Ненасилие - ответы на вопросы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:08 Ведущая: Доброго вечера, пятница, всем кто с большой пользой проводит его вместе с нами! Ведь мы продолжаем изучать Священное писание Бхагавад-Гиту и открываем для себя знания, которые меняют наши сердца, и помогает нам в этом психолог и давний друг нашего проекта Гуна Манджари. И ей Вы можете задавать свои вопросы для этого, пожалуйста, оставляйте их на сайте veda-radio.fm или присылайте нам в ватсапе и вайбере по номеру телефона +79002390963. Ну а я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:40 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна, здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:46 Ведущая: Спасибо большое, что Вы сегодня снова с нами, что мы можем вновь обсудить стихи из Священного писания и знания, которые дает нам качества. И хочется по традиции узнать, о чем же сегодня пойдет наша речь.
Что такое знание по Бхагавад Гите и почему человеку важно опираться на истинное знание
00:00:59 Гуна Манджари: Да, мы сегодня продолжим рассматривать то, что является знанием. Много раз мы слышали вопросы, пытались определить кто есть знающий человек, что есть знание. И ответы на такие важные и основополагающие вопросы они содержатся в источнике Абсолютного знания, понимания, то есть это инструкция от изготовителя, и отсюда мы и находим информацию о том, что есть что. Это как справочник для всех понятий и понимания, имеющих абсолютную природу, абсолютное значение.
00:02:01 И здесь мы находим определение знания, как то, что знанием являются качества, не какая-то информированность, а качества, которые проявляются в том, что человек понял, усвоил эту высшую мудрость или он на пути к ней.
Итак, в Бхагавад-Гите, мы как раз это рассматриваем, это 13-я глава с 8-го по 12-й стих. И мы по традиции обращаемся к Бхагавад-Гите и прочтем определение того, чем является Знание. И будем рассматривать качества, раскрывать их, качества, которые определяются как Знание.
00:02:54 Итак, здесь говорится: «Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством».
00:03:53 То есть в Бхагавад-Гите сам Верховный Господь, Он - Верховный Абсолют, Он и объясняет вот эти все понимания, понятия в абсолютной категории, поэтому это такие аксиомы. И поэтому очень важно опираться на это знание. Это как такой фундамент, как в здании обязательно должен быть фундамент, чтобы оно было прочное, чтобы разные стихии и бури этого мира выдерживало. Тоже самое: мы живём в материальной природе и у нас есть также такой фундамент: у каждого человека есть его философия. Даже если он вообще, казалось бы, далёк от какого-либо вида философии.
00:04:56 Тем не менее каждый человек руководствуется своими взглядами, своим каким-то внутренним построением, мировоззрением и то, насколько оно будет реальным, прочным, от этого зависит прочность самого человека, насколько он устоит, будет стойким и устоит в различных бурях и разных хитросплетениях, которые присущи этому миру, в котором мы живём.
00:05:32 Поэтому это не просто о том, как поговорить или блеснуть эрудицией. Это очень важные вещи, потому что они связаны с такой экзистенциональной основой человека, которая непосредственно связана со всем его внутренним состоянием, с состоянием его счастья, опоры, спокойствия, поэтому это основополагающие вещи.
Разные виды насилия. Принцип ахимсы
00:06:08 Мы говорили о том, какие качества они определяют, находится человек в знании или нет. И на прошлом эфире мы рассматривали качество как отказ от насилия – это очень актуальное в наше время такое качество, которое характеризует человека, находящегося в знании. Чем больше человек находится в знании, тем меньше насилия в его жизни, то есть он будет из себя имонировать это насилие, проявлять его по отношению к другим живым существам и по отношению к самому себе.
00:06:57 И чтобы немножко напомнить и сделать такую связку между прошлым эфиром и этим: насилие существует на разных уровнях. То есть, есть такой грубый физический уровень, когда мы не причиняем насилие другим живым существам без необходимости. Когда мы также следуем этому принципу ахимсы, принципу ненасилия, мы не употребляем в пищу то, что нам не дано как человеку, то есть не употребляем пищу насильственного происхождения, чтобы избежать нарушения этого принципа. Это определяет человека знающего.
