Воспитание детей по Ведам

Аюрведа радио - 26 января 2007
Грихастха-ашрам (краткие сведения). Как развить в себе любовь. Обязанности мужчины и женщины. Принцип дополнительности в семейных отношениях. Необходимая дистанция между мужчиной и женщиной. Принципы воспитания детей. Воспитание в саттва-гуне. Воспитание в раджо-гуне. Воспитание в тамо-гуне. Ответы на вопросы. Отношения с родителями. Насилие внутри семьи.
запись эфира для начинающих из раздела «Воспитание ребенка» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:10:36 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 1433 | скачано: 1625 | избрано: 124
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами начинаем передачу прямого эфира. В эфире Критский Владимир Георгиевич. И, как вы помните, наш цикл передач называется «Философские основы духовной практики, философские основы духовной культуры». Мы с вами кратко повторим, о чём шла речь в прошлый раз, и перейдём к новому материалу.

Грихастха-ашрам (краткие сведения)

00:00:37 В прошлый раз мы с вами начали рассматривать тему «Семейный уклад жизни», то, что называется на санскрите «грихастха-ашрам». Это очень важная тема, потому что семейная жизнь для большинства людей – это основной этап. Если это лет 15–20, – можно сказать, детство и юность, последние 20 лет человеческой жизни – это пожилой возраст, старость, то большая часть жизни, порядка 40–50 лет приходится на вот этот, зрелый, этап взрослой жизни, когда, как правило, большинство людей вступают в брак, женятся. И, несомненно, это очень важный период человеческой жизни. Неслучайно говорится, что семья – это ячейка общества.

00:01:40 С точки зрения ведической культуры семейная жизнь – это определённый этап духовного развития, когда человек практически в жизни проверяет всё то знание, которое он получил на этапе ученичества – брахмачари. То есть это возможность реализовать, проверить всё то знание, ту философию, которую человек получил. И, конечно, под этим подразумеваются знания не только материальной жизни, что в основном преобладает в современном обществе, но также знания о духовной жизни, о том, что мы обладаем вечной духовной природой, что тело – наша временная оболочка, а жизнь человека – это жизнь души, которая не умирает со смертью тела.

00:02:37 И в этой связи мы с вами говорили о том, что семейная жизнь – это взаимоотношения мужчины и женщины, которые в современной культуре играют очень важную, можно сказать, [неразборчиво] роль, и это, как правило, выражается таким очень красивым, возвышенным словом любовь. Главное, наиболее возвышенное чувство между мужчиной и женщиной – это чувство любви, и на основании, собственно, этого чувства и должен заключаться брак, то есть люди вступают в семейные отношения. И мы с вами говорили о том, что это возвышенное слово, как правило, неправильно понимают в современной культуре и понимают под этим некие чувственные наслаждения или просто грубый секс. Это, по сути, подмена понятий, потому что всё, что имеется в виду в современной культуре, скорее можно назвать другим словом – не любовь, а страсть или вожделение, когда человек использует своего партнёра, мужа, жену или возлюбленную, для чувственного наслаждения.

00:04:07 И это очень важный философский момент, потому что, если как бы истинная любовь, если бескорыстные чувства, а не скрытое желание эгоистического удовлетворения, то почему так много проблем, почему столько несчастных браков, почему браки всё время распадаются (70% по статистике), почему происходят регулярные узаконенные убийства детей, почему высший плод любви – ребёнок – зачастую становится жертвой? Его совершенно официально, законно убивают во чреве матери, считают, что это в порядке вещей. Вот это проблемы современного общества, современной культуры в отношении брака, и причина проблемы в том, что в основе лежит не действительно любовь, то есть какое-то бескорыстное чувство, а чувство, собственно, как бы эгоистического [наслаждения].

00:05:37 Мы с вами кратко рассмотрим основные идеи, которые рассматривались в прошлый раз. Мы говорили о том, что в браке по традиции (эта традиция имеет место не только в ведической культуре, но и в христианской, мусульманской, любой духовной традиции) муж считается главой семьи, жена должна слушаться мужа. И для современных женщин – это часто проблема. Во-первых, их не воспитывают должным образом, их не учат слушаться мужа, а зачастую наоборот – как обманывать мужа. И второе – это то, что иногда и мужчины оказываются не на высоком уровне и не могут взять на себя полную ответственность за поддержание семьи, жены, детей. То есть проблема обоюдная, тут нельзя сказать, что муж прав, жена виновата, или наоборот: жена права, муж виноват.

00:06:55 Но, согласно ведической традиции и другим духовным традициям, муж должен быть главой семьи в любом случае, даже если жена считает, что она выше его интеллектуально, а это бывает, потому что девушки, девочки, растут, развиваются быстрее, чем мальчики. Они очень быстро приобретают опыт и интеллект, необходимый для того, чтобы ориентироваться в жизни. Но, несмотря на это, традиция и указания священных писаний говорят однозначно, что муж должен считаться главой семьи, несмотря на то, что жена может быть в духовном и интеллектуальном отношении выше мужа. Но дело всё в том, что это временный этап. Когда девушка, юноша вступают в брак, и если они примерно одинакового возраста, то вполне естественно, что девушка больше развита и она лучше подготовлена к браку, чем юноша. Потому что юноши, вообще мальчики, как-то особо никогда не думают об этом. Они играют в конструкторы, самолётики, танки, в солдатиков и т. д., сейчас играют больше на компьютере, а для девочек характерно другое. Девочки с детства играют в дочки-матери, нянчат кукол и т. д. Фактически девочки готовятся к этому с самого детства.

