Ниямаграха - злоупотребление или небрежение правил

АудиоВеда - 05 апреля 2021
Два вида правил: видхи и нишедхи (предписания и запреты). Нахождение на своём месте. Абсолютные и относительные правила. Три категории карма, джнана и бхакти. Карма-канда. Джнана-канда. Бхакти-канда.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:23:28 | качество: mp3 64kB/s 10 Mb | прослушано: 61 | скачано: 122 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ниямаграха - Чрезмерное внимание к соблюдению обязанностей и ограничений, или неразумное пренебрежение ими.

Два вида правил: видхи и нишедхи (предписания и запреты)

00:00:13 Существуют два вида ниям (правил) — это видхи, предписания и нишедхи, запреты. К предписаниям относится всё, указанное в качестве долга, а запреты — это все обоснованные ограничения. Оба вида правил очень полезны для живых созданий.

00:00:41 Даже оказавшиеся очень низко, пребывающие во власти иллюзии души могут достичь очень возвышенного положения; между этими двумя уровнями расположено множество других. Каждый из них можно уподобить ступеньке при постепенном подъеме вверх, и каждая из этих последовательных ступеней есть отдельный уровень, новый шаг в развитии.

00:01:14 Каждой из этих последовательных ступеней соответствуют свои обязанности и запреты. Когда бы некое живое создание ни восходило на какую-то ступень, оно обязано следовать правилам, принятым на этой ступени. Соблюдением данных предписаний достигается право взойти на следующую ступень, в случае же неспособности к такому подъему идущий опускается на предыдущую: это называют падением. Достижение следующей, более высокой ступени, известно как восхождение, духовный успех.

Нахождение на своём месте

00:02:03 Надлежащее следование правилам своего уровня называют “соблюдением своих предписанных обязанностей”, иначе говоря, данный человек “находится на своем месте”. Эта устойчивая верность своему естественному положению есть то же, что и праведность, а отклонение от естественного для человека положения называют неправедностью.
Нет иных праведности и неправедности помимо этих.

00:02:39 Вот почему Господь Кришна давал следующие поучения Уддхаве
Шримад-Бхагаватам 11.21.2:
स्वे स्वेऽधिकारे या निष्ठा स गुण: परिकीर्तित: ।
विपर्ययस्तु दोष: स्यादुभयोरेष निश्चय: ॥ २ ॥

све све ‘дхика̄ре йа̄ ниш̣т̣ха̄ са гун̣ах̣ парикӣртитах̣
випарйайас ту дош̣ах̣ сйа̄д убхайор эш̣а ниш́чайах̣

Шримад-Бхагаватам 11.21.7:
देशकालादिभावानां वस्तूनां मम सत्तम ।
गुणदोषौ विधीयेते नियमार्थं हि कर्मणाम् ॥ ७ ॥

деш́а-ка̄ла̄ди-бха̄ва̄на̄м̇ вастӯна̄м̇ мама саттама
гун̣а-дош̣ау видхӣйете нийама̄ртхам̇ хи карман̣а̄м

00:02:56 «Устойчивую верность своему естественному положению провозглашают истинной праведностью, в то время как отклонение от естественного положения называют “отсутствием благочестия”; вот как одно отличается от другого.»
«О безгрешный Уддхава, с тем чтобы ограничить мирскую деятельность, Я установил, что праведно и неправедно во всем существующем, включая время, пространство и любые физические объекты».

Абсолютные и относительные правила

00:03:35 Предписания и запреты подразделяют еще на две категории — абсолютные и действующие в зависимости от тех или иных условий. Живое существо — это чистый дух; предписания и запреты, связанные с изначальным положением живого существа, являются абсолютными правилами. Но если живое существо не сознает своего духовного положения и согласно принять ту видимость, что создает для него энергия заблуждения, оно запутывается в этом мире — мире ложной видимости. Существует много видов такой иллюзорной видимости, но изначальное положение живого существа одно, и второго такого не существует.

