Отказ от чувственных насаждений

Веда Радио - 22 November 2024
Понимание того, что является знанием. Отказ от чувственных наслаждений – одно из качеств знания. Крайности проявления чувств. Чрезмерная привязанность к ложному эго - источник боли и страданий. Ответы на вопросы: аскеза ожесточает женщину, какой наш путь развития? Чрезмерно ли желание или это минимум для спокойствия ума? Рождение, смерть, старость и болезни – это зло. Всегда ли рост сопровождается болью или я делаю что-то не так? Если человек не развит в социальной сфере, но посвящает себя духовной практике, можно ли ему доверять? На вопросы отвечают Веды, или собственный ум?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:04:05 | качество: mp3 64kB/s 29 Mb | прослушано: 4 | скачано: 5 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 Ведущая: Доброго вечера, всем искателям истины. Меня зовут Анна. Мы продолжаем менять свои качества и качество нашей жизни благодаря духовным знаниям, и помогают нам в этом более сведущие мудрые люди или наставники. Как раз таким человеком является давний друг нашего проекта, наша дорогая гостья, психолог Гуна Манджари. И можете задавать свои вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. Ну, а я приветствую вас! Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:42 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:48 Ведущая: Спасибо за возможность вновь слышать вас. Это очень радостно и приятно. Мы уже очень долгое время, я бы сказала несколько лет, пахтаем очень глубокие темы, связанные со священным писанием, в том числе «Бхагавад-Гитой». Интересно узнать, о чём же сегодня пойдёт наша речь? О чём будем беседовать?

Понимание того, что является знанием

00:01:08 Гуна Манджари: Да, спасибо вам тоже за такую возможность пахтать это знание. Потому что, прежде всего, тот, кто говорит об этом, он понимает, у него есть возможность проникнуть глубже в это понимание. Сегодня мы продолжим изучать, рассматривать, углублять своё понимание, знание о том, чем является истина, чем является знание. Мы уже достаточно давно изучаем этот вопрос и, я думаю, что мы будем потихонечку подходить к завершению того, что является пониманием, что является знанием.

00:02:01 Тема бесконечная конечно, тем не менее, я думаю, может это ещё займёт какое-то количество эфиров, но есть много других тем, которые важны для понимания и мы будем также к ним переходить. Но хотелось бы, что называется завершить гештальт, и как-то посмотреть и углубить своё понимание в этом ключе, о чём говорит «Бхагавад-Гита» то, чем является знание. Потому что это очень важный момент, так как сейчас большой спрос на то, чтобы получить знания; и как говорится много возможностей, интернет нам даёт безграничные возможности для получения знания, информации. И эта потребность человека настолько сейчас как бы муссируется, расширяется, что понимание того, что есть знание сейчас актуально как никогда, потому что много информации, люди путаются в этом, люди как бы могут идти по каким-то ложным путям.

00:03:39 Поэтому очень важно иметь какое-то как эталон, чтобы сверяться, что «вот это знание истинное, а вот это знание такое относительное». Тут также говорится о том, что понять по тому насколько человек действительно обладает знанием, можно по тому насколько он обладает качествами. Как мы уже говорили в ряде наших передач, посвящённых этой теме, что знание - это не просто набор какой-то информации, знание согласно «Бхагавад-Гите» - это качества. И потому, насколько человек действительно обладает знанием, можно судить по его качествам. И действительно есть люди, которые благодаря своим способностям, своей харизме могут очень убедительно говорить, они могут просто быть очень интеллектуальными людьми, либо как-то эмоционально говорить и влиять на аудиторию. Но, тем не менее, насколько человек реально обладает знаниями, покажут его качества, и чтобы не путаться в этом ключе, очень важно понимать вот эти критерии, критерии знания.

00:05:07 Сегодня мы опять напомним себе критерии. О них говорится в «Бхагавад-Гите» в 13 главе с 8-12 стих; и здесь сам Верховный Господь, Создатель, Источник Всего говорит о том, что Он считает знанием. Итак, мы опять освежим этот стих, и здесь говорится о том, что: «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни – это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе, непоколебимая безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединённом месте, отстранённость от мирских людей, привязанность к важности самореализации и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины – всё это Я объявляю знанием, всё прочее называю невежеством».

00:06:29 Итак, вот всё достаточно просто и логично. Мы можем сверять по этому перечню качеств, является ли человек действительно знающим или просто человек может хорошо говорить, у него есть какие-то способности и таланты в этой сфере, но и также насколько человек обладает знанием. Потому что понятно, что это процесс. Знание - это не то, что оно либо есть, либо нет. Знание - это определённый процесс достижения. Мы можем видеть по наличию этих качеств, по развитости этих качеств, на каком уровне обладание знанием, знаниями находится человек, на каком уровне мы сами находимся.

