Период обучения в ведической культуре

Аюрведа радио - 13 января 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:17:58 | качество: mp3 24kB/s 13 Mb | прослушано: 177 | скачано: 288 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Здравствуйте дорогие друзья! Мы с вами начинаем передачу «Филосовские основы духовной культуры». В эфире Критский Владимир Георгиевич. У меня …работаю в московском институте Бхактиведанты и я кратко напомню о чем у нас были предыдущие беседы. Мы с вами говорили о том, что современная культура практически является материалистичной и не имет представления о так сказать каких-то духовных ценностях. Т.е. мы говорили о также противоречии так называемого научного мировоззрения и духовного мировоззрения, что у людей, по сути, нет понимания у них противоречия, что на самом деле имеет место. Одно из [неразборчиво] современная наука, которая утверждает, что причина жизни материальна, что вселенная образовалась в результате большого взрыва, все живые существа в процессе эволюции.

00:01:25 И с другой стороны есть какие-то духовные традиции, представленными великими традиционными и не традиционными, которые говорят о совершенно противоположном концепте, о том, что существует высший разум, Бог, о том, что мы не материальны по своей природе и жизнь не кончается со смертью тела. И Веды это очень древние источники знания, очень древние писания, которые разрешают кажущиеся противоречия. На самом деле наука вполне как бы авторитетна, имеет право на существование, потому, что она доказала свою практическую ценность, практическую важность в развитии каких-то технических средств, радио, телевидение, телефоны и так далее. Но, задача науки это как бы объяснение материального мира, познание законов материального мира и не более того. То есть наука имеет дело с той материальной реальностью, в которой мы с вами живем. Это трехмерное измерение, трехмерная материальная вселенная, в которой мы находимся.

00:02:57 Духовное знание, и в первую очередь, конечно, я имею в виду Веды, Веды в переводе означает знание. Это учение об изначальной причине всего сущего. Т.е. в первую очередь вопрос не о том, как устроен мир, а почему так устроен мир. Иными словами духовное знание, это знание о не материальной, трансцендентной причине всего сущего. Скажем, некоторые материалисты, атеисты утверждают, что ничего трансцендентного нет, что мир материален, что все возникло случайно, случайно большой взрыв, случайная эволюция, случайно родился, случайно женился, случайно помер. Но, духовное направление, это направление, которое не согласно с этой религией, потому, что материализм тоже является формой религиозной веры и признает существование высшего духовного начала, которое мы назвали Абсолют, Абсолютная истина.

00:04:17 Мы в прошлый раз с вами говорили о процессах познания, какие процессы познания существуют в современной науке – это чувственное восприятие и логическое рассуждение. И в духовном процессе познания кроме этого есть ещё процесс как бы нисходящего познания, называется на санскрите шабда или принятие знания из авторитетного источника. И мы с вами обсуждали, что это не просто некая слепая вера, принятие неких авторитетов каких-то там священных писаний духовных учителей. Это есть вполне осмысленный и логичные процесс получения информации, которая не доступна нашим чувствам. Поскольку наши чувства ограничены, наш разум ограничен, то мы естественно не можем постичь весь окружающий мир, все его сложности, многообразие. И, по сути, это первое, что человек должен понять. Что наше человеческое тело, наши человеческие чувства, разум не совершенны. И поэтому мы не можем рассчитывать на получение идеального совершенного знания через так называемый научный процесс, который как раз основан на чувственном восприятии опыте и логике – называется ещё эмпирический процесс познания. «Эмпиро» латинское означает опыт.

00:06:01 Духовный процесс познания ставит во главу угла, так называемый нисходящий процесс шабда или принятие знания из авторитетного источника. Т.е. конечно можно задать вопрос, а есть ли такой источник и как в этом убедиться? Убедиться в этом очень легко посредством той же самой практики того же самого опыта. Т.е. человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о том, что такое жизнь, действительно ли это некая случайная комбинация молекул или есть что-то помимо этого. И, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. И рано или поздно человек встречается с каким-то духовным направлением или встречает Библию или Коран или Веды или встречает какого-то человека, который следует духовной традиции. И по сути вся духовная культура, в данном случае ведическая культура есть практическое воплощение того духовного знания, которое мы получаем из священных писаний из Вед. И поэтому мы с вами сравнивали этот процесс с экспериментом, точно так же как ученый читает в статье описание какого-то опыта, что можно провести какую-то реакцию соединения кислоты со щелочью, получается такой-то результат, соль, вода. Точно так же мы читаем в каких-то книгах, скажем, в Бхагават-гите или в Библии о том, что существует не материальная духовная реальность, и мы можем решить все проблемы нашей жизни, мы можем стать счастливыми, если мы будем следовать определённым принципам духовной культуры.

00:08:08 И заповеди духовной культуры в принципе, совершенно идентичны. В любом священном писании – не убей, не лги, не кради, не прелюбодействуй, чти мать, отца своего и т.д. Т.е. те же заповеди, что имеются в Библии, практически те же, только в более подробном изложении имеются в Ведах, в так называемых Законах Ману. Мы с вами будем как раз об этом говорить сегодня и в последующих занятиях.

00:08:40 Так вот, ведическая культура это по сути практическое воплощение, т.е. способ доказательства того, что мы узнаем из каких-то источников духовного знания. Практика является критерием истины и во всем мире существуют миллионы людей, которые следуют различным духовным традициям и они рано или поздно убеждаются в серьезности данного пути, что это меняет их жизнь в лучшую сторону, дает им возможность гораздо больше узнать, больше понять и стать более счастливыми. По сути у каждого человека в душе есть идеал личной счастливой жизни, к которому мы подсознательно стремимся. Но, материальная жизнь не дает нам ни вечности, потому, что человек в материальном мире рождается, стареет и умирает, не дает полного знания, только какое-то ограниченное материальное знание и не дает счастья, так, какие-то отдельные отрывки материального счастья, материального наслаждения. Но, все это перемежается со страданием.

