Понятие культуры и духовного прогресса

Аюрведа радио - 01 December 2006
Понятие культуры и духовного прогресса. Духовное знание. Принципы духовной жизни. Карма-йога. Принцип уважения к старшим. Принцип защиты слабых членов общества. Принцип чистоты. Принцип гуру. О первичности и вторичности материи и сознания. Понятие ведической культуры. «Бхагавад-гита» как квинтэссенция ведического знания. Ведический процесс познания. Жизнь с точки зрения Вед. Реинкарнация. Варнашрама. Ахимса. Вопрос об употреблении в пищу мяса. Корова как священное животное. Гуны материальной природы. Вопрос о нисходящем подходе к ведическому познанию.
запись эфира для начинающих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:52:01 | качество: mp3 24kB/s 19 Mb | прослушано: 462 | скачано: 415 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем наш живой эфир «Аюрведа» радио. В эфире Критский Владимир Георгиевич. Если кто-то из вас помнит, в сентябре была одна лекция, которую я проводил, на тему «Основы ведической культуры». И сегодня я не один, вместе со мной будет Сергей Васильевич Зуев, который представляет Центр ведической культуры. Я вначале кратко напомню, о чём шла речь в прошлый раз, затем выступит Сергей Васильевич, а далее уже будут ваши вопросы.

Понятие культуры и духовного прогресса. Духовное знание

00:00:43 В прошлый раз мы с вами рассматривали что такое духовная культура и что такое материальная культура. В целом определение культуры, которое даётся в учебниках культурологи, звучит так: это система обрядов и традиций данного общества, принятое для прогресса данного общества, прогресса человечества. И само понятие прогресса уже сильно отличается от того, в какой мы находимся традиции, потому что в современном западном обществе под прогрессом понимается обычный, материальный, прогресс, прогресс экономики, прогресс в росте благосостояния, материального богатства, что в конечном итоге предназначено для большего чувственного наслаждения людей. И понятие духовного прогресса существенно отличается от этого. Оно подразумевает понятие духовной реализации человека, насколько он понимает высший смысл человеческой жизни, насколько он понимает свою духовную природу, насколько он понимает Абсолютную Истину.

00:01:57 Мы с вами также в прошлый раз рассматривали то, что само понятие духовного знания и обычного знания тоже отличаются друг от друга. Бытует такое представление, что духовное знание, знание о духовной природе, о душе, о Боге является предметом веры, что это не есть наука, что здесь нет какого-то серьезного доказательства. Мы говорили о том, что это не совсем так, вернее, совсем не так. Потому что на самом деле любой вид познания основан на вере, в том числе и обычные научные знания, научные теории основаны на каких-то аксиомах, которые принимаются без доказательства. Мы рассматривали с вами случай классической физики Ньютона, и как она была постепенно вытеснена теорией относительности, потом появилась ещё квантовая теория. И все эти теории физики, которая считается самой точной из современных наук, основаны на определённых аксиомах, постулатах, которые принимаются на веру без доказательства.

00:03:07 Мы говорили о том, что духовное знание тоже основано на определённых постулатах, на определённых аксиомах, которые принимаются без доказательств, но затем они проверяются. Аналогично тому, как в науке есть система проверки, система каких-то опытов, которыми мы должны попытаться подтвердить данную теорию, так и в духовном знании у нас есть определённый духовный опыт, определённые следования каким-то духовным принципам жизни, которые приводят человека к определённым результатам. Мы говорили: человек становится более понимающим, более здравым, более чистым, он ведёт более правильный образ жизни. Вот это один из методов подтверждения духовного знания, духовной системы знания, которая в принципе универсальна. Мы говорили о том, что хотя есть разные духовные традиции, христианская традиция, мусульманская, самая древняя ‒ ведическая традиция, но принципы духовного знания едины и принципы духовной жизни так же универсальны. Мы перечисляли принципы по Библии: не убей, не лги, не кради, не прелюбодействуй и т. д. Таким образом, духовное знание и духовная наука также является авторитетной системой знания, которая имеет свою систему доказательств, то есть, значит, это не просто вера.

Принципы духовной жизни. Карма-йога

00:04:51 Далее мы рассматривали основные принципы духовной жизни, кратко я их перечислю. Первый, основной, принцип – это добросовестное исполнение своих обязанностей, что называется на санскрите термином «карма-йога». Этот принцип соответствует обычной культуре человечества. Но в Ведах, и в частности в «Бхагавад-гите» (сегодня у нас такой день ведической традиции ‒ Гита-Джаянти, день явления «Бхагавад-гиты») говорится, что человек должен исполнять свои обязанности не просто добросовестно, но также бескорыстно, то есть не ради каких-то материальных целей, не ради богатства, престижа, а ради высшей духовной цели, высшего духовного предназначения. И это, я думаю, вполне понятно для всех.

Принцип уважения к старшим

00:05:44 Второй принцип, который мы рассматривали, – принцип уважения к старшим. Этот принцип практически потерян в современной западной культуре, и молодёжь, как правило, не только не уважает старших, но даже и не понимает, зачем это нужно делать. Мы говорили о том, что это имеет очень глубокие философские основания, что за счёт того, что молодёжь почитает старшее поколение, родителей, каких-то старших родственников, своих учителей, осуществляется связь поколений. Молодое поколение ‒ это люди менее опытные, менее знающие, у них больше сил, больше энергии, но меньше разума, и наоборот: у старшего поколения больше знаний, больше опыта, но уже мало сил. И в ведической культуре таким образом осуществлялась связь поколений: старшее поколение делилось своим опытом, помогало младшим избегать многочисленных ошибок, не наступать на те же грабли, и за счёт этого осуществлялся, собственно, общественный прогресс.

Принцип защиты слабых членов общества

00:07:02 Следующий принцип, который мы с вами рассматривали, – это принцип так называемой защиты слабых членов общества. В частности, принцип почитания старших ‒ это тоже своего рода защита слабых членов общества, но также здесь имелась в виду защита женщин, стариков, детей. И в частности мы рассматривали что такое защита женщин, потому что этот принцип также совершенно не понимается в современной западной культуре и зачастую трактуется наоборот: провозглашается принцип так называемого равенства, который предполагает, что мужчина и женщина равны, и провозгласить-то его можно, но искусственно приравнять очень трудно, потому что мужчины имеют свой тип тела, свою психологию, женщины ‒ свою, и у них свои предназначения, свои обязанности, о чём очень подробно говорится в ведической культуре.

00:08:04 Скажем, если мы рассмотрим ведическую семью, то в этой семье мужчина должен быть защитником, он должен быть опорой в семье, он должен обеспечивать семью материально всем необходимым и духовно так же. Женщина должна помогать мужу, должна служить ему. В этом основа благосостояния семьи, и поэтому главные качества женщины – это её целомудрие, чистота и верность мужу. А если провозглашается принцип равенства, то непонятно: если во всём равны, то почему жена должна слушаться мужа? Но в этом основа прочности и благосостояния семьи: главой семьи является мужчина. Но это не значит, что он эксплуатирует свою жену или своих детей, он о них заботится, то есть это отношения, основанные на любви и заботе, а не на эксплуатации.

00:09:18 Как раз материалистическое общество, где провозглашаются какие-то красивые принципы вроде всеобщего равенства и братства, построено на эксплуатации, где более сильный, тот, кто находится в более высоком положении, пытается эксплуатировать тех, кто находится ниже. И в целом можно сказать, что ведическая культура, духовная культура, – это культура взаимного уважения, любви, когда все члены общества друг другу служат. И, в частности, в семье, поскольку мы рассматриваем принцип взаимоотношений мужчины и женщины, главенство мужчины не означает, что женщина находится в низшем положении, что её эксплуатируют, как-то унижают. Просто женщина должна оставаться женщиной, должна исполнять свои обязанности, а не пытаться исполнять обязанности мужчины, что сейчас очень часто бывает, когда женщина наравне с мужчиной работает, и это иногда вынужденно, они вынуждены зарабатывать деньги и, естественно, они требуют какого-то равенства. И, наконец, защита детей, эта вещь достаточно понятная. Кстати, Сергей Васильевич сегодня собирался говорить о ведической системе образования, так что это как раз вполне соответствует нашей теме, развивает тему ведической культуры.

Принцип чистоты

00:11:03 Предпоследний принцип, который мы рассматривали, ‒ это принцип чистоты, предполагающий не только чистоту внешнюю, физическую, но и чистоту души, чистоту нашего сердца. И, скажем, более простая вещь ‒ это физическая чистота. Она предполагает, что следует не только каждый день мыть лицо, руки, чистить зубы, но и каждый день надо принимать полное омовение, надо принимать душ. И это, к сожалению, не распространено в современной культуре. Дело в том, что когда человек спит ночью, спит 7‒8‒9 часов, кто сколько, он попадает под влияние низшей гуны материальной природы, так называемой тамо-гуны, гуны невежества. И он встаёт, он ничего не соображает, еле-еле раскрывает глаза, он еле двигается, только он добрался до умывальника, сполоснул лицо и руки водой, и он начинает что-то соображать.

