Необходимость в духовном учителе

Веда Радио - 06 October 2023
Веды - «инструкция к пользованию» этим Миром, источник знаний (в том числе и по психологии). Качества человека, пребывающего в знании по Бхагавад Гите. Обращение к истинному духовному учителю. Жизнь под руководством философии. Жизнь под руководством ума, чувств, ложного эго. Влияние ума на живое существо на грубом и тонком планах. Жизнь под руководством посланий Верховной Личности Бога. Квалифицированный духовный учитель. Квалифицированный ученик. Ответы на вопросы: как понять, что из многообразия учителей это именно мой духовный учитель? Разве есть сейчас в этом мире освобождённые личности, ведь совершенство же здесь недостижимо? Может ли муж быть наставником? Как понять, что тенденции ведут в материю? Что делать, если ответ учителя не отозвался в сердце?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:07:16 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 35 | скачано: 30 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ведущая: Доброго вечера пятницы! Рада приветствовать каждого, кто проводит его вместе с нами. И сегодня мы продолжаем изучать ведические знания и благодаря этому менять наши качества. И помогает нам в этом психолог и лектор нашего проекта- наша дорогая гостья Гуна Манджари. И мы ждём Ваши вопросы, которые Вы можете оставлять, дорогие слушатели, на сайте vedaradio.fm или присылать нам в Whats app или Viber по номеру телефона +7(900)-239-09-63. Ну, а я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:38 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:43 Ведущая: Спасибо большое, что Вы сегодня вновь с нами; что мы продолжаем изучение нашей темы и менять качества благодаря знаниям. И интересно узнать, о чём же сегодня пойдёт наша речь.

00:00:53 Гуна Манджари: Да. Мы уже эту тему поднимали и начинали изучать. И остановились на каком-то моменте. Сегодня мы продолжим. Сейчас большой интерес к психологии в обществе. И особенно среди женщин эта тема востребованная и очень пробуждающая внимание к себе. Стало понятно, что отношения решают всё в нашей жизни, поэтому психология вызывает очень большой подъём внимания.
Веды-«инструкция к пользованию» этим Миром, источник знаний (в том числе и по психологии).

00:01:45 Мы много раз говорили о том, что Веды являются инструкцией к пользованию этим Миром, инструкцией к жизни в этом Мире. Потому что Веды были даны тем, от кого этот Мир возник, создателем этого Мира. Они содержат в себе информацию обо всём. И знания по психологии также содержатся в Ведах. И мы вносим свою лепту, изучая и понимая ведическую психологию по изначальным инструкциям понимания этого Мира. Для этого мы обращаемся к Бхагавад–гите. Это ведическое знание, которое непосредственно было дано Верховной Личностью Бога. Само название содержит в себе этот момент. Оно переводится как «песня Бога». И здесь описывается изначальная психология, то есть знания о человеке, который находится в здоровом психологическом состоянии.

00:03:25 Можно долго спорить о том, что является нормой, что не является нормой. И это всё будут в какой-то степени относительные понятия. Но у нас есть и абсолютное знание из абсолютного источника, по которому мы можем сверяться. И в соответствии с которым мы можем действительно не просто блуждать в относительных категориях, следуя за относительным мнением какого-то человека, а понять, что есть абсолютные категории, что есть абсолютные критерии, которые даются непосредственно от Абсолюта.

Качества человека, пребывающего в знании по Бхагавад Гите. Обращение к истинному духовному учителю.

00:04:10 И мы для этого обращаемся к Бхагавад гите https://vedabase.io/ru/library/bg/13/8-12/ - главе 13 с 8 по 12 текстам, где мы обсуждаем, раскрываем качества, которые даны Верховной Личностью Бога как качества человека, пребывающего в знании. И опять же знание- это не просто такое плоское понятие: когда человек много знает или такой начитанный, эрудированный или у него образование присутствует или несколько. Это достаточно поверхностное понимание о том, что является знанием.

00:05:01 Знание, на самом деле, в соответствии с трактовкой Верховной Личности Бога - это понятие более широкое. Выражаясь нашим языком, это понятие психологическое, и оно связано с качествами. То есть никак не связано с информированностью, какой-то начитанностью человека. А связано с тем, присутствуют ли у него качества, которые соответствуют знанию или нет. Человек может быть очень эрудированный, разносторонний и т.д., но если у него нет качеств, которые здесь описаны (в Ведах), то по высшим критериям такой человек считается невеждой. То есть недалёким человеком.

00:05:56 Итак, мы ещё раз напомним себе и слушателям о том, что Верховная Личность Бога провозглашает и считает знанием. «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни - это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д. ; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединённом месте, отстранённость от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины - это Я объявляю знанием, а всё прочее называю невежеством».

