Жизнь домохозяина в ведической культуре

Аюрведа радио - 18 January 2007
Ведическая культура – культура взаимного уважения и любви. Принципы ведической культуры. Варнашрама. Грихастха-ашрам, или ашрам семейной жизни. Особенности психологии мужчины и женщины. Основные качества мужчины и женщины. Обязанности мужа и жены. Принцип дополнительности в семейной жизни. Отношения между мужчиной и женщиной в литературных произведениях. Ответы на вопросы. Какова цель семейной жизни в духовном и социальном аспектах? Можно ли обойтись без вступления в брак? Насколько сейчас применимо и оправданно многожёнство? Вопрос о трагических последствиях неудачных семейных отношений.
запись эфира для начинающих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:10:09 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 571 | скачано: 894 | избрано: 46
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами начинаем передачу живого эфира «Аюрведа» радио. В эфире Критский Владимир Георгиевич. И сегодня, как обычно по пятницам, темой нашей передачи являются «Философские основы ведической культуры». Мы с вами кратко повторим, о чём шла речь на предыдущих передачах, и затем перейдём к новой теме, которая сегодня будет звучать так: «Уклад семейной жизни», так называемый грихастха-ашрам. Пожалуй, очень важная и очень интересная тема. И практически очень важная для современных людей, потому что большинство взрослых людей на каком-то этапе своей жизни женятся или выходят замуж и, к сожалению, не всегда удачно.

Принципы ведической культуры

00:01:02 Так вот, кратко можно сказать, что ведическая культура – это культура взаимного уважения и любви, культура счастья. Она отвечает на вопрос - каким образом человеку жить в этом мире, чтобы быть счастливым и чтобы приносить счастье окружающим людям. И поэтому она очень естественна, потому что она соответствует нашим лучшим внутренним духовным идеалам. Принципы чистоты, принципы любви и уважения, то есть это то, что греет сердце любого нормального человека. Поэтому совершенно неправильно считать эту культуру индийской, иностранной. Это культура счастья.

00:02:09 И мы с вами на прошлых занятиях рассматривали основные принципы ведической культуры. Первый принцип, изначальный, ‒ принцип дхармы, или принцип исполнения своих предписанных обязанностей. Это есть в любой культуре, в любой духовной и даже материальной культуре есть этот принцип долга. Но в ведической культуре подчёркивается, что исполнять свои обязанности человек должен бескорыстно. Ни ради каких-то материальных целей, ни ради награды, а ради самого долга. В «Бхагавад-гите», которая является, можно сказать, основным произведением ведической литературы, ведётся диалог между Кришной, который олицетворяет эту высшую мудрость, и Арджуной, который был его другом и учеником. Но он вследствие какой-то слабости сердца не хочет исполнять свой долг и сражаться, хотя сражаться было его непосредственной обязанностью.

00:03:41 Сама ситуация сложилась таким образом, что Пандавы, к которым принадлежал Арджуна, были незаконно лишены царства, были изгнаны из-за нечестной игры в кости. Причём они не были слабыми, они были очень сильными воинами. Но, будучи праведными царями, они хотели исполнять свой долг, особенно старший царь ‒ Юдхиштхира. Он был настолько честным и праведным, что он категорически возражал против того, чтобы восстановить справедливость силой. И когда вследствие этой игры Пандавы удалились в лес на 13 лет в изгнание, по настоянию Юдхиштхиры они полностью выполнили все свои обязательства, свой долг по отношению к своим братьям Кауравам, которые захватили трон нечестным образом. И только по истечении срока они вернулись обратно и попросили, чтобы им вернули их половину царства. И вот эта, противоположная, сторона ‒ Кауравы, которых возглавлял очень нечестивый и злобный царевич Дурьодхана, категорически отказалась исполнить их требования, и тогда стала неизбежной война.

00:05:17 И вот в критический момент перед началом битвы на поле Курукшетра Кришна даёт Арджуне наставление по смыслу человеческой жизни и по высшей духовной культуре, в чём состоит наш высший долг. И он произносит такие слова: «Сражайся лишь ради самого сражения, не принимая во внимание выигрыш или потерю, счастье или несчастье, выигрыш или потерю, победу или поражение, и таким путём ты никогда не навлечёшь на себя греха». То есть в данном случае для Арджуны, который был царевичем, кшатрием, его долгом, его предписанным долгом было сражаться, отстаивать правое дело. Но он не хотел этого делать из-за того, что на противоположной стороне были его родственники, друзья и даже старшие. Но Кришна в ответ на его сомнения и колебания рассказывает ему бессмертную «Бхагавад-гиту», которая является высшим наставлением по человеческой морали.

