Что такое знание. Смирение.
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Ведущая: Доброго вечера пятницы всем дорогим слушателям веда-радио. Лично для меня совершенно неожиданно на календаре возникло 31 декабря. И сегодня у нас получается последний прямой эфир в уходящем году. Поэтому давайте проведём его в тёплой атмосфере обсуждения священного писания и более глубокого знакомства с самим собой. В гостях у нас вновь наш дорогой лектор, психолог Гуна Манджари. Мы обсуждаем божественно-демонические натуры или качества. Ждём ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в ватсапе и Вайбере по номеру телефона +7 900 239-0963. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари.
00:00:51 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
00:00:55 Ведущая: Спасибо большое, что вы сегодня с нами, что мы можем проводить целый год вместе с вами в обсуждении очень важной темы. Потому что мы углубляемся в неё на протяжении уже нескольких месяцев. Интересно узнать, о чём же сегодня пойдёт наша речь.
00:01:10 Гуна Манджари: Спасибо вам, что мы продолжаем наши темы, которые в общем-то очень важны для всех нас - темы о том, как быть счастливыми. И такие основные понятия, которые необходимо усвоить в человеческой жизни: для чего мы живём. Куда мы должны прийти. Что самое важное для человека. И сегодня, накануне нового года, я подумала, что нам нужна новая тема. Я думаю, что это будет в принципе продолжение того, о чём мы говорили - божественные и демонические натуры. Если мы возьмём ведическую философию, психологию, то там всё очень целостно, и одно перетекает в другое, и одно связано с другим. То есть такая целостная картина мира.
00:02:15 Это также можно назвать продолжением наших прошлых тем. И в то же время это будет новый взгляд, новая страница. Сейчас мы уже заканчиваем этот год, но для того, чтобы предварить начало нового года каким-то новым взглядом, ещё одной гранью понимания, сегодня мы начнём такую тему, как «Знание». Так как у нас был вопрос от радиослушателей, я уже не помню, как он звучал дословно.
00:03:15 Идея была о том, как определиться, как понять, отличить истинное знание от неистинного. Вопрос был связан с понятием знания. И мы начали немножко отвечать на этот вопрос. Это очень важная тема. Я думаю, она требует такого отдельного к ней подхода. И тема, которую мы начинаем сегодня звучит так: «Знание равно качество». Это не то, что мне пришло в голову, или я раздумывала и пришла к этому пониманию. Хотя, конечно, можно прийти к подобному пониманию при помощи размышлений, наблюдений над жизнью.
00:04:13 Как обычно, мы уже по традиции обращаемся к источнику понимания, к Верховной Личности Бога, который является конструктором, дизайнером этого мира, того, что мы видим, что происходит вокруг нас. Он является источником всего, вообще источником психологии и каких-то моментов, что нас интересует в нашей жизни в отношениях.
00:05:03 Поэтому я взяла из Бхагавад-гиты, где Верховная Личность Бога Сам рассказывает о мире, в котором мы живём, о различных типах личностей, о качествах. Здесь есть также понимание того, что есть «Знание». Это Бхагавад-гита, тринадцатая глава и тексты с восьмого по двенадцатый. Я сейчас прочту, мы все вместе послушаем о том, что есть Знание. И это не просто чьё-то частное мнение. Один думает, что вот знания - это то. Другой думает, что знание - это что-то другое. Говорится: «У каждого своя правда». Это такие относительные категории.
00:06:03 Почему мы обращаемся к абсолютным источникам? Потому что это было задумано, это источник. Поэтому всегда лучше сверяться, обращаться к оригиналу. Это знание лишено свойственной человеческой природе относительности. Поэтому мы можем сверяться. Иначе мы просто запутаемся: один считает одно знанием, другой считает другое. Как же всё-таки нам это всё совместить и понять, где же истина, на что опираться. Для этого существуют источники Абсолютного Знания, которые исходят из Абсолютного Источника, из Абсолютного плана.
Судьба складывается из того, как мы следуем вселенским законам
00:07:08 Здесь даётся характеристика того, что считается знанием в соответствии с вселенскими законами. Потому что так или иначе, каждый из нас может считать, что знание - это то, знание - это другое. Но тем не менее понимание этих вопросов имеют практическую ценность. Потому что все мы получаем определённую судьбу, определённые ситуации в нашей жизни. И это связано с тем, насколько мы следуем вселенским законам. Потому что само слово «судьба», оно в своем корне имеет слово «суд» . А кто нас судит и за что?
