Ознакомительная лекция

Аюрведа радио - 25 августа 2006
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:37:26 | качество: mp3 24kB/s 16 Mb | прослушано: 630 | скачано: 334 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Выступает Критский Владимир Георгиевич. Я сотрудник московского института Бхактиведанты, физик по образованию. Я заканчивал в своё время московский университет, физический факультет. Где-то примерно 25 лет назад в 1980 году познакомился с Ведами, с ведическим знанием, прочитал Бхагават Гиту и с тех пор этим занимаюсь достаточно серьезно.

00:00:29 Темой сегодняшней беседы будет основы ведической культуры. И в начале, прежде чем к этому приступать мне хотелось бы сделать не большое введение о как бы соотношении духовного знания, ведического в частности и обычного материального знания, которое представляется современной наукой. Дело в том, что бытует мнение, что духовное знание является предметом веры, что оно не имеет доказательств, что каждый может верить, во что ему нравится. Как говорил Владимир Высоцкий: «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса, кто ни во что не верит, даже в черта назло всем». Вот это мнение достаточно распространено, не только среди ученых, но и среди обычных людей. И мне хотелось сказать на эту тему несколько слов.

00:01:30 Дело в том, что любой вид познания основан на вере, в том числе и научные знания. Можно взять любую науку, математику, физику, химию, биологию – любая наука основана на определённых аксиомах, определённых предположениях, которые принимаются без доказательства, на определённой парадигме, есть такое слово научное, философский термин. Это принимается без доказательства, это кладется в основу. Затем строится какая-то научная теория, которая затем проверяется экспериментально. Это касается также математики, вы знаете, наверняка примеры с геометрии Евклида, где кладутся в основу какие-то аксиомы. Евклида знаменитая аксиома параллельных прямых – в зависимости от того, как формулировать эту аксиому получается та или иная геометрия. И то же самое физика. В физике можно привести пример классической физики Ньютона, где в основы кладутся законы Ньютона – первый закон, второй закон, третий закон, закон всемирного тяготения. Эти законы Ньютон нашел интуитивно. Он положил их в основу своей теории классической физики, и в дальнейшем они проверялись многими экспериментами и с высокой степени точности в пределах тех возможностей науки они подтверждались.

00:03:02 Но, время шло, наука развивалась, и оказалось, что для определённого класса явлений классическая физика не работает. Во-первых, это явления, связанные с микромиром, с атомарными частицами, и, во-вторых, это случай движения тел с околосветовыми скоростями каких-то космических ракет. И на основании этих двух областей не применимости классической физики были созданы две теории 20го века – теория относительности и квантовая физика, квантовая механика, которые в принципе строятся на совершенно иных постулатах, совершенно иных аксиомах, которые не только не соответствуют представлениям классической физики, но в прямом ей противоречат. Ну, и можно точно также сказать и в отношении других наук, потому, что мы с вами рассмотрели 2 наиболее точные, наиболее строгие науки – физику и математику.

00:04:08 Так вот, разумеется, в отношении духовного знания так же нечто должно лежать в основе. Что-то мы принимаем за основу, и в данном случае основной вопрос философии – это вопрос о первичности – откуда все взялось, что первично – курица или яйцо, т.е. материя или сознание. И материалистическая наука, скажем, философия марксизма кладет в основу постулаты первичности материи – материя первична, сознание вторично. Это принимается без доказательства – просто на веру. Просто, так сказать считается более правильным, более естественным. Есть такая поговорка – каждый верит в то, во что он хочет верить. Мы с вами поговорим о том, что эти материалистические предположения имеют очень глубокие психологические причины в человеческой душе, в человеческой природе. И духовная наука, духовное знание, в том числе веды, ведическая философия кладут в основу постулат первичности сознания, первичности духа, с чего начинается веданта-сутра, главное такое философское произведение ведической литературы. Там говорится – абсолютный разум, абсолютная истина есть причина всего сущего, то из чего все истекает.

00:05:43 Вот это очень важный момент, потому, что в этом отношении и духовная система знания и обычная наука имеют очень много общего. В начале идут какие-то вещи, какие-то положения, принимаемые без доказательства, просто на веру, и они затем проверяются в процессе каких-то экспериментов. Если в науке мы, скажем, ставим эксперимент, мы прочитали, что в результате смешения кислоты и щелочи получается соль, выделяется, скажем, тепло, мы проводим такой эксперимент, смешиваем кислоты со щелочью, и убеждаемся, что действительно получилась соль, выделяется тепло, то в духовной науке, как я хочу выразиться тоже есть определённая проверка, то же есть определённая процедура, которая позволяет проверить те постулаты, которые лежать в основе духовного знания.

00:06:48 В основе духовного знания лежат определённые древние тексты, древние писания, скажем Библия, Коран, но, в данном случае Веды. Веды, как вы знаете, это самое древнее писание на земле, они были написаны на санскрите 5000 лет назад и в отличие от других писаний они дают более полную картину мира, более, я бы сказал, обоснованную и более научную картину мира, которая позволяет делать очень далеко идущие выводы и позволяет считать эту систему знания, эту культуру, духовную культуру более совершенной.

00:07:35 В два слова я ещё скажу о возможности проверки. Здесь тоже есть определённая проверка, определённый, можно сказать эксперимент. Для начала, скажем, как мы может проверить основное положение духовной науки о существовании души. Потому, что это также ставится под сомнение многими учеными. Что такое жизнь? И некоторые ученые, нас учили в школе, что жизнь – это продукт развития материи, продукт эволюции. Согласно ведам и другим писаниям мира в основе жизни лежит духовная не материальная частица – дуща, называется на санскрите «джива». От дживы идет русское слово «живой». Она является носителем сознания. Она является изначальным кирпичиком, атомом духовного сознания, которая имеет определённую оболочку, в данном случае оболочку материального тела и люди, которые думают, что тело и есть жизнь, тело есть как бы носитель сознания, то это как раз люди, которые стоят на материалистических позициях. Они это принимают на веру без доказательства, потому, что на самом деле мы знаем, что когда человек умирает, то тело мертво, его невозможно оживить, привести в чувство любыми процедурами. Тело превращается просто в мешок из мяса и костей.

00:09:22 Но, если бывают такие, очень редкие случаи, делается какое-то искусственное дыхание, делаются какие-то процедуры реанимации, человек может вернуться, вернуться в своё тело, и тело оживает. И самое потрясающее, что после такой процедуры реанимации человек часто вспоминает, о том, что он выходил из тела, что он видел тело со стороны. И таких случаев тысячи. У меня на собственном примере есть друзья, люди, которым я вполне доверяю, которые это пережили. Это получило название «опытов вне тела». И после знаменитой книги Роутера Моуди «Жизнь после жизни» появились десятки публикаций на эту тему, которые подтверждают, что многие врачи-реаниматоры наблюдали такую картину, что люди в процессе реанимации возвращались к жизни, приходили в себя, и затем рассказывали о своем опыте вне тела, что они видели тело со стороны, и видели, собственно, все окружающее. Это на самом деле вполне объективная, вполне научное доказательство, потому, что это нельзя объяснить каким-то случайным явлением, какой-то галлюцинацией, потому, что эти наблюдения повторяются в тысячах вариантах. Если бы это был какой-то единичный случай, можно было бы подумать, что это какие-то галлюцинации в предсмертном состоянии. Но, эти галлюцинации повторяются из раза в раз в разных вариантах во всех странах и т.д.

00:10:58 Но, есть и другие косвенные доказательства о том, что человек может иногда вспомнить о своих прошлых жизнях. Есть такие опыты по гипнотической регрессии, когда человек вспоминает под гипнозом о своих прошлых жизнях, и затем это проверяется, ну и другие тоже вещи. Я думаю, что мы, может быть, на этом остановимся, если будет какой-то интерес.

00:11:22 Но, идея в том, что духовное знание тоже имеет определённые доказательства, и самым пожалуй убедительным доказательством является духовный опыт. Т.е. человек, который принимает духовное знание и следует определённым предписаниям духовной жизни, как-то, в библии, например не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй, он совершенно, как бы меняется. Он начинает жить другой, более счастливой, более чистой жизнью, он поднимается на более высокий уровень сознания, более высокий уровень бытия, так можно сказать, и он буквально начинает светиться. Ну, и кстати, основная тема нашего радио «аюрведа» - т.е. это наука, которая в общем-то не очень уж духовна, которая имеет определённый материальный аспект – это поддержание здоровья нашего физического тела, но, то, что аюрведа существует – это не какое-то экспериментальное знание, которое получено каким-то ученым. Это знание дано с выше, оно [?] «апаруше», нерукотворное, оно было дано личностью Дханвантари, который являлся несколько тысяч лет назад и он считается автором аюрведы. Он является как бы воплощением инкарнации господа на земле. И то, что аюрведа существует, то, что аюрведа работает, также является доказательством вот этой духовной системы знания, что это не просто предмет веры.