00:08:04 Также мы не причиняем вреда другим людям, окружающим существам, физического. Понятно, что невозможно избежать насилия в материальном мире, потому что сама природа агрессивна и есть агрессия, есть агрессоры и поэтому применение насилия по отношению к агрессору не считается нарушением принципа ахимсы. Для этого существовали кшатрии войны в ведической культуре и вообще в культуре человека.
00:08:48 Предполагается, что должны быть те, кто будут защищать человеческое общество от агрессии от нападений, от разного вида проявления насилия. И в Ведах говорится, что существуют 5 видов проявления насилия – это нападение, отъём земли, разрушение домов (поджог), увод жены, отравление (разные виды ядов) и нападения с оружием. Это всё рассматривается как проявление насилия и агрессии. И человек должен этому сопротивляться и обороняться, скорее это вид защиты от насилия и защиты окружающих от насилия – так говорят Веды.
Тонкое эмоциональное насилие
00:10:00 В конце концов, об этом говорит и здравый смысл. Вот это такой уровень насилия самый такой грубый, но есть также виды тонкого насилия мы об этом тоже говорили – это психологическое насилие. Сейчас об этом тоже много говорят и так как время, в которое мы живем, Кали-Юга, люди становятся всё более и более материалистичными. И когда это происходит, то принцип ненасилия попирается, то есть он не соблюдается и люди становятся агрессивными. Внешняя среда становится агрессивной и внутренняя.
00:10:56 То есть мы говорили об эмоциональном насилии, это когда не учитывается природа другого существа, то есть это такой ярко выраженный эгоизм, когда просто человек видит, что «всё предназначено для меня» и просто использует всё окружающее его пространство. Особенно близких людей, потому что чужими людьми особо то “не попользуешься”, но с близкими есть очень много возможностей для злоупотребления (его еще называют абьюз). Вот это слово сейчас вошло в лексикон, “абьюз” в переводе с английского «злоупотребление».
00:11:55 Абьюз в близких отношениях - это очень свойственно особенно в наше время, когда люди становятся всё более и более материалистичными и всё менее пребывают в знании. И если мы возьмём ведическую культуру, общество делилось на 4 сословия и, конечно, в наше время это деградировало, так называемая кастовая система, это просто грубая пародия. Та система, которая существовала до недавнего времени и, может быть, еще существует каким-то образом в Индии.
Что такое уважение
00:12:44 То есть это совершенно не то, что имелось ввиду изначально, когда люди чётко понимали свою природу и действовали в соответствии с этим и уважалась индивидуальность, уважалась природа живого существа. Она была чётко проявлена в каждом и эта природа уважалась. Мужская женская природа уважалась, уважались старшие младшие, то есть было всё очень упорядоченно и также уважались разные категории людей, обладающие разной природой.
00:13:32 И что такое уважение – это то, что учитывается разность, учитывается индивидуальность и отношения в соответствии с этой индивидуальностью. Тогда как в Кали-югу - время, в которое мы живём, происходит полное стирание этих границ, то есть непонимание того, что есть индивидуальность, индивидуальная природа и естественно неуважение к этому. И непонимание этих вещей автоматически ведет за собой насилие, потому что насилие это когда не учитывается природа.
00:14:20 И время, в которое мы живём, достаточно грубое в этом плане: нет понимания таких тонких вещей, кроме как такой среднестатистический подход. Ну это как характеристика времени, в которое мы живём, и даже сложно представить, что может быть по-другому. Так было, то есть было вот это тонкое понимание то, что люди разные, и то, что понятно и приемлемо для одного, не факт, что это и для другого.
00:15:20 И очень сложно в то время, в которое мы живём, люди становятся очень грубыми, примитивными достаточно и как говорил Шрила Прабхупада, что простая жизнь - возвышенное мышление. То общество, в котором мы живем, это достаточно сложная жизнь и достаточно примитивное мышление.
00:15:58 Примитивное мышление не в плане сложных технологий или ещё чего-то, а в качестве взаимоотношений, уважения друг друга, понимание разности проявлений жизни, что все разные, что все проявляется по-разному, непонимание что люди обладают разной психологией.