00:04:35 В вечном состоянии живого существа према — это единственное имеющееся предписание и зависть — единственный существующий запрет. Эти предписание и запрет соответствуют вечной природе души. Живое существо, полное премы и лишенное зависти, подобно сокровищнице вечной расы. Хотя и говорят о пяти существующих разновидностях расы, в то же время они — единая и неделимая духовная истина. Едва ли нам следует обсуждать здесь правила, действующие на этом уровне. Необходимо лишь понять, что данное состояние есть извечное положение живого существа.

Три категории карма, джнана и бхакти

00:05:32 Хотя в обусловленном состоянии живого создания на него распространяются различные виды правил, все существующие ступени могут быть разделены на три основных категории. Согласно Ведам, “Бхагавад-гите” и смрити, три этих основных категории известны как карма, джнана и бхакти. Для каждой из них определены свои предписания и запреты.

00:06:06 На уровне кармы предписаны правила варнашрамы, десять дополнительных самскар и десять установленных молитв.
Запрет распространяется на грехи и дурные наклонности.

00:06:23 Для уровня джнаны предписаны санньяса, отреченность и бесстрастие, а также размышление о различиях материи и духа.
Запрещаются деятельность ради достижения мирских результатов, недозволенные поступки и привязанность к физическим наслаждениям.

00:06:47 На уровне бхакти предписаны беспристрастие, принципы поведения, благоприятные для воспитания преданности, следование обязанностям и ограничениям уровня джнаны и развитие преданного служения путем соблюдения этих обязанностей и ограничений.
Запрет касается всех видов деятельности, противопоставляющих человека Господу, джнаны, ложно понятой отреченности, привязанности к мирским удовольствиям, отказа от деятельности, а также философии, уводящей от преданного служения.

Карма-канда

00:07:32 Когда пребывавшая во власти иллюзии душа поднимается вверх, оставляя позади низменные наклонности и греховную деятельность, она достигает уровня карма-канды. Долг человека на этом уровне — следовать варнашрама-дхарме и стремиться к уровню джнаны. Ему нельзя отвергать варнашраму до тех пор, пока, путем размышления о различиях духа и материи, а также глубоких рассуждений о природе ложного эго, он не достигнет отреченности от мирских деяний; в противном случае он окажется во власти греха. По достижении же подобной отреченности его возросшие способности позволят ему избавиться от привязанности к действиям ради мирской выгоды. Сохраняя верность правилам карма-канды, он не сможет продвигаться далее.

Джнана-канда

00:08:44 Обязанность человека, достигшего уровня джнана-канды — оставаться сосредоточенным на знании. До тех пор, пока он не ощутил вкус преданного служения, ему важно следовать правилам джнана-канды. Лишь с появлением у него способностей к преданному служению он отвергает приверженность джнана-канде; в противном случае, повинный в ниямаграхе, он не сможет продвигаться далее.

00:09:20 Как отмечает Шримад-Бхагаватам 11.20.9:
तावत् कर्माणि कुर्वीत न निर्विद्येत यावता ।
मत्कथाश्रवणादौ वा श्रद्धा यावन्न जायते ॥ ९ ॥

та̄ват карма̄н̣и курвӣта на нирвидйета йа̄вата̄
мат-катха̄-ш́раван̣а̄дау ва̄ ш́раддха̄ йа̄ван на джа̄йате

00:09:29До тех пор, пока человек не пресыщен деятельностью ради мирской выгоды и не пробудил в себе любви к преданному служению путем шраванам киртанам вишнох, ему следует действовать согласно нормам и правилам, указанным в Ведах”.
Шраддха (вера), есть единственный показатель уровня бхакти.

