Ненасилие

Веда Радио - 24 February 2023
Соприкосновение с истиной - код. Как отличить истинное знание? Отличительные черты человека в знании. Кого можно считать человеком в знании? Влияние тщеславия. Закон материи – выживает сильнейший. Доля каждого живого существа. Наказание за недовольство своей долей. Виды насилия. Чакра Анахата – сердечная чакра. Отличие человека от животных. Принцип насилия и ненасилия. Освящение пищи. Тонкое насилие и его проявление. Ответы на вопросы: Как жить без агрессии в этом полном агрессии и конкуренции мире? Как вести себя с человеком, который постоянно совершает эмоциональное насилие, но это твой ближайший родственник и не общаться не можешь? Как проявляется ненасилие над самим собой?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:03:35 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 23 | скачано: 48 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 Ведущая:: Доброго вечера пятницы всем искателям истины! Меня зовут Анна и сегодня мы продолжаем открывать для себя мудрость Бхагавад-гиты, благодаря этому возвышать свои качества. Помогает нам в этом наша дорогая гостья, психолог, Гуна Манджари. И мы приглашаем вас присоединиться к нашей беседе. Для этого, пожалуйста, оставляйте свои вопросы, комментарии на сайте [vedaradio.fm] или присылайте их нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона [+79002390963]. А я приветствую нашу гостью: "Здравствуйте, Гуна Манджари!"

00:00:40 Гуна Манджари:: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:44 Ведущая:: Очень рады вас слышать сегодня в прямом эфире и продолжать нашу тему. Мы открываем для себя знания, углубляем понимание разных божественных качеств. Продолжаем в чём-то эту тему, которую мы открывали несколько месяцев. И хочется узнать о чём сегодня пойдет наша речь? Какой аспект знаний сегодня мы изучим?

00:01:03 Гуна Манджари:: Да, то, о чем мы говорим - это комплексное знание и оно так или иначе соприкасается одно с другим. То есть всё взаимосвязано между собой, поэтому когда задаются какие-то вопросы, то отвечая нужно смотреть, как он касается чего-то частичного, конкретного. Тем не менее всегда ситуацию важно рассматривать в комплексе, потому что все находится в определённом синтезе. Знание тоже - это определенные части единого целого. Может, немного образно выражаюсь. И сегодня мы продолжаем рассматривать тему, которая отвечает нам на вопрос, что же такое знание?

Соприкосновение с Истиной - Код

00:02:07 Люди постоянно задаются таким вопросом: что есть истина, что не истина? Кто может знать всё? То есть, то, с чем мы постоянно сталкиваемся. Где же найти ответы на наши вопросы? Мы обращаемся к пониманию в моментах к Бхагавад-гите, потому что там записан код понимания ко всем процессам, которые происходят в жизни человека и во вселенной.

00:02:45 Любое духовное писание, священное писание содержит в себе код, если истина действительно изошла из абсолюта, а не творение, сделанное несовершенным человеческим умом, то всё [не слышно] содержат понимание, знание и помогают нам раскрыть и получить ответы на этот вопрос.

00:03:27 Мы обращаемся к Бхагавад-гите, т.к. знание, которое там изложено, не является узко религиозным в своём понимании. Оно даёт универсальное понимание вещей, которые можно применять в разных путях, направлениях. То есть, это подобно законам физики, которые универсальны и работают для всех.

00:04:00 Поэтому, Бхагавад-гита в этом плане как азбука, которая раскрывает все эти нюансы и которую могут использовать люди независимо от их вероисповедания. Или вообще человек, который философски относится к жизни, не причисляя себя ни к какому религиозному направлению, для того, чтобы ответить на эти экзистенциальные вопросы "Что есть знание?"," Что в нас заложено?", или "Что такое истинная психология?" (как это было задумано создателем этого мира, создателем всего), Бхагавад-гита является своеобразной инструкцией.

Как отличить Истинное знание?

00:04:58 И сегодня мы поговорим о том, что есть истинное знание. Мы начали говорить уже на прошлых эфирах, перечисляя качества, которые определяют человека, который обладает знанием. Как мы уже говорили до этого, что знание не определяется информацией. Да, нам необходима какая-то информация, для того, чтобы мы могли отличить зёрна от плевел, но сама по себе информация ещё не является знанием.