00:07:09 Здесь мы видим, какое объёмное понятие включает в себя определение знание. Это также можно назвать ведической психологией. То есть именно понимание этих качеств, присутствие их в нашей жизни или в жизни других людей – важно. На основе их можно какие-то определённые критерии вырабатывать.

00:07:48 На наших прошлых, давнишних эфирах мы рассматривали определённые качества. Мы рассматривали их более широко, разворачивали их в соответствии с нашей жизнью. И, насколько я помню, мы остановились на обращении к истинному духовному учителю. И, возможно, мы эту тему также рассматривали. Но, на мой взгляд и на взгляд ведических источников, эта тема крайне важная. Она проходит красной нитью по всей ведической информации. Там говорится именно о необходимости принятия духовного учителя. И мы сегодня также рассмотрим эту необходимость, рассмотрим эту категорию. Если мы успеем, то мы пойдём ещё дальше и будем рассматривать следующие качества.

00:09:00 Итак, здесь является знанием, провозглашается как знание - обращение к истинному духовному учителю. Рассмотрим это поподробнее, почему это так важно. Сейчас мы видим много людей, которые претендуют на роли учителей. Практически все претендуют на роль учителя. И можно услышать часто поднимаемую тему о том, что мне не нужны посредники. Зачем мне духовный учитель? Я сам себе определяю. И опять же, каждый человек провозглашает какую-то истину. Или даже он говорит, что нет никаких истин, всё относительно. Но, тем не менее, это тоже истина, которую он провозглашает.

00:09:59 То есть каждый человек, отвергающий любую философию, тем не менее предлагает свою философию. Это “философия отвержения всех философий”. Образуется вот такой своеобразный треугольник Карпмана. Который наверняка знают те, кто интересуется психологией. Это когда есть жертва, которую преследуют; преследователь; есть спасатель, который хочет жертву избавить от преследователя. Таким образом сам становясь преследователем, преследуя преследователя. И вот этот треугольник такой - «круговорот вещей в природе».

00:10:50 И вот то же самое происходит, когда люди, так называемые, широких взглядов, которые не терпят никакой догмы, предлагают нам свободу: «Давай, наплюй на всех; живи, как ты живёшь, ничем не ограничивай себя». Они также себя позиционируют как учителя. Даже если они отвергают учителей, тем не менее, у них есть своя философия - философия “свободы”. Это так называемая свобода, им кажется, что это свобода. Но она относительна. Люди подобного плана, пытаясь освободить от так называемого «преследователя» своих слушателей, то есть от догм, навязывания, делают то же самое. Они навязывают свою “свободу” и преследуют тех, кто даёт, какие-то догмы и правила. То есть всё то же самое. Все играют в одни и те же игры. Таков этот феномен.

00:12:09 И мы можем, конечно, до бесконечности прокручивать этот момент. И всё будет казаться относительным. Но, тем не менее, есть и определённого рода основные отправные точки. Не всё относится к категории относительности. И мы рассмотрим немножко этот момент. Почему это важно? Почему же важен духовный учитель? И почему же важны какие-то аксиомы или постулаты? Потому что иначе можно бесконечно оспаривать совершенно всё, находясь в позиции жертва-преследователь-спаситель. Это можно до бесконечности прокручивать. Но, тем не менее, есть определённые абсолютные категории.

Жизнь под руководством философии. Жизнь под руководством ума, чувств, ложного эго. Жизнь под руководством посланий Верховной Личности Бога.

00:13:16 И мы их рассмотрим. И в чём же они проявляются? Дело в том, что любой человек живёт, руководствуясь философиями. Мы уже немножко затронули этот момент. Даже для человека, который отвергает всё-это тоже его философия. Человек, который считает себя свободным, действует как хочет и живёт как бы по велению своей души, как он называет, (скорее всего, это будет веление чувств), тем не менее, тоже руководствуется своей философией. У любого БОМЖа, любого человека самого деградированного класса есть своя философия. Это то, что отличает человека от животного. И даже у животного есть какой-то свой кодекс определённый. Мы обязательно будем чему-то следовать.

00:14:23 И обычно люди, которые не развиваются или живут, как говорится, как Бог на душу положит, или, выражаясь образным языком, плывут по течению, такие люди живут под руководством и управлением своего собственного ума. Себя с ним отождествляя полностью. Не понимая, что ум - это определённого рода механизм, который не является самой личностью. Это своего рода компьютер, который встроен в нашу психику, который действует определённым образом (стереотипным). У него определённый набор проявлений. И основная задача ума… Почему у нас есть ум? Потому что придя в материальный мир совершенно свободное, по-настоящему свободное живое существо, получает определённый набор инструментов.