00:09:57 Как сказано в Шримад-Бхагаватам 11.20.31:
तस्मान्मद्भ‍‍क्तियुक्तस्य योगिनो वै मदात्मन: ।
न ज्ञानं न च वैराग्यं प्राय: श्रेयो भवेदिह ॥ ३१ ॥

тасма̄н мад-бхакти-йуктасйа йогино ваи мад-а̄тманах̣
на джн̃а̄нам̇ на ча ваира̄гйам̇ пра̄йах̣ ш́рейо бхавед иха

00:10:05Вот почему для преданного, увлеченного исполненным любви служением Мне, разумом сосредоточенного на Мне, развитие знания и отреченности обычно не означает достижения высочайшего совершенства”.

Бхакти-канда

00:10:24 Храм кришна-премы расположен на высочайшей вершине Голоки Вриндаваны, и с тем, чтобы достичь этой вершины, душе нужно преодолеть четырнадцать миров карма-канды, Вираджа-Брахмалоку джнана-канды, а потом подняться выше Вайкунтхи. Постепенно отказываясь от привязанности к карме и джнане, она обретает способность к бхакти, а затем, поднявшись по ступеням бхакти, оказывается у дверей храма премы.

00:11:04 Шраддха есть единственное, что предписано для людей, утвердившихся на уровне бхакти. По мере того, как нежелательные привычки, анартхи, искореняются благодатью преданного служения, совершаемого под покровительством гуру и садху, эта шраддха преобразуется в преданное служение с непоколебимой верой, ништхой. По мере дальнейшего искоренения анартх с уровня ништхи преданный восходит на уровень ручи (вкуса), от ручи поднимается к асакти (привязанности), от асакти — к бхаве (чувству). Когда бхава в форме рати, любви, смешивается с другими необходимыми составляющими, она становится расой.

00:12:06 Шримад-Бхагаватам 11.14.26 сообщает:
यथा यथात्मा परिमृज्यतेऽसौ मत्पुण्यगाथाश्रवणाभिधानै: ।
तथा तथा पश्यति वस्तु सूक्ष्मं चक्षुर्यथैवाञ्जनसम्प्रयुक्तम् ॥ २६ ॥

йатха̄ йатха̄тма̄ паримр̣джйате ‘сау
мат-пун̣йа-га̄тха̄-ш́раван̣а̄бхидха̄наих̣
татха̄ татха̄ паш́йати васту сӯкш̣мам̇
чакш̣ур йатхаива̄н̃джана-сампрайуктам

00:12:15Когда больные глаза лечат целебной мазью, к ним постепенно воз-вращается способность видеть. Подобным же образом и разумное живое создание очищается от мирской скверны путем слушания и чтения благословенных повествований о Моей славе, и к нему возвращается способность видеть Меня, Абсолютную Истину, в Моей тонкой духовной форме”.

00:12:48 Шрила Рупа Госвами так пишет об этом в “Бхакти-расамрита-синдху”:
а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ‘тха бхаджана-крийа̄
тато ‘нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣т̣ха̄ ручис татах̣
атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати
са̄дхака̄на̄м айам̇ премн̣ах̣ пра̄дурбха̄ве бхавет крамах
̣

00:12:55Первое условие — наличие у человека стремления осознать свою истинную духовную суть; это стремление побуждает искать общения с духовно возвышенными людьми. На следующей ступени получают посвящение от истинного духовного наставника, и по его указаниям ново-обращенный вайшнав делает первые шаги в преданном служении Господу. Воздавая такое служение под руководством духовного учителя, он освобождается от всех материальных привязанностей, достигает устойчивого осознания своей истинной сути и обретает вкус к слушанию о Шри Кришне — Абсолютной Личности Господа. Этот вкус ведет его дальше — так он обретает привязанность к сознанию Кришны, достигающую зрелости в бхаве — первоначальной ступени нематериальной любви к Богу. Полностью раскрывшуюся любовь к Господу называют премой, высочайшей ступенью жизненного совершенства”.