00:16:50 И это не означает, что они “плохие”, “не такие”, немножечко проявляются базовые какие-то потребности у всех одинаковые. То есть наша душа вечна, исполнена знания и блаженства и самой себе и такое умопомрачительное там чувство вины, какие-то комплексы, отсутствие самоуважения или низкая самооценка, - это всё может доходить до тяжелых случаев, но зачастую мы видим очень много проявляется в людях и в самих себе, мы можем это частенько улавливать это.
Непонимание своей собственной природы
00:18:07 Непонимание своей собственной природы, это своего рода погрязание в материи, потому что да, мы не совершенны, это всё определенного рода покрытие, которым покрыто вечное живое существо совершенное, то есть оно покрыто вот этими недостатками или на санскрите они называются «анартхи», или «доши», они есть в аюрведе, но это называется материальное загрязнение.
00:18:54 Но мы не являемся всем этим. Есть другая крайность проявления насилия, когда люди просто принимают себя полностью, принимают свое материальное покрытие себя самого и считают что вот это и есть я. И начинают холить и лелеять все свои узлы, всё своё невежество, гордо это всё пронося над другими. И это называется “полюби себя”.
00:19:42 Но это не есть истинная любовь к себе, это по сути дела также определённое проявление насилия по отношению к своей истинной природе. Потому что проявление насилия означает незнание истинной природы живого существа. Допустим, если вытащить рыбу из воды и она будет задыхаться, но предложить ей всякого рода комфорт, это не сделает её счастливой, это будет насилием по отношению к рыбе.
00:20:25 Но отпустив её в воду, потому что рыбе нужна вода, это означает, что мы даём ей истинное благо. Тоже самое по отношению и к самому себе: давая себе слишком материальные установки и как бы давая себе ещ` больше упрочиться в материи, в своём эгоизме, в своей иллюзии, мы обрекаем себя на дальнейшие страдания.
00:21:00 Так устроен этот мир, что чем больше живое существо погружается в материю, тем больше это сопряжено со страданиями. И такой человек называется «атмаха», то есть убийца души, поэтому кажущуюся благо и добро по отношению к себе, если нет истинного знания, понимания, оно может являться и высшим насилием над душой.
00:21:35 Когда мы начинаем оправдывать себя и оправдывать все свои недостатки, весь свой эгоизм, весь свой такой материализм и раздувать это и давать себе возможность всё больше и больше в этом погрязать.
00:21:57 Для того, чтобы равновесие соблюсти и также упомяну о том, что другая крайность — это когда мы, теоретически считая себя душой, начинаем полностью пренебрегать своей природой. У нас есть еще природа, которая свойственна материальному телу, который является частью вот этой природы, у нас есть ещё тонкое тело. И это всё имеет какие-то свои законы, свои ограничения и свои потребности.
00:22:44 Поэтому мы если претендуем, что мы уже полностью находимся на духовной платформе, но будучи ещё глубоко во всех этих вещах, сдерживающих нас, находясь в материи, и тем не менее мы претендуем на какой-то слишком высокий уровень, и мы можем использовать насилие по отношению к самим себе (какие-то посты, аскезы чрезмерные).
00:23:23 Особенно это относится к тем, кто пребывает в женском теле, то есть тут тоже нужно учитывать эти особенности, поэтому принцип ненасилия обязательно должен сопровождаться знанием. Так как если нет знания, то неизбежно будет проявляться насилие, поэтому это чем мы можем уравновесить этот принцип, как мы можем его поддерживать в нашей жизни, то есть обретая знание.
00:24:10 И как мы говорили и читали на прошлом эфире – самое высшее знание это знание о том, кто я есть о своей изначальной сути, что я есть вечное блаженное всезнающее живое существо, которое является неотъемлемой частью всеобщего целого Верховной личности Бога, с которым я нахожусь в вечных любовных взаимоотношениях. Вот это есть суть и всё, что помимо этого, является невежеством.
00:24:54 И есть вопросы, которые остались ещё с прошлых эфиров по этой теме, в плане о том, о чём мы сегодня говорили. Или новые вопросы, соответствующие нашему разговору, и мы можем перейти к следующему качеству, что у нас сейчас, Анна?
В чём грань между принятием и эгоизмом?