00:07:29 Мы немножечко сейчас более конкретно будем рассматривать перечисленные качества, и может быть в чём-то, будем повторяться, но, тем не менее, это то, что важно напоминать себе постоянно, именно то, что является знанием. Это необходимо, это часть нашей природы находится в знании, искать знание, это то, что мы всегда ищем, стремимся к знанию как цветок, растение стремится к солнцу.

Отказ от чувственных наслаждений – одно из качеств знания

00:08:24 Мы действительно рассмотрели достаточно много из этих качеств. Я думаю, что есть смысл остановиться на одном таком качестве, ну и дальше мы будем рассматривать следующие, отказ от того, что приносит чувственные наслаждения. Это может показаться несколько таким противоречивым утверждением, так как: «А как же мы будем жить? Мы же все стремимся к той радости, которую приносят нам чувства, как же мы можем от этого избавиться? Как мы можем это отрезать?». Но идея в том, что мы не можем и не должны отрезать какую-то чувственную деятельность.

00:09:19 Есть, как бы две крайности, либо человек полностью отпускает, попускает свои чувства, либо он, услышав о том, что чувства - это зло, так, во всяком случае, трактовав это понимание, он их полностью отрезает, пытается быть таким суровым, жёстким аскетом, без какого-то уровня осознанности, уровня знания, именно реализации этого знания в качествах. И это даёт, конечно, несколько такое искажённое понимание; и такое может приводить к определённым болезненным состояниям, и, в конце концов, человек падает с пути духовного поиска, с пути духовного развития.

00:10:19 Поэтому здесь и в комментарии говорится о том, что это естественно иметь какие-то побуждения чувств, то есть, в конце концов, наша душа она тоже наделена чувствами, истинными чувствами души. То, что мы имеем здесь – это несколько искажённое восприятие реальности, потому что чувства души - они совершенны. То кем мы являемся, то есть душой, мы наделены чувствами и они совершенны, поэтому мы так стремимся к тому, чтобы заниматься здесь чувственной деятельностью, потому что это наша естественная природа, это отвечает нашей естественной природе.

00:11:21 Но будучи покрытой материей, наши чувства как раз находятся в таком искажённом состоянии, поэтому сами по своей природе, будучи погружены в материю, наши чувства обладают такой как бы ненасытностью. И есть такой феномен, что чем больше человек пытается идти на поводу у своих чувств, тем больше они требуют, тем более он становится такой уязвимой личностью, более неспокойной. Идти на поводу у своих чувств - это такое тупиковое разрушительное действие. И мы можем это видеть, что люди, которые потакают чрезмерно своим чувствам, идут на поводу у своих чувств, они разрушают себя, тот же алкоголь, наркомания, какое-то переедание, всё что пере-, всё что чрезмерно, оно ведёт к разрушению, болезням, к разрушению психики, судьбы.

Крайности проявления чувств

00:12:48 Казалось бы, наши вот такие чувства при помощи, которых мы живём, радуемся жизни, но это как палка о двух концах, если мы немножко больше дадим им свободы, то они приведут нас к краху, они приведут нас к кризису. За всеми вот такими трагедиями человеческой жизни стоит необузданность чувств - это очень важно знать, особенно это важно знать всем. Очень часто, и я уже об этом говорила, но ещё раз напомню в этом контексте, сейчас очень много информации для женщин: женские тренинги, какие-то развивающие семинары и действительно, в этом есть много позитивных моментов то, что, во всяком случае, стали понимать и рассматривать то, что в психологии мужчины и женщины есть разница.

00:13:55 Раньше вообще не было гендерной психологии, были просто какие-то общие рекомендации, то сейчас начали рассматривать разности. В Ведах тоже есть об этом упоминание, что тонкое тело, то, что мы рассматриваем как психика, то, что рассматривает психология - это знания о тонком теле человека. Оно также как и грубое физическое тело, оно различается: мужское и женское, анатомия различна, то же самое и психика будет различаться. Поэтому очень важно также рассматривать в этой связи разность между мужской и женской психологией, и в этом позитивный аспект таких семинаров и тренингов.

00:14:50 Также есть и негативное то, что люди пытаясь, я не знаю, понравиться, быть популярными, иметь больше последователей, исходя из своего собственного такого обусловленного понимания материи, пытаются потакать своей аудитории, рассказывая о том, что женщине необходимо приумножать свои желания, как можно больше думать, что она ещё хочет, а она может и не хочет, но если она хорошо подумает, то она захочет; и выписывать свои бесконечные желания, работать над этим - это означает, что желания подобны зуду, если что-то чешется, то это нужно расчёсывать до крови.

