Мужские качества
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Обзор предыдущей лекции
Перенастройка тонкого тела
00:00:00 Сегодня уже будет более тонкая тема. Вчера было просто мотивирование, а сегодня будет уже включение в тему, и вам потребуется задействовать некие ваши морально-душевные силы. Мы все разных конфессий, разных представлений о Боге, но, тем не менее, большинство присутствующих здесь понимают, что нами управляют или помогают, некие внешние силы, энергии. Я немного побаиваюсь, потому что материал серьёзный, и нам явно всем нужно будет серьёзно работать. Проведём аналогию. Конструкторам, которые долгое время собирали самолёты, им потом говорят: «Надо построить ракету». Но у ракеты другие функции, она не опирается на воздух, а самолёт опирается на воздух — это конструктивно принципиально другое устройство, и требуется переделка мозгов, и это очень трудно.
00:01:19 И обычно конструкторам, которые собирают самолёты, не поручают делать ракеты. Берут просто новых людей, которые не из этой области, и тогда всё легко получается. В нашем случае мы конструируем свою жизнь, и мы не можем взять себя и [сразу переделать], но можем продолжить в следующей жизни. Поэтому нам нужна некая перенастройка всего своего тонкого тела, ума, разума, эго — всё это нужно будет перестраивать. Поэтому давайте так: двадцать секунд каждый помолится искренне. Побудем в тишине, чтобы нам помогли в этом, каждый на своём уровне. Но мне бы очень хотелось, чтобы мы попросили Силы, которые реально нам могут помочь. На двадцать секунд…
Самодостаточность
00:03:08 Хорошо! Уже атмосфера лучше. Давайте немного вспомним, о чём была речь. Как нам это более мобильно делать? Кто-то, может быть, будет с микрофоном ходить. Пожалуйста, человек послужите нам таким образом. Просто вспомним базовые моменты, а я буду немного добавлять. С чего мы начали, какие основные философские моменты мы проходили? Да, пожалуйста, сюда.
[Из зала]: Если я не буду лучше, я не смогу прогрессировать.
[Михаил Юрьевич]: Если я что?
[Из зала]: Если я не буду лучше, ну, развивать в себе хорошие качества, то я не смогу прогрессировать.
[Михаил Юрьевич]: Интересный момент. Кто-то ещё помнит эту фразу?
[Из зала]: Нет.
[Михаил Юрьевич]: Интересная мысль, я её не помню. Имелось в виду, что… нет, ну это точно истина, это точно истина. Мы говорили о том, что есть два пути выживания в этом мире.
00:04:21 Что мы стелим ковёр везде, потому что мы как бы обнажены, мы незащищены. Вот смотрите, пятнадцать градусов тепла ещё терпимо, а десять — уже не комфортно. Пять градусов — и мы реально, если оставить нас на улице на ночь, можем замёрзнуть. Я помню, это был 1998 или 1999 год, в Индии температура опустилась до трёх или двух градусов тепла, огромное количество людей замёрзло. Страна не предназначена для такой температуры. Мы все голые по большому счёту. Если мы посчитаем, сколькими возможностями мы можем наслаждаться — да двух рук хватит. А как нас можно мучить и пытать — нам не хватит пяти лекций. Это очень интересный момент. Мы очень незащищённые реально.
00:05:25 Поэтому большинство людей, кто не владеет этим знанием, всё время пытаются внешне себя защитить. «Из этого материала дом не буду строить, построю из этого — он не горючий».— «Ну, хорошо, он не горючий, но зато там что-нибудь ещё другое [проявится]».— «Этот человек в этом хорош, но в том плох». И вот, мы всё себе внешние условия меняем. Тогда как для того чтобы выжить в этом мире, как и для того чтобы ходить по земле, нужно иметь различные виды обуви. Если у меня сапоги — я по болоту пройду. Если каменистая почва, а у меня есть специальные кроссовки для ходьбы по горам — трекинги, я тоже по ней пройду. По пляжу лучше в пляжных сланцах ходить, в воду заходить — тоже лодочки такие резиновые продаются. Даже есть, знаете, гидрокостюмы.
00:06:24 В Австралии очень много людей купается в гидрокостюмах, потому что уже лето наступило, а океан долго прогревается, он может быть холодным. Они все надевают гидрокостюмы, и им тепло. Гидрокостюмы, обувь — это то, чем мы меняем себя. Если мы меняем себя, мы способны выжить в любых условиях. И это относится к принципу самодостаточности. Мы говорили, что чем ближе мы к Богу, тем более мы самодостаточны с точки зрения материи. То есть Бог защищает, оберегает, мы вступаем в отношения с Ним, а страдания перестают быть страданиями, потому что мы понимаем, зачем они.
00:07:07 Очень важный аспект. Мы вчера говорили о том, что, если человек страдает и не понимает, зачем он страдает — это его может убить. Масштаб стресса и неприятия: «За что? Почему? Так внезапно, всё же было хорошо?!» А если человек понимает, зачем это послано, хотя бы можно как-то терпеть, как-то понять: «А, ну это когда-то, наверное, кончится, если я сдам этот урок». С этой точки зрения, если мы не меняем себя внутри — мы обречены. Внешние условия не для нас созданы, а мы созданы для этих условий. Вот интересный аспект! Эти условия есть и есть. Этот мир для всех одинаков. Хорошо, ещё.
Счастье — понятие динамическое
00:07:53 [Из зала]: Если у нас есть правильное ощущение счастья, то у нас будет нарастать удовлетворённость, а если неправильное, тогда удовлетворённость будет уменьшаться.
[Михаил Юрьевич]: Да! «Счастье — понятие динамическое», и если мы понимаем вектор направления своего счастья, то мы удовлетворены, даже если не дошли до цели. Вот это понятно? То есть мы идём, и мы знаем, что сегодня лучше, чем вчера. Это уже хорошо. Да, нам ещё может быть идти десять километров, но видно, куда идём. Как в навигаторе, всё едешь-едешь по этому серпантину, потом берёшь, так раз руками: «А, вот ещё осталось немножко», — это уже позитивно. Ещё…
Три типа отношений
00:08:40 [Из зала]: Я о прозаичном, не о счастье. Меня поразило то, что Вы сказали, для меня это стало истиной и систематизировало определённые мои ощущения, что мужчина бывает царём, другом и слугой, и…
[Михаил Юрьевич]: Не слугой, а сыном…
[Из зала]: …а, простите, да, сыном, космонавтом он бывает ещё.
[Михаил Юрьевич]: Космонавт, да-да, космонавт (смеётся).
[Из зала]: Но одновременно меня поразило ещё то, что, тогда и я должна соответствовать, на секундочку. Если я отправляю запрос, то я должна транслировать эту энергию. Мне это помогло пересмотреть мои отношения. У меня был такой момент, когда вокруг сыновей было — ну прямо вообще! Просто на улице мужик подходит и начинает жаловаться на жизнь. То есть это значит, что я транслирую эту энергию!
[Михаил Юрьевич]: Да! Очень глубоко!
[Из зала]: И это — способ работать.
00:09:30 [Михаил Юрьевич]: Да, ещё. Сегодня это будет основная тема — три типа отношений.
[Из зала]: Мне очень понравилась мысль, что при отсутствии самодостаточности, мы начинаем эксплуатировать. Это тонкая грань, на мой взгляд, её очень нужно отслеживать.
[Михаил Юрьевич]: Всем понятна идея, что когда у нас много еды, то легко делиться, когда еды нет, мы начинаем [ужимать]. Знаете, я проводил тренинг на Волге, в палатках, пока тело позволяло, и было много женщин с детьми. Мы привезли достаточно сладкого. Поставили палатку, ну, имеется в виду, столы, на них ящики со сладким, и закрыли тентом, чтобы дождь не намочил.
00:10:24 Мои ребята, кто отвечал за это, приходят через два часа и говорят: «Всё смели! Мы не знаем, что на завтрак подавать». Я говорю: «Это невозможно съесть за сутки!». Они говорят: «Не съели. Мамаши по палаткам растаскали — вдруг не хватит». (смеётся). Так, надо им показать, что там, где Бог, там всего всегда в избытке. Я позвонил в ближайшее место своим людям: «Нам «Газель» сладкого, «Газель»! Пусть таскают по палаткам». Но «Газель» растащить уже трудно. Привезли просто такую гору сладкого, и люди успокоились: «Хватит». И когда уже «хватит», можно из палатки что-то вынести и поделиться.
00:11:13 Посмотрите, что сейчас происходит, очень сильно развито умонастроение «хапнуть», обмануть, отнять. Почему? Массово люди несчастливы! Массово! Это уже как определённая форма существования. Потому, что, когда человек, даже если он напился, накурился, нельзя сказать, что он счастлив — он просто забылся, что он несчастлив. Это просто некая форма впасть в иллюзию, потому что нет уже никаких сил. В этом проблема. Поэтому людям очень трудно делиться, помогать другим — они все пустые. Очень важная мысль. Дальше, да…
[Из зала]: А мне из вчерашней лекции понравилось то, что Вы пример привели с автосервисом: один знает одно дело, а другой другое, и вот это вот…
[Михаил Юрьевич]: Сотрудничество
[Из зала]: …сотрудничество, да.
Универсальность духовного знания
00:12:07 [Михаил Юрьевич]: Что меня вдохновляет в этом фестивале, почему я сюда езжу, в первую очередь потому, что я вижу людей из разных религиозных конфессий и даже вообще вне конфессий, и что мы сидим вместе. Мы не пытаемся видеть друг в друге различия, а пытаемся быть вместе, как-то видеть универсальность всего духовного знания и понимать, что, в конечном счёте, Бог один, вот что самое интересное. И кто-то в «детском саду», кто-то в «университете», кто-то в «школе» — уровни сознания разные. Но суть в том, что мы все в единой системе образования, устроенной Богом! И если мы сотрудничаем в этот век — успех обеспечен. Люди конкурируют в этот век, а не сотрудничают.