00:25:34 Ведущая: Благодарю Вас дорогая Гуна Манджари, есть вопросы, которые у меня возникли, в том числе прислали нам слушательницы и вот один вопрос такой общий от нас: «В чём эта грань между принятием и этим эгоизмом?»
00:25:47 Гуна Манджари: В чём эта грань между принятием и эгоизмом. Грань как обычно в разуме, потому что разум — это то, что нам позволяет правильно воспользоваться тем, что у нас есть. Поэтому тут важно быть искренним, важно обладать знанием, то есть если у нас нет изначального знания как отличить духовное от материального, то естественно мы будем путаться.
00:26:26 Как в Ведах приводится такой пример, что если вы пошли покупать золото, но вы не знаете его качеств, не знаете, как выглядит золото, что это такое, то вам могут всё, что угодно подсунуть под видом золота, поэтому нужна какая-то база, нужно понимать, что есть наша духовная природа, в чём есть наша благо, в чём проявляется.
00:26:58 Также нужно принятие, понимание себя и своей исходной точки, где я нахожусь, что у меня есть вот это тело, у меня есть эти обстоятельства, эти возможности, и тут нужно здоровое-здоровое состояние такого баланса, чтобы понять, принятие, которое также является смирением своего рода, что у меня есть вот то то и то-то.
00:27:50 Хочу я туда, куда я хочу, и я должен принять себя. Об этом много раз говорят, всё, что угодно под этим соусом предлагается, тут наверное надо с кем-то ещё общаться, кто может помочь в этом плане, потому что другие люди являются зеркалами для нас, когда важно увидеть себя со стороны, потому что мы не можем себя увидеть без зеркала. Поэтому иногда нам нужно такое общение, в котором нам могут помочь определиться кто я, в чём моя потребность.
00:28:48 И также естественно это искренность с самой собой и отсутствие страха, то есть не бояться принять себя таким каким ты есть, и принять свои какие-то ограничения, потому что это не мы на самом деле. Вот умение разделять материю и дух - то, чем мы не являемся, некие наносные вещи. И когда мы понимаем, что мы не есть вот эти наши недостатки, и нам проще принять. Нам проще принять нашу природу и действовать соответственно.
Что значит понять свою природу?
00:29:34 Ведущая: Благодарю Вас за ответ. Да это очень важный момент, о котором вы сейчас сказали, и чтобы тоже развеять остальные вопросы сейчас озвучу такой комментарий: «Добрый вечер. Не совсем поняла, что значит понять свою природу и какую именно природу нужно понять?»
00:29:54 Гуна Манджари: Это конечно вопрос на раскрытие и может быть в дальнейших эфирах мы будем больше говорить, как человеческое общество делится в соответствии с этими качествами присущими от рождения каждому живому существу, но дело в том, что у нас есть духовная природа, о которой мы говорили, то есть кем мы являемся на самом деле, у нас есть природа нашего тела и нашего тонкого тела.
00:30:33 В какой-то степени если астрологические карты смотреть, мы также можем научиться понимать себя, что я за человек, какая у меня материальная природа. И также какое-то понимание в этом дают аюрведа, описывая вот эти виды дош, как они называются, которые влияют на нас: вата, капха и питта, то есть огонь, земля, вода, то есть это 5 видов стихий.
00:31:19 Чтобы не усложнять, это нужно, во-первых, признать, что материя природы существует и определённым образом нас обуславливает и просто наблюдая за собой, изучая о том, чем является эта природа, мы можем понять свой тип психики (это как бы такое самоисследование).
00:31:49 Кстати говоря, на эту тему сейчас много всего. Понять, к кому мы себя можем отнести, какого вида стихия в нас проявлена в большей степени. Допустим, есть люди более быстрые, это в них больше воздуха, быстро более чувствительные, быстро реагируют, быстро двигаются и есть люди, более замедленные в реакциях, есть люди более горячей огненной природы и это всё смешано.
00:32:35 И также есть ещё мужская и женская природа, вот как проявляется мой характер, как проявляется моё тело, какие-то реакции – это нужно всё понять в себе, это нужно учитывать, как говорится, что для одного нектар, для другого яд. То есть когда люди пытаются быть похожими на других или кому-то слепо подражать, то это обычно ничем хорошим не заканчивается, поэтому очень важно свою индивидуальность, свою психофизическую природу. Я думаю, что это объясняет как-то этот момент.