00:15:52 Это не тот путь, который ведёт к счастью, умиротворению, к такому шанти. Шанти – это означает спокойствие. Потому что чувства обязательно должны знать меру, если они выходят из-под контроля, как мы говорили, они становятся ненасытными, они просто истощают энергию души и такой человек забывает, что такое умиротворение, самодостаточность, мир, когда внутренний мир бесконечно находится под гнётом своих собственных чувств. Поэтому чувства - это такая коробочка Пандоры, которую очень важно держать закрытой. Понятно, что есть другая крайность, когда есть полное игнорирование своих чувств - это тоже своего рода проявление гуны невежества. Нужно и очень полезно понимать свою природу, давать себе то необходимое, что требует твоя природа этого тела, не игнорировать её, не как бы пытаться обрезать это всё, потому что игнорирование на английском ignorens – это невежество. Игнорирование также связано с невежеством.

00:17:28 Тут очень важен этот баланс, когда человек находится в осознанности, в понимании, он не пытается изобразить из себя какого-то отречённого аскета, святого, но и в то же время не пытается просто; другое проявление безумия – это дать полную волю своим чувствам, это означает равно сделать себя несчастным, неудовлетворённым, с неуравновешенной психикой. Потому что все психические заболевания, психологические проблемы связаны с невозможностью обуздывать свои чувства, во всяком случае, психические проблемы это точно, психологические бывают разные нюансы.

00:18:30 Здесь очень важно понимать, что чувства они могут быть нашими друзьями, но при малейшей возможности они становятся нашими врагами. Поэтому здесь говорится о том, что очень важно контролировать и отказываться от того, что приносит чувственное наслаждение, здесь говорится о чрезмерности. Потому что, если человек будет захвачен в плен своими чувствами, то он теряет себя, он теряет свою волю к движению, к развитию, поэтому очень сложно будет, он теряет свой разум, очень сложны будут такие процессы как самоосознание, и какое-то саморазвитие.

Чрезмерная привязанность к ложному эго - источник боли и страданий

00:19:26 Следующее качество, которое признано знанием – это отсутствие ложного эго. И здесь тоже очень важно понимать различные нюансы. Ложное эго связано с тем, что человек отождествляет себя с этим телом, считая себя вот этим телом и там чрезмерно «я мужчина, женщина, такой-то национальности, у меня это, это, это…», то есть он присваивает себе всё, что его окружает – это тоже ложное эго. Оно, кстати говоря, также как и чувства, несёт в себе много боли. Если у нас чрезмерная привязанность к тому, чем мы по сути дела своей не являемся, то это означает, что мы будем ощущать вот такую болезненность в нашей жизни, в нашем взаимодействии с другими людьми, и есть такие люди, мы иногда их видим в зеркале, то есть это относится к каждому из нас, если мы чрезмерно привязаны к тому, что: «вот как там на нас посмотрят, вот как с нами поступят - так или иначе».

00:21:01 Понятно, что есть здравый смысл, и если люди нас разрушают, и если они позволяют себе, мы знаем сейчас очень распространено вот эти понятия как абъюз или какое-то такое пренебрежение чрезмерное, понятно, что мы не вступаем в близкие отношения с такими людьми, по возможности избегаем то, что нас разрушает. Но есть и другие крайности, когда человек чрезмерно привязан к мнению окружающих, чрезмерно привязан «что обо мне подумают, что там», то есть он становится настолько чувствителен – это всё ложное эго.

00:21:49 Человек становится настолько ограниченным в своей жизни, в своём состоянии, то есть именно в отношении других людей, что бывает очень сложно построить какие-то отношения, или быть в отношениях, или построить семью. Человек чрезмерно чувствителен к своему ложному эго и поэтому он не в состоянии взаимодействовать с другими людьми, своего рода такой психологический аутизм возникает - это всё чрезмерная привязанность, чрезмерное отождествление себя с тем, чем мы не являемся по сути.

00:22:44 Либо в семье допустим, человек чрезмерно привязанный к своему ложному эго, он отождествляет своих близких с собой, и если они ведут себя так, как они считают нужным - это приносит им огромную огромную боль; и отсюда выходит чрезмерный контроль окружающих, чрезмерный контроль ситуации - это тоже связано с ложным эго. И человек, «либо вот как он хочет, либо вообще никак»! Человек становится таким очень негибким, то есть очень, как сказать, есть такое слово как замороженный – он теряет свою гибкость, он не может действовать, если ситуация немножко выходит из под контроля. Это качество есть и у мужчин, и у женщин, каждый по-своему пытается контролировать.

00:23:55 В семье женщина может закатывать истерики, пытаться over контролировать своих близких, своего мужа, если что-то не так, очень тяжело отпускать. Либо мужчина такой очень ригидный, да есть такое слово ригидность, в своём ложном эго; и тоже смотрит на свою жену, детей, на своих партнёров как на свою собственность. С такими людьми крайне тяжело находится рядом и такому человеку тоже тяжело быть с самим собой, он испытывает много трудностей, он такой внутренне очень тяжёлый. То есть, чем больше мы отождествляем себя со своим ложным эго, с тем, чем мы не являемся, тем тяжелее, тем ригиднее, не гибкими мы становимся. Поэтому важно отпускать этот контроль и рассматривать вещи такими, какие они есть на самом деле.

