Связь науки и религии

Аюрведа радио - 15 декабря 2006
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:00:57 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 178 | скачано: 280 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Мы начинаем наш живой эфир «аюрведа-радио». В эфире Критский Владимир Георгиевич. У нас сегодня очередная беседа на тему «Основу ведической философии и культуры». Я кратко напомню, о чем шла речь на прошлых беседах. Мы с вами рассмотрели, что такое веды, о том, что веды – древнейшее писание человечества, записаны 5000 лет назад на санскрите, на древнем языке, который является родоначальником всех языков мира, в том числе и русского. Мы рассмотрели примеры (обрыв записи) которые прошли из санскрита в русский. Мы смотрели различные части вед, ведической литературы, сами 4 веды - Ригведа, Самаведа, Атхарваведа, Яджурведа, затем пураны. Это исторические повествования, в которых иллюстрируется ведическая философия на исторических примерах. Затем так называемые этихасы, о которых вы вероятно слышали – Махабхарата и Рамаяна. Это тоже исторические повествования, но, (обрыв записи) и более как бы практичные, более интересные, более приземленные, что ли. Ну и наконец веданта-сутра, которая является философским обобщением ведического знания.

00:01:39 Мы с вами уже рассматривали основные принципы ведической культуры, принцип добросовестного исполнения своих обязанностей, принципы чистоты, принципы почитания старших и последнее что мы рассмотрели – это принцип духовного учителя, гуру. И все эти вещи для современного человека могут показаться не совсем понятными, и может даже фанатичными, поэтому, я хочу сегодняшнюю беседу посвятить вот этой теме духовного знания, каким образом духовное знание, в данном случае ведическое знание разрешает, казалось бы, непримиримые проблемы, противоречия науки и религии. Потому, что для современных людей это [кажется] не разрешимой загадкой, что миллионы людей во всем мире верят в Бога и совершают какие-то религиозные обряды, поклоняются Богу и в то же время современная наука утверждает, по крайней мере не все ученые, но значительная часть, что Бога нет, души нет и все это духовное знание является слепой верой.

00:03:13 Я уверен, что эта проблем является камнеем преткновения для многих интеллигентных людей, которые не относятся серьезно к духовному процессу, процессу духовной жизни и очень [неразборчиво] ведическая философия, ведическая культура, которая дает очень естественный [неразборчиво] синтез духовного и материального знания. Мы кратко с вами повторим основные методы познания, которые в какой-то степени соответствуют научным представлениям, но кое-что есть, что нет в современной науке.

00:04:05 Первый метод познания называется на санскрите пратьякша – это чувственное восприятие, т.е. восприятие через наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Поэтому, эти чувства называются на санскрите [кьянендри] – чувства для обретения знания. Это вполне понятно, то, что соответствует как бы [логике] в обычной научной практике. Да, мы через наблюдение что-то пытаемся понять.

00:04:41 Второй процесс называется анумана или логические заключения. Это то же признается современной наукой, т.е. какие-то логические выводы на основе уже установленных фактов или опытных фактов либо каких-то аксиом, положений, принимаемых без доказательства, которые кажутся очевидными. Оба эти процесса, которые являются основополагающими в современном научном методе являются не совершенными. Не совершенны наши чувства, наше чувственное восприятие и не совершенен наш ум, наш разум и примеров тому очень много. Я думаю, вы сами с этим согласитесь и есть известная поговорка, что человеку свойственно ошибаться. И каким же образом тогда человек может обрести совершенное знание? И наука, научный метод считают что единственным способом является способ экспериментальной проверки, т.е. научные метод подразумевает, что мы на основании каких-то положений проводим какие-то опыты, эксперименты, строим теорию, гипотезу и затем её снова проверяем с помощью тех же самых опытов. И вы прекрасно знаете, что множество теорий в истории науки были приняты, потом отвергнуты по этой самой причине, что этот метод является не совершенным.

00:06:29 Поэтому веды говорят что наиболее совершенным и авторитетным методом познания является шабда или принятие авторитетного источника. И ученые иногда считают, что это авторитетное знание просто слепая вера, не имеющая ни каких доказательств и в этом является заблуждение, ошибка. Веды отнюдь не подразумевают слепую веру. Они подразумевают, что должен быть процесс проверки. Что такое шабда, что такое этот….получение знания из авторитетного источника, нисходящий процесс познания. Мы уже с вами говорили, что в ведической культуре есть такой принцип – принятие духовного учителя или гуру. Кто такой гуру и почему ему нужно верить? В Бхагават-гите, это главное произведение литературы, говорится: «Обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы, старайся услужить. Самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину».