Как мне поступить, если жена ушла к другому?
00:33:26 Ведущая: Да, я согласна, это и есть путь самопознания, по которому мы все двигаемся и который приведет нас со временем к осознанию истинного себя. Спасибо, что вы об этом рассказываете нам. И вот ещё один такой интересный вопрос, раз уж мы говорим про ненасилие. Пришел жизненный вопрос, я бы сказала: «Жена ушла к другому, как мне поступить согласно ведам?»
00:33:54 Гуна Манджари: Тут конечно картина нарисована общими такими деталями и чтобы ответить на этот вопрос, нужно обладать более конкретной информацией. Согласно ведам, обычно ходили к мудрецам, с ними советовались, когда своего разума не хватает, а в тяжелых ситуациях обычно так и происходит.
00:34:45 То есть принимали прибежище у тех, кто может помочь, у кого больше опыта, у кого больше понимания, мудрости, сострадания, с кем есть какой-то контакт. Поэтому тут важно с кем-то посоветоваться, увидеть ситуацию со стороны, больше осознанности, осознать, что произошло, осознать случившееся.
00:35:20 Потому что это общая фраза, иногда она звучит несколько безразлично, но так или иначе всё имеет свои уроки, жизнь это такая школа. И поэтому тут важно понять, что это за ситуация, в чём тут урок, к чему, о чём это говорит, что не просто так. Вот вдруг все-все было хорошо, нормально и на ровном месте это произошло. Определённо были какие-то предпосылки, может быть изначально это был не тот человек, изначально что-то меня ослепило в этом выборе или что-то было в наших отношениях, что каким-то образом к этой ситуации привело.
00:36:29 Поэтому любую ситуацию нужно осознать, поэтому веды они всегда даются в соответствии с тремя принципами: место, время и обстоятельства. Ведический принцип и веды всегда давались с комментариями, то есть не просто какая-то база, данные даются вам и вот с этим живите, а это всегда давалось с каким-то адаптером. Это надо адаптировать к своей жизни и этим были комментарии мудрецов и поэтому любую ситуацию, которая происходит в нашей жизни, её нужно ещё адаптировать. То есть ведическую мудрость ещё нужно адаптировать в соответствии с нашей ситуацией.
00:37:39 Тут важно получить помощь, чтобы кто-то вам помог осознать, если сложно самому, то нужно просить помощи, чтобы помогли осознать ситуацию, увидеть её, что это за урок определённый к вам. И естественно духовная практика, если она есть или её нету, то какой-то запрос к высшим силам, силам судьбы к Верховной Личности Бога также здесь очень уместен, чтобы получить вот этот ответ изнутри или извне, что это за ситуация, как её адаптировать к своей жизни, что это за урок.
00:38:39 У каждого это будет какой-то индивидуальный ответ, я просто ряд примеров могу привести навскидку. О чём этот урок? Либо ли это об излишней привязанности, к тому, чтобы понять природу этого мира, которая не предполагает прибежище для души и люди, казалось бы, самые близкие могут предать, здесь ничто никому не гарантировано.
00:39:35 И сегодня как раз когда я готовилась к этому эфиру, я посмотрела один такой стих из ведических писаний, здесь говорится о том, что, я просто его прочту. Здесь сравнивается счастье в семейной жизни, которое испытывает человек, с каплей воды в пустыне. “Семейная жизнь никого не делает счастливым, по законам ведического общества никто не имеет право пренебрегать своими семейными обязанностями, однако в наши дни очень многие отказываются выполнять эти обязанности и разводятся. Причиной разводов в том, что семейная жизнь приносит человеку множество страданий, иногда доведённый до отчаяния он начинает жестоко обращаться со своими сыновьями, дочерьми и женой, хотя они его очень любят. Это лишь часть их мучений, которым подвергается душа, охваченная лесным пожаром материальной жизни.»
00:40:59 То есть один из уроков, которые даёт данная ситуация. Что такова природа места, в котором мы находимся: всё, что угодно, может подвести. Ну и также естественно множество других, которые существуют наряду с этим, это не означает, что не нужно ничего не делать в этом мире, не нужно как-то зафиксировать свой ум, всё это необходимо сделать и кому как это природнее, естественнее.