00:12:52 Зачем, скажите мне, если говорить про автосервис, столько видов тормозных колодок? Господи, они одно делают: сжимают диск. Да выпустите вы один тип. Вот этой машине это хорошо, в этой… ну и совместите, и пусть будет одна нормальная машина. Нет! Зависть, жадность не позволяет. Поэтому в этой машине — это хорошо, в этой — это плохо; или в этой хорошо, зато в этой этого нет. И мы все страдаем. Все утаивают, боятся. Конкуренция вместо сотрудничества. Это и в семье есть. Иногда и в семье есть, когда жена конкурирует с мужем или муж с женой — тоже будем говорить. Адские условия получаются для обоих.
00:13:41 [Из зала]: Здравствуйте! Меня тронул вопрос о системе ценностей. У нас в семье, наверное, как раз эта проблема, и ребёнок растёт разорванным. И я это ощутила…
[Михаил Юрьевич]: То есть это реализовано…
[Из зала]: …действительно это тронуло до слёз. Хотелось бы знать, что с этим делать?
[Михаил Юрьевич]: Хорошо. Да. Отлично. Так, ещё давайте, да…
[Из зала]: В лекции был такой момент, когда Вы сказали, что человек не может двигаться, развиваться, когда есть какие-то помехи: болезни, в том числе, возможно, психологические. Но я это понимаю, чувствую, что это именно так, но есть просто вопрос, скажем, сомнение: есть люди святые, у них тоже бывают болезни, но при этом они как-то преодолевают это.
[Михаил Юрьевич]: Они не как-то преодолевают, они легко преодолевают, потому что они самодостаточны. Сейчас процитирую цитату прямо из писания, про святых.
Отречение
00:14:57 Видите, Господь мне напомнил, чтобы об этом сказать. Я хотел, но забыл, но вы, напомнили. Так, сейчас найдём: «Дорогой царь! Человек, черпающий удовлетворение в себе, может жить на одной воде и быть счастливым. Но тому, кто идёт на поводу у своих чувств, кто привык потакать языку и гениталиям, приходится играть роль домашней собаки, ради того, чтобы удовлетворять их». То есть, тот, кто привык потакать своим чувствам, он будет эксплуатируемым. Почему? Потому что чувства как хозяева, они всё время требуют. Насколько мы можем наесться? Ну, на шесть часов, семь, дальше беспокойство. И вот это «черпать удовлетворение в себе» — это уровень святых, поэтому я говорил, что для нас недосягаемо это. Они общаются с Богом.
00:16:09 Есть такое понятие последнего уровня жизни «саньяси» — отречение от мира. Эти люди умирают до смерти. У них так: не принесли прямо на тарелочке с голубой каёмочкой в лес к нему еду, он говорит: «Значит, я не должен есть. Значит, Господь считает, что я должен поститься.— Вот такой уровень. — Негде спать, значит, есть дерево. Замёрзну, значит, пора вернуться назад к Богу». Это высочайший уровень святости. Но эти люди абсолютно счастливы. Если вы с ними столкнётесь, вы ощутите нереальное сострадание к нам и соучастие к нашей боли, потому что они знают, что боли нет, реально, страданий нет. Всё вот здесь! Всё здесь! (показывает) Но это очень большой уровень.
00:17:04 Поэтому, когда мы на них смотрим, нам кажется, что их потребности не удовлетворены; но они счастливы, потому что самодостаточны. Это определённое состояние. И говорится: «Луна, которая отражается в воде — это не луна, но это — луна». Потому что это отражение в точности похоже на луну. Как и святой человек — он похож на обычного человека, но он не обычный. Как отражение в воде луны — это не луна, это всего лишь отражение, так и его тело — всего лишь подобие материального тела, на самом деле там другие законы. Такие люди, например, могут не мыться годами и никогда никакого запаха от тела не будет. Совершенно другие процессы в теле, другое ощущение от тела. Я это говорю, потому что я встречал таких людей, это очень высокий уровень. И мы сравнивали вчера, давали аналогию с Наполеоном.
00:18:09 Если вы встретили такого человека, если вы увидели, если вы узнали его жизнь: «Когда-то он был такой же, как мы, теперь он достиг таких высот! Хм— вдохновляет!». Да?! Теперь мы знаем, что мы не «там», но мы приближаемся. Да, мы приближаемся, мы общаемся с такими людьми, они нам подсказывают, как преодолеть на нашем уровне какие-то проблемы, и мы идём «туда». И само это то, что мы идём «туда», нас радует, потому что мы приближаемся к свободе. Что люди понимают в этом мире под свободой? Все понимают свободу так: неограниченно наслаждаться, удовлетворять чувства. Большинство людей говорят: «Дайте мне свободу, чтобы я делал, что я хотел».
Достижение совершенства, цели жизни и счастья
00:18:56 Большинство людей из моего класса школы, кто проповедовал эту философию, уже умерли. Потому что они ели, что хотели, пили, что хотели, спали, когда хотели. В результате, их тело к шестидесяти годам превратилось в развалину. Тело сказало: «А я не хочу больше так, дайте мне свободу», — сказало тело. И я цитировал текст, что человек, который не следует указаниям писаний, не достигает трёх вещей: совершенства, счастья и цели. Там не говорится духовной цели, там просто говорится: «цели не достигнешь, совершенства не достигнешь». Допустим, человек хочет быть музыкантом. Для этого надо десять часов играть на инструменте. А в какое время? А писания говорят, что три часа утром — это шесть часов вечером.
00:20:03 Если человек начинает работать в девять утра, он устаёт в два раза быстрее, чем, если он начинает работать в 12.00. Почему? А солнце ему помогает. В девять солнце ещё не в зените. И человек начинает работать, и эти два часа ему ещё тяжело. И ему двойную ношу приходится нести. Интересный аспект, я его проверил, работая в студии.
[Из зала]: А во сколько тогда?
[Михаил Юрьевич]: В 12.00. Но вы поймите, мы не можем поменять социум, мы не можем постелить везде ковры. Поэтому я сказал, что будет трудно. Но что мы можем? «Не буду я напрягаться до двенадцати. Не буду». Да, не напрягаться до двенадцати. Солнце вошло в зенит — вот теперь напрягайтесь, теперь солнце и вся эта энергия вам помогает.
00:20:57 Напряглись. К пяти вечера опять что говорим? Потому что после пяти производительность внутренняя падает, уже не та сила: «А теперь опять не напрягаюсь», — если не можем уйти с работы, — «Ой-ой, сижу, смотрю туда, ой-ой-ой-ой». А главное, что, когда я стал следовать этим мелким указаниям, я смог повысить свою производительность. Первые такие серьёзные аранжировки я делал ну, две в месяц. Серьёзные, большие, под ключ, три часа на аранжировку под конец, через десять лет практики. Три часа или месяц — есть разница? Вот так можно повысить производительность. Поэтому, если мы следуем указаниям писаний — постепенно, не за день — десять лет у меня ушло. Но я же старею.
00:21:59 Представляете, если бы у меня месяц уходил уже в солидном возрасте на то, что по молодости: «Ну и ладно, месяц так месяц, что год, что месяц — по барабану». Кажется, что времени полно. Поэтому я спокойно мог заниматься духовной практикой, потому что месячную работу я делал за три часа, благодаря тому, что я согласовывал свои действия с писаниями.
Сон. Возьмём сон. Это просто примеры. Если человек спит с девяти до двенадцати — психика его отдыхает три часа. Если он спит с одиннадцати и дальше — час, с двенадцати ночи — вообще не отдыхает. Делайте выводы. Поэтому люди такие бывают. Что такое уставшая психика? Человек не способен принять информацию, переработать, эмоционально выдержать нагрузку. Он становится очень сильно раздражительным, невнимательным. Психика — уставшая.
00:22:57 И теперь подумайте про себя каждый, кто ложится в девять часов вечера спать? Никто. Совершенно верно. Отсюда, вот что с психикой. Ну вот, кто-то ложится, нормальные результаты и получите. Вот в чём всё дело, есть простые вещи. Есть, что мы должны есть на завтрак, что мы должны есть в обед, что мы должны есть в ужин. Следуйте этим предписаниям, и у вас будет здоровое тело, и не будет лишнего веса. Всё будет нормально, всё пойдёт в пользу. Писания говорят: «Отличный критерий, если после еды хочется спать, значит, переел, неправильно поел, не те продукты». То есть, существуют простые критерии.
00:23:36 «Хорошо, я не знаю, как и что есть — попробую это. Хочу спать, значит, завтра я это не пробую. А вот это попробую. О, энергия появилась». Должно быть так: вы поели и сразу захотели сделать что-то великое. Разрешается полежать по пятнадцать минут на левом и правом боку после еды, чтобы жёлчь перетекла, правильно там всё текло, клапаны по открывались — по закрывались. Проходят эти полчаса после еды — вы свежий как огурчик. Большинство людей, поев, часа на два становятся вялыми. Значит, производительность падает, раздражительность увеличивается.
Это мы говорили о том, что человек должен следовать указаниям писаний.
Единство и различия религиозных течений
00:24:25 Дальше я интересную вещь говорил об универсальности знания: что если Бог один, то знание — оно одно, и совершенно очевидно, что даже мы… у меня трое детей, и я своим детям давал это знание по-разному, учитывая их психосоматику. А народы — они отличаются, страны отличаются, климат в странах отличается. Соответственно, в разных регионах, государствах нужно по-разному давать одно и то же знание. Поэтому существуют религии, которые помогают живому существу лучше, более продуктивно, оптимально получить это знание. Оно существует, но, тем не менее, благодаря тому, что сейчас есть интернет и всё тому подобное, мы можем ездить на японских машинах, есть чиа — потрясающие семена из Мексики, мы едим все авокадо — они из других стран.