00:10:11 И священные писания говорят, что существует жизнь, существует вечноесчастье и существует совершенное знание, называется на санскрите сат-чит-ананда – это три качества, три характеристики абсолюта, абсолютной истины – вечное бытие, вечная жизнь, вечное знание и счастье, блаженство. Мы с вами в прошлый раз начали обсуждать основные принципы ведической культуры и сегодня продолжим. Мы говорили, что ведическая культура называется на санскрите варнашрама. Это означает деление общества на 4 социальных класса, варны. Интеллектуальный класс, называется брахманы, затем административный класс, называется на санскрите кшатрии, затем торгово-экономический класс, на санскрите называется вайшьи, и наконец четвертый класс – это шудры. Так вот, на самом деле, в любом обществе имеются эти 4 класса. Не зависимо от того, древневедическое общество или дореволюционное общество в России или современное общество на Западе. Всегда имеются, имеются какие-то люди не материального, такого духовного, интеллектуального склада, ученые, философы, священники. Есть люди административного склада, которые являются лидерами общества, руководителями, сюда же относятся военноначальники. И есть торгово-экономический класс, бизнесмены, купцы и есть рабочий класс, крестьяне, это на санскрите называется шудры.

00:12:07 Т.е. в зависимости от уровня развития человека, от уровня его сознания, каждый человек попадает в тот или иной класс. И для чего нужно такое деление, потому, что среди людей, особенно в современную демократическую эпоху есть такое представление о бесклассовом обществе, которое проповедовали представители марксистско-ленинской идеологии, что у нас [неразборчиво] в неком идеальном бесклассовом обществе. Но, на самом деле, это, разумеется, фикция, бесклассовое общество построено не было, его не возможно в принципе построить. Потому, что такой порядок, такое деление имеется испокон веков в человеческом обществе, будь до десятки тысяч лет назад, ведическую культуру или в современном обществе, условно называемом обществом западной культуры. В какой-то степени Россия также относится сюда.

00:13:21 Так вот, смысл этого деления на 4 класса в том, что каждый человек находясь в том или ином классе знает свои обязанности. Он знает кто он, что он и что он должен делать. Потому, что первый принцип ведической духовной культуры в том, что каждый человек должен добросовестно исполнять свои [обязанности], о чем говорится в Бхагават-гите, я вам уже цитировал, где Кришна говорит Арджуне: «Исполняй свои предписанные обязанности, это лучше чем бездействие, без работы человек не сможет поддержать даже своего тела». Разумеется, этот принцип есть и в обычной, даже материальной культуре, что каждый честный цивилизованный человек должен исполнять свои обязанности. Но, в Ведах это как бы объясняется более тонко, более совершенным образом, что человек должен исполнять свои обязанности, он должен исполнять обязанности бескорыстно. Т.е. не для каких-то материальных плодов, не для каких-то наград, а ради высшей цели, ради духовного совершенства.

00:14:50 Вот это уже идея достаточно важная и достаточно возвышенная, это уже не [неразборчиво] материальной культуры, в которой каждый человек имеет перед собой какие-то цели, какие-то материальные желания, задачи и как раз сама эта идея духовной философии состоит в том, что материальный мир не является единственной окончательной реальностью, что материальный мир – это временное место, куда попадают души для временного пребывания, для определённого процесса воспитания. Точно так же как человек проходит обучение в школе, потом в институте, в аспирантуре, точно так же и душа попадая в материальный мир проходит определённый процесс обучения для того, чтобы избавиться от своих материальных [оков], материальных желаний, загрязнений, которые мешают, [не]позволяют достичь духовного совершенства.

00:16:09 И вот как раз это деление общества на 4 варны, на 4 социальных класса предназначено для того, чтобы каждый человек научился добросовестно исполнять свои обязанности. Причем исполнять бескорыстно, не ради каких-то материальных наград, и это в принципе возможно, потому, что согласно самой этой систем человек попадает в ту или иную варну в соответствии со своими качествами. Не в соответствии со своим рождением в той или иной семье, а в соответствии со своими природными качествами. Т.е. если человек родился с качествами брахмана, он должен стать [брахманом], имеет право стать [брахманом]. Это не значит, что он рождается в семье брахманов, потому, что в современную эпоху не всегда в семье брахманов рождается брахман, в семье кшатрия -кшатрий и т.д. И духовные авторитеты говорят, что это главное, непременное условие сохранения духовной культуры, что человек попадает в тот или иной класс не в соответствии со своим рождением, а в соответствии со своими качествами. Т.е. для того, чтобы быть хорошим брахманом нужно обладать качествами брахмана, нужно…Качества брахмана перечисляются в Бхагават-гите – скромность, смирение, правдивость, мудрость, религиозность, отреченность и т.д. Т.е. это самые возвышенные, это качества гуны благости, духовные качества, поскольку брахманы являются духовными лидерами общества или наставниками. У кшатрия свои качества – сила, героизм, решимость, умение руководить, забота о своих подданных, подопечных. То же достаточно возвышенные качества, кшатрии считаются относящиеся к гуне страсти, у них есть небольшой процент гуны благости, но преобладает гуна страсти. У вайшьей, торгового класса качества более простые – умение заниматься бизнесом, торговать, заниматься земледелием. И самые простые качества у шудры, но, тоже достаточно важные – шудры должны уметь служить остальным классам. У шудр нет достаточно духовных качеств, чтобы быть брахманом, нет силы и воли, чтобы стать кшатрием, нет такой ловкости и изворотливости, чтобы стать бизнесменом. Но у шудр есть качества служения, т.е. ему проще работать под руководством высших классов – брахманов, кшатриев или вайшьей, исполнять указания, и он обеспечивается своим хозяином всем необходимым, жильем, питанием, одеждой и т.д.