00:13:02 Но, основной темой наших бесед будет духовная культура. Что из себя представляет та духовная культура, которая делает человека более разумным, более мудрым, более счастливым? И к счастью, эта культура в разных традициях, в принципе одна и та же. Я вам перечислил принципы Библии. В ведах, один из основополагающих принципов ведической культуры, это ахимса, или ненасилие. Т.е. мы не должны причинять насилие ни одному живому существу, насилие не только физическое, но и тонкое на ментальном плане. Мы это рассмотрим более подробно, и не трудно видеть, что это, в общем-то, соответствует предписаниям, скажем, христианским из Библии, или предписаниям других священных писаний, потому, что духовное знание, к счастью, универсально, оно не так уж сильно меняется от одной духовной традиции к другой. Но, как бы то ни было, мы занимаемся именно ведической традицией, ведическим знанием, наиболее древним, и сейчас оно переживает, как вы знаете, второе рождение, оно вышло за пределы Индии и распространяется по всему миру, хотя, в принципе, оно было когда-то вообще по всему миру, потому, что санскрит является родоначальником всех языков, и на скажем, филологических факультетах университетах есть такое отделение «индоевропейских языков», куда входят, в том числе русский язык, украинский и белорусский, литовский, латвийский и т.д. Т.е. вся вот эта группа восточно-европейский языков входит в группу индоевропейских языков и чтобы в этом убедиться, можно просто сопоставить многие слова из санскрита с русским языком, и мы видим, что них общие корни. От «веда» идет русское слово «ведать», от «агни» - «огонь», «жнана» - «знание», ну и т.д. «кода» - «когда», т.е. сотни, сотни, тысячи слов в русском языке имеют общие корни с санскритом, и это, в общем-то, известно для всех, кто занимается вот этим сравнением, сопоставлением языков.

00:15:35 Значит, мы, собственно, начнем основную тему о ведической культуре. Что такое культура? Во всех учебниках по культурологии приводится такое определение, что культура – это система традиций и обрядов данного общества, которые предназначены для возвышения общества на более высокий уровень для того, чтобы выделить общество людей из общества животных. И, с духовной точки зрения можно сказать, что культура предназначена для того, чтобы сделать человека счастливым, чтобы помочь ему преодолеть все проблемы и несчастья материальной жизни.

00:16:26 Если мы постараемся проанализировать это понятие культура имеет как бы две стороны: внешняя культура – это этикет, т.е. правила взаимоотношений, и внутренняя сторона, как бы смысловая. И внутренняя сторона более важна. Внешняя сторона, этикет, это есть также обычные традиции, там, как надо здороваться, как кланяться, уважать старших, в какой руке держать вилку, в какой ложку. Это, в общем-то, более менее внешняя, поверхностная сторона. Для нас более важна внутренняя сторона, т.е. смысл и цель. И цель, предназначение культуры существенно отличается от того, является ли это культурой западного общества, материалистического, или духовного общества, построенного на духовных традициях, ну и в частности, мы будем с вами рассматривать ведическое общество, потому, что предписания ведического общества даны очень подробно, с исчерпывающей полнотой. Существует множество книг, и многие из них переведены на русский язык, например «Манусамхита», законы Ману. Вот, и эта вещь достаточно известная, и это для нас важно, это позволяет нам делать определённые выводы в отношении нашей реальной жизни, как нам правильно жить, каким следовать принципам, для того, чтобы прогрессировать, не деградировать.

00:18:15 Так вот, в случае западной культуры, в основе которой лежат какие-то материалистические ценности, материалистические идеалы, предназначение в том, чтобы дать человеку наибольшие чувственные наслаждения. И в основном, это 4 типа наслаждений: еда, сон, секс и оборона, т.е. как можно вкуснее есть, как можно больше спать, больше заниматься сексом, и обороняться, защищаться, чтобы поддерживать свой статус счастливой материальной жизни.

00:18:55 В основе духовной культуры лежат иные ценности, потому, что собственно, само назначение духовного знания, духовной культуры в том, чтобы возвысить человека с духовной точки зрения, чтобы поднять его на более высокий уровень сознания, чтобы сделать человека более мудрым, понимающим духовный смысл жизни. И, согласно ведам, как впрочем, и другим писаниям, смысл жизни не в том, чтобы просто извлечь из жизни максимальные чувственные наслаждения, потому, что эти наслаждения приходящие, они рано или поздно закончатся, и уж, по крайней мере они закончатся со смертью нашего материального тела. А мы должны понять свою истинную духовную природу. Мы должны понять предназначение человеческой жизни, что такое человек, что такое человеческая жизнь, что нас ждет после смерти, закончится ли все, или может, быть, есть какое-то иное бытие после окончания материального тела? И если ответ положительный, если действительно, жизнь вечна, как говорится в священных писаниях, то, мы должны поставить вопрос о том, как нам жить, как нам готовить себя к следующей жизни.

00:20:14 В этом случае, мы можем рассмотреть свою смерть как некий экзамен, как окончание первой материальной фазы жизни, и переход в иную стадию. И мы должны, естественно, поставить задачу подняться на более высокий уровень бытия, достичь более высокого уровня жизни, более высокого уровня сознания, и, в конце концов, приблизиться к высшей цели. С точки зрения материалистической философии, в чем как бы высшая цель не совсем понятно. Потому, что все кончается смертью, что толи человека [?] сжигают, то ли кремируют, то ли его закопают в землю, и, по сути, особой разницы нет. В каких-то традициях тело бросают каким-то диким животным, и они его съедают, такая перспектива, не очень радужная, не очень вдохновляющая.

00:21:20 Но, в духовной жизни, в духовном познании есть гораздо более приятная, радужная перспектива, что на самом деле со смертью тела наша жизнь не кончается, что после смерти тела душа покидает тело, и переходит в новое тело. Это закон реинкарнации. И по закону кармы душа рождается в следующем теле и обретает новое рождение в зависимости от того, что человек заслужил в своей прошлой жизни. Т.е. закон кармы это есть некое расширение, обобщение физического закона причины и следствия, закона действия и противодействия, третий закон Ньютона в том, что какие причины, какие действия мы совершаем в этой жизни, мы получим соответствующие реакции или противодействия в следующей жизни. Причем, эти реакции не обязательно могут наступить в следующей жизни, они могут наступить и в этой. Т.е. закон кармы находится под ведение высших сил, высшего разума и он нам не подвластен.

00:22:33 Есть специальная наука, астрология, которая позволяет рассчитать нашу карму, рассчитать нашу прошлую жизнь, приблизительно рассчитать свою следующую жизнь, т.е. кем мы должны родиться, если будем жить в соответствии с нашим, тем, что нам предназначено, следовать своим предписанным обязанностям. И, по этому, в случае духовной культуры цель вполне очевидна и вполне ясна – мы должны поставить задачу возвыситься на более высокий уровень жизни, уровень бытия и постараться подготовить себя к следующей жизни, т.е. смерть является нашим последним экзаменом, который мы должны успешно сдать, и перейти как бы к иной, в идеале, более счастливой жизни.

00:23:29 Так вот, что такое духовная культура? Это культура духовной жизни, культура духовных взаимоотношений, каким образом человек может жить следуя предписаниям священных писаний, вед, и в принципе, как я упоминал, это особенно не отличается от других писаний, будь то Библия или Коран, те же самые принципы, потому, что истина едина, просто в разных странах, в разных культурах эта истина преломляется под разным углом зрения в зависимости от сознания людей, которые живут в данной местности, в данную эпоху. Все люди различны, у всех свой уровень сознания, и поэтому, священные писания это духовное знание дается в той или иной форме, которая приемлема для людей данной культуры.

