Почему мы находимся в мире материи?

Skype - 14 октября 2007
Кто такой «я»? Проблема свободы и одиночества. Корыстные отношения и отношения любви. Стихии объективного, сотворенного мира. Качества Целого и части. Три типа отношений к Богу. Четыре пласта бытия. Три качества иллюзии. Многогранность Любви. Разные этапы преданности Кришне. Ценность духовного учителя. Мольба об искренности.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:55:46 | качество: mp3 64kB/s 25 Mb | прослушано: 1203 | скачано: 636 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Кто такой «я»?

00:00:00 — Можно такой вопрос, честный такой вопрос. Я б ответил сам, но не могу я. Если мы утверждаем, — и у меня это убеждает, кстати, — если мы утверждаем, что наше сознание первично и мы определяем, и мир, он подстраивается под нас, и мы являемся тем, кто подводит мир… Так, как же быть с субъективной действительностью? Например, когда я учился в советской школе и тогда меня это интересовало. Мне сказали: «Знаешь что?! Давай вместе… Пускай два идеалиста пройдутся над пропастью, интересно, останутся они в живых или нет?» И вот с того самого времени это меня въелось. Это единственный вопрос, на который я не могу ответить. Алле?
— Да-да. Я поставлен в тупик этим вопросом. Ну, наверное, нужно определиться, что такое «мы». Когда вам задают вопрос: «Если вы пройдетесь над пропастью, останетесь вы в живых?» Сразу нужно задавать им ответный вопрос: «А кто такой "я"? Кто "я" пройдусь над пропастью?» Если себя мыслить, как тело, тогда тело, конечно, не выдержит своей массы и упадет в пропасть. Потому что тело подчиняется законам вещественного мира. Тело создано из праха, из тверди, воды, огня и газа. И оно естественно подчиняется законам этих стихий, но «я» не являюсь этим телом, поэтому «я» не смогу пройтись над пропастью. Я, как личность, еще более тонкая субстанция, чем даже пространство. «Я» не смогу пройтись над пропастью, поэтому я не смогу туда упасть. Понимаете?

00:02:04 Ключевой вопрос: «Кто такой "я"? В зависимости от того, как мы отвечаем на этот вопрос, так мы и строим отношения с окружающим миром. Если я говорю: «Я есть организм», то я упаду в пропасть. А если я — есть программа или сознание, то я не смогу упасть в пропасть. Как компакт диск. Компакт диск упадет в пропасть, а программа не сможет упасть в пропасть, потому что она не принадлежит вещественному миру. Или мы берем лист бумаги и пишем на ней цифру 123, число 123. Бумажка с этими цифрами упадет в пропасть, а сами понятия 1, 2 и 3 не упадут в пропасть. Они всегда будут находиться в сознании. Вот, я бы так ответил на этот вопрос. Или, например, я рисую собственный портрет или беру свою фотографию и кладу её в огонь — она сгорает, но я сам не сгораю. Потому что фотография лишь тень меня, я бы сказал, тень моего прошлого. Точно так же и тело или то вещество, которое может упасть в пропасть. Это тень или моя проекция в этом мире. Она подчиняется законам мира. Я сам не подчиняюсь. Если добровольно не начну себя отождествлять со своей тенью, я не буду подчиняться законам теней.

00:03:43 Это и есть иллюзия. Когда мы, обитатели чистого сознания, мыслим себя частью объективного мира или вещественного мира. И как только мы мыслим себя таковыми, мы попадаем под влияние законов этого мира: мы можем упасть в пропасть, мы можем летать, мы можем попасть в тюрьму, нам будет жарко, нам будет холодно, вокруг нас будут должники или мы будем себя считать должниками кого-то. Вот…

Проблема свободы и одиночества

00:04:21 — Да… Для чего же эта действительность тогда?
— Это каждый должен. Зачем нам нужна эта действительность? Дело в том, что мы в предвечном своем состоянии — мы свободны. Нас Высшее Сознании или в греческой мифологии это называют «Мировая душа», т.е. душа, которая пронизывает собой все. Вот, эта Высшая Душа, она создает нас, мелких душ, свободными по природе, т.е. наделяет нас качеством свободы. Но здесь мы сталкиваемся с парадоксом: свобода, она делает нас одинокими и одиночество, оно нас тяготит. У нас есть два качества по природе: это нежелание быть в одиночестве и второе — мы свободны. Вот эти два парадокса или два взаимоисключающих условия, они постоянно вступают в противоречия. Потому что если вы хотите быть свободными — вы неизбежно будете свободными, потому что только в одиночестве возможна свобода. Как только с вами присутствует кто-то, он вступает с вами во взаимоотношения.

