Ведическая культура и наука о душе

Аюрведа радио - 09 февраля 2007
Памятники ведической культуры. Варнашрама. Принцип гуру. Ведическая культура и наука о душе. «Бхагавад-гита» как источник ведической мудрости. Тема вечности души в «Шримад-Бхагаватам». Ответы на вопросы. Существуют ли энергетические вампиры? Есть ли у людей «вторые половинки»? Дхарма («Законы Ману»)
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:09:07 | качество: mp3 24kB/s 11 Mb | прослушано: 104 | скачано: 246 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем передачу прямого эфира. В эфире Критский Владимир Георгиевич. Тема наших лекций, как вы знаете, «Философские основы ведической культуры». У нас с вами сегодня заключительная беседа. Мы кратко рассмотрим темы, которые были на прошлых эфирах. Ведическая культура является самой древней культурой человечества, основанной на древнейших писаниях, Ведах, и она очень интересна для нас не только с чисто исторической точки зрения, но и с точки зрения нашей повседневной современной жизни. [Сейчас можно найти] какие-то следы, какие-то отголоски ведической культуры. Мы с вами говорили о русском языке. Мы говорили о том, что в русском языке имеются множество корней, идущих из санскрита, и от слова «веда», происходят русские слова «ведать», «ведение» и т. д.

Памятники ведической культуры

00:01:36 Не так давно, где-то, может быть, лет 10‒15 назад, был найден на Урале город Аркаим. Он был найден с помощью спутников, и затем там начались массовые раскопки. Город очень древний, он существовал порядка 7 тысяч лет назад, ещё в ведическую эпоху, и очень напоминает то описание городов, которое имеется в Ведах. То есть применялись те принципы строительства, архитектуры: небольшие, невысокие здания с плоскими крышами, колодцы, системы орошения и т. д.

00:02:28 Другим примером, может быть не столь оптимистичным, является одна из трагедий 20 века: движение германского нацизма, который, можно сказать, [неразборчиво] и явился причиной Второй мировой войны. И, вероятно, вы знаете, что нацисты во главе с Гитлером ссылались на так называемую арийскую культуру, культуру ариев. Так вот, арии, арийская культура, ‒ это другое название ведической культуры. Разумеется, это было перевёрнуто с ног на голову, и Гитлер, по сути, использовал древнее сокровенное знание в своих корыстных, эгоистических интересах ради захвата власти, ради того, чтобы оказывать влияние на других людей. Но его понимание ценности и глубины ведической культуры было несомненным. Он использовал многие символы, например символ свастики ‒ это фактически символ, который существует в ведической традиции на многих индийских храмах, только перевёрнутый.

00:04:00 Сам Гитлер, как вы слышали, был вегетарианцем, это один из очень важных принципов ведической культуры, который соответствует заповеди «не убий». Потому что вегетарианство даёт человеку огромную силу, огромную энергию. Мясная пища – нечистая пища, и человек, питаясь мясом, никогда не сможет быть здоровым. И это действует как на физическом плане, так и на тонком плане. И Гитлер это знал, и, как вы знаете, он этим пользовался, следовал вегетарианской диете и имел очень большую силу и влияние на других людей.

00:04:55 Есть и другие примеры в самых разных странах, особенно в странах Юго-Восточной Азии, где сохранилось до сих пор множество ведических храмов, храмов Рамы, сюжеты «Рамаяны», «Махабхараты», другие сюжеты ведической культуры. То есть примеров достаточно много, и сомнений не вызывает, что ведическая культура ‒ древнейшая культура человечества, которая существовала на Земле ещё в дохристианскую эпоху, в добуддийскую эпоху. Мы с вами достаточно подробно говорили об основных принципах ведической культуры, таких как добросовестное исполнение своих обязанностей, принцип чистоты, принцип защиты слабых, женщин, детей, стариков, принцип духовного учителя и т. д. И в целом мы с вами пришли к выводу, что ведическая культура является основой духовной культуры всего человечества. Это культура духовной чистоты. Но материальный мир таков, что люди, в принципе, могут использовать всё что угодно ради своих корыстных целей. И поэтому, пример, который мы привели с Гитлером и с нацистской идеологией, это доказывает.

Варнашрама. Принцип гуру

00:06:38 Мы с вами рассматривали социальную систему ведического общества, варнашраму, что подразумевает деление людей на четыре социальных класса: интеллектуальный класс – брахманы, административный класс – кшатрии, торговый класс – вайшьи и рабочий класс – шудры. И Гитлер это перевернул, использовал фактически для эксплуатации каких-то более слабых народов, как он считал, которые не могут считаться дваждырождёнными и цивилизованными людьми, и объявил [таковыми] немцев и Германию, страну, которая наследует ведические традиции, и пытался это воплотить в жизнь. Поэтому в ведической традиции очень важным является принятие гуру, духовного учителя.

00:07:40 Духовное знание должно [передаваться] не просто через книги, а через личность, через последовательность духовных учителей, которые являются как бы живыми носителями этой духовной традиции [неразборчиво], христианской, мусульманской. Есть эти святые личности, которые своей жизнью доказывают справедливость того, что они проповедуют. Сергий Радонежский, Серафим Саровский и много других имён, но как бы то ни было Веды имеют уникальное качество философской системы. Это не просто некий [опыт] духовной жизни, но это очень глубокое и, можно сказать, научное знание, которое даёт ответы, по сути, на все основные вопросы человеческой жизни.