00:24:30 Есть очень интересные афоризмы ведической культуры, о которых я вам расскажу. Скажем, есть афоризм такого древнеиндийского философа Чанакьи Пандита. Что такое по настоящему культурный, интеллигентный человек? Он говорил, что культурного человека можно определить по трем признакам: он знает, как относиться к чужому имуществу, он знает, как относиться к противоположному полу, и он знает, как относиться ко всем людям в целом. И ответ очень интересный, что разумный человек должен относится к чужому имуществу, как к мусору на улице, т.е. он не должен смотреть на чужое имущество с завистью, как на то, что ему не принадлежит, как бы этим завладеть. Он должен понимать, что если он попытается завладеть чужим имуществом не законным образом, то это приведет его к страданиям, это будет греховное действие, за которое придется расплачиваться. Поэтому, он просто как бы не обращает на это внимание.

00:25:44 Затем, второе, это отношение к противоположному полу, скажем, в случае мужчин – отношение к женщинам. Ну и все мы знаем, что в основе материальной жизни лежит влечение противоположных полов, мужчины влекутся к женщинам, женщины влекутся к мужчинам, и это как бы ось, вокруг которой крутится материальная жизнь, и великий философ Фрейд положил этот принцип в основу своей философии. Были и другие философы, которые с ним не соглашались, есть и другие очень важные принципы материальной жизни, как, например, стремление к власти, это даже, иногда преобладает. Но, в любом случае, мы знаем, что священные писания говорят о том, что это влечение должно быть ограничено. Мы не должны давать волю своим чувствам. И точно так же, как в Библии есть заповедь «не прелюбодействуй», точно также в ведах есть заповедь «смотреть на чужую женщину, помимо своей жены, чужую жену или не замужнюю женщину как на собственную мать». Смысл в том, что мы не испытываем вожделения к собственной матери, по крайней мере нормальный человек может быть в каких-то очень деградированных случаях, там, есть какой-то там «эдипов комплекс», и бывают даже какие-то сексуальные чувства в отношении к матери, но, это уже очень уж такой тяжелый случай. И это не одобряется ни в одной цивилизованной стране мира, и тем более в духовной культуре рекомендуется смотреть на других женщин мужчинам как на собственную мать. И это позволяет избежать вот этого чувства вожделения, которое мужчины испытывают к другим женщинам, особенно, молодым, красивым. Это определённая проблема, которую нужно уметь обходить. Ну, аналогично, я думаю, что и в отношении женщин, у них тоже есть определённые в этом плане побуждения, хотя они, конечно, умеют лучше это скрывать, и они ведут себя гораздо более тонко, более хитро, чем мужчины, но, у них эта проблема так же существует, и поэтому, женщинам рекомендуется смотреть на мужчин, помимо своего мужа, как на своего сына. Потому, что отношения матери с сыном, согласно ведам, считаются наиболее чистыми, и мать не будет испытывать вожделения к своему сыну, и поэтому она должна смотреть на других мужчин как на своих потенциальных сыновей и относиться к ним с такой же любовью, с таким же уважением.

00:28:44 Ну и наконец, третий афоризм Чанакьи Пандита – это отношения к людям в целом. И Чанакья Пандит рекомендует, что мы должны относиться к другим людям также как мы относимся к самому себе. Т.е. мы должны смотреть на других людей с таким же уважением и с такой же любовью, как мы любим себя, любим свою личность, своё тело, его холим и т.д. И такое отношение поможет человеку избежать какой-то враждебности, зависти, все то, что является причиной собственно, духовной деградации людей в современном мире. И, кратко, в двух словах, можно сказать, это слова одного выдающегося философа и проповедника ведической культуры Бхактиведанты Свами Прабхупады, что истинно культурный человек, это идеальный джентльмен или леди в случае женщин, потому, что у всех людей есть определённый представления об идеале, оно есть у нас в душе, не зависимо от того, в какой мы родились культуре. И вот это представление о духовном идеале также подтверждает, что у нас было что-то до того, как мы родились, до того, как мы получили какое-то воспитание, образование. Нас могли не учить этому в детстве, нам могли не давать каких-то основ духовного знания, но это представление об идеале есть у всех практически, у всех, по крайней мере, порядочных людей, и поэтому, вот этот афоризм гласит, что истинно культурный человек это идеальный джентльмен, который ведет себя по джентельменски по отношению к другим окружающим его людям.

00:30:44 В ведическом обществе, оно называется на санскрите «варнашрама», т.е. деление общества на 4 сословия, на 4 варны, 4 класса. Это интеллектуальный класс, затем административный класс, торгово-экономический, рабочий класс. Ну и 4 духовных уклада, о которых мы будем позже говорить, поэтому ведическая культура ещё называется культурой варнашрамы. Существует 4 цели. Для успешного прогресса общества в целом, для того, чтобы все люди успешно развивались 4 цели, начиная с дхармы. Дхарма, это означает в переводе с санскрита – наши предписанный обязанности, наш долг. И каждый человек имеет долг, имеет какие-то предписанные обязанности, в зависимости от своего положения, скажем, ученый, или священники, или философы, они имею долг помогать людям обретать знание, они должны сами стремиться к знанию, это люди наиболее ученые, они более знающие, интеллектуальные. И их задача обретать знание самим и помогать другим людям обретать знание, т.е. это как бы учителя общества, наставники.

00:32:16 Затем второй класс, это кшатрии – административный класс. Сюда относятся правители, сюда относятся, скажем, военные. Это люди, которые очень сильные, властные, волевые, которые привыкли управлять, у которых очень сильное стремление к власти, к тому, чтобы контролировать других. Но, не только контролировать, но и опекать и как бы защищать других, т.е. кшатрии, это второе сословие ведического общества. Они предназначены, их предписанная обязанность это защищать общество, защищать его физически, защищать от каких-то, может быть, внешних врагов, защищать от преступников и т.д., поддерживать в обществе порядок.

00:33:15 Ну, наконец, третье сословие называется вайшьи, или торгово-экономическое сословие, то, что сейчас называется «новые русские». Это промышленники, бизнесмены, банкиры, которые предназначены для того, чтобы давать обществу все необходимое с материальной точки зрения, т.е. обеспечивать общество товарами, продуктами питания, сельскохозяйственной продукцией. Поэтому в обязанности вайшьи входит сельское хозяйство, защита коров, потому, что согласно ведической культуре, коровы являются самым ценным животным. Даже, вы, возможно, слышали, что она является священным животным, т.е. корова для человека вторая мать, и в обязанности вайшьи входит в том числе защита коров, потому, что корова дает самый ценный продукт – молоко. Из молока делается творог, йогурт, сливки, масло, сыр и это считается самым ценным питанием, которое дает все необходимые белки, жиры, витамины и т.д.

00:34:24 И более того, корова ценна не только тем, что она дает молоко, но, даже её помет является идеальным удобрением. Т.е. если удобрять поля коровьим навозом, то урожай возрастет в несколько раз. Ну, у нас удобряют любым навозом, у нас особо выбирать не приходится, там и конским и любым, но, коровий навоз имеет ещё то преимущество, что после того, как вы его, скажем, его, предположим, применили как-то, не остается дурного запаха, скажем, в отличии от какого-то козьего или свиного навоза, от которого хоть святых выноси. Но, коровий навоз еще, к тому же, обладает определёнными антисептическими свойствами. В Индии добавляют коровий навоз в ведро с водой и этой водой моют пол. И после этого вся атмосфера в доме очищается и становится очень свежий, как будто дом заново отстроен. Т.е. от коровы мы используем не только молочные продукты, но и также продукты жизнедеятельности. Затем, когда корова умирает от нее используют рога, копыта и шкуру можно использовать – делать одежду, ботинки. Но, убивать корову, согласно ведической культуре запрещено. И в Индии, до сих пор закон запрещает убийство коров. Во многих штатах этот закон действует до сих пор. Вы наверняка слышали, что в Индии коровы гуляют довольно свободно, и они иногда гуляют прямо по улице, их объезжают, им гудят. Но, сбивать корову, это считается преступление.