00:05:45 Как в физическом мире, если есть объект… Если объект ни один, а где-нибудь в пространстве существует еще один объект, то между ними возникает взаимоотношения как бы далеко они друг от друга не находились. Закон всемирного тяготения. Так вот, эти два противоречия. Мы хотим быть свободными, но свобода возможна только в одиночестве, но мы не хотим быть в одиночестве, для этого нам нужен кто-то. А когда с нами кто-то, мы не можем быть свободны, мы вступаем в отношения. И вот этот мир или ваш вопрос: «Зачем мы попали в этот объективный мир? Зачем мы себя связали узами?» Или вашими словами выражаясь: «Зачем мы попали в этот мир, т.е. мы связали себя узами отношения?» Для того чтобы не быть одинокими. Но переставая быть одинокими, мы вступаем в отношения с кем-то. А эти отношения в этом мире, они иллюзорны. Мы вступаем в отношения друзей-врагов, родителей-детей, начальников-подчиненных, рабов-господ, глупых-умных, успешных-неуспешных, лузеров-ламеров. Мы решаем проблему не одиночества, но мы попадаем в другую проблему — свободы. Мы лишаем себя свободы. Можем быть, как-то сумбурно я ответил на вопрос.

Корыстные отношения и отношения любви

00:07:21 Очень необычно. Необычно, не видя собеседника, говорить в стенку. Вот, это еще один или грань этого ответа. Когда ты в одиночестве, тебе трудно с кем-то вступать в отношения. Я не вижу вас, а мне приходится говорить в стенку, и чувствуешь себя очень неловко. Так же и, когда Господь нас создал, мы находились каждый сам по себе, в одиночестве и чувствовал себя очень неловко. И мы тянулись к каким-то отношениям… Но отношения с Ним, со Сверхсубъектом, возможны только подчиненные. Я подчиняясь Его воли, я доверяю Ему. Поскольку Он создал меня не для того, чтобы уничтожить, значит, Он создал меня для какой-то иной цели. Если он создал меня не для того, чтобы уничтожить, значит, он создал меня для добра, чтобы, по крайней мере, мне не было плохо. И понимая это, я сдаюсь на Его волю. Я предлагаю Ему себя. Я не знаю, что мне во благо, поэтому я сдаюсь Ему и предлагаю Ему сделать мне что-то во благо. Это называется преданность. Я предаюсь Его воле.

00:08:50 Но такие отношения нас не очень устраивали — отношения подчиненного или раба Божьего и Господина. Поэтому нам захотелось других отношений, где мы можем выступать в роли обладателя, в роли, если хотите, играть мужскую роль, роль обладателя. И вот этот мир, в котором мы сейчас находимся, мир иллюзии или бренный мир, призрачный мир — это как раз место, где мы можем себя почувствовать обладателями, где окружающая среда или окружающая природа может нам подчиниться или мы можем подчинить её себе. Но поскольку все, что мы накапливаем, все, чем мы обладаем на протяжении множества жизней, в конце обращается в прах, то нас всегда ждет разочарование и иллюзия обладания, она сменяется на печаль, на разочарование, на горесть. В призрачном мире невозможно найти реального ничего. Мы ищем счастье, но мы хотим реального счастья, настоящего счастья. Но в призрачном мире нет ничего настоящего, в том числе и счастья и это нас очень удручает. Такова печальная реальность. Мы вступаем в отношения, но мы не в те отношения вступаем. Может быть, какие-то сомнения возникли?

00:10:25 — Кстати, спасибо за ответ. Я [не слышно]. Действительно, я [не слышно] только что получил. Спасибо вам. Я вам скажу от других людей. У меня еще есть один вопрос. Если будет возможность, я
— Хорошо, конечно.
— Может быть, еще какие-то вопросы есть? У наших, может быть, есть какие-то вопросы? Можем, знаете как? Продолжить читать Бхагаватам, седьмая глава, третья книга. Она называется «Сверхсубъект и субъект» и походу, может быть, у кого-то возникает вопрос. Продолжаем читать.

Стихии объективного, сотворенного мира

00:11:15 Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, когда великий мудрец Mайтрея сказал это, Видура, сын Двайпаяны Вьясы, славившийся своей ученостью, учтиво обратился к нему со следующим вопросом.

00:11:31 Значит, что именно он сказал. Я хочу повторить окончание шестой главы. Мы в предыдущей главе говорили о том, что когда произошло сотворение стихий. Это стихии, мы их перечисляли, это: твердь, жидкость, пламя, газ и пространство. Дальше — ощущения всего этого, дальше — органы ощущения, дальше — осмысление или ум, затем — рассудительность и затем — ложное самомнение или в русском языке есть хорошее слово «самость». Это не ты, а твоя самость. Нечто, что заставляет тебя мыслить в определённых рамках. Когда мы остаемся наедине с собой и отключаем память, отключаем ощущения, то у нас нет самости, у нас есть «я». Но как только перед нами появляются объекты внешнего мира: звуковые, вкусовые, визуальные — включается вот эта самая вещь, она называется самостью или ложное «я», еще кришнаиты называют. С помощью этой самости мы строим отношения с объектами мира.
00:12:56 Вот это стихии сотворенной реальности. С этими стихиями нам, как частицам сознания, приходится иметь дело. Мы себя заковываем в оболочки этих стихий. Некоторые оболочки доступны чувственному восприятию. Например, такая наша оболочка, как твердь, она легко ощущается. Мы её видим. Вернее, мы можем к ней прикоснуться. Мы можем её понюхать, мы можем её попробовать на зуб. Мы можем ощутить, как она звучит и т.д. Такая оболочка, как вода, мы можем тоже её ощутить, прикоснуться, но мы не можем её понюхать и т.д. По мере того, как оболочки становятся все более тонкими, у нас исчезает способность их ощущать.