00:08:08 Это связано с тем, что насколько мы понимаем, насколько мы принимаем высшие истины, вселенский закон - в соответствии с этим и складываются наши обстоятельства. Знания и все эти категории, о которых мы говорим - это не просто какой-то уровень философии. То есть ты говоришь одно, я говорю другое, давайте просто поговорим. А это непосредственно связано с нашей жизнью, с нашей судьбой, с ситуациями, которые реальны. Очень часто приходится видеть людей, которые, не понимая всех этих взаимосвязей, задают одни и те же вопросы: «Почему в моей жизни сложилось так? Почему в жизнях других людей по-другому всё складывается? Почему кажется несправедливо или как-то незаслуженно?»
00:09:21 Без понимания того, как взаимодействуют с нами судьба, нам очень сложно разобраться. Мы будем находиться в таком недоумении и как в тёмной комнате, не понимая, что может здесь произойти и почему это происходит. Поэтому очень важно разобраться во всех этих взаимосвязях и понять, что мы живём не сами по себе. Что в основе всего есть определённые законы, понимаем мы их или нет. Незнание закона не освобождает от ответственности. Это есть даже в уголовном кодексе и тем более это есть в высшем кодексе вселенной.
00:10:12 Поэтому, когда у нас есть понимание высшего руководства, высшего контроля над всеми и порядка, который существует, то наша жизнь становится совсем другой. Допустим, когда вы на дороге, вы знаете правила, вы ездите по правилам – меньше аварийной ситуации и меньше опасности, которой вы себя подвергаете. Всё гораздо спокойнее, осознаннее и перспективнее, я бы сказала.
00:11:10 Это такое вступление, потому что не хотелось, чтобы это звучало как догма. Это действительно знание. Оно имеет смысл, оно имеет разумное объяснение, почему нужно соблюдать. То есть не просто каждый остаётся при своём мнении, а есть универсальная позиция относительно всех вопросов. Вот почему это важно знать, и почему важно этому следовать. Итак, я прочту, что же нам говорят о том, что является знанием.
Знание и невежество. Бхагавад-гита 13.8-13.12
00:12:07 अमानित्वमदम्भित्वमहिंसा क्षान्तिरार्जवम् ।
आचार्योपासनं शौचं स्थैर्यमात्मविनिग्रह: ॥ ८ ॥
इन्द्रियार्थेषु वैराग्यमनहङ्कार एव च ।
जन्ममृत्युजराव्याधिदु:खदोषानुदर्शनम् ॥ ९ ॥
असक्तिरनभिष्वङ्ग: पुत्रदारगृहादिषु ।
नित्यं च समचित्तत्वमिष्टानिष्टोपपत्तिषु ॥ १० ॥
मयि चानन्ययोगेन भक्तिरव्यभिचारिणी ।
विविक्तदेशसेवित्वमरतिर्जनसंसदि ॥ ११ ॥
अध्यात्मज्ञाननित्यत्वं तत्त्वज्ञानार्थदर्शनम् ।
एतज्ज्ञानमिति प्रोक्तमज्ञानं यदतोऽन्यथा ॥ १२ ॥
“Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, постоянство, самодисциплина, отказ от того, что приносит чувство наслаждения, отсутствие ложного эго, понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни - это зло, самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и так далее, невозмутимость в счастье и горе, непоколебимая безраздельная преданность Мне (это говорит Верховная Личность Бога), стремление жить в уединённом месте, отстранённость от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины - всё это Я объявляю знанием, а всё прочее называю невежеством”.
Знание – это качества
00:13:09 Итак, здесь мы можем увидеть, что знание - это не просто какая-то теоретическая осведомлённость о разных аспектах. Истинное знание - это качество. И по наличию или отсутствию этих качеств можно судить о том, насколько человек пребывает в знании, насколько он знающий, насколько он невежественен. Несмотря на то, что он может быть очень продвинут в информированности, в наличии большого количества различной информации и теоретических пониманий.
00:14:05 Поэтому это очень важный аспект, что знание - это категория практическая. То, насколько оно отражается в наших качествах. Здесь идёт речь о реализованном знании. “Вигьяна” называется на санскрите. И только это знание приравнивается к тому, что оно является истинным знанием, а не просто информированностью. Я думаю, что мы будем постепенно раскрывать качества, которые здесь перечислены, для того, чтобы мы могли это всё рассмотреть в более глубоком применении всех этих качеств в нашу жизнь.