00:36:22 И, наконец, последний класс ведического общества называется шудры или рабочий класс. И это наиболее низший представитель общества, особенно современного. Это просто люди, которые не обладают какими-то особыми интеллектуальными качествами, которые просто любят и умеют хорошо работать. И это не значит, что это люди второго сорта. Просто, у каждого свои данные, свои способности и один лектор, один преподаватель очень остроумно назвал, что шудры, это люди, у кого золотые руки, которые умеют и любят работать руками. И между прочим, это тоже не так просто, потому, что, например, брахманы, кшатрии, т.е. люди интеллектуального труда и администрация, им не так просто работать руками, потому, что для этого тоже нужна определённая сноровка, определённые качества, определённая любовь к такой деятельности. И в ведах приводится такое аллегорическое сравнение, что эти 4 класса ведического общества сравниваются с человеческим телом. Брахманы, интеллектуальный класс, их сравнивают с головой, кшатриев, администраторов, войнов сравнивают с руками, вайшьи, торгово-экономический класс сравнивают с животом, или с желудком общества, который дает обществу питание, и, наконец, шудр сравнивают с ногами. И, понятно, что для человека все 4 части тела очень важны. Конечно, мы так считаем, что голова важнее всего, но, очень плохо без рук, очень плохо без ног, и тоже очень трудно прожить без живота, без желудка, непонятно, как тело будет питаться. Придется в кровь вводить какие-то питательные вещества, очень мучительная процедура, и никакого счастья уже в жизни не будет.

00:38:26 Вот это 4 класса ведического общества и варнашрамы, 4 как бы варны. Согласно ведам в обществе имеется 4 цели. Первая цель, как я сказал, дхарма, это исполнение предписанных обязанностей. И предписанные обязанности различаются в соответствии с варной, т.е. классом, к которому принадлежит данный человек. У брахманов одни обязанности, как я упоминал, в основном интеллектуальные обязанности, изучать знание, духовные знания, или материальные знания, есть разные брахманы. У кшатриев другие обязанности, и то же мы о них упоминали. Это в основном связано с защитой общества, с управлением. У вайшьей - третьи обязанности, связанные с обеспечением общества материальными благами и у шудр самые простые обязанности, они просто работают, они выполняют указания трех других сословий.

00:39:31 Вторая цель после дхармы, называется «артха», или экономическое развитие. Т.е. если в обществе, все члены общества выполняют свои обязанности, это как бы идеальный случай, но, к этому, естественно, нужно стремиться, то наступает экономическое процветание. Т.е. в обществе наступает эпоха экономического роста, говоря современными словами и общество становится обеспеченным всеми материальными благами, им руководят хорошие лидеры и общество получает духовные знания от брахманов, т.е. от учителей, которые проповедуют и обучают людей как правильно жить, чтобы не просто удовлетворять свои материальные потребности, но и чтобы духовно как-то развиваться.

00:40:30 После этой цели экономического развития наступает третья цель, естественная, называется на санскрите «кама». Как вы знаете, в России на урале есть болшая река Кама. Оказывается, это от слова «кама», которая не понятно, что значит на русском языке, в русском, вроде нет такого корня. На санскрите «кама» означает наслаждение. Наслаждение, чувственное наслаждение, т.е. то, к чему стремятся все люди. Наслаждение через еду, через сон, секс, оборону, т.е. 4 вида материальных наслаждений в целом, называется вот этим термином «кама». Если общество материально процветает, то, естественно, все люди имеют возможность получать те материальные наслаждения, к которым они стремятся.

00:41:25 И последняя, четвертая цель, последняя по очереди, но не последняя по важности, на санскрите называется «мокша», или освобождение. Кстати, может быть, вы знаете, есть такая река Мокша. Что такое мокша на русском языке? То же не понятно, нет такого слова. А на санскрите «мокша» это освобождение. И русская река тоже позаимствовала это название с санскрита, это ещё одно свидетельство того, что русская культура и русская традиция вышла из ведической. И освобождение означает, что человек освобождается из материального рабства, он достигает духовного самосознания, он понимает свою духовную природу, и он может освободиться из цикла рождений и смертей, который называется на санскрите словом «самсара» - круг рождения и смерти и это круг в котором все души постоянно рождаются и умирают, рождаются и умирают, в соответствии с законом кармы. И, разумеется, это процесс не столь приятный, потому, что наш процесс рождения, наш процесс старения, болезни и процесс смерти связан со страданием. И, поэтому, веды ставят в качестве основной цели цивилизованной жизни достижение мокши, т.е. освобождение из материального рабства, и возвращение в духовный мир.

00:43:06 Ну, что такое вот это духовное освобождение? Есть разные философии, в том числе в Индии, есть философия Буддизма, которые понимают это освобождение в имперсональном ключе, что это некое имперсональное бытие, когда человек избавляется от всех желаний, и ото всех страданий, и он пребывает в таком как бы состоянии покоя, когда он как бы особо ничего не ощущает, как бы состояние полудремоты. Есть другая школа философии, называется вишнуизм или вайшнаизм. И они ближе как раз к традиционным религиям типа христианства и мусульманства, которые говорят, что существует персональное освобождение, или возвращение в духовный мир, в божье царство. Т.е. точно так же, как в материальном мире мы являемся личностями, душами, точно также существует и духовный мир, духовное бытие, в котором мы как души общаемся не только между собой, но и общаемся с высшим разумом, с Богом.

00:44:21 И, поскольку Бог это высший разум, наиболее совершенная личность, всепривлекающая личность, это называется на санскрите именем Кришна, то, общение с ним доставляет душе полное удовлетворение, полное счастье, блаженство и такой душе уже нет нужды возвращаться в материальный мир в мир рождения и смерти. Вот это 4 основные задачи ведической культуры, ведического общества и мы ещё сегодня с вами успеем рассмотреть основные принципы ведической культуры, и вы увидите, что это принципы, в общем-то, вполне понятные, что они соответствуют нашим представлениям, что это не просто какая-то индийская культура.

00:45:18 Ну, первый принцип, о котором я упоминал – это добросовестное исполнение своих обязанностей. Но, суть в том, что человек должен исполнять свои обязанности ни ради материальных благ. Как, среди современных людей, обычных, нормальных людей, это известно, понятно, что хороший достойный человек должен добросовестно исполнять свои обязанности, но, духовная культура, ведическая, подразумевает, что человек должен исполнять свои обязанности бескорыстно, ни ради денег, ни ради продвижения по службе, а ради высшей духовной цели, духовного совершенства. Это принцип называется на санскрите «карма-йога». Наверняка вы слышали о йоге, существуют разные системы йоги, они описаны, скажем, в Бхагават-гите. И вот, самая первая йога называется карма-йога, т.е. йога исполнения своих предписанных обязанностей, без привязанности к результату. Это первый принцип духовной культуры, или принцип кармы-йоги.

00:46:25 Дальше очень важный и существенный принцип – это принцип почитания старших. В современном обществе, как вы знаете, молодежь очень редко почитает старших, своих родителей, своих старших родственников, учителей, и они гораздо чаще доставляют головную боль своим старшим. Но, это не правильно, это не духовная культура, из-за этого происходит разрыв связи между поколениями. Старшее поколение – это люди более мудрые, более опытные, у них уже мало сил, но у них больше знания и по идее, старшие должны делиться своим опытом с младшими. Они должны давать свои знания, свой опыт младшему поколению. У молодого поколения много сил, много энергии, но, мало знания, мало жизненного опыта, и поэтому они совершают одну ошибку за другой, и пытаются наслаждаться из всех сил, и иногда совершают множество глупостей, множество глупых ошибок. И предназначение стариков, старшего поколения в том, чтобы уберечь молодых от жизненных ошибок. Чтобы на своем опыте, на примере своей жизни научить их и помочь им прогрессировать как с материальной, так и с духовной точки зрения. И этот принцип подразумевает, что мы должны с уважением, с почтением относиться к своим старшим, уважать их в любом случае, даже, если их не за что уважать, даже, если, может быть, это люди какие-то, ну, не очень духовные, не очень продвинутые.

00:48:25 Ну, скажем, мы должны уважать своих родителей. Мы обязаны своим родителям уже тем, что они дали нам жизнь, что они нас родили. И каждая мать провела множество бессонных часов, когда её маленький ребенок ночью не спал, просыпался, хотел поесть или что-то еще. И говориться, есть поговорка, вы наверняка слышали, что дети никогда не смогут отплатить свой долг перед родителями. Родители, вероятно из наших слушателей много, я думаю, родителей, это знают на своем опыте. Родители, в общем-то, готовы все отдать, все пожертвовать своим детям, а требовать особо от детей ничего не нужно, только какое-то минимальное уважение, почтение. Но, зачастую, даже этого они не получают. Вот это отсутствие духовной культуры в обществе приводит к тому, что молодые люди фактически обкрадывают сами себя, что они не оказывая должного почтения к старшим разрывают вот эту связь поколений не получают от них опыта, знания о жизни, и совершают множество ошибок.