00:07:44 Так вот, духовный учитель является представителем так называемой системы парампары, системы учителей, которые передают изначальное совершенное знание из глубины веков. Если допускаем, что существует абсолют, абсолютная истина, что существует какой-то высший принцип, высший разум, что наш мир не есть случайная комбинация атомов и молекул, то мы должны признать что должен быть какой-то канал связи. Абсолютная истина определяется в ведах как источник всего сущего. С этого начинается Веданта-сутра, (санскрит), абсолютная истина, или то, из чего все истекает. Это не материальная, трансцендентная субстанция, точнее высший разум, который является изначальным творцом всего мира, всего материального проявления, космоса. Это единственная по сути аксиома, которую мы принимаем в ведическом способе познания, и которая затем будет нами проверяться.

00:09:10 Фактически вся ведическая культура и ведические различные традиции, обряды являются способом проверки этой изначальной аксиомы. Если человек живет в соответствии с принципами ведической культуры, то он будет получать соответствующий результат. Его жизнь будет успешной, счастливой и он будет прогрессировать как духовно, так и материально. И, в конце концов, он достигнет духовного совершенства. Но, что это значит, мы поговорим подробно попозже, может быть сейчас нет смысла. Потому, что согласно ведам жизнь человека не кончается со смертью материального тела. Вы наверняка знаете о ведической концепции реинкарнации, перевоплощении души, что душа после смерти тела покидает тело и рождается заново и в зависимости оттого, что человек заслужил в своей прошлой жизни, он получает следующее рождение. И концепция мокши или освобождения подразумевает, что человек покидает материальный мир, покидает цикл рождения и смерти, который называется самсара и возвращается в духовный мир. Это не большое такое отступление по поводу этого метода шабды, авторитетного познания. Т.е. источник, который мы принимаем, это духовный учитель, это священные писания, веды. Не принимается слепо на веру, а как раз ведическая культура, исследование принципов ведической культуры есть процесс как бы научной проверки, процесс эксперимента, который мы ставим для того, что бы проверить то, что мы приняли в начале.

00:11:11 Аналогично этому можно привести пример, когда, скажем, какой-то ученый читает в научном журнале описание экспериментов, что, провести такой эксперимент, скажем, смешать кислоту со щелочью, получаются такие-то продукты, соль, вода, выделяется тепло, что-то еще. И он затем проверяет. Можно ли верить этой статье, публикации какого-то ученого. Он берет соответствующие компоненты, кислоту, щелочь, создает в соответствующих условиях реакцию, проводит этот опыт. Если он получает те же самые результаты, что были предсказаны, то это подтверждает правильность данной публикации, данной теории, которую он прочитал в журнале.

00:12:05 И здесь абсолютно то же самое. У нас есть данные, которые мы читаем в данном случае не в научном журнале, а в Ведах о том, как устроен этот мир, и как человеку надо жить и что такое человек, и что такое человеческая жизнь. И затем мы проводим эксперимент. Этот эксперимент не единичен. Точно так же как ученый может проводить не один опыт, а серию опытов, в течение многих лет может длиться эксперимент, как наиболее знаменитые открытия, ну, например двойной спирали ДНК. Эксперименты продолжались годами, когда наконец, ученые раскрывали какие-то тайны природы. Здесь аналогично мы будем все больше и больше убеждаться, и как бы проверять и убеждаться в справедливости ведических постулатов. Т.е. ведическая культура подразумевает, что человек, исследователь должен не просто абстрактно [неразборчиво]. Он должен в процессе своей жизни следовать тем духовным принципам чистоты, которые [неразборчиво]. Скажем, в современной науке нет такого понятия нравственности. Ученый может быть последний мошенник, но, если он имеет соответствующую степень, может излагать материал, то все прекрасно, он может читать лекцию, его принимают на работу в какой-то институт.