Ведическая культура и наука о душе

00:08:49 Веды ‒ это огромнейший океан знания. Вы на волнах радио «Аюрведа» слушаете лекции по Аюрведе. Аюрведа ‒ это пример чисто практического применения ведического знания для излечения человека. Чисто материального, телесного, излечения, которое тоже является не таким простым делом. И современная медицина далеко не всесильна, она не может справиться со многими заболеваниями, которые появляются, новыми, типа СПИДа, уже не говоря о раке. И Аюрведа может помочь. Кстати, имейте в виду, что в Москве довольно много аюрведических центров, и сам доктор Торсунов также этим занимается. Аюрведа зачастую может сделать то, что не способна сделать обычная медицина. Кроме Аюрведы есть и другие вещи, такие как астрология, архитектура, строительство зданий по определённым принципам, искусство ведическое, даже есть естественные науки, есть ведическая математика.

00:10:12 Но в основном, конечно, ведическое знание ‒ это знание, которое касается духовной сферы. И это очень важный момент, потому что иногда спрашивают, а почему в Ведах нет теории относительности [обрыв записи]. Все вот эти материальные виды знания: физика, химия, биология, они менее важны, чем духовное знание, так называемая атма-таттва, наука о душе. И то, что мы с вами проходили, эта ведическая культура ‒ это есть практическое применение этой атма-таттвы, науки о душе. И в современном мире как раз, как вы знаете, люди зачастую полностью забывают об общечеловеческих ценностях, таких как доброта, простота, скромность, правдивость, чистота и т. д. И из-за этого происходит деградация общества, у людей не осталось никаких духовных принципов, принципов какой-то чистоты. Раньше были какие-то коммунистические принципы, сейчас их тоже не осталось. Современные традиционные религии, к сожалению, не могут пока всех людей привести в духовное русло, и поэтому мы полагаем, что ведическое знание, ведическая традиция может сыграть очень большую роль.

00:12:04 Также очень интересное и важное качество ведической культуры, поскольку мы сейчас упомянули вопрос о религии, таково, что ведическое знание внеконфессионально. Оно не относится к какой-то определённой нации, вере, оно универсально. Мы с вами говорили [обрыв записи], в целом можно привести такую красивую метафору, что ведическая культура ‒ это традиция духовного совершенствования, это культура красоты и счастья. У всех людей есть в душе понятие какого-то духовного [совершенствования], чистоты, красоты, счастья и т. д. И в материальной жизни мы этого не видим. Материальная жизнь начинается с рождением, заканчивается смертью, у нас нет особого счастья и знания. Современная наука иногда претендует на какую-то универсальность, но фактически в современной науке нет вот этого духовного аспекта жизни [обрыв записи].

00:15:20 Таким образом, ведическое духовное знание является универсальным, оно касается, в первую очередь, не материальной, а духовной сферы нашей жизни. Сегодня, как я уже упоминал, у нас последняя передача, поэтому лекция носит [обзорный] характер. Я кратко упоминаю об основных темах, которые мы с вами обсуждали на прошлых беседах. Завтра я уезжаю в Индию с группой своих друзей, единомышленников. И мы собираемся в течение месяца путешествовать по различным местам Индии, которые связаны с ведической традицией. Например, посетим Вриндаван, где, согласно ведической литературе, жил Кришна. Кришна считается воплощением Бога на Земле, который жил 5000 лет назад. И он является автором бессмертной «Бхагавад-гиты».

«Бхагавад-гита» как источник ведической мудрости

00:16:28 «Бхагавад-гита» ‒ это, можно сказать, квинтэссенция ведической мудрости. Она более доступна и популярна, чем «Веданта-сутра». Потому что «Веданта-сутра» ‒ это очень сложное философское произведение, и реально мы можем разобрать первые сутры, я вам процитировал первую: Janmadyasya yatah («Абсолютная истина ‒ это то, из чего всё истекает» ‒ ред.). Но в целом, конечно, она не рассчитана на современных людей. «Бхагавад-гита» ‒ гораздо более практичное произведение, в котором [рассматриваются] основы ведической философии и культуры.

00:17:09 Ну, например, я вам могу процитировать отдельные стихи из «Бхагавад-гиты», которые объясняют духовную основу жизни. «Бхагавад-гита» рассказывалась 5000 лет назад на поле битвы Курукшетра, когда между двумя партиями враждующих сторон, Пандавами и Кауравами, должна была состояться великая битва за царский трон. И этот диалог происходит между Кришной и Арджуной. Кришна, как я уже сказал, считается воплощением Бога, а Арджуна – его друг, который стал его учеником. И перед началом битвы Арджуна внезапно испытывает сомнения, потому что на противоположной стороне не просто враги, а его родственники. Потому что это была война между двоюродными братьями. Пандавы и Кауравы ‒ это были двоюродные братья, которые претендовали на царский трон.

00:18:11 Пандавы имели не меньше, а даже больше, права на царский трон, потому что императором был [их отец], император Панду. Но [Кауравы и царь] Дурьодхана путём махинаций, карточной игрой, захватили власть и изгнали Пандавов на 13 лет. И когда Пандавы вернулись, согласно этому уговору, из ссылки, они попросили, чтобы им вернули хотя бы половину царства. Но Дурьодхана не хотел об этом слушать, и тогда, собственно, стала неизбежной война. Дурьодхана не пошёл ни на какие компромиссы, и даже отказался дать им пять каких-то городков, где бы они могли жить и управлять своими подданными.