00:15:13 Здесь в комментарии Шрила Прабхупада раскрывает значение этого стиха, этого утверждения. В связи с этим ещё раз хочу сказать, мы говорили об этом на прошлых эфирах, что сейчас много есть упоминаний - ведическое знание, ведическая психология и ведическая медицина, питание. Много всего, что называется ведическим. На самом деле в соответствии с ведической передачей знаний, знание обязательно должно быть прокомментировано и раскрыто. Раскрыто самореализованной личностью. Иначе есть опасность того, что люди будут понимать это всё на своём уровне.
00:16:24 Очень часто с этим сталкивалась на примере астрологии, той же ведической науки Джйотиш астрологии. Я видела такие ситуации, когда люди читают что-то в астрологических книгах ведических, сейчас к этому есть доступ. И там столько информации, столько данных даётся взаимоисключающих. Допустим человек с таким положением планет будет очень богатым и очень положительным человеком. Также он может быть негодяем, потерять все свои деньги и так далее. Этого очень много в ведических писаниях, такие взаимоисключающие вещи. То есть философский такой подход: тезис, антитезис и синтез.
00:17:40 Там есть тезис и антитезис. Но чтобы сделать синтез нужен кто-то, кто может это всё примирить, раскрыть эту тему в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Поэтому просто получая ведическую информацию без того, что она будет адаптирована человеком, который квалифицирован для этого, разобраться невозможно. Может возникнуть путаница на основе таких, казалось бы, противоречий, которые мы можем встретить, читая Веды. Поэтому очень важно такое раскрытие темы.
00:18:31 Частично я буду обращаться к комментариям. Здесь говорится, что “обусловленная душа томится в клетке материального тела, построенного из 24 элементов. А знание, описанное в этих стихах, открывают ей путь к свободе”. Здесь говорится о том, для чего нам нужно знание, для чего нужны абсолютные категории. То есть не просто один читает одно, другой читает другое. Давайте каждый останемся при своём мнении. Оно звучит вполне миролюбиво. Но идея в том, что это ничего не даст. Каждый останется в пределах своего зацикленного круга, в котором он находится.
00:19:37 И только истинное понимание вещей может дать свободу живому существу, которую все мы так жаждем и ошибочно полагаем, что свободу нам дадут какие-то возможности, материальные вещи в этом мире. В какой-то степени да, это есть. Если у человека лучшее рождение или какие-то ещё вещи этого материального мира - ему проще жить. В этом есть истина, но она очень относительная. Это всё не абсолютные категории.
00:20:43 Да, человек может позволить себе больше, чем другие. В какой-то степени у него больше выбора и больше свободы, скажем так. Но это не абсолютная категория. Всё равно он будет в чём-то ограничен, от чего-то страдать. Потому что таковы неумолимые законы этого мира, о чём мы говорили. Те законы, которые являются нашей судьбой. От слова суд. Поэтому здесь объясняется, что именно в знании, которое характеризуется качествами, вот именно в этой сфере находится наша свобода.
00:21:33 Это знание отразилось во всех традициях духовных. Иисус Христос говорил: «Обрети знание – оно сделает тебя свободным». Это не просто такая фраза эффектная. За этим стоят реальные вещи. Это то, что отличает абсолютное знание от относительного. Относительное - это всё относительные категории. Для кого-то работает, для кого-то нет. Но абсолютное - это то, что реально работает. Это относится к категории практической.
Смирение даёт ощущение свободы
00:22:25 Первое качество, которое мы здесь видим, которое мы прочли - это качество смирение. Здесь объясняется, что также смирение даёт нам ощущение свободы. Казалось бы, наоборот. Смиренный человек представляется таким, мягко говоря, серо-скромно, что-то такое невыразительное. Такое, можно иногда сказать, убогое. То есть тебя пинают, а ты должен быть смиренным. Это всё в категориях относительного понимания. То, как человек может рассматривать это качество.
00:23:40 Здесь в комментарии говорится о том, что “смиренным называют того, кто не стремится к славе и почестям. Материальные представления о жизни заставляют нас искать почёт и уважение. Но для того, кто обрёл совершенное знание и осознал, что он отличен от материального тела, почёт или бесчестие, относящиеся к телу, не имеют никакого значения. Человек не должен гоняться за призраком материального почёта. Не имея никакого представления о законах религии, но желая прослыть религиозным, некоторые люди присоединяются к какому-нибудь культу, последователи которого не соблюдают заповеди религии и затем объявляют себя духовными наставниками.