00:25:09 И все наши страдания, вся наша боль она приходит от того, что мы выходим из реальности; таким образом, нас пытаются вернуть в реальность. Ударяя нас по рукам, жизнь, судьба использует к нам определённого рода дубинки, чтобы мы как бы отпустили руки или вернулись в правильное положение вещей, когда мы чрезмерно привязываемся, когда мы отождествляем себя с тем, чем мы не являемся также. Опять же тут есть другая крайность, когда человек как бы ударяется в такое некое безликое состояние, безличное состояние, то есть: «какая разница что ты? что я? – это всё одно и тоже, и всё неважно, что происходит» - всё это, как говорится, состояние некого такого безразличия.

00:26:20 Иногда, это подаётся под соусом духовности. То есть ну вот: «и нет разницы между добром и злом, между дхармой и адхармой, ну вот какая разница, это всё, в общем-то, не мы, всё это как бы происходит по воле свыше, зачем нам как-то вообще здесь участвовать, как-то волноваться, о чём-то или о ком-то» - это другая крайность на самом деле. Мы все всегда являемся личностями, нам свойственны чувства, нам свойственно эго, но истинное эго, поэтому это важно оставаться живым.

00:27:17 А безразличие или игнорирование оно, как мы уже говорили, относится к гуне невежества ignorens-«невежество», поэтому тут также важен баланс, чтобы не скатиться под влияние гуны невежества, которая как бы прикрыта знанием. Как нам кажется, что человек становится безразличным к окружающим, к тем, кто от него зависит, к каким-то своим обязанностям, которые он должен осуществлять – это влияние такой гуны невежества, это такая внутренняя лень, непробуждённость, которая маскируется, мимикрирует под духовность.

00:28:17 Поэтому здесь очень важно определиться с тем, что является знанием, это всё требует определённого отточенного разума, чтобы человек не пытался спрятаться за так называемую духовность. И дальше мы будем рассматривать другие качества, я не знаю, если есть какие-то вопросы, какие-то комментарии, по тому, что уже сказано, мы можем остановиться, если нет, пойдём дальше. Что вы скажете, Анна?

Аскеза ожесточает женщину? Какой наш путь развития?

00:29:04 Ведущая: У нас есть пара вопросов, может быть пока мы далеко не ушли. И спрашивают нас слушатели: «Много раз слышала, что аскеза ожесточает женщину, так ли это? И какой тогда наш путь развития?».

00:29:19 Гуна Манджари: Да, аскеза ожесточает. Аскеза ожесточает любого человека, но конечно, может быть женщину больше, потому что чувства более, как это сказать, более тонкие, более влиятельные в женском теле. Поэтому очень важно быть в адекватности, что называется, то есть понимать свой уровень и очень важно развивать разум, знание и понимать насколько мы можем брать ту или иную аскезу. Это как физическая нагрузка, то есть мы не можем сразу брать какие-то там рекордные нормативы, то есть мы заболеем – это вредно для организма, но в тоже время мы не можем просто лежать на диване и ожидать, что наше тело будет здоровым, крепким и мы будем сохранять свой потенциал.

00:30:26 И поэтому тут тоже самое, очень важно не находится в какой-то виртуальной реальности там, предпринимать какие-то аскезы без контакта с собою, или из какого-то тщеславия или желания быстрого результата. Тут очень важно быть уравновешенным, достаточно осознанным и смиренным, понимая, что это нормально, что я делаю то, что я могу делать и постепенно развивать нагрузку. Поэтому аскеза – это своего рода как нагрузка определённая и нагрузка постепенно внедряется в нашу жизнь. То же самое аскеза – нужно брать столько, сколько мы можем и быть опять же в адекватном состоянии по поводу наших возможностей.

00:31:42 То есть видеть, что меня это не ожесточает, не делает меня психически, психологически неуравновешенной, или не портит мои отношения с близкими. В общем, это всё – место, время, обстоятельства. Это как раз вопрос о применении разума, потому что тут даётся знание, тут даётся какая-то база данных, а то, как мы будем это применять, зависит от нашей практики, от нашего разума. Если у нас не достаточно, мы можем советоваться с более мудрыми людьми, с теми, кто нас окружает, потому что со стороны оно чаще виднее, ну и слушать своё сердце тоже, какой-то внутренний голос.