00:06:02 Нам объясняется, что знание определяется качествами. Это такое практическое проявление того, как мы усвоили информацию. И это также знание [не слышно] мы научились, мы прочли, мы узнали. Но также это то, что у нас есть и внутри. Каждый ребенок или животное, которое не умеет читать, размышлять и всё такое, всё-равно тянется к доброте, принятию, ненасильственному отношению к миру.

00:07:00 Даже говорят, что и растения реагируют на отношение, положительное чувство. То есть, это знание, которое находится у нас внутри. Это не вопрос теории. Это то, что мы [не слышно] внешних факторов. Мы путаемся. И поэтому нам периодически важно для себя, как в компьютерной теме, реинсталлировать, то есть, очищать наши программы от того, чем мы засоряемся во внешнем мире и также от того, чем нас сбивает с толку наш собственный ум, наши чувства, находясь вовлеченными в материю. Поэтому нам важно каждый день, периодически, настраивать себя на то, что есть настоящее знание, по сути, для этого нам даётся писания.

00:08:43 Писание это там, где находится код, компьютерным языком. Мы живём в такое время, когда это очень актуальные, понятные определения и для того, чтобы определиться, что есть знание, [не слышно] или нечто догматическое, вот, такой подход. Это реальные настройки нашей системы, то есть нас, нашей души.

00:09:31 И я опять же обращусь к тому тексту, который мы изучаем в Бхагавад-Гите 13 глава, с 8 по 12 текст . Они объясняют нам, что есть знание, я прочту это определение, чтобы напомнить нам, нашим слушателям и самой себе, что является знанием. Итак: «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.». То есть, здесь Верховный Господь объясняет Своему другу, а позже ученику, что есть знание. Знание проявлено в таких качествах человека.

Кого можно считать человеком в знании?

00:10:35 Человек может быть даже безграмотен, но если в нём проявлены такие качества, то он признается как человек, находящийся в знании. И поэтому, в той или иной мере, мы можем реализовывать эти качества, обладать какими-то качествами, и по [не слышно]… можно говорить о том, находимся ли мы в знании или нет. Являемся ли мы мудрыми, или не являемся. Даже не смотря на то, что мы можем быть большими учёными, или нет, но если нет [не слышно]… считается невежественным. Поэтому, это очень важно понять. Очень важно иметь критерии, для того, чтобы судить о тех или иных вопросах или вещах.

Влияние тщеславия

00:11:46 И до этого момента в наших эфирах мы обсуждали такие качества, как смирение, отсутствие тщеславия. Мы много говорили об этом. Говорили о том, что в сегодняшнее время люди сосредоточены на внешних факторах. То есть, как человек производит впечатление, как он внешне влияет на чувства, так люди и реагируют.

00:12:32 Недаром в наше время такое сильное влияние имеют разные “звёзды” и “поп-звёзды” - то есть люди, которые в большей степени связаны с чувственной деятельностью. Большое количество поклонников, фанатов, то есть, когда эта внешняя сторона она почему-то очень сильно впечатляет окружающих, и такие люди диктуют стиль жизни, провозглашают стандарты, но это просто внешнее шоу, в тоже время по человеческим качествам такой представитель может быть как человек - просто неудачником.

00:13:41 Но в силу какой-то прошлой кармы, в силу того, что мы живём в такое время, которое называется Кали-юга, люди очень склонны и падки на внешние впечатления. И не важно, что человек может быть просто элементарно глуп, или у него нет каких-либо особо ценных качеств, он не сдержан, он никого не спас в своей жизни, не склонен к какой-то самоотдаче и достаточно эгоистичен, избалован жизнью, но тем не менее, у него огромное количество последователей, огромное количество фанатов. Люди сходят с ума.

00:14:41 Это то, о чем мы говорили на прошлых эфирах, люди просто находятся под влиянием такого качества, как тщеславие. И это можно видеть даже на тех, кто идёт по духовному пути, или по пути саморазвития, то есть тоже ожидает такой антураж, какого-то успешного человека или звезды. Люди под влиянием времени достаточно поверхностны и достаточно не глубоки в восприятии. То есть очень важны вот такие внешние спецэффекты. Это то, о чем мы говорили на прошлом эфире.

