какие-то начинания. Обычно есть определённый такой запал энергии в чём-то новом, в начинаниях, это всегда даёт всплеск энергетический, эмоции. Люди любят что-то новое, мы все любим что-то новое – это даёт радостное восприятие, то, что нас увлекает обычно.

00:08:44 Гуна невежества, то есть качества невежества отвечают за то, чтобы разрушалось, что-то разрушать; поэтому это тоже достаточно просто. Что-то построить – это требует времени, усилия, действия – очень много это берёт энергии, но разрушить буквально в мгновении и что-то разрушается – это влияние гуны страсти и это можно проследить во всём. Можно долго строить отношения с кем-то, развивать это, но какое-то слово не то, всплеск негативный и отношения могут разрушиться. То, что строилось долго, может разрушиться мгновенно – таково влияние невежества, оно очень сильно.

00:09:51 Мы много раз повторяли материальный мир – это царство гуны невежества. Основная сила, действующая здесь - энтропия (это законы физики). Тут всё склонно к разрушению, это основная такая мощная сила, действующая в этом мире. Поэтому так легко всё разрушается, так легко всё выходит из строя. Мы не прилагаем никаких усилий, для того чтобы оно разрушалось, само всё разрушается – это очень естественно. То есть очень естественно катиться вниз с горки, ты не прилагаешь никаких усилий; подниматься – сложно, а вот скатываться всегда просто.

00:10:46 Ничего не делая, мы скатываемся, само собой, потому что здесь основная энергия – это вот эта гуна невежества, с ней всё очень легко происходит. А самая ценная энергия – это энергия благости, энергия поддержания. Недаром есть в Ведическом миропонимании, в Ведической философии, что за гуну, за модус страсти отвечает Брахма – Творец этого мира, то есть он поддерживает эту гуну, даёт этот импульс творения, страсти. Этот мир был сотворён при помощи этой гуны страсти.

00:11:47 За разрушение отвечает Шива. В Ведах говорится, что когда приходит срок, Шива начинает свой определённый танец, активизируя гуну невежества, то есть и мир погружается в Пралайю. Маха-Пралайя – такое великое разрушение, потому что Шива высвобождает это невежество, даёт ему полную волю и мир разрушается. И за гуну благости отвечает Вишну – тот, кто поддерживает этот мир. Одно из имён Вишну – это Вседержатель, поддерживающий. Это непосредственно Верховная Личность Бога – сам Господь.

Постоянство, направленное на позитив, - ключ к успеху

00:12:53 Поддерживать что-то – это самое сложное занятие: легко что-то начинать, легко что-то заканчивать, но сложно что-либо поддерживать. Для того чтобы поддерживать нужно качество благости, нужно вот это постоянство. И для того чтобы в нашей жизни что-то имело место то, чего мы хотим, очень важно обладать этим качеством постоянства.

00:13:30 Люди часто в чём-то разочаровываются, потому что вот этого качества благости, качества поддержания не хватает. Они начинают заниматься тем, этим – не работает, или какие-то взлёты-падения, а результата не видно. И люди, бывает, просто разочаровываются, и оставляют свои действия. Но постоянство – это тот “пробный камень”, на котором проверяется то, что приходит в нашу жизнь, какие-то определённые дары, будут они нам даны или нет.

00:14:27 Если мы проявляем вот это качество терпения и постоянства (это похожие по своей природе качества, немножко отличаются, но тем не менее, они похожи), если мы проходим вот этот тест, то нам этот определённый дар будет дан. Для всего необходима гуна благости. Для того чтобы что-то в нашей жизни произошло, чтобы мы что-то получили, мы обязательно будем проверены на то, насколько мы обладаем вот этим качеством благости, качеством постоянства и тогда мы можем получить тот или иной дар.