00:32:42 Уровень нашей чистоты, который позволяет нам идти своим путём, реальным путём, которым ведёт нас Высшая Сила, Верховная Личность Бога – это всегда экологично, и это всегда будет давать развитие, и наше сердце будет наоборот становиться всё мягче и мягче, если мы правильно развиваемся. Здесь перечисляются эти качества, которые являются знанием, здесь есть отказ от насилия, терпение, смирение – это всё как бы говорит о мягкости сердца, поэтому нужно следить за собой, быть осознанным, а не просто слепо брать какие-то принципы, внедрять в свою жизнь, это всё уровень осознанности.

00:34:03 Но как мы говорили, что золотая середина она обычно всегда между двух крайностей: одна крайность - это чрезмерный аскетизм, другая крайность – попустительство, о котором мы уже говорили, в контексте контроля чувств. Потому что сейчас, как раз маятник качнулся в другую сторону, когда в женских кругах, и также в духовных женских кругах, идёт вот эта тема по поводу того, что: «просто отпусти всё, ты просто женщина и всё иди по этому пути». Оно может и звучит очень привлекательно, но по итогу, если ты просто женщина, то ты просто встретишься со всеми как бы реалиями вот этой материи. Поэтому тут как-то важно себя правильным образом расположить между двумя этими полюсами.

Чрезмерно ли желание или это минимум для спокойствия ума?

00:35:20 Ведущая: Я благодарю, очень разумный вопрос и ответ ваш прямо, я думаю, в самое сердце. Потому что всегда есть желание уйти в те или иные крайности. И как раз, тоже следующий вопрос немного об этом: «Как понять чрезмерно ли желание или это необходимый минимум для спокойствия ума?».

00:35:40 Гуна Манджари: Ну опять же это очень конкретный вопрос и тут как раз всё связано с индивидуальностью, потому что есть такая пословица «что для одного яд, для другого нектар». Поэтому только вы сами можете определить свою необходимость, свою потребность или это уже чрезмерно. Здесь как раз тема опять же осознанности, внутренней работы человека, его внутренней ответственности, и это очень важно понять, что духовный путь и само ученичество оно предполагает ответственность. Очень часто людям кажется, что: «я встал на этот путь, я стал учеником какой либо практики, какой либо темы и всё; ведите меня, учите меня, я тут полностью в ваших руках».

00:36:52 Но это не совсем так работает, без собственной ответственности это не будет работать, потому что ученичество - это очень осознанная вещь; и здесь говорится 50% - это учитель и 50% - это ученик, то есть ученик - это такая зрелая личность. И поэтому, здесь очень важно научиться видеть свою ответственность и брать её на себя. Никто за вас вам не определит вот эту норму, вот эту меру – это совершенно точно ваша ответственность – определить для себя эту меру, чтобы потом не сваливать на окружающих, не занимать позицию жертвы: «вот я поверила, вот я пришла, вот я всё отдала, вот меня тут проэксплуатировали, со мной тут так обошлись, я вот такая вся предавшаяся душа, а со мной вот так». Это как бы определённая реакция за отказ от собственной ответственности, которая необходима.

00:38:08 Как мы говорили о том, что ученик – это квалифицированная личность, это не просто какое-то пассивное пребывание; квалифицированная личность, которая обладает собственной ответственностью и поэтому это наша ответственность. Если мы видим, что это что-то разрушает меня: чрезмерные аскезы, чрезмерное что-то там от меня требуют, или какое-то общение, пусть даже духовное, или псевдодуховное; это моя ответственность ограничивать или искать себе то, что будет меня развивать, и это опять же моя ответственность понять, что меня развивает, что для меня органично, что неорганично. Отвечая на этот вопрос, если в двух словах ответить то - это зона ответственности непосредственно самого человека понять, что для него эта мера, что для него будет достаточным, а что будет чрезмерным.

00:39:26 Да, есть какие-то общие рекомендации, но применять их в свою жизнь, в свою индивидуальную ситуацию это опять же зона ответственности самого человека и это очень важно становится ответственным. Потому что, если человек безответственен, если он незрел, то он не сможет удержаться на пути развития, он будет зависеть от других людей. Не знаю, может быть, я уже немножко в другую тему перехожу, но так или иначе это связано с задаваемым вопросом, потому что никто кроме вас не сможет сказать вы сыты или вы ещё хотите покушать, поесть. Тут как раз вот эта тема ответственности своей.

00:40:22 Ведущая: Благодарю, мне кажется, такие вопросы как раз помогают эту ответственность воспитать, и настроиться на путь разума. Мы хотели с вами ещё поговорить о качествах и способах их приобрести. Давайте продолжим о том, что вы ещё хотели сказать.

