Воспитание детей по Ведам

Аюрведа радио - 26 января 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Воспитание ребенка» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:10:36 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 1195 | скачано: 1387 | избрано: 102
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами начинаем передачу прямого эфира. В эфире Критский Владимир Георгиевич. И, как вы помните, наш цикл передач называется «Философские основы духовной практики, философские основы духовной культуры». Мы с вами кратко повторим, о чем шла речь в прошлый раз, и перейдем к какому-то новому материалу.

00:00:37 В прошлый раз мы с вами начали рассматривать тему «Семейный уклад жизни», то, что называется на санскрите «грихастка ашрам». Это очень важная тема, потому, что семейная жизнь для большинства людей, это, как бы основной этап. Если это лет 15-20, можно сказать детство и юность, последние 20 лет человеческой жизни это пожилой возраст, старость, то большая часть жизни, порядка 40-50 лет приходится на вот этот зрелый этап взрослой жизни, когда человек, как правило, большинство людей вступают в брак, женятся. И, несомненно, это очень важный период человеческой жизни. Не случайно говорится, что семья – это ячейка общества.

00:01:40 С точки зрения ведической культуры семейная жизнь – это определённый этап духовного развития, когда человек, практически в жизни проверяет все то знание, которое он получил на этапе ученичества, (обрыв записи), т.е. это возможность реализовать, проверить все то знание, ту философию, которую человек получил. И, конечно, это подразумевается знания не только материальной жизни, что в основном преобладает в современном обществе, но, также знания о духовной жизни, о том, что мы обладаем вечной духовной природой, что тело – наша временная оболочка, а жизнь человека – это жизнь души, которая не умирает со смертью тела.

00:02:37 И, в этой связи мы с вами говорили о том, что семейная жизнь, это взаимоотношения мужчины и женщины, которые, в современной культуре очень, можно сказать [неразборчиво] и это, как правило, выражается таким, очень красивым, возвышенным словом любовь. Главное, наиболее возвышенное чувство между мужчиной и женщиной – это чувство любви, и на основании, собственно этого чувства должен заключаться брак, т.е. люди вступают в семейные отношения. И мы с вами говорили о том, что это возвышенное слово, как правило, не правильно понимают в современной культуре, и понимают под этим некие чувственные наслаждения, ну или просто грубый секс. Это, по сути подмен понятий, потому, что, все, что имеется в виду в современной культуре, скорее можно назвать другим словом, не любовь, а страсть, или вожделение, когда человек использует своего партнера, мужа, жену или возлюбленную для чувственного наслаждения.

00:04:07 И, это очень важный философский момент, потому, что, если как бы истинная любовь, если бескорыстные чувства, а не скрытое желание эгоистичества, удовлетворения, то, почему так много проблем, почему столько несчастных браков, почему браки все время распадаются, (70% по статистике), почему происходят регулярные узаконенные убийства детей, почему, высший плод любви – ребенок, зачастую становится жертвой? Его совершенно официально, законно убирают во чреве матери, считают, что это в порядке вещей. Вот это проблемы современного общества, современной культуры в отношении брака, и причина проблемы в том, что в основе лежит не действительно любовь, т.е. какое-то бескорыстное чувство, а чувство, собственно, как бы эгоистического [неразборчиво].

00:05:37 Мы с вами рассмотрим основные идеи, которые рассматривались прошлый раз. Мы говорили о том, что, в браке, по традиции, эта традиция имеет место не только в ведической культуре, но и в христианской, мусульманской, любой духовной традиции муж считается главой семьи, жена должна слушаться мужа. И для современных женщин, это часто проблема. Во-первых – их не воспитывают должным образом, их не учат слушаться мужа, а зачастую, наоборот, как обманывать мужа. И, второе, это то, что иногда и мужчины оказываются не на высоком уровне и не могут взять на себя полную ответственность за поддержание семьи, жены, детей. Т.е. проблема обоюдная, тут нельзя сказать, что кто-то вот там, муж прав, жена виновата, или наоборот, жена права, муж виноват.

00:06:55 Но, согласно ведической традиции и другим духовным традициям, муж должен быть главой в семье, в любом случае, даже, если жена считает, что она выше его интеллектуально, а это бывает, потому, что девушки, девочки, растут, развиваются быстрее, чем мальчики. Они очень быстро приобретают как бы [?] интеллект, необходимый для того, чтобы ориентироваться в жизни. Но, несмотря на это, традиция и указания священных писаний говорят однозначно, что муж должен считаться главой семьи, несмотря на то, что жена может быть в духовном и интеллектуальном отношении выше мужа. Но, дело все в том, что это, временный этап. Когда девушка, юноша вступают в брак, и если они примерно одинакового возраста, то, вполне естественно, что девушка больше развита, и она лучше подготовлена к браку, чем юноша. Потому, что, юноши, вообще, мальчики, как это особо никогда не думают об этом. Они играют в конструкторы, самолетики, танки, в солдатиков и т.д., сейчас играют больше на компьютере, а для девочек характерно другое. Девочки с детства играют в дочки-матери, нянчат кукол и т.д. Фактически, девочки готовятся к этому с самого детства.