00:13:45 Такая оболочка, как ум, мы не можем её ни понюхать, ни ощутить не какими органами чувств. Мы можем принять существование ума или мысли по наличию здравого смысла. Рассуждая здраво, я могу прийти к пониманию того, что у меня есть ум. Ум — это то, что осмысливает окружающий мир на предмет приятен он или неприятен он и т.д. Мы, чистое сознание, окружаем себя тончайшей оболочкой, которая называется самость. И вот эта самость ,как доверенное лицо, действующее по доверенности, вступает в отношения с окружающим миром и с окружающими.

00:14:30 Так вот, когда эти стихии были созданы, то они не могли между собой согласованно действовать. Существовала мозаика или элементы мозаики, но не существовало слаженной картины. Тогда эти стихи… Здесь мифологически в предыдущей главе говорится: «Эти стихии, они обратились к Сотворившему их. Сделай так, чтобы мы могли согласованно действовать, чтобы исполнить цель, ради которой мы были созданы». Тогда Всевышний или Первичный творец, Он вошел в эти стихии, как единое управляющее начало. В русском языке это слово называется «душа», т.е. некое начало, которое делает окружающую картину или картину окружающего мира делает слаженной или наполненной смыслом. Другими словами, мы приводили пример.

00:15:35 Если мы возьмем кадры киноленты, кадры фильма и разрежем их, и разложим их в хаотичном порядке, потом снова склеим и начнем крутить, то у нас не получится осмысленной картины. Сами по себе кадры, они будут не повреждены, но поскольку они находятся не в заданной творцом или не в заданной режиссером последовательности, картины не получится. Так вот примерно тоже самое произошло с сотворением. Были созданы стихии, но не было единой картины. Тогда Режиссер, Он вошел в эти стихии и расставил их в своем сознании таким образом, чтобы картина была осмысленной. Это обсуждалось в предыдущей главе.

00:16:25 Нынешняя глава седьмая — это продолжение беседы мудреца Майтрее и путника Видуры. Когда Майтрея объяснил ему строение и движение мира, Видура. В этом стихе говорится. «Видура сын Двайпаяны Вьясы, славившийся своей мудростью, учтиво обратился к нему со следующим вопросом». Следующий стих.

Качества Целого и части

00:16:56 Видура сказал: «О мудрец, если Всевышний единое и бесконечное целое, и всегда неизменен, то как он может обладать свойствами и действовать? Разве неизменное может двигаться? Обладать качествами? И играть? И как неизменный может воплощаться?»

00:17:16 Вопрос правомерный, правда? Как Единое или для простоты понимания, как «все» за пределами чего не существует ничто, вот как «все» может двигаться? Возникает вопрос: «Куда оно может двигаться, если за его пределами нет ничего? Как оно может действовать? Как Единое может действовать, если движение подразумевает движение по отношению к чему-то?» Если я действую, это значит, я действую по отношению к окружающему миру: по отношению к человеку, к животному или пространству. Но как «все» может действовать? Вот в чем смысл вопроса. Ведь по отношению ко всему ничего не существует. Следующий вопрос: «Как "все" может обладать качествами?» Все, что обладает качествами, оно находится вне меня. Понимаете? Я могу наблюдать за чем-то и приписывать этому чему-то качества. Но если я есть «все», то, как я могу за собой наблюдать? Потому что качества приписываются со стороны.

00:18:28 Вот такие на первый взгляд бессмысленные вопросы задает Видура, но если призадуматься вопросы очень глубокие. Как Единое может обладать качествами? Точнее, как «все» может обладать качествами? Как оно может действовать и как оно может двигаться? Есть огромная прослойка вероучений. Мы их называем майавади или буддисты, иногда. Они отвечают на этот вопрос однозначно. «Все» не может обладать качествами, «все» не может действовать и «все» не может двигаться. Следующие умозаключения этих теологов следующее, значит, «все» — это ничто. Другими словами, «всего» не существует. Следующее умозаключение: «Ничего не существуют».

00:19:29 Задавая вопрос, они приходят к ответу, что не существует даже того, кто задает этот вопрос. «Все» занимается вами, если вы часть этого «всего». Как существует понятие «интеграл» и существует понятие «дифференциал». Существование интеграла или целого не зависит от количества, не зависит от существования дифференциалов, точек. Целое не зависит от того, пропадет ли точка или появится новая точка. Целое всегда целое, потому что целое оно по определению совершенно. Точка зависит от существования «всего». Так вот «все» — это Господь Бог. Давайте такими эвфемизмами пользоваться.