00:49:49 Следующий принцип ведической культуры, который мы сейчас рассматриваем кратко, в будущем, я думаю, рассмотрим подробнее, это принцип защиты слабых членов общества – женщин, стариков и детей. В принципе, это есть даже в обычной культуре, какие-то, скажем, пенсионные пособия, какие-то пособия на рождение детей, детские сады, ясли и т.д. Т.е. к счастью, в нашей современной культуре какие-то отдельные элементы этой древней культуры ещё сохранились. В ведической культуре это является одним из важнейших основных принципов. В частности, как мы уже говорили о стариках, и то же самое можно сказать, что в защите нуждаются дети, и в защите нуждаются женщины.

00:50:51 Вот это вещь, которая не столь понятна для современных людей, что какая защита нужна женщинам. И в современном обществе есть такая тенденция, как бы стремления к независимости, что женщины стремятся к эмансипации, к тому, чтобы быть полностью независимыми от мужчин. Это не соответствует ведическим принципам. Согласно ведической культуре, женщина должна всегда находиться под защитой. Когда она девочка, в молодости, она должна находиться под защитой отца. Когда она выходит замуж, она находится под защитой мужа, и когда она становится вдовой, муж умирает, или он принимает какой-то отреченный образ жизни, или уходит в монастырь, то жена должна оставаться под защитой старшего сына.

00:51:48 Т.е. женщина, согласна ведической культуры, на всех этапах своей жизни должна находиться под защитой. Этому есть определённый научные, я бы сказал психологические причины, что у женщин иначе устроен ум, психология, у них одновременно работают оба полушария, и левое – логическое, и правое – эмоциональное. И ум женщин более беспокойный по природе, чем ум мужчин. У мужчин работает попеременно то левое полушарие, логическое, или они могут переключиться на правое, когда, скажем, мужчина влюбляется, все забывает. Но, как правило, в нормальном состоянии у мужчин работает левое полушарие, и поэтому, мужчины обладают как бы большей силой воли, и они больше способны к каким-то аскезам. И как правило, мужчины становятся руководителями общества, лидерами. Так вот, по этой причине, женщины нуждаются в определённой защите со стороны своих близких. Конечно, это легче провозгласить, гораздо труднее это осуществить, особенно в современную эпоху, когда множество женщин остаются как бы одиночки, без семьи, или они разводятся с мужем, или их бросает муж, а иногда просто они замуж не выходят, а просто они остаются с ребенком на руках. И это уже культура современной эпохи, которая называется на санскрите «кали юга», эпоха духовной деградации, когда духовные принципы, принципы духовной культуры в основном потеряны. Но, мы должны, так или иначе, их знать, изучать, и по мере сил стараться воплощать их в своей жизни.

00:53:58 И, последний, предпоследний принцип, принцип чистоты. Т.е. духовная культура, ведическая культура предполагает, что человек должен стремиться к чистоте как внешней, так и внутренней. Внешняя чистота вполне понятна, что мы должны каждый день мыться, мыть лицо, руки, ноги, и более того, в ведической культуре считается, что человек должен каждый день принимать омовение под душем. Это вещь, которая, в нашей культуре не столь привита. Я помню, что в моей семье, хотя я вырос в семье ученых, меня учили, что нужно мыться в бане раз в неделю. И вот, мы с дедушкой, помню, ходили в баню раз в неделю, или в[?] сандуновские бани или в[?] кадешевские бани, в общем, я в бане находился и теперь я вместо того, чтобы ходить в баню, просто каждый день моюсь под душем. Значит, рекомендуется мыться под душем по утрам, или также второй раз, если вы сходили в туалет по большому – тоже рекомендуется принимать душ, а не просто воспользоваться бумагой.

00:55:20 Ну и наконец, чистота внешняя, я уже сказал, а также чистота внутренняя, это чистота нашего сознания, т.е. мы должны иметь в своей жизни какие-то духовные цели, духовные убеждения и понимать, что материальная сторона жизни это не все, что мы должны следовать каким-то духовным принципам, духовным идеалам.

00:55:43 Последний принцип, о котором я не буду говорить сегодня подробно, потому, что, с одной стороны и время моего доклада кончается, и мы будем через пару минут принимать ваши звонки, и по той причине, что этот принцип немножко не понятен современным людям, он является, я бы сказал, немножко эзотерическим. Этот принцип называется принцип гуру, или принцип духовного учителя. Согласно этому принципу, у каждого человека, независимо от его сословия, его рождения, его способностей должен быть гуру или духовный наставник. Начиная с детского возраста, когда ребенок воспитывается в доме, в доме должен быть учитель, какой-то домашний наставник, который обучает детей, и также дает советы старшим членам. Затем есть процесс обучения в духовной школе, называется «гурукула», где тоже есть учитель. И есть также такое понятие, как духовный учитель, который обучает человека духовному знанию, т.е. знанию о личной природе души, о природе Бога, и о высшей цели человеческой жизни.

00:57:05 Если на первом этапе дома или в гурукуле учитель может обучать ребенка каким-то простым вещам, материальной культуре, правильно вести себя, почитать старших, как принимать омовение, и т.д. грамматике, арифметике, то, в конце концов человек должен найти себе духовного учителя, духовного наставника, и узнать о высших целях человеческой жизни и соответственно, перестраивать свою жизнь на духовное русло, потому, что какого бы мы не достигли успеха в материальной жизни, богатства или образования, рано или поздно всему придёт конец и станет вопрос, что нас дальше ждет, потому что, как вы прекрасно знаете, наша материальная жизнь кончается старостью и смертью. Вот, я хочу на этой, может быть, немножечко грустной ноте, но, на самом деле очень важной, очень серьезной закончить свой небольшой доклад и предложить вам писать нам на наш сайт ваши вопросы задавать.

00:58:30 Дорогие друзья, я напоминаю, что у нас живой эфир аюрведа радио, в эфире Критский Владимир Георгиевич, мы ждем ваши вопросы на наш сайт doctor108@mail.ru.

00:58:43 Так, дорогие слушатели, у нас поступил один вопрос. Вопрос такой, я бы сказал ребром: «Для чего нам, русским людям нужна индийская культура?» Я постараюсь на него ответить. Во-первых, я говорил, что ведическая культура это не вполне правильно называть её индийской культурой. Конечно, сейчас, мы знаем, что веды из Индии, что веды были записаны 5000 лет назад в Индии, есть 4 веды – Риг-веда, Сама-веда, Атара-веда, Яджур-веда. Они были написаны на санскрите, на древнем индийском языке. Но, возможно вы слышали, что есть также и русские веды. Есть такое направление славянской культуры, русской славянской культуры и там есть несколько публикаций, несколько книг: книга Коляды, русские Веды. Я их подробно не читал, только просматривал. Но, по крайней мере, специалисты говорят, что рассказанные там какие-то истории очень близки и часто перекликаются с индийскими ведами. Т.е. то, что ведическая культура когда-то была на Руси, есть очень много свидетельств, и с моей точки зрения самый сильный аргумент – это русский язык. Это то, что в русском языке существует тысячи корней из санскрита, начиная с того же слова «веда», от которого идет русское слово «ведать», «ведение», и даже слово «ведьма», т.е. женщина, которая знает веду, знает какие-то тайные знания. Это является несомненным свидетельством ведического происхождения русской культуры.

01:00:55 Затем есть такая вещь как важность духовного знания. Ведическое знание – это древнее духовное знание, очень уникальное, очень ценное. И, независимо от его происхождения, даже, если вы считаете веды, ведическую культуру индийской культурой, мы должны быть достаточно разумными, чтобы воспользоваться этим сокровищем, независимо от того, оно русское, или французское, американское. Скажем, представьте себе такую историю, что горит дом, и нужно срочно вызывать пожарных, вы звоните в пожарную команду, и говорите: «Мне, пожалуйста, срочно пришлите команду пожарных, но, чтобы все они были русские и православного вероисповедания». Но, может быть, это уже лишнее, нам нужны любые пожарные, даже если они не русские, даже если они не православные, потому, что если в доме пожар, пожар нужно тушить.