00:06:38 Так вот, этот первый принцип, который мы с вами проходили, ‒ это принцип бескорыстной деятельности, то есть ни ради каких-то плодов, ни ради материальной награды, а ради исполнения своего долга, ради духовного совершенствования, ради очищения своей души. Затем мы рассматривали принцип чистоты. Этот принцип подразумевает не только чистоту внешнюю, физическую, но и чистоту внутреннюю: чистоту мыслей, чистоту желаний. Затем – принцип защиты слабых, принцип почитания старших и т. д. Мы говорили о том, что ведическая культура называется варнашрама, то есть она подразумевает деление общества на четыре варны, или социальных класса, четыре ашрама. Четыре социальных класса включает: класс интеллектуальных людей – брахманов, класс администраторов, или кшатриев, к которым принадлежал Арджуна, затем торгово-экономический класс – вайшьи и, наконец, рабочий класс – это шудры.

Варнашрама

00:08:19 И мы говорили о том, что это деление общества на классы естественно, и оно имеет место в любом обществе, в том числе, скажем, в современном обществе или в дореволюционном обществе России. Потому что ведическая культура в целом естественна для человека. Мы также говорили о том, что в ведической культуре не было антагонистических противоречий, то есть каждый знал свои обязанности, понимал свои обязанности и не было взаимной зависти, потому что в современном обществе это является одной из главных проблем: те, кто стоят ниже на социальной лестнице являются как бы угнетёнными, ущемлёнными, и они завидуют тем, кто стоит выше, тем, кто относится к предпринимателям, к «новым русским», к каким-нибудь политикам. Но в ведической культуре подразумевалось, что каждый человек не только понимает своё место, но и понимает свои возможности, свои ограничения, то, что положение человека в том или ином статусе подразумевало определённый долг и определённые качества. То есть если человек исполняет обязанности брахмана, то он имеет одни качества, если он исполняет обязанности кшатрия, он имеет другие качества, если он исполняет обязанности вайшьи, то он имеет третьи качества. И человеку, находящемуся в одном месте и имеющему одни качества, очень нелегко занять другое место и исполнять обязанности другого человека. Вот это была объективная, реальная причина, почему не было антагонистических противоречий и взаимной зависти.

00:10:38 Также мы в прошлый раз начали рассматривать тему «Деление общества на ашрамы, или духовные уклады». Первое, что мы рассмотрели, – это был ашрам ученичества. Само слово «ашрам» означает «защита», «прибежище». То есть когда человек находится в определённом ашраме, он находится под защитой судьбы, под защитой высших сил, поскольку он исполняет общий план предначертания Господа Бога. И ашрам ученичества самый первый, который проходят практически все, и он подразумевает определённые навыки, определённые обязанности. Первые главные обязанности, естественно, это учиться, учиться, учиться и также развивать в себе качества смирения, послушания. Это необходимо для того, чтобы ученик мог добросовестно исполнять свои обязанности.

Грихастха-ашрам, или ашрам семейной жизни

00:12:03 И наконец мы с вами сегодня переходим к новой теме ‒ «Уклад семейной жизни», так называемый грихастха-ашрам. Это, я думаю, будет для всех очень интересно. Итак, дорогие друзья, мы начинаем рассматривать эту тему ‒ грихастха-ашрам, ашрам семейной жизни. И первое, о чём можно сказать, это то, что тема эта достаточно интересная и популярная.

00:12:48 Взаимоотношения мужчины и женщины находятся в центре внимания современной культуры. Различные кино, спектакли, произведения мировой литературы ставят тему любви в центре внимания. Но зачастую это сейчас выходит за рамки нормальной культуры, нормальных традиций, потому что под любовью подразумевается нечто совсем другое, что можно назвать не любовью, а эгоизмом или эксплуатацией, попыткой назвать красивым именем свои, в общем-то, корыстные, эгоистические мотивы.

00:13:45 Когда один из партнёров пытается извлечь максимальную выгоду, максимальное наслаждение за счёт другого. Это, естественно, приводит к проблемам, когда другой человек понимает, что его на самом деле не любят, а просто эксплуатируют. Иногда это бывает даже взаимно. Бывает, что мужчина пытается эксплуатировать женщину, женщина пытается эксплуатировать мужчину. И поэтому неизбежно наступает разочарование, и результатом является ситуация в современном мире, когда бОльшая часть браков распадается, где-то порядка 70%, а иногда и больше.

00:14:43 Ведическая культура, ведическая традиция могла решить эту проблему, как это не покажется странным. Даже в современной Индии, где ведическая культура в общем-то далеко не всегда в почёте, далеко не всегда она хранится, и сейчас зачастую более популярной становится современная, западная, культура из-за обмена между людьми, из-за того, что Индия в течении 200 лет была колонией Англии. Но всё-таки ещё сохранились какие-то традиции. Так вот, в современной Индии разводов практически нет, хотя по законодательству разводы разрешены, но реально разводы составляют примерно 1% от существующих браков. По сравнению с 70%, которые мы имеем на Западе, эта разница весьма колоритная.

Особенности психологии мужчины и женщины

00:16:06 Каким же образом удавалось сохранить эту чистоту, эту стабильность семейных отношений? В первую очередь, нам нужно рассмотреть особенности психологии мужчины и женщины. Мужское начало, мужское эго подразумевает необходимость доминирования. Для нормального, «среднего» мужчины (конечно, сейчас бывает, что мужчины обладают какими-то качествами, которые больше похожи на женские качества) естественна определённая позиция контролирующего, то есть личности, которая за что-то отвечает, опекает, заботится и обеспечивает, соответственно, своих подопечных. То есть это называется настроение пуруши, то есть личности, наслаждающегося, и это проявляется и на работе, и особенно в семейной жизни.