00:15:33 Как есть два таких секрета, для того чтобы что-то получить, то, что мы хотим внедрить в нашу жизнь: любая привычка, любая ценность, которой мы хотим обладать в нашей жизни; всегда будет два таких теста – это должно быть непрерывно что-либо и это должно быть постоянно. То есть это должно быть в течение времени, проверено фактором времени – это означает постоянство, то, что мы делаем регулярно. И поэтому любая привычка, любое отношение или ценность, для того чтобы это воплотить в нашу жизнь, очень важно такое качество как постоянство. Поэтому люди, обладающие постоянством, чаще добиваются успеха, как в отношениях, так и в том, что они делают.

00:16:41 Так как у нас речь идёт о Высшем знании, которое является Духовным знанием и здесь перечислены критерии человека, который находится в знании, то есть это стремление, склонность к философскому поиску Абсолютной истины, признание важности самоосознания. Потому что человек может быть постоянен, но он может быть постоянен в чём-то негативном и действительно, если постоянство связано с гуной невежества или с гуной страсти, то такого рода постоянство будет разрушать. Постоянство здесь такое качество, свойство прилагательное; оно прилагается к тому, что человек настроен на что-то позитивное.

00:17:45 Постоянство должно быть приложено к чему-то позитивному, к стремлению, самоосознанию, поиску Абсолютной истины. Это важно, что человек обладает постоянством в своей духовной практике. Как говорил Иисус Христос «много званных, но мало избранных». Многие люди интересуются духовной практикой, духовным развитием, потому что, как говорится, очень высокий приз за это обещается, даётся самое высокое благо. В разных религиях это может звучать по-разному, но, в принципе, суть одна – Царство Бога.

00:19:03 И в Ведических писаниях говорится, о том, что это эволюция души - душа освобождается из под влияния материальной энергии, и уходит из под влияния жёстких законов материальной природы, то есть освобождается от старости, рождения и смерти; уходит в духовный мир, где душа пребывает в своём изначальном положении. Вечность, знание и блаженство - это самые важные ценности, к которым стремится душа.

00:19:42 Это наше основное стремление, наши поиски этого счастья и счастье именно настоящее также вечно. Что это за счастье, если оно имеет совсем ограниченный срок действия, даже если он ограничен, а в течение нашей жизни оно всё равно конечно. Насколько, может быть счастлив человек, допустим, если он приговорён к смертной казни, а ему говорят: «ну вот до того как это произойдёт, будут исполнены любые ваши желания», насколько он реально может наслаждаться осознавая реальность, как говорится. Поэтому счастье обязательно должно быть вечным.

Постоянство, основанное на знании, - залог успешности духовной практики

00:20:50 И вот это всё звучит очень заманчиво для человека, получить это всё, но для этого важна духовная практика. Духовная практика происходит в разных состояниях. Иногда у нас есть настроение, какое-то вдохновение, то, что связано с этим, и мы чувствуем такой подъём, силы, радость, но иногда этого нет; и тогда это именно влияние благости, когда мы просто продолжаем действовать, потому что в этом есть долг. Или мы действуем из понимания того, что это необходимо делать - это может нравиться или не нравиться иногда. Но когда есть такое качество как постоянство, которое основано на знании - это то, что помогает быть успешным в духовной практике и как говорится, выплывать из любого шторма.

00:22:11 И здесь также в комментарии к этому стиху, к этому утверждению о постоянстве, говорится то, что «постоянством обладает тот, кто полон решимости достичь духовного совершенства. Без такой решимости невозможно добиться ощутимых результатов». Если мы хотим что-то реально достичь, нас обязательно будут проверять на такое качество как постоянство.

00:22:45 Действительно, мы можем это видеть, что, допустим, в сказках [а сказки – это пураны, они относятся к определённым Ведическим знаниям, это мудрость, которая даётся в различных вот таких историях сказочных], что герой идёт за каким-то сокровищем или за невестой, в общем, какой-то дар. И обязательно его будут поджидать испытания, обязательно будут проверки, которые могут разочаровать или напугать, или ещё что-то; но герой сказочный принимает вызов, принимает сражение и, в конце концов, победив все препятствия, он получает этот дар. Послание таково, что чтобы что-то ценное получить – за это нужно заплатить.