00:20:25 Извините за пошлость, «все» — это Господь Бог. Он никак не зависит от нашего существования: от того верим мы в Него или нет, признаем мы Его существование или нет. А вот мы зависим от Его мнения. Если Он считает, что нас не существует, значит, нас не существует. Как в геометрии, как в математике: дифференциал зависит от интеграла, а интеграл не зависит от дифференциала. Если какие-то сомнения или возражения, то можно их задать.

00:21:00 — Присутствие целого, большого, что есть Господь Бог, в этом, как говорится, я этого не понимаю.
— Я перебью вас. Не большого, а всего. Это разные вещи. Большое и все — это разные вещи.
— Да-да, всего. Но знаете, какой вопрос меня интересует? Получается, что я из «всего», я из этого делаю что-то личное, но а «все» из меня ничего не делает. У нас неравные отношения.
— Конечно, неравные.
— Тогда, что получается? Что я остался один.
— Неправда. У вас неравные отношения, но это не значит, что вы одиноки. Например, у меня с налоговым инспектором неравные отношения, но я не в одиночестве. Потому что, как только он заподозрит неладное, он сразу стучится ко мне.

Три типа отношений к Богу

00:22:00 — Мы действительно находимся в подчиненных отношениях с Ним, но мы не одиноки. Мы беззащитны перед Ним, но мы не одиноки. Это диктаторство. Если вы обратили внимание, во всех религиях Господь Бог — это диктатор. Это модерновое слово «диктатор», на самом деле, Его называют Господь, т.е. господин. Его называют Повелитель, Его еще называют Верховный Судья, который рассуждает нас. Во всех своих ипостасях, во всех религиях в этих ипостасях, Он диктатор. Он диктует свой закон. Он диктует закон Божий. Мы, если его выполняем, то нас награждают дарами. Если мы не выполняем, то нас наказывают. В еврейской, в иудаизме это очень четко прослеживается. Всякий раз, когда народ изралиев не подчинялся Всевышнему, Он устраивал им погромы: то чуму нашлет, то Садо Магамору погубит, то еще что-то, или храм разрушит. Правда?

00:23:18 Это присутствует во всех религиях: в христианстве, в мусульманстве, в индуизме. Это везде присутствует. Мы должны подчиняться определённому закону. Но душе это не по нутру. Душе, извините за каламбур, это не по душе. Мы не хотим, чтобы нам обрезали крылья. Мы хотим лететь свободно. Мы уже об этом с вами говорили. Мы хотим свободы. Мы не хотим диктата над Нами. Но парадокс, как только мы избавляемся от диктата, т.е. мы обретаем спасение.

00:24:01 Есть еще одна прослойка религий. Есть религии конвенциональные, т.е. обычные религии, где Бог довлеет над тобою, Он власть над тобою. А есть религии типа буддизма, они говорят: «Надо обрести свободу и ты сам станешь Богом». Мы говорили, что в этом кроется парадокс. Мы становимся Богом, но мы становимся одинокими. Если мы не хотим быть одинокими, мы должны Ему подчиняться. Но не то и не другое неприятно нашей душе. Это нам не по душе. Мы хотим быть и свободны и не хотим быть одинокими. Как это решить? Как сделать себя свободными и при этом не утратить отношения, быть с кем-то? Ответ только один — это должны быть отношения Любви. В любовных отношениях ты безраздельно предан тому, кого любишь и при этом ты свободен. Потому что любовь, она прерогатива…

00:25:08 Любовь — это богатство свободных. Религия вайшнавов, она призывает только к этому. Наш Господь Шри Чайтанья Махапрабху, Он говорил, что душа хочет быть свободной, но она хочет любить. Только в любовных отношениях с Высшим Владыкой, мы можем решить этот парадокс: быть с кем-то и быть свободными. Почему? Причем в отношениях не просто с кем-то, а в отношениях с Абсолютным Повелителем и в отношениях с Тем, кто не подчиняется никаким законам.

00:25:47 Это «все», оно не подчиняется никаким законам. Оно действует только по собственной прихоти. Это «все» мы называем «Всевышний». Если вы становитесь рабом Всевышнего, т.е. если вы подчиняетесь не Его законам, а Его прихотям, тогда вы обретаете свободу. Потому что раб Самого Свободного, он самый свободный тоже. Об этом говорил Махапрабху и все учителя в нашей преемственности учителей. Понимаете? Но тут возникает еще проблема. Кому она по нутру, кому нет. Когда вы раб чей-то, то вы не ждете плодов своего труда. Вы любите, но ничего не ждете взамен.