Закон материи – выживает сильнейший

00:15:47 И сегодня мы поговорим о таком качестве, как отказ от насилия, и это очень актуально в наши дни, особенно в сегодняшний день. Насилие неизбежно в материальном мире. В Шримад Бхагаватам 1.13.47 говорится
जीवो जीवस्य जीवनम्
jīvo jīvasya jīvanam
что живое существо живёт, поддерживая жизнь с помощью других живых существ. Так или иначе материальные законы очень жестки. В этом мире выживает сильнейший.

00:16:37 Есть такой закон: чем более низок уровень живого существа, тем больше в нем агрессии и желания выживать за счёт других живых существ. И даже если наблюдать за природой, то можно видеть, как деревья тянутся к солнцу. То есть, всё сражается за место под солнцем. Более сильные деревья получают больше солнечной энергии. И остальные, находясь в тени, не так сильно развиваются. Это чисто закон материи. И даже недавний пример, просто наблюдая за растениями: мне подарили небольшой горшочек, в нём находилось три вида растений вместе. И тут я вижу, как два из них такие сильные, у третьего, смотрю, листочки опадают, он послабее и видно, что его вытесняют. То есть, более сильные растения его вытеснят и займут место в этом горшочке, его там не так много [не слышно].

Доля каждого живого существа

00:18:10 Это закон этого материального мира, что более сильный вытесняет более слабого. Поэтому чем более в человеке низок уровень развития, чем больше материалистичной составляющей, животной составляющей, тем больше он следует путем агрессии [не слышно] ... даже в ведах в Шри Ишопанишаде, название такого ведического произведения, говорится о том, что каждому живому существу выделена его доля. То есть, от рождения каждому даётся то, что является его долей. И каждое живое существо должно довольствоваться тем, что ему выдано от рождения, как его доля. Проблемы начинаются тогда, когда одни живые существа претендуют на то, что выдано другим по факту их рождения. Они претендуют на то, чтобы этим обладать.

00:19:42 То есть человек не удовлетворён тем, что ему выдано как его доля, и он претендует на то, что выдано как их доля, у других живых существ. Естественно, по законам природы, такие живые существа будут получать наказание и страдать вновь и вновь. Как государство имеет тюрьму, где содержатся те, кто преступили закон этого государства, также и вселенское устройство наказывает различными страданиями живых существ, которые нарушают этот закон.

Наказание за недовольство своей долей

00:20:31 Прежде всего наказываются они тем, что у них отнимается разум: они перестают понимать элементарные вещи, человеческий здравый смысл. Когда у человека отнят разум, то дальше он сам себя наказывает. И дальше говорится о том, что он не является этим телом, то есть душа она трансмигрирует из одного тела в другое, то дальше вот эти реакции простираются в следующее воплощение. И уже в этой жизни человек себя наказывает тем, что его ум совершенно беспокоен, живёт в страхе, под влиянием гнева и каких-то низменных чувств, что уже само по себе человека повергает во внутренний ад. Дальше ему предстоит испытать на себе все то насилие, которое он причинял и понять почувствовав это на себе.

00:22:00 То насилие, которое мы причиняем другим живым существам, мы будем вынуждены испытать на себе. То есть вот такой момент очень важно понимать и знать.

Виды насилия

00:22:17 Насилие бывает разное. Самое грубое насилие – это физическое насилие. Применимо в животном мире, вот это действительно закон джунглей - когда выживает сильнейший. То есть, кто кого поймал, тот того и съел. Все друг для друга являются едой. И взгляд такой. Животные живут таким образом. Они находятся в страхе, в обороне, потому что зазеваешься - съедят.

00:23:24 Человеческая форма жизни, конечно, отличается. Это уже выход из животной матрицы. И если говорить о аюрведе, как мы говорили на каких-то из эфиров, то ведическая медицина рассматривает то, что у человека помимо его грубого, физического тела, есть тонкое. И так у нас чакры, но звучит, переводится как колесо, они вращаются, таким образом, различные энергетические потоки в нашем теле. Они функционируют, давая жизнь и определяя различные процессы в нашем теле. И чакры это более универсальное... [не слышно] и то есть, он влияет и на физическое наше тело и также на эмоциональное состояние или психологическое, психическое. У них более широкий диапазон влияния.