00:08:57 И можно так сказать, что, в целом семейная жизнь, в большей степени нужна женщинам, чем мужчинам. Мужчина [?] имеет другие интересы, он может заняться какой-то работой, каким-то любимым делом, какой-то духовной миссией и т.д. Но, для женщины основная жизнь проходит в семье. Это создание семейной обстановки, атмосферы, воспитание детей, забота о муже и т.д. И, в общем-то, согласно духовным традициям, для женщины это нормально, это естественно, она находит в этом себя. Как правило, у женщины нет каких-то великих амбиций, стать президентом, или великим каким-то ученым, хотя случается, но, достаточно редко. В основном такие амбиции у мужчин. Мужская психология такова, что мужчина должен в чем-то себя проявить. Он должен стать каким-то лидером, хотя бы в каком-то узком кругу, какой-то небольшой группы, или на поприще научном, или духовном, или на поприще политики, или бизнеса, или хотя бы в семье. Если мужчина не в чем не смог себя показать, и выделиться, то, по крайней мере, он может найти какое-то удовлетворение в семье, и проявить свою мужскую природу, природу заботливости, природу опеки. В идеале, это не плохо, потому, что мужская природа, это в принципе, природа заботы, когда мужчина о ком-то заботится, и соответственно, у него есть какие-то подопечные, ну, и вот, в самом простом случае, это просто члены его семьи.

00:11:10 Так вот, ведическая культура говорит о том, что даже, если женщина объективно является выше, стало быть в духовной, интеллектуальной точки зрения чем мужчина, муж, она всё равно должна держаться во вторых ролях. Она не должна пытаться командовать мужем и быт главой семьи. [неразборчиво] Это внешняя сторона. Но, разумеется, если женщина интеллектуально выше, то она найдет способ, каким образом влиять на своего мужа, не в прямую, но, через свою любовь, через преданность. Она будет просить о чем-то мужа, и мужская природа такова, что, мужчина, как бы очень любит исполнять. Если его смиренно просить, то, он, довольный этим отношением, преданностью, и мужчина, если есть такая возможность, он обязательно выполнит желания своей жены. Более того, даже если нет такой возможность, мужчина может сделать все от него зависящее, и даже есть такое выражение, может разбиться в лепешку для того, чтобы исполнить это желание. Вот это способ, каким образом умные, интеллигентные женщины могут влиять на своего мужа и подталкивать его в нужном направлении.

00:12:56 Если женщина менее развита, более глупая, то она будет с ним ругаться, ссориться, кричать, ворчать, устраивать сцены, истерики закатывать и от этого ничего не случится хорошего, кроме того, что отношения будут постоянно [?], муж будет не доволен, будет не доволен своей женой, и у него не будет желания исполнять её волю, идти ей на встречу. Наоборот, у него будет желание ей отомстить. Это та территориальная ситуация, которая преобладает в современной культуре, что является главной причиной разводов, и семьи распадаются. Если нет детей, то это полбеды, а если есть дети, то кругом беда, потому, что главной жертвой [неразборчиво] становятся дети. Мужчина может найти себе другую жену, женщина – другого мужа, а вот что делать детям? Где им найти другого маму и папу?

00:14:18 Поэтому, как вы наверное все прекрасно знаете, что жертвами всех этих семейных интриг в первую очередь становятся дети, и на тонком уровне это влияет, разумеется на родителей. Т.е. в негативную сторону ухудшается их карма, у них теряется [неразборчиво] к духовной жизни, к духовному подъему, и они просто могут уже после этого деградировать. Разумеется, это возможно в том случае, когда любви нет. Когда вместо любви имеется чувство фактически любви к самому себе и вожделения. Что, разумеется, в 99,9% случаев имеет место. И, о чем говорится в «Бхагават Гите», что из тысяч и тысяч людей, лишь один стремится к совершенству. К сожалению, большинство людей в нашем обществе не знают о принципах духовной жизни и духовной культуры и пытаются использовать всех окружающих просто себе в [неразборчиво], которая, на самом деле [неразборчиво], а в конечном итого приводит человека к деградации.

00:16:04 И, каким образом можно развить в себе любовь? Это целая отдельная тема, но, кратко можно сказать так, что через исполнение долга. Когда мы ещё не имеем какой-то искренней любви, привязанности, то мы можем просто действовать на основании разума, на основании того, что мы знаем принципы духовной культуры. Таким образом, мы должны действовать, чтобы прогрессировать, а не деградировать, и принцип карма-йоги, о чем говорилось на прошлых беседах, это принцип добросовестного исполнения своих обязанностей без привязанности к результаты. Т.е. не зависимо от того, отвечает нам партнер взаимностью, или нет, улыбается нам жена или нет, дает она нам какие-то ласковые слова, или она ворчит, муж должен исполнять свои обязанности по отношению к жене и детям и делать все необходимое, все, что от него зависит, для того, чтобы обеспечивать их тем, чем должен обеспечивать муж, какой-то материальной поддержкой там, жилищем, питанием, одеждой, и по мере возможности, эмоциональной поддержкой, хотя это уже сложнее, если жена явно как бы мужа не уважает, и тем более не любит, то, у мужа тоже не будет большой любви, большого желания любить и отвечать взаимностью жене. Вот это общий рецепт. Это общие слова.

00:18:04 И, более подробно мы в прошлый раз разбирали такие вещи, как «что наиболее важно для мужчины» и «что наиболее важно для женщины», какие качества больше всего ценят мужчины в женщине, и наоборот, женщина в мужчине. Для мужчины самое важное качество это ответственность, принципиальность, выполнение долга, правдивость и т.д. Для женщины самое важное качество это целомудрие, чистота, верность, то, что может завоевать сердце мужчины. Иногда женщины часами проводят у зеркала и пытаются себя приукрасить, чтобы красиво выглядеть. Вот эта, так называемая внешняя красота и привлекательность, она важна только для мужчин определённого склада, который очень склонны, падки на чувственные наслаждения, и это в гораздо меньшей степени привлекает возвышенных мужчин, мужчин достойных, для которых важнее внутренние качества женщины.