00:19:03 Так вот, перед началом этой битвы Арджуна испытывал сомнения, имеет ли он моральное право сражаться со своими родственниками, среди которых были его старшие, его учителя – Дроначарья, Крипачарья, его любимый дедушка Бхишма, которые волею судьбы оказались на неправедной стороне, на стороне Кауравов, потому что они служили при дворе царя Дхритараштры в роли советников. И они, естественно, получая содержание, были вынуждены платить, то есть сражаться, когда возникла вот эта война, хотя они понимали, что дело Пандавов ‒ праведное. Именно они должны быть законными наследниками престола, а не Кауравы, которых они защищали.

00:19:59 Кришна начинает своё повествование в «Бхагавад-гите» такими словами: «Никогда не было, чтобы не существовал я, или ты, или эти цари, и в будущем никто из нас не прекратит существование. По мере того, как душа живёт в теле, от детства к юности до глубокой старости, она аналогично переходит в новое тело после смерти. Самопознавшая личность не смущается такой перемены». В этих двух стихах Кришна объясняет основу материальной жизни, реинкарнации, перевоплощения души. Жизнь по природе вечна, наше тело – это временная оболочка, это некий футляр, мы находимся внутри этого футляра или скафандра. Мы по природе духовны, и душа является носителем сознания. Тело постоянно меняется: оно растёт, затем стареет, умирает. А душа остаётся той же самой, несмотря на все перемены тела.

00:21:15 То есть ребёнок в детстве был, скажем, Вовочкой, затем его звали Владимиром, потом Владимиром Георгиевичем, но в любом случае это одна и та же личность. Хотя меняется ум, человек уже развивается, учится чему-то. Но, несомненно, тот Вовочка, которого мама носила на руках и уже преклонного возраста Владимир Георгиевич – это одно и то же лицо, которое немножечко изменило своё обличие, материальное тело. Потому что тело, как здесь сказано, в этом стихе, постоянно растёт, взрослеет, стареет и затем умирает. Это закон природы, хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или не нравится.

00:22:11 И вот, это самое начало, основы духовного знания, с чего начинается «Бхагавад-гита», и, к сожалению, современные люди не всегда понимают, что материальная жизнь временна, и она полна каких-то проблем. Поэтому нет особого смысла полностью погружаться в материальную жизнь, в материальные какие-то изыскания, потому что они, в конце концов, потеряют смысл, когда мы покинем тело, когда мы перейдём в иную жизнь, в новое тело. Всё, что было связано со старым телом, потеряет смысл.

00:22:56 И, аналогично, в Библии есть слова Иисуса Христа: «Не копите себе сокровища на Земле, где ржа истребляет и вор крадёт, копите сокровища на небесах, где ни ржа не истребляет, ни вор не крадёт». Это очень простая мысль. Или, скажем, есть другое знаменитое христианское изречение: «Какой смысл человеку обрести весь мир, если он при этом теряет свою бессмертную душу». Ну, это выражение скорее афоризм, потому что невозможно потерять душу. Душа ‒ это мы. Но можно попасть в иллюзию. Душа может настолько запутаться в материальной жизни, что забыть о том, кто я и что я, для чего я живу и в чём смысл жизни. Это реально очень часто происходит, когда люди становятся преступниками, наркоманами, пьяницами, проститутками и т. д. Все эти случаи духовной деградации говорят о том, что человек уже полностью запутался и забыл об истинном смысле человеческой жизни.

00:24:13 И начало наставления Кришны в «Бхагавад-гите» ‒ это как раз вечность души. По мере того, как душа живёт в теле, от детства к юности и до глубокой старости, она аналогично переходит в новое тело после смерти. И причём дальше Кришна добавляет, что самопознавшая личность не смущается такой перемены. Затем Кришна говорит тоже очень интересный стих: «Временное появление счастья и несчастья, их исчезновение в должном порядке подобно приходу и уходу зимы и лета, они возникают из-за чувственного восприятия, и человек должен научиться переносить их, не будучи обеспокоен». Это, может быть, ещё более тонкий момент. Если в предыдущем стихе говорилось о том, что наше тело временно, что тело постоянно меняется и в конце концов оно полностью сменится в момент смерти, то здесь Кришна говорит о том, что и наш ум тоже меняется, что ум ощущает то счастье, то несчастье, то тепло, то холод, то радость, то горе и т. д.

00:25:35 Временные появления счастья и несчастья, их исчезновение в должном порядке подобно приходу зимы и лета, и человек должен переносить их, не будучи обеспокоенным. То есть опять здесь добавляет Кришна, что это не должно быть слишком большой для нас проблемой, трагедией, так устроена материальная жизнь, таков план. Все в материальном мире стремятся к спокойствию, счастью, блаженству и т. д. Но реально в материальном мире это практически недостижимо. И как раз три аспекта, как я упоминал, духовной энергии, духовного бытия ‒ вечность, вечная жизнь, знание и счастье, блаженство ‒ то есть то, что является целью нашей, фактически это реально существует. Просто в материальном мире этого очень трудно достичь.