00:23:57 Будут испытания, будут вызовы судьбы, но мы будем иногда чувствовать себя на гребне волны, иногда может быть мы будем чувствовать себя под волнами, что волны нас захлёстывают. Иногда мы будем ощущать слабость, иногда мы не будем чувствовать себя так просто на отлично, но тем не менее нужно продолжать. Говорится, что иногда мы бежим по нашему пути, иногда мы идём, иногда ползём, но даже, если у нас нет сил ползти, то нужно лечь, как говорится, в направлении к нашей цели. Двигаться нужно всегда, может быть разная скорость, но, тем не менее, вот это постоянство, которое связано с терпением, решимостью, очень важная составляющая духовного пути.

00:25:17 И очень часто люди ошибочно полагают, что духовный человек – это некое пассивное состояние, ты просто опустил руки или поднял руки к небу и сказал: «Вот Господь, всё, я тебе предаюсь, и просто посылай мне всё, что ты мне хочешь послать. Я вот так, что называется, сложил лапки или крылья сложил. Но на самом деле, эта духовная практика, духовный путь очень интенсивный может быть и всегда есть проверка на решимость. То есть там предполагается сила, которая проявляется в том, что мы постоянны не смотря ни на что, преодолевая влияние энтропии, влияние гун страсти, невежества, что иногда у нас апатия, опускаются руки, нет внутренних сил, иногда нас захватывают страсти, отвлекают нас своими яркими цветами. Но, тем не менее, даже если мы падаем, мы должны опять подниматься и идти, вот это постоянство.

00:26:52 В «Бхагавад-Гите» Господь говорит, что несмотря на любые невзгоды, падения, но если человек движется всё равно по отношению ко мне, к Верховной Личности Бога, то он достоин освобождения. Я, конечно, перефразировала, надо будет найти этот стих и почитать его дословно, но, в общем-то, смысл тот, что тот человек, кто движется, несмотря ни на что, тот и получит этот приз.

00:27:34 Есть люди, которые внешне такие сильные, харизматичные и кажется вот они, достигнут успеха. Но, тем не менее, если человек опускает руки когда какая-то не совсем для него выгодная ситуация происходит или он ломается, то есть постоянство как бы изменяет ему, то такой человек где-то остановится. А бывает, что человек, кажется, что не очень то удачлив в своей жизни, такой побитый ветрами его судьбы, но, тем не менее, если он движется вперёд, если внутренне имеет вот это устремление, то он будет успешен. Как говорится, «хорошо смеётся тот, кто смеётся последний», то есть он дойдёт.

История про Воробьиху и Океан из пуран

00:28:34 Какие-то внешние вещи не всегда являются составляющей успеха, нас проверяют на наш внутренний стержень, на то куда мы движемся, как мы движемся и движемся ли вообще. Очень часто приводят такой пример, вот в Ведических писаниях есть такая иллюстрация «постоянство и решимость», где приводится пример Воробьихи, которая снесла яйца на берегу океана. И океан, ну что там океан: волны прибывают, убывают; он просто смыл её потомство, то есть оно было смыто в океан. И воробьиха прокричала океану: «Отдай мои яйца, иначе я тебя выпью!».

00:29:39 Воробьиха и океан – это даже две несопоставимые такие категории, но, тем не менее, Воробьиха обладала решимостью и постоянством. Она вырыла ямку небольшую и по несколько капелек в клюве носила туда-сюда, выпивая океан; в принципе, это невозможная задача. Своими усилиями, своим постоянством, она привлекла Царя птиц – Гаруду. Гаруда – это такая гигантская птица, которая носит на своей спине Вишну, и он пролетает между миров; это такая божественная личность, наделённая сверхмогуществом, нам очень сложно это представить, потому что это вне нашей категории.

00:30:36 Так или иначе, Гаруда, привлекшись усилиями своей маленькой сестры, пришёл к ней на помощь и пригрозил океану, чтобы он вернул воробьихе её яйца, её потомство, иначе он сделает тоже самое и он будет успешен. Гаруда обладает сверхсилой, божественной энергией, действительно он может, это ему под силу, и под силу ему многое чего, что нам даже сложно представить, будучи в наших ограниченных условиях, ограниченных нашим человеческим телом. Океан испугался и вернул Воробьихе её яйца.