00:26:39 Если вы вступаете в отношения наемного рабочего или подчиненного и господина, то господин вас чем-то одаривает обязательно. За ваш прилежный труд он вас чем-то одарит. Чем лучше вы работаете, тем больше даров вы получаете от Господина, от Господа Бога в данном случае. Если вы выполняете закон Божий, то он вас наградит Царством Божьим, где праведники поют Ему вечно хвалу, осанну.

00:27:08 Но со всем иное происходит в отношениях любви. Вы полностью Ему принадлежите, а взамен Он вам ничего не дает. Если кто-то сможет переступить через этот парадокс, через это препятствие, тогда он будет свободен, и он не будет одинок. Все остальные во всех пластах мироздания — либо свободны и одиноки, либо рабы, но вступают с кем-то в отношения, даже в отношения с Богом.

Четыре пласта бытия

00:27:49 Мы часто говорим, что существуют много или несколько пластов бытия. Это низший мир, мы его называем «мир корысти». Мир, в котором мы сейчас пребываем. В этом мире мы вступаем с другими в отношения и в отношения с высшими силами, в том числе. Мы стяжаем больше, чем отдаем. Поэтому этот мир называется материальный или мир стяжательства.

00:28:19 Есть мир свободны, где мы никому ничего не даем, но и ничто не получаем ни от кого. Это мир нирваны, еще его называют. Мир спасения. Там души спасаются. Есть более высокий мир, его называют духовный мир. Там мы отдаем больше, чем получаем. Это мир праведников.

00:28:44 Во всех эти трех пластах, мы либо вступаем в отношения и получаем дань за эти отношения, либо мы не вступаем в эти отношения и мы одиноки. Мы становимся частицей света. Мы выходим вне время и пространства. Мы просто свет, просветление. Но есть такая область бытия, где вы отдаете, но вы ничего не получаете. Эта область бытия называется «мир Любви». Об этой области бытия все мы тайно мечтаем по ночам и грезим о Ней, даже иногда не признаваясь себе в этом. Льем горькие слезы в подушку, не так ли? Ну, ладно, вернемся к философии.

Три качества иллюзии

00:29:32 Значит, Видура продолжает задавать вопросы. «Дети играют друг с другом, так как к этому побуждает их желание. Но подобное желание не может возникнуть у Всевышнего, ибо Он всегда самоудовлетворен. Ему не к чему стремиться и нечего добиваться. Разве может желать Тот, кто ни к чему не привязан?» Да, вот здесь в предыдущем стихе Видура звучит вопрос так: «Разве Неизменное может двигаться, обладать качествами и играть?» И как иллюстрация к этому «играть», он приводит пример с детьми. Дети играют, но потому что у них есть желание играть. Но как «все» может играть? Ведь этому «всему» или Всевышнему нечего добиваться. Зачем Ему стремиться к чему-то если у Него уже все есть? Вот такой аргумент выдвигает Видура. Разве может желать Тот, кому нечего добиваться?

00:30:37 Следующий аргумент: «С помощью одной из Своих сил, состоящей из трех качеств, Всевышний сотворил объективный мир со всем Его разнообразием». Кому непонятно? Вот эта сила, состоящая из трех качеств это есть материя или в нашей терминологии «иллюзия». Всевышний, отделяя или истина, отделяя нас завесой иллюзии от себя, творит иллюзию. Всевышний, прячась от нас, создает иллюзию. Правильно? Когда истина прячется за угол, то появляется угол. Надо эту мысль уловить. Всевышний не просто создает иллюзию, а Всевышний прячется от нас и вот то, за чем Он прячется или то, с помощью чего Он прячется, она состоит из трех, извините, состояний. Это состояние отупения, состояние возбуждения и состояние умиротворения или ощущение благополучия. Их называют еще: тамас, раджас и саттва. Мы для простоты называем это отупение, возбуждение и благополучие.

00:31:56 Так вот Всевышний прячется от нас за эти три угла, если хотите. Эти три угла называются: отупение… Когда мы находимся в состоянии отупения, мы не воспринимаем Всевышнего. Когда мы находимся в состоянии возбуждения, мы не воспринимаем Всевышнего, по-другому не воспринимаем Его. А когда мы находимся в состоянии благополучия или ощущения благополучия, то мы тоже Его не воспринимаем, но иначе мы Его не воспринимаем. Вы спросите: «А существует ли что-нибудь, выходящее или не укладывающееся в отупение, возбуждение и благополучие?» Потому что в нашем опыте, если мы вспомним, если мы начнем представлять, в каких состояниях мы находимся всю нашу жизнь или все наши жизни, мы увидим, что мы либо в отупении спим, мы либо в сомнениях, либо в возбуждениях, что одно и то же, либо мы умиротворены, что одно и то же с отупением порой. Других состояний у нас нет. И вот эти состояния называются гуны. Этот мир, его еще называют сагуна или мир, где мы либо в отупении, либо в возбуждении, либо в умиротворении.