00:19:50 Таким образом вот это деление на 4 социальных класса ни есть искусственное деление с целью эксплуатации одного класса другим, это есть естественное деление общества по качеству, по уровню сознания, что позволяет обществу успешно развиваться. И в Ведах говорится, что это деление общества на 4 класса, если оно осуществляется достаточно строго, обеспечивает материальное процветание и каждый человек находится на своем месте, каждый исполняет свои обязанности и естественно, что каждому человеку легко исполнять свои обязанности, потому что это соответствует его природе. И [неразборчиво] какие-то у него искусственные запросы, человек хочет любой ценой поступить в институт, получить высшее образование. Но, если у него нет качеств, чтобы заниматься, учиться, это брахманические качества, по сути, его родители, предположим, заставляют любой ценой закончить институт, он учится, но у него нет к этому склонности. И, конечно из него не получится толком ни хорошего ученого, ни какого-то там хорошего инженера. Просто будет клерк, который будет иметь корочки о высшем образовании.

00:21:14 И аналогично, скажем, проблемы кшатриев, т.е. воинов. Кшатрии любят сражаться, т.е. они не боятся воевать, и не случайно, что во всем мире есть добровольная армия. Это очень редко используются призывники, которых насильно призывают служить. Как правило, испокон веков армия была добровольной, т.е. армия состояла из людей, которые имели склонность сражаться, они не боялись сражаться, проявлять силу, мужество, у них была такая склонность побеждать. И мы знаем, что даже в современной культуре есть страны, скажем, народы Кавказа или на Ближнем Востоке, в Афганистане, так называемые маджахеды. Это люди, которые с детства умели и любили сражаться, их с детства учили сражаться [неразборчиво] шашкой или стрелять из винтовки. И когда эти кшатрии сражаются с какими-то новичками-призывниками, которые служить-то не хотят, которые [неразборчиво] не имеют к этому ни какой склонности, то такие войны могут сражаться с целым [неразборчиво] или как большая горстка таких маджахедов может сражаться с в сотни раз превосходящим противником. Что мы видим на Кавказе, в наших войнах печальных.

00:23:08 Разумеется это не какое-то там восхлавление или прославление, потому, что у них могут быть негативные качества, они могут быть со склонностью к насилию, [неразборчиво] и т.д. Но, согласно ведическому [неразборчиво] кшатрии должны обладать также и качествами благости, т.е. они должны защищать слабых и не нападать на не вооруженного противника или беззащитного противника, т.е. они должны обладать качеством великодушия. Но, по крайней мере, мы видим, что даже в современной культуре есть класс людей, есть эти качества кшатриев, могут сражаться и любят сражаться и по сути именно они должны этим заниматься. Они должны добровольно служить либо в армии либо во внутренних войсках за какую-то плату, вознаграждение и с ними гораздо легче будет работать и решать какие-то проблемы чем призывать насильно сотни тысяч школьников, со [неразборчиво], тех, кто не сдал экзамены в институте. Это скорее, как бы их [неразборчиво] не смогли успешно поступить в институт, или были отчислены – привлекать к какому-то труду, к гражданской работе, которая более естественна, чем, сейчас, кстати, пытаются осуществить через альтернативную службу.

00:24:56 Вот это не большое отступление по поводу смысла этого деления на классы, варнашрамы, на 4 социальных класса – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, что это должно соответствовать природным качествам каждого человека и тогда общество будет материально прогрессировать и не будет особых проблем. И в целом общество ведической культуры это общество взаимного уважения, потому, что за счет такого подразделения на брахманов, кшатриев, вайшьей и шудр каждый находился на своем месте и брахманы были духовными лидерами общества, поэтому они были, естественно, уважаемые, поскольку они были скромные, аскетичные, они помогали людям осваивать духовное знание и причём они работали бескорыстно. Очень интересно, что согласно Ведам брахманы не должны получать какой-то регулярной проплаты, премии. Они живут просто на пожертвования, т.е. что люди им добровольно жертвуют за их обучение, они тем и довольствуются. Конечно, я не то, что призываю, чтобы современные ученые и священники должны перейти на эту систему. Потому, что в целом ведическая культура сейчас уже не всегда даже легка для понимания не только для её воплощения в жизнь. Поэтому пока мы будем с вами рассматривать вот эти принципы ведической культуры как некий духовный идеал, который существовал в мире несколько тысяч лет назад, в Древней Индии, по крайней мере. На самом деле не только в Древней Индии, ведическая культура была не только там, но и на всем нашем континенте.

00:27:04 Так вот, этот принцип взаимного уважения, о чем мы кратко говорили и в первую очередь уважения по отношению к старшим, т.е. к своим родителям, учителям, и вообще к старшим членам общества. Скажем, брахманы почитались как духовные лидеры общества, учителя. Кшатрии уважались, поскольку они обладали силой, властью, они были лидерами, руководителями общества, как современные руководители. Затем вайшьи – обеспечивали общество всеми материальными продуктами, питанием, одеждой и т.д. и шудры работали. Шудры, хотя формально это низший класс в системе варнашрамы, но, фактически они тоже были достойны уважения, потому, что они всех обслуживали. Они были слугами. В современном обществе слуга считается чем-то недостойным, не очень престижным. Но, это уже проблемы современной культуры, потому, что на самом деле все люди являются слугами.

00:28:27 Предположим, царь или руководитель общества, президент является слугой своего народа и об этом говорится открыто, с открытой трибуны, это является [неразборчиво] секрет, когда на телевизионном экране мы видим президента Путина, то всегда показывают момент, когда он заботится, пособия для матерей, многодетных, или пособие по рождаемости или обеспечения военнослужащих жильем. Это главная реклама, что глава государства неустанно печется о благе своих подданных. Поэтому, хотя это не говорится открыто, но, в ведической культуре это [неразборчиво] явным образом, что каждый человек является слугой. Есть такое выражение (санскрит), что начиная с руководителя общества, который служит своему народу и все [остальные] тоже служат. Брахманы тем, что дают людям духовное знание, кшатрии служат [неразборчиво] что-то обещают, [защищают] своих подданных, вайшьи служат тем, что они обеспечивают общество материальным всем необходимым, товаром, продуктами, питанием. Ну и наконец шудры, они служат [неразборчиво]. Шудры служат уже явно, выполняют указание своих хозяев и таким образом все служат друг другу.