Гармония
00:25:33 Сейчас можно получить намного более оптимальное знание, за счёт возможности и снятия информационной блокады. Поэтому если кто-то говорит: «Я русский, поэтому буду ездить на русских машинах» — «Ну, примите мои соболезнования. Нет проблем, ваш выбор». Но есть серьёзные врачи, русские, между прочим, отлично лечат. Просто разум применяем, и будет всё хорошо.
Мы давали определение счастья, мы говорили, что гармония отличается от счастья, что там нет самодостаточности, там есть баланс, вместо удовлетворения — баланс. И баланс нам позволяет терпеть различные взлёты, падения, неприятности. Потому что мы сбалансированы, и если куда-то нас даже клонит, то этот угол отклонения мы можем выдержать. А если мы не сбалансированы, и вот тут добавили последнюю каплю – бах, и мы – бах.
00:26:37 Поэтому каждую секунду, когда вы живёте, вы должны стремиться к балансу. Недоспали — плохо, переели — плохо, недоели — плохо, переспали — плохо, пересидели — плохо, перестояли — плохо. И что помогает? Старость. В ней есть одно колоссальное благословение: только ошибись, только переешь — всё! Три дня проблемы. Хорошо, если три. Только недоспи! Поэтому старые люди, если они с головой дружат — они мудрые. Потому что там тело — не забалуешь; потому что, чтобы держать себя в форме, нельзя ошибаться. И отсюда, начинаешь ценить писание, ценить это знание, потому что если бы его не было, то вообще жить невозможно было бы: то одна болячка, то другая, то третья, всё время болит что-то. Потому что всё время ошибаешься.
00:27:43 Интересный момент, как мудреешь? Ты в пятьдесят лет ещё не веришь, что ты старый, а тело говорит: «Да ладно, я тебе докажу. Докажу-докажу. Йога, питание, аюрведа, панчакарма. Но я тебе всё равно докажу, что ты старый». И ты с ним десять лет борешься и потом говоришь: «Ок, согласен — старый». — «Ну тогда всё — живи нормально». Это называется климакс. Он есть и у мужчин, и у женщин. Его надо пройти правильно, достойно. Мудрые люди, они как раз, к шестидесяти годам становятся сбалансированными, хоть и пожилыми. Они всё чётко знают, что делать. И молодёжь на них смотрит и говорит: «Папа, скучная жизнь у тебя: это — в это время, это — в это. А это от чего у тебя таблетка?» — «А это если я переспал» — «А это от чего?» — «А это если я недоел, а это если переговорил, а это если недоговорил…» — «А-а-а!» То есть у меня вот столько еды и вот так всего остального (показывает), что нейтрализует мои ошибки.
Грех — действие, уводящее от Бога
00:28:41 Теперь мы поговорим о нашем пути к счастью. Я вчера одну вещь забыл сказать. Нам надо прийти к этим отношениям с Богом, и мы говорили о том, что на пути есть такое понятие как грех. Кратко, аккуратно мы дали хорошее понятие этому: это действие, уводящее нас от Бога. Мы говорили именно о сути, а не о форме. Мы не говорим о том, что надо есть мясо, не надо есть мясо — это отдельный разговор, это форма. Содержание заключается в том, что если возрастает агрессия, если это ведёт нас к неуважению к другим живым существам… Что такое, в конце концов, мясоедение? «Моя жизнь выше, я более… – это гордость, – я более достоин, чем тот кто-то другой, моя жизнь важнее». Кто сказал?! Для Бога все равны, к примеру.
00:29:40 Поэтому это может уводить [от Бога], потому что наше сознание становится гордым, мы ставим себя выше других живых существ. И с этой точки зрения мы начинаем размышлять. Есть люди, следуя какой-то религии, и это же происходит и в семье, они, чтоб избавиться от греха, мыслят негативно. Сейчас объясню: «Ты вообще знаешь, что это такое? Посмотри, съезди на скотобойню. Посмотри, как их мучают, на-на, смотри-смотри». Там какая-нибудь подвешенная корова за крюк, взрытые кишки, её долбают там, убивают. Или пинают этих несчастных поросят, груды этих кишок, глаз вынут — вот это всё… И теперь скажите, если вам такое видео показать, о чём вы будете думать в следующие пять часов? О кишках, вынутых глазах… А что возрастает? Негодование, ненависть.
00:30:45 Мы ещё сами вегетарианцами не стали, но ненавидим всех на скотобойне. У нас возникают негативные чувства. Ведут они к самодостаточности? Нет. А если вместо этого мы начинаем жить в мире любви, стараемся сделать что-то полезное? То есть я специально встаю и кормлю птиц. Я учу себя видеть, что мир не только для меня. Просто выхожу и кормлю. Кормлю кота, у нас живёт там, где я живу. Смотрю, как он радуется, как птицы радуются. Сейчас думаем даже, крыс, которые залезают в дом и норы роют, что их надо отдельно кормить. Им же надо жить! Или они будут домом питаться, или пусть они спокойно отдельно поедят.
00:31:35 Мой духовный учитель дал мне однажды урок. Я подаю ему обед на веранде, и он сидит, кушает, и говорит мне: «Какой же ты бездушный!» Я говорю: «Сто процентов, я не спорю. Но мне надо увидеть в чём?». Он говорит: «А ты не видишь? Посмотри внимательно». Это 2000 год. Я смотрю внимательно, не понимаю. Он говорит: «Ну, ты что, не видишь, сколько мух летает?» Я говорю: «Чё, мочить их всех?» (смеётся) — «Вот я и говорю, что ты бездушный, – он говорит, – они просто хотят покушать, и не могут». Я говорю: «Что мне делать?» Он говорит: «Да возьми ты крышечку простую, да положи ты всего понемножку на неё и поставь сбоку». Ну, думаю: «Тут тара-ра-ра-рара-рам…» [все смеются]. Взял крышечку, положил всего понемножку, поставил.
00:32:39 Он опять кушает, говорит: «Ты ещё и имперсоналист. Ты вообще понимаешь, что любая душа, она такая же, как в мухе, так и у тебя, и у меня?» — «Ну, теоретически да», — говорю. — «Вот ты мне вот это положил, а туда — нет. Они туда летают, но видят, что у них этого нет. Доложи». И эта чувствительность, когда развивается… Это Новая Зеландия. Там такие бывают, знаете, тропические дожди: так – пшш (издал звук) – и всё, и ты видишь только метр, больше ничего не видишь. Мы сидим, я читаю ему писания, спокойно так мирно, вдруг он так: «В подвал беги, там крыса, она тонет». Я говорю: «Какая крыса?» — «Иди, беги, она уже…» — говорит.
00:33:38 Я прибегаю, она прямо на пороге стоит, не может выбраться, там стена высокая. Она на ступеньку встала, и один рот торчит. Как он почувствовал? Ну, она плавала, но не может выбраться, скользкие стены. Ну, не знаю… ну, понимаете, да? Это надо развить нам такое! А если мы всех подряд мочим, как мы разовьём эту чувствительность? Мы уже вот мочим, им больно, а нам нормально. Понимаете, о чём речь? Скажите, кем будет больше Бог доволен — человеком с такой чувствительностью, который так относится ко всем живым существам, или нами, которые ни на кого не обращают внимания, кроме себя. Понятна разница? Вот как надо понимать грех — это то, что нас приближает к Богу, или удаляет. А там протеины, витамины…
00:34:31 Знаете, где больше всего, по писаниям, витаминов, если вы хотите питаться витаминами? Все догадываются, что я сейчас скажу? В испражнениях. И вы скажете: «Ну что Вы, такую чушь говорите» – «Нет». Японцы уже этим занимаются. У них уже есть бефстрогановы из испражнений, они их уже поставили на поток. Ну, что-то как-то…, пусть они там, в Японии… До абсурда доходит, до абсурда, понимаете?! А что ж тогда делают йоги, которые по сто пятьдесят, по триста лет живут? Они пьют только молоко и съедают горсть риса. Откуда аминокислоты, скажите мне? Сам организм вырабатывает, правильно, вот и всё. Да-да, совершенно верно. То есть вот она вся идея, поэтому здесь вопрос этики, не этикета. Поэтому я сейчас говорил о позитивном мышлении. Поэтому мы не ходим и не изучаем, как кто грешит — это не вдохновляет.
00:35:34 Знаменитая притча про священника и проститутку, они жили напротив друг друга. Знаете, да? Священник всё время считал, сколько у неё мужиков, а она всё время смотрела, сколько он там цитат читает, молитв. И она думала: «Вот ему повезло, он в жизни может молиться. Господи, какой человек!» И оба умерли в один день. Соответственно, священника в ад. Он говорит: «А меня-то за что?» — «А о чём ты думал весь день?! Какое у тебя состояние бытия было, туда и идёшь». А она ушла в духовный мир, потому что думала, мечтала читать писания, молиться.
00:36:17 Итак, для того чтобы нам избавиться от греховных вещей, надо не думать о том, как грех плох, а надо думать, что хорошего мы можем сделать, и начинать общаться с пчёлами, а не с мухами. Пчёлы — это те, кто ищут нектар. Такие же есть люди: они видят в других хорошие качества, они стараются что-то для других делать. Поэтому мы должны настраиваться просто на хорошее общение, читать красивые книги, делать красивую обстановку дома, и нам не захочется грешить. Обратите внимание, вы видели когда-нибудь публичные дома, открывающиеся в десять утра, или пивные заведения, а к семи вечера закрывающиеся? Нет, потому что вечером энергия невежества преобладает, поэтому все греховные заведения работают вечером.