00:08:57 И можно так сказать, что в целом семейная жизнь в большей степени нужна женщинам, чем мужчинам. Мужчина имеет другие интересы, он может заняться какой-то работой, каким-то любимым делом, какой-то духовной миссией и т. д. Но для женщины основная жизнь проходит в семье. Это создание семейной обстановки, атмосферы, воспитание детей, забота о муже и т. д. И, в общем-то, согласно духовным традициям, для женщины это нормально, это естественно, она находит в этом себя. Как правило, у женщины нет каких-то великих амбиций, стать президентом или великим каким-то учёным, хотя случается, но достаточно редко. В основном такие амбиции у мужчин. Мужская психология такова, что мужчина должен в чём-то себя проявить. Он должен стать каким-то лидером, хотя бы в каком-то узком кругу, какой-то небольшой группы, или на поприще научном, или духовном, или на поприще политики, или бизнеса, или хотя бы в семье. Если мужчина ни в чём не смог себя показать и выделиться, то по крайней мере он может найти какое-то удовлетворение в семье и проявить свою мужскую природу, природу заботливости, природу опеки. В идеале это неплохо, потому что мужская природа ‒ это в принципе природа заботы, когда мужчина о ком-то заботится, и, соответственно, у него есть какие-то подопечные, и в самом простом случае ‒ это просто члены его семьи.

00:11:10 Так вот, ведическая культура говорит о том, что даже если женщина объективно является выше с духовной, интеллектуальной точки зрения, чем мужчина, муж, она всё равно должна держаться на вторых ролях. Она не должна пытаться командовать мужем и быть главой семьи. Она просто должна слушаться мужа. Это внешняя сторона. Но, разумеется, если женщина интеллектуально выше, то она найдет способ, каким образом влиять на своего мужа, не впрямую, но через свою любовь, через преданность. Она будет просить о чём-то мужа, а мужская природа такова, что мужчина очень любит исполнять желания. Если его смиренно просить, то он будет доволен этим отношением, преданностью, и мужчина, если есть такая возможность, обязательно выполнит желания своей жены. Более того, даже если нет такой возможности, мужчина может сделать всё от него зависящее и даже, есть такое выражение, может разбиться в лепёшку для того, чтобы исполнить это желание. Вот это способ, каким образом умные, интеллигентные женщины могут влиять на своего мужа и, по сути, подталкивать его в нужном направлении.

00:12:56 Если женщина менее развита, глупа, то она будет с ним ругаться, ссориться, кричать, ворчать, устраивать сцены, истерики закатывать, и из этого ничего хорошего не получится, кроме того, что отношения будут постоянно портиться, муж будет недоволен своей женой, и у него не будет желания исполнять её волю, идти ей навстречу. Наоборот, у него будет желание ей отомстить. Это та реальная ситуация, которая преобладает в современной культуре, что является главной причиной разводов. И семьи распадаются. Если нет детей, то это полбеды, а если есть дети, то кругом беда, потому что главной жертвой семейных трагедий становятся дети. Мужчина может найти себе другую жену, женщина – другого мужа, а вот что делать детям? Где им найти других маму и папу?

00:14:18 Поэтому, как вы, наверное, все прекрасно знаете, жертвами всех этих семейных интриг в первую очередь становятся дети, и на тонком уровне это влияет, разумеется, на родителей. То есть ухудшается их карма, у них теряется вкус к духовной жизни, к духовному подъёму, и они просто могут уже после этого деградировать. Разумеется, это возможно в том случае, когда любви нет. Когда вместо любви имеется чувство фактически любви к самому себе и вожделение. Что, разумеется, в 99,9% случаев имеет место. И в «Бхагавад-гите» говорится, что из тысяч и тысяч людей лишь один стремится к совершенству. К сожалению, большинство людей в нашем обществе не знают о принципах духовной жизни и духовной культуры и пытаются использовать всех окружающих просто для собственной выгоды, а эта выгода, на самом деле остаётся только на поверхности, а в итоге приводит человека к деградации.

Как развить в себе любовь

00:16:04 И каким образом можно развить в себе любовь? Это целая отдельная тема, но кратко можно сказать так: через исполнение долга. Когда мы ещё не имеем какой-то искренней любви, привязанности, то мы можем просто действовать на основании разума, на основании того, что мы знаем принципы духовной культуры. Таким образом, мы должны действовать, чтобы прогрессировать, а не деградировать, и принцип карма-йоги, о чём говорилось на прошлых беседах, ‒ это принцип добросовестного исполнения своих обязанностей без привязанности к результату. То есть независимо от того, отвечает нам партнёр взаимностью или нет, улыбается нам жена или нет, дарит она нам какие-то ласковые слова или она ворчит, муж должен исполнять свои обязанности по отношению к жене и детям и делать всё необходимое, всё, что от него зависит для того, чтобы обеспечивать их тем, чем должен обеспечивать муж: какой-то материальной поддержкой, жилищем, питанием, одеждой и, по мере возможности, эмоциональной поддержкой, хотя это уже сложнее, если жена явно мужа не уважает и тем более не любит, то у мужа тоже не будет большой любви, большого желания любить и отвечать взаимностью жене. Вот это общий рецепт. Это общие слова.