Многогранность Любви

00:33:20 Так вот существует и четвертое состояние, но это состояние и есть сам Господь или состояние, в котором мы воспринимаем Его. Представьте себе, это состояние не отупение, т.е. когда мы лицезреем Всевышнего — это не состояние отупения, это не состояние возбуждения и это не состояние умиротворения, благополучия. Какое же это состояние? Это состояние Любви. Любовь это не отупение, это не возбуждение и это точно не благополучие. Вот об этом гласит этот стих.

00:34:00 С помощью одной из Своих сил, т.е. иллюзии, состоящей из трех качеств, Всевышний сотворят материальный мир для нас со всем его разнообразием. С помощью этой же силы Он поддерживает этот мир и в обратном порядке уничтожает его, чтобы затем все начать сначала. Какой-то вопрос?

00:34:27 — О какой любви говорил Иисус?
— Он, наверное, говорил о сострадании, он говорил о доброте. Потому что если посмотреть то, чему он учил, то там сквозит одна идея — это всепрощение. О любви, о которой говорят рабы Божьи или вайшнавы, это не всепрощение. Потому что вайшнав, он не просит у Всевышнего простить его. Действительно, всепрощение — оно часть любви. Умение прощать, оно интегрировано в любовь. Но любовь это не только прощение. Любовь может быть и надменность, любовь — это и безразличие порой, любовь — это отчаяние. любовь включает в себя много граней. Мы часто об этом говорим. Всепрощение или милость — это часть любви. В учении Иисуса, если я не ошибаюсь, могут христиане меня поправить, но в основном, учение Христа говорит о прощении. Но мы не ставим знак равенства между прощением и любовью. Но, а вообще лучше вам задать вопрос Иисусу, о какой любви он говорил, будет корректнее. А то мы тут его интерпретируем. Если нет вопросов, продолжим дальше.

00:36:09 Следующий стих, пятый: «Сознание всегда является чистым и никогда не утрачивает своей чистоты. Лишить сознание чистоты не могут ни время, ни обстоятельства. Как же тогда сознание оказывается погруженном во тьму?» Вопрос какой-то?

00:36:37 — Да, вопрос. На начальном этапе наше служение проходит в гунах, имеет…
— Вопрос походу. По началу наши отношения со Всевышним неизбежно окрашены. Наше служение Всевышнему проходит либо в состоянии отупения, либо в состоянии возбуждения. Про умиротворение я не говорю, наверное, тоже, но это очень редко. Как же тогда это служение может иметь какой-то смысл? Ну, конечно, может, потому что дети служат родителям неумело и доставляют им удовольствие. Даже, когда неумело пытаются сделать для отца или матери. Например, ребенок пытается научиться ходить и это отцу и матери доставляет неслыханное удовольствие. Хотя ребенок поначалу не умеет ходить, он ползает. Он обязательно падает, встаёт и снова падает. Он делает это очень неумело, но родителям приятно, что он пытается это делать. Родители наслаждаются старанием или усердием ребенка, а не результатом.

00:38:04 Так же и душа, когда только вступает на путь преданности Абсолютной Красоте, Абсолютному Повелителю, она делает это неумело. Неумело, в каком смысле? Она жаждет каких-то благ от этого служения: вечную жизнь, чтобы рубцы после операции затянулись, чтобы в раю пожить. Что-то просит. Что б денег много было… Это называется неумелое служение. Но по мере того, как душа все больше и больше соприкасается с великой силой любви, служения, преданности, она понимает, что то, что она просила у Всевышнего, яйца выеденного не стоит: все эти богатства, вечность, знание, доброе имя, уважение окружающих — ничего не стоят по сравнению с Преданностью, с Любовью, с ощущением, что ты нужен Ему, что без тебя Он никуда не денется. Мы сейчас говорим об очень высоких планках.

00:39:23 Возлюбленные Кришны, они искренне считали, что без них Он пропадет. Как же Он один уедет, Он же там пропадет? В городе Его ждут опасности. В городе Его могут обмануть, там жулики, воры. Его могут в тюрьму посадить. Они искренне считали, что Он без них пропадет там, но самое смешное, что Он тоже так считал. В этом волшебная сила Любви. Господь Кришна считает, что без преданных жизнь бессмысленна, без тех, кто Его любит. Какие-то вопросы?

00:40:07 — Вопрос: «Что такое любовь в материальном мире?»
— Да вы и сами знаете. Вам сколько лет? В общем, если вам больше одного года ,вы знаете, что такое любовь в материальном мире. В материальном мире высшая форма любви — это уважение друг к другу. Это смирение с недостатками другого. Это очень возвышенно и благородно, когда страсть перерастает в уважение. Но если призадуматься, это настолько отвратительно, настолько омерзительно, когда безудержная страсть перерастает в фруктовый кефир, в уважение друг к другу. Любовь в материальном мире заканчивается уважением. Когда они вместе сидят на лавочке — у одного подагра, у другой рак. Она пользуется хорошей косметикой, он пользуется хорошими таблетками. Они сидят на лавочке, смотрят на птичек на озере и держат друг друга за руки. Это то, что в лучшем случае, ожидает любовь в этом мире. Это высшая точка любви в материальном мире.