00:17:43 Многие современные женщины пытаются подражать мужчинам, пытаются контролировать, управлять, ходят в брюках, курят, пьют и т. д. Женщинам не так просто копировать самые возвышенные мужские качества, и поэтому они зачастую копируют низменные мужские качества, что, конечно, весьма плачевно. А к высшим мужским качествам относится великодушие, благородство, милосердие и правдивость. Но это качества возвышенные, это качества гуны благости, а легче имитировать низменные качества: качества гневливости или сладострастности, какие-то привычки нежелательные типа курения, употребления алкоголя.

00:19:03 Для женщины главным качеством является качество служения. Женщина по природе не стремится доминировать, она стремится к тому, чтобы находиться под защитой, чтобы кто-то её опекал, защищал, чтобы она чувствовала себя под защитой. Потому что ум женщины нестабильный, неустойчивый, более эмоциональный, поэтому женщина постоянно нуждается в какой-то опоре, в каком-то плече, на которое она может опереться. Это очень интересным образом было открыто несколько десятилетий назад, в прошлом веке, когда выяснилось, что два полушария головного мозга у мужчин и у женщин действуют совершенно по-разному. Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоциональную сферу, левое полушарие отвечает за логическую, рациональную сферу. Так вот, оказалось, что у женщины эти оба полушария действуют одновременно. То есть женщина как бы параллельно оценивает ситуацию логически и эмоционально. Она учитывает и фактор здравого смысла, фактор выгоды, и фактор эмоциональный, чувственный, насколько ей это нравится, насколько это ей не нравится, приносит ей какое-то удовольствие или не приносит удовольствие.

00:20:53 И у мужчин совсем по-другому. У мужчин действует либо левое полушарие, то есть логическое, рациональное, это в нормальном состоянии, либо, если мужчина выходит из себя, у него действует правое полушарие, эмоциональное, и тогда мужчина впадает в гнев, или впадает в страсть, или ещё во что-то впадает, например в великодушие, начинает все дарить, раздавать. То есть мужчина бывает в двух состояниях: или в нормальном состоянии, когда он мыслит разумно, логически, или в состоянии возбуждения, в эмоциональном состоянии, когда он под влиянием той или иной гуны становится неуправляемым. И для женщины как раз всё достаточно однозначно, всё стабильно, у женщины всегда работают оба полушария. И эта особенность подразумевает преимущество и недостатки и в том и в другом случае.

00:22:14 Преимущество женщины как раз в этой стабильности. Она, конечно, тоже может впасть в какое-то эмоциональное состояние, расстроиться, заплакать, но это у неё может быть под контролем. Это тоже может быть, можно сказать, планом, определённой игрой. А мужчина, если он впадает в это эмоциональное состояние, то он действительно теряет контроль над собой. То есть в нормальном состоянии мужчина имеет преимущество, и он может чисто логически, эмоционально рассуждать, мыслить и как бы абстрагироваться от такой внешней, эмоциональной ситуации, и тогда он естественно играет лидирующую роль, и женщина тогда остаётся на вторых ролях. Но если мужчина выходит из себя и впадает в эмоциональное состояние возбуждения, будь то состояние гнева (тамо-гуна, невежество) или состояние страсти, это влюбленность, и даже состояние великодушия, когда он начинает все дарить, раздавать, то женщина, она более стабильна в этом плане, может ему помочь и привести его обратно в нормальное состояние, напомнить ему о его долге.

Основные качества мужчины и женщины

00:24:04 В этой связи для нас очень важно посмотреть, какие качества наиболее важны в мужчинах, и какие в женщинах. Согласно Ведам, ведической культуре, для женщины самое главное качество ‒ это целомудрие, чистота, верность, и это подразумевает, что женщина должна иметь один объект для почитания. Женщина, в идеале, должна иметь одного мужа. Муж должен быть её любимым, возлюбленным. И если женщина имеет мужа одного человека, а возлюбленного ‒ другого, то это уже означает, что женщина нецеломудренна, нечиста. И, между прочим, именно целомудрие больше всего ценят мужчины. Именно это качество позволяет женщине обрести счастье, то есть любовь и уважение со стороны окружающих, как мужчин, так и женщин. Ну, и, напротив, женщина лёгкого поведения, которая постоянно меняет своих партнёров, ходит полураздетая, она ни у кого не вызывает уважения, симпатии, а просто либо чувство презрения и жалости, либо со стороны мужчин определённого типа чувство охоты, добычи, что есть чем поживиться.