Рождение, смерть, старость и болезни – это зло

00:40:40 Гуна Манджари: Да, спасибо за вопросы. Я надеюсь у нас получается диалог. Мы пойдём дальше, время нам ещё позволяет. И следующее качество - это понимание, того что рождение, смерть, старость и болезни – это зло. Это тоже очень важное качество и понимание этого всего. Да, может быть, мы это поняли в какой-то момент, мы встали на духовный путь. Дело в том, что это понимание, которое нам необходимо культивировать в себе постоянно, потому что мы постоянно об этом забываем. Это своего рода такая внутренняя трезвость, необходимая нам для того, чтобы развиваться и действительно находиться в знании.

00:41:40 И это даже применяют своего рода в психологии, потому что иногда человек не знает как ему поступить, какое решение принять, куда ему двигаться, то или другое ему принять; ему часто рекомендуют, одна из рекомендаций в том, что: «ну ты представь, что ты там не знаю, умрёшь завтра, или вообще вспомни об этом», и возникает такая сразу трезвость и ясность, и тебе сразу понятно, что ты должен делать в этот момент. Потому что мы часто путаемся, теряемся в этой жизни, от того, что мы забываем, нам кажется, что мы будем в этом теле бесконечно – это иллюзия такая. Мы действительно бессмертны, как душа – мы бессмертны, но в этом теле мы очень ограничены временем и когда мы это понимаем, мы начинаем больше ценить то, что у нас есть, мы начинаем бережнее относиться к своим близким.

00:42:59 Есть такая пословица на английском языке «близость дышит пренебрежением», поэтому в нас есть такая склонность пренебрегать своими близкими, теми людьми, которые о нас заботятся или теми, кто рядом с нами. Нам кажется, что так будет всегда, что вот мы попали в вечность со всем этим, но это всё очень и очень временно, очень и очень ну как бы даётся на какой-то небольшой период времени; и оно всё меняется, оно не всегда будет так. И когда мы это понимаем, нам сразу проще во взаимоотношениях со своими близкими, мы понимаем, что в нас больше есть вот этого, мы начинаем ценить.

00:44:01 Также здесь говорится в комментарии, что невозможно встать на духовный путь, невозможно идти по духовному пути, если у нас нет чёткого понимания этого аспекта, что рождение, смерть, старость, болезни – это зло. На нас так влияет материальная энергия, называемая в Ведических писаниях майя, что нам кажется, ну вот то, что у нас есть - оно будет всегда, ну как бы не принято говорить о смерти в обществе, об этом всё тактично замалчивается, вот эта тема исключается из круга каких-то таких приличных тем, то есть у нас возникает иллюзия, что этого нет.

00:45:09 Опять же в английском есть такая пословица, выражение «это верно как смерть», также верно как смерть - это как раз такая реальность неминуемая. Я понимаю, что это происходит, от того, что люди не понимают, что с этим делать, что дальше. Мы конечно понимаем те, кто идёт по духовному пути, кто здесь изучает Ведическое знание, что это продолжение, и это не конец, это просто следующая дверь в следующую реальность. Тем не менее, человеку также важно осознать, что это является злом, что душа претерпевает страдания каждый раз, даже если это и не является реальностью, для души нет смерти, но отождествляя себя с телом, каждый раз испытывая все вот эти процессы смерти и рождения, и изменения тела, старость, болезни, душа она испытывает страдания, потому что отождествляет себя с чем-то, чем она не является.

00:46:37 Тем не менее, переживая этот опыт опять и опять, мы обрекаем себя на вот эти мучения, а тогда когда мы понимаем, когда мы в трезвости понимаем, что мы больше так не хотим, мы больше не хотим переживать этот опыт, и это большой толчок для того, чтобы идти по духовному пути, быть стабильным. Потому что духовный путь, как любой путь, имеет свои «вверх и вниз» - up and down, он имеет свои определённые этапы, определённые проверки на этом пути. И это не всегда как бы розы или какие-то ещё другие цветы, это бывают зачастую колючки от роз, то есть это не всегда что-то такое, что связано с нектаром и эстетичностью, как любят говорить про какие-то духовные переживания и опыт, зачастую это лекарство, которое очень сильно отрезвляет.

00:47:57 Люди, у которых нет вот этой внутренней трезвости, понимания того, что старость, болезнь и смерть – это зло, то есть есть, как бы теоретически - да, но нет вот этого реализованного глубоко осознанного знания, они могут уходить с этого пути. Потому что не так много или они не получают сейчас то удовольствие, ту радость, которая была когда то, но это просто какая-то ситуация, какое-то исцеление внутреннее, потом всё опять же приходит – это не длится постоянно, это какой-то этап. Но бывает, что люди, не осознающие вот этого момента, о котором мы сейчас говорим, они не выдерживают, они уходят, потому что нет вот этой платформы, на которой можно твёрдо стоять в пути самореализации.