00:12:12 Эта гуна материальной природы, которая вводит человека в заблуждение, которая связана с сонливостью, с леностью, сном, называется тамо-гуна, гуна невежества. И когда человек спит продолжительное время, больше часа, два, три, четыре, тем более всю ночь, он, естественно, оказывается под полным влиянием этой тамо-гуны. И от этой тамо-гуны не так легко избавиться, но по крайней мере нужно очистить не только своё физическое тело, но и тонкое тело, тело ума, и для этого лучше всего подходит прохладный душ. Если зима, то можно сначала помыться под тёплым душем, потом облиться холодной водой. Это очень полезно для здоровья, и это делает человека бодрым, свежим и избавляет его от влияния тамо-гуны.

00:13:03 Второй аспект ‒ это чистота души, это чистота мысли человека: человек не должен мыслить о дурном. Об этом также говорится во всех священных писаниях, Библия об этом говорит, Иисус Христос: если человек смотрит на женщину с вожделением, то уже прелюбодействует с ней в сердце своём. Аналогично говорится в Ведах: правила культуры предполагают не только внешнюю культуру, правила поведения, как себя вести, но и культуру наших мыслей, нашего сознания, что на самом деле ещё важнее.

Принцип гуру

00:13:46 Последний принцип, о котором мы кратко упоминали, но он очень важный, и сегодня, кстати, мы, видимо, о нём будем говорить более подробно, ‒ это принцип гуру, или принцип духовного учителя. Для того чтобы человек мог прогрессировать в своей человеческой жизни, он должен на каждом этапе иметь духовного учителя или наставника. Об этом говорится в «Бхагавад-гите»: обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы, старайся услужить , самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину.

00:14:20 И это начинается с самого детства, когда ребенок воспитывается в семье, у него есть какой-то домашний учитель, так называемый кула-гуру. Затем, когда он подрастает, достигает пяти или шести лет, его отдает в гурукулу ‒ школу духовного учителя, которая в Индии существует до сих пор. И даже у нас в России были такие гурукулы, сейчас, правда, закрылась последняя, но какое-то время они были. И уже в гурукуле осуществляется воспитание детей, причём их учат не только грамматике, математике, их учат духовной жизни, их учат этикету, принципам обращения к старшим, к равным, к младшим. То есть это то, что уже понимается как основы духовной жизни. Потому что, как мы упоминали, духовные аспекты жизни более важные, чем материальные, потому что духовная энергия является изначальной по отношению к материальной.

О первичности и вторичности материи и сознания

00:15:28 Хотя в современной культуре принято за аксиому, что материя первична, сознание вторично, но это тоже своего рода вера, это никогда никем не было доказано, нет никакой научной теории, обоснования, что из материи развилось живое существо. Это учёные пытались доказать на протяжении нескольких столетий, но из материи ничего не получается, кроме материи, а из живого существа получается живое существо, то есть в процессе естественного размножения живые существа производят себе подобных даже без участия человека, не нужно наше какое-то пособничество. Но из мёртвой материи за несколько сотен лет существования наука не смогла создать ничего, кроме мёртвой материи. Поэтому это одно из предубеждений современной культуры, что всё развивается из материи в результате случайного взрыва. Но на самом деле это своего рода вера, не имеющая каких-то серьёзных оснований.

00:16:44 Согласно ведической традиции, жизнь порождается жизнью, то есть изначальной является высшая жизнь, высший разум, абсолютный разум или, говоря религиозным языком, ‒ Бог. Он является изначальным Творцом. Из него вышли все формы жизни, в том числе человеческая. Как говорится в Библии: человек создан по образу и подобию божьему. И, собственно, назначение человеческой культуры в том, чтобы возродить свой духовный образ, свой божественный образ, потому что в материальном мире человек не прогрессирует, а деградирует. Материальный мир ‒ это не место для джентльмена, и здесь естественным образом идёт не духовный прогресс, а деградация, что, кстати, выражается законами физики. Если вы слышали, есть такие законы энтропии, законы термодинамики, согласно которым в любой замкнутой системе самопроизвольно происходит распад, то есть переход от упорядоченного к неупорядоченному состоянию, а не наоборот, как полагают некоторые учёные, сторонники теории эволюции или подобных теорий.

00:18:03 Соответственно, мы должны понять цель духовной культуры. Например, ведическая культура ‒ это очень древняя духовная культура всего человечества, а не просто индийская культура, о чём мы подробно говорили в прошлый раз. Сейчас, действительно, мы знаем, что Веды ‒ это индийские писания, они были написаны на древнем языке ‒ санскрите. Но фактически в русском языке есть сотни корней из санскрита, от слова «веда» происходит русское слово «ведать», «жнана» ‒ знание, «агни» ‒ огонь, то есть сотни и сотни корней русского языка вышли из санскрита, то есть ведическая культура ‒ это культура всего человечества, и она может дать современному человеку большое благо.

00:18:57 Вот то, о чём мы говорили в прошлый раз, и я думаю, что, может быть, сейчас на этом стоит прерваться, и, если есть какие-то вопросы, можно звонить по мобильному телефону 8-916-591-68-17. Или же посылать письма. Пока вы думаете, я хочу предоставить слово Сергею Васильевичу Зуеву, который сам себя представит и расскажет, о чём будет его выступление. И я думаю, что мы где-то за полчаса или за сорок минут до окончания эфира закончим и уже полностью предоставим время для ваших вопросов или каких-то замечаний. Так что позвольте предоставить слово Сергею Васильевичу.

Понятие ведической культуры

00:20:25 Уважаемые радиослушатели радиостанции «Аюрведа», я первый раз сегодня участвую в рамках этого эфира, и в продолжение я хотел обсудить те вопросы, которые Владимир Георгиевич затронул в первой части сегодняшней передачи. Ведическая культура в наше время характерна тем, что она дала возможность очень многим людям соприкоснуться с источниками культуры, которые ранее были недоступны людям. Мы можем судить, что за последние 15‒20 лет возможности восприятия культуры, и в России в том числе, значительно увеличились. Об этом говорит само существование этой радиостанции, и вообще понятие «Веда», «Веды», «знание», в нашей жизни стало гораздо более ощутимым и актуальным.

00:21:33 Центр ведической культуры, который я представляю, занимается как раз изучением этой древней культуры, которая, согласно мнению многих учёных, является базовой культурой, из которой, собственно, современная цивилизация выросла. То есть эта та культура, которая была на земле пять, десять или двадцать тысяч лет назад. К сожалению, современные исторические исследования пока ещё не настолько конкретно могут открыть нам, какова была историческая реальность пятнадцать или двадцать тысяч лет назад. Современные история оперирует, как правило, очень небольшими промежутками времени, такими как две, три или четыре тысячи лет. Вот это в основном то, что было получено путём археологических исследований, раскопок и т. д.

00:22:31 Под ведическими писаниями, или ведической литературой, понимают, собственно, очень большой объём, большой корпус произведений, который дошёл до наших дней, и в наши дни он стал доступен людям на западе, в частности в России. Под ведической литературой понимают большую сумму знаний, которая представлена в огромных произведениях, такие как Веды изначальные, Упанишады, Пураны. И в России сейчас, в наше время, я знаю, что известный востоковед Елизаренкова, поставила задачу перевести изначальные Веды с санскрита на русский язык, и она посвящает свою жизнь вот этому подвижническому труду – переводит с санскрита.

00:23:28 Почему долгое время эта культура была как будто скрыта или недоступна людям? Прежде всего, это связано с тем, что сам язык, на котором были представлены Веды – санскрит – очень труден для восприятия и перевода. Хотя язык, можно сказать, очень близкий русскому, то есть, согласно представлениям учёных-филологов, санскрит представляет собой праязык всех основных человеческих языков нашей цивилизации, в том числе русского. Владимир Георгиевич говорил о том, что множество корней в русских словах есть, названий: «агни» – огонь, «веда», знание и т. д., можно расширить этот круг, и такие исследования были. В частности, если мы сопоставим названия рек, гор, местностей на территории современной России, мы обнаружим, что в этих названиях фигурирует множество санскритских корней. Допустим, в Подмосковье есть такой городок ‒ Нара, в переводе с санскрита ‒ «человеческий». Есть названия народностей, населенных пунктов, таких как Мокша, Кама, Сура. И это говорит о том, что эти названия пришли к нам из древности. Это говорит о том, что эта культура имеет очень древние корни.