00:41:46 На разных уровнях много может приносить посланий та или иная ситуация. Чтобы резюмировать, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что прежде всего вам важно понять о чём эта ситуация, что это за урок, что это за послание, которое принесла вам жизнь, какие выводы вы можете сделать? И как говорится когда мы правильно проходим свои уроки жизнь нам ставит оценку.
00:42:28 Если мы пройдем правильно, то мы получаем хорошую оценку и дальше как говорится вот эта пословица уместна: «Всё, что не делается все к лучшему», ну то есть если мы правильно проходим свои уроки, то конец всегда может для нас быть позитивным и лучшим.
00:42:58 Часто так или иначе приходится общаться с людьми, которые пережили какое-то расставание, подобные ситуации, и конечно они испытывали много беспокойств, потому что само по себе это очень болезненный опыт, и люди конечно же страдали. Но спустя какое-то время, если они проходили этот разрыв правильным образом, были очень благодарны судьбе за то, что оно получилось так, как получилось, что-то лучшее происходило с ними потом.
00:43:54 Ведущая: Я полностью с Вами согласна. Спасибо Вам большое за ответ, конечно это другой уровень жизни, когда ты все испытания на своём пути воспринимаешь как уроки. У нас осталось чуть больше 10 минут, и я тогда предлагаю начать второе качество разбирать, которое вы сегодня хотели.
00:44:14 Гуна Манджари: Вы знаете, Анна, я подумала, что у нас ещё есть вопросы с прошлого эфира, которые также были связаны с темой, о которой мы сегодня говорили, и я думаю, что есть смысл на них обратить внимание, если у нас останется ещё несколько минут мы можем быть упомянем качество, о котором сегодня хотелось сказать. Поэтому думаю, что вот так такая целостная картина. Что вы думаете?
00:44:54 Ведущая: Да, конечно, давайте тогда так и поступим. Сейчас я открою вопросы. С какого вы хотели бы начать или пойдем по порядку.
00:45:05 Гуна Манджари: А давайте по порядку.
Как быть без агрессии в этом полном агрессии и конкуренции мире?
00:45:08 Ведущая: Хорошо, тогда вот первый который у нас сохранился с предыдущего эфира: «Как быть без агрессии в этом полном агрессии и конкуренции мире?»
00:45:19 Гуна Манджари: Да, вот тоже такой уместный вопрос и действительно мы говорили о том, что мы живём в достаточно грубой реальности, и где есть полное непонимание. И поэтому здесь очень важно, во-первых, принять, признать реальность той такой какая она есть. Не просто воображать себя живущим там, где-то не знаю в облаках, а увидеть что осознать, что то есть это именно уровень осознанности когда мы адекватны реальности, понимаем ситуацию в которую мы попали.
00:46:02 И для того, чтобы ответить на этот вопрос я приведу пример из Вед. Когда к одной великой личности (”трансцендентный космонавт” Нарада Муни, путешествует в пространстве, во Вселенной. Он является также и духовным учителем) пришла змея-кобра и она захотела стать его ученицей. И естественно Нарада Муни её принял, он знаток всех живых существ и со змеей тоже нашел общий язык, и она сказала “да”.
00:46:55 И он ей сказал: “Ты естественно хочешь быть моей ученицей, то тогда - принцип ненасилия, ахимса, важно соблюдать”. Так на этом они условились, ещё какие-то наставления она получила.
00:47:17 И через некоторое время приползает такая бедная бледная змея и говорит, что такое дело. В общем, это была ведическая деревня и все понимали, что происходит друг с другом. И она говорит, что как только мальчишки узнали, что я стала твоей ученицей я больше ни к кому не применяю свой яд и так далее, они начали без необходимости просто изводить меня, бросать в меня камни,, то есть потеряли всякий страх и начали издеваться, что мне делать.
00:48:10 Тогда Нарада Муни сказал: “Ты шипи, надувай капюшон, то есть делай вид, но не жалься”. Действовать нужно в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Поэтому и действительно если мы живём в мире, где проявлена агрессия, то в какой-то степени лучше не вовлекаться в это всё, абстрагироваться от агрессивных людей.