00:37:09 Соответственно, если мы ложимся в девять, в то самое время, когда на всё это тянет, мы – п-р-р-р, «спят усталые игрушки». А в пять утра, когда мы просыпаемся, они как раз из клуба все возвращаются — серые такие, измученные, а мы такие свеженькие, классные, и нам их так жалко. Но нам совсем не хочется думать, чем они занимались. То есть, если мы друг другу на Facebook пересылаем всякие жуткие картины греховные, то мы попадаем под разряд вот этих людей. Знаете, есть такие псевдорелигиозные фанатики, которые всех ругают, готовы закидать камнями любого грешника. И, таким образом, они медитируют на ненависть, на непринятие.
Справедливость и милость
00:38:02 И надо запомнить одну такую вещь, что этот мир — мир справедливости. Помните, я говорил: «У козы муж — козёл, у слона — слониха». И это справедливость, это принцип справедливости. Нас принцип справедливости не устроит. Мы в нём живём — кто им доволен? То есть, если с нами что-то случается, значит, мы этого заслуживаем. Никому это не нравится здесь. Мы чего хотим? Милости. На самом деле мы все хотим милости, мы хотим сказать, что: «Ну да, плохо я сделал, нехорошо поступил — убил свою собаку. Но я не хочу жить там, где убивают тех, кто тебе предан». Для этого нужна милость, потому что, по идее, я заслуживаю тела собаки и должен быть убит.
00:38:50 Поэтому я рассчитываю на что? На милость. Но чтобы мне рассчитывать на милость, я должен доказать тому, кто даёт милость, что я готов принять милость. Значит, я её должен сам давать, а не осуждать, обличать, критиковать. Чтобы не критиковать, не обличать, не надо вникать во все эти греховные вещи, во вкусы людей, которые в силу невежества куда-то опускаются, какими-то грязными вещами занимаются. Их надо вдохновлять, их надо любить.
У меня был один звукорежиссёр, который был нежеланным ребёнком. Знаете, что это такое? Мама хотела делать аборт, но не разрешили врачи из-за каких-то проблем.
00:39:41 И она ему с детства, представляете, мать — ребёнку говорила: «Господи, на свою погибель родила тебя, как же я тебя не хотела». Можно представить, кем он вырос! Этот человек вырос с абсолютно перекрытой сердечной чакрой. И он был единственный, кто попал ко мне на лекции, и я говорил такую вещь, что когда мы делаем что-то бескорыстное — подарок какой-то, вот правда, от сердца, и попадаем в «десятку», человеку это нравится, прямо вот отгадали его вкусы, то нам даже неважно его «спасибо». — «Ну чё, ты мне «спасибо», да я просто сделал», — вот это самое сильное внутреннее удовлетворение. Он посмотрел на меня и сказал: «Ага, да ни фига! Что я дурак, просто так кому-то чё-то дарить».
00:40:26 И теперь можно ему говорить: «Да ты урод, старый урод… — то есть не старый, он молодой был — … ты урод законченный, нежеланный ребёнок, пошёл отсюда, один вид тебя оскверняет». Так с ним можно говорить? Можно, к примеру, ну, у меня есть на это право, чисто теоретически. Что я стал делать? Мне давали с собой еду, поскольку на студии приходилось до вечера работать, и я всегда брал на него; самое вкусное брал на двоих. А ему никто не готовил. Он там купит какую-нибудь фигню, и я ему говорю: «Брось ты это, давай…» — «А чё там у тебя?» — «Вот это – на», — «Мм, классно!» – и просто его кормил. Ничего больше не проповедовал, ничего ему не говорил, ни о какой любви не говорил, просто его кормил.
00:41:19 Я видел, что он мучается с наушниками. И на день рождения я купил ему дорогие наушники. Он их надел и обалдел: «Вот это… вот теперь я работать буду. Миха, спасибо!» Он просто ходил с этими наушниками и не знал, что делать. И я опять ничего не делал, больше ничего не делал. Потом я уехал в Москву, и он со временем переехал в Москву. И он пришёл уже с детьми, с женой, и говорит: «Спасибо тебе, спасибо! Ты мне так помог! Я нашёл жену». Я говорю: «Чем я тебе помог?» — «Помнишь, ты мне говорил, что самое классное — это когда отдаёшь? Ты же мне так и делал! Я видел счастье в твоих глазах».
00:41:59 Мы обнялись, пообедали вместе. И когда он ушёл, я потом к алтарю подхожу, а он туда двадцать тысяч рублей положил и тихонечко ушёл. Я не к тому чтоб мы эти двадцать тысяч от кого-то получали, имеется в виду, что человек реализовал не через негатив, а через пример позитива. И делал я это не для того, чтобы он мне эти двадцать тысяч положил, понимаете? Мне, правда, это приятно. Вот и всё! И так мы идём к определённой самодостаточности не через негатив, а через позитив. Это очень важный аспект!
00:42:43 Переносим на семью. Если мы в семье постоянно медитируем на отрицательные качества жены, то, что с нами будет? Мы их приобретём, дорогие мужчины. А если женщина медитирует на отрицательные качества своего мужа? И аудитория сразу замерла: «А как же с этим быть? Достал! Вот тут уже» [показывает]. Если б не было решения, не провоцировал бы.
Всё, пойдёмте дальше. Для того чтобы не впасть в депрессию, от того что нам надо идти вверх, а мы не можем. Есть такая ситуация, правильно? Мы сейчас будем говорить о том, кто такие короли, кто такие друзья, кто такие мамы и сынки и т.п., сейчас депрессия наступит у половины зала.
Два вида законов
00:43:34 Потому что вы увидите, что никто ничему не соответствует — такая культура сейчас, таков век. Очень всё плохо в этом плане. Поэтому в писаниях даётся два закона: запретительный и попустительский. Законы, которые нельзя нарушать ни при каких условиях — это запретительные законы. «Не убий», например — это не попустительский закон: «Ну, немножко можешь, но иногда» — нет. Нельзя воровать, ну, знаете, и т.д. Это законы строгие! Украл ты доллар или целое состояние — ты вор. Писания очень строгие, все писания мира одинаковы. У меня есть целые такие талмуды — анализы всех писаний и вот этих общих сводов законов — они абсолютно одинаковы.
00:44:37 Они по-разному говорят, но «не убий» — есть «не убий». Принцип есть: «Не ты дал жизнь, не ты её вправе забрать. Всё, тема закрыта». А есть попустительские законы. Что это за законы? Ну, не может человек, не может, не его уровень. «Не прелюбодействуй», например. Это строгий закон, но он о чём говорит, что не распространяй своё вожделение больше, чем на семью. Но если мы посмотрим святых, они вообще избегают эксплуатировать гениталии. Тогда делается попустительский закон. Как он делается? Можешь делать, но помни, что прогрессировать не будешь. Как использует государство, все страны мира этот закон? Что на сигаретах написано? «Курение вредит здоровью». Зачем эта фраза? Она заставляет нас задуматься, что это попустительский закон, что можно курить.
00:45:38 Да нельзя курить! Но человек не может. Раз не можешь, но ты хотя бы помни, что это тебе вредит. Потому что, что произойдёт, когда пройдёт пятнадцать-двадцать лет и человек будет плохо дышать, будет высокое давление и т.д., и он скажет: «Ну, ведь, точно было написано. Ну, чё я тупил?!» Он уже не будет никого обвинять. Понятно? Поэтому попустительские законы очень важны, и их люди принимают за основные законы. Поэтому, когда я слышу: «Мы русские, значит, мы пьём водку, поэтому мы русские». Нет. То, что мы пьём водку — это попустительский закон, но это делает вас тупым. И не обязательно русский — это тот, кто пьёт водку. Полно русских, кто водку не пьёт.
00:46:27 Потому что ко мне приходили мусульмане и говорили: «Зачем вы мою жену отучаете вегетарианством. У нас если мусульманин, то ест мясо». «Нет, — говорю, — это не определяющий закон, а это попустительство. Ну не можешь, — гуны страсти много, ну вот этой всей: «Ах, слушай меня сейчас прямо, где мой баран?» [пародирует восточный голос]. Ради Бога, но это вредит, это убирает у тебя сострадание к другим живым существам, это увеличивает гордость. Ты можешь это делать — твоя жизнь, твоя ответственность, но об этом помни. А если мы убираем «вот об этом помни», то тогда мы чуть ли не: «Я ем мясо, значит, я святой». Нет! Нет. Ни в одной религии вы не найдёте, что святой будет делать это, настоящий святой.
00:47:15 Он даже близко не поймёт, где стопы Бога, потому что происходит насилие над другими живыми существами, жизнь которых ему не принадлежит.
Итак, для нас главное, не то, что мы можем или не можем следовать, мы должны знать, что нам нужно «туда» идти. Например, чтобы поступить в институт, я должен был написать четырёхголосный диктант, а, чтобы поступить в училище — одноголосный. Чему я четыре года учился в училище? Писать те диктанты. Когда я окончил училище, мне мой педагог сказал: «Ещё год давай ждать — не напишешь». И я ещё год занимался, а не входил в стресс.
00:48:05 Так и вы — кто-то из вас, допустим, говорит: «А я пока ем курицу, пока ем рыбу». Ради бога, но это вредит тебе на твоём продвижении к Богу. Всё, что нужно знать. И эта мысль будет вам помогать, если вы позитивно к жизни подходите, она будет вам помогать: «Не мой уровень, но я терплю. Ну, как бы попробовать, надо подумать, а, может быть, всё-таки получится. А кто сказал, что это мне вредит? Надо ещё почитать». Понимаете, вы начнёте изучать тему. Потому что люди, которые соглашаются необдуманно: «О, всё! Я такой!» — «Куда? Может, это не твой уровень, нереально?!».