00:26:47 Ну, ещё несколько идей, которые есть в «Бхагавад-гите». Кришна подчёркивает эту идею несколько раз, поскольку она очень важная. Он говорит дальше, что для души нет ни рождения, ни смерти, она никогда не рождалась, не рождается и не будет рождаться. Только тело вечного, неразрушимого и неуничтожимого существа подвержено смерти, поэтому сражайся, о потомок Бхараты. То есть Кришна даёт Арджуне наставления исполнять свой долг и сражаться на том основании, что это принцип. Это принцип жизни, и духовной, и материальной: человек должен исполнять свои обязанности. И в данном случае Арджуна как царевич, как законный наследник престола должен был сражаться за восстановление справедливости. Ни ради того, чтобы завоевать царство, ни ради каких-то наслаждений, а ради восстановления справедливости. Вот это очень важная идея, о которой мы с вами кратко говорили в разделе карма-йога: принцип добросовестного исполнения своих обязанностей ни ради результата, ни ради выгоды, а ради высшей цели, духовной цели, духовного совершенствования.

Тема вечности души в «Шримад-Бхагаватам»

00:28:28 Мне бы хотелось ещё прочитать вам небольшой отрывок из другого произведения ведического канона. Оно называется «Шримад-Бхагаватам». На ту же тему, на тему вечности души и бренности материального тела и материальной жизни. Произведение «Шримад-Бхагаватам» относится к разделу пуран. Пураны – это исторические повествования, в которых рассказываются различные случаи, примеры древней истории. Причём они рассказываются не в хронологическом порядке, в отличие от «Махабхараты», а в чисто логическом, философском, то есть это, можно сказать, учебник духовной жизни, в котором практически иллюстрируются какие-то вещи, которые мы изучаем. Это вторая песня «Шримад-Бхагаватам», одну минуточку, я сейчас найду страницу.

00:30:02 Итак, первая глава второй песни, и глава очень интересно называется «Первый шаг в познании Бога», название очень красивое, многообещающее. Пожалуйста, послушайте. В «Шримад-Бхагаватам» тоже ведётся беседа, диалог. Махараджа Парикшит, царь, который был обречён на смерть, был проклят Брахманом за оскорбление умереть в течение семи дней, обращается к святому, Шукадеве Госвами, с просьбой поведать ему самое главное, что есть в жизни, особенно то, что важно для человека накануне приближающейся смерти. И Шукадева Госвами начинает отвечать царю Парикшиту на его вопрос, и как раз «Шримад-Бхагаватам» ‒ это есть рассказ Шукадевы Госвами, который в течение семи дней, вплоть до самой смерти царя, ему рассказывал вот эту суть, квинтэссенцию всей ведической мудрости.

00:31:16 Мы с вами прочитаем четвертый стих этой первой главы «Первый шаг в познании Бога» и комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. «О царь, люди, лишённые духовного знания, не задумываются над проблемами жизни, потому что они слишком привязаны к таким ненадёжным воинам как собственное тело, жена и дети. Несмотря на достаточный опыт, они не осознают неотвратимости смерти». И вот комментарий духовного учителя. Материальный мир называется обителью смерти. Начиная с полубогов, которые живут тысячи лет, кончая последним микробом, живущим несколько секунд, каждое живое существо ведёт борьбу за существование. Таким образом, вся наша жизнь не что иное, как борьба с материальной природой, несущей гибель всему живому. В человеческой форме жизни живое существо способно понять, что является участником великой битвы за существование, но из-за своей чрезмерной привязанности к семье, к обществу, стране оно старается одержать верх над непобедимой материальной природой.

00:32:39 Несмотря на достаточный жизненный опыт и смерть всех своих предков, живое существо не может понять, что всё его так называемое войско: дети, родственники, члены общества, обречены на смерть в этой великой битве. Каждый должен задуматься над тем, что его отец, или отец его отца уже умерли, и потому и сам он со временем тоже умрёт, как со временем умрут его дети, будущие отцы своих детей. В этой борьбе с материальной природой не уцелеет никто. Хотя вся история человечества неопровержимо доказывает это, но неразумные люди не теряют надежду, что материальная наука когда-нибудь сделает их бессмертными. Эта нелепая идея бытует в человеческом обществе, и она, безусловно, является заблуждением. Корень подобного заблуждения – забвение природы живой души. Для нас материальный мир ‒ всего лишь сон, который существует благодаря нашей привязанности. На самом деле живая душа не имеет ничего общего с материальной природой.

00:33:50 Вот здесь я на минутку остановлюсь. Духовный учитель Бхактиведанта Свами приводит очень интересную, ведическую метафору о том, что материальная жизнь подобна сновидению. Почему приводится такое сравнение? Вот, предположим, мы спали ночью и видели сон. И во сне нам приснилось что-то страшное, кто-то за нами гнался, кто-то пытался нас убить, может быть, даже мы погибли. Но мы просыпаемся и с облегчением понимаем, что это всего лишь сон, что это нам приснилось, ничего нет, никто за мной не гонится и т. д. И этот сон со временем забывается и теряет для нас всякий смысл. Первые несколько минут мы переживаем: что это вдруг мне приснилось? Но проходит час-другой, мы занимаемся нашими реальными делами и полностью забываем свой сон. И вот, как не удивительно, наши прошлые жизни, которые были в прошлых воплощениях, для нас точно так же со временем теряют всякий смысл.