Обязанности мужчины и женщины

00:18:04 И более подробно мы в прошлый раз разбирали такие вещи: что наиболее важно для мужчины и что наиболее важно для женщины, какие качества больше всего ценят мужчины в женщине и, наоборот, женщина в мужчине. Для мужчины самые важные качества ‒ это ответственность, принципиальность, исполнение долга, правдивость и т. д. Для женщины самые важные качества ‒ это целомудрие, чистота, верность, то, что может завоевать сердце мужчины. Иногда женщины часами проводят у зеркала и пытаются себя приукрасить, чтобы красиво выглядеть. Вот эта, так называемая внешняя красота и привлекательность, она важна только для мужчин определённого склада, которые очень падки на чувственные наслаждения, и это в гораздо меньшей степени привлекает возвышенных мужчин, мужчин достойных, для которых важнее внутренние качества женщины.

00:19:28 Ну и, соответственно, если женщина ведёт себя таким образом в браке, вне брака, она сама притягивает к себе мужчин определённого склада. Поэтому она должна подумать, с кем ей хочется общаться: с мужчиной, для которого самое важное ‒ это постель, или с мужчиной серьёзным, ответственным, который сможет стать достойным мужем и её опорой в жизни.

00:20:04 Мы в прошлый раз рассматривали обязанности мужчины по отношению к жене и обязанности жены по отношению к мужу. Кратко можно повторить, поскольку вопрос очень важный. В обязанности мужа входит защита жены с материальной, физической точки зрения, защита также с эмоциональной точки зрения, если женщина в расстройстве, она плачет или что-то ещё, и духовная защита, то есть поддержание в семье определённого духовного стандарта. И, наконец, обязанности жены по отношению к мужу – это тоже защита. Защита в основном в эмоциональном плане. Как мы с вами в прошлый раз говорили, мужчина может быть или в нормальном состоянии, когда он мыслит логически, разумом, или он может иногда выходить из себя, если он очень устал, чем-то расстроен. Он может впасть в какое-то состояние гнева, депрессии. И жена на этом этапе может ему помочь. Она может его успокоить, приласкать и убедить его, что он замечательный муж, что его любят, уважают, и, в общем-то, это поможет мужчине прийти в нормальное состояние.

00:21:43 И мы с вами в прошлый раз говорили, что успех в семейной жизни зависит, разумеется, от обоих партнёров, от мужчины и от женщины. Хотя формально мужчина считается главой семьи, но фактически женщина играет очень большую роль в создании атмосферы, в создании благоприятной, такой любовной атмосферы в семье, где все были бы спокойны, умиротворены, и муж, и дети. И она тогда бы автоматически была бы спокойна и счастлива, ощущая любовь своих близких.

Принцип дополнительности в семейных отношениях

00:22:25 Ещё одна тема, которую мы рассматривали в прошлый раз, – это так называемый принцип дополнительности в семейных отношениях. Он очень важный, поэтому его стоит повторить. Поскольку мужская природа и женская природа взаимодополняют друг друга, они противоположны друг другу. Чем в большей степени мужчина проявляет мужские качества, исполняет свои обязанности мужчины, тем в большей степени он побуждает женщину исполнять свои обязанности, обязанности жены. И наоборот – если мужчина не исполняет свои обязанности, то женщина вынуждена вместо своих женских обязанностей проявлять мужские обязанности, то есть брать на себя ту заботу обеспечения семьи, которую не в состоянии обеспечить муж.

00:23:23 Заметим в двух словах, что в современной ситуации, как правило, так и бывает, поскольку муж в большинстве случаев не может полностью обеспечить свою семью ввиду того, что в данную эпоху, в Кали-югу, люди практически нищие, они получают нищенскую зарплату (большинство людей). И на одну зарплату прожить практически невозможно. Просто бывают зарплаты такие, как 100‒200 долларов в месяц. Эти зарплаты, которые можно назвать просто нищенскими, и жене автоматически приходится работать. Просто сама жизненная ситуация такая, вероятно таково следствие кармы, что жена вынуждена работать и вкладывать свою половину, а иногда и больше половины, и, соответственно, она тем самым исполняет обязанности мужа и приобретает какие-то мужские качества.

00:24:23 Это очень важный принцип, и, может быть, сейчас очень трудно исполнять идеальным образом все эти принципы ведической культуры, чтобы мужчина всегда оставался мужчиной, идеально исполнял свои обязанности, чтобы женщина всегда оставалась женщиной и идеально исполняла свои обязанности. Но, по крайней мере, об этом нужно знать и стремиться к этому, и если наше поколение не сможет осуществить эти принципы духовной культуры, то по крайней мере мы можем обучить этому своих детей, чтобы следующее поколение жило уже более чистой, более благочестивой жизнью и смогло реализовать те принципы духовной культуры, которые не удалось в полной мере осуществить нашему поколению старших.

Необходимая дистанция меду мужчиной и женщиной

00:25:20 И последнее, о чём говорилось в прошлый раз, – это довольно тонкий, но важный вопрос о том, что отношения мужа и жены, и вообще мужчины и женщины, должны быть не слишком близкими. То есть должна быть определённая дистанция. Есть такая поговорка: фамильярность рождает презрение. Это как раз ошибка, которая очень часто встречается в современной культуре, когда юноша и девушка влюбляются друг в друга, бросаются друг другу в объятия и сближаются до максимальной степени, в том числе и до физической, половой, близости. Это как раз очень плохо. Это очень плохо и с духовной, и с материальной точки зрения. Во-первых, если юноша не очень серьёзный, если он не очень ответственный, он может просто этим воспользоваться, с ней какое-то время поиграть, потом завести себе новую подругу. А предыдущую просто бросить, сказать: «Да, у нас была любовь, но мы же свободны. Вот полюбили, а теперь разлюбили».