00:48:38 Сейчас мы будем о целомудрии женщин говорить, и я попросил, чтобы охрана никого с тяжёлыми предметами не впустила. Сейчас все женщины меня закидают: «У? ты какой! Да где он такую нашёл-то?». Но если мы говорим: «Да спать со всеми мужчинами — это и есть само счастье. Изменять, делать аборты — это просто святое дело». То как мы до чего-то дойдём? Вы видели эту страшную картину в Нидерландах или где-то, где на огромной площади стоят женщины, вот так, с руками [показывает]. Вот представляете, вот так все стоят, и приходит премьер-министр, и громко в микрофон говорит: «С этого времени аборты разрешены официально». И они начинают рыдать от счастья, потому что теперь у них есть шанс убивать своих детей. Рыдать от счастья! Потому что нигде не написано: «Не убий». Да, кто-то не может из-за обстоятельств, так происходит. Не я — я не буду никого судить, но это не нравится Богу. Это нужно знать.
00:49:52 Какой бы уровень у нас ни был, нужно знать, куда нам нужно прийти, а не обязательно сразу этому соответствовать. Когда мы сразу хотим соответствовать святости, которой у нас нет в принципе, ещё даже в сознании – это гордыня. Но когда мы делаем, что мы можем, насколько можем, продвигаемся, и хоть понимаем куда идти-то — уже хорошо. Вот это очень важная идея. Это не даёт нам впадать в стресс из-за того, что мы чему-то не соответствуем, и позволяет нам принять себя такими, какие мы есть. То есть, если нас сейчас клеймить: «Это делаешь — не делай, а это делаешь — не делай. Ух, падшая, грязная, уйди отсюда», — то мы вообще ничего делать не будем.
00:50:47 Мы говорим: «Ничего, хотя бы вот это сделай. Хотя бы два раза в неделю не ешь, хотя бы три раза в месяц не пей. Хотя бы сократи сигареты утром и не кури, хотя бы это. Это же вредит тебе, лишает тебя самодостаточности, тебя это приковывает, привязывает к определённым вещам, которые ничего тебе реально не дадут» — «Ну, да», — «Ну, хотя бы час-два, хотя бы это сделай полезного, хотя бы пробегись, даже если и покурил». То есть у человека появляется некий вектор. Он хоть шаг сделал, он радуется за себя и других, что ему помогли. «А ещё что я могу сделать? Я уже этого не делал» — «Ну видишь, всё уже не так уж страшно».
Три категории мужчин — король, друг, сын
Виды качеств — общечеловеческие, мужские, женские
00:51:33 Переходим к типам. Мужчины. Сегодня давайте о мужчинах. Итак, «король». Понятно, что это аналогия. Это не то, что это «король» в прямом смысле, и ему все должны. Качества людей можно поделить на три списка. Первый, это общечеловеческие качества, которые должны быть присущи и женщинам, и мужчинам. Например, сострадание. Что, мужчины должны сострадать, а женщины не должны? Нет, вопрос идёт не об этом. Мы отдельно должны с вами выбрать качества, за которые мы человека будем считать мужчиной. Мы скажем: «Мужчины сострадательны». Ну, и женщины тоже. Где здесь качества мужчины? Это просто человеческое качество. Но нам нужно научиться различать, какие качества именно чисто женские, и, если мы в себе их не находим, называть себя женщиной как-то уже не совсем верно. И если мужчины не найдут в себе качества мужчин, то тоже как-то… — «Зато я сострадательный». — «Ну, тогда ты человек». — «А я милосердный, ответственный» — «Ну, и женщина тоже ответственна. Она за детей отвечает. Она о них заботится, думает, как их покормить». И видите, наступает тишина, все задумались, потому что на самом деле мы вообще никогда не задумывались, где же чисто мужские качества, и в чём они. Второй, мужские качества. Третий, женские качества.
Уровни желаний — необходимость, желание, состояние бытия
00:53:28 Перед тем как понять психотипы, я вам дам одну методологическую помощь. Желания делятся на три уровня. Это очень важный момент, может быть, даже мы из-за этого меньше успеем, но зато мы глубже осознаем.
Первый — потребности. Согласны? У нас есть потребности? Чем потребности отличаются от желаний? Кто скажет?
[Из зала]: Наверное — это необходимости.
[Михаил Юрьевич]: Необходимость, правильно. Да. Попить, поесть, поспать.
Второе — это желания. Они отвечают на вопрос «как»? Это уже непосредственно желания. А есть третье: что определяет наше рождение. Кто-нибудь слышал? Состояние бытия. Состояние, ощущение. Сейчас я объясню. Состояние бытия — эта тема, которую на самом деле все знают. Мы приходим на концерт, куда мы попадаем. Например, музыка Баха. Чем она знаменита? Определённым состоянием бытия. Мы приходим на такой концерт и начинаем ощущать вечность: вот в консерватории зажигаются свечи, вот этот орган, все тихо сидят — это такое состояние.
00:55:19 И начинается эта игра, и мы все погружаемся. И хочется сразу надеть длинное платье, костюм, не хочется ковырять в носу, чесать затылок. Даже люди, которым это всё не свойственно, становятся иными — они попадают, проникаются этим состоянием бытия. Состояние бытия формируется желаниями. Это тоже желание: быть в определённом состоянии бытия, но оно комплексное, там много желаний. Можно хотеть брюки, а можно хотеть быть в определённом состоянии и для этого состояния нужны брюки. Понятна разница? А люди об этом не думают. Ни когда замуж выходят, ни когда женятся, ни когда в институт поступают, ни когда работу ищут.
00:56:12 Вот об этом вообще никто не думает. О чём люди думают? Сколько денег. Кто-то, чтоб поближе к работе. «Эта женщина красивая». А ты представил, как ты хочешь жить, что ты хочешь ощущать? Вот ты утром встал, ты что ощущаешь? Ты можешь пожелать себе определённых ощущений, когда ты приходишь с работы, когда ты приходишь на работу? Человек, который окончил музыкальное училище и тот, кто окончил консерваторию — технически играют одинаково, практически разницы нет. Но человек, окончивший училище, играет механически, он не передаёт состояние бытия, он передаёт физкультуру игры. А человек, который окончил консерваторию — нормальный пианист — передаёт состояние бытия.
00:57:07 Поэтому, когда разные пианисты будут исполнять одно и то же произведение, ноктюрн, то даже мы, неопытные люди, будем ощущать совершенно разные ощущения, потому что у одного из них сформировано, что и как он хочет передать, а у другого — нет. Это ещё называется имиджем. Вот есть женщина с имиджем. Она выходит в таком длинном платье, на неё смотришь — вау! А другая, вышла в этом же платье, и думаешь: «Ну, и что ты вышла-то?» Потому что она о состоянии бытия никогда не думала, ей не до этого — платье за две тысячи долларов — вот и всё состояние. Интересный момент, что состояние бытия — определяющее качество жизни. В «Бхагавад-Гите» говорятся интересные слова: «Какого бы состояния бытия на момент смерти человек не достиг, такую жизнь он и получит следующую».
00:58:07 Вот вы все — это то состояние бытия, на что вы медитировали в той жизни. Понимаете, желания ваши могут так и не исполниться — исполнится состояние бытия. Хотели жить в агрессии, ненавидели весь мир, когда умирали, вдруг рождаетесь — кругом все матом орут, все ненавидят, всё время одни подзатыльники прямо с детства, только вылез, тебе уже накостыляли. Состояние бытия! Мужчина, который представлял себя: «Ах, мне не хватает нежности. Ах, как все грубы со мной». И вдруг рождается девочка, такая вся нежная. Или: «Вот, меня ни один мужик… Где мужики в этом мире? Нет никаких мужиков, всё сама тяну!» И такой парень родился, уже сразу сам себе всё делает, шнурки завязывает, у него уже сформировано состояние бытия — он будет за себя нести ответственность, за всё.
00:59:09 Была женщиной, родилась мужчиной, потому что состояние бытия у неё было мужское. Для чего это делается Богом? Очевидно! Чтобы мы могли реализовывать свои желания. Не путайте состояние бытия с желаниями — это качественно другая история. Поэтому что происходит в старости, если человек не понимает, что такое состояние бытия; если мы не обучаем детей, что такое состояние бытия, то они начинают жить формально. Человек думает в старости: «А чем мне жить?» — «Да живи ты состоянием бытия. Ты получал какие-то определённые наслаждения, эти наслаждения создавали определённое умонастроение». Умонастроение — можно жить, вообще просто закрыть глаза, и в нём находиться. А люди очень сильно зависят от внешних условий.
Мужчина–король — максимальное проявление мужских качеств
01:00:03 Они не живут этим состоянием и поэтому не понимают это состояния в других людях. Человек говорит: «Да не кричи ты, я тебе помогу, помогу тебе. Не кричи ты на меня сейчас, дай спокойно поем. Выключи ты этот орущий ящик». Потому что человеку нужно войти в определённое состояние бытия. И иногда семьи рушатся, она ему говорит: «Что тебе не так? Всё тебе так. Разве я это не делаю, разве я это не надела, разве шторы не погладила?» — «Ну, да, но состояние бытия другое». Это — затравка. Так кто такой «король»? Это состояние бытия: быть мужчиной. Это максимально проявленные мужские качества.
01:00:53 Это — мужчина до мозга костей. Это первое качество, не по каким-то внешним признакам, но он внутри мужчина, он всегда ответственен. Он всегда считает, что он крайний, в любом деле, что бы ни было. «Жена плачет — я виноват; дети хулиганят, не слушаются — я должен что-то делать, я же мужчина!» То есть он, очень точно знает свои обязанности. И дальше идёт второе качество: у него устойчивая система ценностей. Смотрите, я не говорю о каких-то человеческих качествах: доброта, или гнев, или жадность. Я говорю о неких комплексных состояниях. Итак, первое: это полное ощущение, что я есть мужчина, эго. Это состояние эго: «Я «король», я лидер, я не могу. Будете пытать меня, пытайте, я — мужчина, я не могу по-другому». Я не про себя, я про этот тип.