00:24:37 Чтобы определить, насколько человек преуспел в духовной науке, необходимо руководствоваться определённым критерием. Таким критериям может служить наличие качеств, перечисленных в этих стихах”. Видите, здесь даются не просто какие-то догмы, которые в общем-то известны. Так называемые “религиозные институты”, течения. Здесь даётся объяснение того, что есть знание, а просто: «Следует тому или следуй сему и не задавай вопросов». Здесь объясняется то, как это проявляется в поведении, в психологии, в общении. Это то, что необходимо знать.
00:25:43 Так как мы живём в Кали-югу, время такой деградации и профанации знаний, то многие религиозные пути себя дискредитировали. Но не потому, что там даётся какое-то ложное послание, а потому, что интерпретация не учитывает того знания, которое даётся Самим Высшим Источником, из которого они изошли. Здесь как раз объясняется как на примере взаимодействия, на качественном примере можно понять и определить, что есть истинное знание. И что есть невежество. Это очень важно. То, что современный человек должен для себя постигать.
00:26:46 Мы живём в такое время, где всё деградирует: духовные и, так называемые, духовные пути, их интерпретации тоже. Поэтому нужно всегда обновлять своё понимание и черпать знания из оригинала, из источника. Относительно смирения. Здесь объясняется, говорится, что смирение - это не что-то внешнее. Где ты такой стоишь скукоженный, и тебя можно бить, обижать и что-то ещё. И ты просто это смиренно принимаешь.
00:27:43 Есть даже современный термин, звучащий как «терпило». Когда человек просто такой без стержня внутреннего или очень травмированный, в котором очень много страха, и он просто вынужден терпеть такое несправедливое и унизительное обращение к нему окружающих и окружающей среды. На самом деле истинное смирение здесь рассматривается под совсем другим углом. Здесь можно привести такой как бы знак равенства между смирением и независимостью от окружающей среды.
Негативное толкование понятия смирения
00:28:43 То есть ты не зависим от того, как и что с этим материальным телом, в котором находится душа, происходит. Кстати говоря, это во многом связано с негативным толкованием. Сейчас объясню, что это означает. Очень часто, особенно люди, которые становятся на путь самоосознания, на путь развития, они начинают видеть насколько они не совершенные. Особенно, когда действительно человек идёт по этому пути, то он вдруг начинает видеть все свои недостатки, несовершенства, какую-то ограниченность, что он не может многого сделать. Человек вместо того, чтобы находиться в сознании духовных вещей, он находится в сознании собственных недостатков.
00:29:56 И это его подвергает в апатию, в депрессию, даже угнетённое состояние. Вдруг он обнаруживает, что полон каких-то несовершенств, недостатков. В одной из трактовок, по-моему, из Махабхараты, там есть какое-то количество определяющих того, что является гордостью. И гордость - это не только, когда человек ходит, «задрав нос» и чувствует себя выше других. Но вот это самобичевание также, как ни странно, относится к проявлению гордости. Вот, я такой падший, вот какой-то не такой. Вот это постоянное сидение в собственной незначительности, падшести и несовершенстве тоже относят к категории проявления гордости.
00:31:07 Поэтому в контексте смирения, о котором мы сейчас говорим, которое мы рассматриваем сейчас, можно также применить то, что смирение проявляется в том, что человек себя не отождествляет с проявлениями этого материального тела, материи, которая ограничена сама по себе. И которая да, она несовершенна. Он видит: «Да, у меня есть масса недостатков, но это не есть я». Это также проявление смирения, когда человек не зависает ни в каком из проявлений материального своего существования. В том плане в каком-то полёте, когда благодаря его хорошей карме приходит что-то позитивное, он возносится на гребне волны в силу ситуаций его судьбы.
00:32:19 И также он не находится в депрессивном состоянии, когда этого не произошло в его жизни. Это не делает его зависимым от того, что он взмоет вверх на волне своей судьбы, ситуации. Или, наоборот, он куда-то вниз - его ситуация поместит. Поэтому это и есть в качестве смирения - истинная независимость. Когда человек не зависит от того, как к нему с особым почётом отнесутся или не заметят. Опять же, это невозможно сыграть. Человек будет вынужден действовать под влиянием материи, потому что он не освобождён от этого влияния.
00:33:28 Но понимание знания, что есть истинная свобода от необходимости зависеть от мнения других людей, от ситуации - очень важно чтобы оно было. Само понимание о том, что есть эта свобода уже делает человека достойным для того, чтобы он получил состояние свободы. Потому что ключ находится в знании. Даже если оно не реализовано пока, но если оно истинное, если человек сконцентрирован на истинном понимании вещей, то это уже 50% успеха. «Когда цель определена, видна - она достижима», - есть такое высказывание.