Чакра Анахата – сердечная чакра

00:24:50 У нас есть чакры нижние чакры соответствуют животному миру. Это Муладхара, Свадхистана и Манипура, мы не будем подробно на этом останавливаться. Может ещё мы поговорим на каких-то из эфиров и у нас есть эфиры, где речь шла о чакрах, если кому-то интересно можно послушать более подробно . Идея в том, что у нас есть три нижние чакры и они относятся, более или менее, к животному миру и человеческое тело оно начинается именно с функций четвертой чакры, которая называется Анахата, сердечная чакра.

00:26:00 То есть, если животное существование просто на принципах защиты – это оборона, еда, воспроизводство себе подобных и сон, что в рамках вот этих трёх нижних чакр изначальных, то человеческая форма начинается с четвёртой чакры. Сердечная чакра - это уровень сердца, сострадания, понимания того, что не всё в рамках животного мира, что я должен существовать как-то за счёт других живых существ. То есть это когда живое существо может контролировать принцип насилия, который основной принцип животного мира (когда одни выживают за счёт других).

Отличие человека от животных

00:27:19 Человек же отличается от животных тем, что у него есть уровень сердца, то есть сердечная чакра. Когда он может сострадать другим живым существам, испытывать эмпатию. Не просто «я», «мои цели», «мой желудок», «мое удовольствие», «всё-всё вокруг меня». А когда он принимает свою жизнь и других живых существ не просто для своего использования. Когда он их видит не просто как объекты «для меня». А он их видит как субъекты. Как то, что они имеют независимо от меня. Они такие же как я. И это уровень человеческой формы жизни, это уровень, когда человек может контролировать насилие, которое является принципом материальной жизни. То есть он поднимается от своего животного начала.

00:28:44 Мы часто говорим о том, что человеческая форма жизни – это то, где сражается божественное и демоническое. Или в соответствии с притчей, говорят, что в человеке живёт два волка: один хороший, другой плохой, и эти волки постоянно сражаются. И побеждает тот, кого мы кормим. То есть, человеческая форма жизни – это то, где встречается животная природа с божественной. Там происходит постоянная борьба. Борьба за человека и за тот путь, который он выберет. То есть, в нём может победить животное начало, даже если он на двух ногах. Но тем не менее, внутренне это может быть животное, просто с более изощрёнными формами своего проявления. Потому что животные ограничены своими инстинктами. Природа их ограничивает и они не могут выйти за рамки инстинктов.

00:30:15 У человека есть больше свободы. Он может действовать как животное, но так как есть больше механизмов, то будет выглядеть как человек, действовать внешне как человек, а внутренне больше побеждать в нём животное начало. Либо божественное начало. Но это всегда борьба. То есть, борьба со своим животным началом. Как говорится, в материальном мире деградация даётся очень легко, просто ничего не делай и деградация обеспечена, но для того, чтобы прогрессировать, нужно совершать усилия.

00:31:00 То есть чувства будут тянуть к одному, другому, третьему. Чувства склонны идти по пути наименьшего сопротивления [не слышно] вот этот [не слышно] в Кали-югу ещё больше эта энергия сильна, ещё больше эта инерция развита. Но для того, чтобы побеждать в этой битве, нужно оставаться человеком, развивая в себе божественное начало. Мы не можем быть победителем, если в этой схватке мы говорим, что никому ничего плохого не делаем. Почему так происходит в нашей жизни? Этого не достаточно. Схватка между божественным и демоническим - это всегда будет схватка. Поэтому тут нужен процесс некий активный, процесс преодоления в себе.

Принцип насилия и ненасилия

00:32:20 Если мы просто пассивны, то это процесс внутренней деградации. Но как раз путь заключается в том, что мы преодолеваем в себе эту животную склонность, которая естественна для нас, находясь в материи. Мы преодолеваем и не идём на поводу каких-то более низких, низменных, более естественных для нас неистинных, для материальной природы вещей. Этот мир устроен таким образом, что одни поддерживают свою жизнь за счёт других. И поэтому мы не можем полностью избежать насилия. Мы вынуждены его использовать, чтобы поддерживать свою жизнь. Даже к тем же растениям, которыми питается человек, идущий по пути ненасилия, тем не менее он применяет к ним насилие. Невозможно его полностью избежать.