00:26:44 И девушке придётся искать себе какого-то другого юношу. А психология женщины такова, что она постепенно привязывается. Мужчина может влюбиться сразу, а затем он будет постепенно охладевать. А женщина сразу никогда не влюбляется. Она всегда вначале знакомится со своим партнёром на основании каких-то умственных предположений, что ей нужен жених, она хочет, скажем, замуж, или просто нужен возлюбленный, она ощущает потребность в любви. И любовь у женщины развивается постепенно. Если в данном случае через какое-то время у девушки развивается любовь, привязанность к своему возлюбленному, а он к ней охладевает и заводит себе другую подругу, то для неё это будет тяжёлым ударом.

00:27:45 Это очень частый сценарий, когда страдает девушка. Но это, разумеется, не всегда так бывает, потому что девушки бывают и более опытные в таких делах, чем юноши, и зачастую бывает наоборот: не юноши ловят девушек, а девушки ловят юношей. Поэтому в современную эпоху встречается и такая ситуация, что на самом деле юноши становятся жертвами такой охоты. Они попадают в расставленные сети, и их обольщают, и даже зачастую с ними могут поиграться, получить от них чего-то такое, что нужно, деньги хотя бы или какие-то наслаждения, затем выбрать себе другого партнёра, который будет более интересен и более опытен в вопросах сексуальных наслаждений, скажем. В любом случае результат получается достаточно печальный, то есть какая-то сторона страдает материально, физически, другая сторона страдает духовно. Она, может быть, и не страдает внешне, с материальной точки зрения, но страдания наступят в будущем, потому что человек совершает греховное действо, приводит другого к страданию.

00:29:16 Один из принципов культуры, о чём мы говорили в самом начале, ‒ это принцип ахимса, непричинение вреда, непричинение страданий другому. Если мы нарушаем этот принцип, то по закону кармы мы сами в будущем будем за это страдать. Как аукнется, так и откликнется, что посеешь, то и пожнёшь. Вот это современное народное объяснение этого философского закона принципа кармы, то есть ответственности за наши поступки.

Принципы воспитания детей

00:29:58 Сегодня мы с вами рассмотрим кратко, потому что тема достаточно большая, тему воспитания детей. Дети, как я говорил, ‒ это, можно сказать, главный плод любовного союза между мужчиной и женщиной. Есть такая поговорка, что [всё] надо судить по плодам. И, точно так же, о том, насколько успешен брак, союз мужчины и женщины, можно судить по плодам, по тому, что получает общество в результате такого брака. И вот одним из таких плодов, по крайней мере на материальном, на видимом уровне, являются дети, новое поколение, которое рождается в результате такого брачного, любовного союза. И можно сказать, что в семье происходит воспитание ребенка, формирование его как личности. Семья – это ячейка, изначальная ячейка общества, потому что люди, покидая семью, становятся членами общества, и в зависимости от того, что они из себя представляют, чему они научились, каковы их духовные, моральные качества, интеллектуальные качества, от этого зависит, какого члена получит общество. Общество состоит из людей, из личностей, а личность формируется как раз в семье. Поэтому ответственность на родителях очень большая.

00:32:01 В Ведах есть такой афоризм: «Человек не должен становиться ни отцом, ни матерью, ни духовным учителем, если он не способен духовно возвысить своих подопечных, то есть дать им культуру, культуру духовной жизни. На санскрите термин «мукти» означает «освобождение». Дословно эта цитата звучит так: «Человек не должен становиться ни отцом, ни матерью, ни духовным учителем, ни царём, если он не способен дать свои подопечным освобождение из материального рабства, цикла самсары». «Самсара» означает цикл рождения и смерти. Это очень сильная фраза, так же как и многие ведические афоризмы. Я вам приводил наиболее яркие знаменитые ведические афоризмы, которые в краткой форме, можно сказать, объясняют всю философию, как, например, первый афоризм «Веданта-сутры»: Janmadyasya yatah ‒ «Абсолютная истина ‒ это то, из чего всё истекает». Изначальным источником всего сущего является Абсолютная Истина, высшая духовная реальность, которая является Высшим Разумом. Которая является изначальным источником и творцом всего сущего.

00:33:44 Человек должен жить с точки зрения понимания законов Абсолютной Истины. Как правило, современные люди довольствуются только законами материального мира: политика, экономика, наука, математика, физика, химия. Это всё различные закономерности материальной жизни. Но высшим смыслом, высшей ценностью являются законы духовной жизни. И, собственно, ведическая культура даёт человеку основы законов духовной жизни. И мы с вами процитировали это очень известное ведическое изречение о том, что человек даже не имеет права быть матерью или отцом и зачинать детей, если он не является сам личностью, то есть он не понял, что такое жизнь, в чём смысл жизни. Если он это понял, он может дать это своим близким, детям, жене, а иногда бывает так, что жена духовно выше развита, чем муж, и она должна помочь мужу прийти к этому пониманию. Это очень важный принцип. Современные родители думают, что они должны одеть своих детей, накормить, купить им красивые игрушки, одежду.