00:35:05 То есть мы могли жить в каких-то других странах, в других телах, могли вообще обладать иной формой жизни, потому что, согласно Ведам, душа эволюционирует не только по человеческим телам, но и по телам животных. Это уже, конечно, деградация. Если человек деградирует до животного уровня сознания, то он рождается в теле животного. Об этом также говорится в «Бхагавад-гите»: в каком состоянии сознания человек оставляет своё тело, он наверняка достигнет этого состояния в своей следующей жизни. То есть тонкий закон реинкарнации состоит в том, что то состояние, которого человек достиг в конце, является основой для его будущей жизни. Следующее воплощение определяется тем, чего он достиг в прошлой жизни, в прошлое воплощение.

00:36:10 Поэтому Веды говорят, что в каком-то смысле материальная жизнь подобна сновидению, и точно так же как для нас теряют смысл сны, которые мы видели во сне ночью, точно так же для нас фактически теряют смысл и мы забываем то, что происходило с нами в наших прошлых рождениях. Я продолжаю комментарий Бхактиведанты Свами: «Ветер времени вздымает волны в этом великом океане материальной природы. Так называемые условия жизни ‒ что-то вроде пузырьков пены, которые в форме нашего тела, жены, детей, общества и т. д. окружают нас. Лишённые знания о душе, мы становимся жертвами собственного невежества и растрачиваем драгоценную энергию человеческой жизни в бесплодных попытках обрести бессмертие, недостижимое в материальном мире».

00:37:16 Есть ещё один очень важный аспект – это проблема вечности жизни. Человек старается не думать о смерти, он старается заняться чем-то другим: политика, экономика, искусство, наука, и он забывает главное – что всему этому со временем придёт конец. И это неестественность смерти. То, что мы не можем с ней смириться, говорит о том, что смерть для нас неестественна. Душа по природе вечна, но душа находится в оболочке материального тела, которое временно, и поэтому материальный мир ‒ это сочетание, конгломерат вечной природы души, духовной природы, и временной природы материального тела. И от этого главное противоречие: вечное духовное существо попало в эту ловушку материального тела.

00:38:27 Дальше. Наши друзья, родственники, так называемые дети, жёны не только смертны, но и сами ослеплены блеском материального мира и поэтому не могут спасти нас. Тем не менее мы думаем, что они смогут оградить нас от всех опасностей. Материальный прогресс человеческой цивилизации можно уподобить украшению мертвеца. Мы уже практически мертвы, наша агония длится считанные дни или годы, но, несмотря на это, мы растрачиваем драгоценное время человеческой жизни на украшение своего тела. Показав всю бессмысленность деятельности человека, лишённого знания, Шукадева Госвами объясняет, в чём заключается его истинный долг. Люди, лишённые атма-таттвы, несомненно, сбиты с толку. В то время как духовные, святые, личности свободны от заблуждения. Это комментарий духовного учителя к стиху, который я ещё раз вам прочитаю. Шукадева Госвами говорит царю Махарадже Парикшиту: «О царь, люди, лишённые духовного знания, не задумываются над проблемами жизни, потому что слишком привязаны к таким ненадёжным воинам, как собственное тело, жена и дети. Несмотря на достаточный опыт, они не осознают неотвратимость смерти».

00:39:59 Я вам прочитал небольшой отрывок из ведического произведения «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавата-пурана». Из всех пуран, их всего 18, «Шримад-Бхагаватам» считается наиболее совершенной, наиболее полной. Она описывает все основные аспекты человеческой жизни, в ней есть какие-то основы материальной культуры, культуры взаимоотношений. И даже есть основные сведения о строении Вселенной, о различных планетных системах, которые есть во Вселенной, в пятой песне «Шримад-Бхагаватам». Но, главное, конечно, содержание этого великого произведения «Шримад-Бхагаватам» ‒ это наука о душе, или атма-таттва, как мы с вами прочитали. Люди, лишённые этого духовного знания, не задумываются над истинными проблемами жизни, потому что очень привязаны к материальным аспектам, таким как дом, машина, семья и т. д.

00:41:07 Разумеется, мы с вами говорили о том, что на самом деле ведическая культура варнашрамы подразумевает, что мы должны вести определённый чистый, духовный образ жизни, и в этом плане семья может быть очень полезной, благоприятной, если мы рассматриваем членов своей семьи не просто как некие предметы для нашего комфорта, нашего наслаждения. Если мы понимаем, что это тоже вечные души, это наши спутники, которые вместе с нами пытаются решить проблемы материальной жизни, то семейная жизнь уже становится не материальной, а духовной. Она направлена не на достижение каких-то материальных целей, таких как богатство, дом, машина, чувственные наслаждения и т. д. Она направлена на духовное развитие: все члены семьи должны развиваться гармонически и следовать определённой духовной традиции. И в этом плане, как мы с вами говорили, особенная роль главы семьи, мужа, потому что жена в большей степени отвечает за материальное благоустройство, порядок, уют в квартире. Муж отвечает, с одной стороны, за материальное обеспечение, с другой стороны ‒ за духовную жизнь. Для этого требуется разум, сильный мужской разум. У женщин в большей степени развиты ум и чувства.