00:13:49 Здесь в ведической системе знания совершенно не так. Человек, который является авторитетом в данной науке, в данном случае духовной науке о сущности, о душе, называется это Атма татва, наука о душе. Он должен всей своей жизнью доказывать верность данным принципам. Это как бы синтез теории и практики, что мы не просто теоретически что-то такое изучаем, принимаем или не принимаем, мы это проверяем в процессе своей жизни, в процессе своей духовной какой-то практики, которая или подтверждает, или может для кого-то не подтверждает какие-то положения.

00:14:46 Скажем, если мы сравним современную науку, то в современной науке есть такое мнение, что наука не признает авторитетов. Такой знаменитый принцип, который провозгласил Рене де Карт – «подвергай все сомнению». Наука не во что не верит, она все проверяет и это считается очень правильным, очень разумным. На самом деле это полная бессмыслица, потому, что если я все подвергаю сомнению, я должен подвергать сомнению и сам принцип де Карта. Почему я должен верить де Карту, а не верить, скажем, какому другому автору, это…..священные писания. Т.е. на самом деле мы (обрыв записи) мы всегда должны иметь что-то изначально, какие-то положения, аксиомы, которые принимаем без доказательств. На этом основан любой процесс познания, скажем, такой пример, когда человек идет в школу, и он изучает таблицу умножения, что 2 х 2 = 4 Ребенок, первоклассник, он ничего не понимает, что такое дважды два, что такое четыре. Он просто учит, как его научил учитель, что дважды два четыре и потом он учит с палочками, он проверяет, что если два раза взять две палочки, то получается четыре палочки. И он убеждается, что-то, чему его научил учитель, это справедливо, это верно. Но для этого он должен в начале доверять своему учителю. Он должен выучить, что дважды два четыре и затем он это проверит и убедится что да, действительно это факт, это не просто вера, что дважды два действительно четыре. Это очень простой пример, но, на самом деле это имеет место и для любой науки. Для того чтобы человек внимательно слушал какой-то предмет, математику, физику, химию, он должен сесть за парту и начать слушать. Это называется на санскрите процесс шравана или слушания, это как бы основной метод познания. Он должен внимательно слушать, но, если у вас нет веры, вы просто не сможете слушать. Т.е. вы должны иметь какое-то доверие к человеку, которого слушаете, что он не мошенник, иначе вы ничего не услышите, и будете доверять. Вот.

00:17:22 Таким образом этот метод шабда, метод принятия знания из авторитетного источника, Веды объявляют самым совершенным путем познания. Мы должны найти совершенный источник знания. Если мы допускаем, что существует абсолют, абсолютная истина, что она является источником всего сущего, как говорит первая [неразборчиво] Веданта-сутры, то значит мы должны [неразборчиво] как она себя проявляет, т.е. каким образом абсолютная истина дает о себе знать, потому, что абсолютная истина должна быть личностью, должна быть высшим разумом, поскольку все, что мы видим в этом мире, является личностями, люди, животные, растения.

00:18:16 Если кто-то сомневается, что растения живые, то я приведу вам интересный пример. Не так давно, несколько лет назад [неразборчиво] что книга «тайная жизнь растений». И там приводятся совершенно потрясающие эксперименты ученых, которые убедились, что растения не просто существуют, растут, размножаются, что они обладают сознанием. Эксперименты такого типа, что к каким-то [неразборчиво] расточкам прикрепляли [неразборчиво] электрические датчики, которые фиксировали импульсы, которые посылали эти растения. И экспериментатор начинал резать эти бамбуки, он начинал их убивать. Их много было росточков, и как только этот ученый начинал резать, убивать бамбуковые росточки, то другие бамбуковые расточки, находящиеся рядом подавали сигналы бедствия. Они подавали вот такие [неразборчиво] электрические импульсы, которые означали, по всей видимости, сигнал опасности. И более того, когда этот человек останавливался, выходил из комнаты, и затем снова приближался к этим бамбуковым росточка, они снова подавали сигнал бедствия. Он ещё ничего не начинал, он не начинал их резать, но, они это уже чувствовали. Так что, хотите верьте, хотите нет, с моей точки зрения наглядное и прямое доказательство того, что растения обладают сознанием. Конечно, это единичный опыт, уверен, что возможно и другие опыты.