00:19:28 Ну, и соответственно, если женщина ведет себя таким образом в браке, в не брака, она сама притягивает к себе мужчин определённого склада. Поэтому, она должна подумать, с кем ей хочется общаться – с мужчиной, для которого самое важное это постель, или с мужчиной серьезным, ответственным, который сможет стать достойным мужем и её опорой в жизни.

00:20:04 Мы в прошлый раз рассматривали мужчине по отношению к жене, жены по отношению к мужу. Кратко можно повторить, поскольку вопрос очень важный, что в обязанности мужа входит защита жены с материальной, физической точки зрения, защита также с эмоциональной точки зрения, если женщина в расстройстве, она плачет, или что-то ещё и духовная защита, т.е. поддержание в семье определённого духовного стандарта. И, наконец, обязанности жены по отношению к мужу – это тоже защита. Защита в основном в эмоциональном плане. Как мы с вами в прошлый раз говорили, мужчина может быть или в нормальном состоянии, когда он мыслит логически, разумом, он может иногда выходить из себя, если он очень устал, чем-то расстроен. Он может впасть в какое-то состояние гнева, депрессии. И жена на этом этапе может ему помочь. Она может его успокоить, приласкать, и убедить его, что он замечательный муж, что его любят, уважают, и, в общем-то это поможет мужчине прийти в нормальное состояние.

00:21:43 И, в целом, мы с вами в прошлый раз говорили, что успех в семейной жизни зависит, разумеется от обоих партнеров, от мужчины и от женщины. Хотя, формально, мужчина считается главой семьи. Но, фактически, женщина играет очень большую роль в создании атмосферы, в создании благоприятной, такой любовной атмосферы в семье, где все были бы спокойны, удовлетворены, и муж и дети. И она тогда бы автоматически была бы спокойна и счастлива, ощущая любовь своих близких.

00:22:25 Еще одна тема, которую мы рассматривали в прошлый раз – это, так называемый принцип дополнительности в семейных отношениях. Он очень важный, поэтому его стоит повторить. Поскольку эта мужская и женская природа являются взаимодополнительными, они противоположны друг другу. Чем в большей степени мужчина проявляет мужские качества, исполняет свои обязанности мужчины, тем в большей степени он побуждает женщину исполнять свои обязанности, обязанности жены. И наоборот – если мужчина не исполняет свои обязанности, то женщина вынуждена как бы, вместо своих женских обязанностей проявлять мужские обязанности, т.е. брать на себя ту заботу, обеспечение семьи, которую не в состоянии обеспечить муж.

00:23:23 Заметим в двух словах, что в современной ситуации, как правило, так и бывает. Поскольку муж для большинства случаев не может полностью обеспечить свою семью в виду того, что в данную эпоху, в кали югу, люди практически нищие, они получают нищенскую зарплату, большинство людей. И на одну зарплату прожить практически невозможно. Просто бывают зарплаты такие, как 100-200 долларов в месяц. Эти зарплаты, которые можно назвать просто нищенскими, и жене автоматически приходится работать. Просто, сама жизненная ситуация такая, вероятно следствия кармы, что жена вынуждена работать и вкладывать свою половину, а иногда и больше половины, и соответственно она тем самым исполняет обязанности мужа и приобретает какие-то мужские качества.

00:24:23 Это очень важный принцип, и, может быть, сейчас очень трудно исполнять идеальным образом все эти принципы ведической культуры, чтобы мужчина всегда оставался мужчиной, идеально исполнял свои обязанности, чтобы женщина всегда оставалась женщиной, и идеально исполняла свои обязанности. Но, по крайней мере, об этом нужно знать, и стремиться к этому, и если наше поколение не сможет осуществить эти принципы духовной культуры, то, по крайней мы можем обучить этому своих детей, чтобы следующие поколение жило уже более чистой, более благочестивой жизнью, и смогло реализовать те принципы духовной культуры, который не удалось в полной мере осуществить нашему поколению, старших.

00:25:20 И, последнее, о чем говорилось в прошлый раз – это довольно тонкий, но важный вопрос, о том, что отношения мужа и жены, и вообще мужчины и женщины должны быть достаточно, как это выразить, не слишком близкими. Т.е. должна быть определённая дистанция. Есть такая поговорка – фамильярность рождает презрение. Это как раз ошибка, которая очень часто встречается в современных культурах, когда юноша и девушка влюбляются в друг друга, бросаются друг другу в объятия и сближаются до максимальной степени, в том числе и до физической, половой близости. Это как раз очень плохо. Это очень плохо и с духовной и с материальной точки зрения. Во-первых – если юноша не очень серьезный, если он не очень ответственный, он может просто этим воспользоваться, с ней какое-то время поиграть, потом завести себе новую подругу. А предыдущую просто бросить, сказать, что вот, да, у нас была любовь, но, мы же свободны. Вот полюбили и разлюбили.