00:30:12 Скажем, если взять семью, то в семье, в идеале, дети должны служить своим родителям. [неразборчиво] родители [неразборчиво] пока ребенок маленький, мать особенно и отец служат ему. Мать не спит ночами, если ребенок просыпается, она его успокаивает, кормит. Ну и отцу достается [неразборчиво] в поздние годы, когда ребенок вырастает, особенно сын, да и дочка тоже доставляют не мало хлопот приходится тратить и свои ресурсы кошелька и свою любовь, заботу, время для того, чтобы воспитать своих детей чтобы сделать из них достойных членов общества.

00:31:08 Этот принцип служения на самом деле является универсальным принципом в любом обществе. Проблема современного общества, что это общество без духовных идеалов, [духовного] смысла. Многие люди просто сбиты с толку и думают что духовное знание это некая фикция, некая абстракция, мифология. Духовное знание это даже можно сказать реальная, ещё большая реальность, чем так называемая [принципы] материальные, материальная жизнь. Потому, что материальная жизнь всегда временна и наше пребывание на каком-то посту, наше пребывание в каком-то городе может прекратиться, можем переехать в другое место, и даже наше пребывание в теле является временным и после [придется] его оставить, перейти в иное место, в иной мир. Поэтому ведическая культура [неразборчиво] материальное [неразборчиво] знание или соответственно, не материальную, а духовную культуру.

00:32:27 Значит, первое, что мы с вами сегодня обсудили, что ведическая культура – это культура взаимного уважения, взаимного почитания, каждый знает за что ему уважать другого. Ну мы [неразборчиво] рассматривали [неразборчиво] другие принципы ведической культуры, принцип чистоты. Причем чистота имеется в виду не только [неразборчиво] чистота, что в ведической традиции считается, что человек каждый день должен принимать душ, утром – после сна – человек должен раздеться, [неразборчиво] в нижем белье, и отправиться в душ или в ванну и помыться целиком, полностью, принять душ или окунуться в ванне не долго. Причем утром очень полезно мыться прохладной водой. Если даже вы в начале моетесь теплой водой, в конце нужно политься холодной. Это не большая процедура закаливания, которая известно с древности, известна в [неразборчиво] традициях, что держи ноги в тепле, а голову в холоде. Нужно прямо с головы поливаться именно такой, холодной, по крайней мере, прохладной водой.

00:33:55 Но ещё труднее чем внешняя чистота, это чистота внутренняя. Как в Библии говорится, что человека оскверняет не то, что в него входит, а то, что из него выходит. Т.е. разумеется, важно и то, что в нас входит, т.е. и правила питания и правила гигиены очень важны и диеты. Но, ещё важнее то, что из нас выходит, т.е. как мы общаемся с окружающими людьми, что мы даем людям, какое уважение, какую любовь или наоборот, не любовь, ненависть. Тогда конечно плохо, тогда наши отношения портятся и [неразборчиво] проблема. И в целом ведическая культура, можно сказать [неразборчиво]. Если в современной [культуре] чисто внешне - в какой руке держать вилку, в какой ложку, когда поклониться, когда улыбнуться, то ведическая культура ставит во главу угла не какие-то внешние ритуалы, а именно внутреннее духовное содержание, что мы, вся наша жизнь и наш прогресс духовный, материальный зависит от наших взаимоотношений с окружающими людьми. Это в первую очередь наша семья, это сослуживцы по работе, друзья, товарищи. И поэтому можно сказать так, что духовная ведическая культура – это культура взаимоотношений. И поэтому все принципы, которые мы с вами изучаем, они предназначены [неразборчиво] в человеке развивались лучшие как бы духовные качества, качества [неразборчиво] истины, которые в основном преобладают [неразборчиво]. Мы их перечисляли, это: скромность, простота, смирение, правдивость, чистота, мудрость, религиозность и т.д.

00:36:16 Эти качества, которые присущи брахманам по сути должны быть также присущи и любому человеку духовной культуры, даже если он исполняет обязанности руководителя, [неразборчиво], бизнесмена. Из этих качеств материальной природы высшим является именно качество благости, саттва-гуна, затем ниже находится качества страсти – раджа-гуна, и низшее качество, тама-гуна, это гуна невежества. Для гуны невежества характерны леность, глупость, сонливость, грубость к окружающим, гневливость, зависть, т.е. низшие качества, которые делают жизнь человека очень глупой, бессмысленной, доставляют постоянные беспокойства и себе и всем окружающим. Ну и наконец качества гуны страсти, раджа-гуна, это качества [неразборчиво], когда человек все делает ради выгоды. Он может [неразборчиво] соблюдать какую-то культуру, он может общаться [неразборчиво] с окружающими, но, у него нет искренней как бы любви, искреннего уважения, он делает все ради собственной выгоды, ради того, чтобы получить какое-то положение, уважение со стороны других. И поэтому гуна страсти естественно считается ниже чем гуна благости, хотя она, естественно, выше чем гуна невежества. Считается, что в целом современная культура, современная цивилизация находится в гуне страсти. Гуна страсти считается как бы стандартом, идеалом в современной жизни.

00:38:17 Мы с вами говорили уже [кратко] о других принципах духовной культуры, защиты слабых членов общества, стариков, женщин и детей. Мы в будущем поговорим об этом подробно. И, последнее, но, может быть даже не последнее [неразборчиво] это необходимость духовного наставника или учителя, гуру, о чем говорится во всех произведениях ведической литературы и в Бхагават-гите и в Законах Ману: «Обратись к духовному учителю, задавай ему вопросы со смирением, старайся услужить, самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину». И мы с вами сегодня начнем разбирать 4 ашрама, 4 духовных уклада ведической культуры, и в следующий раз [продолжим].