00:20:05 Кстати в этой книге [неразборчиво] опытов. Еще один скажу, тоже интересный. Он тем более интересный, что оказывается, растения ощущают не только свою боль, боль своих собратьев, но и боль других живых существ. И этот опыт, которые проводили ученые, был такой. То же самое [неразборчиво] на росточек прикреплялись датчики, чтобы фиксировать сигналы. И рядом была кипящая вода в котелке. И ученые рачков каких-то, у них были с собой какой-то такой...ложечкой в сеточке и они опрокидывали этих рачков в кипяток. Такие бывают довольно-таки жестокие эксперименты у ученых. В науке считается, что ради познания истины можно как бы пренебрегать страданиями других существ, хотя в ведах есть заповедь ахимса, не убей. Но, современные ученые считаю, что это не существенно. По крайней мере, были такие эксперименты. И оказалось, что когда рачки в результате погибали, естественно они сваривались в этом кипятке, в считанные не минуты, секунды, они естественно подавали какие-то сигналы, которых мы не слышали, но растения слышали. И вот эти росточки бамбука точно так же подавали сигналы бедствия при гибели этих рачков. В этой книжке описано много аналогичных опытов. Я все не буду вам рассказывать, в этом нет …. не нужны. Но, даже то, что я вам рассказал достаточно яркое свидетельство того, что на самом деле сознание есть не только у людей, животных, но и у растений.

00:22:22 Так вот, вывод такой, что абсолют тоже должен быть личностью. Абсолютная истина, источник всего сущего, тоже должна быть личностью, т.е. обладать сознанием, обладать разумом, поскольку эманации из неё, её энергия вечность. Это как раз и есть духовная энергия [неразборчиво] как раз сознание или как раз душа является носителем сознания, это и есть духовная энергия, исходящая от абсолютного источника, абсолютного разума. Все живые существа, находящиеся в разных телах, могут быть тела людей, животных, растений и они в процессе эволюции, душа перевоплощается из низших форм жизни в высшие пока не достигнет человеческой формы. Человеческая форма на земле является высшей формой жизни. Это кратко ведическая концепция эволюции.

00:23:16 Так вот, мы с вами остановились на процессе познания. Процесс шабды, процесс авторитетного источника знания обосновывается тем, что мы получаем знание из этого канала, абсолютного источника, который идет по цепи ученической преемственности, цепи ученической преемственности духовных учителей, гуру, которые дают, передают знания испокон веков. В ведической традиции даже перечисляются конкретные личности, конкретные личности людей, которые жили в данную эпоху, в прошлые эпохи, даже тысячи лет назад, которые являлись такими авторитетными учителями. И это уже гораздо более сильная концепция, чем просто, вот, находим какого-то гуру, [неразборчиво] с бородой и говорит какие-то очень умные, красивые вещи. Но, на самом деле главное у гуру авторитет учителя, а то, что он находится в цепи ученической преемственности, в парампаре. Т.е. он является представителем этого канала связи с абсолютной истиной. Вот это вот кратко мы с вами рассмотрели ведический процесс познания, значит это три процесса, я вам напомню – пратьякша, анумана, шабда. Т.е. чувственное восприятие, логика, логические подтверждения и шабда – принятие авторитета.

00:25:06 Мы с вами будем беседовать примерно до 8 часов, ещё полчаса, и затем, если у вас будут вопросы, вы можете писать на наш сайт или звонить мне телефону, сейчас я объявлю, можете записать, по мобильному телефону 8-916-591-6817. Еще запишите, пожалуйста, если вдруг вы надумаете задавать вопросы. 8-916-591-6817. Критский Владимир Георгиевич.