00:15:38 То же самое как аквалангист, который погружается в какие-то глубины под воду. Ему нужен костюм. Он не может вот так в обычном своём состоянии там быть. То же самое: для того, чтобы находиться в материальном мире, нам нужен “костюм”. Свободная душа, не обусловленная различными условиями, категориями, условностями, не может здесь пребывать. Для того, чтобы здесь находиться, мы погружаемся в определённый «скафандр», состоящий из нашего ума, чувств, ложного эго. И это всё на нас имеет определённое давление. То есть мы находимся в очень жёстких рамках вот этих всех. И вот такой пример, конечно, не экологичный, но тем не менее, может дать нам какой-нибудь отблеск понимания.

00:16:55 Люди, которые не знают как преодолеть влияние, давление этого «скафандра», стремятся как-то раскрепоститься. Кто как: кто-то при помощи громкой музыки, трансовых состояний, которые доступны людям (это может быть секс, интоксикации). Человек принимает интоксикации, наркотики, алкоголь, потому что на какой-то момент это позволяет ему ослабить давление ума, эго, чувств. То есть в какой-то степени человек забывает об этом. Так действуют все, назовём их психотропные вещества, которые просто помогают выйти на какое-то время из-под этого жёсткого давления, под которым всегда находится живое существо в материальном мире. Только за счёт этого человек получает некое крайне искажённое, болезненное состояние свободы.

00:18:24 И ему уже хорошо, потому что в этот момент ум на него не давит. И вот он настолько подсаживается на этот способ избавления от давления ума, что это начинает быть своего рода аддикцией. То есть человек уловил немножко вот этот глоток свободы от влияния ума, и он ничего не может другого кроме как хотеть этого опять и опять. И стремится к этому опять и опять. И даже если это его разрушает, разрушает окружающих и за это надо платить громадную цену, всё равно он на это идёт и идёт только для того, чтобы получить вот этот глоток призрачной свободы - свободы от ума. Но так как это всё, конечно, делается неправильно, это разрушает его личность. Так как он действует не экологично, то это приводит к тяжёлым последствиям, приводит к деградации и т.д.

00:19:35 Но сама идея того, что человек так сумасшедше к этому стремится в том, что это даёт некое освобождение от давления ума. Из этого мы можем сделать вывод, насколько всё-таки ум обладает навязчивой природой. И связывая это с темой духовного учителя, почему он нам необходим, можно сказать, что иначе нашим учителем будет наш ум. Который очень жесток, очень ограничивающ и который совершенно не даёт нам свободу. То есть он даёт нам своего рода страдания, контроль и, опять же, ограниченность. Это огромный груз, который мы несём.

00:20:49 То есть наш ум прибивает нас просто здесь к земле, к материи и закабаляет нас всё больше и больше. И человек обречён жить под диктатом своего ума, если он не обратится к духовному учителю. Смысл обращения к духовному учителю в том, что это для человека путь к освобождению от жёсткого диктата своего собственного ума. Ум обладает материальной природой. И ещё раз скажу, чтобы было понятно, почему же так плохо находиться под влиянием ума. Потому что основная задача ума - это служение (его называют ещё шестым чувством) материи, служение чувствам, ложному эго и самому себе.

00:22:05 В этом основная задача, функция ума. То есть он приковывает совершенно свободное, ничем не ограниченное живое существо к временному, исполненному страдания, относительности и разрушений материальному миру. И даже не обращаясь к каким-то духовным источникам, духовным писаниям, священным писаниям, а чисто к обычной науке, материалистичной во многом, можно понять, что в материальном мире преобладают законы энтропии, которые открыты учёными. То есть материя стремится к своему разрушению.

00:23:08 И много раз приводили такой пример, что всё новое со временем становится старым, и что если ничего не делать, допустим, в квартире, то там станет грязно, пыль сядет на поверхности, и начнутся какие-то разрушения. То есть всё стремится к своему распаду. Это закон энтропии, это закон материи. И вот, ум даётся живому существу, чтобы оно могло жить, функционировать в материальном мире. И ум помогает совершенно свободной, неограниченной душе связаться и жить в этом материальном мире. То есть он её обусловливает. Он её с этим миром связывает.

00:24:07 И нет другого способа развязаться, освободиться из под диктата ума, как принять другое руководство. Принять руководство того, кто свободен. И в Ведах такой приводится пример, сравнение. Человек, который связан, не может сам себя развязать. Он связан по рукам и ногам. И так хорошо связан, абсолютным образом. Не относительно связан, а так «реально». И ему нужен кто-то свободный, чтобы мог его развязать. И это пример духовного учителя, который может развязать связанное, обусловленное живое существо, которое связано по рукам и ногам своим собственным умом. То есть мы не можем сами себя развязать, потому что мы находимся полностью под диктатом и руководством своего собственного ума.