00:26:44 И девушке придется искать себе какого-то другого юношу. А психология женщины такова, что она постепенно привязывается. Мужчина может влюбиться сразу, а затем он будет постепенно охладевать. А женщина, как раз, она сразу никогда не влюбляется. Она всегда в начале знакомится со своим партнером на основании каких-то умственных предположений, что ей нужен жених, она хочет сразу жениться, или просто нужен возлюбленный, она ощущает потребность в любви. И любовь у женщины развивается постепенно. Если, в данном случае, через какое-то время у девушки развивается любовь, привязанность к своему возлюбленному, а он к ней охладевает и заводит себе другую подругу, то для нее это будет тяжелым ударом.

00:27:45 Это очень частый сценарий, когда страдает девушка. Но, это, разумеется, не всегда так бывает, потому, что девушки бывают и более опытные в таких делах, чем юноши, и зачастую бывает наоборот, что не юноши ловят девушек, а наоборот, девушки ловят юношей. Поэтому, в современной эпохе встречается и такая ситуация, что на самом деле, юноши становятся жертвами такой охоты, они попадают в расставленные сети и их обольщают и даже, зачастую, с ними могут поиграться, получить от них чего-то такое, что нужно, деньги хотя бы или какие-то наслаждения, затем выбрать себе другого партнера, который будет более интересен и более опытен в вопросах сексуальных наслаждений, скажем. В любом случае результат получается достаточно печальный, т.е. какая-то сторона страдает материально, физически, другая сторона страдает духовно. Она может быть и не страдает внешне, с материальной (обрыв записи),но, страдания наступят в будущем, потому, что человек совершает греховное действо, приводит другого к страданию.

00:29:16 Один из принципов культуры, о чем мы говорили в самом начале, это принцип ахимса – не причинения вреда, не причинение страданий другому. Если мы нарушаем этот принцип, то, по закону кармы, мы сами в будущем будем за это страдать, получать аналогичные как бы, как аукнется, так и откликнется, что посеешь, то и пожнешь. Вот это современное, как бы народное объяснение этого философского закона принципа кармы, т.е. ответственности за наши поступки.

00:29:58 Сегодня мы с вами рассмотрим кратко, потому, что тема достаточно большая, это тема воспитания детей. Дети, как я говорил, это, можно сказать, главный плод любовного союза между мужчиной и женщиной. Есть такая поговорка, что (обрыв записи) надо судить по плодам. И, точно также, о том, насколько успешен брак, союз мужчины и женщины, можно судить по плодам, по тому, что получает общество в результате такого брака. (обрыв записи), по крайней мере на материале, на видимом уровне, это главный плод – это дети. Новое поколение, которое рождается в результате такого брачного, любовного союза и можно сказать, что в семье происходит воспитание ребенка, формирование его как личности. Семья – это ячейка, изначальная ячейка общества, потому, что люди, покидая семью становятся членами общества, и в зависимости от того, что они из себя представляют, чему они научились, каковы их духовные, моральные качества, интеллектуальные качества, от этого зависит, какого члена получит общество. Общество состоит из людей, из личностей, а личность формируется как раз в семье. Поэтому, ответственность на родителях очень большая.

00:32:01 В ведах есть такой афоризм – человек не должен становиться ни отцом, ни матерью, ни духовным учителем, если он не способен духовно возвысить своих подопечных, т.е. дать им культуру, культуру духовной жизни. На санскрите такой термин «мукти», означает освобождение. Дословно эта цитата звучит так – человек не должен становиться ни отцом, ни матерью, ни духовным учителем, ни царем, если он не способен дать свои подопечным освобождения из материального рабства, цикла самсар. Самсара означает цикл рождения и смерти. Это очень сильная фраза, также как и многие ведические афоризмы. Я вам приводил наиболее яркие знаменитые ведические афоризмы, которые в краткой форме, можно сказать, объясняют всю философию, как, например, первый афоризм веданта-сутры - абсолютная истина, это то, из чего все истекает. Изначальным источником всего сущего является Абсолютная истина, высшая как бы духовная реальность, которая является высшим разумом. Которая является как бы изначальным источником и творцом всего сущего.

00:33:44 Человек должен жить с точки зрения понимания законов абсолютной истины. Как правило, современные люди довольствуются только законами материального мира : политика, экономика, наука, математика, физика, химия. Это все различные закономерности материальной жизни. Но, высший смысл, высшей ценностью являются законы духовной жизни. И, собственно, ведическая культура дает человеку основы этой законов, как бы духовной жизни. И, в том числе, в данном случае, мы с вами процитировали это очень известное ведическое изречение, что человек даже не имеет права быть матерью или отцом и зачинать детей, если он не является сам личностью, т.е. он не понял, что такое жизнь, в чем смысл жизни. Если он это понял, он может дать это своим близким, детям, жене, а иногда бывает так, что жена, духовна выше развита, чем муж, и она должна помочь мужу прийти к этому пониманию. Это очень важны принцип, что современные родители думают, что они должны одеть детей, накормить, купить им красивые игрушки, одежду.

00:35:22 Но, на самом деле это не главное. Главное – это родители должны дать детям духовное знание, духовную культуру, которая поможет человеку жить. Не просто решать свои материальные проблемы, заработать себе на хлеб. Это не так уж трудно. Но, гораздо сложнее и важнее это дать человеку духовное знание. Поэтому, обязанность родителей, и может быть, в первую очередь отца – это дать какую-то духовную основу, помочь и жене и детям духовно развиваться. В целом можно сказать так, что родители должны подарить детям ту любовь, в какой степени они её уже поняли, и она им доступна. Разумеется, мужчины и женщины по-разному. Для женщины любовь – это, как бы любовь непосредственно, как она понимается, через чувственную любовь, через ласку, теплоту, заботу. Для мужчины любовь – это как раз [?]. Это исполнение своих обязанностей, это забота о своих близких, обеспечение их всем необходимым, ну и, разумеется, с эмоциональной точки зрения мужчина должен давать пример. Он должен быть спокойным, он должен быть твердым, правдивым, мудрым, спокойным, смиренным и т.д. Все лучшие качества, которые мы с вами перечисляли на предыдущих передачах, мужчина, в идеале, должен этим обладать.