00:39:20 Помимо 4х варн, деление общества на 4 социальных класса есть ещё так называемая система ашрамов. Ашрам [неразборчиво] в переводе с санскрита означает защита, прибежище. Т.е. человек в процессе своего развития, своей жизни проходит 4 этапа. Первый этап называется брахмачарья – ученик, второй этап называется грихастха – это семейный человек, третий называется ванапрастха – это человек, как бы удалившийся от материальной жизни, и четвертый называется саньяса – когда человек посвящает себя духовной жизни в конце. И сегодня мы с вами начнем разбирать первый, очень [неразборчиво] брахмачарьи, т.е. ученик.

00:40:15 Согласно ведической традиции, все представители трех высших варн, брахманы, кшатрии и вайшьи, должны были пройти этот этап брахмачарьи, в так называемой [гурукуле]. Т.е. примерно в [неразборчиво] 5 или 6 лет, раньше, чем у нас [неразборчиво] родители находили какую-то гурукулу, в каждой деревне была такая школа, потому, что в каждой деревне были брахманы, которые являются учителями. И родители понимали, что даже если они являются хорошими педагогами, что, кстати, далеко не всегда, лучше если детей учит другой, не родители, а какой-то учитель, который будет более объективно, более беспристрастно к нему относиться. Разумеется, учитель играет очень важную роль и воспитание детей [неразборчиво] это неотъемлемая часть воспитания ребенка. Но, родителей не достаточно. Обязательно в воспитании должны принимать участие педагоги или учителя со стороны, которые будут смотреть беспристрастно. Мы с вами прекрасно знаем, что родительская любовь бывает слепая, особенно это касается матерей. Матери очень сильно привязаны к своим детям, ну это для женщин естественно. И это материнская любовь с одной стороны [неразборчиво] и очень [неразборчиво] вот это представление о бескорыстной [неразборчиво].

00:42:12 Но, иногда она приносит обратный результат, особенно если мать пытается воспитать сына без отца. Считается, что сына должен воспитывать в первую очередь отец. Отец должен дать ему какие-то качества, ответственность, качества исполнения своего долга, правдивости и т.д. Мать дает свое, дает свою теплоту, нежность, ласку, но, мужские качества женщине дать трудно. Если как бы нормальная женщина, [неразборчиво] женские качества, сейчас бывает наоборот, что женщина пытается развивать в себе мужские качества, а мужчинам приходится в ответ женские. Но, если нормальная семья, или жена с нормальной [неразборчиво], то она, естественно, может дать женские качества, и поэтому должна отвечать за воспитание дочери. За воспитание сына отвечает отец. Поэтому, помимо родительского воспитания, которое тоже, конечно, необходимо, процесс обучения проходит в гурукуле. Точно так же как у нас, отдают детей в школу, в институт, колледж. И они уже проходят обучение под руководством каких-то учителей, преподавателей для того, чтобы обрести необходимое знание, навыки, войти в взрослую серьезную жизнь.

00:44:01 Так вот, мы сегодня с вами ещё немножко рассмотрим вот этот этап, первый этап обучения, который называется брахмачарьи, как ученика. Главной обязанностью ученика является процесс, который называется очень интересно на санскрите (свадьяна), это означает изучение священных писаний, вед. Но, само слово (свадьяна) очень интересно. Оно разбивается на 2 половины «сва», значит свой. Санскрит – это родоначальник всех языков, в том числе и русского, поэтому в русском языке сотни корней из санскрита. Итак «сва» это свой, или я сам, и «дья», «дьяна», означает медитация, концентрация. Т.е. слово свадьяна означает как бы медитация на себя или размышление о себе. Т.е. изучение священных писаний должно быть не просто теоретическим каким-то абстрактным набором каких-то истин. Оно должно рассматриваться с чисто практической точки зрения, как возможность понять себя, понять своё место в мире и как мне правильно жить, как мне решить проблемы. А проблемы в материальном мире неизбежны. Как мы не раз упоминали, главной проблемой является проблема рождения, болезни, старости и смерти. Это та проблема, которая является главной и которая не решается в современной культуре, почему, собственно, мы должны обратиться к какой-то духовной традиции, в частности к ведической. Потому, что это коренный проблемы материальной жизни, которые не решаются материальными средствами.

00:46:12 Так вот, этап брахмачарья – это самый первый этап обучения, когда человек, еще, собственно ребенок, начиная с 5-6 лет и как правило до 20 лет, он проходит процесс обучения в гурукуле [школе] учителя. И главной обязанностью ученика является учение, т.е. учиться, учиться, учиться. У нас тоже была крылатая фраза «учиться, учиться, учиться». И второе качество, которое должен развить в себе ученик, это качество послушания. Для того, чтобы получать [неразборчиво], получать наставления ото всех старших, ото всех учителей, родителей, для ребенка вторым главным качеством является послушание. И как раз в ведической гурукуле у детей целенаправленно развивали это качество. Если вы когда-то видели индийские фильмы, вы, наверное, обращали внимание, что когда дети утром встают, они первое, что делают, они идут к отцу и матери и поклоняются им в ноги, складывают руки, поклоняются, делают так называемую [неразборчиво], и этого, к сожалению, нет в нашей культуре. Это было бы очень не плохо, потому что далеко не всегда молодежь уважает старших, родителей, учителей, и они чаще доставляют им головные боли. Это недостаток нашей культуры, который в принципе, можно и нужно исправить. Собственно, чем мы с вами и занимаемся.