00:42:53 Ну вот, пожалуй, то, что я хотел сегодня вам рассказать, дать краткий обзор ведической культуры, основных идей, то, что мы с вами рассматривали. И я вам в качестве примера прочитал отрывок из удивительного, уникального ведического произведения «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавата-пурана». И поскольку я завтра уезжаю на месяц в Индию, то со следующей пятницы эти лекции будет вести Зуев Сергей Васильевич. Он является директором Института ведической культуры, который существует в Москве около 15 лет. И я думаю, что он продолжит эту тему, может быть, с более практической точки зрения, поскольку ему на протяжении этих лет приходилось организовывать и проводить различные курсы по ведической культуре у нас в Москве, и в том числе мне несколько лет назад тоже пришлось учиться, и я окончил так называемый курс «Бхакти-шастры», изучения основных ведических писаний, «Бхагавад-гиты», «Шри Ишопанишад» и некоторых других, более современных.

00:44:24 Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, пишите на наш сайт. Или можно позвонить по мобильному телефону 8 916 591 68 17. Пожалуйста, мы ждём ваших вопросов.

Ответы на вопросы

Существуют ли энергетические вампиры?

00:44:48 Поступил вопрос, довольно длинный, сейчас я его прочитаю: «Здравствуйте, Владимир Георгиевич, спасибо за вашу серию лекций. Сегодня, в последнюю радиопередачу, я задам вопрос на узкую тему, но он часто возникает в жизни. Что говорят Веды о каком-то вампиризме, действительно ли бывает так, что один человек, например близкий родственник, может забирать [сознательно] или бессознательно энергию другого? Нужно ли беспокоиться по этому поводу? Я, например, не боюсь, если кто-то что-то у меня заберёт. Не слишком ли я беспечна?» Подписи нет.

00:45:34 Да, Веды говорят об этом. И мы немножко об этом вспоминали. Это такой, немножко материальный, аспект жизни. Человек может эксплуатировать другого человека или на грубом уровне, о чём говорит, скажем, экономическая теория Карла Маркса, Фридриха Энгельса и т.д. Или на тонком уровне может сосать из него энергию. Это возможно в том случае, если у человека [разум] слабый. [Это, естественно,] нежелательно. Это говорит о том, что и тот и другой не очень хорошо понимают основы духовной жизни. Задача человеческой жизни не в том, чтобы качать у кого-то энергию. Мы должны брать энергию из высшего источника, из Высшего Разума, Брахмана. Он является бесконечным источником энергии. Но если человек не является верующим, не является духовным, то он пытается эту энергию качать из [разных] людей, но у них самих её может быть недостаточно. Это осуществляется, как я уже упоминал, не только на грубом, физическом, уровне, когда один человек эксплуатирует другого, заставляет его чего-то делать, но и на тонком уровне, когда человек каким-то образом, скажем, заставляет слушать себя, когда он хочет выговориться, и другой вынужден его слушать, хотя [ему самому это] неинтересно, и при этом фактически слушающий не получает энергию, а теряет энергию из-за того, что он полностью разочарован, в депрессии, ему неудобно как-то отказаться слушать, и в то же время он не получает от этого ничего хорошего.

00:47:50 Это один из случаев, есть и другие варианты. И Веды, в принципе, рекомендуют определённые вещи. Мы говорили о том, что человек должен воспитывать в себе бескорыстие. Он должен с уважением относиться ко всем людям. То есть принцип ведической культуры – это принцип взаимного уважения, когда все уважают друг друга. Мы об этом говорили, когда рассматривали различные варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Мы говорили о том, что брахманы почитаемы как духовные лидеры; кшатрии почитаемы как руководители общества, администраторы; вайшьи почитаются, поскольку они обеспечивают общество всеми материальными аспектами: продуктами питания, товарами и т. д. Шудры уважаемы, потому что они работают, они трудятся руками, и они тоже получают не просто теоретическое уважение, а их должны обеспечивать всем необходимым: питанием, одеждой, жильём. В зависимости от того, как они служат, они должны получать всё, что нужно. Вот, это в двух словах принцип ведической культуры.

00:49:18 Если вы в практической жизни, общаясь с какими- то людьми, чувствуете тонкое влияние, если кто-то каким-то образом негативно на вас влияет, вы должны постараться понять, что просто так это не бывает. Скорее всего, согласно закону кармы, вы в прошлой жизни оказывали на этого человека какое-то негативное влияние, тоже из него что-то такое сосали и теперь получили реакцию. Как от этого можно защититься? Есть различные методы йоги. Мы с вами говорили о наиболее общем принципе кармы-йоги, то есть добросовестном исполнении своих обязанностей. Это первая система йоги. Вторая система йоги – гьяна-йога. Об этом мы с вами говорили, скажем, сегодня, когда я вам читал такие произведения как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», где излагается философия. И третья система йоги – это аштанга-йога, это йога, в которой являются подсистемами хатха-йога и пранаяма. И это тоже очень сильная система, которая защищает человека от неблагоприятных воздействий, укрепляет его ум и разум. И, наконец, четвёртая, самая совершенная, система йоги ‒ это бхакти-йога, или йога преданности. «Бхакти» в переводе означает «любовь» или «преданность». Это йога служения близким и служения Господу Богу. И в этой системе бхакти-йоги основными процессами являются шраванам – слушание ведических писаний, киртанам – рассказ об Абсолютной Истине из авторитетного источника и смаранам – памятование об Абсолютной Истине. И то, чем мы с вами занимаемся, ‒ это как раз процессы шраванам и киртанам, то есть я пытаюсь вам рассказывать то, что я узнал от своего учителя, то, что я прочитал в ведических произведениях, а вы это слушаете и стараетесь понять и запомнить.