Влияние ума на живое существо на грубом и тонком планах

00:25:21 Влияние ума на нас может проявляться как в тонкой, так и в грубой форме. В грубой форме это проявляется тем, что наши чувства достаточно ограничены, и даже можно сказать, очень сильно ограничены. Мы не можем видеть всего. Мы не можем видеть в темноте. Мы не можем слышать какие-то звуки на большом расстоянии или тонкие звуки, ультразвуки. Мы не можем воспринимать много всего. То есть мы достаточно ограничены. Наши органы чувств имеют достаточно ограниченный диапазон восприятия. Это то, как наш ум ограничивает нас на грубом таком плане.

00:26:17 И также ум ограничивает нас на тонком плане. Потому что у нас масса стереотипов, у нас масса всяких нагромождений ментальных, из-за которых мы испытываем все наши проблемы, все наши обиды и недопонимания с другими людьми, непонимание других людей. То, что мы их не видим, не слышим, не понимаем - это тоже ограничения нашего ума.

00:26:55 Люди, которые чуть-чуть освобождаются от этого тонкого влияния ума, уже начинают обладать какими-то сверхспособностями. Они могут видеть какие-то события. Они могут проникать своим уже очищенным умом и считывать информацию из будущего. Их называют ясновидящими. Они могут чувствовать других людей, читать их мысли. Не просто свои какие-то предположения делают: «я думаю, что ты думаешь, что я думаю». Это всё ментальный план. Это обусловленность ума. А ясно чувствовать и понимать, что думают другие люди. Они ведут себя, конечно, совершенно по-другому, чем человек, который находится под обусловленностью ума.

00:28:00 Мы не можем жить без руководства. Если нами руководит наш обусловленный ум, то мы начинаем действовать определённым образом- материалистично. И мы находимся в иллюзии. В материальном мире действует энергия Майя, или энергия иллюзии. И мы полностью находимся под её влиянием, если мы не обратились к тому, кто освобождён. Если мы говорим, что мы сами свободны, и нам никто не нужен, это означает, что мы действуем под влиянием иллюзии. Нам кажется, что мы свободны. Но на самом деле мы очень и очень плотно связаны собственным умом.

00:28:58 И если чуть-чуть нам кто-то наступит на ногу, или что-то пойдёт не по-нашему, это проявится моментально. Поэтому необходимо принять истинного духовного учителя. Не просто человека, который себя таковым называет. Сейчас можно много увидеть вот таких “гуру”. Они называют себя гуру или махараджем, ещё кем-то. В общем, такая профанация в Кали югу. Это известно, что в Кали югу будет много всего подобного, и что истинное знание будет девальвироваться, обесцениваться.

00:30:02 Поэтому очень важно обращаться к оригинальным источникам, истинным, которые исходят от Источника знания. И там описываются критерии, по которым определяется духовный учитель. И это тоже нужно изучать, потому что для того, чтобы иметь учителя… Очень многие приходят и говорят: «Станьте моим учителем!» Но этого не достаточно, просто такого заявления. Должно ещё качество ученика быть у человека.
Квалифицированный духовный учитель. Квалифицированный ученик.

00:30:50 Я вижу, как люди приходят к кому-то, вдохновившись его харизмой или теми знаниями, которые даёт человек. Сейчас есть мода на то, чтобы иметь наставника, иметь духовного учителя или духовника. В этом есть большая тенденция нашего времени. Но не совсем есть понимание, что нужно ещё и качество ученика. Это 50 на 50. В Ведах говорится, что нужен квалифицированный учитель и нужен квалифицированный ученик.

00:31:39 И что означает квалифицированный ученик? Такой человек способен отбросить свои ментальные нагромождения и «то, как я считаю», «то, как мне кажется» и «то, как мне видится и я думаю». Он способен это отбросить и принять видение и понимание своего учителя или наставника. Это не каждый может. В основном люди хотят иметь наставника как атрибут (“что у меня тоже есть”) и в какой-то степени пользоваться. То есть я буду приходить к Вам, Вы мне будете давать советы, Вы мне будете помогать жить мою материальную жизнь. Бесспорно, да, такие советники тоже нужны, но это говорит не совсем о духовном руководстве.

00:32:42 То есть если человек действительно квалифицирован как ученик, то он пытается понять каково умонастроение у его учителя или наставника и внедрять в себя это умонастроение. Он понимает и видит тенденции, которые его ведут куда-то «в материю». И даже если он не видит их, он всё равно обладает силой разума для того, чтобы отказаться от этих тенденций. Когда мы говорим о профанациях, то так называемый ученик зачастую просто хочет иметь “домашнего гуру”, который будет подчиняться его каким-то идеям и объяснять ему, как он может достичь того, чего он хочет. Но это не о духовном учителе.