00:35:22 Но на самом деле это не главное. Главное – это то, что родители должны дать детям духовное знание, духовную культуру, которая поможет человеку жить. Не просто решать свои материальные проблемы, заработать себе на хлеб. Это не так уж трудно. Но гораздо сложнее и важнее дать человеку духовное знание. Поэтому обязанность родителей, и, может быть, в первую очередь, отца, – это дать какую-то духовную основу, помочь и жене, и детям духовно развиваться. В целом можно сказать так, что родители должны подарить детям ту любовь, в какой степени они её уже поняли и она им доступна. Разумеется, мужчины и женщины по-разному. Для женщины любовь – это, можно сказать, любовь непосредственно, как она понимается через чувства, чувственная любовь, через ласку, теплоту, заботу. Для мужчины любовь – это как раз долг. Это исполнение своих обязанностей, это забота о своих близких, обеспечение их всем необходимым, ну и, разумеется, с эмоциональной точки зрения мужчина должен давать пример. Он должен быть спокойным, он должен быть твёрдым, правдивым, мудрым, спокойным, смиренным и т. д. Всеми лучшими качествами, которые мы с вами перечисляли на предыдущих передачах, мужчина, в идеале, должен обладать.

00:37:23 Конечно, это зависит от варны, от класса человека. Если он относится к классу брахмана, интеллектуала, то у него преобладают качества брахмана: знание, мудрость, религиозность. Если это кшатрий, то есть руководитель, политик, то у него преобладают качества воинские: отвага, решимость, находчивость, мужество. Если это вайшья, торгово-экономический класс, то у него преобладает расчёт, умение делать деньги и обеспечивать своих близких. И, наконец, если это шудра, рабочий класс, то он должен уметь и любить работать. Имеется в виду работать физически. Все работают. Брахманы тоже работают. Но шудра умеет работать руками, и говорится, что у шудры золотые руки. Он умеет мастерить, по дому он всегда что-то сделает. Для него не проблема полку, шкаф починить и т. д., может ремонт сделать. И, соответственно, он учит этому своих детей.

Воспитание в саттва-гуне

00:38:45 Есть три метода воспитания. Можно сказать, три принципа, в соответствии с гунами материальной природы: раджо-гуной, тамо-гуной, саттва-гуной. Первый метод ‒ самый чистый, самый возвышенный, это воспитание в саттва-гуне, в гуне благости. Этот метод должен быть преобладающим, то есть это то, каким воспитание должно быть в идеале. Это означает, что мы общаемся с ребенком как с личностью, что мы пытаемся дойти, дотронуться до его внутренней духовной природы. И не нужно думать, что это возможно только с взрослыми детьми 15, 16 или 18 лет. Это возможно даже с маленькими детьми, и я пробовал и убедился, что это так. Что даже маленький ребенок, хотя он ещё не развит, он говорит много глупостей, но у него уже есть его духовная природа и её можно ощутить. Можно с ним поговорить, можно спросить, что он любит, что он не любит, о чём он думает. И таким образом, постепенно, в процессе такой беседы, такого общения мы можем привести его к правильным выводам: что такое хорошо и что такое плохо, как следует поступать и как не следует поступать.

00:40:22 На самом деле с маленькими детьми этот метод даже работает ещё проще, потому что у них нет такого сильного ложного эго и взрослому человеку гораздо легче убедить ребенка действовать правильно, как это полагается.

Воспитание в раджо-гуне

00:40:42 Второй метод воспитания в раджо-гуне, гуне страсти. Этот метод очень часто используется родителями достаточно состоятельными, у которых есть деньги, но нет времени для того, чтобы общаться с детьми. Первый метод самый лучший, но он требует большой жертвы. Эта жертва состоит в том, что мы должны уделять ребенку достаточно много времени. Особенно отцы всегда торопятся, у них работа, у них дела, и поэтому, как правило, первые годы ребенка воспитывает мать, и у матери должно найтись время для общения как с сыном, так и с дочерью.

00:41:32 Есть на эту тему много интересных историй. Я вам расскажу небольшую историю про одного американского президента, это было примерно 200 лет назад, когда ещё США только формировались как нация. Был такой знаменитый американский президент Томас Джефферсон. И он рассказывал про свою семью, что у них в семье было 15 детей. Сейчас это бывает только на Востоке, в Индии, в Китае. В те годы, 200 лет назад, такое было и на Западе, когда были большие семьи по 10 детей и больше.

00:42:15 В принципе, это нормально, потому что согласно духовной ведической культуре не должно быть никакого убийства, не должно быть никаких абортов. Когда происходят близкие отношения, то это, естественно, часто кончается зачатием. Противозачаточные средства тоже не лучший выход. И, соответственно, рождается ребенок. Так вот, в семье Джефферсона было 15 или 14 детей, не помню. И мать в этой семье уделяла время каждому ребенку в течение часа. То есть каждый день у неё время было разделено на 14 часов, и каждый ребенок в течение часа беседовал со своей матерью. И мать с ним говорила, его учила, наставляла. И дети были разного возраста. Раз 14 детей, значит, были какие-то маленькие дети, какие-то уже взрослые, поскольку дети рождаются примерно с интервалом в один год. Отец в этой семье тоже был президентом. То есть это была семья очень высокого положения, очень благородного, и у отца, разумеется, времени не было. Но мать полностью посвящала себя детям, и она проводила каждый день с каждым ребенком час. И Джефферсон вспоминал, что его время было с 6 вечера до 7. Вот это время, которое ему уделяла мать, он относился к числу младших детей. И, соответственно, он стал не просто достойной личностью, он стал президентом.