00:33:46 Когда мы идём по дороге, то кто-то расстаётся с жизнью. Когда мы кипятим воду, огромное количество всяких микроорганизмов погибает. Поэтому, говорится о том, что человеческая форма жизни должна как можно больше снижать применение насилия. Иногда это невозможно избежать, когда критические ситуации, мы вынуждены защищаться. Веды также это предусматривают, если какая-то агрессия существует: нападают, пытаются лишить жизни, забрать имущество, увезти жену. Там описаны виды агрессии, когда человек должен применять насилие и лишать жизни тех, кто применяет на себе по отношении к нему. Есть определённый протокол.

00:35:00 Но в обычной жизни человек должен минимизировать насилие, как можно меньше причинять беспокойство живым существам, с этим связан принцип ахимса - принцип ненасилия, который практикуют люди, идущие по духовному пути, по пути саморазвития. С этим же связан принцип вегетарианства: что человеку даётся достаточно пищи. Природа позаботилась о нём таким образом, чтобы он применял как можно меньше насилия. Есть различные растения, злаки и другие продукты, которые получаются с меньшим применением насилия. Нет необходимости поддерживать свою жизнь за счёт более развитых живых существ, у кого сознание более развито, кто сильнее ощущает боль, страдание.

Освящение пищи

00:36:26 Поэтому рекомендовано ненасильственное поддержание своей жизни, менее насильственное, для людей, которые занимаются духовной практикой: они очищают своё вынужденное применение насилия к другим живым существам, освящая свою пищу, предлагая ее Верховной Личности Бога. Просто произнося какие-то мантры, молитвы, пища очищается и все живые существа, которые применяли участие в этом процессе, которых приносили в жертву, так сказать, они тоже получают своё благо.

00:37:14 Ведическая культура всегда имела этот аспект жертвоприношений, когда приносились в огонь злаки, читались мантры, молитвы. Это всё посвящалось Верховной Личности Бога. В какие-то времена приносили и животных тоже, но при помощи ведической мантры, они этих животных оживляли и получали более новое, молодое, здоровое тело. Была более развитая культура, люди были чище, сильнее этих животных. Но так как эта способность утратилась, то было запрещено приносить в жертву животных. И тем не менее, Кали Юга сохранила какие-то традиции. Мы можем видеть, что и в других религиях тоже есть отголоски ведической культуры. То есть то, о чём мы говорим, это первоначальный уровень, не применения физического насилия, грубого насилия.

Тонкое насилие и его проявление

00:38:47 Также есть более тонкие виды насилия, о которых мы тоже говорили . Может есть смысл напомнить: это тонкое, эмоциональное насилие по отношению к другим людям. И сейчас это распространенный термин - называется абьюз. Или человека называют такого человека токсичным эмоционально. Своих близких в частности. Они их не видят, как субъект, они видят их только как объект. Только тех, кем можно попользоваться для себя, не рассматривая их как отдельную личность со своими эмоциями, чувствами, со своим путем, возможностями, недостатками, которые присущи всем, кто находится в этом мире. Они просто требуют человека для себя удобного, чтобы он был таким, каким им это удобно, каким он может его употребить в [плане].

00:40:10 И [не слышно] эмоциональное [ненасилие] мы тоже более подробно [не слышно]. В ведах говорится о том, что Высший принцип ненасилия по отношению к другим живым существам - это давать им знание, что они не есть это тело, которое болеет, стареет, умирает и все проблемы, которые у нас есть от того что мы забыли, что мы - вечная, блаженная и всезнающая душа, которая находится во временном страдающем от многих вещей [не слышно] с тем, что [не слышно] которое освободит его от различных видов страданий. Вот это то, что можно сегодня сказать об этой теме. Хотелось бы сказать об этой теме, конечно, гораздо больше, но мы ограничены во времени и может быть есть какие-то вопросы, мысли на этот счёт? Мы можем сейчас пообщаться в этом ключе.

00:41:46 Ведущая:: Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари, за раскрытие этой темы. Как вы заметили, это сейчас особенно актуально, потому что и события в мире и может быть планеты так стоят, что всё вызывает у нас агрессию. И вопрос, который прислали слушателю, который тоже у меня звучал…так, сейчас, наверное, пропал у меня ненадолго звук. Ало-ало?
Гуна Манджари:: Я вас слышу, Анна.