00:49:15 Именно понимание того, что смерть, старость и болезни – это зло, и как бы мы не пытались устроиться в этом мире, как бы там всё не сложили по астрологии, нумерологии, психологии, совместимости и прочего прочего, тем не менее, эти вещи мы не может изменить, мы не можем как-то их сгармонизировать, это неотъемлемая реальность мира, в котором мы находимся. Поэтому очень важно это также адаптировать в свою жизнь, используя это как платформу для своего роста, как платформу для развития. Это знание, как ни странно, оно может давать нам очень большую силу в нашей жизни, делать нас успешными на нашем пути. Это, что касается вот этого момента, который тоже очень важно понимать и принимать в своей жизни, реализовать позитивным конструктивным образом для себя. Если у нас нет никаких ещё вопросов, какого-то диалога, мы можем идти дальше, рассматривать следующее качество.

Всегда ли рост сопровождается болью или я делаю что-то не так?

00:50:58 Ведущая: Вот ещё один очень интересный вопрос нам подошёл, подоспел, я бы сказала: «Всегда ли рост сопровождается болью или всё-таки это знак, что я делаю что-то не так?».

00:51:10 Гуна Манджари: Иногда, да, это знак, что я делаю что-то не так. Иногда нас, таким образом, останавливают, поэтому тут опять же очень важна вот эта внутренняя зрелость, внутреннее развитие разума для того, чтобы ориентироваться в этих вопросах. Не всё чёрно-белое, есть очень много нюансов, полутонов, которые позволяют нам ориентироваться в этих вопросах. Если у нас очень много боли, если она, такая как бы идёт сплошной полосой, такая беспроглядная, то это, во-многом, говорит, что мы что-то делаем не так, что мы слишком идём не туда, в какой-то бессознательной позиции находимся, поэтому тут есть над чем задуматься.

00:52:28 Я знаю такую историю, к одному духовному учителю пришла ученица и начала жаловаться на свою жизнь, и у неё действительно там какие-то ужасные события, одно за другим и всё прямо так вообще, очень такая сложная жизнь, удары постоянные. Поговорив с ним, он задал вопрос, там я не знаю своим ученикам или кому-то ещё, он спросил: «А она хоть молится Богу? Вообще есть какая-то у неё молитвенная жизнь? Почему так тяжело всё? Почему она не получает поддержку? Что у неё происходит с её духовной практикой?». Да, иногда это для того, чтобы мы пересмотрели своё отношение к вопросам определённым.

Если человек не развит в социальной сфере, но посвящает себя духовной практике, можно ли ему доверять?

00:53:28 Ведущая: Да, очень интересный ещё вопрос к нам пришёл: «Если человек не особо развит в социальной сфере, но глубоко посвящает себя духовной практике, можно ли ему доверять? Или всё-таки, так или иначе, процветание – признак глубокого духовного развития?».

00:53:46 Гуна Манджари: Не всегда, и этому есть много примеров из Священных Писаний, когда люди жили очень просто и были очень возвышенными, у них было другое богатство. Но есть правда и примеры того как люди, которые были во всём процветающие, и у них всё было, они были там царями или какими-то такими очень богатыми людьми, но они были высокодуховными людьми также, то есть всё индивидуально. Сейчас есть некая такая тенденция, я слышу, что вот: «Духовный человек у него все сферы процветают в жизни, богиня процветания его любит». Кстати говоря, богиня процветания не очень-то к брахманам бывает расположена, такое тоже есть, поэтому здесь всё так не однозначно, тут можно сказать подходит это выражение к этой ситуации.

00:55:11 Нужно понимать, что наша энергия, энергия, которая у нас есть, она ограничена. Любое процветание, любой успех в жизни требует определённого количества энергии, если это не пришло к нам, как говорится, по нашей хорошей карме, по нашему благочестию, если как бы сразу у нас этого нет, значит так легко к нам это пришло, значит, мы не будем очень много затрачивать на это энергии. Но в любых других случаях, мы тратим очень много энергии, на то, чтобы получить тот или иной уровень в жизни и соответственно на что-то другое мы потратим меньше энергии. Поэтому, если человек он тратит много энергии на какое-то духовное развитие, это требует энергии, то соответственно у него не будет много энергии на процветание в материальной сфере, здесь, да, есть такие градации вот.

На вопросы отвечают Веды, или собственный ум?

00:56:40 Ведущая: Да, очень интересны, вообще духовная и материальная сфера. Вот тоже наши слушатели очень часто хотят находить ответ на свой вопрос через Веды и спрашивают нас: «Как понять, что отвечают на вопросы Веды, а не собственный ум? Ведь мы всё проносим через собственный опыт».

00:56:59 Гуна Манджари: Это вопрос, да?

00:57:01 Ведущая: Да, это вопрос от слушателей.