00:47:56 Так вот, эти два главных качества брахмачарьи это обучение, потому, что ум человека, пока он молодой ещё достаточно ясный, чистый и он легко все запоминает, легко все изучает и поэтому он должен посвятить этот первый этап в своей жизни обучению. Причем процесс обучения в гурукуле был очень интересен, и он отличался от того, который у нас в школе, в институте или в колледже. В гурукуле дети учились разный период в зависимости от своего положения, т.е. от своих качеств. Больше всех учились дети брахманов. Ну, не только дети брахманов, а те дети, которые [проявляли] качества брахманов. Поскольку брахманы – это потенциальные учителя и наставники, то, естественно, что их знание должно быть наиболее глубоким, наиболее научным. И брахманы, как правило, учились в школе до 25 лет, больше всего. До 20 минимум, до 20-25 лет. Они изучали различные Веды. Не только основные Веды, но и прикладные Веды в зависимости от своей специализации аюрведу или астрологию, иногда военное искусство. Хотя военное искусство, дханурведа – это в основном, конечно, для кшатриев.

00:49:31 Так вот, для кшатриев, как я сказал, есть дханурведа – военное искусство и плюс ещё Артха-шастры. «Артха» означает богатство или выгода. Т.е. как жить в материальном мире, как себя обеспечить материально со всех точек зрения и обеспечить своих подданных. Сюда входит также искусство дипломатии, в данный [ряд] входит искусство дипломатии. Артха-шастры это как бы искусство материального процветания и можно сказать экономики. Артха-шастры изучают также и вайшьи. И кшатрии учились меньше, не более 20 лет, а чаще 16-18, потому, что у них гораздо меньше была программа. И меньше всего обучались вайшьи. У них в основном обучение ограничивалось основами - основы духовного знания давались всем, знания о душе и инкарнации, закон кармы, о том, что существует высший разум, что весь мир есть творение высшего разума. Эти элементарные вещи давались всем. Но, далее, уже в зависимости от качеств, от наклонностей человека он обучался дольше всего как брахман, меньше как кшатрий, меньше всего как вайшьи. Вайшьи, как правило, обучались где-то до 15-16 лет.

00:51:14 Т.е. не было такого стремления учить всех всему, как мы имеем в нашей школе, в институте, когда всем дают одинаковую программу, как будто бы выпускники будут поступать одновременно на механико-математический факультет, на физический факультет, на химический. Это конечно, совершенно не серьезно, и собственно, в этом проблема, в этом кризис современного образования, что пытаются детей научить всему и в результате практически никто не знает ничего, кроме тех детей, кто целенаправленно готовится поступить в какой-то ВУЗ, математический, физический, химический. Они естественно готовятся, они нанимают специально, может быть, преподавателей, и они по своим предметам занимаются добросовестно. Это понятно. Но, в целом, современное образование, конечно, терпит огромный кризис.

00:52:14 Я рассказывал, что несколько лет назад у нас была в Москве Московская Бхактиведанта Гурукула, которая [неразборчиво] в соответствии с ведической ….должны были для государственной регистрации давать программу по основным предметам: математика, физика, химия, русский, литература и т.д. И я где-то [полгода] преподавал в этой гурукуле и поэтому немножко представляю, что такое современное образование. Мы были прикреплены к экстернатуре и наши дети сдавали экзамены в обычной государственной школе экстернатной по обычной государственной программе и когда я повел детей на экзамен, и они сдавали какие-то экзамены. Иногда рядом сдавали экзамены дети заочной школы, наша школа считалась духовной, и дети сдавали достаточно успешно, практически все после окончания поступали в ВУЗы. Но, я также имел довольно грустный опыт. Я видел своими глазами, как сдают экзамены дети из обычной школы.

00:53:41 Я приведу вам просто один пример, что один ученик 9 класса, как раз у меня сдавали дети 9 класса, просунул голову в дверь: «Мария Ивановна, я пришел экзамены сдавать». Она говорит: «Ну, давай, а ты готов? Что ты выучил?» «Я выучил первый билет». Ну как, опять первый билет, ты же в прошлый раз отвечал и не сдал, давай другой. Нет, но я первый билет [неразборчиво]. Нет. первый билет я у тебя спрашивать не буду. Давай выучи хотя бы какие-то и другие. И вот такой диалог. [неразборчиво] в духе комедии или скорее трагикомедии, что учении идет на экзамен, сдавать экзамен, учит один билет, да ещё торгуется с преподавателем какой билет ему отвечать. Ну, я не буду на эту тему больше распространяться, я думаю, что это не единственный пример, что не только в экстернатной школе и в других школах такие случаи бывают, поэтому люди богатые отдают своих детей в какие-то платные элитные школы, где обучение более серьезное, более на высоком уровне.

00:55:00 Но, как раз ведическое образование, о котором мы сегодня с вами говорили более реально и более практично, потому, что мы не пытаемся обучить всех всему, а даем детям то знание, которое они могут реально освоить в соответствии со своими качествами, со своими наклонностями без каких-то особых претензий.

00:55:30 Вот, может быть на сегодня этого достаточно. Вы можете задавать свои вопросы и писать нам на сайт или звонить по мобильному телефону, сейчас скажу вам номер 8916 591 6817. Меня зовут Владимир Георгиевич. Сейчас я ещё повторю номер 8 916 591 6817.

00:56:00 Так вот, поступил вопрос в письменном виде, сейчас я его прочитаю. «Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, как знание о варнах или классах и периодах жизни применимо в настоящее время. Спасибо. Петр». Я немножко коснулся этого в процессе своей лекции, что вот эти принципы ведической культуры для современных людей сложны и иногда кажутся не реальными, фантастическими. Пока для нас это является некой моделью, неким идеалом, к которому мы можем стремиться и пытаться обучить своих детей. Я привел вам пример образования в ведической гурукуле, насколько оно более практично, насколько оно более реально. Почему бы наше образование не сделать таким? Почему бы в нашей школе ни ввести какую-то специализацию, хотя бы по двум направлениям. Скажем, техническое направление, где будут преобладать естественные науки – математика, физика, химия и гуманитарное направление, где будут преобладать русский, литература, история и т.д.