Как жить без агрессии в этом полном агрессии и конкуренции мире?

00:42:14 Ведущая: Прекрасно, что вы меня слышите! Вопрос, который у меня есть и пришел тоже к нашим слушателям: как жить без агрессии в этом полном агрессии и конкуренции мире?

00:42:24 Гуна Манджари: это предполагает путь. Культивировать качества. Мы должны определиться с тем, что есть истина, что есть ложь. То есть мы [не слышно] природу этого [не слышно]. Говорится о том, что тот, кто поймет что такое невежество, сможет от него избавиться. Невежество влияет на нас, пока мы в невежестве. Когда у нас появляется знание, мы уже не в невежестве, то есть, мы от него избавляемся, хотя, конечно, у нас будут какие-то импульсы, нас будет что-то задевать, мы живые существа. Мы будем, в какой-то степени, находиться под влиянием, как бы захватывая, будем держать голову над водой. Это нас не сможет затопить в каких-то импульсах.

00:43:41 Но тем не менее, мы должны очень хорошо разбираться в том, что происходит, и что есть истина, что не есть истина? Что законно, что не законно? [Закон Дхармы] хорошо понимать. Это как уголовный кодекс. Человек должен знать законы государства, в котором он живёт, для того, чтобы ориентироваться в пространстве. Тоже самое мы должны понимать законы [не слышно] в том числе. То есть законы для человечества, которые даются в той же Бхагавад-Гите. [Не слышно]…человеческого общества. Даже не смотря на то, что мы живём в мире, где [не слышно] в котором неизбежны какие-то страдания, войны в том числе, что сейчас актуально. Так как большое количество есть насилия, которая производит [цепь], где убийство животных, и это все карма накапливается, и она в форме войн и реализуется.

00:45:18 Но тем не менее, есть свои законы [не слышно] не должен отбирать у заключённых то, что им дано, как доля, отбирать это у других. Там тоже есть свои порядки, свои законы. Поэтому очень важно понимать [не слышно] даны для человечества в этом материальном мире. Ориентироваться в этом и понимать [не слышно] когда у нас есть знание, есть понимание, это вносит порядок в наши ощущения, и делает нас homo sapiens, то есть человеком разумным, а не просто частью какого-то стада, которое просто гонят в соответствии с импульсами. Поэтому в Кали-югу очень сильно распространён такой стадный принцип, когда человек лишается своего разумного подхода к жизни. Он доверяет ответственность за решение своих проблем, за свой разум, кому-то ещё. Проще принять какие-то общие вещи, чем думать самостоятельно.

00:46:50 Тем не менее, без этого невозможно, поэтому тут важно изучать законы мироздания, законы духовного мира. Тут очень важно самому становиться ответственным за самого себя, не передавать эту ответственность кому-то ещё. Хотя большая есть тенденция к тому, чтобы передать ответственность за своё развитие кому-то ещё. И говорится, что… я как раз открыла текст, который даётся в ведах, в Шримад-Бхагаватам, в котором говорится о том, что когда в мире воцаряется обман, ложь, лень, сонливость, насилие, депрессия, скорбь, заблуждение, страх и нищета, такой век называется Кали-юга. Век гуны невежества.

00:47:58 Люди склонны к обману, лжи, лени. Лень самим свой разум развивать, искать ответы на свои вопросы. Они склонны попадать под влияние, то есть лень, сонливость разума, насилие, депрессия. Это такой тонус очень пониженный у человека. Просто безвольное живое существо, которое плывёт по течению. Поэтому нужно понимать, что есть такая тенденция того времени, в которое мы живём, и перестать быть кем-то таким безвольным, кто просто плывет по течению, а учиться развивать свой разум. Как мы говорили, это всегда борьба между “плохим и хорошим волком” в нашем сознании и быть самостоятельно независимо думающим. Нужно понимать вещи, независимо от того, как пространство нам это все диктует и быть в такой внутренне активной позиции.

00:49:25 Я понимаю, что это все общие фразы, но вот без активной внутренней позиции очень сложно сохраниться в Кали-югу, когда то, что мы прочли, все эти тенденции: обман, ложь, лень, сонливость, насилие, депрессия, скорбь - оно ещё в пространстве очень сильно увеличивается, то есть сама атмосфера отравлена этими вещами, и она требует от нас вот такой позиции индивидуальной, осознанности.