00:51:51 В этой системе бхакти-йоги есть определённые мантры. «Мантра» в переводе на русский язык означает «освобождение от иллюзий». То есть это очень тонкие звуковые вибрации, которые очищают наш ум от загрязнений. И вы наверняка слышали о такой ведической мантре, как Ом. Её произносят все йоги и в том числе последователи ведической традиции самых разных направлений. И практически все ведические мантры начинаются с Ом. Перед изучением Вед произосится мантра Ом Намо Бхагавате Васудевая. И «Шримад-Бхагаватам» начинается с этой мантры. Я её не стал читать, но поскольку прозвучал такой вопрос… Вам очень полезно выучить какие-то основные ведические мантры, вот хотя бы эту мантру Ом Намо Бхагавате Васудевая. Она в переводе означает «Мы выражаем своё почтение Верховной личности Бога». Очень простая, то есть аналогична молитвам. В молитве человек молится Богу, просит его о какой-то защите. И Веды, в принципе, тоже имеют основу – обращение к личностному аспекту Абсолютной Истины. Ну вот, кратко я так могу ответить на вопрос этой девушки или женщины, которая не подписалась.

00:53:34 В принципе, это как раз больше характерно для женщин. Мужчины в этом плане лучше защищены. У них более сильный разум, и у них менее чувствительна их эмоциональная сфера. Они более стабильны, более устойчивы. Поэтому именно мужчина должен быть главой семьи. Женщина ищет защиту, женщина должна иметь мужа ‒ защиту и утешение. Мужчина должен думать и работать, действовать таким образом, чтобы обеспечивать защиту не только себе, но и всем членам семьи, жене и детям. Вот кратко я так могу сказать по этой теме. Если у вас есть ещё какие вопросы, пожалуйста, у нас есть ещё полчаса, в эфире Критский Владимир Георгиевич.

Есть ли у людей «вторые половинки»?

00:54:52 Поступил ещё один вопрос: «Скажите, пожалуйста, говорят ли Веды о существовании той единственной половинки каждого человека, которая была создана Богом при создании мироздания? Ирина». Спасибо за ваш вопрос, Ирина. Я не слышал о том, что у каждого мужчины должна быть своя половинка ‒ другая женщина, у женщины своя ‒ мужчина. Это из какой-то другой традиции. Вообще в ведической традиции, вы наверное слышали, у мужчины может быть несколько жён, то есть как бы несколько половинок. И вопрос, в принципе, достаточно интересный, потому что в «Махабхарате» приводятся отдельные случаи, когда было наоборот. Например, у Драупади было пять мужей. Пять братьев Пандавов были мужьями одной царицы ‒ Драупади. То есть, в принципе, бывает, в виде исключения, и многомужество. Но Веды и все другие духовные традиции говорят, что это не правило, а исключение, что, действительно, в древности допускалось, чтобы мужчина имел несколько жен, несколько половинок, в том случае, если он мог обеспечить их всем необходимым, дать им соответствующую защиту.

00:56:25 Что касается этого соответствия, этих половинок, то в ведической истории есть случаи, когда муж и жена рождались в таком качестве несколько рождений подряд. То есть приводится пример родителей Кришны: Деваки и Васудевы, которые в прошлой жизни были мужем и женой (Сутапа и Пришни), и они молили Бога, чтобы тот явился в их семье как сын. И в ответ на их молитвы Господь ответил им: «Хорошо, я в следующей жизни появлюсь у вас вашим сыном. Моё имя будет Кришна». Есть несколько очень интересных примеров, когда родители, муж и жена, были преданными, то есть они поклонялись Богу очень искренне, очень серьёзно и в то же время любили друг друга. Причем любили не с целью вожделения, ради собственного чувственного наслаждения, а именно любили, [то есть] понимали, что мой партнер, муж или жена, ‒ это личность, и имели соответствующее уважение.

00:57:49 Когда мы с вами обсуждали семейные отношения, то я не говорил подробно о таком очень тонком аспекте, что, согласно ведической культуре, муж и жена не должны слишком близко друг к другу приближаться, то есть не должно быть панибратства, должна быть какая-то дистанция. Не потому, что мы проповедуем формальные отношения. Должна быть и близость, и любовь, и дружба. Но это не должно переходить определённые границы, потому что есть такая древняя мудрость, что фамильярность рождает презрение. В современном мире, когда молодые люди влюбляются и бросаются друг другу в объятия и начинают наслаждаться независимо от того, женятся они или не женятся. Через какое-то время наступает разочарование именно потому, что они не имели [культуры], они слишком увлеклись чувственным аспектом отношений, и они не развивали духовные отношения. Чувственные отношения, чувственные наслаждения между мужчиной и женщиной ‒ это чисто материальный аспект, аспект материального наслаждения. Но мы по природе не материальны, а духовны. Поэтому в процессе отношений, особенно семейных, мужа и жены, муж и жена должны делать упор не на попытки обрести максимальные чувственные наслаждения, а на попытки установить со своим партнёром духовные отношения, отношения духовного понимания, общих интересов. Если это не удаётся и брак строится только на чувственных наслаждениях, то он неизбежно распадётся. И в любом случае наступит разочарование. Есть поговорка: «От любви до ненависти один шаг».

01:00:13 Так вот, почему это происходит? Такая чувственная любовь, основанная на сексуальной близости, неизбежно рождает охлаждение, разочарование и, в конце концов, презрение. Вот это довольно сейчас широко известные законы психологии, и они объяснялись в Ведах ещё 5000 лет назад, ещё задолго до того, как появилась современная наука психология. Вот так я могу ответить вам, Ирина, на ваш вопрос о двух половинках, которые человек должен найти, которые были созданы в начале творения. Спасибо.