00:25:18 Итак, ведическая культура очень древняя, и в дошедших до нас писаниях говорится о том, что восприятие этой культуры должно происходить в определённой последовательности, для того чтобы она была успешно понята и осознана. В частности, Владимир Георгиевич упоминал здесь, что знание вообще и знание, которое не может быть воспринято через органы чувств, то есть сверхчувственное, или внечувственное, знание, должно восприниматься с помощью того, кто опытен в этом знании, то есть с помощью учителя или гуру. В наше время термин «гуру» уже достаточно часто употребляется. «Гуру» на санскрите означает «тяжёлый», «тяжёлый знанием», то есть тот, кто обладает этим опытом и может дать ученику представление не только о видимом и чувствуемом, но и дать знание, которое скрыто от наших грубых органов чувств. Но оно не менее реально. И этот процесс передачи знания, или образование, в ведической культуре осуществлялся от учителя к ученику. Уже упоминалось, что сегодня один из праздничных дней для нашего Центра ведической культуры ‒ Гита-Джаянти, день произнесения «Бхагавад-гиты». Я несколько слов об этом скажу.

«Бхагавад-гита» как квинтэссенция ведического знания

00:26:53 «Бхагавад-гита» является частью известного нам произведения ‒ «Махабхараты», которая представляет собой древнюю историю человечества. И это одно из самых больших произведений в мире. Более 100 000 стихов, или шлок, четверостиший, в этом произведении. «Махабхарата» была переведена на русский язык, вернее, «Бхагавад-гита» как центральная часть «Махабхараты», которая представляет собой концентрированное выражение философской мысли «Махабхараты», уже достаточно давно. «Бхагавад-гита» дословно переводится как «Песнь Бога». Впервые она была переведена в России в 1788 году, больше двухсот лет назад фактически. И это произошло сразу после того, как «Бхагавад-гита» была переведена на английский язык с санскрита, и после этого она была издана в России известным российским просветителем того времени Новиковым.

00:28:14 И «Бхагавад-гита» представляет собой одно из самых «концентрированных» произведений ведической культуры, в которых представлено множество законов духовной жизни, множество категорий духовной жизни, которые необходимо понимать каждому современному человеку для того, чтобы ориентироваться в жизни и в понимании сути жизни. И то, что «Бхагавад-гита» в наше время стала доступной, говорит о том, что в концентрированном виде часть ведической культуры входит в нашу жизнь. В России «Бхагавад-гита» уже переведена на несколько языков народов России, и это считается одним из самых глубоких, серьёзных и философски обобщающих сущность жизни духовных произведений.

00:29:10 Современный человек, как правило (когда речь заходит о каких-то религиозных текстах), знает о Библии, о Новом Завете, Ветхом Завете, Коране, Торе и т. д. Но «Бхагавад-гита» – это очень «концентрированное» произведение, всего 700 стихов в «Бхагавад-гите», немногим более 700 стихов, и к каждому стиху дан подробный комментарий, что очень важно для понимания Вед. То есть ведические тексты в целом даются с комментариями, так как санскрит в целом очень непростой язык, многозначный язык. И для перевода каких-то текстов очень важно понимание контекста и традиций, с позиции которой какой-то стих объясняется, или какая-то категория разбирается. Так, «Бхагавад-гита» была произнесена пять с небольшим тысяч лет назад, и сегодняшний день – один из праздников, посвящённых этому произведению, отмечаемый по всему миру. И примерно миллиард человек на Земле воспринимает «Бхагавад-гиту» как свод законов для духовной жизни, для понимания сущности жизни.

00:30:31 Поэтому одна из задач нашего Центра ведической культуры, который я представляю, заключается в том, чтобы у каждого современного культурного человека на полке наряду с другими произведениями, представляющими духовную классику, Библией или Кораном, также была «Бхагавад-гита» как одно из подробных произведений. Или есть ещё более подробное многотомное произведение, которое называется «Бхагавата-пурана», или «Шримад-Бхагаватам». Знания, которые представлены в этих произведениях, касаются самых разных сфер жизнедеятельности человека: это здоровье, питание, воспитание, образование, искусство, наука, культура, последующее поколение, архитектура, точные науки, математика и т. д. То есть Веды представляют собой комплекс знаний, которые дошли до нас в нерасчленённом виде. Как мы знаем, в школе или вузе современном различные дисциплины представляют собой отделённые друг от друга отрасли знаний. Математика, физика, биология, архитектура, литература, психология, история – это всё отдельно. Веды представляют собой знание, которое не расчленено на отдельные ветви, а представляет собой единый комплекс, который имеет ещё и сверхчувственную основу. Владимир Георгиевич говорил об особенностях ведического знания, оно подразумевает глубокий духовный исток. То есть духовная энергия представляет собой исток жизни, исток культуры, исток существования, и это занимает очень важное место в целом в ведической культуре.

Ведический процесс познания

00:32:43 И для современного человека восприятие культуры, как правило, основано на восприятии посредством органов чувств, то есть через чувства мы воспринимаем. Этот метод также принимался в ведической культуре, он называется «пратьякша». Пратьякша означает то, что я вижу, допустим. Воспринимаю с помощью глаз или с помощью других органов чувств. Это считалось одним из методов познания, но он не был полным, он был ограниченым. И он давал представление о каких-то процессах, которые происходят, но мы понимаем, даже на основе научных данных, которыми мы располагаем, что человек, допустим, видит очень немногое из того, что происходит вокруг него. То есть это небольшой диапазон реальности, который воспринимает человек с помощью органов чувств. Поэтому пратьякша, или восприятие через органы чувств, не является полным, исчерпывающим и не даёт представления о полноте реальности.

00:33:53 Другой метод, который также используется в современном познании, ‒ метод эмпирического наблюдения и обобщения. На санскрите он носит название «анумана», или мы следуем за какими-то эмпирическими данными. Если мы имеем какие-то эмпирические данные, полученные с помощью опыта, мы может обобщать эти данные, приходить к каким-то умозаключениям. Но это также не даёт полную картину реальности.

00:34:26 В Ведах же предлагалось воспринимать методом шабды, и это наиболее полная форма восприятия знания. Шабда ‒ откровение, которое приходит к нам через звук. В Ведах звуковой вибрации и звуку уделялось очень большое внимание. Как вы знаете, предполагалось, что Веды будут изучаться на слух, то есть имеется в виду слуховое восприятие, или процесс шравана, слушания. Этому процессу уделялось очень большое внимание. То есть, по сути, ведический процесс познания заключался в том, чтобы очень внимательно сконцентрировать своё сознание на звуковой вибрации, которую представляют собой Веды. И звуки санскрита – это необычные звуки. С помощью этих звуковых вибраций можно было выразить тончайшие закономерности, отражающие реальность. Поэтому Веды и звук Вед, шабда, могли дать нам откровение, или понимание реальности.

00:35:49 И процесс слушания, или процесс восприятия звука, происходил от учителя к ученику. Сегодня Владимир Георгиевич уже цитировал «Бхагавад-гиту». В одном из стихов четвёртой главы говорится: это знание пришло через цепь преемственности, через цепь тех, кто раньше слышал его. И так постигали это знание великие цари. То есть знание Вед прежде всего предназначалось для разумных людей, которые хотят понять сущность жизни, понять сущность всех процессов, которые происходят в этом мире с человеком, понять сущность человека, его предназначение, цель его существования, его деятельность, цель его деятельности, культуру, в которой он живёт, совершенство. И весь этот процесс происходил через слушание, внимательное слушание. Это первый этап духовного осознания – слушание.

00:37:00 Часто, когда наши дети ходят в школу, мы можем слышать, что учителя призывают детей, чтобы они очень внимательно слушали на уроках – это ведический метод познания, то есть слух даёт нам возможность осознать очень многое. И Веды представляют собой звуковые вибрации, которые могут открыть многие тайны современному человеку, даже то, что не может быть почувствовано через приборы, какими-то эмпирическими способами восприятия реальности. Метод восприятия ведического знания, основной в ведической культуре, назывался нисходящим (сверху вниз). А современное познание, как правило, оперирует категориями восходящего процесса познания, то есть человек сам пытается задавать вопросы, думает, пытается что-то понять с помощью эмпирических методов. То есть это восходящий метод ‒ снизу вверх. Как я уже сказал, этот способ существовал и в ведической культуре, но он не считался полным, всеобъемлющим. Поэтому ему уделялось соответствующее место.

00:38:26 Если же мы хотим узнать всё это в полноте, то необходимо вначале услышать Веды, услышать вибрацию и потом осознать её. Потом ещё много времени ученик должен был размышлять над тем, что он услышал от учителя. Это следующий этап познания: услышанное знание должно быть запомнено и осознано. Для понимания глубоких истин, которые в ведической философии представлены, необходимо было не только услышать изначальные тексты, их называли самхиты. Они постоянно произносились, люди их знали наизусть. Потом ученик размышлял над этими текстами, и этот процесс размышления очень важен. И здесь велика роль духовного учителя, который мог корректировать, поправлять ученика или пояснять ему какие-то вещи.