00:25:50 Мы с вами теперь вернемся к нашей основной теме, теме ведической культуры. И как раз сегодня мы с вами остановились на процессе познания, это был последний принцип ведической культуры, принятие духовного учителя. И в ведах есть такой афоризм (санскрит) это означает – тот, кто имеет ачарью, это как раз на санскрите духовный учитель. Ачарья, который учит своим примером. Кто имеет духовного учителя, тот обладает [неразборчиво]. Веда на санскрите означает знание, пуруша – человек. [Ачарьявамповедам] - тот, кто имеет ачарью, тот обладает знанием. И я кратко говорил о ведической культуре, духовный учитель должен быть [неразборчиво] с 5 лет ученика [неразборчиво] школу духовного учителя, в котором его обучают духовным предметам и материальным предметам в соответствии с его склонностью и затем после окончания школы, гурукулы ученик, уже ему было под 20 лет и больше, он мог жениться и вести какую-то самостоятельную жизнь, в зависимости от того, к какому он принадлежал классу – брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. О ней кратко говорили, сегодня с вами продолжим, что ведическая культура также называется варнашрама. И варнашрама означает, что общество делится на 4 варны или класса, говоря по-русски. Класс интеллигентных, интеллектуальных людей, брахманов, класс административный, руководители общества, называется на санскрите кшатрии. Сюда же относятся военные. Затем торгово-экономический класс, называется на санскрите вайшьи и наконец, рабочий класс – это шудры.

00:28:10 И мы с вами упоминали о том, что вот эти 4 естественных деления общества на классы имеется всегда. Т.е. скажем, в дореволюционной России у нас были священники, были философы – брахманы, интеллектуальный класс, были дворяне, военноначальники, это кшатрии, полководцы. Были купцы, банкиры – торгово-экономический класс, были шудры – рабочие и крестьяне. Т.е. естественно, можно рассмотреть и современное общество, и любое общество. Эти 4 деления имеются всегда. И они важны [неразборчиво] в ведах, потому, что каждый человек, к какому бы он ни принадлежал классу, имеет соответствующие обязанности. Скажем, у брахманов обязанности, это духовные знания. Брахманы – это учителя общества, которые могут обучать людей либо духовной науке, либо каким-то материальным наукам. Естественно, это люди, склонные к материальному труду и поэтому, для брахманов принцип учиться, учиться, учиться – они всю жизнь изучают науки, изучают веды и соответственно, обучают других. Т.е. их главная обязанность это изучать веды, изучать какие-то разделы знания духовного, материального и обучать других. Ну, также к обязанностям брахманов относится совершение жертвоприношений и раздача милости.

00:30:10 В принципе, все классы ведического общества должны раздавать милостыню, т.е. помогать бедным, помогать неимущим. Брахманы также имеют особое право собирать милостыню. Т.е. это единственный класс общества, которые могут не только раздавать, но и принимать пожертвования. Поскольку в ведической культуре подразумевалось, что брахманы не имеют какой-то работы, т.е. они не работают где-то на заводе, на фабрике, не зарабатывают деньги, они просто занимаются как бы развитием духовного знания, изучают писания дома, в каком-то ашраме, монастыре и обучают других. Это люди как бы внешне свободные, у них нет какой-то привязки, они не состоят на какой-то службе ради денег. Они посвящают свою жизнь развитию знания и обучению других людей знанием и живут просто на те пожертвования, которые им дают. И поэтому, брахманы могут быть либо бедные, либо богатые в зависимости от того, какие им дают пожертвования, но, брахманы должны быть не корыстолюбивые, очень смиренные, очень честны, просты, чисты. Эти все качества перечисляются в Бхагават-гите, мудры, склонны к развитию духовного знания и милостивы, милосердны. Т.е. это духовные лидеры общества. Духовные лидеры общества, учителя, и поэтому согласно ведам, ведической культуре, они стояли во главе общества. Хотя они не были руководителями, никогда не было, чтобы брахманы занимали какие-то руководящие посты, в отличие от кшатриев, это все делал кшатрий, второй, административного класса, но, они были учителями и наставниками даже для кшатриев, даже для царей.

00:32:28 И примеры этому мы видим, скажем, в эпосе Махабхарата, где у царя Дхритарашты были советники Дроначарья и Крипачарья, они были брахманы. Они обучали детей Дхритараштры и (обрыв записи) искусство и другим видам ведического знания, культуре, в том числе ведической культуре. Ну, естественно, поскольку они стояли на службе у царя, у них не было проблем, они были достаточно богаты. Но, обычно в деревне, брахманы, которые (в каждой деревне должен быть хотя бы один брахман) они, естественно, уже не купались в роскоши, они очень скромно жили, в какой-то хижине и были довольны тем, что они получали естественным путем. Поэтому, быть брахманом, как вы сами понимаете, не так просто. Для этого требуется соответствующие качества, и в ведической традиции считалось, что человек становится тем или иным членом общества, т.е. брахманом, кшатрием, вайшьей, шудрой в соответствии со своими качествами. Об этом тоже говорится в Бхагават-гите, где Кришна говорит, что человек попадает в тот или иной класс в соответствии со своей гуной, т.е. качествами и кармой, т.е. деятельностью.