00:57:05 Гуна Манджари: Во-первых, самое важное, ну одно из важнейших условий, нужно понять, что у нас в нашем восприятии есть определённые встроенные несовершенства и об этом говорится в Ведах: «Человеческое восприятие обладает четырьмя видами несовершенств». То есть наши чувства несовершенны, и мы говорили об этом много раз, то есть мы не можем видеть в темноте, мы много чего не можем видеть, мы не можем слышать каких-то ультразвуков и это понятно. Наши чувства несовершенны, мы склонны обманываться, мы склонны подпадать под иллюзию, о которой мы говорили, она существует здесь в материальном мире, и вследствие этого мы склонны обманывать других, осознанно или бессознательно. Поэтому очень важно это применять к тому, что мы получаем, что мы склонны ошибаться, это нужно принять как аксиому.

00:58:14 А Ведическое или Духовное знание оно Апуруше, Пуруша – это человек, А – это то, что стоит над, то есть - это знание, которое даётся над человеческим опытом, то есть это знание, лишённое этих четырёх недостатков. Очень важно сверять своё понимание с тем, что даётся в Ведических Священных писаниях, также сверятся с теми, кто более продвинут в понимании Ведических Священных писаний, понимая, что мы и другие люди также находятся под влиянием этих четырёх несовершенств человеческого восприятия. Когда у нас есть это понимание, мы более осторожны, мы более склонны, у нас как бы есть возможность растождествляться с собственным умом и чувствами, а не когда мы прям всё, что мы считаем, мы полагаем как абсолютная истина, вот как я считаю – это абсолютная истина.

00:59:36 Также мы в отношении других людей, мы смотрим, как они себя ведут, насколько они соответствуют вот этому критерию знания, о котором мы сегодня говорим, насколько то, что они говорят, соответствует писаниям, духу писания или это может быть вырвано из контекста, оправдывая какие-то свои идеи, такое тоже может быть. Для этого нам нужно быть, это то о чём мы говорим, очень зрелым осознанным учеником, для того чтобы понимать вот эти все вещи, научиться дифференцировать в этих вопросах. Также как человек, если он покупает золото, он должен хорошо разбираться в качестве золота, что является золотом, что не является золотом, советоваться с экспертами, а не просто то, что там жёлтенькое блестит и его можно как бы за золото подсунуть.

01:00:49 Тоже самое, очень важно разбираться в качестве знания, что является знанием, быть таким квалифицированным учеником, чтобы отсеивать какие-то истинные вещи от как бы псевдоистинных вещей. Опять же это уровень развития, уровень какой-то внутренней реализации, уровень нашего собственного роста, который помогает нам ориентироваться вот в этих вопросах, это как бы комплексная вещь, это не просто вот это так, а вот это так, то есть это опять же комплексно.

01:01:36 Это как нельзя научиться плавать просто послушая об этом, или водить машину, то есть ты должен как бы научиться быть квалифицированным, чтобы чувствовать этот баланс, овладеть вот этим, тут нужна квалификация, которая развивается, развивается при помощи изучения того, что есть знание, что не знание, или что не является знанием, изучение предмета. Если это духовные вещи, то изучение Священных писаний, изучение того, что приносил учитель или ачарья – это не сентиментальная вещь, тут нужно разбираться. Также как юрист должен хорошо знать и понимать законы, тоже самое, идя по духовному пути. Опять же, это не сентиментальный, или какой-то такой эфемерный процесс, что то такое непонятное, тут есть чётко свои законы, свои критерии, свои постулаты, в этом нужно быть грамотным.

01:02:57 Ведущая: Благодарю вас. И слушая вас, понимаешь, что главная наша квалификация – это квалификация ученика, учится у Духовных Священных писаний, у развитых людей, у этого мира и в целом научится замечать уроки Господа в каждом происходящем событии. Так здорово, что у нас есть возможность общаться с проводниками духовного знания, как вот с вами сейчас, дорогая Гуна Манджари – это очень ценный опыт, он помогает нам настраиваться на духовный лад, и в целом задумываться о тех вопросах, о которых нам стоит задумываться. Так что, спасибо большое за сегодняшнее общение. Наверняка, ещё остались у нас вопросы, мы их разберём на следующих эфирах, как и всегда, сохраним их на будущее. И за сегодняшнюю встречу большое Вам спасибо!

01:03:44 Гуна Манджари: Спасибо вам, дорогая Анна, за то, что помогаете нам развивать эти темы, и нашим радиослушателям за такие мудрые глубокие вопросы - это помогает нам всем! Мы все являемся своего рода проводниками друг для друга. До следующих встреч! И я желаю всем нам такого истинного духовного знания и проводников в нашей жизни. До свидания!

01:04:14 Ведущая: Спасибо за ценные пожелания и до новых встреч! До свидания!

транскрибирование: Светлана Александрова | Казань | Россия | 20 February 2025