00:44:17 Президентом, который вошёл в историю, который очень во многом способствовал становлению США как нации. Конечно, Америку часто критикуют, что это очень материалистическая страна, что в ней главные ценности – это деньги. Но, тем не менее, на американских долларах мы видим фразу «In God We Trust» ‒ «Мы верим в Бога». По крайней в мере, в Америке свободно развиваются все духовные направления, все религии, там нет подавления духовной жизни, там государство, наоборот, избавляет какие-то духовные организации от налогов, помогает им развиваться, чего нельзя сказать, скажем, про нашу страну и особенно про советский период, когда религия подавлялась и довольно жестоко. Я уж не говорю про годы советской власти, когда священников расстреливали и взрывали храм Христа Спасителя и т. д. Вот интересный пример на нашу тему воспитания детей, к каким удивительным последствиям приводит эта забота, когда родители уделяют время своим детям.

00:45:43 Другое воспитание, о котором я уже начал говорить, – это воспитание в гуне страсти, когда люди достаточно обеспеченные не имеют времени, и они просто воспитывают своих детей через подачки, через какие-то подарки, они платят деньги, дают что-то такое, покупают, чтобы они могли себе буквально купить и компьютер, и машину, и всё что угодно. И, соответственно, побуждают детей быть послушными, делать то, что от них хотят. Но этот метод воспитания гораздо хуже, потому что он работает только до той поры, пока вы что-то даёте. Пока дети получают, да, они будут выполнять вашу волю, вести себя прилично. Но когда это закончится, когда материального стимула не будет, они совершенно спокойно и ничтоже сумняшеся будут делать то, что они хотят. Потому что это воспитание не меняет личности, оно не способствует духовному возвышению, это просто деловая сделка, покупка. Вы просто покупаете своего ребенка, побуждаете его делать то, что нужно, но вы не меняете его сознания. Но главное в воспитании – это не то, какие поступки мы побуждаем делать детей, а каково их сознание, какова их душа. Вот это является главным предметом духовной жизни, предметом воспитания, и в том числе воспитания детей.

Воспитание в тамо-гуне

00:47:37 Ну и, наконец, третий метод воспитания – это воспитание в тамо-гуне, гуне невежества, когда вы просто заставляете ребенка что-то делать, заставляете какой-то угрозой, что вы не дадите ему погулять, не дадите выйти во двор, не подарите ему подарок или просто угрожаете ему физической силой. И это, разумеется, нежелательный метод воспитания, и к нему иногда приходится прибегать в самых крайних случаях, если ребенок совершенно потерял голову или вышел из себя, шалит, скандалит, никого не слушается, то можно применить не силу, а угрозу силы.

00:48:30 Один из учителей духовной мудрости, ведический, говорил, что не нужно бить детей, но нужно показать детям палку. Если вы покажете палку или просто ремень, мужчина может снять ремень и показать ребенку, то это подействует достаточно сильно. Физическое наказание нежелательно, оно очень травмирует психику, и ребенок может очень долго это помнить и на вас дуться, и это будет, разумеется, плохо не только для вас, но и для него самого.

00:49:15 И в целом мы можем подвести итог этой темы так: семейная жизнь человека предназначена для его развития, материального развития как личности, эмоционального развития, интеллектуального развития и духовного развития. То есть это определённый этап, когда человек учится заботиться не только о себе, но и о других. Это, на самом деле, очень важный принцип духовной жизни: материальная жизнь – это жизнь в сознании эгоизма, то есть я являюсь центром Вселенной, и главное ‒ это, соответственно, удовлетворение моих чувств.

00:50:04 Но духовная жизнь совсем иная. Это не столько забота о себе, сколько забота о других. Это, можно сказать, определённая аксиома, так сказать, секрет духовной жизни. На эту тему очень много изречений. В той же Библии Иисус Христос говорил: «Возлюбите ближнего своего, как самого себя». Аналогичное есть и в других писаниях, в тех же самых Ведах. Семья готовит человека фактически к духовному возвышению, к тому, чтобы убедиться, что, заботясь о себе и думая только о себе, невозможно обрести счастье. Счастье приходит автоматически, когда мы начинаем служить другим. И семья – это школа, в которой нам представляется возможность служить другим естественным образом, следуя своим обязанностям, чувству долга и, в конце концов, любви, потому что, хотя мы говорили, что в современном мире часто любовь извращается и превращается в вожделение, но любовь на самом деле существует. Любовь ‒ это духовное понятие, любовь существует между людьми, и она существует у человека по отношению к Богу, к верховной личности, которая является высшим аспектом Абсолютной Истины. И, по сути, развитие этой любви является высшей целью человеческой жизни.

00:52:05 Вот это то, что я хотел вам сегодня рассказать. Если у вас есть какие-то вопросы? Пока вопросов нет, я сделаю небольшое объявление. В следующий раз в пятницу вечером я уезжаю, и, скорее всего, состоится передача в четверг, но в 7 часов передача доктора Торсунова, поэтому мне выпадает честь выступить перед ним в 5 часов. То есть, скорее всего, следующая лекция будет в четверг в 5 часов вечера. Кто не сможет её послушать, она появится в записи на нашем сайте. Ещё раз напоминаю, что выступает Критский Владимир Георгиевич, тема «Философские основы ведической культуры». Если есть вопросы, пожалуйста, пишите. Или можно позвонить по телефону. Ждём ваших вопросов.