00:31:34 Эта история даётся в пуранах – это Ведические истории, сказки, так мы можем их охарактеризовать. Хотя это события, которые происходили на самом деле в разные эпохи. Сама эта история говорит о том, насколько важны усилия, насколько важно постоянство. Потому что да, это факт, что мы своими силами мало что можем сделать, и Воробьиха действительно мало что могла сделать в связи с океаном, это настолько несопоставимые категории, но, тем не менее, решающее значение имело её усилие. Её усилие и её постоянство привлекли к ней высшую защиту, высшую помощь, и при помощи Высших сил она получила то, что она хотела получить.

00:32:46 И то же самое: действительно это задача для нас несоизмеримая – выйти из под влияния материи. Материальная энергия очень сильна и стихии очень сильны; и мы просто маленькие ограниченные люди, у нас не так много сил, не так много возможностей, по сравнению с материальной природой, но, тем не менее, если мы просто продолжаем наши усилия, если мы просто это делаем, если мы что-то делаем постоянно, то мы привлекаем, таким образом, Высшие силы, мы как бы проходим тест на то, что нам это действительно нужно - и мы это получаем!

00:33:35 Ещё помню, в каком-то из фильмов Тарковского, по моему «Сталкер», не помню честно говоря. Он начинался с такой фразы, там мальчик, и я не помню, кто это был, его отец или дедушка, они приходят в какую-то местность и этот человек говорит ребёнку: «Если ты что-то делаешь постоянно, то ты можешь перевернуть весь мир, ты можешь поднять Землю» - что-то такое глобальное может произойти. Постоянство обладает вот таким секретом. Поэтому это очень важно, так как мы говорим об этом качестве в контексте знания, в контексте, что есть знание.

00:34:36 Ещё раз напомню, что постоянство должно быть приложено к истинным вещам, тогда это будет иметь силу, это будет относиться к знанию, мудрости, это будет категории знания. Постоянство должно быть приложено к духовной цели и тогда мы получим самый главный, самый большой приз, который даётся в человеческой жизни – освобождение от жёстких законов материи, и обретение нашей духовной природы, которая связана с вечным счастьем, знанием и вечностью.

00:35:44 Также я хочу ещё в связи с этим прочесть то, что говорится в Ведах в «Шри Чайтанья-Чаритамрите». Бхаттачарья, святой ведический говорит: «Тот, кто всегда уповает на Твою милость, - это он говорит в соответствии с Верховной Личностью Бога, - и поэтому терпеливо сносит любые невзгоды, считая их наказанием за былые грехи, кто с постоянством и преданностью служит тебе своими мыслями, словами и делами и всегда почтительно склоняется перед Тобой, безусловно, достоин стать Твоим чистым преданным».

00:36:37 “Стать чистым преданным” - а почему он чистый? Он избавляется от влияния материи. И это означает, что такая личность уже освобождена от необходимости рождаться, стареть, болеть, умирать и быть несчастным. Он становится вечно счастливым, пребывающим в знании и блаженстве. Это всё возможно, если к знанию будет приложено такое качество как постоянство. Так же это справедливо и в любых других делах, которые мы делаем в нашей жизни: в отношениях, в каких-то достижениях. Очень часто этого не происходит у людей, которые вроде способные, вроде чем-то вдохновлены, потому что нет элемента благости, элемента постоянства, которое является таким поддерживающим аспектом.

00:37:49 Легко что-то начать, легко что-то закончить, но чтобы в нашей жизни что-то состоялось, и было, очень важно это поддерживать и быть постоянным. Это также справедливо в плане взаимоотношений, отношений с людьми, отношений любых: друзья, супруги, дети; всё проверяется на пробный камень постоянства. И если это присутствует, то тогда в нашей жизни реально начинают происходить реальные светлые перемены. Это, наверное, всё, что я могу сказать по этому поводу, во всяком случае, для этого эфира. Если есть какие-то размышления, мы можем приступить к диалогу на эту тему, и у нас остались вопросы с прошлой нашей встречи. Поэтому можем немножко пообщаться, поговорить.