00:39:33 И если ведический процесс познания сопоставить с тем процессом познания, который мы наблюдаем сейчас, скажем, в вузе (я сам учился в вузе), то можно увидеть, что современный процесс познания в очень большой степени представляет собой процесс, сводящийся к восприятию огромного объёма информации, к сожалению. Поэтому студенты, как правило, очень перегружены, им нужно очень многое узнать на протяжении процесса обучения. Эта цивилизация, в которой мы сейчас живём, может быть названа цивилизацией эмпирического знания. И поэтому студентам предлагается за время их обучения усвоить или осмыслить огромный объём вот этого эмпирического знания, то есть нужно очень много запоминать. По сравнению с этим, ведический процесс познания был направлен не на восприятие эмпирической информации, а на глубокое осознание первоначальных категорий или представлений, из которых, собственно, состоит жизнь.

00:41:01 В начале передачи мы уже касались того, что одна из фундаментальных категорий Вед ‒ это представление о жизни. Для современной науки, это может прозвучать странно, человек или жизнь вообще являются белым пятном на территории эмпирической науки. Люди до сих пор не могут понять, в чём смысл и загадка жизни. То есть люди не могут понять, в чём секрет жизни, что такое жизнь и чем живое отличается от неживого. И это загадка. Хотя цивилизация наша считается современными людьми продвинутой в технологическом отношении, но ответ на такой фундаментальный вопрос ‒ что такое жизнь? – он не дан нигде. Ни в одной науке об этом чётко и ясно никто ничего не может сказать.

Жизнь с точки зрения Вед

00:42:02 Вот, допустим, человек. В медицине люди уже полностью разобрали человека. Они знают, что внутри, какие кости, нервы, нейроны, кровь, лимфа ‒ всё это известно. Но что такое жизнь и почему происходит этот процесс, почему из сердца выталкивается кровь и течёт по сосудам, как происходит процесс мышления, никто не может ответить на эти вопросы, хотя это один из принципиально важных моментов, без которых понимание реальности в целом, смысла жизни может вообще зайти в тупик. Веды начинают процесс образования или понимания с фундаментальных аксиом, которые, по сути, нужно глубоко усвоить, тогда мы может понять и ответить на такие вопросы. Поэтому Веды отвечают на вопрос: что такое жизнь и почему она происходит от живого, то есть живое воспроизводит живое. Для этого мы должны ввести понятия или категории Вед, касающиеся более глубокого, может быть, скрытого от наших грубых органов чувств, слоя реальности, а именно: духовной энергии, которая стоит за этим. Если мы понимаем эти вещи, тогда мы понимаем, что такое живое существо. В Ведах есть понятие «живое существо», или «джива». Русское слово «живое» и «джива» на санскрите созвучны.

00:43:48 Живое означает присутствие души в каждом каком-то объёме материи. Скажем, когда мы говорим «человек», с ведической точки зрения это означает, что живое существо присутствует в сердце человека. И присутствие этого живого существа, или дживы, духовной энергии, даёт возможность двигаться, развиваться, ощущать, чувствовать. То есть кровь движется по сосудам этой «машины» человеческого тела до тех пор, пока джива, или живое существо, присутствует в этом теле. Существует понятие выхода из тела или феномен переселения дживы из одного тела в другое, которое называется реинкарнация. В наше время есть очень много даже эмпирических случаев или ситуаций, феноменов, в которых эта концепция проявляла себя и подтверждала жизнь. Очень многие люди, впадая в состояние клинической смерти, могли обнаружить, что их существо пребывает вне тела и наблюдает извне это тело. Это примеры, связанные с какими-то операциями, во время которых человек мог войти в такое состояние, или каких-то автомобильных катастроф и т. д. Сейчас люди очень много пишут на эту тему, потому что эти темы глубоко связаны с пониманием жизни.

00:45:28 Так вот, в ведической культуре это понимается именно таким образом: пребывание души внутри тела – это и называется жизнь. Пребывание души вне тела может быть в состоянии сна, в состоянии каких-то стрессов и т. д. Это тоже состояние, и это то, что часто называется в эмпирической медицине состояние клинической смерти, когда душа может наблюдать это состояние тела, которое может казаться безжизненным извне, и потом она может вернуться в тело, и жизнь продолжается. И таких эмпирических случаев сейчас масса. Даже учёные попадают, я недавно читал в газете «Золотой век», одной из газет нашего Центра ведической культуры, где описывались такого рода феномены.

00:46:22 Эмпирическая наука также оперирует множеством фактов, связанных с процессом переселения души, они зафиксированы эмпирически. Вот, допустим, есть известный канадско-американский учёный Ян Стивенсон, который задокументировал и исследовал более тысячи эмпирических случаев, когда живое существо находилось в одном теле, потом происходил процесс смерти или выхода из этого тела, а затем это живое существо продолжало существование в каком-то другом теле. Но при этом, находясь в этом новом теле, живое существо сохраняло память о жизнях в этом теле. И профессором Стивенсоном было задокументировано очень много таких случаев, когда вот это живое существо в новом теле помнило какие-то ситуации, предметы…

00:47:29 Допустим, приведу один пример. Однажды, это было в Индии, один человек погиб, и потом его душа воплотилась в теле девочки, которая помнила название предыдущего места жительства погибшего и знала даже о каких-то вещах, которые только она могла знать. Допустим, она знала какой-то тайник, в котором лежал определённый предмет. И когда эта девочка пришла в эту местность, она сказала: «Я знаю, что вот в этом тайнике лежать такие-то вещи». И это поражает. Это феномен реинкарнации. Это одна из фундаментальных категорий ведической культуры. Реинкарнация означает, что живое существо вечно по своему предназначению, то есть духовная энергия не умирает, не исчезает. Что исчезает или меняется ‒ мы наблюдаем это. Это внешнее восприятие реальности, это физическое тело, в котором мы живём. Тело тленно, временно. Оно рождается, растёт и умирает в итоге. Но душа вечна, и об этом живом существе, душе, в «Бхагавад-гите» говорится очень подробно.

00:48:59 Есть известный стих на санскрите во второй главе «Бхагавад-гиты»: дехино ʼсмин ятха дехе каумарам я уванам джара татха дехантара-праптир дхирас татра на мухьяти. То есть живое существо воплощается в теле, проходит его, и оно может проходить состояние рождения, проживания жизни, смерти. Но если человек понимает эту сущность перехода, его не смущает даже процесс перехода в другое тело. То, о чём я говорю, может казаться очень необычным и непривычным, потому что это выходит за пределы нашего эмпирического опыта. Но это то, с чем каждый из нас сталкивается.

Реинкарнация

00:50:07 Как правило, живое существо, попадая в следующее тело, или реинкарнируя, не помнит о своих предыдущих рождениях. Может возникнуть такой вопрос: почему? Почему я тогда не помню о том, что было со мной? Может возникнуть такой вопрос: а каковы наши возможности памяти? А что, собственно, мы помним? Я могу задать вам вопрос: а помните ли вы, что было с вами три месяца назад в этот же день и час? Что вы делали, что с вами происходило, какие эмоции вы испытывали? Возможности нашей памяти ограничены, и мы, как правило, помним очень немногие события… Очень ограниченные вещи.

00:50:52 В современной психиатрии описан феномен человека, которому повезло или посчастливилось, может быть, в кавычках: он помнил всё, что происходило с ним в этой жизни. На протяжении жизни он помнил все детали, события, всё, что с ним происходило. И что в результате с этим человеком было? Он был постоянным клиентом психиатрической больницы, потому что это очень большой груз ‒ даже память о том, что происходит с нами сейчас. Мы не помним очень многое, и, как правило, наша память избирательна, мы помним очень ограниченное число каких-то событий, эмоций и т. д., кроме тех, которые особенно повлияли на нашу жизнь. Поэтому феномен жизни, с точки зрения Вед, проявляется таким образом: является благом то, что живое существо, попадая в следующее тело, не помнит о предыдущем теле, потому как что могло бы быть, если бы эта память присутствовала в нашем сознании? Был бы феномен раздвоения личности, или то, что называют шизофренией: когда человек помнит очень много (смеётся). Он в результате не может справиться с этой памятью о прошлом.

00:52:16 Представьте себе, что вы помните не только то, что происходит с вами сейчас, но и то, что происходило с вами на протяжении многих-многих каких-то других воплощений, то есть вам просто было бы очень трудно жить. Поэтому законы реинкарнации проявляются таким образом, что человек, рождаясь, как будто начинает эту жизнь с чистого листа, всё начинается с самого начала, его память начинается с этого рождения. Но, например, есть известная методика профессора Грофа, который изучал феномен реинкарнации, погружая в гипноз человека и двигаясь по линии жизни к своему рождению в этом теле. Он устанавливал, что человек может двигаться и за пределы этого рождения, и его память может быть восстановлена и на предыдущее воплощение, но для этого требуется специальное концентрированное усилие.