00:48:42 И говорится, если это не является нашей прямой обязанностью защищать других от них, то нам лучше не встревать во всё это, особенно если это в семье или ещё как-то, но если не получается, то нужно соблюдать определённую строгость. Был дан совет этой змее “шипеть и надувать капюшон”.
00:49:17 Как-то внешне можно что-то демонстрировать, строгость проявлять - это принцип разума, но не нужно вот эту агрессию впускать вовнутрь. Иначе эта энергия невежества, энергия также огня она все разрушает внутри, оно сжигает наши внутренние состояния, то есть разъедает, разрушает, поэтому вовнутрь эту агрессию впускать не надо, но внешне демонстрировать иногда нужно. И это может быть по-разному, это может быть строгость, сдержанность. Иногда нужно кому-то что-то сказать такое, вот это всё применяется в соответствии с необходимостью.
Что значит уважать природу другого и как быть, если природа другого демоническая?
00:50:19 Ведущая: Спасибо Вам большое за очень важный и глубокий ответ. Вот есть вопрос в чем-то похожий, тоже не могу его не задать: «Что значит уважать природу другого и что делать если она природа другого демоническая?»
00:50:34 Гуна Манджари: Да, это тоже такой важный ещё момент. Дело в том, что ведические писания не рекомендуют людям с разной природой взаимодействовать друг с другом. Та же астрология, когда создавались браки, была необходимость, учитывалась природа юноши, девушки, если она была разной, если у одного демоническая у другого нет, то такие браки не заключались несмотря ни на что.
00:51:18 То есть несмотря на то, что там было внешнее притяжение и другие такие важные аспекты, тем не менее. Но так как мы живем в обществе, где всё достаточно смешано, тем не менее какая-то будет природа всё-таки доминировать та или иная, поэтому все сложно, скажем так.
00:51:46 И поэтому тут два вопроса, что значит уважать природу другого человека – это означает прежде всего её осознавать, потому что если мы думаем, что все другие такие же как и я, в какой-то степени да, как духовные души – да, как живые существа, но все разные также наделены разной природой, поэтому очень важно понимать, что кому-то что-то нравится, кому-то что-то импонирует, отвечает его потребностям. Для другого это наоборот, его может как-то убивать.
00:52:30 И поэтому тут важно принцип осознанности, уважать это значит осознавать, что она разная. Во всяком случае это допускать и не мерять всех по себе. То есть да в какой-то степени уважать нужно всех, как живые существа как духовные, что они также имеют право, как и я имею право на то, чтобы существовать в этом мире и жить так как они считают в соответствии со своей природой.
00:53:12 То есть мы это допускаем, мы даём на это право – это один момент, и другой момент – в соответствии с этой идеей уважать - допустим, природу тигра, также это означает, что мы не лезем к нему с близкими отношениями. Тоже относится к пониманию знанию об уважении разности других живых существ. И когда мы понимаем, что то есть мы избавляемся от такого сильной эгоцентричности когда только я в центре, я не вижу других людей.
00:53:59 Когда мы начинаем видеть и допускать что они разные и я не в центре всего, вот то это как раз и помогает позволяет нам уважать других. То есть действовать в соответствии с их пониманием их природы. Что касается божественной и демонической природы, то если брать ведическую концепцию, то вот это то, что сейчас, о чём много так говорят вот этот абьюз (насилие в отношениях), это есть проявление демонической природы и поэтому это важно понимать, что это существует, важно обладать знаниями.
00:54:50 У нас был целый комплекс эфиров, когда мы рассматривали божественную и демоническую природу, как это проявляется. То есть это важно распознать в других и себе и действовать соответственно, то есть люди разной природы должны как можно больше находиться на дистанции друг от друга, если нет возможности там физической дистанции…
00:55:20 Ну допустим это в одной семье, то во всяком случае важно соблюдать эмоциональную дистанцию, то есть тогда не нужно слишком эмоционально открываться другому человеку с другой природой, такой противоположной, демонической природы. С этими людьми нужно быть очень и очень формальными, то есть нельзя слишком открываться им и эмоционировать с ними, то есть определенные правила взаимоотношений с людьми, в которых сильно проявлена демоническая природа, то есть нельзя близко подпускать во внутреннее.