Как в максимально непостоянном мире добиться постоянства?

00:39:09 Ведущая: Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари! Мне нравится постоянство наших эфиров, Вы - глубина наших тем, действительно это очень важное качество. И аналогичный вопрос, который прислали наши слушатели вот такой: «Как в максимально непостоянном мире добиться этого постоянства?».

00:39:28 Гуна Манджари: Во-первых, важно знание, то есть понимание природы вещей. Тот, кто нам задаёт вопрос, уже демонстрирует это понимание, что материальный мир – непостоянен. Но так как мы не являемся производными этого мира, да мы покрыты материальной энергией, но внутренне мы являемся душой, которая постоянная единица, так сказать. Потому что всё разрушается, кроме нашей души в этом мире, то есть она постоянная. Поэтому развивая знание, делая осознанные усилия, мы можем достичь платформы постоянства. Главное чтобы внутри себя у нас был вот этот стержень, чтобы мы внутри себя не упускали его, чтобы мы не сильно увлекались волнами этого мира.

00:40:40 Пока человек осознан, он может контролировать, во всяком случае, свои реакции. Как говорил Юнг, родоначальник, основатель психологии, он говорил: «Всё, что мы не осознаём, становится нашим роком, или нашей судьбой в негативном его аспекте, то есть как фатум», поэтому очень важно быть в осознанной позиции. Как только мы начинаем быть бессознательными, мы вовлекаемся вот в эти волны, вверх-вниз этого непостоянства природы нас окружающей, людей. Мы будем обречены находиться в непостоянстве, если у нас нет этой осознанности, если у нас нет вот этого фундамента, нас просто смоет волной.

00:41:54 Поэтому нужно внутренне иметь этот фундамент, его строить и практиковать. Опять же это практикуется при помощи осознанности, когда мы понимаем, когда мы знаем, что нам нужно сохранять это качество, когда у нас будет много искушений не быть постоянными, но мы потихонечку практикуем. Как говорится, всё начинается с искусства маленьких шагов. То есть нам хочется забросить то, что мы делаем, мы говорим о позитивном, и, в частности, мы говорим о духовной практике; но, тем не менее, мы практикуем постоянство и вырабатываем эту привычку. Да, какое-то время мы служим этой привычке, но потом, когда привычка прокультивирована, – она начинает служить нам, своего рода вырабатывается такая позитивная здоровая инерция. При помощи постоянства мы вырабатываем такие полезные навыки.

Сначала нужно найти психическую стабильность и только потом переходить к духовной практике?

00:43:14 Ведущая: Благодарю вас за объяснение. Вот ещё в продолжение темы, мне кажется, очень интересный вопрос прислали нам: «Иногда на духовную практику не остаётся сердечных сил. Получается, нужно сначала найти какую-то психическую стабильность? И в чём её искать?».

00:43:32 Гуна Манджари: Опять же, это целый пласт за этой ситуацией поднимается. Во-первых, тут развитие разума очень важнО, потому что в этом мире очень часто мы увлекаемся волнами, вовлекаемся в эти волны. Как нам уже предыдущий слушатель объяснил, сказал, что «это непостоянный мир, это его природа…» и мы в этой суете забываем себя, мы забываем всё, забываем какие-то важные вещи. Поэтому очень важно останавливаться, быть осознанным, понимать, как говорится, «начинать нужно с конца».

00:44:30 Любой день нужно начинать с того, что мы понимаем, что наше время ограничено и что мы можем уйти в любой момент и этот день обязательно придёт; и вспоминая memento mori - это нам создаст определённые приоритеты в нашей жизни, мы поймём, насколько важна в нашей жизни духовная практика. Потому что тут вопрос наших приоритетов, мы никогда не забываем делать то, что мы реально хотим. Мы хотим есть, мы хотим в туалет и мы это делаем. Тут вопрос не в том, что что-то нам не хватает, это вопрос в том, что мы реально выбираем – это вопрос нашего выбора.