Как вести себя с человеком, который постоянно совершает насилие над тобой эмоциональное, но это твой ближайший родственник и не общаться ты не можешь?

00:50:09 Ведущая: Спасибо вам большое за ответ, хочется обрести эту опору под ногами. Вот есть практичный вопрос: как вести себя с человеком, который постоянно совершает насилие над тобой эмоциональное, но это твой ближайший родственник и не общаться ты не можешь.

00:50:25 Гуна Манджари: это очень распространённый вопрос. Ненасильственное общение здесь главная тема, и её нужно тоже принять в свою жизнь, изучить и понять, что вот с этим человеком мы не можем себя вести как со всеми остальными. Мы должны выучить определённую дистанцию, если у нас не получается физическую, (хотя тоже над этим можно поработать, как физически дистанцироваться, как меньше времени общаться, или общаться только по каким-то необходимым вопросам) то мы должны выработать и внутреннюю дистанцию. Мы должны очень осторожно дистанцироваться от человека, чтобы как можно меньше эмоционального травматизма у нас возникало. Мы должны понять, что мы не можем себя вести с ним, как с другими людьми. И даже если это наш близкий человек, тем не менее мы должны внутреннее дистанцироваться.

00:51:47 И в чём проявляется будет: в том, что мы как можно меньше проявляем эмоции с таким человеком. Чем менее мы эмоциональны, тем более мы находимся на дистанции. То есть меньше эмоций, меньше делиться, открывать свой ум, или какие-то свои эмоции рассказывать, описывать. Чем менее эмоциональны мы с таким человеком, тем более мы защищены. Мы говорим только по существу о каких-то фактах, о том, о сём, но эмоционально мы не даём никакой подпитки. Это то, чему мы должны научиться.

00:52:45 Во-первых, выучить физическую дистанцию, то есть как можно меньше общаться, если есть возможность как-то быть на разных территориях. И во-вторых, когда мы общаемся, как можно меньше эмоций, каких-то откровений, как можно меньше делиться чем-то своим, внутренними переживаниями. Это то, чему важно научиться в общении с людьми, которые склонны к эмоциональному насилию. То есть, держать на расстоянии внутренне и внешне.

Как провляется ненасилие над самим собой?

00:53:25 Ведущая: Спасибо вам, очень практичный ответ, согласна полностью с вами, это целое искусство. И ещё один важный вопрос, который у нас есть, я смотрю по времени, наверное, последний на сегодня: “Слышала от нескольких лекторов, что ненасилие начинается с ненасилия над самим собой. Есть ли что-то об этом в ведах, как это делается правильно и в чем должно проявляться?

00:53:47 Гуна Манджари: Да, это совершенно правильный подход и в ведах называется человек, который не идёт по духовному пути, Атмаха - переводится как убийца своей собственной души. Мы может быть в следующем эфире более подробно затронем этот вопрос. Спасибо, что напомнили, это очень важный момент. Когда человек совершает насилие над другими живыми существами, это прежде всего насилие над самим собой, над своей душой. С этого начинается принцип ненасилия.

00:54:34 Когда мы пытаемся как можно больше дать этому телу, и живём в совершенно такой материалистичной концепции – это прежде всего насилие над своей вечной душой. Мы всё больше и больше её погружаем в эту темницу материального существования, которая для неё совершенно чужда. Это не её природа, это как рыба, которую вытащили из воды: она просто страдает и задыхается, и какой бы комфорт ей не предложить, будет мучиться. Тоже самое с душой [не слышно] материалистичными вещами, тем больше насилия он совершает по отношении к себе самому. Это глобальный подход к этому вопросу.

00:55:49 И конечно, я понимаю, что это всё также сопряжено с деталями. Когда люди принимают духовный путь, они стараются одним махом разрубить все материальные привязанности. В этом плане тоже человек может совершать насилие над собой, потому что у нас есть ещё материальная природа, в которую мы погружены, которой мы обусловлены. Поэтому для того, чтобы освободить себя из этого, важно научиться сбалансированному ненасильственному подходу, потому что есть две крайности. Влияние материи и проявление модуса (гуны) страсти в том, что человек склонен к крайностям: либо полностью зарывается в материю, либо, находясь под влиянием той же материи, становясь на духовный путь, он решает быть совершенно духовным и одним махом разрубить все материальные сковывающие узы, что уже не работает таким образом.