00:34:03 И в современной культуре в Индии этот принцип был искажен [неразборчиво] что человек попадал в ту или иную варну не в соответствии с качествами, а в соответствии со своим рождением. Это существенное [отклонение] и авторитеты и учителя ведического [неразборчиво] говорят, что это стало причиной деградации ведической культуры. И я уже говорил, что они [собираются] считать как бы Индию идеалом ведической культуры, потому, что в Индии [ведическая] культура хотя она и была испокон веков, сейчас во многом потеряна и Индия подверглась влиянию западной культуры, Индия в течение 200 лет была колонией Англии, до этого было 500 лет мусульманское владычество и в Индии ведическая культура во многом сошла на нет, но, в отдельных местах, которые святые места, там [неразборчиво] эта культура ещё сохранилась. Поэтому, каждый год в Индию приезжают миллионы паломников со всего мира, в т.ч. из России, которые посещяют различные святые места, места, там очень много в Индии святых мест, которые связаны с какими-то событиями ведической культуры, даже может быть с явлениями Господа, есть такие места. Вриндаван, где согласно преданию родился Господь Кришна, Маяпур, где родился Господь Чайтанья Махапрабху. Есть другие святые места в Гималаях – [неразборчиво] и т.д. Вот это немножечко о брахманах. Это первый класс ведического общества, варнашрамы, класс интеллектуальных людей.

00:36:01 Второй класс это называется класс кшатрии, или администраторы, которые являются руководителями общества. К этому классу относятся цари, относятся войны. В Бхагават-гите перечисляются качества, какими качествами должен обладать человек, относящийся к классу кшатриев. Это мужество, сила воли, решимость, отвага в бою, также качество благородство, защита слабых, защита подданных. В основном кшатрии относятся к гуне страсти. Три уровня сознания, о которых мы упоминали, это брахман находится в гуне благости или гуне добродетели, кшатрий относится к гуне страсти, но также у них есть небольшой процент и благости, потому, что это качество защиты слабых, защита подданных, т.е. кшатрии являются как бы защитниками общества, опорой. Если брахманы защищают общество с духовной точки зрения, дают людям знание, то кшатрии уже как бы защищают с материальной точки зрения. Брахманы уже могут постоять за себя, могут защитить людей, если нужно выйти сражаться. Поэтому, их качества, я могу прочитать стих Бхагават-гиты, в последней 17 главе – героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, великодушие, щедрость, умение руководить – таковы природные качества кшатриев, необходимые для исполнения долга.

00:38:06 И заодно я прочитаю, я открыл сейчас, на этой странице также качества брахманов, для сравнения. Это самообладание, аскетизм, чистота, терпимость, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности. Мы видим, что в этой социальной лестнице у брахманов преобладает гуна благости, у кшатриев преобладает гуна страсти, и соответственно, мы дальше рассматриваем вайшьи – торгово-экономический класс. Здесь, в Бхагават-гите говорится – земледелие, торговля, защита коров – таковы занятия, соответствующие природе вайшьей. Это довольно интересный момент. Здесь очень кратко, Бхагават-гита была поведана Кришной Арджуне на поле битвы Курукшетре, это уникальное произведение, мы в будущем его рассмотрим более подробно. Здесь Кришна очень кратко перечисляет даже не столько [неразборчиво] вайшьей, сколько их деятельность. Это торговля, земледелие, защита коров.

00:39:28 Коровы в ведической культуре считаются священными животными, потому, что они подобны матери, они кормят человека молоком, они дают [неразборчиво] маленькому человеку, ребенку самый ценный продукт питания, который заменяет ему молоко матери. Очень часто у матери молоко кончается через год, а иногда и раньше. В Индии кормят детей молоком матери где-то до 3 лет, до 4х даже. Иногда такая картина бывает, что парень уже бегает, ему 4-5 лет. Он периодически к матери прибегает, у нас такого нет, но в Индии такое случается, сосет её грудь. На самом деле, чем дольше ребенок питается молоком матери, тем он будет более здоров, потому, что это самый чистый, самый приспособленный для ребенка продукт, который дает ему здоровье, иммунитет, силу и разум. Так вот, коровы в ведической культуре это священные животные, и во многих штатах в Индии коров нельзя убивать, они находятся под защитой закона. Вы наверняка слышали, что в Индии на дорогах коровы гуляют свободно и машины их объезжают, они даже их не гоняют. Довольно странно для западного человека, но таков факт. Был в Индии, это все видел. Значит, таковы качества вайшьей, вернее деятельность – торговля, бизнес, земледелие, защита коров.