00:45:31 Поэтому если вот это качество как осознанность и развитие разума, когда мы понимаем, что мы в контакте с реальностью, такая внутренняя трезвость, то тогда мы по-другому будем смотреть на нашу жизнь и тогда мы увидим возможности, которые позволят нам внутренне наполнить нашу эмоцию, наше сердце, чтобы у нас хватило сил на нашу практику. Потому что это вопрос нашего выбора - мы бессознательны или мы осознанны.

00:46:18 Кто-то из мудрых людей приводил такой пример, что природа обладает какими-то механизмами саморегуляции. Есть такие в природе существа, они живут в Австралии, что-то типа морских свинок. Они очень быстро размножаются, и та местность, в которой они живут, там не очень много у них естественных врагов, которые их употребляют в пищу; очень много становится этих свинок, и какой-то дисбаланс в природе может произойти при их таком большом количестве. И в какой-то момент эти свинки собираются и бегут, там действует бессознательный принцип толпы, в животной природе это очень развито, потому что они так выживают, но так или иначе просто все собираются и бегут.

00:47:37 Если посмотреть с высоты на вертолёте, на самолёте, если над ними подняться, то можно просто увидеть вот такой разноцветный ковёр, который перемещается. Их огромное количество и они все разного цвета, то есть разные оттенки коричневого, серый, в общем, красиво смотрится, вот такой перемещающийся ковёр. И куда этот “ковёр” движется? Они двигаются к обрыву и оттуда они все в океан сбрасываются, там уже рыбы определённые их поджидают, потому что они тоже в курсе, что есть определённые циклы, когда все эти свинки будут бросаться с обрыва.

00:48:33 Идея в том, что они просто бегут, они не задают себе вопрос, все бегут – надо бежать, и это принцип бессознательного, принцип толпы. Действительно, находясь в материи, в этой энергии, мы склонны подстраиваться под своё окружение, что нас окружает. Естественно, мы все люди среды, а среда находится в такой суете, в какой-то погоне. И себе очень важно напоминать, чтобы мы не уподоблялись вот этим свинкам, которые просто бегут к обрыву. Потому что время сейчас такое, что люди просто в своих таких энергиях очень мощных; вот эта страсть с невежеством сейчас очень преобладает, и люди просто живут, не задумываясь.

00:49:38 И так как мы находимся, и всё нас окружает, все вот такие вибрации, то мы тоже склонны под это всё попадать, если мы не осознанны. Человека отличает от животного то, что животное не может подниматься над своими инстинктами, но человек это такое полуживотное-полубожественное создание, скажем так, которое может делать выбор либо идти по своим инстинктам, либо подниматься над ними. Поэтому тут надо развивать свою осознанную составляющую, видеть путь, видеть цель и не забывать об этом, не уподобляться образу вот этого ковра из свинок, которые бегут не понятно, они же не задают себе этот вопрос, поэтому вот так природа их регулирует таким образом.

Как не допустить стремление к постоянству в духовности в рутину?

00:51:07 Ведущая: Очень яркий образ, я думаю, он долго ещё не выйдет у меня из головы и придаст той самоосознанности, о которой вы говорите. Ещё один очень интересный вопрос нам пришёл: «Иногда стремление к постоянству, по крайней мере, в сфере духовности может превратиться в рутину, что мне кажется губительно для сердечной жизни. Как этого не допустить?».

00:51:30 Гуна Манджари: Да, спасибо за вопрос. Это может произойти, это может привести к чисто ритуалистической деятельности. Для того чтобы вести духовную жизнь, нужно быть в состоянии жизни, то есть иногда быть в состоянии борьбы. Мы боремся с такими тенденциями – закостеневать, и то, о чём задаётся вопрос, это вопрос о машинальном исполнении каких-то элементов нашей практики. Да, здесь нужно постоянно себя пробуждать.