01:02:04 И вот, аналогично этому, в современном обществе недостает духовного знания. Существует множество разделов знания, которое мы с вами перечисляли, начиная с математики, физики, химии, различные гуманитарные науки, но, практически, нет такой науки, которая изучала бы душу, которая ставила бы вопрос о природе души – что такое душа, есть ли душа, что происходит с душой после смерти тела, существует ли высшая душа, т.е. Бог? И, на самом деле это самые важные вопросы человеческой жизни. И, они, разумеется, каким-то образом решаются в различных религиях, в Христианстве, в Мусульманстве, и аналогично этому, они решаются в Ведах. И, если, предположим, вы уже для себя решили эти вопросы, вы уже следуете какой-то духовной традиции, то это прекрасно. Если вы не нашли для себя духовной традиции, если вы как бы находитесь на перепутье, как большинство современных людей, которые не знают – кому верить, во что верить, то, мы предлагаем вам вот это древнее ведическое знание, очень уникальное, очень цельное и логичное, которое дает ответы практически на все вопросы человеческой жизни. Вот так я могу ответить на ваш вопрос, что, во-первых, это не совсем индийская культура, и во-вторых, даже, если вы считаете это индийской культурой, то, не грех воспользоваться индийской культурой, чтобы получить пламя.

01:03:54 Значит, ещё один вопрос мы получили, я его сейчас прочитаю – «Христианство отрицает реинкарнацию, перевоплощение из одного тела в другое, ведические письмена, наоборот, говорят о её существовании. Как это понимать?» Спасибо за ваш вопрос. Да, действительно, современные христианские богословы отрицают реинкарнацию. Но, если посмотреть раннее христианство, если посмотреть писания различных христианских философов в первые столетия христианской эпохи, то есть 1500-2000 лет назад, то, мы видим, что многие христианские философы признавали реинкарнацию, и насколько нам известна вот эта концепция реинкарнации была отвергнута на 4 Никейском соборе. Я не помню точно, в каком это было веке, по-моему, даже в 4 веке нашей эры. Т.е. нельзя сказать, что христианство полностью отрицает реинкарнацию. В Библии есть определённые указания, намеки на реинкарнацию. Скажем, Иисус Христос со своими учениками встречают какого-то больного, который был болен какой-то болезнью с самого рождения, и это не совсем понятно, за что страдает человек, если у него врожденная болезнь. Они у него спросили: «За что страдает этот человек, за какие грехи, за свои ли прошлые грехи, или за грехи своих предков?» Вот этот вопрос сам подразумевает, что должна быть реинкарнация. Если человек страдает за свои грехи, а у него с рождения то грехов нет, если ребенок только что родился, т.е. этот вопрос подразумевает, что это концепция реинкарнации была в эпоху Иисуса Христа.

01:06:05 И затем, у меня были беседы с отдельными христианскими священниками, я естественно, не буду называть их имена. Но, они мне говорили такую вещь, что, в принципе, христиане не отрицают реинкарнацию, они понимают, что концепция реинкарнации более логичная, более я бы сказал, научная, но, по определённым тактическим соображениям, чтобы у людей был стимул к духовной жизни, чтобы они не думали, что у меня впереди много жизней, я могу ещё успеть стать на путь духовной жизни. Это концепция была отвергнута, что, якобы у души только одна жизнь, что душа рождается, и затем она отправляется либо навечно в рай, либо навечно в ад, что, в общем-то не очень логично. Почему, кто-то за малые грехи, кто-то за большие грехи отправляется в ад, и, соответственно, праведники тоже разные, но, все они попадают в рай. Вот, я могу так ответить на ваш вопрос, что, есть определённое направление в христианстве, которое, я знаю, не отрицает реинкарнацию. Православное христианство, да, в основном отрицает, но, и то с теми оговорками, и теми исключениями, о которых я уже вам говорил. Спасибо ещё раз за вопрос.

01:07:36 Так, следующий вопрос: «Кто такой Иисус Христос с точки зрения ведического знания, некоторые говорят, что он был в Индии, верно ли это?» С точки зрения ведического знания, Иисус Христос, это сын Бога, посланник Бога на земле. Но, он не единственный сын Божий. Он не единственный посланец. До него существовали другие посланцы, другие миссии, и после него также и его задачей, его миссией, также как и всех великих преданных Господа, великих святых была собственно, та же самая – давать людям полное знание, избавлять из от заблуждения и ошибок. Но, разумеется, роль Иисуса Христа в жизни общества особая, потому, то он не просто был одним из многих, он был, может быть, величайшим в современную эпоху посланцем Бога, и мы его почитаем как великого преданного Господа, великого святого, великого учителя и неслучайно, собственно, большая часть мира, больше половины мира следует по его стопам, следует по христианской традиции.

01:09:00 Что касается того, был ли Иисус Христос в Индии, то, на эту тему есть очень много данных, много есть публикаций. Я совсем не давно читал одну из новых публикаций, на выставке новых поступлений в Ленинской библиотеке. И, насколько мне известно, эти данные появились ещё в прошлом веке. Был такой русский журналист, который путешествовал в Индию, и по дороге остановился в одном буддийском монастыре, и в этом монастыре ему показали рукопись, древнюю рукопись, двух тысячелетней давности, в которой говорилось, что Иисус, там назывался как-то Исса, путешествовал в начале из среднего Востока, из Иудеи, Галилеи в Индию, а спустя несколько лет, там где-то порядка 10 лет, он возвращался обратно. И по датировкам это соответствует времени жизни Иисуса Христа, т.е. где-то первым годам нашей эры. И затем, после него ещё был один исследователь, я забыл его имя, и третьим был Николай Рерих. Николай Рерих был третьим, кто был в этом монастыре буддийском, и видел эту рукопись, и подтвердил эти данные, первые, которые этот русский журналист, как его фамилия, я не помню, которые первым обнародовал эти данные, что Иисус Христос путешествовал в Индию, и последним в прошлом веке был как раз Николай Рерих. И затем были уже современные экспедиции. Я видел современный фильм, где была съемочная группа в этом монастыре, и настоятель монастыря сказал, что какая-то, в общем, исследовательская группа несколько лет назад взяла эти рукописи для изучения, и, в общем, они бесследно исчезли. Но, поскольку есть свидетельства, то это, в принципе, возможно, я это не исключаю, что, по своему настроению, по своей идеологии учение Иисуса Христа очень близко к учению одного из великих святых ведической традиции, Шри Чайтаньи Махапрабху, который жил в Индии 500 лет назад. Вот эти принципы, которые провозгласил Иисус Христос возлюбить ближнего своего как самого себя, и возлюбить Господа всем сердцем, всей душой, всем разумом своим, - это повторяется в учении Шри Чайтаньи. Т.е. это я считаю вполне возможным, и некоторые христиане это признают, некоторые не признают, это ни столь существенно, потому, что ведическая традиция, она более древняя, и существовала до Иисуса Христа.

01:12:16 Что касается вашего вопроса, существуют ли ад и рай, то, да, согласно ведам, существуют адские планеты, на которых души грешников получают наказание, существуют райские планеты, на которых получают свою благочестивую карму, благочестивые реакции души праведников, это существует, и это в ведах приводится достаточно подробная информация о различных уровнях планетных систем, начиная с высших планет, с райских планет, и кончая низшими планетами, и в том числе адскими планетами, об этом в ведах также говорится.

01:12:54 Следующий вопрос, вот этот, верхний, да. (читает вопрос) Здравствуйте, спасибо вам за лекцию, знания, которые вы даете. К сожалению, слушала не с начала, надеюсь, она, как и другие будет выложена в архиве. Вопрос. Расскажите о принципах воспитания детей в ведической культуре. К примеру, как воспитывать в детях уважение к старшим, которым вы говорили. С уважением, Наталья. Это интересный вопрос, и, в принципе, я думал даже посветить этому какую-то отдельную лекцию. Но, кратко, я расскажу. Есть три уровня воспитания, три подхода к воспитанию детей – воспитание в благости, воспитание в страсти, воспитание в невежестве.

01:13:47 Воспитание в благости, это наиболее возвышенное, наиболее тонкое воспитание. К сожалению, оно не всегда применимо, не всегда работает, потому, что дети бывают разные. Но, это общение с ребенком, как с личностью. Т.е. вы можете общаться с ребенком, как с личностью, даже с достаточно маленьким ребенком, даже ему может быть несколько лет. Вы с ним старайтесь беседовать на равных, старайтесь понять его мысли, его желания, и соответственно, его поправить, чему-то его научить. И, поскольку у вас, как у взрослого человека более сильный менталитет, более сильный разум, то вы всегда сможете направить ребенка в нужную сторону. Вы сможете, как правило сможете доказать ему, что правильно, что не правильно, и как ему надо поступать, что такое хороши и что такое плохо. Это метод работает с маленькими детьми, с детьми среднего возраста. Он, к сожалению, уже не работает со старшими. Т.е. старшие дети, если они не получили соответствующего воспитания и они имеют свои собственные представления, может быть достаточно грубые, материалистичные.