00:26:10 И, соответственно, какое качество наиболее важно для мужчины? Конечно, можно назвать разные качества, которые очень важны. Это качества силы, решимости, мудрости ‒ это качества в саттва-гуне или качества в саттва-гуне с примесью раджо-гуны. Но, согласно ведической культуре, главным качеством мужчины в семье является ответственность ‒ то, что больше всего ценят в мужчинах женщины. То есть качество ответственности, верности своему долгу и заботе о своих близких, своих подопечных. Потому что как раз женщины и дети больше всего в этом нуждаются. В этой связи мы можем рассмотреть обязанности мужчин по отношению к жене и обязанности женщины по отношению к мужу.

00:27:20 Поскольку у нас шла речь о мужчинах, мы можем продолжить. Мужчина должен защищать женщину со всех точек зрения: с физической, материальной, точки зрения и с эмоциональной точки зрения, то есть если женщина расстроилась, у неё сдают нервы, мужчина должен её успокоить, погладить, поцеловать и помочь ей прийти в нормальное состояние. Ну, и третье, может быть, самое важное – это духовная поддержка. То есть мужчина должен установить в семье определённый духовный стандарт, стандарт чистоты, стандарт духовной жизни, чтобы его подопечные, жена и дети, понимали, что не хлебом единым жив человек, что всегда духовные ценности важнее материальных. Как говорится в Библии: «Не копите себе сокровища на земле, где ржа истребляет и вор крадёт, копите сокровища на небесах, где ни ржа не истребляет, ни вор не крадёт». Это основные обязанности мужчины по отношению к жене.

Обязанности мужа и жены

00:28:57 Соответственно, обязанности женщины по отношению к мужу – это тоже обязанности защиты. Женщина должна защищать мужа, в первую очередь, с эмоциональной точки зрения. По той причине, о которой мы с вами говорили: мужчина не всегда находится в нормальном состоянии. Если он очень устал, он раздражён, он может выйти из себя, может разгневаться, и этот гнев может вылиться на жену, на детей. В этом случае жена должна очень хорошо знать характер своего мужа, как его лучше успокоить, что ему больше всего нравится, и по возможности не давать мужу повода выйти из себя. То есть вести себя таким образом, чтобы усталый муж, пришедший с работы и, может быть, раздражённый, в семье нашёл покой, уют, заботу и любовь. И тогда он, естественно, успокоится, у него не будет никаких оснований, чтобы выходить из себя. И особая роль женщины в семье ‒ это, конечно, вдохновение. То есть вообще женское начало ‒ это начало эмоциональное, начало духовного и эмоционального подъёма. Женщины неслучайно фигурируют на всех рекламах по той причине, что они способны своим видом, своим обаянием вдохновить мужчин и не только мужчин. И поэтому в семье женщина должна использовать свои качества, свою природу для того, чтобы вдохновлять своего мужа и своих детей на добросовестное исполнение своего долга, на постоянный духовный прогресс, на то, чтобы достигать намеченных целей.

00:31:32 Постановка целей – это в основном обязанность мужчины. А вот в процессе достижения целей женщины играют ничуть не менее важную роль, а иногда даже более важную, чем представители сильного пола. И таким образом обязанностью женщины в семье является вдохновение мужа и детей, создание благоприятной атмосферы и защита, по отношению к детям в первую очередь, потому что маленькие дети нуждаются в защите, и в первую очередь от матери, но на самом деле и мужчины, представители сильного пола, тоже нуждаются в защите, потому что в этом мире, по сути дела, все слабы. Этот мир в Ведах называется «материальный мир» ‒ это океан рождения и смерти, самсара. И все бессильны перед роком судьбы, перед волей судьбы, перед всемогущим временем, которое обрекает на неизбежные страдания и в конце концов смерть всех живых существ. Но прекращение жизни нашего материального тела ‒ это лишь временное состояние, переход в иную фазу, в иную стадию жизни, в следующем теле. И человек должен понять, что он должен любой ценой исполнять свои обязанности добросовестным образом, что обеспечит ему и материальный, и духовный прогресс в следующей жизни.

Принцип дополнительности в семейной жизни

00:33:40 Далее мы рассмотрим очень интересный и важный принцип, который называется принципом дополнительности. О нём очень интересно и подробно рассказывал в своих лекциях по семейным взаимоотношениям Олег Геннадьевич Торсунов. Возможно, не все слышали его лекции, поэтому я его кратко повторю. Этот принцип гласит, что мужская и женская природа является универсальными качествами не только в материальном, но и даже в духовном мире. Это качества, с одной стороны, взаимно противоположны, с другой стороны ‒ взаимодополнительны. Как, если вы знакомы с восточной философией, две категории инь и янь. Эти две категории, мужская категория янь, женская ‒ инь, являются двумя началами, которые друг друга и дополняют, и в то же время являются противоположными, то есть антагонистичными.