00:52:33 Буддхи – слово, означающее разум – на санскрите, как раз связано с таким словом пробуждение, даже слово будильник связано с санскритским словом буддхи. То есть разум – это тот кто нас должен пробуждать. И когда мы видим тенденции к такой механистичности, закостенелости, а это обязательные вещи, которые с нами происходят в этом материальном мире. Потому что, как говорится, недостаточно выйти на духовный путь, надо ещё по нему идти. То есть, если мы нашли духовный путь и легли на него, то мы не будем продвигаться – нужно идти.

00:53:24 Наша динамика, то, как мы двигаемся, выражается в том, что мы не даём себе заснуть на этом пути, мы себя пробуждаем от этой механистичности. То есть мы себя будим, мы не даём себе заснуть, потому что материя, вот эта энтропия будет стремиться, потому что материя стремится к застыванию, она стремится к механистичности – это проявление материи, тогда как дух всегда живой. Поэтому важно свою духовную практику перезагружать.

00:54:13 Мы должны себе напоминать, если мы чувствуем, что мы стали механистичны, то может быть нам нужны какие-то условия ещё, мы должны с кем-то встретиться, кто может нас оживить, кто нас вдохновляет, или поехать в какие-то места, которые помогают нам опять почувствовать себя живым. Мы должны что-то делать с этим, не давать себе заснуть - это есть такое духовное подвижничество.

00:54:49 Здесь говорится «…склонность к философскому поиску Абсолютной истины…», то есть мы должны её всегда искать. Это не так, что мы получили какую-то практику, это означает, вот что мы нашли Бога, мы его схватили. Нет! Абсолютная истина, Господь динамичен, Он всегда в динамике, в движении. Мы не можем заснуть, мы не можем встать автоматично или ритуалистично, мы должны всегда испытывать живую эмоцию в поиске, в отношениях с Ним.

00:55:35 Духовная практика – это отношения с Верховной Личностью Бога. Мы можем это проследить, и в других отношениях тот же алгоритм. Если у нас есть те, с кем мы находимся в отношениях: люди, муж, жена, дети, друзья; если мы не наполняем их жизнью, если у нас нет эмоций, если мы не видим другого человека, не понимаем его личность и делаем что-то на автомате, то естественно наши отношения будут приходить в тупик, они будут истощаться.

00:56:32 Если мы не хотим порадовать нашего друга или мужа, жену, ребёнка, мы не находимся в творческом состоянии, то естественно это всё начинает истощаться, становиться “никаким”. То же самое в отношениях с Верховной Личностью Бога, потому что Он личность, изначальная личность. Поэтому здесь нужна жизнь, нужно какое-то привнесение, поиск, творчество и так далее. Постоянство должно также и сюда привносится, в то, что мы не позволяем заснуть. Мы постоянны в том, чтобы пробуждать себя периодически, потому что это тот же вызов, который нам даёт материальная природа, для того чтобы что-то получить мы должны пройти какие-то испытания.

00:57:38 Также нас испытывают вот этим сном, потому что сон связан с инертностью материи, и вот это всё распространяется на нас и в духовной практике. Поэтому так много проблем бывает у духовных движений и религий, потому что там бывает некое такое влияние инерции, и у людей тоже это возникает. Поэтому всегда важно знание, и важно себя осознанно пробуждать или как бы вести туда, где ты можешь получить этот импульс к пробуждению, то есть это работа, это путь, это динамика.

Стоит ли корить себя за провалы в духовной практике?

00:58:33 Ведущая: Спасибо большое за эту настройку на духовное отношение. Действительно это такой процесс, процесс и цель одновременно. Сегодня много говорили про постоянство и вот естественный тоже вопрос, наверное, им мы завершим сегодняшнюю беседу, но очень важный: «Стоит ли как-то корить себя за провалы в духовной практике? Или как к этому относиться?».

00:58:56 Гуна Манджари: Да, тоже вопрос такой комплексный, и вот хочется привести эту фразу, которая часто приводится, мы её часто приводим в наших ответах и вообще «лекарство от яда отличает мера». Здесь какая-то рефлексия может быть полезна, немножечко мы можем это отметить, но есть другая крайность, когда люди просто западают на эту рефлексию и становятся настолько тяжёлыми, они погрязают вот в этой трясине, их просто захватывает вот эта инерция своего несовершенства, что это просто другая ловушка.