Ответы на вопросы

Отношения с родителями

00:53:43 По телефону мне был задан вопрос о проблеме взаимоотношений с родителями, в частности с матерью. Было не очень хорошо слышно, я не понял всех подробностей, но кратко я расскажу. Я надеюсь, что смогу ответить на вопрос нашей слушательницы.

00:54:14 Ведический принцип такой, что родителей нужно уважать и почитать всегда, при любых обстоятельствах. Иногда возникает ситуация, когда родители ведут себя не очень достойно. Иногда это касается, скажем, отца, отец может выпивать, или где-то гулять, или драться. Это случай, конечно, очень тяжелой кармы. Мать, как правило, не выпивает и не дерётся, но она может проявлять какие-то другие нежелательные качества: ворчать, ругаться, быть очень требовательной. И у детей, естественно, к родителям возникает охлаждение, чувство неприязни. Они, с одной стороны, понимают, что родителей нужно любить, уважать. С другой стороны – как будто родители этого не заслуживают. Ведический принцип такой: родителей нужно почитать всегда, независимо от того, хорошие они или плохие, достойны они или недостойны.

00:55:30 Это очень важно, потому что перед родителями у нас определённый долг. Все родители, когда они воспитывают детей, особенно когда дети маленькие, они, по сути, жертвуют им всем, всей своей жизнью. Мать может не спать ночами, когда ребенок не спит, и отец может пахать с утра до ночи, чтобы зарабатывать деньги. И говорится, что дети никогда не могут отдать свой долг своим родителям. Они могут отдать этот долг в полной мере своим детям. Родителей всегда нужно уважать, но в том случае, если родители ведут себя не очень красиво, то есть по каким-то причинам они опустились, например отец может выпивать, мать может ругаться, ворчать, она может быть больным человеком совершенно.

00:56:36 Но примеры ведической культуры говорят, что для детей это становится тяжёлой обязанностью, тяжёлой ношей, которую они должны нести. Есть выражение в христианстве: нести свой крест. То есть это, разумеется, дурная карма не только родителей, но и детей, что у детей такие родители, о которых очень тяжело заботиться, которые доставляют много беспокойств, и поэтому иногда возникает соблазн избавиться от таких родителей, их пытаются устроить в какой-нибудь дом для престарелых или в какую-то лечебницу. Это не лучший вариант. Это можно делать только с их согласия, если они сами хотят удалиться от семьи, что редко бывает. Как правило, они всё-таки предпочитают остаться в семье, естественно. И, как я говорил, как мы должны в семье исполнять свои обязанности по отношению к мужу и жене, это тем более имеет место по отношению к родителям. Даже если есть какие-то трудности, проблемы, если это не сделать, если мы чисто формально куда-то запрём их, будем давать раз в день еду и т. д., чтобы они побыстрее нас оставили, оставили этот мир, чтобы не было от них лишних беспокойств, это недобросовестное исполнение долга приведёт к тому, что мы в следующей жизни окажемся в такой же ситуации. И мы уже будем престарелые, и о нас будут также заботиться свои дети. Это закон кармы.

00:58:30 Потому что когда человек не исполняет свои обязанности, это приводит его к духовной деградации. Материальных реакций может пока не наступить. Они наступают в следующей жизни. Но в этой жизни наступают последствия на тонком уровне, на уровне нашего духовного сознания, что мы будем автоматически деградировать, у нас не будет интереса к духовной жизни. У нас будет интерес к чувственным наслаждениям, таким как еда, сон, секс, оборона, это да. Но если человек живёт только так и занимается удовлетворением своих животных наклонностей, то у него есть шанс получить соответствующее рождение в следующей жизни. Вот так я могу ответить на этот вопрос, в таком, достаточно общем, ключе, потому что я не очень расслышал конкретную ситуацию. Но в отношении заботы о своих родителях я могу сказать именно таким образом. Ещё раз спасибо за ваш вопрос. Пожалуйста, дорогие наши радиослушатели радио «Аюрведа», в эфире Критский Владимир Георгиевич, мы ждём ваших вопросов на тему семейной жизни.

Насилие внутри семьи

00:59:57 Дорогие слушатели, сейчас прозвучал ещё один вопрос по телефону: «Как объяснить насилие, которое пытается совершать отец по отношению к своей приёмной дочери. Это насилие иногда доходит до сексуальных домогательств». Это порок современной культуры, который называется тем самым словом, о котором мы с вами уже говорили: вожделение, похоть. В Ведах говорится, что человек не должен очень близко соприкасаться даже со своими близкими родственниками противоположного пола, с женщинами, сестрой, матерью или дочерью. Это очень интересно, в Библии есть аналогичные предписания, которые запрещают близкие отношения с родственниками, с дочерью или с матерью или, соответственно, с сыном или с отцом и т. д.

01:01:20 И Кали-юга – эпоха духовной деградации. Это эпоха, когда у людей нет никакого понятия о духовной жизни и нет никакого понятия об ответственности за то, что они совершают. Это закон кармы, который стоило изучать во всех учебниках, начиная с первого класса. И, к сожалению, этого нет. Были какие-то попытки ввести курс православной культуры. Хотя бы в рамках православной культуры, чтобы как-то духовно просвещать детей. Но без этого воспитывать людей, делать их достойными членами общества невозможно. Ну, посудите сами. С какой стати мне жить порядочно и добродетельно? Все живут как хотят, пытаются урвать, чем больше, тем лучше. Бери от жизни всё, когда помрём, всё кончится. Вот это психология современных людей, и, к сожалению, современная система образования не разрушает эту ложную концепцию, а иногда поощряет, хотя формально разрешены какие-то курсы по духовным дисциплинам, в качестве факультатива.