00:57:31 Т.е. в принципе, я слышал, что такие проекты есть. На самом деле это вещь достаточно очевидная и естественная, что возможность всех детей учить [неразборчиво]. Но, к сожалению, наша [неразборчиво] вот эта советская система очень хромает на обе ноги и по крайней мере изучение ведической культуры и какая-то попытка дать людям это знание, думаю сможет приблизить к тому, чтобы эти принципы духовной жизни воплотились и у нас, в нашей стране.

00:58:21 Что касается других аспектов, скажем знания о варнах, тоже очень полезно. Каждый человек должен знать свои качества, к чему, к какому он относится классу. Или он брахман, интеллектуальный класс, или он кшатрий или вайшья или шудра. Причем, конечно, в Кали-югу, так говорится, эти качества встречаются в смеси. У одного человека могут быть представлены сразу несколько качеств. Например, [неразборчиво] кшатрий. И кроме того, в Ведах говорится, что в Кали-югу люди в основном рождаются в качестве шудр, поскольку Кали-юга, это эпоха духовной деградации, то в основном у людей современной эпохи нет врожденных качеств брахмана или кшатрия. В основном качества шудры. Но, человек в процессе духовного образования может развить в себе качества благодаря обучению у какого-то духовного учителя он может развить эти качества брахмана или кшатрия, или хотя бы вайшьи. Т.е. с одной стороны это знание ведической культуры не очень практично в современную эпоху, но, в то же время можно видеть что какие-то принципы могут очень помочь нам в нашей реальной жизни. Спасибо за ваш вопрос. Я ещё раз повторю номер телефона.

01:00:00 Еще появился вопрос на сайте: «Существует ли сейчас образование по ведическому типу? Если есть, то где? Ирина» Спасибо за ваш вопрос. Я уже говорил, что у нас в России, к сожалению последняя гурукула закрылась 2,5 года назад. В Москве была такая Московская Бхактиведанта гурукула, которая действовала около 15 лет. И её окончило не так много детей, всего около сотни или даже меньше, потому, что у нас был не большой набор. Но, эти дети, которые закончили гурукулу, они отличаются от обычных детей. У них тоже есть свои проблемы, тоже любят погулять, повеселиться, но, по крайней мере они уже не [неразборчиво] в такие проблемы, как современные дети, там и наркотики и курение и пьянство, все. По крайней мере, у них уже нет глупых пороков. В России пока такой школы нет, есть на Украине, в Киеве гурукула такая открылась, потому, что в Киеве есть храм ведический, несколько лет строят, под Алма-Атой есть такая школа. [неразборчиво] такие школы заграницей. В основном в Индии, конечно, там эта культура существует до сих пор, там в таких школах учатся тысячи детей. Есть в США, в Италии, в Англии. У нас в России, к сожалению, пока что последняя закрылась. Надеюсь, что в будущем появится. Дорогие радиослушатели, я хочу вам ещё раз повторить телефон, по которому вы можете звонить 8916 5916817.

01:02:22 У нас ещё один появился вопрос: «Добрый вечер! Как можно объективно определить свои качества, принадлежность к определённой варне. Виктор». Спасибо за ваш вопрос. Вопрос очень интересный и практичный, потому, что это не так просто. Основной принцип такой, что наша варна определяется тем, чем мы любим заниматься. Как я уже упоминал, это не всегда соответствует нашему рождению, т.е. не всегда в семье ученых ребенок рождается ученым, или в семье бизнесменов рождается бизнесмен. Но, все таки, такой шанс есть. Т.е. если родители ученые, брахманы, то естественно, что брахманы [неразборчиво] самое лучшее [неразборчиво] брахмана. Кшатрии, руководители, считают, что самое лучшее быть кшатрием [неразборчиво]. Вайшьи, торговый класс, им больше нравятся вайшьи, потому, что вайшьи богаты, у них есть деньги. Т.е. каждый класс имеет свои преимущества и каждый считает, что его положение лучше.

01:03:58 Для того, чтобы понять качества человек должен немножечко подумать, помедитировать и понаблюдать. Иногда на это уходят…, т.е. чем он может заниматься, [что он] любит, т.е. как вид деятельности для него наиболее естественен, в чем он достигает наибольшего успеха. Потому, что здесь у него могут [неразборчиво], скажем, родители очень [неразборчиво], они побуждают ребенка поступить в институт, получить высшее образование, стать ученым. Это далеко не факт, что если родители ученые, сын тоже будет ученый. Поэтому, он должен немножечко отречься от внешнего влияния, внешних факторов, как воля родителей и т.д. и больше задуматься над тем, чем ему хочется заниматься всю жизнь. Т.е. варна человека – это его духовные качества, это тот вид деятельности, который ему доставляет удовлетворение, он может этим заниматься бескорыстно. Как я упоминал принцип карма-йоги, принцип духовной ведической культуры, это бескорыстная деятельность, бескорыстное исполнение своих обязанностей. Это возможно только если вы занимаетесь своим делом и это практически невозможно, если вам кто-то промыл мозги, что лучше быть ученым или инженером или политиком и вы занимаетесь не своим делом, тогда ваша жизнь будет не успешной и довольно-таки несчастной. Поэтому этот вопрос действительно важный, актуальный и человек должен задуматься, каковы его качества, кем ему быть, к чему ему готовить. Еще раз спасибо за ваш интересный вопрос.