Второе. Устойчивая система ценностей. Так, значит первое — это эго. Я кратко, я вам разъяснял, себе пишу кратко. Второе – ценности. Есть ещё третье — достойный ученик короля. Вот это потрясающе, это прям меня осенило утром. Понимаете, я выбираю из писаний, у меня там восемьсот ссылок из разных писаний всего мира. Я их просто компилирую, собираю. И вдруг я встречаю прямо во многих местах, что мужик… ну по-русски… станет мужиком, только если он у мужика обучался, достойно обучался, проходил обучение. То есть это достойный ученик короля, тот, у кого эго короля было.
01:03:24 Тот, кто это состояние бытия [давал]: «Ты мужчина, ты со мной, идём в горы, жжём костёр. Ты как топор держишь, как гвоздь держишь, как ручку? Где твоё достоинство? Ты что позволяешь себе при женщине? Почему ты унизил женщину? Почему ты не помог сумки донести? Какая разница, мать она тебе, не мать — это женщина, это мать. Взял сумки поднёс! Уступил место — ты мужчина!» Он должен быть достойным, он должен пройти обучение. Если он его не проходил, он не будет понимать этого — это же состояние. Как можно состоянию научить, скажите мне? Только погрузить. Он должен жить с тем, кто «король».
01:04:11 Вы не научите состоянию. Научите состоянию нежности. «Ну, нежность это вот так. Я нежный?» Это состояние. А от кого берёт мужчина-король нежность? Догадайтесь. От матери, потому что он к матери не испытывает сексуального чувства, и мать не испытывает, ну нормальная мать. Но она берёт его на колени, и она передаёт ему эту нежность, которая у неё сохранена. Потому что рядом с ней муж-король, закрывший ей все темы. И она родила любимого ребёнка от этого короля. И он полностью как папа, и она гладит его, и он запоминает эту нежность. И теперь он на какой-нибудь проститутке женится? Нет. Почему? Потому что она его только коснётся: «Это что такое было?» Потому что она вторгнется в его состояние бытия со своим умонастроением, и он не будет думать, гороскоп составлять или нет.
01:05:36 Я вырос, извините, на американской музыке, по карме. И я очень чувствую все эти грувы, ритмы, оттенки. На спор, вот так вот закрывая глаза, я говорю: «Русские музыканты… — простите, если здесь есть музыканты— … не умеют «грувить», не умеют качать музыку по-настоящему, джаз играть, фанк и т.д.». Он говорит: «Да фигня это всё». Я закрывал глаза, мне ставили четыре такта — я ни разу не ошибся, где играют американцы, а где играют наши. А с классикой этого нет. В классике, что те, что наши — невозможно отличить. Наши иногда лучше. Но в популярной музыке, в джазе — нет, не дано, не понимают они этого состояния бытия. Для этого нужно там жить, там расти, там обучаться музыке, чтобы качать, чтобы чувствовать весь этот ритм.
01:06:34 И также и мужчина, который жил с королём, который получил эту нежность от матери — он защищён. Это состояние бытия. Он не может просто с другой женщиной быть, он даже объяснять ей не будет, он просто тихо уйдёт. Он скажет: «Ты молодец. Я тебе сумки донесу, вот я их поставил, медитируй на сумки, пока я не убегу, так чтобы ты больше никогда меня не видела». И теперь представляете перед нами какая задача? Вы можете представить, как мало здесь королей и королев! А нам нужно постепенно перейти к этому типу отношений. Моя задача будет вам показать, что король и королева — это единственно правильные гармоничные отношения.
01:07:25 То есть нам нужно себя подтянуть, чтобы перед детьми хотя бы поставить эту цель, по крайней мере, я так делаю. Мы с женой начинали дружеские отношения, перешли в отношения король-королева, и детям я своим показываю: «Видите, вот это было неудачно, это потому что неправильно были выстроены отношения. Держитесь». Но они уже взяли что-то не то, что я делал, но меньше, и им уже сразу показали, что так нельзя. У них уже это реализовано, потому что с детства не культивировали эти вещи. Теперь они найдут достойного партнёра, проживут, и их дети естественно будут королём и королевой. То есть мы, может быть, уже и не исправим своё положение, но мы можем помочь другим.
Мужчина-друг — сознательное перекладывание части обязанностей на жену
01:08:14 И сам этот вектор, что мы помогаем, и что наша жизнь нужна и ценна, хотя бы в том, что мы другим поможем, и близким дорогим нам людям, он очень вдохновляет нас. Ничего страшного. Потому что, когда человек нужен, когда он чувствует свою миссию — он счастлив. А когда тупик и бесполезно, никакого решения нет, тогда мы обречены. Итак, третье, что у нас было? Ученик. Ученик короля. Так, друг. Сначала пройдёмся в целом. Следующее — друг. Какое здесь состояние бытия? Ну, понятно, что эго друга, как друг. Что сюда входит? Тут интересная история.
01:09:31 Смотрите, когда мужчина хочет быть другом, он сознательно часть своих обязанностей перекладывает на жену. Он готов пожертвовать ради определённого комфорта определёнными принципами, но сознательно. «Ой, лучше пусть это жена делает. А!» — «Да это же мужская функция». То есть это такая история послабей: «Ну, ладно, определись. Давай ты билеты купишь на самолёт, найди. Ты толкай, давай-давай-давай-давай. Ох, должен был я. А, сделает». Понятно? То есть это уже позиция слабее. Кто-то сейчас скажет: «Ну как же, наоборот, зато можно поделиться всем». Мы сейчас это разберём. Смотрите, здесь уже изначально есть послабление самому себе. То есть, уже мужчина говорит: «Ну, пусть она. Пусть тоже поработает. Я там пятьдесят тысяч, ну, и она двадцатку. А чё плохого-то?» — «Ах, не надо». — «А, сойдёт, пусть работает».
01:10:46 Теперь она уже на эти двадцать тысяч вынесет ему мозги конкретно: «Я тоже работаю!» Начинается перекладывание женских обязанностей автоматом на мужчину. Она же живая, она же не может… Это только в советское время, у меня мама могла и на работу ходить, как отец, и всё по дому делать. Это вообще нереальная жизнь, где там жизнь-то? Я говорю: «Мам, я могу всё что угодно слушать, но только не про твою жизнь, потому что это чистой воды ад». Сколько она делала, вообще, как савраска без узды, ещё я на ней висел.
Дальше, ценности, что с ценностями происходит? Там у нас, у короля, устойчивая система ценностей: «В нашем доме вот так. Мама в этом главная. То-то-то-то, всё, только кто куда пикни».
01:11:57 Как происходит в семье у короля? Очень просто: ребёнок хулиганит, но не нарушает систему ценностей. Что делает мама? «Сыночек, не надо. Доченька, не надо, пошли, сейчас папа придёт, давай мусор уберём. Давай-давай». Ребёнок — бам, маме по лицу. Тут папа встал, взял этого шкета, и говорит ему: «В нашем доме никогда это не делается». И ушёл. Но это больше никогда не делается. Он не будет орать, он не будет вмешиваться в какие-то вещи, но систему ценностей у короля нарушить нельзя. Ну, ценой жизни. То, что происходит здесь? Попустительство. Нет принципиальной позиции, есть основные, самые главные правила: что мужчина тяжёлые вещи таскает, зарабатывает. Ну, какие-то основные правила. Нет глобальной системы ценностей, она всё время будет нестабильной.
01:13:29 И теперь отсюда своего рода бонус — смешанные функции: то это папа делает, то это мама делает. То папа пошёл мусор выносить, то мама. То папа машину в ремонт отвёз, то мама поехала. То папа готовит, то мама. Не то, что папа… папа может готовить. «Король» — это не значит, что не умеет готовить. Это в кайф всей семье ужин сделать, это его наслаждение, не обязанность. То мама гвоздь забивает, то папа, то никто, потому что никак не договорятся, кто будет бить, — друзья же. Обычно это плохой ученик. Вы скажете: «Подождите, у нас ещё мужчина-сын. Если этот плохой ученик, то тогда тот какой?» Тот вообще не ученик, вот в чём беда.
01:14:53 Плохой ученик, это который что-то усвоил, но не дотянул. Ну вот, тянет на друга. В чём здесь плохо для женщины? Как вы думаете, дорогие женщины, что здесь плохого? Нет стабильности. Вы не можете до конца опереться, не можете полностью положиться, вы не знаете, что будет завтра. Интересно, когда я сталкивался с настоящими королями… Встречаю друга, ну, к ним домой мы пришли. Я говорю: «Чё ты подзагашеный?» Он говорит: «Ну чё…, — он в аренду сдавал большие помещения, ангары целые, —… да провалил. У меня все арендаторы слетели, а кредит весит. Я вообще не знаю, что будет в следующем месяце».
01:15:47 А там, день рождения празднуется за соседней стеной. Шикарный день рожденья, как будто все ангары в аренде. А я глупый, тогда не понимал этих принципов. Под конец вечера подхожу к его жене и говорю: «Слушай, Вик, ну я понимаю, ну тяжело же вам сейчас. Ну, ты держись, мы с тобой». Она глядь на мужа, муж на меня. Так раз меня за шкирку: «Ты чё идиот, она не в курсе!» Я тогда ещё подумал: «Какая плохая семья». Муж не загрузил жену, понимаете? (смеётся) Он её бережёт. А чем она ему может помочь, простите? Кроме как: «Аах!» – и умерла тут же. Потому что она почти умерла, пока он меня выводил. Оказывается, у них не на что завтра покупать продукты.
01:16:49 Он умрёт, но будет сохранять вот эту тишину, покой, уравновешенность в семье. Скорее умрёт, понимаете? Вот это мужчина! А другой: «А чё ты радуешься? А ты знаешь, что нам завтра есть нечего будет? Вот теперь и ты страдай», — вот это друг. — «Разбежалась тут, закудахтала, платье купила». Там же всегда, что? Там есть некие панибратские отношения, которые позволяют нам ухудшать культуру отношений. Культура падает. Представляете, как человеку здесь тяжело?! На какой культуре сидеть, на какой этике, когда он понимает, что денег нет, он должен улыбаться, сохранять достоинство в семье! Это дорогого стоит! И женщина, когда она свободна от мужских обязанностей, она раскрывается вся.