00:41:17 И наконец шудры – рабочий класс. Для них самая простая деятельность, как в Бхагават-гите говорится – служение другим классам. Шудры, или рабочий класс это люди, которые нанимаются куда-то на работу, у которых нет своей деятельности, своего какого-то предприятия. Они просто идут на работу к какому-то хозяину, который занимается торговлей, они ему служат, или они служат кшатрию, или они служат брахману. И те уже их обеспечивают, дают необходимое для жизни, питание, одежду, кров. И в соответствии с этим представлением мы видим, что большинство современных людей, не только у нас, на западе, в Индии – ходят на работу, получают зарплату. Отсюда мы можем сделать вывод, к какому классу они относятся. Потому, что более высокий класс, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, они не нанимаются на работу, они сами имеют какое-то дело, какой-то бизнес или у них кшатрии руководят какой-то областью или страной, департаментом. Ну и брахманы занимаются интеллектуальной деятельностью, духовной деятельностью. Большинство людей, к стати это то же самое в ведической культуре 90% это шудры, это рабочий класс, крестьяне, которые просто, они любят работать, они умеют работать и соответственно, нанимаются на работу, соответственно получают за это зарплату и т.д. все что нужно.

00:43:17 Вот это мы с вами рассмотрели 4 класса ведического общества, варны и ещё [неразборчиво] важную вещь. Человек относится к той или иной варне не в соответствии со своим рождением, а в соответствии со своими качествами. И в современной Индии, к сожалению, этот принцип потерян. Что молодые люди, которые рождаются в семье брахманов, они объявляют себя брахманами, которые рождаются в семье кшатриев, они себя называют кшатриями, и зачастую это как бы не соответствует. У них нет качеств, они пытаются, претендуют на то, чтобы быть брахманами, кшатриями и т.д. И, разумеется, это уже не варнашрама, это не ведическая культура, это современное, так называемое «кастовое общество», которое осуждается во всем мире, начиная еще…Маркс и Энгельс осуждали это кастовое общество в Индии. Это есть извращенная варнашрама, это есть деградированный вариант общества варнашрамы, который появился в Кали-югу, но, который не соответствует тому, что было указано в Ведах, в священных писаниях.

00:44:42 Затем имеются 4 ашрама, и я не уверен, что мы успеем все это сегодня рассмотреть, но, по крайней мере, мы начнем, в следующий раз продолжим. Что такое 4 ашрама. Слово ашрам переводится с санскрита как защита, прибежище и ашрамы, это этапы духовного развития человека. Самый первый называется брахмачарьи или ученик. Человек, ещё раз [неразборчиво], может быть ребенок, начиная с 5 лет и до окончания обучения, т.е. это 20 или даже больше лет, в зависимости от того, может учиться. Если брахман – может учиться до 25 лет, кшатрий до 20 лет, а вайшьи ещё меньше – 15,16 лет. До окончания периода обучения он считается учеником брахмачарьи.

00:45:45 Кстати, я попутно обращаю ваше внимание, что ведическая система образования очень гибкая и очень я бы сказал уникальная. В ней не пытаются всех обучить всему, как в нашей системе образования, когда единая, всех учат математика, физика, химия, производные, интегралы, по физике классическая физика, теория относительности и программы настолько перегружены, как будто все поступают на физико-математический факультет. Ведическая система образования гораздо более гибкая и более рациональная. Там обучали не просто всех всему, а обучали тому, что человеку нужно в жизни. Брахмачарьи обучались в зависимости от того, какой варне они принадлежали. Духовный учитель определял их варну и больше всех обучались брахманы, у них самая обширная программа, изучение священных писаний, может быть каких-то разделов материального знания, например Аюрведа - медицина, или Дханурведа или другая какая-то, есть, скажем, астрология, есть другие виды ведического знания.