Дхарма («Законы Ману»)

01:01:10 [Уважаемые] радиослушатели, пока новых вопросов не поступило, я хочу прочитать вам небольшой отрывок из ещё одного очень популярного ведического произведения, оно называется «Законы Ману», или «Дхармашастры», «Манусамхита». Это касается так называемой дхармы. Дхарма – это санскритский термин, означающий религиозный долг. То есть обязанности человека в этой жизни, причём, в первую очередь, именно духовные обязанности. Мы говорили о том, что у человека имеются материальные обязанности по отношению к семье, к обществу и духовные обязанности по отношению к Верховной Личности. И вот эта дхарма объединяет и то и другое. То есть это понятие означает неотъемлемое качество и человеческой души. То, к чему он должен стремиться, к этой дхарме, то есть к постоянному исполнению своего долга. Вот, пожалуйста: «Надо постепенно накапливать дхарму, подобно тому, как муравьи сооружают муравейник. Не следует мучить ни одно живое существо ради приобретения спутника в ином мире. В ином мире ни отец, ни мать не являются нашими спутниками, ни сын, ни жена, ни родственники, только дхарма остаётся с нами».

01:02:51 Тут очень интересный момент и очень такой, я бы сказал, откровенный, что характерно для ведических произведений. Они говорят голую правду, независимо от того, приятно это нам, неприятно, нравится или не нравится. Ещё раз я вам прочитаю: «В ином мире ни отец, ни мать, не являются нашими спутниками, ни сын, ни жена, ни родственники, только дхарма». То есть вот те благочестивые дела, то положительное, что даёт человек людям, является его спутником, его защитой в ином мире. Разумеется, это на самом деле включает в себя защиту своих ближних, то есть жены, детей и т. д. Здесь подчёркивается именно духовный аспект. Но, как мы с вами говорили, на самом деле человек должен относиться с равным отношением, с равной любовью к своим близким, естественно.

01:03:57 Но проблема современных людей в том, что они относятся с любовью только к своим близким и игнорируют других, [особенно животных]. Дальше мы продолжаем: «Одиноким живое существо рождается в этом мире, одиноким умирает. Одиноким оно поглощает плоды как добрых дел, так и дурных. Положив на землю мёртвое тело как полено или ком земли, все родственники уходят, отвернувшись от него. Его сопровождает только дхарма». Ещё раз прочитаю, очень сильно. И я, когда ехал на радиопередачу, смотрел «Законы Ману» и выбрал этот кусочек: «Одиноким живое существо рождается в этом мире и одиноким умирает. Одиноким оно поглощает плоды добрых дел и одиноким дурных. Положив на землю мёртвое тело как полено или ком земли, все родственники уходят, отвернувшись от него. Его сопровождает только дхарма». Я думаю, что тут комментарии излишни. Конечно, наши родственники плачут, рыдают, когда, предположим, мы готовимся покинуть этот мир. Но это не факт, что все делают это искренне. Некоторые, может быть, и очень довольны, что меньше будет проблем.

01:05:37 И, наконец, ещё один стих этого раздела: «Поэтому нужно постоянно накапливать дхарму как спутника в ином мире, ибо именно с дхармой человек переходит даже в труднодоступную тьму. Человека, выдающегося по дхарме, чьи грехи уничтожены покаянием, этот спутник быстро ведёт в духовный мир». Ну, вот финал, заключение этих стихов, что эта праведность, благочестивое наше настроение, поступки являются для нас защитой и в этой [жизни] и в следующей, и это поможет нам преодолеть самые большие препятствия. Вот небольшой отрывочек, который я вам прочитал из «Законов Ману». Спасибо. Если есть ещё вопросы, пожалуйста, у нас ещё осталось 10 минут.

01:06:48 Я хочу в заключение, поскольку новых вопросов не поступает, подвести какие-то итоги нашего курса. Где-то примерно 6 или 7 лекций я рассказывал об этой удивительной духовной традиции ‒ ведической, с которой я познакомился примерно 27 лет назад и с тех пор занимаюсь, изучаю и пытаюсь следовать. И я надеюсь, что как-то это вам помогло в ваших делах, в вашей жизни, и в целом «Аюрведа» радио рассматривает самые различные аспекты, и медицинские аспекты, и психологические. И, начиная со следующей пятницы, этот курс должен продолжать Сергей Васильевич Зуев, который является у нас в Москве директором Института ведической культуры. И я думаю, что он будет рассматривать какие-то другие, более практические, аспекты, аспекты обучения. Может быть, кто-то из вас захочет пройти какие-то курсы по ведической культуре, философии. Я поэтому кратко вам его представляю.

01:08:26 Я ещё раз напоминаю, что в эфире был Критский Владимир Георгиевич, сотрудник Московского института Бхактиведанты. Я благодарю всех за внимание. Всего самого лучшего. Через, примерно, полтора месяца я должен вернуться из Индии. Если будет возможность, может быть, я выступлю и кратко расскажу вам о своих впечатлениях об этой удивительной стране. Хотя, в принципе, был в ней и раньше, но буду очень рад это сделать. Ещё раз спасибо за внимание. Всего самого наилучшего.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 11 декабря 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 22 ноября 2020