01:18:04 Любая женщина захочет с мужчиной-королём быть. Просто создавай уют, тепло, купайся в любви и, в общем, всё. Почему сейчас женщины боятся королей, потому что под королями они узурпаторов представляют: «Я тебе сказал это делать. Туда не ходи, это не делай», — такие деспоты. И мы сейчас выясним, что как раз деспоты — это в основном сынки с комплексами неполноценности. Они никакого отношения к королям не имеют. Понятно, что есть некие переходы: есть мужчины — почти короли, немножко в чём-то уступают. Но здесь, где женщине тяжелее? Женщине везде тяжело. Каково соответствовать королю-то? Согласитесь, дорогие женщины, если бы вас правильно воспитывали, какие проблемы?! Но нас как воспитывали?! Сейчас мы перейдём к женщинам, и хорошо, что у вас нет тяжёлых предметов.
Мужчина-сын — безответственность
01:19:16 Мужчина сын. Эго у него будет короля. Вот в чём подвох! Они ходят важные, им только слово скажи: «Ты же не заработал» — «Не лезь, не твоё дело». — «Ну, только денег нет». — «Они будут завтра, носки уберу завтра, подмету послезавтра — это не мужские обязанности». Они все такие короли, им слова не скажи — это же обида на неделю. Он всю жизнь будет помнить. «Король» никогда не помнит, что ему дали пощёчину, потому что он думает: «Она вышла из себя, она расстроена — я виноват». Он помнит, что он виноват, а не то, что ему пощёчину дали. Но сын: «А-а, боболя у меня! Она мне такое слово сказала! Ты знаешь, она мне какое слово сказала?».
01:20:34 Вот я прихожу на такие разборки: «Она мне сказала, что я вообще не мужик!» Я думаю: «Сто процентов». — «Представляешь, и хочет теперь, чтобы я работал». Я говорю: «А до того, как она тебе сказала, что ты не мужик, ты работал?» — «Не, ну там обстоятельства, а теперь я осознанно не хочу ей ничего делать». — «Ага!». Вот некоторые женщины кивают, они понимают, о чём речь. Представляете, эго короля! А что у нас с ценностями-то будет? Единственная ценность — «моя свобода, я ж король». «Меня всё устраивает, я король, что хочу, то и делаю. Не трогай, я же король — я решу».
01:21:38 То есть система ценностей — собственная свобода, всё! Под этой свободой уже качества и проявятся: безответственность, человек не держит слово, не держит обязательство, не видит объективную реальность. Вы знаете, это потрясающие люди. Почему я их называю космонавтами? Он просто всё поломал, и женщина подходит к нему и говорит: «Я тебе дала ключи от нормальной машины, ты за полгода превратил её в помойку. У неё масло вытекло, ты даже не заметил. Ты вообще соображаешь?» — «Что ты всё негатив. У тебя всё негатив. Я говорю, давай сейчас на твои деньги купим новую, там будет по-другому. Тут просто пробка была [плохая]».
01:22:22 Он не может обсуждать с ней эту разломанную машину, его начинает трясти до ярости. Он не может принять ситуацию. Он не может себя принять, он же король. В чём весь кошмар ситуации? Что этот человек не может себя принять, поэтому единственная свобода это «Не трогайте меня!» Пишем: «свобода», в кавычках, даже так: «Я свободен!» Песня есть такая. Жуткая картина. Девяносто процентов браков сейчас «мать-сын»! девяносто процентов, дорогие мужчины! Простите, не кидайте в меня, но это так. Если вы внимательно посмотрите, вы увидите. Бедные женщины! Но впереди мы по ним тоже проедемся [все смеются], они не уйдут у нас. Они сейчас все скажут: «Время, время кончилось!» Но это важно!.
01:23:44 Третий аспект. Там ученик, там плохой ученик, здесь — неуч. Этого человека не обучали, поэтому он ничего не знает. Один жених одной девушки, космонавт в полном обмундировании, говорит будущей тёще: «Я трубы закрою». А эта женщина отработала большим финансовым директором, там реальная такая «женщина с вёслами», крепкая, нормальная, всю жизнь вела семью; она говорит: «План. С тебя — план». Он ей говорит: «Я — король! Меня просто надо уважать, и я сделаю!» Пошёл каких-то досок купил, не поймёшь, чего. Не может понять, как сделать-то? Она ему говорит: «Ты мне объясни, что ты делаешь, это пока моя квартира». Он ей говорит: «Вы меня не уважаете. Вы уважайте мужчин?» На что я, значит, добавляю: «Приходит к нам слесарь, вставляет трубу, куда не надо — потекла вода. И мы слесарю говорим: «Ты чё, понаделал?» И что нам слесарь скажет: «Вы вообще мужчин уважаете?!» — «Ты сейчас не мужчина, а слесарь. И слесарь должен сделать так, чтоб вода не текла». Правильно? А потом будет уважение, как к слесарю.
01:25:10 И поэтому, если «король» пришёл чинить сам, что он никогда бы не делал, какую-то нишу, он бы стал тем, кто чинит нишу. И он должен сначала сделать нишу, потом его за это будут уважать. Это типичный космос. Понимаете, люди что-то делают, но до того, как они сделают, все должны в доску разбиться и создать им все условия, чтобы они могли функционировать. А все же условия мы создать, дорогие женщины, не можем, следовательно, мы все плохие у них. Вот в чём беда! У них всегда все виноваты, кроме них. Им просто не дают жить эти несчастные «бабы с вёслами». У них одна картина, всё! Кошмар!
01:26:01 Это вообще, что сейчас происходит — феминистки одни. Но у козла жена — козлиха. А правильнее наоборот сказать: «У козлихи муж — козёл». Неуч и точка. Беда заключается в том, что в этом виде отношений страдают все. Женщина страдает? Ещё как! Она вообще не понимает, что ей делать. Если она перестаёт вести и требовать: «Ну, будь мужчиной», то вообще ничего не будет, он не поменяется. Если она начинает рулить всем, на неё же и орут, на бедную: «Куда лезешь? Вот тебе надо, ты и делай». А мужчина страдает в этом? Нереально! Вот здесь девяносто процентов алкоголиков. Что такое алкоголизм? Это обиженность на жизнь, «меня не любят». Это непринятие себя самого. Это уже из психологии. Человек, который не долюблен. А как? Ты сам-то себя принял?
01:27:39 И они всегда как петухи ходят, эти алкоголики, все такие опущенные, а всё рассказывают, как у них было. Очень гордые люди, здесь очень много гордости. И эта гордость опирается, вообще не поймёшь на что. Там нет ни одного повода для гордости. Это называется неосознанная некомпетентность. У друга — осознанная некомпетентность, а у короля — компетентность. Осознанная некомпетентность означает, что человек знает: «Вот здесь я слаб, здесь я слаб, ладно, ничего, жена вытащит. Не буду я этим заниматься, не буду». Он осознанно понимает, что он валит на её плечи.
01:28:25 Но он друг, он ей и сознается, скажет: «Да не хочу я, не знаю, всё! Не грузи, не моё. Нет у нас сейчас денег, плохо мне. Тоже поной вместе со мной. Мне нужна твоя поддержка». Он осознанно это делает, чтобы получить энергию. Он осознанно ей скандалы закатывает, чтобы получить энергию. Знаете, есть такие, и женщины такие бывают. Им обязательно нужна энергию, неважно каким способом он её получит, главное — это обратить на себя внимание. Можно через любовь, можно через скандал. Через скандал легче. Поэтому это осознанная позиция и это осознанная, а вот это — неосознанная некомпетентность. Вот сколько я ни пытался этим мужчинам помочь, у меня ни разу не получилось.
01:29:10 Только через очень серьёзную духовную практику, но они на неё неспособны, потому что им всё и все мешают. Они же сыновья! Им то попу не подтёрли, то молоко не налили, то постель не застелили, вот им всё надо, они, видите ли, практиковать будут. Вот в этом беда! Мужчина-друг нормальный осознаёт свои проблемы, и я в этих отношениях начинал с женой. И мне мой гуру говорил: «Ну, подожди, ну, ты чё делаешь? Это мужская функция. Давай-давай-давай, не фига на жену валить». — «Ох-ах, ну ладно». Понимаете, я понимал, что я валю на жену. Это осознанная позиция, поэтому легко исправить.
01:30:00 Здесь вообще легко, здесь всё понятно, здесь только поддерживать, тут немножко женщине тяжело, она уж очень образованной должна быть. Я имею в виду, обученной в отношениях, потому что здесь она может что-нибудь провалить, он ей простит, здесь тоже простит, но ей будет тяжело.
[Из зала]: А что делать-то?
[Михаил Юрьевич]: Что делать с этим, не волнуйтесь, всё известно. В крайнем случае, мы всегда можем онлайн продолжить. Сейчас для меня главное дать вам базис. Почему важен базис? Потому что можно строить дом. Но если базис, фундамент непонятен, если мы в понятиях не договорились — вы не примите решения, потому что вы не поняли к чему надо прийти.
01:31:14 [Из зала]: Вы сказали, что сынков девяносто процентов.
[Михаил Юрьевич]: Да
[Из зала]: Вы так же сказали, что у Вас опыт был и это просто нулевой вариант. По Вашему мнению, что это вообще безнадёжный вариант?
[Михаил Юрьевич]: По моему мнению, он безнадёжен материальными способами. Что касается решения проблемы с «сыном», то здесь материальные способы бесполезны. Вот с другом, можно материальными способами, с помощью психолога решить, всяких тренингов, расстановок — здесь можно помочь. Вот здесь нет, только духовное, только перепрограммирование эго, в хорошем смысле «перепрограммирование». В человека нужно просто столько галлонов крови вложить, в его духовную жизнь; перевести на духовность, подключить к Богу.