00:35:04 В семье эти качества необходимо использовать в атмосфере взаимного уважения, любви, потому что всегда на одни и те же проблемы будут разные точки зрения у мужа и жены. У одного – одна психология, одно эго, у другого – другая психология, другое эго. Согласно ведической культуре и культуре всех духовных традиций, женщина должна уступать. Женщина в случае, если возникают какие-то проблемы, противоречия, должна, может быть, предложить свои какие-то аргументы, попытаться обосновать свою точку зрения очень спокойно, очень терпеливо, без слёз и без истерик, и если муж не согласен и настаивает на своём, то жена должна уступить. Это принцип любой духовной культуры, как я говорил, и в том числе ведической. Именно муж является главой семьи, и жена внешне играет второстепенную роль, но на самом деле по тем причинам, о которых мы говорили, вся атмосфера семьи и отношения в семье в основном определяются именно женщиной. Поэтому, хотя мужчина и считает себя главой семьи и т. д., фактически (есть даже такое выражение, которое вы наверняка знаете: «находиться под каблуком у своей жены»), если у мужа не хватает воли, не хватает решимости, то он будет просто пешкой, игрушкой в руках своей жены. Это не лучшая ситуация, неблагоприятная, поэтому муж не должен быть игрушкой в руках жены. Муж должен быть независимым, самостоятельным, жена его будет за это уважать, и он должен брать на себя ответственность принимать решение, и жена должна, если она согласна, просто следовать, выполнять решения мужа, если она с чем-то не согласна, она может с ним это обсудить и предложить какую-то свою идею. Но в итоге, если всё-таки муж настаивает, она должна согласиться.

00:37:43 Так вот, принцип дополнительности между мужчиной и женщиной в семье говорит о том, что чем в большей степени мужчина проявляет свои мужские качества, мужской характер, тем в большей степени женщина будет вынуждена проявлять свои женские качества, женский характер, и наоборот. Если мужчина не проявляет в полной мере мужские качества, если он слабоволен, если он не берёт на себя ответственность, не принимает решения, не может обеспечить свою семью со всех точек зрения, то он автоматически понуждает женщину взять на себя его какие-то функции и тем самым проявлять не женские, а мужские качества. То есть этот принцип работает в обе стороны. Чем в большей степени мужчина является мужчиной, тем в большей степени женщина является женщиной, и наоборот: чем больше женщина является женщиной, исполняет свои обязанности, тем в большей степени она помогает и вдохновляет мужчину исполнять его обязанности и становиться мужчиной.

00:39:10 Есть очень интересный психологический момент, который также касается вот этого различия в природе мужчин и женщин. В Ведах говорится, что мужчина подобен горшку с маслом, а женщина подобна огню. Если огонь приближается к горшку с маслом, то масло начинает таять. Поэтому, чтобы масло находилось в целости и сохранности, горшок нужно держать на расстоянии от масла. Это означает, что между мужчиной и женщиной не должно быть слишком близкого и слишком быстрого сближения. Они должны сохранять какую-то небольшую дистанцию. Это не означает какое-то отчуждение, формализм, отношения могут быть между мужем и женой достаточно близкими и доверительными, но не должно быть фамильярности. Есть такая очень мудрая поговорка, что фамильярность рождает презрение. Фамильярность даже между равными, скажем, между братьями. Хотя между братьями нет вот этого антагонизма мужского и женского начала, оба мужчины, но вот эта фамильярность рискованна и может перерасти в какое-то недоброжелательство, неуважение. И это тем более опасно в отношениях мужчины и женщины, мужа и жены, потому что, как говорят Веды, мужчина ‒ это масло, женщина ‒ огонь. Женщина ‒ огонь, мужчина ‒ это масло. И поэтому масло нужно держать на расстоянии от огня, и сам огонь не должен стремиться достичь этой близости, потому что в итоге это будет неблагоприятно и для огня. Масло начнёт таять, и огонь может тоже пострадать.

00:41:22 Это очень глубокий и мудрый принцип, который особенно важен до брака. Когда знакомятся юноша и девушка, они не должны быстро сближаться, и должен пройти какой-то период, когда они узнают друг друга, познакомятся и узнают, какие друг у друга недостатки и достоинства. И тогда они, соответственно, уже более осмысленно будут вступать в брак. Если вследствие чувственного влечения юноша и девушка, так сказать, бросаются друг другу в объятия и начинаются близкие отношения, то это неминуемо приводит к разочарованию, к охлаждению и, в конце концов, к разводу. Ну, а иногда до брака дело и не доходит – они расстаются ещё до брака.

Отношения между мужчиной и женщиной в литературных произведениях

00:42:26 В качестве примера можно привести много интересных произведений, скажем, из классики: «Ромео и Джульетта» Шекспира или у Пушкина очень часто и очень интересно обсуждается специфика отношений мужчины и женщины. И в современную эпоху очень часто эти взаимоотношения кончаются драматически, то есть кончаются разочарованием, разводом и страданием обоих, как мужчины, так и женщины. Рассмотрим пример, который мы с вами упомянули, – трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Родители Ромео и Джульетты были высокого происхождения, высокого рода, и они, в общем-то, были равны друг другу по статусу, они были подходящими партнёрами, достойной парой. Но так трагически сложилась их судьба, что их семьи враждовали, они не рассчитывали получить разрешение на брак от своих родителей. И у них возникло спонтанное влечение, они встретились, они решили тайно обвенчаться, заключить брак и соединиться. Но по воле судьбы так получилось, что они разлучились. Каждый из них подумал, что его возлюбленный погиб, и каждый покончил с собой. Трагически завершилась эта драма: Ромео решил, что Джульетта умерла и выпил яд, а Джульетта, соответственно, думала, что погиб Ромео, и закололась кинжалом.