00:14:18 Процесс садханы-бхакти включает четыре различных стадии — шраддху, ништху, ручи и асакти. Пройдя эти четыре ступени, преданный достигает уровня бхавы и оказывается на пороге премы. В зависимости от уровня веры на каждой из этих ступеней действуют свои особые правила. По мере того, как человек превосходит один уровень и достигает следующего, ему надлежит действовать по правилам нового уровня, отказываясь от прежних норм. Не сумевшие отказаться от правил прежнего уровня связываются ими, словно цепями: эти цепи мешают их дальнейшему росту.

00:15:16 Все правила, предписанные на любом из уровней преданного служения, подчинены одному главному правилу. “Падма Пурана” формулирует его так:
смартавйах̣ сататам̇ виш̣н̣ур висмартавйо на джа̄тучит
сарве видхи-ниш̣едха̄х̣ сйур этайор эва кин̇кара̄х̣

00:15:30 “Вечная обязанность — помнить о Кришне: все прочие упомянутые в шастрах предписания исходят из этого главного положения. Следует никогда не забывать Кришну; все прочие упомянутые в шастрах запреты исходят из этого главного запрещения. Храня, по мере своего продвижения, в памяти это главное предписание, вайшнав отвергает привязанность к нормам прежнего уровня, руководствуясь предписаниями следующего. В противном случае он подвержен ниямаграхе и не может достичь следующей ступени. Развивающему преданное служение важно всегда помнить об этом.

00:16:26 Заключительная часть “Хари-бхакти-виласы” содержит особое наставление по этому поводу:
кр̣тйа̄нйета̄ни ту пра̄йо гр̣хин̣а̄м̇ дханина̄м̇ сата̄м
ликхита̄ни на ту тйакта париграха маха̄тмана̄м

00:16:35Все виды деятельности, указанные “Хари-бхакти-виласой”, по преимуществу предназначены для домохозяев и богатых вайшнавов. В ней нет никаких предписаний для тех, кто отрекся от мира”.

00:16:53 Также, в конце “Хари-бхакти-виласы” указывается:
аваш́йам̇ та̄ни сарва̄н̣и теш̣а̄м̇ та̄д р̣ктва сиддхайе
пра̄г апекш̣йа̄н̣и бхактир хи сада̄ча̄раика са̄дхана̄

00:16:58Хотя правила для давших обет отречения и не изложены в этой книге, все же пусть они следуют указанным правилам, с тем чтобы продвигаться по пути к совершенству”. Надлежащий образ жизни для них — тот, что был избран отреченными садху. Ему одному и должно следовать.

00:17:25 Первый признак человека, достигшего шраддхи — преданность стопам Господа Кришны. Существует две разновидности такой преданности — свойственная домохозяевам и присущая санньяси, отрекшимся от мира. “Шри Хари-бхакти-виласа” описывает правила, рекомендованные для домохозяев; вот почему в ней предписаны такие обряды, как Шива-чатурдаши. Преданный, давший обет отречения, следует лишь обрядам, предписанным для санньяси.

00:18:07 Как домохозяин, так и отреченный санньяси становятся чистыми преданными душами, продвигаясь по пути садханы. При этом предписания, которыми они руководствуются, лишь в малой степени отличны друг от друга. Благодаря продвижению в садхане они достигают полной преданности.

00:18:35 Об этом сказано в Шримад-Бхагаватам 11.18.28, в Хари-бхакти-виласе 20 и, опять-таки, в Шримад-Бхагаватам 11.20.36:
ज्ञाननिष्ठो विरक्तो वा मद्भ‍क्तो वानपेक्षक: ।
सलिङ्गानाश्रमांस्त्यक्त्वा चरेदविधिगोचर: ॥ २८ ॥

джн̃а̄на-ниш̣т̣хо виракто ва̄ мад-бхакто ва̄напекш̣аках̣
са-лин̇га̄н а̄ш́рама̄м̇с тйактва̄ чаред авидхи-гочарах̣

(Шримад-Бхагаватам 11.18.28)

00:18:58 «Ученый джнани, отрекшийся от всего внешнего и посвятивший себя развитию знания, и Мой преданный, отрекшийся даже от стремления к освобождению — и тот и другой не заботятся об обязанностях, связанных с внешними ритуалами и окружением. Вот почему их поведение — вне сферы обязанностей и запретов.»