[Из зала]: Духовный учитель нужен.
[Михаил Юрьевич]: Да, духовный учитель. Вот он будет сидеть перед психологом: «Я «король», Вы чё мне говорите!» Он даже не может рассказать проблему, у него её нет. Все виноваты! И психолог виноват! «Не то сказал, ничего не понимает, и вообще, зачем идти?! Это у тебя проблемы, вот ты и иди, — он так жене говорит, — у меня проблем нет. Просто вы тут все идиоты вокруг». Но внутри этот человек страдает. Чем отличается духовный наставник, гуру? Он очень сострадателен. И человек этот очень страдает, и держит это внутри. Он срывается, пьёт, но он внутри очень страдает. Но если он начинает чувствовать, что кто-то чувствует его боль — он открывается, начинается путь.
01:32:58 [Из зала]: Вопрос от мужчины. А может быть так, что в каких-то ситуациях мы можем поступать — так, в каких-то — вот так. Я про себя говорю, я сейчас поймал себя на том, что… Вопрос достаточно короткий: где грань, как королю не свалиться в диктатуру?
[Михаил Юрьевич]: Да, то есть вопрос смешанных… Шикарный вопрос. Грань как не свалиться в диктатуру вот здесь [показывает] — это культура. Она вот здесь, в системе ценностей. Если в системе ценностей есть уважение и понимание, что я слуга, а не наслаждающийся… Вообще-то, мы все слуги друг друга, вы понимаете, это совершенно другое умонастроение. Мы всё равно кому-то служим, обратите внимание, как минимум своим чувствам. А если мы ставим себя в позицию наслаждающегося, то тогда извините, это уже не «король», а диктатор. Но что нужно убрать из себя на уровне методологии: невежество. Что такое рабовладельческий строй — это невежество.
01:34:17 Приведу очень хороший пример. Один человек, занимающий высокий пост в одном городе, решил сделать студию звукозаписи. Я ему эту студию построил, и мы там писали музыку, у него творчество такое было. И в один прекрасный день он приехал в Москву, ко мне на студию, с охраной, все дела. Это всё неважно, ну, я весь его пафос описываю. Человек очень могущественный, с хорошими деньгами, весь такой на пафосе, весь такой «король»! Его дети должны поехать в Испанию, и нет какой-то справки. Ему звонят из посольства и говорят: «Завтра вылет, а у вас этой справки нет». Какой-то доверенности там. Он говорит: «Не вопрос». Смотрит на меня и говорит: «Смотри, как решают настоящие люди проблемы».
01:35:08 Он звонит секретарю в тот город, где он главный, и говорит: «Справку выслать! Такой-то самолёт, машину послать до аэропорта…». «Всё, вопрос решён, — он мне говорит, — и не смотри так на меня». Потому что я всегда, когда он такие вещи делал, улыбался и думал: «Надо же, Господь Бог прямо перед нами». Проходит два часа, самолёт по идее вылетел, он должен позвонить своему шофёру, чтобы тот приехал, встретил. Лететь два часа, соответственно. Он уже звонит: «Ну?!». А секретарь говорит: «А у меня понос, а у второго секретаря золотуха, а тот чё-то заснул, а тот не проснулся, и справки не будет».
01:35:57 Вы вообще представляете, что с ним было, он чуть не умер, он почти сошёл с ума, он уже всех уволил, расстрелял, четвертовал. Сел, вытерся, поорал в три телефона, но справки нет, десять тысяч долларов на три путёвки пропало, дети никуда не улетают. Смотрит на меня: «Ну, видишь, все козлы кругом!». Я говорю: «Не без этого» — «Нет, ты чё не согласен?!» Ну, такие хорошие были отношения у нас. Он знал, чем я занимаюсь, кто я — всё знал. Более того, уже, когда мы даже разошлись, сейчас он сдал этот клуб нашим всем людям, и там проводят фестивали: «Раз Миха, то всё — берите бесплатно». То есть отношения сохранили.
01:36:44 Потом он говорит: «Ну ладно, ты всё-таки йог. Вот скажи, ведь ты же не так думаешь. В чём проблема? Почему меня так подставили?»— Ну, он уже расслабился. — «Я тебе ничего объяснять не буду, ты же самый умный» — «Не, ну ладно, давай». Я говорю: «Прости, но тебя никто не любит. Всё! Тебя просто никто не любит, и деньги ничего не решают». Вот это здесь должно быть, в ценностях [показывает]. Если «король» не понимает, что любовь не покупается, а заслуживается; что это определённая позитивная деятельность, направленная на объекты любви…
01:37:29 Когда за триста километров у меня полетела машина, не закрутились суппорты, вывалились, из колёс всё вывалилось, вообще еле выжили, люди приехали за триста километров и были рады ещё, что у меня суппорты вывалились, потому что им можно было их мне сделать. А теперь посчитайте, сколько бы стоило человеку просто починить машину. Это триста километров до Москвы, там починить, и обратно выезжать. А я с детьми, гружёная машина — мы ехали на фестиваль, на Волгу. Люди говорят: «Просто сиди, поставь столик, пей чай». Я говорю: «Ребят, сколько денег? Ну, не хорошо же…» — «Слава Богу, что мы это сделали». Вот это любовь называется. Она есть в этом мире.
Мужские качества
Устойчивая система ценностей
01:38:20 Поэтому если это сюда не входит, в эти ценности, что эксплуатировать нельзя, что каждый человек — это личность, то начинается деспотизм. Эти же качества приведут к тяжелейшим последствиям. Меня сбили с какой-то мысли или что у нас было? А да, да, да, списочек. Качества мужчины, которые только мужчинам присущи. Я хотел это устроить интерактивом, но много времени. Записываем, дорогие женщины, молодые особенно. Качества чисто мужчины, чтобы вам не ошибиться, а мужчины задумываются: «Как же нам их получить». Устойчивая система ценностей. Атеист человек или не атеист, всё равно должна быть устойчивая система ценностей. Даже у демонов есть устойчивая система ценностей. Нельзя сказать, что Гитлер был не мужчина, или Муссолини там, фашисты. Ну, понимаете, мы сейчас выходим за рамки качеств святости или морали, мы говорим просто о принципе мужского начала — устойчивая система, устойчивая — это очень важно. Видите, я говорю, что это у мужчин, я не говорю, что это у женщин.
Соответствие системе ценностей на практике
01:39:52 Соответствие этим ценностям на практике — это чисто мужское качество. Всего наговорил, все ему поверили, а в жизни он им не соответствует. Нет. Фашист так фашист, коммунист так коммунист, демократ так демократ, хоккеист так хоккеист, то есть человека невозможно сбить. Как в луночку попал камушек, вы «бах» оттуда, а он — опять туда. То есть он — принципиальный человек. Вы этих людей всегда будете знать по их принципам. Вы как в скалу упираетесь, когда человек говорит: «Я, к сожалению, только так могу». Вы в него — бум, а он — нет, всё, бесполезно. И часто мы говорим: «Дебил». А он не дебил, он мужчина, у него устойчивая система ценностей. Пока это ценность — он ей будет соответствовать, хоть вы его расстреляйте. Тогда он не мужчина, по крайней мере, по писаниям.
Умение держать удар
01:41:05 Третье: умение держать удар, устойчивый иммунитет к проблемам. Проблемы будут всегда. Вопрос в том, что у женщины пониженный иммунитет, потом про женщин будем говорить, и это нормально, в этом её ценность, что она ищет защиту, что мужчину вдохновляет, что она не может решить проблему, и он становится нужным. Ну, представляете, вы обучаете детей, и говорите: «Сынок, надо пойти на английский язык». А он как выдаёт какое-нибудь сложное предложение по-английски: «Пап, ты сам выучи». Так и с женой, говоришь: «Я тебе сейчас помогу». – «Уже всё сделала». Обречены мужчины. Зачем тогда быть мужчиной. Поэтому вот этот устойчивый иммунитет к проблемам — это чисто мужское качество. Поэтому — ученик, его этому должны научить, то есть ему должны дать всю технологию, как решать проблемы, как эмоционально подходить к проблеме, не принимать решения сгоряча. То есть: «А, нас подставили, то сделали, завод отняли…» — «Спокойно! Решение не принимаем». Технология. Что значит устойчивый?! Конечно, ему больно, ему страшно, ему может быть, обидно; но он устойчив, он знает, что делать. Если падает — назад ногу, чтобы не споткнуться, а тут уже рука страхует. Его научили падать.
Способность давать прибежище
01:42:41 Дальше, вот теперь будем ругаться. Это ещё ничего. Способность давать прибежище. Именно прибежище — очень хорошее слово. Я посмотрел его в переводе с разных языков, именно прибежище, не просто помогать, а вы будто попадаете в бронированный танк с таким человеком. Это его природа: просто подавать руку, вот во всём. Подавать руку не в прямом даже смысле, хотя, и в прямом, а во внутреннем. Он морально настроен на отдачу. Это «король». Это вообще мужчина, мы просто говорим, что здесь эго короля — это и есть настоящий мужчины. Поэтому ближе всего здесь проявлено. И вот последнее вас смутит, и начнём с этого в следующий раз: минимальная привязанность и зависимость от женщины. Он уважает, он любит, жена — это его богатство. Но эта привязанность и зависимость не парализует его, и вы не сможете им манипулировать. Минимальная зависимость и привязанность к противоположному полу. Вот где особенность! И теперь, дорогие мужчины, как нам трудно делать столько вещей для женщины и не быть к ней привязанным. А решение очень простое на самом деле: он должен быть привязан к ещё более высоким вещам. Всё. До завтра, спасибо вам!