00:37:23 Конечно, это зависит от варны, от класса человека. Если он относится к классу брахманов, интеллектуалов, то, у него преобладают качества брахмана – знание, мудрость, религиозность. Если это кшатрий, т.е. руководитель, политик, то у него преобладают качества воинские :отвага, решимость, находчивость, мужество. Если это вайша – торгово-экономический класс, то у него преобладает расчет, умение делать деньги и обеспечивать своих близких. И, наконец, если это шудра, рабочий класс – то он должен уметь любить работать. Работать(обрыв записи) физически. (обрыв записи) Все работают. Брахманы тоже работают. Но, шудра, он умеет работать руками, и говорится, что у шудры золотые руки. Он умеет мастерить, делать по дому, он всегда что-то сделает. Для него не проблема полку, шкаф починить, и т.д. может ремонт сделать. И, соответственно, он учит этому своих детей.

00:38:45 Есть три метода воспитания. Можно сказать, что три принципа, в соответствии с гуннами материальной природы – раджа-гуна, тама-гуна, сатва-гуна. Первый метод самый чистый, самый возвышенный, это воспитание в сатве гунне, в гунне благости. Этот метод должен быть преобладающим, т.е. это то, каким воспитание должно быть в идеале. Это означает, что мы общаемся с ребенком, как с личностью, что мы пытаемся, как бы дойти, дотронуь (обрыв записи) духовный плод. И не нужно думать, что это возможно только с взрослыми детьми, 15-16-18 лет. Это возможно даже с маленькими детьми, и я пробовал и убедился, что это так. Что даже маленький ребенок, хотя он ещё не развит, он говорит много глупостей, но, у него уже есть, и можно ощутить его духовную природу. Можно с ним поговорить, можно спросить, что он любит, что он не любит, о чем он думает. И таким образом, постепенно, в процессе такой беседы, такого общения мы можем привести его к правильным выводам – что такое хорошо и что такое плохо, как следует поступать, и как не следует поступать.

00:40:22 На самом деле, с маленькими детьми этот метод даже работает ещё проще, потому, что у них (обрыв записи) ложного эго и взрослому человеку горазда легче убедить ребенка действовать правильно, как это полагается.

00:40:42 Второй метод воспитания в раджа гуне, гуне страсти. Этот метод очень часто используется родителями достаточно состоятельными, у которых есть деньги, но, нет времени для того, чтобы общаться с детьми. Первый метод самый лучший, но, он требует большой жертвы. Эта жертва состоит в том, что мы должны уделять ребенку достаточно много времени. Особенно отцы всегда торопятся, у них работа, у них дела, и поэтому, как правило, первые годы ребенка воспитывает мать, и у матери должно найтись время для общения как с сыном, так и с дочерью.

00:41:32 Есть на эту тему много интересных историй. Я вам расскажу одну не большую историю про одного американского президента, это было примерно (обрыв записи) лет назад, когда ещё США только формировались как нация. Был такой знаменитый американский президент (обрыв записи). И вот, он рассказывал про свою семью, что у них в семье было 15 детей. 15 детей. Сейчас это бывает только на Востоке, в Индии, в Китае. В те годы, 200 лет назад, такое было и на Западе, когда были большие семьи по 10 детей и больше.

00:42:15 В принципе, это нормально, потому, что согласно духовной ведической культуре не должно быть никакого убийства, не должно быть никаких абортов. Когда происходят близкие отношения, то это, естественно, часто кончается зачатием. Противозачаточных средств не лучший выход. И, соответственно, рождается ребенок. Так вот, в семье Джефферсона, было 15 или 14 детей, не помню. И мать в этой семье уделяла время каждому ребенку в течение часа. Т.е. каждый день у нее время было разделено на 14 часов, и каждый ребенок в течение часа беседовал со своей матерью. И мать с ним говорила, его учила, наставляла. И дети были разного возраста. Раз 14 детей, значит, были какие-то маленькие дети, какие-то уже взрослые. Поскольку дети рождаются примерно с интервалом в 1 год. Отец в этой семье, отец, был тоже президентом. Т.е. это была семья очень высокого положения, очень [неразборчиво], и у отца, разумеется, времени не было. Но мать полностью посвящала себя детям, и она проводила каждый день с каждым ребенком час. И Джефферсон вспоминал, что его время было с 6 вечера до 7. Вот это время, которое ему уделяла мать, он относился к числу наиболее младших детей, и соответственно он стал не просто достойной личностью, он стал президентом.