00:19:26 эка̄нтита̄м̇ гата̄на̄нту ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаран̣а̄бджайох̣
бхактих̣ сватах̣ праварттета тад вигхнаих̣ ким̇ врата̄дибхих̣

(Хари-бхакти-виласа 20)

00:19:27Когда человек стал чистым преданным Господа, преданность сама собой утверждается в его сердце. Зачем же тогда соблюдать ритуалы? Они — не более чем помеха его преданному служению”.

00:19:44 न मय्येकान्तभक्तानां गुणदोषोद्भ‍वा गुणा: ।
साधूनां समचित्तानां बुद्धे: परमुपेयुषाम् ॥ ३६ ॥

на майй эка̄нта-бхакта̄на̄м̇ гун̣а-дош̣одбхава̄ гун̣а̄х̣
са̄дхӯна̄м̇ сама-читта̄на̄м̇ буддхех̣ парам упейуш̣а̄м

(Шримад-Бхагаватам 11.20.36)

00:19:45Мирские благочестие и греховность, происходящие из мирских представлений о добре и зле, никогда не встречаются у Моих чистых преданных: свободные от любых страстей, они всегда и во всех обстоятельствах неколебимы в сознании духа. Воистину, такие преданные достигли Меня, Всевышнего Господа, пребывающего вне всего, постижимого мирским разумом”.

00:20:20 В “Хари-бхакти-виласе” указано:
эвам эка̄нтина̄м̇ пра̄йах̣ кӣртанам̇ смаран̣ам̇ прабхох̣
курвата̄м̇ парама-прӣтйа̄ кр̣тйам анйан на рочйате
вихитеш̣в эва нитйеш̣у правартанте свайам̇ хи те
итйа̄дй эка̄нтина̄м̇ бха̄ти ма̄ха̄тмйам̇ ликхитам̇ хи тат

00:20:24Те преданные, чьи внимание и чистая любовь обращены к пению и памятованию о славе Кришны, не расположены к деятельности, предписанной для менее возвышенных людей. Вовсе не обязанные соблюдать обряды, указанные в священных писаниях, и не привязанные к их соблюдению, они иногда соблюдают их по собственной склонности”.
Это прекрасно разъяснено в восьмом стихе “Упадешамриты”. Таково величие чистых преданных: оно не уменьшается даже от пренебрежения правилами, предписанными для других.

00:21:10 Смысл всего сказанного состоит в том, что возвышенные преданные следуют тем предписаниям для менее возвышенных людей, каким они пожелают.

00:21:24 Джнани могут следовать варнашрама-дхарме, предписанной для карми — руководствуясь ею по собственной воле, а не по необходимости или долгу.

00:21:37 Подобным же образом и обладатели глубочайшей преданности, по своей собственной сладостной воле, с той или иной целью тоже следуют правилам, установленным для джнани или карми. Это означает, что хотя они и не обязаны следовать предписаниям и запретам, они делают это сами.

00:22:04 Неверно было бы думать, что чистые преданные высшего уровня чрезмерно привязаны к установленным нормам поведения, если они следуют правилам кармы, джнаны, или обычной садхана-бхакти. Вне зависимости от соблюдения или несоблюдения ими правил, они поглощены чистейшим служением Господу Кришне. Возвышенный преданный, свободный от ниямаграхи, по собственному желанию следующий установленным правилам, достигает благих результатов.

Вывод

00:22:47 Вывод из всего сказанного состоит в том, что вайшнав восходит на более высокий уровень путем соблюдения правил, соответствующих степени его способностей, но ему не следует излишне привязываться к предписаниям того уровня, который он превзошел. Никогда не забывая об этом указании, ему следует всегда петь и помнить о Господе Кришне, так продолжая свое восхождение.

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 04 мая 2021