00:53:32 Иногда бывает так, что происходят какие-то события в жизни, допустим, какие-то катастрофы или стрессы, когда резко у человека этот доступ к памяти прошлой жизни вдруг обнаруживается. И тогда человек начинает помнить какие-то вещи. Я приведу пример. У нас в России, в Анапе, была одна молодая женщина, которая попала в определённую жизненную стрессовую ситуацию, и после этого она стала вдруг говорить на множестве древних языков, которые она никогда не слышала и не изучала, порядка сорока языков она вдруг вспомнила. Но этот феномен говорит о том, что он непостижим с точки зрения эмпирической науки. Эмпирическая наука говорит, что человек может изучить язык, если он специально ходит куда-то на курсы, в школу, в институт, изучает. И тогда он может с трудом этот язык освоить.

00:54:39 Это эмпирический способ познания. А вот этот способ, связанный с воссоединением с памятью прошлой жизни, может привести к тому, что возможности сознания человека расширяются настолько, что он помнит то, что история ещё не описывает. Он помнит, скажем, древнеегипетский язык, на котором может несколько десятков специалистов в мире говорят, и они знают о нём. Но она никогда с этим не соприкасалась, и вдруг она говорит на этом языке и может читать даже. Вот это интересные феномены.

00:55:19 К сожалению, время подходит к концу. Я планировал больше сказать сегодня… Наверное, это придётся перенести на следующие наши встречи. Если у вас возник интерес к тем темам, которые я сегодня затронул, к каким-то аспектам, к каким-то конкретным моментам, и вы хотели бы спросить о них – пожалуйста. Вы также можете нам сейчас присылать вопросы по Интернету. Владимир Георгиевич, может быть, ещё раз телефон повторить? 8-916-591-68-17. Пожалуйста, до девяти часов мы могли бы построить наше общение таким образом: вы можете задавать вопросы по тому материалу, который был сегодня услышан, мы будем подробно его обсуждать, попытаемся понять какие-то вещи. Также в письменном виде вы можете присылать свои вопросы. Спасибо большое. Мы ждём вопросы.

Варнашрама

00:57:10 Дорогие наши радиослушатели, пока нет вопросов, я могу продолжить ту тему, которую мы начали в прошлый раз, и сегодня я вам напомнил основные положения ведической культуры. Ведическая культура называется на санскрите словом варнашрама. И это означает, что общество делится на классы: четыре варны, четыре ашрама. На русском языке это просто четыре социальных класса и четыре духовных класса. К четырём варнам относятся: класс интеллектуальных людей, учёных, философов, священников; административный класс или дворяне (на санскрите называется кшатрии, руководители общества), сюда же относятся военные; бизнесмены, торговцы, но не просто торговцы на рынке, которые стоят за прилавком, а крупные, которые управляют всем торговым потоком в стране, у них какие-то торговые предприятия или магазины, банкиры сюда входят, их предназначение – обеспечить общество всем необходимым с материальной точки зрения, то есть продуктами, товарами и т. д.; и, наконец, рабочий класс. И сразу хочу обратить ваше внимание, что эти четыре класса на самом деле существуют не только в ведической культуре, но и в любой культуре вообще.

00:58:52 Если мы вспомним, скажем, дореволюционную Россию, то у нас был класс священников, священнослужителей. Это как раз соответствует первому классу духовных людей, брахманов. Затем был класс дворян, аристократии, помещиков, что соответствует второму административному классу ведической культуры. У нас был класс торговцев, банкиров, купцов и т. д., то, что называлось на санскрите вайшьи. И, наконец, рабочий класс, самый распространённый и самый массовый, класс людей, которые просто умеют работать руками. Это не означает, что это люди низшего сословия, просто это люди, у которых нет способностей к тому, чтобы занимать какие-то высокие должности, руководить обществом, к какому-то духовному лидерству. Они просто умеют и любят работать руками. Как один из наших преподавателей ведического университета сказал: у которых золотые руки, (смеётся), которые умеют работать. И хочу сразу заметить, это не так просто. Я не раз был свидетелем, когда учёные, люди с высшим образованием, пытались что-то такое мастерить, делать, и не всегда это получалось (смеётся). И в то же время для людей, которые не имеют высшего образования, но любят мастерить, нет никакой проблемы что-то сделать, что-то отпилить, построгать, они делают это очень хорошо.

01:00:36 Это четыре социальных класса ведического общества, и в Ведах это деление называется универсальным. О нём говорится в «Бхагавад-гите», и Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: «Мною созданы эти четыре класса человеческого общества в соответствии с качествами людей и их деятельностью». Символически это представляется разными частями тела. Если всё общество представить условно телом, то брахманы, интеллектуальный класс – это голова общества; кшатрии, административный класс – это руки; вайшьи, торговый класс – это живот; и шудры ‒ это ноги. Естественно, можно сказать, что голова самая важная, но в то же время если у вас нет рук, ног, то тоже ничего хорошего, жизнь не будет столь приятна.

01:01:32 Поэтому на самом деле в обществе нужны все четыре класса: представители первого, второго, третьего, четвертого класса. В численном отношении меньше всего брахманов, духовных людей, больше кшатриев, ещё больше вайшьев и самое большое число шудр. То есть самое большое число, может быть 90%, людей, которые как раз относятся к рабочему классу. И поскольку в человеческом теле должна быть гармония, должно быть сотрудничество, руки должны действовать на благо всего организма, руки не могут наслаждаться независимо, пытаться что-то съесть. Руки должны направить пищу в желудок, и тогда всё тело будет довольно. Точно так же в нормальном человеческом обществе все четыре класса должны действовать согласованно и сотрудничать на всеобщее благо.

01:02:36 В Ведах говорится, что есть две разновидности варнашрамы: материалистическая варнашрама (асурья-варнашрама) и духовная варнашрама (дайви-варнашрама). Это уже более тонкое деление, потому что в принципе варнашрама есть всегда. Я приводил вам пример российского дореволюционного общества, и в современном обществе то же самое: есть «новые русские» как бизнесмены, и остался какой-то класс учёных, философов, священников. И есть, естественно, политики, администраторы. Но поскольку у общества нет единой цели, нет общей какой-то культуры, то это не является дайви-варнашрамой, то есть духовной варнашрамой, это всего лишь асурья-варнашрама, то есть материалистическая культура, которая видит перед собой только материальные цели: материальное процветание, рост благосостояния рублей, долларов на душу населения, количество угля, проката стали и тонн пшеницы и прочее.

01:03:51 Но как есть поговорка «не хлебом единым сыт человек», так и в ведической культуре говорится, что на самом деле никакое материальное благосостояние, никакое количество материального богатства не сделает человека счастливым. То есть главное достоинство духовной культуры, ведической, ‒ это то, что она приносит людям счастье. В современной культуре предполагается, что нам просто не хватает материальной базы, нужно достичь определённого уровня на душу населения, выработки всех этих показателей, и тогда всюду будет полное изобилие. Это концепция коммунистического общества: необходима материальная база и тогда у всех будет всего довольно, и тогда люди вплотную займутся духовной жизнью (смеётся). Но, к сожалению, это утопия, потому что в мире уже существует такое общество, где имеется материальное изобилие. Реально существует общество, где безработные получают пособие по безработице больше, чем у нас профессор. Это общество называется Соединённые Штаты Америки. Там очень высокий уровень жизни, там очень высокая зарплата. Человек может работать на самой скромной, непритязательной работе, два-три часа в день, выйти на улицу, помести метёлкой. И он получает зарплату настолько высокую, что у нас далеко не всякий администратор или интеллектуал такую получает, несколько тысяч долларов. Потому что в обществе имеется процветание, изобилие продуктов питания, изобилие товаров и т. д.

01:05:35 Но в то же время мы знаем, что нельзя назвать Америку счастливой страной, там очень высокий процент самоубийств, огромные проблемы, и политические, и социальные. Мы знаем о событиях 11 сентября 2001 года, тогда это был шок для всей Америки, когда оказалось, что у Америки есть враг. В богатой, процветающей Америке в лице мусульманского мира обнаружились какие-то враги, которые завидуют этому богатству, этому благосостоянию. Это материальная двойственность, противоречия материального мира, где бедные завидуют богатым, слабые ‒ сильным. Этого нет в духовном обществе, в обществе ведической культуры, ну, не должно быть, по крайней мере.