00:33:47 Духовный учитель приходит для того, чтобы освободить ученика от закованности в материю, в материальный ум. И поэтому он должен руководить учеником, а не ученик должен руководить учителем, просто принимая его как модный сейчас атрибут жизни. И что ещё касается темы духовного учителя- также важны критерии, по которым он определяется. Во-первых, он должен находиться в авторитетной духовной традиции. То есть у него должен быть его духовный учитель. Это не просто человек, с которого всё началось, и он создал нечто своё новое. Есть 100 % вероятность, что этот человек просто руководствуется своими ментальными побуждениями, так как попросту действует под влиянием своего ума.

00:35:09 Истинный духовный учитель действует под руководством Верховной Личности Бога. И он никак не связан с материей, он свободен. Он никак не связан материальными узами, верёвками материального ума. Поэтому духовный учитель - это непосредственно проявление Верховной Личности Бога. И он несёт эту энергию. И приходит для того, чтобы освободить живые существа. В Ведах описывается, что испокон веков Верховная Личность Бога говорит, что Он посылает своих представителей (вот таких учителей) для того, чтобы они вели людей, освобождая их от влияния материи, от влияния материального ума. То есть чтобы они вели их в духовную обитель, в мир реальной свободы, вечности и счастья, помогая освободиться от гнёта ума. Освободиться экологично (выражаясь нашим языком), а не просто «подручными средствами», которые находят здесь люди.

00:36:48 «Средства» под влиянием гуны невежества ещё больше обуславливают, ещё больше закрепощают наш ум. Поэтому так важен духовный учитель. Он помогает освободиться от гнёта нашего ума, чувств, ложного эго. И он исходит непосредственно от Верховной Личности Бога, исходит из свободной сферы. И ведёт нас туда. В этом и есть самый главный смысл человеческой жизни. Это то, что подразумевается под знанием. То есть когда человек не просто руководствуется своим обусловленным относительным умом, своими чувствами, своим ложным эго, которое находится под влиянием иллюзии. И никуда кроме как в иллюзию не ведёт. А находится под руководством того, кто свободен и ведёт его к истинной свободе.

00:38:06 Гуна Манджари: Вот, что я хотела сказать сегодня по поводу темы духовного учителя, именно истинного духовного учителя, который находится в цепи учителей. Эта цепь ведёт к самой Верховной Личности Бога. Это подобно тому, как мы можем получить визу в какую-то другую страну. Если мы придём в посольство этой страны в нашей стране, нам откроют визу. И мы сможем туда попасть. То же самое истинный духовный учитель. Он является послом духовного мира в материальном мире. Он может открыть нам эту “визу”, чтобы туда попасть. Иначе у нас нет шансов. Вот что я хотела сказать по этому поводу. Если есть какие-то вопросы, размышления на эту тему, можем немножко поговорить.

Как понять, что из многообразия учителей это именно мой духовный учитель?

00:39:20 Ведущая: спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари! Действительно, это важная, я бы сказала, фундаментальная тема, основная для всех, кто стремится изменить свою жизнь. И я зачитаю логичный вопрос наших слушателей: «Как понять, что из многообразия учителей это именно мой духовный учитель?»

00:39:37 Гуна Манджари: Здесь есть несколько моментов. Во-первых, прежде всего, он должен быть квалифицирован как духовный учитель. То есть, если он говорит, что он посол той или иной страны, он действительно должен быть послом той или иной страны. Если он говорит, что он духовный учитель, то он должен быть действительно освобождённой личностью, быть в цепи таких же личностей. И эта цепь должна исходить от самой Верховной Личности Бога. То есть необходимо смотреть, насколько он сам является последователем. И для того, чтобы понять твой ли это духовный учитель, нужно также иметь качества ученика. Есть такое выражение: «Когда ученик готов, приходит учитель».

00:40:36 И да, нам нужно культивировать эти качества, качества ученика. Для того, чтобы качества ученика культивировать, мы должны очень хорошо понимать ту философию, которой мы следуем. Мы очень хорошо должны понимать того, кто принёс нам эту философию. Тот ачарья, тот учитель, который наиболее прозрачно отражает изначальное послание, который нас вдохновляет, раскрывает нам это послание, он и есть наш духовный учитель. Потому что мы через него получаем эту связь. Это актуально в любой духовной традиции.