00:41:34 В мире служения или, извините, духовном мире с этого все начинается. Уважение — это самая начальная стадия. Это служение, это когда душа служит Всевышнему из уважения, из благодарности за то, что Он добр к ней. Кульминация Любви — это полное неприятие недостатков. Это отношение Кришны и гопи. Они сердце друг другу разрывают. Там все наоборот. Там начинается с уважения и если повезет, если ваш поводырь в духовном мире — это обитатель страны Любви, то ваше уважение перерастет в любовь, нетерпящую плодов Любви. В этом мире наоборот любовь превращается в уважение, а там уважение в любовь. Но, а с физиологическими подробностями любви вы и так знакомы, поэтому… Может какие-то сомнения? Может кто-то хочет сказать, что все это недоразумение?

00:42:52 — Нет-нет, это не недоразумение. Но чтобы приобщиться к такому миру, нужно очень много отдать от себя.
— Это надо все отдать себя.
— Это очень непросто.
— Но только этого и жаждет наша душа. Все остальное — компромисс. Понимаете? Любая другая форма отношений — это компромисс. В этом мире любовь заканчивается плодом любви. Они любят нежно друг друга, а потом она несет под сердцем плод. И её любовь к нему угасает, потому что плод появился. Между любящими сердцами появился плод. Этот плод, он тянет эту любовь, он отбирает любовь. Понимаете? И не нужно здесь ничего менять. Таков закон. В этом мире приносит плод.
— Как набраться любви?
— Здесь её нет. Просто её не надо искать. Не нужно пытаться свои нынешние отношения по принципу духовному миру. Не нужно с нею строить отношения, как с Господом Богом, потому что появятся другие плоды. Печально, но что делать?

00:44:16 Про головокружительные перспективы вам расскажут дикторы с других радиостанций, про позитивное мышление и про то, что у нас впереди все хорошо и через тридцать лет мы все будем жить счастливо вам расскажут дикторы с другого телевидения. И про то, что у нас на полях все замечательно вам тоже расскажут другие дикторы. Ну, что, наверное, на сегодня все? Потому что вопросов нет и быть не может.

Разные этапы преданности Кришне

00:44:50 — Кришна объяснят этапы преданности. Если человек не может делать это, то пусть он делает это. Я сейчас точно не помню. Не могли вы бы более подробно объяснить вот всю эту последовательность доступным для нас языком? И как человек может развить свою волю? Что именно ему в его ситуации делать? Понятно, что категория преданности, но дальше как там?
— Господь рассказывает о разных уровнях отношений с Ним. Он говорит: «Принадлежи мне полностью. Если все-таки хочешь держать что-то за пазухой, то хотя бы изредка вспоминай обо Мне. Или принадлежи Мне полностью иногда. Или принадлежи Мне всегда, но не полностью». «Если у тебя это не получается, то предлагай плоды своего тяжкого труда Мне, т.е. работай-работай, а в конце работы вот то, что ты сделал, предложи Мне, — Кришна говорит. Если это не получается, то хотя бы часть плодов своего труда предложи Мне. Дальше Он говорит, что на самом деле Мне нужна от тебя искренность или Мне нужно от тебя бескорыстие. Если ты бескорыстно Мне что-то предлагаешь, Я, как жертва, приму от тебя все, что угодно: пусть это стакан воды, плод, листок. Самое незначительное — то, что может быть у каждого. Господь, Он принимает в жертву нашу искренность, наш отказ от стяжательства. Наше умение не просить у Него ничего.

00:46:52 А уж дальше, как применить это правило в своей повседневной жизни? Это каждый должен решить сам или принять покровительство и под его руководством это правило применить в своей повседневной жизни. Госвами Махардаж, он часто приводит пример: «Есть одна цель. Скажем, у нескольких людей есть одна цель — доехать до Иерусалима. Но один живет в Москве, другой живет в Лондоне, третий живет в Дели. Так вот одному нужно пройти до электрички, потом сесть на автобус, потом доехать до аэропорта, потом прилететь в Израиль. Другому нужно просто взять такси и приехать. Третьему, если он живет на Луне, нужно на космическом корабле прилететь» У нас у всех есть цель — это бескорыстные отношения с Абсолютным Началом. И в зависимости от того, на каком уровне или в зависимости от того, где мы располагаемся по отношению к Нему, мы должны выбирать средство достижения. Каждый своё средство достижения выбирает.