00:34:28 Это то, что касается смирения. Смирение - это не что-то такое со знаком минус или о негативном состоянии. А смирение как раз и связано с этой независимостью. Человек независим. Он не должен огорчаться или расстраиваться, если что-то пошло не так. Или он не обязан буйно радоваться и зависеть от того, как к нему отнесутся. Поэтому это очень важное понимание, аспект знания.
00:35:21 Потому что только человек, находящийся в знании, в понимании истинного положения вещей, будет демонстрировать такое качество, как истинное смирение. Ещё раз подчеркну, потому что с этим термином очень много ассоциаций. Не просто что-то такое поникшее, все его бьют, а он терпит. А смирение, ещё раз подчеркну, непосредственно связано с независимостью и свободой от необходимости реагировать на те или иные моменты в нашей жизни.
00:36:27 Хотя, конечно, внешняя реакция - нам иногда необходимо что-то сделать, проявить какую-то строгость, как-то отреагировать на внешние раздражители. Но это не означает, что внутри это нас очень сильно выбивает из колеи. Тут ещё такой момент хочется заметить. Наверное, достаточно такого монолога с моей стороны. Может быть есть какие-то вопросы, комментарии,чтобы мы могли как-то раскрыть тему, поговорить.
Как не винить других в ситуациях обмана, зависти, препятствий на пути?
00:37:09 Ведущая: Очень интересная тема. Спасибо большое, что вы начали её. Потому что мы раз за разом говорим о важности знания в нашей жизни. Это то, что развивает наш разум, основа нашей жизни. Мне нравится вопрос, который пришёл. Потому что он как раз связан непосредственно с темой, о чём мы сегодня говорили. «Легко помнить о вселенском законе, когда всё хорошо. Но как только сталкиваешься с обманом, жадностью, завистью, препятствиями на пути, по привычке винишь окружающих. Как с этим работать?»
00:37:41 Гуна Манджари: Спасибо за вопрос. Действительно очень уместное наблюдение. Потому что это так и есть. На самом деле практика йоги (мы знаем есть восьмиступенчатая аштанга йога) там говорится, во-первых Яма-Нияма - чему мы должны следовать, чему мы не должны следовать. Разные принципы там приводятся. А йога как раз необходима для того, чтобы вселенские законы мы могли воспринять. И следовать им, чтобы человек мог эволюционировать в своей жизни.
00:38:47 Это всё необходимо. То есть для чего мы должны следовать этим принципам? Что-то принимать в свою жизнь, что-то отвергать из своей жизни. Например, принцип ненасилия важен. Для того, чтобы уравновесить свой ум нам необходимо следовать определённым принципам. Также йога, нам известная в наше время, хатха-йога - это различные асаны. Прежде всего их предназначение было в том, что они могли уравновешивать ум. В основном это была не столько физическая составляющая, хотя это тоже важно и это как “побочный продукт” йоги.
00:40:00 Но основная идея была в том, чтобы уравновесить ум. Потому что жизненные потоки стабилизировались во время всех этих асан. Там основная идея не физическое развитие. Основная идея в том, чтобы уравновесить свой ум. Поэтому очень важно иметь уравновешенный ум. Когда возникают какие-то стрессовые ситуации, действительно не так просто практиковать йогу, не так просто действовать в соответствии со вселенским законом. Только может быть на уровне уже освобождения, на уровне святости или подходу к этой святости.
00:41:00 Для человека уже не имеет никакого значения, где он находится и всё, что происходит в его жизни - оно так или иначе двигает его вверх, вперёд и всё ему, как говорится, во благо. Но в нашем состоянии, когда мы пока практиканты, действительно, будут нас выводить из равновесия какие-то деструктивные ситуации. Поэтому, во-первых, очень важно понять этот момент, очень важно не имитировать уже высший уровень, которого мы ещё не достигли.
00:41:57 Но понимать, в чём он. И понимать, принять своё какое-то несоответствие, дать себе возможность что-то пережить и принять свою эмоциональную реакцию, успокоиться, прийти в себя. Смиренно принять, что да, к сожалению, я ограничен (ограничена) в том, чтобы так или иначе взаимодействовать с этим миром и следовать высшему пути. Но тем не менее осознав, поняв это, успокоиться и идти дальше без идеализации себя, ситуации и того, как это должно работать. Поэтому тут важно понять эти все моменты, идти дальше.