00:41:32 Допустим, в Христианстве все сверяются по Иисусу Христу. И та личность, которая наиболее для Вас Его проявляет, благодаря которой, Вы начинаете понимать Иисуса Христа, и Вам раскрываются Его послания в истинном виде, и является Вашим духовным учителем. Апостолы, ученики Иисуса Христа, называли Его учителем. Это тоже проявление учителя. Это справедливо на всех уровнях, потому что Господь не ограничен. Он посылает свои послания через разных представителей. Учитель - это та личность, через которую у Вас проявляется изначальный посыл Верховной Личности Бога. В каждом религиозном учении есть такой посланник. В Исламе- Мухаммед, в Иудаизме - Моисей. В Вайшнавизме есть многие ачарьи. В той традиции, в которой я нахожусь, - это Шрила Прабхупада. Тот, кто принёс это знание нам.

00:42:58 И та личность, которая Вам раскрывает изначальное послание, что Вы начинаете его понимать, чувствовать, и оно в Вас открывается как озарение, и есть учитель. Есть разные категории учителей. Есть те учителя, которые нам дают посвящение, которые нам дают наставления. И тут ещё другой аспект важен. Помимо того, что мы получаем истинное послание, реализацию, которая в нас открывается, вот этот вкус или озарение от этой личности, также у нас ещё с ним или с ней есть какие-то отношения. Мы можем с ними взаимодействовать, у нас есть контакт. И понятно, что это может быть не одна личность.

00:44:13 У нас есть какой-то ачарья, святой посланник, мессия, на которых мы ориентируемся. Но также у нас есть личность, которая нам открывает суть знания и которая наш вкус расширяет. Это своеобразный ключик. Но есть люди, которые так опишут что-то- и ты чувствуешь, что тебя это закрывает. Не секрет, что религия может приносить огромную пользу, но может приносить и огромный вред. Расскажу анекдот, может быть, он не совсем уместный, но тем не менее. Может быть, он как-то что-то объяснит в этом плане.

00:45:24 Умирают таксист и священник. И оба попадают, скажем так, на тот свет. Таксист попадает в рай. Священник в рай не попадает. Поймите, что это анекдот. Это не реальные вещи. И священник спрашивает у апостола: «Почему? Я вообще ничего не понял. Как так произошло? Почему таксист попал в рай, а я не попал?» И ему апостол говорит: «Дело в том, что когда этот таксист вёз людей, они все взывали к Богу, молились и кричали. Они так искренне были вовлечены в обращение к Всевышнему. А на твоих проповедях и лекциях все спали». Поэтому больше Божественного вкуса проявлял в людях таксист.

00:46:28 Это, конечно же, не совсем так всё происходит на самом деле. Я имею в виду в плане попадания души «туда или сюда». Но идея в том, что наш учитель - это тот, кто в нас вкус вот этот пробуждает, пробуждает нашу спящую душу и оживляет наши отношения с Верховной Личностью Бога, передаёт нам какую-то реализацию или даже, если хотите, мистический духовный опыт. Вот эти личности являются нашими учителями. И в то же время те, с кем у нас есть контакт, те, кто нас ведёт по жизни. Это очень обширное такое объяснение. И в этих категориях нужно ориентироваться.

Разве есть сейчас в этом мире освобождённые личности? Совершенство же здесь недостижимо

00:47:27 Ведущая: Спасибо большое за разумное объяснение. Действительно, это важно. И это большая удача встретить такого человека в своей жизни. Следующий вопрос вытекает из предыдущего: «Разве есть сейчас в этом мире освобождённые личности? Совершенство же здесь недостижимо».

00:47:45 Гуна Манджари: Совершенство здесь недостижимо. Совершенство недостижимо в материальном мире, потому что материя несовершенна. Но есть духовный мир. Из духовного мира сюда могут приходить освобождённые личности. Так же как и тюрьма. Она находится в государстве. И царь может зайти в тюрьму. И свободные граждане могут туда попадать. Они имеют свободу туда попасть. Да, тюрьма - это тюрьма, но туда могут заходить личности со свободой. То же самое материальный мир. Он несовершенен, но из духовного мира сюда свободно могут заходить личности, которые совершенны, которые могут и других отсюда освобождать. И это происходит испокон веков. Это всегда происходит.

00:49:02 Верховная Личность Бога говорит об этом, что испокон веков Он посылает сюда своих представителей. Они совершенные, они свободные. Чтобы они вели за собой, освобождали из этого несовершенного, несвободного мира. Для Него нет ничего невозможного. Вот почему так много путей есть. Приходили разные Его посланники и до сих пор есть какие-то Его представители. В Бхагавад Гите Он также говорит, что из многих - многих людей, из миллионов единицы стремятся к Нему, поэтому они не столь популярны. Мы их не видим так широко.