01:02:51 Но, на самом деле, это нужно не в качестве факультатива. Детей нужно обучать по-настоящему. Я говорил о том, что у нас ещё два года назад была гурукула в Москве, хотя гурукулы такие есть в Индии в каждом городе. Это школы духовного воспитания, где детям не только дают какую-то сумму знаний, но и учат основам духовной жизни. Эти основы должны знать все, не только брахманы, не только люди интеллектуального склада. Эти основы все нормальные люди должны знать, это простые вещи, тут не надо быть семи пядей во лбу. Вот я живу, когда-то я родился, когда-то я состарюсь и когда-то помру. А что будет потом? Вот этот вопрос, к сожалению, не задают современные люди. Кто-то думает: помру – всё кончится, закопают, трава вырастет, а какие-то верующие традиционных религий думают: пойду к Богу, Бог рассудит.

01:04:02 Но Веды говорят совершенно однозначно, что наша жизнь в материальном мире не ограничивается одним рождением, и есть сотни экспериментов, сотни научных данных, которые это подтверждают. Я упоминал об опыте вне тела, когда человек во время клинической смерти выходит из тела и видит своё тело со стороны. И таких фактов тысячи. Есть множество публикаций на эту тему, вот почему бы современным учёным этим не заняться? Почему бы им не проверить все эти данные? Но почему-то это не делается. Есть и другие вещи. Есть факты воспоминаний о своих прошлых жизнях, опыты так называемой регрессии, когда человек под гипнозом или в каком-то ином состоянии вспоминает о своих прошлых жизнях, потом это проверяется.

01:04:56 И закон кармы, закон перевоплощений, однозначно говорит, что наша жизнь является следствием нашей прошлой жизни, что каждый получает определённое рождение, или в хорошей, благополучной семье, или в очень бедной семье и не может себе на хлеб заработать. Почему? Это что, все случайность? Случайные столкновения молекул? Это все определённый закон: что посеешь, то и пожнёшь. Те семена, которые посеял человек в прошлой жизни, дают в этой жизни определённые всходы. И, соответственно, если человек осуществляет насилие над другим, в том числе и сексуальное насилие, это значит, он будет подвергаться такому насилию в следующей жизни, а иногда и большему. Почему большему? Потому что если мы совершаем какое-то зло, то это зло очень часто приводит к снежному кому. Другому человеку мы причинили какие-то страдания, из-за этого другой человек выходит из себя и причиняет зло другому человеку, а тот человек ещё одному человеку и т. д. И вот этот снежный ком может тянуться очень долго, и косвенно причиной этого кома являемся мы, тот, кто совершил дурной поступок, побудил кого-то совершить какое-то греховное действие, какое-то страдание причинил.

01:06:36 Поэтому иногда карма возвращается нам, как снежный ком, и страдать за свои грехи приходится очень сильно. Если бы этот человек, который совершает сексуальное насилие, хотя бы имел понятие, хотя бы подозревал смутно, что его ждёт в следующей жизни, он бы трижды задумался, прежде чем совершать такое насилие. Он обходил бы свою приёмную дочь стороной за три километра, чтобы не обольщаться, не возбуждаться. Иисус Христос об этом говорил в Библии: тот, кто совращает невинных младенцев будет наказан настолько жестоко, что ему лучше бы было не рождаться в этой жизни, он даже не представляет, насколько жестока будет расплата, потому что одно дело – мы совершаем греховные действия с человеком нашей природы, так сказать, с женщиной лёгкого поведения, с мужчиной соответствующим, для которого это нормально. То есть мы ничего, собственно, не делаем, мы не портим этого человека, не побуждаем его деградировать, потому что он уже деградирован. Ему, может, дальше уже и некуда. Но, если мы совращаем невинную душу, если мы девушку невинную или юношу совращаем с пути добродетели, то это уже очень серьёзный поступок, и за это уже отвечать придётся сполна, на полную катушку.

01:08:20 Так я могу кратко ответить на этот вопрос. У нас ещё пять минут. Если ещё какие-то вопросы, пожалуйста, в эфире Критский Владимир Георгиевич, тема «Философские основы ведической культуры». Время наше подходит к концу. Я хочу попрощаться, поблагодарить вас за внимание. И в заключение я подумал добавить ещё два слова женщине, которая звонила по поводу своей дочери и отчима. В том случае, когда какие-то меры духовного воздействия не помогают, то имеет смысл использовать «оружие дубинки», то есть дать об этом знать соответствующим органам. Может быть, не обязательно писать в прокуратуру, можно хотя бы позвать участкового. И участковый, уполномоченный, который в принципе должен поддерживать закон и порядок на своём участке, может побеседовать с любителем острых ощущений, и я думаю, что после этого у него пропадёт желание приставать к девочке. Вот, может быть, это поможет. Ничего так особенно не боясь, в начале можно предупредить, что если он это не прекратит, то придётся, соответственно, сообщить кому-то, а если это не поможет, то осуществить это, и в этом, вероятно, будет ваш долг защитить свою дочь. Просто, смотря на это сквозь пальцы, вы становитесь невольной соучастницей.

01:10:20 Ещё раз я хочу всех поблагодарить за внимание. Всего самого наилучшего. В следующий раз наша передача планируется на четверг, 5 часов. Всего хорошего. В эфире Критский Владимир Георгиевич. До свидания.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 09 сентября 2011