00:43:00 Это делает нас непотопляемым. Когда мы где-то несовершенны, где-то спотыкаемся, падаем. Но идея в том, чтобы подниматься, а не просто продолжать лежать. Если споткнулись или с чем не справились - с какой-то ситуацией. Это важно понять. Другой момент - важно использовать разум, насколько возможно. Если есть возможность и это не является какой-то необходимостью для нас, мы можем ограждать себя от каких-то ситуаций, которые нас приводят к деструкции.
Как вести себя с мамой, если я не могу уделять ей много внимания и мне стыдно?
00:43:56 Ведущая: Благодарю вас. Очень важный ответ безусловно. Мне нравится выражение, утверждение, что нет потерь на духовном пути и всё, что с нами происходит - это огромное благо. Вот как раз на примере можно разобрать это качество, в том числе смирение. У меня вопрос такой: «Что делать с внутренним раздражением на маму. Отношения хорошие, мама у меня замечательная, очень меня любит. Но временами - эта любовь меня как бы душит. Мне кажется, что она очень ждёт внимания и счастья от меня. А во мне почему-то всё сопротивляется этому. Даже, когда появляются свободные часы, проводить время с ней мне не хочется. Повторяюсь, мама у меня замечательная. Живём вместе, каждый день разговариваем. Но при её просьбах больше гулять с ней или куда-то ходить появляется лишь раздражение, от которого очень стыдно внутри. Как вести себя правильно в такой ситуации? Спасибо большое».
00:44:48 Гуна Манджари: Да, это вот такой уже вопрос ситуативный. Кстати говоря то, что мы прочли здесь о критериях знания. Сейчас я найду, где говорилось «отсутствие привязанности к детям, жене и дому». Как раз говорится о привязанности к жене. Тут в какой-то степени противоположно. Здесь как раз говорится о привязанности. Привязанность - это не означает отсутствие тепла, заботы, какого-то отношения очень личностного.
00:45:45 Но здесь говорится об отсутствии привязанности. Вот то, о чём написала наша слушательница, со стороны её мамы - это как раз и есть вот эта характеристика привязанности. Когда есть чрезмерная привязанность, некий процент всё равно существует в жизни людей, это необходимость. Но, когда она чрезмерная привязанность, она начинает душить окружающих. И люди подспудно это чувствуют. Несмотря на то, что есть тепло и очень такие близкие отношения. Но когда есть вот эта привязанность со стороны окружающих, близких людей - это всегда действует несколько так удушающе.
00:46:47 Это то, что нарушает нашу (сейчас об этом модно говорить) границу, скажем так, в современных терминах. Есть определённая независимость живого существа. Господь, Верховная Личность Бога, Он никогда не нарушает эту свободу нашей независимости. Поэтому мы можем пробовать всё, что угодно в этом мире. Мы находимся в материальном мире, а не с Ним, потому что мы независимы. У нас есть наша свобода выбора. Независимость – это непреложное качество или такое составляющее души, что у неё есть её независимость
00:47:52 Поэтому, когда мы начинаем чувствовать от окружающих, что они претендуют на эту независимость нашу, непреложную – это, конечно, вызывает у нас состояние отторжения. Нам хочется как-то дистанцироваться, чтобы сохранить свою свободу внутреннюю. Это необходимое наше составляющее. Поэтому это надо понимать в себе. И это надо, как это сказать, не то, что мы должны испытывать стыд в себе по этому поводу. Это естественно происходит с любым человеком. И это произошло бы с вашей мамой, если бы вы вот так претендовали на её эту свободу. Она то же самое бы почувствовала в отношении вас. Это естественная реакция.
00:48:58 Поэтому нужно понять, что это существует со стороны вашей мамы. И в то же время нужно принять всё позитивное, что есть. И спокойно, без драмы дать себе право на то, что у вас есть ваша эта свобода. Маме можно спокойно это всё объяснить на её языке. “Я тебя очень люблю. Я счастлива с тобой гулять. Ну вот сейчас у меня есть какое-то моё время, я просто хочу отдохнуть”. Тут индивидуально у каждого человека свой язык. В отношениях есть свой язык, которым мы можем просигнализировать то и другое. А что мы хотим дать знать.
00:50:00 На мой взгляд основной момент, что нашей слушательнице самой важно принять право на свою внутреннюю свободу. Что это нормально, что это естественно для любого живого существа и для вашей мамы тоже. И когда вы себе дадите это право без чувства вины или какого-то негативного осадка, то вы сможете это своей маме просигнализировать, дать её об этом знать. “Люблю тебя, всё как прежде у нас. Ты же меня тоже любишь. И для того, чтобы я себя чувствовала ресурсно, нормально, мне нужно время с собой. Или время для того, что были какие-то у меня планы”. И так далее.