00:45:11 Другой интересный пример, который мы можем с вами рассмотреть, – пример из ведической литературы. Это великое эпическое произведение «Рамаяна». «Рамаяна» считается самым древним произведением ведического пантеона, ещё более древним, чем сами Веды. Считается, что Веды были записаны 5000 лет назад на санскрите, но ещё до того, как Веды были записаны, отдельные ведические произведения передавались в устной традиции из уст духовного учителя, брахмана, в ухо ученика. И таким образом передавалось из поколения в поколение «Рамаяна», то есть повествование о царевиче Раме, который жил на Земле в Трета-югу, эпоху, которая была много тысяч лет назад на Земле. Он был сыном царя Дашаратхи, он был удивительной личностью, обладающий всеми лучшими качествами, такими как честность, правдивость, мудрость, бескорыстие, верность долгу и т. д. И он через мудреца Вишвамитру познакомился с царевной Ситой и попал на её сваимбару, так называлась церемония выбора жениха. Царевны получали такое право.

00:46:48 Цари, их отцы, устраивали соревнования, состязания между женихами за право получить руку дочери. Это, по-моему, было и у нас в древнерусской традиции. И Рама победил. Он единственный смог натянуть тетиву и согнуть огромный лук господа Шивы, и, естественно, Сита выбрала его в мужья, она его сразу полюбила, и Рама также полюбил Ситу, потому что её нельзя было не полюбить. Это была удивительная девушка, исполненная всех самых возвышенных качеств, таких как целомудрие, чистота, правдивость, обаяние, мудрость и т. д. И они поженились, их отцы сыграли свадьбу, они стали мужем и женой. Но вследствие драматического развития событий в царстве Айодхьи, где жил Рама, Рамачандра, отец Дашаратха приказал сыну покинуть царство на 14 лет и уйти в изгнание. Это было сделано по настоянию его второй жены Кайкейи, которая хотела, чтобы её сын Бхарата стал царём. И тогда царевич Рама воспринял волю отца, как говорится, не моргнув глазом. Он спокойно его выслушал и сказал: «Хорошо, отец, я сделаю всё, что ты мне прикажешь».

00:48:33 Конечно, для его друзей, для его родственников это было страшной трагедией, потому что как раз Рама должен был стать наследником престола, должен был стать царём. И вот, накануне коронации под давлением жены Кайкейи царь Дашаратха принимает это драматическое решение, которое, по сути, послужило причиной его гибели. И царевич Рама нисколько не смутился, не обиделся. Он был настолько верным сыном, что он, ни минуты не колеблясь, согласился с волей отца, пошёл к жене, пошёл к матери, рассказал им об этом. И Сита, его молодая жена, не хотела разлучаться с ним ни на один день, и она его уговорила согласиться, чтобы он взял её с собой в ссылку. И они пошли вместе с братом Лакшманой, втроём. Они много лет странствовали по лесам, жили в хижинах, питались лесными плодами, кореньями, вели, в общем-то, очень, как говорят современные специалисты по природному питанию, естественный образ жизни, натуропатический образ жизни. И эти годы не были какой-то большой трагедией. Царевич Рама помогал своей молодой жене переносить все невзгоды. Он устраивал для неё удобное жилище, удобное ложе, на котором она могла спать, приносил ей всё необходимое из леса, искал для неё цветы. И, в конце концов, эта их, в общем-то, безоблачная любовь, безоблачное счастье закончилось тоже по воле судьбы, когда Ситу похитил очень могущественный и злобный демон Равана.

00:50:51 Этот сюжет напоминает известную сказку Пушкина «Руслан и Людмила», когда жену Руслана Людмилу похитил этот злобный Черномор и унес её. Причём то же самое и в «Рамаяне»: Равана уносит Ситу на воздушном корабле, наподобие ковра-самолёта. Такое имеется в русском эпосе. И после этого Рама совершенно потерял голову, потерял полностью самообладание. Он настолько любил Ситу, настолько был к ней привязан, что он не мог без неё жить. Он просто бегал по лесу и восклицал: «Сита, Сита, где ты?» Но, в конце концов, он с помощью своих друзей и преданных узнал, что Ситу похитил Равана. Он разыскал царство Раваны Ланку, на острове Ланки, и привёл с собой войско обезьян. Он вызвал на бой Равану, победил его и завоевал Ситу, освободил Ситу из заточения.