01:15:11 Второй метод воспитания, который называется воспитание в раджагуне, в гуне страсти – это вы идете на какой-то компромисс и вы договариваетесь, чтобы ребенок поступал правильно в обмен на что-то. Что вы, скажем, обещаете ему купить компьютер, или дать деньги на билет в кино, или что-то еще, посмотреть какую-то передачу по телевизору. И вы идете на такую сделку со своим ребенком, и он соглашается и поступает так, как вы этого хотите. Этот метод тоже имеет ограниченное воздействие. Он естественно, менее благоприятен, потому, что вы приучаете ребенка всегда беспокоиться о какой-то выгоде, что ребенок будет думать, что он получит за своё хорошее поведение. И поэтому, самый лучший метод воспитания в благости, когда вы просто беседуете с ребенком, как с личностью, и пытаетесь, как бы достать до его души, до его внутренней духовной природы и убедить его, чтобы он согласился с вашим предложением, которое звучит не как какой-то приказ, а как какая-то просьба.

01:16:39 Ну и наконец, третий метод воспитания, самый грубый, но, к нему тоже приходится прибегать в крайних случаях – это метод наказания, метод угрозы, метод из под палки, когда вы просто заставляете ребенка делать то, что нужно, под угрозой наказания. И учителя ведической мудрости говорят, что нужно стараться никогда не бить детей, т.е. вы конечно, можете наказывать детей, без этого не возможно обойтись, но, такие грубые физические наказания возможны в самом крайнем случае, когда сами дети применяют к вам силу. В остальных случаях вы должны употребить свой разум, свой интеллект, своё воображение, фантазию для того, чтобы направить ребенка в правильное духовное русло. И, можете не сомневаться, что эти ваши усилия не пропадут даром. Т.е. все то, что вы вкладываете в своих детей, любовь, доверие, знание, сердце, они вернуться вам сторицей. Но, как бы то ни было, этот третий метод воспитания самый грубый – называется в тамагуне, в гуне невежества иногда приходится применять, т.е. скрепя сердце, и суть в том, что вы должны наказывать ребенка не со злобой, не с тем, чтобы ему доставить боль, какие-то страдания, а с любовью, вот в этом хитрость. Иногда приходится применять и вот этот третий метод наказания, из под палки, но, это всё равно должно быть внутренне с чувством любви, понимая, что вы вынуждены это делать, и может быть даже, потом стоит извиниться, сказать: «Извини, я должен был тебя наказать, потому что ты совершенно потерял разум и действовал очень глупо и не красиво, я не мог иначе тебя никак остановить». Вот так я могу ответить на ваш вопрос, что три метода воспитания – в благости, в страсти и в невежестве. В принципе, все три имеют место в разных ситуациях.

01:19:10 Так, ещё вопрос, да. Сейчас я прочитаю следующий вопрос, по-крупнее сделайте, пожалуйста. (читает вопрос) Здравствуйте. Относится к группе протиндоевропейских языков. Это вы имеете в виду санскрит? Общие корни санскрита и русского не являются аргументом, просто потому, что русский язык имеет общие корни с другими языковыми группами. Более того, вопрос проторасы далеко не решен, древние знания и мировоззрения существовали параллельно, и увязывать протоисторию России и Индии, по крайней мере, странно. Ну, это не столько вопрос, сколько утверждение, и я с этим спорить не собираюсь, очевидно, человек является ученым, профессионалом, я очень уважаю ваше мнение, буду это иметь в виду, но, вступать в дискуссию считаю как бы не этичным, потому, что я в этом не профессионал и просто рассказал то, о чем я слышал на лекциях от каких-то преподавателей, учителей ведической культуры.

01:20:30 Следующий вопрос о реинкарнации. В христианстве понимание того, что человек несет в себе грех предков и умирает, не совершив грехов, никак не может опровергаться и становится косвенной ссылкой на реинкарнацию. Ну, это тоже не вопрос, а скорее утверждение, так, что здесь, собственно, никакого ответа не требуется. Но, то, что реинкарнация не отвергается, это вполне я с этим согласен, что, на самом деле Библия и христианские писания не отвергают концепцию реинкарнации. Почему вы не выступаете в СМИ? Препятствие создает общественное не приятие вашей организации? Если сравнивать вас с другими конфессиями, невозможно вспомнить ничего, кроме навязчивой торговли книгами на улице.

01:21:38 Почему вы не выступаете в СМИ. В СМИ иногда появляются статьи, и более того, у меня с профессором Троицким есть несколько статей в научных журналах по ведической культуре. Если вы знаете, есть такой журнал «Сознание – физическая реальность». Это научный журнал, но, он как бы допускает различные концепции, не только материалистической науки, но и духовные. И у нас там есть 4 или 5 статей, начиная с 2002 года, в 2003, в 2004, и последняя статья была в 2005 году. Первая статья у нас называлась «Немеханистическая концепция в науке». Вторая статься называлась «Процесс познания в ведической традиции», третья называлась «Можно ли познать абсолютную истину», и четвертая называлась «Культура и философия древней Индии». Т.е. вот это публикации в научной литературе, у нас также есть довольно много публикаций в разных газетах, у нас даже есть пресс-центр, и если вас очень интересует, вы должны прислать свой адрес, и я вам, может быть могу прислать….Публикации периодически появляются, у нас таких частых, регулярных публикаций, но, если вы можете в этом помочь, то будем очень рады.

01:23:10 Дальше, следующий вопрос. Вы умаляете величие Христа, он является посланником, он воплощает в себе величие Бога и считается богочеловеком. Я с этим согласен, я не собирался умалять величие Христа, я почитаю Иисуса Христа. Я считаю, что через него, через почитание Иисуса Христа я пришел к ведам, к ведическому знанию. Мы считаем Иисуса Христа своим учителем. То, что он богочеловек, я с этим абсолютно согласен, что он воплощает в себе величие Бога, он наделен божественными качествами. Я тут не вижу никакого противоречия.

01:23:48 Дальше, вот здесь, у Нотовича вопрос, потому, что фамилия журналиста, который первый путешествовал в Индию, нашел вот эти записки Нотович. Фактов появления Иисуса Христа в Индии не существует, изучение записок Нотовича и Рериха не дали возможности с уверенностью сказать, что Иисус был в Индии, рукопись не найдена. Смешно считать, что нет ни одного свидетельства похода в Индию еврейских и римских хрониках, даже в апокрифах. Знаете, то, что не найдено свидетельств в каких-то еврейских и римских хрониках, это ни о чем не говорит, что их не найдено, не значит, что их нет. И потом, Иисус Христос не был тогда известной личностью, он был тогда просто каким-то человеком, каким-то святым, который занимался духовным поиском. Он стал великим, он воссиял, когда он начал проповедовать, когда он стал проповедовать в Иудеи, в Галилеи, тогда, собственно, он стал известен как Иисус Христос. Так что я не вижу в вашем вопросе каких-то очень сильных аргументов против вот этого мнения Нотовича и Рерихов. Значит, третий был, я вспомнил, Свами [?] Абхитананда, т.е. вот эти три свидетеля, которые подтвердили вот эти записи в буддийском монастыре, и скажем, смотрите, у нас есть какой-нибудь суд, который устанавливает виновность какого-то человека, вот, совершил он преступление, или нет. Если один свидетель дал показания, то это ещё не достаточно. Ни один суд не вынесет какого-то приговора по показанию одного свидетеля. Если двое не зависимых свидетелей, это уже более убедительно. Если трое свидетелей, то суд уже может вынести приговор. Т.е. понимаете, отсутствие свидетельств ни о чем не говорит. Вот факт тот, что свидетельства есть. Поймите этот простой логический принцип, что вы не нашли свидетельств – не значит, что их нет, просто вы их не нашли. Они, может быть, где-то есть. Вот факт тот, что 3 человека, нормальных, разумных, ученых, не предвзятых, ни как друг с другом не связанных, дают такие свидетельства. Поэтому, это достаточно сильное подтверждение. А уже вы в это можете верить или не верить, это ваше личное дело.