00:59:57 Поэтому, действительно, говорится в «Бхагавад-Гите», что «...успеха достоин тот, кто может, несмотря на любые падения, может подняться и двигаться вперёд…». Вот такая динамика очень важна, и человек успешный – это не тот кто не испытывал неудачи, не тот, который не сталкивался с сопротивлением среды, а тот, который несмотря на это поднимался и шёл вперёд. Да, можем как-то отметить, что это произошло, но очень важно понимать, что нельзя залипать в этом негативе, нельзя позволять себе в этом утонуть и почувствовать деструктив от этого.

01:00:58 Важно понимать, что это определённого рода ловушка нашего ума, это определённого рода негативизм и деструкция, которая обладает чисто материальной природой. Дух несокрушим, он непобедим и, если наша вера связана с духом, значит, мы пойдём, и будем двигаться дальше. Если мы свою веру как бы связали с негативом, с деструкцией, с разрушением, то значит, мы в этом завязнем, потому что говорится «по вере вашей – вам воздастся».

01:01:47 Иногда просто достаточно часто приходится видеть, а так как общаюсь больше с людьми, которые практикуют какой-то духовный путь, у таких духовных соискателей есть тенденция завязать в собственном негативе. Да, это всё изучается, все наши несовершенства и на санскрите называется анартхи, и у человека вместо того чтобы сознание Бога возникало, у него возникает сознание собственного несовершенства. Он просто в это погружён и естественно это как такие тяжёлые гири на ногах, и как с этим двигаться, конечно, не понятно, очень тяжело.

01:02:33 В любом случае любой духовный соискатель должен развивать в себе внутренний позитивизм. Так как то на что мы медитируем, на что мы концентрируемся, на кого мы концентрируемся - Он вне этого всего и Он выше этого всего. И важно понимать, что Его сила абсолютна, и она намного превышает все наши несовершенства и какие-то недостатки, какими бы они ни были. Вот эта концентрация и эта вера важна, чтобы быть успешным.

01:03:23 Чтобы духовно практикующий человек был успешен, он должен быть больше сконцентрирован на позитивном аспекте, тем более это и есть суть духовной практики, чем зацикливаться на собственном негативе. Нельзя делать предметом медитации свои недостатки. Потому что на что мы медитируем, то мы и приобретаем, то есть мы ещё больше в это погружаемся и всё больше становимся обессиленными. Тут важно вовремя как бы себя оттуда вытягивать, как барон Мюнхгаузен из этого болота, и концентрироваться на то, на что мы должны концентрироваться, на самом важном. Хотелось на этом тоже сделать акцент, так как это важно для всех, кто хочет достичь успеха.

01:04:31 Ведущая: Спасибо Вам большое! Мне кажется, такое лекарство и очень нужные слова, которые помогли сейчас многим духовным искателям, которые, так или иначе, чувствуют пока своё несовершенство, но это тоже очень важная часть процесса. Спасибо большое вам, мне кажется, это такая поддержка сейчас была для всех нас. И вообще эти эфиры, действительно, меняют качества, как они и называются «Знание есть качество». Я чувствую как постепенно шаг за шагом, эфир за эфиром сердце открывается, что-то новое там появляется, я уверена у наших слушателей тоже такое же чувство, поэтому мы будем очень рады слышать вас вновь. А за сегодняшнюю встречу большое спасибо!

01:05:10 Гуна Манджари: Спасибо вам большое, вам лично, Анна, за поддержку этих эфиров и нашим радиослушателям. Это всё заслуга Ведического знания, в которое мы погружаемся, которое мы вместе раскрываем для себя при помощи ваших вопросов, и при помощи того, что я могу немножко поразмышлять на эту тему, это полезно также и мне тоже. Спасибо всем нам, и до следующих встреч. До свидания!

01:05:41 Ведущая: Благодарим вас! До встречи! До свидания!

транскрибирование: Светлана Александрова | Казань | Россия | 28 February 2024