00:52:10 Но в этом довольно банальном сюжете есть тонкая линия. Несмотря на то, что у Рамы была очень целомудренная и верная жена, он был постоянно несчастен, он страдал. Вначале его с женой изгнали в ссылку, потом он вообще лишился жены, он бегал по лесу и искал её. И комментаторы, духовные учителя говорят, что этот пример, казалось бы, идеального мужа Рамы и идеальной жены Ситы показывает, что чисто материальная жизнь, жизнь, основанная на чувственных наслаждениях, не приносит человеку счастья. Даже, если есть идеальный муж, идеальная жена, должно быть обязательно духовное начало в семейной жизни. В противном случае жизнь человека превратится в сплошное страдание. Это очень интересная история из ведической литературы, которой я хочу завершить свою небольшую лекцию. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, вы можете звонить нам по телефону 89165916817 или присылать вопросы на наш сайт www.torsunov.ru. Мы ждём ваших вопросов.

Ответы на вопросы

00:53:54 Дорогие друзья, у нас поступил один вопрос: «Какова цель семейной жизни в духовном и социальном аспектах? Можно ли обойтись без вступления в брак? Артем». Это вопрос не такой простой. Я в какой-то мере его осветил в своей лекции: семейная жизнь является определённым этапом в духовном развитии человека. Сначала это развитие вроде бы касается материальной сферы, он учится зарабатывать деньги, обеспечивать своих семейных: жену, детей. Но на самом деле неслучайно семейная жизнь называется грихастха-ашрам, то есть определённый этап духовного развития. Это этап духовного развития, когда человек учится бескорыстно служить. Кстати, этот вопрос, действительно, очень важный. Я его практически не затрагивал и он стоит того, чтобы о нём поговорить. В целом вся система варнашрамы предназначена для духовного развития личности, потому что всё в общество в целом состоит из отдельных личностей и как раз вся система варн и особенно ашрамов предназначена для гармоничного духовного развития личности.

00:55:40 Первый этап ученичества ‒ брахмачари, когда дети учатся, получают знания о духовной жизни, о материальной жизни и готовятся к тому, чтобы вступить в самостоятельную жизнь. И практически они реализуют свои полученные знания на втором этапе, то есть на этапе семейной жизни. Для женщин этап семейной жизни считается обязательным. Затронем тему многожёнства, потому что это иногда осуждается в современной культуре. Почему в Индии и в других восточных странах разрешается многожёнство. На самом деле многожёнство предназначено для защиты женщин. Так называемое движение освобождения женщин ‒ это великий обман для того, чтобы лишить женщину защиты со стороны мужа, со стороны отца. Это «освобождение» помогает не очень честным и порядочным мужчинам пользоваться достаточно доверчивым характером женщин. Потому что мужчину им обмануть и обольстить довольно сложно, а женщину легче. Женщины по природе более простодушны и более доверчивы. Их легко обмануть, поймать их на какую-то дешёвую лесть. У них слабее развит разум, а мужчину в этом плане обмануть сложнее. Так вот, форма многожёнства была предназначена для того, чтобы все женщины могли найти себе какую-то семейную пару, какого-то мужа, даже если они не очень привлекательны, не из очень богатой семьи и у них не хватает женихов, потому что по демографическим законам мужчин рождается меньше, чем женщин. И для того, чтобы все женщины были в браке, были замужем, естественно требуется, чтобы кто-то, какая-то часть мужчин, имел возможность иметь не одну жену, а больше.

00:58:22 В современном мире это решается очень просто. Мужчина разводится с одной женой, когда ему она надоедает, женится на второй, потом бросает вторую, женится на третьей и т. д. Но в Ведической культуре это не позволялось, и без каких-то серьёзных оснований мужчина не мог бросить жену, даже если она его, так сказать, не удовлетворяла, была не очень послушной. Он просто женился на другой, брал себе вторую жену, или даже третью, и, соответственно, первая уже играла вторую роль. То есть для женщины семейная жизнь считалась обязательной. Для большинства мужчин она также считается обязательной, кроме наиболее отречённых брахманов, интеллектуального класса, священников, которые не заинтересованы в материальной жизни, в материальных наслаждениях. Им позволялось обойтись без семейной жизни, и они могли принять отречённый уклад, ванапрастху или санньясу, о чём мы будем говорить в последующих передачах.

00:59:47 Это достаточно редкий случай, но это имеет место во всех духовных традициях, например в христианской. Насколько я знаю, у меня есть друзья среди христианских священников, когда семинарист заканчивает семинарию, скажем в православной традиции, перед ним выбор: жениться или не жениться. Потому что он имеет право жениться до принятия сана. До принятия священного сана христианский священник может жениться, обзавестись семьей и затем принять сан. Если он принимает сан будучи безбрачным, брахмачари, то он жениться не имеет права. В католической традиции, насколько мне известно, священникам вообще жениться не разрешается. То есть у них достаточно строгая традиция целибата, безбрачия, что не соответствует ведическим канонам. По ведическим канонам брахманы могли жениться, но не все. Какая-то часть, наиболее духовно отречённая от каких-то материальных привязанностей, наслаждений, могла обойтись без семьи и принять отречённый статус жизни для посвящения себя, соответственно, духовной жизни. Вот ответ на вопрос Артема. Спасибо. Мы ждем ваших других вопросов.