00:50:05 Дело в том, что в нашем сердце есть Его представитель - Чайтья Гуру называется. Это духовный учитель, который находится в нашем сердце, и если мы искренне, то он нас выведет к нашему истинному духовному учителю. То есть весь путь лежит через сердце. Поэтому, если мы неискренни, то и получим обманщика-духовного учителя. Это будет не духовный учитель, а просто обманщик. Но, как говорится, все рычаги, все нити нашей судьбы и наших путей находятся в высших сферах, и всё зависит от нашего стремления, от нашей интенции. И нас приведут туда, куда мы хотим прийти. Всё очень тонко действует, и всё контролируемо, весь этот мир контролируем. И куда будет побуждение нашей души, туда нас и будут вести. Так всё работает в этом мире.

00:51:20 Мир контролируем. И если мы сформируемся как ученики, если у нас будут правильные желания, разумное понимание, то мы встретимся с совершенными, освобождёнными личностями. Но это определённая милость, и мы должны этого очень хотеть. Мы должны об этом просить, и тогда у нас есть все шансы.

Может ли муж быть наставником?

00:51:47 Ведущая: Благодарю Вас за вдохновение, за очень важное объяснение. Следующий вопрос: «Может ли муж быть наставником?»

00:51:58 Гуна Манджари: Такой очень щекотливый вопрос. Да, может, если у него есть наставник, если он сам является учеником, а не просто находится в позиции такого контролёра и управителя. Если у мужа у самого есть качество ученика, то он может быть наставником вполне. Это аксиома. Но если развить эту тему и прикинуть разные варианты, то просто “игра в наставника” не работает. Для этого нужно быть самому очень квалифицированным учеником, который обладает всеми качествами. И сам наставник себя ощущает и позиционирует как смиренный слуга своего учителя.

00:53:14 И если он испытывает гордость, или если он испытывает чувство превосходства над другими живыми существами, или если он хочет как-то их поэксплуатировать или самоутвердиться в роли наставника, то он уже не квалифицирован. Это уже дисквалификация как духовного учителя или наставника, если он использует вот эти рычаги как средство для того, чтобы над кем-то возвыситься, управлять, контролировать, эксплуатировать и подавлять.

00:54:03 Важно понимать, что это идеальный вариант на самом деле (когда муж является наставником). Это было в ведические времена, когда девочки априори имели духовного учителя, наставника через своего супруга. Который проходил обучение у своего духовного учителя, был его смиренным слугой, обладал качествами определёнными. Он никогда не мог возомнить из себя какого-то такого повелителя и «грех учительства» ему не был присущ. Он был квалифицирован. В таком случае, да, это идеальный вариант. Но так как мы живём в Кали югу, и много всяких профанаций, о которых мы говорили ранее, то теоретически да, а практически надо смотреть по ситуации.

Как понять, что тенденции ведут в материю?

00:55:04 Ведущая: Спасибо! Тоже жизненный такой вопрос и ответ. И вот ещё один интересный момент, который хотели узнать слушатели: «Как понять, что тенденции ведут в материю?»

00:55:18 Гуна Манджари: Тенденции ведут в материю… Для этого нужно очень хорошо понимать, что такое дух, определение духовности. И сейчас тоже можно встретить, что нет чёткого определения, критериев духовного, духовной науки. Духовная наука именно должна быть. Не просто что-то такое аморфное, непонятное - какой-то свет, какая-то вселенская любовь или что-то ещё. Есть чёткие критерии, которые описывают понятие духовность.

00:56:05 Тут как раз мы подходим к тому, о чём мы говорили - к квалификации ученика. Для того чтобы понять все тенденции, нужно хорошо в этом разбираться. Иначе мы не понимаем, мы не знаем, как выглядит золото, его качества, его характеристики - как определять, что такое истинное золото. И поэтому нам могут «самоварное» золото продать как золото. Мы не квалифицированы для того, чтобы определять качества, критерии золота. У нас нет вот этого «ювелирного» глаза как у ювелира, который может посмотреть и сразу определить: вот это - да, а вот это - нет. То же самое и тут. Нужно обладать качествами ученика.

00:57:04 И качества ученика - это очень хорошо разбираться, что есть золото, а что нет. То есть хорошо понимать критерии духовности. Важно развивать разум, нужно обучение. Нужен определённый уровень разума. Когда мы разовьём уровень разума, который нам поможет отделять зёрна от плевел, тогда нам вот эти критерии будут понятны - что есть духовные тенденции, что есть материальные тенденции. Это достаточно широкий такой разговор, конечно.

00:57:50 И опять же, если в двух словах: всё то, что направлено на служение Верховной Личности Бога, осознание себя как души и слуги Высшей души – это относится к духовному пониманию. Понимание того, что я духовен, я душа и я частица Высшей Души, что мы находимся в вечных духовных отношениях и я являюсь Его слугой (Он- Верховный, а я его частица) - это духовные тенденции. Опять же это в двух словах. Но это целая наука, скажем так.