00:51:05 То есть люди не могут быть счастливы, если они просто “вросли” друг в друга. Также в ведах есть определение счастья. Оно где-то созвучно определению свобода. Счастье не может существовать без этого понятия свободы. Если кто-то вашу свободу полностью узурпировал – вы не можете быть счастливы. Даже если это какие-то тёплые, любовные отношения. Истинная любовь это духовное понимание. Так или иначе в отношениях она даёт вот это состояние свободы. Когда она есть - тот человек ощущает эту свободу.
00:52:03 Но привязанность - это такой суррогат любви. Она как раз даёт вот эту несвободу и ощущение какой-то тесноты в этих отношениях и желание куда-то отстраниться, дистанцироваться, потому что это неестественно. Поэтому понимание того, что есть «истинные отношения, истинная любовь» - через свое внутреннее понимание мы сможем окружающим донести эту идею. Они не будут обижаться, это не будет иметь какой-то горький вкус. Наши отношения оздоровятся. Это будет полезно и вам и вашей маме. Когда она поймёт какие-то истинные границы, и что это никак не связано с тем, что вы её меньше любите или ещё что-то. Наоборот - это ваши отношения сделает более тёплыми, более здоровыми.
Почему так сложно применять знания в жизни?
00:53:26 Ведущая: Благодарю за этот ответ. Он действительно во многом универсален для подобных ситуаций. Они всегда возникают в отношениях. Ещё успеем немного разобрать вопросов. Вот такой, в чём-то глобальный. Но я думаю так или иначе задавались все, кто идут по духовному пути. «Почему так сложно применять знания в жизни? Так много уже знаем, а сердце не меняется!».
00:53:50 Гуна Манджари: Потому что знание - это категория практичная. Оно непосредственно связано с разумом. А разум - категория практики. Кстати говоря, ведическая философия тоже объясняется, что ум находится под влиянием гуны благости. Благость - это высшее составляющее природы. Благость сам по себе пассивна. Также как и невежество. Но одно от другого отличает знание. Страсть - активный компонент природы, заставляющий нас действовать.
00:54:54 Поэтому разум находится под влиянием гуны страсти. Очень часто задают этот кажущийся противоречивым вопрос: “Почему ум, который находится в подчинении разума, и он находится в более низшей категории? Разум – это более высшая категория развития. Почему ум находится под влиянием благости, а разум в категории страсти?” Потому что разум - это активная составляющая. Человек должен обязательно действовать в знании. Поэтому очень многое зависит от практики. Здесь в этом комментарии к стиху говорится о том, что самое важное качество из всех перечисленных - это безраздельная преданность Мне, то есть Верховной Личности Бога. Здесь говорится о духовной практике.
00:56:08 Также говорится о том, что тот, кто эту практику производит - в том эти качества и проявляются. Очень сложно говорить в общих категориях, потому что я думаю, что у всех индивидуальна его задача, в чём он остановился, в чём он не двигается. Поэтому, это всё находится в области практики. Это всё гораздо сложнее, чем просто теоретические знания и понимания. Оно же так достаточно легко - мы почитали узнали: «Я - не это тело. Я – душа» И всё такое. И все другие тоже души, и все мы - вечные частицы Верховной Личности Бога. Понятно всё. Когда мы начинаем взаимодействовать друг с другом - всё гораздо сложнее.
00:57:20 Но как раз наше развитие именно в практике, в том, что мы принимаем ситуацию. Иногда люди, которые практикуют, они бывают чрезмерно требовательны к себе. Как мы говорили, проявляется какой-то чрезмерный перфекционизм, идеализм. То есть, когда мы читаем о каких-то возвышенных людях, развитых – о святых, о йогах и начинаем сравнивать с собой, нам кажется, что ничего не меняется. Но когда мы сравниваем себя прошлого с тем, что происходит сейчас с нами, то мы можем увидеть, что определённая разница есть.
00:58:18 Здесь может быть как-то научиться по-другому смотреть на ситуацию. Как мы сегодня рассматривали, что смирение проявляется в том, что мы учимся принимать то, что у нас есть в жизни. Не отождествляем себя со своим уровнем. И понимаем, что на самом деле всё гораздо более позитивно. В общем-то всё позитивно по большому счёту. Просто мы этого не видим. Мы смотрим под определённым углом. Я не знаю, насколько это конкретно отвечает на вопрос. Это больше в философском аспекте.
Что делать, если есть страх не справиться с высокими духовными стандартами?