00:44:17 Президентом, который вошел в историю, который очень во многом способствовал становлению США как нации. Конечно, Америку часто критикуют, что это очень материалистическая страна, что в ней главные ценности – это деньги. Но, тем не менее, на американских долларах мы видим фразу «in god we trast», мы верим в Бога. По крайней в мере, в Америке свободно развиваются все духовные направления, все религии, там нет подавления духовной жизни, там государство, наоборот, избавляет какие-то духовные организации от налогов, помогает им развиваться, чего нельзя сказать скажем, про нашу страну и про особенно советский период, когда религия подавлялась, и довольно жестоко. Я уж не говорю про годы советской власти, когда священников расстреливали, и взрывали храм Христа Спасителя и т.д. Вот интересный пример на нашу тему воспитания детей – к каким удивительным последствиям приводит вот эта забота, когда родители уделяют время своим детям.

00:45:43 Другое воспитание, о котором я уже начал говорить – это в гунне (обрыв записи), когда люди достаточно обеспеченные не имеют времени, и они просто воспитывают своих детей через подачки, через какие-то подарки, они платят деньги, дают что-то такое, покупают, чтобы они могли себе буквально купить и компьютер и машину и все что угодно. И, соответственно, побуждают детей быть послушными, делать то, что от них хотят. Но, этот метод воспитания гораздо хуже, потому, что он работает только до той поры, пока вы что-то даете. Пока дети получают – да, они будут выполнять вашу волю, вести себя прилично. Но, когда это закончится, когда материального стимула не будет, они совершенно спокойно, и [неразборчиво] поменявшийся, будут делать то, что они хотят. Потому, что это воспитание не меняет личность, оно не способствует духовному возвышению, это просто деловая сделка, покупка. Вы просто покупаете своего ребенка, побуждаете его делать то, что нужно, но, вы не меняете его сознания. Но главное в воспитании - [неразборчиво] какие поступки мы побуждаем делать детей, а каково их сознание, какова их душа [неразборчиво]. Вот это является главным [?] моментом духовной жизни, предметом воспитания, и в том числе воспитания детей.

00:47:37 Ну и наконец третий метод воспитания – это в тама-гуне, гуне невежества, когда вы просто заставляете ребенка что-то делать, заставляете какой-то угрозой, что вы не дадите ему погулять, не дадите выйти во двор, что-то не подарите ему подарок, или просто угрожаете ему физической силой. И это, разумеется, не желательный метод воспитания, и к нему иногда приходится прибегать в самых крайних случаях, если ребенок совершенно потерял голову или вышел из себя, стал шалить и т.д., никого не слушается, то можно применить не силу, а угрозу силы.

00:48:30 Один из учителей духовной мудрости, ведический говорил, что не нужно бить детей, но, нужно показать детям палку. Если вы покажете палку, или просто ремень, мужчина может снять ремень и показать ребенку, то это подействует достаточно сильно. Физическое наказание не желательно, оно очень травмирует психику, и ребенок может очень долго это помнить и на вас дуться, и это будет, разумеется, плохо не только для вас, но и для него самого.

00:49:15 И, в целом, мы можем подвести в этой теме, что семейная жизнь человека предназначена для его развития: материального развития как личности, эмоционального развития, интеллектуального развития, и духовного развития. Т.е. это определённый этап, когда человек учится заботиться не только о себе, но и о других. Это, на самом деле очень важный принцип духовной жизни, что материальная жизнь – это жизнь в сознании эгоизма, т.е. я являюсь центром вселенной, и главное, это соответственно удовлетворение моих чувств.

00:50:04 Но, с духовной точки зрения, духовная жизнь совсем иная. Это не столько забота о себе, сколько забота о других. Это можно сказать, определённый [неразборчиво], так сказать секрет духовной жизни. На эту тему очень много изречений, в той же Библии, Иисус Христос говорил: «Возлюбите ближнего своего как самого себя». Аналогичное есть и в других писаниях, в тех же самых ведах. Семья готовит человека фактически к духовному возвышению, к тому, чтобы убедиться, что, заботясь о себе, и думая только о себе невозможно обрести счастье. Что счастье приходит автоматически, когда мы начинаем служить другим. И семья – это школа, в которой нам представляется возможность служить другим естественным образом, следуя [неразборчиво] своим обязанностям, чувству долга, и в конце концов любви, потому, что, хотя мы говорили, что в современном мире часто любовь извращается и превращается в вожделении. Но, любовь на самом деле существует, любовь это духовное понятие, любовь существует между людьми, и она существует у человека по отношения к Богу, к верховной личности, которая является как бы высшим аспектом абсолютной истины. И, по сути, развитие этой любви является высшей целью человеческой жизни.

00:52:05 Вот это то, что я хотел вам сегодня рассказать. Если у вас есть какие-то вопросы? Пока вопросов нет, я сделаю не большое объявление. В следующий раз в пятницу вечером я уезжаю, и скорее всего состоится передача в четверг, но, в 7 часов передача доктора Торсунова, поэтому, мне выпадает честь выступить перед ним в 5 часов. Т.е. скорее всего следующая лекция будет в четверг в 5 часов вечера. Кто не сможет её послушать, она появится в записи на нашем сайте www.torsunov.ru. Еще раз напоминаю, что выступает Критский Владимир Георгиевич, тема «Философские основы ведической культуры». Если есть вопросы – пожалуйста, пишите. Или можно позвонить по телефону 8916 591 68 17. Ждем ваших вопросов.

00:53:43 И, слушателей, по телефону мне прозвучал вопрос о проблеме взаимоотношений с родителями, в частности с матерью. Было не очень хорошо слышно, я не понял всех подробностей, но, кратко я расскажу на эту тему. Я надеюсь, что это ответит на вопрос нашей слушательницы.