01:06:30 И почему это так, мы постараемся с вами кратко обсудить. Это следующая тема, которую я сегодня собираюсь затронуть. Тема очень важная. Почему в обществе духовной культуры не было взаимной зависти? Почему шудры не завидовали кшатриям и брахманам? Брахманы почитались, они уважались всеми, они считались головой общества, кшатрии имели власть, вайшьи – богатство. Шудры просто работали, они просто служили остальным. Почему там не было антагонистических противоречий, социальных революций, коллизий, или о чём ещё писали классики марксизма-ленинизма, когда они излагали теорию классовой борьбы. По-моему, в книге «Происхождение частной собственности и государства» они как раз упоминали о том, что есть одно исключение – древнее индийское общество, общество ведической культуры, оно было свободно от этих классовых противоречий. А согласно марксизму-ленинизму, классовые противоречия – это движущая сила развития, и за счёт этого общество переходит от одной стадии к другой: вначале революция феодальная, потом буржуазная революция, потом пролетарская революция, потом наконец коммунизм, всеобщее процветание. Ну, эта теория, мы знаем, не выдержала проверки временем.

01:08:13 Более древняя теория, ведическая культура, до сих пор жива. Хотя прошло много столетий, даже тысячелетий, но в Индии и некоторых близлежащих странах, существуют древние ведические традиции почитания старших, принципы чистоты, принципы нисходящей системы знания, о чём говорил Сергей Васильевич, принцип духовного знания через процесс шабды, слушания духовного учителя. Так вот, в ведической культуре подразумевалось, что чем более высокое положение занимает человек, тем у него более широкий круг обязанностей. Мы говорили в самом начале, что первый принцип ‒ это принцип карма-йоги, то есть добросовестное исполнение своих обязанностей, о чём говорится в «Бхагавад-гите», в «Законах Ману». Так, самые сложные обязанности и самые возвышенные качества требуются от брахманов, то есть от духовного класса.

01:09:23 В «Бхагавад-гите» говорится, что от брахманов требуется чистота, спокойствие, самообладание, терпимость, стойкость, духовное знание, религиозность, мудрость и т. д. То есть это очень возвышенные духовные качества, которыми не так просто овладеть. И от брахманов также требуется такое качество, как аскетизм, то есть они должны жить простой жизнью, они не должны стремиться к богатству. Ну, соответственно, есть качества кшатриев, административного класса: отвага в бою, решимость, стойкость, защита своих подданных, находчивость и т. д. Это тоже не так просто, кшатрии обладают силой, обладают умением руководить обществом, и также у них имеется склонность к опеке, к тому, чтобы защищать своих подданных, а не просто их эксплуатировать. Это тоже достаточно возвышенные качества. От вайшьев, говорится в «Бхагавад-гите», требуется умение торговать, заниматься земледелием, защищать коров, потому что коровы ‒ это основа экономического процветания. Коровы дают самый ценный продукт: молоко, а также молочные продукты.

01:10:46 И, наконец, обязанности шудр самые простые: это служение другим классам. И поэтому, чем более высокое положение занимал человек в обществе, тем более сложным был его круг обязанностей, тем более возвышенными качествами он должен был обладать. И, скажем, шудра знал об этом и понимал, даже испытывая какое-то чувство зависти к богатым вайшьям или к могущественным кшатриям, что не так просто быть кшатрием или вайшьей, а тем более брахманом, потому что для этого нужны определённые качества. И от шудры требовалось меньше всего. Шудре позволялось жить вольготно, на широкую ногу, заниматься тем, чем ему хотелось. От него требовалось исполнять свои обязанности, служить высшим варнам. И им не нужно было соблюдать строгие принципы, такие как следование духовной традиции, отказ от насилия, терпимость, в отличие от представителей высших варн.

Ахимса

01:12:00 Скажем, в ведической культуре существует такой принцип, как ахимса, то есть ненасилие. И там убийство животных считается грехом, особенно убийство коровы. И поэтому в ведической культуре очень широко распространено вегетарианство. Сейчас это, кстати, вышло за пределы Индии, сейчас вегетарианство распространяется по всему миру. В Англии много миллионов вегетарианцев, сейчас и в России тоже есть вегетарианские кафе и рестораны. Этот принцип очень важный, потому что он автоматически влечёт за собой чистоту тела и чистоту сознания. Производство мясной пищи основано на насилии, на убийстве животных, и она загрязняет человеческое тело и человеческий ум ядами, связанными с гниением трупов, с тонким насилием, потому что ни одно животное не умирает само по себе, его приходится убивать и убивать очень жестоко, иногда зверски, в бойнях убивают животных. Мы этого не видим, мы этого не знаем, и детей кормят колбасой, сосисками. Я как-то спрашивал: «Откуда берутся колбаса и сосиски?», а они мне говорили: «Растут на дереве. Есть такое дерево, колбасное дерево, где растут вот эти колбасные палочки».

01:13:30 Но опыт показывает, что если человек хотя бы один раз увидит то, что происходит на бойнях, то это повлияет на всю его жизнь. Он не сможет брать в рот мясо, мясную пищу, потому что происходит зверское, совершенно безжалостное истребление животных: коров, овец, свиней. Есть такой фильм «Лики смерти», и если этот фильм где-то демонстрируется, то в процессе сеанса люди теряют сознание, вызывают скорую помощь. Потому что это просто адская картина. Я видел небольшой фрагмент этого фильма, показывали во время одной программы. Я не выдержал до конца, я вышел из аудитории, потому что не каждый человек может это всё вынести, просто увидеть то, что происходит на бойне. Но когда нам подают в красивой, изящной упаковке колбасу, буженину или сосисочки, то всё нормально, я же никого не убиваю, я же никого не мучаю. Но тем, что мы покупаем колбасу, сосиски, мясо, мы поощряем убийство животных.

01:14:52 Поэтому это очень важный принцип ведической культуры ‒ ахимса, ненасилие. И для брахманов это очень строго. То есть брахманы должны быть вегетарианцами, не должны употреблять мясную пищу. Это менее строго требуется от кшатриев, тем более от вайшьев и шудр, но, по крайней мере, в ведической культуре не было боен. В пищу употреблялось только мясо, принесённое в жертву, то есть кшатриям разрешалось убивать на охоте каких-то животных. Тех животных, которые причиняли беспокойство, предположим тигров, кабанов каких-то или, может быть, птиц. Но не было речи об убийстве коров, потому что корова – это священное животное, считается второй матерью, потому что кормит человека молоком. И поэтому в принципе низшим классам общества разрешалось ограниченное мясоедение. Но это не было столь массовым, столь изощрённым как в современной культуре.

01:15:58 Вот, это небольшой фрагмент, посвящённый вопросу почему ведическое общество не было антагонистическим и в нём не было антагонистических противоречий. Это было общество взаимного сотрудничества, взаимного уважения, и у стоящих на более низкой ступени социальной лестницы, шудр, вайшьев, не было зависти к тем, кто стоит на высшей ступени, потому что они понимали, что у тех, кто стоит на более высокой ступени, более сложные обязанности, более высокая ответственность. И нельзя искусственно занять положение брахмана или кшатрия, если нет соответствующих качеств.

01:16:46 Это некоторые основополагающие идеи, о которых я хотел вам сегодня рассказать. Это является очень важным моментом для философского, научного понимания общества ведической культуры. Это было общество духовных интересов, оно ставило во главу угла не материальное развитие, не материальные богатства, а именно духовное продвижение членов общества.

01:17:23 [Сергей Васильевич] Я немножко дополню то, о чём говорил Владимир Георгиевич. Система социального устройства в рамках ведической цивилизации обозначилась как варнашрама – варна ашрама. Это система по-другому называлась «естественной системой существования». То есть это не является чем-то специально придуманным, привнесённым. Это естественная система, которая существует практически в каждом, даже стихийно создаваемом, обществе. В каждом обществе есть лидеры, или кшатрии, есть те, кто отвечает за материальное благосостояние этого сообщества, есть те, кто делает какие-то простые операции, есть те, кто думает об идеологии, о том, как жить этому обществу.

01:18:29 И даже теории, которые связаны с различными социальными системами, не работают при оценке ведической системы. Потому что, как уже Владимир Георгиевич отметил, система варнашрамы не была основана на антагонизме или противоречиях, она была основана на сотрудничестве и взаимопонимании. Уже упоминалась аналогия с частями тела: руки, голова, туловище, ноги. Представьте себе, руки подумали, что они должны быть главными или ведущими в этом теле, и чтобы из этого получилось? Через какое-то время было бы обнаружено, что руки могут что-то делать, но они не могут существовать без туловища и ног и т. д., тем более управления. Таким образом, эта система социальной гармонии представляет собой идеальную систему, к которой можно стремиться, и даже нам в отношении социальной перспективы развития общества вполне можно было бы очень много позаимствовать из этой древней культуры, культуры Вед.