00:59:22 Ведущая: Спасибо. Мне всегда нравится пример. Если подняться над землей, то сразу перестаёт виден быть какой-то мусор, погрешности, которые видны нам здесь. И также вы говорите о расширении сознания, к которому нам стоит стремиться. И последний вопрос на сегодня озвучим. Потому что, мне кажется, он очень важный для тех, кто только начинает свой путь духовный или идёт по нему. «Здравствуйте. А если есть страх не справиться с высокими духовными стандартами, что делать?»
00:59:53 Гуна Манджари: Очень важно быть адекватным ситуации. Есть определённый алгоритм и, знаю, многие приводят его в пример. Он где-то похож на то, как управляют лошадьми или лошадью. Есть поводья, которыми её контролируют. Поводья не должны быть сильно натянутыми, потому что лошадь взбрыкнёт. Так же они не должны быть сильно расслабленными, потому что она начнёт брести туда, куда ей захочется. Эта такая аналогия. Она, кстати связана с нашим умом, который и сравнивается в Бхагавад-Гите. Есть даже картинка, он сравнивается с такими необузданными лошадьми.
Внутренняя осознанность своего положения - одно из необходимых составляющих
01:01:00 Здесь не общих рецептов. Каждый для себя определяет, где его какой-то стандарт, где его ситуация, чтобы быть немножко так в тонусе. Но в то же время не перетянуть эти поводья. И постепенно человек тренирует свой ум также, как он тренирует своё тело. Если оно у нас нетренированное, мы не можем сразу взять какую-то нагрузку спортсменов или людей в хорошей физической форме и начать с неё. Естественно мы надорвёмся, и будут проблемы у нас. Мы берём адекватную, соответствующую своему положению нагрузку и потихонечку мы её увеличиваем.
01:02:02 Определить ту порцию, которую нам нужно взять - это мы только сами можем. Здесь, конечно, не работает момент сравнивания себя с другими. Вот мы видим, что те могут это, а другие могут это. И мы начинаем такое слепое сравнивание себя. Опять же недостаточно смирения или принятия той ситуации, в которой мы находимся - это может нас конечно [неразборчиво] для себя стандартами. Они становятся достаточно практичными в нашей жизни, и мы легко с ними справляемся. Мы постепенно увеличиваем нагрузку. Это момент внутреннего менеджмента.
01:03:05 Не сравнивать себя с окружающими. Потому что все в разных уровнях. У них тоже был какой-то долгий путь [неразборчиво] То есть за всем мы видим только внешнюю сторону вопроса. Идея в том, чтобы подходить к этому более глубинно, более глубоко понимая, что за всем, что мы видим, за всеми успехами есть какой-то путь. Это не просто так свалилось, как-то поверхностно. Это делает нас осознанными, и мы начинаем понимать свой путь, как мы будем идти.
01:04:05 Наше видение становится интровертивным. То есть мы меньше на окружающих ориентируемся, больше внутрь себя, на свой уровень. Это также необходимо для того, чтобы развиваться на духовном пути. Это одно из необходимых составляющих – внутренняя осознанность.
01:04:34 Ведущая: Благодарю вас. Мне кажется, я теперь знаю, что пожелать, что попросить у Бога в наступающем новом году - как раз этой внутренней осознанности, стремления углубляться внутри. Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари, за сегодняшнюю встречу, за удивительный год в изучении этой темы: «Божественные и демонические натуры» Очень здорово, что мы в каком-то смысле её продолжили и начали новую тему: «Знание». То, что будет нас поддерживать в наступающим году. Я благодарю Вас за это общение, оно всегда вдохновляло и поддерживало меня и наших слушателей. Поэтому не прощаемся с Вами и будем очень рады слышать вас вновь в наступившем уже новом году.
01:05:15 Гуна Манджари: Спасибо вам, дорогая Анна, за такую поддержку лично от вас я получаю, и от наших слушателей тоже, в понимании, которое мы все вместе пытаемся раскрыть для себя, понять. Спасибо нам всем и нашим радиослушателям за то, что вы вместе с нами. Мы помогаем друг другу в вопросах самосознания. Я желаю всем нам развиваться, идти по этому пути, чтобы он был как можно для нас проще и безоблачнее. И чтобы ситуация в мире и в жизни наших слушателей способствует этому. Чтобы было как можно больше шанти - покоя ума. И внешнего, и внутреннего, который позволяет развиваться и идти по пути духовного прогресса. Также в любом случае чтобы самое лучшее, самое высшее знание сопровождало наших слушателей, всех нас. До встречи в следующем году.