00:57:13 Поэтому, гуна благости, состояние благости, это наиболее ненасильственный путь по отношению к себе. И оно определяется присутствием знания. Гуна благости ничто иное, как присутствие знаний. Это не просто, что мы ходим и такие все лилейные, и всем улыбаемся и говорим хорошие слова. Этого не достаточно. Сама гуна благости она не просто чем-то приятным обусловлена, а обусловлена прежде всего знанием. Поэтому, когда у нас есть понимание, есть знание по поводу того, что есть невежество, что есть наша материальная обусловленность, и как мы можем с этим иметь дело, (то есть мы не можем просто это разрубить в себе, потому что материя сильнее нас, по большому счёту) и мы можем научиться с этим иметь дело.

00:58:19 Как с этим иметь дело? Где? Мы должны понять какие-то свои потребности, лимиты, чем мы ограничены. Это все мы должны принять, иметь с этим дело и действовать, исходя из этого. То есть это такой взвешенный разумный подход к самому себе. Могу здесь привести аналогию с астрологическим подходом. Многие изучают, это сейчас очень популярно. Если говорить о разуме, то такая планета как Юпитер, отвечает за разум. И Юпитер - ненасильственный. Марс – это планета силы и тут разум не присущ Марсу. Марс просто действует не думая. Но Юпитер – это планета разума, и поэтому для того, чтобы действовать правильным образом, нужно действовать очень и очень разумно, сбалансировано, взвешено, и само действие Юпитера достаточно легко. То есть он действует мягко. Нужно уметь обращаться с этой силой.

00:59:54 Разумное обращение с силой. То есть с силой нашей, скажем так, материальной обусловленности, материи [не слышно] с недостатками нашими, несовершенствами. Нужно уметь действовать разумно, быть достаточно гибким и сбалансированным в этом плане, но тем не менее руководствуясь высшим принципом, понимая высший принцип ненасилия. То есть это то, как давать развитие своей душе, эволюцию именно к её духовной природе, но действовать ненасильственным путем. Потому что тенденция такова: люди либо полностью ударяются в материю и воспринимают это как любовь к себе, «мои чувства должны быть в полном удовольствии, полном шоколаде и всё должно пищать от радости вокруг меня, вот как я себя люблю!», но это, по большому счёту, также насилие по отношению к себе настоящему.

01:01:16 Либо человек, встав на духовный путь, называется неофитизм. И такой фанатизмом полностью пытается материю отрезать и оторвать, как-то в себе её полностью заглушить, затоптать, - что тоже насилие по отношению к своей ситуации. Поэтому балансируя между двумя этими крайностями, можно понять как действовать. Для этого также важно отношения, отношения с теми, кто обладает этим разумным подходом, и также важно получать это из совершенных источников, которыми являются эти знания, книги. Резюмируя в одном предложении: развитие разума поможет нам избежать всех крайностей.

01:02:24 Ведущая:: Благодарю вас за то, чем мы занимаемся на этих прямых эфирах, вы очень помогаете нам, транслируя духовные знания. Помогаете развитию нашего разума, качеств, которые приносит знание, которые вы даёте. Это всегда очень благотворно влияет на нас и запускает очень важные механизмы внутри, поэтому спасибо вам большое, что не перестаёте этим делиться, включаете нас в этот диалог, это очень важно. Будем ждать вновь с нетерпением встречи с вами.

01:02:53 Гуна Манджари:: Спасибо вам, Анна, что помогаете в этих эфирах, и нашим радиослушателям за глубокие вопросы. Я надеюсь, что на следующих эфирах мы рассмотрим вопросы, которые не успели рассмотреть. Всем нам я желаю этого разума, и выхода из матрицы насилия, которая сейчас как никогда актуальна, к сожалению. Всем мира и развития.

01:03:37 Ведущая:: Благодарим вас! Да, и пусть будет мир и развитие в нашей душе и в мире. Спасибо вам большое и до новых встреч, до свидания.

01:03:45 Гуна Манджари:: До свидания.

транскрибирование: Диана Гунина | Москва | Россия | 04 April 2023