01:20:03 Принцип ахимсы, о котором сегодня говорилось, – это фундаментальный принцип. Почему об это говорится? Владимир Георгиевич сказал, что, допустим, если вы приходите на бойню, у вас возникает опыт этого видения. И это факт. Просто устройство современной цивилизация таково, что люди стараются скрыть от большинства членов общества правду о том, чем мы питаемся [смеётся]. Современные люди, когда они приходят в магазин, обнаруживают, что на этикетках многих продуктов нет состава вообще, неизвестно из чего это сделано. Мы часто не представляем что это, откуда это, иногда даже ингредиенты не указаны. Уже говорилось о более тонких ингредиентах: то есть убийство живого существа считалось преступлением в ведической культуре, и это не только преступление в смысле того, что вы поедаете плоть этого живого существа, но также вы поглощаете те страхи, эмоции, переживания, которые были связаны со смертью этого живого существа. Это очень вредно. К тому же, как упоминалось, в мёртвом теле возникает такой компонент, как трупные яды. Они считаются самыми сильнодействующими. И организм, поедая плоть животных, должен перерабатывать вот эти яды, поэтому множество заболеваний современного человека напрямую связаны со способом его существования в этом мире, в этом обществе.

01:21:54 Скажем, если мы поедаем тела животных, то с большой вероятностью у нас возникнет масса заболеваний. Учёные-медики установили эмпирическую связь между способом питания человека и определёнными заболеваниями. В частности, было установлено, что риск возникновения сердечнососудистых заболеваний и мясоедение связаны, они коррелируют друг с другом. Чем больше человек питается мясом, тем выше вероятность возникновения сердечнососудистых заболеваний. Это эмпирический факт, но Веды оценивают это не по факту подсчёта количества заболеваний. Они говорят, что это запрограммировано. Если мы строим свою жизнь на несчастье других живых существ, на их убийстве и поедании, то мы будем страдать. В том числе и из-за заболеваний, в частности сердечнососудистых или из-за заболеваний желудочно-кишечного тракта.

01:23:18 Веды говорят о том, что человек по своей «конструкции», по своему замыслу, своему устройству не предназначен для переваривания концентрированных продуктов. Вот, допустим, если сопоставить жизнь животного, допустим, хищного животного, такого как тигр, и человека. Тигр ‒ хищник. Считается, что для того, чтобы хищник мог эффективно существовать, его кишечный тракт должен быть достаточно коротким, чтобы продукты распада не способствовали возникновению болезней. Так вот, есть такое исследование, где показано, что соотношение длины кишечника и роста человека должно быть 5‒6‒7. Что касается хищников, то у них эта длина кишечника по отношению к длине их тела составляет 2‒3. Это говорит о том, что разные живые существа предназначены для питания разными продуктами. В этом отношении ведическая цивилизация, как уже упоминалось ранее в этой передаче, была построена на принципе ахимсы, ненасилия. И сегодня уже говорилось о роли коровы, коровы как символа этой ведической цивилизации.

Корова как священное животное

01:25:18 Очень часто люди, бывая в Индии, обращают внимание, что коровы почитаются, ей уделяется очень почётное место, машины объезжают на дороге, и убийство коровы считается одним из варварских действий. У нас, скажем, на Западе или в России в том числе, отсутствует в культуре понятие того, что корова может дать нам основу для жизни и даже в прямом смысле. Скажем, в Ведах молоко называется «жидкой религией». Я сейчас попытаюсь пояснить, почему это так. Потому что мы нуждаемся в молоке. Множество современных детей вскормлено молоком коровы в основном, потому что у современных матерей часто не хватает молока. Молоко коровы спасает, и молоко коровы способствует гармоничному развитию человека, его росту. Интересно, что тот способ существования, при котором мы получаем молоко коровы, имеет совершенно другую морально-духовную основу. Корова щедро делится молоком для того, чтобы помогать другим живым существам. В случае, если мы путём насилия какие-то продукты питания получаем, мы имеем совершенно другую основу, мы нападаем на другие живые существа, уничтожаем их и отбираем у них. В данном случае корова даёт, даёт молоко, которое представляет собой очень ценный пищевой продукт.

01:27:15 Из молока коровы современные люди могут делать сыры, сметану, сыворотку, масло, творог ‒ самые разнообразные продукты. То есть ведическая цивилизация в целом была построена на таком принципе, принципе очень благочестивом или добропорядочном. Жизнь строилась на том, что получалось в результате любовного обмена дарами. Корову ценили, уважали, почитали, и корова дарила это молоко, отдавала безвозмездно, бескорыстно. Представьте себе, корова вырабатывает очень ценный продукт – молоко, и она его дарит. Более того, если вы не подоите корову, она будет страдать (смеётся). Поэтому ведическая культура была основана на ненасилии, и корова была символом такого ненасилия. Мы не должны убивать корову, чтобы получить молоко. Мы просто общаемся с ней, ухаживаем за ней, она даёт это молоко. Это показывает, что когда принцип ахимсы заложен в основу цивилизации, цивилизация здорова. Продолжительность жизни может значительно возрастать, если мы находимся в гармоничном состоянии в отношении поддержания своего тела. То есть это принцип здоровья, один из принципов, ‒ не питаться продуктами насилия. Корова – это один из таких фундаментальных моментов. Молоко, корова и ненасилие – это высоконравственный процесс.

Гуны материальной природы

01:29:13 Здесь сегодня упоминалась одна из категорий ведической культуры, которая называется гуны, или качества материальной природы. Можно было бы ещё несколько слов об этом сказать. В соответствии с ведической философией существуют три гуны, с помощью которых многообразие материальной реальности может быть описано. Гуны носят специальные названия: саттва-гуна, раджо-гуна и тамо-гуна. Саттва-гуна – гуна благости, или гуна равновесия, гуна гармонии. Раджо-гуна – это гуна страсти, гуна энергичной деятельности, гуна переживаний или активной деятельности. И тамо-гуна – это качества, связанные с ленью, сонливостью, незнанием, сном и т. д. Это три качественные характеристики. Если мы начнём анализировать различные явления жизни, то обнаружим, что любое явление нашейматериальной жизни может быть проанализировано с помощью комбинаций вот этих трёх состояний, или трёх качеств, трёх гун.

01:30:38 Сейчас мы анализировали состояние общества, общественного устройства и можно применить этот принцип гун материальной природы к анализу общества и понять, почему какие-то явления, в социальном плане даже, связаны с гунами. До этого мы анализировали социальное устройство, или ведическую культуру, которая по-другому называется варнашрама. Это означает естественное, гармоничное устройство общества, предназначенное для того, чтобы люди, обладающие разными качествами, могли найти своё место в этом социальном устройстве. Поэтому это называлось естественным устройством. Так вот, можно проанализировать варны или типы деятельности людей в соответствии с варной. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы – это священники, скажем, писатели, философы, идеологи общества. Кшатрии – это цари, администраторы, военачальники. Вайшьи – это торговцы, те, кто отвечает за экономическое развитие общества. Шудры, или рабочие, это те, кто отвечает за выполнение простых операций. Шудры могут копать, строгать, строить, т. е. трансформировать любые материальные элементы.

01:32:17 Так вот, если анализировать с точки зрения гун, то гуна благости в наибольшей степени проявлена в классе брахманов, интеллектуальном сословии общества. Брахманы – это, можно сказать, олицетворение саттва-гуны, т. е. знание, равновесие, гармония, видение развития – это то, чем обладают брахманы. И поэтому этот класс чрезвычайно необходим для нормального функционирования общества, т. е. наличие святых людей, а брахманы – это люди, которые ведут, по сути, святой образ жизни, обладают такими качествами. И считается, что если в обществе отсутствует этот класс, то общество обречено на деградацию, потому что оно не имеет этого святого идеала, святой цели, святых качеств, святых характеристик существования. Поэтому, когда мы задумываемся, как устроить общество, то нужно вспомнить одну из идей ведической культуры: необходимо заботиться о том, чтобы представители этого класса присутствовали обязательно. Это одна из актуальных задач, поэтому наш Центр ведической культуры занимается просветительской деятельностью, чтобы люди смогли понять, как они могут распорядиться своим временем для культивирования саттва-гуны, или благости. Появление таких людей облагораживает или, можно сказать, освящает жизнь всего общества.

01:34:11 Кшатрии находились под влиянием гуны страсти, раджаса. И у них также была частично проявлена гуна благости. Они глубоко изучали ведическую культуру, их называли по-другому святые цари. Кшатрии могли управлять обществом на основе того, что советовались и получали наставления от класса святых людей, или брахманов. Это очень важный момент: руководство обществом должно быть не просто светским или связанным с каким-то экономическим воспитанием, образованием, а этот класс должен быть освящён тесной связью, взаимодействием или консультированием с классов брахманов, или святых людей. Эта связь прослеживается, если мы посмотрим исторически, как в различных типах общества такого рода феномены проявлялись. Мы можем обнаружить, что во многих цивилизациях при царях был совет мудрецов, допустим, или совет брахманов, совет наставников, которые могли высказываться, которые могли поправлять, которые могли оказывать влияние в каких-то сложных ситуациях на развитие общества. Это то, чего мы, к сожалению, сейчас не видим. Наша современная жизнь такова, что всё это расчленено. У нас руководство общества связано с экономическими категориями, представлениями, и духовное развитие общества не оказывает заметного влияния на устройство общества, на функционирование каких-то институтов в обществе и т. д.