00:58:46 Всё, что служит пониманию того, что я центр всего и самое главное - это я, мои чувства, что я начало и конец всего (короче говоря, я в центре), относится к материальным тенденциям. И тут есть разные виды иллюзий. Есть так называемые духовные иллюзии. Как то, что “я тоже бог” и тому подобное. Это тоже тонкоматериальная тенденция. Поэтому нужно очень хорошо разбираться в разных видах иллюзий.

00:59:37 Для того, чтобы определить золото и понимать, что есть золото, нужно хорошо понимать его качества и понимать, что золотом не является. Без знания никак не избежать запутанности. Сейчас много людей любят порассуждать о вреде какой-то духовной жизни или о вреде религии. Обычно мирские люди любят это делать. Какие-то мирские психологи или ещё кто-то, кто не совсем разобрался. Это то же самое, что какой-нибудь духовный человек, монах будет рассуждать о том, как правильно делать ставки на бирже или ещё о чём-то. Это не его компетенция. Идея в том, что для того, чтобы рассуждать об этом, понимать эти вещи, нужно быть не просто дилетантом, нужно иметь хорошую компетенцию, то есть качества ученика. Эта тема очень обширная.

Что делать если ответ учителя не отозвался в сердце?

01:00:54 Ведущая: Мне кажется, как раз сегодня мы развиваем качества ученика. Это безусловно очень важно. Последний вопрос задам сегодня, потому что тема очень глубокая, и время действительно на неё не хватает. Итак, нас спрашивают: «Что делать если ответ учителя не отозвался в сердце?»

01:01:14 Гуна Манджари: Если ответ учителя не отозвался в сердце… Тут есть несколько моментов. Первый момент: может быть мы ещё не достаточно, скажем так, очищены или недостаточно способны услышать, что это действительно наш ответ. Возможно, он не дошёл до нашего сердца. Может быть, нам нужен ещё кто-то, кто донесёт его. Опять же это очень большая тема. И я думаю, мы продолжим на следующем эфире раскрывать её. Потому что это очень важно. Основная задача человеческой жизни - это отношения между учителем и учеником.

01:02:16 Есть формальные учителя, которые нас формально с традицией связывают. Это тоже учителя. А есть учителя, которые помогают нам увидеть и раскрыть какие-то глубинные вещи. То есть учитель может быть не один. И поэтому, может быть, нам нужна связь с той личностью, с которой у нас есть сердечный контакт, отношения с которой достигают нашего сердца. И эта личность не обязательно должна быть в каком-то сане или с регалиями. То есть это может быть рядовой, простой практикующий, но он может действовать как наш учитель, у нас происходит контакт через сердце. И мы начинаем слышать и понимать. Господь не обуславливает, что знания тебе придут через одну определённую личность.

01:03:39 Да, Он наделил особыми полномочиями своих представителей (ачарьев, мессий, святых). Да, но все другие люди в какой-то мере тоже могут быть проводниками послания. Через любую личность, которая доносит до вашего сердца послание и действует ваш Чайтья гуру, или гуру сердца. То есть этот человек является представителем вашего учителя (Чайтья гуру). Есть такое понятие Гуру таттва. Таттва - это истина. И Духовный учитель может действовать по-разному, через разных своих представителей, события.

01:04:55 Ученики Шрилы Прабхупады (он был ачарья в вайшнавской традиции) спрашивали о том, как они будут получать наставления от него, получать руководство от него, когда он уйдёт. Он говорил: «Будьте очень внимательны. Я могу приходить к вам через сны, через разные события, через других людей, которые моё послание будут до вас доносить, которые найдут отклик в вашем сердце». Эта тема очень обширная.

01:05:37 Ведущая: Спасибо Вам, дорогая Гуна Манджари. Вы тоже являетесь нашим учителем, потому что Вы помогаете нам углубляться в ведические знания, раскрываете для нас такие важные темы. Мы очень благодарны Вам за это. Мы будем ждать продолжения нашей беседы, чтобы глубже понять наши отношения с духовным учителем, его важность в нашей жизни. Без этого, мне кажется, невозможна духовная практика и какое-то внутреннее совершенствование и рост.

01:06:05 Гуна Манджари: Спасибо, Анна! Спасибо нашим слушателям. Чуть не сказала учителям. На самом деле мы все являемся учителями друг для друга. Мы все можем, должны стать такими учителями. Поэтому я желаю всем нам побольше встречаться с истинными представителями милости, исходящей от Верховной Личности Бога, из освобождённых, свободных сфер, чтобы мы тоже могли освободиться от того, что мешает нам быть счастливыми. До свидания, до следующих встреч.

01:07:03 Ведущая: Спасибо Вам большое! До следующих встреч, до свидания!

транскрибирование: Екатерина Курзенко | 26 February 2024