00:47:12 Меньше обучались кшатрии, и у кшатриев было более специализированное образование. Они меньше изучали Веды, т.е. меньше изучали духовное знание, но они больше изучали Дханурведу, т.е. воинское искусство. И естественно, это обучение было не столько теоретическим, сколько практическим, и, кстати, есть, может быть, вы знаете, сериал такой Махабхарата, по известному индийскому эпосу, где-то порядка 90 серий. Очень красивый, очень такой интересный фильм, который очень наглядно иллюстрирует ведическую культуру. Там показано, как кшатрии, сыновья Пандави и Дхритараштры обучались ведическому искусству, ведическим наукам, в т.ч. Дханурведе, как они тяжело, иногда требовалась большая сила воли, аскеза, для того, чтобы заниматься, чтобы овладеть совершенством. Например, Арджуна ночами тренировался стрелять из лука, его учитель Дроначарья как-то ночью поднялся и бродил по лесу, они жили в лагере, в палаточном лагере, на опушке леса. И он услышал звук стрел, он услышал, что на полигоне где мишени кто-то пускает стрелы. Он пришел туда и увидел Арджуну, который пускал стрелы практически ночью, практически в темноте в мишень стрелы одну за другой. [неразборчиво] полная. Он был, конечно, очень удивлен и восхищен такой настойчивостью своего ученика, он его благословил что то станет самым лучшим лучником в мире. Ну и вы знаете по сюжету Махабхараты Арджуна вышел победителем и победил всех своих могучих противников на поле битвы Курукшетра. Вот это первый (обрыв записи) духовного развития, Брахмачарьи (обрыв записи).

00:49:38 Следующий этап называется Грихастха-ашрам или жизнь домохозяина, семейного человека. Я думаю, что мы с вами это рассмотрим в следующий раз более подробно, и вы наверняка знаете, что руководитель нашего радио Олег Геннадьевич Торсунов является очень хорошим специалистом. У него есть замечательный цикл лекций о семейной жизни, у него есть [публикации] о счастливой семейной жизни. Я не буду, естественно, повторяться, но, какие-то основные принципы мы с вами разберем, возможно, даже успеем сегодня. Что основной принцип Грихастха-ашрама в том, что муж и жена должны не просто любить друг друга. И тут не достаточно какого-то чувственного влечения на основе сексуальной привлекательности, что муж и жена, или даже юноша и девушка должны иметь общие какие-то духовные интересы. Потому что чувственное влечение быстро проходит и если у людей нет какой-то общей платформы, общего дела, то этот брак практически обречен.

00:51:02 Хотя в ведической культуре отсутствовали разводы, но в Индии совсем недавно, несколько лет назад разрешили разводы по законодательству. Сейчас разводы в Индии разрешены. Но, практика такая, что из всех браков разводится только 1 %. Скажем, на Западе и в России разводится около 70 % браков, а в Индии, можете себе представить, всего 1 %. Вот это вот, может быть, (сейчас уже у нас восемь часов) наиболее важное из того, что я хотел сегодня сказать. Вы можете присылать вопросы на наш сайт www.torsunov.ru или звонить мне по телефону, я ещё раз повторю номер 8916 591 6817. Пожалуйста, мы ждем ваши вопросы.

00:59:37 Дорогие друзья, пока что вопросов нет. Я думаю что, может быть, на сегодня достаточно. Мы с вами разобрали много интересных тем об соотношении духовного знания и научного знания. Я кратко повторю, поскольку это очень важно, что нет принципиального противоречия между наукой и религией, поскольку современная наука рассматривает различные законы материального мира, видимые нам через пратьякшу, через ануману, через логику и чувственное восприятие. Веды или духовное знание рассматривает как бы изначальную причину всего сущего. Это понятие абсолютной истины, абсолютного разума, который является изначальной причиной, творцом, который собственно, создал этот мир, его законы. И поэтому тут нет смысла говорить о каком-то противоречии. Я думаю, что в следующий раз мы продолжим рассматривать принципы ведической философии, культуры. Спасибо за внимание. В эфире находился Критский Владимир Георгиевич, институт Бхактиведанты. Всего доброго.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 18 ноября 2011