01:36:15 Вайшьи, третий класс, или по-другому его называют буржуазия, или капиталисты. Это люди, которые склонны, во-первых, делать деньги, из всего делать деньги. Это то, что проповедуется у нас, к сожалению, очень широко, и люди думают, что это настоящее дело – делать деньги, зарабатывать деньги или экономическое благосостояние. В этой передаче уже говорилось, что по достижении этой цели, достижении экономического благополучия, тем не менее мы обнаруживаем, что люди по-прежнему несчастливы. Существует такая статистика, что в таких странах, как Америка и некоторых других (Японии, Германии, Швеции), где достаточно большое количество миллионеров, людей, которые решили экономические проблемы, мы обнаружим, что процент страдающих людей этого класса не ниже, чем среди людей, живущих достаточно бедно. То есть, допустим, выяснилось, что процент самоубийств или попыток самоубийства среди миллионеров статистически гораздо выше, чем среди людей среднего достатка.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Существуют ли практические ступеньки, шаги постижения истины современным человеком, то есть как обучаться и обучать?

01:38:08 Вопрос о нисходящем подходе к ведическому познанию. Это вопрос не такой простой, как может показаться. Понятно, что для того, чтобы происходил процесс обучения, нужно наличие учителя и наличие ученика. И, казалось бы, главное, чтобы был учитель. Но на самом деле понятие обучения нужно понимать более тонко: нужен не только учитель, но нужен и ученик. То есть обладать определёнными качествами должны и учитель, и ученик.

01:39:04 Рассмотрим современную систему образования. Я окончил физический факультет, у нас была физика, математика, философия и другие дисциплины, и единственным критерием, предъявляемым к преподавателю, было обладание определённой суммой знаний: он сдал какие-то экзамены, диссертацию защитил, получил какую-то степень, профессора или доцента. Но в ведической системе всё иначе. Для того, чтобы человек мог обучать, он должен не просто обладать суммой знаний (гьяна), он должен быть духовно реализовавшимся (вигьяна), обладать качествами, которые соответствуют тому высокому идеалу, который он даёт. Причём это не обязательно может быть духовный учитель, это может быть учитель какого-то конкретной материальной дисциплины, той же аюрведы, астрологии или Дханур-веды – военного искусства. Но, в любом случае, учитель, который даёт знание своим ученикам, должен обладать всеми духовными качествами, которые требуются в ведической культуре, то есть качествами брахмана, которые здесь перечислялись: смирение, простота, ненасилие, чистота, терпимость, мудрость, религиозность. Этого нет в современной культуре, то есть к преподавателям такие требования не предъявляются. Это первое условие, необходимое.

01:40:48 Второе условие, как ни странно, заключается в том, чтобы ученик был на высоте. То есть учеником может быть не просто любой, кто хочет что-то узнать и использовать это для своих индивидуальных эгоистических целей. Ученик тоже должен обладать такими качествами, как терпение, смирение, он должен слушать своего учителя и, более того, он должен почитать своего учителя. Я вам цитировал стих «Бхагавад-гиты»: "Обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы и старайся услужить. Самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину". Собственно, в этом стихе как раз перечисляются качества ученика: ученик должен быть достаточно разумным, достаточно смиренным, чтобы найти духовного учителя и обратиться к нему.

01:41:42 Но, к счастью, в современную эпоху, которая называется Кали-юга, эпоха духовной деградации, по милости свыше, по милости Господа, ведическое знание распространяется по всему миру. И мы представляем Общество ведической культуры, Институт Бхактиведанты, которые были основаны Бхактиведантой Свами Прабхупадой, великим духовным учителем, который распространил по всему миру это ведическое знание и который в полной мере обладал всеми качествами духовного учителя. Это называется ачарья – тот, кто учит своим примером. То есть духовный учитель учит не только посредством каких-то лекций, сколько своим примером, своим идеальным поведением. Особенно это, конечно, касается духовного учителя. Ну вот, кратко то, что необходимо для практической реализации этого процесса обучения. Для современных людей это не так просто, естественно, но поначалу мы просто можем читать книги духовного учителя, ту же «Бхагавад-гиту», о которой мы сегодня упоминали, потому что сегодня как раз день, когда была поведана «Бхагавад-гита» 5000 лет назад на поле битвы Курукшетра.

01:43:03 И другие книги тоже, в первую очередь «Шримад-Бхагаватам». Есть очень популярное изложение этих книг в книге «Наука самоосознания» Бхактиведанты Свами Прабхупады, где приводятся его беседы с учёными, с философами, с религиозными деятелями. Эта книга является просто блестящим примером воплощения духовной ведической культуры для современного человека. Если вам удастся достать эту книгу, то обязательно её возьмите и почитайте. Её можно найти в Центре ведической культуры по адресу Ленинградский проспект, владение 39. Есть также магазин. Может вы, Сергей Васильевич, помните адрес магазина, где можно найти эту литературу? Метро «Савёловская», Песцовая улица, дом 16, корпус 2. Пожалуйста, приходите и приобретайте там книги ведической традиции.

01:44:48 Что касается этапов или шагов, ступенек в постижении истины, я бы хотел дополнить то, что уже было сказано. Во-первых, можно выделить в соответствии с наставлениями из Упанишад три этапа такого рода восприятия. Я о них сегодня немножко говорил, но, может быть, не обозначал конкретно как этапы, как это нисходящее знание воспринимается. Действительно, необходимо, чтобы знание воспринималось по линии духовный учитель ученик, то есть преемственность должна быть. Этот человек не может выдумывать какое-то знание, он должен получить это из соответствующего источника, то есть от того, кто обладает квалификацией передавать это знание, – от духовного учителя. И вот, уже в процессе слушания или восприятия этого нисходящего знания можно условно выделить три этапа. Первый этап называется шравана, мы должны внимательно слушать квалифицированного представителя этой преемственности: духовного учителя или наставника. Внимательно слушать. Нужно услышать. Не услышав нельзя понять, это важный момент. Первый этап – это слушание. Сюда же, в этот этап слушания, можно также вставить запоминание (смаранам), то есть слушать означает запомнить.

01:46:32 Допустим, когда мы изучаем «Бхагавад-гиту», очень важным моментом является слушание и запоминание. Если мы помним, то мы можем дальше продвигаться в постижении. Это первый этап – слушание и запоминание. Так это происходило в ведические времена. Сначала ученики слушали Веды и запоминали их. Это был первый этап, первая ступенька. Следующий этап был связан с практической деятельностью. Нужно было размышлять над тем, что было услышано и запомнено. Этот этап назывался мананам, или размышление. Манас – это ум, и процесс размышления называется мананам. То есть долго размышляя над услышанным и запомненным, ученик мог осмыслить эти истины. И после долгого этапа размышлений наступает третий этап. Он заключаетя в том, что то, что услышано, над чем долго размышлял ученик, сопоставлялось с практикой его жизни. Так что второй этап размышления не означает чисто теоретическое размышление.

01:47:52 Размышление означает сопоставление с реальностью, практическим опытом. Это второй этап, он трудный. Если не было вот этого, то и нет глубины постижения этого нисходящего знания. И третий этап, который можно было бы вычленить в соответствии с Упанишадами, заключается в том, что знание, которое первоначально было услышано, запомнено, ученик долго размышлял над ним, сопоставлял его с реальностью, стало уже органической частью его личности. Этот этап называется нидхидьясана, когда это стало уже стержнем или ценностью данной личности. Личность ученика восприняла, приняла, можно сказать, внутрь себя это знание, и оно стало структурой личности этого человека. Неотъемлемой частью. Это то, о чём говорил Владимир Георгиевич: вигьяна, когда это знание трансформировалось и стало ценностью этого человека, качеством этого человека. Вот три этапа, которые условно можно выделить для того, чтобы разделить процесс восприятия нисходящего знания от постановки или услышания до того этапа, когда мы уже воспринимаем это знание, оно становится частью нашего существования.

01:49:25 На этом мы сегодня закончим нашу беседу, обсуждение. Я хотел бы поблагодарить тех, кто сегодня слушал и принимал участие в обсуждении. Спасибо большое за внимание, и также мы благодарим за интерес к ведической культуре. Сегодня, я напомню, очень важный праздник, в этот день 5000 лет назад было произнесено одно из центральных произведений ведической культуры «Бхагавад-гита». Поздравляю наших слушателей с этим праздником, желаю, чтобы в их жизнях всё было хорошо, и желаю в этот особый день помнить об этом событии и оказывать уважение «Бхагавад-гите» путём её изучения, почитания, чтения и обсуждения. Спасибо большое.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 03 November 2011
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 16 August 2020