01:06:00 Еще один вопрос на сайте: «Добрый вечер, каким образом в ведические времена решалась проблема классовой борьбы. Максим» Это интересный вопрос, потому, что мы знаем из курса [исторического реализма] то, что мы изучали в старших классах школы, в институте, в аспирантуре так называемую «теорию борьбы классов». Что вся история развития человеческого общества это история классовой борьбы. Но, эта философия, хотя она и отчасти верна, но не является абсолютно верной. И даже кстати Маркс [неразборчиво] упоминает, что когда они изучали историю развития человеческого общества, они нашли одно исключение из этого правила, закона классовой борьбы. И как вы думаете, какое это исключение? Это древнее ведическое общество, т.е. общество Древней Индии. Т.е. в древнеиндийском обществе не было межклассовых противоречий. Не было [неразборчиво] классовые противоречия это следствие зависти, что нижестоящие шудры подвергаются эксплуатации, подвергаются какому-то давлению со стороны высшего класса, кшатриев или вайшьей, вайшьи это капиталисты. И они естественно, начинают бастовать, начинают бороться за свою свободу, независимость и т.д.

01:07:48 Так вот, в ведическом обществе эта проблема решалась тем, что была достаточно высокая культура, что каждый человек на своем месте исполнял свои обязанности и был этим доволен. Я уже в начале упоминал, что ведическая культура, это как бы культура взаимного уважения, что люди не просто пытались как бы выжить какие-то соки из нижестоящих, они их уважали, и они им помогали. Это как бы культура взаимного служения. И для этого, конечно, требуется уже некая духовная составляющая, которая была в ведической культуре и которая отсутствует в современном обществе, в современной культуре. И собственно, из-за этого и все проблемы. Человек должен понять, что материальный мир и материальные богатства не являются целью человеческой жизни. Как есть поговорка «Не хлебом единым жив человек». И точно также здесь. Мы должны понять, что все наши материальные какие-то богатства, дома, виллы, дачи, машины и даже материальные знания, которые мы накапливаем, все это будет потеряно в момент смерти. Когда мы оставляем [неразборчиво] тело, мы его покидаем, через какое-то время мы переходим в новое, рождаемся заново, мы забываем все что [неразборчиво] в жизни, мы теряем все что у нас было накоплено.

01:09:24 На эту тему есть интересные истории про Александра Македонского. Александр Македонский был самым знаменитым завоевателем древности. Он основал империю, которая не имеет себе равных, он завоевал полмира. Он первый [неразборчиво] и завоевал часть Индии. Так вот, когда Александр Македонский погиб, [неразборчиво] что он был отравлен, где-то ему было [неразборчиво] с лишним лет, он завещал, чтобы его хоронили с руками под [неразборчиво] к верху ладонями. И смысл в том, что он хотел всем показать, что он является самым могущественным императором [неразборчиво] всего мира, он оставляет этот мир с пустыми руками. Он ничего не забирает с собой.

01:10:14 Так вот это мы должны понять, что сколько бы у нас не было материальных богатств, мы ничего не заберем с собой в следующую жизнь. Поэтому, целью человеческой жизни являются не материальные богатства, материальные [неразборчиво] а духовный прогресс. Вот то духовное знание, которое мы получаем, оно будет сопровождать нас и в следующей жизни и во всех последующих наших жизнях, вплоть до возвращения обратно в духовный мир в Божье царство. Вот это главные краеугольные идеи ведической философии, ведической культуры. Она, по сути, снимает проблему взаимной вражды, взаимной зависти, которая существовала в обычном материалистическом обществе. Еще раз спасибо за ваш вопрос.

01:12:33 У радиослушателей пока новых вопросов нет, я хочу кратко рассказать, о чем будет идти речь в следующий раз, в следующую пятницу. Мы с вами кратко повторим, о чем шла речь сегодня, и перейдем к следующему ашраму, который является основным, это ашрам семейных людей, домохозяев. И это проблема очень серьезная для современного общества, потому, что в современном обществе это как бы очень, хотя большая часть людей конечно женатых и замужних, но, современные браки очень не устойчивы, они часто распадаются, около 70% браков, как на Западе, так и у нас в России. И вот в этом плане очень интересно в Индии. В Индии официально разрешены разводы. Хотя это [неразборчиво], до этого вообще разводов не было. Но, несмотря на то, что разводы разрешены, в Индии нет разводов. Там по официальной статистике разводов всего 1%. Т.е. благодаря тому, что сохранились какие-то остатки этой древней духовной культуры, ведической культуры, практически в Индии очень стабильные семьи.

01:13:53 Есть интересная поговорка, что на Западе вначале влюбляются, потом женится, в Индии сначала женятся, потом влюбляются. Т.е. в том, что вот эта материальная влюбленность, это чувственное наслаждение, которое в современном мире ставится во главу угла [неразборчиво] наслаждением, оно в ведической культуре не является главным. Там, когда решается вопрос о заключении брака, во-первых, участие родителей, т.е. очень [важен совет] родителей, их благословление. Потом приглашают астролога. Астролог раскладывает гороскоп будущих жениха и невесты и в соответствии с тем, насколько удачным будет брак, насколько будущий муж и жена соответствуют друг другу по качествам, делается рекомендация, будет ли успешным данный брак или он обречен на развал. Это тоже древняя духовная культура, культура астрологии, об этом довольно много говорит доктор Торсунов. В зависимости от гороскопа мужа и жены, от знаков, влияния различных планет, Солнца, Луны, Марса, Меркурия, насколько муж и жена имеют совместимость по тем или иным показателям, в зависимости от этого.

01:15:31 Я не буду касаться астрологических вопросов, об этом достаточно рассказывает Олег Геннадьевич. Я буду рассказывать в основном общие духовные и философские принципы грихастха-ашрама, семейной жизни, о которых рассказывает ведическая традиция.

01:16:26 Я хочу ещё раз поблагодарить вас за внимание и следующую неделю (обрыв записи) Еще раз, дорогие радиослушатели, я хочу вас[поблагодарить] за ваше внимание. В эфире был Критский Владимир Георгиевич из инсититута Бхактиведанты. И следующий раз, в следующую пятницу мы продолжим нашу тему «Философские основы ведической культуры». В этой беседе я пользовался основными источниками, это «Бхагават-гита как она есть», «Законы Ману» и лекциями духовных учителей. Еще раз спасибо за внимание. Всего вам самого доброго.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 02 декабря 2011