01:26:15 Следующий вопрос – где найти детский садик и школу, где бы воспитание было в гуне благости? Значит, у нас, в Москве, существовала до недавнего времени бхактиведанта гурукула, т.е. воспитание, школа, которая воспитывала детей по этим принципам. Я 3,5 года в ней работал, преподавал там различные предметы, в том числе ведическую культуру, о которой собственно, я и собираюсь вам рассказывать. К сожалению, она сейчас закрылась по различным финансовым соображениям, потому, что школу содержать, нужны большие средства, и остались несколько преподавателей, которые ведут преподавание индивидуально. Если вы пришлете свои координаты или мне позвоните, я вам могу дать свой телефон, скажем, завтра, завтра меня дома не будет. Позвонить мне можно в понедельник 386 99 78, это мой домашний телефон. И если вы мне позвоните, я вам могу сообщить их координаты. И там обучение индивидуальное, т.е. они обучают несколько детей у себя дома, они обучают в соответствии с ведическими традициями, там, конечно, обучение что-то стоит, оно уже не бесплатное, это по-моему, порядка 100 долларов. Сейчас, согласно нашему законодательству, это вполне возможно. Дети затем сдают экстерном экзамен уже в официальной государственной школе, для них это не проблема. Потому, что индивидуальное обучение, разумеется, очень глубокое, очень серьезное и получают аттестат о среднем образовании.

01:27:56 Следующий вопрос – что вы можете сказать о школе Щетинина, а также о Вальдорфской школе? О Вальдорфской школе я ничего не знаю, о школе Щетинина я знаю многое, потому, что у нас в гурукуле работали, по крайней мере, одна женщина преподаватель, которая там работала в школе Щетинина. Она многое об этом рассказывала, и мы даже видели какие-то не большие отрывки, фильмы, нам рассказывали о программе этой школы, мы пытались эту программу, в какой-то степени у себя осуществить. Разумеется, школа Щетинина, это особая, очень элитная школа, туда не так просто попасть, и там, несомненно, обучают детей в соответствии с ведическими принципами, ну, в основном христианской культуры. Но, это не существенно, что, на самом деле, мы считаем, что любая духовная культура приносит благо. Скажем, если дети воспитывались в христианской среде, то им нужно давать христианскую культуру, если в мусульманской, то мусульманскую культуру. Если не было никакой духовной культуры, то, как в моем случае, когда я родился в семье, где никто в Бога не верил, ни мать, ни отец, мы приняли ведическую культуру, т.е. это культура, которая поставила нас на духовный путь и она не только имеет своё право на существование, но имеет очень определённые преимущества.

01:29:23 Поэтому, несомненно, детей стоит обучать в таких школах. Если вы найдете, если вы сможете попасть в школу Щетинина, она где-то там находится, под Сочи, вот, и там обучение достаточно серьезное, и не все дети это выдерживают, и там трудовое обучение очень как бы…ну, вообще-то, каждый день дети должны работать. Т.е. для того, чтобы воспитать детей, их нужно занять, чтобы они увлекались не телевизором и компьютерными играми, чтобы они занимались чем-то полезным, и в школе Щетина это решается так, что дети просто работают физически, и все делают сами – убирают, гладят, стирают, они строят, даже в строительных работах принимают участие, я видел даже фотографии на эту тему. Т.е. там детям приходится довольно тяжело трудиться, но, результаты чудесные, т.е. я там сам не был, но по рассказам тех людей, которые там были, дети просто как шелковые, очень вежливые, очень культурные, очень умные, они кончают десятилетку в 2-3 раза быстрее. Их интеллектуальное развитие в 2-3 раза выше чем обычных людей. Для них поступить в институт, естественно, никакой проблемы не составляет. Но, вот это, пока единственная школа.

01:31:00 И следующий вопрос – существует ли в России ведическая школа и детские садики? Я уже на этот вопрос ответил, что в Индии существует, в России – нет. Пока что наша последняя духовная школа, гурукула закрылась полтора года назад. Есть индивидуальное обучение, то же самое, я продиктовал свой телефон, вы можете мне позвонить в понедельник, я вам дам телефон этих преподавателей, которые занимаются индивидуальным обучением детей, это в Москве, они живут в районе метро Дмитровская. Очень замечательные преподаватели, педагоги, которые вот эту гурукулу основали, и они её поддерживали в течении почти 15 лет. Но, по тем или иным причинам, по финансовым причинам школа закрылась. Но, это очень уважаемые люди, педагоги с профессиональным образованием, и не одним высшим образованием и плюс ещё люди, обладающие духовным знанием, которые могут воспитать детей. Поэтому, я рад таким вопросам, что вы очень серьезно к этому относитесь, потому, что воспитание детей, это не простая проблема я могу сказать о своем сыне, что мой сын учился и в этой гурукуле до 9 го класса, потом он учился год в Индии. Мы его отправляли в духовную школу в Индию, во Вриндаване под Дели. Я не могу сказать, что все было идеально, там было тяжело, он попросил оттуда его забрать, там год проучился. Как бы то ни было, сейчас он поступил в техникум, он закончил первый курс, перешел на второй по специальности, которую он сам выбрал. И, это, несомненно, серьезная проблема, от этого зависит наше будущее, и я очень рад, что наши слушатели серьезно к этому относятся, что несомненно, воспитание детей – практически основная задача, основной долг родителей.

01:33:10 У нас ещё один вопрос – как поддерживать в себе и развивать культуру благости, если вокруг культура страсти и невежества? Очень замечательный вопрос. Это вопрос столь же сложный, как и предыдущий, но, кратко ответ такой. Для того, чтобы развивать в себе культуру в гуне благости нужно общаться с людьми, которые находятся в благости, слушать, по крайней мере, их лекции, как например, Олега Геннадьевича, который дает замечательные лекции на нашем радио «аюрведа», других преподавателей. По крайней мере, общаться в эфире, слушать их лекции и не просто слушать – в одно ухо влетело, в другое вылетело, а очень внимательно слушать, и думать, размышлять, каким образом можно применить это в своей жизни. Потому, что ведическое знание – это не просто теория, это не просто некая красивая сказка, это некая практическая система. Вот недаром, неслучайно мы решили назвать этот курс «ведическая культура», потому, что это не просто некая философия, что вот, красивое учение, что есть некий абсолют, абсолютная истина, он совершенен, вроде тоже [неразборчиво] а как стать совершенным не известно. Ведическая культура – это как раз культура воспитания, каким образом человек может постепенно подняться. Я вам уже сказал, между прочим, о первом шаге этой культуры. Если вы обратили внимание, я вам говорил о карма-йоге. Если вы прочитаете Бхагават-гиту, которая является главным писанием ведической традиции, первые главы Бхагават-гиты посвящены карма йоге, и с этого нужно начать. Т.е. человек должен начать с того, чтобы приучить себя добросовестно исполнять свои обязанности, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности по отношению к близким, по отношению к родственникам, к детям, к родителям. Уже мы сегодня говорили, что нужно почитать своих родителей, своих старших, нужно любить своих детей и вообще своих близких, тем более. И нужно выполнять свой долг перед обществом, понимать, что человек должен быть достойным членом своего общества. И мы не можем в прямую проповедовать, был вопрос, почему мы не выступаем в СМИ, нам просто, как бы, особо не представляют такой возможности, но, мы можем учить людей своим примером. Т.е. своим примером, исполняя добросовестно свои обязанности и не стремясь к каким-то материальным благам, к богатствам, к положению, мы просто обучаем людей тем, что сами живем достаточно достойной жизнью, по крайней мере, пытаемся. И, точно также это принцип ведической культуры, о чем говорится в Бхагават-гите в третьей и четвертой главе, где Кришна говорит, что, какой пример установил великий человек, то все люди следуют за ним. Какой он дал образец – все следуют, идут тем же путем. Т.е. если человек хочет подняться, стать какой-то более совершенной, более духовной личностью, он должен подавать людям пример. Вот это будет, пожалуй, самым эффективным.

01:36:57 Дорогие друзья, время без 15 девять, но, у нас пока вопросов других нет, и если вы не против, может быть мы тогда, на сегодня закруглимся и скорее всего, по плану, следующая лекции на эту тему состоится в пятницу. Я надеюсь, что вы будете нам писать, отвечать, задавать свои вопросы, большое спасибо за внимание.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 24 октября 2011