Ценность духовного учителя

00:48:19 В нашей преемственности или в нашей традиции, мы говорим, что без учителя не обойтись. Учителя прошлого, их мудрость записана в священных писаниях. Они, как карта. Живущий учитель, он, как проводник. Мы понимаем, что для того чтобы добраться до какого-то места, нам нужны какие-то средства передвижения. Но если мы не знаем, где мы находимся, мы не будем знать, как добраться до этого места. Если наша цель — это отношения безропотные, бескорыстные отношения со Всевышним. Мы не знаем, на каком уровне мы находимся. Мы не знаем, где в мироздании мы потерялись. Нам нужна карта. Это карта и есть священные писания. Но даже если у вас есть карта, по карте вы не определите, где вы находитесь. Только проводник, который знает местность, который знает, где вы находитесь, он может вам сказать: «Вы находитесь вот здесь и вам нужно двигаться вот такими-то средствами в то место назначение».

00:49:34 Тогда возникает вопрос: «А вдруг этот проводник ненастоящий? Вдруг это лжепроводник, лжеучитель. Да, большинство такие и есть. Большинство проводников вам скажут, что мы вас доведем до места назначения, а на самом деле, они такие же заблудившиеся, как и вы. Отличить их от подлинного проводника практически невозможно. Нужно только верить, что подлинный проводник есть. Если есть лжепроводник, если есть лжеучитель, то есть истинный учитель, потому что ложь — это обратная сторона истины. Если есть ложь, значит, есть истина. Просто нам нужно искать истинного учителя. На это могут потребоваться жизни и миллионы лет. Но нужно его искать и путем ошибок, поняв, что ты ошибся — отвергать учителя и принимать нового. Другого выхода у нас нет. И чем более мы искренни в своих поисках, тем Всевышний скорее пошлет нам истинного проводника. А вот, как служить Всевышнему, т.е. как идти к Нему? Служить Ему — это тоже самое, что идти к Нему. Просто такая терминология. Как служить Ему, это может подсказать гуру или учитель.

00:51:02 — Да.
— Можно еще в продолжение. Учителю или проводнику обязательно нужно узнать или провести какое-то время с учеником, чтобы определить, где он находится.
— Конечно, но в это время, оно исчисляется ни минутами и днями, оно исчисляется искренностью. Вы с учителем ни когда сидите с ним в одной комнате, а когда вы искренне, когда вы задаете те вопросы, которые вас сближают с миром Красоты, а не вопросы, которые позволяют вам закрепиться в мире корысти. Понимаете? Если вы задаете учителю вопросы, типа: «Как мне лучше выучить французский язык?», то вы не находитесь рядом с Ним. Врач, который делает духовному учителю шестнадцати часовою операцию на кишечнике, он не находится рядом с учителем, хотя он копается в его внутренностях.

00:52:02 — Алле.
— Да.
— Можно вопрос?
— Можно, да. Если я ответил на этот вопрос, то можно следующий.
— А кто учитель? Как его определять?
— Я не знаю, кто учитель. Вы ищите сами. Как его определять? Его вам сердце подскажет. Учитель, он выбирает нас. Мы выбираем школу. Учитель выбирает нас уже, как учеников. Понимаете? Когда вы хотите научиться какой-то науки, вы определяете сначала, какой науке вы хотите следовать, какую науку вы хотите постичь: будь-то музыкальная, будь-то физика, будь-то химия, рисование, изящное искусство. Как только вы выбрали школу и направляетесь к этой школе, то учитель, находясь в этой школе, он вас выберет, он вас найдет. В этой школе может быть много учителей, но если эта школа настоящая, то вас выберет тот учитель, который сочтет, что вы принадлежите его уровню понимания. Грубо говоря, если вы способный ученик, то учитель в этой школе или средний учитель в этой школе, он вас не возьмет к себе учиться. Он вас отправит к более квалифицированному учителю.

00:53:32 Если вы выбрали школу, то там учителя, они разберутся к какой категории вы относитесь, какие у вас способности. Это мирской пример. Понимаете? Наша задача — это выбрать школу. Сейчас наша задача это выбрать школу служения Господу. Ни школу корыстных отношений, ни школу работодателя и работника, а школу раба и Самодурного Повелителя. Вот, как только это школу мы выбираем, то учитель из этой школы, он нас выберет. От нас требуется искренность ни на словах, а на деле. Решить для себя… Не надо это декламировать всем, а просто в сердце решить: «Чего бы это мне ни стояло, я хочу поступить в школу непорочной преданности, и тогда учитель найдет обязательно». Об этом не стоит беспокоиться. Но если мы все еще пребываем в мире корысти, то учитель, который проповедует бескорыстную преданность, он пройдет мимо. Это теоретические знания, а практические — это каждый уже сам решает.

Мольба об искренности

00:55:58 — Какой-то вопрос еще есть?
— Обычно люди, они не целостны. Они в этот момент думают, что я могу, я хочу себя посвятить, в другой момент они думают: «Нет, это не для меня».
— Ну, что? Тогда в моменты неискренности пусть они грустят о моментах искренности, в возжелают в уме, когда же снова наступит момент искренности. Ничего тут не поделаешь. Пусть вопиют к Всевышнему. Да услышит Он вашу молитву. Все!

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 14 июня 2011