00:54:14 Ведический принцип такой, что родителей нужно уважать и почитать всегда, при любых обстоятельствах. Иногда возникает ситуация, когда родители ведут себя не очень достойно. Иногда, это касается, скажем, отца, что отец может выпивать, или где-то гулять, или драться. Это случай, конечно, очень тяжелой кармы и в отношении матери – мать, как правило, не выпивает и не дерется, но, она может проявлять какие-то другие не желательные качества, ворчать, ругаться, быть очень требовательной. И у детей естественно к родителям возникает охлаждение, чувства не приязни. Они, с одной стороны понимают, что родителей нужно любить, уважать. С другой стороны – как будто родители этого не заслуживают. Ведический принцип такой, что родителей нужно почитать всегда. Независимо от того, хорошие они или плохие, достойны они или не достойны.

00:55:30 Это очень важно, потому что перед родителями у нас определённый долг. Все родители, когда они воспитывают детей, особенно когда дети маленькие, они, по сути жертвуют им всем, всей своей жизнью. Мать может не спать ночами, когда ребенок не спит, и отец может пахать с утра до ночи, чтобы зарабатывать деньги. И говориться, что дети никогда не могут отдать свой долг своим родителям. Они могут отдать этот долг в полной мере своим детям. Родителей всегда нужно уважать, но, в том случае, если родители ведут себя не очень красиво, т.е. по каким-то причинам они опустились, например, отец может выпивать, мать может ругаться, ворчать, она может быть больным человеком, совершенно.

00:56:36 Но, ведической истории примеры, ведической культуры говорят, что для детей это становится как бы тяжелой обязанностью, тяжелой ношей, которую они должны нести. Есть выражение в христианстве – нести свой крест. Т.е. это, разумеется, дурная карма не только родителей, но и детей, что у детей такие родители, которым, очень тяжело о которых заботится, доставляют много беспокойств, и поэтому иногда возникает соблазн избавиться от родителей, пытаются устроить в какой-нибудь дом для престарелых или в какую-то лечебницу. Это не худший вариант. Это можно делать только с их согласия, если они сами хотят удалиться от семьи, что редко бывает. Как правило, они все таки предпочитают остаться в семье, естественно. И просто, точно также как я говорил, что мы должны в семье исполнять свои обязанности по отношению к мужу и жене, это тем более имеет место по отношению к родителям. Даже если есть какие-то трудности, проблемы, если это не сделать, если мы чисто формально куда-то запрем их, будем давать раз в день еду и т.д., чтобы побыстрее они нас оставили, оставили этот мир, чтобы не было от них лишних беспокойств. Это не добросовестное исполнение долга приведет к тому, что мы в следующей жизни окажемся в такой же ситуации. И мы уже будем престарелые, и о нас будут также заботиться свои дети. Это закон кармы.

00:58:30 Потому, что когда человек не исполняет свои обязанности, это приводит его к духовной деградации. Материальных реакций может пока не наступить. Они наступают в следующей жизни. Но, в этой жизни наступают последствия на тонком уровне, на уровне нашего духовного сознания, что мы будем автоматически деградировать, у нас не будет интереса к духовной жизни. У нас будет интерес к чувственным наслаждениям – еда, секс, оборона, это да. Но, если человек живет только так и занимается удовлетворением своих животных наклонностей, то у него есть шанс получить соответствующее рождение в следующей жизни. Вот так я могу ответить на этот вопрос, в таком, достаточно общем ключе, потому, что я не очень расслышал конкретную ситуацию. Но, в отношении заботы о своих родителях я могу сказать именно таким образом. Еще раз спасибо за ваш вопрос. Пожалуйста, дорогие наши радиослушатели радио аюрведы, в эфире Критский Владимир Георгиевич, мы ждем ваших вопросов на тему семейной жизни.

00:59:57 Дорогие слушатели, сейчас прозвучал ещё один вопрос по телефону. (вопрос) Как объяснить насилие, которое пытается совершать отец по отношению к своей приемной дочери. Это насилие иногда доходит до сексуальных домогательств. Это порок современной культуры, который называется тем самым словом, которое мы с вами уже говорили – вожделение, похоть. В ведах говорится, что человек не должен очень близко соприкасаться, даже со своими близкими родственниками противоположного пола, с женщинами, сестрой, матерью или дочерью. Т.е. это очень интересно, что тоже самое в библии есть аналогичные предписания, которые запрещают близкие отношения с родственниками, с дочерью или с матерью, или соответственно с сыном или с отцом и т.д.

01:01:20 И кали-юга – эпоха духовной деградации. Это эпоха, когда у людей нет никакого понятия о духовной жизни и нет никакого понятия об ответственности за то, что они совершают. Это закон кармы, который стоило изучать во всех учебниках, начиная с первого класса. И, к сожалению этого нет. Какие-то были попытки ввести курс православной культуры. Хотя бы в рамках православной культуры, чтобы как-то духовно просвещать детей. Но без этого воспитывать людей, делать их достойными членами общества [?] очень не возможно. Ну, посудите сами. С какой стати мне быть порядочным и добродетельным – все живут, как хотят, пытаются урвать, чем больше, тем лучше. Бери от жизни все, когда помрем все кончится. Вот это психология современных людей, и к сожалению, современная система образования не разрушает эту ложную концепцию, а иногда поощряет, хотя, формально есть там, разрешены какие-то курсы по духовным дисциплинам, в качестве факультатива.