01:01:33 Так, ещё один вопрос: «Насколько сейчас применимо и оправданно многожёнство?» Ирина. Спасибо, Ирина, за ваш вопрос. В современной культуре, в западной культуре, многожёнство не принято. И, в общем-то, это оправдано тем, что даже одну жену обеспечить не так просто. То есть естественно, что семейная жизнь для мужчины – это непростая вещь, он должен работать, он должен обеспечивать семью и детей, и это в современной культуре, в культуре духовной деградации не так просто. Это было легче в ведической культуре, когда были живы какие-то духовные принципы, и люди знали эту тонкую науку человеческих отношений, хотя бы семейных отношений, потому что неслучайно я начал с того, что в современной культуре, по сути дела, полный кризис, крах семейной жизни. БОльшая часть браков распадается. И ещё второе следствие вот этих неудачных семейных отношений ‒ это аборты, это убийства детей во чреве матери. Это следствие, с одной стороны, внебрачных отношений и того, что сейчас достаточная свобода нравов и мужчины и женщины считают вполне нормальным вступать в близкие отношения до брака и потом уже внебрачных детей воспитывать никто не хочет – их просто убивают. Но это грех, это, согласно закону кармы, повлечёт определённые реакции в следующей жизни, человек получит соответствующее воздаяние, и он будет подвергнут такому же процессу.

01:03:49 Я хочу привести один очень интересный пример, о котором мы рассказывали несколько лет назад. Действовало радио «Кришналока», на котором я работал, и у нас была такая интересная информация об одном хирурге-гинекологе в Израиле. Я не помню его имени, но он начал проводить вот эти операции. Он проводил очень много операций аборта, и он делал это под рентгеновским лучом, чтобы видеть, что происходит во чреве, чтобы более эффективно удалить плод и не повредить при этом тело самой женщины. И он обнаружил очень интересную вещь. Этого хирурга звали Бернард Натансон, вспомнил. Он обнаружил очень интересную вещь: когда через влагалище вводятся ножи и приближаются к плоду, то плод начинает прижиматься к стенке матки. То есть плод как будто чувствует, что его будут убивать, что его будут разрезать на части. И вначале он на это не обратил внимания, он думал, что это какая-то случайность, но оказалось, что это повторяется раз за разом, что это универсальный закон: плод предчувствует и боится этой операции, его, по сути, разрезают на части, извлекают наружу и выбрасывают. Это самое настоящее убийство. Вот это одно из негативных последствий внебрачного секса и разводов.

01:05:54 Что касается восточной культуры, ведической культуры, то многожёнство в ней допускается, как сейчас в Индии это допустимо и в странах Востока. Хотя это достаточно сложно, но в отдельных случаях это допустимо. Это не является каким-то криминалом, потому что принцип духовной жизни в том, чтобы были под защитой мужчина и женщина. Если мужчина достаточно ответственен, он обладает материальными возможностями, он обладает силой, чтобы обеспечивать не одну жену, а двух или трех и т. д., то в принципе, это допустимо, это нормально. Хотя, ещё раз повторю, что сейчас, в современную культуру Кали-юги, деградации, когда даже одну семью поддержать трудно, это, конечно, не правило, это исключение, которое мало для кого реально. Поэтому вполне можно понять современные западные традиции, когда допускается только один брак, но проблема в том, что полностью разрешён развод, развод не считается криминалом. Если мы даже посмотрим культуру христианскую, в каких-то католических странах, то там в течение многих столетий разводы были запрещены, исключены.

01:07:34 Если мы посмотрим историю России, дореволюционный период, разводы были запрещены. Это считалось криминалом, потому что брак считался священным актом, который не просто регистрировался в загсе, который проходил обряд в церкви, обряд венчания, и поэтому развестись было не так просто. Церковь разрешала разводы в каких-то исключительных случаях, когда действительно муж с женой полностью друг другу не соответствовали, не могли найти общего языка и совместная жизнь была невозможна. Но, это не должно быть правилом. В современной культуре это правило, причём доминирующее, преобладающее правило, когда разводятся, если не все, то почти все, 70-80%.

01:08:27 Это должно быть редким исключением, и, кстати, я упоминал Индию, в индийском законодательстве сейчас разводы разрешены. Где-то до 1950 года разводы были запрещены по закону. Сейчас разводы разрешены, но разводов всё равно практически нет. По статистике в Индии разводится примерно 1% семейных пар, браков. Вот таков ответ на ваш вопрос, Ирина. Ещё раз спасибо. Повторяю, что эфире Критский Владимир Георгиевич. У нас сегодня тема «Статус семейной жизни». Присылайте ваши вопросы по Интернету или звоните по телефону. Дорогие друзья, сейчас новых вопросов пока не поступает, и я надеюсь, что вам было интересно это изложение темы «Семейные отношения в ведической культуре», и, в принципе, если у вас будут вопросы, вы можете задать их в следующий раз. Сейчас я, с вашего позволения, хочу поблагодарить всех за внимание. Всего вам самого наилучшего. В эфире был Критский Владимир Георгиевич. До свидания, до новых встреч!

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 17 October 2011
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 04 November 2020