Как проявляется ненасилие над собой?
00:56:11 Ведущая: Благодарю вас, очень разумный ответ, есть каждому из нас поразмыслить над этим как мы проявляем или пропускаем это насилие в свою жизнь. Вот ещё один вопрос тоже мы сегодня много об этом говорили, но хочется еще чтобы не осталось никаких сомнений и не разрешенных моментов: «Слышала от нескольких лекторов, что ненасилие начинается от ненасилия над собой. Есть ли что-то об этом в Ведах, как это делать правильно, и в чем это должно проявляться?»
00:56:44 Гуна Манджари: Мы ответили на этот вопрос по поводу ненасилия над самим собой. Это внутренняя осознанность, достаточно такой зрелый подход. Когда я начинаю понимать себя, уровень самосознания — это не только что у меня есть теоретическое знание, что я там духовная душа и все остальные тоже.
00:57:34 Тогда, когда я учитываю природу окружающих то есть и себя, то есть я понимаю, я учитываю вот этот аспект природы и нахожусь в знании и поэтому я учитываю свою ограниченность. Вот тем не менее я иду по-духовному пути, давая себе то, что мне нужно для того, чтобы вот это тело, ум, функционировало в таком достаточно адекватном состоянии.. В ведические времена это очень четко учитывалось кому что необходимо, кому что нужно.
00:58:26 И как говорится в Бхагавад гите, что: «лучше несовершенно выполнять свои обязанности, чем совершенным образом выполнять другие.» А сейчас сплошь и рядом все хотят быть кем угодно, только не самим собою, вот из-за этого очень много всяких проблем, сломанная психика.
00:58:52 Поэтому важно к такой целостности подходить, к разумному подходу и это всё такой путь, то есть тут не скажешь в двух словах как это определить, это целый путь, он является проявлением разума. Разум – это такая очень практическая составляющая.
00:59:23 Это не просто разумный человек сидит и вот говорит умные вещи, это человек, который действует правильным образом. Поэтому в соответствии с этим человек обладая знанием, которые даются в абсолютных источниках, и в тоже время обладая понимаем своей индивидуальности, может синтезировать вот это знание со своей индивидуальностью.
01:00:03 Это означает не идти по пути насилия. Не делать насилия над своей материальной обусловленности, материальной природы и в то же время не совершать насилия по отношению к своей истинной природе, своей душе. Поэтому здесь важно совместить вот эти два аспекта.
01:00:36 И опять же ведическая культура она была основана на том, что материальную природу встраивали определённым образом, для нее очень органично. А мы живем в очень неорганичные времена, поэтому нам самим надо себя изучать, взять на себя ответственность за самих себя и в общем встраивать ее таким образом.
01:01:11 Что если она не будет органично встроена, она будет очень сильно мешать нашей цели в жизни, она будет мешать прогрессу духовному также, поэтому это все важно здесь учитывать. Может быть, это звучит как общие слова, но я думаю, что мы будем ещё эту тему раскрывать на следующих эфирах.
01:01:41 Ведущая: Благодарю Вас Гуна Манджари, мне кажется, это такое домашнее задание на познание себя, очень полезно проводить такую ревизию собственных качеств, собственной природы, поэтому спасибо Вам большое! И вот незаметно для меня всегда проходит время наших эфиров. Час пролетает очень быстро, спасибо большое, что делитесь этими знаниями, чувствую впереди у нас много еще ценного и полезного, поэтому будем очень ждать новой встречи с Вами.
01:02:05 Гуна Манджари: Спасибо Вам дорогая Анна и спасибо нашим радиослушателям за этот разговор. То есть в большей степени получился как диалог, то есть мы раскрывали эту тему, раскрывали какие-то темы, связанные с ней. Я желаю всем нам разума и ненасилия. Чтобы и мы были по отношению к другим людям и другие люди по отношению к нам, и ситуация также складывалась благоприятным и мирным образом. Спасибо и до следующих встреч.
01:02:45 Ведущая: Благодарю Вас за ценные пожелания, за общение и до свидания!