01:02:51 Но, на самом деле это нужно не в качестве факультатива. Детей нужно обучать по настоящему. Как вот, я говорил о том, что у нас ещё 2 года назад была гурукула в Москве, хотя гурукулы такие есть в Индии в каждом городе. Это школы духовного воспитания, где детям не только дают какую-то [неразборчиво] знаний, но и учат основам духовной жизни. Эти основы должны знать все, не только брахманы, не только интеллектуального склада. Эти основы все нормальные люди должны знать, что простые вещи, тут не надо быть семи пядей во лбу, что [неразборчиво] живу, когда-то я родился, когда-то я состарюсь и когда-то помру. А что будет потом? Вот этот вопрос, к сожалению, не задают современные люди. Они думают, кто-то думает что помру – все кончится, закопают, трава вырастит, а какие-то верующие традиционных религий думают – пойду к Богу, Бог рассудит.

01:04:02 Но, веды говорят совершенно однозначно, что наша жизнь в материальном мире не ограничивается одним рождением, и есть сотни экспериментов, сотни научных данных, которые это подтверждают. Я вам упоминал об опыте [неразборчиво], когда человек во время клинической смерти выходит из тела и видит своё тело со стороны. И таких факто тысячи. Есть [неразборчиво] публикаций [неразборчиво], вот почему бы современным ученым этим ни заняться? Почему бы им ни проверить все эти [неразборчиво]? Но, почему-то это не делается. Есть и другие вещи. Есть факты воспоминания своих прошлых жизней, опыты так называемой регрессии, когда человек под гипнозом, или в каком-то ином состоянии вспоминает о своих прошлых жизнях, потом это проверяется.

01:04:56 И закон кармы, закон перевоплощений однозначно говорит, что наша жизнь является следствием нашей прошлой жизни, что каждый получает [неразборчиво] рождение, или в хорошей, благополучной семье, или в очень бедной семье и не может себе на хлеб заработать. Почему? Это что, все случайность? Случайные столкновения [неразборчиво]. Это все определённый закон – что посеешь, то и пожнешь. Те семена, которые посеял человек в прошлой жизни, дают в этой жизни определённый всходы. И, соответственно, если человек осуществляет насилие над другим, в том числе и сексуальное насилие, это значит, он будет подвергаться такому насилию в следующей жизни, а иногда и в этой. Почему больше? Потому, что если мы совершаем какое-то зло, то это зло очень часто приводит к снежному кому. Что другому человеку это [неразборчиво] какие-то страдания. Из-за этого другой человек выходит из себя и [?] причиняет зло другому человеку. А тот человек ещё одному человеку и т.д. И вот этот [?] снежный ком может [?] очень долго и косвенных причин [неразборчиво] тот, кто совершил дурной поступок, побудил, кого-то совершить како-то действие, какое-то греховное действие, какое-то страдание причинил.

01:06:36 Поэтому, иногда карма возвращается к нам, как снежный ком, и страдать за свои грехи приходится очень сильно. Если бы этот человек, который совершает сексуальное насилие, хотя бы имел понятие, хотя бы подозревал смутно, что его ждет в следующей жизни, он бы трижды задумался, прежде чем совершать такое насилие. Он обходил бы свою приемную дочь стороной за 3 км, чтобы не [неразборчиво], не возбуждаться. Иисус Христос об этом говорил в библии, что тот, кто совращает невинных младенцев будет наказан настолько жестоко, что ему лучше бы было не рождаться в этой жизни, что он даже не представляет, на сколько жестока его расплата, потому, что одно дело – мы совершаем греховные действия [неразборчиво] ошибки, [неразборчиво] так сказать, женщины легкого поведения, и с мужчиной соответствующим, для которого это нормально. Т.е. мы ничего собственно не делаем, мы не портим человек, не побуждаем его деградировать, потому, что он уже деградирован. Ему может дальше уже и некуда. Но, если мы совращаем невинную душу, если мы девушку невинную, или юношу совращаем с пути добродетели, то это уже очень серьезный поступок, и за это уже отвечать придется сполна, на полную катушку.

01:08:20 Так я могу кратко ответить на этот вопрос. У нас ещё 5 минут. Если ещё какие-то вопросы, пожалуйста, в эфире Критский Владимир Георгиевич, философские основы ведической культуры. Время наше подходит к концу. Я хочу попрощаться, поблагодарить вас за внимание. И в заключении я подумал добавить ещё 2 слова женщине, которая звонила по поводу своей дочери и отчима. Что в том случае, когда какие-то меры духовного воздействия не помогают, то имеет смысл использовать как бы оружие дубинки, т.е. дать об этом знать соответствующим органам. Может быть не обязательно писать в прокуратуру, можно, хотя бы позвать участкового. И участковый, уполномоченный, который в принципе должен поддерживать закон и порядок в своем участке, может побеседовать с любителем острых ощущений, и я думаю, что после этого у него пропадет желание приставать к девочке. Вот, может быть это поможет. Ничего так, особенно не боясь, в начале можно предупредить, что если он это не прекратит, то придется, соответственно, сообщить кому-то, а если это не поможет, то придется осуществить это, и в этом, вероятно, будет ваш долг защитить свою дочь. Просто, смотреть на это сквозь пальцы, вы становитесь как бы невольной соучастницей.

01:10:20 Еще раз я хочу всех поблагодарить за внимание. Всего самого наилучшего. В следующий раз наша передача планируется на четверг, 5 часов. Всего хорошего. В эфире Критский Владимир Георгиевич. До свидания.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 09 сентября 2011